Меню Рубрики

Анализ хронометража самостоятельной деятельности детей

Проводила хронометраж самостоятельной деятельности ребенка, с целью изучении особенности жизни ребенка младшего возраста в группе детского сада, взаимодействия его с окружающими, развития игры. Результаты наблюдения занесла в протокол.

Содержание работы — посещала группу, вела наблюдение и анализировала деятельность педагога при проведении занятий с детьми.

Анализ педагогического процесса:

Занятие проводилось по рисованию. Педагог подготовила конспект, все необходимые материалы и оборудования для занятия. Провела подготовительную беседу с детьми. Воспитатель подготовила занятия в соответствии с планом, программные задачи соответствуют возрасту детей, уровню развития. Выполнены гигиенические требования при проведения занятия, проветрено помещение, сделана влажная уборка, расставлены мебель. Дети и воспитатель имеют аккуратный внешний вид. На занятии используется качественный наглядный материал. Используется различный дидактический материал. Речь воспитателя доступна, логична, эмоциональная. Дети на занятии вели себя активно, проявляли интерес к материалу, с заданием, поставленным на начало занятия справились. По окончании занятия дети самостоятельно и при помощи взрослого приводили своё рабочее место в порядок. Воспитатель владеет требованиями программы, грамотно занимается планированием деятельности детей по данному разделу. Методика проведения занятий, руководство самостоятельной деятельностью детей соответствует требованиям. В организации разнообразных видов деятельности активно использует такие методы и приёмы, которые активизируют деятельность детей: наглядные, словесные, практические. Я считаю, что педагог с поставленными задачами при проведении занятия справилась, материал был изложен четко и верно. В группе во время занятия была создана эмоционально — благополучная обстановка.

Содержание работы: Общалась с методистом детского сада. Подготовила материал для родительского уголка второй младшей группы.

Анализ педагогического процесса:С целью повышения педагогической компетенции в вопросах воспитания и развития ребенка младшего возраста. Консультировалась по поводу подготовки и проведения самостоятельного проведения занятия с детьми. Ознакомилась с работой методиста детского сада. Проконсультировалась по поводу новой литературы, которая поможет мне в прохождении практики и повышении моих профессиональных качеств.

По просьбе воспитателя, после прошедшего родительского собрания подготовила материал в родительский уголок по интересующим родителей вопросам. Статьи для родительского уголка прилагаются, смотреть далее.

Дата-21.06. Содержание работы: Наблюдала и провела анализ игровой деятельности 2-х детей группы, результаты наблюдений занесла в диагностический лист.

Анализ педагогического процесса:

С целью изучения игровой деятельности детей младшего возраста провела наблюдение за игровой деятельностью 2-х детей группы. Данные наблюдения занесла в диагностический лист. Проанализировала результаты. Надеюсь, что полученные данные помогут мне в дальнейшей работе с детьми данной группы. Результаты наблюдения и выводы смотреть дальше.

Методические рекомендации:

Ознакомить с существующей литературой по проведению диагностики детской игры. Проведение более подробной диагностики ( бесед с родителями и педагогами по поводу развития у детей сюжетно- ролевой игры).

Содержание работы — самостоятельно подготовила и провела занятие со второй младшей группой.

Анализ педагогического процесса:

Самостоятельно подготовила и провела занятие со второй младшей группой по рисованию. Рисование сюжетное, название занятия: «Колобок покатился по дорожке». Дети создают образ колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки — на основе волнистой линии с петлями. Задачи занятия ставились следующие: Образовательные (продолжать учить детей рисовать по мотивам народных сказок; сочетать разные техники: рисование колобка гуашевыми красками (цветовое пятно в форме круга или овала), изображение длинной волнистой или петляющей дорожки фломастерами; развивать наглядно — образное мышление, воображение). Воспитательные задачи — воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о сказочных героях в изобразительной деятельности. Занятие прошло успешно, дети с поставленной задачей справились. Конспект занятия смотреть далее.

Методические рекомендации по проведению занятия:

Обращать внимание детей на самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. Использование персонажей кукольного театра при чтении стихотворений и создании образа колобка. Использование дидактических упражнений с художественным содержанием « линия на прогулке», «кисточка танцует». Подготовить выставку работ детей.

Самоанализ проведенного занятия:

Я считаю, что с задачей, поставленной при подготовке и проведению занятия с детьми, я справилась, но есть недочеты, замечания и поправки педагога, который проводил наблюдение во время моей самостоятельной деятельности с детьми. В будущем учитывая все замечания нужно тщательнее готовить занятие и изучить дополнительную литературу, которая помогла бы мне больше узнать об особенностях методики проведения подобных занятий с детьми именно этого возраста. При подготовке и проведения занятия необходимо учитывать индивидуальные психолого-физиологические особенности каждого ребенка и половые различия. Я не корректно и недостаточно четко проработала данный вопрос, мало использовала средств для создания благополучной эмоциональной обстановки на занятии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9270 — | 7277 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Анализ хронометража двигательной активности детей старших и подготовительных групп методом шагометрии

Елена Кичева
Анализ хронометража двигательной активности детей старших и подготовительных групп методом шагометрии

В целях повышения двигательной активности (ДА) детей в нашем ДОУ методическим советом педагогического коллектива было принято решение проанализировать деятельность в физкультурно-оздоровительном направлении. Констатирующим экспериментом были охвачены дети старших и подготовительных групп. Для определения степени подвижности детей использовали общепринятые методы (шагометрия, хронометрия, разработанные в исследованиях Л. Г. Сузарёва (1972, Н. Г. Лебедева (1986, М. А. Руновой (1988, целью которых является изучение особенностей двигательной активности детей дошкольного возраста по трём её параметрам (объём, продолжительность, интенсивность). Эти показатели дали нам возможность выяснить степень подвижности детей.

Метод шагометрии позволил нам получить количественные показатели основных локомоций у детей, подсчёт которых осуществляли с помощью специальных приборов. В нашем исследовании использовали электронный шагомер, плотно фиксируемый на поясе.

Методика хронометража дала возможность нам получить информацию о непрерывной продолжительности двигательной активности. Воспитатели старших (7,11,12) и подготовительных к школе (8,9,10) групп проводили хронометраж во всех видах деятельности в течение всего 8-10 часового пребывания детей в детском саду, за исключением времени затраченного на приём пищи и сна. Чтобы сведения, были более достоверными измерения интенсивности двигательной активности в каждой группе проводились в течение двух дней. Протоколы измерений интенсивности двигательной активности детей в ДОУ, включающие в себя показания объема локомоций и продолжительности ДА, даны в приложении.

Интенсивность двигательной активности подсчитывалась путём деления количества локомоций на её продолжительность в минутах.

Для определения степени подвижности детей использовали основные параметры двигательной активности: объём, продолжительность и

интенсивность. Данные приведены в таблице № 1.

Таблица № 1. Определение степени подвижности

Показатели Низкая Нормальная Высокая

подвижности подвижности подвижности

Объём локомоций 1390-2631 3632-3581 5582-6195

Продолжительность28-30 40-60 62-80

Интенсивность 16.4-23.1 24-47 50,3-93,9

Сравнив полученные данные с диапазоном уровней основных показателей двигательной активности, мы смогли распределить группы по степени подвижности. Данные приведены в таблицах № 2, № 3, № 4.

Таблица № 2. Определение объёма локомоций

V локомоций № группы Воспитател

13686 10 Сахарова М. А. и Клишина С. В.

11636 10 Клишина С. В. и Сахарова М. А.

7279 7 Морозова А. Ю. и Сергеева Т. И.

5766 9 Комарова O.K. И Роппель Э. А.

5528 12 Брусова Е. В. и Ляшук И. В.

5345 9 Комарова O.K. И Роппель Э. А.

4869 12 Ляшук И. В. и Брусова Е. В.

4116 8 Чайко И. В. и Смеловская Е. Н.

3832 8 Смеловская Е. Н. и Чайко И. В.

Таблица № 3. Определение продолжительности двигательной

t продолжи-тельность № группы Воспитатели

4 ч. 55 мин. 11 Бусалаева Е. Д.

4 ч. 20 мин. 9 Комарова O.K. И Роппель Э. А.

4 ч. 15 мин. 12 Брусова Е. В. и Ляшук И. В.

3 ч. 42 мин. 12 Ляшук И. В. и Брусова Е. В.

3 ч. 35 мин. 7 Морозова А. Ю. и Сергеева Т. И.

3 ч. 18 мин. 10 Клишина С. В. и Сахарова М. А.

3 ч. 10 мин. 9 Комарова O.K. И Роппель Э. А.

3 ч. 2 мин. 10 Сахарова М. А. и Клишина С. В.

2 ч. 8 Смеловская Е. Н. и Чайко И. В.

1 ч. 35 мин. 8 Чайко И. В. и Смеловская Е. Н.

Таблица № 4. Определение интенсивности двигательной активности

Интенсивность № группы Воспитатели

75.198 лок. 10 Сахарова М. А. и Клишина С. В.

58.77 лок. 10 Клишина С. В. и Сахарова М. А.

44.753 лок. 11 Бусалаева Е. Д.

43.326 лок. 8 Чайко И. В. и Смеловская Е. Н.

33.86 лок. 7 Морозова А. Ю. и Сергеева Т. И.

31.93 лок. 8 Смеловская Е. Н. и Чайко И. В.

28.13 лок. 9 Комарова O.K. И Роппель Э. А.

22.176 лок. 9 Комарова O.K. И Роппель Э. А.

21.93 лок. 12 Ляшук И. В. и Брусова Е. В.

21.678 лок. 12 Брусова Е. В. и Ляшук И. В.

Таким образом, данная методика позволила изучить особенности двигательной активности детей старших и подготовительных к школе групп.

После проведения диагностики двигательной активности детей данных групп мы получили показатели основных её параметров.

Все группы показали объём локомоций соответствующий высокой степени подвижности. Объём локомоций немного ниже, но выше нормального показала группа № 8. Это обусловлено тем, что воспитатели группы из-за отсутствия опыта по проведению таких измерений не совсем правильно определили время подключения шагомера. В объём локомоций не были включены физкультминутки в ходе развивающих и логопедических занятий, организующие игры малой подвижности перед занятиями и самостоятельная двигательная активность детей во время прогулки и после прогулки перед обедом.

Все группы показали продолжительность двигательной активности соответствующую высокой степени подвижности.

Высокую интенсивность двигательной активности показала группа № 10. Интенсивность, соответствующую нормальной степени подвижности продемонстрировали группы № 7,8,9,11. И интенсивность, соответствующую низкой степени подвижности продемонстрировала группы № 12. Ряд объективных причин ограничивают двигательную активность этой группы. Поэтому воспитателям данной группы необходимо особое внимание уделить организации правильного двигательного режима в течении всего периода пребывания детей в детском саду.

Для поддержания интенсивности двигательной активности в группах в пределах нормальной и высокой степени подвижности мы предложили использовать принцип интенсивности. В нём заложена возможность частого использования предметов стимулирующих самостоятельную двигательную активность.

А также рекомендовали использовать цветовые параметры:

-создание цветового пространства как психологического комфорта для разворачивания самостоятельной двигательной активности;

-использование цветовой локализации как стимулятора движений.

Повышать самостоятельную двигательную активность необходимо в

течение всего периода пребывания ребёнка в детском саду, как в группе, так и на свежем воздухе.

Введение в самостоятельную двигательную активность спортивных атрибутов и игр спортивно направленности необходимо осуществлять многократно в период всего пребывания ребёнка в детском саду.

Все виды деятельности должны быть пронизаны движением. Для этого необходимо использовать самостоятельную, специально организованную и совместную с воспитателем деятельность. Двигательная деятельность в виде подвижных игр, спортивных упражнений, игр спортивной направленности,основных видов движения целесообразно проводить в форме круговой тренировки, поточным и фронтальным методом. Это повышает двигательную активность детей, развивает все их физические качества, а главное помогает осуществить индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Основной резерв повышения двигательной активности в рациональной организации прогулки и активном использовании физических упражнений на свежем воздухе в течение всего года.

Воспитатели должны чётко понимать сущность понятия двигательной активности и обладать навыками правильно её регулировать.

ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ДА ДЕТЕЙ В МАДОУ ЦРР д/с №43

Дата___Группа ___№___ Воспитатель___

№ Фамилия, имя ребёнка tначало tконец Объём локомоций — V локомоций (показатели шагомера) Продолжительность,

в минутах tnpод Интенсивность в мин

Двигательная активность во время выполнения утренней разминки

Самостоятельная двигательная активность после завтрака и игра перед началом занятия

Двигательная активность во время физкультурной минутки

Двигательная активность во время занятия по физической культуре, на музыкальном занятии или в группе

Самостоятельная двигательная активность во время прогулки в I половине дня

Двигательная активность во время подвижных игр, эстафет, игр и упражнений спортивной направленности,

организованных педагогом на прогулке в I половине дня

Двигательная активность во время оздоровительного бега и комплекса дыхательной гимнастики после бега

Самостоятельная двигательная активность в группе после прогулки

Двигательная активность во время выполнения оздоровительного комплекса после сна

Самостоятельная двигательная активность в группе после полдника

Самостоятельная двигательная активность во время прогулки в I половине дня или в группе (непогода)

Двигательная активность во время подвижных игр, эстафет, игр и упражнений спортивной направленности,

организованных педагогом в 11 половине дня на прогулке или в спортивном зале (непогода)

Нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию дошкольников с применением степ—платформ В последние годы наблюдается снижение двигательной активности детей, которые проводят свой досуг, сидя за компьютером или телевизором. Чрезвычайно.

План проведения районного МО для старших воспитателей, воспитателей групп, инструкторов по ФИЗО ДОУ План проведения районного методического объединения для старших воспитателей, воспитателей групп, инструкторов по ФИЗО дошкольных образовательных.

источник

Воспитательпедагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя.

Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.

Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром – в 7.30 до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.30. В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог, работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр.

Воспитатель по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания.

Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

Проведя наблюдение за работой воспитателя в первую и вторую половину дня, был составлен хронометраж его деятельности, который отражен в таблице.

Хронометраж деятельности воспитателя

Режимный процесс

Деятельность воспитателя

Деятельность помощника воспитателя

Читайте также:  Анализ на стерильно у детей

Деятельность детей

Приход на работу. Начало работы

Написание меню, встреча детей. Мытье игрушек. Кварцевание.

Утренняя гимнастика. Подготовка к завтраку

Проведение гимнастики. Организация мытья рук перед завтраком, назначение и руководство деятельностью дежурных. Усаживание на стульчики. Рассказывание.

Приход на работу. Протирание подоконников, столов, стульев, подготовка посуды к раздаче пищи.

Утренняя гимнастика, гигиенические процедуры. Дежурство.

Завтрак. Подготовка к занятиям.

Завтрак. Следит за осанкой и культурой поведения за столом.

Организовывает рабочее пространство, вывешивает и распределяет пособия

Следит за чистотой, раздает добавку. Помогает убирать со стола, моет посуду, убирает столы, пол.

Завтрак. Уборка посуды со стола, подготовка к занятиям, помогают раздать тетради (альбомы)

На занятии учит вырезать из сложенной гармошкой бумаги рисунок орнамент в полосе, совершенствовать владение ножницами, развитие глазомера, воспитание интереса к ручному труду.

Проводит педагог по муз. воспитанию.

На занятии учит понимать смысл просмотренного фильма, давать оценку поступкам героев, развивать интерес к произведениям, расширять и активизировать словарный запас.

Убирает туалет, спальню, коридор.

Помогает перейти в муз зал

Сидит с детьми пока воспитатель устанавливает аппаратуру.

Помогает перейти в группу.

вырезают из сложенной гармошкой бумаги рисунок орнамент в полосе

Организованно парами переходят в муз зал

Поют, выполняют задания педагога

Смотрят мультфильм в муз зале. Дают оценку поступкам. Отвечают на вопросы.

Организованно парами переходят в группу

Подготовка к прогулке. Выход на участок. Проведение подвижной игры.

Посадка картофеля. На расстоянии 5-6 кружков в ряд. По сигналу первые игроки бегут к лункам и раскладывают в каждый кружок по одной картофелине. Следующий игрок взяв мешочек и подбежавшего собирает их.

Выигрывает та команда которая раньше закончит задание.

Организация возвращения с прогулки

Подготовка к прогулке, помогает одеваться детям. Провожает на участок, помогает вынести выносной материал.

Убирает группу, проветривает спальню и группу

Подготовка к прогулке- одевание.

Выход на участок парами, помогают нести лопатки.

Дети становятся в две колонны, между колоннами 3-4 шага. Перед колоннами линия старта. В руках первых в колонне мешочек с 5-6 картофелинами.

Напоминает о гигиенических процедурах.

Руководит деятельностью дежурных.

Чтение стихотворения. Пироги И. Лагздынь

Мы печем пшеничные пироги отличные!

Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра, пес лохматый со двора.

И другие — все, кто может, пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы, сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные в печку посадили мы.

Печка весело горит, наша мама говорит:

— Крошки, что останутся, воробью достанутся.

Подготовка к обеду столов, посуды. Приносит обед.

Дает добавку, вытирает со стола.

Гигиенические процедуры. Подготовка к обеду.

Подготовка ко сну. Следит за выполнением гигиенических процедур.

Укладывание, чтение сказки

Наблюдение за детьми. Пересменка.

Гимнастика после сна – проводится мед работником.

Готовит спальню ко сну. Моет посуду, пол группы, коридор, проветривает группу.

Подготовка ко сну. Гигиенические процедуры. Расправление кровати. Укладывание. Сон. Подъем. Выполнение гимнастики после сна.

Гигиенические процедуры. Руководит деятельностью дежурных.

Приходит с обеда. Готовит посуду, для раздачи. Раскладывает пищу. Дает добавку. Убирает со столов.

Подготовка к полднику. Гигиенические процедуры. Руководство деятельностью дежурных. Полдник

Проводит беседу о естественных факторах закаливания природы их польза и вред. Учит детей использовать их полезные свойства в меру

Проводит уборку спальни, мытье посуды, подметание крошек с пола.

Наблюдает и направляет игры в игровом уголке, свободную творческую деятельность и т.д.

Присутствует в группе, читает сказки, играет в настольные игры с детьми. Уходит домой.

Игры в игровом уголке, свободная творческая деятельность и т.д.

Прощается с детьми. Беседует с родителями. Уходит домой.

Воспитатель использует различные методы и приемы организации деятельности дошкольников, при организации гигиенических процедур использует словесные приемы – потешки, поговорки, стихотворения. Перед обедом прочитала стихотворение «Пироги». На занятиях использовала видео метод при просмотре мультфильма «Снеговик-почтовик». Использует словесный прием напоминание, указание при выполнении гигиенических процедур, за столом правила поведения. Личным примером показывает культуру приветствия детей и родителей. На занятии наглядно и практически показала прием вырезания елочки. Сотрудничество воспитателя и детей проявляется в совместной деятельности при подготовке к приему пищи, занятиям, в игровой деятельности, на занятиях, беседах.

Подвижные игры, используемые воспитателем на прогулках, соответствует возрасту детей, сезону (зиме), обеспечивают оптимальную двигательную активность каждого. Различные игры направлены на воспитание физических качеств, оздоровление и укрепление здоровья детей.

Выводы: педагог обеспечивает оптимальную двигательную плотность занятия, умело организует работу с оборудованием, делает правильный показ упражнений, использует различные формы организации (индивидуальные, групповые, коллективные), способы (поточный, фронтальный). Варьирует нагрузку в зависимости от подготовленности ребенка, осуществляя индивидуализацию обучения, создавая, таким образом, оптимальный двигательный режим каждому.

Работа, отраженная в плане, должна вестись в системе, охватить разные стороны деятельности воспитателя.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план воспитательно-образовательной работы. Единых правил ведения этого документа нет.

Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Планирование утреннего отрезка времени.

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.

Утренний приём — наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

  • исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;
  • развитию устной речи и выработке правильной интонации;
  • физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности).

При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.

На утро (до завтрака) планируется утренняя гимнастика.

Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазание, подлезание, прокатывание мяча, обруча, кегли). Планируют дидактические игры. В плане пишется название и цель игры.

В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. В календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, о дедушке, о младших братьях и сестрах, об объектах природы и многом другом. Беседы могут сопровождаться рассматриванием доступных детям иллюстраций. В календарных планах старшей и подготовительной групп намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни своего района, села и др. Планируются наблюдения за комнатными растениями и животными в уголке природы.

В плане широко отражается трудовая деятельность детей. Повседневный труд (дежурства) не планируются на каждый день. Однако, если вводится новый вид дежурства, усложняются обязанности дежурных или изменяются условия то возникает необходимость отразить это в плане. Планируется труд в уголке природы. В утренний отрезок времени воспитатель планирует и организует избирательную деятельность детей, их свободное пользование пластилином, карандашами, красками, книгами для раскрашивания; конструирование из строительного материала и бумаги, бросового и природного материала.

В плане так же находит отражение кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

Намечая конкретные мероприятия важно учитывать характер предстоящих занятий. Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность детей должна быть более спокойной.

В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе).

Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений.

На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты, игрушки.

В подвижной игре принимает участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, воспитателем в плане определяется цель игры.

На прогулке планируются наблюдения в природе. Планирование наблюдений в природе осуществляется на месяц и выносится перед календарным планом.

Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учётом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, труд, физические упражнения, подвижные игры. Однако, необходимо иметь ввиду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Планирование второй половины дня.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Планирование работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей младших групп имеет свои отличительные особенности по сравнению с планированием игр для детей старших групп. В календарных планах младших и средних групп отражается не только создание условий для развёртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе. В младших группах воспитатель планирует своё личное участие в играх детей. В старшем дошкольном возрасте изменяются методы и приёмы руководства игрой.

Воспитатель планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). Большое место в календарном плане этого отрезка времени занимают наблюдения в природе, работа в уголке природы. После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр; стирку кукольного белья, носовых платков, лент; изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей; труд на участке по уходу за растениями. Воспитатель так же планирует различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и многое другое. Для расширения кругозора детей воспитатель планирует художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

источник

Таблица 8. Хронометраж самостоятельной деятельности детей

(фамилия, имя, возраст ребенка)_Ксюша М. -2-й год и Оля 3- год

Время Вид деятельности Взаимоотношения между детьми Общение со взрослым Воздействие воспитателя
9.00 Ксюша Предметно –игровая. Рассматривала машинку Играла одна машиной И показывала ее воспитателю. Воспитатель объясняла, как нужно играть, называла четко и по многу раз слово «машина».
Оля Предметно -игровая Оля взяла мячик и начала кидать Диме. Дима забрал мяч и убежал, не играть с Ксюшей. Та заплакала. Ксюша обратила свое внимание на воспитателя, заплакав. Воспитатель тут же подошла и начала объяснять, что нужно играть дружно.
9.05 Ксюша Предметно –игровая К Ксюше подошла девочка с куклой и начала демонстрировать, показывать. Девочки не ссорились, не отнимали друг у друга ничего ———————— Воспитатель наблюдала за детьми.
Оля Сюжетно-отобразительная- Играла с посудкой, кормила мишку ложкой. Играла одна. ———————— В это время воспитательпомогала другим детям, организовывала занятие.
9.10 Ксюша Изобразительная. Подбежала к столику и начала рассматривать, как рисует Маша. Воспитатель подошла к Ксюше и начала беседовать с ней Воспитатель сказала Ксюше, «Посмотри как Маша рисует, сейчас скоро ты будешь рисовать.»
Оля Изобразительная Села за стол рядом с Машей и начала рисовать карандашом ———————— Воспитатель внимательно смотрела и подсказывала. Как правильно держать карандаш в руке (тремя пальцами)

Проведение исследования — Изучение игровых умений ребенка (по Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. )

Проводится индивидуально с Аленой (2,2 лет) с помощью игрового оборудования для кормления куклы.Серии проводятся с одним и тем же ребенком с интервалом в 1-2 дня.

Первая серия: показать ребенку куклу и сказать, что она хочет есть, предложить ее накормить. Алена взяла ложку, осмотрела ее и взяла себе в рот. После повторной моей просьбы и попыталась — ложкой «тыкала» кукле в лицо.

Вторая серия: аналогична первой, но экспериментатор кормит куклу сам, а ребенку предлагает накормить другую.С первого раз не отреагировала, после повторной просьбы выполнила задание частично- кормила, отвлекаясь на мою куклу.

Третья серия:показать ребенку развернутые игровые действия: приготовить обед, разложить его по тарелкам и покормить куклу сначала первым блюдом, потом вторым и третьим. Затем предложить ребенку покормить куклу. Алена с интересом наблюдала за моими действиями, но весь алгоритм действий выполнила частично. Помешала в кастрюльке, ложкой зачерпнула и покормила куклу одним блюдом.

Четвертая серия: аналогична третьей, но при выполнении действий экспериментатор подробно объясняет их. Затем предлагает ребенку покормить куклу. Выслушав, Алена начала свои действия, но не до конца. Покормила супом куклу и дала попить из чашки.

Пятая серия: экспериментатор берет куклу, другую дает ребенку и предлагает их покормить, т.е. он действует параллельно с ребенком. Алена, наблюдая за мной повторяла все, что я делала.

Первая серия: показать ребенку куклу и сказать, что она хочет есть, предложить ее накормить. Алена взяла ложку покормила куклу, отвлекаясь на других детей.

Вторая серия: аналогична первой, но экспериментатор кормит куклу сам, а ребенку предлагает накормить другую.Поняла задание и сразу выполнила его.

Третья серия:показать ребенку развернутые игровые действия: приготовить обед, разложить его по тарелкам и покормить куклу сначала первым блюдом, потом вторым и третьим. Затем предложить ребенку покормить куклу. Алена с интересом наблюдала за моими действиями, но покормила куклу опять одним блюдом и попоила чаем из чашки.

Четвертая серия: аналогична третьей, но при выполнении действий экспериментатор подробно объясняет их. Затем предлагает ребенку покормить куклу. Выслушав, Алена начала свои действия, но на этот раз сделала все правильно.

Пятая серия: экспериментатор берет куклу, другую дает ребенку и предлагает их покормить, т.е. он действует параллельно с ребенком. Алена, опять, наблюдая за мной сделала все правильно.

Читайте также:  Анализ на стафилококк у детей минск

Обработка данных.

На первом этапе деятельность у Алены была неустойчивой, не всегда последовательно воспроизводила действия. На втором этапе деятельность стала более устойчивая. Использовала в игре куклу, предметы кукольной посуды; не называла действия словом «покормлю, покормила», но называла куклу по имени Маша. При затруднении обращалась к взрослому;не сразу, но потом использовала в игре отсутствующие предметы (в тарелке — суп, в чашке — чай).

Участие воспитателя в игре , когда Алена подражала ему, очень важны, т.к. при правильном руководстве игрой дети начинают принимать на себя роль, это свидетельствует о переходе их на этап сюжетно-ролевой игры.

источник

Дневник педагогической практик и (в группах раннего возраста)

Специальность 050703 – Дошкольная педагогика и психология.

Помочь студентам осознать роль раннего возраста для последующего развития ребенка, обеспечить владение некоторыми практическими умениями общения и работы с маленькими детьми.

1. Углубить знания студентов о возрастных особенностях раннего детства и специфике педагогической работы с детьми.

2. Познакомить студентов с содержанием и методикой работы с детьми в дошкольных учреждениях разного вида.

3. Научить студентов проводить наблюдение за детьми, помочь овладеть методами педагогического исследования: хронометрированием, количественным и качественным анализом собранного материала.

4. Сформировать у будущих специалистов дошкольного образования умение оказывать педагогическую помощь родителям, дети которых не посещают дошкольное учреждение.

Знакомство с содержанием работы заведующей детским садом, старшего воспитателя, медицинских работников, направленной на создания условий для воспитания детей раннего возраста, с формами контроля за развитием детей, с диагностикой, вопросами планирования и учета, ведения документации, работы с родителями проходит в ходе беседы практикантов с руководителями дошкольного учреждения, изучения документации, осмотра помещений и оборудования.

Основную часть времени студенты проводят в группах раннего возраста, где наблюдают за особенностями развития и поведения детей, оценивают их развитие в соответствии с диагностическими показателями. Анализируют организацию педагогического процесса, его воспитательно-образовательную эффективность, деятельность воспитателя. Результаты наблюдений, педагогических исследований студенты фиксируют в дневнике, используют для составления характеристики детей.

Студенты готовят и проводят самостоятельно отдельные режимные моменты и занятия с детьми, изготавливают наглядные пособия, принимают участие в методической работе дошкольного учреждения, работе с родителями.

ранний детство педагогический методика

Знакомство с дошкольным учреждением. Беседа с заведующей, старшим воспитателем. Обход учреждения, изучение условий, созданный в группах раннего возраста.

В первый день практики я обратила внимание, что дети вели себя как обычно, спокойно. В период от 2 до 3 лет выявляется интенсивное развитие речи, значительно увеличивается словарь ребенка, дети уже многое понимают и говорят. Дети играют спокойно, сильной агрессии на выявлялось. Малыши строят домики, катают машинки. Отношения со сверстниками спокойные, но дети в основном играли сами с собой.

Так как я работаю в детском саду, я поговорив с заведующей узнала об условиях, в младшей группе. Познакомилась с группой, в которой буду проходить практику, провела наблюдения за детьми и сделала выводы. Посмотрю как будет дальше. Я внимательно наблюдала за занятием которое проводила воспитательница. Занятие называлось «Лепка».

За каждым студентом закрепляется один ребенок 2-го или 3-го года жизни для наблюдения за его развитием (с целью составления характеристики).

Я наблюдала в группе за детьми, их поведением, действиями. Дети подбегали ко мне и предлагали играть. Я занималась с детьми, помогала воспитателю с занятиями.

Во второй день своей практике я знакомилась с детьми по ближе. Я играла с детьми, кидали мячик, помогала детям собирать игрушки. Чтобы развить интерес в уборке игрушек, я придумала игру: Кто вперед, но аккуратно. Воспитатель мной был доволен. Потом мы с воспитателем (Ольгой Васильевной) провели музыкальное занятие.

Повторное наблюдение за малышами во время их самостоятельной деятельности (с целью выявления особенностей развития и поведения).

В этот день я внимательнее по наблюдала за детьми, за особенностями их поведения. В группе 17 детей, но ходят 11. Дети спокойные, немного стесняются меня. Между сверстниками бывают конфликты. Провели с Ольгой Васильевной занятие. Делали аппликацию «Шарики катятся по дорожке».

Трудно выбрать ребенка для составления характеристики. дети все подвижные, играют спокойно. За собой стараются убрать игрушки. Когда при мне произошёл конфликт, я подошла и попыталась выяснить, но дети начали плакать. Мне помог воспитатель. Она говорила с детьми, объяснила, что драться нельзя, и посадила обоих на стульчики.

Изучение особенностей организации режимных процессов в группах раннего возраста.

Я разговаривала с заведующей. Играла с детьми. Также помогла с занятием.

Сегодня я выбрала ребенка для составления характеристики. С Ольгой Васильевной провели занятие. Аппликация: «Разноцветные огоньки в домиках».

Проведение хронометража самостоятельной деятельности детей 3-го года жизни.

Я выбрала ребенка и много наблюдала за его поведением. Выбрала для хронометража спокойного мальчика и подвижного.

Сегодня я много наблюдала за двумя детьми, но это сложно было сделать. Но Ольга Васильевна мне отлично помогла. Также провели музыкальное занятие.

Завершение сбора материала для письменной характеристики детей (выявление особенностей поведения и развитие малышей во время бодрствования, знакомство с историей развития и другой документацией ребенка).

Для написания характеристики ребенка я: выявляла особенности поведения малыша; разговаривала с родителями, заведующей, старшим воспитателем. Очень долго наблюдала за ребенком.

Я выбрала Пахомова Гену 2,3 г. У родителей узнала, что он весил при рождении 3330г; перенес одно заболевание – ОРВИ.

До поступления в детский сад был замкнутым, спокойным. К детскому саду он не привыкал – сразу же начал играть, рассматривать сверстников.

Знакомство с содержанием работы старшего воспитателя : изучение планов воспитательно-образовательной работы, материалов методического кабинета, дидактических пособий.

Я просмотрела журнал старшего воспитателя, узнала как он организует воспитательно-образовательную деятельность. Просмотрела методички и дидактические пособия.

Из того, что я увидела я сделала выводы, что детей воспитывают по высшему разряду. Также я обратила внимание из занятий проводимыми нами, — детям очень нравиться! За эти дни я увидела что некоторые дети уже считают! И знают некоторые буквы!

Наблюдение за занятиями, проводимыми воспитателями, и подготовка студентов к проведению открытых занятий.

Я каждый день наблюдаю за занятиями, и помогаю их проводить.

Сегодня мы провели занятие. Занятие называлось « Красивые воздушные шары (мячи)»

Мы учили детей рисовать предметы круглой формы, учили детей правильно держать карандаш, и у многих неплохо получалось. Все это вызывало положительные эмоции.

Самостоятельная работа с детьми в паре с воспитателем в течении всего рабочего дня.

В этот день мы с Ольгой Васильевной весь день занимались с детьми.

Мы провели утреннюю гимнастику. Прочитали художественную литературу: сказку «Мой Додыр». Провели музыкальное занятие. Также мы подводили итоги моей практики. Провели открытое занятие.

Для составления хронометража я выбрала Божко Улю 2,1 г.

Взаимоотношения с другими детьми

Подошла к шкафчику с игрушками и взяла машинку.

С другими детьми пока не играла.

Воспитатель наблюдала за детьми.

Катала машинку по игровому паласу.

Воспитатель обратила на ребенка внимание, и подошла к Уле.

Уля рассматривала машинку. И показывала ее воспитателю.

Рассматривала детей, искала с кем играть.

Воспитатель объясняла как нужно играть, называла четко и по многу раз слово МАШИНКА. «Едет по коврику МАШИНКА».

Уля играла с воспитателем.

Начали подходить дети и Уля показывала машинку, которую держала в руках и говорила «БИ-БИ-КА»

Уля подошла к шкафчику и положила машинку. Стояла и рассматривала всё.

К Уле подошла девочка с куклой и начала демонстрировать, показывать.

Ольга Васильевна в это время помогала другим детям, организовывала занятие.

Уля начала играть с той девочкой, достала посудку.

Девочки не ссорились, не отнимали друг у друга ничего.

Воспитательница отслеживала, чтобы никто не дрался, не бегал, и готовила к занятию стол.

Уля кормила куклу, а девочка что-то искала в шкафчике.

К ним подошла еще одна девочка- Оля. Но они ее оттолкнули.

Ольга Васильевна тут же подошла и начала объяснять, что нужно играть дружно. Но девочки так Олю и не приняли. Тогда воспитатель начала отвлекать Олю показывать другие игрушки и демонстрировать их.

Я стала с ней играть, мы кидали друг другу мячик.

Уля убежала с мячиком и начала кидать Диме.

Дима не стал играть с Улей.

Воспитатель позвала 5-х детей, ионии рисовали рисунок «Дождь».

Уля подбежала к столику и начала рассматривать как рисуют дети.

Ольга Васильевна сказала Уле, «Посмотри как детки рисуют, сейчас скоро ты будешь рисовать.»

После того как несколько детей нарисовали, села рисовать Уля.

Она рассматривала рисунки, и взяла кисточку.

Воспитатель начала объяснять, как рисовать «Дождь».

Воспитатель внимательно смотрела и подсказывала.

Уля вместе с другими детьми продолжила играть.

Воспитатель развешивала рисунки.

Во время практики я вела дневник, в котором отмечала занятия, проводимые каждый день.

Особенности поведения детей

Анализ воспитательных приемов.

Программное содержание : учить детей отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.

Дети с удовольствием лепили, радовались между собой, переглядывались. Показывали сделанное друг другу.

Перед занятиями Ольга Васильевна сначала рассказала, что будут делать дети, как это интересно. Сначала воспитатель слепила все сама, дети с удивлением смотрели и им не терпелось слепить тоже самое.

Программное содержание: изучение особенностей немузыкального звукового опыта детей 2-го и 3-го года жизни.

Оборудование: Листы бумаги различного качества, 2 хрустальные рюмки, крышки от кастрюль, баночка с витаминами или горохом, баночка с любой крупой.

Организация: приготовленные предметы показывают детям заранее. Затем педагог прячет предметы; можно также попросить детей закрыть глаза либо отвернуться от стола на котором расположены предметы. Педагог, извлекая звуки из предметов, задает детям вопрос: «Угадайте, что звучит?».

Сначала дети внимательно слушали. Детям очень нравилось. Они не всегда угадывали но у детей 3-х лет к концу занятия начало получаться. Им было весело.

Педагог разными способами привлекала внимание детей своим занятием. И это у нее получалось.

Занятие №3. Аппликация «Шарики катятся по дорожке». (Вариант «Овощи (фрукты) лежат на круглом подносе»)

Программное содержание : знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя её (круглый шарик, яблоко, мандарин.)

Учить приемами наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью).

Малыши рассматривали предметы с огромным интересом, менялись между собой предметами. Старательно наклеивали их на бумагу.

Воспитатель рассказывала детям о предмете, что можно делать с этим предметом. Все время говорила показывая: «Яблоко. Смотрите, дети, — это яблоко. Оно какое? Круглое, красное яблоко. Сейчас мы наклеим его на бумагу».

Занятие №4. Аппликация: «Разноцветные огоньки в домиках». Программное содержание :

Учить детей наклеивать изображение круглой формы, уточнять название формы. Учить чередовать кружки по цвету. Упражнять в аккуратном наклеивании. Закреплять знание цветов (красный, желтый, зеленый, синий).

Малыши внимательно рассматривали кружки, повторяя за воспитателем называли цвета. Делали аппликацию схожую с работой воспитателя.

Воспитатель дала каждому ребенку по 4 разных кружочка. Сделав свою аппликацию для примера, она показывала детям, как должна выглядеть работа.

Занятие №5. Музыка. Игра «Звучащий ларец».

Цель: Изучение особенностей музыкального звукового опыта детей.

Музыкальные инструменты: Колокольчик, бубен, треугольник, тарелочки, маракасы, деревянные коробочки.

Организация: детям заранее демонстрируют музыкальные инструменты. Затем педагог скрыто извлекает музыкальные звуки и просит детей угадать, какой инструмент прозвучал (возможен показ инструментов детьми, для этого расположите дополнительных их комплект на столе перед «звучащим ларцом»).

Дети долго рассматривали предметы, держали в руках, крутили. Смеялись. Потом с преподавателем станцевали танец. Когда после того как педагог показывал предметы, называл их, он просил детей повторить.

Педагог должен был обратить внимание на реакцию детей, их ответы, характер затруднений. Если дети затруднялись ответить, педагог им помогал.

Учить детей передавать в рисунке впечатление от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закрепить умения рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш, развивать желание рисовать.

Малыши с удовольствием отнеслись к такому занятию. У всех получились прекрасные рисунки.

Задача воспитателя была в том, чтобы проявить интерес детей, чтобы дети радовались полученному результату. Занятие прошло на отлично.

Музыка. Игра «Кукла спит – кукла пляшет». Программное содержание : детям предлагают прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения (колыбельная и плясовая). После прослушивания педагог предлагает выбрать игровое действие с куклой под музыку (покачать куклу или показать, как кукла пляшет).

Дети отнеслись к этому занятию очень эмоционально. Они играли с куклами, повторяли действия за воспитателем.

Цель педагога – выявить особенности эмоциональной реакции детей на музыку.

Занятие №8. Лепка «Крендельки». Программное содержание : Закреплять прием раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить детей по-разному свертывать получившуюся колбаску. Формировать умение рассматривать работы, выделять сходство и различия, замечать разнообразие созданных изображений.

Почти у всех детей получилось. Многие начали баловаться. Но потом, всё же сделали работу, которая предлагалась. Радовались сделанному. Показывали друг другу.

Воспитатель не один раз показывала, объясняла, как нужно делать «Крендельки». Если у ребенка не получалось, объясняла еще раз.

В этот день с детьми провели игру.

Цель: Обогащать музыкальный опыт детей в процессе прослушивания музыкальных произведений А. Лядова «Баба Яга» и П.И. Чайковсого «Баба Яга». Ход игры: (Дети сидят полукругом).

Педагог: Ребята, у меня в коробочке кто-то спрятался и не хочет выходить до тех пор, пока вы не отгадаете, кто это. Чтобы вам легче было угадывать, я включу музыку, которая передаст характер спрятанного в коробочке героя. Вы послушаете и скажете, кто там может быть.

Дети не сразу угадывали и поэтому педагог включала произведения не однократно. Но дети всё же угадали.

Педагог умело заинтересовала детей.

Итог практики: практика проводилась в 4 семестре, продолжительностью – 2 недели по 6ч в день.

За время практики я поняла о возрастных особенностях раннего детства и специфике педагогической работы с детьми, наблюдала за малышами, составила хронометраж, характеристику ребенка. Узнала содержание и методику работы с детьми в дошкольных учреждениях разного вида. Научилась проводить наблюдение за детьми, мне помогла овладеть методами педагогического исследования: хронометрированием, количественным и качественным анализом собранного материала.

Я помогала проводить занятия с детьми. Мне очень понравились.

На мой взгляд, воспитатель выполняет главную роль во всестороннем развитии ребенка.

От воспитателя зависит многое. Чем больше он будет уделять ребенку внимания, тем более развитым будет ребенок. Если воспитатель стремится дать детям знания, эмоционально излагает новый материал, то с уверенностью можно сказать, что успех будет достигнут. У детей нет четкой связи между действием и словом, дети не сразу отвечают на поставленные вопросы.

Так же я проводила такие дидактические игры, как “Купание куклы”, “Укладывание куклы спать”, “Оденем куклу”, “Куда бросили мяч”, “Прокати шарик”, “Что изменилось”, “Прятки”.

источник

Протокол № 1 поминутного хронометража занятия (20 мин.)

Название: Роль раннего возраста для последующего развития ребенка
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: отчет по практике Добавлен 06:22:33 07 мая 2011 Похожие работы
Просмотров: 7744 Комментариев: 11 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать
Дата Номер ДОУ
Группа Вид занятия
Фамилия, имя ребенка
7
п п о о о о з з з з з з з з з Р Р Р У У
к к к к

П — подготовка рабочего места;

О — объяснение и показ воспитателя;

Р — обсуждение полученных результатов;

В протоколе фиксируются реакции, свидетельствующие о наступлении утомления.

Фамилия, имя ребенка Время занятия, мин Итого
1 — 5 6 — 10 11 — 15 16 — 20 В Т О
К в
в в
в т
всего

Анализ результатов хронометража позволяет выявить время развития утомления у большинства детей, определить детей с повышенной утомляемостью и потому требующих внимания воспитателя, медицинского персонала, родителей. На основании результатов хронометража вносятся коррективы в построение занятия.

Начиная с первой группы детей раннего возраста, для своевременного развития основных движений, сенсорных умений, общения, действий с предметами, понимания речи предусматривается индивидуальное обучение или во второй половине года — одновременное 3-4 детей. Обучающее воздействие взрослого необходимо сочетать со специально организуемыми играми-занятиями.

Во второй группе детей раннего возраста обучение направлено на развитие интереса к познанию. С этой целью отбирается более широкий круг представлений о жизни людей, окружающей природы, разнообразятся действия с бытовыми предметами, дидактическими игрушками и строительным материалом, проводятся физические упражнения, прослушивается доступная музыка.

Основными приемами обучения детей являются: показ образца, сопровождаемый словесным обозначением, непосредственные действия ребенка или его рукой, подсказ по ходу действия и др. Занятия (с небольшими изменениями) повторяются до полного усвоения их содержания детьми, а затем они усложняются. При этом меняются виды деятельности и характер активности ребенка. Ежедневно проводятся два занятия с небольшими подгруппами по 4 — 6 чел. (1 – 1,5 лет) и от 8 до 12 чел. (1,5-2 лет).

Обучение на занятиях протекает на фоне игрового, эмоционального общения и длится 8-10 мин с детьми до 1,5лет и 10- 12 мин с детьми от 1,5 до 2 лет.

Студенты-практиканты подробно знакомятся с планом и конспектами занятий; проводят наблюдение двух занятий для разных возрастных подгрупп. Это необходимо для уяснения целей занятий, объема программного содержания, соответствия наглядно-действенных и словесных компонентов, проявляющегося в характере активности детей, степени участия в игровом, эмоциональном общении с детьми воспитателя.

1. Виды деятельности ребенка, их устойчивость, проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.

2. Формы общения малыша со сверстниками, возникновение инициативных форм общения со взрослым.

3. Какое значение имеет обучение на наблюдаемых занятиях в системе воспитательной работы с детьми данной группы?

4. Соответствуют ли организация и содержание обучения на занятиях программе?

5. Какие рекомендации можно предложить по улучшению обучения?

Изучите показатели физического развития детей раннего возраста, выделите особенности.

Познакомьтесь с особенностями и показателями фи-зического развития ребенка второго и третьего года жизни, представленными в образовательных программах для детей раннего возраста. Изучите содержание работы по
физическому воспитанию с детьми раннего возраста.

В «Истории развития ребенка» ознакомьтесь с результатами обследования врачом физического развития ребенка и его здоровья. В беседе с врачом или старшей медсестрой ДОУ выясните, насколько гармонично физическое развитие у малышей вашей группы. Выясните у врача (или медицинской сестры) детского сада, кто из детей имеет отклонения в физическом развитии.

На основании собранных данных проанализируйте развитие двигательных навыков у детей вашей группы, определите детей, чье физическое развитие соответствует возрасту ребят, опережает его или запаздывает, у кого из малышей имеются какие-либо отклонения. Далее, наблюдая за 2 — 3 детьми, обратите внимание, как и насколько правильно воспитатель регулирует: длительность сна; количество пищи; темп игр и физических упражнений; объем информации, даваемой на занятиях. Результаты фиксируются в дневнике по следующей схеме:

Фамилия, имя ребенка Группа здоровья Физическое развитие Харак-тер труда Темп игр и физичес-ких упражне-ний Актив-ность на занятиях
ЗР ЧБ ЭБ Гарм. Откл.

Условные обозначения и рекомендации к заполнению:

ЗР — здоровый ребенок, ни разу не болевший в течение года;

ЧБ- часто болеющий (более 4 раз в году);

ЭБ- эпизодически болеющий (1-3 раза в году);

Гарм. — гармоническое соотношение роста, веса, ок-ружности грудной клетки (ОГ), правильная осанка, стопа;

Откл. — отклонения в физическом развитии (завышенный, заниженный рост, вес, окружность груди, нарушения в осанке, стопе).

Наблюдая за проведением утренней гимнастики и физкультурного занятия, обратите внимание на такие моменты, как:

— гигиенические условия: одежда, обувь детей, воспитателя, состояние оборудования, доступ свежего воздуха;

— соответствие задач образовательного, воспитательного и оздоровительного характера и содержания занятия возрасту и физическим возможностям детей;

— форму проведения и специализации занятия, в том числе по времени;

— соответствие способов организации детей их возможностям;

— физическую нагрузку на детей, реакцию их организма на нее;

— качество двигательных умений детей;

— активизацию умственной деятельности детей;

— эмоциональное состояние детей и воспитателя;

— меры безопасности и страховки детей;

— объяснение и показ воспитателем упражнений;

— индивидуальный подход к детям.

Задание 8.

Ознакомьтесь с долгосрочным планированием воспитательной работы в группе раннего возраста, организацией игровой самостоятельной деятельности детей, методами руководства ею. Уделите внимание общению с детьми, уяснению его роли в воспитательной работе.

Выполнение задания начинается с наблюдения за играми детей и поведением воспитателя в течение получаса и включает хронометраж и последующий анализ игровых навыков детей.

На втором году жизни дети осваивают действия с предметами по их назначению, увлекаются отобразительно-сюжетными играми. Своевременное развитие таких видов деятельности детей зависит от системы воспитательной

Студенты наблюдают за двумя детьми (1-1,5 и 1,5-2 лет) и действиями воспитателя и его помощника, прямо или косвенно направленными на поддержание детской деятельности или введение новой. Наблюдения фиксируются по следующей форме:

Фамилия, имя, возраст ребенка Дата, время, мин Игрушки, предметы Действия ребенка Отношение ребенка к другим детям Действия воспитателя и его помощника
функциональные орудийные отобразительные игры Показ способа действия совет Совместные действия Внесение игрушки

Полученные данные количественно суммируются, обобщаются и излагаются письменно в отчете, при этом освещаются следующие вопросы:

— общая продолжительность предметной и игровой деятельности детей разных возрастных подгрупп;

— характеристика игровых уголков и игрушек;

— виды и количество функциональных и других действий, выполненных детьми;

— темы, сюжеты отобразительных игр;

— совместные игры и характер отношений детей друг к другу;

— приемы руководства деятельностью детей.

Студенты проводят соответствие развития воспитанников группы общим показателям нервно-психического развития детей данного возраста и передают собранную информацию воспитателю-методисту для демонстрации на групповом экране показателей развития детей.

Для установления контакта с детьми используют тактику игрового взаимодействия, о которой можно прочитать в журнале «Дошкольное воспитание» (Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 3.). Рекомендуется развертывать игровые действия на виду у детей. Проявляя эмоциональную заинтересованность в игре, использовать непосредственный интерес наблюдающих за игрой детей, втягивать их в игру. В игровом процессе пояснять смысл своих действий и предполагаемый смысл действий детей («Буду мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что это у тебя, Маша? Полотенце? Будешь вытирать мишку?» и т.п.). Поиграв с детьми, следует подключаться на короткое время к действиям того или иного ребенка, комментируя и поощряя его игру и тем самым помогая малышу осознать смысл его действий. Развертывая игру с детьми, желательно сочетать реалистические игрушки с условными предметами-заместителями, чтобы действие с ними имело опору на реалистические игрушки, проясняющие ребенку смысл игровой ситуации. Обыгрывание новой игрушки проводить в совместной деятельности с дошкольниками, включая их в уже известные сюжетные контексты или развертывая новый сюжет.

Индивидуальное общение воспитателя, его помощника с каждым ребенком группы направлено на удовлетворение одной из основных социальных потребностей. Вместе с тем общение является одним из важных средств разностороннего воспитательного воздействия. Наблюдая за воспитателем и его помощником, студенты-практиканты определяют средства и формы организации общения, эмоциональные приемы и способы коммуникативных воздействий.

Студенты устанавливают непосредственный контакт с одним ребенком раннего возраста. В процессе общения с ним фиксируют его ответные действия, реакции, содержание общения, его длительность. Общаясь с ребенком, необходимо расположить его к себе, чему способствуют улыбка, ласковое слово, доброжелательность и игровой контакт.

1. Каково содержание предметной и игровой деятельности детей второго — третьего года жизни?

2. Какие приемы руководства деятельностью детей использует воспитатель?

3. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению организации деятельности детей в группе?

4. Какое содержание общения предпочитал ребенок, с которым был установлен непосредственный контакт?

5. Какое значение имеют методика и характер общения воспитателя с каждым ребенком в группе детей раннего возраста?

Ознакомьтесь с оздоровительно-воспитательной работой в группах детей раннего возраста и примите участие в ней.

Студенты-практиканты изучают план оздоровительно-воспитательной работы, план-перечень индивидуальных игр-занятий, календарный план и сетку занятий на месяц. При этом они сопоставляют их содержание и структуру в такой последовательности:

— основные разделы перспективного (на три месяца) и календарного планов оздоровительно-воспитательной работы;

— содержание планов — перспективного (на три месяца), игр-занятий и календарного;

— степень направленности планов на обеспечение всестороннего, полноценного и своевременного развития всех детей группы;

— содержание и организацию физического воспитания в планах и сетке занятий;

— планирование организации и содержания деятельности детей во время бодрствования;

— степень повторяемости и дифференцированности планируемых игр-занятий в разных возрастных подгруппах;

— учет в планах индивидуальных особенностей детей.

1. Соответствует ли планирование оздоровительно-воспитательной работы в первой и второй группе детей раннего возраста состоянию их здоровья и развитию?

2. Соответствуют ли содержание и формы планирования программе?

3. Как осуществляется индивидуальный подход в обучении детей раннего возраста?

4. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению планирования оздоровительно-воспитательной работы в группе, индивидуальному подходу в обучении?

Ознакомьтесь с содержанием программы работы ДОУ по разделу «Сенсорное воспитание», особенностями методики проведения занятий по этому разделу, (Занятие должно носить комплексный характер.) Проведите наблюдение за приемами работы воспитателя по развитию сенсорной культуры ребенка, приобретению навыков оценки уровня сенсорных способностей детей.

Студенты анализируют программу, по которой работает детский сад. Это могут быть программы «Радуга», «Дом радости», «Золотой ключик», «Развитие», «Детство», «Истоки».

Студентам-практикантам необходимо ознакомиться с методами проверки уровня сенсорного развития у детей второго года жизни и научиться определять его (умение детей соотносить и группировать предметы по форме, величине, цвету).

Работа выполняется методом экспериментальных заданий. Перед ребенком поочередно расставляют пособия для восприятия формы, величины, цвета и предлагают: «Сделай так же», «Дай такой же», «Дай красный (синий, зеленый, желтый)». Три точных действия указывают на сформированность умения. Наличие или отсутствие указанного действия обозначается знаками плюс (+) и минус (—). Каждый студент обследует четырех детей.

В процессе проверки ведется запись по форме:

Фамилия, имя, возраст ребенка Дата, время Порядок предъяв­ления игрушек Игрушки Инструкция эксперимен­татора Действия ребенка

Полученные данные анализируются и представляются в виде следующей таблицы:

Фамилия, имя, возраст ребенка Восприятие (называет, соотносит, отождествляет)
величина форма цвет

С полученными данными следует ознакомить воспитателя труппы для использования их при составлении плана занятия и в индивидуальной работе с детьми.

В ходе наблюдения занятия внимание обращается на:

— организационные условия работы с детьми;

— наглядность в проведении занятий;

— разнообразие приемов обучения;

— эмоциональное состояние детей, уровень их познавательной активности;

— стиль общения воспитателя с детьми, его индивидуальную работу с ними.

Во время практики в ДОУ студенты овладевают профессиональными умениями и навыками воспитателя группы детей раннего возраста.

1. Каков уровень сенсорного развития детей группы? Установите его соответствие общим показателям сенсор­ного развития детей данного возраста.

2. Какие рекомендации можно сформулировать для улучшения оборудования и проведения занятий в группе но сенсорному воспитанию?

Ознакомьтесь с содержанием работы старшего воспитателя, материалами методического кабинета, различными формами работы с родителями, принятыми в группах раннего возраста.

Анализируя работу ДОУ и его педагогов с родителями, необходимо учитывать составленные аналитические справки о такой деятельности, индивидуальные коллективные ее формы, работу родительского комитета, состояние пропаганды педагогических знаний (уголок для родителей, тематические выставки, лекции, беседы, дни открытых дверей).

Примерные темы для бесед с родителями

1. Домашний режим ребенка. Его соответствие режиму яслей.

2. Продолжительность дневного сна в выходные дни, условия засыпания.

4. Положительные и отрицательные привычки.

5. Любимые игрушки. Партнеры по игре. Порядок хранения игрушек.

6. Особенности формирующегося характера, наследственные черты и др.

Задание 12.Проведите наблюдение за разными видами занятий в группе детского сада (изобразительного цикла, развития речи, музыки), проанализируйте каждое в отдельности, а затем сравнительно друг с другом по критериям, указанным в нижеприведенной таблице:

Критерии анализа Уровень оценок
Соответствие программного содержания возрастуребенка Выполняются ли гигиенические требования Высокий Средний Низкий
Наличие элементов нового, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли ребенка
Воспитательное воздействие программного материала
Выполняются ли гигиенические требования
Эстетика занятий (внешний вид детей, группы, оборудования
Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий
Этапы занятий и их связь
Длительность этапов
Разнообразие методов и приемов, их взаимосвязьи обоснованность
Приемы, направленные на привлечение и сосредоточение внимания детей (имеются или нет)
Приемы, позволяющие обеспечить эмоциональность, интересы детей
Приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания
Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя
Индивидуальная работа с детьми
Качество работы
Поведение детей в процессе игры
Оценка работы воспитателями Качество анализа работ детьми

Понаблюдайте игры детей, выявите особенности использования игрушки и игровых материалов детьми разного возраста. Дайте педагогический анализ результатов проведенной работы всоответствии с вопросами игрушки и игровые материалы используются икакому этапу развития игровой деятельности детей соответствуют? Как средавлияет на обогащение содержания игры, развитие способов отображениядействительности, формирование игровых взаимоотношений, проявлениесамостоятельности и игрового творчества? Каковы особенности внесения

Основываясь на результатах проведенной работы, разработайте рекомендации для родителей по созданию предметно – игровой среды в семье.

Проведите анкетирование воспитателей, родителей, беседу с детьми разных возрастных групп, выявите отношение к игрушке взрослых и детей, особенности использования игрушки в деятельности.

При выполнении данного задания вам помогут следующие анкеты и вопросы для бесед:

Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 2605 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник