Меню Рубрики

Анализ детей по программе мир открытий

Федеральный
институт
развития
образования

Аннотация:

«Мир открытий» – образовательная программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО в ответ на запросы современного общества и семьи к образованию ребенка от младенчества до поступления в школу. Программа определяет целевые ориентиры, основные задачи и базисное содержание дошкольного образования, описывает условия организации образовательного процесса, раскрывает подходы к проектированию развивающей предметно-пространственной среды, а также предлагает комплекс педагогических инструментов (технологии, методики и др.), обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования. Ключевой вектор – позитивная социализация каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и темпов развития. Основное условие – взаимодействие педагога, детей и семьи, в котором каждый участник образовательных отношений получает импульс к саморазвитию. Программа апробирована в 57 субъектах РФ, обеспечена современными методическими и дидактическими пособиями.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352 с.
Рецензия: Протокол № 2 от 25 июня 2015 г. заседания президиума УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров ФГБУ ВПО МПГУ

Структура Программы соответствует требованиям ФГОС ДО и позволяет разработать обязательную часть основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ООП ДО), а также определить векторы разработки части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений.

Общая структура Программы имеет следующий вид:

Планируемые результаты освоения Программы

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и образования детей

Организация жизнедеятельности детей

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Материально-технические условия реализации Программы, методические материалы и средства обучения и воспитания

Приложение 1. Основные подходы к сохранению и формированию здоровья детей и их родителей

Приложение 2. Основные подходы к реализации инклюзивного образования

Приложение 3. Образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Приложение 4. Индивидуализация образовательного процесса и культурные практики в детском саду

Приложение 5. Культурно-досуговая деятельность

Приложение 6. Психолого-педагогическое сопровождение двуязычных детей

Приложение 7. Мультикультурный подход

Приложение 8. Список основных нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в РФ

В современном обществе проходят сложные социально-экономические процессы, поэтому коренным образом меняются цели и ценности образования. Главной целью образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного, сегодня признается воспитание активной, творческой личности, готовой к успешной самореализации.

Перенос акцента образовательной деятельности с подготовки ребенка к школе на поддержку его позитивной социализации и индивидуализации в целях развития уникальной личности способствует изменению представлений социума и семьи о результатах дошкольного образования.

Под образовательными результатами понимается, в первую очередь, становление таких качеств личности дошкольника, как любознательность, активность и самостоятельность; готовность к преодолению ошибок и неудач, применению новых знаний для решения проблем, поиску решений в нестандартных ситуациях; умение брать ответственность за сделанный выбор, свои действия (или бездействия); умение работать в команде, проявлять заботу и уважение по отношению к себе, другим, обществу, стране, окружающей среде и др. Все это создает основу для успешной самореализации растущего человека на каждом жизненном этапе.

Возможность эффективного достижения таких результатов связана с «перестройкой» мышления и личностным ростом взрослых, создающих условия для воспитания и развития ребенка. В ситуации динамичного развития образовательной системы педагоги и родители сами становятся инициаторами и непосредственными участниками инновационных преобразований.

Именно поэтому комплексная образовательная программа «Мир открытий» ориентирована на создание развивающей образовательной среды, в которой все участники образовательных отношений – педагоги, дети, родители – получают импульс для собственного развития – каждый на своем уровне.

источник

Результаты освоения образовательной программы «Мир открытий»

(мониторинг развития детей старшего дошкольного возраста к концу шестого года)

Отслеживание динамики индивидуального развития детей осуществляется на основе педагогической диагностики. Оценить уровень индивидуального развития детей в рамках освоения содержания программы «Мир открытий» в старшей группе за учебный год, эффективность и сбалансированность форм и методов работы, позволил сравнительный анализ результатов мониторинга на начало2015 года(сентябрь) и конец 2016 года(апрель).

В период с 21.04.2016г. по 30.04. 2016 года в старшей группе был проведён педагогический мониторинг промежуточных результатов освоения Программы «Мир открытий». Мониторинг проводился воспитателями групп, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Цель мониторинга – определить динамику достижения детьми старшей группы планируемых результатов освоения Программы «Мир открытий» и определение динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка; успешности решения образовательных задач, а также оптимизация форм и методов образовательной работы в зависимости от достигнутых результатов. мониторинга.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка 5-6 лет. Списочный состав группы: 26 детей, 16 мальчиков и 10 девочек. В диагностическом обследовании принимали участие 25 детей.

Диагностический инструментарий: пособие «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», автор –составитель под общей редакцией , .

Система оценок мониторинга трёхуровневая:

«качество проявляется устойчиво» (2 балла),

«качество проявляется неустойчиво» (1 балл),

«качество не проявляется» (0 баллов)

Педагогический мониторинг проводился по 5ти образовательным областям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Результаты мониторинга по образовательным областям

1.Образовательная область» Социально-коммуникативное развитие»

— На начало учебного года уровень освоения программы составлял -1,6. У 69,2%(18) детей..

— На конец учебного года — 1,7 у 76% (19 детей). «Качество проявляется устойчиво», т. е. дети научились способам отображения представлений об окружающем мире, отражают в играх сюжеты из разных областей действительности, действуя с сюжетно – образными игрушками, предметами – заместителями; проявляют доброжелательность по отношению к окружающим, могут утешить обиженного, помочь; отражают в своей речи слова, отражающие эмоции, состояние, этические и эстетические характеристики, соотносят свои поступки с общепринятыми правилами, могут сделать замечание сверстнику и взрослому при нарушении правил. Дети научились организовывать и поддерживать ролевой диалог в игровых сюжетах; умеют занять себя игрой. Наблюдается положительная динамика в развитии самообслуживания, культурно – гигиенических навыков, у детей появился интерес к выполнению посильных трудовых поручений. Дети понимают, что взрослые работают, дети ходят в ДОУ, школьники учатся, имеют представления о некоторых профессиях взрослых, могут о них рассказать, бережно относятся к вещам. они понимают как нужно вести себя в ситуациях, относиться к предметам, которые могут быть опасны, бережно относятся к животным и растениям У 30,8%(8) детей «качество проявлялось неустойчиво». На конец учебного года данный показатель уменьшился и составляет 24% (6 детей).

2.Образовательная область «Речевое развитие»

— На начало учебного года уровень освоения программы составлял — 1,5. У 61,5% (16 детей )»качество проявлялось устойчиво». На конец учебного года показатель возрос – 1,7, у 72% (18 детей) «качество проявляется устойчиво». То есть, эти дети умеют строить простые распространённые предложения разных типов, различают твёрдые и мягкие звуки, говорят отчётливо, меняют темп речи, речь богата и согласованна. Самостоятельно по собственной инициативе делятся своими впечатлениями со взрослым. Речь детей соответствует указанным нормам, они могут поддерживать разговор со взрослыми и сверстниками, умеют составлять рассказы по картине, из личного опыта, используя разные типы высказываний, умеют загадывать загадки. У 38,5 (10 детей) детей «качество проявлялось неустойчиво». На конец учебного года данный показатель уменьшился и составляет 28% (7 детей). Детей, у которых «качество не проявляется» — нет. Два ребенка обладают навыками беглого чтения.

3.Образовательная область «Познавательное развитие»-

-На начало учебного года уровень освоения программы составлял — 1,5. У 42,3%(11) детей «качество проявлялось устойчиво». У 57,7 % (15 детей) качество проявляется неустойчиво. На конец учебного года – 1,6, 48 % (12 детей), Отмечается возросший уровень развития познавательных способностей детей. Дети научились различать мир живой и неживой природы, замечают, происходящие в природе, сезонные изменения, знают, что сделано руками человека, овладели представлениями о свойствах предмета (цвет, форма, размер, назначение), умеют обследовать и сравнивать предмет; различать пространственные отношения относительно «себя». Дети знают свою фамилию, имя, пол, возраст, адекватно отвечают на поставленные вопросы, могут развернуто рассказать о себе. Дети имеют знания о появлении и развитии человека, знания о названии родной страны, ее истории, умеют объяснять простейшие причинно-следственные связи, при экспериментировании применяют элементарные навыки исследовательской работы, умеют устанавливать равенства и неравенства групп предметов, умеют ориентироваться во временных понятиях, постоянно интересуют чем-то новым, задают соответствующие вопросы. У 52% (13 детей) «качество проявляется неустойчиво». Эти дети при сравнении групп предметов допускают ошибки, но исправляют их после наводящих вопросов, также могут допускать ошибки при определении пространственных отношений: слева — справа, но исправляет их при незначительной помощи взрослых, т. к. ребенок левша. Детей, у которых «качество не проявляется»- нет. По разделу ФЭМП, по «Игралочке» , , дети хорошо усвоили программный материал по ознакомлению с плоскими и пространственными геометрическими формами по темам: «Квадрат», «Куб», «Овал», «Прямоугольник», умеют называть эти фигуры, а также распознают их в предметах окружающей обстановки, освоили порядковый счет в пределах 10, умеют отсчитывать 10 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-10 с количеством предметов и без затруднений соотносят цифру с числом, не испытывают затруднений при сравнении предметов по длине, высоте, толщине. Большинство детей определяют пространственные отношения(впереди, сзади, между, вверху, внизу), показывают правую и левую руку. С трудом реализовывались такие как: «Цилиндр»,»Конус»,»Призма»,»Пирамида «, связанных с формированием у детей представлений о пространственных телах, дети испытали затруднения. Дети смешивали понятия геометрическая форма и пространственное тело. Поэтому больше внимания уделялось индивидуальной работе.

4. Образовательная область «Физическое развитие»

Следующие результаты: 1.Владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими: Умеет прыгать на месте, прыгать в обозначенное место, прыгать в длину с места на расстояние не менее 80см, с разбега не менее 100см 0 баллов — не укладывается в норматив 1 балл — в целом правильно выполняют задания, возможно небольшое (в пределах 5 см) несоответствие нормам 2 балла — правильное выполнение задания, укладываясь в норматив или превышая его Начало года: 1 балл — 18 человек-73% 0 баллов — 7 человек-27% Конец года: 1 балл — 4 человек-17% 2 балла — 21 человек -83% В конце года при прыжках в длину с места правильно принимают и. п, не выполняют толчок двумя ногами одновременно делая при этом взмах руками. Большинство детей правильно выполняют задания, укладываясь в норматив83% Умеет метать мячи предметы на расстояние не менее 5 м удобной рукой, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3 м; отбивать мяч на месте не менее 10 раз. 0 баллов — не может придать мячу нужное направление, правильно и на требуемое расстояние кинуть мяч 1 балл — выполняет задания, но с некоторыми недочетами 2 балла — правильно выполняют задание, укладываясь в норматив или превышая его Начало года: 1 балл -19 человек-73% 0 баллов -7 человек -27% Конец года: 1 балл -5 — человек 20% 2 балла — 21 человек — 77% К концу года дети при метании правильно принимают и т. п, стоят лицом в направлении броска, при замахе выполняют поворот в сторону бросающей руки, при броске выдерживают направление. При метании в горизонтальную цель испытываю трудности при броске прямой рукой снизу. Придают мячу нужное направление, правильно и на требуемое расстояние бросают мяч. Умеет играть в спортивные игры: городки, бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол. 0 баллов — не пытается понять и запомнить правила игр, не хочет участвовать в спортивных играх 1 балл — не очень четко запоминает правила спортивных игр, хотя имеет о них общее представление, пытается участвовать в общих играх. 2 балла — в целом знает правила спортивных игр и охотно в них участвует. Начало года: 1 балл — 24 человек-96% 0 баллов — 1 человек-4% Конец года: 0 баллов — 1 человек -4% 1 балл — 11 человек -42% 2 балла — 13 человек -54% К концу года дети охотно с большим удовольствием участвуют в спортивных играх, знают правила игр, придумывают новые варианты уже знакомых игр. Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующих возрастно-половым нормативам 0 баллов — почти по всем показателям результаты ниже нормативов 1 балл — по 1-4 показателям результаты ниже нормы 2 балла — результаты ребенка укладываются в нормативы и выше Начало года: 1 балл -22 человека-88% 0 баллов — 1 человек-4% 2 балла -2 человек-12% Конец года: 1 балл-6 человек -24% 2 балла — 19 — человек 76% Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования 0 баллов — ребенок не выражает желание участвовать в подвижных играх, при необходимости участия делает это неохотно 1 балл — ребенок участвует в играх с элементами соревнования, но спокойно, не выражая особых эмоций, ни при выигрыше, ни при проигрыше. 2 балла — ребенок охотно принимает участие в играх с элементами соревнования, сам предлагает поиграть в них, стремится к выигрышу, переживает проигрыш. Начало года: 1 балл — 16 человек-65% 2 балла — 9 человек-35% Конец года: 1 балл — 2 человек -10% 2 балла — 23 человек — 90% К концу года дети с большим удовольствием принимают участие в подвижных играх с элементами соревнований, научились сопереживать за командные неудачи или победы. Дети придумывают новые правила к уже знакомым им играм. Стремятся к победе. Умеет ходить и бегать легко, сохраняя правильную осанку. 0 баллов — движения неритмичны, неорганизованны, ребенок явно сутулится 1 балл — присутствует некоторая неритмичность движений или незначительные нарушения осанки 2 балла — движения не скованны, осанка правильная. Начало года: 1 балл — 15 человек-57% 0 баллов -1 чел-4% 2 балла -9 человек-38% Конец года: 1 балл — 6 человек -24% 2 балла — 19 человек — 76% В начале года у детей наблюдалось скованность в движении, не следили за осанкой. К концу года у детей наблюдается прямолинейность и ритмичность бега. Движения рук стремительные, у некоторых детей наблюдается несогласованность рук и ног. При ходьбе дети соблюдают направление, движение рук и ног от плеча согласованны, при ходьбе и беге соблюдают заданный темп. Движения нескованны, правильная осанка. К концу года дети следят за осанкой, их движения стали ритмичными. 2. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив: 0 баллов — не справляется с заданиями 1 балл — задания выполняет правильно но с некоторыми ошибками, которые старается тут же исправить 2 балла — правильно и четко выполняет задания А) Умеет ходить и бегать легко, ритмично с согласованными движениями рук и ног Начало года: 1 балл — 21 человек-80% 0 баллов — 1 человек-4% 2 балла — 3 человека-16% Конец года: 1 балл — 6 человек -23% 2 балла — 19 человек -77% Б) Умеет ползать, лазать, подлезать, перелезать через предметы, с одного пролета гимнастической стенки на другой(вправо, влево) Начало года: 1 балл -23 человека-92% 0 баллов — 2 человека-8% Конец года: 1 балл — 6 человек -23% 0баллов — 3 человек -12% 2балла -16 человек -65% В) Умеет прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину (не менее 75 см) и высоту, сочетает отталкивание со взмахом рук, правильно приземляется, сохраняет равновесие. Начало года: 1 балл — 22 человека-88% 0 баллов — 3 человека-12% Конец года: 1 балл — 22человека 20% 0 баллов — 3 человека — 12% В выполнении прыжков дети правильно принимают исходное положение, трудности возникают при полете и приземлении. Г) Умеет прыгать через скакалку Начало года: 1 балл -5 человек-20% 0 баллов — 20 человек-80% Конец года: 1 балл — 20 человек -79% 2 балла -5 человек 21% Д) Умеет отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросает и ловит его руками( не прижимая к груди) Начало года: 1 балл -19 человек-76% 0 баллов -5 человек-20% 2 балла — 1 человек-4% Конец года: 1 балл -5 человек -20% 2 балла -19 человек -80% Проведенный сравнительный анализ физического развития детей ( на конец года) позволил выявить следующее: явно просматривается положительная динамика в индивидуальном развитии детей по освоению содержания ОО «Физическое развитие» в старшем дошкольном возрасте..

Читайте также:  Коклюш анализы у детей инвитро

5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (Художественное творчество) Диагностическое обследование детей показало следующие результаты: на начало учебного года средний балл по группе – 1, на конец учебного года – 1,5 балла: С интересом изображает знакомые объекты и явления, самостоятельно находит и воплощает в работе поделке простые сюжеты на темы окружающей жизни. 2 балла – 46% -12 человек 1 балл – 54% — 13 человек. 0 баллов – 0 человек В создаваемых образах передает различные признаки изображаемых объектов. владеет разными художественными техниками. 2 балла – 42% -11человек 1 балл – 58% — 14 человек. 0 баллов – 0 человек Выражает свои представления доступными изобразительно — выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусства 2 балла – 55% -13 человек 1 балл – 48% — 12 человек. 0 баллов – 0 человек Все дети в группе (100%) проявляют познавательный интерес к различным видам изобразительной деятельности. Общий показатель по группе – 1,5 баллов (уровень выше среднего). Таким образом, наглядно видно, что работа по разделу художественное творчество велась правильно, воспитанники имеют положительную динамику результатов освоения образовательной программы, что соответствует возрастным целевым ориентирам. В рисовании 70% детей умеют самостоятельно пользоваться гуашевыми и акварельными красками (смешивают краски, чтобы получить новые цвета и оттенки, уверенно пользуются кистью, рисуют всем ворсом кисти или концом); В рисовании карандашами и мелками 60% детей свободно используют разные цвета и оттенки, стараются регулировать темп, амплитуду движений руки и силу нажима; Без труда передают форму изображаемых объектов, но передача характерных признаков, пропорций и взаимное размещение частей не всем удается (лишь 30% детей ). При создании сюжета 40% детей отображают несложные смысловые связи между объектами, стараются показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта. В аппликации 50% детей свободно пользуются ножницами, используют следующие способы вырезания: симметричное, силуэтное по нарисованному контуру. Могут с незначительной помощью педагога создавать предметные и сюжетные аппликации. В работе 65% детей успешно используют приемы обрывной и рельефной аппликации. В лепке 63% детей осмысленно передают форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, движение отдельных персонажей и взаимодействия в сюжете; 40% детей могут комбинировать различные способы лепки: скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный.

«Художественно-эстетическое развитие»- «Музыка. В мониторинге принимало участие – 25 детей. По итогам проведенного диагностического обследования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на конец года имеются следующие результаты: «Восприятие музыки» Начало года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 8 детей (31%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 17 детей (69%) «качество не проявляется» (0 баллов) — 0 Конец года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 15 детей (62%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 10 детей (38%) «качество не проявляется» (0 баллов) — 0 Заметные результаты показали дети в разделе «Восприятие музыки». У детей повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, и появился более устойчивый интерес к ней, могут внимательно и заинтересованно слушать незнакомое произведение продолжительностью 20-30 секунд. Дети научились определять контрастные настроения в музыке, динамические и тембровые оттенки, различают жанры в музыке. У многих детей повысился уровень развития специальных музыкальных способностей (чувства ритма, памяти, интонационного слуха). Но у некоторых детей еще вызывает затруднение рассказать о характере музыкального произведения и точно подобрать соответствующие музыкальные термины. «Пение» Начало года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 8 детей (31%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 17 детей (69%) «качество не проявляется» (0 баллов) – 0 Конец года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 17 детей (69%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 8 детей (31%) «качество не проявляется» (0 баллов) – 0 Хорошие результаты можно отметить в разделе «Пение». Дети научились исполнять песни естественным голосом, могут удерживать на дыхании более продолжительную музыкальную фразу (до 6 секунд), подпевать с удовольствием взрослым, могут прислушаться и попробовать скорректировать свое пение. Поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета. Могут петь в хоре, с подгруппой и индивидуально, с аккомпанементом и без него. Этому способствовала постепенная и систематическая работа над развитием певческих навыков. Для этой цели использовалось множество вокально-певческих упражнений, предусматривающих различные задания. Большую помощь в развитии певческих навыков (четкой дикции, артикуляции, легкости звука, правильного дыхания) оказали пособия «Музыкальный букварь», Н. Ветлугиной. Для распевания и разогрева голосовых связок использовались народные песни с плавным голосоведением и несложным ритмическим рисунком. Это помогло расширить певческий диапазон у детей. Но все же у некоторых детей недостаточно сформировано умение контролировать слухом свое пение, т. е. координация между слухом и голосом «Музыкально-ритмические движения» Начало года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 12 детей (46%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 13 детей (54%) «качество не проявляется» (0 баллов) – 0 Конец года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 16 детей (65%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 9 детей (35%) «качество не проявляется» (0 баллов) — 0 В музыкально-ритмической деятельности дети научились исполнять метрический пульс в звучащих жестах (хлопки, шлепки, притопы), а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любят манипулировать с музыкальными инструментами. Большинство детей старшей группы в полной мере освоили все виды танцевальных движений: поочерёдное выставление ног на пятку, притопы, кружение, «пружинки», легкие подскоки; Выполняют перестроения в пространстве: становятся в круг лицом и поворачиваются спиной, становятся парами по кругу, парами лицом друг к другу и спиной; двигаются врассыпную и по кругу, сужают и расширяют круг. У некоторых детей старшей группы еще вызывают затруднения при выполнении подскоков, выставлении ног на пятку с одновременным раскрыванием рук в стороны, а также затрудняются при ориентировке в пространстве и перестроениях в танцах и упражнениях. Участие детей на утренниках и развлечениях значительно улучшило их интерес в мире музыкально – театральной деятельности, дало опыт выступления перед публикой, умение овладевать своими эмоциями, а также дисциплинировало их поведение во время подготовки к ним. «Игра на детских инструментах» Начало года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 7 детей (27%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 18 детей (73%) «качество не проявляется» (0 баллов) – 0 Конец года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 13 детей (54%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 12 детей (46%) «качество не проявляется» (0 баллов) – 0 Относительно хорошие показатели усвоения программного материала отмечаются в разделе «Игра на детских инструментах». Дети любят музицировать на инструментах, знают названия основных из них, многие дети имеют четкие навыки игры метрического пульса. Исполняют в звучащих жестах и на инструментах в режиме «эхо» несложные ритмы с речевой поддержкой. Дети могут подобрать и озвучить инструментами небольшую сказку или стихотворение. Анализ общих результатов мониторинга по образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» (раздел «Музыка») в рамках реализации программы «Мир открытий» в старшей группе «А» на конец года показал, что 42% воспитанников имеют средний уровень освоения программных требований (сюда входят дети, редко посещающие детский сад); 58% — высокий уровень. Преобладание показателей высокого и среднего уровня развития музыкальных способностей к концу года свидетельствует об успешном освоении детьми требований программы по музыкальному воспитанию. Таким образом, дети усвоили программу на хорошем уровне. Воспитанники овладели необходимыми умениями и навыками в соответствии с возрастными особенностями. Т. О. по результатам диагностических исследований в начале года был определен план музыкально-образовательной работы по направлению развития музыкальных способностей через основные виды музыкальной деятельности (пение, восприятие музыки, движение под музыку, творчество, элементарное музицирование). Все виды музыкальной деятельности осуществлялись через игровой подход, который позволил повысить уровень музыкального развития детей к концу года. Таких результатов удалось добиться благодаря правильно организованной систематической работе с детьми по всем направлениям, разработанному и систематизированному перспективному календарно-тематическому планированию, созданию условий и положительного психологического микроклимата во всех видах музыкальной деятельности. А также тесного взаимодействия с воспитателями группы, педагогами–специалистами и родителями. Все виды музыкальной деятельности осуществляются через игровой подход, применяются современные формы и методы организации музыкальной деятельности, такие как игровые образовательные ситуации на музыкальной основе, творческие гостиные, игры — эксперименты со звуком, проектная деятельность, интерактивные праздники и досуги; используется системно-деятельностный метод, создаются ситуации успеха, получения удовольствия от музицирования, от общения ребенка с музыкой. Тщательно подобран музыкальный материал с использованием песен, звучащих жестов, импровизационного движения под музыку и детских музыкальных инструментов, который способствовал развитию природной музыкальности ребенка.

Проведенный мониторинг за 2015-2016 учебный год по всем образовательным областям, позволяют сделать вывод о значительном продвижении детей старшей группы в усвоении Программы «Мир открытий». Уровень развития детей соответствует положительной динамике.

Результаты мониторинга овладения образовательными областями

источник

Аналитическая справка по программе «Мир открытий»

Аналитическая справка по программе «Мир открытий» Стержановой И.И., воспитателя МБДОУ д\с 99, г. Таганрог

С 2013г. в детском саде «Родничок» вторая младшая группа «Радуга» начала образовательно-воспитательный процесс по программе «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой и других педагогов. Воспитатели второй младшей группы «Радуга» начали разрабатывать перспективные планы, опираясь на программы: Л.Г. Петерсон «Учусь учиться», И.А. Лыковой «Цветные ладошки», по развитию речи – разработки занятий О.С. Ушаковой.

Данная программа предусматривает индивидуальный маршрут развития для каждого ребенка, что обеспечивается на основе принципов «минимакса» и обеспечения комфортности жизнедеятельности.

В каждой образовательной области цели и задачи программы «Мир открытий» конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями детей. Успешной, на наш взгляд, является технология «Ситуация», которая вместо занятий предлагает развивающие ситуации. Детям предлагается материал для анализа, исследования – понимания причин, применения правил проектирования, переработка информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни.

А теперь я расскажу, какие технологии программы использую на своих игровых ситуациях, прежде всего это принцип психологической комфортности, что это значит: создание доверительной, доброжелательной атмосферы, снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса. Я выступаю в роли старшего друга, наставника, партнера, помощника, организатора. Моя задача – пробуждать и поддерживать живой интерес детей, их любознательность, желание продуктивно действовать, активно познавать окружающий мир, испытывая при этом радость открытий. На своих игровых ситуациях я задаю вопрос: «Вы хотите. », тем самым показываю возможность свободы выбора детей игровой деятельности. Мы в практике встречаемся с такими детьми, которые отказываются от деятельности, но должны соблюдаться общие правила: при отказе от общей игры можно сидеть на стульчике и наблюдать за другими детьми. Обычно очень скоро ребенок возвращается, т.к. сидеть неинтересно, когда твои друзья играют и участвуют в интересном действии. Например, Сащенко Егор, первый месяц пребывания в д/с, он сидел на детском кресле и нигде не принимал участия, затем стал рисовать, лепить, ходить на муз. и физ. занятия. Включаться в совместные игры, слушать вместе с другими детьми сказки, активно играть на прогулке. Следующий вопрос: «Что для этого надо?», если воспитанники затрудняются , я задаю наводящие вопросы.

У детей есть возможность обсуждать, действовать, отображать, переделывать, добавлять и т.п.

На своих игровых ситуациях я стараюсь планировать, продумывать и насыщать их развивающим содержанием, чтобы детям было интересно, доступно каждому ребенку в той или иной ситуации, а так же, чтобы он чувствовал себя комфортно в ней.

В течение года (сентябрь – май)я столкнулась с трудностями реализации образовательно-воспитательного процесса по программе «Мир открытий». Не всегда программа по разным видам деятельности, таких как: «Математика», «Развитие речи», «ИЗО» совпадают с основной темой месяца. Мне приходилось менять или добавлять игровые ситуации в зависимости от основной темы. Возникали трудности у детей с индивидуальным психо-педагогическим развитием. Не каждый ребенок может выразить вслух свое понимание ситуации, проанализировать ее и найти выход.

Анализируя эффективность и результативность в реализации данной программы, я нахожу много плюсов:

  • Приближение образовательно-воспитательной ситуации к реальной действительности жизни, что помогает личностному принятию их ребенком;
  • Учит детей общаться в ситуациях, которые будут отражать модель социума.

Ценным, на наш взгляд, является то, что программа находит эмоциональный отклик и у детей, и у их родителей.

Родители с большим интересом включаются образовательно-воспитательный процесс:

  1. Помогают в обогащении развивающей среды в группе;
  2. Активны в повседневной жизни;
  3. Делятся своими проблемами в воспитании детей;
  4. Охотно выступают на родительских собраниях;
  5. С удовольствием участвуют в утренниках, развлечениях.

После родительского собрания в начале учебного года я познакомила с новой программой, ее целями и задачами. Родители с пониманием отнеслись и согласились со мной, чтобы дети развивались по программе «Мир открытий». Я считаю, что программа заслуживает дальнейшей реализации в детской организации, так как она позволяет в союзе родителей и педагогов детям успешно приобрести полноценный жизненный опыт, а так же дает ребенку возможность для самореализации в социуме.

источник

От младенчества до поступления в школу

  • СоответствуетФГОС ДО.
  • Успешно прошла общественную и научную экспертизу и получилагриф УМО (размещена в навигаторе ОП ДО).
  • Разработана ведущими авторами парциальных программ.
  • Обеспечивает преемственность ДО – НОО.
  • Включает в себя Педагогический мониторинг предпосылок УД.
  • Широко апробирована, обеспечена методически и технологически (технология «Ситуация»).

Комплексная образовательная программа «Мир открытий» (под общей научной редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой) успешно прошла общественную и научную экспертизу.

Новая редакция программы «МИР ОТКРЫТИЙ» переработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа апробирована в 57 субъектах РФ, успешно прошла общественную и научную экспертизу, рекомендована УМО в качестве комплексной образовательной программы дошкольного образования и включена в Навигатор образовательных программ дошкольного образования.

Научный руководитель Программы – д.п.н., профессор, Людмила Георгиевна Петерсон.

Научно-методический совет Программы: д.п.н. Петерсон Л.Г., д.п.н. Лыкова И.А, д.п.н. Рыжова Н.А., к.филол.н. Бережнова О.В., к.п.н. Буренина А.И., Абдуллина Л.Э.

Редакционный совет Программы: д.п.н. Петерсон Л.Г., к.филол.н Бережнова О.В., к.п.н. Васюкова Н.Е., д.п.н. Лыкова И.А., к.психол.н. Родина Н.М., д.п.н. Рыжова Н.А., к.психол.н. Трифонова Е.В., Абдуллина Л.Э.

В авторский коллектив Программы вошли ведущие специалисты в области дошкольного образования: Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э., Бережнова О.В., Богуславская Т.Н., Бойко В.В., Буренина А.И., Васюкова Н.Е., Верховкина М.Е., Грибова О.Е., Григорьева Г.Г., Касаткина Е.И., Коломийченко Л.В., Кочемасова Е.Е., Кубышева М.А., Лыкова И.А., Мякишева Н.М., Некрасова А.А., Обухов А.С., Попова М.Н., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Савенков А.И., Суздальцева Л.В., Тимофеева Л.Л., Трифонова Е.В., Тютюнникова Т.Э., Ушакова О.С., Файзуллаева Е.Д., Швецова М.Н. и др.

Программа задает базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие. Программа обеспечена полным комплектом методической литературы.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.

— «Мир открытий» – это отечественная программа, предлагающая конкретный педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с запросом современного социума.

— «Мир открытий» – современная программа, базирующаяся на общих законах организации и развития деятельности человека.

— «Мир открытий» – развивающая программа, определяющая условия развивающего взаимодействия и саморазвития всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей;

Читайте также:  Коклюш у детей результат анализа

— «Мир открытий» – здоровьесозидающая программа, направленная на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольного образования.

— «Мир открытий» – программа, обеспечивающая преемственность между дошкольным и начальным уровнями общего образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на протяжении всей жизни человека.

— «Мир открытий» – программа открытого типа, расширяющая возможности педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей.

Многие разделы программы «МИР ОТКРЫТИЙ» разработаны на основе парциальных и авторских программ, прошедших многолетнюю апробацию в детских садах разных регионов России и ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Литва, Узбекистан, Украина, Эстония). В том числе:

Младенческий и ранний возраст
Г.Г. Григорьева, Г.Г. Груба, Е.В. Зворыгина и др.

Программно-методический комплект «Кроха».

Ушакова О.С., Лыкова И.А., Буренина А.И., Сундукова А.К. и др.

Программно-методический комплект «Теремок»
(эстетико-ориентированное и здоровьесозидающее воспитание).

Социально-коммуникативное развитие
Коломийченко Л.В.

(социально-коммуникативное развитие и социальное воспитание).

Программа «Детская безопасность»

(интеграция принципов культуросообразности и природосообразности).

Программа «Формирование культуры безопасности».

Познавательное развитие
Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л.

Программа «Ребенок и окружающий мир» (познавательное развитие).

Программа «Умные пальчики» (конструирование).

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.

Программа «Игралочка» (математическое развитие).

Программа «Наш дом — природа» (экологическое образование).

Речевое развитие
Ушакова О.С.

Программа «Мир звуков и букв» (подготовка к обучению грамоте)

Художественно-эстетическое развитие
Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э.

Программа «Тутти» (музыкальное воспитание).

Программа «Умелые ручки» (художественный труд).

Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество).

Физическое развитие
Бойко В. В., Бережнова О.В.

Верховкина М.Е., Коваленко В.С. и др.

«К здоровой семье через детский сад»

(сохранение и формирование здоровья детей и их родителей).

Обучение второму языку
Протасова Е.Ю., Родина Н.М.

Программа «Обучение дошкольников иностранному языку. Little by Little».

Программа «Двуязычный детский сад».

Мультикультурный подход
Лыкова И.А., Протасова Е.Ю., Родина Н.М.

Программа «Венок культур» (ознакомление детей с народами России)

Модульная программа «Цветной мир»/ Под ред. Т.В. Волосовец, И.А. Лыковой

источник

ЛАРИСА КАЛЕНКИНА
Освоение комплексной программы «Мир открытий». Образовательная область «Физическое развитие»

Семинар – практикум по теме:

Освоение комплексной программы «Мир открытий».

Образовательная область «Физическое развитие».

«Мир открытий» — это комплексная программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО. Одной из основных особенностей программы являются здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии, направленные на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной образовательной организации.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящим ущербу организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Физическое развитие – динамический процесс роста и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. С одной стороны, этот процесс отражает общие закономерности роста и развития организма, с другой – существенно зависит от социальных, экономических, санитарно – гигиенических и других условий. Первые годы жизни ребёнка характеризуются интенсивным формированием всех органов и систем организма, качественными изменениями физического и нервно – психического развития. К трём годам ребёнок овладевает всеми основными двигательными навыками, начинают развиваться такие физические качества как гибкость, координация, формируется костная система. В этом возрасте ребёнок легко обучается. Всякое системное воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменения поведения ребёнка. Именно поэтому целью парциальной программы физического развития детей 3-7 лет «Малыши крепыши» является охрана и укрепление физического и психического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, развитию его физических качеств и совершенствование двигательных навыков.

Цели и задачи реализации программы.

Цель: охрана и укрепление здоровья ребёнка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование его двигательных навыков на основе индивидуально – дифференцированного подхода.

— охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия;

— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ (гигиенических навыков, приёмов закаливания и др.);

развитие основных физических качеств ребёнка (скорости, гибкости, силы, выносливости, ловкости) и умение их использовать в повседневной жизни;

развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка;

— воспитание воли, смелости, настойчивости и дисциплинированности;

-формирование предпосылок учебной деятельности.

Особенности физического развития детей дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте происходит физическое развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По сравнению с ранним возрастом, движения детей четвёртого года жизни становятся более разнообразными и координированными. Они активно двигаются, часто упражняются в ходьбе, беге, прыжках, ползании и лазании, катании, бросании и ловле предметов.

На четвёртом году жизни у детей формируются элементарные навыки совместной игровой и двигательной деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения. Обладая определённым запасом движений, дети ещё не способны заботиться о результатах своих действий, они поглощены самим процессом. Наряду с этим движения детей приобретают всё больше акцентированный характер. Они уже способны выполнять различные движения по своему усмотрению и по указанию воспитателя.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания знакомым образам. Дети более сознательно следят за показом движений педагога, стараясь выслушать все его пояснения.

Сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движение транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей («Кот и мыши», «Поезд», «Наседка и цыплята», «Автомобиль», «Лошадка» и др.)

У детей четвертого года жизни происходит развёртывание разных видов деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности в течении дня.

Характеристика физического развития детей пятого года жизни.

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят преднамеренный характер. Детям интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных движений, которые становятся более координированными.

Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх.

Подвижные игры позволяют формировать ответственность за выполнение правил и достижение определённого результата. Дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но часто не соизмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности. Для большинства детей 4-5 лет характерно недостаточно чёткое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.

Характеристика физического развития детей шестого года жизни.

На шестом году жизни совершенствуется физическое развитие детей: стабилизируются физиологические функции и процессы, укрепляется нервная система.

Детям 5-6 лет свойственна высокая потребность в движениях. Двигательная активность становиться всё более целенаправленной, зависимой от эмоционального состояния и мотивов деятельности. Дети овладевают сложными видам движений и различными способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники.

На шестом году жизни значительно улучшаются показатели ловкости. Дети овладевают более сложными координационными движениями (прыжки по скамейке, ходьба и бег по наклонной плоскости и др., быстро приспосабливаются к изменяющейся ситуации, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений.

Характеристика физического развития детей седьмого года жизни.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма: стабилизируются все физиологические функции и процессы, совершенствуется нервная система, повышается двигательная культура.

Движения детей 6-7 лет становятся всё более осмысленными, мотивированными и целенаправленными. Старшие дошкольники осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу, выбирая различные способы её решения. В процессе выполнения двигательных заданий проявляются скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и выносливость.

Дети способны к продолжительной двигательной деятельности низкой и средней интенсивности, готовы к незначительным статическим нагрузкам.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы.

Физическое развитие детей проводится с учётом их здоровья по следующим направлениям:

образовательная деятельность.

Эти направления тесно взаимосвязаны между собой и неотделимы друг от друга.

Оздоровительная деятельность (закаливание) включает следующий комплекс мероприятий: проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой – и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Важную оздоровительную роль играет развитие творчества в двигательной деятельности. Оно способствует раскрытию потенциальных возможностей организма, создаёт условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию с самим собой, природой, окружающими людьми.

Образовательная деятельность включает в себя следующие формы организации двигательной деятельности детей:

— утренняя гимнастика, оздоровительная гимнастика пробуждения, ритмическая гимнастика;

— занятия по физическому развитию в спортивном зале и на воздухе;

— физкультурные минутки и паузы, подвижные игры, двигательные задания, спортивные игры и упражнения;

— физкультурные праздники и развлечения, спортивные досуги и соревнования, эстафеты.

Для проведения занятий рекомендована спортивная форма и обувь, как для детей, так и для педагогов: взрослому для того, чтобы показать эталон – идеальный образец движения, а детям, чтобы было удобно выполнять задание.

Занятия по физической культуре проводят два педагога (инструктор и воспитатель) при ведущей роли инструктора. Рассмотрим модели организации подгрупповой работы.

— инструктор занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными, и наоборот;

— инструктор занимается с ребёнком индивидуально, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;

— инструктор и воспитатель занимаются с подгруппами детей;

— инструктор показывает и объясняет упражнения, воспитатель исправляет у детей неправильные позы;

-инструктор и воспитатель участвуют в подвижной игре.

Воспитательная направленность должна прослеживаться в процессе организации всех форм двигательной активности детей. Особое внимание при этом необходимо уделить организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Её правильная организация позволит:

— повышать физкультурную грамотность дошкольников;

— стимулировать положительную мотивацию детей к занятиям и другим формам организации двигательной активности;

— формировать у детей основы правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; воспитания физических качеств

— формировать у детей организационно-методические умения, дающие возможность дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль;

— решать сугубо воспитательные задачи, в том числе воспитания личностных качеств детей (эстетических, нравственных и т. д.)

— содействовать развитию у дошкольников психических процессов.

Способы и направления поддержки самостоятельной двигательной деятельности дошкольника.

Для гармоничного развития ребёнка огромную роль имеет самостоятельная двигательная деятельность. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях создания педагогами рациональной, предметно развивающей среды физкультурно-оздоровительной направленности, обеспечивающей выбор каждым ребёнком двигательной деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Детская самостоятельность- это не столько умение ребёнка осуществлять определённое действие без помощи посторонних и постоянного контроля со стороны взрослых, сколько инициативность и способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения в социально приемлемых формах.

Проявляя самостоятельность, инициативу, дошкольник пробует свои силы, закрепляет умения и удовлетворяет естественные потребности в движении. Ребёнок в этот момент выбирает те движения, которые ему сейчас интересны. Действуя в этой деятельности независимо от взрослого, малыш заражается положительными эмоциями. Задача педагогов- организовать жизнь ребёнка так, чтобы самостоятельная, двигательная деятельность составляла не менее 2/3 от общей двигательной активности.

Факторы, влияющие на проявление самостоятельной двигательной активности: наличие ПРС физкультурно-оздоровительной направленности; личный двигательный опыт; степень развития самостоятельности; пол; самочувствие; мотивация; время суток; климатические и гигиенические условия.

Показателями успешности проведения организационной самостоятельной двигательной деятельности являются следующие: достаточный объём двигательной активности; разнообразие использованных умений, подвижных игр; хорошее настроение; умение организовать игру и поддержать положительные взаимоотношения между детьми.

Для организации активной самостоятельной двигательной деятельности детей педагог должен уметь: наблюдать, видеть всех детей для своевременного оказания помощи;

— привлекать детей к размещению и уборке физкультурных пособий, инвентаря и оборудования в группе, на участке, стимулируя тем самым желание выполнять движения;

— поощрять самостоятельные действия детей, хвалить их;

— менять расположение физкультурных пособий, инвентаря и оборудования;

— знакомить детей с новым физкультурным пособием, инвентарём и оборудованием и показывать разные способы действий с ними;

— строить с детьми элементарные «полосы препятствий», используя для этого физкультурный инвентарь. Учить детей по-разному преодолевать их;

— использовать индивидуально – дифференцированный подход при руководстве двигательной деятельностью детей с разным уровнем двигательной активности.

Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Информационные: наглядная пропаганда ЗОЖ (рекламные буклеты, листовки, публикации, памятки для родителей);

организационные: родительские собрания, в том числе тематические, анкетирование родителей по вопросам физического развития дошкольников;

просветительские: тематические встречи с привлечением медсестры, врача, педагогов спортивных школ;

практико – ориентированные: участие родителей в мастер- классах по теме, (а также их самостоятельное проведение, участие родителей в Днях здоровья, спортивных праздниках, досугах и развлечениях; создание семейного портфолио спортивных достижений.

Личный пример воспитателя, его отношение к физической культуре формирует у детей необходимые привычки и навыки, которые составляют основу здорового образа жизни.

Конспект непрерывной образовательной деятельности (образовательная область «Физическое развитие») Тема : Использование оздоровительных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Группа: старшая группа. Программые задачи:.

Конспект НОД «Мамины помощники» для старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Физическое развитие» Конспект НОД «Мамины помощники» для старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Образовательная область «Физическое развитие». Карты анализа Анализ занятия по физкультуреФ. И. О. воспитателя: Группа: количество детей: Начало ООД:___ ч ___ мин, окончание ___ч ___мин. Дата:___20__г.

Конспект занятия по игровому стретчингу «Весёлые овощи» Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «Весёлые овощи» (игровой стретчинг)Задачи: Оздоровительные • улучшать функциональное.

Перспективный план работы Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Материалы, оборудование Методы, приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень (5 часть) 10 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология, как наука о здоровье». Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на.

Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень — 6–10 класс (3 часть). 8 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология – наука о здоровье». Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на начало.

Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень — 6–10 класс (4 часть) 9 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология – наука о здоровье» Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на начало.

Содержание воспитательной программы «Охрана здоровья и физическое развитие». II ступень — 6–10 класс (1 часть) 6 классВведение. 1 Вводное занятие «Валеология – наука о здоровье» Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на начало.

Содержание воспитательной программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень — 6–10 класс (2 часть) 7 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология – наука о здоровье» Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на начало.

источник

АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ ФГОС ДО

Задачей нашего исследования является анализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО. Для анализа мы выбрали следующие программы: «Мозайка» (Авторы: В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева), «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Радуга» (Авторы С. Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, Е.А. Екжанова), «Истоки» (Авторский коллектив: Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г., Богина Т.Л., Васюкова Н.Е., Волкова Е.М., Воробьева И.Н., Давидчук А.Н.¸ Иванкова Р.А., Казакова Т.Г., Качанова И.А., Кондратьева Н.Л., Лыкова И.А., Обухова Л.Ф., Павлова Л.Н., Парамонова Л.А., Петрова В.А., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Тарунтаева Т.В., Тарасова К.В., Тимофеева Е.А., Трифонова Е.В., Урадовских Г.В) , «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.

Читайте также:  Количественный анализ на цитомегаловирус у детей

Анализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО

Программы

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей,

имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни

Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка

Обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

создание благоприятных условий для

полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,

к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

расширение возможностей развития личностного потенциала

и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.

Накопление ребенком культурного опыта

деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с

окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем

(в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании

целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию,

саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Проанализировав ФГОС ДО, можно сделать вывод, что главной целью является равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, которая совпадает только с программами «Истоки» и «Мозайка».

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого)

обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей,

имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной

программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное

эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени

и при переходе к обучению в начальной школе

обеспечивать охрану здоровья

Способствовать физическому развитию

Способствовать физиологическому развитию

Способствовать становлению деятельности

Способствовать становлению сознания

Закладывать основы личности

Создавать атмосферу социального комфорта

Создавать условия для творческого самовыражения

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;

приобщение детей через соответствующие их индивидуально-

возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;

развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

реализация вариативных образовательных программ;

соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного- разовательного процесса

Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и

психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание

комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок

чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают

• развитие социальных, нравственных,

эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для

в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и

творить самого себя в основных формах человеческой деятельности,

готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

формирование общей культуры личности ребенка, в том числе

ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности,

инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной

• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми,

взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и

идеалов, прав свободного человека;

• воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости

— нравственных и социокультурных

ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах

социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

оздоровительных ресурсов семьи и

дошкольной организации на основе традиционных духовно

ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с

семьей, оказание ей психолого

педагогической поддержки, повышение

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей;

• обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания

образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности

на всех этапах жизни человека.

Проанализировав ФГОС ДО, можно сделать вывод, что со стандартом совпадает большинство задач проанализированных программ, которые направлены на охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка ; формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ ; формирования социокультурной среды.

поддержки разнообразия детства;

● сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как

● полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного

детства, амплификации (обогащения) детского развития;

● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого

ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными

● содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития

детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

● формирования познавательных интересов и познавательных действий

в различные виды деятельности;

● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте

заключается в том, что всякое частное должно вы

ступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений,

на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети

в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них

объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы, прогноз

проигрывать некоторые результаты и находить творческие решения. Это обеспечивает системный подход к организации содержания.

2.Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа,

родной язык, рисование и др.), а с другой- существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное

поле детей. Это активизирует у детей собственную интерпретацию разных явлений

вербальными, так и невербальными средствами. У детей развиваются широкие

смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский).

3.Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных

ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления

4.Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости

и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и

т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления.

5.Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами:

Как самостоятельного, до предъявления взрослым какой

-либо задачи, так и диктуемого условиями задачи, предложенной педагогом. Широка

я ориентировка в свойствах

материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную

на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креативности.

6.Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность,

уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его

7.Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой

на зрительное восприятие (визуальное), другие- на слуховое (аудиальное), а третьи — на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то

же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить

его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия.

8.Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании,

в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.

9.Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так девочки более

успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано

(эмоционально или нет), а мальчики

на смысл; в движении девочки более выразительны,

более выносливы и др. (Т.П. Хризман). Однако очень настораживает излишнее педалирование сегодня гендерной направленности в образовании,

что может привести к искаженным представлениям.

10.Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продуктивных действия детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и продуктивных действий

Принцип комплексности: в программе объединены элементы арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики.

Органическое сочетание обучения с воспитанием

Развивающий характер обучения, который предполагает активное использование методов моделирующих действий.

Эмоционально- деятельностный подход и сотворчество воспитателя и детей.

Практическая направленность занятий математикой и их привлекательность для дошкольников.

Всесторонний учет возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Преемственность содержания обучения в детском саду с примерной программой по математике в начальной школе.

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может

быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности

(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум-

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе

реализации которых формируются такие качества, которые являются

ключевыми в развитии дошкольников

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,

спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения

• предусматривает решение программных образовательных задач в

совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных

возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости

от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой

1.Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

2.Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.

3.Реализация Программы в формах, специфических для детей

данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

4.Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными

особенностями и склонностями.

5.Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим

6.Вариативность организации дошкольного образования

Совместная с семьей забота о сохранении и формировании

психического и физического здоровья детей.

• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение

(амплификация) детского развития.

психологических и личностных особенностей

ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида

темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия

способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе,

• Целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и

саморазвитию всех участников образовательных отношений

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей),

признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

(игровой, коммуникативной, познавательно

изобразительной, музыкальной и др.)

• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

• Формирование познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности

• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

• Учет этнокультурной ситуации развития детей

• Построение партнерских взаимоотношений с семьей

• Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего

Проанализировав ФГОС ДО, можно сделать вывод, что в целом со стандартом совпадают только 2 программы – «Мозайка» и «Мир открытий», по принципам сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями; сотрудничества детей и взрослых; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

источник