Меню Рубрики

Практическая работа анализ почвы воды

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Задачи:

  • Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;
  • Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
  • Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, вода из природных источников, почва.

Работа выполняется в парах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды” (Приложение 1). Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

Далее учитель сообщает цель и задачи урока, а также сведения о воде, ее значении, экологическом состоянии (Приложение 1).

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию (Приложения 2, Приложения 3).

— Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

№ п/п Фамилия, имя Умение выполнять опыты Соблюдение правил т/б Оформление работы, выводы Итоговая оценка
Петров Иван 4 5 5 5
Щербакова Екатерина 3 4 4 4

Опыт 1. Механический анализ почвы.

В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой. Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного раствора.

— Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды 2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Опыт 3. Определение прозрачности воды.

Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника. Сделайте выводы.

Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.

В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:

Характер запаха Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
Запах легко обнаруживается 3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды из различных источников.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы.

источник

Практическая работа « Анализ почвы и воды» химия 8 класс

Тема урока : Анализ почвы и воды.

Тип урока : Практическая работа.

Цели урока : научить выполнять проектную работу

Обучающие: научить правилам и умениям при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

Развивающие: развивать навыки наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

Воспитывающие : воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать уверенность в себе, пути решения экологических проблем.

Почва с разных участков земли, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа.

Фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

Цель: (выдвигают учащиеся)Исследовать состав почвы и воды

Задачи : (выдвигают учащиеся)1.Узнать из интернета о почве

2.Изучить механический состав почвы

3.Исследовать среду почвенного раствора

4.Изучить кислотность и прозрачность воды

Гипотеза: (выдвигают учащиеся)Почва и природная вода –это смесь веществ. Плодородие почвы зависит от кислотности.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Ответ –результат исследования

1.Состав почвы (презентация-выступления учащихся)

2.Какие бывают почвы (презентация-выступления учащихся)

3.Какие растения на каких почвах растут (презентация-выступления учащихся)

Опыт №1. Механический анализ почвы

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним .

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

1.Теоретические исследования (презентация-выступления учащихся)

Почва – поверхностный слой земли,
обладающий свойством плодородия

Какие бывают почвы? (презентация-выступления учащихся)

Кислые и щелочные почвы неплодородны

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки)

Какие растения на каких почвах растут? (презентация-выступления учащихся)

предпочитают бархатцы, гайлария, агератум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла , яблоня, морковь, огурцы, капуста, гладиолусы, свекла, лук, чеснок

-Растения, которые требуют слабокислой почвы

розы, примулы, левкои, хризантемы, василек, папоротник

-Растения, которые требуют почву умеренной кислотности ( рН5,0-5,5 ): картофель, томаты, редис, гортензии, вереск, азалии, рододендроны, люпин, малина, ирисы,примулы

-Кислая почва: хвощ полевой, щавель, кислица, голубика

Вода это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Если бы на земле не было воды, то не было бы и растений, животных, не было бы и нас с вами.

Вода занимает 71% всей поверхности земли, а суша всего 29%.

Человек в день потребляет примерно 2, 5 литра воды, за 70 лет жизни примерно 65 тонн. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 литров воды. Воду используют в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Для обеззараживания воды применяют газы — хлор и озон.

Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для организма вещества.

Воды на Земле очень много- это океаны, ледники, реки, дожди. Но в то же время очень мало. Почему мало? Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды не вода вовсе, а растворы, содержащие подчас очень вредные вещества.

Наша задача- исследовать воду, которую мы пьем.

Органолептические: изучение цвета , запаха, прозрачности

Практическая часть-экспериментальная (презентация-выступления учащихся)

Алгоритм проведения опыта:

1. Провести опыт в соответствии с инструктивной картой

5 Результаты записать в таблицу.

6.Рассказать о результатах своего исследования

Стаканы с почвой, дистиллированной и водопроводной водой

2 пустые пробирки, цилиндр, воронка, коническая колба, лупа

Фильтр, предметное стекло, держалка для пробирок, универсальная индикаторная бумага

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя

-Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

-Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

-При работе со свечой пробирку держим не касаясь пламени

-Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

-В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы

-Цель: изучить механическую структуру почвы.

-В пробирку поместите почву, прилейте воды, закройте пробкой, встряхните

-С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы

Вывод: убедились , что почва содержит песок, глину, перегной.

Опыт №2.Получение почвенного раствора и опыты с ним

-Цель: исследовать среду почвенного раствора

-2)Несколько капель фильтрата поместите на

-предметное стекло и выпарите

-Что наблюдаете на стекле после выпаривания.

Сделайте вывод по результатам наблюдения

Почвенный раствор — это чистое вещество или смесь?

3)Проверьте почвенный раствор с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Вывод: Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли .
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая .

Читайте также:  Анализы котловой воды на судне

Опыт №3. Определение прозрачности воды

Цель: Исследовать прозрачность воды

Установите цилиндр на бумагу с текстом, приливайте воду до уровня 20см

На какой высоте печатный шрифт становится невидным?

Измерьте высоты столбов воды линейкой

При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%.

Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

Вывод: Исследуемая вода прозрачна

Опыт №4. определение интенсивности запаха воды

Цель: Изучить характеристику запаха воды

Налейте в коническую колбу исследуемой воды (2/3 объёма), закройте пробкой, интенсивно встряхните

Откройте пробку, отметьте характер запаха

Оцените интенсивность запаха в баллах (смотрите таблицу)

Вывод: Запаха нет. Интенсивность запаха…(0) баллов.

Вывод : По органолептическим исследованиям вода пригодна для питья.

Вывод по результатам исследования:

Наша гипотеза подтвердилась.

Почва и природная вода –это смеси веществ. Плодородие зависит от кислотности. Плодородная почва –это нейтральная и слабокислая.

Сажать растения, изучив кислотность почвы.

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки), золы

Картофель дает хороший урожай при рН =5,0-5,5

(индикаторная бумага желтая)

Почва нашего огорода имеет рН=

Почву надо (не надо) известковать .

источник

Конспект урока химии в 8 классе. Практическая работа по теме » Анализ почвы и воды»

Практическая работа №3 по теме «Анализ почвы и воды»

Цель урока: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;

Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, водопроводная вода, почва, спички.

Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Работа выполняется в группах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Слайд 1

Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда)

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз.

Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы. Слайд 2

Далее учитель вместе с детьми ставит цель и задачи урока

— Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке?

Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в группах, быть внимательным, аккуратным).

Какие образовательные цели мы должны поставить пред собой?

Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Сегодня на уроке будут работать три лаборатории. В каждой лаборатории есть технолог который будет выполнять не только контролирующую функцию, но и обучающую.

Напоминаю, что работу вы выполняете согласно описанию по учебнику самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

Вспомним правила работы в группе

— Первая часть работы – анализ почвы. Что такое анализ? Один ученик находит в интернете определение.

Постановка проблемной задачи.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: Рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Что такое почва? Почва- это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.

Сообщение учащегося о почве.

Исследование почв производят для оценки её плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почв. Данными пользуются при разработке плана применения удобрений и известкований почв.

Наша задача выяснить какая почва в нашем поселке, а также исследовать воду и определить её прозрачность и интенсивность запаха.

Опыт 1 Механический анализ почвы

Вывод: после механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной. Первыми осаждаются крупные частицы песка, потом глины и затем другие частицы.

Опыт 2 Получение почвенного раствора и опыты с ним

Вывод: почва содержит минеральные соли. После фильтрования смеси почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор — фильтрат. Универсальная бумажка не изменила цвет. Значит среда нейтральная

— Следующая часть работы – анализ воды.

Сообщение учащегося о воде

Вода – это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло всё живое на ней. Наша цель исследовать, какая вода течёт из наших кранов, находиться в наших водоёмах. Определить прозрачность и интенсивность запаха воды.

Опыт 3 Определение прозрачности воды.

Образец взят из под крана. Работу выполняйте, следуя указаниям учебника.

Вывод: отметили что на высоте столба воды … не видно печатного текста. Исследуемая вода не прозрачна.

Опыт 4 Определение интенсивности запаха воды

Вывод: После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей. Интенсивность запаха … баллов.

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы. В ходе выполнения практической работы изучались состав почвы, исследовалась прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приёмы работы с веществами.

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. При определении запаха вещества пробирку с веществом надо поднести к носу и глубоко вдохнуть.
Б. В лаборатории можно знакомиться с запахом и вкусом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Чтобы перемешать жидкость в пробирке, ее отверстие закрывают пальцем и встряхивают несколько раз.

3. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?
А. Почва и вода — это однородная смесь.
Б. Питьевая вода –это чистое вещество.

4.Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека.
Б. Повышенное содержание кислоты в воде отрицательно влияет на здоровье человека.

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и c препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Химическую воронку используют для фильтрования.
Б.. Химическую воронку используют для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом.

3. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А.Воздух и почва –это неоднородная смесь.
Б.Дистиллированная вода-это однородная смесь.

4. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Повышенная кислотность почв -это негативный фактор для жизнедеятельности растений.

Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоёмах.

Одна ошибка – 4, две ошибки – 3, три ошибки – 2

Что я узнал на уроке?

Чему научился?

Где мне пригодятся эти умения и знания?

Я достиг поставле-нной цели?

Что вызвало затруднения?

Какая цель была урока?

— Где мне пригодятся эти умения и знания?

— Я достиг поставленной цели?

Используя Интернет-ресурсы, найти организации в Алтайском крае, которые занимаются анализом почвы и воды. Составить проект, какие виды анализа почвы и воды проводят эти организации и с какой целью.

Подготовиться к практической работе № 4 с. 183.

источник

Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой зем­ли. (Верхний слой земли называют почвой.)

Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

— Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.

— Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)

— О чем это говорит? (В почве есть воздух.)

— Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)

— Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)

Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверхуглина.)

Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)

— Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)

Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)

Это горит перегной, который образовался из остатков расте­ний и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной — гумус.)

— Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

Читайте также:  Анализы натощак можно ли выпить воды

Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

— Совершенно верно, это соли — питательные вещества, необхо­димые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть соли.)

В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».

— Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От коли­чества перегноя.)

Для активизации мышления детей и осознанности знаний, получаемых на уроке, закладывается вместе с учениками до урока опыт: «В большую банку поместить с почвой 5-7 дождевых червей, засыпать почву, и на поверхность почвы положить остатки листьев, травинки. Пронаблюдать, как черви «очистят» почву. Выяснить роль дождевых червей в почвообразовании.

На уроке, после того, как дети самостоятельно определят наличие в почве воздуха (надо дать им мелкие и крупные комочки, чтобы они пронаблюдали, где больше воздуха). Задаем вопросы: «Почему деревья чахнут, если под ними вытаптывают почву?», «Почему в засуху приходится хуже тем растениям, вокруг которых почва сильно уплотнена?» Демонстрируем опыт: «Берем две трубочки или пробирки разного диаметра — в первой почву сильно уплотнить, а во второй оставить рыхлой. Опускаем одним концом в стакан с водой, наблюдаем, где вода будет быстрее подниматься». Этот опыт не только объясняет, что в рыхлой почве вода быстрее поднимается к корням растений, но и позволяет понять такое свойство почвы как капиллярность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10436 — | 7296 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Урок — исследовательский практикум

Скажи мне и я забуду, покажи мне,

и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Тема урока: Анализ почвы и воды.

Тип урока: Практическая работа.

1. Обучающие: Учить овладевать элементарными приёмами и практическими умениями при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

2. Развивающие: Создать условия для развития навыков наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

3. Воспитывающие: Создать условия для учения с увлечением, воспитывать уверенность в себе, видение экологических проблем и пути их решения.

· Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

· Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

· Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

· Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;

· Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

1. Химическое оборудование и реактивы.

1.1 Почва, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа.

1.2 Фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка.

1.3 Мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка.

1.4 Коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

2. Мультимедийная установка.

3. Оборудование: штативы лабораторные, штативы для пробирок, пробирки, воронки, бумажные фильтры, стеклянные пластинки, держатели, спиртовки, лупы, хим. стаканчики, плоскодонные цилиндры, конические колбы, вода дист., вода водопроводная, почва, картофельный сок, лакмусовые бумажки, почвенная вытяжка, NaOH, Zn (порошок), дифиниламин, FeSO4, H2SO4.

на стенде – картины учителя школы , Ученицы 11 класса — Савиной Дианы.

1. Организационный момент. Техника безопасности.

4. Практическая часть (работа по группам с консультантом из 9 класса, индивидуальная работа в группе, заполнение лабораторного журнала и диаграммы выполнения заданий)

Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Готовы продолжить наше путешествие в мир экспериментальной химии?

Сегодня мы будем исследовать с вами знакомых незнакомок. Вот одна из них

В глубокой древности крупнейшие цивилизации на Земле развивались и расцветали вблизи воды. Практическое знакомство с водой, продолжавшееся многие тысячелетия, раскрывало в той или иной степени её необычайные свойства. Вода – это чудо природы. «Вода – это жизнь». Употребление некачественной воды служит одной из основных причин заболеваемости населения. Состояние почвы, которая является кормилицей для Человека, также вызывает серьёзную тревогу.

— А что вы знаете о земле и воде нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию Просмотр презентации. «Моя земля…» ( )

Учитель: Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды”

проведение элементарного анализа на примере оценки качества воды и почвы нашей местности;

— Первая группа проводит анализ почвы. Ваша задача исследовать состав и состояние образцов почвы полей совхоза, с. Кужное, пришкольного участка.

Вторая группа проводит анализ воды. У этой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из Святого источника с. Павловка, вода из пруда Утиный территории поселка.

По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

III. Исследовательская работа в группа по индивидуальным заданиям с последующим обменом результатами и заполнением лабораторного журнала.

1 задание. Определение прозрачности воды.

2. При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%. Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

2. задание. Определение интенсивности запаха воды.

2.Нулевой балл соответствует дистиллированной воде, 5 баллов — воде непригодной для питья.

Как можно сделать питьевую воду более пригодной для питья?

3.задание. Определение жесткости воды.

Повышенная жёсткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью и т. д. Повышенную жесткость можно определить визуально по следующим признакам:

— плохое намыливание при стирке;

ВЫЯСНИТЬ, как влияет кипячение на жесткость воды. Для этого – приготовленный мыльный раствор разлить на 2 пробирки по 10 мг. В две колбы налить по 30 мл водопроводной и кипячёной воды. В каждую колбу к испытуемой воде прилить по 1 мл мыльного раствора. В течении 5 сек хорошо встряхнуть сосуды. Затем дать 10 сек отстояться. Повторять эту прцедуру до тех пор, пока после отстаивания в одной из колб не будет образовываться мыльная пена по краю сосуда. Отметьте количество затраченного мыльного раствора. С другой колбой продолжать эксперимент до аналогичного результата. По количеству мыльного раствора, затраченного на разные колбы, сделать вывод о влиянии кипячения на общую жесткость воды.

4 задание . Определение содержания железа в питьевой воде.

Высокое содержание железа в питьевой воде показывает положителную зависимость с заболеваниями крови, аллергическими проявлениями и ишемической болезнью сердца. ГОСТ допускает содержание железа в питьевой воде 1мг|л.

К 10 мл пробы воды прибавить 1 каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли пероксида водорода и ввести 0,5 мл тиоционата аммония.

При концентрации ионов железа более 2,0 мг|л появляется розовое окрашивание, при концентрации более 10 мг|л окрашивание становится красным:

Обмен результатами исследований между членами группы.

2 группа (8 уч.) –« Анализ почвы»

1 заданиеМеханический анализ почвы

2. Связать состав почвы с её плодородием и правилами выращивания комнатных растений.

2 заданиеПолучение почвенного раствора и опыты с ним.

2. При нанесении почвенного раствора на лакмусовые бумажки (красную и синюю) цвет последних будет определяться кислотностью почв, распространённых в нашей местности. Например, кислые почвы будут окрашивать синюю лакмусовую бумажку в красный цвет, нейтральные – не изменять окраски, а щелочные — окрашивать красную лакмусовую бумагу в синий цвет ( сделать вывод).

3 заданиеОпределение нитратов в почве нашей местности.

1. В пробирку поместите немного почвенной вытяжки и прилейте 5-10 капель гидроксида натрия, 25-50 мл цинковой пыли или алюминиевого порошка. Смесь нагрейте.

Zn — пыль или Al – порошок восстанавливает нитраты до аммиака:

4Zn + NO3- +7OH- = 4ZnO2- + NH3 + H2O

2. Выделяющийся аммиак обнаружить по посинению красной лакмусовой бумажки, смоченной в дистиллированной воде и внесённой в пары.

4 задание — Определение наличия воды в почве нашей местности.

Работа с ЦОР (виртуальные опыты)

Обмен результатами исследований между членами группы.

Представление результатов аналитической групповой работы. Сообщения учащихся по работе с дополнительной информацией.

V. Обсуждение результатов исследований в группах. Выводы.

Заполнение карточек рефлексивного анализа.

Рефлексия: 1. Что вы сегодня узнали нового?

2.Какие знания могут пригодиться вам в дальнейшей жизни?

1. Что еще хотелось бы узнать?

Заключительное слово учителя

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти одной тропой,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!

источник

МБОУ СОШ № 14 г. Липецк

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:

«ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «АНАЛИЗ ПОЧВЫ И ВОДЫ»»

Мохунова Елена Александровна

учитель химии

Тип урока: практическая работа.

Обучающие: учить овладевать элементарными приёмами и практическими умениями при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

Развивающие: создать условия для развития навыков наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

Воспитывающие: создать условия для учения с увлечением, воспитывать уверенность в себе, видение экологических проблем и пути их решения.

Личностные: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

Читайте также:  Анализы натощак или можно пить воду

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, многообразие современного мира;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной;

4) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Познавательные универсальные учебные действия:

1) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; Выделение необходимой информации с использованием источников информации;

2) структурирование знаний;

3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

4)самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

6)анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

7) синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

8)подведение под понятие, выведение следствий;

9)установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

10)построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

11)рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

12)поиск и выделение необходимой информации с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ;

-определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

— планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;

— оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Предметные результаты: 1) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

2) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире.

3) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ с использованием лабораторного оборудования.

Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага, пипетка, лабораторный штатив с кольцом.

Вещества: образцы почвы с пришкольного участка, вода дистиллированная, водопроводная, талая со школьного двора.

источник

1 Исследовательская работа : Анализ почвы и сравнение образцов воды. Цель работы: Анализ механического состава почвы, определение качества воды из разных водных источников.

2 Был проведён анализ почвы на пришкольном участке школы и в лесной зоне Собраны образцы почвы: образец 1 на пришкольном участке, образец 2 пришкольный участок, образец 3 леснаязона,образец 4 уводоёмавлесу. Влеснойзонеуводоёмабылсделанпочвенныйразрезглубиной1м Было сделано описание разреза по плану: Выделены почвенные горизонты и их мощность -3 горизонта: 1 25 см, 2 55см, 3 20см — окраска- от серого до желтоватого оттенка -механический состав почвы каждого горизонта: 1-глина, 2-суглинок,3-песок — структура: мелко- зернистая -определили плотность почвы -рыхлая — влажность — наблюдается у поверхности — плодородие — средняя плодородность

3 Определили механический состав каждого образца: образец смачивали водой и скатывали в «колбаски» Сворачивается легко в кольцо без трещинглина Незначительные трещины -тяжёлый суглинок «колбаска» скатывается, но в кольцо не сворачивается-лёгкий суглинок Практически не скатывается «колбаска»- супесь «колбаска» не скатывается песок.

4 Сделали вывод: преобладает супесчаная почва, средней степени плодородности.

5 Сравнение воды из разных источников. Цель работы: определить качество воды из разных водных источников. Материалы: образцы воды из близлежащих природных источников Образец 1 -водоём в лесной зоне «Сказка», Образец 2 -вода из под крана школы 1, химические стаканы (200 мл); индикаторная бумага, хозяйственное мыло, пробирки, микроскоп.

6 . Ход работы: 1. Наливаем в пронумерованные пробирки воду: из водоема (пруд)и водопровода 2. Оцениваем запах воды по шкале (табл.1). Таблица 1. Оценка запаха воды: Различают травянистый, болотный, гнилой, затхлый, землистый запах Интенсивность запаха Описательное определение Баллы Нет Отсутствие ощутимого запаха 0 баллов Очень слабый Слабый Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается при употребление. Обнаруживается, если обратить внимание. 1 балл 2 балла Заметный Ощущается легко. 3 балла Отчетливый Очень сильный Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья. Запах настолько сильный, что вода совершенно непригодна для питья. 4 балла 5 баллов

7 Делаем вывод:вода из водопровода без запаха, вода из пруда имеет затхлый, болотный запах.

8 3. Оцениваем цвет и прозрачность: если видны изменения в цвете воды (стакан ставят на чистый лист белой бумаги), их описывают словами: зеленоватый, светло-коричневый. Делаем вывод:водопроводная вода без цвета и прозрачная не обнаружено взвешанныхчастиц, вода из пруда желтоватого цвета,но прозрачная, рассмотрев образцы под микроскопом было обнаружено наличие микроорганизмов простейших в воде из пруда.

9 4. Определяем рн среду:для определения используют индикаторную бумагу. Цветность определяют в сравнении с эталоном чистой воды (после фильтрации). 5. Определение жесткости воды. Цель работы: сравнить жесткость различных образцов воды. Материалы: образцы воды различной степени жесткости:, кусочки хозяйственного мыла, пробирки. Ход работы: 1. В пронумерованные пробирки наливают 2 образца воды по мл. 1 пробирка -водопроводная. 2 вода из пруда 2. В каждую пробирку кидают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирку (около 5 минут). Дают отстояться и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадков или мало, раствор почти прозрачный и т.д.

10 Результаты занесли в таблицу : сделали вывод: Образец воды Водопроводная Вода из пруда Характеристика полученного раствора Осадок в виде хлопьев,много осадка Небольшой осадок

11 Результаты исследований качеств питьевой воды Сравнение образцов воды параметры / образец воды Запах Цвет Прозрачность (см) рн среды Прудовая отчетливый Желтовато-коричневый взвешанными частичками прозрачная 8,0 Водопроводная незаметный оттенок с взвешанными частичками прозрачная 7.0 Фильтрованная очень слабый бесцветный прозрачная 5,0

12 Вывод : Вода из водоема для питья не пригодна. Это подтверждается также тем, что в летний период на берегах водоема размещают предупреждающую надпись: «КУПАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО!» Решение проблемы плохого качества питьевой воды видим: — экологические и социальные проблемы города: общее загрязнение пруда, бытовыми отходами, мытьё автомашин в водоёме, мусорные свалки. Чтобы улучшить положения необходимы целенаправленные и продуманные действия администрации города и привлечение населения к ответственности за загрязнения парковой зоны.

источник

Познакомить с методикой определения рН почвы и качества питьевой воды; продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента; научить простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию;научить делать практические выводы из проведенного анализа.

Образец почвы; большая стеклянная колба с пробкой; воронка; фильтр;

универсальная индикаторная бумага; шкала значений рН.

Вода дистиллированная и водопроводная, мерные стеклянные цилиндры, газетный лист,
Химические свойства почвы зависят от содержания в ней минеральных веществ, которые находятся в виде раствореных гидратированных ионов. Одной из важных

характеристик химического состава почв является реакция ее среды, т.е. кислотность почвы. В среднем рН почв близок к нейтральному значению. Такие почвы наиболее богаты обитателями. Известковые почва имеют рН =4-6, т.е. они слабо щелочные; торфяные почвы имеют рН = 4-6, т.е. они слабо кислые. Соответственно, основные и кислые почвы имеют специфический, приспособленный к тем или другим состав почвенных организмов. При значении рН меньше 3 (сильно кислые почвы) и больше 9 (сильно щелочные) из-за высоких концентраций ионов водорода или гидроксид-ионов повреждаются клетки живых организмов.

Кроме того, рН почвы сказывается и на степени доступности биогенных элементов. При рН меньше 4 почва содержит так много ионов алюминия Al 3+, что она становится высокотоксичной для большинства растений. При еще более низких значениях рН в токсичных концентрациях могут содержаться ионы железа Fe 3+, марганца Mn 2+, а также фосфат-ионы (РО4 3- ) оказываются связанными в малорастворимые соединения (фосфаты и гидрофосфаты) – тогда растения страдают от их недостатка.

1. Поместите в колбу примерно 10 г почвы.

2. Добавьте в колбу 25 мл дистиллированной воды.

3. Закройте колбу пробкой, энергично встряхните и дайте отстояться содержимому в течение нескольких часов.

4. Отфильтруйте содержимое колбы и определите рН почвенной вытяжки с помощью универсальной индикаторной бумаги.

5. Определите, к какому типу кислотности относится данный почвенный образец, сравнив с данными таблицы 1.

6. Назовите растения, которые могут произрастать на исследуемых почвах (таблица 2).

Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных организмов, на скорость и направленность происходящих в ней химических и биохимических процессов.

В природных условиях рН почвенного раствора колеблется от 3 (в сфагновых торфах) до 10 (в солонцовых почвах). Чаще всего кислотность не выходит за пределы 4-8.

Зависимость кислотности почв от значения

рН Степень кислотности
меньше 4,5 сильнокислые
4,5-5,0 среднекислые
5,1-5,5 слабокислые
5,6-6,0 ближе к нейтральным
6,1-7,0 нейтральные
больше 7,1 щелочные

Растения – индикаторы почв

Дикорастущие растения получили название индикаторных, поскольку по ним можно судить о характере и состоянии почвы, на которой они произрастают.

источник