Меню Рубрики

Анализ воды по программе производственного контроля

Рабочая программа производственного контроля качества и безопасности питье­вой воды, горячей воды разрабатывается:

для систем водоснабжения из подземных и открытых источников;

для внутридомовых (распределительных) сетей;

для производств бутилированной воды (комплексная программа).

Для системы водоснабжения, имеющей несколько открытых водозаборов, рабо­чая программа составляется отдельно для каждого водозабора с учетом его осо­бенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны и эксплуатирующих один водоносный горизонт, составляется одна рабочая программа производственного контроля.

Рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды определяет порядок установления постоянно действующего контроля качества питьевой и горячей воды и разрабатывается в соответствии с требованиями следующих документов:

Федераль-ный закон №52-ФЗ «О санитарно-эпидемио-логическом благопо-лучии населения»

Статья 32. Производственный контроль

1. Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг

2.1.4.1074-01«Питье-вая вода. Гигиени-ческие требования к качеству питьевой воды централи-зованных систем питьевого водоснаб-жения. Контроль качества»

2.4. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

4.1. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.

4.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

4.5. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в таблице 8.

4.7. Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды

4.3. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 6.

4.4. Виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 7.

4.5. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в таблице 8.

4.9. Для проведения лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды допускаются метрологически аттестованные методики, утвержденные Госстандартом России или Минздравом России. Отбор проб воды для анализа проводят в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные Санитарными правилами (п.3.1. раздела II приложения 1 к СанПиН 2.1.4.1074-01):

микробиологические и паразитологические (п.3.3, таблица 1.)

органолептические (п. 3.5, таблица 4);

радиологические (п. 3.6, таблица 5);

обобщенные (п. 3.4.1, таблица 2);

остаточные количества реагентов (п. 3.4.2, таблица 3);

химические вещества, выбранные для постоянного контроля в соответствии с правилами, указанными в разделе 1 настоящего приложения (п. 3.4.1, таблица 2 и п. 3.4.3, приложение 2 к СанПиН 2.1.4.1074-01)

Федераль-ный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

В соответствии со ст. 23, 25, 41 порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10. Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденные до вступления в силу данного постановления, применяются до окончания срока их действия.

Состав типовой программы производственного контроля:

объекты производственного контроля, контрольные критические точки;

вредные и опасные производственные факторы, периодичность отбора проб, измерений, методы контроля, исполнители;

организационные, санитарно-технические, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

план-график лабораторного контроля;

календарный график отбора проб;

нестандартные аварийные ситуации и их решения;

формы учетно-отчетной документации;

обоснование безвредности и безопасности объекта;

иные разделы в зависимости от особенностей объекта.

Программа является основным документом при получении санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта (артезианской скважины) в питьевых целях, помимо заключе­ния на проект организации зон санитарной охраны скважины.

Программы производственного контроля составляют все организации, специали­зирующиеся на водоснабжении. После окончания работ над созданием документа­ции необходимо провести согласование в территориальной службе Роспотребнад­зора.

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2019 г.

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

источник

Постановление Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»

Постановление Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10
«О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

2. Установить, что программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления, применяются до окончания срока их действия.

3. Реализация полномочий, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями (далее соответственно — качество воды, организация, осуществляющая водоснабжение, производственный контроль).

Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, соответствуют значениям, определенным законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. Производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя:

б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;

в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

4. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

См. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показатели качества питьевой воды, характеризующие ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требования к частоте отбора проб воды, утвержденные приказом Роспотребнадзора от 28 декабря 2012 г. N 1204

5. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее — программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — территориальный орган).

Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.

6. Программа производственного контроля включает в себя:

а) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

б) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;

в) указание частоты отбора проб воды.

7. Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.

8. В программе производственного контроля в отношении каждого показателя, по которому осуществляется контроль, указывается методика определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения.

9. Территориальный орган вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и увеличить частоту отбора проб воды при наличии:

а) несоответствия качества воды требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленного по результатам расширенных исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля;

б) изменения состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленного спецификой отводимых сточных вод, а также других региональных особенностей;

в) повышения в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;

г) изменения технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.

10. Программа производственного контроля в течение срока ее реализации может корректироваться по согласованию с территориальным органом в части изменения по эпидемиологическим показаниям перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и изменения частоты отбора проб воды.

Правопреемники организаций, осуществляющих водоснабжение, вправе осуществлять производственный контроль в соответствии с программой производственного контроля этой организации.

11. Для организаций, осуществляющих водоснабжение, имеющих несколько водозаборных сооружений, в том числе связанных с использованием подземных водных объектов, объединенных общей зоной санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и эксплуатирующих 1 водоносный горизонт, программа производственного контроля должна предусматривать отдельные разделы для каждого водозаборного сооружения с учетом его особенностей.

12. Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее представления).

Территориальный орган рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

13. Основанием для принятия решения об отказе в согласовании программы производственного контроля является:

а) программа производственного контроля не соответствует всем требованиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил;

б) предусмотренные программой производственного контроля показатели, по которым осуществляется контроль, места отбора проб воды и частота отбора проб воды не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

14. В уведомлении территориального органа о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям настоящих Правил.

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

15. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

16. Согласованная территориальным органом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

17. Отбор проб воды осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией.

18. Отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды:

а) из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть;

в) в распределительной сети.

19. Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

20. Организация, осуществляющая водоснабжение, указывает данные, полученные по результатам лабораторных исследований и испытаний, проведенных в рамках производственного контроля, в журнале контроля качества воды, который ведется в бумажной форме или в электронном виде.

21. Оформленные результаты лабораторных исследований и испытаний являются документальным подтверждением соответствия либо несоответствия качества воды нормативным требованиям, предъявляемым к качеству воды законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

22. Организация, осуществляющая водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, направляет территориальному органу выписку из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом).

23. Организация, осуществляющая водоснабжение, обеспечивает:

а) для территориального органа — беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды;

б) для органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса;

в) для иных лиц — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Регламентирован порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды, подаваемой абонентам при централизованном водоснабжении.

Производственный контроль проводится, чтобы обеспечить качество и безопасность воды в бактериологическом и физическом отношении, ее безвредность по химическому составу, благоприятность органолептических и других свойств для человека. Контроль осуществляется водоснабжающими организациями, включая гарантирующих. Последние вправе осуществлять производственный контроль на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.

Производственный контроль включает отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям, контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Перечень контролируемых показателей и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Роспотребнадзором.

Приведены требования к программам производственного контроля, разрабатываемым водоснабжающими организациями. Программа должна быть согласована с территориальным органом госсанэпиднадзора. Ранее утвержденные программы производственного контроля применяются до окончания срока их действия.

Водоснабжающая организация обязана вести журнал контроля качества воды и предоставлять выписки из него по запросам заинтересованных лиц.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2015 г.

Постановление Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»

Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2015 г.

источник

Программа производственного контроля качества питьевой воды — это документ, который отражает сведения о точках отбора проб воды на предприятии, показателях воды, периодичность проведения контроля в организации и общие сведения о самой организации, разрабатывающей ППК.

Разработка Программы качества воды осуществляется согласно требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарными нормами и правилами, а также рекомендациями Министерства здравоохранения РФ. Срок действия программы производственного (лабораторного) контроля качества воды составляет 5 лет.

Разработку программы в большинстве случаев осуществляют специализированные коммерческие организации. Это связано с необходимостью привлечения опытных специалистов для:

  • оценки текущего состояния объекта;
  • выявления объема контролируемых показателей, характерных для его деятельности;
  • разработки мероприятий для осуществления контроля;
  • определения необходимой периодичность контроля.

Стоимость разработки документа в каждом случае рассчитывается индивидуально, в зависимости от вида деятельности предприятия и объема предстоящей работы, и в среднем составляет от 19900 рублей. Сроки могут составить от 7 дней.

На стоимость и сроки влияют такие факторы, как объем производственной мощности объекта. От этого зависит количество точек и объектов, подлежащих контролю.

Контроль состояния воды проводится на предприятиях с целью обеспечения ее кондиции по таким показателям, как:

  • бактериологический;
  • химический;
  • физический;
  • органолептический;
  • радиологический;
  • наличие неорганических и органических веществ.

Таким образом, программа нацелена на обеспечение потребителей высокопробной H2O, благоприятной для употребления человеком и соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Достигается это посредством осуществления следующих мероприятий:

  • отбор образцов;
  • проведение лабораторного анализа с целью определения соответствия параметров установленным нормативам;
  • контроль выполнения необходимых профилактических мероприятий (с учетом содержания СП 1.1.1058-0).

Проведение контроля обеспечивается силами самого предприятия с привлечением аккредитованных лабораторий.

Положительными сторонами организации производственного контроля для предприятия является:

  • соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства РФ;
  • отсутствие предписаний и наказаний в виде штрафов от надзорных органов;
  • обеспечение безопасности окружающей среды и сотрудников предприятия;
  • прогнозирование экологических рисков;
  • своевременное обнаружение отклонений от нормативных показателей посредством проведения регулярных наблюдений и предотвращение возможных угроз;
  • отсутствие ситуаций, связанных с возникновением аварийных угроз;
  • регулярный контроль состояния технических средств, связанных с подачей и распределением.

Документ разрабатывается предприятиями на основании требований Постановления Правительства РФ №10 от 06.01.2015. Согласно его содержанию, в нее должны войти такие сведения, как:

  • перечень контролируемых показателей;
  • места отбора проб;
  • периодичность отбора.

При этом исследования должны проводится не реже 1 раза в месяц, а при выявлении несоответствий нормативным показателям, предприятие в обязательном порядке должно информировать об этом территориальные надзорные органы.

В состав рассматриваемых материалов входят следующие разделы:

  1. В первую очередь приводится перечень нормативных документов, на основании которого разрабатывается ее содержание.
  2. Зачастую в тексте документа также дается описание целей контроля, на основании которых осуществлялась ее разработка.
  3. Далее приводятся гигиенические требования и нормативы, опираясь на которые производится анализ отобранных образцов и в целом осуществляется контроль. В разделе приводится перечень нормируемых показателей и веществ с указанием единиц измерения и нормативного значения. Данный перечень составляется с учетом деятельности объекта, при необходимости согласуется и дополняется контролирующими организациями.
  4. В следующем разделе описываются объекты контроля и места отбора образцов с указанием точного месторасположения и периодичностью отбора. Кроме того, на основании вышеуказанного Постановления №10, в данный раздел вносится перечень действующих методик, согласно которым планируется проводить анализ показателей, с указанием возможной погрешности измерений. Методики указываются для каждого из нормируемых значений индивидуально.

Стоит обратить внимание, что отбором и анализом проб воды вправе заниматься только аккредитованная лаборатория на основании заключенного с ней договора.

Отбор образцов воды при этом требуется проводить:

  • непосредственно из источника водоснабжения;
  • перед поступлением воды в распределительную сеть после проведения этапа ее подготовки;
  • непосредственно в распределительной сети.
  1. Также в программе приводится перечень производственных факторов, способных повлиять на состояние используемой воды.
  2. Следующим разделом следуют мероприятия, применение которых способствует контролю состояния систем водоснабжения. К ним можно отнести технические, профилактические или организационные мероприятия.
  3. Зачастую в программе также указываются возможные аварийные ситуации, связанные с системами водоснабжения.
  4. В конце документа приводится план-график выполнения положений программы, с указанием наименований запланированных мероприятий и срока их реализации.

Стоит отметить, что содержание документа может быть различным для предприятий различного профиля деятельности или функционирующих в разных субъектах РФ.

Сформированный проект передается в территориальный орган Роспотребнадзора, расположенный по месту осуществления деятельности исследуемого объекта. Обязательна отметка о дате и времени получения материалов. Документация подлежит согласованию в течение 15 дней с момента передачи, после чего предприятие получает уведомление о его соответствии или несоответствии санитарным требованиям.

Отказ в согласовании предприятие может получить в случае, если:

  • программа не соответствует требованиям п. 6 Постановления №10;
  • перечень показателей не соответствует требованиям Закона №52-ФЗ.

Любые другие причины не являются основанием для отказа в согласовании представленной документации.

После этого документ требуется привести в соответствие в течение 10 дней с момента получения отказа и повторно отправить на согласование.

При получении положительного заключения о согласовании в течение 5 дней программа также должна быть согласована и с руководителем предприятия, после чего она действует в течение 5 лет. Допускается корректировка программы во время срока ее действия в отношении перечня контролируемых показателей с обязательным согласованием с территориальным органом Роспотребнадзора.

При отсутствии разработанного проекта организациям грозит наказание в виде штрафа согласно содержанию статьи 6.5 КоАП. Наказание в данном случае для юридических лиц составит до 30 000 рублей, для должностных до 3000 рублей. Также оно может выразиться в приостановлении деятельности предприятия на срок до 90 дней.

источник

Проектирование, обучение и сопровождение
по экологии и охране труда

  • Екатеринбург +7(343) 206 09 30
  • Москва +7(499) 403 13 64
  • Сургут +7(3462) 64 44 57
  • Пермь +7 (342) 299 47 06
  • Новосибирск +7(383) 381 40 52
  • Омск +7(3812) 34 25 09
  • Красноярск +7 (391) 216 83 45
  • Челябинск +7(351) 751 30 65

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Все услуги раздела «Водное и лесное хозяйство»

Разработка Программы качества воды осуществляется согласно требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарными нормами и правилами, а также рекомендациями Министерства здравоохранения РФ. Срок действия программы производственного (лабораторного) контроля качества воды составляет 5 лет.

Не будет преувеличением утверждение, что каждое производство либо другой хозяйствующий субъект, в процессе своей деятельности, какой экологичной она бы ни была, оказывает влияние на состояние воды, участвующей в производственном процессе, в той либо другой мере служит источником её загрязнения. Поэтому на территории Российской Федерации существуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, предъявляемые к воде, подвергающейся загрязнению и участвующей как в питьевом водоснабжении, так и в промышленных либо сельскохозяйственных процессах.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц и обычных граждан, руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей. В рамках нормативных и правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды, а также согласно руководства по контролю качества питьевой воды, должны проводиться регулярные лабораторные химические исследования природных и сточных вод, технической и питьевой воды, с целью установления её качества, а также пригодности к определённому использованию.

Под лабораторными исследованиями воды подразумевается основанное на утверждённых методиках определение общих и органолептических показателей воды, её минерального состава, степень предельно допустимого содержания биогенных материалов и металлов, прочие анализы, направленные на определение факторов, предусмотренных экологическим законодательством.

Исследования и контроль качества воды проводится согласно программе производственного контроля (ППК) качества воды (ГВС, ХВС). Не смотря на то, что Программа делается по одним Санпинам, она может разительно отличаться в зависимости от региона, и от объекта хозяйственной деятельности (ТСЖ, Управляющая компания, производство, просто скважина). Именно поэтому необходимо подходить к разработке плана производственного контроля индивидуально.

Наша компания предлагает Вам решить вопрос разработки ППК качества воды. Стоимость проекта рассчитывается индивидуально.

Разработка программы производственного контроля качества питьевой воды требует наличия большого количества документов и разной информации. Чтобы не запутаться во всем этом, обратитесь к профессионалам, они вас сориентируют и по цене, и по объему работ. Они смогут помочь Вам получить заключение СЭС или выполнить его предписание, таким образом, избегнув всевозможных штрафов.

Поскольку результаты проводимых исследований имеют принципиальное правовое и финансовое значение для работы каждого предприятия, для проведения анализов необходимо пользоваться услугами специалистов-экологов, опирающихся в своих заключениях на данные аккредитованной лаборатории.

В зависимости от специфики работы производства, от грамотной интерпретации и точности проводимых исследований зависят предельно допустимые значения утверждённых лимитов, выплаты предприятия, направленные на поддержание экологии и так далее. Лабораторные исследования воды являются необходимым условием при получении лицензий и разрешительных документов, при разработке, утверждении и продлении лимитов и нормативов, при проведении производственного экологического контроля и составлении годового отчёта по форме 2-ТП.

Программа имеет следующий состав:

  1. список правовой и нормативно-технической документации,
  2. список контрольных критических точек, а также самих объектов контроля,
  3. список опасных производственных факторов, а также периодичность замеров,
  4. список мероприятий (организационных, технических, профилактических),
  5. план-график лабораторного контроля и прочее.

Основные определения безопасности и безвредности исследуемой воды проводятся в нескольких направлениях, согласно плану производственного контроля качества воды. Они включают в себя органолептические показатели, такие как запах и цвет воды, её привкус и прозрачность. Также определяется водородный показатель и перманганатная окисляемость воды, устанавливаются другие обобщённые показатели, такие как общая жёсткость и общая минерализация воды, выраженная в количестве сухого остатка. Методами, принятыми в аналитической химии, устанавливается содержание в воде неорганических веществ – нитритов и нитратов, сульфатов и хлоридов, аммонийного азота, а также таких химических элементов, как кальций, марганец, кремний, магний и железо.

Все эти данные отражаются в рабочих программах производственного контроля (ППК) качества воды (ГВС, ХВС). Они однотипны для любого региона России и для объекта хозяйственной деятельности (ТСЖ, Управляющая компания, производство, просто скважина). Однако, несмотря на схожесть, имеют свои особенности.

В рамках исследований, проводимых в соответствии с различными ГОСТами и утверждёнными государством санитарно-эпидемиологическими нормативами и правилами, различают следующие химические анализы воды:

  1. химический анализ водопроводной воды, который рекомендуется проводить в целях профилактики качества и при выборе систем доочистки и очистки воды. В соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 проводится исследование органолептических показателей, и проводятся анализы, направленные на наличие металлов, неорганических соединений и органических веществ;
  2. химический анализ бутилированной воды, рекомендованный при регулярном употреблении воды, расфасованной в ёмкости. Так же, как и при анализе водопроводной воды, исследования проводятся по 15-30 показателям, и должны соответствовать СанПиН 2.1.4.1175-02;
  3. химический анализ воды для гигиенической сертификации и сертификации соответствия. Расширенный анализ, проводимый по 60-80 показателям. Проводится в рамках мероприятий по регистрации воды, а также при получении разрешения на её производство с целью оптово-розничной продажи. Проводимые исследования должны соответствовать СанПиН 2.1.4.1116-02 и ГОСТ 13273-88;
  4. химический анализ воды из подземных источников — скважин, родников и колодцев. Кроме определения органолептических показателей и содержания металлов, неорганических и органических соединений, при анализе учитываются характеристики водоносного горизонта. В зависимости от этого рекомендуется периодичность исследования воды, используемой в хозяйственно-бытовых и питьевых целях в соответствии с санитарными правилами;

От соответствующих санитарных правил должны отталкиваться комплексные химические анализы воды в плавательных бассейнах и в открытых источниках водопотребления, в тепловых сетях и системах горячего водоснабжения, а также в рамках производственного контроля над качеством дистиллированной воды.

Эти анализы проводятся согласно заранее разработанным рабочим программам производственного контроля (ППК) качества воды (ГВС, ХВС). И здесь уже не важно, где находится объект анализа: Москва или Московская область, ХМАО, Сургут или ЯНАО, Екатеринбург или Челябинск. Также не имеет значения объект хозяйственной деятельности (ТСЖ, Управляющая компания, производство, просто скважина).

В программу производственного контроля включают описания работ, которые будут проведены на предприятии, их виды и сроки выполнения. Разработка ППК дает возможность осуществлять контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм со стороны руководства организации и органов государственного надзора.

Поэтапное описание разработки рабочего проекта по контролю за качеством воды:

источник

В данной статье будет представлена программа производственного контроля качества питьевой воды в виде образца. Программа обязательная для всех предприятий, осуществляющих водозабор из скважин, водоемов, каптажа.

1. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

2. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
4. Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
5. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
6. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя:
1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;
2) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов;
3) указание частоты отбора проб воды.

7. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
8. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и увеличить частоту отбора проб воды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии:
1) несоответствия качества питьевой воды, горячей воды требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленного по результатам расширенных исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля;
2) изменения состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленного спецификой отводимых сточных вод, а также других региональных особенностей;
3) повышения в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;
4) изменения технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.

статья 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Санитарно-эпидемиологические требования к разработке программы производственного контроля качества воды представлены:

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями на 2 апреля 2018 года)

Программа производственного контроля качества питьевой воды составляется для каждой точки водозабора по следующему перечню показателей:

  • микробиологические и паразитологические показатели;
  • органолептические показатели;
  • радиологические показатели;
  • обобщенные показатели.

Программа должна в обязательном порядке содержать следующие разделы:

перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы,

методики определения контролируемых показателей,

план пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода,

количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды,

календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).

Программа производственного контроля качества питьевой воды в обязательном порядке согласовывается с центром госсанэпиднадзора, результаты производственного контроля ежемесячно предоставляются в центр госсанэпиднадзора.

Программа утверждается на срок — не более 5 лет, в ходе которых в программу можно вносить изменения, дополнения, предварительно пройдя согласование в органах госсанэпиднадзора.

Титульный лист. Программа должна быть утверждена на предприятии и согласована в территориальном Управлении Роспотребнадзора.

Ниже представлена часть пояснительной записки. Дополняем ее информацией по вашему объекту:

  • каким образом осуществляется водоснабжение,
  • глубина скважины или каптажа,
  • какое оборудование используется для водозабора, общая протяженность водопроводных сети, материал труб, износ оборудования,
  • имеются ли сооружения водоочистки/ водоподготовки,
  • описание зоны санитарной охраны первого пояса, с указанием выдержана/не выдержана,
  • численность населения населенного пункта ( в случае водоснабжения населенного пункта).

По данным наблюдений за 20**-20** по источникам из контролируемых показателей, в программу производственного контроля, в соответствии с правилами, указанными в разделе 1 приложения 1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения.Контроль качества», исключаются такие показатели как плотный остаток, сульфаты, углекислота, медь, фториды, молибден, цинк, цианиды, свинец, мышьяк, ртуть, кадмий, бериллий, кобальт, хром, никель, фенолы, нефтепродукты, ПАВ, бор, стронций, кремний, сероводород, литий, марганец.

Учитывая, что вода каптажа и арт.скважины подается через башню непосредственно в сеть, по источникам в соответствии с табл. 6 п. 4.3, табл. 7 п.4.4. и примечанием 2, табл. 5 п.3.6 включаются следующие показатели:

  • с кратностью 1 раз в месяц: микробиологические — термотолерантные колиформные бактерии, общие колиформные бактерии, общее микробное число, органолептические — запах, привкус, цветность, мутность;
  • с кратностью 1 раз в квартал: водородный показатель, жесткость общая, окисляемость перманганатная, железо общее;
  • с кратностью 1 раз в год: азотная кислота, азотистая кислота, аммиак, хлориды, &-активность, b-активность, радон, селен*, барий*, электропроводность*.

По сети, в соответствии с численностью проживающего населения (до 10 тысяч человек) на основании табл. 8 п.4.5, для постоянного контроля определяются 2 точки из водоразборных колонов по следующим адресам: ***.

Контроль по колонкам осуществляется по микробиологическим (общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, общее микробное число) и органолептическим ( запах, цветность, мутность, привкус) показателям — ежемесячно.

Ежегодно в сети по этим же точкам определяется железо общее, окисляемость перманганатная, азотная кислота, азотистая кислота, аммиак, хлориды.

При обнаружении в пробе питьевой воды термотолерантных колиформных бактерий и (или) общих колиформных бактерий, проводится их определение в повторно взятых пробах воды. Одновременно выполняется определение в этой же пробе хлоридов, азота аммонийного, нитратов, нитритов.

При обнаружении в повторно взятых пробах воды общих колиформных бактерий в количестве более 2 в 100 мл и (или) термотолерантных колиформных бактерий проводится исследование проб воды для определения патогенных бактерий кишечной группы и (или) энтеровирусов (данные лабораторные анализы имеют право проводить только лаборатории центров Госсанэпиднадзора поэтому данные работы будут выполняться по договору).

Результаты расширенных исследований качества питьевой воды:

Перечень показателей производственного контроля качества питьевой воды:

Результат производственного контроля качества питьевой воды — это ведение:

источник

Ориентировочная цена: от 21 000

Срок выполнения: 0,5-1,5 месяца

С этой услугой заказывают:

Для чего нужна данная услуга?

Рабочая программа разрабатывается для установления режима производственного контроля качества питьевой воды, включающего в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований на соответствие воды санитарным нормам и графиком контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий в процессе водоснабжения.

Какая исходная информация потребуется?

Перед началом работ от Вас потребуется паспорт скважины с геофизическим заключением, химический анализ подземных вод сроком давности не более 1 года по компонентам в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 (до и после водоподготовки), сведения о системе водоподготовки, а также топографический план территории водозабора в масштабе от 1:500 до 1: 2 000; иные документы, состав которых зависит от конкретного случая. При отсутствии документов наши специалисты предложат Вам оптимальное решение.

Не уверены
в необходимости
заказа услуги?

Наши специалисты бесплатно
проконсультируют Вас
по всем вопросам!

Работы проводятся в два этапа после получения от Вас исходной информации. Мы запрашиваем у Вас исходную документацию, при необходимости выполняем химический анализ подземных вод из скважины в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01. Далее на основе исходных данных мы формируем график и режим производственного контроля, прописываем его в Рабочей программе. На втором этапе мы комплектуем пакет документов для направления на согласование в органы Роспотребнадзора. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В процессе рассмотрения осуществляем полное сопровождение вплоть до получения согласованной Рабочей программы.

Как выглядит результат работ

В результате выполнения работ Вы получаете Рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды, согласованную с органами Роспотребнадзора. По Вашему запросу мы готовим необходимое Вам количество экземпляров Рабочей программы, а также передаем электронную версию.

Мы гарантируем соответствие результата работ нормативно-правовым актам РФ.

Мы даем неограниченное число консультаций по дальнейшему соблюдению правил разработанного производственного контроля качества питьевой воды, а также предлагаем Вам контракт на ежегодный отбор проб воды в соответствии с Рабочей программой.

Программа контроля качества питьевой воды представляет собой комплекс действий, выполняемых с целью исследования состояния питьевого ресурса. В нее включены не только общие требования тестирования воды, но и частота и особенности их проведения.

Что помогает контролировать программа?

Программа производственного контроля качества питьевой воды создана для исследования состояния водопроводной воды. В процессе проведения комплексных мероприятий осуществляется тестирование трубопровода и проверяется надежность очистных сооружений. Исследование состояния отдельно выбранного участка водопроводной трубы должно проводиться на регулярной основе, то есть не менее 1 раза в 2 месяца. В свою очередь, осуществление ремонта и профилактики трубопровода в обязательном порядке должно выполняться не реже 2 раз в 12 месяцев.

Согласно основным пунктам рабочей программы контроля качества питьевой воды в некоторых случаях может производиться ряд внеочередных профилактических работ, которые позволят предупредить возникновение загрязнения и заледенение водоснабжающей конструкции. Проверка эффективности водоотдачи осуществляется предприятием, эксплуатирующим сеть, совместно с противопожарной службой.

Зачем нужна программа контроля качества питьевой воды?

Проведение программы контроля водопроводной воды, пригодной для питья, на любом предприятии необходимо для:

  • проверки соответствия воды ГОСТу по запаху, цвету, вкусу, а также санитарно-эпидемиологическим нормам;
  • ее безопасности по своему химическому составу;
  • предотвращения загрязнения окружающих подземных вод.

Общие правила составления программы

Санитарный контроль качества питьевой воды регламентируется определенным перечнем требований и условий:

1. Проверка по программе контроля качества состава воды должна осуществляться предприятиями, которые несут ответственность за эксплуатацию коммуникаций.

2. Количество воды для проведения одного вида анализа должно соответствовать нормам, прописанным в настоящей программе.

3. В программе должна быть информация о пробах для анализа, их количестве и список показателей, подлежащих контролю.

4. Регулярность проверок питьевой воды должна возрастать в весеннее время, в период сильных паводков, согласно условиям программы.

5. В проект контроля питьевой воды централизованного водоснабжения должны входить исследования всех требуемых видов показателей, органолептических свойств и проведение микробиологических исследований. Сбор проб на проведение анализа производится из тупикового ответвления или самой верхней точки трубопровода, расположенного на улице.

6. Лабораторный контроль качества питьевой воды выполняется исключительно в соответствующих организациях, имеющих лицензию на этот вид деятельности.

Рабочая программа, оформленная с учетом всех требований закона, помогает учесть все нюансы, касающиеся эксплуатации системы водоснабжения, выяснить состояние состава водного ресурса и уточнить соответствует ли его качество всем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Зачем нужно обращаться к профессионалам для составления программы?

Предоставление недр в эксплуатацию должно быть оформлено специальным госразрешением для добычи подземных вод, которое включает в себя бланк, установленного образца, и различные приложения, являющиеся неотъемлемой частью условий этой эксплуатации. При оформлении лицензионного документа на пользование недрами обязательным требованием является получение санитарно-эпидемиологического заключения. А для этого необходимо грамотно оформить программу контроля качества питьевой воды на предприятии.

Компания «Гидробаланс» обладает соответствующими навыками и знаниями в составлении программ по исследованиям воды. Мы поможет вам по всем правилам разработать и согласовать проект контроля, который будет содержать оптимизированный список показателей водного ресурса, подлежащих регулярной проверке. Это даст возможность в будущем систематизировать, провести анализ и выявить причину изменений показателей. Такие сведения в дальнейшем могут пригодиться для оценки запасов подземных вод.

Выбирая специалистов компании «Гидробаланс», вы можете не переживать за конечный результат. Мы подходим к делу с особой ответственностью, поэтому гарантирует качество выполняемых работ и доступные цены для каждого клиента.

источник

Что такое рабочая программа качества воды? Как выполняется производственный контроль. Органы, выполняющие проверку. По каким критериям проверяется питьевая водная среда согласно данной программе. В каком месте можно проверить жидкость по данной программе. Порядок и особенности проверок. Рабочая программа качества воды – это комплекс мер по контролю над состоянием жидкости для питья. Производственный контроль содержит комплекс общих требований по проверке водной среды, а также программу, описывающую регулярность и особенности проверок.

Рабочая программа качества воды регламентируется целым списком общих требований:

  1. Данная программа должна осуществляться организациями, ответственными за водные коммуникации. В ходе работы они должны точно следовать пунктам программы. Как правило, контрольные образцы жидкости должны браться из системы водоснабжения до момента их поступления в трубопроводы.
  2. Количество жидкости для одного анализа, а также общее число проверок нормируются соответствующими пунктами программы.
  3. В регламенте программы описываются и перечни контролируемых показателей водной среды, а также число проб для анализа.
  4. Частота проверок питьевой воды согласно данной программе увеличивается весной во время паводков, а также при проблемах глобального масштаба в данном регионе.
  5. Рабочая программа качества питьевой воды включает в себя проверки основных групп показателей водной среды, а именно группы органолептических характеристик и группы микробиологических показателей водной среды. Частота проверок регламентируется программой. Обор проб для анализов осуществляется в трубопроводах уличной сети. Место забора пробы должно находиться либо в самой высокой точке сети, либо быть в тупиковом ответвлении.
  6. Регулярность и время проверок в автономных сетях и сетях нецентрализованного водоснабжения оговаривается отдельными пунктами данной программы.
  7. Анализы могут выполняться только в лицензированных лабораториях, прошедших государственную аккредитацию.
  8. Для выполнения анализов водной среды могут применяться только аттестованные методы проверок.

К содержанию, а также особенностям составления данного регламентирующего документа предъявляются такие требования:

  1. Данный документ разрабатывается сотрудниками организаций, которые эксплуатируют водопроводные сети.
  2. Если в систему водоснабжения входит более одного водозабора, для каждого сооружения составляется своя программа. Причём в данном документе обязательно учитываются особенности водозабора.
  3. В документе должен быть перечень исследуемых показателей. Причём в списке должны присутствовать компоненты из разных групп: органолептической, из группы микробиологии, радиологической, показатели по паразитологии, компоненты из общей группы, а также остаточные вещества. Кроме этого в программе оговаривается список методик, разрешённых для проведения анализов, описываются места забора пробы, указывается их общее число, частота, составляется график забора образцов жидкости.
  4. Число заборов жидкости для одного анализа, а также частота проверок оговариваются с органами госсанэпидконтроля. При этом для определённой системы оговариваются свои нормы.
  5. Рабочая программа контроля качества воды содержит данные об оценке полученных в ходе анализов результатов, а также порядок их передачи в контролирующие организации.
  6. Все пункты программы отдельно оговариваются, согласовываются и утверждаются органами госсаннадзора.
  • Рабочая программа контроля качества питьевой воды содержит список показателей, по которым выполняется регулярный контроль. Этот список может отличаться у каждой системы, поскольку он составляется на основании данных о химических составляющих водной среды, а также информации и водоподготовительных мероприятиях.
  • Перечень показателей для контроля составляется ответственными представителями организаций, эксплуатирующих водогонные пути. После составления список согласовывается и утверждается в контролирующих организациях государства.
  • Подбор показателей для анализа выполняется с учётом результатов исследований, проведённых за последние три года.
  • После этого выполняется углублённый анализ полученного перечня показателей.
  • Данные углублённые анализы будут проводиться согласно программе на протяжении 1 года.
  • Согласно программе число проб, взятых из подземных источников, составляет 4 шт/год. При этом они берутся по одной пробе в сезон. Количество проб для источников, расположенных на поверхности, равно 12 шт/год (по одной пробе каждый месяц).
  • Чтобы уточнить результаты анализов, а также получить самые достоверные данные, разрешается использовать физико-химические методики проверок.
  • Рабочая программа производственного контроля качества воды разработана для осуществления контроля над состоянием питьевой водной среды в трубопроводах. В ходе проверки контролируется как состояние самой сети, так и исправность различных очистных сооружений.
  • Контроль над состоянием определённого участка трубопровода должен проводиться как минимум один раз в два месяца.
  • Ремонтные и профилактические работы водных сетей выполняются не менее 2 раз в 1 год.
  • Согласно пунктам программы могут проводиться дополнительные профилактические работы, позволяющие предотвратить загрязнение и обледенение системы водоснабжения.
  • Контроль эффективности водоотдачи проводится государственными органами противопожарного надзора совместно с организацией, использующей сети.

В нашей лаборатории вы можете заказать проверку воды по рабочей программе качества воды. Мы имеем все необходимые лицензии и аккредитации.

источник

Письмо Роспотребнадзора от 23.10.2015 № 01/12950-15-32
«О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Роспотребнадзора на 2015 год, а также по результатам коллегии о санитарно-эпидемиологическом состоянии водоснабжения в Российской Федерации по итогам реализации Федерального закона от 07.12.2011 N 416 «О водоснабжении и водоотведении» и совещания специалистов по коммунальной гигиене направляет для использования в работе информацию о порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — ППК), утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10, применяются до окончания срока их действия.

Места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При оценке результатов лабораторных исследований питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, следует иметь в виду, что питьевая вода считается соответствующей установленным гигиеническим нормативам в случае, если уровни показателей не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В случае, если по результатам производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды, средние уровни показателей проб питьевой воды, горячей воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — Территориальный отдел), обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

1. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании оценки результатов расширенных исследований химического состава воды централизованных источников питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды, горячей воды в системе водоснабжения.

2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с территориальным управлением (ТУ) Роспотребнадзора в два этапа.

2.1. На первом этапе организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, проводит ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения за период не менее трех последних лет по следующим материалам:

— государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории (для поверхностных источников водоснабжения);

— органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;

— данных территориального отдела по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод во втором третьем поясах ЗСО, а также по результатам исследований качества воды в местах водопользования населения;

— органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника).

На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих техногенное загрязнение воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с действующими санитарными правилами.

Перечень выбранных показателей, а также проведенный ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, оценивается территориальным отделом.

2.2. На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды перед подачей в разводящую сеть централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по составленному перечню химических веществ, характеризующих техногенное загрязнение, исходя из степени санитарно-эпидемиологической опасности:

— по показателям, превышающим 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа;

— по показателям, приведенным в действующих Санитарных правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

2.2.1. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ количество исследуемых проб воды и их периодичность могут быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

2.2.2. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе водоподготовки согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п., на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при водоподготовке).

2.2.3. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред, позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

2.2.4. Для систем горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящих рекомендаций;

— после водонагревателей и перед поступлением в сеть горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе подогрева воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при нагревании воды).

2.3. Для систем наружной разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящего Приложения;

— в точках разводящей сети: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.4. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудования и реагенты, применяемые при транспортировке).

2.5. Для систем наружной разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящего Приложения, и перечень показателей, установленный после водонагревания;

— в точках разводящей сети централизованного холодного водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество горячей воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.6. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.7. Кратность проведения лабораторных исследований расширенного перечня показателей составляет не менее 1 раза в месяц (для поверхностных водоисточников) и 4 раза в год (для подземных водоисточников).

2.8. Территориальные отделы проводят санитарно-эпидемиологическую оценку результатов расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарных условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, иного поселения, муниципального района.

2.9. Территориальный отдел на основании проведенной оценки разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей химического состава воды, подлежащих постоянному производственному контролю и направляет их в адрес организации, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения.

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывают рабочую Программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны, может составляться одна программа.

3. Программа производственного контроля должна содержать:

— перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

— указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение абонентов;

— указание частоты отбора проб воды;

— указание, в отношении каждого показателя, методики определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения;

— порядок информирования территориального отдела о выявленных по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствиях качества воды установленным требованиям.

3.1. Территориальный отдел рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организации, осуществляющие водоснабжение.

3.2. В уведомлении территориального отдела о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям настоящих Правил.

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

3.3. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

3.4. Согласованная территориальным отделом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

3.5. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с Территориальным отделом.

Cкачать бесплатно Письмо Роспотребнадзора от 23.10.2015 № 01/12950-15-32 «О порядке применения правил осуществления производственного контроля . в архиве .zip (8 кБт)

Bonya, лео [ 10:10:41 / 07.10.2019]

Добрый день. Меня интересует такой вопрос, хотим провести химический анализ воды из крана, не знаю нужно ли обращаться в какую-нибудь лабораторию или есть другой вариант сделать это, к примеру самостоятельно. если нужно обьязательно обращаться в какой-нибудь лабораторный центр, тогда возможно подскажите куда лучше, вот к примеру нашли Лэк ЭкоЭксперт не знаем хорошая ли это компания или нет.

Тематические закладки — служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Приказ Росстандарта от 26.10.2015 N 1240 «Об утверждении температурных коэффициентов на первое полугодие 2016 года»

Приказ Минстроя России от 07.05.2015 № 343/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету размера арендной платы (лизингового платежа) при передаче ресурсоснабжающим организациям в аренду или лизинг объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования»

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств. Эффективней пластинчатого!

источник

Читайте также:  Практическая работа анализ почвы воды