Меню Рубрики

Анализы для детей с сдвг

Диагноз СДВГ не обрушивается внезапно «как снег на голову». Да и сама диагностика гиперактивности начинается задолго до того, как врач даст направление на обследование. Начинается она с наблюдения и анализа эмоциональных реакций и поведения малыша в повседневной жизни.

После бессонных ночей, истерик и проблем с адаптацией в коллективе, невольно возникает мысль о гиперактивности. К этому моменту родители, как правило, уже морально готовы к тому, чтобы провести комплексное обследование и диагностику. Поэтому не буду убеждать Вас в необходимости подобных мероприятий. Только напомню, что, чем раньше проводится диагностика гиперактивности и СДВГ, тем больше шансов (в случае, если диагноз СДВГ подтвердится) оказать своевременную помощь.

Однако, есть некоторые мелочи, помня о которых, Вы можете сэкономить значительную часть материальных средств и избежать ошибок.

Если быть точными, то диагноза «гиперактивность» не существует. Есть иные формулировки, например СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), и обозначают они не само заболевание, а одно из его проявлений. Подобные нарушения выявляются при диагностике различных заболеваний. Тем не менее, название «гиперактивность» прижилось. Чтобы не путаться в диагнозах, оставим его и мы. Итак:

Если у Вас есть подозрения на гиперактивность, проконсультируйтесь с доктором. Прежде, чем записаться к врачу, узнайте, какие специалисты есть в вашей детской поликлинике. Подойдут невролог, психоневролог или психиатр. Не помешает и консультация детского психолога. Если же с узкими специалистами напряженка, то уж участковый педиатр точно найдется. Он может дать направление для диагностики гиперактивности и СДВГ в районную или областную поликлинику, а, также, в диагностический центр. И это – абсолютно бесплатно.

Для постановки диагноза важно собрать информацию. Поэтому, первое, что сделает врач – проведет опрос. Вам и Вашему ребенку будут предложены вопросы с целью выявления важных симптомов и индивидуальных особенностей маленького пациента. Чтобы ответы на вопросы были максимально полными, подготовьтесь к посещению врача заранее. Понаблюдайте и проанализируйте обычные поведенческие реакции Вашего малыша в повседневной жизни:

  1. Как он ведет себя в группе детей?
  2. Во что и как играет?
  3. Соответствует ли развитие речи его возрастной норме?
  4. Импульсивен ли ребенок?
  5. Как он засыпает и спит?
  6. Имеет ли место двигательная расторможенность (гиперактивность)?
  7. Наблюдаются ли расстройства пищеварения?
  8. Беспокоят ли, и как часто, головные боли?
  9. Возможно, будет предложено пройти тест на гиперактивность

Это – ценная информация, которая поможет врачу при постановке диагноза гиперактивности и СДВГ.

Для подтверждения диагноза СДВГ доктор порекомендует вам пройти обследование. Не пренебрегайте этим. В арсенале врачей имеются современные методы диагностики (ЭЭГ, М-Эхо, РЭГ, МРТ), которые, уж точно, не будут лишними.

Вы видите отклонения в поведении гиперактивного ребенка, но не знаете, какими внутренними причинами вызвана гиперактивность. А, в зависимости от причин, подбираются и различные способы лечения. Нервная система ребенка – слишком тонкая материя. И действовать наугад здесь опасно.

Вы можете выбрать наиболее приемлемый способ диагностики:

  1. Взять направление от узкого специалиста или педиатра на те виды диагностики, которые можно пройти в рамках бесплатного медицинского обслуживания.
  2. Лечь на обследование в больницу (опять же, по направлению врача).
  3. Провести все, назначенные врачом, обследования быстро, за свой счет, в любом медицинском учреждении, располагающем необходимым оборудованием.

Для постановки диагноза гиперактивности или СДВГ требуется пройти обследования с непонятными названиями. Что же означают эти аббревиатуры и сокращения?

ЭЭГ (электроэнцефалография) – сегодня это самый достоверный и информативный способ исследования биоэлектрической активности мозга. Есть несколько видов исследования:

«Рутинная» — начальная диагностика, продолжительностью около 15 минут. Часто этого вида ЭЭГ оказывается достаточно, чтобы установить нарушения, вызывающие гиперактивность и СДВГ или их отсутствие. Пациент «как космонавт» усаживается в кресло, на голову надевается устройство с электродами, напоминающее по форме шапку. В течение процедуры врач может включить мигающую лампу, попросить Вас закрыть или открыть глаза, изменить дыхание.

Никакого дискомфорта этот вид диагностики не вызывает. А дети, и вовсе, воспринимают его как игру.

С депривацией (отменой) или сокращением ночного сна – если в этом есть необходимость. Обычная процедура ЭЭГ проводится в необычное время – когда пациент привык спать.

Длительная (продолженная) с регистрацией дневного сна – позволяет выявить изменения электрической активности мозга во время сна.

ЭЭГ ночного сна – дает возможность наблюдать, как меняются импульсы мозга в процессе засыпания, в разных фазах сна и на протяжении всех циклов, вплоть до пробуждения. Гиперактивность и СДВГ часто вызывают нарушения сна, и такое обследование помогает заметить их. В зависимости от состояния здоровья пациента, могут подключаться различные датчики и проводиться видеомониторинг.

Чтобы не пришлось проходить диагностику гиперактивности и СДВГ повторно, перед проведением электроэнцефалографии проконтролируйте, чтобы ребенок не был голоден и чтобы он оставался спокойным.

При этом нельзя применять успокаивающие и седативные препараты. Придется использовать смекалку: после пешей прогулки (до легкой усталости ребенка) — тихие занятия, мирная беседа. В конце концов — просто посадите к себе на колени и приласкайте малыша.

М-эхо (срединное эхо) – метод эхоэнцефалографии, основанный на отражении ультразвукового сигнала от срединно расположенных структур головного мозга. Благодаря тому, что разные ткани отражают ультразвуковые волны по-разному, врачи получают возможность оценить плотность мозговой ткани. М-эхо проводится лежа. Оно не требует особой подготовки и не вызывает негативной реакции со стороны пациента.

РЭГ (реоэнцефалография) – удобный способ исследования мозгового кровообращения. Данные о состоянии кровеносных сосудов головного мозга позволяют диагностировать как мелкие нарушения, так и серьезные заболевания и быстро принять меры, чтобы предотвратить опасные осложнения.

МРТ (магнитно-резонансная томография) – уникальный вид диагностики, который при помощи магнитного поля и радиоволн позволяет «увидеть» в трехмерном режиме даже самые мелкие части исследуемой области.

Магнитно-резонансный томограф представляет собой широкую трубу. В нее вкатывается кушетка с пациентом. Единственное неудобство – это непривычные звуки, издаваемые аппаратом (гудение и постукивание). Как говорила моя дочка: «Томограф «поет». Правда, слуха у него нет. Но мы ему об этом не скажем. Он, ведь, так старался!»

Для уменьшения дискомфорта уши можно заткнуть. А тем, кому боязно находиться внутри томографа, можно порекомендовать МРТ открытого типа. Там, вместо трубы, над кушеткой располагается лишь «козырек», или «крыша» с аппаратурой.

Как бы ни был серьезен диагноз гиперактивности и СДВГ, диагностика у детей имеет свои любопытные стороны (дети, вообще, народ любопытный)! Конечно, всякое медицинское обследование требует последовательности и терпения. Однако, стоит «разбить» его на несколько простых этапов и зарядиться позитивом, как утомительное, хлопотное и неприятное дело превратится в интересное приключение.

Если Вы уже миновали этап постановки диагноза, поделитесь своими впечатлениями. Возможно, у Вас появились собственные способы ускорить и удешевить диагностику, а, может, и сделать ее приятнее?

источник

Медицина прошла длинный путь в поисках методов определения и лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Но всё равно на данный момент не существует единого теста для определения этого общего расстройства.

Самым важным диагностическим инструментом для выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, скорее всего, является общение с семьей и с окружением пациента, а также с самим пациентом. При помощи этого простого приема доктор может максимально много узнать о его ежедневном поведении, настроениях, продуктивности в работе, привычках.

Обычный медицинский осмотр покажет общее состояние здоровья пациента. Но кроме этого доктору необходимо знать, какие конкретно симптомы и проявления СДВГ демонстрирует человек в повседневной жизни, чтобы правильно диагностировать и эффективно лечить СДВГ.

Что входит в перечень критериев при диагностике СДВГ?

Доктор диагностирует синдром дефицита внимания с гиперактивностью, опираясь на критерии Американской ассоциации психиатрии. Критерии, которые Вы прочитаете в конце статьи, взяты из Диагностико-статистического руководства по психическим расстройствам (сокращённо — DSM-IV).

Учитываться могут следующие факторы:

Этих исследований достаточно, чтобы диагностировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью, но доктор может настоять на прохождении пациентом дополнительных тестов, таких как:

Если пациентом является ребёнок, доктор проведёт беседу с родителями, чтобы выяснить, какие симптомы СДВГ проявляются в его поведении. Ему важно будет знать, в каком возрасте появились эти симптомы, а также в каких обстоятельствах они проявляются. Доктор может попросить оценку поведения ребёнка у его учителя, а также может попросить предоставить ему текущие табеля успеваемости и образцы домашних работ пациента.

Если же пациентом является взрослый человек, доктор может захотеть пообщаться с партнером пациента или с другим членом семьи. Это нужно для правильной оценки поведения пациента наряду с оценкой его симптомов. Также для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у взрослого человека доктору понадобятся сведения о его поведении в детском возрасте. Например:

СДВГ часто диагностируют взрослым людям. Но на самом деле это расстройство начинается в детстве. Подтверждение проявления симптомов СДВГ в детстве может стать существенным подспорьем для врача в правильной диагностике СДВГ и назначении лечения от него. У 50% детей с СДВГ симптомы не проходят с возрастом.

Существуют ли какие-то специфические тесты на синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Мы привыкли к анализам крови и к ряду других, более дорогих тестов, анализов и исследований, которые могут мыть дорогими, но могут помочь доктору в постановке окончательного диагноза. Поэтому родители часто просят о дополнительных анализах крови или сканировании мозга их ребёнка при диагностике СДВГ. Однако, не существует специальных лабораторных исследований или тестов, которые могут подтвердить/опровергнуть наличие СДВГ у человека.

Некоторые лабораторные исследования могут помочь выявить другие медицинские состояния, которые похожи на СДВГ. Но они не выявляют сам синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Наилучшими способами диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью являются следующие:

Какие оценочные шкалы используются при оценке симптомов СДВГ?

При постановке диагноза доктору могут быть очень полезными сведения, полученные от родителей и учителей ребёнка по оценке поведения ребёнка в различных окружениях. Если возможно, учитель или воспитатель с внешкольных занятий также должен заполнить опросник. При оценке поведения детей для диагностики СДВГ чаще всего применяются следующие оценочные шкалы:

Каковы критерии DSM-IV для диагностирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?

DSM-IV – это Диагностико-статистическое руководство по психическим расстройствам Американской ассоциации психиатрии. Это руководство используется большинством терапевтов при оценке риска наличия СДВГ и других психических и поведенческих расстройств у пациента.

Критерии DSM-IV для оценки СДВГ включают специфическое поведение, которое демонстрируют люди с СДВГ. Это симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Детям и взрослым, чьё поведение соответствует критериям DSM-IV, могут поставить диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Для того чтобы человеку диагностировали СДВГ, он должен соответствовать либо первому, либо второму набору критериев, перечисленных ниже.

Первая группа критериев фокусируется на симптомах невнимательности. СДВГ может быть диагностировано человеку, у которого на протяжении шести и больше месяцев проявляются шесть и больше из приведённых ниже симптомов. При этом они должны быть нехарактерными для уровня развития человека. Эти симптомы включают:

Вторая группа критериев сфокусируется на симптомах гиперактивности-импульсивности. Так же как и в случае с первой группой, синдром дефицита внимания с гиперактивностью может быть диагностировано человеку, у которого на протяжении шести и больше месяцев проявляются шесть и больше из приведённых ниже симптомов. При этом они должны быть нехарактерными для уровня развития человека. Эти симптомы включают:

Симптомы импульсивности включают:

В DSM-IV указывается ряд других критериев, которые должны быть подтверждены после того, как прошло соответствие по критериям симптомов. Эти критерии включают:

Что делать, если доктор подтверждает диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью»?

Если диагноз подтверждается у Вашего ребёнка или у взрослого члена семьи, очень важно придерживать назначенного лечения. Доктор может порекомендовать медикаменты от СДВГ, а также поведенческие терапии.

Многие дети и взрослые с СДВГ страдают, в то время как проявление симптомов можно существенно облегчить. Для этого просто нужно обратиться за медицинской помощью. Как только СДВГ диагностировано, лечение может серьезно облегчить жизнь человеку с СДВГ.

источник

Сами по себе симптомы расстройства дефицита внимания не являются ненормальными. Большинство людей порой чувствуют, что отвлекаются, не могут сфокусироваться или рассеяны. Более того, симптомы СДВГ легко спутать с другими проблемами — включая нарушения обучаемости и эмоциональные проблемы — которые требуют совершенно другого лечения. Вот почему так важно посетить специалиста по психологическому здоровью, чтобы определить, на самом ли деле симптомы относятся к СДВГ.

Не существует какого-то одного медицинского, физического или какого бы то ни было обследования, которое бы выявляло синдром дифицита внимания и гиперактвиности (СДВГ), который раньше называли просто СДВ. Чтобы определить, есть ли у вашего ребенка СДВГ, врач или другой специалист сферы здоровья должен использовать и предложить разные инструменты: список симптомов, ответы на вопросы о прошлых и текущих проблемах, медицинские обследования, чтобы исключить другие причины симптомов.

Помните, что такие симптомы СДВГ, как проблемы концентрации внимания и гиперактивность, можно спутать с другими расстройствами и медицинскими проблемами. Просто от того, что нечто выглядит как СДВГ, это не значит, что оно этим является, поэтому выделите достаточно времени на тщательную оценку и диагностику. Это важно.

СДВГ выглядит по-разному в зависимости от человека, поэтому существует широкий спектр критериев — или результатов обследований — которые помогают профессионалам ставить диагноз. Важно быть открытым и честным со специалистом, который проводит оценку, чтобы он мог прийти к более точному заключению.

Чтобы выявить СДВГ, у вас или вашего ребенка должна проявляться комбинация выраженных симптомов СДВГ, а именно: гиперактивность, импульсивность и невнимательность. Проводящие оценку специалисты также обратят внимание на следующие факторы:

  • Насколько остры симптомы? Чтобы поставить диагноз СДВГ, симптомы должны оказывать негативное влияние на вас или жизнь вашего ребенка. В целом, люди, у которых на самом деле есть СДВГ, сталкиваются со значительными проблемами в одной или более областях своей жизни: в карьере, финансах или отношениях.
  • Когда начались симптомы? Так как СДВГ начинается с детства, врач или психотерапевт посмотрит, как рано появились симптомы. Если вы уже во взрослом возрасте, можете ли вы разглядеть симптомы, вспоминая свое детство?
  • Как долго симптомы тревожат вас или вашего ребенка? Симптомы должны продолжаться по крайней мере шесть месяцев подряд.
  • Когда и где проявляются симптомы? Симптомы СДВГ должны проявляться во множестве условий: и дома, и в школе. Если симптомы проявляются только в одной среде, то вряд ли дело в СДВГ.

Квалифицированные профессионал, подготовленный для диагностики СДВГ, — это клинический психолог, терапевт или клинический социальный работник. Выбор специалиста может казаться затруднительным, на первый взгляд. И ниже мы описываем те шаги, мы рекомендуем предпринять, чтобы подобрать правильного специалиста для оценки вас или вашего ребенка.

  • Соберите рекомендации. Врачи, психотерапевты и друзья, которым вы доверяете, могут рекомендовать конкретного специалиста. Задайте им вопросы об их выборе и попробуйте последовать их рекомендациям.
  • Проделайте домашнюю работу. Найдите сертифицированных профессионалов и специалистов с учеными степенями, к которым вы могли бы обратиться. Если возможно, поговорите с их бывшими пациентами или клиентами, и узнайте, какой у них был опыт.
  • Убедитесь, что вам комфортно. Важная часть выбора правильного специалиста для проведения обследования — чувствовать себя комфортно. Постарайтесь быть собой, задавать вопросы и быть честными с профессионалом. Возможно, вам понадобиться поговорить с несколькими специалистами перед тем, как вы подберете того, кто лучше всего поможет вам.

Многие люди узнают, что у них СДВГ, только когда становятся взрослыми. Некоторые обнаруживают это, когда их ребенок получает диагноз, то есть когда они многое узнают о заболевании и осознают, что оно касается и их. В случае других людей симптомы в конечном счете так сильно опережают возможности совладания с ними, что приводят к существенным проблемам в повседневной жизни, и они начинают искать помощи. Если вы заметили за собой признаки и симптомы СДВГ, запланируйте визит к специалисту в сфере психологического здоровья, с целью прохождения обследования. Когда вы назначите эту важную встречу, испытывать нервозность — нормально.

Если вы знаете, что ожидать, процесс обследования СДВГ не станет смущать или пугать. Многие профессионалы начнут с просьбы к вам заполнить опросник и принести его на встречу. Вас, возможно, попросят указать несколько близких вам людей, которые также смогут принять участие в обследовании. Чтобы определить, есть ли у вас СДВГ, специалист, который проводит оценку, может проделать все или часть из следующего:

  • Спросить о ваших симптомах, включая то, насколько долго они беспокоят вас, а также о проблемах, которые они порождали в прошлом.
  • Попросить вас пройти тесты на СДВГ, такие как отметить симптомы в списке или пройти тест на внимание.
  • Поговорить с членами вашей семьи или близким вам человеком о ваших симптомах.
  • Попросить вас пройти медицинское обследование, чтобы исключить физические причины симптомов.
Читайте также:  Рахит у детей до года анализы

Если вы сталкиваетесь с существенными проблемами в одной из следующих сфер, возможно, вам лучше пройти обследование на СДВГ:

  • Работа или карьера: частая потеря работы или прекращение посещения работы;
  • Работа или школа: недотягивание до своих возможностей и способностей;
  • Повседневные задачи: неспособность следить за домом, оплачивать вовремя счета, организовывать мероприятия;
  • Отношения: забывание важных событий, неспособность завершать задачи, расстройства из-за незначительных мелочей;
  • Эмоции: пребывание в постоянном стрессе и беспокойства из-за того, что вы не достигаете целей и не выполняете своей ответственности.

Когда вы думаете над диагностикой СДВГ у ребенка, лучше всего размышлять об этом в комплексе: вы не одиноки и при поддержке других людей вы сумеете добраться до корней проблем, с которыми борется ребенок. Вместе со специалистом, подготовленным к диагностике СДВГ, вы сумеете провести быструю и точную диагностику, которая приведет к лечению.

Когда вы участвуете в диагностике СДВГ у ребенка, вы — лучший адвокат своего ребенка и самый важный источник поддержки. Как родитель в этом процессе, ваша роль связана и с практической стороной, и с эмоциональной. Вы в силах:

  • Дать эмоциональную поддержку ребенку в процессе постановки диагноза;
  • Гарантировать, что ребенок проходит обследование у лучшего из возможных в вашем случае специалистов; отслеживать скорость и точность обследования; узнать стороннее мнение, если нужно;
  • Обеспечить врача или специалиста уникальной и полезной информацией, включая открытые и искренние ответы на вопросы об жизни ребенка и его текущих способах приспособления.

Обычно в процесс обследования при диагностике СДВГ у детей вовлечены несколько профессионалов. Физиотерапевты, клинические психологи, школьные психологи, клинические социальные работники, логопеды, специалисты по обучаемости и преподаватели — каждый способен сыграть важную роль в оценке СДВГ.

Как и в случае взрослых, не существует лабораторного или визуализирующего анализа, чтобы поставить диагноз: вместо этого клиницисты основывают свои заключения на наблюдениях за симптомами и за счет исключения других расстройств. Специалисты, которые проводят обследование ребенка, будут задавать целый ряд вопросов, на которые вам следует отвечать открыто и искренне. Специалист может также:

  • Запросить подробную медицинскую или семейную историю; воспользоваться психологическими тестами, чтобы измерить коэффициент интеллекта и уровень социальной и эмоциональной приспособленности; провести общее физическое и/или нейрологическое обследование.
  • Провести подробное интервью с вами, ребенком и учителями ребенка; наблюдать за тем, как ребенок играет, или ведет себя в школе.
  • Использовать стандартизированные скрининговые инструменты для диагностики СДВГ.

Врачи, специалисты, тесты на СДВГ — все это может казаться неподъемным на пути диагностики ребенка. Но вы сумеете уменьшить хаос в этом процессе, если будете следовать нескольким практическим советам:

  • Запланируйте встречу со специалистом. Будучи родителем, вы должны инициировать обследование на СДВГ, чтобы помочь своему ребенку. Чем раньше вы запланируете встречу, тем быстрее вы сумеете получить помощь для СДВГ.
  • Поговорите с представителями школы ребенка. Встретьтесь с классным руководителем своего ребенка и прямо и открыто поговорите о ваших планах пройти диагностику. Возможно, учителя помогут вам и облегчат пребывание ребенка в школе.
  • Дайте профессионалам полную картину. Когда вам задают трудные вопросы о поведении ребенка, убедитесь, что вы отвечаете искренне. Ваша точка зрения очень важна в процессе обследования.
  • Двигайте происходящее вперед. Вы — лучший адвокат своего ребенка, и в вашей власти предотвратить откладывание диагностики. Стараясь не быть навязчивым, встречайтесь с врачами и специалистами часто, чтобы четко понимать, в какой вы ситуации.
  • Если нужно, обратитесь за еще одним мнением. Если у вас есть какие-либо сомнения, что ребенок прошел полное обследование, встретьтесь с еще одним специалистом.

Нормально чувствовать себя изнуренным или расстроенным на пути диагностики СДВГ. Но держите в голове, что постановка диагноза — первый шаг с лучшей жизни. Как только вы узнаете, с чем вы столкнулись, вы сумеете начать лечение — а это означает обретение контроля над симптомами и возможность чувствовать себя более уверенным в каждой сфере жизни.

Диагноз СДВГ может переживаться как ярлык», но лучше думать о нем как об объяснении. Диагноз объясняет, почему вы вынуждены бороться с такими ситуациями, как недостаточная концентрация внимания, неспособность следовать инструкциям, внимательно слушать и быть организованным — все то, что другим дается легко.

В этом смысле постановка диагноза несет облегчение. Вы почувствуете облегчение, зная, что дело вовсе не в лени или недостатка интеллекта у ребенка, но в расстройстве, с которым можно многое сделать.

Также помните, что диагноз СДВГ не означает, что вы будете страдать всю жизнь. Некоторые люди сталкиваются лишь с умеренными симптомами, в то время как другие — с более серьезными. Но вне зависимости от того, в какой части спектра находитесь вы или ваш ребенок, существует много того, что вы в силах сделать, чтобы справиться с симптомами.

Важно понимать, что диагноз СДВГ не исключать другие заболевания в психологической сфере. Вот некоторые расстройства, которые не являются частью СДВГ, но в некоторых случаях сопутствуют ему или похожи на него:

  • Тревожность. Это чрезмерное беспокойство, которое случается часто и которое трудно контролировать. Симптомы включают чувство неугомонности или на пределе нервов, склонность к утомляемости, панические атаки, раздражительность, мышечную напряженность и бессонницу.
  • Депрессия. Симптомы включают чувство безнадежности, беспомощности и ненависть к себе, равно как и изменения в сне и привычках приема пищи, а также утрату интереса к активностям, которыми раньше вы наслаждались.
  • Расстройства обучаемости. Это проблемы с чтением, письмом или математикой. Когда дается стандартизованный тест, выясняется, что интеллектуальные способности ученика много выше, чем его успеваемость.
  • Злоупотребление психоактивными веществами. Импульсивность и поведенческие проблемы, которые часто сопровождают СДВГ, приводят к проблемам с алкоголем и наркотиками.

Диагноз СДВГ может стать отличным пробуждающим звонком и придать вам дополнительных сил, чтобы обратиться за помощью по поводу симптомов, излечив которые вы встанете на путь успеха и счастья. Если вы или ваш ребенок получил диагноз СДВГ, не ждите, чтобы начать лечение. Чем раньше вы начнете лечение симптомов, тем лучше.

  • Совладание с СДВГ потребует работы. Подбор правильного лечения для вас или вашего ребенка — процесС, которые требует времени, настойчивости и проб и ошибок. Но вы в силах помочь себе, дополнив профессиональное лечение следующим: получайте возможно больше поддержки, перенимайте привычки здорового образа жизни и делайте все возможное, чтобы совладать с СДВГ.
  • СДВГ — лечится. Не бросайте надеяться! При правильном лечении и поддержке вы и ваш ребенок сумеете взять под контроль симптомы СДВГ и построить жизни, которую вы захотите.
  • Лечение — ваша ответственность. Только на ваше усмотрение, бороться ли с симптомами СДВГ или нет. Профессионалы в сфере здоровья могут помочь, но в конечном счете ответственность лежит в ваших руках.
  • Узнавание всего возможного об СДВГ — ключ. Понимание расстройства поможет принимать информированные решения по поводу всех аспектов жизни и лечения для вас или вашего ребенка.
  • Поддержка играет важную роль. В то время как лечиться или нет — ваше решение, поддержка других поможет оставаться мотивированным и продраться через трудные времена.

Переведено с разрешения HelpGuide International, оригинал
Авторы: Сигал Дж., канд. наук; Смитс М.
В редакции декабря 2016

источник

Методики, которые могут применяться для диагностики детей с СДВГ.

Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М., 2007

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

«Обведи контур»
(исследование наглядно-действенного мышления)

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Венгер А.П. Психологические рисуносные тесты. – М., 2003.

Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. — Ростов-на-Дону, 2006.

Бобченко Т.Г., Пронина Е.В. Организация производственной практики в дошкольном образовательном учреждении. – Владимир, 2008.

Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб., 2008.

Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М., 2005.

Самоконтроль и произвольность

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., 2008

Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М., 2005.

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М., 2001

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М., 2001

Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. – М., 2005

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM — IV

Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М., 2005

К основным диагностическим критериям СДВГ по современным классификациям МКБ-10 и DSM – IV (АПА, 1994) относятся следующие признаки.

Несоответствующие нормальным возрастным характеристикам и свидетельствующие о недостаточных адаптационных возможностях:

Гиперактивность и импульсивность

Первые симптомы постоянно сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка.

Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе), несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастных показателям.

Для постановки диагноза необходимо наличие следующих симптомов, приведенных в разделах I и II :

I. Шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам

1. Ребенок часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

II. Шесть или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере б месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
(модификация метода Пьерона — Рузера)

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999

Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания — 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания — 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания — 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошиб­ками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания — 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Ко­ноновой).

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., 2008

Исследование внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности во времени.

Применяется для обследования детей от 6 лет.

Инструкция : «Внимание! Слева в верхней части Ваших ответных бланков нарисованы два квадратика-образца. С ними надо сравнивать все остальные квадратики, нарисованные на бланке. Строчка, находящаяся сразу под образцами и не имеющая номера – тренировочная строчка (черновик). На ней Вы сейчас попробуете, как надо выполнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строки с образцами. В том случае, если квадратик тренировочной строки совпадает с каким либо из образцов, его следует зачеркнуть одной вертикальной черточкой. Если такого квадратика среди образцов нет, то его следует подчеркнуть (проговаривание инструкции необходимо сопровождать демонстрацией соответствующих действий). Сейчас вы будете последовательно обрабатывать все квадратики тренировочной строчки, зачеркивая совпадающие с образцами и подчеркивая несовпадающие. Работать необходимо строго по инструкции.

Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие с образцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.

Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.

Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.

Выполнять инструкцию наоборот: подчеркивать совпадающие и вычеркивать несопадающие с образцами квадратики».

Только после того, как дети все поняли, они могут приступить к самостоятельной обработке тренировочных строчек на своих бланках. Тем, кто не понял, необходимо индивидуально на бланке показать, как надо работать.

Продолжение инструкции : «Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку дается 1 минута. По команде «Стоп!» необходимо перейти к обработке следующей строчки. В каком бы месте вас ни застал сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строчку и без перерыва продолжать работу. Работать нужно как можно быстрее и как можно внимательнее».

Обработка результатов происходит при помощи наложения на бланк ключа, изготовленного из прозрачного материала. На ключе маркером выделены места, внутри которых должны оказаться зачеркнутые квадратики. Вне маркеров все квадратики должны быть подчеркнуты.

Для каждой строчки подсчитывается:

Общее количество обработанных квадратиков (включая ошибки).

За ошибку считаются неверная обработка, исправления и пропуски. Затем значения переносятся на бланк фиксации результатов.

К основным расчетным показателям детей с СДВГ относятся коэффициент точности выполения теста (показатель концентрации внимания) и показатель устойчивости внимания.

Скорость выполнения теста ( V ) – общая сумма обработанных знаков делится на количество рабочих строчек.

Коэффициент точности выполнения теста (или показатель концентрации внимания) – отношение правильно обработанных знаков к общему числу обработанных знаков.

Где у i – количество ошибок в строке, α – среднее количество ошибок в строке, n – количество рабочих строчек.

Возрастные нормативы скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона

Возрастные нормативы точности выполнения теста Тулуз-Пьерона

Точность выполнения теста связана с концентрацией внимания, однако может зависеть и от следующих характеристик: переключение внимания, объем внимания, оперативная память, визуальное мышление, личностные характеристики. Если ошибки возрастют пропорционально расстоянию от образцов, т.е. по мере продвижения вправо и вниз на ответном бланке, то нарушены объемныех характеристики внимания, сужено поле внимания. Выпадение или подмена образцов типичны для ослабленной оперативной памяти. Ошибки, связанные с одновременным вычеркиванием квадратиков, как соответсвующих образцам, так и тех, которые им зеркальны или симметричны относительно вертикальной оси, свидетельствуют о недостатках визуального мышления и анализа, а также несформированности разделения право-левой ориентации.

Методика «Найди и вычеркни»
(адаптация Е.В. Доценко)

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Для исследования внимания использовалась методика «Найди и вычеркни», один из вариантов «корректурной пробы», общий принцип которой был разработан Б. Бурдоном в 1895 г. Применение корректурной пробы для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью предлагают И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова [3], Л.А. Ясюкова [17], поскольку нарушение внимания является характерной особенностью синдрома гиперактивноси . Выбор этой методики обосновывается тем , что тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Эта методика адаптирована для детей дошкольного возраста, ее можно проводить в виде игры, в ней использованы знакомы детям изображения.

Читайте также:  Рассказ ушинского дети в роще анализ

Ребенку показывается бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звезда, половинка круга.

Инструкция: « Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных фигурок. Когда я скажу тебе «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те фигурки, которые я назову. Искать и зачеркивать их надо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». Ты должен сразу остановиться и показать, какую фигуру увидел последней. После этого я отмечу это место и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое – искать и вычеркивать фигуры. Так будет несколько раз, пока я не скажу «конец». На этом игра закончится».

Ребенок работает 2,5 минуты, в течении которых 5 раз через каждые 30 секунд ему говорят «стоп».

Для проведения этой методики необходим бланк, секундомер, карандаш для ребенка и ручка для экспериментатора.

Фамилия, имя __________________________________________ Возраст _____________

Дата обследования _________________________

Продуктивность и устойчивость

S=0,5 xN – 2,8 xn / t ( t =30 и 150)

Фамилия, имя __________________________________________ Возраст _____________

Дата обследования _________________________

Продуктивность и устойчивость

S=0,5 xN – 2,8 xn / t ( t =30 и 150)

Обработка и оценка результатов . При обработке определяется количество фигур, просмотренных ребенком в течении 2,5 минут, а также отдельно за каждый 30-сек интервал. По формуле определяется общий показатель развитости продуктивности и устойчивости внимания:

Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания

N – количество изображений , просмотренных ребенком за время работы

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

По показателям строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка.

Рисунок 1. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На рисунке № 1 представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике.

График динамики продуктивности и устойчивости внимания

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Методика «Домик» позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. И.П. Брязгунов рекомендует использовать в комплексном обследовании детей с гиперактивностью широко применяемые в пси­хологической практике рисуночные техники. Эта методика рассчитана на детей 5 – 10 лет.

Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Материал: картинка, изображающая домик, лист А4, простой карандаш.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй пожалуйста, точно такую же картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок – «Домик»). Не торопись, будь внимательным, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать не надо, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда начинай рисовать». По окончании работы ребенку предлагается проверить, все ли у него верно.

Обработка результатов производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Безошибочное копирование оценивается в 0 баллов.

1. Отсутствие каких-либо деталей рисунка (4 балла)

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (3 балла)

3. Неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла)

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл)

5. Отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл)

6. Разрывы между линиями в тех метах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв).

7. Залезание линий одна на другую (1 балл за каждое залезание).

При анализе рисунка так же надо обращать внимание на характер линий, которые могут говорить как о развитии мелкой моторики, так и о личностных особенностях ребенка. Хорошее выполнение рисунка оценивается как «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.

Фамилия, имя _________________________________ Возраст ________________

Дата обследования ______________

Отсутствует какая-либо деталь:

Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (за каждую деталь)

Неправильно изображенный элемент рисунка

Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка:

— Забор не на одной линии с домом

— Смещение трубы к левому углу крыши

— Смещение окна в сторону от центра

— Расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии

— Основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его

Отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления

Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв)

Если линии штриховки крыши не доходят до линии крыши (1 балл за штриховку в целом)

Залезание линий одна на другую (1 балл за каждое залезание)

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Выбор этой методики обусловлен тем, что тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания мы показывали ребенку рисунок 2 и объясняли, как с ним работать.

Инструкция: «Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков ты должен проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку».

Дети непрерывно работали, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения внимания каждого ребёнка определялся по формуле:

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считались неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры. Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики внимания детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 1).

Выбор этой методики обусловлен тем, что с помощью данной методики оценивается объём внимания ребёнка. Для этого использовался стимульный материал, изображённый на рисунке 3.

Лист с точками предварительно разрезался на 8 малых квадратов, которые затем складывались в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получал следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1–2 сек, показывалась каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Методика Е.Е. Кравцовой «Да и нет».

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Цель : выявить уровень сформированности контекстного общения со взрослыми у детей 6 – 7 летнего возраста.

Метод : эксперимент, беседа.

Материал : два комплекта вопросов.

Методика Е.Е. Кравцово построена на основе общеизвестной детской игры в фанты. Согласно инструкции ребенок должен отвечать на вопросы экспериментатора с таким расчетом, что требуют употребления именно запрещенных слов. Предполагается, что дети, утратившие непосредственность поведения, смогут перейти от импульсивных ответов, на которые провоцировал прямой смысл задаваемых вопросов, к ответам, соответствующим правилам игры. В этом случае количество верных ответов становится прямым показателем произвольности в общении.

Эксперимент состоит из трех серий. Проводится индивидуально, ответы протоколируются.

Первая серия . Дети отвечают на вопросы взрослого, не используя слов «да», «нет». Экспериментатор объясняет ребенку правила игры, приводит примеры вопросов и ответов на них, задает пробные вопросы, а затем переходит к собственно игре.

Всего ребенку задается 25 вопросов: 20 провоцирующих и 5 нейтральных. В этой серии экспериментатор никак не оценивает ответы детей и на их прямые вопросы «Правильно?» не отвечает. По окончании игры в этой серии ребенок должен повторить правила игры, а затем оценить свои ответы, то есть сказать, использовал он или нет запрещенные слова.

Вторая серия. Взрослый задает детям аналогичные вопросы (но не те же, что в первой серии, а из второго набора). В отличие от первой серии, после каждого ответа дается оценка его верности – соответствия правилам игры. Если ребенок отвечает неверно, то экспериментатор забирает у него фант. Фантами могут служить, например, игрушки, разрезные картинки.

Третья серия. Детям предлагаются вопросы, аналогичные тем, которые задавались в предыдущих сериях. Однако, отвечать на эти вопросы дети должны только после «знака» экспериментатора. Взрослый подавал «знак» через десять секунд после каждого вопроса. Если дети пытаются отвечать на вопрос, не дожидаясь «знака», то экспериментатор останавливает их и обращает внимание на то, что «знака» еще не было и отвечать пока нельзя.

По результатам эксперимента для каждой возрастной группы вычисляют среднее количество верных ответов и среднее время работы, выделяют самые трудные и самые легкие вопросы, определяют количество детей в каждой группе, правильно оценившие свои ответы.

На основании полученных данных выявляют уровень сформированности контекстного общения ребенка со взрослыми. Рассматривают результативность деятельности детей в эксперименте (количество верных ответов) во взаимосвязи с показателем уровня произвольности в общении со взрослым.

Вопросы к методике «Да и нет не говорите»

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Ты видел когда-нибудь кошку?

Завтра ты пойдешь в школу?

Когда выходной, ты ходишь в детский сад?

Может ли кошка съесть мышку?

После зимы наступает осень?

На день рождения тебе подарили подарок?

Ты хочешь стать космонавтом (артисткой)?

Какого цвета халат у врача?

Вопросы к методике «Да и нет не говорите»
(второй комплетк)

Ты любишь жевательную резинку?

Ты хотел бы уехать в Америку?

Белые медведи живут на севере?

Методика «10 слов» (А.Р. Лурия) .

Бобченко Т.Г., Пронина Е.В. Организация производственной практики в дошкольном образовательном учреждении. – Владимир, 2008.

Методика предназначена для изучения развития речевой кратковременной непосредсвенной механической памяти, динамики запоминания. Методика может быть использована для обследования детей, начиная с 5 лет. Проводится индивидуально.

Содержание методики включает инструкцию, стимульный материал, бланк для фиксирования ответов.

Стимульный материал представлен 10 именами существительными, не связанными между собой по смыслу, значение которых знакомо дошкольнику: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Инструкция : «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Записываются в соответствующей ячейке слова, которые ребенок запомнил с ошибкой.

Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап). Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил,— все вместе, в любом порядке».

3 – 5 этапы. Инструкция: «Еще раз».

Ответы ребенка не исправляются и не критикуются. В конце надо обязательно похвалить: «Задание было трудное, ты молодец, много запомнил».

1. Подсчитать количество правильно воспроизведенных слов после каждого предъявления – Р n , где n – порядковый номер предъявления

2. Вычислить показатель продуктивности запоминания – среднее значение правильно воспроизведенных слов

3. Построить диаграмму «Динамики продуктивности запоминания».

Уровень патологии – 0-1 слово

Слабый уровень, субнорма – 2 слова

Средний уровень – 3-4 слова

Высокий уровень – 8-10 слов

Таким образом, для 5-7 летних детей показатель продуктивности запоминания в норме равен 3-5 единицам.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания детей. У здоровых детей количество правильно воспроизведенных слов планомерно увеличивается.

Если количество правильно воспроизведенных слов на одном из этапов начинает планомерно уменьшаться, это свидетельствует о повышенной утомляемости, снижении концентрации внимания.

Кривая, имеющая вид плато, характерна для эмоционально вялых детей, не заинтересованных в том, чтобы запомнить лучше.

Неустойчивая продуктивность запоминания и зигзагообразная кривая имеет место при неустойчивом внимании.

Если ребенок заменяет исходные слова близкими по смыслу «конь» — «лошадка», «хлеб» — «булка», «брат» — «мальчик» и т.д. – это значит, что происходит образное кодирование информации, и зрительная память дошкольника доминирует над аудиальной. Ребенок запоминает не то, что слышит, а тот образ, которые при этом у него активизируется. В этом случае понимать и запоминать информацию ребенок будет неточно, искаженно. В этом случае при проведении коррекционно-формирующей работы важно контролировать точность воспроизведения информации ребенком, следить за правильностью его речи, уточнять значения слов.

Употребление уменьшительно-ласкательных форм слова – «братик», «грибок», «лошадка» — характерно для инфантильных детей.

Застревание на ошибках – повторяют одну и ту же ошибку от этапа к этапу – свидетельствует об инертности познавательных процессов.

Динамика продуктивности запоминания.

У здоровых детей количество правильно воспроизведенных слов планомерно увеличивается.

Если количество правильно воспроизведенных слов на одном из этапов начинает планомерно уменьшаться, это свидетельствует о повышенной утомляемости, снижении концентрации внимания.

Кривая, имеющая форму плато, характерна для эмоционально вялых детей, не заинтересованных в том, чтобы запомнить лучше.

Неустойчивая продуктивность запоминания и зигзагообразная кривая имеют место при неустойчивом внимании.

При написании выводов учитываются результаты количественного и качественного анализа.

Фамилия, имя _______________________________ Возраст ________________

Дата обследования _____________________________

Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М., 2007

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999

Методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-образного (в частности, наглядно-схематического) мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).

Материал представляет собой изображение полянок с развет­вленными дорожками и домиками на их концах, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, по­мещенных под полянкой. Вводные задачи состоят из двух задач — задачи «А» и задачи «Б». Решение каждой из задач проверяется экспери­ментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и до­мики в конце них; на всех остальных каждый участок дорож­ки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На «письмах» к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В «письмах» к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В «письмах» к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ло­маная линия), и необходимые ориентиры.

Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 — харак­тер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 — со­четания ориентиров в определенной последовательности, в за­дачах 7-10 — одновременно ориентиры и направления пово­ротов.

Детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.

«Перед вами полянка, на ней нарисованы, дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли» .

Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Читайте также:  Реактивный артрит у детей анализы

Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

«Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону» .

Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объяс­няются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дает­ся краткая дополнительная инструкция.

«В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его» .

«Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его» .

«Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик» .

«Будьте очень внимательны. Смотрите на пись — мо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его» .

«Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его» .

Оценка производится в сырых баллах без перевода в нормализованную шкалу.

При обработке результатов по каждой из задач №1 – 6 за каждый правильный поворот начисляется 1 балл. Поскольку необходимо сделать 4 поворота, максимальное количество баллов за каждую из задач – 4. В задачах №7 – 10 за каждый правильный поворот начисляется 2 балла, в задачах №7, 8 (два поворота) максимальное количество баллов равно 4; в задачах №9, 10 (три поворота) – 6 баллов. Все оценки, полученные ребенком в отдельных задачах, суммируются.

При оценке результатов необходимо учитывать номер вы­бранного домика и номер задачи (см. ключ). В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Номер выбранного домика и оценка заносится в протокол. Все оценки суммируются. Макси­мальное количество очков — 44.

ФИО ______________________________________ Дата рождения _________________

Дата обследования ____________________________________

№ домика, указанного испытуемым

Интерпретация полученных результатов

38-44 балла — дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчле­ненные пространственные представления.

31-38 — дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзыва­ют к одному. Это обусловлено недостаточной стойкос­тью и подвижностью в развитии пространственных представлений .

24-31 балл — дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений про­стейшей структуры.

18-24 — для этих детей характерна незавершенная ориенти­ровка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-об­разной ориентировки в пространстве.

Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления.

Нумерация домиков в различных задачах

Приложение к методике «Лабиринт’

Методика «Раздели на группы»
(А.Я Иванова, адаптация Е.В.Доценко) .

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка.

Ход исследования : ребенку показывается картинка, на которой нарисованы геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, ромбы следующих цветов – красные, желтые, синие и белые и двух размеров. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

Инструкция : «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из групп и по какому признаку они выделены». На выполнение задания отводится 3 минуты.

Оценка результатов :
10 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время меньше чем 2 минуты.
8-9 баллов – выделил все группы за время от 2,5 до 3 минут.
6-7 баллов – выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3 минут.
4-5 баллов – за время 3 минуты ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп.
2-3 балла – за время 3 минуты ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп.
0-1 балл – за время 3 минуты ребенок сумел выделить не более 1 группы фигур.

Выводы об уровне развития:

*

Методика «Раздели на группы» *

Фамилия, имя __________________________________ Возраст ___________

Дата обследования __________________

Методика «Исключение лишнего»

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним.

На решение отводится 3 минуты.

10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин.

6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 мин.

4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 мин.

2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 мин.

балл – ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Методика предназначена для исследования наглядно-действенного мышления.

Детям дается бланк с рисунком и дается следующая инструкция:

Как можно быстрее и как можно точнее воспроизведи на правой половине этого же рисунка тот контур, который нарисован на его левой части. Все линии надо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были нарисованы в тех же самых местах, где они изображены на рисунках в левой части.

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества выполнения задания.

10 баллов – ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 секунд, причем все линии на рисунках прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии точно следуют по заданных контурам.

8-9 баллов – на выполнение задания ушло от 90 до 105 секунд. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

6-7 баллов – на выполнение задания ушло от 105 до 120 секунд. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4-5 баллов – на выполнение задания затрачено от 120 до 135 секунд. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семи или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.

2-3 балла – на выполнение задания ушло от 135 до 150 секунд. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

0-1 балл – на выполнение задания ушло более 150 секунд. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития :

Фамилия, имя _______________________________ Дата рождения _____________

Дата обследования _________________________________

Венгер А.П. Психологические рисуносные тесты. – М., 2003.

Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка

Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте на этом листе всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?», «Мою – это значит мою собственную или родительскую, в которой я воспитывался?» (последний вопрос иногда задают взрослые, имеющие собственную семью), – то проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в вашу семью. Вы знаете это лучше меня».

В отличие от этого, в ответе на вопрос, рисовать ли себя, следует дать понять, что это желательно, например, можно сказать с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?».

По завершении рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследующий не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на кого-либо из персонажей, не следует спрашивать: «Это кто, папа?». Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А это?». Могут быть дополнительные вопросы типа: «Где все это происходит?», «Что вы делаете?» или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» и т.п. Беседу проводят в свободной форме.

Венгер А.П. Психологические рисуносные тесты. – М., 2003.

Это одна из наиболее информативных рисуночных методик . Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет).

Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

• Что любит делать больше всего?

• А чего больше всего не любит?

• Оно живет одно или с кем-нибудь?

• Есть у него друзья? Кто они?

• А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

• Чего оно боится, или оно ничего не боится?

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕСТУ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Разработанные задания «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное» позволяют выявить: скрытые агрессивные или депрессивные тенденции, реакцию на угрозу («Злое животное»), ценности и стремления обследуемого («Счастливое животное»), характер имеющихся опасений, сознаваемые и неосознанные представления обследуемого о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»). Задания «Злое животное» и «Несчастное животное» хорошо выявляют степень устойчивости обследуемого к стрессам разного рода.

Проведение тестирования. Для каждого дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное – самое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.

Инструкция для задания «Счастливое животное»: «Теперь нарисуйте самое счастливое несуществующее животное, какое вам удастся придумать». Инструкция для задания «Несчастное животное»: «Нарисуйте самое несчастное несуществующее животное, какое вам удастся придумать». По завершении рисунка выясняют, почему нарисованное животное – самое счастливое (несчастное), что именно делает его счастливым (несчастным).

Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. — Ростов-на-Дону, 2006.

Бобченко Т.Г., Пронина Е.В. Организация производственной практики в дошкольном образовательном учреждении. – Владимир, 2008.

Методика предназначена для изучения самооценки дошкольника и измеряет уровень ее адекватности.

Диагностика проводится индивидуально.

Процедур диагностики. Ребенку показывают лист бумаги с нарисованной на нем лесенкой с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на верхних ступеньках будут хорошие дети: умные, добрые, послушные – чем выше, тем лучше (показать: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображение мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка). После того, как ребенок сделал пометку, его спрашивают: «Ты на самом деле такой или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле и каким ты хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя бы поставила мама (воспитательница, папа)».

Используют стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «смелый – трусливый» и т.д.

В процессе обследования нужно учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему нужно задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Качественный анализ результатов .

Наиболее характерные особенности выполнения задания дошкольниками с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой

Неадекватно завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку; объясняя свои действия, называет свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, не зависящими от него причинами; считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Обдумывая задание, ставит себя на 2 или 3 ступеньку; объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения; считает, что оценка взрослого такая же.

Ставит себя на нижние ступеньки; свой выбор не объясняет или ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задание, на все вопросы отвечает: «Не знаю».

Фамилия, Имя ___________________________________________ Группа __________

Возраст _______________________ Дата проведения ____________________________

источник