Меню Рубрики

О чтении современных детей анализ

Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение – один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.

Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Чтобы интерес к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.Кроме того, приоритетная цель ФГОС – формирование читательской компетентности, в основе которой лежит читательская деятельность. Согласно Стандарту развитие ЧИТАТЕЛЯ предполагает формирование такой читательской деятельности, когда он «способен воспринимать текст произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения) ; воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески».

Актуальность темы исследования данной работы заключается в том, что от современных школьников (а это -будущее России !) и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране. XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.

Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.

Цель исследования: привлечь внимание к чтению как к важному фактору социализации личности.

Объектом исследования являются подростки в возрасте 11- 17 лет; предметом — уровень читательской активности учеников.

Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности детей и подростков поможет привлечь внимание сверстников и их родителей к проблеме формирования читательских интересов.

Ожидаемые результаты: Приведенные материалы помогут осознать, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

Задачи исследования:

1.на основе анализа современной научной литературы рассмотреть роль чтения как важный фактор социализации личности.

2.провести констатирующий срез на базе исследования для выявления показателей читательских предпочтений современных школьников.

а)изучить формуляры школьной библиотеки с целью анализа читательской активности учащихся;

б) выяснить, что предпочитают читать современные школьники и каким жанрам литературы отдают предпочтение;

в) выявить, как часто читают школьники книги, помимо произведений школьной литературы;

г)определить: чему отдают предпочтение школьники в приобретении знаний о современной жизни.

3.разработать памятки-рекомендации по управлению домашним чтением детей, выбором «правильной » книги, по возрождению традиции семейного чтения.

4.ввести в план работы школы мероприятия и конкурсы, способствующие повышению интереса к чтению художественной литературы.

В процессе работы мною были использованы следующие методы:

Теоретические (анализ разработанности темы в литературе и других источниках)

Практические (анкетирование, сравнение, моделирование)

Выборку исследования составляют 112 школьников в возрасте с 11 до 17 лет.

2. Основное содержание.

Роль чтения в становлении личности.

Русская национальная культура складывалась на стыке нескольких культур, так как Россия формировалась и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава, на территории которой жили многочисленные народы разных языковых групп, религий, культурных традиций. И историческая самобытность России ярко проявилась в ее культуре, особенно – в духовной культуре, в святости образа Родины, в душевном богатстве человека, в в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами, в отсутствии культа богатства. И именно книга может и должна стать проводником идей великого русского народа, источником знаний детей о моральных принципах построения общества являются произведения литературы и искусства.

Только на взрослого ложится ответственность выбора «правильных» произведений, поступки героев которых помогают детям осмыслить причины и следствия их поведения. Целесообразно обсуждать, а не осуждать поступки героев, выслушивать мнение детей до того, как выскажется взрослый, не советовать, а советоваться, не ставить «клеймо», а давать детям возможность обдумать

Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он возлагал на книгу большие надежды, считая, что именно чтение способствует воспитанию нравственности и любви к отечеству. В его журнале «Детское чтение для сердца и разума» публиковались литературные произведения, призванные оказывать целенаправленное и систематическое благотворное влияние на духовно-нравственное воспитание детей.

В XIX веке детское чтение по праву считалось важнейшим средством воспитания души подрастающего поколения. Так, В. Г. Белинский отмечал великую роль чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу.

В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы 5 основных задач воспитания посредством художественных произведений, печатавшихся на страницах журнала:– возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;– научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;– способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала;– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;– дать силы детям для борьбы со злом, т. е. нравственную поддержку в жизни.

Однако Д. И. Писарев, рассматривая вопрос о культуре чтения, отмечал, что ребенка необходимо научить читать книги, поскольку чтение – огромный труд, освоить который ребенок может с помощью взрослого: между ребёнком и книгой должен стоять человек, который поможет ему соединить книжные знания с жизнью, поможет осознать и прочувствовать содержание прочитанного. Книги К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского учат детей добру, справедливости, умению понимать себя и других людей. Однако Л.Н. Толстой предостерегал от бессмысленного чтения: важно научиться понимать прочитанное, сопереживать, самостоятельно осмысливать его и связывать с жизнью.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский важную роль в формировании личности человека отводил чтению, но советовал не спешить обучать детей чтению, так как считал, что само по себе чтение- не главное. Гораздо важнее ЧТО читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». Важно подготовить ребенка к чтению, сделать его интересным. Книги К.Д. Ушинского и по сей день являются реальными морально-нравственными уроками для детей.

Н. А. Добролюбов, признавая неоценимую роль чтения в формировании личности ребенка, отмечал, что нужно учиться «выдерживать борьбу со злом», «отстаивать свою душевную чистоту и защищать общественную правду от лжи, насилия и своекорыстия». Современные произведения для детского чтения условно можно разделить на:– произведения, созданные специально для детей– адаптированные произведения классиков для детского чтения,а также на:– родную и– инонациональную литературу.

Кроме того, можно выделить:– художественные произведения (проза, поэзия, драматургия)– научно-популярные издания– справочные, информационные издания.

В конце 20-го века появился такой вид детского чтения, как «электронное детское чтение». Не запрет опровергаемого многими электронного варианта детских книг, а умелое сочетание различных видов и форм чтения с непосредственным участием взрослого будет служить формированию гармоничной личности ребенка.

По мнению М. М. Безруких, прежде всего, необходимо научить педагогов и родителей культуре чтения. В. П. Чудинова (2004, 2007) отмечает, что сегодня роль чтения детей в духовном развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Главное – ЧТО будет читаться, как будет идти процесс восприятия, понимания и обсуждения прочитанного.

Семья и её роль в развитии детского чтения

Семья – это социальный институт, ядром которого является любовь и принятие. Поэтому на первых этапах развития ребенка чтение помогает реализовать потребность малыша в физической и эмоциональной близости с родителями (чаще – с мамой). Чуть позже совместное чтение вводит ребенка в мир культуры, помогает усвоить образцы читательского поведения, любовь к книге. Возможность находиться рядом с мамой (с папой, бабушкой) во время чтения сближает взрослого и ребенка, помогает прочувствовать отношение близкого человека к прочитанному (пусть пока это всего лишь сопереживание бабушке и дедушке, от которых укатился Колобок).

Ребенок учится Сопереживать героям сказки, накапливает опыт такого переживания, даже если сам еще не способен воспринимать смысл текста. Соучастие взрослого – обязательный воспитательный элемент чтения с детьми раннего возраста (от года до трех лет) и с дошкольниками (от трех до семи лет). Не снижается роль совместного чтения и в период обучения ребенка в начальной школе. Поэтому так важно сформировать и сохранить традицию семейного чтения.

Семейное чтение, как процесс приобщения современных детей и подростков к чтению должен решать следующие основные задачи:формировать умение общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений;· обогащать словарь знаний о литературе;· переходить от привычки читать к потребности в чтении;· создать духовную близость с родителями;· формировать взгляды и мировоззрение· приобщать к общечеловеческим и семейным ценностям

Отношение россиян к чтению

Газета «АИФ» провела акцию – за читающую Россию. На страницах указанной газеты высказали свое мнение известные люди.

Режиссёр Станислав Говорухин в №39 «АИФ» в статье «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать» вот какие мысли высказал — Мы в последнее время процесс чтения воспринимаем только как процесс получения информации. Но это не совсем верно!

Информацию можно почерпнуть из Интернета или учебников. А книги дают нам пищу духовную, воспитывают чувства. Человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, человек, путешествующий по жизни без книги, — тщетный человек. Это моё глубокое убеждение».

Недавние исследования социологов «Левада-центра» свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения».

Результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Россия утратила статус «самой читающей страны в мире», и, по статистике, половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Нация, утерявшая интерес к чтению, оказывается на грани культурной деградации, становится слабой и уязвимой. Исследования ВЦИОМ, посвященные читательским интересам россиян, проводятся регулярно на протяжении 13 лет. Согласно полученным данным, за этот срок жители нашей страны читать больше не стали. Так доля тех, кто старается читать ежедневно, за последние 10 лет снизилась на 9% (с 31% до 22%). Чаще всего это женщины (27%), граждане 25-44-лет (48-50%) и люди с высшим образованием (45%)43% респондентов читают книги иногда (в 1996 году таковых насчитывалось 49%). Никогда или очень редко читают 35% ответивших против 20% 13 лет назад.

Больше всего читающих граждан живёт в Северо-Западном федеральном округе (29%), а вот среди жителей Поволжья чаще всего встречаются те, кто читает книги крайне редко или никогда (41%).

Каждый пятый россиянин — постоянный читатель журналов. Любители журналов — это, как правило, жители Северо-Западного округа (29%) и респонденты с высшим образованием (26%). Журналы менее всего пользуются популярностью у южан и жителей Поволжья (41%), а также у пожилых (53%) и малообразованных (62%) граждан.

Ежедневно читают книги 22% россиян, от случая к случаю 42%, очень редко или никогда – 35%

Число читающих книги граждан за 13 лет снизилось c 80% до 65%

79% россиян хотя бы иногда читают газеты и 64% — журналы

Самые читаемые жанры художественной литературы в России — классические историко-приключенческие романы (26%), русская и зарубежная классика (25%) и «женские» детективы (24%)

У 44% опрошенных граждан домашняя библиотека насчитывает менее 100 книг, вообще не имеют книг дома 16% сограждан

Отношение молодого поколения к чтению

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В последние годы ведутся споры о том, что новое поколение перестало читать и на досуге развлекаются компьютерными играми, телевизором, «прогуливается» по широким «полям» Интернета. «Может ли компьютер заменить книгу?», «Дети не имеют желания читать произведения» — подобные высказывания, имеющие объективные основания, волнуют общественность, имеющую отношение к проблеме читаемости.

В 80-х годах 20 века наблюдается упадок издательского дела. Развивается «черный книжный рынок», формируется «читательская мода».

В 90-ые годы констатируется резкий спад читательской активности. Общество меньше интересуется высокоморальными произведениями, а телевидение вытесняет книжный досуг.

В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа.

Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры, а также социальные сети.

Школьники не интересуются даже произведениями школьной программы. А это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения. Среди учащихся 9-11 классов я провел опрос «Тебе нужно написать сочинение по произведению, которое ты не читал, что ты будешь делать?»

Ответы между собой были схожи.

« Не знаю, что буду делать. Скорее всего, воспользуюсь Интернет — источниками»

« Найду похожее сочинение и переделаю на свой лад»

« Прочитаю краткое содержание, найду в Интернете анализ произведения»

Так отвечали все опрошенные мною дети. Только один ученик ответил, что прочитает заданное произведение.

Результат интервью доказал, что современному школьнику проще воспользоваться Интернет-источниками, нежели обратиться к самой книге. Виной тому технический прогресс, легкодоступность информации. Школьник не желает тратить время на прочтение, ведь под рукой есть ПК, который за минуту найдет нужную информацию.

Тем самым подросток лишает себя не только приятного досуга вместе с книгой, но и развития нестандартного мышления.

Интересные факты о чтении:

-Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.

-Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

-Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.

-Чтение придает уверенности.

-Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.

-Улучшает мозговую активность.

-При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.

Современные дети и чтение.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его — привычка ребенка читать. Но негативным фактором в формировании читателя- ребёнка является утрата традиции семейного чтения.

Я решил исследовать ситуацию в нашей школе и выяснить, что любят читать наши школьники и каковы их читательские интересы. Для этого я составил анкету, состоящую из 10 вопросов.

Самыми читающими классами у нас оказались 5, 9 и 11 классы, 80 % учеников ответили, что они любят читать, 6 класс 76%. Хотя 5 класс предпочитает больше читать журналы, чем книги. Зато 11 класс и 9 увлекаются художественной литературой. Как видите по диаграмме: газеты наши ученики читают мало, самый высокий процент-это 32% у 7 класса. На вопрос, читаете ли вы книги, помимо школьной программы в каждом классе положительный процент выше. Хотя читают учащиеся нашей школы художественную литературу не более 1 раза в неделю и чтение для них значит- просто найти интересующую информацию-65%. Как возможность отдохнуть- 55%, и чтобы выполнить задание- 38% . На вопрос « Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?» Большинство учащихся ответили, что обратятся в интернет, на втором месте- телевидение, и только потом книги. А радио в наше утратило свою популярность, как средство массовой информации. Большинство детей его слушают редко, либо совсем не слушают.

Предпочитаемые литературные жанры наших школьников- это фантастика- 60 %, детективы 40%, комедии 25% и что-то другое 60%. Практически все ученики любят читать литературу не по школьной программе и называют любимых литературных героев в среднем звене : Незнайка, Алиса, Гарри Поттер, в старших классах любимыми героями стали Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Печорин, Чацкий, Базаров из произведений русских классиков, изучающихся по школьной программе. И на вопрос «любимые писатели» все старшеклассники называют писателей-классиков, произведения которых изучаются по школьной программе. (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Грибоедов, Тургенев)

Я сопоставил процент качества по гуманитарным предметам с результатами читательских интересов и получилось, что самые читающие классы, о которых говорилось выше- это 5, 6, 9, 11 классы- имеют лучший процент качества образования по гуманитарным предметам- Литературе, русскому языку и истории и обществознанию.

3.Заключение.

В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных со снижением читательской активности школьников:

— родителям ежедневно читать с ребёнком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять по иллюстрациям рассказы;

-помогать ребенку вести читательский дневник

-воспитывать творческого читателя,

-формировать у читателя отношение к книге как к источнику человеческого опыта, постоянному партнеру в общении,

-воспитывать отношение к библиотеке как к информационному центру, как к центру духовной культуры,

-презентации книг, тематические книжные выставки:

книжные выставки располагать и оформлять таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.

В школьной библиотеке организовать выставки в помощь учебному процессу:

 «Чтобы глубже знать предмет, надо читать эти книги».

Для учащихся начального и среднего звена должны быть оформлены книжные полки:

 «Здесь мир фантазии и сказок»,

 «Дети, спешите в библиотеку…».

Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, использовать такие формы как:

— мероприятия в игровой форме;

Семья считается первичным институтом социализации человека, я уверен, что любовь к чтению необходимо прививать с детского возраста в семье. Поэтому я разработала памятки-рекомендации для родителей, в которых говорится о пользе семейного чтения, а также памятки для школьников, в которых говорится о необходимости чтения литературы как духовно-нравственном становлении личности.

4. Список литературы.

Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21–23.

Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело. 2004.

Самохина М.М. Зеркало социальных перемен // Читающая Россия: мифы и реальность. М.: Либерея, 1997. С. 56.

Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена “модели чтения” // www.teacher.fio.ru.

PISA — международное педагогическое исследование оценивания знаний учащихся.

Анкета: Определение читательских интересов:

2.Что значит для вас чтение?

3.Читаете ли вы книги помимо школьной программы?

Читайте также:  Особенности развития звукового анализа у детей

5. Что значит для вас чтение?

6. Чему отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?

7. Каким жанрам литературы отдаете предпочтение?

8. Назови свою любимую книгу.

9. Кто из литературных героев является вашим любимым героем?

Десять причин читать.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать тёплую и успешную почву для развития личности ребёнка.

1. Если Вы способны уделить детям внимание и время для семейного чтения, то они уверенны, что Вы их любите.

2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

5. Книги помогут Вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

6. До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

7. Чтение вслух способствует развитию внимания у Вашего ребёнка.

8. Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о тёплом общении с ребёнком.

9. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

10. Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребёнка.

Памятка для родителей

Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал? Учтите наши добрые советы, и Ваши желания исполнятся!

1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку Вашего сына или дочери.

3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.

4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.

5. Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте Ваши и его впечатления.

Любите ли вы читать?

Что вы предпочитаете читать?

Читаете ли вы книги помимо школьной программы?

Как часто ты читаешь?

Что значит для тебя чтение?

Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современном обществе и человеке?

Какие жанры литературы вы читаете?

Любимые книги.

Любимый герой.

Любимые писатели.

Процент качества по гуманитарным предметам.

источник

В работе дан анализ состояния чтения в современном обществе, рассказывается о месте чтения в досуговой деятельности современных школьников.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Введение ________________________________________ 3 стр.

Глава1. Отношение молодого поколения к чтению _____ 5 стр.

Глава 2. Почему надо читать книжки? _____________ 9 стр.

Заключение ___________________________________ 12 стр.

Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, а также образы.

Чтобы интерес к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

Актуальность : XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации. Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Поэтому вопрос о введении обязательного экзамена по литературе рассматривается на уровне правительства. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.

Объект исследования – учащиеся МБОУ «СОШ№3» 10 – 11 классов

Предмет исследования – уровень читательской активности учеников

Цель исследования — определить, какое место занимает книга в жизни современного школьника

1. Изучить литературу по теме

2.Провести анкетирование среди учеников 10-11 классов

3. Обобщить и систематизировать наблюдения

В процессе работы мною были использованы следующие методы:

  • Теоретические (анализ литературы)
  • Практические (анкетирование, интервьюирование)

Гипотеза : исследование факторов снижения читательской активности детей и подростков поможет привлечь внимание сверстников и их родителей к проблеме формирования читательских интересов.

Ожидаемые результаты: Приведенные материалы помогут осознать, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

Глава1. Отношение молодого поколения к чтению

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, общество активно использует ПК и Всемирную Сеть Интернет. Информационная система имеет огромное значение в 21 веке. Процесс социализации становится мобильным. Общий уровень информированности повышается, следовательно, появляются новые возможности. Сегодня Интернет оказывает возрастающее влияние на природу социального взаимодействия. Новые формы коммуникации, возможные в Интернете, чаще осваиваются молодежью. Компьютер становится значимым фактором жизни молодого поколения. Он формирует его мировоззрение. Формирующийся «компьютерный человек» моделирует игровую ситуацию снова и снова, легко разрушает и воссоздает виртуальный мир и при этом начинает переносить его принципы на реальную действительность. Ученик, желающий узнать что-то новое о предмете, прочитает, просмотрит полезные видеоматериалы. Это положительная черта Интернета – получение информации в доступной форме. Второй плюс — Интернет является источником безграничного общения с безграничным кругом людей с похожими интересами.

В последние годы ведутся споры о том, что новое поколение перестало читать и на досуге развлекаются компьютерными играми, телевизором, «прогуливается» по широким «полям» Интернета. «Может ли компьютер заменить книгу?», «Дети не имеют желания читать произведения» — подобные высказывания, имеющие объективные основания, волнуют общественность, имеющую отношение к проблеме читаемости.

В 80-х годах 20 века наблюдается упадок издательского дела. Развивается «черный книжный рынок», формируется «читательская мода».

В 90-ые годы констатируется резкий спад читательской активности. Общество меньше интересуется высокоморальными произведениями, а телевидение вытесняет книжный досуг.

В 2006 году была принята национальная программа развития и поддержки культуры чтения, в качестве основного документа государственной политики в этой области до 2020 года. В программе заявляется , что нынешняя ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры. Страна дошла до критического состояния в области чтения. Сегодня в российском обществе одна из главных задач заключается в том, чтобы привлечь молодое поколение к чтению. Для этого в стране необходимо создать условия для повышения качества и разнообразия литературы. Цель разработки Национальной программы – это повышение интеллектуального потенциала нации. России необходимо сохранить культуру, все литературное и художественное богатство, накопленное столетиями.

В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа.

Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры, а также социальные сети.

Вот как выглядит соотношение видов досуговой деятельности опрашиваемых учащихся:

Из диаграммы видно, что чтению уделяется очень мало времени, к тому же это прежде всего то, что задано на уроках литературы.

Школьники не интересуются даже произведениями школьной программы. А это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения. Среди учащихся 10-11 классов я провела опрос «Тебе нужно написать сочинение по произведению, которое ты не читал, что ты будешь делать?»

Ответы между собой были схожи.

« Не знаю, что буду делать. Скорее всего, воспользуюсь Интернет — источниками»

« Найду похожее сочинение и переделаю на свой лад»

« Прочитаю краткое содержание, найду в Интернете анализ произведения»

Так отвечали все опрошенные мною дети. Только один ученик ответил, что прочитает заданное произведение.

Результат интервью доказал, что современному школьнику проще воспользоваться Интернет-источниками, нежели обратиться к самой книге. Виной тому технический прогресс, легкодоступность информации. Школьник не желает тратить время на прочтение, ведь под рукой есть ПК , который за минуту найдет нужную информацию.

Тем самым подросток лишает себя не только приятного досуга вместе с книгой, но и развития нестандартного мышления.

Мною был проанализирован список некоторых произведений для обязательного прочтения в школьном курсе литературы для 9-10 класса с точки зрения того, удовлетворению каких личностных читательских потребностей школьников они служат.

Результат я оформила в виде таблицы:

А. Чехов «Человек в футляре»

Данные произведения — одни из лучших в отечественной литературе. Они призваны удовлетворять духовные, социальные и образовательные потребности людей, в том числе школьников. Включение их в школьную программу помогает развить представление о непреходящих нравственных ценностях. Но некоторые произведения не всем ученикам еще понятны: они до них не «доросли». Джозеф Аддисон , английский писатель, ещё в 17 веке писал: «Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела». А современные школьники привыкли к «легкой» информации, не требующей особых усилий для восприятия.

Глава 2 . Почему надо читать книжки?

Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек прекрасно понимает, что чтение расширяет кругозор, повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать (и это лишь незначительная часть положительного влияния, которое оказывает на нас художественная и другая литература).

Интересные факты о чтении:

Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.

  1. Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.

  1. Чтение придает уверенности.

Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.

  1. Улучшает мозговую активность.

При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.

В современном мире, к сожалению, многие подростки постепенно забывают о книгах, поскольку убеждены в том, что их легко может заменить телевидение и интернет. Но разве это правильно? Почему мы забываем об эстетическом удовлетворении? Компьютер никогда не сможет передать ощущения перелистывания страниц. Некоторые люди просто безумно любят держать книги в руках, поскольку считают их истинным «чудом», которое помогает перенестись в мир спокойствия, любви и романтики. Именно чтение избавляет нас от повседневной суеты, различных забот и бесконечных проблем.

Что же еще (кроме эстетического удовлетворения) побуждает людей к чтению?

Во-первых, книга – это лучший советчик и преданный друг. Именно на страницах книги можно найти ответы на многие вопросы, которые постоянно волнуют человека.

Именно на страницах книг предоставляются различные пути решения жизненных проблем, здесь много дельных советов и рекомендаций. Как пережить неразделенную любовь, как выбрать правильный путь, где и как найти смысл жизни? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы именно на страницах книг. Вы сомневаетесь? Вам кажется это невозможным? Значит, Вы действительно не являетесь поклонником чтения, а стоило бы попробовать. Найдите время и возьмите в руки занимательную книгу. Вы ни на минуту не пожалеете о потраченном времени!

А теперь поговорим о том, каким книгам стоит отдавать предпочтение. Рекомендуется читать научную литературу. Подобные книги помогают правильно воспринимать и понимать мир вокруг нас. Именно научная литература прекрасно развивает интуицию, стимулирует интерес к саморазвитию и усовершенствованию личности. Также желательно (хоть иногда) читать философию, ведь это достаточно интересная наука о человеческой жизни. Философия прекрасно развивает мышление, она помогает понимать желания и потребности человека, учит находить интерес и цель в жизни. В домашней библиотеке (кроме вышеперечисленных книг) должна быть серьезная ,художественная литература, история и поэзия.

Художественная литература улучшает письмо, правильность речи, а история помогает осознать жизнь, понять все события и легче (правильней) принять реальность. Поэзия заслуживает особого места в Вашей библиотеке, поскольку она считается одним из важнейших достижений человечества. Поэзия развивает красноречие и оттачивает языковые умения.

Итак, перечислим, какую же пользу мы получаем от чтения книги? Во-первых, чтение развивает кругозор и повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать.

Во-вторых, чтение учит общению и помогает приятно (и с пользой) провести свободное время.

В-третьих, чтение дарит спокойствие, помогает сконцентрироваться и радостно воспринимать окружающий мир. Не напрасно Петрарка писал, что книги имеют особое очарование, они вызывают особое наслаждение. Хорошая книга способна поддержать, дать дельный совет, стать живым другом. Разве этих фактов мало, чтобы сделать выбор в пользу книги, а не телевидения и интернета?

источник

Статья просмотрена: 2827 раз

Смородинова М. В., Ерёмина Е. И. Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для чтения // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 269-272. — URL https://moluch.ru/archive/13/1112/ (дата обращения: 22.10.2019).

Ты ищешь знаний, мудрости земной,

Ты ищешь смысла жизни во вселенной?

Найди на полке книгу и раскрой

Источник мысли чистый, вдохновенный.

Детское чтение можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны – это произведения художественной, научно-художественной и научно-популярной литературы, читаемые детьми и подростками. С другой, педагогической стороны – это процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности. Для того, чтобы успешно осуществлять умственное нравственное и эстетическое воспитание детей, в произведениях детской литературы должны сочетаться познавательная ценность, нравственные идеалы и художественная совершенство. Особое значение приобретает проблема положительного героя, который является для юных читателей образцом для подражания.

К сожалению, в настоящее время происходит процесс падения читательской культуры среди детей и подростков. Согласно данным исследователей Института социологии Российской Академии Наук за последние десятилетия выросло несколько поколений нечитающих граждан. По этому поводу начинают бить тревогу не только специалисты, но и государственные структуры. В связи с этим ООН объявил период 2003 – 2012 года десятилетием грамотности. Грамотность – это определенная степень знания законов родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи; один из важнейших показателей культурного уровня населения.

Современному обществу необходимо формировать интерес к чтению у детей и подростков, организовывать руководство детским чтением со стороны родителей и педагогов. Безусловно, современный подросток читает не так и не то, что читали предшествующие поколения. В настоящее время мы можем говорить о том, что меняются характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность, время чтения на досуге, характер, способ работы с текстом, репертуар чтения детей и подростков, а также мотивы и стимулы чтения, предпочтения в выборе произведений, а самое важное, меняется и источник получения печатной информации, на смену книги приходит компьютер. Если раньше свободное время подростки проводили за чтением книг, то сейчас они увлечены телепросмотрами и компьютерными играми. С одной стороны появление компьютера в жизни ребенка «обусловлено постоянно меняющимся информационным пространством, ведь в большинстве именно школьники и подростки являются той социальной группой, которые с легкостью осваивают новые информационные технологии» [3, с.150-151]. Но, с другой стороны, компьютер и выход в Интернет не должны стать препятствием к чтению книг у детей и подростков.

В жизни детей и подростков чтение играет важную роль. Как правило, читать любят преимущественно «дети младшего школьного возраста, чем дети старше, тем меньше времени у них занимает чтение на досуге и тем меньше они любят читать» [3, с.139]. В подростковом возрасте детей необходимо снова «ввести» в интересный и увлекательный мир чтения, а так же предложить произведения, которые будут им интересны. Родители в этом играют немаловажную роль, ведь именно в этот период книги для детей чаще всего выбирают взрослые. Взаимопонимание и слаженный диалог между родителями и детьми, совместное чтение, правильно подобранных книг поможет ввести литературу в повседневную жизнь ребенка. Родителям необходимо уважать самостоятельность выбора книг своих детей для чтения, даже если это не то произведение или не тот автор, которого выбрали бы для них взрослые. Важно, чтобы ребенка дома окружали книги, а взрослые являлись бы примером для своих детей, то есть не отказывались от чтения книг в пользу просмотра телевизора или новостных лент в Интернете. Впоследствии, когда дети взрослеют, родители могут играть роль советчика в выборе книг, но важно позволить ребенку развивать собственный читательский вкус.

В подростковом возрасте у детей появляются новые интересы, и чтение может стать в это время для них жизненной опорой, дать необходимую информацию и помочь сформировать их собственные вкусы, понять поведение окружающих. Чтение расширяет детские горизонты, предлагая юному читателю как образы прошлого в мифах и легендах, настоящего, через современные романы, так и будущего, воссозданного в фантастике. А юмор и ирония обеспечивают развлечение и уход подростка от повседневности.

Выбор детей, особенно в раннем возрасте, останавливается на сказках и рассказах. В рассказах детей привлекает, как относительно небольшой объем, так и динамичный сюжет, который призван увлечь ребенка, вызвать желание перевернуть страницу и узнать, что же случится дальше. Например, рассказы таких авторов, как В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Осеева, Н. Носов, Б. Житков и др. К.Д.Ушинский считал, что «сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и никто не может состязаться с педагогическим гением народа, кроме того, они составляют превосходное упражнение в первоначальном чтении» [2,с.314]. Если сказки выбираются доступно пониманию ребенка, то он вскоре сам изъявляет желание пересказывать и перечитывать их самостоятельно. Такой пересказ может стать первым шагом к активному читательскому восприятию. Детям могут быть предложены сказки следующих авторов: Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, Братьев Гримм, Е. Шварца, В. Батхена, Т. Крючковой, Г. Демыкиной, В. Каверина и др.

Но также хорошо они могут, откликаются и на другую литературу, например:

• романы для детей и подростков.

В настоящее время активно развивается детская поэзия. Подростки с большим интересом относятся к творчеству современных поэтов (А. Гиваргизов, Е. Благина, А. Усачев) их привлекает игровой характер поэзии: игра смысла и звука, а так же круг тем, затрагиваемых поэтами (учеба, любовь, дружба). Но не надо забывать и о классике (В.В. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.Есенин и др.) знакомство с такого рода стихотворениями формирует у учащихся языковой вкус, а также показывая всю глубину переживаемых чувств, развивает у подростков глубокое эмоциональное восприятие. Недаром поэзия всегда неразрывно связывалась с совершенством, с красотой.

Читайте также:  Особые дети введение в прикладной анализ поведения

Среди подростков научно-познавательная литература востребована в различных своих проявлениях, таких как: научно-популярная (А. Костин «Птицы»), научно-художественная (Л. и С. Хокинг «Джордж и тайны вселенной») и энциклопедическая («Большая энциклопедия животного мира»; «Астрономия. Энциклопедия окружающего мира»; «Иллюстрированная семейная энциклопедия»). Научно-познавательная литература вводит читателя в мир науки, формируя воображение и познавательный интерес подростков, тем самым расширяя их кругозор и литературные предпочтения. Н.Н. Светловская вместе с Т.С. Пиче-оол дают свое определение познавательной литературы для детей и подростков, полагая, что это «та книга, которая привлекает внимание ребенка к реальным явлениям, процессам, тайнам и загадкам окружающего мира, т.е. рассказывает ребенку о том, чего он не замечает или не знает, но может узнать в процессе своего взросления» [1, с.143]. Главными требованиями к научно-познавательной литературе для детей являются не только строгая научность и достоверность знаний, а также простота, и увлекательность изложения. Если чтение увлекательно, то ребенок читает с радостью. Кроме того, каждый ребенок имеет свои особые интересы. Некоторые любят читать про природу, другие про животных, третьи об истории.

Тяга подростков к приключенческой литературе характеризуется стремительным и динамичным сюжетом, напряженным конфликтом, тайной, как сюжетообразующим началом. Она взаимодействует с жанром путешествия. Приключенческую литературу можно смело разделить на давно ставшую классикой (Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»; Ж. Верн «Дети капитана Гранта»; Р. Киплинг «Книга Джунглей») и современные произведения (В. Аксенов «Мой дедушка – памятник»; Й. Колфер «Очень страшная миссис Мерфи»).

Детективы, как, впрочем, и вся литература, бывают разнообразными. Бывают классические детективы, т.е. художественные, которые содержат в себе нравственные и эстетические ценности (А. Конан Дойл «Шерлок Холмс»; А. Кристи «Эркуль Пуаро», «Десять негритят»). Такие детективы прочитываются на одном дыхании в раннем возрасте, и дают многим детям толчок к творчеству, фантазии. В настоящее время появляется огромное множество современных детективов для детей и подростков, например: Е.Вильмонт «Криминальные каникулы»; Ф. Келли «Оживленное движение». Хорошие детективы тренируют логику мышления у подростка, учат наблюдательности и умению прогнозировать. Также встречаются детективы нехудожественные, слабые, как с эстетической, так и с нравственной точки зрения. Задача родителей уберечь подростков от такого рода книг, посоветовать им что-то другое. Полезными могут стать списки для внеклассного чтения, которые предлагают учителя. Рекомендуемые списки включают книги «проверенные временем». Они не навредят подростку, а только принесут ему огромную пользу.

Фэнтези является одним из любимых жанров среди подростков. Как правило, действие в фэнтези происходит в выдуманном мире или на другой планете, где реально существуют мистические силы. Для детей условный мир созданный писателем и его игровая функция увлекает детей и воспринимается с большим интересом. Назовем некоторые произведения в жанре фэнтези, например: Л. Стейплз «Хроники Нарнии»; Х. Блэк и Т. ДиТерлицци «Спайдервик. Хроники»; Ф. Пулман «Золотой компас» и др.

Меняется жизнь, и меняются читательские предпочтения подростков, появляются огромное количество современных романов и повестей для детей и подростков. Авторы современных романов и повестей намеренно отражают сегодняшнее общество, тем самым делая произведения более реалистичными. Они часто обращаются к темам, которые будут близки и понятны подросткам, зачастую романы затрагивают и социальные проблемы общества. Подчас писатели в своих романах не дают однозначных ответов, таким образом помогая детям сделать свои собственные выводы. Например: Ф. Бернетт «Маленькая принцесса»; А.Тор «Пруд белых лилий»; Е. Мурашова «Гвардия тревоги», «Класс коррекции»; С. Ждемисон «Леди Джейн»; Э. Мит-Смит «Девичий мирок (история одной школы)»; Жан-Клод Мурлева «Река, текущая вспять».

В целом мы можем говорить о том, что предпочтения детей и подростков очень разнообразны.

На сегодняшний момент в чтении детей и подростков происходят серьезные изменения, которые носят глубинный характер. Задача родителей и педагогов направлять чтение детей и подростков, предлагая им те книги, которые будут способствовать развитию любви к чтению, возникновению нравственных ориентиров на их жизненном пути. Также серьезное и вдумчивое чтение помогает подростку выработать свою жизненную позицию.

1. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: Academia, 2001. – 286 с.

2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах т.2/ под. ред. А.И. Пискунова – М.: Педагогика, 1974, 438с.

3. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. ред. Б.Ю. Сорочкин. – М.: КомКнига, 2007. – 286 с.

источник

Последнее время мы всё чаще слышим от взрослых такую фразу: « Вы мало читаете». Нам стало интересно исследовать, а правда ли это. Может нас не всегда можно застать сидящими с книгой в руках, но в век высоких технологий существует множество других альтернатив печатным изданиям. Мы уверены, что наши сверстники любят и умеют читать.

В работе мы выдвигаем предположение (гипотезу), что учащиеся начальных классов любят читать, и что их интересуют различные жанры литературы.

Цель нашего исследования: выявить читательские интересы современных школьников и изучить, какой жанр в литературе предпочитают учащиеся начальных классов.

Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

Разработать и провести исследование

На основе полученных данных сделать выводы.

В данной работе использованы следующие методы исследования: сбор и анализ литературы, интервьюирование, сравнение и сопоставление анкетных данных.

Выводы и результаты нашей исследовательской работы помогут педагогам и родителям получить представление о читательских интересах учащихся начальной школы.

Глава I. Изучение литературы по теме исследования

Данные исследований о популярности чтения в России

Чтение и «читательская» грамотность, сегодня очень высоко ценятся. 2003 — 2012 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Чтение — это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. Навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. И это не случайно, так как чтение можно считать основным, главным навыком. Без способности читать и понимать текст невозможно изучение других учебных предметов. В ходе исследовательской работы мы сначала занялись поиском информации о проблемах чтения в нашей стране и в городе Тольятти в частности. Ситуация в России и в отдельно взятом городе Тольятти оказалась схожей.

На основании данных статистических исследований мы узнали, что около 34% россиян вообще не читают. За последние 20лет в нашей стране появилось два не читающих поколения. Очень мало Российских семей имеют домашнюю библиотеку. Чтение совсем не пользуется популярностью у детей и подростков. Гораздо охотнее они играют в компьютерные игры, проводят время в сетях интернета и за просмотром телевизора.

Еще совсем недавно очень ценились книги. Чтение «серьезной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», заказ книг по почте и создание своих домашних библиотек — все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как о самой читающей стране. Но со временем ситуация очень изменилась.

Причина снижения чтения — в распространении мультимедийных технологий, которые занимают с каждым годом все большее место в информационном пространстве. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора , лишена основных свойств, присущих книжному тексту. Сведения подаются в легко доступной, сжатой форме: в виде схем, таблиц, каталогов, картинок с подписями. Современные обучающие интерактивные программы очень эффективны и позволяют добиться быстрых результатов, но они не приучают к вдумчивой самостоятельной работе с текстом. .

Эти исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

Данные исследований о возможных причинах низкого уровня чтения детей

По данным PISA Россия занимает 27 — 29 место из 32 стран. Средний результат России в грамотности чтения составил 462 балла (по 1000 — балльной шкале). Почему же в России сложилась такая ситуация?

Данные исследований по России свидетельствуют, что современным школьникам проще выбрать правильный ответ из трех предложенных и щелкнуть по нему мышью, чем перечитывать несколько раз параграф или статью в поисках нужной информации.

По данным психологических исследований мы выяснили, что поскольку чтение не всегда сопровождается картинками, и детям, для того чтобы понять, о чем идет речь, нужно самостоятельно представить себе, как выглядят герои, что они делают, где разворачиваются события, достроить к тексту видеоряд.

Так же психологи выяснили, что сказка часто передает слова героев в косвенной речи, и ребенку нужно мысленно воссоздать диалог. Все это очень сложная интеллектуальная работа. При просмотре телевизора задача существенно облегчается: текст сопровождается динамичным видеорядом, герои ведут диалоги только в прямой речи, а значит, мозг получает информацию в упрощенном виде, и в результате у детей замедляется способность самостоятельно воспринимать, структурировать и анализировать тексты.

В итоге мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, и текстовое мышление развивается крайне плохо. Из — за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно. Это ведет к снижению желания читать.

Из — за сложившейся ситуации и меньшего спроса с каждым годом в нашей стране издается все меньше книг. А у тех книг, которые издаются — читателей становится всё меньше и меньше с каждым годом.

Над этой проблемой работают ученые не только России, но и других стран.

В Стенфордском университете США проводились исследования относительно влияния чтения книг на мозг человека. Группе участников было предложено, находясь в Магниторезонансном Томографе (МРТ), прочитать роман Джейн Остин. Читали они с монитора, который был вмонтирован в потолок аппарата. Участникам эксперимента, предлагалось читать книги двумя способами: ради удовольствия, и анализируя написанное. Эксперимент показал, что порядок кровообращения в коре головного мозга изменялся по мере изменения типа чтения. Но при этом в обоих вариантах оказалась задействована область мозга, отвечающая за концентрацию мышления. В процессе чтения включались познавательные функции мозга и активизировалась его работа.

Это дает нам возможность сделать вывод, что если мы хотим развиваться, тренировать свой мозг и более умело пользоваться его возможностями, то нужно обязательно хоть немного читать каждый день, пусть это будет как зарядка.

источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аннинская средняя общеобразовательная школа №1

XXXIII Конференция Научного общества учащихся ВГУ

Автор работы: Никольская Екатерина, 9 класс

Руководитель: педагог-библиотекарь
МБОУ Аннинской СОШ №1
Шобанова Екатерина Геннадьевна

Роль чтения в формировании личности ребёнка школьного возраста………………………………………………………………………… 10

Читательские предпочтения обучающихся МБОУ «Аннинская СОШ №1»……………. 14

Список литературы и информационных источников…………….. 23

Минул 2015 год, объявленный президентом РФ Годом литературы. В течение этого года предлагалось множество проектов, конкурсов, мероприятий, направленных на повышение интереса населения нашей страны к книге и чтению. Почему же этот вопрос так и не был решён и до сих пор вызывает беспокойство?

Специалисты констатируют, что потеря интереса к чтению – одна из актуальных проблем современного общества, различные аспекты которой обсуждают психологи, педагоги, социологи, работники библиотек.

За последние десятилетия мир стремительно изменился, и уже ни для кого не секрет, что люди стали меньше читать. Сегодня книге трудно выдержать конкуренцию с видео, компьютерными играми, Интернетом.

Многие годы о России говорили, как о самой читающей стране в мире. Читать книги всегда считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности, образованности.

Газета «АИФ» провела акцию – «За читающую Россию». На страницах указанной газеты высказали свое мнение известные люди.

Режиссёр Станислав Говорухин в №39 «АИФ» в статье «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать» вот какие мысли высказал:

– «Мы в последнее время процесс чтения воспринимаем только как процесс получения информации. Но это не совсем верно!

Информацию можно почерпнуть из Интернета или учебников. А книги дают нам пищу духовную, воспитывают чувства. Человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, человек, путешествующий по жизни без книги, — тщетный человек. Это моё глубокое убеждение».

Недавние исследования социологов свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения».

Результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Россия утратила статус «самой читающей страны в мире», и по статистике половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Нация, утерявшая интерес к чтению, оказалась на грани культурной деградации, стала слабой и уязвимой. Исследования, посвященные читательским интересам россиян, проводятся регулярно на протяжении 13 лет. Согласно полученным данным, за этот срок жители нашей страны читать больше не стали. Так доля тех, кто старается читать ежедневно, за последние 10 лет снизилась на 9% (с 31% до 22%), чаще всего это женщины (27%), граждане 25-44-лет (48-50%) и люди с высшим образованием (45%), респондентов читают книги иногда (в 2008 году таковых насчитывалось 49%), никогда или очень редко читают 35%, ответивших против – 20 %.

Больше всего читающих граждан живёт в Северо-Западном федеральном округе (29%), а вот среди жителей Поволжья чаще всего встречаются те, кто читает книги крайне редко или никогда (41%).

Каждый пятый россиянин — постоянный читатель журналов.

— ежедневно читают книги 22% россиян, от случая к случаю 42%, очень редко или никогда – 35%;

— число читающих книги граждан за 13 лет снизилось c 80% до 65%;

— 79% россиян хотя бы иногда читают газеты и 64% — журналы;

— самые читаемые жанры художественной литературы в России — классические историко-приключенческие романы (26%), русская и зарубежная классика (25%) и «женские» детективы (24%);

— у 44% опрошенных граждан домашняя библиотека насчитывает менее 100 книг, вообще не имеют книг дома 16% сограждан.

Отношение читателей к книге, чтению, библиотеке, которые традиционно играли значительную роль в жизни российского общества и объективно способствовали социализации потеряло свою значимость и ценность. Почему же это происходит?

Всем известно, что любовь к чтению, к книге закладывается в раннем детстве в семье.

Семья – это социальный институт, ядром которого является любовь и принятие. Поэтому на первых этапах развития ребенка чтение помогает реализовать потребность малыша в физической и эмоциональной близости с родителями (чаще – с мамой). Чуть позже совместное чтение вводит ребенка в мир культуры, помогает усвоить образцы читательского поведения, любовь к книге.

Не снижается роль совместного чтения и в период обучения ребенка в начальной школе. Поэтому так важно сформировать и сохранить традицию семейного чтения.

Семейное чтение, как процесс приобщения современных детей и подростков к чтению должен решать следующие основные задачи:

— формировать умение общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений;

— обогащать словарь знаний о литературе;

— переходить от привычки читать к потребности в чтении;

— создать духовную близость с родителями;

— формировать взгляды и мировоззрение;

— приобщать к общечеловеческим и семейным ценностям .

Очень важно прививать любовь к чтению . Ведь книга – это преданный друг.

Сейчас немногие родители могут похвастаться тем, что их ребёнок много и с удовольствием читает. Скорее наоборот, большинство родителей часто жалуются на то, что дети не интересуются книгами, не любят чтение, ограничиваются только учебниками или литературой школьной программы. Любовь к чтению не является отличительной чертой современных детей, а тем более подростков. И этому есть вполне объяснимые причины.

В наш мир информационного бума, когда люди становятся заложниками телевидения, мобильной связи, Интернета дети особенно подвержены так называемому информационному пресыщению. Зачем читать, когда можно посмотреть или послушать? Раньше книга была практически единственным источником информации, в глазах же современных детей и подростков она таковым не является.

Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

Эти и многие другие вопросы мне показались проблемными в среде современного общества. Как же выяснить, почему происходит снижение интереса к чтению, к книге? И почему этот процесс происходит именно в школьном возрасте?

Чтобы ответить на эти вопросы я решила провести среди учащихся нашей школы исследование и выявить читательские запросы и интересы.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью активизировать интерес к книгам и чтению, обратиться к формированию читательской культуры современного подростка.

Цель исследования: выявить круг читательских интересов современного школьника на примере учащихся МБОУ «Аннинской СОШ №1».

Проанализировать отношение школьников к чтению литературы.

Выявить наиболее популярную среди ребят литературу.

Проанализировать роль семейного чтения в формировании читательской культуры подростка.

Определить литературные предпочтения современных школьников.

Популяризировать чтение литературы среди ребят.

Объект исследования : обучающиеся 2,3,4,5-9 классов МБОУ «Аннинская СОШ №1»

Предмет исследования : читательские интересы и запросы учащихся

Гипотеза : я считаю, что современный ребёнок сегодня отводит мало времени на чтение, что приводит к снижению читательского интереса; в стремительно развивающейся медиасреде всё меньше места отводится книге.

При проведении данного исследования использовала как теоретические методы (анализ, синтез), так и эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, собеседование, сравнение). В процессе исследования также были использованы методы, способствовавшие широкому охвату литературных предпочтений школьников, детальному анализу полученных результатов исследования:

изучение научной, публицистической, справочной литературы, школьной документации, библиотечных формуляров.

диагностика учащихся с целью выявления читательской активности, литературных предпочтений;

систематизация собранного материала, его статистическая обработка.

Скажите, пожалуйста, — знаете ли Вы зачем нужно читать книги?

Конечно, ответ на этот вопрос известен многим, но совсем немногие хоть что-нибудь регулярно читают.

— Книги нужно читать для того, чтобы обрести новые знания, найти какие-то идеи. Книги формируют мировоззрение, убеждения, ценности, личную философию и это не может не сказаться на уровне жизни в целом.

— В книгах есть множество идей, методик, стратегий, знаний и опыта великих людей.

— Книги создают и формируют мировоззрение. Читая хорошие книги, человек углубляет и расширяет взгляд на мир, убеждения. Книги помогают развить логическое мышление, развивают воображение, умение мыслить и рассуждать.

— Во время чтения книг читатель входит в образ главного героя или реального человека и в будущем может спроецировать идеальный образ самого себя в реальной жизни.

Читайте также:  Отек квинке у детей анализ

— Чтение книг дает возможность найти ответы на волнующие вопросы. Всё давным-давно известно, миллионы людей прожили свои жизни и щедро поделились собственным опытом с человечеством. Глупо не воспользоваться этими знаниями.

— Книги мотивируют и вдохновляют на улучшение себя и достижение больших результатов.

— Книги помогают открыть новые грани восприятия мира, о которых мы даже и не могли догадываться. Открыть свой разум к новым возможностям, о которых ранее и не подозревали.

Согласно знаменитому словарю В. Даля, эрудированный человек – это начитанный, ученый человек, который обладает знаниями в определенной научной области и разносторонне образован. Жизненный опыт подсказывает, что такой человек должен разбираться в разных сферах жизни и быть хорошо развитым интеллектуально.

Имея такой багаж знаний в различных областях, человеку легче будет сориентироваться в любой ситуации и принять наиболее верное решение. Общение с эрудированным и интеллектуальным человеком намного приятнее и интереснее в любом обществе. Разве это не является стимулом к тому, чтобы знать, как можно больше? А чтобы постоянно пополнять свой багаж знаний, необходимо читать самую разную литературу.

Книга позволяет отвлечься от повседневности и погрузиться в другой мир, испытать чувства и переживания людей прошлых эпох, перенестись в фантастические миры будущего, узнать о традициях древности и познакомиться с историческими событиями в художественной форме.

Поэтому нам, современным детям и подросткам, живущем в бешенном ритме жизни просто необходимо быть эрудированными, интеллектуально развитыми во многих сферах. И на мой взгляд, в этом и может помочь книга и интерес к чтению и познанию. Какую же роль играет чтение в формировании личности школьника?

Роль чтения в формировании личности ребёнка школьного возраста.

Русская национальная культура складывалась на стыке нескольких культур, так как Россия формировалась и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава, на территории которой жили многочисленные народы разных языковых групп, религий, культурных традиций. Историческая самобытность России ярко проявилась в ее культуре, особенно – в духовной культуре, в святости образа Родины, в душевном богатстве человека, в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами, в отсутствии культа богатства. И, по-моему, именно книга может и должна стать проводником идей великого русского народа. Источником знаний детей о моральных принципах построения общества являются произведения литературы и искусства.

Только на взрослого ложится ответственность выбора «правильных» произведений, поступки героев которых помогают детям осмыслить причины и следствия их поведения. Целесообразно обсуждать, а не осуждать поступки героев, выслушивать мнение детей до того, как выскажется взрослый, не советовать, а советоваться, не ставить «клеймо», а давать детям возможность обдумать.

Как же происходило становление детского чтения на протяжении нескольких столетий? Рассмотрим это на примерах работ великих педагогов и новаторов.

Так Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он возлагал на книгу большие надежды, считая, что именно чтение способствует воспитанию нравственности и любви к Отечеству. В его журнале «Детское чтение для сердца и разума» публиковались литературные произведения, призванные оказывать целенаправленное и систематическое благотворное влияние на духовно-нравственное воспитание детей.

В XIX веке детское чтение по праву считалось важнейшим средством воспитания души подрастающего поколения. В. Г. Белинский отмечал великую роль чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению

Д. И. Писарев, рассматривая вопрос о культуре чтения, отмечал, что ребенка необходимо научить читать книги, поскольку чтение

– огромный труд, освоить который ребенок может с помощью взрослого: между ребёнком и книгой должен стоять человек, который поможет ему соединить книжные знания с жизнью, поможет осознать и прочувствовать содержание прочитанного. Книги К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского учат детей добру, справедливости, умению понимать себя и других людей. А вот Л.Н. Толстой предостерегал от бессмысленного чтения: важно научиться понимать прочитанное, сопереживать, самостоятельно осмысливать его и связывать с жизнью.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский важную роль в формировании личности человека отводил чтению, но советовал не спешить обучать детей чтению, так как считал, что само по себе чтение- не главное. Гораздо важнее «ЧТО читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». Важно подготовить ребенка к чтению, сделать его интересным. Книги К.Д. Ушинского и по сей день являются реальными морально-нравственными уроками для детей.

Н. А. Добролюбов, признавая неоценимую роль чтения в формировании личности ребенка, отмечал, что нужно учиться «выдерживать борьбу со злом», «отстаивать свою душевную чистоту и защищать общественную правду от лжи, насилия и своекорыстия

В конце 20-го века появился такой вид детского чтения, как «электронное детское чтение». Не запрет опровергаемого многими электронного варианта детских книг, а умелое сочетание различных видов и форм чтения с непосредственным участием взрослого будет служить формированию гармоничной личности ребенка.

По мнению М. М. Безруких, прежде всего, необходимо научить педагогов и родителей культуре чтения. В. П. Чудинова (2004, 2007) отмечает, что сегодня роль чтения детей в духовном развитии

общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Главное – ЧТО будет читаться, как будет идти процесс восприятия, понимания и обсуждения прочитанного.

Очень многие произведения, которые написаны для детей школьного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, положительное отношение к труду, знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности.

Кроме основной, с точки зрения педагогики, воспитательной роли, детская литература выполняет ряд немаловажных функций:

Познавательная. Благодаря чтению, слушанию книг расширяется кругозор. Все, что было неизвестно или недоступно для детского понимания, описывается понятно, доходчиво, простым языком. Из книг ребенок получает много новой интересной информации на разные темы: о природе, животных, растениях, людях, взаимоотношениях, поведении и т.д.

Развивающая. В процессе чтения формируется, совершенствуется речь, накапливается словарный запас. Кроме того, обдумывание, осмысление, представление прочитанного, раскрывает творческие способности, подключает к работе фантазию.

Развлекательная. Ребенок проводит свободное время с пользой и интересом. Без этой функции невозможно выполнить ни одну другую. Только увлеченный чтением ребенок может получить от книги удовольствие, узнать что-то новое, научиться чему-то полезному для себя.

Мотивирующая. Определенные моменты из книги, качества героев произведения наталкивают ребенка на переосмысление моральных ценностей, изменение своего поведения. Такое пассивное занятие, как чтение, мотивирует на активную деятельность, помогает найти выход из различных жизненных ситуаций. Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка школьного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-школьнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность школьника.

В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа.

Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры, а также социальные сети.

Школьники не интересуются даже произведениями школьной программы. А это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Я решила исследовать ситуацию в нашей школе и выяснить, что любят читать наши школьники и каковы их читательские интересы и сохранились ли в их семьях традиции семейного чтения.

Читательские предпочтения обучающихся МБОУ «Аннинская СОШ №1»

Я составила и провела в школе следующий опрос: «Изучение читательских интересов и запросов учащихся Аннинской СОШ №1»

Опросный лист «Изучение читательских интересов среди учащихся МБОУ Аннинская СОШ №1»

Читаю только по заданию учителя

Читаю, если только мне это интересно

Читать заставляют родители

Есть ли у вас домашняя библиотека

Напишите название книги, которую читаете сейчас

11.Какую форму издания предпочитаю …

Всего было опрошено 270 человек, учащихся 1-9 классов.

— любят читать 97 человек (35%)

— читают только по заданию учителя произведения полностью 70 человек (25 %), в сокращённом варианте 38 человек (14%);

— читают только если им это интересно 97 человек (35%);

— заставляют читать родители 57 человек (21%).

Причем, больше всех, кто ответил, что любят читать – учащиеся 4-6 классов, на втором месте 2,3 класс, и на третьем – учащиеся 7-9 классов.

Из всех опрошенных в начальных классах предпочитают:

— развлекательную литературу 15 человек (6 %);

— познавательную 11 человек (4 %);

— 57 (21%) человек склоняется к фэнтези, приключениям и ужасам;

— 5 (1,8%) человек признались, что любят читать лирику.

Из ребят 5-6 классов читают:

— развлекательную литературу 8 человек (3 %);

— познавательную – 4 человека (1,2 %);

— фэнтези, приключения и ужасы предпочитают 47 человек (17 %);

— детективы и подростковые романы – 7 человек (2,5 %);

— развлекательную литературу предпочитают 7 человек (2,5 %);

— художественную литературу – 11 человек (4 %);

— фэнтези, приключения и ужасы читают 37 человек (13 %);

— лирику и детективы предпочитают по 5 человек (1,8 %);

— так же предпочитают исторические и подростковые романы – 7 человек (2,5 %).

Что же предпочитают читать 9 классы:

— фэнтези, приключения и ужасы – 34 человека (12,5 %);

— познавательную литературу – 9 человек (3 %);

— художественную литературу 7 человек (2,5 %);

— 1 (0,3 %) человек предпочитает читать утопию.

Наиболее разнообразные ответы были у учащихся 2-4, 5-6 классов, причём именно среди них есть те, для кого чтение – это развлечение, удовольствие, отдых. В этой группе ребят наблюдается самый низкий процент опрашиваемых, для которых чтение не имеет никакого значения.

Сколько же времени ежедневно отводят наши ребята на чтение художественной литературы? Учащиеся 5-6 классов признались, что читают по настроению – 26 человек (9,6 %) и 7 (2,5 %) человек читают каждый день.7-8 класс читают по настроению в составе 25 человек (9,5 %), ежедневно читают 2 человека. (0,7 %)Среди 9 классов оказалось – 18 человек читают по настроению (6,6 %), каждый день читают 7 человек (2,5 %). Интересно, что среди опрошенных учащихся больше всего тех, кто занимается чтением по настроению. А вот младшие ребята почти все ежедневно читают, тратя разное время на это занятие.

Читают ли ваши родители? Поинтересовалась я у учащихся школы. Читают 93 человек (34 %), не читают – 28 человек (28 %)

Имеют домашнюю библиотеку чуть больше половины опрошенных – 187 человек (69 %), 75 человек (27 %) такой не имеют, а 8 человек (3 %) не смогли ответить на этот вопрос. Выяснилось, что самые распространённые книги в домашней библиотеке наших учащихся – это: современная литература, классика, детская литература и книги по кулинарии. Сами же ребята выявили следующие литературные предпочтения: ужасы, приключения, детективы, книги о сверстниках.

Таким образом, видно, что литературные предпочтения разных возрастных групп не сильно отличаются друг от друга. Чаще всего школьники читают фантастику, приключения. К энциклопедической литературе чаще других обращаются ребята 5-6 классов, а вот романами увлекаются лишь старшеклассники.

В качестве любимых книг учащиеся как правило называли произведения школьной программы по литературе: Н. Гоголь, Л. Толстой, А.С. Пушкин, С. Есенин, Марк Твен, Даниэль Дефо, О. Генри. На втором месте по популярности у ребят современная зарубежная беллетристика: Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Единицы назвали других авторов: Пауло Коэльо, Крамер Стейс, Джон Грин, как видим, это авторы зарубежной литературы (привлекают учащихся 8, 9 классов). Никто из ребят не назвал книги современных российских писателей, писателей и поэтов Воронежского края. Учащиеся в начальных классах чаще всего спрашивают произведения детских классиков: В. Драгунский, А. Пушкин, П. Бажов, Л. Толстой, С. Михалков, С. Маршак, Б. Житков; интересуются рассказами и сказками о животных; о богатырях; спрашивают произведения зарубежных писателей Ш. Перро, Х. Андерсена, братьев Гримм; журналы «Детская Энциклопедия», «Мурзилка».

Нужно отметить, что ребята в начальных классах быстро и без затруднения назвали книгу, автора книги, которую они читают, в отличии от среднего и старшего звена. А вот когда я предложила ребятам выбрать лучший источник для литературного развития, почти 68 % назвали печатную книгу, 15 % — электронную книгу, 6 % — аудиокниги, 11% сказали, что всё для литературы они получают он-лайн в интернете. Берут книги в библиотеках «для себя» (вне школьной программы) лишь обучающиеся 2-4, 5-6 классов, ребята 7-8 классов часто приходят за справочной литературой, энциклопедиями. Старшеклассники ничего кроме произведений школьной программы не спрашивают.

Я проанализировала посещаемость в библиотеку и просмотрела читательские формуляры, и отметила, что большая активность и посещаемость у младших и средних классов; так многие восьмиклассники и девятиклассники были активными читателями в 3,4,5 классах, постоянно посещали библиотеку, а теперь приходят изредка, лишь за художественной литературой по программе. В ходе опроса, анкетирования и беседы выявления читательских интересов и запросов попросила учащихся рассказать о прочитанных книгах. Большинство рассказали о детских сказках («Колобок», «Морозко», «Кот в сапогах») или о произведениях, недавно изученных в рамках школьной программы по литературе. Это говорит о том, что ребята очень мало интересуются чтением вне школы, практически не читают «для себя».

Несмотря на то, что интерес школьников к книге и чтению стремительно падает, педагоги, библиотекарь ведут системную планомерную работу по повышению читательской грамотности обучающихся. Педагоги школы помимо уроков литературы организуют для ребят внеклассные мероприятия по литературе, привлекают к участию в творческих конкурсах, викторинах, олимпиадах разного уровня.

В библиотеке регулярно организуются выставки книг, информационные стенды «Писатели-юбиляры», «Книги-юбиляры», «Книги о подростках», «Живое слово», «Писатели Воронежа» и др. Для ребят проводятся игровые занятия, литературные турниры, беседы, библиотечные часы. Таким образом, в школе осуществляется деятельность по повышению читательского интереса и читательской грамотности обучающихся.

Подводя итог всему вышесказанному, я могу сделать следующие выводы. Обучающиеся Аннинской СОШ №1 в целом к книгам и чтению относятся положительно, понимают влияние художественной литературы на развитие формирующейся личности. Тем не менее сами ребята читают чаще литературу, необходимую для обучения в школе. Причём, чем старше школьник, тем меньше он обращается к «досуговому» чтению. При этом, большинство опрошенных сказали, что предпочитают именно развлекательную литературу. В качестве основных причин того, что ребята мало читают – нехватка времени или лень. Более охотно читают обучающиеся начальных классов, для 5-6 классов эта деятельность значима, в отличие от старшеклассников. Старшеклассники же признаются чаще, что чтение не имеет для них никакого значения и к книге они обращаются только по необходимости (по заданию педагогов) или для развлечения (к «лёгкой», развлекательной литературе).

Проблема современного школьник: снижение интересна к чтению и книге остается открытой, нерешенной не только в нашей школе, в нашем поселке, эта проблема актуальна для всего общества и конечно же она носит государственный характер. Не зря правительство РФ разработало «Концепцию программы по поддержке детского и юношеского чтения» — №1155-р от 03.06.2017г, в которой наша школа активно принимает участие и разработала даже проект по реализации данной программы (в настоящее время наш проект находится на рассмотрении).

В результате проведенного мною исследования и опроса по выявлению читательских интересов и запросов, обработки информации, я бы предложила следующие пути решения проблемы, связанной со снижением читательской активности школьников. Конечно же, я сторонница традиций семейного чтения, потому что мои бабушка и дедушка — педагоги, у нас огромная домашняя библиотека и чтение для меня — это ежедневное увлекательное хобби. Я интересуюсь современной литературой (в настоящее время я читаю «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл), я принимаю участие во всех литературных мероприятиях не только школьного уровня, но и районного и даже регионального (фотоакция «Я читаю»). Поэтому я бы посоветовала следующее родителям:

Ежедневно читать с ребенком книги, обсуждать прочитанное, составлять рассказы по иллюстрациям;

Помогать ребенку вести читательский дневник (это очень увлекательно);

Воспитывать творческого читателя;

Формировать у читателя отношение к книге, как к источнику человеческого опыта;

Воспитывать отношение к библиотеке, как к информационному центру, как к центру духовной культуры.

Аннинская СОШ №1 — одна из лучших школ Аннинского района. Была основана в 1961 году, является ШКОЛОЙ ЛИДЕРОМ. В школе есть картинная галерея, музей и, конечно же, школьная библиотека. Состав фонда библиотеки составляет:

Художественная литература — 18665 экземпляров;

Учебники — 11615 экземпляров.

Я считаю, что школьная библиотека должна привлекать детей к чтению. Должна быть территорией комфорта перемене, после уроков, местом, где ни один вопрос не останется без ответа, храмом книги, куда хотелось бы идти. Но все это теория. Я задумалась, а какие формы работы на практике можно предложить для повышения интереса к чтению и книге в нашей школьной библиотеке.

Во-первых, в школьной библиотеке организовывать выставки в помощь учебному процессу:

«Чтобы глубже знать предмет, надо читать эти книги».

Во-вторых, библиотека должна заинтересовать, удовлетворить читательский интерес и информационную потребность:

«Советуем прочитать», «Дети, спешите в библиотеку».

В-третьих, чтобы приобщить учащихся к активному чтению, я бы посоветовала использовать инновационные формы работы:

Чтение вслух (поэтические вечера, литературное кафе);

Список литературы и информационных источников

1. Агачева Э.М. Влияние литературы на воспитание детей. История, виды и жанры детской литературы [Электронный ресурс] http://www.list7i.ru/?mod=boards& >

2. Бондаренко В.И. Чтение книг- это и удовольствие, и польза [Электронный ресурс] http://uznaikak.su/645.

3. Вин М. Ленивые читатели //Первое сентября. 1995. №99. С.4.

4. Газета АИФ №39 статья «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать».

5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во ЭСКМО-Пресс 2002 г.

6.Занимайтесь чтением![Электронный ресурс] http://www.adme.ru/tvorchestvoreklama/zanimajtes-chteniem-383605/

7. Ливанова О.В. Круг чтения и читательские интересы читателей. [Электронный ресурс] http://irkocc.ru/help/210-krug-chtenija-i-chitatelskie-interesy-chitatelejj.html

8. Чупрова О.А. Справка по результатам проверки техники чтения в 5-6 классах МБОУ «ГСОШ» на конец 1 полугодия 2015-2016 учебного года.

Опросный лист «Изучение читательских интересов среди учащихся МБОУ Аннинская СОШ №1»

2. Читаю только по заданию учителя полностью / в сокращённом варианте

3. Читаю, если только мне это интересно да нет

4. Читать заставляют родители да нет

5. Читаю каждый день / по настроению

6. Читают ли ваши родители да нет

7. Есть ли у вас домашняя библиотека да нет

8. Напишите название книги, которую читаете сейчас

источник