Меню Рубрики

Рассказ ушинского дети в роще анализ

Открытый урок в 3 классе по литературному чтению на тему «К. Ушинский «Дети в роще»
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Открытый урок в 3 классе по литературному чтению проводился в рамках ГМО завучей по УВР, НМР и информатизации города Кызыла. Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: раскрытие главной идеи рассказа и его осмысление через умение работать с текстом. Урок целенаправлен на развитие у учащихся учения работать с текстом, находить в тексте скрытый смыл. Данный урок построен на технологии развития критического мышления (прием » 6 шляп», цветные карточки). Урок начинается с просмотра мультфильма, который мотивирует детей на активную учебную деятельность. В конце урока проводится рефлексия, оценивание детьми своей работы. Урок интересен тем, что чтение текста разделен на остановки, после которых идет обсуждение. От начальной остановки до финальной дети восстанавливают текст, придя к главной авторской идее.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Кызыла»

Открытый урок в 3 классе по литературному чтению на тему

Учитель начальных классов

Сарыглар Алена Валентиновна

Тема урока: К.Д.Ушинский «Дети в роще»
Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: раскрытие рассказ и его осмысление через умение работать с текстом

  • познакомить учащихся с новым произведением;
  • отрабатывать навык выразительного чтения
  • Развивающие:
  • развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • развивать связную устную речь учащихся.
  • воспитывать уважение к чужому труду, ответственное отношение к своим поступкам, труду.

Предметные – умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.

Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельностипо изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;

Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные – осмысление понятий «труд», «лень», «ответственность», формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование – презентация , аудиозапись, отрывок из видео, учебник, карточки , разрезные бабочки, шляпы (белая, красная).

I.Организационный момент.Психологический настрой

-Послушайте пение птиц, журчание ручья, шепот листьев. Мы с вами оказались в солнечной роще, где веет спокойствием и тишиной. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть воздуха, запах зеленой травы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу, природе, к окружающей среде. Надеюсь, сегодняшний урок принесет нам массу положительных эмоций и вдохновения.

II. Мотивация детей к уроку

-Ребята, я предлагаю наш урок начать не совсем обычно, а именно с мультфильма. Вы любите мультфильмы? Итак, давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Антошка». Прошу Вас смотреть внимательно.

-Скажите, какой у нас главный герой? Чему нужно Антошке научиться? (Главный герой ленивый, неряшливый, не умеет дружить…Антошке следует научиться уважать товарищей, уметь быть и работать в команде, уважать чужой труд).

-Конечно, Антошке следует завести друзей, любить и уважать чужой труд, принимать точку зрения товарищей, взаимодействовать с товарищами.

-А среди вас есть ребята, которые не умеют дружить?

-Ведь дружба – это не только друзья, но и верность, доверие, уважение и труд

-Мы с вами научим главного героя хорошим манерам, изучая новый рассказ.

. А кто автор произведения, мы узнаем, выполнив следующее задание. Я прошу выйти ко мне тех ребят, у которых есть буквы на спине. А задача остальных товарищей из предложенных букв составить фамилию автора.-Хорошо, молодцы. Скажите, какие качества вам помогли выполнить задание? (Умение слушать друг друга, умение сотрудничать и взаимодействовать).-Итак, сегодня мы познакомимся с произведением Константина Ушинского «Дети в роще»

IV. Работа над новой темой.

-Мы с вами пока не читали рассказ, поэтому мы пока не знаем события, но попробуем спрогнозировать события, которые происходят в рассказе по ключевым словам и восстановить их.

Брат и сестра, в школе душно, скучно, в роще прохладно, бросили азбуки в траву, птички пе-ре-пар-хи-ва-ли, насекомые су-е-ти-лись… (зачитываются ответы детей, сравниваются)

Чтение текста до первой остановки (белые листы)

— Давайте проверим наши предположения вместе со мной, читая текст в голубых листах.

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Задаются вопросы по отрывку:

-Скажите, совпадают ли события, описанные в рассказе с нашими предположениями?

-Кто главные герои рассказа?

-Почему дети не попали в школу?

-Давайте проанализируем поступок детей с помощью метода 6 шляп. В данном случае у нас белая и красная шляпы. Что означает белая шляпа? И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию. (В тексте говорится о том, что дети не пошли в школу, а гуляли в роще). А о чем говорит красная шляпа? Красная шляпа – это эмоции, ощущения, переживания, которые возникли при чтении текста.

-А теперь вместе с детьми погуляем по роще.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками)

На лугу цветы считает. ( Считаем пальчиком)

— Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)

Задень, за два и за месяц. (шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять (хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела (машем руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчиком)

Чтение текста до второй остановки (желтые листы)

-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте текст.

Прежде всего, дети увидели золотого жучка.
— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.
— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.
— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.
— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья. Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.
Голубь сказал: — Строю гнездо для своих маленьких деток.

-Кого дети встретили в роще?

-Кто из животных с ними поиграл?

-Какого развития событий вы ожидаете дальше?

-Вернемся к нашим шляпам. Возьмите белую шляпу и найдем из текста факты (золотой жук добывал обед, мохнатая пчелка собирала мед, муравей строил жилье, белка запасала орехи на зиму, голубь строил гнездо).А теперь красную шляпу. Какие ощущения и эмоции у вас возникли при чтении текста.

-Почему автор привел детей в рощу? (Чтобы они поняли, что все живые существа трудятся)

Чтение текста до третьей остановки (Белые листы).

-А теперь прочитайте текст на белых листах.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

-Кого дети встретили у ручья?

-Как он их назвал? Найдите в тексте.

-Какую работу выполняет ручей?

-А теперь скажите, как себя чувствовали дети? А как они себя чувствовали в начале рассказа?

Чтение текста до четвертой остановки (зеленые листы)

-Достаньте зеленые листы и прочитайте текст.

Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать…

-Что сказала малиновка? Малиновка-это птица, еще одно название зарянка

-Как стали чувствовать себя дети?

-Каким вы видите финал рассказа? Что бы вы сделали на месте героев? (Ответы детей).

-Найдите слова малиновки, которые подходят к пословице «Делай дело-гуляй смело»

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

-Посмотрите на удивительное дерево, которое растет в той роще. Давайте возьмем бабочки и положим их на ладошки, чтобы мы никогда не позволяли себе совершать плохие поступки, ведь говорят все в твоих руках.

-Спасибо всем за урок. Надеюсь, урок дал вам много нового и интересного.

источник

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще» в подготовительной группе

Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

совместной деятельности воспитателя с детьми:

«Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще»

в подготовительной группе детей с ЗПР

воспитатель: Кириллова Т. Н

1. Познакомить детей со сказкой К. Д. Ушинского «Дети в роще».

2. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

3. Воспитывать читателя, способного испытывать сочувствие к героям сказки.

4. Расширять и уточнять представления детей о растениях и обитателях рощи.

1. Вступительное слово воспитателя.

Сегодня я читаю вам сказку Константина Дмитриевича Ушинского «Дети в роще». Мы вместе с двумя детьми, братом и сестрой, главными героями сказки, попадаем в тенистую рощу. Роща – это небольшой, близкий к жилью лиственный (нехвойный) лесок. Роща полна обитателей: насекомых, зверей, птиц. Вместе с детьми мы пойдём по роще и увидим, чем занят каждый из живущих здесь жителей.

2. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще»

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.

— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.

— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

Голубь сказал:

— Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом, и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.

Читайте также:  Экспресс анализы в спб для детей

Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

И на место снова сели. (Дети садятся.)

4. Беседа по содержанию сказки.

— Куда предложил пойти брат сестре вместо школы? (Ответы детей: в рощу).

— Почему сестра согласилась пойти в рощу? (Ответы детей: брат сказал, что в роще весело).

— Как встретила детей роща? (Ответы детей: пели птички, белки прыгали по веткам, насекомые суетились в траве).

— Что ответил золотой жук детям на предложение поиграть с ними? (Ответы детей: нет времени, я должен добыть себе обед).

— Приняла ли пчела приглашение поиграть? (Ответы детей: не приняла, потому что ей нужно собирать мёд).

— Как отреагировал муравей на слова детей? (Ответы детей: муравью некогда было слушать детей, он тащил соломинку, чтобы строить жильё).

— Что ответила белка на предложение поиграть? (Ответы детей: она должна запастись орехами на зиму).

— Каков был ответ голубя? (Ответы детей: строю гнездо для своих маленьких деток).

— Чем был занят серенький зайчик? (Ответы детей: бежал к ручью умыть свою мордочку).

— Почему белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми? (Ответы детей: спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду).

— Каким было настроение детей к этому времени? (Ответы детей: детям скучно, все заняты делом, никто не хочет с ними играть).

— Почему рассердился на детей ручей? (Ответы детей: они решили, что ручью нечего делать).

— А на самом деле, какие дела у ручья? (Ответы детей: поит людей и животных, моет бельё, вертит мельничные колёса, носит лодки и тушит пожары).

— Как чувствовали себя дети после разговора с ручьём? (Ответы детей: детям стало ещё скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а уж из школы зайти в рощу).

— Чем занималась крошечная малиновка на зелёной ветке? (Ответы детей: насвистывала превесёлую песенку).

— Почему малиновка обиделась на мальчика? (Ответы детей: он сказал, что ей нечего делать и позвал поиграть).

— Чем занималась целый день малиновка, и что она делает сейчас? (Ответы детей: целый день ловила мошек для своих малюток, а сейчас убаюкивает их песенкой).

— Как вы считаете, справедливо ли малиновка назвала детей маленькими ленивцами? (Ответы детей: справедливо).

— Что велела помнить малиновка о том, кому и когда приятно отдыхать и играть? (Ответы детей: тому, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать).

— Почему после разговора с малиновкой дети пошли в школу? (Ответы детей: им стало стыдно).

— Как учились дети в тот день? (Ответы детей: прилежно).

5. Дидактическая игра «Угадай героя сказки».

1). Он тащил соломинку втрое больше себя. (Муравей).

2). Она должна запастись орехами на зиму. (Белка).

3). Он спешил приготовить к сроку свою ягоду. (Цветок земляники).

4). Он работает днём и ночью, журча по камням. (Ручей).

5). Она ловила целый день мошек. (Малиновка).

6). Они другим мешали дело делать. (Дети).

Вы удивились, что в такой красивой роще, где живут и белка, и серенький зайчик, и голубь, и муравей, растёт земляника, журчит ручей, поёт маленькая малиновка, нашим героям стало сначала скучно, а потом стыдно?

Думаю, что вы правильно поняли мудрую сказку К. Д. Ушинского: у каждого есть дела, обязанности, которые просто необходимо выполнять, а игры и отдых – после того, как всё сделано.

Блок совместной деятельности воспитателя с детьми в подготовительной логопедической группе Интеллектуальная игра по произведениям С. Я. Маршака «Умники и умницы» Цель: создать условия для расширения и закрепления знаний детей о.

Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми «Как дети весну в сказках искали» Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми «Как дети весну в сказках искали». Подготовила воспитатель: Рудакова.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Н. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки Л. Т. Тарасенко «Фокус ящерицы» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной НОД воспитателя с детьми «Чтение рассказа Г. Виеру «Хлеб с росою» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Чтение рассказа Ушинского К. Д. «Гадюка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Чтение сказки Л. Пантелеева «Две лягушки» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.

источник

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Главные герои сказки «Дети в роще» и их характеристика

  1. Брат и сестра. Ленивые, безответственные, шалуны.

План пересказа сказки «Дети в роще»

  1. Предложение брата
  2. Брошенные учебники
  3. Золотой жук
  4. Все заняты
  5. Недовольство ручья
  6. Пение малиновки
  7. Отповедь малиновки
  8. Прилежный труд

Кратчайшее содержание сказки «Дети в роще» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Детям было неохота идти в школу и они пошли в рощу.
  2. Там было очень хорошо, но жук отказался с детьми играть.
  3. Отказались с ними играть и прочие звери и птицы, и даже цветок.
  4. Ручей возмутился, когда дети решили, что он бездельничает.
  5. Малиновка пристыдила детей, сказав, что нужно сперва поработать, а потом отдыхать.
  6. Детям стало стыдно и они пошли в школу.

Главная мысль сказки «Дети в роще»
Чтобы весело отдохнуть, нужно хорошо потрудиться.

Чему учит сказка «Дети в роще»
Сказка учит тому, что бездельников никто не любит и никто с ними не играет. Учит тому, что каждый должен заниматься своим делом, делать то, что ему поручено. Учит детей учиться в школе, не лениться и быть прилежными.

Отзыв на сказку «Дети в роще»
Мне понравилась эта сказка и особенно сделанный в ней вывод о том, что право на отдых нужно заслужить. Ведь отдыхать можно только от трудов, а если ничего не делал, то и отдыха тебе не видать, как своих ушей.

Пословицы к сказке «Дети в роще»
Делу время, потехе час.
Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре.
Сделал дело — гуляй смело.
Весело прядется, весело и споется.
Как поработаешь, так и отдохнешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Дети в роще»
Как-то брат и сестра пошли в школу. День был чудесный, а проходить им пришлось мимо тенистой рощи, в которой пели птицы и бегали белки.
Брат предложил сестре заглянуть в рощу, мотивируя это тем, что школа никуда не убежит, а в роще очень хорошо. Сестре понравилось предложение брата, и дети, бросив учебники на травку, побежали в рощу.
А там действительно было прекрасно!
Первым, кого встретили дети, оказался золотой жук. Дети стали просить жука поиграть с ними, но жук ответил, что ему некогда, он добывает себе обед.
Отказалась играть с детьми и пчела — она собирала мед. Муравей просто не обратил на них внимания, он тащил соломинку в муравейник. Белка запасала орехи, голубь строил гнездо, зайчик бежал к ручью умываться. Даже цветок земляники был занят делом — спешил созреть свои ягоды.
Дети добежали до лесного ручья и стали просить его поиграть с ними. Но ручей оскорбился и сказал, что у него от работы голова идет кругом, он поит зверей и птиц, вращает колеса мельницы, носит лодки и моет белье.
Детям стало скучно и они собирались было пойти в школу, но вдруг заметили малиновку, которая пела веселую песенку. Дети решили, что ей точно нечего делать и стали просить поиграть с ними.
Но малиновка обозвала детей маленькими ленивцами, и сказала, что устала до чертиков, собирая мошек для деток, да и теперь не просто поет, а убаюкивает птенцов. И малиновка посоветовала детям идти в школу и помнить о том, что играть весело тому, кто прежде хорошо потрудился.
Дети отправились в школу и прилежно занимались, хотя и опоздали.

источник

Константин Дмитриевич Ушинский писал детям не только воспитывающие сказки (1), (2), не только сказки научно-познавательные, но и рассказы. Представляю вам анализ рассказов Ушинского: «Дети в роще», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Гадюка», «Утренние лучи».

Рассказ «Дети в роще» —

читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.

В данном произведении рассказывается о том, как двое детей – брат и сестра – решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке – собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.

Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» —

читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.

Рассказ «Гадюка» —

это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.

Рассказ «Утренние лучи» —

здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.

И дорогие мои читатели, на десерт я вам припасла рассказ Ушинского «Четыре желания». Обязательно прочитайте его вашему ребенку!

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

А в следующий раз я охарактеризую вам следующие рассказы Ушинского для детей: «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Курица и утята», «Проказы старухи-зимы».

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ? Я ценю ваше мнение!

источник

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка .

— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.

— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

— Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью . Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

Читайте также:  Экг и анализы для детей

Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку . Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.

Детям стало стыдно: они пошли в школу и, хотя пришли поздно, но учились прилежно.

Беседа по рассказу К. Д Ушинского « Дети в роще»

Цель : осмысление понятий «труд», «лень», «ответственность».

— воспитывать уважение к чужому труду, ответственное отношение к своим поступкам, труду

Оборудование: компьютер, проектор, книга К.Д Ушинского «Дети в роще», картинки жучка, пчелы, муравья, белки, цветка земляники, зайчика, ручья, малиновки

Механизмы нравственного воспитания

Знания и представления: все насекомые и птицы добывают себе корм, строят жилища, делают запасы на зиму. Земляника готовит свою сочную, вкусную ягоду только в солнечный жаркий день. Ручей работает днем и ночью …..Птица малиновка не просто так поет песни, а убаюкивает птенцов.

Мотив: прежде чем отдохнуть и поиграть, нужно поработать и сделать все, что обязан был сделать

Чувства и отношения: ответственность, воля, стойкость и чувство долга, теплое отношение к окружающему миру, стремление к полезной деятельности, твердый характер

Поступки и поведение: дети должны стремиться к обучению, у них должно быть желание учиться и понимание того, что знания необходимы.

Нравственные качества: трудолюбие, стремление к полезной деятельности, привитие любви и уважения к природе, к труду и умение работать так, чтобы работа приносила радость и счастье.

1.Вводная часть Психологический настрой

-Ой, где это мы? Поют птицы, журчат ручьи, слышится шепот листьев. Мы с вами оказались в солнечной роще, где веет спокойствием и тишиной. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть воздуха, запах зеленой травы. Кого можно встретить в роще?

загадки про героев рассказа

-Однажды, все эти насекомые, птицы, зверята и даже растения с ручейком повстречали двоих детей: мальчика и девочку. И приключилась с ними вот такая история, хотите послушать? Её написал К.Д Ушинский «Дети в роще»

— показ наглядного материала (книга)

Восприятие и освоение нового

-чтение рассказа по частям

-Кто главные герои рассказа?

-Чем были заняты жители рощи?

-Почему ребята не попали в школу?

-Давайте проанализируем поступок детей. Хорошо ли они поступили?

-Хотелось ли им идти в школу?

-роща была тенистая, там было прохладно и весело, шумно

— птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали, белки прыгали по веткам, насекомые суетились в траве

-дети бросили азбуку в траву

-нет, они не попали в школу, они остались в роще

-ребята заленились идти в школу, им не хотелось учиться, а хотелось бегать, прыгать, резвиться. Они поступили неправильно

источник

Прочитать рассказ «Дети в роще» Константина Ушинского можно на страницах нашего сайта.

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.

Золотой жучок

— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.

Пчела

— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

Муравей

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

Белка

— Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

Ручей

Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.

Малиновка

Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

источник

Сказки для детей и взрослых [ http://kidtale.ru ]

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной, тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

– Знаешь ли что? – сказал брат сестре. – В школу мы еще успеем. В школе теперь душно и скучно, а в роще должно быть очень весело. Послушай, как кричат там птички; а белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березами. В роще точно было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.

– Поиграй-ка с нами, – сказали дети жучку.

– С удовольствием бы, – отвечал жук, – но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

– Поиграй с нами, – сказали дети желтой, мохнатой пчеле.

– Некогда мне играть с вами, – отвечала пчелка, – мне нужно собирать мед.

– А ты не поиграешь ли с нами? – спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними, но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму. Голубь сказал: «Строю гнездо для своих маленьких деток». Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми: он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

– Тебе уж, верно, нечего делать, – сказали ему дети. – Поиграй же с нами.

– Как! Мне нечего делать? – прожурчал сердито ручей. – Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю и днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом, – прибавил ручей и принялся журчать по камням.

Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную, красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

– Эй ты, веселый запевало! – закричал малиновке мальчик. – Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать: поиграй же с нами.

– Как? – просвистала обиженная малиновка. – Мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток! Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.

Детям стало стыдно; они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

источник

Познавательный рассказ, который описывает обитателей рощи и их занятия. Вы узнаете, чем занимается весь день жучок, пчелка, зайчик, муравей, ручеек и т.д.

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.
— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.
— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.
— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.
Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

Голубь сказал:
— Строю гнездо для своих маленьких деток.
Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!
— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.
Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.
— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.
— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.
Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

источник


— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед. — А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья. Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье. Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

Читайте также:  Эффективные анализы на аллергены у детей

Голубь сказал: — Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку.

Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними.

Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу. — Тебе уж, верно, нечего делать?

— сказали ему дети. — Поиграй же с нами! — Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей.

Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.Прежде всего дети увидели золотого жучка.— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.— А ты поиграешь ли с нами?

— спросили дети у муравья.Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

Содержание — Ушинский Константин Дмитриевич Дети в роще

— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле. — Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми.

Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду. Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю!

Я бы желал, чтобы лету конца не было.

А в следующий раз я охарактеризую вам следующие рассказы Ушинского для детей: «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Курица и утята», «Проказы старухи-зимы».

До новых встреч! Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. Пошаговый план составления отзыва Отзыв — это, прежде всего, ваше личное мнение о прочитанном произведении. На примере рассказа К.Д.Ушинского «Дети в роще» Шаг 1.

2.2 Рассказы о детях: «Дети в роще», «Утренние луга», «Сила не права», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Четыре желания».

Педагогическая направленность этих произведений

40-60-е годы: учебн. пособие [Текст] / Под ред. В.Н.

Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домовом.

Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еще упал он, запутавшись в оборке от лаптя!. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика.

«Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности.

Роща – это небольшой, близкий к жилью лиственный (нехвойный) лесок.

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре.

— В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички!

А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками.

В роще, точно, было весело и шумно.

Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед. — А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья. Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму. Голубь сказал: — Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку.

Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми.

Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду. Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать?

— сказали ему дети. — Поиграй же с нами! — Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей.

Голубь сказал: «Строю гнездо для своих маленьких деток».

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку.

Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми: он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду. Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними.

Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу. – Тебе уж, верно, нечего делать, – сказали ему дети. – Поиграй же с нами. – Как! Мне нечего делать?

– прожурчал сердито ручей. – Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю и днем и ночью и не знаю ни минуты покоя.

Разве не я пою людей и животных?

Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары?

О, у меня столько работы, что голова идет кругом, – прибавил ручей и принялся журчать по камням.

Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу.

— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья. Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму. Голубь сказал: — Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку.

Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду. Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними.

Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу. — Тебе уж, верно, нечего делать?

источник

Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя. Произведения о детях, их педагогическое значение. Рассказы К.Д. Ушинского о животных, рассказы познавательного характера

К.Д.Ушинский (1824—1870) — выдающийся педагог и дет­ский писатель.

Отрочество и юность Ушинского прошли в небольшом городе Новгород-Северске, где он и учился в гимназии. Позднее Ушин­ский окончил Московский университет.

Педагогическая деятельность. В русской и мировой педагогике имя К. Д.Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педаго­гической мысли — он справедливо считается создателем русской народной школы — чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практиче­ской педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женско­го образования (несколько лет он служил инспектором Смольно­го института для благородных девиц). В области народного образо­вания Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриали­зации он усматривал «грязь» и «разврат». И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести «наш простой народ. в более об­ширную и свободную сферу».

Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыс­лил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868— 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861). Ушинский признавал краеугольным камнем формирования лич­ности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств». Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеж­дений, а пробуждая в нем «жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от других».

В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книги — дать ученикам младших классов по возможности полное представ­ление о мире, которое поможет развитию их мыслительных спо­собностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами сло­га лучших писателей» — как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произве­дениями современных авторов — Некрасова, Тургенева, Гонча­рова, Никитина, Майкова и др. В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.

Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как «Детский мир. », «Родное слово» слово сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на луч­ших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать де­тям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.

Произведения для д е т е й. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных кни­гах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читате­лям конкретные знания. Например, «Детский мир. » открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагуб­ности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в шко­лу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка. — В школу не пошли, ничего не выучи­ли, бегаете по роще да еше мешаете другим дело делать. Помни­те, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».

Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представле­ние о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокой­ная интонация — все располагает маленького читателя к воспри­ятию информации, заключенной в этих рассказах.

На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, про­питанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.

Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, на­правленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начина­ется словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце — напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой — свободной, разумной и бессмерт­ной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хресто­матии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать — и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».

В «Детском мире. » в разделе «Из русской истории» напечата­ны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Россий­ского», сделанное Ишимовой.

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жало­бы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот просну­лась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лап­ками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сен­тенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и расска­зы в прозе».

Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре жела­ния», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домо­вом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не спосо­бен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отда­вал им предпочтение даже перед хорошо написанным литератур­ным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народно­го творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хит­рый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь». Козел просто­душно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины — на рога, да и вон из колодца».

Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Род­ное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педаго­гические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник