Меню Рубрики

Анализ художественно эстетического развития детей

Художественное развитие является неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания детей. Существует множество точек зрения на определение понятия «художественно-эстетическое развитие». Рассмотрим некоторые из них.

Художественно-эстетическое воспитание — это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

Удачно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, которая считает: «Художественно-эстетическое воспитание — воспитание целостной гармонично развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место.

Ребенок, сталкиваясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, эстетически и художественно развивается. Но всё же, ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто связанно стремлением к развлечению. Б.Т Лихачев, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их чувствительную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Художественно-эстетическое развитие — это способность воспринимать и оценивать произведения искусства различных видов и жанров, с позиции добра и зла, красоты и безобразия. Художественно-эстетическое развитие приумножает переживания, увеличивает стремление к активному познанию окружающего мира, развивает духовно и умственно.

Художественно-эстетическое воспитание – направление воспитательной работы, суть которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Главным составляющим содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.

Основы художественно-эстетического развития:

— Взаимная связь со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении (художественно-эстетическое развитие должно происходить вместе с другими направлениями развития ребенка);

— связь детского творчества с жизнью (деятельность ребенка должна касаться ситуаций из жизненного опыта ребенка);

— объединение различных видов искусства (для полного развития ребенка нужно использовать все виды искусства в комплексе);

— художественно-эстетическое основание отбора материала (для работы с ребенком необходимо так отбирать материал, чтобы у него рождались определенные представления, эмоции и чувства);

— индивидуальный подход (открытие творческих способностей у ребенка и способствование их развитию).

В литературе выделяют следующие средства художественно-эстетического развитие детей дошкольного возраста:

— эстетическое общение (общение с ребенком, призванное заинтересовать ребенка творческой деятельностью);

— природа (благодаря гармонии природа учит ребенка правильному поведению, красоте, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков)

— oкружающая предметная среда (пoвышает активнoсть, твoрческий характер худoжественно-эстетическoй деятельнoсти дoшкольников, ее результативность);

— самостоятельная художественная деятельность детей;

Проявления творчества детей в играх самые разнообразные: они придумывают сюжеты содержание игры, ищут способы осуществления ролей заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или – театрализованная игра.

Театрализованные игры — это игры-представления, в которых в лицах, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Герои театрализованных игр становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией — сюжетом игры.

Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность детей предопределена текстом произведения.

Театрализованная игра имеет следующую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила.

Театрализованные игры делятся на:

1. Игры-драматизации (ребенок исполняет роль артиста, создает образ с помощью комплекса вербальных и невербальных средств).

2. Режиссерские игры (ребенок действует игрушками или их заменителями, организует деятельность как сценарист и режиссер, озвучивая героев и комментируя сюжет).

Роль театрализованных игр в художественном развитии детей очень велика. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что в работе с детьми дошкольного возраста можно использовать разные виды театра и каждый будет по-своему интерес ребенку.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8762 — | 7494 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Мария Белякова
Анализ художественно-эстетического развития дошкольников

Художественно — эстетическое развитие детей в детском саду предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.).

Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения:

— овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);

— обогащение содержания творческой деятельности;

-овладение «языком» творчества;

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное — выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов — к живописи или графике, пластике или дизайну.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, — сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения.

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т. д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив — детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия — должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Мы знакомим детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно когда мы учим детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т. д. Мы знакомим детей с разными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, бытовой и сказочный жанр, портрет). Важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П. И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом. Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения. Песня сплачивает детей во время труда на участке, организует ритм их движений, делает труд радостным. В вечернее время дети слушают пластинки с записями любимых песен, инструментальных произведений.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются:

• ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

• доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;

• активная педагогическая деятельность;

Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе изучения иностранного и родного языков, в ходе приобщения ребенка к национальной культуре.

Так, например, в содержание межкультурного воспитания детей дошкольного возраста входит художественно-эстетическое воспитание, которое осуществляется в русской культуре через:

— знакомство с произведениями народного творчества («Хохлома», «Городецкая роспись», Дымковская игрушка» и др.);

— знакомство с народным русским костюмом, посещение музея народного творчества;

— работа с глиной, изготовление оригами, рисунков;

В мордовской культуре через:

— знакомство с произведениями ручного и художественного труда, с поделками из природных материалов;

— показ и обсуждение с детьми фрагментов из книг;

— изготовление поделок из бумаги, картона, ткани (национальные игрушки, куклы, изготовление оригами, аппликации;

— знакомство с национальной кухней, бытом, одеждой;

— наглядное представление национального колорита (национальные цвета, кружева, орнамент, знакомство с живописью национальных художников;

Большими потенциальными возможностями в формировании художественно-эстетического воспитания располагает процесс обучения мордовскому языку.

Задачами занятий по ручному творчеству являются:

1. Осознание художественно-эстетического вкуса.

2. Развитие образного мышления.

3. Развитие умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции.

4. Развитие ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем.

5. Развитие умений творчески создавать продукты ручного творчества.

Из выше сказанного можно сделать такие выводы:

1. Воспитание — это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.

2. Художественно-эстетическое воспитание — одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

3. Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

4. Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.

5. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

Читайте также:  Геморрагический васкулит у детей анализы

Дидактические игры для художественно — эстетического развития через декоративно — прикладное искусство. В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры » Дымковские народные игрушки».

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей «Волшебный завиток» Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг. Мы чудо сотворить сумеем сами Вот этими умелыми руками. Новые жизненные.

Формирование нравственных качеств младших дошкольников посредством художественно-эстетического развития «Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их.

Изучение художественно-эстетического развития старших дошкольников Диагностика художественно-эстетического развития детей 5-6 лет — процесс многократного исследования, эмоционально-личностных особенностей,.

Конспект НОД «Букет стихов» по направлению художественно-эстетического развития старшая группа Цель: Посредствам восприятия художественного слова и музыки развивать изобразительные способности детей старшего дошкольного возраста. Программное.

Конспект ООД в области художественно-эстетического развития «А на елке резвятся игрушки» Задачи: Продолжать знакомить детей с образом Деда Мороза и символом новогоднего праздника — елкой; Развивать.

Конспект ООД в области художественно-эстетического развития «Ели на опушке — до небес макушки» Задачи: Закреплять знание детей о хвойных деревьях, зимних пейзаже; Продолжать учить рисовать ель, сосну, самостоятельно.

Программа художественно-эстетического развития в средней группе Цель программы: Основная цель программы — развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного.

Семинар «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Слайд №1 «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Подготовила: воспитатель МАДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьск.

Уголок художественно-эстетического развития «Каляка-маляка» Одним из важных условий реализации художественно-эстетического воспитания в ДОУ является грамотная организация развивающей предметно-пространственной.

источник

Анализ образовательной деятельности

художественно-эстетического развития дошкольников

Цель художественно-эстетического развития дошкольников направлена на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Содержание художественно-эстетического воспитания реализуется с учетом парциальных образовательных программ «Цветные ладошки», «Умные пальчики» И.А. Лыковой; входящие в образовательную программу МБДОУ.

Система работы по художественно- эстетическому развитию детей включает взаимосвязанные между собой компоненты:

— обновление содержания образования;

— создание условий для художественно- эстетического воспитания и развития

— организация образовательного процесса;

— взаимодействие с педагогами и родителями.

К художественно-эстетической деятельности относится: Изобразительная деятельность; Музыкальное восприятие; Восприятие художественной литературы.

Средствами художественно-эстетического воспитания детей являются предметно-развивающая среда (эстетика быта); произведения искусства; природа; образовательная деятельность; самостоятельная художественная деятельность детей; праздники, развлечения, досуги, выставки.

В младшем дошкольном возрасте создаю возможности для накопления детьми сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка. Обращаю внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира пробуждаю детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения.

Содержание образовательной деятельности.

Во второй младшей группе готовлю детей к восприятию произведений искусства для этого, например, рассматривая иллюстрации к произведениям малого фольклора Ю. Васнецова, В. Сутеева к его сказкам, Е. Чарушина и других, обращаю внимание на то, как художники изображают персонажей: цыплята жёлтые, пушистые, цыплёнок бежит, клюёт (что делает?), курица с метлой, в украшенных сапожках, фартучек и т. п. Рассматривание сопровождаю вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.

При рассматривании картины с маленькими детьми ввожу своеобразный игровой приём, развивающий наблюдательность и речь: путём вопросов вовлекаю детей в соревнование — «Кто больше увидит на картинке?», побуждая их к наблюдательности и высказываниям. Поддерживаю разговор, учу детей правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.

Методы и приемы . В рисовании знакомлю детей с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими. Основной приём, используемый для детей младшей группы — показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный приём — пассивные движения, когда ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «топ-топ», «кап-кап», «сверху — вниз» и т. д. Такой приём даёт возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях — важнейший методический приём. Ещё один приём работы в младшей группе — сотворчество воспитателя с детьми.

Широко применяю методы нетрадиционного рисования. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Особенно нравятся малышам рисовать пальчиками и ладонью. А какой восторг и удивление вызывает у них «превращение» их рисунков в цветы, паучков, птичек, лебедей. Стараемся разнообразить занятия по изобразительной деятельности, используя ватные палочки, зубные щетки, картошку, мелки. Чтобы художественные впечатления остались в памяти детей, мы устраиваем выставку работ, где каждый малыш может показать свою работу, посмотреть на другие

Особую роль в художественно-эстетическом воспитании отвожу искусству. В своей работе использую произведения живописи, скульптуры, произведения прикладного искусства. Знакомя детей с жанровой живописью, учю понимать настроение пейзажа и отношение художника к картине. Воспитываю любовь к родной природе, умение видеть природу в произведениях искусства (картины И. Левитана «Золотая осень», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Зима»). Рассматривание сюжетных картин (В. Васнецов «Иван-Царевич на сером волке», «Аленушка», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу») формирует умение воспринимать картину, чувствовать ее настроение, понимать чувства героев, описывать внешность человека.

Я считаю, что для рассматривания картин не всегда нужно использовать время, отведенное для образовательной деятельности, потому, что очень важно учитывать обстановку, соответствующую настроению, созданному художником в картине. Например, на картину «Золотая осень» И. Левитана обращаю внимание детей в яркий солнечный день.

Стараюсь не ограничиваться рассматриванием картин, которые возбуждают в нас только радость, удовольствие. Использую произведения, которые передают грусть, печаль. Такие картины могут воспитать в детях чувства отзывчивости, сочувствия. Например, картина В. Васнецова «Аленушка». Очень интересны были высказывания детей: «Аленушку обидела мама, поэтому она грустная» или «Аленушке холодно, она босиком, где ее тапочки?»

Так же знакомлю малышей с декоративно-прикладным искусством. Изделия народного творчества многообразны. Это различные деревянные и глиняные игрушки, расписная посуда, яркие подносы и т.д. Каждое такое изделие наполняет радостью, добротой и красотой. Оно несет в себе фантазию, которая увлекает детей в мир сказки.

Знакомя детей с тем или иным промыслом, я старалась доступно рассказывать о том, где он зародился, его особенности. Чтобы дети почувствовали сказочную прелесть народной игрушки, предлагала им пофантазировать, придумав забавные истории или сказки. Конечно, часто получаются небылицы, и ребята сами смеются над тем, что сказали, но это весело, задорно и запоминается надолго.

Знакомство детей с народным промыслом помогает им войти в мир прекрасного, пробуждает потребность любить и радоваться жизни, повышает эмоционально-эстетическую культуру.

Стараюсь на образовательной деятельности использовать музыкальное сопровождение, стихи, потешки, песенки, загадки, это позволяет удерживать интерес и внимание детей. Неоценимую помощь оказали дидактические игры с цветными шариками, мозаикой, матрешками, игры на величину, форму, цвет для развития мелкой мускулатуры рук, игры по методике М.Монтессори. Все это имело определяющее значение для развития зрительных представлений о предметах и явлениях.

В работе с детьми использую коллективное рисование и аппликацию, от которого дети получают огромное удовольствие, они подолгу рассматривают получившийся рисунок, смеются, вспоминают кто, что рисовал. В результате расширяется словарный запас детей, совместная деятельность сближает их, делает отношения между ними добрыми, ласковыми. Кроме того, бумага большого формата позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство, постигать законы композиции. В коллективных работах так же, как в индивидуальных деятельность детей сопровождается музыкой, используются стихи, фольклор. Нарисовав какого-либо персонажа, дети поют ему песенку, играют с ним в подвижную игру или танцуют. Игры и действия с рисунками дети воспринимают очень эмоционально.

источник

Обеспечение выполнения воспитательно — образовательной работы по художественно — эстетическому развитию дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по состоянию художественно — эстетического развития в дошкольном учреждении»

по состоянию художественно — эстетического развития

в ГДОУ ЛНР« Огонек» г. Артемовска

«Развитие художественно – творческих способностей воспитанников посредством интеграции различных видов деятельности»

Предмет педагогического анализа – педагогический процесс аттестуемого воспитателя Городыськой Г.Е.

Срок изучения 01.02.2017 – 10.02.2017 года.

Цель педагогического анализа – обеспечение выполнения воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей с учетом интеграции образовательных областей с учетом требований ВГОС у аттестующего воспитателя Городыськой Г.Е. Оценить уровень подготовленности воспитателя в образовательной программе по разделу «Художественно – эстетическое развитие».

1.Наблюдение за педагогическим процессом ,анализ знаний и умений детей всех возрастных групп (просмотр занятий).

2. Оценка профессионального мастерства педагога ,создание благоприятных условий для художественно –эстетического развития детей путем интеграции образовательных областей ,просмотр педагогического процесса.

3.Анализ планов воспитательно -образовательной работы с детьми по изо деятельности ,анализ календарных планов по данному вопросу.

4.Анализ предметно-развивающей среды в группах по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

5.Анализ наглядной пропаганды ,проведение совместных мероприятий с родителями .

Комиссией в составе : и.о.заведующего ГДОУ ЛНР «Огонек» Щербань Т.В. , воспитателем Щербаковой Н.В.(1 квалификационная категория), методистом ГДОУ ЛНР «Юбилейный» г. Перевальска Веревкиной Н.В.(1 квалификационная категория), была проведена проверка по выполнению ВГОС ДО к условиям реализации образовательной программы по разделу «Художественно – эстетическое развитие» по организации художественно- эстетической деятельности детей.

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателя Городыськой Г.Е., за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателем, обследования материальной базы и развивающей среды в группах, где работает педагог подменным воспитателем.

Членами комиссии посещена и проанализирована непосредственно образовательная деятельность аттестующего педагога . При посещении выявлено, что воспитатель предварительно готовит наглядный материал. Длительность непосредственно образовательной деятельности соответствует требованиям СанПиН.

Сделан анализ развивающей среды всех групп по разделу «Художественно-эстетическое развитие»: в группах ГДОУ создана достаточная нормативно-правовая база, обеспечивающая качественную работу не только воспитателя Городыськой Г.Е., но и всего педагогического коллектива по организации художественно-творческой деятельности детей. В ходе контроля проверены условия, созданные для развития творческих способностей детей . В уголках ИЗО деятельности имеется развивающие игры, предметы искусства , шаблоны, бумага , изобразительный материал: мелки, карандаши, краски, уголь, гуашь, тушь, раскраски, пластилин для лепки. Уголки ИЗО деятельности соответствуют возрасту и уровню развития детей.

Проверка показала, что в старшей группе ГДОУ вопросам качественной организации художественно-эстетической деятельности детей уделяется постоянное внимание, используются разнообразные технологии по развитию эстетического восприятия, творческих интересов в центре искусства имеются разнообразные альбомы по видам живописи – пейзаж, портрет, натюрморт, декоративное творчество; также представлены в достаточном количестве материалы для рисования: краски, гуашь, карандаши, мелки, кисти разных номеров и жесткости: имеется для лепки пластилин и глина; для аппликации и ручного труда есть в наличии ножницы, разного качества и размера бумага. У всех детей есть раскраски, трафареты для рисования, обводки и предметы для нетрадиционных форм рисования (губки, палочки, засушенные листья), достаточное количество природного материала. Оформлен центр согласно блочно тематическому планированию, имеется «полочка любования». В раздевалке регулярно создаются выставки детских работ.

В ходе проверки были проведены диагностические срезы: наблюдение за самостоятельной изобразительной деятельностью – у детей развито воображение, владеют приемами рисования, самостоятельно подбирают материалы для изо деятельности, оформляют центр изо своими работами. Дети объединяются для создания коллективных работ – объединение рисунков по одной теме. Во время бесед отмечено, что дети имеют представления о пейзаже, портрете, натюрморте; различают виды росписей, выделяя характерные признаки той или иной росписи.

Проанализирована документация: комиссией у воспитателя были просмотрены календарные блочно-тематические планы. У Галины Евгеньевны проверены планы по календарному планированию по организации художественно-эстетической деятельности детей, по развитию эстетического восприятия окружающих предметов, формированию эмоциональной отзывчивости на прекрасное: тематика непосредственно образовательной деятельности, систематичность, форма организации (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная), знание воспитателем инновационных программ, применение их на практике, связь ИЗО деятельности с другими видами деятельности детей. Проверена работа с семьёй: проверкой установлено, что проведены индивидуальные консультации по организации ИЗО деятельности в домашних условиях с учётом возрастных и личностных особенностей детей. При анализе прослеживается работа по художественно-эстетическому развитию детей. Данная работа планируется, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности. Прослеживается индивидуальная работа по изо деятельности; также можно отметить то, что воспитателем проводится углубленная работа по знакомству детей с традиционными народным праздниками – Масленица, Рождество, Колядки; также совместная деятельность по данному направлению направлена на тему недели, согласно блочно-тематическому планированию и календарным датам.

Общая характеристика изучаемого вопроса в ходе проверки (достоинства и недостатки его решения каждого вопроса программы): воспитатель Городыськая Г.Е. использует различные формы организации развития творческих способностей детей: нетрадиционные формы работы по изо деятельности, организуют выставки предметов искусства, приобщает детей к народной культуре. Городыськая Г.Е. использует различные формы организации развития творческих способностей детей: организовывает выставки предметов искусства (мини вернисажи), приобщает детей к культуре родного края, организует игры, знакомит с цветом, оттенками цвета. У педагога спланирована и проводится индивидуальная работа с детьми, учёт их склонностей и интересов.

В ходе проверки комиссией были просмотрены НОД:

10 февраля 2017 года в старшей группе было посещено занятие по теме «Русская матрешка». Воспитатель Городыськая Г.Е. , приобщала детей к изобразительному искусству, учитывая индивидуальные особенности детей, их желания. Через художественное слово и музыкальной зарисовки воспитатель показала красоту и необычность русской игрушки-матрешки. Побуждала задумываться над тем, что нарисовали дети, на что это похоже. Воспитанники чувствовали: их рисунки вызывают интерес. В группе была создана творческая, доброжелательная обстановка. Педагог активизировала детей, задавала им вопросы. Воспитатель правильно определила цели и задачи при планировании непосредственно образовательной деятельности, отобрала содержание материала для проведения в соответствии с задачами программы и возрастом детей, планировала содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности детей. Непосредственно образовательная деятельность организована в традиционной форме. Дети занимались продуктивной деятельностью с желанием. Воспитателю было рекомендовано побуждать детей не копировать готовые образы , а создавать что то свое индивидуальное , работать творчески. Цели, поставленные педагогом перед непосредственно образовательной деятельностью, достигнуты в полном объеме.

Читайте также:  Гемотест анализ на энтеробиоз детей

Рекомендации воспитателю Городыськой Г.Е.:

1.Осуществлять художественно-творческую деятельность, интегрируя образовательные области.

1.2. Применять в работе нетрадиционные изобразительные технологии, как средство формирования у педагогов и родителей ценностных ориентаций, направленных на развитие творческих способностей детей.

1.3.При взаимодействии с родителями осуществлять комплексный подход к формированию эмоциональной отзывчивости на прекрасное. 1. 4. При организации непосредственно образовательной деятельности осуществлять переход на использование нетрадиционных форм работы с детьми, осуществлять интеграцию образовательных областей.

1.5.Организовать информационные уголки для родителей и произвести подборку материала консультативного характера для приобщения родителей к развитию у детей творческих способностей.

2. И.о. заведующему воспитателю — методисту Щербань Т.В.:

2.1. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени, как основу реализации образовательной области «Художественное творчество».

2.2. Провести консультацию педагогам по созданию предметной среды в группе для художественно-творческого развития во время самостоятельных игр детей.

Выводы: таким образом, ИЗО деятельность является условием развития творческих способностей детей во всех возрастных группах. Задачи по развитию творческих способностей реализуются во время непосредственно образовательной деятельности по рисованию и в свободной деятельности, художественно – эстетическое развитие прослеживается во всех видах деятельности, развивающая среда способствует этому. Работа ведется как в совместной, так и самостоятельной деятельности, НОД проводятся в соответствии с планами, ведется индивидуальная работа с детьми. НОД все интегрированные, с учетом приоритетного направления ГДОУ – художественно — эстетического, так же, уделяется внимание и здоровьесбережению: установка на осанку, физкультминутки, подвижные игры. Условия, созданные для развития художественно-творческих способностей детей и их творческих интересов, используются разнообразные технологии по развитию эстетического восприятия, творческих интересов. При организации деятельности по художественному творчеству используется бумага для рисования разной фактуры, формы, цвета, величины кисти краски. Новые нетрадиционные изобразительные техники: рисование пальчиком, губкой, на мятом листе бумаги, рисование свечой, рисование с использованием природных материалов (веточки, листочки, крупой), рисование «печать», «по сырому», «коллаж», «монотипия». Эффективность использования традиционных и нетрадиционных форм работы с детьми у воспитателя Городыськой Галины Евгеньевны удовлетворительная .

Рекомендации: при планировании Городыськой Г.Е. учитывать индивидуальную работу с детьми по художественно-эстетическому развитию и отмечать источник (методическое обеспечение); так же более чаще заинтересовывать детей к самостоятельной изобразительной деятельностью, больше использовать работу с ножницами и бумагой, для развития моторики.

источник

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.

Первые опыты рисования пальчиковыми красками вызывают яркие эмоции у малышей

Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.

Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.

Маленькие дети наглядно показывают, какие эмоции вызывает у них музыкальное прозведение

  • Приобретение теоретических знаний:
    • Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
    • Развитие интереса к мировой художественной культуре.
    • Формирование потребности в красоте.
    • Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
  • Формирование практических умений:
    • Развитие творческих способностей.
    • Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
    • Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.

Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:

  • построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
  • формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
  • ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
  • приобщение к работе родителей;
  • посещение выставок, концертов, экспозиций;
  • если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
  • создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
  • организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.

Организация выставок детских работ — одно из условий реализации программы эстетического развития

Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.

Приём визуального изучения произведений искусства часто применяется в рамках эстетического воспитания

Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.

Средства ИКТ часто используются для демонстрации картин по теме занятия

Воспитанники второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.

Дошкольники младшего и среднего возраста создают изображения с натуры

Наглядные Словесные Практические
  • Наблюдение;
  • визуальное обследование предметов;
  • рассматривание образца;
  • изучение картин, репродукций и иллюстраций;
  • демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями);
  • анализ детских работ;
  • игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации).
  • Ситуативный разговор;
  • метод сравнения картин;
  • искусствоведческий рассказ, художественное слово;
  • символическое моделирование;
  • использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки);
  • указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам;
  • игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования, социоигровые технологии).
  • Отрабатывание формообразующих движений рукой;
  • доведение движений до автоматизма;
  • работа на черновиках.

Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:

    Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.

В центре искусства содержатся познавательные материалы для самостоятельных исследований и всё необходимое для творчества

В театральном уголке дети пробуют себя в роли актёров, декораторов, сценаристов и даже гримёров

Способность к восприятию музыкальных образов формируется у детей в раннем возрасте и требует развития

Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.

Занятия продуктивным творчеством оказывают благотворное влияние на психологическое состояние детей

Практические занятия в рамках художественно-эстетического направления развивают фантазию ребят, самостоятельность в решении творческих задач, побуждают находить красивое в окружающем мире.

Аппликация как вид изобразительной деятельности развивает у ребёнка чувство цвета, формы и величины

Вид деятельности Характеристика
Изобразительная деятельность Рисование Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков.
Лепка В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.
Конструирование и аппликация Занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.
Музыкальная деятельность Оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи.
Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.
Театральная деятельность Дошкольный период образования осуществляет предэстетическое изучение театрального искусства. Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.
Художественно-речевая деятельность Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок.
Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей.

Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется в детском саду на занятиях НОД: дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды с архитектурными и скульптурными образами, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется через различные типы деятельности:

  • Рассматривание картин и репродукций. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми.
    • Что изображено на картине?
    • Какие цвета использовал художник?
    • Что вы чувствуете, глядя на картину?
      В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле.
  • Рассказывание по картине. По мере совершенствования мыслительных и речевых способностей дети учатся рассказывать увиденное, облекать в словесную форму то, что показал художник при помощи красок. Для развития навыка рассказывания на занятиях используются сюжетные картины, близкие к личному опыту воспитанников: изображения детских занятий, природных явлений, сценок с животными и птицами.
  • Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество.
  • Арт-терапия, терапия творческим выражением. Для снятия умственного и физического перенапряжения, создания положительного эмоционального фона в работе с дошкольниками применяется форма терапевтических упражнений. Они строятся на основе различных видов художественной деятельности, имеют игровую направленность и вызывают радость и восторг у воспитанников.

    В детском саду популярны изотерапия, драматерапия, музыкальная и танцевальная терапия, сказкотерапия.

    Рисование в нетрадиционной технике является одним из популярных видов арт-терапии в детском саду

    • Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.
    • Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
    • Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
    • Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
    • Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
    • Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.

    Игра на простых музыкальных инструментах выполняет релаксирующую функцию, снимает психологическое напряжение

    Образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития направлена на раскрытие творческого потенциала воспитанников и формирование способности к восприятию произведений искусства. Педагог учитывает особенности каждого воспитанника при организации занятий. Личностный подход может быть реализован через индивидуальные задания в продуктивном творчестве. Например, цель занятия по лепке — создать коллективную композицию по сказке «Теремок». Практические задачи распределяются между воспитанниками: одна подгруппа методом пластилинографии оформляет основу для поделки, вторая — методом скатывания изготавливает брёвна для теремка и конструирует из них модель, третья — лепит деревья и кусты, в четвёртой подгруппе распределяются образы животных для лепки.

    В создании коллективной композиции задания для каждого воспитанника могут быть индивидуализированы

    Театральные постановки в детском саду позволяют педагогу раскрыть творческие способности ребят. Поскольку этот вид искусства является синтезом различных видов художественной деятельности, каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать мелодии и песни, участвовать в танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихотворения для исполнения роли.

    В театральной постановке дети могут проявить свои таланты в разных областях, например, в танце

    Варианты художественно-эстетической деятельности дошкольников в детском саду могут быть самыми разнообразными. Представленные видеоролики позволят педагогам познакомиться с опытом коллег в данном направлении, а родителям воспитанников составить наиболее полное представление о том, как проходят занятия в ДОУ по воспитанию художественной культуры и вкуса.

    Занятия в рамках художественно-эстетического развития организуются с учётом возрастных особенностей детей и включают в себя различные формы деятельности для привлечения внимания воспитанников. Обязательно проведение мотивирующего начала для создания заинтересованности к теме занятия: привлечение наглядного материала, прослушивание музыкальных и литературных отрывков, просмотр слайдов и познавательных мультфильмов, создание игровых и проблемных ситуаций.

    Для профилактики умственного перенапряжения проводятся физкультминутки и подвижные игры, желательно, сохраняющие тематическую направленность занятия:

    • физкультминутки «Художник рисует», «Рисуй глазами треугольник»,
    • пальчиковая гимнастика «Я рисую лето», «Я леплю из пластилина»,
    • театрализованные подвижные игры (с масками персонажей).

    Физическая активность может проходить в виде тематических подвижных игр

    На занятии проводятся дидактические игры: «Что забыл художник», «Найди лишнее», «Укажи пару», «Найди отличия в картинах», «Найди тень от предмета». Старшие дошкольники учатся разгадывать ребусы и совместно с воспитателем — кроссворды на искусствоведческую тематику. Мыслительные и речевые способности ребят развиваются в беседах (познавательных и эвристических), продумывании замысла поделки, построении и проговаривании плана практической работы, к концу дошкольного периода дети учатся самоанализу и оценке своих действий.

    Специфика занятий художественно-эстетической направленности в детском саду состоит в соединении информационной части (знакомство с произведениями искусства и народных промыслов) и практической деятельности (проявление творческих способностей детей).

    Вид творческой деятельности Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
    Рисование
    • «Тарелочка»,
    • «Шарф для кошки»,
    • «Снежная улица»,
    • «Баранки и калачи»,
    • «Лоскутное одеяло»,
    • «Сосульки»,
    • «Дорожки»,
    • «Солнышко»,
    • «Заборчик»,
    • «Ручейки».
    • «Флажок»,
    • «Самолёты летят»,
    • «Аквариумные рыбки»,
    • «Листопад»,
    • «Закладка для книги»,
    • «Уточка»,
    • «Снеговик»,
    • «Зимний сад»,
    • «Посуда»,
    • «Гжель».
    • «Наша улица»,
    • «Светофор»,
    • «Осенний натюрморт»,
    • «Рябиновая ветка»,
    • «На дне морском»,
    • «Метель»,
    • «Портрет мамы»,
    • «Космос»,
    • «Выдуманное животное»,
    • «Золотая хохлома».
    • «Золотая осень»,
    • «Комнатное растение»,
    • «Иллюстрации к сказке»,
    • «Национальный костюм»,
    • «Домашние животные»,
    • «Дикие животные»,
    • «Портрет друга»,
    • «Выходные в нашей семье»,
    • «Матрёшки»,
    • «Жостовская роспись».
    Лепка
    • «Лесенка»,
    • «Грибок»,
    • «Овощи и фрукты»,
    • «Мячик»,
    • «Оладьи»,
    • «Баранки и рогалики»,
    • «Витамины»,
    • «Самолётик»,
    • «Цветы для мамы»,
    • «Миски для медведей»,
    • «Божьи коровки».
    • «Ваза с фруктами»,
    • «Пирамидка»,
    • «Неваляшки»,
    • «Мостик»,
    • «Домик»,
    • «Танк»,
    • «Заяц»,
    • «Снеговик»,
    • «Посуда для куклы»,
    • «Мебель для игрушек».
    • «Фигура птицы»,
    • «Фигура животного»,
    • «Фигура человека»,
    • «Петушок и его семья»,
    • «Девочка с мячом»,
    • «Каргопольская игрушка».
    • «Птица в движении»,
    • «Животное в движении»,
    • «Человек в движении»,
    • «Сказочный персонаж»,
    • «Праздничный автобус»,
    • «Дымковская игрушка».
    Аппликация
    • «Автобусные билетики»,
    • «Флажки для праздника»,
    • «Салфетка для стола»,
    • «Лодки на реке»,
    • «Дома на нашей улице».
    • «Осенняя крона»,
    • «Ёлочка»,
    • «Бусы на ёлку»,
    • «Зимний лес»,
    • «Весёлые зонтики».
    • «Рыбки в аквариуме»,
    • «Машины едут по дороге»,
    • «Поздравительная открытка»,
    • «Поезд»,
    • «Сказочная птица»,
    • «Пригласительный билет на праздник».
    • «Осенний лес»,
    • «Сказочный цветок»,
    • «Мозаичный узор»,
    • «Закладка для книги».
    Нетрадиционные техники Пластилинография
    • «Консервируем овощи и фрукты»,
    • «Снег идёт».
    • «Радуга-дуга»,
    • «Российский флаг».
    • «Торт для друга»,
    • «Моё любимое животное».
    • «Салют ко дню победы»,
    • «Весенний пейзаж».
    Нетрадиционное рисование, арт-терапия Рисование:
    • песком,
    • пальчиковыми красками,
    • ватными палочками.
    • Монотипия,
    • набрызг,
    • рисование ватными дисками,
    • рисование мятой бумагой.
    • Кляксография,
    • рисование шерстяной ниткой,
    • рисование восковыми мелками.
    • Рисование водой,
    • рисование штампами,
    • рисование через мокрую марлю,
    • граттаж.
    Автор Марченко Т. В., воспитатель МКДОУ «Детский сад села Валдгейм»
    Название «Рыбка золотая»
    Программные задачи
    • Формировать умение передавать в рисунке образ сказочной рыбки, изображать героя, используя навыки рисования восковыми мелками, кистью;
    • воспитывать эстетическое восприятие;
    • поощрять творческую инициативу;
    • закреплять знания детей о произведениях А. С. Пушкина;
    • развивать связную речь, обогащать словарь детей;
    • упражнять в ловкости, быстроте реакции на сигнал.
    Материалы
    • Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина;
    • сундучок;
    • игрушки (рыбка, петушок, белка);
    • зеркальце;
    • листы бумаги для рисования;
    • восковые мелки;
    • краски;
    • кисти широкие;
    • стаканчики с водой;
    • салфетки.
    Предварительная работа
    • Чтение сказок А. С. Пушкина,
    • рассматривание иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина,
    • просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».
    Содержание I. Создание игровой мотивации.
    В.: Ребята, посмотрите какой замечательный сундучок появился у нас в группе. В нём спрятались предметы из сказок А. С Пушкина, а чтобы нам узнать, что там за предметы, надо вспомнить, из какой сказки эти строчки.
    • Белка песенки поёт
      И орешки все грызёт,
      А орешки не простые,
      Всё скорлупки золотые. («Сказка о царе Салтане»).
    • Чуть опасность где видна,
      Верный сторож, как со сна,
      Шевельнётся, встрепенётся,
      К той сторонке обернётся
      И кричит: «Кири-ку-ку.
      Царствуй, лёжа на боку!». («Сказка о золотом петушке»).
    • «Свет мой, зеркальце! скажи,
      Да всю правду доложи:
      Я ль на свете всех милее,
      Всех румяней и белее?»
      И ей зеркальце в ответ:
      «Ты, конечно, спору нет;
      Ты, царица, всех милее,
      Всех румяней и белее». («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
    • Раз он в море закинул невод —
      Пришёл невод с одною тиной.
      Он в другой раз закинул невод —
      Пришёл невод с травой морскою.
      В третий раз закинул он невод —
      Пришёл невод с одною рыбкой. («Сказка о рыбаке и рыбке»).

    В.: Молодцы, угадали все сказки! А кто же написал такие замечательные сказки? (А. С. Пушкин). Давайте с вами нарисуем золотую рыбку и загадаем ей желание. (Дети садятся за столы).
    II. Показ приёмов работы.
    В.: Сначала мы рисуем тело рыбки, которое имеет форму овала, затем рисуем изогнутый, в виде капельки хвост, дорисовываем глаз, отделяем голову от тела дугой, затем добавляем плавники и чешую. Так как наша рыбка не простая, а золотая, рисуем ей корону. Наша рыбка готова, осталось её раскрасить. (Предлагает детям дополнить рисунок водорослями и цветными камешками). Рыбка наша хоть и не простая, но она тоже не может жить без воды, поэтому мы её затонируем краской. Моя золотая рыбка готова, теперь рисовать будете вы, но сначала надо размять наши пальчики.
    Пальчиковая игра.

    • Две ладошки возьму и по морю поплыву (ручки детей плавают).
      Две ладошки, друзья — это лодочка моя (складывают ладошки лодочкой).
      А по буйным волнам (показывают волны)
      Плывут рыбки тут и там (имитируют движения рыбок).

    В.: Наши ручки размялись, теперь можно приступать к работе.
    III. Самостоятельная деятельность.
    В процессе работы воспитатель даёт советы детям, которые испытывают затруднения, побуждает воспитанников к проявлению фантазии.
    В.: Пока ваши работы высыхают, давайте поиграем в игру «Рыбаки и рыбки».
    Дети делятся на 2 группы, одна образует круг — это сети, поднимают сцепленные руки вверх. Другая группа детей — «рыбки», находятся за кругом. После сигнала воспитателя «Рыбки плавают» «рыбки» вбегают и выбегают из сетей. По сигналу «Хлоп» сети захлопываются, те дети, которые оказались внутри круга, считаются пойманными.
    IV. Рефлексия.
    В.: Наши рисунки высохли, теперь каждый из вас может загадать желание своей золотой рыбке (если дети хотят, то загадывают желание вслух).

    Цит. по: https://dohcolonoc.ru/conspect/10842-konspekt-zanyatiya-po-khudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu.html
Читайте также:  Гемотест анализы для грудных детей

Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хотят показать своё отношение ко всему происходящему и увиденному. Значимость детского продуктивного творчества в становлении личности будущего первоклассника рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов. Поэтому кружок дополнительного образования рассчитан на совершенствование практических навыков детей в различных видах творчества.

Организация художественного кружка предполагает добровольное участие дошкольников в творческой деятельности и учёт индивидуальных особенностей воспитанников.

Для функционирования кружка художественно-эстетической направленности должны быть выполнены следующие условия:

  • изучение педагогом методической литературы по тематике кружка: по методике ознакомления детей с произведениями искусства и обучению практическим навыкам в рисовании, лепке, аппликации;
  • разработка программы кружка с учётом возрастных особенностей детей, составление календарно-тематического планирования;
  • составление картотеки практических занятий, включая нетрадиционные формы (игра, путешествие);
  • оформление уголка художественной деятельности в помещении группы или отдельной творческой мастерской;
  • подготовка материальной базы кружка.

Для работы театрального кружка потребуются куклы, декорации, костюмы

Обязательно ознакомление детей с правилами поведения в творческой мастерской, соблюдение порядка и чистоты на рабочем месте, проведение инструктажа по технике безопасного обращения с ножницами. Основные положения должны проговариваться совместно с воспитанниками перед началом выполнения практического задания.

Уголок творчества или мастерская должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Воспитанники всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения.

Оснащённость творческого уголка или лаборатории складывается из следующих материалов:

  • Материалы и инструменты для рисования:
    • краски,
    • карандаши,
    • фломастеры,
    • восковые мелки,
    • наборы бумаги,
    • листы ватмана,
    • кисти разного размера.
  • Материалы и инструменты для лепки:
    • пластилин,
    • глина,
    • пластичная масса,
    • стеки,
    • пластмассовые доски для раскатывания.
  • Материалы и инструменты для аппликации:
    • бумага цветная, бархатная, принтованная, гофрированная,
    • картон,
    • ножницы,
    • клей.
  • Природный материал:
    • осенние листья,
    • шишки,
    • жёлуди,
    • каштаны,
    • крупа,
    • зёрна,
    • веточки,
    • камешки,
    • ракушки и т. д.
  • Бросовый материал:
    • обои,
    • газетная бумага,
    • конфетные фантики и обёртки от шоколадок,
    • колпачки от тюбиков зубной пасты и фломастеров (для выдавливания узоров на пластичной поверхности),
    • коробочки и т. д.;
  • Фурнитура:
    • пуговицы,
    • блёстки,
    • стразы,
    • пайетки,
    • бисер и бусины.
  • Специальная одежда:
    • рабочие халаты или фартуки,
    • нарукавники.

В кружке дети узнают много нового и удовлетворяют потребность в творческой активности

В связи с уменьшением интереса к чтению у детей и появлением на книжном рынке некачественных в художественном плане произведений рекомендуется организация центра литературного развития в детском саду. К деятельности этого центра дополнительного образования воспитатель привлекает администрацию ДОУ (для помощи в обеспечении материальной базы), библиотекаря, музыкального руководителя, педагога по театральной деятельности, родителей воспитанников.

Для функционирования литературного центра выполняются условия:

  • предварительный мониторинг читательских интересов дошкольников;
  • определение задач центра и направлений работы;
  • создание книжного фонда и материальной базы с дидактическими играми и заданиями на развитие речевых навыков;
  • составление календарно-тематического планирования в литературном центре с указанием интегрированных занятий (литературно-музыкальных, театрализованных);
  • составление списка тем для проектной деятельности в рамках центра;
  • проведение родительских собраний, на которых освещается деятельность центра.

Работа в литературном центре проводится в форме занятий по ознакомлению с художественными произведениями (включая чтение на досуге), игровой деятельности по развитию речи, организации литературно-музыкальных салонов (поэтические чтения, праздничные вечера). В центре организуются тематические выставки, самостоятельное изучение которых поощряется педагогом. Презентация проектов в рамках литературного развития осуществляется в виде докладов участников для воспитанников других групп, во время мероприятий в жизни ДОУ.

Центр литературного развития оказывает положительное влияние на будущих читателей

Конечный этап работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников состоит в проведении анализа способностей детей, оценке результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень развития на момент начала занятий, в середине и в конце года. Определять степень эстетической воспитанности необходимо по всем направлениям образовательной деятельности: художественно-речевой, познавательной, творческой. Показателем результативности работы воспитателя является высокий уровень эстетического сознания детей и творческого отношения к различным аспектам действительности.

Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых для каждого воспитанника отмечается уровень художественно-эстетического развития по всем пунктам по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении практических действий даже после показа и повторения взрослым и низкая степень восприятия эстетических образов, 5 — полная самостоятельность и активность в продуктивном творчестве, высокая степень эстетического сознания. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.

Имя воспитанника Вид художественно-эстетической деятельности
Познавательная Художественно-речевая Музыкальная Театрально-игровая Продуктивная (изодеятельность)
Уровень развития Планируемая корректировка Уровень развития Планируемая корректировка Уровень развития Планируемая корректировка Уровень развития Планируемая корректировка Уровень развития Планируемая корректировка
1. Антонов Антон 5 Не нуждается в корректировке 4 Работа по выразительному чтению стихотворений 3 Создание мотивации к хоровому пению 2 Включение игр-театрализаций на интересную воспитаннику тематику 1 Упражнения на совершенствование мелкой моторики.

Результативность проведённой работы по эстетическому воспитанию педагог представляет на педсоветах, семинарах и круглых столах для воспитателей. Презентация отчёта включает в себя следующие данные:

  • цели и задачи образовательной деятельности/функционирования кружка дополнительного образования, анализ степени их решения;
  • данные мониторинга уровня художественно-эстетического развития воспитанников в течение учебного года;
  • эффективные коррекционные методы работы;
  • применение инновационных технологий и методических разработок;
  • участие творческих работ воспитанников в районных, городских, областных конкурсах;
  • обозначение направлений по саморазвитию педагога.

Современная модель дошкольного образования уделяет большое внимание формированию эстетического сознания у ребёнка. Мастерство воспитателя направлено на развитие у детей способности особого отношения и взаимодействия с окружающим миром. Процесс художественно-эстетического развития осуществляется в активном общении педагогов ДОУ с воспитанниками и членами их семей.

источник