Меню Рубрики

Анализ хронической заболеваемости детей в школе

Анализ состояния здоровья учащихся сельской школы Специальность: 050104.65 Безопасность жизнедеятельности дипломная работа Самар Екатерина Андреевна

Цель исследования – дать оценку состояния здоровья учащихся сельской школы. Предмет исследования – здоровье школьников. Объект исследования – школьники в возрасте с 7 до 16 лет.

Задачи: Изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы. Выявить влияние режима дня на успеваемость школьника. Провести анализ заболеваемости учащихся по данным медицинских карт. Проследить динамику изменения состояния здоровья школьников. Выявить влияние благополучия/неблагополучия семьи на состояние здоровья учащихся. Разработать рекомендации по улучшению состояния здоровья школьников.

Гипотеза: учебно-воспитательный процесс способствует ухудшению состояния здоровья детей. В течение всего учебного периода ученики получают не только хорошие отметки, но и ряд «школьных» болезней. Практическая значимость: обеспечение педагогов, администрации школы объективной информацией о состоянии здоровья учащихся в условиях обучения в МБОУ ООШ Бельговского сельского поселения.

Методы и результаты. анализ медицинских карт учащихся; обработка результатов анкетирования, медицинских карт учащихся; сравнение полученных результатов; метод визуализации (таблицы, диаграммы).

Рис.1. Динамика распределения по группам здоровья школьников с 1 по 9 класс

Характеристика общей заболеваемости школьников за период 2013-2016 учебные годы

Рис.2. Динамика общей заболеваемости

Рис.3. Динамика структуры заболеваемости учащихся (1-9 кл .)

Рис.4. Отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата

У 26% учащихся средней ступени обучения наблюдается заболевания щитовидной железы. Этот факт, возможно объяснить тем, что в нашем регионе дети имеют недостаток йода. Количество детей, имеющих ожирение в последнее время растет, что свидетельствует о неправильной организации питания.

Вегетососудистая дистония : начальное звено – 9%; среднее звено – 17 %. Причинами отклонения могут быть: вследствие переутомления насыщенностью учебной программы; учащиеся практически не дышат свежим воздухом, целый день находясь в плохо проветриваемом, закрытом помещении; под влиянием длительно действующих отрицательных социально-бытовых факторов

Хронический гастрит у учеников: начальное звено – 0 %; среднее звено – 17%. Нарушения со стороны пищеварительной системы могут быть обусловлены: нарушением режима питания (отсутствие 5 разового питания); однообразной , низкокалорийной пищей (дефицит достаточного количества употребления фруктов, овощей); из-за психических перегрузок возникают боли в животе, тошнота, рвота .

У величенная щитовидная железа наблюдается у 18% учащихся из малообеспеченных семей и 0% у учащихся из семьи с достатком. Н арушение осанки отмечено у 15% школьников из обеспеченной семьи, 26% из малообеспеченной семьи ; Х ронический гастрит у 12% учащихся малообеспеченной семьи. В егетососудистая дистония у 15% детей из малоимущей семьи и у 8% из семьи с достатком. К ариес наблюдается у 15% школьников малоимущей семьи.

Рис.8. Результаты анкетирования учащихся

Рис.5. Социальный паспорт учащихся школы

Рис.6. Результаты вопроса: «Делаете ли вы зарядку?»

Рис.7. Результаты вопроса: «Завтракаете ли вы по утрам?»

Рис.9. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?

Рис.10. Завтракаете ли вы перед школой?

Рис.11. Как часто вы просыпаетесь, не выспавшись?

Рис.12. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?

Рис.13. Как часто вы стараетесь спланировать распланировать свой день?

Таким образом, в ходе исследования мы подтвердили гипотезу о том, что учебно-воспитательный процесс влияет состояние здоровья детей. В течение всего учебного периода ученики получают не только хорошие отметки, но и ряд «школьных» болезней. Ответ на основополагающий вопрос следующий: современная школа всё ещё вредит здоровью ребёнка, но в то же время её беспокоят проблемы здоровье сохранения. Многие ученики отмечают тот факт, что школа и учителя помогают им заботиться о своём здоровье.

Необходимо в каждой школе создать рабочую группу, которая проводила бы ежегодный мониторинг состояния здоровья учащихся. Каждому учителю необходимо учитывать индивидуальный темп обучения, создавать условия, обеспечивающие психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. Учителям физической культуры разработать систему упражнений лечебной физкультуры для профилактики развития наиболее распространённых заболеваний у учащихся.

Во избежание проблемы нарушения осанки мы советуем принять меры по снижению веса портфеля школьника. Для этого школам района закупить второй комплект учебников для занятий в школе или разрешить ученикам носить один учебник на парту. Центральной районной больнице необходимо проводить просветительскую работу в сотрудничестве со школами района. Проводить лекции для родителей и детей на родительских собраниях и классных часах о методах профилактики наиболее распространённых заболеваний учащихся школы.

Работа классного руководителя.

Материал для проведения практических занятий по оценке состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем для учащихся 8-х классов по курсу биология человека. Содержит формулы, показатели, данные по в.

Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто.

Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь. Не секрет, что сегодняшних школьников всё труднее приобщать к занятиям физической культурой и спортом.Ещё трудн.

Наше общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло здоровым, физически развитым, умным, жизнерадостным. Педагогу необходимо знать законы возрастной физиологии обучающихся, законы обучен.

Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе.

Комплексный мониторинг состояния здоровья учащихся.

источник

В последнее время активно обсуждается проблема сохранения здоровья школьников. Организовать в образовательном учреждении целенаправленную медицинскую профилактическую работу можно с помощью регулярной оценки показателей заболеваемости учащихся, позволяющей определить уровень здоровья ребенка.

Заболеваемость детского населения изучается в основном по количеству обращений в медицинские учреждения и по результатам медицинских профилактических осмотров. Медицинский персонал, работающий в образовательном учреждении (далее – ОУ), должен тщательно собирать и детально анализировать всю медицинскую информацию, касающуюся каждого ученика, классов и всей школы в целом.

В функциональные обязанности школьного врача входит анализ и обобщение данных о заболеваемости учащихся по результатам профилактических осмотров, а также по показателям острой заболеваемости, частоте и тяжести обострений хронических болезней, которые отражаются в справках из медицинских учреждений. Обобщенные данные о состоянии здоровья учащихся должны обсуждаться на педсоветах (совместно с медицинскими работниками) с целью разработки профилактических и оздоровительных мероприятий и их эффективной реализации.

Как известно, обращение ребенка к врачу в амбулаторно-поликлиническое учреждение, вызов врача на дом или госпитализация в стационар регистрируются в медицинском учреждении в учетных статистических документах с указанием установленного диагноза. После полного выздоровления или улучшения состояния учащийся приносит в школу справку, которая должна быть передана медицинской сестре и зарегистрирована в специальном журнале и в Медицинской карте ребенка для ОУ (форма № 026/у-2000) в разд. 2.11. Если ребенок после болезни поставлен на диспансерный учет в поликлинике у педиатра или врача-специалиста, то сведения об этом заносятся в разд. 3 той же медицинской карты .

Анализ медицинских справок позволяет определять уровень и структуру заболеваемости, а также выявлять детей, болеющих часто (четыре и более раз в учебном году) или длительно (25 дней и более одним заболеванием). Анализируя справки о пропусках занятий, можно вычислить среднюю продолжительность одного заболевания, а также определить детей, не пропускавших занятия из-за болезни, и вычислить «индекс здоровья».

Дети, часто пропускающие занятия по болезни, заслуживают особого внимания медицинских работников, т. к. за кратковременными, но частыми пропусками могут «скрываться» тяжелые заболевания крови, онкопатология, хронические процессы, нервно-психические расстройства и др. Своевременное выявление начальных стадий заболеваний и предболезненных функциональных расстройств у детей и подростков по данным о пропусках занятий и результатам профилактических осмотров является важнейшей задачей медицинских работников. Внимательное отношение к здоровью каждого учащегося позволяет вовремя обратить внимание родителей на систематическое недомогание ребенка и направить школьника в поликлинику для углубленного обследования и необходимого лечения, тем самым, предотвратив формирование возможных осложнений.

К сожалению, наш многолетний опыт показывает, что учет справок в большинстве школ налажен плохо: классные руководители допускают, чтобы дети пропускали несколько дней без представления справок, да и сами учителя нередко забывают передать их медицинской сестре. В свою очередь медицинские сестры не всегда регистрируют справки в Журнале регистрации пропусков занятий по болезни и в Медицинских картах для ОУ. Поэтому, проводимый анализ пропусков занятий по болезни, как правило, не отражает истинных показателей заболеваемости, особенно в отношении острой заболеваемости.

В настоящее время в научной и научно-популярной литературе, в СМИ и Интернете широко используется понятие «острая заболеваемость». Однако в специальной социально-гигиенической литературе такого термина нет.

По нашему мнению, под острой заболеваемостью следует понимать совокупность всех случаев острых заболеваний, травм и отравлений, диагностированных у рассматриваемого контингента детей за отчетный период, в т. ч.:

  • острые респираторные инфекции (ОРВИ) и их осложнения (острый бронхит, острая пневмония, острый ларингит и др.);
  • острые инфекционные и паразитарные заболевания, включая детские инфекции (ветряная оспа, корь, краснуха и др.);
  • острые заболевания различных систем организма (острый гастрит, острый гепатит, острый пиелонефрит и др.);
  • острые случаи хирургической патологии (острый аппендицит, острый холецистит и др.);
  • все случаи травм и отравлений.

Для полноценного представления о состоянии здоровья учащихся необходимо учитывать не только официальные медицинские справки, но и записки от родителей, указывающие на то или иное недомогание ребенка, из-за которого он пропустил школу. Это касается, конечно, только тех случаев, когда пропуски занятий кратковременные (1–2 дня) и не частые (1–3 раза в год). При более длительных или более частых пропусках занятий классные руководители должны обязать родителей вызывать участкового врача к больному ребенку и проводить рекомендованное обследование и лечение.

Администрация и педагоги ОУ должны помочь медицинским работникам в гигиеническом обучении и воспитании родителей, т. к., по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (далее – НИИ гигиены), только 9,8% родителей выполняют назначения школьных и участковых врачей в плане обследования ребенка у врачей-специалистов, а полностью осуществляют назначенные лечебные и физиотерапевтические процедуры менее 15% родителей.

Руководителю ОУ следует обратить внимание учителей и медицинских работников на правильную и полную регистрацию всех случаев пропусков занятий детьми по болезни, т. к. это позволит выявлять истинный уровень и причины заболеваемости и будет способствовать целенаправленной профилактической и оздоровительной работе в школе.

Нами разработаны: инструкция по оценке показателей заболеваемости учащихся (можно дополнить статью этой инструкцией), рабочий протокол и таблица окончательных данных, которыеапробированы в ряде школ Москвы.

Оценку показателей заболеваемости учащихся целесообразно проводить в конце учебного года за период с 1 сентября по 31 мая. (По требованию поликлиники, к которой прикреплено ОУ, возможен анализ за календарный год).

  • по средней продолжительности одного случая заболевания;
  • по количеству случаев заболеваний у учащихся;
  • дней, пропущенных в связи с заболеваниями;
  • учащихся, часто болеющих (четыре и более раз в течение учебного года);
  • учащихся, не болевших ни разу в течение учебного года («индекс здоровья»),

Расчет показателей заболеваемости проводит медицинский работник ОУ. Для этого он ведет соответствующий журнал регистрации всех пропусков занятий детьми по болезни. Для полноты учета регистрируются не только справки, выданные детскими амбулаторно-поликлиническими учреждениями, но и записки от родителей.

Администрация ОУ на родительском собрании, которое рекомендуется проводить ежегодно в начале сентября, обязана разъяснить родителям необходимость учета всех пропусков учащимися занятий по болезни. В тех случаях, когда ребенок не обращался в поликлинику, но пропустил занятия в школе в течение одного или нескольких дней, родители должны написать записку и указать причину отсутствия учащегося, а также нарушения здоровья, которые они наблюдали у ребенка (насморк, головная боль, повышение температуры до 37,2 0 С и пр.).

Классные руководители должны требовать справки, представленные из медицинских учреждений, и записки от родителей о причинах пропуска занятий и регулярно передавать их медсестре (фельдшеру) для того, чтобы она заносила сведения в журнал установленного образца и в индивидуальные Медицинские карты для ОУ.

В конце учебного года медицинская сестра (фельдшер) заполняет протокол пропусков занятий детьми по болезни для каждого класса отдельно (табл. 1).

Рабочий протокол регистрации пропусков занятий по болезни

Школа №____________ Класс_________ Дата заполнения________________

источник

Дата публикации: 18.01.2019 2019-01-18

Статья просмотрена: 570 раз

Кадохова Л. А. Анализ состояния здоровья школьников // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 88-89. — URL https://moluch.ru/archive/241/55691/ (дата обращения: 22.10.2019).

Укрепление здоровья — процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Ядром и основой стратегии укрепления здоровья является медико-гигиеническое обучение и воспитание населения.

Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Ключевые слова: здоровье, профилактика, обучение, воспитание.

Актуальной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни — благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

В настоящее время студенты нашей медицинской академии вносят существенный вклад в санитарно-гигиеническое воспитание молодежи, проводя с ними профилактические беседы по принципу «равный-равному» и это, несомненно, имеет свои качественные и количественные положительные результаты. Принимая во внимание всю важность подобных бесед, мы решили с помощью статистических данных выяснить какие заболевания (острые и хронические), болезни органов и систем организма чаще всего выявляются у школьников г. Владикавказ.

Описание проблемы иактуальность

В г.Владикавказе, как и в целом по России, ситуация в области первичной профилактики лиц школьного возраста и, таким образом, сохранения здоровья молодёжи оставляет желать лучшего. Для адекватной оценки заболеваемости лиц школьного возраста мною были взяты и проанализированы статистические данные 7 образовательных учреждений г. Владикавказ [данные из ГБУЗ «Детская поликлиника 3» г. Владикавказ МЗ РСО-Алания]: РФМЛИ, 4, 6, 11, 15, 25 и 27 школы.

По результатам анализа общей заболеваемости (острая соматическая и острая инфекционная) мы наблюдаем, что в 2018 году было зарегистрировано 1125 случаев (это выше по сравнению с 2017 годом-1000 случаев). При этом случаи инфекционной заболеваемости в 2018 году (26 случаев) в 2 раза выше, чем в 2017 (13 случаев). Больше всего случаев инфекционной заболеваемости зарегистрировано в 11 школе (10 случаев 2018 и 6 случаев в 2017). Повышение соматической заболеваемости регистрируется во всех исследуемых школах, за исключением РФМЛИ (369 случаев в 2017 и уже 350 случаев в 2018).

Читайте также:  Последний абзац отцы и дети анализ

Если оценивать данные по соматическим заболеваниям, то ситуация остается достаточно сложной по заболеваемости гриппом и ОРВИ (1080 случаев заболевания в общем по 7 школам). По сравнению с 2017 годом (962 случая) этот показатель повысился. Если взять образовательные учреждения по отдельности, то за 2018 год ситуация ухудшилась в 4 школе (137 случаев по сравнению с 2017 -122 случая), 6 школе(93 случая по сравнению с 2017–87 случаев); сильно повысилась заболеваемость в 11 школе (с 69 случаев за 2017 год до 111 за 2018) и в 25 школе (с 137 случаев в 2017 до 193 в 2018 году). Небольшое повышение также наблюдается в 15 и 27 школах (с 94 и 102 за 2017 год до 102 и 106 за 2018 год соответственно). Снижение случаев заболеваемости по гриппу и ОРВИ наблюдается только в РФМЛИ (с 351 за 2017 до 338 за 2018 год).

Если оценивать статистику тубинфицированных, то резкий скачок в положительную сторону имеет 11 школа, где количество тубинфицированных школьников за год снизилось почти в 2 раза (до 310 за 2018 с 643 в 2017 года), причем, наибольшее снижение выявлено среди школьников в возрасте 15–17 лет (до 38 в 2018 с 289 в 2017 году). Но все равно ситуация пока оставляет желать лучшего. Небольшое снижение числа тубинфицированных школьников наблюдается так же в школах 25, 27 и РФМЛИ, но, в целом, ситуация остается непростой.

По результатам анализа инфекционной заболеваемости видно, что за 2018 год участились случаи заболеваемости ветряной оспой-16 случаев (в 2017 было 12), причем, 8 случаев из 16 зарегистрировано в 11 школе. Повысилась заболеваемость ГЭК (с 1 случая в 2017 до 4 случаев в 2018 году) и колиэнтерита (ни одного случая в 2017 году и 5 случаев в 2018). В 15 школе было выявлено заболевание коклюшем у одного школьника (в 2017 такое заболевание не зарегистрировано).

Оставляет желать лучшего и анализ хронических заболеваний. Так, на 2018 год у 123 школьников выявлены проблемы с эндокринной системой. Больше всего дети страдают гипотиреозом (58 школьников), на втором месте ожирение (36 школьников), далее СД (16 школьников). У 4 школьников был выявлен тиреоидит.

Не последнее место занимают болезни нервной системы — проблемы имеют 68 школьников. В основном это эпилепсия, эпилептический статус (28 школьников) и врожденная гиперплазия надпочечников (25 школьников).

Первое место среди хронических заболеваний занимают болезни глаза и его придаточного аппарата (на 2018 год проблемы имеются у 1077 школьников). Чаще всего у детей выявляются болезни мышц глаза, нарушения содружественного движения глаз, аккомодации и рефракции: миопия; астигматизм, слепота или пониженное зрение.

На втором месте, по результатам исследования расположились болезни костно-мышечного аппарата- проблему с ними имеют 691 школьник (2018 год). Из общего числа больше половины занимает сколиоз (выявлено у 378 школьников), 112 школьников страдают артропатией и у 34 выявлено плоскостопие.

Болезни органов пищеварения занимают третье место по частоте заболеваемости — на 2018 год проблема с ними выявлена у 183 школьников. При этом чаще всего дети болеют хроническим гастритом (65 школьников), язвенной болезнью (19 случаев) и у 50 школьников имеются проблемы с желчным пузырем и желчевыводящими протоками.

Если не будут реализованы проекты и программы, основанные на инновационных педагогических и психологических технологиях, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни, то в образовательных организациях г. Владикавказ профилактика роста заболеваемости будет проводиться в большинстве случаев только в традиционном «проблемно-ориентированном» ключе.

  1. Статистические данные ГБУЗ «Детская поликлиника № 3 г. Владикавказ» МЗ РСО-Алания по 7 образовательным учреждениям (РФМЛИ, 4, 6, 11, 15, 25, 27 школы)
  2. Профилактика заболеваний — Алексеенко С. Н. Дробот Е. В.

источник

Состояние здоровья современных школьников

По данным Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:
— из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 процента – имеют ослабленное здоровье;
— две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
— лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;
— общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 процентов, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет — на 18 процентов;
— продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий.
Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей Российской Федерации исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента. Сохраняются высокие уровни элементарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет). Отмечается ухудшение показателей физического развития. Около 10 процентов детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7 процентов школьников страдают ожирением.

В системе школьного образования также предпринимаются реальные шаги к решению этих проблем. Однако современная школа слабо использует свой потенциал для укрепления здоровья детей и подростков, формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и тем самым вносит свою печальную лепту в процесс ухудшения здоровья школьников в период их обучения. Культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая выпускников, остаются на крайне низком уровне.

По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести:
— снижение их физической активности;
— стрессовую педагогическую тактику;
— чрезмерную интенсивность образовательного процесса;
— несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
— преждевременное начало дошкольного систематического обучения;
— несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
— функциональную неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;
— массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
— частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;
— провалы в существующей системе физического воспитания;
— ухудшение качества питания;
— экология.

Перегрузки учащихся и ухудшение их здоровья на протяжении школьного периода обучения обусловлены, во-первых, ориентацией системы образования на «среднего ученика» и, во-вторых, приоритетом процесса усвоения знаний по отношению к развитию личности ребенка, а также формой передачи этих знаний, основанной на информационно-вербальной деятельности учащихся. Уроки строятся на закрепощённо-обездвиженной основе. Кроме того, в погоне за неоправданным усложнением и увеличением объема школьного содержания обучения из зоны внимания учителей, психологов, администрации школ, родителей зачастую выпадают проблемы здоровья учащихся. Отрицательно влияют на здоровье детей и другие факторы внутришкольной образовательной среды: высокая наполняемость класса, перегрузка учебного дня и учебной недели, завышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий, эмоциональный дискомфорт, игнорирование в школе постановки осмысленного чтения, уверенной речи и т. д. Нет надлежащего медико-физиологического сопровождения учебного процесса в плане контроля за индивидуальным развитием и динамикой здоровья ребенка.

К сожалению, в школах нередко нарушаются санитарно-гигиенические условия обучения. Недостаточное место в учебном плане школы отводится двигательной активности школьников: уроки физической культуры часто проводятся формально и неэффективно, имеются случаи их неоправданной теоретизации, что уменьшает и без того слабую динамичность учебного процесса в целом, мало внимания уделяется игровым видам спорта: футболу, баскетболу, гандболу, волейболу, не уделяется должное внимание спортивной гимнастике, акробатике. Редкими стали в школе спортивные праздники, Дни здоровья и т. д. Ухудшилось медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях. Недостаточно эффективной в отношении сохранения здоровья учащихся остается работа врача, школьного психолога и психологической службы в целом. Ситуация усугубляется, в частности, тем, что средства массовой информации не уделяют должного внимания предупреждению вредных привычек, повышению культуры семьи, а также формированию у граждан представлений о здоровом образе жизни как личностной и социальной ценности.

Система профессионального образования и система повышения квалификации работников образования не предусматривают подготовки учителей, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Современный учитель и руководитель школы недостаточно осведомлены о здоровьесберегающих технологиях, о возрастных психологических и физиологических особенностях учащихся. К тому же существующий принцип оплаты преподавательского труда заставляет учителя брать на себя непомерную учебную нагрузку, что негативно сказывается на личном здоровье самого педагога, а в ряде случаев — на его отношении к работе, к учащимся и, в конечном итоге, на качестве образования.

Вместе с тем, по данным Минздравсоцразвития России, показатели здоровья школьников России в настоящее время неутешительны с 2004 по 2009 годы.

общая заболеваемость детей Российской Федерации в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16 процентов; юношей и девушек в возрасте 15-18 лет — на 18 процентов. Количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента.

Из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины (53 процента) имеют ослабленное здоровье;

две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;

лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых.

Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет в течение последнего десятилетия возросла на 9,3 процента. В настоящее время здоровыми признаны чуть более 20 процентов российских школьников. Такие данные привела во вторник на заседании Совета при президенте РФ по реализации нацпроектов и демографической политике глава . По словам Голиковой, две трети из 16,3 миллиона российских детей школьного возраста имеют различные отклонения по состоянию здоровья. Среди российских школьников лишь 21,4 процента имеют первую группу здоровья, в то же время у 21 процента выявлены хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3 против 8,7 процентов). Учащиеся 1-х классов имеют худшие показатели готовности к обучению, а доля детей, имеющих недостаточный уровень развития при поступлении в школу, возросла по сравнению с концом 90-х с 21,2 до 41,4 процента.

Одной из причин наблюдаемой тенденции, по оценкам министерства, является интенсификация учебного процесса. Так, первая группа здоровья определена у 17,3 процента детей дошкольного возраста, однако к концу 1-го класса процент здоровых детей снижается до 4,3. Особенно высока распространенность функциональных нарушений среди детей, приступивших к обучению в возрасте до 6,5 лет.
Татьяна Голикова отметила также высокий уровень распространения заболеваний, способных повлиять на репродуктивные функции подростков. В частности, задержка полового созревания выявлена более чем у 30 процентов российских юношей.
В целях сохранения репродуктивного здоровья подрастающего поколения с 2011 года в России начнется проведение углубленной диспансеризации детей подросткового возраста. Как отмечается на сайте министерства, целью обследований станет оценка репродуктивной функции подростков. В рамках диспансеризации планируется осмотреть 2 603 тысячи подростков (1 272 тысячи девочек и 1 331 мальчиков). По предварительным расчетам министерства, в течение 2011 – 2015 годов затраты на диспансеризацию составят 4,9 миллиарда рублей. Сегодня, по данным Минздравсоцразвития, отклонения в состоянии здоровья наблюдаются у двух третей российских школьников. «Из 16,3 млн детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья, — сказала Голикова. — Среди 13,62 млн детей, обучающихся в школах, только 21,4% имеют первую группу здоровья, а 21% — хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания». Уровень состояния здоровья современных первоклассников значительно хуже, чем среди их сверстников конца прошлого века, — абсолютно здоровых детей всего 4,3% против 8,7% в конце 90-х годов. Детское и подростковое употребление алкоголя и табака увеличивается. «Более 50% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на снижение репродуктивной функции, — признала Голикова. — Более чем у 30% юношей выявляется задержка полового созревания». Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет включительно выросла на 9,3% за последние 10 лет.

источник

Лазарева Л.А. 1 , Гордеева Е.В. 2

1 кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 2 старшая медицинская сестра гастроэнтерологического отделения ГБУЗ СО «Самарская городская детская клиническая больница № 1 им. Н.Н.Ивановой»

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ БОЛЕЗНЯМИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

В России состояние здоровья детей и подростков характеризуется тенденцией к росту заболеваемости по ряду нозологических форм, значительной распространенностью хронических заболеваний, снижением качества здоровья детей. Заболевания органов пищеварения у детей занимают ведущее место в структуре соматической патологии детского возраста. На основании статистических отчетов Самарской городской детской клинической больницы №1 им. Н.Н.Ивановой анализируется заболеваемость детей и подростков с патологией пищеварительной системы. Установлено, что в структуре заболеваний у детей ведущее место принадлежит функциональным расстройствам, у подростков – гастродуоденальной патологии. Выявлены гендерные различия, сезонность, определены факторы снижения заболеваемости.

Ключевые слова: заболеваемость, дети, подростки, органы пищеварения.

Lazareva L.A. 1 , Gordeeva E.V. 2

1 MD, assistant Professor of Department of nursing Samara state medical University, Samara, 2 head nurse, gastroenterology Department Samara city children clinical hospital №1 named after N.N.Ivanova

ANALYSIS OF DIGESTIVE APPARATUS DISEASE INCIDENCE AMONG CHILDREN AND ADOLESCENTS

In Russia, the state of health among children and adolescents is characterized by a tendency to increase as far as some chronic diseases are concerned, as well as by the deterioration in the quality of children’s health. Diseases of the digestive system take a leading place in the structure of somatic pathologies among childhood. On the basis of statistical reports of the Samara City Children’s Hospital №1 named after N.N.Ivanova, we analyzed the incidence of diseases among children and adolescents who suffer from disorders of the digestive system. It was found that the leading place in the structure of diseases among children belongs to functional disorders, among adolescents – to gastroduodenal pathologies. We discuss certain gender differences, seasonality, identify the factors that reduce the incidence of diseases.

Keywords: morbidity, children, adolescents, the digestive system.

Читайте также:  Повышенный анализ соэ у детей

Важным показателем, характеризующим благополучие общества и государства, как в краткосрочной перспективе, так и в прогнозе на будущее, является состояние здоровья детей и подростков. В настоящее время все чаще публикуются данные об ухудшении здоровья подрастающего поколения.

Патология органов желудочно-кишечного тракта у детей – одна из составляющих серьезной проблемы здоровья подрастающего поколения России [1]. Приоритетными факторами риска болезней органов пищеварения в современных условиях определены наследственная отягощенность, алиментарный риск, риск стрессовых и конфликтных ситуаций в семье и в образовательном учреждении, курение и раннее употребление алкоголя среди детей и подростков, а также экологический риск. Частота заболеваний органов пищеварения за последние годы возросла с 8000 до 12 000 на 100 000 детского населения [3].

Целью работы явился анализ динамики основных показателей заболеваемости органов пищеварения у детей и подростков.

Исследование проводилось на базе гастроэнтерологического отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская детская клиническая больница № 1 им. Н.Н.Ивановой» (ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой»), в котором проходят лечение пациенты в возрасте от 3 месяцев до 18 лет. Материалами для изучения заболеваемости детей и подростков болезнями органов пищеварения послужили отчеты медицинской организации за 2014-2015 гг.: форма №14 «Сведения о деятельности стационара», форма №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении».

Анализ гендерного состава показал, что девочки составили 53,7%, мальчики – 46,3%. Обращаемость в медицинскую организацию девочек в 1,1 раза превосходила обращаемость мальчиков. В возрастной структуре госпитализированных больных отмечалось наличие детей до 3 лет, в процентном отношении их количество составило 13,2 % от общего числа больных. От 4 до 10 лет среди, направленных на лечение в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой», детей было 38,5%, подростков в возрастной группе от 11 до 18 лет наблюдалось 48,3%. Это подтверждает тот факт, что в возрастном аспекте формирование гастроэнтерологической патологии происходит в основном в 5-6 лет и в 9-12 лет в период наиболее интенсивных морфофункциональных изменений в детском организме. Ранний дебют многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, которые до недавнего времени являлись прерогативой взрослого населения, определяют и особенности их клинической картины, значительно отличающейся от таковой у детей более старшего возраста и взрослых пациентов. На смену манифестной картине заболеваний все чаще приходит их атипичное течение, что приводит к ошибкам в диагностике, несвоевременному выявлению патологии и назначению патогенетической терапии, а следовательно, к неизбежной хронизации процесса и раннему формированию осложнений [4].

В возрастной структуре до 3 лет преобладали мальчики (12,7%) над девочками (10,0%). В возрасте 4-10 лет болезни органов пищеварения встречались с одинаковой частотой среди представителей обоего пола (мальчики 34,5%, девочки 34,7%). В возрастной категории 11-18 лет удельный вес девушек превалировал (55,3%) над юношами (52,8%).

В гастроэнтерологическом отделении медицинскую помощь получают не только пациенты, поступившие из городских округов и сельских районов Самарской области (70,2%), но и приезжие дети и подростки из других регионов Приволжского федерального округа и стран ближнего зарубежья (29,8%), из них пациенты из Республики Казахстан составили 5,1%. Данный факт мы объясняем тем, что отделение в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им.Н.Н.Ивановой» функционирует с 1988 года и на базе отделения создан гастроэнтерологический центр. За этот период накоплен значительный опыт стационарного лечения болезней органов пищеварения с использованием принципов лечебного питания, медикаментозной терапии с учетом современных международных требований и стандартов лечения, широких возможностей физиотерапевтического лечения.

В структуре заболеваний органов пищеварения ведущее место занимали эрозивный гастрит – 34,5%. На втором месте по частоте госпитализаций были пациенты с дуоденитами и гастродуоденитами (26,3%). В Российской Федерации по распространенности болезней желудочно-кишечного тракта на первом месте также находятся гастриты и дуодениты. За ними с отрывом в 1,4 раза следовали больные, обратившиеся по поводу запоров (18,4%). Причиной госпитализации каждого восьмого ребенка была болезнь Крона (12,1%). Удельный вес пациентов с язвенной болезнью желудка и 12-ти перстной кишки составил 7,6%. 1,1% больных, поступивших в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой», страдали неинфекционным колитом (рис. 1).

Рис. 1 – Структура заболеваний органов пищеварения по данным обращаемости в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой» (в %)

Нами проанализирована заболеваемость болезнями органов пищеварения в возрастном аспекте. В составе поводов для оказания медицинской помощи детям лидировали запоры (30,1%). Более четверти времени работы ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой» тратилось на лечение эрозивного гастрита (26,4%). Третье и четвертое места в структуре поделили болезнь Крона (19,7%) и дуоденитами с гастродуоденитами (19,5%). Доля случаев лечения у детей язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки превышала 3,0%. 1,3% детей лечились в медицинской организации от неинфекционного колита. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области частота заболеваний органов пищеварения в 2005 году составляла 9595,9 на 100 тыс. детей, то в 2014 году она составила 9711,9 на 100 тыс. детей.

Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что заболеваемость детей в возрасте 15-17 лет по классу болезни органов пищеварения возросла с 5943,5 на 100 тыс. детей в 2005 году до 8064,4 на 100 тыс. детей в 2014 году [3]. Среди подростков, госпитализированных в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой», превалировали страдающие эрозивными гастритами (41,2%). Каждый третий пациент поступал с дуоденитами и гастродуоденитами (31,8%). Каждый девятый подросток проходит курс лечения по поводу язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки (11,2%), в 1,3 раза ниже удельный вес пациентов с запорами (8,6%). У подростков 6,2% случаев приходилось на долю болезни Крона, 1,0% – на неинфекционный колит. Таким образом, структура заболеваемости подростков отличалась от детей.

Сезонная нагрузка по объему, обратившихся в гастроэнтерологическое отделение, за 2014-2015 годы не имела существенных различий. Суммируя долю обратившихся за медицинской помощью детей и подростков по месяцам одного года, можно отметить, что в зимний период поступало 25,5% всех пациентов, осенью – 33,4%, весной – 29,7%, летом – 11,4% от общего числа поступлений за год. Уменьшение количества пациентов в летний период связано с массовым отъездом детей и подростков в оздоровительные лагеря, санаторно-курортные организации, на летний отдых.

За период исследований увеличилась заболеваемость эрозивным гастритом с 31,1% до 37,2%, в 2 раза возросла обращаемость детей по поводу запоров (с 12,2% до 25,3%). В то же время отмечалось снижение обращаемости на стационарное лечение пациентов с язвенной болезнью желудка и 12-ти перстной кишки (с 8,6% до 6,3%). По остальным нозологическим формам гастроэнтерологическая заболеваемость практически не изменилась.

Динамика показателей заболеваемости органов пищеварения у детей и подростков на основании статистических отчетов ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой» позволяет предположить наличие дефектов в организации и проведении диспансеризации данного контингента в амбулаторно-поликлинических учреждениях, а также низкой медицинской активности семей.

Приоритетами в снижении патологии желудочно-кишечного тракта среди детского населения являются: непрерывное наблюдение за детьми в возрасте от 0 до 18 лет, формирование у них позитивных ориентаций на здоровый образ жизни, своевременное выявление начальных симптомов заболевания, лечение рецидивов и предупреждение хронизации процесса, внедрение новых технологий в реабилитацию детей с гастроэнтерологической патологией.

Список литературы/ References

  1. Авдеева Т.Г. Детская гастроэнтерология: руководство (Серия «Библиотека врача-специалиста») /Т.Г. Авдеева, Ю.В. Рябухин, Л.П. Парменова, Н.Ю. Крутикова, Л.А. Жлобницкая. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 192 с.
  2. Здравоохранение в России. 2015. Стат.сб./Росстат. – М., 2015. – 174 с.
  3. Кильдиярова Р.Р. Наглядная детская гастроэнтерология и гепатология: учебное пособие /Р.Р.Кильдиярова, Ю.Ф. Лобанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 124 с.
  4. Цветкова Л.Н. Гастроэнтерологическая патология у детей: патоморфоз заболеваний и совершенствование методов диагностики на современном этапе /Л.Н.Цветкова, О.А.Горячева, П.М.Цветков, А.Н.Гуреев, Т.А.Малицына // Материалы XVIII Конгресса детских гастроэнтерологов. – М. – 2011. – С. 5–8.

Список литературы на английском языке / References in English

источник

Выбранный для просмотра документ Анализ состояния здоровья школьников.docx

Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ

Анализ состояния здоровья школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Алданского района

«Средняя общеобразовательная школа №4 п. Нижний Куранах»

Волобуева Лидия Ивановна, учитель математики

Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ

Анализ состояния здоровья школьников

Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Нижний Куранах, 9 класс

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья . Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много. В школе ребенок находится в период своего роста и развития, когда формируются все его системы органов, психика. Уровень заболеваемости в школе высок: 80% в течение года переносят то или иное заболевание. Влияют: увеличение учебной нагрузки, стрессы, неправильное питание, загрязнение окружающей среды, неумение заботится о своем здоровье. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы.

Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребёнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Сбор, хранение, анализ и использование полученной информации поможет в решении проблем здоровье сбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики.

Оценивание состояния здоровья учащихся школы №4.

Провести анализ результатов медицинских осмотров учащихся школы за 2015 – 2016 учебный год на предмет выявления заболеваний учащихся.

Определить индекс и уровень здоровья учащихся.

Показать динамику заболеваний учащихся в течение 2015-2016 учебного года.

Сравнить уровень заболеваемости за 1 четверть 2015-2016 уч. года и 1 четверть 2016-2017 уч. года.

Выявить причины возникновения заболеваний.

Разработать буклет с советами по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний.

Объект исследования : учащихся школы №4.

Предмет исследования: заболеваемость учащихся.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ медицинской документации, сравнение статистических данных, анкетирование, опрос, собеседование, изучение и обобщение.

Проблема. Отсутствие эффективных мер по укреплению здоровья.

Актуальность. В исследовательской работе показан процесс систематизации и обобщения полученных сведений, представленных посредством диаграмм и графиков, наглядно демонстрирующих ситуацию состояния здоровья школьников.

Гипотеза. Заболеваемость учащихся старших классов выше, чем у учащихся начальных классов.

В ходе работы был проведен анализ результатов медицинских осмотров на предмет выявления заболеваний детей. По рейтинговому распределению патологий указанных в медицинских картах получили представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья школьников. Ранжирование частоты отклонений по основным системам организма у учащихся представлено на диаграммах.Проанализированы данные по заболеваемости 408 учащихся по классам и по месяцам в течение учебного года.

Работа имеет практическую значимость для профилактики заболеваний школьников. Результатом работы стали рекомендации.

Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ

Анализ состояния здоровья школьников

Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Нижний Куранах, 9 класс

Показатели состояния здоровья……………………………………..6

Динамика заболеваний по месяцам 2015-2016 учебного года……12

Общие выводы о состоянии здоровья учащихся………………… 15

Приложение. Буклет «Защити себя и других»……………………

Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья . Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много.Ребенок находится в школе в период своего роста и развития, когда формируются все его системы органов, психика. Уровень заболеваемости в школе высок: 80% в течение года переносят то или иное заболевание. Влияют: увеличение учебной нагрузки, стрессы, неправильное питание, загрязнение окружающей среды, неумение заботится о своем здоровье.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

Однако, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников страны. По различным статистическим, научным данным, значительная часть детей школьного возраста имеет отклонения физического здоровья. Меры по сохранению и укреплению здоровья ребенка предполагают постоянное изучение его состояния.

Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребёнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Сбор, хранение, анализ и использование полученной информации поможет в решении проблем здоровье сбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики.

В школе № 4 был проведен анализ заболеваемости учащихся на основе изучения материалов медицинских карт, справок, также проведен опрос учащихся, классных руководителей по проблемам состояния здоровья детей. Было изучены данные на 408 детей.

Показатели состояния здоровья

Для анализа состояния здоровья детских подростковых коллективов существует такой показатель, как — индекс здоровья (процент длительно и часто болеющих детей и лиц нормальным физическим развитием). С целью определения индекса здоровья необходимо: количество здоровых детей умножить 100%, разделить на общее кол-во уч-ся (к здоровым относятся дети 1-2 группы здоровья, не имеющие хронических заболеваний).
Другой показатель это Уровень здоровья (по методике Н.М. Амосова)
Высокий – ученик не болел в течение года;
Средний болел в период эпидемии;
Низкий болел чаще.
Данные о состоянии здоровья учащихся заносятся в таблицу. Систематическое заполнение таблицы « Сведения об учащихся класса» позволит оценить динамику состояния здоровья учащихся. (Приложение 1)

Читайте также:  Положительный анализ на хламидии у детей

Результаты представлены в виде графика и диаграммы.

Индекс здоровья снижается в старших класса, по сравнению с начальной школой Особенно низкий индекс здоровья в 6-х, 8-х, 11-м классах.

Уровень здоровья низкий в среднем и старшем звене, в 6-х классах мало здоровых детей и дети часто болеют. В 11-м классе нет здоровых детей, все дети болели в течение года.

Все учащиеся школы разделены на группы здоровья.

Ӏ группа (абсолютно здоров);

ӀӀ группа (перенес тяжелое заболевание, длительно или часто болеет ОРЗ, с общей физической задержкой);

ӀӀӀ группа (имеет хронические заболевания с редкими обострениями, с физическими недостатками);

Ӏ ᴠ группа (имеет хронические заболевания с частыми обострениями, с ограниченными функциональными возможностями);

ᴠ группа (имеет тяжелые хронические заболевания, инвалид).

Данные по группам здоровья оформлены в таблице (Приложение 2) и представлены в виде диаграммы. Около 50% детей относятся ко второй группе здоровья, здоровых детей 34,3%.

В зависимости от состояния здоровья, детей распределяют в физкультурные группы. (Приложение 3)

По диаграмме видно, что 23% учащихся старших классов должны заниматься в подготовительной или специальной группах, имеют хронические заболевания с частыми обострениями и с ограниченными функциональными возможностями.В начальной школе — 12%, в средней школе-13,6%.

По медицинским картам получили представление о состоянии здоровья учащихся школы. Данные заполняли в таблицы по результатам медицинского осмотра. (Приложение 4).

По рейтинговому распределению патологии указанной в медицинских картах получили представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей. Ранжирование частоты отклонений по основным системам организма у учащихся представлено на диаграммах.

Как показал анализ данных, первое место в структуре имеющихся патологий в начальной школе занимает заболевание кариесом. Выделение этой патологии на первый план вполне закономерно. Высокая поражённость значительного числа учащихся начальных классов кариесом (31,58%) характеризует низкий уровень профилактической работы в ДОУ и работы с родителями.

Вполне закономерно на первое место среди всей патологии и у подростков нашей школы выдвинулось заболевание кариесом, которое выявлено у 23,4%. Наблюдается динамика в сторону улучшения, но это достаточно большой процент заболевания. В школе мало уделялось внимания профилактическим мероприятиям, либо они имели слабый эффект.

Второе место в структуре патологической распространённости в начальной школе принадлежит нарушениям осанки и другим отклонениям в опорно-двигательной системе организма (18,42%). Нарушение осанки приводит к хроническим заболеваниям или нарушениям функционирования систем и органов. Поэтому лечебным и профилактическим мероприятиям, способствующим восстановлению опорно-двигательного аппарата, необходимо уделять самое пристальное внимание.

Второе место в структуре хронических заболеваний в среднем звене, занимают нарушения осанки (11,24%). Это значит, что примерно каждый девятый подросток нуждается в оздоровительных мероприятиях.
На третьем месте у младших школьников заболевания сердечно — сосудистой системы (7,89%), у старших школьников количество заболеваний сердечно — сосудистой системы увеличилось (10,26 %).

В начальной школе с ЛОР-заболеваниями всего 0,66%, в последующие возрастные периоды частота этих нарушений увеличилась. В среднем звене-5,62%, а в старшем-

10,26%. Среди ЛОР-заболеваний часто встречается хронический тонзиллит, в результате которого значительно снижается иммунитет ребёнка, его работоспособность, серьёзно страдает сердечно-сосудистая система организма, поэтому необходимы профилактические мероприятия, направленные на снижение количества сезонных заболеваний.

Следующее рейтинговое положение в структуре заболеваемости занимают нарушения органов чувств, к которым относятся зрение и слух. Снижается острота зрения и слуха. В начальной школе нарушения зрения и слуха у 3,29% школьников, в среднем звене-5,29%, а в старшем 16,67%. Прирост частоты данной патологии у старшеклассников по сравнению с учащимися начальной школы составил 13,38%. Это связано с увеличением учебной нагрузки и длительной зрительной работой. Поэтому самое пристальное внимание следует уделять способам снятия зрительного утомления у старшеклассников при работе с текстами, с компьютером, а также вопросам профилактики нарушений зрения. В первую очередь это касается освещённости учебных помещений и рабочих поверхностей парт и классных досок. Нормативы по этим параметрам указаны в СанПиНе. Кроме того, гигиеническими правилами предусмотрены периодические упражнения для глаз во время зрительных нагрузок. Немаловажным профилактическим средством является периодическая витаминизация детей и питание с достаточным содержанием витамина А в продуктах.

На диаграмме представлено сравнение наиболее часто встречающихся заболеваний в начальной, средней, старшей школах. В старших классах снижается уровень заболеваемости кариесом. Увеличиваются заболевания сердечно –сосудистой системы, Лор-заболевания, нарушение зрения.

Из заболеваний внутренних органов — хронический пиелонефрит, больше всего болеют старшеклассники-5,4%. С возрастом увеличивается количество учащихся с избыточным весом. В старших классах 9% учащихся с избыточным весом.

Динамика заболеваемости по месяцам 2015-2016 учебного года

Проанализированы данные по заболеваемости учащихся по классам и по месяцам в течение учебного года (Приложение 5)

Анализ данных по месяцам и по классам показывает что на первом и втором месте сезонные заболевания, это ОРЗ и ЛОР- заболевания, дисфункция желудочно-кишечного тракта

Почему это происходит, потому что подростки частенько любят одеваться не по погоде , следовательно, и болеют чаще. Кто — то может и зимой выйти в футболке , а другой же этого не может. Тут все зависит от самого человека, какой у него иммунитет, насколько он приспособлен к перепадам температур, смене климата и т. д. Лучше всегда одеваться по погоде и не доводить свой организм до изнеможения. Ведь не очень то нравиться болеть, особенно различными простудными заболеваниями . Всегда нужно одеваться по погоде и следить за своим здоровьем , тогда и болеть будете намного реже. Так же вирусными инфекциями,возможно, заразится от других подростков, которые болеют, но приходят на занятия не выздоровев до конца. Самая высокая заболеваемость ОРЗ приходится на сентябрь и февраль, период эпидемии.(Данные представлены в таблице. Приложение 6)

Следующее рейтинговое положение занимает дисфункция желудочно-кишечного тракта. Ученики нашей школы большие любители чипсов и кириешек, многие не ходят в столовую, считают, что лучше сбегать в магазин и купить что-нибудь вкусненькое. Покупают сладкие безалкогольные газированные напитки, состоящие из вредных химических компонентов в виде пищевых добавок, шоколадные батончики, содержащие гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами. От такой еды и происходит сбой в организме.

Динамика заболеваний по классу показывает, что высокая заболеваемость ОРЗ в 1-х, 6-х и старших классах. (Приложение 7)

В среднем звене высокая заболеваемость в течение года в 6-х классах. Сравнивая патологии указанные в медицинских картах среди 5-7-х классов, получено представление о преобладании отклонений в состоянии здоровья учащихся 6-х классов. Получили, что чем больше патологий, тем чаще болеют дети простудными заболеваниями. То же самое и в 11 классе, 15 учащихся имеют патологии по медицинским картам, и заболеваемость простудными заболеваниями высокая.

График наглядно демонстрирует ситуацию состояния здоровья школьников 5-7 классов.

Проследили динамику заболеваемости учащихся за первую четверть 2015-2016 уч.года и первую четверть 2016-2017 уч. года. Число простудных заболеваний уменьшилось, это связано с тем, что осень 2016 года была более теплой, число заболеваний желудочно-кишечным трактом почти не изменилось. (Приложение 8)

В начале учебного года медицинским работником школы был проведен письменный опрос родителей по классам на согласие сделать прививку от гриппа их детям. Согласны, чтобы детям сделали прививку от гриппа 64,9% родителей.(Приложение 9).

Общие выводы о состоянии здоровья учащихся

В настоящее время вопросы сохранения здоровья детей приобретают все большую значимость. Проведенная работа подтверждает актуальность выбранной темы. Анализ заболеваемости учащихся был сделан на основе изучения материалов медицинских карт, справок, опроса учащихся, классных руководителей по проблемам состояния здоровья детей. Было изучены данные на 408 детей.

По рейтинговому распределению патологий указанных в медицинских картах, получили представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей. В школе всего 34% здоровых детей, 28% имеют хронические заболевания, у 5% учащихся наблюдается нарушения зрения, нарушение осанки -12%, кариесом страдают 27%. Избыточный вес у 9%старшеклассников. В старших классах количество детей ӀӀӀ и Ӏ ᴠ группы здоровья увеличивается.В ходе исследования сделали вывод, что, чем больше у детей патологий, тем чаще они болеют простудными заболеваниями.

Анализ данных по месяцам и по классам показывает, что на первом и втором месте сезонные заболевания, это ОРЗ и ЛОР- заболевания, дисфункция желудочно-кишечного тракта у 11% детей. Сделать прививку от гриппа детям согласны 64,9%родителей.

Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают, что гипотеза верна. У учащихся старших классов меньше индекс здоровья, уровень здоровья низкий, т. е. многие старшеклассники часто болеют в течение года. .

Выводы исследования помогут организовать профилактическую работу по сохранению здоровья школьников.

Продуктом работы стали рекомендации в форме буклета.

источник

Структура заболеваемости детей в разных возрастных группах неодинакова.

В раннем возрасте одно из первых мест занимают недоношенность, дефекты внутриутробного развития.

В последующем первое место во всех возрастных группах занимают воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, грипп, бронхиты, отиты, пневмонии, желудочно-кишечные расстройства. Эта заболеваемость снижается к 3-4 годам.

В школьном возрасте возрастает процент инфекционных заболеваний и травм, ревматизмы, хронического тонзиллита, туберкулезной интоксикации.

Значительное распространение среди детей школьного возраста имеет снижение остроты зрения. По мере обучения в школе процент таких детей возрастает.

Довольно часто у школьников выявляется нарушение осанки (начальные формы сколиозов, сутуловатость, асимметрия плеч и др.).

Уровень заболеваемости детей не везде одинаков. Он зависит от четкости организации и проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий, постановки физического воспитания и медицинского обслуживания детей.

В настоящее время наиболее актуальной проблемой гигиены детей и подростков является разработка действенных мер предупреждения развития близорукости у детей, нарушений опорно-двигательного аппарата, ожирения и др.

Тема: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Одной из ведущих проблем гигиены детей и подростков является проблема обучения и воспитания. Самые массовые учебно-воспитательные учреждения — общеобразовательные школы, в связи с этим вопросам гигиены учебных занятий должно уделяться серьезное внимание. Освоение учебного материала в школьном возрасте органов и систем ребенка. Следует иметь в виду, что 10 лет пребывания в школе — это период роста и развития, в течение которого организм ребенка очень восприимчив, как к благо­приятным, так и к неблагоприятным воздействиям. Кроме того, на школь­ные годы приходится два так называемых «возрастных» криза, когда организм ребенка оказывается наиболее уязвимым — это начало обу­чения в школе (6—7 лет) и пубертатный период.

Процесс обучения детей в современной школе характеризуется высоким уровнем трудности изучаемого материала, ускорением темпа обучения, использованием технических средств обучения.

Участие в учебно-воспитательном процессе приводит к увеличению нагрузки на центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат, зрительный и слуховой анализаторы детей.

Организму ребенка свойственны незавершенность развития важных для обучения органов и систем.

В то же время, умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных. Поэтому правильная организация режима занятий, строгое дозирование учебной нагрузки учащихся являются важнейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Допустимое количество учебных часов у школьников первых классов не должно превышать 20-22 часов в неделю, вторых – четвертых – 21-25 часов, пятого класса – 28-31 часа, шестого – 29-32 часов, седьмого – 31-34 часов, восьмого – девятого класса – 32-35 часов, и десятого – одиннадцатого классов – 33-36 часов в неделю.

Организацию учебного процесса необходимо строить с уче­том физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков. Дело в том, что работоспособность орга­низма во время учебной деятельности закономерно изменяется. На рисунке приведена типичная кривая работоспособности.

Вна­чале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой про­дуктивности) и постепенно снижается (период снижения рабо­тоспособности, или утомления). В периоде снижения работо­способности выделяются три зоны: неполной компенсации, ко­нечного прорыва и прогрессивного падения.

Далее должны следовать период отдыха, включающий фазу восстановления функций и фазу ее упрочнения.

Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четвер­ти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требо­вания к учащимся нужно предъявлять тогда, когда работоспособность достигла наи­более высокого уровня. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать конт­рольные работы. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прог­рессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо: при этом происходит исто­щение энергетических ресурсов организма, что может отри­цательно сказаться на состоянии здоровья школьника.

У детей длительность периода оптимальной (устойчивой) работоспособности определяется возрастом.

В возрасте 6-7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15 минут, 8-10 лет – 20 мин., в 11-12 лет – 25 мин., в 12-15 лет – 30 мин.

Физиологическая кривая работоспособности учащихся в течение недели, четверти, учебного года отражает указанные выше закономерности (иллюстрируется тем же рисунком).

Одной из основных задач школьной гигиены является правильное нормирование учебной нагрузки. Это достигается путем:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8720 — | 7131 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник