Меню Рубрики

Особенности развития звукового анализа у детей

Автор: Зинина Елена Николаевна
Должность: логопед
Учебное заведение: МАДОУ №108 «Воробышек»
Населённый пункт: город Прокопьевск. Кемеровская область
Наименование материала: публикация
Тема: «Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.»
Дата публикации: 25.11.2017
Раздел: дошкольное образование

1.2. Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей

Дети с общим недоразвитием речи III уровня, у которых нарушено

произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового

анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения

порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество,

последовательность или позицию звуков в слове.

Нарушение фонематического восприятия у детей с ОНР чаще носит

эоспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно.

Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при

выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-

последовательность звуков его составляющих.

При выполнении заданий — назвать первый или последний согласный

звук в словах типа кошка — камень, ребенок с ОНР, как правило, выделяет

слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]).

Затрудняется сравнение слов по звуковому составу — определение количества

звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.

Типичные ошибки детей с ОНР — пропуск гласных звуков, согласных

в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков

добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове,

синтез слов из звуков и слогов.

Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только

влияющие на правильность выполнения заданий.

фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического

развивающихся сверстников в умении производить звуковой анализ и синтез.

В связи с этим необходимо специальные занятия по формированию звукового

материала, и целесообразности его применения на

ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим

Звуковой (фонематический) анализ и синтез — это умственные действия

по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом

Операциями звукового анализа являются:

Дифференциация гласных и согласных звуков;

Выделение начального звука в слове;

Определение места звука в слове;

Определение последовательности и количества звуков в слове;

Выделение места звука в слове по отношению к другим звукам;

Составление слова из звуков, данных в правильной последовательности

и в нарушенной последовательности.

Преобразование слова при помощи добавления или замены звука.

Дети с общим недоразвитием речи III уровня, у которых нарушено

произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового

анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения

порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество,

последовательность или позицию звуков в слове.

Формирование звукового анализа и синтеза у детей с ОНР III уровня

должно осуществляться в условиях систематической работы с применением

наглядности. Многие авторы методик рекомендуют включать наглядные

модели, символы звуков на занятиях с детьми с ОНР по формированию

навыка звукового анализа и синтеза.

Основные этапы логопедической работы, направленной на формирование

звукового анализа у старших дошкольников

непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического

источник

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие. Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению служит нормальное развитие речи, особенное значение имеет правильное и четкое произношение звуков, слов и предложений.

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие. Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению служит нормальное развитие речи, особенное значение имеет правильное и четкое произношение звуков, слов и предложений.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой стороне речи. Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).

Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.

Для их коммуникативного развития характерно отсутствие или позднее появление спонтанного лепета в ответ на говорение взрослого. Отмечается значительное запаздывание появления первых слов; весьма замедленно, затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью: переход от произнесения отдельных слов к построению двухсловного предложения растягивается на долгое время.

У детей с общим недоразвитием речи чрезвычайно медленно образу-ются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в коммуникативном творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в коммуникативности имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность коммуникативного общения.

Владея достаточно большим запасом слов для построения высказы-ваний с целью налаживания общения с окружающими, дети с общим недоразвитием речи фактически лишены возможности словесной комму-никации, т. к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

В возрасте 5 -7 лет дети с общим недоразвитием речи с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми.

Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти-шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым.

Известно, что условия обучения ребенка с общим недоразвитием речи определяются особенностями его речевого развития. Но всем им требуются специальные занятия по накоплению словаря и овладению навыками связной речи. Расширение словарного запаса может происходить либо путем объяснения логопедом значения новых слов, либо с помощью конкретной ситуации и доступного смыслового контекста, раскрывающих значение слова. Понимание значения слова во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его значимые единицы (приставки, корни, суффиксы, определять родственные слова. Детям с общим недоразвитием речи, как правило, это удается с трудом, что препятствует самостоятельному расширению ими словаря. Поэтому особое значение приобретают занятия по овладению умением различать состав слова, видеть образующие его элементы и понимать их роль.

Процесс звукового анализа предполагает:

— умение выделять устойчивые смыслоразличительные единицы — фонемы из звукового потока слова на основе их слухопроизносительной дифференциации;

— овладение учебным (умственным) действием последовательно, по порядку выделять все звуки в составе слова.

Таким образом, формирование звукового анализа осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.

Коррекция звукопроизношения ведется общепринятыми в логопедии приемами. Работа по развитию фонематического восприятия включает следующие основные этапы: активизация слухового внимания; развитие внимания к отдельным звукам речи в речевом потоке и в составе отдельных слов; узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа.

Содержание работы по формированию слоговой структуры слов определяется анализом имеющихся у детей нарушений. В упражнениях используются только сохранные звуки. Данная работа предусматривает коррекцию нарушений количества и последовательности слогов в слове. Особое внимание уделяется работе над структурой отдельного слога со стечением согласных и над усвоением слов со стечениями. Важность этой работы обусловлена тем, что такого рода ошибки носят стойкий характер.

Содержание работы делится на два этапа:

— подготовительный: проговаривание слоговых рядов, слов, предложений заданной структуры; различение слов по слоговому составу, различение слоговых рядов.

— основной: преодоление нарушений в произношении стечений согласных звуков, введение их в слова различной слоговой структуры, предложения.

При анализе слова можно использовать вспомогательные средства — полоски цветной бумаги, цветные карандаши (длинная полоска или линия — целое слово, полоска покороче — слоги, квадратики или точки — звуки). Вспомогательные средства, как зрительная опора, используются по следам устного анализа.

Такой комплексный подход повышает эффективность логопедического воздействия, служит совершенствованием речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи.

В процессе коррекционной работы по развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи был составлен план по следующим направлениям:

1. Работа над речевым дыханием. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо — и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

2. Работа на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Опыт показывает, что дети с общим недоразвитием речи нередко имеют отклонения в общей, мелкой, артикуляционной моторике. Дети недостаточно четко координируют движения.

3. Развитие зрительно – пространственной ориентировки. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определении направлений в пространстве. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звукового анализа и синтеза слов.

4. Работа над культурой произношения. Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а так же умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм, тембр речи). Развивая у детей правильную, хорошую звучащую речь, необходимо развитие речевого аппарата и воспитание фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

5. Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: первое направление — развитие фонематического восприятия. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже

– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Второе направление — развитие фонематического анализа (и синтеза). Реализация данного плана осуществлялась систематически, последовательно, целенаправленно через серию логопедических занятий с использованием обучающих игр, упражнений, заданий, направленных на развитие фонематических процессов на всех этапах логопедической работы.

6. Индивидуальный подход к личности ребенка с его проблемами развития.

7. Комплексный подход в коррекционной работе со всеми специалистами детского учреждения.

Таким образом, реализация данного плана должна осуществляться систематически, последовательно, целенаправленно через серию логопедических занятий с использованием обучающих игр, упражнений, заданий, направленных на развитие фонематических процессов на всех этапах логопедической работы по развитию звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1. Абелева, И. Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека [Текст]: / И. Ю. Абелева. — М. : Логос, 2004.- С. 304.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 1997. – 400 с.

Читайте также:  Вопросы для анализа охраны здоровья детей

3. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 1999. – 160 с.

4. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии [Текст]: коммуникативная дифференциация личности / Д. И. Бойков. — СПб. : КАРО, 2007. — 288 с.

источник

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Лилия Мунасипова
Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие. Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению служит нормальное развитие речи, особенное значение имеет правильное и четкое произношение звуков, слов и предложений.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой стороне речи. Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).

Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.

Для их коммуникативного развития характерно отсутствие или позднее появление спонтанного лепета в ответ на говорение взрослого. Отмечается значительное запаздывание появления первых слов; весьма замедленно, затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью: переход от произнесения отдельных слов к построению двухсловного предложения растягивается на долгое время.

У детей с общим недоразвитием речи чрезвычайно медленно образу-ются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в коммуникативном творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в коммуникативности имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность коммуникативного общения.

Владея достаточно большим запасом слов для построения высказы-ваний с целью налаживания общения с окружающими, дети с общим недоразвитием речи фактически лишены возможности словесной комму-никации, т. к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

В возрасте 5 -7 лет дети с общим недоразвитием речи с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми.

Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти-шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым.

Известно, что условия обучения ребенка с общим недоразвитием речи определяются особенностями его речевого развития. Но всем им требуются специальные занятия по накоплению словаря и овладению навыками связной речи. Расширение словарного запаса может происходить либо путем объяснения логопедом значения новых слов, либо с помощью конкретной ситуации и доступного смыслового контекста, раскрывающих значение слова. Понимание значения слова во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его значимые единицы (приставки, корни, суффиксы, определять родственные слова. Детям с общим недоразвитием речи, как правило, это удается с трудом, что препятствует самостоятельному расширению ими словаря. Поэтому особое значение приобретают занятия по овладению умением различать состав слова, видеть образующие его элементы и понимать их роль.

Процесс звукового анализа предполагает:

— умение выделять устойчивые смыслоразличительные единицы — фонемы из звукового потока слова на основе их слухопроизносительной дифференциации;

— овладение учебным (умственным) действием последовательно, по порядку выделять все звуки в составе слова.

Таким образом, формирование звукового анализа осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.

Коррекция звукопроизношения ведется общепринятыми в логопедии приемами. Работа по развитию фонематического восприятия включает следующие основные этапы: активизация слухового внимания; развитие внимания к отдельным звукам речи в речевом потоке и в составе отдельных слов; узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа.

Содержание работы по формированию слоговой структуры слов определяется анализом имеющихся у детей нарушений. В упражнениях используются только сохранные звуки. Данная работа предусматривает коррекцию нарушений количества и последовательности слогов в слове. Особое внимание уделяется работе над структурой отдельного слога со стечением согласных и над усвоением слов со стечениями. Важность этой работы обусловлена тем, что такого рода ошибки носят стойкий характер.

Содержание работы делится на два этапа:

— подготовительный: проговаривание слоговых рядов, слов, предложений заданной структуры; различение слов по слоговому составу, различение слоговых рядов.

— основной: преодоление нарушений в произношении стечений согласных звуков, введение их в слова различной слоговой структуры, предложения.

При анализе слова можно использовать вспомогательные средства — полоски цветной бумаги, цветные карандаши (длинная полоска или линия — целое слово, полоска покороче — слоги, квадратики или точки — звуки). Вспомогательные средства, как зрительная опора, используются по следам устного анализа.

Такой комплексный подход повышает эффективность логопедического воздействия, служит совершенствованием речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи.

В процессе коррекционной работы по развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи был составлен план по следующим направлениям:

1. Работа над речевым дыханием. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо — и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

2. Работа на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Опыт показывает, что дети с общим недоразвитием речи нередко имеют отклонения в общей, мелкой, артикуляционной моторике. Дети недостаточно четко координируют движения.

3. Развитие зрительно – пространственной ориентировки. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определении направлений в пространстве. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звукового анализа и синтеза слов.

4. Работа над культурой произношения. Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а так же умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм, тембр речи). Развивая у детей правильную, хорошую звучащую речь, необходимо развитие речевого аппарата и воспитание фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

5. Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: первое направление — развитие фонематического восприятия. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже

– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Второе направление — развитие фонематического анализа (и синтеза). Реализация данного плана осуществлялась систематически, последовательно, целенаправленно через серию логопедических занятий с использованием обучающих игр, упражнений, заданий, направленных на развитие фонематических процессов на всех этапах логопедической работы.

6. Индивидуальный подход к личности ребенка с его проблемами развития.

7. Комплексный подход в коррекционной работе со всеми специалистами детского учреждения.

Таким образом, реализация данного плана должна осуществляться систематически, последовательно, целенаправленно через серию логопедических занятий с использованием обучающих игр, упражнений, заданий, направленных на развитие фонематических процессов на всех этапах логопедической работы по развитию звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1. Абелева, И. Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека [Текст]: / И. Ю. Абелева. — М.: Логос, 2004.- С. 304.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1997. – 400 с.

3. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 160 с.

4. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии [Текст]: коммуникативная дифференциация личности / Д. И. Бойков. — СПб.: КАРО, 2007. — 288 с.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза Подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом, важно знать, что наша речь состоит из предложений. Предложение — это законченная мысль.

Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Конспект игры-путешествия по лексической теме «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Цель: Обогащение словаря детей на тему «Посуда». Задачи: 1) коррекционно-образовательные задачи: — Развивать связную речь при составлении.

Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза «Угадай, чей голосок» Цель: определить товарища по голосу. Ход игры: водящий с закрытыми глазами на слух определяет, кто из играющих позвал.

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Маняпова Асия Октябрисовна, воспитатель МАОУ СОШ №14 (структурное подразделение «Детский сад») города Тобольска Тюменской области Народный.

Обобщение опыта по теме «Роль развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой.

Основные направления профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Профилактика — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов.

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Аннотация. Особенности развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическим, так и практическом.

Особенности использования театрализованных игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в.

источник

Формирование звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов

Дата публикации: 28.11.2013 2013-11-28

Статья просмотрена: 2157 раз

Копылова А. А. Формирование звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 471-473. — URL https://moluch.ru/archive/59/8479/ (дата обращения: 22.10.2019).

Звуковая сторона речи является составной частью развития речи. Она включает в себя следующие аспекты: правильное произношение звуков, слов; громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр; логические ударения.

Развитие звуковой стороны речи начинается и совершенствуется в дошкольном возрасте. Освоение ребёнком звукового состава языка зависит от формирования способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Поэтому важно развивать фонематический слух, позволяющий ребёнку воспринимать речевые звуки, способность к анализу и синтезу.

Читайте также:  Воспитание детей в доу анализ

Проблема формирования звуковой стороны речи актуальна на сегодняшний день. Звуковая сторона речи ребёнка не может развиваться самостоятельно. Невмешательство в процесс формирования речи приводит к отставанию в развитии ребёнка, так как от овладения правильной речью зависит его психическое развитие, становление личности.

Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребёнка необходимо в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха в период школьного обучения приведёт к дисграфии — нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии — нарушению процесса чтения. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но всё последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии», — подчёркивал Д. Б. Эльконин [5, с.123].

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения производить звуковой анализ слова — один из важных аспектов развития звукового строя речи. Методику формирования звукового анализа разработал Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова адаптировала её применительно к дошкольному возрасту. Звуковой анализ помогает ребёнку понять принцип звуковой формы слова. Ребёнок учится устанавливать последовательность звуков в слове, давать им качественную характеристику (гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой).

В формировании звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста решающую роль играет своевременное целенаправленное обучение с использованием соответствующей методики, опирающееся на возрастные особенности детей.

В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении — Центре развития ребёнка — детском саду № 9 «Светлячок» города Луховицы Московской области была проведена опытно-экспериментальная деятельность, которая длилась в течение учебного года. В экспериментальном исследовании принимало участие две группы детей старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе проведено обследование сформированности звуковой стороны речи у детей, использовались следующие методики: «Услышишь — хлопни», «Сколько звуков в слове», «Определи место звука в слове», «Произнеси скороговорку в заданном темпе», «Произнеси фразу с разной интонацией», «Придумай окончание фразы».

Результаты обследования сформированности звуковой стороны речи показали, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточно чёткую и ясную речь. У них недостаточно сформировано фонематическое восприятие. Дети не дифференцируют на слух и в произношении некоторые твёрдые и мягкие согласные. Например, со звуком [р`] они могут назвать такие слова, как тигр, жираф, а со звуком [л] слова, в которых эти согласные смягчены (лиса, леопард). Наибольшую трудность вызывали задания на определение положения звука в слове (в начале, в середине и в конце слова). Следует отметить, что дети не могли сделать звуковой анализ слова: назвать последовательность звуков в слове и их количество, дать качественную характеристику каждому звуку. Отмечалось неумение дифференцировать на слух громкость и скорость произносимой скороговорки, правильно использовать интонационные средства выразительности. При выполнении задания «Придумай окончание фразы» дети неточно подобрали фразу, продолжение заданного предложения не было ритмичным, отсутствовала рифма.

По результатам констатирующего эксперимента были определены основные направления и содержание образовательной деятельности по формированию звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов. Был разработан цикл образовательной деятельности «Путешествие в чудесную страну звуков», который состоит из девяти блоков. Каждый блок включает в себя четыре темы на изучение определённых звуков.

Например, первый блок образовательной деятельности:

Тема № 2 «Первая станция: звуки [с] — [ш]».

Тема № 3 «В какой части сказочного домика живут звуки [с] — [ш]?».

Тема № 4 «Согласные звуки [с] — [ш] в гостях у Ёжика и Зайчика».

Главный акцент в образовательной деятельности ставился на игровые приёмы, которые включали в себя различные многообразные дидактические игры, словесные игры, упражнения и задания, направленные на развитие звукового анализа слова, фонематического слуха и восприятия. Разные виды деятельности чередовались, что побуждало у детей интерес к занятиям. Образовательная деятельность строилась в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяло детям с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи и приводило к успешному овладению звуковым анализом слова. Систематическое использование эффективных наглядных средств обучения также способствовало реализации цели опытно-экспериментальной деятельности.

При планировании дидактических игр, упражнений и заданий учитывались возможности и уровень знаний дошкольников, предполагаемая умственная нагрузка. Например, если в работе использовались словесные методы и дети переутомлялись, то планировалась игра с наглядным материалом. А если в основной части образовательной деятельности широко применялись наглядные материалы, то использовались словесные игры и упражнения со звучащим словом.

Структура образовательной деятельности по формированию звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста имеет определённую последовательность. Начало каждой образовательной деятельности — сообщение темы, в ходе которого изучаемые звуки выделялись на слух. После определения темы детям предлагалось проговаривание чистоговорки или скороговорки. Это упражнение направлено на формирование интонационной выразительности речи, умения пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи, а также на развитие силы голоса, речевого дыхания, чёткой дикции. Далее детям давалось уточнение артикуляций и характеристик изучаемых звуков, нахождение их сходства и различий. Дети произносили звук, им предлагалось обратить внимание на положение артикуляторных органов. После этого происходило ознакомление с характеристикой звука.

Важным этапом при изучении согласных звуков являлось формирование понятий «гласный — согласный», «твёрдый — мягкий», «звонкий — глухой». Для этого были разработаны наглядные средства обучения — пособия «Сказочный домик», «Лесные музыканты». На первом пособии изображён сказочный домик, поделённый на две части: синюю и зелёную, в которых «живут» твёрдые и мягкие согласные. Так как не все дети могут запомнить соотнесение твёрдых и мягких согласных с определённым цветом, поэтому на каждой дверце сделан распознавательный знак — кусочек фанеры и кусочек меха, которые ассоциируются с твёрдостью и мягкостью. Таким образом, дети могут сначала ощупать распознавательные знаки и соотнести «принадлежность» твёрдых и мягких согласных с нужной частью домика.

На втором пособии изображен Ёжик с колокольчиком и Зайчик с барабаном. Это пособие предназначено для определения звонких и глухих согласных. Благодаря звукам колокольчика и стукам барабана, дети учатся распознавать звонкие и глухие согласные. Применялись цветные карточки, на которых изображены различные предметы. Дети вставляли эти карточки в нужные ячейки на пособиях, согласно характеристике заданного звука, имеющегося в произношении названия карточек. Были задействованы дидактические игры: «В какой части сказочного домика живут звуки?», «В гостях у Ёжика и Зайчика». Таким образом, яркая и разнообразная наглядность способствует развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания детей.

Следующий этап образовательной деятельности — выделение изучаемого звука из ряда других звуков, слов. Использовались такие игры и упражнения, как «Хлопни — топни», «Определи звук», «Вычленение изучаемого звука из речи», «Назови слова с заданным звуком».

В ходе образовательной деятельности дети учились анализировать звуковой состав слова. Упражнения были направлены на то, чтобы научить детей слышать каждый звук в слове, определять, из каких звуков состоит слово и какова их последовательность, а также определять количество звуков в слове. Применялись схемы слов с опорой на картинку и схемы слов без опоры на картинку. Детям предлагалось раскрасить каждый квадратик цветом, который соответствует каждому звуку, а также предлагалось выложить на каждый квадратик цветной кружочек согласно характеристике каждого звука. Дети составляли звуковой анализ слова и без опоры на наглядность, то есть данные операции производили в уме. С опорой на предложенные схемы слов дети учились определять положения звука в слове, называли слова на заданный звук. Следует отметить, что систематическая работа по звуковому анализу слова влияет на искоренение недостатков произношения звуков.

В конце учебного года было проведено контрольное обследование состояния звуковой стороны речи у детей экспериментальной группы. Анализ результатов показал, что в конце учебного года у детей повысился уровень звуковой стороны речи. Почти все дети стали правильно дифференцировать сонорные звуки, твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие. Игровые приёмы, использованные в процессе образовательной деятельности, способствовали формированию способности у детей производить звуковой анализ слова. Дети научились правильно определять положение звука в слове, количество звуков в слове, правильно давать качественную характеристику каждого звука. Дети стали хорошо дифференцировать на слух громкость и скорость произносимой скороговорки, правильно использовать интонационные средства выразительности. У них повысились способности подбирать рифму так, чтобы продолжение заданного предложения было ритмичным.

Следует отметить, что дети, которые в начале цикла занятий были пассивны, благодаря использованию разработанных наглядных средств обучения, стали проявлять активность, правильно определять характеристику согласных звуков. Доказательством эффективности является повышение уровня звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно констатировать, что формирование звукового анализа слова важно и нужно начинать в дошкольном возрасте. Оно имеет огромное значение для подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. Мы доказали, что использование разнообразных игр и приёмов в сочетании с их многократностью позволило достичь эффективности в формировании звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста. Формируя звуковую строну речи, мы воспитываем у детей звуковую культуру, а также любовь к родному языку.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400с.

2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2007. — 471с.

3. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 64с.

4. Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. — 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2008. — 56с.

5. Эльконин Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. — М., 1962. — 325с.

источник

Поступление ребёнка в школу — важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте, и математике.

Ведущие учёные (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше (1985), Л.Ф. Спирова (1976), Г.Е. Чиркина (1998), И.К. Колпаковская, А.В. Ястебова (1984) и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.

В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова — необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина (1963), А.Р. Лурия (1975), Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой (1991) и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка — на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина (1959), «чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

То есть если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев, 1965). Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. К пяти годам фонематические процессы у детей совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа. К шести годам хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

Читайте также:  Воспитатель анализ участия детей в конкурсах

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев (1961), В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

Д.Б. Эльконин (1963) назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

А.Н. Гвоздев (1961) отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных — согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких — глухих или мягких — твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин).

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.

Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому проф. Левиной Р. Е. (1968) был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашёл свою практическую реализацию в открытии логопедических групп. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты.

источник

Секция: Коррекционная педагогика

XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Особенности формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста

FEATURES FORMATION OF PHONEMIC HEARING AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Evgenia Shreyder

master, Orenbursky state pedagogical university,

Аннотация. В статье раскрыто понятие и указаны важнейшие особенности формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Раскрыта актуальность темы.

Abstract. In article the concept is opened and the most important features of formation of phonemic hearing at children of preschool age are specified. The relevance of a subject is disclosed.

Ключевые слова: фонематический слух; сформированности основ фонематического восприятия; произносительная сторона речи; нарушение звукопроизношения; дифференциация фонем; звуковой анализ.

Keywords: phonemic hearing; formation of bases of phonemic perception; proiznositelny party of the speech; sound pronunciation violation; differentiation of phonemes; sound analysis.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из многих важнейших целей в общей системе обучения ребенка русскому языку в условиях ДОУ и семьи.

Эффективно приготовить воспитанника к начальной школе, создать фундамент предпосылок для обучения грамоте возможно только в процессе систематической работы по совершенствованию фонематического слуха.

Логопедические практики работы доказали, что развитие фонемати­ческих процессов, положительнейшем образом влияют, на становление всей речевой системы в целом.

Эффективные коррекции произношения (звукового произношения, звуковой наполняемости и слоговой структуры слов) может быть согласованна только совместно с опережающем формированием фоне­матического восприятия.

Доказана взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико­грамматической сторонами речи. Реализуя планомерную работу в совершенствовании фонемати­ческого слуха, дошкольника наилучшем образом воспринимаются и различаются окончания слов, приставки, суффиксы, определяются предлоги в предложениях, это немаловажно для становления навыков чтения, а так же письма.

Воспитанник, идущий в школу, должен обладать навыком распознавать отдельные звуки в словах, также минимальное условие обучение чтению – это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. образно представить себе, как звук и слово могут быть выражены на бумаге и, в обратном направлении, привыкнуть к тому, что произ­ношение их отличное чем написанное на бумаге. Это предполагает наличие сформировавшегося фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв [2. С. 213].

Без основополагающей достаточной сформированности основ фонематического восприятия не является возможным становление ее высшей степени – звукового анализа, операции смыслового расчленения на составные части (фонемы) разных звуковых комплексов: сочетания звуков, слогов, слов. Соответственно, без систематических специальных упражнений формирующих навыки звукового анализа и синтеза (сгруппированность звуковых элементов в одно целое) дети не в полной мере осваивают навыка грамотного чтения и письма.

Определенные затруднения возникают уже в школьном возрасте на этапах обучения грамоте, непосредственно чтением и письмом.

В свою очередь эти отклонения приводят к речевым нарушениям дислексии и дисграфии, которые влекут за собой ряд проблем: наблюдаются как сниженная успеваемость, проявление тревожности, неуверенности в собственных знаниях, значительно понижается самооценка.

Фонематическое восприятие или фонематический слух это способность принимать, так же различать звуки речи (фонемы), входящие в состав звуковой оболочки слов.

Навык концентрироваться на звуках — архи важная способность дошкольника. Без него нельзя научиться слышать так же развить пони­мание речи.

Известная практика, обучения речи со слуха. Многие не знают, что “слухов” у человека, три.

Первый – физический. Позволяет слышать звуки непосредственно окружающие нас: шум ветра, поступь шагов, мурлыканье кошки, звонок телефона, удар во время падения и другое.

Это тончайший слух, который позволяет человеку получать удовольствие от услышанной музыки.

Третий – речевой играет особую роль, потому что благодаря ему обретается возможность различать все тонкости звуков речи. Существуют научно обоснованные доказательства того что возможно иметь исключительный музыкальный слух при этом плохой речевой, и наоборот.

Точнее говоря, в речевом слухе имеется дополнительный – фонематический.

Его существование является необходимым условием овладения фонематической системой, можно сказать “кодом” языка. Все языки имеют свои системы выражения мыслей в звуках речи. Овладевая одной из форм понимания не можем понять других языков.

Если ребенок не понимает смысла которым наполнен определен­ный звук речи (фонема), то и значение слов оказывается недоступным.

Конечно, такие дети не в полной мере осваивают фонемати­ческую систему языка. Является сложным – к примеру, различить звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Улавливание особенностей звуков помогает осуществлять речевой слух, благодаря которому смысловая составляющая одних слов отличается от смысловой составляющей других [4].

Определенная способность образуется у дошкольников постепенно, в процессе возрастного развития.

Только при сформированном фонематическом восприятии воз­можно верное понимание значения слов. Еще фонематический слух называют смысловым.

Малыш начинает реагировать на все звуки с 2‑4 недель с момента рождения, а с 7 месяцев отзывается на слово, но только на интонаци­онную составляющую, а не на предметное значение.

Этот период называется дофонемным развитием речи.

К завершению первого года слова в первую очередь начинают служить средством коммуникации, приобретают характер языкового средства, тогда то ребёнок и начинает откликаться на его звуковую оболочку.

Впоследствии фонематическое формирование ребенка происходит активно, регулярно опережая артикуляционные навыки ребёнка, что способствует совершенствованию произносительной части речи. Н.Х. Швачкин подчеркивает, что к концу второго года жизни (при распознавании речи) ребёнок интенсивно использует фонематическое восприятие всех звуков русского языка. Не сформированное фонема­тическое понимание отрицательно влияет на звукопроизношение ребенка.

Если осложненно формирование навыков звукового анализа, то без них полноценное письмо, а так же чтение в дальнейшем будут вызывать сложности.

Д.Б. Эльконин трактует фонематическое восприятие форму «слышания отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании» [5, с. 107].

Важно сказать, что фонематическое восприятие не нуждается в специальном обучении, так как формируется в возрасте от года до четырёх лет.

По материалам Р.Е. Левиной, и прочих ученых, этот период развития фонематического восприятия проходит одновременно с овладением произносительной стороной речи. Н.И. Красногорский и А.Н. Гвоздев выделили, что особенностью передачи звуков в перво­начальный период их усвоения появляется неустойчивая артикуляция и произношение.

Благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносим, с одной стороны, с произношением человека (с образцом), а с другой – с собственным произношением.

Различие этих пар так же образов лежит в основании совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком.

Сформированное произношение появляется только тогда, когда оба образца совмещаются.

Отличительными особенностями нарушения фонематического слуха будут являться:

· нарушение звукопроизношения (замена и смешение звука);

· нарушение звукового построения слова, следующее выделяется при ошибках звукового анализа (пропуск согласных и гласных букв, слогов; перестановка букв, слогов; вставка букв);

· нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, обозначающееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Доктор наук, профессор Левина Р.Е., работавшая над основами отечественной логопедии, утверждала:

«Для выбoра путeй и срeдcтв прeoдoлeния и прeдупреждения речевых отклонений у детей нужно операться на узловые образования, от которых зависит полноценное течение не одного, а целого ряда речевых процессов» [3, с. 367].

Так речевым образованием и ключевым моментом в системе исправления речевых нарушений являются звуковой анализ и фонема­тическое восприятие.

Из работы по формированию фонематического восприятия можно определить следующие стадии:

1 стадия – узнавание неречевых звуков;

2 стадия – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

3 стадия – различение слов, близких по своему звуковому составу;

4 стадия – дифференциация слогов;

5 стадия – дифференциация фонем;

6 стадия – развитие навыков элементарного звукового анализа.

На первой стадии в процессе специальных занятий, упражнений и игр с детьми развивается способность распознавать и различать неречевые фонемы. Занятия развивают слухового внимания и слуховой памяти (без этого невозможно успешно обучить ребёнка дифференци­ровать фонемы).

При второй стадии дошкольника учат различать высоту, силу тембр голоса, опираясь на одни и те же звуки, звуковые сочетания и слова.

Третья стадия полностью построена на играх, способных обучить ребёнка чувствовать разницу в словах, родственных по слуховому составу (к примеру, педагог читает слова, а ребёнок должен их расставить в названном порядке.)

На четвертой стадии ребёнка обучают различать слоги.

На пятой стадии дошкольники учатся различать фонемы русского языка. Обязательно начинать следует с дифференциации гласных звуков.

Заключительная шестая стадия развивает формирование у ребёнка навыков звукового анализа.

По приведенным выше стадиям развития фонематического восприятия нужно использовать принцип последовательности и системности, для наилучшего усвоения дошкольниками упражнений.

Oсвoeниe навыков звyкo-cлoгoвoгo анализа является пeрвoстe­пeнным для кoррeкции и фoрмирoвания фoнeтичecкoй cтoрoны рeчи и eё грамматичecкoгo cтрoя, а такжe для навыка прoизнoсить слoва cлoжнoй cлoгoвoй cтрyктyры [1, с. 64].

На основании звукового анализа и синтеза дети осваивают чтение слогов и слов.

Усвоение звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимым условием для обучения грамоте.

Выполняя занятия с детьми в форме игр, мы тем самым пробуждаем интерес к учебному процессу и достигаем положительных изменений в коррекции фонематических отклонений, таким образом помогаем дошкольникам подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

источник