Меню Рубрики

Анализ почвы и воды таблица

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Задачи:

  • Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;
  • Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
  • Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, вода из природных источников, почва.

Работа выполняется в парах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды” (Приложение 1). Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

Далее учитель сообщает цель и задачи урока, а также сведения о воде, ее значении, экологическом состоянии (Приложение 1).

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию (Приложения 2, Приложения 3).

— Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

№ п/п Фамилия, имя Умение выполнять опыты Соблюдение правил т/б Оформление работы, выводы Итоговая оценка
Петров Иван 4 5 5 5
Щербакова Екатерина 3 4 4 4

Опыт 1. Механический анализ почвы.

В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой. Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного раствора.

— Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды 2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Опыт 3. Определение прозрачности воды.

Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника. Сделайте выводы.

Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.

В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:

Характер запаха Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
Запах легко обнаруживается 3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды из различных источников.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы.

источник

Практическая работа « Анализ почвы и воды» химия 8 класс

Тема урока : Анализ почвы и воды.

Тип урока : Практическая работа.

Цели урока : научить выполнять проектную работу

Обучающие: научить правилам и умениям при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

Развивающие: развивать навыки наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

Воспитывающие : воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать уверенность в себе, пути решения экологических проблем.

Почва с разных участков земли, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа.

Фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

Цель: (выдвигают учащиеся)Исследовать состав почвы и воды

Задачи : (выдвигают учащиеся)1.Узнать из интернета о почве

2.Изучить механический состав почвы

3.Исследовать среду почвенного раствора

4.Изучить кислотность и прозрачность воды

Гипотеза: (выдвигают учащиеся)Почва и природная вода –это смесь веществ. Плодородие почвы зависит от кислотности.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Ответ –результат исследования

1.Состав почвы (презентация-выступления учащихся)

2.Какие бывают почвы (презентация-выступления учащихся)

3.Какие растения на каких почвах растут (презентация-выступления учащихся)

Опыт №1. Механический анализ почвы

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним .

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

1.Теоретические исследования (презентация-выступления учащихся)

Почва – поверхностный слой земли,
обладающий свойством плодородия

Какие бывают почвы? (презентация-выступления учащихся)

Кислые и щелочные почвы неплодородны

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки)

Какие растения на каких почвах растут? (презентация-выступления учащихся)

предпочитают бархатцы, гайлария, агератум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла , яблоня, морковь, огурцы, капуста, гладиолусы, свекла, лук, чеснок

-Растения, которые требуют слабокислой почвы

розы, примулы, левкои, хризантемы, василек, папоротник

-Растения, которые требуют почву умеренной кислотности ( рН5,0-5,5 ): картофель, томаты, редис, гортензии, вереск, азалии, рододендроны, люпин, малина, ирисы,примулы

-Кислая почва: хвощ полевой, щавель, кислица, голубика

Вода это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Если бы на земле не было воды, то не было бы и растений, животных, не было бы и нас с вами.

Вода занимает 71% всей поверхности земли, а суша всего 29%.

Человек в день потребляет примерно 2, 5 литра воды, за 70 лет жизни примерно 65 тонн. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 литров воды. Воду используют в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Для обеззараживания воды применяют газы — хлор и озон.

Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для организма вещества.

Воды на Земле очень много- это океаны, ледники, реки, дожди. Но в то же время очень мало. Почему мало? Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды не вода вовсе, а растворы, содержащие подчас очень вредные вещества.

Наша задача- исследовать воду, которую мы пьем.

Органолептические: изучение цвета , запаха, прозрачности

Практическая часть-экспериментальная (презентация-выступления учащихся)

Алгоритм проведения опыта:

1. Провести опыт в соответствии с инструктивной картой

5 Результаты записать в таблицу.

6.Рассказать о результатах своего исследования

Стаканы с почвой, дистиллированной и водопроводной водой

2 пустые пробирки, цилиндр, воронка, коническая колба, лупа

Фильтр, предметное стекло, держалка для пробирок, универсальная индикаторная бумага

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя

-Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

-Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

-При работе со свечой пробирку держим не касаясь пламени

-Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

-В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы

-Цель: изучить механическую структуру почвы.

Читайте также:  Анализ бпк в сточных водах

-В пробирку поместите почву, прилейте воды, закройте пробкой, встряхните

-С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы

Вывод: убедились , что почва содержит песок, глину, перегной.

Опыт №2.Получение почвенного раствора и опыты с ним

-Цель: исследовать среду почвенного раствора

-2)Несколько капель фильтрата поместите на

-предметное стекло и выпарите

-Что наблюдаете на стекле после выпаривания.

Сделайте вывод по результатам наблюдения

Почвенный раствор — это чистое вещество или смесь?

3)Проверьте почвенный раствор с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Вывод: Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли .
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая .

Опыт №3. Определение прозрачности воды

Цель: Исследовать прозрачность воды

Установите цилиндр на бумагу с текстом, приливайте воду до уровня 20см

На какой высоте печатный шрифт становится невидным?

Измерьте высоты столбов воды линейкой

При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%.

Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

Вывод: Исследуемая вода прозрачна

Опыт №4. определение интенсивности запаха воды

Цель: Изучить характеристику запаха воды

Налейте в коническую колбу исследуемой воды (2/3 объёма), закройте пробкой, интенсивно встряхните

Откройте пробку, отметьте характер запаха

Оцените интенсивность запаха в баллах (смотрите таблицу)

Вывод: Запаха нет. Интенсивность запаха…(0) баллов.

Вывод : По органолептическим исследованиям вода пригодна для питья.

Вывод по результатам исследования:

Наша гипотеза подтвердилась.

Почва и природная вода –это смеси веществ. Плодородие зависит от кислотности. Плодородная почва –это нейтральная и слабокислая.

Сажать растения, изучив кислотность почвы.

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки), золы

Картофель дает хороший урожай при рН =5,0-5,5

(индикаторная бумага желтая)

Почва нашего огорода имеет рН=

Почву надо (не надо) известковать .

источник

11. Пробоотбор и подготовка образцов к химическому анализу.

Для проведения физико-химического анализа вначале проводят пробоотбор, используя метод конверта (см.ниже). Почва изымалась с глубины 10 см, по 800-900 мг каждого образца.

Пробы нужно взять на разных территориях (мин.5):

Затем почва высушивается и измельчается, из нее удаляются посторонние примеси и частицы при помощи набора сит с отверстиями разного диаметра от 5 до 1 мм и сокращении массы до 500 г. Для сокращения пробы использовали метод квартования: Измельченный материал тщательно перемешать и рассыпать ровным тонким слоем в виде квадрата, разделили его на четыре сектора. Содержимое двух противоположных секторов отбрасывали, а два оставшихся снова смешивали, после многократных повторений оставшуюся пробу высушили до воздушного состояния для получения водных вытяжек .

2. 2. Приготовление водной вытяжки .

Для приготовления водной вытяжки достаточно 20 г воздушно – сухой просеянной почвы. Почву помещали в колбу на 100 мл, добавляли 50 мл дистиллированной воды и взбалтывали в течение 5-10 минут, а затем фильтровали.

3. 3. Определение актуальной кислотности почвы .

Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных микроорганизмов, на скорость и направленность происходящих в ней химических и биохимических процессов. В природных условиях рН почвенного раствора колеблется от 3 до 10. Чаще всего кислотность почвы не выходит за пределы 4-8. Связь между кислотностью почвы и величиной рН приведена в табл. 3.

Зависимость кислотности почвы от рН

Актуальная (активная) кислотность — кислотность почвенного раствора. Этот вид кислотности оказывает непосредственное влияние на корни растений и почвенные организмы.

Актуальную кислотность определяют в водной почвенной вытяжке. Для этого необходимо поместить в пробирку или колбу 2 г почвы, добавить 10 мл. дистиллированной воды; полученную суспензию 1: 5 хорошо встряхнуть и дать отстоять осадку; в надосадочную жидкость внести полоску индикаторной бумаги и, сравнить её цвет с цветной таблицей, сделать вывод о величине pH почвы.

По величине кислотности почвы можно предсказать наличие тех или иных микроэлементов в почве, а также оценить их подвижность (табл.5). Наиболее подвижные катионы аккумулируются в тканях растений.

Подвижность микроэлементов в зависимости от кислотности почвы

ПН – практически неподвижные; СП – слабоподвижные; П — подвижные

4. 4. Качественное определение химических элементов в почве.

Карбонат-ионы . Небольшое количество почвы помещают в фарфоровую чашку и приливают пипеткой несколько капель 10%-го раствора соляной кислоты. Образующийся по реакции оксид углерода ( IV ) CO 2 выделяется в виде пузырьков (почва «шипит»). По интенсивности их выделения судят о более или менее значительном содержании карбонатов.

Сульфат-ионы . К 5 мл фильтрата добавить несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2-3 мл 20%-го раствора хлорида бария. Если образующийся сульфат бария выпадает в виде белого мелкокристаллического осадка, это говорит о присутствии сульфатов в количестве нескольких десятых процента и более. Помутнение раствора также указывает на содержание сульфатов – сотые доли процента. Слабое помутнение, заметное лиши на черном фоне, бывает при незначительном содержании сульфатов – тысячные доли процента.

Нитрат-ионы. К 5 мл фильтрата по каплям прибавляют раствор дифениламина в серной кислоте. При наличие нитратов и нитритов раствор окрашивается в синий цвет.

Железо ( II и III ). В две пробирки внести по 3мл вытяжки. В первую пробирку прилить несколько капель раствора красной кровяной соли K 3 [ Fe ( CN ) 6 )], во вторую – несколько капель 10%-го раствора роданида калия KSCN . Появившееся синее окрашивание в первой пробирке и красное во второй свидетельствует о наличии в почве соединений железа ( II ) и железа ( III ). По интенсивности окрашивания можно судить об их количестве.

Алюминий. К 5 мл почвенной вытяжки прибавляют по каплям 3%-ный раствор фторида натрия до появления осадка. Чем быстрее выпадает осадок, тем больше алюминия содержится в почве.

Результаты химического анализа почвенной вытяжки(пример)

источник

ПОЧВЕННОГО ИНСТИТУТА ИМ. В.В. ДОКУЧАЕВА

ЦЕН НА УСЛУГИ ПО АНАЛИЗУ ПОЧВЫ И ВОДЫ

Выполняемый анализ (комплексное исследование)

Подготовка пробы к анализу

Отбор проб специалистами Центра

Растирка образца почвы предварительная

Отбор корешков и растирка образца почвы для определения гумуса и азота из предварительно растертой пробы (сито 0,25 мм)

Растирка образца почвы для определения карбонатов, гипса, железа и др. (сито 0,25 мм)

Подготовка образца почвы для гранулометрического анализа (сито 1 мм)

Отмывка почвы от карбонатов

Гидролитическая кислотность (по Каппену)

Сумма поглощенных оснований (по Каппену)

Емкость катионного обмена по Шолленбергеру

Емкость катионного обмена по Пфефферу

Органическое вещество (по Тюрину)

Общее содержание карбонатов

Гигроскопическая влага, влажность почвы (грунта, торфа)

Потеря почвы при прокаливании (ППП), зольность торфяных горизонтов, торфов

Общее содержание нефтепродуктов

— сокращенный (содержание физ. песка и физ. глины)

— полный (содержание всех фракций)

Приготовление вытяжек для анализа

Вытяжка для определения подвижных форм микроэлементов

Вытяжки для определения фосфора и калия (на выбор по Кирсанову, Чирикову, Мачигину, Масловой)

Определение металлов в вытяжках

Определение других неорганических соединений

Комплексные лабораторные исследования почв

Общее содержание нефтепродуктов, тяжелые металлы (кислоторастворимые формы): кадмий, медь, никель, свинец, цинк, содержание естественных радионуклидов

рН водный, влажность, гранулометрический состав, общий азот, гумус, фосфор подвижный, калий подвижный

рН водный, гидролитическая кислотность, влажность, гранулометрический состав, гумус, фосфор подвижный, калий подвижный, азот общий, обменные основания.

рНводный, азот аммонийный, азот нитратный, нитраты, хлориды, сульфаты

рНводный, влажность, гранулометрический состав, общий азот, гумус, фосфор подвижный, калий подвижный, емкость катионного обмена, обменные основания

рН водный, влажность, гранулометрический состав, гумус, фосфор подвижный, калий подвижный, азот общий, обменные основания, нефтепродукты

Водная вытяжка: рН, хлориды, карбонаты, гидрокарбонаты, сульфаты, кальций, магний, калий натрий, сумма токсичных солей

Комплексные лабораторные исследования донных отложений

рН, нефтепродукты, тяжелые металлы (кислоторастворимые подвижные формы): кадмий, медь, никель, свинец, цинк

Комплексные лабораторные исследования природных вод (поверхностных, подземных)

Определение ХПК, определение БПК5

Определение перманганатной окисляемости

Определение содержания аПАВ

Температура, запах, мутность, рН, железо, марганец, медь, нитраты, окисляемость перманганатная, ХПК, свинец, стронций, сульфаты, щелочность (общая и свободная), фториды, хлориды, цинк

Температура, запах, мутность, рН, железо, марганец, сульфаты, фториды, хлориды, щелочность, ПАВ, БПК, ХПК, аммоний ион, нитраты, нитриты, свинец, кадмий, медь, никель, цинк, нефтепродукты

рН, запах, мутность, аммоний йон, нитраты, нитриты, железо, марганец, кальций, магний, калий, натрий, гидрокарбонаты, хлориды, сульфаты, фосфаты, кадмий, медь, никель, цинк, нефтепродукты

Запах, мутность, водородный показатель (рН), окисляемость перманганатная, аммоний-ион, нитраты, сульфаты, хлориды, железо общее.

Запах, мутность, водородный показатель (рН), щелочность общая, окисляемость перманганатная, аммоний-ион, нитраты, сульфаты, хлориды, железо общее, кадмий, марганец, медь, никель, цинк, свинец, нефтепродукты, АПАВ

Комплексные лабораторные исследования воды сточной очищенной

Температура, БПК5,ХПК,рН,нефтепродукты, хлориды, сульфаты, азот аммонийный, сульфат-ион, железо, цинк, медь, свинец, хром

Температура, рН, нефтепродукты, сульфаты, хлориды, БПК 5, азот аммонийный

Комплексные лабораторные исследования питьевой воды

Температура, рН, мутность, запах, окисляемость перманганатная, железо, щелочность, кальций, хром, никель, цинк

Мутность, запах, рН, железо, цинк, медь

Запах, прозрачность, окисляемость перманганатная, мутность, аммоний йон, нитриты, железо, рН

Запах, прозрачность, хром, сульфаты, мутность, цинк, железо, рН

Температура, рН, мутность, запах, железо

рН, запах, прозрачность, железо, кальций, магний, натрий, калий, хлориды, сульфаты, щелочность

Комплексные лабораторные исследования ливневой воды

рН, температура, сульфаты, хлориды, БПК5, аммоний, нефтепродукты

рН, температура, сульфаты, хлориды, БПК5, нефтепродукты, аммоний, нитраты, нитриты, аПАВ, фосфаты

Измерение МЭД гамма-излучения (1га)

Измерение плотности потока радона участка изысканий (1 точка)

Интерпретация результатов анализов

Примечание: в случае, если образец требует подготовки к анализу (сушка, растирка, отбор корешков и т.д.) срок анализа, указанный в таблице, увеличивается на 1 р.д.

Читайте также:  Анализ 2000 лье под водой

источник

Лабораторные исследования почвы, которые выполняет лаборатория «Лаб24», являются острой необходимостью для многих сфер жизнедеятельности человека. Они могут выполняться с разными целями. Определение состава и типа грунтов делают перед началом любого серьезного строительства. Полный и комплексный анализ почвы требуется, если необходимо увеличить плодородность сельскохозяйственных земель.

В зависимости от отрасли и поставленной задачи, специалисты Лаб24 разработали индивидуальные программы анализа почв, включающие в себя как потребности изыскательских компаний так и агрохимическое направление анализа почв.

Лаб24 располагает исчерпывающим количеством видов исследования почвы и разнообразными методами проведения испытаний. Заказать исследования можно как на один, так и на перечень тех показателей, которые необходимы именно Вам в конкретной ситуации.

Лаборатория Лаб24 оказывает полный комплекс услуг, необходимых при исследовании качества почвы. Проводятся комплексные исследования, а также имеется возможность провести анализ почвы по отдельно взятым показателям.

Современная лабораторная база Лаб24 и многолетний практический работы в данной сфере позволяет в самые сжатые сроки провести полное радиологическое обследование почв и грунтов и установить наличие ограничений в использовании почв и грунтов.

Биотестирование почв и грунтов обеспечивает возможность оценки общей токсичности почвы с целью определения возможного ее последующего применения в строительных работах. В лаборатории Лаб24 это исследование может быть выполнено на ряде тест-объектов.

Отбор проб проводится специалистами Лаб24 в соответствии с действующей нормативной базой, отбирается необходимое для проведения всех заказанных показателей количество анализируемой пробы, по согласованию специалист приедет в удобное для Вас время.

Стоимость исследования не включает выезд специалиста и отбор проб. Посмотреть стоимость выезда специалиста и отбора проб.

Антропогенный фактор является главной причиной загрязнения земельных угодий. Они деградируют вследствие производственной деятельности человека и засорения им окружающей среды бытовыми отходами. При этом, вредные вещества, попадающие на поверхностный слой почвы, проникают вглубь нее, где концентрируются, смешиваются и оказывают токсическое воздействие на полезные микроорганизмы, необходимые для корневой системы растений.

В зависимости от поставленной цели, проведение анализов почвы может производиться различными методами. По желанию заказчика мы можем выполнить полный или элементный вариант исследования. После изучения нашими квалифицированными специалистами химического состава грунта, заказчику будет предоставлен протокол испытания, в котором указываются все типы загрязнений, выявленных в пробе. Ими могут быть:

  • Соли тяжелых металлов
  • Нефтепродукты различного происхождения
  • Бензапирен и другие канцерогенные вещества органического происхождения
  • Повышенный или пониженный уровень кислотности
  • Опасные бактерии

Обладая данной информацией, землевладелец сможет предпринять необходимые меры по улучшению плодородия земли, используя минеральные удобрения определенного химического состава, а застройщик, принять решение о возможности либо невозможности возведения жилых или общественных зданий на конкретном земельном участке.

Если вас заинтересовали наши услуги, необходимо провести отбор почвы для лабораторного исследования и доставить ее в офис «Лаб24» в этот же день. Условия хранения образцов зачастую играют немаловажную роль в точности проведенных испытаний, и случае правильного отбора и своевременной доставки мы сможем гарантировать полную достоверность результатов. Если участок, с которого отбираются пробы, находится на значительном удалении от Москвы, лучше связаться по телефону с нашими специалистами, которые дадут необходимые консультации относительно условий их хранения.

Лаборатория «Лаб24» является независимой и аккредитована в Федеральной службе по аккредитации. Наши клиенты имеют возможность заказать исследования грунтов на загрязнение отдельными элементами или оценку ее состояния по нескольким показателям. Стоимость работ будет зависеть от перечня выбранных показателей. Каждому заказчику мы гарантируем индивидуальный подход, а цена на наши услуги вас приятно удивит.

Анализ почвы осуществляется на современном техническом уровне.

Срок исполнения заказа — от 3 до 7 рабочих дней.

источник

Проект дизайна собственного загородного участка должен начинаться с анализа территории. Одним из первых этапов при его проведении является оценка почвенного плодородия и состава почвы. В своей книге «Красивые сады. Секреты ландшафтных дизайнеров» кандидат биологических наук, практикующий садовый мастер и консультант по вопросам почвенной экологии и почвенного плодородия Андрей Лысиков рассказывает о том, как эту оценку провести самостоятельно.


А вы знаете, какая почва на вашем участке?

Для начала надо отметить, сохранился ли почвенный покров: бывает, что после строительства значительная часть площади земельного надела занята глиной из котлована, строительным мусором, кучами песка и застывшего бетона. Это следует взять на заметку, чтобы потом рассчитать реальный объем земляных работ.

Следующий этап – постараться оценить почвенное плодородие участка. Даже если вы совсем не разбираетесь в почвах, большую помощь может оказать характер окружающей растительности. Приглядитесь к деревьям на участке или в близлежащем лесу: сосна обычно предпочитает легкие почвы, песчаные или супесчаные; ель поселяется на более тяжелых, суглинистых и глинистых почвах; ольха и ива распространены обычно вблизи рек и ручьев, часто – на переувлажненных почвах с близкими грунтовыми водами; липа, клен и дуб как довольно требовательные породы хорошо растут на богатых, достаточно увлажненных почвах.


Липа — довольно требовательная порода и растет обычно на богатых почвах

Многое может сказать о почве и состав травянистой растительности. Известно, что на кислом субстрате чаще обычного встречаются лютик, щавелек, хвощ, кислица и подорожник.


Хвощ предпочитает кислый субстрат

Показателями слабокислой и нейтральной реакции почвы служат пырей и многие луговые злаки, вьюнок, мать-и-мачеха, копытень и гравилат.

На богатые, гумусированные почвы с высоким содержанием азота указывают крапива, сныть, медуница, недотрога и ясменник.


Медуница встречается на богатых, гумусированных почвах

Индикаторами заболоченной почвы могут служить сфагновые мхи, осоки, ситник, рогоз, часто именуемый в народе камышом, и цветущая весной желтыми цветками калужница.


Ситник и рогоз — это растения-индикаторы заболоченной почвы

Важнейшим показателем почвы наряду с кислотностью, содержанием азота и других элементов питания является ее механический состав, отражающий содержание в почве частиц разных фракций: песка, глины и ила.

Многие садоводы знают, что механический состав можно ориентировочно определить, скатывая тонкую колбаску из увлажненной почвы. Если она, не трескаясь, сворачивается в колечко, то почва глинистая, если сильно растрескивается – средний суглинок, если не свертывается в кольцо – супесь, а если почва рассыпается, даже не успев скататься в колбаску, то это самая легкая, песчаная почва.


Определить механический состав почвы можно самостоятельно, скатав тонкую колбаску из увлажненного грунта

От того, какой по механическому составу окажется почва, часто зависит очень многое: дренированность участка, уровень грунтовых вод и наличие верховодки, запас в почве питательных элементов и ее плодородие, объем завозимого растительного грунта и сложность мелиоративных работ, перечень растений, которые удастся вырастить на участке, и многое другое. Это действительно важно, поэтому для получения информации по особенностям почвенного покрова на участке целесообразно отдать образцы почвы на анализ в агрохимическую лабораторию и получить грамотную консультацию.

Подробнее о том, как определить состав и реакцию почвы читайте в статье Как узнать тип почвы, и зачем это нужно.

Необходимость планирования дренажных работ на участке оценивается по уровню стояния почвенно-грунтовых вод. Для его приближенной оценки в почве выкапывают яму глубиной около 1 м. Если в летний недождливый период в этой яме, хотя бы и на дне, застаивается вода, дренаж придется проводить, иначе многие садовые радости (например, плодовый сад) станут недоступными.


Для приближенной оценки уровня грунтовых вод выкапывают яму глубиной около 1 м

Из книги Андрея Лысикова «Красивые сады. Секреты ландшафтных дизайнеров», которую можно приобрести в официальном магазине издательства, вы также узнаете о том, как самостоятельно составить проект своего участка, как оформить его границы и главные зоны, как подготовить почву к посадкам и много другой полезной информации о создании декоративного сада.

источник

Кислотность — свойство почвы, обусловленное содержанием в почвенном растворе ионов водорода. Почвенная реакция имеет для роста растений решающее значение. Реакция среды (она определяется величиной рН ) измеряется в единицах от 1 до 14. По кислотности почвы делятся на : сильно-кислые почвы (рН 3,5-4 ), кислые(рН 4,6-5,3 ), слабокислые (рН 5,4-6,3) , нейтральные(рН 6,4-7,3 ), слабощелочные(рН 7,4-8 ),щелочные(рН 8,1-8,5 ).Для характеристики почвенной кислотности используется ряд показателей:

  • Актуальная кислотность — это pH почвенного раствора (на практике измеряется pH водной вытяжки при соотношении почва:вода = 1:2,5 для минеральных почв и 1:25 для торфяных). При рН 7 реакция почвенного раствора нейтральная, ниже 7 — кислая, выше — щелочная. Подзолистые почвы лесной зоны имеют преимущественно кислую реакцию (рНводн 4,5 — 5,5), подзолы и верховые торфяники — сильнокислую (рНводн 3,5—4,5).
  • Потенциальная кислотность почвы — кислотность твёрдой части почвы, её выражают в мг-экв на 100 г сухой почвы. Параметры потенциальной кислотности учитывают также влияние катионов ППК, которые могут подкислять почвенный раствор (H + и Al 3+ ).
  • Обменная кислотность почвы вызывается обменными катионами водорода и алюминия, которые переходят в раствор из почвенного поглощающего комплекса при взаимодействии с нейтральными солями. В богатых перегноем горизонтах она обусловлена преимущественно Н + -ионами, в малогумусных минеральных — Al-ионами. Обменная кислотность подзолистых почв лесной зоны составляет рН КС1 3,5—5, или 0,5 — 6 мг-экв на 100 г сухой почвы, серых и бурых лесных — значительно ниже.
  • Гидролитическая кислотность — pH вытяжки раствором гидролитически щелочной CH3COONa (позволяет более полно вытеснить H + из ППК). Определяется Н + -ионами, переходящими в раствор при взаимодействии с почвой гидролитически щелочных солей, и включает менее подвижные Н + -ионы, не вытесняемые нейтральными солями. В подзолистых почвах гидролитическая кислотность составляет 1—10 мг-экв на 100 г сухой почвы. О величине гидролитической кислотности можно судить также по насыщенности почвы основаниями.
Читайте также:  Анализ биологической очистки сточных вод

Повышенная кислотность почвы негативно сказывается на росте большинства культурных растений за счёт уменьшения доступности ряда макро- и микроэлементов, и наоборот, увеличения растворимости токсичных соединений марганца, алюминия, железа, бора и др., а также ухудшения физических свойств. Для снижения кислотности прибегают к известкованию.

Чем опасна кислая почва на огороде?

1.Повышенная кислотность почв угнетает рост и развитие растений. Происходит это по причине того, что в кислых грунтах преобладает содержание растворимого алюминия и его солей, а также марганца, которые связывают на себе щелочные минералы: кальций, магний, калий, селен и др., препятствуя их усвоению растениями.
2. Нарушается белковый и углеродный обменный процессы у растений, из-за чего могут вовсе не появляться органы размножения, что приводит к потере урожая.

Чем более кислая почва, тем быстрее она заболачивается, через некоторое время на ней уже смогут расти только некоторые болотные и хвойные растения.

Как определить кислотность почвы?

Самый точный результат можно получить, только обратившись в лабораторию анализа почв и предоставив им образцы почвы. Пробы для химического анализа почвы на кислотность,PH, отбираются в соответствии с ГОСТ 17.4.3.01-83 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб».

В лаборатории анализа почв , кислотность почвы определяют в соответствии с ГОСТом. Стандарт ГОСТ 27753.3-88 .Почвы. Метод определения рН водной суспензии. , распространяется на тепличные грунты и устанавливает метод определения рН водной суспензии почвы при химическом анализе почвы . Сущность метода заключается в измерении разности потенциалов стеклянного электрода, чувствительного к ионам водорода и электрода сравнения, значение которого зависит от концентрации ионов водорода в растворе.

Предельное значение суммарной относительной погрешности результатов анализа при доверительной вероятности Р = 0,95 составляет 0,3 единицы рН. Для анализа используют часть водной суспензии, приготовленной по ГОСТ 27753.2-88. Грунты тепличные. Метод приготовления водной вытяжки.

источник

Конспект урока химии в 8 классе. Практическая работа по теме » Анализ почвы и воды»

Практическая работа №3 по теме «Анализ почвы и воды»

Цель урока: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;

Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, водопроводная вода, почва, спички.

Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Работа выполняется в группах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Слайд 1

Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда)

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз.

Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы. Слайд 2

Далее учитель вместе с детьми ставит цель и задачи урока

— Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке?

Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в группах, быть внимательным, аккуратным).

Какие образовательные цели мы должны поставить пред собой?

Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Сегодня на уроке будут работать три лаборатории. В каждой лаборатории есть технолог который будет выполнять не только контролирующую функцию, но и обучающую.

Напоминаю, что работу вы выполняете согласно описанию по учебнику самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

Вспомним правила работы в группе

— Первая часть работы – анализ почвы. Что такое анализ? Один ученик находит в интернете определение.

Постановка проблемной задачи.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: Рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Что такое почва? Почва- это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.

Сообщение учащегося о почве.

Исследование почв производят для оценки её плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почв. Данными пользуются при разработке плана применения удобрений и известкований почв.

Наша задача выяснить какая почва в нашем поселке, а также исследовать воду и определить её прозрачность и интенсивность запаха.

Опыт 1 Механический анализ почвы

Вывод: после механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной. Первыми осаждаются крупные частицы песка, потом глины и затем другие частицы.

Опыт 2 Получение почвенного раствора и опыты с ним

Вывод: почва содержит минеральные соли. После фильтрования смеси почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор — фильтрат. Универсальная бумажка не изменила цвет. Значит среда нейтральная

— Следующая часть работы – анализ воды.

Сообщение учащегося о воде

Вода – это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло всё живое на ней. Наша цель исследовать, какая вода течёт из наших кранов, находиться в наших водоёмах. Определить прозрачность и интенсивность запаха воды.

Опыт 3 Определение прозрачности воды.

Образец взят из под крана. Работу выполняйте, следуя указаниям учебника.

Вывод: отметили что на высоте столба воды … не видно печатного текста. Исследуемая вода не прозрачна.

Опыт 4 Определение интенсивности запаха воды

Вывод: После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей. Интенсивность запаха … баллов.

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы. В ходе выполнения практической работы изучались состав почвы, исследовалась прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приёмы работы с веществами.

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. При определении запаха вещества пробирку с веществом надо поднести к носу и глубоко вдохнуть.
Б. В лаборатории можно знакомиться с запахом и вкусом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Чтобы перемешать жидкость в пробирке, ее отверстие закрывают пальцем и встряхивают несколько раз.

3. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?
А. Почва и вода — это однородная смесь.
Б. Питьевая вода –это чистое вещество.

4.Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека.
Б. Повышенное содержание кислоты в воде отрицательно влияет на здоровье человека.

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и c препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Химическую воронку используют для фильтрования.
Б.. Химическую воронку используют для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом.

3. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А.Воздух и почва –это неоднородная смесь.
Б.Дистиллированная вода-это однородная смесь.

4. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Повышенная кислотность почв -это негативный фактор для жизнедеятельности растений.

Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоёмах.

Одна ошибка – 4, две ошибки – 3, три ошибки – 2

Что я узнал на уроке?

Чему научился?

Где мне пригодятся эти умения и знания?

Я достиг поставле-нной цели?

Что вызвало затруднения?

Какая цель была урока?

— Где мне пригодятся эти умения и знания?

— Я достиг поставленной цели?

Используя Интернет-ресурсы, найти организации в Алтайском крае, которые занимаются анализом почвы и воды. Составить проект, какие виды анализа почвы и воды проводят эти организации и с какой целью.

Подготовиться к практической работе № 4 с. 183.

источник