Меню Рубрики

Анализ анкет для детей раннего возраста

Период адаптации ребенка к условиям детского сада в настоящее время невозможен без профессионального психологического сопровождения родителей, педагогов и детей. Психологическое сопровождение предполагает диагностическое направление. В практике педагогов-психологов детских садов показал свою эффективность метод анкетирования родителей.

Анкетирование проводится в течение всего периода адаптации. Еще до прихода ребенка в дошкольную образовательную организацию при встрече родителей и педагогов с родителями предлагается анкета-прогноз “Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение” (Печора К.Л.). Отвечая на вопросы анкеты, родители смогут оценить степень готовности ребенка к новым условиям на основе своих наблюдений и семейного опыта и предотвратить возможные трудности. На первой неделе присутствия ребенка в ясельной или младшей группе родителям предлагается анкета №1 и №2. Информация, полученная из этих анкет, дает представление педагогам и психологам детского сада о личностных особенностях ребенка, о чертах семейного воспитания, о способах психологической поддержки ребенка. На второй неделе и спустя три месяца после прихода ребенка в детский сад, родителям предлагается “Карта наблюдений”, в которой они смогут оценить физическое и психологическое самочувствие ребенка в период адаптации. Проанализировав две карты наблюдений, можно сделать вывод о наличии динамики в процессе адаптации. В конце периода адаптации мы предлагаем родителя ответить на вопросы анкеты №3. Отвечая на вопросы данной анкеты, родители анализируют домашнюю среду для развития ребенка, узнают о задачах познавательного развития ребенка 2-3 лет.

Полученные в результате анкетирования сведения помогают оказывать психологическую помощь родителям и детям в период адаптации. Предложенные анкеты являются продуктом сотрудничества и будут полезны педагогам и психологам детских садов.

Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное — 3 балла

2. Как ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) — 3 балла

Долго не засыпает — 2 балла

3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные….)?

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

7. Просится ли ребенок на горшок?

Нет, но бывает сухой — 2 балла

Нет, и ходит мокрый — 1 балл

8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) — 1 балл

9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

11. Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно — 3 балла

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт — 3 балла

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт — 3 балла

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко — 3 балла

17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?

готов к поступлению в детский сад — 55-40 баллов;

условно готов — 39-24 балла;

Уважаемые родители! Мы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок успешнее адаптировался к детскому саду. Чтобы найти к малышу индивидуальный подход, нам необходимо знать особенности Вашего ребенка. Поэтому просим Вас заполнить ряд анкет. Спасибо за сотрудничество!

1. Как Вы называете ребенка дома? _____________________________

Нравится ли малышу свое имя? ________________________________

2. Какие индивидуальные особенности ребенка Вы хотели бы отметить?

3. Чем больше всего любит ребенок заниматься? __________________

Чем можно доставить ему радость? _____________________________

4. Существует ли дома режим дня, придерживаетесь ли Вы его?

5. Охотно ли ребенок вступает в общение:

  • С детьми своего возраста ________________________________
  • С детьми старшего возраста _____________________________
  • С родными ____________________________________________
  • Со знакомыми _________________________________________
  • С незнакомыми ________________________________________

6. Какое общение предпочитает малыш?

  • Эмоциональное
  • Предметное

7. Как ведет себя при расставании и встрече с близкими? _________

8. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого? _________________________ Подходит ли к нему, если тот подзывает? ____________________ Есть ли в поведении элементы конфликтности? _______________

9. Каким образом устанавливает контакт с “чужим” взрослым? ___________________

10. Как ребенок играет?

  • Просто манипулирует предметами
  • Обыгрывает предметы, подражает действиям взрослых

11. Выполняет ли ребенок поручения? Какие? ____________________

12. Какие развивающие занятия Вы проводите дома? Как часто? _____________________

13. Ваши пожелания воспитателям в развитии Вашего ребенка _____ _________________

1. Фамилия, имя ребенка ____________________________________

2. Фамилия, имя, отчество мамы, возраст, образование ____________________________

3. Фамилия, имя, отчество папы, возраст, образование

4. Состояние здоровья ребенка:

Наиболее частое заболевание ______________________

Хронические заболевания ребенка __________________

Перенес ли ребенок родовую травму ________________

Полная ли семья? _________________________________

Живут ли Ваши родители с Вами? ___________________

Сколько детей в семье (укажите их возраст)? ______________ _

6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан? ____________________

7. Часто ли в Вашем доме бывают гости? _______________________

8. Насколько часто Вы ходите куда-либо с ребенком? Куда?

9. Какие привычки и традиции сложились дома:

В еде _____________________________________________

В засыпании _______________________________________

В пользовании туалетом ____________________________

Какие требования предъявляете к ребенку в эти моменты?

10. Как Вы поощряете ребенка? ______________________

11. Как наказываете? _______________________________

12. Как воспринимает детский сад ребенок?_______________

13. Как воспринимаете детский сад Вы?_________________________

14. О чем Вы тревожитесь, отдавая ребенка в группу? ________

15. Какие вопросы по воспитанию ребенка вас волнуют? _____

16. С кем из специалистов детского сада хотелось бы встретиться? _____

Спасибо за сотрудничество!

Уважаемые родители! Оцените наличие у Вашего ребенка следующих поведенческих реакций: подчеркните характерное для ребенка состояние в домашней обстановке в течение этой недели

1. Эмоциональное состояние ребенка.

  • Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
  • Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
  • Иногда задумчив, плаксив.
  • Легкая плаксивость, хныканье.
  • Плачет за компанию, плач приступообразен.
  • Сильный плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка.

  • Много друзей, охотно играет с детьми.
  • Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
  • Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
  • Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
  • Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
  • Недружелюбен, агрессивен, мешает играть другим.

3. Сон ребенка.

  • Спокойный, глубокий, засыпает быстро.
  • Спокойный.
  • Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
  • Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
  • Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
  • Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка.

  • Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
  • Нормальный аппетит, ест до насыщения.
  • Аппетит выборочный, но насыщенный.
  • Отвергает некоторые блюда, капризничает.
  • Приходится следить за тем, чтобы ел, ест неохотно, долго.
  • Отвращение к еде, кормление мучительно.

Уважаемые родители! В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир, поэтому так важно создать вокруг малыша среду, которая развивает и воспитывает его. Прочтите, пожалуйста, высказывания и подчеркните те из них, которые Вам подходят.

1. У моего ребенка есть отдельная комната (уголок), где он может играть и хранить свои игрушки.

У моего ребенка нет определенного места, где он играет.

У ребенка есть определенное место, где он играет.

2. В игровом уголке есть стол и стул, подходящие для его возраста.

3. На полке у моего ребенка больше кубиков, конструкторов, пирамидок.

На полке у моего ребенка больше машинок, кукол, мягких игрушек.

4. У моего ребенка есть любимая игрушка.

У моего ребенка нет любимой игрушки.

5. Моего ребенка мало интересуют игрушки, он любит играть другими предметами.

6. Моему ребенку всегда доступна бумага, карандаши, пластилин, краски.

Моему ребенку недоступны бумага, карандаши, пластилин, краски.

7. Я каждый день читаю книги своему ребенку.

У меня нет времени на чтение книг.

8. У моего ребенка есть любимая сказка, которую он готов слушать много раз. Какая?

9. В нашем доме имеется спортивный комплекс.

10. Мы вместе с ребенком делаем зарядку, занимаемся спортом.

Спасибо за сотрудничество!

Использование данных анкет поможет психологам и воспитателям обеспечить психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса, квалифицированно оказать помощь родителям, дети которых испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, постепенно включить родителей в образовательный процесс.

источник

Анализ анкет «Речевое развитие ребенка»

Анализ анкет «Речевое развитие ребенка»

Родителям была предложена анкета «Речевое развитие ребенка».

Целью проведения анкетирования являлось : определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

В анкетировании приняли участие 23 родителя из 25 (92% из 100%)

На первый и второй вопрос-родители заполнили данные ( Фамилия, имя ребенка; Ф.И.О. родителя; дата рождения ребёнка ).

На третий вопрос-. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?

Были получены следующие ответы: 20 (80%) семей ответили –да; 3 (12%) семьи-обращаем.

4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)

Были получены следующие ответы: да-12 (48%) семей, нет-6 (24%) семей, не знаю-5 (20%) семей.

5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 5-7 лет) (да, нет)

Были получены следующие ответы: да-14 (56%) семей, нет-9 (36%) семей.

6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?

Были получены следующие ответы: 23 (92%) семьи ответили-да (логопедические распевки, скороговорки, проговаривание слогов, слов и др.)

7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, учителя, логопед)

Были получены следующие ответы:18 (72%) семей ответили- родители, логопед; 5 (20%) семей-родители, логопед, воспитатель.

8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?

Были получены следующие ответы: 10 (40%) семей ответили-да, 13 (52%) семей-нет.

9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли, вы, что означает данный диагноз)

Были получены следующие ответы:15 (60%) семей ответили – да, 8 (32%) семей ответили –нет.

10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)

Были получены следующие ответы:8 (32%)семей ответили – да, 15 (60%)семей ответили-нет.

11. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя)

Были получены следующие ответы: 13 (52%) семей ответили-от ребенка, логопеда и родителей; 3 (12%) семьи-от ребенка, родителей, педагогов; 6 (24%) семей-от логопеда, родителей; 1 (4%) семья-от логопеда и ребенка.

12. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед?

Были получены следующие ответы:14 (56%) семей ответили- формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематических процессов; работа над слоговой структурой слова; развитие лексики; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие мелкой моторики; развитие артикуляционной моторики; коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение); 9 (36%) семей- формирование правильного звукопроизношения; работа над слоговой структурой слова; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие мелкой моторики; развитие артикуляционной моторики.

13. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли).

Были получены следующие ответы: 22 (88%) семьи ответили-необходимо; 1 (4%) семья ответила -не знаю.

14. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу).

Были получены следующие ответы: 16 (64%) семьи ответили-да (вопросы: правильное произношение звуков; над чем работать и на что обратить внимание; постановка звуков), 7 (28%) семей-нет.

15. Ваши вопросы и предложения.

Были получены следующие ответы: 5 (20%) семей ответили-продолжить занятия с ребенком, работать сообща с родителями, больше часов для занятий, сколько раз в неделю будет заниматься логопед; 18 (72%) семей не ответили.

Таким образом , родители осознают актуальность развития речи ребенка дошкольного возраста, верно понимают свою роль в этом вопросе, создают для развития речи ребенка соответствующие условия.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи (звукопроизшошению) дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если учитель-логопед и родители будут действовать согласованно.

источник

Людмила Белоусова
Анализ анкетирования родителей в группе раннего возраста «Игрушка в жизни детей и их предпочтения»

В АНКЕТИРОВАНИИ УЧАСТВОВАЛО 15 РОДИТЕЛЕЙ (60%от списочного состава).

Форма анкетирования – анонимная.

Анкетирование проводила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербурга: Белоусова Л. Е.

Тема: «Игрушки в жизни детей и их предпочтения»

Цель анкетирования: Выяснить проблемы, возникающие у родителей в подборе игрушек для детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, а также проанализировать знания родителей.

1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки:

• только по праздникам — 2 голоса

• не покупаю игрушки – нет голосов.

2. Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек:

• покупаю подарки к празднику — 5 голосов

• иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки — 2 голоса

• хочу просто порадовать своего ребёнка новой игрушкой — 8 голосов

• все старые игрушки ребёнку надоели — 1 голос

• в магазине появились игрушки – новинки — 2 голоса

• покупаю, когда старые игрушки не подходят по возрасту — 5 голосов

3. Какие игрушки Вы приобретали для своего ребёнка в течение последних 6 месяцев:

• куклы, пупсы- 3 голоса (предпочтение для родителей девочек)

• аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки) – 4 голоса (предпочтение для родителей девочек)

• конструкторы, пазлы, мозаики, кубики — 7 голосов

• настольные игры, лото, различные познавательные карточки — 7 голосов

• технические игрушки (железные дороги, машинки) – 5 голосов (предпочтение для родителей мальчиков)

• радиоуправляемые — 4 голоса (предпочтение для родителей мальчиков)

4. На что Вы обращаете внимание, покупая игрушку:

возрастные рекомендации – 11 голосов

• страну – изготовитель – 3 голоса

• наличие развивающей функции – 6 голосов

Читайте также:  Берут ли анализ на вич у детей

• скидки и бонусы при покупке – 2 голоса

• желание ребёнка – 9 голосов

5. Сколько игрушек должно быть у ребёнка?

Ответы родителей: достаточно, чтобы не разбаловать; много и разные; чем больше, тем лучше; количество-от 2 до 20; не очень много, но периодически они должны обновляться по мере взросления ребенка; в свободном доступе.

6. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома?

Ответы родителей: трое родителей ответили, что нет народных игрушек. Остальные 12 родителей ответили, что есть: ложки, матрешки, бубен, мозаика, но не в большом количестве.

7. Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь?

Ответы родителей: Все родители участвующие в опросе отрицательно относятся к таким игрушкам (Например: куклы-монстры, монстры- ХАЙ. кровать-гроб и т. д.). Некоторые категорично не покупают такие игрушки и не разрешают в них играть.

8. Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию ребёнка.

Ответы родителей: Все опрошенные родители единодушно ответили, что игрушки могут нанести вред психическому развитию ребенка.

9. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми:

• если да, то какие – поделки из бумаги и пластилина, теста, природного материала (машинки, животных); поделки из бисера, резинок (браслеты, кукол; оригами.

• если нет, то почему – 3 родителей ответили, что пока не занимались с детьми учитывая данный возраст детей. По мнению родителей, что еще рано.

10. Какая любимая игрушка Вашего ребёнка?

Ответы родителей: Для мальчиков предпочтительнее – машинки (строительная техника, поезд, самолетики, домики, роботы- трансформеры

Для девочек – куклы (барби, игрушки животных – мишки, собачка, панда.

Один родитель ответил, что у ребенка пока еще нет любимой игрушки.

Также есть дети, которые предпочитают магнитные игры.

11. Помогает ли игрушка преодолеть трудности, возникающие в общении с другими детьми?

Ответы родителей: Двое родителей считают, что игрушка не помогает в преодолении трудностей в общении с детьми, один родитель затруднился ответить.

Все остальные согласились, что игрушка помогает в преодолении трудностей в общении с другими детьми.

Например: Если ребенку грустно, то любимая игрушка – Мишка помогает (с помощью взрослого) вступить в контакт с другими детьми через игровую форму.

Консультация «Игра и игрушка в жизни детей старшего дошкольного возраста» Сегодня мы поговорим с вами о современных игрушках. Многие из нас навсегда сохранили в своей памяти и в реальной жизни игрушки своего детства.

Анализ анкетирования родителей Анализ анкетирования родителей МДОУ С 11 по 13 мая 2015г. в МДОУ было проведено анкетирование среди родителей с целью определения степени.

Анкета для детей и родителей «Мои предпочтения» (образовательная область «Физическое развитие») Анкета для детей «Мои предпочтения». Фамилия, имя ребенка ___ «Уважаемые родители! Заполните вместе с.

Интегрированное занятие для детей раннего возраста в группе ГКП по пальчиковому рисованию «Веселая игрушка — Петрушка» Интегрированное занятие для детей раннего возраста в группе ГКП по рисованию с использованием нетрадиционной техники «пальчики» на тему.

Консультация для родителей на тему: «Музыкальное воспитание детей раннего возраста» Приводя своих детей в детский сад, помимо других занятий, ваши дети будут посещать этот красивый, нарядный, эстетически оформленный музыкальный.

Консультация для родителей: «Охрана жизни и здоровья детей раннего возраста» Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни в условиях Крайнего Севера были и остаются первостепенной.

Мягкая развивающая игрушка для детей раннего возраста Мягкая развивающая игрушка, выполнена из яркой ткани. Она заполнена пенопластовыми шариками и синтепоном. В крылышках пчелки использованы.

Мягкая развивающая игрушка «Умный кубик» для детей раннего возраста «Умный кубик» Мягкая развивающая игрушка, выполнена из яркой ткани разной по фактуре. Многочисленные липучки, шнуровки, бусины и пуговицы.

Педагогический анализ по экологическому воспитанию детей раннего возраста ЭТИЧЕСКИЙ БЛОК 3 балла подходит с оживлением к игрушечным зверятам; Проявляет симпатию, нежность к наблюдаемым животным (кошка, птичка);.

Результаты анкетирования родителей по вопросам физического развития детей В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей, поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед государством,.

источник

Справка по результатам анонимного анкетирования родителей в группах раннего возраста в период адаптации детей к ДОУ (октябрь — ноябрь 2012 года)

Для профилактики дезадаптации вновь поступивших детей раннего возраста и организации взаимодействия с родителями по принципу сотрудничества было проведено анонимное анкетирование в группах раннего возраста. В составленной анкете отражены наиболее актуальные для ДОУ вопросы: ожидания родителей и настрой на сотрудничество, как в период адаптации, так и далее, в вопросах воспитания и развития детей; представления об организации образовательного процесса в нашем учреждении. Анализ результатов анкетирования позволил определить проблемные зоны, скорректировать процесс организации взаимодействия всех участников образовательного процесса в группах раннего возраста.

Для удобства анализа вопросы анкеты можно разделить по направленности на три блока:

— Ожидания и мотивация родителей в процессе сотрудничества с ДОУ;

— Организация взаимодействия с педагогами;

— Адаптивные меры в детском саду и дома.

К сожалению, в анкетировании приняли участие не все родители двух групп раннего возраста по нескольким причинам: поступление малышей в группу осуществляется в соответствии с графиком, по несколько человек. Такая организация затягивает процесс, но обеспечивает повышение адаптивных возможностей организма вновь поступивших воспитанников, сохранение психического здоровья, как детей, так и педагогов. Частая заболеваемость детей в период адаптации также не способствовала проведению исследования в полном объеме. Кроме того, важно учитывать, что на начальном этапе родители имеют разные представления о детских учреждениях, с осторожностью высказываются, даже в анонимном порядке. Итак, в анкетировании участвовала 21 семья, что составляет 57 % от общего числа.

Относительно ожиданий и мотивации родителей получены следующие ответы:

Почему Вы обратились за помощью к детскому саду в воспитании ребенка?

— Считают детский сад лучшей формой приобретения личного опыта — 18 семей (86 %);

— Некому присматривать за ребенком дома (нет няни) – 6 семей (29 %);

— К другим причинам родители относят: Опыт общения со сверстниками; первый ребенок посещал это детский сад, остались довольны; Уважаю воспитателей и доверяю им.

Что Вас больше всего привлекает в нашем детском саду?

(несколько вариантов ответов):

Что бы Вы хотели получить от пребывания ребенка в детском саду?

Наиболее распространенные ответы родителей:

  • Навыки общения с детьми;
  • Физическое и интеллектуальное развитие;
  • Помощь в гармоничном развитии ребенка;
  • Социальный опыт;
  • Навыки самостоятельности;
  • Прогулки, игры, знания;
  • Уважение к окружающим, умение работать в команде;
  • Подготовка к школе и т.д.

Анализ ответов говорит о том, что на сегодняшний день ожидания родителей вновь поступивших детей в целом совпадают с направленностью работы педагогического коллектива и образовательной программой нашего дошкольного учреждения. Педагогам не отводиться лишь функция присмотра за малышами. Это можно рассматривать, как акт доверия, как положительную оценку детскому саду. Но, следует добавить, что основным условием достижения поставленных целей является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом!

Организация взаимодействия с педагогами;

Какие формы сотрудничества с педагогами детского сада для Вас наиболее привлекательны?

Из результатов видно, что предпочтение по – прежнему отдается родительским собраниям и беседам. К сожалению, интернет общение посредствам сайта детского сада в настоящий момент востребовано недостаточно. Вероятно, следует подробнее обсуждать этот вопрос на собраниях и в индивидуальных беседах, поскольку использование интернет ресурсов расширяет возможности информирования и просвещения родителей в вопросах воспитания и развития детей, в вопросах организации образовательной деятельности в группах и необходимой поддержки со стороны родителей.

Недовольство в общении между родителями возможно, поскольку еще не все знакомы друг с другом в начале года. Педагогам следует сделать выводы об использовании активных форм работы с родителями для сплочения групп.

Испытываете ли Вы трудности во взаимодействии с педагогами детского сада, какие?

Данный вопрос дублирует предыдущий. Как мы видим, результаты совпадают, также свидетельствуют о благоприятной ситуации в общении педагогов и родителей. Кроме того, важно понимать, что такие результаты указывают не на отсутствие проблемных ситуаций, а на своевременное и конструктивное их решение в процессе диалога обеих сторон.

Что может на Ваш взгляд способствовать сотрудничеству семьи и детского сада?

Наиболее распространенные ответы родителей:

  • Открытое общение с сотрудниками д/с;
  • Работа воспитателя с родителями;
  • Обсуждение возникших проблем;
  • Доверительное отношение к педагогам;
  • Общение, взаимопонимание и т.д.

Адаптивные меры в детском саду и дома

Что Вас особенно беспокоит в поведении ребенка?

Наиболее распространенные ответы родителей:

— Нежелание идти в детский сад;

— Стал больше вредничать и т.д.

Такие проявления в период адаптации вполне естественны для детей раннего возраста и не только. Безусловно, от родителей в это время требуется еще больше понимания и терпения по отношению к малышам.

Замечаете ли Вы положительные изменения в эмоциональном состоянии и поведении ребенка? Какие?

Наиболее распространенные ответы родителей:

— Спокойнее реагирует на незнакомых людей;

— Стал спокойнее и самостоятельнее и т.д.

Тот факт, что на фоне негативных проявлений, которые естественны в период адаптации, родители отмечают и положительные изменения в поведении и развитии ребенка говорит об эффективности работы педагогического коллектива по профилактике дезадаптации.

Что на Ваш взгляд способствует благополучной адаптации ребенка к ДОУ?

Проводите ли Вы беседы с ребенком о проведенном дне в детском саду?

— Всегда интересуюсь – 13 выборов (62 %)

— Интересуюсь и планирую с ребенком следующий день – 2 выбора (10 %)

— Инициатором беседы является сам ребенок (поделиться впечатлениями) — 2 выбора (10 %)

— Не вижу в этом смысла – данный вариант ответа не выбирался родителями, что говорит об информированности семьи о необходимости психологической поддержки через заинтересованность жизнью ребенка в детском саду.

Удается ли Вам дома соблюдать режим дня, приближенный к режиму дня в детском саду, придерживаться меню детского сада?

Большинство семей (95 %) осознают, что требования педагогов по созданию необходимых условий дома обоснованы, понимают, как соблюдение этих условий важно для благополучия ребенка, стараются их соблюдать. Ответ – «Для меня это сложно» выбран 1 раз (5 %).

Таким образом, можно сказать, что родители достаточно просвещенны в вопросах привыкания ребенка к детскому саду, что является результатом, как заинтересованности самих родителей, так и работы педагогов детского сада.

В продолжение можно сказать, что результатом сотрудничества родителей и педагогического коллектива стала успешная адаптация большинства ребят к дошкольному учреждению. В конце ноября подводятся итоги по результатам адаптационной работы в группах раннего возраста. Данные, полученные в ноябре 2012 года представлены в таблице:

источник

Удовлетворенность услугами по присмотру и уходу и образовательными услугами.

Вас удовлетворяет стиль общения воспитателей группы с вашим ребёнком.

Ребенок с интересом и пользой проводит время в детском саду.

3. Режим дня в группе оптимален для полноценного развития ребенка. Согласен/ Нет /Не знаю

Вас удовлетворяет качество:

Присмотра и ухода за детьми;

4. Ваш ребёнок принимает активное участие в различных мероприятиях, проводимых в группе.

5.Вы удовлетворены успехами ребенка:

. В художественно-эстетическом развитии;

. В познавательном развитии.

6. Благодаря посещению детского сада ребенок легко общается с взрослыми и сверстниками.

6. В детском саду работают квалифицированные и компетентные педагоги и специалисты.

7. Образовательный процесс в группе ориентирован на развитие личности каждого ребёнка.

8. Ребенок овладевает соответствующими возрасту социально-бытовыми умениями .

9. Вы в целом удовлетворены качеством оказания услуг по присмотру и уходу за вашим ребенком.

10. Вы в целом удовлетворены качеством оказания образовательных услуг в детском саду.

Анализ данных анкетирования

родителей группы раннего возраста

«Удовлетворенность услугами по присмотру и уходу и образовательными услугами»

Для осуществления обратной связи с родительской общественностью в 2016-2017 уч. году в группе раннего возраста проводилось анкетирование, участие в котором приняли родители 20 детей, что составило 84%.

Согласно результатам анкетирования, всех родителей удовлетворяет стиль общения воспитателей группы с детьми.

Все родители убеждены в том, что их дети проводят время в группе интересно и с пользой для развития. Они отмечают, что ребята с охотой идут в группу, воодушевленно рассказывают дома о прошедшем дне.

Большинство(70%) родителей считают режим дня в группе оптимальным для развития детей и стараются придерживаться его в домашних условиях.

Участники анкетирования отмечают активность ребят при проведении мероприятий в группе(80%) , довольны успехами воспитанников в физическом развитии(100%); в художественно-эстетическом развитии(80%); в речевом развитии(100%); в познавательном развитии(90%).Взрослые отмечают рост самостоятельности у детей, активное развитие навыков самообслуживания.

Многие родители признают развитие коммуникативной активности детей, отмечают, что благодаря посещению детского сада их ребенок стал легко общаться со взрослыми и сверстниками(90 %), научился играть вместе с другими детьми, появились друзья. Все участники анкетирования отмечают, что при содействии педагогов в группе их ребенок овладевает соответствующими возрасту социально-бытовыми умениями .

Все опрошенные родители(100%) признают, что в детском саду работают квалифицированные и компетентные педагоги и специалисты.

В целом удовлетворены качеством оказания услуг по присмотру и уходу за детьми все родители.

Все участники анкетирования в целом удовлетворены качеством оказания образовательных услуг в детском саду.

стиль общения воспитателей группы с ребёнком

уровень квалификации и компетентности педагогов, специалистов

успехи ребенка в развитии

санитарно-гигиенические условия в группе

качество оказания услуг по присмотру и уходу ребенком

качество оказания образовательных услуг в детском саду

Анализ данных анкетирования

родителей группы раннего возраста

«Удовлетворенность услугами по присмотру и уходу и образовательными услугами»

Для осуществления обратной связи с родительской общественностью в 2015-2016 уч. году в группе раннего возраста проводилось анкетирование, участие в котором приняли родители 20 детей, что составило 85%.

Согласно результатам анкетирования, практически всех родителей удовлетворяет стиль общения воспитателей группы с детьми(95 %).

Все родители убеждены в том, что их дети проводят время в группе интересно и с пользой для развития. Они отмечают, что ребята с охотой идут в группу, воодушевленно рассказывают дома о прошедшем дне.

Читайте также:  Берггольц пусть голосуют дети анализ

Большинство(60%) родителей считают режим дня в группе оптимальным для развития детей и стараются придерживаться его в домашних условиях.

Участники анкетирования отмечают активность ребят при проведении мероприятий в группе(70%) , довольны успехами воспитанников в физическом развитии(90%); в художественно-эстетическом развитии(100%); в речевом развитии(100%); в познавательном развитии(85%).Взрослые отмечают рост самостоятельности у детей, активное развитие навыков самообслуживания.

Многие родители признают развитие коммуникативной активности детей, отмечают, что благодаря посещению детского сада их ребенок стал легко общаться со взрослыми и сверстниками(85 %), научился играть вместе с другими детьми, появились друзья. Все участники анкетирования отмечают, что при содействии педагогов в группе их ребенок овладевает соответствующими возрасту социально-бытовыми умениями .

Все опрошенные родители(100%) признают, что в детском саду работают квалифицированные и компетентные педагоги и специалисты.

В целом удовлетворено качеством оказания услуг по присмотру и уходу за детьми абсолютное большинство родителей(90%).

Все участники анкетирования в целом удовлетворены качеством оказания образовательных услуг в детском саду.

стиль общения воспитателей группы с ребёнком

уровень квалификации и компетентности педагогов, специалистов

успехи ребенка в развитии

санитарно-гигиенические условия в группе

качество оказания услуг по присмотру и уходу ребенком

качество оказания образовательных услуг в детском саду

источник

Анкетирование родителей является эффективным методом сбора информации и традиционным способом сотрудничества педагогов с ребенка. Анкеты помогают пролить свет на важные аспекты пребывания ребенка в детском саду, начиная с адаптации малыша и заканчивая готовностью к школе.

Анкетирование проводится несколько раз в год и позволяет осуществить сбор информации личного характера и решить текущие задачи воспитания и обучения.

Исходя из целей опроса, используются социальные или тематические анкеты.

Стандартная анкета для родителей в дошкольном учреждении состоит из трех блоков.

  • Вводная часть содержит краткое пояснение цели анкетирования, с объяснениями правил заполнения и, при необходимости, гарантирует анонимность.
  • Основная часть состоит из вопросов по теме анкетирования.
  • Социально-демографическая часть подразумевает выявление основных биографических данных и социального положения респондентов-родителей.

Анкетирование дает важную информацию по интересующим воспитателя (психолога, логопеда и других специалистов) вопросам, проанализировав которую, педагоги планируют работу по организации учебно-воспитательной деятельности.

Некоторые анкеты предназначены специально для родителей, с целью помочь им выяснить готовность ребенка к ДОУ и школе, разобраться в проблемах адаптационного характера, повысить уровень педагогических знаний, улучшить качество общения с ребенком: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Готовы ли Вы стать родителем первоклассника?», «Конфликты и ребенок» и т.д.

Анкетирование помогает воспитателям и педагогам при подготовке к родительским собраниям, поэтому раздать анкеты целесообразно за неделю до собрания.

Мини-анкеты можно предложить заполнить на родительском собрании, выделив на это несколько минут.

Некоторые анкеты можно предложить пройти онлайн, например, оставив ссылку на официальном сайте ДОУ или в группе в соцсетях. Читайте как можно сделать онлайн-анкетирование в Гугл.Формах.

Цели анкетного опроса зависят от темы, предложенной в анкете и задач, которые требуется решить.

Цель: собрать информацию о составе семьи ребенка, социальном статусе родителей.

Цель: собрать первичные сведения о ребенке и его семье для дальнейшего планирования консультативной деятельности и разработки индивидуальных занятий. Данный вид анкетирования целесообразно включить в перечень документов для оформления ребенка в детский сад.

Цель: узнать особенности воспитания и развития дошкольника в семье, для дальнейшей индивидуальной работы и помощи ребенку в период адаптации.

  • Анкета «Как прошла адаптация ребенка в детском саду».

Цель: выявить уровень адаптации ребенка в ДОУ, положительную или отрицательную динамику.

Смотрите также:

Цель: проводится для оценки формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

  • Анкета «Игры и игрушки».

Цель: получить и проанализировать информацию об отношении родителей к детским игрушкам и играм детей.

  • Анкета «Речевое развитие ребенка».

Цель: выяснить, какая работа проводится родителями дома по развитию речи ребенка, чтобы помочь логопеду и воспитателям составить индивидуальный план работы с дошкольником.

  • Анкета «Удовлетворенность работой дошкольного учреждения».

Цель: выявить уровень соответствия социальных запросов, потребностей и интересов родителей с работой детского сада и его педагогического коллектива.

  • Анкета «Стоит ли наказывать ребенка?».

Цель: получить информацию о взаимоотношениях в семье и отношению родителей к дошкольнику.

  • Анкета «Семейные традиции».

Цель: узнать, какие семейные традиции соблюдаются в семье, и как это влияет на формирование личности дошкольника.

Цель: выяснить отношение родителей к организации праздников и развлечений в детском саду, уровень их удовлетворенности качеством и количеством развлечений.

Цель: собрать информацию о двигательной активности ребенка, узнать, какое участие принимают родители в физическом воспитании дошкольника, какие трудности они испытывают.

  • Анкета «Дополнительные образовательные услуги в детском саду».

Цель: выяснить запросы и пожелания родителей по дополнительным услугам, организованным в ДОУ.

Цель: собрать сведения о том, какую работу ведут родители по обеспечению безопасности ребенка на дороге.

  • Анкета «Конфликты и ребенок».

Цель: помочь родителям выявить и оценить возможные ошибки в общении с ребенком.

  • Анкета «Культура поведения».

Цель: собрать сведения об особенностях общения ребенка в семье и выявить уровень коммуникативных навыков родителей и ребенка.

  • Анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе?».

Цель: помочь родителям объективно оценить готовность ребенка к школе.

Анализы результатов анкетирования дают ценную информацию для решения вопросов по здоровьесбережению, обучению, воспитанию, успешной социализации дошкольника.

Смотрите также:

Вы можете опубликовать на нашем сайте свои анкеты для школы и ДОУ и получить свидетельство о публикации материала на страницах СМИ бесплатно и без оргвзноса. Опубликовать материал.

Об авторе: Ксения Павлова, воспитатель ДОУ, методист. Стаж работы более 15 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

источник

Цель этапа — провести количественную и качественную обработку и анализ результатов диагностики детей и анкетирования родителей, дать характеристику проблемы развития познавательной активности детей раннего возраста.

На основании проведенной диагностики мы представили результаты в виде таблицы 2.

Интерпретируя полученные данные, мы выяснили, что проведенная диагностика показала — развитие познавательной активности 30% детей соответствует высокому уровню и характеризуется тем, что дети хорошо ориентируются в семи цветах спектра, умеют последовательно собирать матрешку, пирамидку, формочки: различать и называть величину предметов. Дети быстро составляют картинку из двух частей; к рисунку взрослого самостоятельно могут дорисовать недостающие детали; хорошо рисуют кружочки, овалы, проводят линии, изображают прямоугольные предметы, закрашивают их; при работе с пластилином и глиной действуют умело, подражая образцу; в конструктивных играх дети используют различные объемные геометрические фигуры, обыгрывают постройки с игрушками.

Дети раннего возраста испытывают эмоциональное удовлетворение от подвижных игр, предпочитают веселую музыку и песни, яркие рисунки; умеют сопереживать сочувствовать, получают удовольствие от общения со сверстниками; произносят сложные предложения при общении; знают свою половую принадлежность. Дети знают назначение частей тела, названия одинаковых частей тела у человека и животного.

Играя, свои действия дети с высоким уровнем развития познавательной активности сопровождают словами, пользуются ролевой речью в игре. Так же они имеют представление о числе, обобщают предметы по их свойствам.

Дети переходят от называния себя в третьем лице к местоимению «Я». Внимательно и долго слушают сказку, читаемую взрослым или записанную на аудиокассете.

Так же мы диагностировали, что для развития познавательной активности 50% детей характерен средний уровень развития, это указывает на то, что дети плохо ориентируются в семи цветах спектра, путают цвета, не всегда правильно находят цвет по образцу; находят и могут назвать большой и маленький предмет, но затрудняются в определении среднего предмета между ними.

К рисунку взрослого самостоятельно могут дорисовать только некоторые недостающие детали; хорошо рисуют кружочки, овалы, закрашивают их, проводят линии, но при изображении прямоугольных предметов испытывают трудности, при работе с пластилином и глиной действуют достаточно уверенно, подражая образцу; в конструктивных играх дети используют различные объемные геометрические фигуры, обыгрывают постройки с игрушками.

При участии в подвижных играх дети со средним уровнем развития познавательной активности испытывают эмоциональное удовлетворение, предпочитают веселую музыку и песни, яркие рисунки; но не всегда умеют сопереживать, сочувствовать, произносят простые предложения при общении; знают свою половую принадлежность. Дети знают назначение частей тела, но путаются при назывании одинаковых частей тела у человека и животного.

Играя, свои действия дети сопровождают словами, но использовать ролевую речь в игре у них не всегда удается. Переходят от называния себя в третьем лице к местоимению «Я». Дети со средним уровнем развития познавательной активности имеют представление о числе, но с трудом обобщают предметы по их свойствам. Они слушают сказку внимательно, но не всегда продолжительно.

По результатам диагностики мы определили, что в группе есть дети и с низким уровнем развития познавательной активности, который составляет 20% детей. Это характеризуется тем, что дети не ориентируются в цветах спектра, путают их, не всегда правильно находят цвет по образцу; затрудняются в определении величины предметов. К рисунку взрослого не могут самостоятельно дорисовать недостающие детали; рисуют кружочки, закрашивают их не соблюдая границ, проводят линии, но при изображении прямоугольных предметов испытывают трудности, при работе с пластилином действуют неуверенно, затрудняются; в конструктивных играх используют различные объемные геометрические фигуры, но только по показу взрослого.

При участии в подвижных играх дети с низким уровнем развития познавательной активности почти всегда испытывают эмоциональное удовлетворение, предпочитают веселую музыку и песни, с интересом рассматривают яркие рисунки; при общении пользуются отдельными словами; на вопрос о своей половой принадлежности затрудняются дать ответ. Дети знают назначение частей тела, но одинаковые части тела у человека и животного не называют. Играя, дети редко сопровождают свои действия словами, ролевую речь в игре отсутствует. Называют себя в третьем лице. Имеют представление о числе, но с трудом обобщают предметы по их свойствам. Дети слушают сказку внимательно, но не всегда продолжительно и при условии, если их заинтересовать показом иллюстраций.

На рисунке 1 показаны результаты исследования познавательной активности детей первой младшей группы дошкольного образовательного учреждения.

Рис. 1. Результаты исследования познавательной активности детей первой младшей группы

Давая качественную характеристику выполнения заданий детьми, мы определили, что у девочки Леры и мальчика Руслана низкий уровень развития познавательной активности.

Диагностика показала, что Лера с некоторыми заданиями не справилась, она не смогла последовательно собрать вкладыши и формочки, так как плохо ориентируется в величине предметов. Лера практически не имеет навыков в изобразительной деятельности, рисует не смело, не аккуратно, затрудняется при изображении прямоугольных предметов. Самостоятельно на контакт с детьми и со взрослым девочка идет редко. Предпочитает играть одна. Путается в назывании одинаковых частей тела у человека и животного, не умеет обобщать предметы по их свойствам и качествам. Речью в ролевой игре пользуется редко. Себя называет в третьем лице.

По данным результатов диагностики мы предположили, что возможной причиной низкого уровня развития познавательной активности Леры является то, что девочка совсем недавно стала посещать детский сад. Кроме Леры в семье есть еще двое детей, и поэтому возможно, что у родителей не хватает времени на полноценное воспитание и развитие своих детей.

Мальчик Руслан, так же имеющий низкий показатель развития познавательной активности, многие задания выполнить не смог. Ребенок плохо ориентируется в цветах спектра и в величине предметов, путается при сравнении большого и маленького предмета, а средний между ними назвать затрудняется.

Руслан проявляет интерес к изобразительной деятельности, но изобразить предметы округлой или прямоугольной формы затрудняется. Во время строительных игр пользуется только кубиками, различные объемные геометрические формы использует в игре только по предложению взрослого.

В подвижных играх Руслан участвует неохотно, при удобном случае старается выйти из игры, в эмоциональных ситуациях ведет себя равнодушно. Во время совместных игр с детьми ребенок редко идет на контакт, предпочитает играть один, сопровождая игровые действия не словами, а звукоподражаниями (гудит как машина), ролевой речью в игре не пользуется. Руслан по просьбе взрослого показывает части тела у человека, но назвать одинаковые части тела у человека и животного и их назначение затрудняется. Представлений о числе предметов не имеет, себя называет в третьем лице.

Мы предполагаем, что низкие результаты познавательной активности Руслана обусловлены задержкой речевого развития ребенка, характеризуется тем, что ребенок часто болеющий и гипоактивный.

На следующем этапе мы проанализировали результаты анкетирования родителей по нашей проблеме. Данные представлены в таблице 4.

Мы видим, что мнение родителей по проблеме развития познавательной активности детей совпадает с полученными результатами диагностики.

После беседы с родителями Паши, Андрея и Руслана мы узнали, что дети часто упрямятся и капризничают по причине избалованности детей и индивидуальных особенностей нервной системы.

Родители отмечают, что дети задают вопросы о причинах происходящих явлений. Так же отмечают, что часто бывает недостаточно времени для полноценного ответа на детские вопросы.

Мама Леры отметила в анкете — ребенок не задает вопросов, что указывает на низкое развитие познавательной активности, так как в этом возрасте характерной чертой является любознательность детей и интерес ко всему происходящему. По мнению мамы, девочка не стремится к самостоятельности и не проявляет познавательных интересов.

Родители Даши, Леры, Руслана и Саши считают, что дети не проявляют особых способностей. Это говорит о том, что родители не знакомы с возрастными особенностями детей раннего возраста.

Читайте также:  Бесплатные анализы для детей до года

На рисунке 2 показаны результаты анкетирования родителей детей первой младшей группы дошкольного образовательного учреждения.

Рис. 2. Результаты анкетирования родителей детей первой младшей группы

Для составления планирования дальнейшей работы нами был проведен запрос, по данным которого, мы выяснили, что родители хотят знать о развитии способностей своих детей. Так же мы выяснили, что не все родители владеют полной информацией о возрастных особенностях развития детей раннего возраста, о том, как протекает процесс развития речи, памяти, внимания детей, умственных способностей, как формируется предметная деятельность, как происходит овладение навыками самообслуживания и т. д. Родители хотели бы знать, как грамотно развивать ребенка в условиях семьи, чтобы добиться положительных результатов.

По результатам анкетирования родителей и диагностики детей по проблеме развития познавательной активности мы определили детей «группы риска» — это Лера и Руслан.

С данной группой детей мы запланировали индивидуальные формы работы по развитию познавательной активности.

Анкетирование родителей и его результаты, показывают, что родители так же, как и в диагностике, определяют уровень развития познавательной активности детей.

Результаты анкетирования родителей.

  • 50 % детей — высокий уровень развития познавательной активности;
  • 30 % детей — средний уровень развития познавательной активности;
  • 20 % детей — низкий уровень развития познавательной активности.

источник

Гипотеза – социально – педагогическая работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Цель работы – изучить взаимодействие детско — родительских отношений, выяснить влияние родительского отношения на адаптацию ребенка группы раннего возраста в детском саду.

1. Охарактеризовать феномен адаптации как социально – психологический феномен.

2. Выявить социально – педагогические методы работы, способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

3. Осуществить практическую социально – педагогическую деятельность по адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

4. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Исследование проводилось с 20-ю родителями воспитанников группы раннего возраста детского сада № 389 г. Новосибирска.

Задачи экспериментальной работы:

Использовались следующие методы исследования:

Встреча с родителями проходила непосредственно во время посещения детей детского сада.

Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Адаптация ребенка в детском саду» (Приложение Б).

По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние адоптации детей данной группы при посещении дошкольного образовательного учреждения, что отражено в таблицах 2.1-2.7.

Таблица 2.1. С каким настроением ребенок ходит в ДОУ

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
Ходит с удовольствием 50,6
Не желает идти
С вечера хочет идти 6,9
Не желает идти утром 30,0
По настроению (свой вариант ответа) 12,5
Итого

Как видно из таблицы 2.1, по мнению родителей, большинство детей посещает детское образовательное учреждение с удовольствием -10 человек-50,6%.

Таблица 2.2 Что в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
Не соответствие домашнего режима с режимом в детском саду 6,9
Некаждодневное посещение 24,7
Близкие взаимоотношения родителя и ребенка 30,0
Ранний подъем (другой вариант ответа) 38,4
Итого

По опросу родителей, как видно из таблицы 2.2, в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ ранний подъем (8 чел.) 38,4%, близкие взаимоотношения родителя и ребенка (6 чел.) 30%, а так же некаждодневное посещение (5 чел.) 24,7%.

Таблица 2.3 Кто, по вашему мнению, может помочь успешно адаптироваться вашему ребенку в ДОУ

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
Родитель
Воспитатель и младший воспитатель 6,9
Совместные усилия воспитателей и родителя 93,1
Итого

Как видно из таблицы 2.3, успешно адаптироваться ребенку в ДОУ могут помочь совместные усилия воспитателей и родителя.

На этот вопрос положительно ответили 19 родителей — 93,1 %.

Таблица 2.4 Что вы думаете о ДОУ

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
образовательное учреждение, где ребенок развивается 6,9
место, где дети под присмотром
подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом 93,1
другой вариант ответа
Итого

Как видно из таблицы 2.4, по мнению родителей, на ребенка в большей мере влияет подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом (15 чел.) 93,1%.

Таблица 2.5 Подготавливали ли вы своего ребенка к поступлению в ДОУ

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
Да 45,2
Нет 5,2
Не акцентировали внимание на этом 49,6
Итого

По данным таблицы 2.5, мнение родителей явно разделились. Занимались подготовкой ребенка к детскому саду – 10 чел.(45,2%), 16 чел. Не акцентрировали на этом внимание – 49,6%.

На вопрос: «Как повлияет на привыкание ребенка к детскому саду его отсутствие по причине болезни?» был допустим свободный вариант ответа.

— Каждый раз как первый раз.

— Сложно ребенку привыкнуть к режиму детского сада.

— Отвыкает, потом не очень хочет идти в детский сад.

— Пока болеет хочет в детский сад.

— За период болезни отвыкает и капризничает.

— Увеличивается желание идти в дс при условии не раннего подъема утром.

— Отличается более агрессивное поведение в группе, отбирание игрушек, ссоры с детьми.

— Уже привык, скучает и просится в детский сад.

— Возвращаемся к периоду привыкания заново.

— Ребенок отвыкает от детского сада.

— Адаптация начинается с нуля.

— Не возникло проблем, наоборот скучает по дс.

Таблица 2.6 Как относитесь к тому. Если родитель привел ребенка в детский сад с признаками простуды или гриппа

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
С пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, и в детском саду есть медицинский работник 48,9
Категорически отрицательно 35,2
В зависимости от степени болезни, если сильно то отрицательно (свой вариант ответа) 15,9
Итого

По данным таблицы 2.6 мнения родителей разделились. 8 человек относится с пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, в детском саду есть медицинский работник (48,9%). 7 человек относятся категорически отрицательно (35,2%).

На вопрос: «Как может помочь своему ребенку родитель, что бы легче и быстрее ребенок привык ходить в детский сад?» был допустим свободный вариант ответа.

— Настраивать ребенка на детский сад.

— Получение положительных эмоций, узнавание чего-то нового.

— Уделять максимум внимания ребенку по возвращению из детского сада домой.

— Настраивать ребенка на положительные эмоции.

— Подбадривать, успокаивать, поддерживать.

— Организовать режим как в детском саду.

— Прогуливаться возле детского сада.

— Находиться вместе с ребенком в группе первое время и обыгрывать день детского сада дома.

— Общаться с ребенком на тему детского сада. Говорить что там хорошо, много детей, много игрушек и то что мама обязательно вернется за ребенком.

— Проводить позитивные беседы в дружественной манере о детском саде, о воспитателях и детях, соблюдать режим дс дома.

— Акцентировать внимание ребенка на положительных моментах детского сада, вкусная еда, детское окружение и т.д.

— Поощрять первые успехи во всем, рисование, лепка и прочее.

— Говорить ребенку, что его ждуть дети и воспитатели, без него будет скучно играть и они скучают.

— Разговаривать с ребенком, рассказывать, как другие дети ходят в дс, сколько нового они там узнают, как там интересно и т.д.

— Не пропускать детскй сад не по причине болезни.

— Говорить только хорошее о детском саде. Проводить беседы, игры в дс.

— Дать понять ребенку что угрозы безопасности без мамы у него нет, положительно настраивать на детский сад.

Таблица 2.7 Испытываете ли вы тревогу оставляя ребенка в ДОУ

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
Первое время. Да 78,4
Нет, т.к. ребенок не беспокоился и не плакал 15,2
Да 6,4
Итого

Как видно из табицы 2.7 первое время, родители испытывают тревогу за ребенка-14 человек (78,4%).

По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 26,3% детей, условно готовы — 52,6%, не готовы — 21,1%.

Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».

Беседа с воспитателями показала, что при поступлении ребенка в детский сад педагоги использовали формы организации общения как индивидуальные, так и фронтальные.

В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду.

Достаточно полно использовалась наглядная информация для родителей. В нее включалось следующее:

— Визитная карточка учреждения с указанием направления его деятельности и программы работы, дополнительных услуг.

— Информация о достижениях (дипломы, грамоты как сотрудников учреждения, так и детей).

— Стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и другие).

— График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника).

Стенд наглядной информации для родителей оформлен в едином стиле, не перегружен материалом, отличается хорошим оформлением, простотой и логичностью изложенного материала.

Период адаптации детей в присутствии родителей длится до двух недель, постепенно снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка, одновременно прослеживая адекватность и компетентность действий воспитателя.

Результат констатирующего эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.

В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы — результат избалованности и изнеженности в семье. Такое мнение может стать следствием негативного отношения ребенка у детскому саду.

На длительность и характер адаптации особое влияние оказывают такие факторы, как социальный и эмоционально-психологический. При прохождении острой фазы адаптационного периода в дошкольном учреждении у детей преобладает уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний.

Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации.

Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3).

Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим.

Уровень адаптации выводится из взаимодействия продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Таблица 2.8 Уровень адаптации детей к дошкольному учреждению

Адаптация Сроки (А) Поведенческие реакции (П) Уровни адаптации
Легкая От 5 дн. до нед. +12…+8 А-1 и П-1 А-1 и П-2 высокий
Средняя От 15 дн. до 3 нед. +7…0 А-1 и П-3 А-2 и П-2 средний
Усложненная От 25 дн. до 5 нед. -1…-7 А-2 и П-4 А-3 и П-3 сложный
Дезадаптация Более 5 нед. -8…-12 А-3 и П-4 А-4 и П-4 дезадаптация

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.

1) Эмоциональное состояние ребенка.

+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1 Иногда задумчив, замкнут.

Легкая плаксивость, хныканье.

Плачет за компанию; плач приступообразный.

Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

2) Социальные контакты ребенка.

+3 Много друзей, охотно играет с детьми.

+2 Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.

+1 Безучастен к играм; отстранен, замкнут.

Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+1 Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне.

+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 Нормальный аппетит, ест до насыщения. Сон спокойный.

+1 Аппетит выборочный, но насыщенный. , но недолго.

Отвергает некоторые блюда, капризничает.

Приходится следить за тем, чтобы он ел, ест долго, неохотно.

Отвращение к еде, кормление мучительно.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

— охотное общение с другими детьми,

— адекватная реакция на любое предложение воспитателя,

— нормальное эмоциональное состояние.

Результаты анализ адаптационной карты детей представлены в таблице 2.9.

Результаты показали, что высокий уровень адаптации выявлен у 36,8% детей, средний — у 47,4%, сложный — 10,5%, дезадаптация наблюдается у одного ребенка, что составляет 5,3%.

Таблица 2.9 Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Уровень Число детей %
Высокий (до 1 недели) 36,8
Средний (до 3 недель) 47,4
Сложный (до 5 недель) 10,5
Дезадаптация (более 5 недель) 5,3

Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей с привлечением родителей.

источник