Меню Рубрики

Анализ анкеты семья глазами детей

Беседа проводится индивидуально с ребёнком в группе в спокойной и доброжелательной обстановке.

2. Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой? (Да, нет, не всегда)

3. Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах? (Да, нет, не всегда)

4. Они чаще говорят ласково, чем строго? (Да, нет, не всегда)

5. Тебе спокойно дома? Не страшно? (Да, нет, не всегда)

6. Родители часто с тобой играют? (Да, нет, не всегда)

7. Кто из членов семьи чаще играет с тобой?

8. Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа? (Да, нет, не всегда)

9. Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят? (Да, нет, не всегда)

10. Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?

11. Что ты больше всего любишь делать в выходные дни?

12. Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни? (Да, нет, не всегда)

13. Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе? (Часто, иногда, редко)

14. Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи? (Часто, иногда, редко)

15. Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители? (Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль; отошлют к другому родителю; не захотят слушать совсем)

Анализ результатов беседы

Если в ответах ребёнка преобладают варианты – «нет», «редко» – то в семье возможно предположить реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребёнку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора.

Педагогам, проводившим беседу, следует помнить, что результаты позволяют только в общих чертах определить, какой тип воспитания присущ данной семье. Анкета даёт лишь ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье.

Рисуночная методика «Моя семья».

Данная методика направлена на изучение представлений ребёнка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.

Ребёнку предлагают нарисовать свою семью, используя цветные карандаши. При этом не даётся никаких комментариев относительно того, как это необходимо делать: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые сведения о членах семьи:

· Кто самый счастливый на твоём рисунке? Почему?

· Кто несчастливый в семье? Почему?

Педагог обращает внимание на такие детали:

· как расположены члены семьи;

· насколько они удалены друг от друга;

· каково место нахождения самого ребёнка среди всех членов семьи;

· с кого ребёнок начал рисовать семью, а кем закончил;

· кто выше ростом, а кто ниже;

· кто большой по размерам, а кто — маленький;

· кто в каких красках нарисован.

Тест
Цель:
выявить степень участия родителей в воспитательном процессе.

Вопросы Почти всегда Иногда Никогда
1. Нравится ли Вам Ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
5. Поправляете ли Вы речь ребенка?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его?
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-либо игры?
11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?
12. Есть ли у ребенка одна или две собственные книги?
13. Есть ли у ребенка хотя бы одно место дома (уголок, полка и пр.), которое отведено только ему?
14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?
15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанных книг с ребенком?
16. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?
17. Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору?
18. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?
19. Есть ли у ребенка возможность играть, лепить, рисовать, мастерить, заниматься рукоделием?
20. Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулку; устраиваете ли семейные походы в лес, парк, на реку?
21. Посещали ли Вы с ребенком картинную галерею, краеведческий музей, парк культуры и отдыха?

Анкета для родителей

(для составления социального паспорта семьи)

Уважаемые родители! Педагогам детского сада важно принимать во внимание условия воспитания детей в семье. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и оказывать ей необходимую помощь. Поэтому просим Вас ответить на следующие вопросы:

Общие сведения о ребенке.

Кто отвечает на вопросы (мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.)

источник

Татьяна Степура
Анкета «Ребенок глазами родителей» по программе «Социокультурные истоки»

«РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ»

Уважаемые родители! Прошел еще один учебный год развития ваших детей по программе «Социокультурные истоки». Каждый месяц мы осваивали с детьми одну из тем программы, раз-мышляли над нравственными ценностями, возрастали духом. Пришло время осмыслить полученные результаты. Просим вас искренне ответить на вопросы анкеты. Гарантируем конфиден-циальность полученной информации.

1. На формирование каких качеств личности вашего ребенка повлияла программа «Социокультурные истоки»?

(Подчеркните или обведите соответствующие)

А. Сформированность понимания ценностей семьи:

А 1. Любовь к родителям, оказание им посильной помощи;

А. 2. Проявление уважительного отношения к старшим;

А. 3. Проявление заботливого отношения к младшим;

А. 4. Любовь к своей семье, родному дому (проявление ребенком доброго, чуткого, заботливого отношения к близким);

А. 5. Участие ребенка в семейных праздниках, изготовление по подарков своими руками;

А. 6. Участие ребенка в общих семейных делах;

А. 7. Желание следовать традициям своей семьи;

Б. Приобретение ребенком навыков нравственного поведения:

Б. 1. Милосердное, сострадательное отношение к другим людям, родной природе;

Б. 2. Уважение к людям труда и результатам труда;

Б. 3. Честность, правдивость;

В. Проявление ребенком патриотических чувств:

1. Любовь к родному краю, России;

В. 2. Желание и интерес к познанию культуры, истории и природы родного края;

В. 3. Уважение к защитникам Отечества;

В. 4. Уважение к Святым и святыням России;

Г. Формирование у ребенка базового доверия к людям

и позитивной картины мира:

Г. 1. Умение всегда быть в хорошем настроении;

Г. 3. Понимать чувства другого человека;

Г. 4. Верить в добро, не отчаиваться;

Г. 6. Отличать добро в жизни;

Г. 7. Умение находить общий язык с педагогами, родителями, сверстниками;

2. Какие базовые качества личности предстоит сформировать у вашего ребенка на следующем этапе освоения программы «Социокультурные истоки»?

3. Какие коммуникативные навыки сформированы у вашего ребенка на сегодняшний день?

(Подчеркните или обведите соответствующее)

3.1 Выражать свою собственную оценку прочитанного взрослым и услышанного;

3.2 Высказываться экспромтом, без предварительной подготовки;

3.3 Говорить выразительно, эмоционально;

3.4 Использовать нормы речевого этикета при высказывании своего мнения;

3.5 Слушать и слышать (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чем говорят);

3.6 Умение высказать просьбу, пожелание, совет, предложение, сочувствие;

3.7 Приходить к общему решению (умение соглашаться с другими людьми);

3.8 Понятно, грамотно и самостоятельно формулировать свою мысль;

3.9 Вступать, поддерживать и завершать общение;

3.10 Проявлять эмпатию к сверстникам, взрослым (умение быть внимательным, замечать настроение других, видеть, слышать, чувствовать каждого, быть терпимым к иному мнению, стараться помочь);

3.11 Использовать невербальные средства общения (интонацию, паузы, дикцию, темп, тональность, смех, шум, аплодисменты, жесты, мимику, взгляд);

4. Какие коммуникативные навыки предстоит сформировать у вашего ребенка на следующем этапе освоения программы «Социокультурные истоки»?

5. Какие управленческие способности сформированы у вашего ребенка?

(Подчеркните или обведите соответствующее)

5.1 Умение управлять своей деятельностью (внимательно слушать задание, понимать задачу, доводить дело до конца);

5.2 Делать выбор (в жизни, при выполнении заданий в книгах для развития);

5.3 Сотрудничать с родителями и близкими людьми (в общих делах, при освоении книг для развития);

5.4 Работать с информацией (использовать полученную информацию в жизни, при освоении книг для развития);

5.5 Вести беседу с родителями, близкими и окружающими людьми;

5.6 Принимать решение и быть ответственным (в жизни, при выполнении заданий в книгах для развития);

5.7 Воспринимать значимые социокультурные результаты (проявлять чувства, доброе отношение, проговаривать, делиться мнением);

5.8 Объективно оценивать самого себя;

5.9 Высказывать свои чувства по поводу основополагающих жизненных ценностей;

6. Какие управленческие способности предстоит сформировать у вашего ребенка на следующем этапе освоения программы «Социокультурные истоки»?

7. Какие эмоционально-чувственные проявления характерны для вашего ребенка? Ваш ребенок:

7.1 Проявляет в жизни навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к соучастию, сопереживанию, сорадованию в радости;

7.2 Распознает эмоции других людей (близких, сверстников, работников детского сада, окружающих и незнакомых);

7.3 Проявляет внимание, отзывчивость и социальную чувствительность к эмоциональному состоянию других людей, сверстников, конкретным поступкам героев литературных произведений, объектам живой и неживой природы;

7.4 Проявляет чувство благодарности родным и близким людям, Творцу, родной природе за тот добрый мир, в котором живет ребенок, почитание Святых и святынь;

7.5 Проявляет общительность и открытость, жизнерадостность, активность, самостоятельность, терпение;

7.6 Адекватно проявляет чувства доверия, сочувствия, сопереживания, уважения;

7.7 Проявляет устойчивое внимание, интерес, привязанность и уважение к близким людям, мотивацию подражать старшим в добрых взаимоотношениях с людьми, в труде, в отношениях к природе и животным; соблюдает нравственные правила общения и поведения;

8. Какие чувства предстоит развить у вашего ребенка на следующем этапе освоения программы «Социокультурные истоки»?

Уважаемые родители! Благодарим вас за участие в анкетировании и сотрудничество в реализации программы «Социокультурные истоки». Совместными усилиями за период дошкольного детства мы сумеем заложить основы ценностных ориентиров наших детей, которые позволят им делать правильный жизненный выбор.

Анкета для родителей «Социокультурные истоки» Анкета для родителей! 1. Знакомы ли вы с программой «Социокультурные истоки»? А) да; Б) нет; 2. Согласны ли Вы с утверждением о необходимости.

Анкета для родителей «Ребенок в семье» Анкета «Ребенок в семье» Уважаемые родители! Для выявления интересов, увлечений детей при организации образовательных и воспитательных услуг.

«Домашнее тепло». Конспект образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» (средняя группа) Тема осваиваемой социокультурной категории : Семья. Тема НОД : «Домашнее тепло». Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

«Любимый образ» конспект ООД с детьми 3–4 лет по программе «Социокультурные истоки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82 комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» с детьми подготовительной группы «Чудотворный образ» Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» с детьми подготовительной группы на тему «Чудотворный образ» Конспект составила.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе «Любимые сказки» Цель: • приобщать детей к народной культуре — знанию сказок. Задачи: Образовательные: • учить узнавать русские народные сказки; учить детей.

ННОД по программе «Социокультурные истоки» по теме «Семейные традиции» Непосредственно образовательная деятельность по программе «Социокультурные истоки » по теме «Семейные традиции» Образовательная область:.

Презентация «Обучающий семинар по ознакомлению с программой «Социокультурные истоки» «Радостно и свободно глядит душа ребёнка на мир, не думая извлекать из него пользу, прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому.

Проект «Дороги добра» по программе «Социокультурные истоки» Проект «Дороги добра» Вид проекта: практика — ориентированный Продолжительность проекта: 1 месяц февраль Участники проекта: воспитанники.

Развитие коммуникативной активности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания.

источник

Анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка»

тебе нравится проводить время дома?

Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах?

Они часто говорят ласково, чем строго?

Тебе спокойно дома? Не страшно?

Родители часто с тобой играют? Гуляют? Читают тебе книжки?

Кто из членов семьи чаще играет с тобой?

Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа?

Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят?

Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?

Что ты больше всего любишь делать в субботу и в воскресенье?

Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни?

Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе?

Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?

Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители?

Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль

Отошлют к другому родителю

Не захотят слушать совсем

Анализ результатов анкетирования

Если в ответах ребёнка преобладают варианты «c.», то возможно предположить, что в семье реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребёнку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора.

Анкетирование проводится воспитателем в начале и в конце учебного года. Опрос проводится индивидуально с каждым ребёнком в группе на фоне эмоционального равновесия, в спокойной, доброжелательной обстановке.

Педагогам, проводившим анкетирование, следует помнить, что результаты позволяют только в общих чертах определить, какой тип воспитания присущ данной семье. Анкета даёт лишь ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье

Читайте также:  Анализ на аскаридоз у детей

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

«Семья глазами ребёнка»

Анкетирование проводится воспитателем в начале и в конце учебного года. Опрос проводится индивидуально с каждым ребёнком в группе на фоне эмоционального равновесия, в спокойной, доброжелательной обстановке.

  1. С кем ты живёшь?
  2. тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой?
    1. Да
    2. Не всегда
    3. Нет
  3. Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах?
    1. Да
    2. Не всегда
    3. Нет
  4. Они часто говорят ласково, чем строго?
    1. Да
    2. И так, и так
    3. Нет
  5. Тебе спокойно дома? Не страшно?
    1. Да
    2. Не всегда
    3. Нет
  6. Родители часто с тобой играют? Гуляют? Читают тебе книжки?
    1. Да
    2. Не всегда
    3. Нет
  7. Кто из членов семьи чаще играет с тобой?
  8. Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа?
    1. Да
    2. Не всегда
    3. Нет
  9. Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят?
    1. Да
    2. Не всегда
    3. Нет
  10. Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?
    1. Да
    2. Не всегда
    3. Нет
  11. Что ты больше всего любишь делать в субботу и в воскресенье?
  12. Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни?
    1. Часто
    2. Иногда
    3. Редко
  13. Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе?
    1. Часто
    2. Иногда
    3. Редко
  14. Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?
    1. Часто
    2. Иногда
    3. Редко
  15. Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители?
    1. Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль
    2. Отошлют к другому родителю
    3. Не захотят слушать совсем

Анализ результатов анкетирования

Если в ответах ребёнка преобладают варианты «c.», то возможно предположить, что в семье реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребёнку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора.

Педагогам, проводившим анкетирование, следует помнить, что результаты позволяют только в общих чертах определить, какой тип воспитания присущ данной семье. Анкета даёт лишь ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье

У важаемые родители!

Предлагаем Вам просмотреть видеоролик о правах детей, подготовленный Прокуратурой автономного округа.

Уважаемые родители гости сайта!

В целях проведения профилактических мероприятий, осуществляемых УМВД России по г. Нижневартовску по предупреждению о возможных мошеннических действиях, способах совершения преступлений, предлагаем вам ознакомиться с пямятками и просмотреть видеоролики >>>>>>> Ссылка на канал Youtube >>>>>>>

Уважаемые родители!

У Вас есть возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Более подробно можно ознакомиться перейдя по ссылке >>>>>

Уважаемые родители! На сайте Минкомсвязи России Вы можете получить государственные и муниципальные услуги в электронной форме.

Уважаемые родители!

Прокуратура города Нижневартовска предупреждает об административной и уголовной ответственности за экстремистскую деятельность. Предлагаем Вам ознакомиться с материалами по профилактике терроризма и экстримизма

Уважаемые родители!

Родителям, не оформившим компенсацию части родительской за присмотр и уход за детьми в образовательном учреждении, необходимо заполнить заявлении в бухгалтерии МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 «Солнышко». Подробнее

источник

Цель: познакомить родителей с современными психологическими подходами к воспитанию ребенка.

Задачи: раскрыть качества «идеальных» родителей; познакомить родителей с итогами анкетирования «Родители глазами детей»; научить родителей открыто выражать свои чувства по отношению к поступкам ребенка.

— стенд, на который помещены закрытые карточки с качествами идеальных родителей;

— итоги анкетирования «Родители глазами детей»;

— дипломы участника психологической игры «Идеальные родители»;

— музыкальная композиция «Песенка Мэри Поппинс» из к/ф «Мэри Поппинс, до свиданья», фоновая музыка;

— карточки с заданиями для родителей.

Условия проведения: для участия в конкурсной программе тематического вечера необходимо создать две группы родителей по 5–6 человек (родителям перед началом вечера раздаются сердечки-приглашения для участия в конкурсной программе).

Ведущий. Идеальные родители… Эта тема затрагивает всех и каждого, ибо каждый из нас чей-то родитель и каждый из нас чей-то ребенок. Когда дети маленькие, родители для них — верх совершенства, они принимают идеалы и ценности, нормы морали и поведения родителей. С возрастом происходит смена значимых лиц, перестройка взаимоотношений со взрослыми. Чем взрослее ребенок, тем критичнее его отношение к родителям.

Сегодняшняя наша встреча построена на основе анкетирования «Родители глазами детей», проведенного в нашей школе (см. приложение 1). Мы познакомимся с его результатами и примерим на себя роли «идеальных родителей» в конкурсной программе. Только ответив на предложенные вопросы и выполнив задания, мы сможем узнать формулу идеальных родителей.

Всем нам хочется быть хорошими родителями, а иногда даже идеальными. Но быть идеальными можно, наверное, только в идеальных условиях. К счастью, наше время таково, что большинство родителей осознанно и обдуманно относятся к появлению ребенка на свет, а главное — понимают, что накормить, обуть и купить много игрушек — еще не все. Следует помочь будущему человеку набраться уверенности и сил, понять, чего он хочет, научить строить отношения и добиваться целей. Без этого в изменчивом конкурентном мире нынче не достигнешь успеха и счастья.

Уважаемые родители! Сегодня нам предстоит вывести формулу идеальных родителей. Для этого на сцену мы приглашаем участников конкурсной программы (две команды родителей по 5–6 человек), которые и помогут нам ответить на очень непростой вопрос: «Какие же они, идеальные родители?» Сделать это можно, только правильно ответив на предложенные вопросы и решив задания. За каждый правильный ответ команды получают право открыть одно из качеств идеальных родителей.

1-й конкурс. «Возрастная психология»

В этом конкурсе предстоит определить возраст ребенка по психологическим характеристикам. Знание возрастной психологии необходимо для того, чтобы расти вместе с ребенком, понимать его, ведь на каждом возрастном этапе ребенок разный и перед ним стоят разные задачи, помочь решить которые могут только родители.

Участники получают конверт с заданиями. См. приложение 2.

А пока команды готовятся, мы обратимся к результатам анкетирования, которое было проведено среди наших детей.

Вопрос: какими видят дети своих родителей?

Дети младшего школьного возраста ответили на этот вопрос следующим образом:

«Мои родители добрые, отзывчивые, ласковые, заботливые и любящие. Они часто гуляют со мной по выходным и помогают во всем. Папа любит смешить меня, а мама — мне помогать»; «Мои родители веселые. Папа часто играет со мной в футбол»; «Мои родители добрые, но иногда бьют меня»; «Мои родители никогда не ссорятся, они занимаются со мной математикой и водят меня в цирк и театр, в кино и парк»; «Мои родители добрые. Мама любит, когда я у бабушки»; «Мои родители очень любят детей, любят играть с ними и ездить на природу»; «Мои родители не очень хорошие и не очень злые, но иногда бьют меня»; «Мои родители — самые умные»; «Мои родители могут помочь мне, когда у меня не очень хороший день».

Дети среднего школьного возраста ответили на этот вопрос так:

«Мои родители — самые умные родители, самые лучшие в мире»; «Это дорогие мне люди»; «Моя мама мне лучшая подруга, она понимает меня в трудную минуту»; «Это самые замечательные люди и лучшие друзья»; «Это люди, которые дали мне жизнь, дают любовь, ласку, образование и пищу»; «Это для меня самое святое, что есть на земле»; «Это хорошие люди, которые меня понимают».

Ответы старшеклассников были следующими:

«Мои родители — это самые лучшие родители»; «Это такие родители, о которых мечтала»; «Они очень заняты личными делами, поэтому мне не совсем знакомы, но требовательны»; «Мои родители любящие, заботливые, понимающие»; «Мои родители — прекрасные, добрые, умные люди»; «Мои родители заботливые, строгие, требовательные»; «Мои родители умные и справедливые»; «Они занятые, строгие, но справедливые»; «Требовательные, дисциплинированные, любящие и веселые»; «Мои родители знают обо мне все»; «Мои родители вредные и придирчивые»; «Мои родители иногда обижают меня»; «Мои родители — идеальные».

Сейчас мы вернемся к участникам конкурсной программы и заслушаем их ответы по первому заданию, в котором они должны были определить возраст детей по предложенным характеристикам.

Итак, за правильные ответы наши участники получают право открыть карточки с качествами идеальных родителей.

(Ведущий комментирует характеристики.)

Первая характеристика — это любовь и принятие ребенка таким, какой он есть, независимо от его успешности, особенностей, соответствия нашим ожиданиям и представлениям о том, «каким я хочу видеть своего сына или дочь». Принятие — это основа конструктивных отношений с ребенком. Важно, чтобы эти отношения были настоящими, так как ребенок чувствует любую фальшь. Если родители, самые близкие, значимые, авторитетные люди, не готовы дать нам безусловную любовь, то чего же мы можем ждать от других людей? Только родители способны любить ребенка независимо от того, худой он или толстый, интеллектуально одаренный или тугодум, гиперактивный или неторопливый, красивый или не очень.

Вторая, не менее важная характеристика, — это помощь в понимании мира, обозначении границ приемлемого и недопустимого поведения. Здесь задача родителей — объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо». Родители именно те люди, которые первыми начинают показывать ребенку нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Обозначение границ помогает ребенку структурировать картину мира, ориентироваться в нем. Ребенок, которому неизвестны правила и нормы, теряется от неопределенности, чувствует себя брошенным, не ощущает комфорта и безопасности, ну а далее сам начинает устанавливать грань допустимого и дозволенного. Чаще всего это приводит к нарушениям поведения, сложностям в принятии любых рамок, правил и стандартов. Здесь, во-первых, важно взвесить принципиальность и важность запретов, во-вторых, определить форму, в которой выставляются ограничения и запреты, в-третьих, следует наказание и осуждение поступка, а не личности в целом.

А мы продолжаем конкурсную программу.

Наши участники получают конверт со вторым заданием, в котором им предстоит по словесному описанию определить тип темперамента ребенка.

А мы вернемся к нашему исследованию «Родители глазами детей».

В ответе на следующий вопрос наши дети описывали свои отношения с родителями, используя пять прилагательных. Ученики начальной школы ответили следующим образом:

Мои отношения с родителями — «добрые, заботливые, отличные, так себе, ласковые, иногда ругательные, не очень, грамотные, классные, конфликтные, замечательные».

Ученики 5–8-х классов ответили так:

Мои отношении с родителями — «хорошие, доверительные, классные, теплые, дружеские, понимающие, уважительные, любвеобильные, строгие, иногда плохие, интересные, откровенные, правдивые, деловые».

Ответы старшеклассников были следующими:

Мои отношения с родителями — «хорошие, понимающие, спонсирующие, поучительные, плохие, иногда злые, иногда строгие, отличные, великолепные, странные, справедливые, уважительные, доверительные, рассудительные, счастливые, ласковые, поддерживающие, требовательные, недоверительные, непонятные, агрессивные иногда, серьезные, бюджетные, демократические, взаимовыгодные, разумные, информационные».

Еще один вопрос звучал так: «Можете ли вы сказать, что ваши родители заняты только собой?»

Младший школьный возраст: да — 10%, иногда — 60%, нет — 30%.

Средний школьный возраст: да — 2%, иногда — 30%, нет — 68%.

Старший школьный возраст: да — 2%, иногда — 51%, нет — 47%.

«Достаточно ли времени уделяют вам родители?»

Младший школьный возраст: да — 60%, не совсем — 30%, нет — 10%.

Средний школьный возраст: да — 94%, не совсем — 5%, нет — 1%.

Старший школьный возраст: да — 94%, не совсем — 6%.

Сейчас мы возвращаемся к участникам конкурсной программы и заслушаем их ответы по знанию типов темперамента.

Итак, наши участники за правильные ответы получают право открыть еще одну карточку с качеством идеальных родителей.

Третья характеристика идеальных родителей — это последовательность и согласованность в действиях, запретах и разрешениях. Принципиальное значение для воспитания любого ребенка имеет последовательность действий, санкций, поощрений и наказаний. Беда, если наше настроение влияет на то, что сегодня мы разрешили ребенку что-либо, что вчера запретили, потому что изменилось наше настроение. Вторая беда связана с несогласованностью слов и действий взрослых, с которыми общается ребенок. Разногласия взрослых по поводу воспитания ребенка — явление распространенное, но стоит помнить, что ребенок не должен знать об этих разногласиях.

Читайте также:  Анализ на артрит у детей

Четвертая характеристика идеальных родителей — умение слышать и понимать ребенка. Умению слышать и понимать ребенка, строить с ним конструктивные отношения можно учиться. Человек не рождается на свет профессионалом ни в одной области, в том числе и в профессии родителя. Помните, что ребенок совсем не обязан быть таким, каким вы его хотите видеть. Он должен вырасти самим собой. Уравновешенность придет с годами, память и внимание можно развить, социальным навыкам научиться, но сбои в эмоциональной сфере, основой которых зачастую является неприятие родителями тех или иных черт сына или дочери, неадекватные реакции на поведение ребенка корректируются очень сложно, оказывая влияние на жизнь ребенка в самых разных сферах.

Здесь важно отмечать любые успехи ребенка, пусть даже минимальные. Важно помнить и о воспитании собственным примером. Следует научиться не просто слушать, а слышать своего ребенка, проникая в его чувства и переживания. Необходимо уметь доносить до ребенка свои требования, пожелания и предложения. Для сообщения ребенку своих идей и мнений стоит выбирать эффективные методы.

Одним из важных умений является использование «Я-посланий». Речь идет о способе выражения собственных эмоций и чувств. В одной и той же ситуации мы можем сказать: «Ты меня расстроил», а можем: «Я расстроился», «Твое поведение меня тревожит» или «Я тревожусь о тебе». Простая игра слов имеет глубокий психологический смысл. Выраженное в форме «Ты-послания» сообщение наделяет ребенка ответственностью за наши чувства. Ответной реакцией станут обида, агрессия или чувство вины. Использование «Я-посланий» разделяет поступок ребенка и наши чувства по этому поводу и оставляет больше возможностей для конструктивного диалога. Другой стороной пользы «Я-посланий» является то, что, сообщая ребенку о своих чувствах, мы учим его быть более открытым, показываем ему, что не стоит бояться негативных переживаний. Открытое и искреннее высказывание своих чувств способствует взаимопониманию и дальнейшему диалогу.

Наши участники получают конверты со следующим заданием, в котором им предстоит научиться высказывать свои чувства по поводу возникающих неприятных ситуаций, используя «Я-послания».

Мы продолжаем знакомиться с результатами анкетирования «Родители глазами детей».

На вопрос «Если бы я был(а) моим папой (моей мамой)» младшие школьники ответили так:

«Была бы доброй, отзывчивой, помогала бы своим родителям и детям»; «Был бы сильным и мужественным»; «Никогда не ругал бы»; «Больше времени проводила с детьми»; «Помогал бы делать уроки»; «Общался бы с ребенком каждый день»; «Был бы, как мой папа, только бы не пил и не курил»; «Водила бы детей в парк, каталась с ним на каруселях»; «Уделяла бы внимание, не ругала, ничего не запрещала».

Дети среднего школьного возраста ответили так:

«Я бы заботилась и говорила ласковые слова»; «Старалась бы уделять детям больше времени»; «Очень любила бы сына и дочь»; «Я бы смотрела каждый день дневник»; «Я бы купил свой дом и машину»; «Не ругалась бы без повода»; «Покупала бы ребенку много игрушек и красивых вещей»; «Ничего бы не запрещала и разрешала гулять на улице до 22.30»; «Была бы заботливой, нежной и доброй»; «Много времени уделяла бы мужу и детям»; «Был бы любящим, умным и строгим»; «Относилась бы к ребенку как к лучшему другу»; «Давал бы больше денег».

Старшеклассники на тот же вопрос ответили так:

«Была бы такой, как моя мать, как мой отец»; «Разрешала бы то, что мне запрещают»; «Я бы уделяла детям больше внимания»; «Была бы добрым и понимающим родителем»; «Была бы построже»; «Разрешал бы гулять допоздна»; «Я был бы лучшим другом, позволял бы все в мерах дозволенного»; «Я бы был, как мой отец, но исправил бы его плохие качества»; «Я бы почаще вспоминал себя в возрасте моего ребенка и не допускал таких ошибок, которые допускают они по отношению ко мне»; «Не пилила бы дочь днями, чаще разговаривала спокойным тоном и давала больше денег на карманные расходы»; «Я бы купил сыну машину, чтобы он чувствовал себя хорошо»; «Я бы пытался найти общие интересы»; «Пытался бы найти с ребенком общий язык, интересы и понимание».

Следующий вопрос заставил учеников задуматься над тем, как их надо воспитывать. Были получены следующие ответы.

«Помогать во всем»; «Не ругать и не бить ремнем»; «Жалеть и не ругать»; «Иногда надо и поругать»; «Не кричать»; «Разрешать ходить домой самостоятельно»; «Разрешать есть кириешки, компашки, бомбастер»; «Уделять внимание».

«Говорить слова, которые пригодятся в будущем»; «Иногда ругать»; «Меньше кричать»; «Ремнем»; «Чуть-чуть строго»; «Научить этикету»; «Солью и горохом»; «Записать на секцию»; «Понятно все разъяснять, не бить, давать отдыхать»; «Объяснять то, что трудно для меня»; «Ласково»; «Методом кнута и пряника»; «Внимательно, главное, не разбаловать»; «Не повышая голоса»; «Справедливо».

«Мягче, чем это делают мои родители»; «Относиться с уважением несмотря на возраст, но и ругать тоже надо»; «Не надо повторять несколько раз то, что я должна сделать»; «Так, как воспитывают меня сейчас»; «Так, чтобы детям не было от этого скучно»; «Не перегружать»; «В строгости»; «Чтобы я не чувствовала на себе давление»; «Держать в ежовых рукавицах и быть со мной построже»; «Строго, чтобы дети не садились на голову начиная с раннего возраста»; «Спасибо строгому папе, что я не шатаюсь по улице с бутылкой пива и сигаретой»; «Не баловать и не давать слишком много свободы»; «С толком и лаской, без насилия»; «Конструктивно и результативно»; «Надо заниматься самовоспитанием».

Теперь мы заслушаем ответы наших участников и узнаем, как они научились использовать технику «Я-посланий» в общении с детьми. Они получают право открыть оставшиеся качества идеальных родителей.

Расти вместе с ребенком, учитывая, что перед детьми и подростками на разных этапах развития стоят разные задачи — так можно сформулировать пятое качество идеальных родителей. Многие родители говорят о том, что на определенных этапах развития ребенка общение с ним доставляло удовольствие, не возникало сложностей, а какие-то этапы были особенно сложны. Кому-то лучше всего было иметь дело с младенцем, кто-то с восторгом пережил возраст «почемучек» (4–5 лет), а кому-то удается найти гармонию с подростком или стать другом юноше или девушке.

Причина здесь лежит в наших индивидуальных особенностях. Но истинно хорошие родители растут и меняются вместе с ребенком, предоставляя ему столько свободы и заботы, сколько необходимо в тот или иной период развития. На каждом этапе своего развития ребенок решает так называемые «задачи возраста», овладевая своим телом, усваивая навыки самообслуживания, приобретая знания и тренируя интеллектуальные процессы, строя отношения со сверстниками, взрослыми и младшими детьми. Наша взрослая задача — «сопровождать», быть рядом сначала физически, а затем рационально и эмоционально, подтверждая свою готовность к диалогу и поддержке, но не проживая жизнь ребенка вместо него и не вторгаясь в то жизненное пространство, на котором он должен научиться сам решать задачи и удовлетворять свои потребности.

Ценить и уважать свою уникальность, свободу и развитие — следующая характеристика идеальных родителей. Принять тот факт, что ребенок не часть нас, а самостоятельное существо, имеющее право, возможности и способности принимать решения и совершать выбор, могут лишь те родители, которые ценят и свою свободу, дорожат своей самостоятельностью.

В раннем детстве родитель — высший авторитет, судья и образец. Но подростку уже важнее найти свое место среди сверстников, а потом в жизни ребенка появятся другие близкие люди. К тому факту, что придет другой мужчина или другая женщина, с которыми наш ребенок будет делить радости и горести, тоже надо быть готовым.

Принесение своей жизни в жертву ребенку рано или поздно оборачивается сложностями для обеих сторон или хотя бы для одной из них. Безраздельное внимание к ребенку, потребность и требование участия во всех его делах, отказ от личной жизни или карьеры оборачиваются внутренним напряжением, взаимной неудовлетворенностью, даже конфликтами. Чем интереснее, значительнее, эмоционально и интеллектуально насыщеннее становится наша жизнь, тем более интересными и значительными людьми мы останемся для своего ребенка, когда он повзрослеет и станет нам настоящим другом. Помните, что ваша жизнь не заканчивается вместе с рождением на свет малыша и может продолжаться не только в нем. Уважать, ценить и принимать уникальность личности своего ребенка мы можем лишь тогда, когда сами ценим, уважаем и принимаем собственную уникальность и свободу.

Сегодня, уважаемые родители, мы с вами говорили, казалось бы, о простых истинах. Однако как трудно в нашей повседневной жизни следовать этим нехитрым заповедям, как трудно соответствовать громкому эталону — «идеальный родитель». И все же это необходимо, ведь на карту поставлены судьбы не абстрактных, а реальных, наших единственных и неповторимых детей. Пусть наши отношения с ними будут гармоничными и пусть ваши дети с гордостью говорят окружающим: «Мои родители — идеальные!»

Звучит песенка Мэри Поппинс из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья».

Ведущий подводит итоги конкурсной программы, торжественно вручает дипломы участника психологической игры «Идеальные родители».

Анкета «Родители глазами детей»

1. Идеальные родители — это…

3. Назовите 5 прилагательных, которые описывают ваши отношения с родителями.

4. Можете ли вы сказать, что ваши родители заняты только собой:

5. Достаточно ли времени уделяют вам родители? Сколько времени в день уделяют вам родители?

6. Если бы я был(а) моим отцом (моей мамой)…

7. Как тебя надо воспитывать?

Задание для первой команды

Определите, какому возрасту свойственны
следующие психологические особенности?

Этот возраст называют вершиной детства. Важнейшая среда развития детей этого возраста — семья и школа. В этом возрасте ребенок утрачивает детскую непосредственность в поведении.

Значимая деятельность — учеба. Центральная проблема этого возраста — проблема школьной успеваемости и оценки результатов учебной деятельности. Дети этого возраста чрезвычайно восприимчивы, внушаемы, эмоциональны и отзывчивы. Они любознательны, подвижны и непоседливы. Требовательны и избирательны к товарищам, легко меняют друзей. Дети хотят все узнать, задают много вопросов. Их привлекает все новое, неожиданное и яркое. Пересказывая события, дети в этом возрасте непроизвольно, совершенно неумышленно вносят в него дополнения от себя, обогащают его выдуманными подробностями. В этом возрасте происходит первоначальное складывание характера.

Задание для второй команды

Определите, какому возрасту свойственны
следующие психологические особенности?

Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира.

Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы.

Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым.

Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни.

Центральное новообразование этого возраста — самоопределение, профессиональное и личностное.

В этот период большое количество времени уделяется своей внешности и проводится перед зеркалом. Важнейшая среда развития — общество сверстников.

источник

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но жить без семьи никому не возможно!

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это группа людей, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Для этой «семейной системы» характерно то, что несогласованность психологических потребностей, способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого.

Ребенок в семье появляется полностью беспомощным, и его жизнь прямо зависит от родителей. Именно они обеспечивают основные его потребности. Это в равной степени относится к физиологическим потребностям (пища, тепло и т. п.) и потребностям психологическим (любовь, внимание, безопасность).

Если родители показывают способы и средства для удовлетворения потребностей физиологических (показывают, как он должен питаться, как утолить жажду, оградить себя от холода), то по отношению к потребностям психологическим такое воспитание практически отсутствует. Маленький человек сам должен найти способы поведения, которые вызывают одобрение родителей, которые дают ему ощущение собственной значимости.

Уже в конце первого и начале второго года ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей, он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные «стратегии» влияния на поведение родителей.

Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их с собой на протяжении всей жизни.

На основе своего жизненного опыта ребенок может прийти к разным внутренним позициям:

Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.

Эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим его людям. Возникновению такой позиции способствует обобщенный положительный опыт отношений с людьми, особенно с отцом и матерью. Она может формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную близость к родителям, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность и вместе испытывают радость.

Читайте также:  Анализ на асло у детей

Внешне родительским отношениям с ребенком, как правило, характерны такие три особенности:

а) общий положительный эмоциональный фон взаимодействия;

б) признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор;

в) признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.

При таких, относительно постоянных, условиях жизни в семье ребенок чувствует себя так:

  • Я испытываю удовольствие, когда нахожусь рядом с близкими мне людьми.
  • Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не требуют постоянно действовать так, а не иначе.
  • Окружающие доверяют мне, и я ощущаю свою силу, зная, что сам смогу преодолеть препятствие, различить зло и добро.
  • Я, как и все люди, могу ошибаться, но это не означает моей «плохости», глупости. Я могу учиться на ошибках и действовать все увереннее.
  • Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.
  • Другие люди, в том числе и мои родители, часто иначе, чем я, относятся к окружающему миру, и они имеют на это право. Я уважаю их выбор, хотя не всегда его понимаю. Я доверяю им.
  • Когда родители меня наказывают, это не означает, что они перестают меня любить. Это значит, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу. Мы сможем поправить это, если захотим.
  • Мои родители, и другие люди тоже, часто хотят того, чего я не хочу. Если я с ними, я должен не только смотреть на то, что нравится мне, но и учитывать то, чего хотят они. Иначе вместе нам будет тягостно и неприятно.

Такие базисные установки являются большим достижением всего дошкольного детства. Их можно вычленить из высказываний детей в возрасте шести-семи лет.

Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.

Такая внутренняя позиция чаще возникает в семьях с преобладающим культом ребенка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг малыша. В подобных семьях ребенок рано начинает понимать, как значим, он для родителей, как они любят его. Это повышает его самооценку, создает чувство безопасности, однако поведение ребенка уже в дошкольном возрасте часто переходит нормы принятого социального поведения: он не считается с окружающими, действует наперекор их желаниям и требованиям.

Дело в том, что ребенок не видит, не чувствует, почему ему надо поступать иначе, что существуют интересы других людей, которые не всегда совпадают с его собственными. Ребёнок воспринимает себя как центр, так как родители все время служат его прихотям, жертвуя своими интересами, временем и материальными ресурсами.

Раз возникнув, позиция «я – всё, вы – ничто» укореняется, так как ребенок начинает защищать свое привилегированное положение. Формируются внутренние установки:

  • Родители существуют ради меня.
  • Мои желания и стремления – самые важные. Я должен их осуществить во что бы то ни стало.
  • Окружающие, даже если не говорят этого, восхищаются мною.
  • Люди, которые не видят моего превосходства, просто глупые. Я не хочу иметь с ними дела.
  • Если другие люди думают и действуют не так, как я, они ошибаются или поступают так назло мне.
  • Мои родители любят меня. Но как у меня, такого славного, умного, красивого, оказались такие «серые» мать и отец?

Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.

Эта позиция часто встречается среди так называемых проблемных детей. Их самочувствие в среде близких людей зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких психологических ее особенностей.

1. Отсутствие ребенка в жизненных планах родителя (родителей).

Беременность воспринимается как существенное препятствие, как камень преткновения и тем самым вызывает сложный внутренний конфликт, сопровождаемый негативными эмоциями. Нерешенный внутренний конфликт после рождения ребенка решается внешними средствами, то есть через отношения с малышом.

Общение чаще матери (реже отца) с ребенком по причинам, непонятным ей самой, вызывает неудовлетворенность, раздражение, напряжение. И проявляется в самых различных формах: авторитарности, чрезмерной требовательности или чрезмерной близости с целью постоянно контролировать ребенка, вмешиваться в мир его личных переживаний или же отвержения ребенка, отгорожения от него.

2. Недовольство ребенком таким, каков он есть.

Нередко родители, строя свои жизненные планы, представляют себе достаточно конкретный образ, каким должен быть ребенок. Однако, родившись, малыш не соответствует ожиданиям, и родители пытаются исправить «недостатки природы» воспитанием.

3. Неправомерное требование внимания.

Во второй половине первого года жизни крик, плач ребёнка могут означать не только то, что он плохо себя чувствует или что-то хочет, но и становятся способом позвать к себе родителей, выражением желания пообщаться с ними.

Однако уже в этом раннем периоде ребенок может приучиться быть спокойным, веселым лишь только в присутствии взрослого. Такой ребенок впоследствии чувствует себя комфортно только тогда, когда на него обращают внимание.

Ребёнок может использовать самые различные способы – это зависит от возраста, личностных особенностей и от того, что больше всего затрагивает родителей. Усиленное требование внимания может проявляться в каждом случае по-разному. Одни дети непрерывно хнычут, что чего-то не могут сделать; другие назойливо пристают с разговорами, пытаются рассмешить или даже применяют физические меры – дергают за рукав; третьи создают угрозу для своей жизни – висят на дереве на одной руке.

Родители испытывают неудобство, потому что ребенок постоянно им мешает, что от него ни минуты нельзя оторваться. Пытаясь огородить себя от назойливого малыша, взрослые применяют различные наказания, но ребёнок не успокаивается и больше обращает на себя внимание. Образуется замкнутый круг:

Детская «месть» часто имеет скрытое содержание – «посмотрите, как мне плохо» и это крик о помощи, обращенный к родителям.

Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое.

Ребёнок полностью теряет веру в то, что кто-либо может его любить, что он сам чего-то стоит, он впадает в необычное состояние. Теряя чувство собственной значимости, ребенок стремится отгородиться от всего: от людей, от новых, казалось бы, интересных занятий. Такие дети совершенно не прилагают никаких усилий, чтобы совершить что-то, что привлекло бы внимание других, чтобы заслужить их похвалу. Наоборот, всем своим поведением, выражением лица они говорят: «Оставьте меня в покое».

Внутренняя установка ребёнка такая: «Вы мне уже доказали, что я недостоин вашего внимания; что я недостаточно силен, чтобы заставить вас заниматься мною; что я не могу поступать с вами так же жестоко, как вы со мной, – так оставьте меня в покое».

Ребенок демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, плохие привычки – все ради того, чтобы быстрее «отпугнуть» взрослого от себя. Естественная реакция взрослого раздражение от своего бессилия и его бездарности.

Можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют большое влияние на развитие личности ребёнка, на его восприятие себя в семейной системе. Так как ссоры между взрослыми не создают в семье тёплой, безопасной атмосферы, родители уделяют меньше внимания воспитанию или их требования несогласованны и необоснованны, случайны. Недовольство взрослых друг другом и семьёй превращается в негативные воздействия по отношению к ребёнку, и могут проявляться в стратегиях поведения: механизм «козла отпущения», отвержение супруга через ребенка, ребёнок – член «военного союза», ребенок – объединяющее родителей звено.

Механизм «козла отпущения».

Наиболее распространенный способ выплеска излишнего психического напряжения, недовольства супругов друг другом — механизм «козла отпущения». Можно выделить два варианта его исполнения:

  1. один из супругов явно занимает в семье авторитарную позицию «сверху». Он не терпит возражений со стороны других членов семьи. И считает, что все другие, только не он (она), виновны в неудовлетворительном положении дел. Когда этот член семьи, выражает свое недовольство, ему становиться легче на душе.
  2. оба супруга не лезут за словом в карман, оба никогда не уступят и не дадут себя в обиду. Когда муж или жена исключаются из семьи, либо пытаются воздерживаться от проявления явного недовольства друг другом, то всё раздражение и негативные эмоции выплёскиваются на ребёнка. Во-первых, он не даст сдачи. Во-вторых, всегда можно найти повод сделать ему замечание: то он недостаточно опрятный, то ботинки положил не на место, то вообще не так смотрит.

Ребенок же, постоянно ощущает недовольство со стороны родителей. Постепенно он начинает осмыслять себя как плохого, ни на что не способного, как человека, достойного всяческих порицаний. Одни дети принимают роль «серой мышки» — пытаются как можно меньше попадаться на глаза, другие – развивают в себе способность противостоять нападкам родителей, с помощью агрессии.

Отвержение супруга через ребенка.

Недовольство одного супруга другим в течение совместной жизни, как правило, приобретает конкретные очертания, раздражают повышенная или пониженная активность, манера речи, неопрятность, особенности поведения и т. п. Столкнувшись с непреодолимым, супруги рано или поздно отказываются от попыток перекроить другого. А раздражение по поводу той или иной особенности поведения остается и часто переносится на ребенка, в виде перевоспитания, «исправления». Дети, очутившись в ситуации, когда они по какой-то причине вынуждены менять усвоенную у родителя форму поведения, чувствуют себя крайне растерянно. Они недоумевают, почему то, что разрешено одному из родителей, не позволяется ему, ведь он как раз и стремится стать похожим на него.

Ребенокчлен «военного союза».

Когда оба супруга не имеют чувства общности, совместных взглядов и планов на будущее, не видят перспективы развития своего «я» в связи с прогрессом всей семьи, между супругами неизбежно возникает межличностное напряжение. Муж и жена постепенно начинают видеть друг в друге не соратника, а препятствие в реализации собственного образа семьи. Таким образом, создаются два враждующих лагеря — муж и жена. Ребёнок, находясь между двумя воинствующими силами, стоит перед дилеммой – с кем быть?

В борьбе родителей за ребенка больше усилий для привлечения его на свою сторону тратит тот супруг, который чувствует себя слабее, беззащитнее. Вместе с ребёнком он приобретает иллюзорное подтверждение собственной правоты («Если ребенок вместе со мной, значит, я прав!»). И возможность нанести сильный психологический удар другому родителю.

В семьях, в которых двое и больше детей, вследствие указанных причин создаются своеобразные альянсы.

Ребенок – объединяющее родителей звено.

Трения между родителями, очевидные или менее заметные, вызывают негативные эмоциональные переживания и других членов семьи. Дети чрезвычайно чутки к изменению эмоциональной атмосферы в семье и склонны ее изменения связывать либо с происходящими внешними событиями, либо с собственным поведением. Даже не понимая, что он делает, ребенок интуитивно находит способы, устраняющие его психологический дискомфорт, то есть обнаруживает средства, уменьшающие трения между родителями, помогающие всем вместе почувствовать общность, избавиться от эмоционального напряжения.

  1. Объединение родителей посредством болезни ребенка.– Ребенок окружается вниманием и заботой, напряжение во взаимоотношениях родителей куда-то исчезает – оба родителя как бы объединяются. Эти и другие заботы на время вынуждают родителей забыть про собственные ссоры, невзгоды, все начинает крутиться вокруг малыша и его беды.

В дальнейшем ребенок неосознанно стремится воспроизвести приятное ощущение общности, которое он испытал, заболев.

Подобный психологический механизм может привести к тому, что ребенок окажется, сам того не замечая в плену разных недугов: ночной энурез, головные боли, показывая родителям полную неспособность заботиться о себе.

  1. Объединение родителей посредством выполнения их нереализованных желаний.В крайне напряженной семейной атмосфере, наполненной нереализованными родительскими желаниями, ребенок находит свой способ примирить взрослых с собственной жизнью и друг с другом. Он пытается добиваться успеха в той деятельности, которая интересна и поддерживается родителями.

Если ребёнок чувствует, что его неуспех принесет большое огорчение родителям, то он, как правило, прилагает максимум усилий, чтобы этого не произошло и старается за двоих. Поэтому первое следствие повышенной ответственности – перенапряжение. Второе – большая вероятность «застревания» на препятствиях, так как чувствительность к неудаче у такого ребёнка повышена.

Ребенок, не сумевший преодолеть препятствий и не имеющий возможности «официально» и без потери в самоуважении выйти из ситуации, ищет косвенные пути, например, посредством болезни. У некоторых детей перед занятиями начинает болеть голова, живот, их тошнит, они испытывают слабость и другие болезненные симптомы.

Другой отрицательной стороной выполнения детьми нереализованных родительских желаний является нестабильность семейной системы. Достаточно ребенку стать неуспешным, отношения между супругами опять резко ухудшаются. Один из родителей начинает обвинять другого в том, что он стал препятствием в достижении его жизненных планов и является причиной неудач ребёнка.

Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость и заботу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. Несомненно, что ребёнку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Но нерешённые супружеские проблемы, хотя и спрятанные под девятью замками, пагубно воздействуют на ребёнка, нарушают его эмоциональное состояние, меняет его взаимоотношения с окружающими.

Самая хорошая профилактика – оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем, так как они прямо вплетены в ваши отношения с ребенком и являются важным фактором развития его личности.

источник