Меню Рубрики

Анализ 2000 лье под водой

Содержание романа рассматривается с точки зрения физики. Автор отвечает на вопрос о том что могло быть реальным в романе, а что нет.

АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

на районный конкурс исследовательских работ

номинация «Исследовательский работа»

в романе «2000 лье под водой»

  1. Введение………………………………………………………………………. 3
  1. Актуальность…………………………………………………………. 3
  2. Цель………………………………………………………………. 3
  3. Задачи…………………………………………………………………. 3
  4. Предмет исследования…………………………………………………..3
  5. Гипотеза………………………………………………………………. 3
  1. Методика исследования………………………………………………………..3
  1. Средства………………………………………………………………. 3
  2. Сроки реализации……………………………………………………. 3
  3. Методы исследования…………………………………………………. 3
  4. Классификация…………………………………………………………..3
  1. Основная часть…………………………………………………………. 4 — 18
  1. Сведения о Жюль Верне и его романе «20000 лье под водой»……4-5
  2. Описание «Наутилуса». ………………………………………..……5-7
  3. «Реальное» и «нереальное» в романе………………………………7-18
  1. Электрическая энергия на корабле и ее применение…………7-9
  2. Использование электрической энергии на корабле для приготовления пищи и получения горячей воды……………………….9-10
  3. Скорость лодки……………………………………………………10
  4. Давление, которое может «выдерживать» лодка……………10-11
  5. Давление, которое могут «выдерживать» иллюминаторы…….11
  6. Сила Архимеда, действующая на лодку……………………..11-13
  7. Система регенерации воздуха……………………………………13
  8. Приборы, которые используются на корабле..……………. 13-14
  9. Водолазные костюмы…………………………………………14-16
  10. Подводное оружие…………………………………………. 16-17
  11. Телеграфный кабель…………………………………………….17
  12. Производство на корабле……………………………………….17
  13. Управление корабля человеком………………………………. 17
  1. Заключение………………………………………………………………. 18
  2. Список используемой литературы…………………………………………..19
  3. Тезисы…………………………………………………………………………20
  4. Рецензия……………………………………………………………………. 21

Мы с моим руководителем Колегановой Светланой Николаевной в ноябре месяце 2016 года принимали участие в областном турнире «Капитан Немо». Я уже давно интересуюсь этой темой. Но после этого турнира я решил проанализировать роман с точки зрения науки, в частности физики. Уже шесть тысяч лет тому назад Экклезиаст задал такой вопрос: «Кто мог когда-либо измерить глубины бездны?» На этот ответ из всех людей имеют право только двое: капитан Немо и Жюль Верн.

1. Гипотеза: в романе допущены ошибки и неточности с точки зрения физических расчетов, но есть и научные открытия, которые реально осуществимы.

2. Цель: проанализировать научные открытия, описанные автором романа.

  1. Ознакомиться с научными идеями в романе.
  2. Выделить те моменты в романе, которые касаются физических законов.
  3. Рассмотреть эти моменты с точки зрения физики.
  4. Обработать полученную информацию.
  5. Обобщить результаты своих исследований.

4. Предмет исследования: фантастические технологии и устройства, описанные в романе Жюль Верна «20000 лье под водой».

1. Изучение романа Жюль Верна «20000 лье под водой».

2. Изучение научно-методической литературы.

4. Анализ и сравнение полученных результатов.

2. Сроки реализации: с 15.10.16 г. по 15.02.17 г.

3. Методы исследования: анализ.

4. Классификация исследовательской работы: исследование-размышление.

«…в области судостроения наши современники

Несколько веков понадобилось,

чтобы открыть механическую силу пара!

Кто знает, появится ли даже

через сто лет второй «Наутилус»!

Прогресс движется медленно, господин Ароннакс!»

«…Совершенно верно, ваше судно опережает

свою эпоху на целый век, если не на целые века!»

Отрывок из романа Ж.Верна «20000 лье под водой»

1 . Сведения о Жюль Верне и его романе «20000 лье под водой»

Жюль Габриэль Верн (фр. Jules Gabriel Verne; 8 февраля 1828, Фейдо, Нант, Франция — 24 марта 1905, Амьен) — французский писатель, классик приключенческой литературы; его произведения в значительной мере способствовали становлению научной фантастики[1]. Но многие его идеи уже перестали казаться невероятными, а многие даже воплотились в жизнь.

Французский писатель, начиная работать над романом 20 000 лье под водой, решил отделить главного героя от человечества, переселив его в глубины океана. «Надо, чтобы мой неизвестный не имел ни малейшего соприкосновения с остальным человечеством, от которого он полностью отделён. Он и не живёт на земле, он обходится без земли. Моря ему достаточно, но надо, чтобы море давало ему всё, вплоть до одежды и пищи. Никогда он не ступает ногой на какой-либо из материков…» — Жюль Верн.[2]Выбрав подводный корабль пристанищем для капитана Немо, Жюль Верн, хорошо знакомый с подводными лодками, начал работу над образом будущего корабля. Трудно точно определить, какая именно подводная лодка послужила окончательным прообразом «Наутилуса». Так, внешне он очень похож на американскую субмарину «Alligator», спущенную на воду в 1862 году. Однако по внутреннему оборудованию «Наутилус» ближе всего к французскому «Plongeur»: резервуар для сжатого воздуха в носовой части, механический привод винта, продувка балластных цистерн с помощью сжатого воздуха, а также огромные по сравнению с другими субмаринами размеры.[2]

В настоящее время существует две точки зрения по вопросу о «Наутилусе». Согласно первой из них, писатель не только предугадал появление подводной лодки, но и наделил ее свойствами, недостижимыми для современной техники. Противники этого взгляда утверждают, что развитие современной техники обогнало мечту Жюля Верна. И те и другие не правы, так как он не предугадал подводной лодки, существовавшей до него, и к тому же смелую фантазию писателя, наделившего «Наутилус» способностью опускаться на любую глубину и не быть раздавленным, не в силах воплотить современная техника, использующая для достижения глубинных слоев океана не подводные лодки, а батисферы и батискафы.

«Mobilis in mobili» («Движущийся в движимом»)

Из романа: «На столовой утвари, ложках, вилках, ножах, тарелках, был выгравирован инициал в полукружии надписи-девиза. Вот точное факсимиле: «Mobilis in mobile. N».

Корабль имеет веретенообразную форму, его длина составляет 70 м, а ширина — до 8 м. Подводное водоизмещение корабля составляет 1500,2 т, надводное — 1356,48 т (9/10 от подводного). «Наутилус» имеет два корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющих двутавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность, заклёпочные соединения заменены сваркой. Двойная обшивка корабля изготовлена из листовой стали, удельный вес которой равен 7,8 т/м³. Толщина наружной обшивки не менее 5 см, киль — 50 см в высоту и 25 см в ширину. Также при описании конструкции Немо говорит о горизонтальных рулях, находящихся посередине корпуса по бокам и используемых для управления глубиной погружения и, в частности, при необходимости погружений на максимальную глубину (их использование демонстрируется в эпизоде, когда «Наутилус» погружается на 16 километров в Атлантическом океане). На носу главное оружие корабля — таран, имеющий в поперечнике форму равнобедренного треугольника. В корме находится гребной винт диаметром 6 метров, его максимальная частота вращения — 120 об/мин. В верхней части выступают 2 надстройки — рубка и чуть позади неё кабина для прожектора с рефлектором; перед атакой «Наутилуса» они утапливаются в корпус. Посередине располагается шлюпка, которая крепится к корпусу корабля несколькими болтами, а сверху её прикрывает легко разбираемый навес. Также вдоль «палубы» установлено ограждение, которое перед атакой убирается в корпус. По обоим бортам расположены большие овальные иллюминаторы, для остекления которых (а также рубки и кабины прожектора) использован хрусталь толщиной 21 см. Для погружения и всплытия используются балластные цистерны объёмом 150,72 м³, их наполнение и продувка осуществляется через 2 крана, расположенных в кормовой части корабля, причём насосы для продувки цистерн настолько мощные, что обеспечивают всплытие с глубины до 2 км. Так, в романе описывается эпизод, когда насосы выбросили остатки воды из балластных цистерн на высоту около 40 метров. Все двигатели на корабле — электрические, источником электроэнергии являются сверхмощные натриевые батареи. Максимальная скорость — 50 узлов, максимальная глубина погружения — не менее 16 километров. Для получения из морской воды пресной на «Наутилусе» используется установка для дистилляции. Отсутствие системы регенерации воздуха (Немо посчитал её излишней) и необходимость регулярной вентиляции лишают корабль полной автономности (максимальная продолжительность погружения «Наутилуса» — около 5 суток).

Если идти от форштевня к миделю, то первые 7,5 метров занимает резервуар для хранения воздуха. За ним идёт каюта длиной 2,5 метра, в которой жил профессор Ароннакс. Далее следует каюта капитана длиной 5 метров. Каюта капитана описывается как суровое помещение, из мебели в ней только железная кровать, рабочий стол, несколько стульев и умывальник.

Водонепроницаемой переборкой от них отделён салон. Это просторный зал, имеющий 10 метров в длину, 6 в ширину и 5 в высоту. За узорчатым орнаментом потолка, выдержанного в духе мавританских сводчатых покрытий, скрываются мощные лампы освещения. Капитан Немо устроил здесь самый настоящий музей искусства и даров природы. Стены обтянуты ткаными обоями строгого рисунка. Около 30 картин в одинаковых рамах, отделённые одна от другой щитами с рыцарскими доспехами, украшают стены. Посреди салона бьёт фонтан, освещенный снизу электричеством.

Следом за салоном и второй водонепроницаемой перегородкой расположено помещение библиотеки (она же — курительная комната) длиной метров пять. Несколько отступя от шкафов установлены сплошные широкие диваны. Посреди библиотеки установлен большой стол. На потолке расположены 4 светильника из матового стекла, а сам потолок украшает лепнина. Библиотека «Наутилуса» насчитывает 20 тыс. томов.

Далее идёт столовая длиной 5 метров, со столом посередине. За третьей водонепроницаемой переборкой расположено небольшое помещение, в котором установлен трап, ведущий к шлюпке. Далее идёт ещё одна каюта длиной 2 метра (в ней жили друзья профессора — его слуга Консель и гарпунёр Нед Ленд), а следом за ней камбуз длиной 3 метра, расположенный между двумя вместительными кладовыми. Возле камбуза размещается комфортабельная ванная комната с кранами для горячей и холодной воды. После дёт матросский кубрик длиною 5 метров. Четвёртая водонепроницаемая переборка отделяет кубрик от машинного отделения, которое занимает в длину метров двадцать и ярко освещено. Помещение состоит из двух половин: в первой находятся батареи, вырабатывающие электрическую энергию, во второй — машины, вращающие винт корабля.[2]

Сам капитан Немо выступает в традиционной роли гида, знакомящего потрясенного пришельца с чудесами техники и подводного мира. Само введение научного материала приобретает фантастический характер, примером чего могут послужить подводные пейзажи, наблюдаемые то сквозь смотровые окна салона, то во время подводных прогулок. Интерьер становится не только средством углубленной характеристики капитана Немо — музыканта, художника, ученого и гениального инженера, но также и средством введения научно-фантастического материала.

в романе «20000 лье под водой»

3.1. Электрическая энергия на корабле, ее применение.

Интересно, что Ж. Верн сумел предвидеть применение электроэнергии для приведения в движение всех механизмов «Наутилуса», ведь тогда не было еще ни лампочек накаливания, ни электродвигателей.

Из романа «Машинное отделение, занимавшее в длину метров двадцать, было ярко освещено. Помещение состояло из двух половин: в первой находились батареи, вырабатывавшие электрическую энергию, во второй — машины, вращавшие винт корабля»

Подводная лодка капитана Немо способная развивать колоссальную скорость и погружаться на невиданные глубины, черпала энергию прямо из океана.

Из романа: «И вдруг наши глаза, привыкшие к полной темноте, ослепил яркий свет. Наша тюрьма внезапно осветилась. Свет был настолько ярок, что в первый момент я невольно зажмурил глаза. Я узнал этот беловатый слепящий свет, заливавший в ту страшную ночь все пространство вокруг подводного корабля, свет, который мы принимали за великолепное явление фосфоресценции морских организмов!»[5]

«В природе существует могущественная сила, послушная, простая в обращении. Она применима в самых различных случаях, и на моем корабле все подчинено ей. От нее исходит все! Она освещает, отапливает, приводит в движение машины. Эта сила — электрическая энергия!

— Электрическая энергия? — удивленно воскликнул я.

— Однако, капитан, исключительная быстроходность вашего корабля плохо согласуется с возможностями электрической энергии. До сей поры динамическая сила электричества представлялась весьма ограниченной и возможности ее чрезвычайно ничтожны.

— Господин профессор, — отвечал капитан Немо, — способы использования электрической энергии на корабле значительно отличаются от общепринятых». [5]

«…предпочел позаимствовать у моря количество энергии, потребной для нужд корабля.

— Вам известен состав морской воды. На тысячу граммов приходится девяносто шесть с половиною процентов чистой воды, два и две трети процента хлористого натрия; далее в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, бромистый магний, сернокислый магний, сульфат и углекальциевая соль. Вы видите, что хлористый натрий содержится в морской воде в значительном количестве. Вот этот-то натрий я выделяю из морской воды и питаю им свои элементы.

— Да, сударь. В соединении с ртутью он образует амальгаму, заменяющую цинк в элементах Бунзена. Ртуть в элементах не разлагается. Расходуется только натрий, а его мне поставляет море. И надо сказать, что, помимо всего, натриевые элементы по крайней мере в два раза сильнее цинковых.

…Океан снабжает меня электричеством, а электричество дает «Наутилусу» тепло, свет, способность двигаться, словом, жизнь!»[5]

«Батарей Бунзена у меня не так много, но зато они работают на большой мощности. Электрическая энергия, выработанная батареями, передается в машинное отделение, приводит в действие электромоторы, которые через сложную систему трансмиссий сообщают вращательное движение гребному валу. И, несмотря на то, что винт в диаметре равен шести метрам, скорость вращения его доходит до ста двадцати оборотов в секунду.

Установленные на подлодке мощнейшие химические источниками тока (элемент Бунзена) приводили ее в движение, давали свет и тепло.

Элемент Бунзена состоит из отрицательного полюса — цинка, погруженного в 10 % серную кислоту, и положительного полюса — угля, погруженного в крепкую, лучше всего дымящуюся азотную, кислоту (рис). Оба раствора отделяются друг от друга глиняной диафрагмой, подобно той, которая применяется для элемента Даниэля. Электрохимический процесс заключается в растворении цинка и выделении водорода. Азотная кислота является деполяризатором, окисляющим водород. Для того, чтобы избежать самопроизвольного разъедания цинка, его амальгамируют, т. е. покрывают слоем ртути, образующей с ним сплав (амальгаму) уже на холоду. Элемент Бунзена дает напряжение, равное 1,96 вольт, если пользоваться дымящейся азотной кислотой, отличаясь очень малым сопротивлением (около 0,2 ома). При своих хороших качествах элемент обладает тем недостатком, что в результате окислительного действия азотной кислоты образуются газообразные окислы азота, вредные для здоровья.

Удельная энергоемкость:до 75—90 Вт/час/кг

Удельная энергоплотность:до 135—152 Вт/час/дм/литр

Рабочая температура: -40 +50 °C.[3]

Вывод : Энергоустановка «Наутилуса» до сих пор остаётся фантастикой — даже сейчас ещё не существует ни батарей, ни аккумуляторов приемлемых размеров, массы и достаточной ёмкости, чтобы позволить «Наутилусу» выполнить описанные в книге длительные рейсы без дозаправки перезарядки. Все двигатели на корабле — электрические, источником электроэнергии являются сверхмощные натриевые батареи. Описанные автором натриевые батареи на такое в принципе не способны. Для получения нужного количества энергии на подводной лодке нужно огромное количество элементов данного типа (т. к. напряжение которое можно получить с помощью элемента Бунзена крайне мало – примерно 2 вольта).

Когда-то Жюль Верн вложил в уста капитана Немо, главного героя романа «Двадцать тысяч лье под водой», такие слова: «Я всем обязан океану. Океан снабжает меня электричеством, а электричество дает «Наутилусу» тепло, свет, способность двигаться, словом, жизнь!». Сегодня ученые реализовали идею морской электростанции, работающей за счет перепада температур морской воды. Для работы такой электростанции требуется значительная разница температур: плюс 25 градусов на поверхности, и максимум 5 градусов на глубине в 1000 метров. Принцип действия прост: холодная морская вода с глубины в километр или даже больше подается по трубе на поверхность, где используется для перевода в жидкое состояние подходящего газа, например, аммиака. Затем с помощью теплой воды с поверхности моря этот сжиженный газ нагревают и доводят до кипения, а образующийся при этом пар приводит в движение турбину электрогенератора. Создатели новой электростанции говорят, что она универсальна: ветрогенераторы и солнечные батареи работают, только когда дует ветер или светит солнце, а станция, преобразующая тепловую энергию океана, будет вырабатывать энергию непрерывно.

3.2. Использование электрической энергия на корабле для приготовления пищи и получения горячей воды.

Из романа «Электричество оказалось удобнее всякого газа. Все готовилось на электричестве. Провода, включенные в аппаратуру в виде платиновых пластинок, раскаляли их добела, поддерживая в плите температуру, нужную для приготовления пищи. На электричестве работал и дистилляционный аппарат, снабжавший судно чистейшей пресной водой. Возле камбуза помещалась ванная комната, комфортабельно оборудованная, с кранами для горячей и холодной воды» [5]

Чтобы нагреть 1 кг воды на 90 0 (приблизительно, так как начальная температура воды примерно 7 0 С, а нагреть надо до 98, 100 0 С).

Q = 4200 Дж/кг* 0 С * 1 кг * (100 0 С – 7 0 С) = 390600 Дж

Так как U = 2 B, R = 0,2 Ом, тогда сила тока элемента Бунзена равна 2 В : 0,2 Ом = 10 А.

Q = 100 А 2 * 0,2 Ом* 0,25 ч = 5 Дж.

390600 : 5 = 78120 таких элементов необходимо для нагревания воды массой 1 кг на 93 0 С.

Вывод : для того, чтобы нагреть плиты и сварить пищу необходимо огромное количество теплоты. Это же относится и к нагреванию воды. Элементы Бунзена не способы были вырабатывать такое количество теплоты.

«— А вот и другое применение электричества. Циферблат, который вы видите перед собой, служит указателем скорости «Наутилуса». Проводами он соединяется с винтом лага, и стрелка постоянно дает мне знать, на какой скорости идет судно. Смотрите, сейчас мы идем со скоростью не более пятнадцати миль в час» [5]

15миль в час: 15 * 1,60934 км = 24, 1401 км/ч ≈ 24 км/ч.

Максимальная скорость — 50 узлов: 50* 1,852 км/ч = 92,6 км/ч.

Вывод : такой скорости «Наутилус» не мог развивать. Даже современные лодки могут развивать максимальную скорость только 53,7 км/ч.

«В корме находится гребной винт диаметром 6 метров, его максимальная частота вращения — 120 об/мин» [5]

По формуле находим длину окружности: l = 2πr, l = 2*3,14*6 = 37, 68 м. За 120 оборотов 120* 37,68 = 4521,6 м. За 1 с: 4521,6 : 60 с = 75,36 м/с – скорость работы винта. 120 об/мин = 2 об/с.

В современной лодке винт делает 5500 об/мин ≈ 98 об/с

Вывод : лодка не могла двигаться с такой скоростью даже потому, что количество оборотов винта намного меньше, чем у современной лодки.

3.4. Давление, которое может «выдержать» лодка.

Из романа «…чтобы он мог погружаться в глубины, я занялся, прежде всего, расчетом уменьшения объема морской воды на различных глубинах под давлением верхних водных слоев» [5]

Автор завысил прочность корпуса «Наутилуса». Описанный в «20000 льё под водой» спуск на глубину нескольких километров неминуемо привёл бы к разрушению «Наутилуса» — корпус не мог выдержать такое давление воды, каким бы прочным он ни был, не говоря уже о прожекторе, иллюминаторах в рубке и огромных смотровых окнах в салоне корабля. [2]При погружении на два километра (две тысячи метров) давление столба воды будет равным ρgh, где:
ρ – плотность жидкости,
g – ускорение свободного падения,
h — высота столба жидкости.
Давление на такой глубине будет равно 1030кг/м 3 *9.8Н/кг*2000м= 20188000 Па = 20,188 МПа
У современных подводных лодок максимальная глубина погружения составляет 600 метров. Давление на такой глубине будет равно 1030кг/м 3 *9.8Н/кг*600м= 6056400 Па = 6,0564 МПа
На такой глубине давление воды будет равняться 6,0564 МПа. Такие лодки обладают гораздо более толстыми бортовыми стенками, чем Наутилус, но не могут позволить себе погружение на большие глубины.

Читайте также:  Анализ качества воды на дому

Вывод: лодка не могла выдержать такого давления.

3.5. Давление, которое могут «выдержать» иллюминаторы

Из романа: «Иллюминаторы рубки из толстого черепицеобразного стекла.

— И стекло способно выдержать такое давление?

— Как нельзя лучше! Хрусталь, при всей своей ломкости при падении, оказывает, однако, значительное сопротивление давлению воды.

…Хрустальные пластинки в семь миллиметров толщиной выдержали давление в шестнадцать атмосфер!» [5]

Вывод : так как давление на такой глубине будет равно 1030кг/м 3 *9.8Н/кг*2000м= 20188000 Па = 20,188 МПа, а хрусталь выдерживает давление 330 МПа, то можно было использовать его в качестве стекол в иллюминаторов. Но думаю, что на такой глубине, хрустальные стекла могли не разбиться, но вода бы выдавила их целиком.

3.6. Сила Архимеда, действующая на лодку.

Из романа: «Площадь его равняется одной тысяче одиннадцати и сорока пяти сотым квадратных метров, объем равен одной тысяче пятистам и двум десятым кубических метров; короче говоря, корабль, полностью погруженный в воду, вытесняет тысячу пятьсот и две десятых кубических метров, или тонн, воды.

Составляя план судна, предназначенного к подводному плаванию, я исходил из того расчета, что при спуске в воду девять десятых его объема были бы погружены в море и одна десятая выступала из воды. При таких условиях судно должно было вытеснять только девять десятых своего объема, иначе говоря, одну тысячу триста пятьдесят шесть и сорок восемь сотых кубических метров воды, и весить столько же тонн. Конструкция судна не допускала, стало быть, нагрузки свыше этого веса.

«Наутилус» имеет два корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющими двутавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность. В самом деле, благодаря такой конструкции судно противостоит любому давлению, подобно монолиту. Крепостью своего корпуса «Наутилус» обязан отнюдь не заклепкам обшивки: монолитность его конструкции достигнута путем сварки и обеспечена однородностью материалов, что позволяет ему вступать в единоборство с самыми бурными морями.

Двойная обшивка корабля изготовлена из листовой стали, удельный вес которой равен семи и восемь десятых. Толщина наружной обшивки не менее пяти сантиметров, вес триста девяносто четыре и девяносто шесть сотых тонны. Внутренняя обшивка, киль — в вышину пятьдесят сантиметров и в ширину двадцать пять сантиметров, весом шестьдесят две тонны, — машины, балласт и прочее оборудование, обстановка, внутренние переборки и пилерсы — все это вместе взятое весит девятьсот шестьдесят одну и шестьдесят две сотых тонны. Таким образом, общий вес судна составляет одну тысячу триста пятьдесят шесть и сорок восемь сотых тонны, ясно?

…желая полностью погрузить «Наутилус» в воду, необходимо располагать резервуарами, емкостью равными этой десятой доле его объема, иными словами, способными вмещать в себя сто пятьдесят и семьдесят две сотых тонны воды. В последнем случае вес судна составил бы одну тысячу пятьсот семь тонн, и оно совершенно ушло бы под воду.

….Но, погружаясь в глубинные слои, разве ваш подводный корабль не испытывает повышенного давления верхних слоев воды? Разве это давление не выталкивает его снизу вверх с силою, которая равна примерно одной атмосфере на каждые тридцать футов воды, то есть около одного килограмма на квадратный сантиметр?

….чтобы он мог погружаться в глубины, я занялся, прежде всего, расчетом уменьшения объема морской воды на различных глубинах под давлением верхних водных слоев.

…При погружении на глубину тысячи метров приходится брать в расчет сокращение объема от давления водяного столба высотой в тысячу метров, иначе говоря, от давления в сто атмосфер. Итак, сокращение объема составит в этих условиях четыреста тридцать шесть стотысячных. Следовательно, водоизмещение судна увеличится до одной тысячи пятисот тринадцати и семидесяти семи сотых тонны; между тем нормальный тоннаж судна одна тысяча пятьсот семь и две десятых тонны. А стало быть, для увеличения водоизмещения судна потребуется балласт весом всего лишь в шесть и пятьдесят семь сотых тонны.

…У меня имеются запасные резервуары емкостью в сто тонн. Благодаря этому я могу погружаться на значительные глубины. Если я хочу подняться в уровень с поверхностью моря, мне достаточно выкачать воду из запасных резервуаров. Если я захочу, чтобы «Наутилус» вышел на поверхность океана на одну десятую своего объема, я должен до отказа опорожнить резервуары» [5]

Так как объем судна (по данным романа) равен V = 1345,48 м 3 , то

F A = ρ ж* q*V т = 1030 кг/м 3 * 9,8Н/кг *1500, 2 м 3 = 13692309 Н – погруженный на 9/10.

F A = ρ ж* q*V т = 1030 кг/м 3 * 9,8Н/кг *1500,2 м 3 = 15143019 Н – погруженный полностью.

Вывод: в романе ясно показано, что автор знает, что такое сила Архимеда, умеет прикидывать ее, также знает, что льды погружаются в воду в соотношении 9/10.

3.7. Система регенерации воздуха.

Из романа «Известно, что человек расходует в час такое количество, кислорода, какое содержится в ста литрах воздуха. Поэтому воздух, насыщенный почти таким же количеством выдыхаемой углекислоты, становится негодным для дыхания.

Короче говоря, необходимо было освежить атмосферу в нашей камере и, само собою, во всем подводном корабле.

Но тут у меня возник вопрос. Как поступает в таком случае командир подводного судна? Не получает ли он кислород химическим способом: путем прокаливания бертолетовой соли с одновременным поглощением углекислого газа воздуха хлористым калием? Но ведь запасы химических веществ истощаются, их приходится возобновлять и, стало быть, поддерживать сношения с Землей? Возможно, он довольствуется сжатым воздухом, нагнетенным в особые резервуары, который расходуется по мере надобности? Все может статься! Не действует ли он более простым, более экономическим, а значит, и более вероятным способом? Не поднимается ли он на поверхность океана подобно киту, подышать свежим воздухом?

…Судно, это стальное чудовище, всплывало на поверхность вод подышать, на манер кита, свежим воздухом! Итак, способ вентилирования судна был установлен. [5]

Вывод : без системы регенерации воздуха, даже при периодических проветриваниях, жизнь на «Наутилусе» весьма скоро стала бы невыносима — на борту курят, тут же хранятся запасы пищи и используемого снаряжения, в том числе водоросли, рыба и рыболовные сети. Тут же расположены кухня и кубрик команды, при этом из гигиенических устройств упомянуты только умывальник и единственная ванна. Кроме того, неприятный запах выделяют сами батареи.

3.8. Приборы, которые используются на корабле.

Из романа: «Вот термометр для измерения температуры воздуха на «Наутилусе»; барометр — прибор, определяющий атмосферное давление, благодаря этому мы имеем возможность предвидеть изменение погоды; гигрометр — один из приборов для измерения степени влажности в атмосфере; storm-glass сигнализирует о приближении бури; компас указывает путь; секстан позволяет по высоте солнца определить широту; хронометры дают возможность установить долготу; и, наконец, зрительные трубы, дневные и ночные, которыми я пользуюсь, осматривая горизонт, когда «Наутилус» поднимается на поверхность океана.

…Хотя бы этот большой циферблат с подвижной стрелкой, не манометр ли?

— Манометр, совершенно верно! Прибор этот служит для измерения давления воды и тем самым указывает, на какой глубине находится мое подводное судно.

— А эти зонды новой конструкции?

— Термометрические зонды. Ими измеряют температуру в различных слоях воды» [5]

Вывод: приборы, которые использовались на корабле, были уже изобретены:

Штормглаз – в середине 1700 годов

Из романа: «— Но не воздух для дыхания?

…если электрическая энергия и не вырабатывает кислород, потребный для дыхания, все же она приводит в движение мощные насосы, нагнетающие воздух в специальные резервуары, что позволяет мне, если потребуется, долгое время находиться в глубинных водах.

Господин «профессор, вы, как и я, знаете, что человек может находиться под водой, если при нем будет достаточный запас воздуха, нужного для дыхания. При подводных работах водолазы, одетые в водонепроницаемый костюм, с защитным металлическим шлемом на голове, получают воздух с поверхности через специальный шланг, соединенный с насосом.

— Это так называемые скафандры, — сказал я.

— Совершенно верно! Но человек, одетый в скафандр, стеснен в своих действиях. Его связывает резиновый шланг, через который насосы подают ему воздух. Это настоящая цепь, которой он прикован к земле; и если бы мы были так прикованы к «Наутилусу», мы не далеко бы ушли.

— Каким же способом можно избежать такой скованности? — спросил я.

— Пользуясь прибором Рукейроля-Денейруза, изобретенного вашим соотечественником и усовершенствованного мною, вы можете без всякого ущерба для здоровья погрузиться в среду с совершенно иными физиологическими условиями. Прибор этот представляет собою резервуар из толстого листового железа, в который нагнетается воздух под давлением в пятьдесят атмосфер. Резервуар укрепляется на спине водолаза ремнями, как солдатский ранец. Верхняя часть резервуара заключает в себе некое подобие кузнечных мехов, регулирующих давление воздуха, доводя его до нормального. В обычном приборе Рукейроля две резиновые трубки соединяют резервуар со специальной маской, которая накладывается на лицо водолаза; одна трубка служит для вдыхания свежего воздуха, другая для удаления воздуха отработанного, и водолаз по мере надобности нажимает языком клапан той или другой трубки. Но мне, чтобы выдерживать на дне моря значительное давление верхних слоев воды, пришлось вместо маски надеть на голову, как в скафандре, медный шлем с двумя трубками — вдыхательной и выдыхательной.

— Превосходно, капитан Немо! Но ведь запас воздуха быстро иссякает, и как только процент кислорода падет до пятнадцати, он становится непригоден для дыхания?

— Разумеется. Но я уже сказал вам, господин Аронакс, что насосы «Наутилуса» позволяют мне нагнетать воздух в резервуар под значительным давлением, а при этих условиях можно обеспечить водолаза кислородом на девять-десять часов.

— Оспаривать это не приходится, — отвечал я. — Хотелось бы только знать, капитан, каким способом вы освещаете себе путь на дне океана?

— Аппаратом Румкорфа, господин Аронакс. Резервуар со сжатым воздухом укрепляется на спине, а этот привязывают к поясу. Он состоит из элемента Бунзена, который я заряжаю натрием, а не двухромистым калием, как обычно. Индукционная катушка вбирает в себя электрический ток и направляет его к фонарю особой конструкции. Фонарь состоит из змеевидной, полой, стеклянной трубки, наполненной углекислым газом. Когда аппарат вырабатывает, электрический ток, газ светится достаточно ярко. Таким образом, я могу дышать и видеть под водой» [5]

«На зов капитана пришли два матроса и помогли нам одеться в тяжелые непромокаемые скафандры, скроенные из цельных кусков резины. Водолазная аппаратура, рассчитанная на высокое давление, напоминала броню средневекового рыцаря, но отличалась от нее своей эластичностью. Скафандр состоял из головного шлема, куртки, штанов и сапог на толстой свинцовой подошве. Ткань куртки поддерживалась изнутри подобием кирасы из медных пластинок, которая защищала грудь от давления воды и позволяла свободно дышать; рукава куртки оканчивались мягкими перчатками, не стеснявшими движений пальцев.

Эти усовершенствованные скафандры были гораздо лучше изобретенных в XVIII веке лат из пробкового дерева, камзолов без рукавов, разных морских подводных одеяний — «сундуков» и прочее, столь высоко в свое время превознесенных.

Ворот куртки был снабжен медным кольцом с винтовой нарезкой, на которую навинчивался шарообразный металлический шлем. Сквозь три толстых смотровых стекла в шлеме можно было, поворачивая голову, глядеть во все стороны.

Я уже не чувствовал тяжести скафандра, сапог, резервуара со сжатым воздухом, металлического шлема, в котором моя голова болталась, как миндаль в скорлупе! Все эти предметы, погруженные в воду, теряли в весе ровно столько, сколько и вытесненная ими вода. Я готов был благословлять этот физический закон, открытый Архимедом. Благодаря ему, я не был более инертной массой: я обрел относительную подвижность» [5]

Вывод: скафандры уже тогда существовали и использовались.

Водолазный скафандр Рукеройля-Денейруза не является выдумкой мсье Верна. Он был изобретен в 1870 г. Скафандр действительно существовал и успешно применялся в России.

Капитан Немо был солидарен с водолазной службой Российского флота в своём критическом отношении к первоначальному варианту снаряжения Рукеройля-Денейруза образца 1865 г. На странице 116 (изд. «Правда» 1985 г.) читаем: «…чтобы выдерживать на дне моря значительное давление верхних слоёв воды, пришлось вместо маски надеть на голову, как в скафандре, медный шлем с двумя трубками – вдыхательной и выдыхательной».

Роман был опубликован в 1870 г. Через два года инженеры усовершенствовали скафандр, заменив маску шлемом. [4]

Но на такие глубины человек все равно не мог опускаться, не может и сейчас. Тем более в легком скафандре. Передвигаться в скафандре тяжело. Из романа можно сделать обратный вывод.

Из романа: «— Но ведь это не огнестрельное оружие, — отвечал капитан.

— Стало быть, ружья действуют сжатым воздухом?

— И притом, какое огромное сопротивление пришлось бы преодолевать пуле, если бы пользоваться огнестрельным оружием под водой, в среде, которая в восемьсот пятьдесят пять раз плотнее воздуха! — прибавил я.

не имея пороха, я воспользовался сжатым воздухом, которым меня снабжают в неограниченном количестве насосы «Наутилуса».

и при чрезвычайной плотности жидкой среды ружейные пули не попадают в цель на большом расстоянии и не могут быть смертоносными»

«как бы легко не было ранено животное, оно падает, как пораженное молнией.

— Потому что эти ружья заряжены не обычными пулями, а снарядом, изобретенным австрийским химиком Лениброком. У меня имеется изрядный запас таких снарядов. Эти стеклянные капсюли, заключенные в стальную, оболочку с тяжелым свинцовым дном, — настоящие лейденские банки в миниатюре! Они содержат в себе электрический заряд высокого напряжения. При самом легком толчке они разряжаются, и животное, каким бы могучим оно ни было, падает замертво. Прибавлю, что эти капсюли не крупнее дроби номер четыре и что обойма ружья вмещает не менее десяти зарядок» [5]

Вывод : пневматического оружия в те времена не существовало. В наше время существует пневматическое подводное оружие, но дальность полета пути много меньше, чем описано в романе. Пуль с электрическим зарядом высокого напряжения не существовало.

Из романа «По моему приказанию. Шлюпка соединена с судном электрическим кабелем. Я даю телеграмму — и дело с концом!

Кабель лежал спокойно, вне воздействия волнений моря и под давлением, благоприятным для передачи электрической искры, пробегавшей от Европы до Америки в тридцать две сотых секунды. Время действия этого кабеля бесконечно, так как по наблюдениям электриков резиновая оболочка становится лучше от пребывания в морской воде.

Вдобавок кабель, лежа на удачно выбранном плато, нигде не опускается на такую глубину, где мог бы лопнуть. «Наутилус» доходил до самого глубокого места его залегания на глубине четырех тысяч четырехсот тридцати одного метра, и даже здесь кабель не обнаруживал никаких признаков напряжения. Затем мы подошли к месту, где произошел несчастный случай в 1863 году. В этом месте дно океана представляло собой глубокую долину шириной в сто двадцать километров, и если бы в нее поставили Монблан, то все-таки его вершина не выступила бы на поверхность моря» [5]

Вывод: телеграфный кабель, проложенный на дне, был проложен в 1867 году. Он реально работал.

3.12. Производство на корабле.

Вывод: явная неточность заключается в отсутствии описания способа пополнения или создания расходных материалов на подлодке, добыча еды достаточно точно описана в произведении, сказан способ добычи ниток для производства тканей, создание которых требует оборудования и специалистов, которых нет на «Наутилусе».

3.13. Управление корабля человеком.

Вывод: на определенном отрезке времени Капитан Немо в одиночку управлял своим кораблем, однако он же сообщил профессору, что при сокращении команды управление подлодкой станет невозможным.

В ходе проведения работы я ознакомился с научными идеями в романе, выделил те моменты в романе, которые касаются физических законов, рассмотрел эти моменты с точки зрения физики, обработал полученную информацию, обобщил результаты своих исследований.

Я могу сделать вывод о том, что Жюль Верн не был совершенно точен в описании своих идей, им были допущены неточности и ошибки. Вероятность того, что однажды будет создана подводная лодка идентичная «Наутилусу» крайне мала, в мире попросту нет материалов требуемой прочности, но некоторые открытия, описанные французом в произведениях, посвященных капитану Немо и его подводному кораблю, стали реальными.

Мы, люди, читатели, можем смело утверждать, что писатель фантаст, если не точно предсказал появление каких-то устройств, то точно предугадал направление развития технического прогресса. Его «ошибки и неточности» (устарелая в значительной мере классификация, легкость передвижения в скафандрах и др.) — не ошибки, а отражение уровня переднего края тогдашней науки.

источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПО СЛЕДАМ ГЕРОЕВ КНИГИ ЖЮЛЯ ВЕРНА

«ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЛЬЕ ПОД ВОДОЙ»

Автор проекта: Семенюта Кирилл

Руководитель: Бесчетникова В.В. , учитель

1. Название проекта : По следам героев книги Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой»

2. Тип проекта : информационно-исследовательский

3. Автор проекта : учащийся 7А класса МБОУ «Обоянская СОШ №1» Семенюта Кирилл

4. Руководитель проекта – Бесчетникова Валентина Викторовна, учитель географии

5. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту : география

6. Цель проекта : провести географическое исследование маршрута капитана Немо в произведении Ж.Верна «Двадцать тысяч лье под водой».

Проанализировать маршрут капитана Немо

Отобрать наиболее наглядные и интересные географические объекты, процессы и явления для создания карты маршрута.

Разработать карту маршрута, список объектов, процессов и явлений, указанных в романе, и проверить эффективность влияния проведенного исследования на формирование географического кругозора.

8. Основополагающий вопрос: Может ли являться художественное произведение источником географических знаний.

Читайте также:  Анализ качества воды из скважины

9. Продукт проекта : карта маршрута капитана Немо; список объектов, процессов и явлений, указанных в романе; презентация.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА Ж. ВЕРНА «ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЛЬЕ ПОД ВОДОЙ»…………………………………………………………….. 6

В водах Индийского океана …………………………………………… 9

В Атлантическом океане ……………………………………………. 10

В северных морях у берегов Норвегии ……………………………… 17

Список использованной литературы ……………………………………… 21

Актуальность проектной работы.

Все многообразие географической информации человек получает из источников географических знаний. К числу важнейших источников географических знаний относятся карты и атласы, космические снимки, справочники, географические книги и журналы, отчёты о научных исследованиях и изысканиях. Разнообразные сведения о природе можно получить из фотоальбомов, документальных фильмов, телевизионных передач, с сайтов в Интернете. Важнейшим источником географической информации является художественная литература. В художественных произведениях часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т.е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний.

Как известно, в географии описательный элемент, представляемый словом, играет огромную роль, что отражено в самом названии науки. Описания путешествий были вкладом не только в географию, но и в литературу. Их читали как приключенческие романы. Соответственно и художественное произведение может быть источником географических знаний, формируя красочный, запоминающийся образ территории.

Данная проектная работа представляет собой географическое исследование художественного произведения как источника географической информации через использование интегративных связей географии с литературой.

Художественное слово Мастера – поэта, писателя, образное и яркое, западающее в душу, расширяет возможности в формировании географической картины мира.

Особое значение для географического исследования представляют романы Жюля Верна. Годы жизни писателя были годами величайших открытий, годами грандиозных переворотов в науке и технике. В книгах Ж. Верна можно найти описание почти всего земного шара.

Знаменитый французский писатель Жюль Верн (1828—1905) почти всю свою творческую жизнь посвятил созданию многотомной серии романов «Необыкновенные путешествия». В каждом романе перед читателем развертывается пестрая географическая панорама. Красочные описания природы, многочисленные отступления на исторические и географические темы органически вплетаются в пеструю ткань приключенческого сюжета. Отсюда — первостепенная роль географии в романах Жюля Верна, которые являются не просто приключенческими, а приключенческо-географическими.

У каждого человека есть любимая книга. Когда мы читаем книгу, мы полностью окунаемся в мир волшебства и загадок, забываем обо всем.
Я люблю читать книги фантастические и приключенческие, где множество различных новых технологий и волшебства. И поэтому мне нравятся произведения Жюля Верна.
Однажды я увидел книгу под названием «20000 лье под водой», автор этого романа — Жюль Верн. Я понял, что книга наверняка интересная. Так и оказалось. Начав читать книгу, я не мог остановиться. Мне было интересно, что же произойдет дальше, что ждет главных героев, какие новые опасности их ждут. Я буквально переживал за них. Я как будто был на их месте.

В книге рассказывается история о том, как профессор Ароннакс и его смелые и отважные друзья случайно оказываются на загадочной подводной лодке под названием «Наутилус». Экипаж лодки оказывается таким же странным и не менее загадочным, чем сама лодка. Но самым таинственным на подводной лодке был капитан. Капитан Немо. Строгий, целеустремленный и уверенный в себе капитан открывает окно в необычайный подводный мир, полный красоты, тайн и опасностей.
За время, проведенное на «Наутилусе», главные герои проплыли глубины всех морей и океанов Земного шара. Они сделали множество открытий и испытали на себе то, что никогда не испытывали. Видели то, что человечество не могло себе и представить. Они сталкивались с опасностями, рискуя своими жизнями. Помимо этого, главный герой профессор Ароннакс пытается узнать, почему капитан Немо сбежал с земли, почему он не хочет иметь ничего общего с ней и ее обитателями и что же могло вызвать у него такую обиду и злобу. Профессор ничего не узнает о Немо. Но за время общения с ним Ароннакс понимает, что причины покинуть землю были весомые.

Индиец по происхождению, гениально одаренный и получивший в Европе разностороннее образование, принц Даккар (таково истинное имя Немо) возглавил на родине восстание против английского владычества; восстание закончилось поражением. Смерть не пощадила никого из друзей Даккара и членов его семьи. Исполненный ненависти ко всему, что происходит на свете, не знающем, что такое свобода и независимость, он обрел убежище от творимого в мире зла под водой, в глубинах морей.

Символично имя героя (лат. Nemo — никто). Овеяны тайной прошлое Немо, его конфликт с обществом, приведший к окончательному разрыву, подлинное имя. Бегство от мира и непроясненность его мотивировки, духовное одиночество, родство с могучей стихией — все это придает облику Немо черты романтического героя.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА Ж. ВЕРНА «ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЛЬЕ ПОД ВОДОЙ»

Во второй половине 19 века в морях и океанах на глаза мореплавателям стал попадаться необычный объект — светящийся веретенообразный предмет, превосходящий скоростью и размерами кита. Газеты, а за ними и ученые всего мира заинтересовались «морским чудовищем».

Пьер Аронакс — профессор Парижского музея, приглашен сопроводить экспедицию на фрегате «Авраама Линкольна» с поручением настигнуть загадочное существо. Но не по своей воле профессор становится и участником кораблекрушения, виновником которого стал монстр. К его счастью он остается в живых, как и пара его земляков.
Профессор Ароннакс и его смелые и отважные друзья случайно оказываются на загадочной подводной лодке под названием «Наутилус». Экипаж лодки оказывается таким же странным и не менее загадочным, чем сама лодка. Но самым таинственным на подводной лодке был капитан. Капитан Немо. Строгий, целеустремленный и уверенный в себе капитан открывает окно в необычайный подводный мир, полный красоты, тайн и опасностей.

Немо, капитан (принц Даккар) — исследователь морских глубин, изобретатель и владелец фантастической подводной лодки «Наутилус», которая время от времени показывается на поверхности морей, воспринимается всеми как некий сверхъестественный и опасный представитель китообразных, становясь объектом не только любопытства, но и охоты. Специально отправившееся на поиски неведомого «животного» судно «Авраам Линкольн» терпит поражение в схватке с ним. Чудом уцелевшие ученый-естествоиспытатель Пьер Аронакс , его слуга Консель и китобой Нед Ленд оказываются на борту «Наутилуса», становятся пленниками Немо и совершают вместе с ним кругосветное путешествие, пройдя двадцать тысяч лье под водой (111150км)

Льё или лье (фр. lieue) — старинная французская единица измерения расстояния. Сухопутное льё равно 4445 метрам, 1 морское лье равняется 5,557 км

В книге подробно описываются географические объекты, где они расположены, кем и когда были открыты.

Я провел исследование и отметил на карте маршрут плавания «Наутилуса», составил список географических объектов.

Маршрут кругосветного плавания «Наутилуса»

Под ста тридцатью семью градусами и пятнадцатью минутами западной долготы от Парижского меридиана и под тридцатью градусами и семью минутами северной широты, иными словами, в трехстах милях от берегов Японии, восьмого ноября, в полдень, начинается наше кругосветное путешествие под водой.

Путь «Наутилуса» лежал по одному из течений, обозначенному на карте под японским названием «Куро-Сиво» , что значит «Черная река». Выйдя из Бенгальского залива, согретое отвесными лучами тропического солнца, это течение проходит через Малаккский пролив, идет вдоль берегов Азии и, огибая их в северной части Тихого океана, достигает Алеутских островов; резко отличается ярко-синим цветом своих теплых вод от холодных вод океана.

2.1 Северная часть Тихого океана : Остров Креспо ( 32 o 40′ северной широты и 167 o 5О’ западной долготы) в тысяча восьмистах милях от точки отправления;

2.2 26 ноября «Наутилус» пересек тропик Рака под 172 o долготы.

27 ноября миновали Сандвичевы острова , где 14февраля 1779 года погиб знаменитый капитан Кук. Мы прошли четыре тысячи восемьсот шестьдесят лье.

Утром, выйдя на палубу, я увидел, в двух милях под ветром, остров Гавайи,

самый большой из семи островов, образующих Гавайский архипелаг. Я видел ясно возделанные поля, предгорья и цепи гор вдоль побережья, вулканы, над которыми господствует Мауна-Кеа, вздымающаяся на пять тысяч метров над уровнем моря.

2.3 «Наутилус» держал курс на юго-восток. 1 декабря он пересек экватор под 142 o долготы, а 4 декабря мы подошли к Маркизским островам .

На расстоянии трех миль от берега, под 8 o 57′ южной широты и 139 o 32’западной долготы вырисовывался пик Мартин на Нукухива, крупнейшем из Маркизских островов

2.4 11 декабря приблизились к берегам архипелага Паумоту, бывшей Бугенвильской «опасной группы островов», разбросанных на протяжении пятисот лье, с востока-юго-востока на запад-северо-запад, под 13 o 30′ —

20 o 50′ южной широты и 125 o 30′ — 151 o 30′ западной долготы, от острова Дюси до острова Лазарева (Матахива).

Этот архипелаг занимает площадь в триста семьдесят квадратных лье и состоит из шестидесяти групп островов, в числе которых находится и группа Гамбье (Мангарева), принадлежащая Франции. Это коралловые острова. Медленная, но неустанная работа полипов со временем приведет к тому, что все эти острова соединятся между собой. Затем вновь образовавшийся массив суши сплотится рано или поздно с соседним архипелагом, и между Новой Зеландией и Новой Каледонией, простираясь вплоть до Маркизских островов, возникнет пятый материк.

Эти своеобразные фундаменты являются в основном творением мадрепоровых кораллов, а также коралловых полипняков, известных под названием миллепоровых (из гидроидных), дырчатых — поритов, звездчат — астрей и мозговиков — меандрин. Известковые полипняки, а именно, виды, созидающие рифы и острова, придерживаются берегов суши.

Волны и ветер наносят к живым полипнякам обломки кораллов, ракушек и прочее. Первоначально образуется береговой риф; затем полоса полипняков, постепенно отступая от берега, образует барьерный риф; в дальнейшем происходит погружение центрального кораллового острова ниже уровня моря, и, таким образом, появляется атолл.

Пройдя тропик Козерога под 135 o долготы, корабль

направился на запад-северо-запад и прошел всю зону между тропиками.

2.6 15 декабря прошли западнее живописного архипелага Общества и прелестного острова Таити, жемчужины Тихого океана. Утром в нескольких милях под ветром я увидел высокие вершины этого острова.

2.8 Архипелаг Фиджи растянулся на сто лье с севера на юг и на девяносто лье с востока на запад, под 6 o и 2 o южной широты и 174 o -179 o западной долготы.

Он представлял собою группу островков, барьерных рифов и островов.

Острова эти были открыты Тасманом в 1643 году; в 1774 году эти острова посетил Кук.

2.9 Острова Ново-Гебридского архипелага

Группа эта состоит в основном из девяти больших островов, следующих один

за другим на протяжении ста двадцати лье с северо-северо-запада к

2. 10 Острова Ваникоро, острова, у которых погибли корабли Лаперуза.

На северо-востоке виднелись два острова, разные по величине, но,

несомненно, вулканического происхождения, окруженные коралловым барьером,приблизительно до сорока миль в окружности.

Перед нами расстилались опасные воды Кораллового моря , омывающие

северо-восточные берега Австралии. Наше судно шло на расстоянии нескольких миль от коварного барьерного рифа, о который 10 июня 1770 года едва не разбились корабли Кука.

Два дня спустя, переплыв через Коралловое море, 4 января мы увидели берега Папуа. Капитан Немо сообщил о своем намерении пройти в Индийский океан через Торресов пролив .

Торресов пролив считается опасным для мореплавателей не только из-за

обилия рифов, но и из-за того, что на его берегах часто появляются дикари.

Пролив этот отделяет Австралию от большого острова Новой Гвинеи, или Папуа. Остров Папуа простирается на четыреста лье в длину и сто тридцать в ширину и занимает площадь в сорок тысяч географических лье. Он лежит под o 19′ и 10 o 2′ южной широты и 128 o 23′ и 146 o 15′ долготы.

2.13 13 января мы вошли в воды Тиморского моря, остров Тимор, 122 o долготы. Этот остров, занимавший площадь в тысяча шестьсот двадцать пять квадратных лье

2.14 «Наутилус» уклонился к юго-западу от принятой ранее широты и пошел по направлению к Индийскому океану.

3.1 26 января, мы пересекли экватор на 82 меридиане и вступили в воды Северного полушария.

В этот день нашу свиту составляла грозная армада акул. Здешние моря

кишат этими страшными животными, и потому плавание по ним не безопасно.

Это были акулы с бурой спиной, белым брюхом и одиннадцатью рядами зубов; акулы глазчатые с круглым черным пятном на шее, напоминавшим глаз; акулы синие с округлой головой, испещренной черными точками. Хищные животные с яростью малоутешительной набрасывались на хрустальные стекла окон. Нед Ленд был вне себя. Он рвался на поверхность океана, чтобы пустить гарпуном в морских хищников. В особенности ему не давали покоя разъяренные тигровые акулы длиною в пять метров и акулы гладкие, пасть которых, усаженная зубами, точно мозаикой выложена!

3. 3 У берегов острова Цейлон

Остров Цейлон лежит между 5 o 55′ и 9 o 49′ северной широты и 79 o 42′

и 82 o 4′ долготы к востоку от меридиана Гринвича. С севера на юг он

простирается на двести семьдесят пять миль, с востока на запад — не больше чем на сто пятьдесят миль; площадь его равна двадцати четырем тысячам четыремстам сорока восьми милям, иначе говоря, немного менее площади Ирландии.

3.4 30 января курс на северо-северо-запад, по направлению к Оманскому заливу , который лежит между Аравией и Индийским полуостровом и служит входом в Персидский залив.

3.5 5 февраля вошли в Аденский залив , настоящую воронку,вставленную в горлышко Баб-эль-Мандебского пролива, через которую воды Индийского океана вливаются в Красное море.

3.6 7 февраля, мы вошли в Баб-эль-Мандебский пролив , что

по-арабски означаете «Врата слез». При двадцати милях ширины этот пролив в длину насчитывает всего пятьдесят два километра

Красное море простирается на две тысячи шестьсот километров в длину при средней ширине в двести сорок километров. Никогда не проливаются ливни над его водами! Никакая многоводная река не пополняет его водоем! Ежегодно испарение его вод понижает на полтора метра уровень его поверхности!

Мы любовались сквозь хрустальные стекла окон прелестными кустистыми колониями ярко-красных кораллов, подводными скалами, устланными великолепным зеленым ковром водорослей. Незабываемое зрелище! Какие очаровательные пейзажи являют собою эти подводные рифы и острова вулканического происхождения. Тут росли губки всех видов: губки ветвистые, листоватые, шаровидные, лапчатые. Губки лепились по скалам, прикреплялись к раковинам моллюсков, даже к стеблям гидроидов. Они гнездились в расселинах скал, стлались понизу, ползли вверх, свисали, точно коралловые полипы.

Что касается рыб, они населяли здешние воды в изобилии. Я назову рыб, которые чаще всего попадались в наши сети: скаты, в том числе лиммы овальной формы и кирпичного цвета, усеянные неравной величины голубоватыми пятнами, с двойным иглообразным шипом — хвостокол арнак с серебристой спиной, шиповатый скат с колючим хвостом и другие громадные скаты, широкие мантии которых длиною в два метра развеваются среди волн, аодоны, совершенно лишенные зубов, из хрящевых рыб, близкие к акулам; кузовки-дромадеры, у которых горб оканчивается загнутым шипом длиной в полтора фута, ошибни, настоящие мурены с серебристым хвостовым плавником, голубоватой спиной и коричневыми грудными плавниками, окаймленными серым

кантиком; фиатолы, виды строматеев, исчерченные узкими золотистыми полосками и украшенные тремя цветами Франции; горамисы длиною в сорок сантиметров, великолепные толстоголовки, примечательные семью поперечными полосками отменного черного цвета, с плавниками голубого и желтого цветов, с золотой и серебряной чешуей, центроподы, султанки с желтыми плавниками и хохолком, зеленобрюшки, губаны, спинороги, колбни и тысячи других рыб, которые уже встречались нам во время плавания.

3.8 Аравийский туннель проход из Красного моря в Средиземное, расположенный под Суэцким перешейком

Необозримая, огромная водная равнина ,раскинувшаяся на двадцать пять миллионов квадратных миль! Вдоль она простирается на девять тысяч миль, вширь — в среднем на две тысячи семьсот миль! Море, столь значительное, но почти не изведанное в древности, за исключением разве карфагенян, этих голландцев древнего мира, объездивших во время своих торговых плаваний западные берега Европы и Африки! Океан, побережья которого с их излучинами охватывают огромный периметр! Водоем, в который несут свои воды величайшие в мире реки: св.Лаврентия, Миссисипи, Амазонка, Ла-Плата, Ориноко, Нигера, Сенегал, Эльба, Луара, Рейн, орошающие страны самые цивилизованные и самые дикие! Величественная водная гладь!

Впрочем, рыбы в Атлантическом океане не слишком резко отличались от рыб, встречавшихся нам в других морях. Тут были гигантские скаты длиною в пять метров, обладающие большой мускульной силой, позволявшей им подниматься над поверхностью воды; различные виды акул, и между ними акула обыкновенная, или мокой аспидно-синего цвета, длиной в пятнадцать футов, с острыми трехгранной формы зубами, которая благодаря своей окраске почти не

отличима в морских водах; коричневые морские караси; акулы-людоеды, с шероховатой, бугристой кожей, с цилиндрическим телом; осетры, похожие на своих сородичей в Средиземном море; морские иглы-трубачи длиною в полтора метра, светло-бурого цвета, с маленькими серыми плавниками, лишенные зубов и языка. Они извивались в воде, как змейки.

В глубинных водах, в полосе яркого света, падавшего от прожектора, извивались миноги в метр длиной, которые водятся почти во всех морях обоих полушарий. Длиннорылые скаты до пяти футов в ширину, белобрюхие, с пятнами

на пепельно-серой спине, расстилались по воде словно платки, унесенные течением. Прочие скаты проносились с такой быстротой, что я не мог заключить, оправдывают ли они свое название морских орлов, которое им дали

древние греки, или же они заслуживают прозвищ — крысы, жабы, летучие мыши,- которые им присвоили нынешние рыбаки. Собачьи акулы длиною в двенадцать футов, особенно опасные для водолазов, состязались в скорости со скатами.

Морские лисицы, не менее восьми футов в длину, известные тонкостью обоняния, проносились словно синеватые тени. Дорады из семейства морских карасей, достигавшие в длину тридцати сантиметров, щеголяли своим серебристо-лазоревым одеянием с поперечными полосками, отчетливо выступавшими на темном фоне плавников. Рыба эта с золотистыми бровями над глазницами посвящена древними Венере. Этот драгоценный вид морских карасей не брезгует ни солеными, ни пресными водами. Он населяет реки, озера, океаны, осваивается во всех климатах, выносит любую температуру. Вид этот восходит к прежним геологическим периодам земли и поныне сохраняет свою первозданную красоту.

Читайте также:  Анализ качества воды и его особенности

Великолепные осетры длиною в девять-десять метров проносились вслед им, ударяя могучими хвостами в хрустальные стекла, и мы любовались их голубоватой спиной в коричневых пятнышках; осетры схожи с акулами, но уступают им в силе и встречаются во всех морях; весною они вступают в борьбу с течением Волги, Дуная, По, Рейна, Луары и Одера; они питаются сельдью, семгой, треской [осетры питаются моллюсками, червями

Что касается морских млекопитающих, то, когда мы шли в виду Адриатического моря, нам встретились два или три кашалота из семейства кашалотовых, с одним спинным плавником; несколько дельфинов, характерных

для Средиземного моря, — у них передняя часть головы разлинована тонкими светлыми полосками; я видел мельком не менее двенадцати тюленей-белобочек длиной в три метра, с белым животом и черной шерстью, прозванных монахами и, верно, напоминавших доминиканцев.

Первое, что хотелось бы отметить в романе — это описания всевозможных видов рыб и подводных существ. Все написано довольно интересно. Создается ощущение будто ты, читая книгу, перенесся в некую подводную лодку и наблюдаешь через иллюминаторы: как в воде проносятся тысячи видов рыб, на дне цветут кораллы и колышутся актинии, а темные закоулки глубин припасены для особо опасных существ.

Настоящие луга! Сплошной покров из водорослей саргассумов скрывал собою голубые воды Саргассова моря. Покров столь плотный, что форштевень судна с трудом рассекал его.

Саргассово море получило свое название от испанского слова «sargazo», что означает «фукус». Громадное скопление этих водорослей образует настоящий растительный риф.

Мы прошли около тринадцати тысяч лье с момента нашего выхода в открытые моря Тихого океана. В данное время мы находились под 45 o 37′ южной широты и 37 o 53′ западной долготы.

Целые стада изящных и шаловливых дельфинов неотступно следовали за судном, забавляя нас своими играми. Они держались сообществами в пять-шесть особей, как волки в лесу!

Множество летающих рыб. Курьезно было наблюдать, с какой ловкостью за ними охотились дельфины. Как бы высоко ни взлетали рыбки, как бы длинна ни была

траектория их полета, — пусть даже над «Наутилусом», всюду бедняжки попадали в разверстую пасть дельфина! Это были или летучки, или другие рыбы со светящимся ртом.

4.5 В ночь с 13 на 14 марта «Наутилус» снова взял курс на юг . Я думал, что на широте мыса Горн, обогнув мыс, он войдет в воды Тихого океана и этим закончит свое кругосветное плавание. Однако мы направлялись в сторону Австралии. Куда держал он путь? К Южному полюсу?

«Наутилус» неуклонно шел на юг. Он стремил свой бег по пути

15 марта под 55 o широты показались плавающие льды,

свинцового оттенка глыбы, футов двадцать — двадцать пять высотою, образовавшие заторы, о которые с шумом разбивались волны.

Чем дальше мы шли на юг, тем чаще встречались плавающие ледяные поля, тем мощнее становились ледяные горы. Арктические птицы гнездились на них тысячами. Глупыши и буревестники оглушали нас своим криком.

5.1 15 марта мы прошли на широте Южных Шетландских и Южных Оркнейских островов.

5.2 16 марта к восьми часам вечера «Наутилус», следуя вдоль пятьдесят пятого меридиана, пересек Южный полярный круг .

Льды наступали на него со всех сторон.

16 марта нас все же затерло льдами. Это еще не была полоса вечной мерзлоты, а всего лишь обширные ледовые поля, сцементированные морозом.

5.3 мы находимся под 51 o 30′ долготы и 67 o 39′ южной широты. Итак, мы зашли уже вглубь Антарктики!

Ни признака свободного моря, ни малейшего намека на чистую воду не было и в помине! Перед «Наутилусом» расстилалась бескрайная торосистая равнина, хаотическое нагромождение льдов, огромные глыбы в виде параллелепипедов с вертикальными гранями — словом, поверхность реки в ледоход, но в гигантском масштабе. Тут и там ледяные обелиски, шпили утесов вздымались на высоту двухсот футов; а еще дальше крутые берега, окутанные легкой дымкой, как зеркало, отражали солнечные лучи, прорывавшиеся сквозь туман.

Если у пояса обнаружится материк, «Наутилус» остановится. Но, ежели полюс омывается океаном, мы дойдем до самого полюса!

На этой свободной от льда глубине «Наутилус» взял курс прямо к полюсу, не уклоняясь от пятьдесят второго меридиана. Оставалось пройти от 67 o 30′ до 90 o , двадцать два с половиной градуса широты, иначе говоря, немного

Надводная часть льда относится к подводной, как один к четырем?

— Почти так, господин профессор! На каждый фут айсберга, выступающего над уровнем моря, приходятся три фута под уровнем моря. Поскольку эти ледяные горы не превышают ста метров в высоту, стало быть, толща их подводной части не более трехсот метров.

Открытое море! Только кое-где рассеяно несколько льдин и плавающих айсбергов; кругом необозримая водная ширь; тысячи птиц в воздухе и мириады рыб в водах, которые, смотря по свойствам дна, переходили из густого синего в зеленовато-оливковый цвет. Термометр показывал три градуса по Цельсию ниже нуля .

Пытливый американский ученый заметил, что между Южным полюсом и шестидесятой параллелью море покрыто дрейфующими льдинами громадных размеров, чего не встречается на севере Атлантического океана. Из этого наблюдения он сделал вывод, что в зоне Южного полярного круга находится большая земля, поскольку сплошные льды образуются не в открытом море, а у побережий. По его вычислениям ледяной массив окружает Южный полюс широким кольцом, достигающим в диаметре четырех тысяч километров.

Однако известно, что в этой антарктической полосе Джеймс Росс обнаружил на 167 меридиане, под 77 o 32′ широты, два действующих вулкана, Эребус и Террор.

Растительность на этом пустынном острове была представлена весьма скудно. Мхи и лишайники из вида Unsnea melanoxaniha лепились по черным скалам. Микроскопические растеньица, примитивные диатомеи, клеточки которых зажаты между двумя кремнеземовыми створками, длинные пурпуровые и алые водоросли, занесенные в эти зоны течением и выкинутые на берег прибоем, составляли всю флору этой области.

Берег был усыпан моллюсками, мелкими ракушками, морскими чашечками, гладкими буккардами в виде сердца и главным образом клионами, с продолговатым перепончатым телом и головой в виде двух округленных лопастей. Я видел мириады клионов северных длиною в три сантиметра, которых тысячами пожирают киты. Эти прелестные крылоногие, настоящие морские бабочки, оживляли воды, омывавшие берег.

Но где кипела жизнь, так это в воздухе! Тысячами порхали и летали птицы разных видов, оглушая нас своими криками. Тысячами сидели они на уступах скал, бесцеремонно оглядывая нас и безбоязненно разгуливая возле самых

наших ног. Тут были пингвины, столь легкие и проворные на воде, где их порою принимали за макрель, и такие неуклюжие, тяжелые на суше. Скупые в движениях, но шумливые, собравшись целыми стаями, они оглашали воздух своим диким криком.

Все вокруг, берега, прибрежные льдины, вода были населены морскими млекопитающими. Больше всего тут было тюленей. Они располагались группами: самцы заботливо оберегали свое семейство, самки кормили детенышей, подростки резвились в отдалении. Тюлени с трудом передвигаются по земле короткими неуклюжими скачками, путем мускульных сокращений тела.

Моржи очень схожи с тюленями формою тела и расположением конечностей.

Но в их нижней челюсти недостает клыков и резцов, тогда как верхние клыки представляют собою два бивня, каждый длиною в восемьдесят сантиметров при тридцати трех сантиметрах в окружности. Кожа у них толстая, морщинистая, шерсть рыжеватая, короткая и не очень густая. Иные из них были в четыре метра длиною.

Здешние моржи спокойнее и смелее своих северных родичей и не выставляют дозорных для охраны своего лагеря.

«Наутилус» миновал мыс Горн и свернул в Атлантический океан.

Это была Огненная Земля , прозванная так первыми мореплавателями, которые увидели на ней множество дымков, поднимавшихся над хижинами туземцев.

Огненная Земля представляет собой скопление островов, раскинутых на пространстве тридцати лье в длину и двадцати четырех в ширину, между пятьдесят третьим и пятьдесят шестым градусом южной широты и шестьдесят седьмым градусом пятидесятой минутой и семьдесят седьмым градусом пятнадцатой минутой западной долготы. Берег мне показался низким, но вдали

К вечеру приблизились к Фолклендским островам

Тропик Козерога у 37 меридиана и прошли в открытом море мимо мыса Фрио.

Побережье огромной лагуны, образованной впадением Амазонки , которая изливает в море такое количество воды, что море опресняется на пространстве многих миль.

Мы пересекли экватор. В 20 милях к западу от нас осталась французская Гвиана

Берега Нидерландской Гвианы , недалеко от устья реки Марони.

стеллерова корова, — тоже морские коровы и принадлежат к отряду сирен. Эти красивые мирные и безобидные животные, длиной шесть-семь метров,достигают веса до четырех тысяч килограммов

«Наутилус» неизменно отдалялся от американских берегов. Он явно не хотел заплывать в воды Мексиканского залива или Антильских островов.

Мы плыли по течению самой большой морской реки со своими собственными берегами, рыбами и температурой. Я говорю о Гольфстриме.

Это настоящая река, но течет она среди Атлантического океана. Вода в ней тоже соленая и даже солонее окружающего моря. Средняя глубина ее три тысячи футов, а средняя ширина — шестьдесят миль. В некоторых местах скорость течения достигает четырех километров в час. Неизменность объема ее воды значительнее, чем у всех рек земного шара.

Ну и Гольфстрим! Он оправдал свое название — короля бурь! Он был создатель всех этих страшных циклонов, вследствие разницы температур его течений и слоев воздуха, лежащих над его поверхностью.

«Наутилус» уклонился на восток.

мы оказались у южной оконечности Ньюфаундлендской

«Наутилус» поднялся до 42градуса северной широты. Это — широта Сен-Жана на Ньюфаундленде и Хэртс-Контента, где находится другой конец трансатлантического кабеля.

Вместо того чтобы продолжать свой путь на север, «Наутилус» направился к востоку

Сегодня тринадцатое прериаля,1 июня 1868 года. 74 года тому назад ровно, день в день, на этом самом месте, 47градусе 24 минуте северной широты и 17 градусе 28 минуте долготы, упомянутый корабль вступил в героический бой с английским флотом, а когда все три его мачты были сбиты, трюм наполнила вода и треть экипажа вышла из

боя, он предпочел потопить себя вместе с тремястами пятьюдесятью шестью своими моряками, и, прибив к корме свой флаг, команда с криком: «Да здравствует республика» — вместе с кораблем исчезла в волнах.

6.4 Прошли мимо Ла-Манша и с невероятной скоростью

идем по направлению к северным морям.

7.1 «Наутилус» угодил в Мальстрим — страшный водоворот у берегов Норвегии. Шлюпку, на которой собирались бежать профессор и его спутники, оторвало от «Наутилуса»

Мальстрим! Могло ли в нашем и без того ужасном положении раздаться слово более ужасное, чем это? Значит, мы очутились в самых опасных водах Норвежского побережья

Очнулся профессор в хижине рыбака с Лофотенских островов ( Лофоте́нские острова́ ( норв. Lofoten ) — архипелаг в Норвежском море у северо-западного побережья Норвегии .) , рядом с друзьями.

О «Наутилусе» больше никто не слышал, однако профессор не забыл о путешествии длинною в 20 тысяч лье и опубликовал свои записи.

Визитной карточкой романа являются множество описаний- это описания всевозможных видов рыб и подводных существ. Все написано довольно интересно. Создается ощущение будто ты, читая книгу, перенесся в некую подводную лодку и наблюдаешь через иллюминаторы: как в воде проносятся тысячи видов рыб, на дне цветут кораллы и колышутся актинии, а темные закоулки глубин припасены для особо опасных существ. На «коронное блюдо» Жюль Верн преподнесет вам самого главного лица всей подводной заварушки, пожалуй, даже профессор Аронакс, от лица которого ведется все повествование, отступит на второй план.

В тот день, 8 ноября, друзья впервые увидели чудеса глубин через толстые хрустальные иллюминаторы «Наутилуса» :

Восхищению нашему не было предела. Восклицаниям не было конца. Нед называл рыб, Консель их классифицировал, а я восторгался живостью их движений и красотой формы. Мне не доводилось видеть таких рыб в их естественной среде.

Не стану описывать все разновидности, промелькнувшие перед нашими ослепленными глазами, всю эту коллекцию Японского и Китайского морей.

Рыбы, привлеченные, несомненно, блеском электрического света, стекались целыми стаями, их было больше, чем птиц в воздухе.

. И покуда рыбы резвились и плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью, я приметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полоской, бычка, белого с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель здешних морей, с серебряной головой и голубым телом, блистательных лазуревиков, одно название которых заменяет всякие описания, спарид рубчатых, с разноцветным плавником, голубым и желтым, спарид полосатых, с черной перевязью на хвосте, спарид поясоносных, изящно зашнурованных шестью поперечными полосами, трубкоротых, с рыльцем в форме флейты, или морских бекасов, некоторые представители которых достигают метра в длину, японскую саламандру, мурену, род змеевидного угря длиной в шесть футов, с маленькими живыми глазками и широким ощеренным зубами ртом, – всего не перечислишь…

Охота в подводном лесу на острове Креспо: …мы все шли и шли по бескрайной песчаной равнине… Полипы и иглокожие устилали песчаное дно. Разновидности изид, трубчатые кораллы — корнулярии, живущие особняком, гроздья первобытных глазчат, прежде именуемых «белыми кораллами», грибовидные фунгии, ветряницы, приросшие к почве своей мускулистой подошвой, представляли собою настоящий цветник, разукрашенный сифонофорами — порпитами в венчике лазоревых щупальцев, целыми созвездиями морских звезд; и, словно тонкие кружева,

сплетенные руками наяд, трепетали при каждом нашем шаге гирлянды

бугорчатых астерофитонов. Как жаль было ступать ногами по этим блистающим моллюскам, устилавшим землю тысячами морских гребешков, морских молотков, донаксов, настоящих прыгающих ракушек, трохусов, красных шлемов, крылатиков, петушков, сердцевидок и множеством других созданий неисчерпаемого в своей фантазии океана. Но надо было идти, и мы шли дальше. Над нашими головами плыли отряды физалий с колыхающимися бирюзовыми щупальцами, медузы своими опаловыми или нежно-розовыми зонтиками с лазоревой окраиной защищали нас от солнечных лучей, а фосфоресцирующие медузы — пелагии освещали б дорогу, если бы нас настигла ночь!

Подводный лес состоял из гигантских древовидных растений; и едва мы

вступили под его мощные своды, как мое внимание было привлечено

своеобразным явлением природы, еще не встречавшимся в моей научной

Ни одна травинка не стлалась по земле, ни одна ветвь не сгибалась и не

росла в горизонтальном направлении. Все устремлялось вверх, к поверхности

океана. Ни единое волоконце, ни один стебелек, как бы тонки они ни были,

не клонились к земле, а вытягивались в струнку, как железные прутья,

фукусы и ламинарии, уступая плотности окружающей среды, тянулись вверх по прямой линии, строго перпендикулярной к поверхности океана. Водоросли, казалось, застыли в своей неподвижности, и, чтобы пройти, приходилось раздвигать их руками; но растение тотчас же принимало прежнее положение. Тут было царство вертикальных линий!

Большинство растений пластинчатой, весьма прихотливой формы; в окраске растений преобладают тона розоватые, алые, зеленые, желтоватые, рыжие и бурые.

Между древовидными растениями, не уступавшими по величине деревьям

умеренного пояса, виднелись кустовидные колонии шестилучевых кораллов, настоящие кустарники в цвету! Живые изгороди из зоофитов, на которых пышно распускались коралловидные меандрины, исполосованные извилистыми бороздками, желтоватые звездчатые кораллы-кариофиллеи с прозрачными щупальцами, пучки похожих на травы зоантарий, и в довершение иллюзии рыбки — ильные прыгуны порхали с ветки на ветку, точно рой колибри, а из-под наших ног, как стаи бекасов, поднимались желтые, с ощеренной пастью и заостренной чешуей леписаканты, дактилоптеры и моноцентры.

В Тихом океане учёный был поражён этой подводной прогулкой по лесу из водорослей.

26 Ноября подводная лодка пересекла тропик Рака и направилась дальше на юго-восток мимо Гавайев и Маркизских островов.

А вот как автор описывает течение Гольфстрим:

Мы плыли по течению самой большой морской реки со своими собственными берегами, рыбами и температурой. Я говорю о Гольфстриме. Это настоящая река, но течет она среди Атлантического океана. Вода в ней тоже соленая и даже солонее окружающего моря. Средняя глубина ее три тысячи футов, а средняя ширина — шестьдесят миль. В некоторых местах скорость течения достигает четырех километров в час.

В романе « Таинственный остров », выпущенном в 1874 году, Жюль Верн описал завершение истории капитана Немо и «Наутилуса»: «Наутилус» преодолел Мальстрём, в который вошёл перед бегством профессора Аронакса и его друзей, после чего ещё много лет плавал в океане. В конце концов сильно постаревший Немо, пережив всю свою команду, поставил «Наутилус» на последнюю стоянку в пещере, образовавшейся в жерле потухшего вулкана на тихоокеанском острове, и доживал свои последние дни на корабле. «Наутилус» с телом капитана остаётся на дне пещеры, когда остров в результате извержения проснувшегося вулкана погружается в океан.

« 20 000 лье под водой» — роман географический, в котором яркими красками описаны географические объекты, флора и фауна морей и океанов Земли. Роман может служить объектом географического исследования и источником географических знаний. Живое, интересное, обильное фактическими сведениями, достаточно объективное изложение может способствовать решению задач формирования географического кругозора:

умения определять географические координаты;

знание географической номенклатуры;

представления об особенностях природы Земли.

Увлекательно было следить, за приключениями героев. Встречались новые названия. Интересно их было найти на карте.

Данное исследование эффективно влияет на кругозор, пополняет географические знания. Географическое исследование способствует более глубокому и прочному освоению знаний о природе Земли, расширяет знания географической номенклатуры, дает новые впечатления, позволяет по-новому взглянуть на книгу. Данное исследование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу.

Кроме того, роман вносит существенный вклад в воспитание мужественности, ответственности, патриотизма, толерантности, бескорыстности, ценности научного знания.

В результате исследования разработан проектный продукт: карта маршрута плавания, список географических объектов, процессов и явлений.

источник