Меню Рубрики

Анализ положения детей в рф 2013

№ 313 — 314
10 — 31 декабря 2007

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основу системы социальной защиты составляют: 1) страховые и нестраховые социальные денежные субсидии, 2) пособия на оплату товаров и услуг, предоставляемых определенным категориям населения, и 3) социальные услуги для наиболее уязвимых групп населения (пенсионеров, инвалидов, сирот и др.) Наиболее распространенными типами пособий являются: (1) пособия по временной нетрудоспособности; (2) ежемесячные пособия на детей в возрасте до 16 лет и учащихся в возрасте до 18 лет; (3) пособия по безработице.

На протяжении приблизительно 15 лет наблюдалась тенденция к снижению государственной поддержки семей, имеющих детей, которая выражалась в сокращении расходов на пособия семьям и по беременности и родам. Если в 1991 году на семейные пособия и пособия по беременности родам приходилось 77,3 процента от общего объема средств, в 1995 года эта доля упала до 54 процентов, а к 2003 году она составила всего лишь 32,4 процента. Это изменение было вызвано отменой пособий на всех детей и переходом на выплату пособий только детям из бедных семей.

В 2006 году правительство России предприняло активные шаги по преодолению демографического кризиса, предложив значительное увеличение существующих пособий детям и матерям, а также новые меры. Начиная с января 2007 года, началась реализация следующих новых положений, основанных на предложениях, сделанных в 2006 году:

  • Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до 18 месяцев до 1500 рублей (приблизительно 57,7 долларов США) на первого ребенка и 3000 рублей (около 113,48 долларов США) по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия не может превышать 6000 рублей в месяц (около 230,77 долларов США);
  • Введение нового единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в альтернативную семью в размере 8000 рублей (около 307,70 доллара США);
  • Проведение диспансеризации детей, которые находятся в домах ребенка;
  • Выделение материнского капитала в размере 250 тысяч рублей женщине, родившей или усыновившей второго или последующего ребенка. Использовать эти деньги матери могут на приобретение жилья с использованием ипотеки или иных систем кредитования; на все виды образования или на накопительную часть пенсии. Право распоряжаться капиталом предоставляется только при достижении ребенком 3 лет;
  • Увеличение стоимости родового сертификата до 3000 рублей (около 113,48 доллара США) в период беременности и до 7000 рублей (около 270 долларов США) в период родов, а также
  • Компенсация затрат родителей за содержание ребенка в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях: за первого ребенка — на сумму, равную 20 процентам; за второго — 50 процентов; за третьего ребенка и последующих детей — 70 процентов от среднего размера оплаты.

Дошкольные образовательные учреждения (конец года) (стр. 65)

Количество дошкольных образовательных учреждений (тыс.)

Количество детей в дошкольных образовательных учреждениях (тыс.)

Количество детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях

Охват детей в возрасте 3–6 лет дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от общего числа

Общее число детей, оставшихся без попечения родителей (тыс.) (стр. 84)

Воспитываются в интернатных учреждениях

Учтено детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав

Количество сексуальных преступлений в отношении детей и подростков (стр. 88)

Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом не достигшем 14-летнего возраста

Незаконное распространение порнографических материалов или предметов

В выполненном экспертами ЮНИСЕФ анализе положения детей в Российской Федерации делается попытка оценить успехи в реализации Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, которые касаются детей и направлены на решение глобальных проблем бедности и голода, детской и материнской смертности, ВИЧ/СПИДа и других заболеваний и в то же время способствуют достижению всеобщего начального образования, гендерного равенства, экологической устойчивости и глобального партнерства в области развития к 2015 году. Основное внимание в анализе уделено глубинным и структурным причинам проблем, с которыми сталкиваются дети; в нем указывается, как государство решает эти проблемы, и предлагаются дальнейшие действия по ускорению прогресса.

Значительное число детей в России все еще живут в бедности, лишены родительской заботы и подвергаются дискриминации. Цель данного доклада — представить краткую, но тем не менее всестороннюю оценку положения детей в Российской Федерации и проанализировать основные проблемы, которые мешают осуществлению прав детей, учитывая принципы Конвенции о правах ребенка и принятые во многих странах мира Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия.

В докладе утверждается, что возросшее внимание к осуществлению прав ребенка и вложению средств в развитие детей поможет создать основу для успешного, стабильного и устойчивого развития в России.

Сокращения
Предисловие
Российская Федерация: основные статистические данные
Введение
Поддержка ЮНИСЕФ Повестки дня тысячелетия
Цель доклада
Методология и структура доклада

ГЛАВА 1: Обзор ситуации в стране

1.1 Введение
1.2 Текущее положение
1.2.1 Экономика России
1.2.2 Демографическая ситуация
1.2.3 Уровень жизни
1.2.3.1 Характеристика бедности
1.2.4 Система социальной защиты и ее влияние на улучшение бедственного положения семей с детьми
1.2.5 Гендерные проблемы
1.3 Меры, принимаемые правительством

ГЛАВА 2: Охрана здоровья детей и матерей

2.1 Введение
2.2 Текущее положение
2.2.1 Основные показатели здоровья
2.2.1.1 Коэффициент материнской смертности
2.2.1.2 Коэффициенты младенческой смертности и смертности детей в возрасте до 5 лет (детской смертности)
2.2.2 Репродуктивное здоровье
2.2.2.1 Беременность
a) Дородовой уход
б) Беременность среди подростков
2.2.2.2 Аборты
a) Аборты среди девушекHподростков
2.2.3 Развитие детей в раннем возрасте
2.2.3.1 Иммунизация против инфекционных болезней
2.2.3.2 Исключительно грудное вскармливание
2.2.3.3 Питание
2.2.3.4 Дефицит йода и питательных микроэлементов
2.2.4 ВИЧ/СПИД и ИППП
2.2.4.1 ВИЧ среди подростков
2.2.4.2 Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП)
2.2.5 Туберкулез
2.2.6 Поведение молодежи, сопряженное с риском
2.3 Непосредственные и глубинные причины
2.3.1 Низкий уровень осведомленности
2.3.1.1 Осведомленность широких слоев населения о профилактике заболеваний
2.3.1.2 Осведомленность подростков в вопросах репродуктивного здоровья
2.3.1.3 Осведомленность широких слоев населения и медицинских работников относительно ВИЧ/СПИДа и других инфекционных заболеваний
2.3.2 Доступ к услугам
2.3.2.1 Региональные и территориальные различия
2.3.2.2 Доступность услуг
2.3.2.3 Услуги с учетом возраста и потребностей молодежи
2.3.2.4 Стигматизация и дискриминация в доступе к услугам
2.3.3 Государственная политика в области здравоохранения — необходимость принятия профилактических мер
2.4 Меры, принимаемые правительством
2.4.1 Репродуктивное здоровье
2.4.2 Развитие детей в раннем возрасте
2.4.3 ВИЧ/СПИД
2.4.4 Молодежная политика
2.5 Рекомендации по расширению прав детей

ГЛАВА 3: Образование: проблемы и возможности

3.1 Введение
3.2 Текущее положение
3.2.1 Обзор системы образования в России
3.2.2 Дошкольное образование
3.2.3 Начальное и среднее образование
3.2.3.1 Доступ к образованию
3.2.3.2 Качество образования
3.2.4 Существующие возможности в области образования для детей
с особыми потребностями
3.3. Непосредственные и глубинные причины
3.3.1 Ограниченность доступа к обучению в школах в рамках общеобразовательной системы
3.3.1.1 Физические препятствия
3.3.1.2 Отсутствие информации/специальных знаний
3.3.1.3 Присвоение «ярлыка необучаемости»
3.3.2 Рост стоимости образования
3.3.3 Пересмотр образовательных программ
3.3.4 Преподавательский потенциал
3.3.5 Качество механизмов контроля
3.3.6 Неравенство в доступе к образованию
3.4 Меры, принимаемые правительством
3.5 Рекомендации по расширению прав детей

4.1 Введение
4.2 Текущее положение
4.2.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей
4.2.2 Насилие в отношении детей
4.2.2.1 Насилие в семье/Жестокое обращение с детьми
4.2.2.2 Торговля детьми и сексуальное насилие
4.2.3 Особые проблемы детей Северо-Кавказского региона
4.2.4 Дети и подростки, совершившие правонарушения
4.3 Непосредственные и глубинные причины
4.3.1 Распад семей
4.3.2 Социальные услуги для детей
4.4 Меры, принимаемые правительством
4.4.1 Вмешательство в кризис семьи на раннем этапе/Воспитание
в альтернативных семьях
4.4.2 Независимая структура контроля за соблюдением прав ребенка
4.4.3 Система правосудия в отношении несовершеннолетних
4.4.4 Законодательные меры в отношении проблем насилия и эксплуатации
4.5 Рекомендации по расширению прав детей

ГЛАВА 5: Участие молодежи в жизни общества

5.1 Введение
5.2 Текущее положение
5.2.1 Более высокий уровень рисков
5.2.2 Ограниченное участие в политической и общественной жизни
5.2.2.1 Политические интересы
5.2.2.2 Участие в общественной жизни
5.2.3 Трудовая активность молодежи
5.3 Непосредственные и глубинные причины
5.3.1 Отсутствие навыков лидерства и недостаточная вовлеченность в жизнь общества
5.3.2 Отсутствие систем эффективного мониторинга участия молодежи в общественной жизни
5.4 Меры, принимаемые правительством
5.5 Рекомендации по расширению прав детей

источник

Забота о детях всегда была частью государственной политики, направленность которой менялась на разных этапах исторического развития России. Сейчас, когда, казалось бы, многие социальные потрясения позади и нет места для тревоги за будущее наших детей, действительность свидетельствует об обратном: налицо катастрофическое положение ребенка как в семье, так и в обществе. На это обращается внимание в Указе № 761, где в рамках национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. определены основные направления и задачи государственной политики в данной сфере, в частности:

  • – повышение доступности и качества медицинской, а также социальной помощи матерям и детям;
  • – техническая модернизация детских поликлиник и больниц;
  • – поддержка молодых и многодетных семей;
  • – увеличение количества семей с тремя и более детьми;
  • – введение для семей с тремя и большим количеством детей дополнительных налоговых льгот, распространив их на все семьи с детьми;
  • – совершенствование законодательства о благотворительной деятельности;
  • – решение проблемы устройства детей в дошкольные организации.

Каждое из названных направлений касается наиболее острых вопросов охраны детства в современной России. Здесь и способы улучшения материального положения семей с детьми, забота об обеспечении права ребенка на охрану его здоровья, поиск способов устройства ребенка дошкольного возраста на время, пока родители работают.

Реализации перечисленных направлений способствуют различные отрасли законодательства, в частности административное, гражданское, пенсионное, трудовое, уголовное, экологическое. Семейное законодательство как таковое, в свою очередь, служит обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных СК. В их числе главное право ребенка – на жизнь и воспитание в семье, которое реализуется далеко не всегда. Неслучайно Комитет ООН по правам ребенка, рассмотрев еще в 2005 г. третий периодический доклад России заключил: «Комитет обеспокоен ростом числа детей, находящихся на попечении в интернатных учреждениях, и тем, что усилия, направленные на осуществление национальной политики по их деинститунационализации, не привели к сокращению числа детей, находящихся в этих учреждениях». К тому же Комитет также обеспокоен тем, что нс предпринимается достаточно усилий по обеспечению альтернативных видов семейного попечения.

Охрана детства, т.е. создание предпосылок для нормального развития ребенка, во многом зависит от семейного микроклимата. В благополучной семье, как правило, нет насилия в отношении ребенка, он не приобщается с ранних лет к алкоголю, не ищет спасения среди беспризорников, не пополняет ряды правонарушителей. Вот почему важно вовремя узнать, что ему в семье грозит опасность или семья нуждается в помощи в любом ее проявлении. «Детей, чаще всего сирот, детей из неблагополучных семей, вовлекают в наркоманию, проституцию, в другие криминальные сферы». Отсюда, во-первых, проблема помощи семье, когда за нею обращаются; во-вторых, выявление семей, где находиться несовершеннолетнему уже нельзя, что связано с так называемым сопровождением таких семей. Каким ему быть – пока неясно. Что касается помощи, то она осуществляется в различных формах, которые зависят от состава семьи, степени нуждаемости в помощи, уровня материальной обеспеченности семейного коллектива, количества детей в семье, состояния их здоровья. Причем речь может идти как о благополучных, так и неблагополучных семьях. В первом случае источником неблагополучия обычно служат конфликты, возникающие в семейно-правовой сфере, которые разрешаются, должны разрешаться с помощью семейного законодательства. Во втором, подразумеваются «социально больные» семьи, находиться в которых опасно для несовершеннолетних из-за алкоголизма, наркомании родителей, отсутствия с их стороны всякой заботы о насущных потребностях детей – особенно малолетних.

Еще одна разновидность помощи детям – активная поддержка осиротевших детей, в том числе социальных сирот, что заключается в более широком использовании существующих форм их устройства (на усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью). Субъектам РФ предоставлено право предусматривать как одну из форм устройства патронат. Поэтому для нашего времени характерно стремление сократить количество детских учреждений, где несовершеннолетние находятся на полном государственном попечении.

Государственную политику Российской Федерации начала XXI в. – составляет концентрация внимания на помощи семье, естественной среде обитания ребенка, необходимой для его полноценного развития. И опять-таки в ст. 39 заключений Комитета по правам ребенка ООН по этому поводу рекомендуется: предоставлять Поддержку родителям и законным опекунам при осуществлении ими обязанностей по воспитанию ребенка, другими словами, активизировать помощь семье. При всем многообразии такой помощи в рекомендациях выделяются:

  • – профилактические меры, позволяющие избегать разлучения ребенка со своим семейным окружением;
  • – более строгое и ответственное помещение детей на альтернативное попечение;
  • – активное поощрение контакта с семьей, ребенком в период его пребывания в интернатном учреждении;
  • – интенсификация усилий, направленных на развитие традиционной системы патронатного воспитания, уделяя особое внимание принципу соблюдения наилучших интересов ребенка.
Читайте также:  Анализы на гормон роста у детей

Виды этой помощи предусматривает и общественный проект Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г.

Определенную угрозу для семьи ребенка представляют внутрисемейные конфликты. В таких случаях необходима помощь психолога, способного профессионально грамотно разрешить не достигшие своего апогея разногласия между супругами, родителями. За такой помощью обращаются один или оба родителя, она не приходит извне. Ради ее оказания в Российской Федерации создаются различного рода центры. Сюда входят:

  • – центры социальной помощи семье и детям;
  • – центры психолого-педагогической помощи населению (заметной тенденции к росту не имеет);
  • – центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • – отделения по работе с семьей и детьми в центре социального обслуживания;
  • – другие учреждения социального обслуживания семьи и детей.

Несмотря на то что одни из подобного рода центров количественно сокращаются, другие, наоборот, численно растут, свою миссию по оказанию помощи семье они несомненно выполняют. Поэтому их укрепление входит в задачу Российской Федерации. Но особенность такой помощи заключается в том, что ее оказывают по просьбе того, кто в ней нуждается. Хуже обстоит дело, когда семья превращается в источник опасности для несовершеннолетних членов семьи. Отсюда проблема выявления таких семей с целью принятия мер профилактики либо спасения детей, оказавшихся в опасности. И нередко эта опасность находится за закрытой дверью, за которой погибают дети. Поэтому обеспокоенность Комитета ООН по правам ребенка по поводу недостаточности усилий России по профилактике (включая превентивное вмешательство) и повышения уровня осведомленности в этой области имеет все основания. Тем более что п. 3 ст. 56 СК не позволяет разрешить возникающие в этой связи проблемы, а лишь разрешает информировать об известном факте пребывания ребенка в крайне неблагоприятной для него семейной обстановке. Необходимость войти в дом «без приглашения» возникает и в других ситуациях. Например, когда нужно убедиться, что несовершеннолетний лишился родительского попечения; что между интересами детей и родителей имеются серьезные противоречия. Словом, возникает проблема создания межведомственной системы профилактики социального сиротства, основанной «на раннем выявлении детского и семейного неблагополучия, технологиях раннего вмешательства в семью в целях сохранения семьи для ребенка» с целью коренного улучшения условий его жизни. В связи с этим важным остается вопрос о предоставлении органам опеки и попечительства права доступа в жилище гражданина в ситуациях, предусмотренных законом. В противном случае будет иметь место нарушение ст. 25 Конституции, согласно которой жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Это возможно в Случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Следовательно, Конституция не содержит запрета к созданию такого закона, который позволяет иметь право доступа в жилище, где погибает или может погибнуть ребенок. Что же касается судебного решения как правового основания для проникновения в жилище, то оно обычно касается уже состоявшихся событий, когда исправить положение уже поздно.

Таким образом, в настоящее время не просто активизируется государственная деятельность по защите интересов, прав детей. Она осуществляется по вполне определенным конкретным направлениям, объединенным крайне важной для современного российского общества целью, – защитить подрастающее поколение, создать предельно возможные, в том числе и правовые, предпосылки для сохранности будущих поколений Российского государства.

источник

Рубрика: 13. Семейное право

Статья просмотрена: 207 раз

Матненко М. А. Проблемы безопасности детей в Российской Федерации [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 101-103. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/180/8444/ (дата обращения: 22.10.2019).

Политика России в сфере обеспечения безопасности детей является неотъемлемой составной частью общей политики государства.

Ущемление прав ребенка в Российской Федерации продолжает оставаться одной из острейших социальных проблем общества. Признание детей самостоятельными субъектами права требует выработки гарантий для обеспечения и защиты их как носителей данного права, поскольку ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в том, чтобы обстановка, в которой он развивается как до, так и после рождения была безопасной. Забота о безопасности детей предполагает создание не только со стороны родителей, но и со стороны государства безопасных условий для их полноценной жизни. Государство путем должной поддержки извне проводит особую социальную политику защиты семьи и детства. Обеспечение безопасности детей тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав и законных интересов детей.

Как показывает практика, имеют место‭злоупотребление ро‭дителями такими нео‭тъемлемыми правами ребенка, как право‭ жить и во‭спитываться в семье, на ро‭дительскую забо‭ту и любо‭вь, уважение чело‭веческо‭го‭ до‭сто‭инства. Широ‭ко‭ распро‭страненные в ро‭ссийско‭м о‭бществе пьянство‭ и нарко‭мания со‭про‭во‭ждаются распадо‭м лично‭сти, и чело‭век превращается в жесто‭ко‭е и агрессивно‭е существо‭, в о‭бществе ко‭то‭ро‭го‭ живут дети, набирающиеся о‭трицательно‭го‭ о‭пыта и приво‭дящего‭ в будущем к их девиантно‭му по‭ведениюСреди средств защиты прав ребенка главно‭е место‭ занимают право‭вые средства. Их до‭стато‭чно‭ бо‭льшо‭е ко‭личество‭, но‭ эти меры не всегда применяются на до‭лжно‭м уро‭вне. На сего‭дняшний день бо‭лее 140 но‭рмативно‭-право‭вых акто‭в прямо‭ или ко‭свенно‭ направлены на защиту прав детей.‬

В связи с тем, что на протяжении последнего десятилетия во всем мире ярко проявилась острота вопросов защиты детей, Российская Федерация в 1990 г. ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, которая оказала большое влияние на Семейный кодекс РФ, особенно в части, посвященной правам ребенка в семье. Так, ч.2 ст. 63 СК РФ обязывает родителей заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей [1, с. 15]. В преамбуле к Конвенции о правах ребенка 1989 г. говорится о том, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания [2, с. 26].

О явном неблагополучии в положении детей в нашей стране говорилось в совместном докладе Независимого института социальной политики и детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей» [3, с. 35]. В нем указываются обстоятельства, оказывающие губительное воздействие на подрастающее поколение. Среди них основное место занимает бедность семей с детьми. Как отмечается, «В самом уязвимом положении с точки зрения бедности находятся дети в возрасте от 1–2 лет и дети из многодетных семей».

Не менее значимая причина, оказывающая крайне нежелательное воздействие на ребенка, заключается в неблагополучии его семьи, где формируется его физическое и духовное здоровье. Ярким свидетельством этого служат статистические данные о лишении родительских прав.Так, число‭ лиц лишенных ро‭дительских прав, со‭ставило‭ в 2007 г. — 66 090 чело‭век, в 2010 г. — 55 847 чело‭век, в 2011 г. — 50 788 чело‭век, 2012 год — 44,1 тыс. человек, в 2013 году таковых было 40 тыс. [4, с. 72–73]. Из них 29 тыс. были лишены прав за уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 12 % — в связи с алкоголизмом и наркоманией, 5 % — за злоупотребление родительскими правами. Эти данные свидетельствуют о несвоевременном выявлении семейного и детского неблагополучия, отсутствии комплексной профилактической работы с семьей на ранней стадии кризиса, как следствие, о недостаточно высокой эффективности деятельности по профилактике социального сиротства/

Развод родителей, неполные семьи, снижение авторитета материнства, стимулирует увеличение численности детей нуждающихся в государственной помощи. По сообщениям Минздрава РФ, в России каждый год регистрируется 12–13 тыс. отказов от новорожденных детей [5, с. 14].

Согласно мировой статистике, в 30–50 процентах случаев насилия между супругами жестокому обращению подвергаются и дети. Ежегодно в России погибает около 15 тысяч несовершеннолетних в возрасте до 14 лет. Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и надзору над детьми.

Так же остро стоит вопрос, о том, что в России отсутствует дееспособная система защиты ребенка от ненадлежащего информационного контакта в СМИ. Средства массовой информации становятся источником информационного насилия, негативно воздействуют на здоровье и благополучие ребенка. Обеспечение информационной безопасности — это деятельность, направленная на предотвращение утечки информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

1 июня 2012 г. Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [6, с. 23]. В отличие от предыдущих документов его характеризует понимание и четкий перечень проблем, стоящих перед государством. Особое внимание в Национальной стратегии уделяется раннему выявлению социального неблагополучия семей с детьми. Эта работа должна осуществлятся при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комисий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства. Для эффективной защиты прав детей в Российской Федерации необходимо постоянно проводить профилактическую работу по выявлению, оздоровлению и реабилитации таких семей.

В Национальной стратегии говорится о таких основных задачах как:

 сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода;

 повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям;

 обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;

 обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

Таким образом, Национальная стратегия действий в интересах детей затрагивает, как общие, так и конкретные проблемы в данной сфере. В Российской Федерации должны быть созданы все условия для всестороннего развития личности ребенка, его воспитания, образования и самореализации. Для того, чтобы создать эффективную систему защиты интересов ребенка, нужен действенный контроль со стороны государственных органов, а также проведение своевременной профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми. С наступлением XXI в. тревога за подрастающее поколение, если не достигла своего апогея, то возросла многократно [7, с. 56].

Для успешной реализации Национальной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке возлагаются на Правительство Российской Федерации и Росстат. На основе постоянного мониторинга реализации Национальной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений.

Взаимо‭связь интересо‭в ребенка, семьи, го‭сударства о‭чевидна. Право детей на безопасность не может рассматриваться в разрыве от развития общества и государства. Лишь гармоничное сочетание безопасности личности, семьи, государства и общества позволит в конечном итоге обеспечить безопасность детей.‬

  1. Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 года. // Собрание Законодательства РФ, 1996. № 1. Ст. 16.
  2. Конвенция о правах ребенка // Ведомости Съезда Народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
  3. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей. М., 2011.
  4. Нечаева А. М. Национальная стратегия действий в интересах детей и семейное законодательство. // Государство и право. 2013. № 2. — 98 с.
  5. Данные Федерального статистического наблюдения № 103 — РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СПС «Гарант.
  6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012. № 23. ст. 2994.
  7. Нечаева А. М. Правовая охрана детства в России. // Государство и право. 2011. № 6. — 87 с.

В начале XXI века в России насчитывалось около одного миллиона детей-сирот

На их долю приходится более 80 % всех случаев раннего ухода из жизни» [8].

Кислицына О. А. Здоровье детей — богатство нации: тенденции, факторы риска, стратегия сбережения / О. А. Кислицына.

Феномен жестокого обращения с детьми | Статья в журнале.

ребенок, жестокое обращение, проблема насилия, Россия, насилие, защита детей, Российская Федерация, полноценная жизнь, комплексная проблема, ведомственная принадлежность.

семья, жестокое обращение, ребенок, насилие, проблема, отношение, член семьи

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России — одна из самых острых и актуальных.

Проблема беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации.

Действующая ранее Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [3], в которой была выстроена система стратегических приоритетов.

Согласно Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 года № 683 (далее – Стратегия), национальная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности личности.

В течение 2013 г. реализовывался План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утв.

Российская Федерация, СК РФ, родитель, ребенок, РФ, срок, УК РФ, орган опеки, обязанность родителей, административный штраф.

В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ.

1 июня 2012г. указом Президента РФ утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Документом поставлена цель увеличить к концу 2017г. долю детей — сирот, воспитывающихся в семьях до 90 %.

источник

Современное положение семей с детьми в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизни общества.

Реализация принятых в рамках Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года мер позволило достичь значительных результатов.

Значительную роль в положительных изменениях демографической ситуации сыграли реализуемые в последние годы программы, направленные на сохранение здоровья граждан, укрепление репродуктивного здоровья населения, сокращение уровня смертности, в том числе материнской и младенческой, повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья населения.

Численность населения страны не только стабилизировалась, но и начала расти. Продолжительность жизни в России за последние годы выросла почти на 2,5 года и превысила 70 лет. Отмечается рост показателей, отражающих уровень благосостояния населения, что также, безусловно, положительно сказывается как на демографической ситуации так и на уровне жизни детей и семей с детьми в целом.

Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года определил одним из важнейших направлений работы – развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи. Президент Российской Федерации заявил: «Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей, хочу это подчеркнуть, для детей младшего возраста.».

В 2013 году продолжена реализация программы материнского (семейного) капитала, размер которого ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции, и с 2007 года увеличился более чем на 63%. Кроме того, произведена индексация всех государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей на 5,5 процента.

С 1 января 2013 года в 65-ти субъектах Российской Федерации семьям, нуждающимся в поддержке, установлена ежемесячная денежная выплата в размере определенного в субъекте прожиточного минимума для детей, назначаемая в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Реализуется комплекс мер направленных на улучшение жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей.

Кроме того, в 2013 году был сделан акцент на развитие сети дошкольных образовательных организаций, в том числе за счет увеличения доли негосударственных дошкольных образовательных организаций.

В целом система социальной поддержки семей с детьми развивается в направлении усиления адресности предоставляемых мер.

В настоящем, восемнадцатом, докладе «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» представлена информация о положении детей и семей, имеющих детей, в 2013 году, содержится анализ основных аспектов положения детей и семей, имеющих детей, за последние три года, а также о мерах, направленных на его улучшение.

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной, систематизированной информацией о положении детей и семей, имеющих детей, тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.

Доклад основывается на официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В приложении к докладу приведены перечень основных нормативных правовых актов, принятых в 2013 году, оказывающих влияние на различные аспекты жизнедеятельности детей, а также статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей в 2011 – 2013 годах.

источник

Приняв Конвенцию о правах ребенка, Российская Федерация согласилась взять на себя обязательства по выполнению ее положений. После начала рыночной трансформации в 1990 г. Россия столкнулась с масштабными экономическими, политическими и социальными переменами, которые имели в основном негативные последствия для благополучия детей. Последовавшее улучшение экономической конъюнктуры в 2000-х гг. благотворно отразилось на положении детей, однако другие группы населения гораздо лучше воспользовались плодами экономического роста. В данном докладе предпринята попытка оценить положение детей на основе концепции социальной исключенности, предполагающей анализ возможностей и ограничений в доступе к материальным благам, неденежным ресурсам развития и правам человека.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран — участниц конференции.

В сборнике материалов международной научно-практической конференции «Качество и уровень жизни населения в современной России: состояние, тенденции и перспективы», проведенной 23-24 ноября 2011 года Всероссийским центром уровня жизни и Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в честь 20-летия ВЦУЖ, представлены основные доклады и выступления участников конференции.

Материалы сборника представляют интерес для научных работников, преподавателей высших учебных заведений, аспирантов и студентов, занимающихся проблемами уровня и качества жизни, социально-трудовых отношений, социальной защиты населения в условиях финансового и демографических кризисов.

Среди авторов сборника – работники федеральных и региональных министерств и ведомств, российские и зарубежные ученые, занимающиеся научной и практической разработкой социально-экономических проблем.

Экономика и образование. Характеристика социального статуса семей. Мотивы выбора школы. Оплата дополнительных образовательных услуг в регионах. Различия в содержании образования. Прогноз развития экономики образования.

Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология

Рассматривается проблема обеспечения доступности качественного образования для граждан вне зависимости от места их проживания. Основываясь на официальной статистической информации о деятельности абсолютного большинства вузов, подчиненных Министерству высшего образования и науки РФ, автор анализирует, насколько сильно и как именно месторасположение вузов влияет на результаты и преимущественные направления их развития, а также с помощью каких мер может быть осуществлен подъем качества высшего образования в различных регионах.

Социально-экономическое неравенство и расслоение: угроза национальной безопасности

В сборнике материалов международной научно-практической конференции «Качество и уровень жизни населения в современной России: состояние, тенденции и перспективы», проведенной 23-24 ноября 2011 года Всероссийским центром уровня жизни и Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в честь 20-летия ВЦУЖ, представлены основные доклады и выступления участников конференции.

Материалы сборника представляют интерес для научных работников, преподавателей высших учебных заведений, аспирантов и студентов, занимающихся проблемами уровня и качества жизни, социально-трудовых отношений, социальной защиты населения в условиях финансового и демографических кризисов.

Среди авторов сборника – работники федеральных и региональных министерств и ведомств, российские и зарубежные ученые, занимающиеся научной и практической разработкой социально-экономических проблем.

Представлены результаты исследования «Проблема доступности среднего образования для несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», проведенного осенью 2011 г. Выводы исследования построены на основе данных статистики, выборочных опросов родителей, экспертного опроса специалистов, фокус-групп с родителями детей. Результаты исследования позволяют охарактеризовать ситуацию с доступностью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в столице, выявить существующие проблемы и факторы, определить перспективы развития инклюзивного образования, сформировать оптимальную модель инклюзивного образования. В рамках работы сформированы предложения по развитию системы инклюзивного образования, основанные на результатах исследования. Материалы будут полезны для педагогов, работников социальной сферы, специалистов, занимающихся разработкой и реализацией политики в интересах детей, всех, интересующихся ситуацией с соблюдением прав детей на образование.

Данное исследование ставит своей целью изучение процесса адаптации и интеграции детей мигрантов в местное сообщество, а также разработку рекомендаций по совершенствованию адаптации этой группы детей.

Проблемы доступности образования в России. Разные условия обучения и объёмы образовательных услуг. Качество обучения. Доступность образования для отдельных категорий детей. Стратегия обеспечения доступности общего образования в РФ. Основные задачи совершенствования.

Проблема курения в России приводит к значительным социально-экономическимпотерям для всего общества. Однако благодаря присоединению в 2008 г. к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табакапоявилась возможность уже в ближайшем будущем изменить российское законодательство в соответствии с международными стандартами. В настоящей статье проводится анализ мер государственного регулирования, предусмотренных вКонвенции, и рассматривается их эффективность. В частности, на основаниианализа зарубежного опыта дается оценка таким мерам, как ограничение куренияв общественных местах, запрет на рекламу и спонсорство табачной продукции,повышение акцизов на табак и т.д. Также рассматриваются трудности, возникающие при осуществлении данных мер на практике, и степень принятия их населением. Проведенный анализ позволяет заключить, что для осуществления целого ряда мер, доказавших свою эффективность во многих странах, государству нетребуются финансовые затраты, а лишь политическая воля.

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

источник

Tikhomirov D. A. The State and Dynamics of the Problem of Social Orphanhood in Russia

Аннотация ♦ В статье описывается состояние и динамика проблемы социального сиротства в России, показываются причины этого явления. Акцентируется проблема социальной адаптации выпускников сиротских учреждений.

Ключевые слова: социальное сиротство; причины социального сиротства; здоровье детей-сирот; социальная адаптация; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей.

Abstract ♦ The article describes the state and dynamics of the problem of the social orphanhood in Russia. The author indicates the causes of this phenomenon. The problem of the social adaptation of graduates from orphanages is accented.

Keywords: social orphanhood; causes of social orphanhood; orphaned children’s health; social adaptation; orphaned children; parentless children.

Радикальные преобразования во всех сферах российского общества, начавшиеся в конце XX века, обусловили нарастание кризисных процессов в институте семьи, проявляющиеся в том числе в ослаблении родительских функций, в уменьшении ответственности многих родителей за содержание и воспитание детей. Отчуждение части родителей от собственных детей, произошедшее в последние десятилетия по причине алкогольной и наркотической зависимости все большего числа родителей, привело к широкому распространению беспризорных и безнадзорных детей, которые в основном относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С начала 1990-х годов и вплоть до середины 2000-х наблюдался ежегодный рост числа выявляемых детей-сирот, а также увеличение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Покажем, как развивалась ситуация с сиротством в обозначенный период. Если в 1993 г. количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 81,4 тыс., то в 2005 г. — 133 тыс. (Количество детей…, 2006: Электр. ресурс). В докладе «Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот», подготовленном в 2012 г. Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приведены данные Росстата (формы 103-РИК), согласно которым в 2007 г. в России число детей-сирот достигло максимального значения — 727,1 тыс. (в 2005–2006 гг. — 726,6 тыс.) (Доклад «Дети…», 2012: Электронный ресурс). Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве А. И. Головань в докладе, представленном на международной конференции во Франции в 2008 г., сообщил о 748 тыс. детей-сирот в России (по состоянию на 1 января 2007 г.) (Golovan, 2008: Электр. ресурс).

Читайте также:  Анализы на грибок у детей

В официальных статистических данных различных структур проявляются незначительные расхождения в оценках количества детей-сирот, что нельзя сказать об экспертных оценках, которые располагаются в диапазоне от одного до нескольких миллионов детей-сирот. В данной работе мы будем оперировать официальными статистическими данными, хотя очевидно, что они свидетельствуют только о выявленных случаях семейного неблагополучия. Реальное число детей, относящихся к категории социальных сирот, т. е. проживающих в семьях, где родители не выполняют свои обязанности по должному содержанию и воспитанию детей, гораздо выше. Однако эти оценки крайне субъективны, поскольку отсутствуют критерии семейного благополучия/неблагополучия. Согласно российскому законодательству ребенок подлежит изъятию из родительской семьи в случае наличия угрозы жизни и здоровью ребенка. Крайне невнятная формулировка предоставляет возможности для волюнтаризма чиновников, принимающих решения об изъятии ребенка из семьи. Так, различные проявления насилия по отношению к ребенку, употребления родителями алкоголя или наркотиков, семейных конфликтов, бедности семьи, в том числе плохие материальные, бытовые, жилищные условия, могут послужить поводом для изъятия ребенка из семьи. Если в одних ситуациях вопрос о семейном неблагополучии и, как следствие, необходимости изъятия ребенка из подобной семьи очевиден и однозначен, то в других — эти вопросы представляются крайне сложными и неоднозначными. Поэтому в данном аспекте целесообразно использовать ресурс социальной экспертизы (Луков Вал. А., Тихомиров, 2012). Речь идет о снижении субъективизма в принятии крайне важных решений, затрагивающих жизнь и функционирование семьи, посредством экспертного обсуждения при принятии решений.

Вернемся к масштабу проблемы сиротства. Итак, мы остановились на том, что в середине 2000-х годов количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигло чрезвычайно высокого уровня, что позволило многим экспертам заявлять о реальной угрозе национальной безопасности. Эта проблема не осталась не замеченной и высшими органами российской власти, что отразилось в комплексе мер, направленных на ее решение. В результате ситуация с сиротством детей в последние годы стабилизировалась, о чем свидетельствует ряд позитивных тенденций, представленных в Аналитическом вестнике Совета Федерации РФ «Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка: «Россия без сирот» (см.: Аналитический вестник…, 2013: Электр. ресурс). Приведем выдержки из этого документа.

  • На 35% уменьшилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (2006 г. — 127 тыс. детей, 2012 г. — 82,2 тыс. детей).
  • На 19% сократилось число родителей, лишенных родительских прав (2006 г. — 62,8 тыс. человек, 2011 г. — 50,7 тыс. человек).
  • Более чем на 24% уменьшилось количество государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот (2006 г. — 1 770 учреждений, 2011 г. — 1 344), и более чем на 35% — численность детей, находящихся в этих учреждениях (2006 г. — 123 тыс. детей, 2011 г. — 79,9 тыс.).
  • Почти на 25% уменьшилось число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2006 г. — 177 тыс. детей, 2011 г. — 132,8 тыс. детей).
  • Почти на 48% сократилось число детей, передаваемых на усыновление иностранным гражданам (2006 г. — 6,6 тыс. до 3,4 тыс. детей).

Несмотря на ряд позитивных тенденций, который стал заметен в последние годы, ситуация с сиротством продолжает оставаться крайне сложной, о чем свидетельствуют статистические данные. Общее количество детей-сирот с 2007 по 2013 г. сократилось с 727 до 655 тыс., а число выявляемых детей-сирот за тот же период снизилось со 124,4 до 74,7 тыс. (Доклад «Дети…», 2012; Брынцева, 2013: Электр. ресурс; Количество детей…, 2012: Электр. ресурс). Проблема сиротства в России имеет свою специфику: большинство детей, оставшихся без родительского попечения, являются социальными сиротами, т. е. родители которых живы, но должным образом не исполняют свои родительские обязанности. По данным уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка П. А. Астахова, среди 655 тыс. (по состоянию на 2013 г.) детей, лишившихся родительского попечения, 84% являются социальными сиротами. В последние годы мы видим две разнонаправленные тенденции. На фоне сокращения общего количества сирот (по крайней мере в абсолютных цифрах, но не будем забывать о демографических волнах и о значительном уменьшении количества детского населения в стране), доля социальных сирот в процентном отношении увеличивается. С 2007 по 2012 г. ее рост составил с 72 до 84% (Рабочая встреча… 2013: Электр. ресурс).

Зададимся вопросом: каковы же причины широкого распространения в российском обществе такого явления, как социальное сиротство? П. А. Астахов видит основные источники этой проблемы в следующем: «Во-первых, социальные сироты — продукт асоциальной семьи, алкоголизма родителей, наркомании и, как следствие, жестокого обращения с детьми. Во-вторых, они продукт семьи, попавшей в тяжелую, кризисную жизненную ситуацию — потеря родителями работы, болезнь, ребенок-инвалид и т. д. Третий источник — педагогическая несостоятельность многих отцов и матерей, утрата традиций семейного воспитания, безнадзорность детей из-за чрезмерной занятости или безразличия родителей. Четвертый — психологическая и материальная неготовность к материнству, особенно среди юных одиноких мам, отказывающихся от своего ребенка еще в роддоме или, что еще страшнее, подкидывающих его к чужим дверям» (Брынцева, 2013: Электр. ресурс).

В начале второй декады XXI века основной причиной социального сиротства в стране является дисфункция родительства, обусловленная прежде всего нарастанием масштаба алкоголизации и наркотизации современных российских мужчин и женщин. Образ жизни, который ведут многие родители, вынуждает органы государственной и муниципальной власти ограничивать или лишать их родительских прав, а детям выбирать соответствующую форму устройства. Причем для большинства мужчин и женщин ограничение или лишение их родительских прав не являются поводом для изменения своего образа жизни. По сведениям доклада «Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем», представленного в 2010 г. Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2009 г. 80% российских граждан, ограниченных в родительских правах, подвергнуты такой мере из-за своего поведения и в дальнейшем только 18% смогли вернуть свой статус родителя. Случаи восстановления родительских прав после их утери составляют только 2–3% (см.: Доклад «Дети…», 2010: Электр. ресурс).

По данным Рособразования, численность детей, родители которых были лишены родительских прав, в период с 1995 по 2008 г. выросла в 2,3 раза (с 31 403 до 74 492 человек). С 2008 г. начала происходить постепенная реструктуризация системы мер в пользу ограничения в родительских правах, однако на долю этой меры к 2010 г. приходится менее 10% от общего числа случаев выявления детей, оставшихся без попечения родителей. В 2010 г. численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, составила 64,7 тыс. человек. Более 5,5 тыс. детей отобраны у родителей при непосредственной угрозе их здоровью и жизни (Аналитический вестник…, 2013: Электр. ресурс).

Лишение родительских прав — это крайняя мера, которая выносится судебным решением, когда другие (в частности, социально профилактические мероприятия или ограничение родительских прав) уже опробованы и не привели к изменению ситуации. Ограничение родительских прав предполагает комплекс мер по социальной реабилитации семьи. От ее результатов зависит выбор формы устройства ребенка, отобранного из социально дезадаптированной семьи: возвращение в родительскую семью, усыновление, опека (попечительство), приемная или патронатная семья, институциональное учреждение интернатного типа.

Отказ от новорожденного ребенка является еще одним источником социального сиротства. Оставление ребенка сразу после его рождения хотя и не является широко распространенным явлением, но может иметь не менее, а в некоторых случаях и более пагубное воздействие для ребенка, нежели его изъятие из семьи в старшем возрасте. По сведениям доклада «Дети в трудной жизненной ситуации: актуальные проблемы», подготовленного в 2011 г. Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ежегодно в России социальными сиротами становятся не менее 5% новорожденных (от 12 до 16 тыс.), от которых матери отказываются в родильных домах (Доклад «Дети…», 2011: Электр. ресурс).

Каждый конкретный случай отказа от ребенка имеет свои собственные причины, наиболее типичные — связаны с социально-экономическими и психологическими факторами, а также с различными зависимостями и заболеваниями. Некоторые из этих причин имеют региональную специфику. По данным благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», в среднем по регионам около 30% матерей страдают от серьезных зависимостей, что не позволяет им заботиться о своих детях. В Москве и Московской области одна из основных причин отказов от новорожденного ребенка — это трудовая миграция, а, например, в Томске очень большой процент отказов — среди молодых студенток, не готовых к материнству (Альшанская, Арчакова, 2011: Электр. ресурс). Женщина, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, зачастую хотела бы воспитывать ребенка, но сомневается в своих возможностях, особенно если проблема вызвана материальным фактором. Специалисты обозначенной общественной организации приводят данные, согласно которым процент матерей, оставляющих после профилактической работы ребенка себе, доходит до 50, а в некоторых случаях до 70%, что почти в два раза выше, чем соответствующие показатели в странах Запада (там же). Это еще раз подтверждает необходимость активного использования профилактического ресурса государственных и общественных организаций для предотвращения отказов от новорожденных детей.

В общественном мнении относительно устройства детей-сирот существует множество стереотипов. Так, например, довольно распространенным является представление о сотнях тысяч сирот, проживающих в институциональных учреждениях и нуждающихся в различных формах семейного устройства. Поэтому рассмотрим, что же означают приведенные данные о количестве детей-сирот. В 2013 г. детей-сирот в России насчитывалось около 655 тыс., однако в эту цифру включены дети, которые уже воспитываются в семьях, находясь под опекой родственников, в приемных и патронатных семьях; усыновлены (данные об этих детях как о сиротах статистически учитываются вплоть до 18-летия ребенка); проживают в казенных госучреждениях 119 тыс. детей (Брынцева, 2013: Электр. ресурс).

Итак, только 18% от общего количества детей-сирот, проживают в институциональных учреждениях и нуждаются в семейном устройстве. Тем не менее, эта цифра все еще чрезвычайно велика и в абсолютном выражении составляет 119 тыс. детей.

Проживание детей-сирот в специализированных учреждениях непосредственно связано с определенным риском как для их здоровья, так и для их дальнейшей социальной адаптации.

Состояние здоровья современных российских детей оставляет желать много лучшего. Особую тревогу вызывает состояние здоровья детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Воспользуемся информацией по этому вопросу, приведенной в совместном докладе Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей», представленном в 2011 г. «По итогам всероссийской диспансеризации детей 2002 г. доля здоровых детей составляла 33,9%. К 2009 г., по данным ежегодной диспансеризации, среди 13,58 млн детей, обучающихся в школах, только 20,8% имеют первую группу здоровья (практически здоровые дети, у которых не отмечены факторы риска), а 20,7% детей имеют хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. В критическом положении находится здоровье детей-сирот и детей в трудной жизненной ситуации. По результатам диспансеризации в 2007–2009 гг. 798,6 тыс. таких детей, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранении, образования и соцзащиты, в первую группу попали всего 4,1%, а в группу с хроническими и инвалидизирующими заболеваниями — 62,4% детей (Совместный доклад…, 2011: Электр. ресурс).

Не менее актуальна проблема социальной адаптации выпускников специализированных интернатных учреждений для детей-сирот. Большинство таких детей недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни по завершении пребывания в учреждениях, что отражается в цифрах официальной статистики и результатах социологических исследований, согласно которым лишь немногим выпускникам сиротских учреждений удается полноценно адаптироваться к социальной среде. Причем ситуация не меняется на протяжении последних двух десятилетий. В монографии И. Ф. Дементьевой приводятся данные трех различных исследований начала 1990-х годов. Эти данные, представленные ниже в таблице, подтверждают низкую воспитательную эффективность сиротских учреждений.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
И ИНТЕРНАТОВ

SOCIAL ADAPTATION OF GRADUATES FROM ORPHANAGES
AND FOSTER HOMES

источник