Меню Рубрики

И начинает уставать вода анализ

«Перед снегом» Давид Самойлов

И начинает уставать вода.
И это означает близость снега.
Вода устала быть ручьями, быть дождем,
По корню подниматься, падать с неба.
Вода устала петь, устала течь,
Сиять, струиться и переливаться.
Ей хочется утратить речь, залечь
И там, где залегла, там оставаться.

Под низким небом, тяжелей свинца,
Усталая вода сияет тускло.
Она устала быть самой собой,
Но предстоит еще утратить чувства,
Но предстоит еще заледенеть
И уж не петь, а, как броня, звенеть.
Ну а покуда — в мире тишина.
Торчат кустов безлиственные прутья.
Распутица кончается. Распутья
Подмерзли. Но земля еще черна.
Вот-вот повалит первый снег.

«Перед снегом» — стихотворение, написанное Давидом Самойловым в 1964 году. Оно вошло в сборник «Дни» (1970). В книгу вошла многогранная лирика, в которой поэт с помощью мудрых метафор и великолепных образов обнажает тонкие грани своей души.

Стихотворение «Перед снегом» — прекрасный образец того, как благодаря иносказанию можно передать настоящие человеческие чувства. Главным героем этого произведения выступает вода. Ей автор придает одушевленность – эта вода способна петь, сиять, молчать и уставать. Однако действие происходит не где-то в другом пространстве, мире воображения автора. Воду окружают обычные явления природы:
Торчат кустов безлиственные прутья.
Распутица кончается. Распутья
Подмерзли. Но земля еще черна.

В этой абсолютно естественной природной среде вода, эта, казалось бы, совершенно неживая субстанция, умеет чувствовать. Что же скрывается под этим необычным образом?

Конечно же, человек. Несмотря на то, что повествование отвлеченно, и автор прямо не сравнивает никого ни с чем, чувствуется, что речь идет именно о человеке. Окружающая природа предстает метафорой общества, в котором существует личность. Вокруг могут проноситься времена, меняться пейзажи и настроения, но посреди этого продолжает течь как речной поток чья-то жизнь.

С юности жизнь кипела и искрилась энергией как вода, которая могла «сиять, струиться и переливаться». Однако творческие силы постепенно покидают человека, и он устает. Автор подчеркивает главное, повторяя раз за разом: «вода устала», «начинает уставать вода», «вода устала быть самой собой». Близится конец, поэтому автор использует образ наступающей зимы для указания на вечный смертный сон.

Стихотворение состоит из двух строф по восемь и десять строк. Несмотря на то, что вторая строфа логически продолжает первую, они все равно разделены паузой. Если представить, что произведение все же относится к биографическим, то эта пауза является не чем иным, как войной, самым тяжелым периодом в жизни Давида Самуиловича. Она действительно делит его жизнь и жизни многих достойных людей пополам, забирая бесценное время у юности.

Учитывая, что к моменту создания стихотворения поэту было уже за сорок, то понятно становится, почему его герой в образе воды начинает уставать. Война оставляет на сердце незаживающую рану, отчего со временем радость от жизни притупляется, сменяясь усталостью. Страшные воспоминания, словно ледяная броня, заковывают душу, поэтому:
Ей хочется утратить речь, залечь
И там, где залегла, там оставаться.

Снег выступает двояким образом. С одной стороны, он указывает на смерть, потому что замерзшая вода спит, не движется. С другой стороны, снег – это тоже вода, но рассеянная над землей. Может быть, под этим образом скрывается намек на поэтическое наследие, стихи Самойлова, которые и после его смерти будут трогать и вдохновлять людей.

источник

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Проблема литературного образования младших школьников на современном этапе актуализируется через соотношение метапредметных и предметных результатов, обеспечивающих личностное становление обучающихся в начальной школе.

Развитие интереса к чтению, к художественной литературе и формирование умения учиться как взаимосвязанные стратегии уроков литературного чтения определяют поиск методических решений, обеспечивающих полноценное восприятие художественного произведения.

На формирование познавательных УУД направлен концептуальный анализ текста, делающим возможным переход к концептуальному уровню освоения художественного произведения в начальной школе.

Концептуальный анализ как мыслительное действие представляет собой сложное явление, имеющее свою методику исследования, свой комплекс приемов и подходов, способствующих достижению поставленной цели. Концептуальный анализ – способ исследования, используемый для выявления смысла художественного текста посредством выделения уже известных концептов. Но необходимо помнить о специфике восприятия литературного произведения младшими школьниками, следовательно, концепты могут ими не осознаваться и находиться лишь на уровне представления, т.е. в более интуитивном образе, чем логически организованном виде.

Цель концептуального анализа текста – дать по возможности полное знание о концепте, существующем в пространстве текста, способствуя тем самым постижению идеи произведения. Концепт как знание выражен в определённых языковых единицах. В результате концептуального анализа расширяются знания ученика о мире, о культуре, о национальных традициях, о складе мышления, нравственном состоянии и духовности своего народа.

Метод концептуального анализа предполагает три основных этапа работы с текстом:

создание творческой мотивации на понимание текста (определение функции рассматриваемого концепта в жизни человека);

решение комплексных языковых и речевых задач (что знает сам язык об этом концепте и каким предстаёт концепт в тексте);

создание собственного высказывания о концепте (что я знаю об этом концепте).

Таким образом, концептуальный анализ художественного текста предполагает, во-первых, выявление набора ключевых слов текста; во-вторых, определение базового концепта (концептов) этого пространства; в-третьих описание обозначаемого ими концептуального пространства.

В программе начальных классов уделено большое внимание изучению лирических стихотворений. Очевидно, что проза отличается от стихов, значит и к анализу стихотворений нужен особый подход. К лирическому тексту может быть применим универсальный путь анализа любого художественного текста – через систему образов, поскольку и мысль свою, и чувство автор передает читателю с помощью создаваемых им образов: героев, либо картин природы, либо образа-переживания, как в лирике.

Почти в любом стихотворение есть основной образ, который несет в себе определенный смысл и понимание которого может помочь понять идею всего произведения. Именно поэтому использование приема концептуального анализа может быть полезным в постижении авторского замысла и понимании метафоричности самого стихотворения.

Стихотворение Д. Самойлова «Перед снегом» включено в круг детского чтения образовательной программы «Школа 2100» и изучается в рамках раздела «Глухая пора листопада…». [1, с. 184] Для обучающихся в начальной школе данное произведение знаменательно не только как обращение к осенней тематике, но и в аспекте знакомства со спецификой лирического текста.

Осенняя природа, всегда такая разная, предстает перед нами в этом стихотворении в пограничном состоянии, в ожидании перемен. Пора активной жизни уже прошла, но новый этап еще не начался, и природа ждет изменений. Это состояние передается через динамичный образ усталой воды. Обратимся к рассмотрению концепта «вода».

С естественнонаучной точки зрения вода – неорганическое соединение, единственное вещество, способное пребывать в трех агрегатных состояниях. Вода – уникальный растворитель, благодаря чему могут происходить химические реакции, жизненно необходимые каждому организму. Без воды не может прожить ни одно существо на Земле. Представить свою жизнь без воды невозможно. Она находится везде: в атмосфере, литосфере, человеке и других организмах и даже в космосе. Вода участвует в круговороте веществ на Земле, способствует обновлению всего живого. [2, с. 174]

Образ воды присутствует во многих мифах, преданиях, культурах разных народов. В Библии, например, бесконечные воды океана символизирует первозданный хаос. В Новом завете «живая вода» олицетворяет дух Бога, вечности. Связано это с обрядом крещения. Человека погружают в воду и как бы обращают в веру. Совершение таинства корнями уходит в евангелие, где пишется, что Иисус был крещен Иоанном Крестителем в реке Иордан. В этом случае вода символизирует очищение, отпущение первородного греха. Иисус говорил: «Главная потребность для жизни — вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу». [3]

Индуизм предполагает утренний обряд очищения водой ежедневным обязательством, а все потому, что она пропитана силой духовного очищения. Вода является проводящей системой для снабжения всех органов и систем человеческого тела жизненной силой, которую в Индии называют праной, а в Китае ци.

В мусульманской интерпретации вода — символ милосердия, знания и жизни. Для мусульман она также способ очищения. Существуют специальные обряды обмывания. Самый главный включает в себя обмывание всего тела, который рекомендуется перед молитвами по пятницам и прикосновением к Корану.

У древних славян вода издревле считалась священным источником жизни, которому приписывались подчас сверхъестественные силы, такие как очищение, обновление. [4] Вода – одна из стихий, участвующих в мироздании, поэтому понятны чувство благодарности и почитание ее человеком. Но при этом вода в сознании людей имеет не только положительные ассоциации, но и отрицательные. Вода – это бесконтрольная, разрушительная, карающая сила, вызывающая у людей страх и трепет. Таким образом, в сознании людей сохранилось двойственное отношение к воде. С одной стороны, в воде видится средство очищения и дарования новой жизни и силы. А с другой стороны – страх перед ее мощью, перед ее пограничным состоянием между миром живых и мертвых, перед ее потусторонними способностями. Не зря все русалки, водяные и другие природные силы водились именно в воде. Кроме того, именно по воде сплавлялись души умерших в царство мертвых. В сказках вода может быть как живой, так и мертвой. Таким образом, вода предстает неподвластным человеку явлением, которое одновременно может даровать и жизнь и забрать ее.

Вода – постоянно изменяющаяся субстанция, жизненно необходимая всему живому на земле. Без воды нет жизни. Вода является одной из основных составляющих частей тела человека. Поэтому представляется возможным соотнести между собой определенные состояния воды и состояния человека. Именно вода дарует жизнь всему, что есть на свете. И эта линия, несомненно, просматривается в стихотворении Д. Самойлова.

Начало стихотворение – как будто бы вырванный момент из всего потока жизненных эпизодов. То есть и до начала этого стихотворения была какая-то жизнь, все началось задолго до того, как автор начал свое повествование. Данное стихотворение – всего лишь один маленький эпизод из всей жизни.

И это означает близость снега.

В начале стихотворения жизнь еще бурлит, еще текут ручьи, идет дождь, сама природа еще живет. Но, как и все живое, вода тоже устает. Устает от бесконечного движения, радости, журчания, звуков, мирской суеты. Устает от отсутствия спокойствия, когда всегда нужно куда-то бежать, что-то искать и делать. Нельзя сказать, что она жаждет зимы с воодушевлением, радостью. Приход зимы неотвратим, и у воды, как и природы, в целом нет выбора: «распутица кончается». Все давно предрешено, ничего нельзя изменить. И эта обреченность и неотвратимость «конца» вызывает гнетущее впечатление, сокрушает нас своей неизбежностью.

Во второй части стихотворения жизни становится еще меньше, движение пассивное и медленное. Постепенно из воды уходит вся жизнь. Она тихо умирает.

Под низким небом, тяжелей свинца,

Усталая вода сияет тускло.

Серые цвета, неприглядный пейзаж, голые ветви деревьев, свинцовые тучи – все это создает ощущение скорой смерти. И что самое страшное – смерти неизбежной. А от этого появляется страх. Страх того, что же будет дальше, что будет после смерти и будет ли вообще что-то.

К самому концу произведения все как будто замирает. И вода, и природа – все остановилось, как будто жизнь застыла в ожидании покоя, конца всего существования.

Ну а покуда — в мире тишина.

И как бы ни неизбежен был конец, автор все равно, дает надежду на жизнь. Он точно знает, что жизнь не остановится:

Вся черная земля покроется белым снегом. Белый – цвет чистоты, обновления. То есть, все как будто начнется заново. Начало будет спокойным и недвижимым, когда вода будет в состоянии льда, и вся природа будет спокойной и однообразной. Но эта однообразность даст возможность набраться новых сил, ведь этот лед растает, зима пройдет, вода станет талой. И жизнь закипит и забурлит как река заново. Автор вселяет надежду на то, что ничто не заканчивается, что жизнь есть даже после смерти. Любая смерть это только лишь точка, которую нельзя избежать, но ее не нужно бояться, нужно принять ее как данность, ведь вслед за этой точкой наступит другая жизнь.

В стихотворении перед нами предстал образ «усталой воды». Слово «усталый» в толковом словаре С.И. Ожегова имеет 2 значения: «1. Испытывающий слабость, упадок сил после продолжительной работы, движении. 2. Обнаруживающий, выражающий усталость». [5] Эти два значения не противоречат друг другу и полностью соотносятся со стихотворным значением автора. С приходом зимы вода заледенеет, что даст ей время отдохнуть, набраться новых сил. А после того, как эта пауза закончится наступит новый период – вода растает, станет талой. Слово «талый» в толковом словаре С.И. Ожегова имеет такое значение как «растаявший, оттаявший под действием тепла». Исследуя семантику слов «усталая» и «талая», можно заметить их схожесть в буквенном составе слов. Если рассмотреть значение слова «усталая» через значение слова «талая», то «ус-талая» вода – это метаморфоза талой воды. Вода устала из-за постоянного движения, насыщенности и быстроты жизни. Движение не внешнее, а внутреннее, которое не всегда можно заметить, является состоянием воды, формой ее жизни, по причине которой происходит переход воды «талой», еще полной сил и энергии, в воду «ус-талую», у которой эти силы уже на исходе. Как уже отмечалось ранее, вода – уникальный растворитель. Растворяя в себе определенные вещества, она приобретает новые компоненты в своем составе, следовательно меняется и сама. Постепенно в ней становится все больше и больше инородных веществ, примесей, она становится уже не такой чистой, забирая все ненужное из окружающего мира. Причиной усталости также является и отсутствие душевных сил, тепла окружающего мира. Вода находится в движении долгое время, тратит свою энергию и не восполняет ее, поэтому движение есть причина перехода одной формы жизни в другую и самостоятельная форма жизни одновременно.

Промежуточным состоянием между переходом воды усталой в талую является заледенение, которое выступает в роли эмбрионального состояния – процесса очищения и обновления, изменения и преображения, рождения новой воды. Благодаря этому процессу заледенения, заложенному природой, вода избавляется от упадка сил, т.е. от усталости. Тогда процесс перехода усталой воды в лёд сопровождается смертью, а процесс таяния льда – перерождением, т.е. появлением новой жизни.

Таким образом, состояния вода и переходы, отраженные в стихотворении Д. Самойлова «Перед снегом», можно представить в виде схемы.

Представленная схема отображает четыре основных формы жизни воды, ее природные состояния, которые можно соотнести со временами года, с циклической жизнью природы. А если иметь в виду лирическую природу этого текста, то концептуальная метафора – «вода — это жизнь» – поможет выразить человеческий, личностный план содержания стихотворения: тепло чувств, взаимоотношений способно согреть и преодолеть усталость, неподвижность.

Читайте также:  Анализ народной песни вьюн над водой

Таким образом, концептуальный анализ способствует постижению авторской идеи произведения через выстраивание смысловых полей основного концепта этого произведения.

Концептуальный анализ лирических произведений на уроке литературного чтения в начальной школе может быть достаточно эффективен, так как приводит к раскрытию смысла произведения через основной образ и поле его значений. Неоднозначность трактовки этих значений позволяет рассматривать произведение с разных позиций, находя при этом художественную идею, заложенную автором, и вступая в диалог с ним и с другими читателями. При этом расширяется кругозор обучающихся, развивается их самостоятельность при решении учебных задач, их способность к смыслопорождающей деятельности, что способствует повышению уровня восприятия художественного произведения и становлению гармонично развитой личности.

Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. 3 класс. («В одном счастливом детстве») : учебник; в 2-х ч. Часть 2 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – 4-е изд., перераб. – М. : Баласс, 2012. — 208 с.

Садохин, А.П. Концепции современного естествознания : учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 447 с.

Символы, знаки, эмблемы : Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, В.Л. Телицын ; под общ. ред. В.Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 494 с.

источник

В Программу литературного образования МИРОСа для 5-го класса включены лирические произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, К.Д. Бальмонта, Н.С. Гумилёва, Б.Л. Пастернака. На примере стихотворений этих поэтов ученики ведут первые наблюдения над особенностями поэтического текста. Хочется, чтобы “взрослые” авторы стихов стали близкими и “нестрашными”, читаемые в классе произведения — любимыми, а уроки по лирике превратились в праздник для учителя и учеников. Но подготовка таких уроков требует от учителя в полном смысле слова ювелирной работы. Как, например, не “засушить” учебный материал, вводя теоретико-литературные понятия, объясняя, что такое эпитет, метафора, стихотворный размер?

Предлагаем каждый урок начинать с упражнений, развивающих творческое воображение ребят. Например, с такого: закрыть глаза и представить себе, какого цвета. — и тут назвать самое неожиданное существительное. Какого цвета смех? Ребята бросаются наперебой называть цвета: оранжевый, салатовый, солнечный, серебряный, красный. А как смеётся человек, если смех его чёрный или коричневый? И что за человек так смеётся? А какого цвета, например, вопросительный знак? Если бы можно было рисовать вопросительные знаки разными чернилами, какие вопросы заканчивались бы красными, зелёными, чёрными знаками? Может ли вопросительный знак быть, например, белым? Хотел бы ты, чтобы тебе задавали такие вопросы?

Для разминочных упражнений (особенно в начале работы над понятием метафоры) подходят задания, предложенные М.А. Павловой (о них недавно писало наше приложение. — Ред.): ученикам предлагается найти общее между словами, обозначающими абстрактные понятия (жизнь, судьба, семья, любовь, счастье, обучение и так далее), и названиями конкретных предметов (лампочка, туфли, компьютер, муравейник, мел, дерево и так далее). Чем меньше связаны между собой значения слов, тем интереснее. Вот какая связь обнаруживается между далёкими на первый взгляд, словами (здесь и далее приводятся работы учеников 5-го класса московской гимназии № 1514):

Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать, как цветок, и так же увянуть.

Дружба и стол: бывают прочными; за одним столом могут сидеть несколько человек, и дружба может объединять нескольких людей.

Стол и любовь: бывают крепкими и чистыми.

Душа и статуя: душа — образ человека, и статуя тоже; и то и другое легко разбить.

Кошка и надежда: обе успокаивают.

Можно сравнивать и значения конкретных существительных:

Зайчонок и ученик: когда ученики хорошо учатся, их можно назвать зайчатами; когда ученик не выполняет домашнюю работу, он боится идти в школу, так и зайчонок всего боится; ученик бывает перед учителем, как зайчонок перед волком; оба они очень любознательны.

Ученик и парта: ученик вынужден весь урок сидеть, как парта стоять.

Портфель и капуста: портфель всегда тяжёлый, капуста тоже; в школу с портфелем ходить полезно, и капуста тоже полезная; капуста несёт в себе витамины, как портфель — учебники; они имеют свои карманы; хороший ученик любит свой портфель, как заяц капусту; капуста и портфель связаны тем, что помогают учиться и расти; когда портфель наполнен, он похож на кочан капусты; из портфеля можно много всего вынимать, а от капусты отламывать листочки.

Ученики привыкают к тому, что предмет, явление становится необычным, выразительным, интересным для всех, если на него посмотреть не просто внимательно, а попытаться найти САМЫЕ СВОИ (по выражению одного из ребят) слова для рассказа о нём. Эти слова ученики начинают использовать в сочинениях. Вот примеры работ пятиклассников на тему «Моя осень».

“Входишь ты в златые врата осеннего леса. По краям асфальтовой дорожки стоят стройные, крепкие дубы-стражники в красных одеяниях. Юные берёзки, разодевшись в тонкие жёлтые платьица, как будто смотрят на тебя маленькими чёрными глазками. А вот и старушки ели — пушистые, большие, ласковые. Их огромные крылья слегка раскачиваются, словно в полёте.
Осень словно добрая старушка. Она мягкая, нежная, ласковая. Старушка приходит и уходит так же тихо, как осень.
Осень — самое красивое время года”.
(Немченко Саша)

“Золотой осенью деревья как будто готовятся к празднику. И королева — сама осень — наряжает их в дорогие наряды. Она, как хозяйка, украшает лес, стелет разноцветные ковры. Ну вот, кажется, всё готово к балу листьев.
Наступает поздняя осень. В завершение золотой осени верный слуга-ветер объявляет весёлый праздник. Начинается вальс листьев. Ветер срывает золотые монетки с деревьев и кружит их в небе. Шурша осенним ковром, ветер дарит всем музыку.
Так я представляю себе осенний лес. У него торжественное и волшебное настроение. А сама осень напоминает мне сказочную красавицу. Её можно описывать очень долго. Но всё хорошее всегда кончается. Падает последний лист, и мы прощаемся с осенью”.
(Шкерменева Варя)

“Первая капля упала на твой нос, потом на ладошку. Капля зашла в гости к листочку, тот задрожал, и они вместе упали сначала тебе на голову, а потом на землю. Их становится всё больше и больше, и ты не понимаешь: то ли это листопад, то ли идёт дождь. Листья, как маленькие самолётики, планируют на землю, а капли похожи на нарядных парашютистов, быстро летящих к земле.
Осень напоминает маскарад, когда все одеты в красивые необычные одежды. Все веселятся, хотя понимают, что маскарад не может длиться вечно. Веселье переходит в грусть, но грусть эта светлая. Праздник кончается, шум в лесу смолкает, последние листики задумчиво летят к земле. Они напоминают задержавшихся гостей, которых у ворот дворца давно ждёт карета. Но вот и последний гость покинул зал. В лесу всё уснуло до весны, как будто всё затихло до следующего маскарада”.
(Зенкевич Катя)

“Осень. Оглянись, какая красота в лесу! Клён стоит в весёлом жёлтом наряде, а на осинке дрожит каждый багряный листочек, похожий на спелое яблоко! Коричневые дубы будто глиняные великаны, а маленькие дубки и зелёные ёлочки — весёлые гномы. Идёшь по опавшим листьям как по мягкому ковру.
Вот виднеется розовая шляпка волнушки, а под ёлкой иногда сверкнёт оранжевая макушка редкого гриба — рыжика. Под жёлтыми листочками уютно спит сыроежка, а на пне расселись братья-опята. Так приятно находить этих красавцев, вдыхать их неповторимый запах, который царит в лесу. Особенный запах грибов напоминает запах чистоты. Ты идёшь дальше и дальше, уже счастливый, восторженный.
Кажется, что вдалеке, в трепете листьев и паутинок, мелькают длинные жёлтые одежды самой доброй и щедрой Осени. Она спешит обойти и украсить все свои владения, нарядиться самой в ореховые браслеты и рябиновые бусы, пока сияет ещё ласковое солнышко. Осени ведь не хочется прослыть хмурой и дождливой, она мечтает остаться у нас в памяти чудесной, очаровательной порой”.
(Хапаева Варя)

“Идёшь по лесу ранним осенним утром и глаз не можешь оторвать от прелестной, хотя и застенчивой красоты.
Листики весело перешёптываются, делятся свежими новостями, которые галки на хвосте принесли. Ой! Залюбовалась и чуть всю кропотливую работу терпеливого паучка не испортила. Что за прелесть эта паутинка! Такая изящная, а на ней ещё капельки росы поблёскивают. А паучок устал и в серединке улёгся.
Но тут лёгкий радостный ветерок пронёсся по счастливому лесу. Некоторые листики с деревьев сбросил — те немного обиделись. Зато ёжик обрадовался, в кучку листочков с тихим шуршанием закопался.
Где-то рядом заворковал голубок, заворчал на нелёгкую жизнь. Кто-то, кто подальше находился, ему в ответ заворковал, посочувствовал. Ещё немного поговорили, поговорили и тоже смолкли. И опять хрустальная тишина.
А вообще осень мне представляется сначала озорной, весёлой девчонкой, которая бегает везде. Но потом приходит её строгая матушка. Сердится на неё, отводит домой. А сама начинает стирать. А когда она из тазика воду выливает или выжимает тучки, идут дожди. И она всё время хмурится и на дочку сердится”.
(Заяшникова Алёна)

Прочитали о том, какая осень царит в стихотворениях Тютчева, Есенина, Бальмонта, Гумилёва, увидели, услышали это удивительное время года. Давайте вместе с учениками попробуем, какова ОСЕНЬ НА ВКУС.

“Осень представляется мне на вкус кисло-сладкой. Потому что всё жёлтого цвета, земля покрыта жёлтыми листьями. Погода кислая, часто льют дожди. А сладко потому, что очень красиво на улице”.
(Агамирова Марианна)

“Мне кажется, что осень на вкус похожа на торт с разными начинками: лазурное небо — глазурь, гроздья рябины — вишнёвая начинка, берёзы и дубы — молочные и шоколадные коржи. Листья как разноцветные крошки. А когда идёшь в лес подышать воздухом, то кажется, что пахнет вкусным тестом, и хочется похрустеть вкусной корочкой”.
(Зенкевич Катя)

“Осень имеет много вкусов. Тут и горький вкус кожуры цитрусовых, и кислый лимон, и сладкое мороженое, и вкус бабушкиного пирожка с капустой. Но поздняя осень похожа на стакан воды с выдавленным в него соком лимона, а золотая — на стакан апельсинового сока с конфетой”.
(Зазвонов Саша)

“Вот осень золотая — прекрасная пора.
На яблочко похожа, на пиццу иногда.
Когда уже ноябрь, она не так вкусна,
Она напоминает сосиску мне тогда.
А вот когда сентябрь, она прекрасней всех
И мне напоминает каштановый орех”. (Федюк Дима)

В процессе изучения лирики ребята коллекционируют свои находки, записывают наблюдения над стихотворениями разных поэтов в тетрадь в виде отдельных предложений, таблиц. Но настаёт момент, когда необходимо собрать всё воедино. Обычно это происходит перед письменной работой по анализу лирического стихотворения, к которой надо серьёзно готовиться.

Предложим ученикам сформулировать главные вопросы, на которые необходимо ответить, анализируя стихотворение (пусть они формулируют вопросы, не задумываясь о логике рассуждения):

1. О чём говорится в стихотворении?
2. Какое настроение в нём?
3. Каким представляется лирический герой? (Это понятие уже введено в 5-м классе.)
4. Как звучит стихотворение? (Ритм, звукопись, длина строк, количество строк в строфе, наличие рифмы.)
5. Какие приёмы использует автор в стихотворении?
6. Какие чувства и мысли хочет автор передать в своём стихотворении читателю?
7. Личное впечатление читателя.
8. Как построены в стихотворении предложения?
9. Есть ли деление на строфы?
10. Какие слова своим смыслом создают настроение?
11. Какие ассоциации возникают при чтении стихотворения?

Распределим вопросы на смысловые группы. (Значки, например Д, Е, Ж, вместо цифр позволяют избежать преждевременного решения, с ответов на вопросы какой группы лучше всего начать работу.) Вопросы 1, 2, 3, 6 — группа Ж; отвечая на них, мы говорим о своём впечатлении, которое возникает при первом чтении. Отвечая на вопросы группы Е (4, 5, 8, 9, 10), мы проверяем это впечатление, анализируя средства, которыми автор выражает свои мысли и чувства, создаёт образы. Ответы на вопросы группы Д (7, 11) помогают рассказать о том, какой отклик нашло стихотворение у читателя.

С какой же группы вопросов начать анализ? Лучше всего с группы Ж или Д, но очевидно, что вопросы группы Е будут занимать центральную часть работы — ответы на них помогут проверить правильность наших первоначальных впечатлений. Составим вместе с учениками таблицу «В помощь анализирующему стихотворение», в правой колонке которой запишем примерные “формулы”, подходящие для оформления наблюдений над текстом.

Вот работы учащихся 5-го класса гимназии № 1514, которым было предложено поразмышлять над стихотворением Давида Самойлова «Перед снегом» (абсолютно самостоятельная работа в классе в течение 45 минут).

“В стихотворении Давида Самойлова «Перед снегом» говорится о природе в тот момент, когда «вот-вот повалит первый снег». Поэт описывает красоту этой природы. В стихотворении царит настроение какой-то грусти, может быть, даже усталости: «Вода устала течь, устала петь, по корню подниматься, падать с неба». Да и сам лирический герой (через которого автор выражает свои мысли и чувства) устал, хотя это на него не давит, он просто утомился.
Мне кажется, стихотворение можно разделить на 3 части: первые 8 строчек, 6, а потом 5. В первой части говорится о том, что вода устала петь, течь, сиять, струиться, переливаться, по корню подниматься, падать с неба, то есть она устала жить. Ей хочется превратиться в лёд и умереть. Вторая часть о том же, но сказано об этом по-другому. А в третьей части описывается природа в настоящий момент. И потом, после слов «земля ещё черна», появляется надежда: «вот-вот повалит первый снег»”.
(Зазвонов Саша)

“В стихотворении «Перед снегом» Давид Самойлов описывает «усталость» воды, переход от «воды» к «снегу».
В этом стихотворении царит загадочное, задумчивое, «скрытное» настроение. Все слова говорят о настроении воды — тоскливом, хмуром настроении кого-то, кто отыграл свою роль в жизни, не имеет дальнейших целей, желает спокойно завершить свой век.
Для создания настроения автор использует эпитеты, постоянные повторы «мрачных» слов (уставать, тяжелей, тускло, броня), цветопись (тускло, земля ещё черна). Для передачи настроения воды используются в основном глаголы (быть, подниматься, падать, устать, заледенеть, утратить. ). В стихотворении автор использует контраст: бледные краски воды («усталая вода сияет тускло») и тёмное пятно покрывает фон стихотворения в самом конце («Но земля ещё черна»).
Данное стихотворение можно разделить на 3 части: в первой нарисована картина, когда вспоминаешь о «лице» воды, её характере, желании; во второй, наоборот, ждёшь чего-то нового, снега, новой поры.
Герой стихотворения представляется мне человеком, который обычно наблюдает за всем, одновременно чувствуя настроение, мысли того, за кем наблюдает, понимая его. Он во всём ищет лучшее, ожидает новое”.
(Нагапетян Лилит)

“В стихотворении Давида Самойлова царит тяжёлое, усталое настроение: «начинает уставать», «вода устала», «ей хочется утратить». Мне кажется, что слова «безлиственные прутья», «тяжелей свинца», «и уж не петь» — холодные. Они помогают автору более ярко выразить настроение и смысл этого стихотворения.
Стихотворение можно разделить на 2 части, потому что меняется время действия. В первой части всё только начинается («и начинает уставать вода») и ещё только будет («но предстоит ещё заледенеть»). А во второй части всё происходит сейчас, в данный момент. «Ну, а покуда. Торчат. Распутица кончается. »
Поэт даёт возможность увидеть пейзаж с помощью олицетворений («вода устала», «но предстоит ещё утратить чувства»), эпитетов («тяжелей свинца», «безлиственные прутья»). Автор часто повторяет слово «усталая». Оно даёт нам лучше почувствовать «нагруженность» этого стихотворения. Длина строф тоже имеет значение: в самой «тяжёлой» строфе больше всего строчек (8), а в самой короткой (5) есть немного, совсем чуть-чуть, но что-то радостное.
Лирический герой, вода, мне представляется дряхлой старушкой, которой всё надоело, которая устала от всего, даже от жизни. Она очень раздражительна”.
(Никитина Оля)

Читайте также:  Анализ на чистоту воды очищенной

“В стихотворении Давида Самойлова говорится о конце осени и близости первого снега. Автор хочет передать неизбежность прихода зимы. В этом стихотворении царит скучное, молчаливое, грустное настроение. Это подчёркивает и отсутствие вопросительных и восклицательных знаков в конце предложений, а большое количество запятых словно замедляет события. В этом стихотворении много глаголов, которые не обозначают быстрых действий, они как бы тормозят события (большое количество глаголов в будущем времени, глаголы «устала, утратить, кончается, оставаться, торчат, заледенеть», прилагательные «безлиственные», «усталая», наречие «тускло»). Зима ещё не наступила — НО, НО, НО, НУ, А ПОКУДА.
В этом стихотворении много метафор и олицетворений: речь, песня воды, вода устала, небо тяжелей свинца. В стихотворении использована звукопись: слушая его, нельзя сказать, что оно звонкое и мелодичное.
Вода мне кажется усталым, ищущим смерти, дряхлым стариком, который хочет забыть прошлое и ожидает смерти. Но его утешает внучка”.
(Щёголев Ваня)

источник

  • Авиация (121)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (10)
  • Бабочки (17)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (19)
  • Вокруг Солнечной системы (49)
  • Вопрос-Ответ (1765)
  • Габсбурги (14)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (60)
  • Дальние страны (843)
  • ДИНАСТИИ (6)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • Животные (473)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (731)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (243)
  • Земля (99)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (463)
  • Истории любви (124)
  • ИСТОРИЯ (1622)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (905)
  • Книги для детей (235)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (179)
  • Легенды и мифы (135)
  • ЛИТЕРАТУРА (175)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (389)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (41)
  • Москва (70)
  • Музеи (115)
  • Наполеон Бонапарт (58)
  • Насекомые (85)
  • НАУКА (415)
  • Облака (12)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (229)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (178)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (1)
  • Поэзия (705)
  • Праздники (31)
  • Притчи (33)
  • Проза (446)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (195)
  • Психология (76)
  • Птицы (181)
  • Растения (82)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (98)
  • Россия (932)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (104)
  • Символы (121)
  • Скульпторы (32)
  • СЛОВАРЬ (15)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1257)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (322)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • Фотографии (417)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (184)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (662)
  • ЦВЕТЫ (39)
  • ЧАЙ (21)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (678)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (286)
  • ЭПОХА СССР (201)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Давид Самуилович Самойлов

И начинает уставать вода.
И это означает близость снега.
Вода устала быть ручьями, быть дождем,
По корню подниматься, падать с неба.
Вода устала петь, устала течь,
Сиять, струиться и переливаться.
Ей хочется утратить речь, залечь
И там, где залегла, там оставаться.

Под низким небом, тяжелей свинца,
Усталая вода сияет тускло.
Она устала быть самой собой,
Но предстоит еще утратить чувства,
Но предстоит еще заледенеть
И уж не петь, а, как броня, звенеть.
Ну а покуда — в мире тишина.
Торчат кустов безлиственные прутья.
Распутица кончается. Распутья
Подмерзли. Но земля еще черна.
Вот-вот повалит первый снег.

«Перед снегом» — стихотворение, написанное Давидом Самойловым в 1964 году. Оно вошло в сборник «Дни» (1970). В книгу вошла многогранная лирика, в которой поэт с помощью мудрых метафор и великолепных образов обнажает тонкие грани своей души.

Стихотворение «Перед снегом» — прекрасный образец того, как благодаря иносказанию можно передать настоящие человеческие чувства. Главным героем этого произведения выступает вода. Ей автор придает одушевленность – эта вода способна петь, сиять, молчать и уставать. Однако действие происходит не где-то в другом пространстве, мире воображения автора. Воду окружают обычные явления природы:

Торчат кустов безлиственные прутья.
Распутица кончается. Распутья
Подмерзли. Но земля еще черна.

В этой абсолютно естественной природной среде вода, эта, казалось бы, совершенно неживая субстанция, умеет чувствовать. Что же скрывается под этим необычным образом?

Конечно же, человек. Несмотря на то, что повествование отвлеченно, и автор прямо не сравнивает никого ни с чем, чувствуется, что речь идет именно о человеке. Окружающая природа предстает метафорой общества, в котором существует личность. Вокруг могут проноситься времена, меняться пейзажи и настроения, но посреди этого продолжает течь как речной поток чья-то жизнь.

С юности жизнь кипела и искрилась энергией как вода, которая могла «сиять, струиться и переливаться». Однако творческие силы постепенно покидают человека, и он устает. Автор подчеркивает главное, повторяя раз за разом: «вода устала», «начинает уставать вода», «вода устала быть самой собой». Близится конец, поэтому автор использует образ наступающей зимы для указания на вечный смертный сон.

Стихотворение состоит из двух строф по восемь и десять строк. Несмотря на то, что вторая строфа логически продолжает первую, они все равно разделены паузой. Если представить, что произведение все же относится к биографическим, то эта пауза является не чем иным, как войной, самым тяжелым периодом в жизни Давида Самуиловича. Она действительно делит его жизнь и жизни многих достойных людей пополам, забирая бесценное время у юности.

Учитывая, что к моменту создания стихотворения поэту было уже за сорок, то понятно становится, почему его герой в образе воды начинает уставать. Война оставляет на сердце незаживающую рану, отчего со временем радость от жизни притупляется, сменяясь усталостью. Страшные воспоминания, словно ледяная броня, заковывают душу, поэтому:

Ей хочется утратить речь, залечь
И там, где залегла, там оставаться.

Снег выступает двояким образом. С одной стороны, он указывает на смерть, потому что замерзшая вода спит, не движется. С другой стороны, снег – это тоже вода, но рассеянная над землей. Может быть, под этим образом скрывается намек на поэтическое наследие, стихи Самойлова, которые и после его смерти будут трогать и вдохновлять людей.

источник

Примечание . На уроке звучит выразительное чтение стихов М. Волошина, Д. Самойлова наизусть. В качестве подготовки к этому уроку можно предложить детям найти и выучить такое стихотворение, где поэт передал особое состояние природы. Урок станет настоящим праздником в том случае, если прозвучат не только те стихи, которые есть на страницах учебника, но и те произведения, которые выберут из сборников поэзии сами дети.

Цели : воспитывать любовь к поэзии, читая стихи наизусть, подбирать верную интонацию: передавать неожиданные контрасты, яркие авторские открытия, озарения.

Оборудование : портреты писателей.

Учитель объявляет дату и характеризует погоду.

– Вспомните, что вы видели на улице сегодня утром по дороге в школу.

– Какое у вас было настроение?

Зима – прекрасное время года. О ней написано много стихов. Она вдохновляла многих поэтов. Прочитайте эпиграф:

Пусть говорят: поэзия – мечта,

Горячки сердца бред ничтожный,

Что мир ее есть мир пустой и ложный,

И бледный вымысл – красота…

III. Объявление темы и постановка целей урока.

– Найдите контрасты. Наш урок называется «Вода и камень, земля и небо, лед и пламень». «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень..» – это строки из стихотворения А. С. Пушкина, которые так подходят к теме нашего урока, перекликаются с ней. Как вы думаете, какой характер у человека, который использует такие противопоставления? (Высказывания детей.)

– Сегодня у нас урок-встреча с двумя замечательными поэтами – Д. Самойловым и М. Волошиным. Давайте попробуем, читая их стихи, проникнуть в душу поэтов, узнать их мысли, чувства.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по стихотворению Д. Самойлова «Город зимний».

– Послушайте стихотворение Д. Самойлова:

Город зимний, город дивный,

Снег, как с яблонь, лепестками.

– Какими зимними впечатлениями хочет поделиться с вами автор?

– Какие картины вы себе представили?

– Какое настроение почувствовали?

– Какое явление так красиво описал поэт? (Снегопад.)

– А кто из вас, ребята, видел снегопад? Мы можем его назвать зимним чудом?

– Значит, с какой интонацией надо читать? (Медленно, спокойно, умиротворенно.)

– Есть в этом стихотворении и один секрет. Какого цвета картину вы представили? (Белую.)

– Почему? Ведь в стихотворении ни разу ни встретилось слово «белая».

Вывод: удивительный русский язык! Он позволяет нам выразить чувства и мысли с помощью образов, сравнений, частей речи. Это чудо- стихотворения.

– Закройте глаза и представьте сумерки, падающий снег. До кого я коснусь рукой, должен сказать, на что похож падающий снег. Придумайте свои удивительные сравнения.

Стихотворение Д. Самойлова смогло разбудить вашу фантазию.

2. Чтение стихотворений Д. Самойлова.

– Прочитайте стихи Д. Самойлова, которые вы подготовили дома, попробуйте разгадать секреты.

И осень, которая вдруг началась…

И осень, которая вдруг началась

Шататься и скуки не знать

Да кто это вздумал пенять

Последняя осень последним листом

– Чего добивается автор, используя чередование длинных и коротких строк?

– Какие чувства возникают в душе?

– Каким вы представляете себе автора?

3. Чтение стихотворений М. Волошина.

Святое око дня, тоскующий гигант!

Я сам в своей груди носил твой пламень пленный,

Пронизан зрением, как белый бриллиант,

В багровой тьме рождавшейся вселенной.

Но ты, всезрящее, покинуло меня,

И я внутри ослеп, вернувшись в чресла ночи.

И вот простерли мы к тебе, истоку дня,

Земля, свои цветы, и я – слепые очи.

Невозвратимое! Ты гаснешь в высоте,

Лучи призывные кидая издалека.

Но я в своей душе возжгу иное око

И землю поведу к сияющей мечте!

– Определите характер этого стихотворения.

– Почему так много восклицательных предложений?

– Найдите все противопоставления.

– Какова роль солнца и роль лирического героя в этом стихотворении?

– Каким вы представляете себе автора?

и день и ночь шумит угрюмо

И день и ночь шумит угрюмо,

Средь свиста, грохота и шума.

Когда ж зеркальность тишины

Сулит обманную беспечность,

Сквозит двойная бесконечность

– Какой образ представляется нашему воображению?

– Объясните использование рифмы «беспечность – бесконечность»; «тишины – глубины».

4. Выразительное чтение стихотворений М. Волошина и Д. Самойлова, которые дети выучили дома.

– Продумайте, какими должны быть паузы, интонация, темп чтения, громкость голоса, логическое ударение.

– Чьи стихи вам более понятны? Почему?

– Почему стихи Д. Самойлова и М. Волошина требуют большей подготовки перед выразительным чтением? (Глубокий смысл, чувственный опыт, душевное состояние – основные признаки поэзии этих авторов.)

– Подумайте, кого можно назвать поэтом дня, а кого – поэтом ночи? Объясните свой выбор.

– У каждого из нас свое видение и понимание стихов, ведь все люди разные. И как хорошо, что среди нас есть особые люди – поэты, которые умеют увидеть в самом обычном что-то удивительное.

Выразительное чтение стихотворений Д. Самойлова «Слова» и «Перед снегом».

Справлял сентябрь первоначальный,

Задумчивый, но не печальный.

Затертых слов или явлений.

Их существо до самых недр

Взрывает потрясенный гений.

Потом значенья их туманны.

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождем,

По корню подниматься, падать с неба.

Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

Ей хочется утратить речь, залечь

И там, где залегла, там оставаться.

Под низким небом, тяжелей свинца,

Усталая вода сияет тускло.

Она устала быть самой собой,

Но предстоит еще утратить чувства,

Но предстоит еще заледенеть

И уж не петь, а, как броня, звенеть.

Ну а покуда – в мире тишина.

Торчат кустов безлиственные прутья.

Распутица кончается. Распутья

Подмерзли. Но земля еще черна.

Вот-вот повалит первый снег.

Выразительное чтение стихотворений М. Волошина «Темны лики весны. », «Равнина вод колышется широко. ».

Темны лики весны. 3амутились влагой долины,

Выткали синюю даль прутья сухих тополей.

Тонкий снежный хрусталь опрозрачил дальние горы.

Свивши тучи в кудель и окутав горные щели,

Ветер, рыдая, прядет тонкие нити дождя.

Море глухо шумит, развивая древние свитки

Вдоль по пустынным пескам.

Равнина вод колышется широко,

Обведена серебряной каймой.

Мутится мыс, зубчатою стеной

Ступив на зыбь расплавленного тока.

Туманный день раскрыл златое око,

И бледный луч, расплесканный волной,

Скользит, дробясь над мутной глубиной, –

То колос дня от пажитей востока.

В волокнах льна златится бледный круг

Жемчужных туч, и солнце, как паук,

Дрожит в сетях алмазной паутины.

Вверх обрати ладони тонких рун –

К истоку дня! Стань лилией долины,

Стань стеблем ржи, дитя огня и глины!

– Все когда-нибудь заканчивается. Вот и наш урок подошел к концу. Получился ли у нас праздник поэзии? Главное, что мы сегодня поняли на уроке, – поэты на самые обыкновенные вещи смотрят по-особенному. Мир прекрасен. Всмотритесь, вслушайтесь, вчитайтесь, как поэты, стихи которых мы сегодня слушали, – и он не перестанет удивлять вас.

источник

В Программу литературного образования МИРОСа для 5-го класса включены лирические произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, К.Д. Бальмонта, Н.С. Гумилёва, Б.Л. Пастернака. На примере стихотворений этих поэтов ученики ведут первые наблюдения над особенностями поэтического текста. Хочется, чтобы “взрослые” авторы стихов стали близкими и “нестрашными”, читаемые в классе произведения — любимыми, а уроки по лирике превратились в праздник для учителя и учеников. Но подготовка таких уроков требует от учителя в полном смысле слова ювелирной работы. Как, например, не “засушить” учебный материал, вводя теоретико-литературные понятия, объясняя, что такое эпитет, метафора, стихотворный размер?

Предлагаем каждый урок начинать с упражнений, развивающих творческое воображение ребят. Например, с такого: закрыть глаза и представить себе, какого цвета. — и тут назвать самое неожиданное существительное. Какого цвета смех? Ребята бросаются наперебой называть цвета: оранжевый, салатовый, солнечный, серебряный, красный. А как смеётся человек, если смех его чёрный или коричневый? И что за человек так смеётся? А какого цвета, например, вопросительный знак? Если бы можно было рисовать вопросительные знаки разными чернилами, какие вопросы заканчивались бы красными, зелёными, чёрными знаками? Может ли вопросительный знак быть, например, белым? Хотел бы ты, чтобы тебе задавали такие вопросы?

Читайте также:  Анализ на алюминий в воде

Для разминочных упражнений (особенно в начале работы над понятием метафоры) подходят задания, предложенные М.А. Павловой (о них недавно писало наше приложение. — Ред.): ученикам предлагается найти общее между словами, обозначающими абстрактные понятия (жизнь, судьба, семья, любовь, счастье, обучение и так далее), и названиями конкретных предметов (лампочка, туфли, компьютер, муравейник, мел, дерево и так далее). Чем меньше связаны между собой значения слов, тем интереснее. Вот какая связь обнаруживается между далёкими на первый взгляд, словами (здесь и далее приводятся работы учеников 5-го класса московской гимназии № 1514):

Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать, как цветок, и так же увянуть.

Дружба и стол: бывают прочными; за одним столом могут сидеть несколько человек, и дружба может объединять нескольких людей.

Стол и любовь: бывают крепкими и чистыми.

Душа и статуя: душа — образ человека, и статуя тоже; и то и другое легко разбить.

Кошка и надежда: обе успокаивают.

Можно сравнивать и значения конкретных существительных:

Зайчонок и ученик: когда ученики хорошо учатся, их можно назвать зайчатами; когда ученик не выполняет домашнюю работу, он боится идти в школу, так и зайчонок всего боится; ученик бывает перед учителем, как зайчонок перед волком; оба они очень любознательны.

Ученик и парта: ученик вынужден весь урок сидеть, как парта стоять.

Портфель и капуста: портфель всегда тяжёлый, капуста тоже; в школу с портфелем ходить полезно, и капуста тоже полезная; капуста несёт в себе витамины, как портфель — учебники; они имеют свои карманы; хороший ученик любит свой портфель, как заяц капусту; капуста и портфель связаны тем, что помогают учиться и расти; когда портфель наполнен, он похож на кочан капусты; из портфеля можно много всего вынимать, а от капусты отламывать листочки.

Ученики привыкают к тому, что предмет, явление становится необычным, выразительным, интересным для всех, если на него посмотреть не просто внимательно, а попытаться найти САМЫЕ СВОИ (по выражению одного из ребят) слова для рассказа о нём. Эти слова ученики начинают использовать в сочинениях. Вот примеры работ пятиклассников на тему «Моя осень».

“Входишь ты в златые врата осеннего леса. По краям асфальтовой дорожки стоят стройные, крепкие дубы-стражники в красных одеяниях. Юные берёзки, разодевшись в тонкие жёлтые платьица, как будто смотрят на тебя маленькими чёрными глазками. А вот и старушки ели — пушистые, большие, ласковые. Их огромные крылья слегка раскачиваются, словно в полёте.
Осень словно добрая старушка. Она мягкая, нежная, ласковая. Старушка приходит и уходит так же тихо, как осень.
Осень — самое красивое время года”.
(Немченко Саша)

“Золотой осенью деревья как будто готовятся к празднику. И королева — сама осень — наряжает их в дорогие наряды. Она, как хозяйка, украшает лес, стелет разноцветные ковры. Ну вот, кажется, всё готово к балу листьев.
Наступает поздняя осень. В завершение золотой осени верный слуга-ветер объявляет весёлый праздник. Начинается вальс листьев. Ветер срывает золотые монетки с деревьев и кружит их в небе. Шурша осенним ковром, ветер дарит всем музыку.
Так я представляю себе осенний лес. У него торжественное и волшебное настроение. А сама осень напоминает мне сказочную красавицу. Её можно описывать очень долго. Но всё хорошее всегда кончается. Падает последний лист, и мы прощаемся с осенью”.
(Шкерменева Варя)

“Первая капля упала на твой нос, потом на ладошку. Капля зашла в гости к листочку, тот задрожал, и они вместе упали сначала тебе на голову, а потом на землю. Их становится всё больше и больше, и ты не понимаешь: то ли это листопад, то ли идёт дождь. Листья, как маленькие самолётики, планируют на землю, а капли похожи на нарядных парашютистов, быстро летящих к земле.
Осень напоминает маскарад, когда все одеты в красивые необычные одежды. Все веселятся, хотя понимают, что маскарад не может длиться вечно. Веселье переходит в грусть, но грусть эта светлая. Праздник кончается, шум в лесу смолкает, последние листики задумчиво летят к земле. Они напоминают задержавшихся гостей, которых у ворот дворца давно ждёт карета. Но вот и последний гость покинул зал. В лесу всё уснуло до весны, как будто всё затихло до следующего маскарада”.
(Зенкевич Катя)

“Осень. Оглянись, какая красота в лесу! Клён стоит в весёлом жёлтом наряде, а на осинке дрожит каждый багряный листочек, похожий на спелое яблоко! Коричневые дубы будто глиняные великаны, а маленькие дубки и зелёные ёлочки — весёлые гномы. Идёшь по опавшим листьям как по мягкому ковру.
Вот виднеется розовая шляпка волнушки, а под ёлкой иногда сверкнёт оранжевая макушка редкого гриба — рыжика. Под жёлтыми листочками уютно спит сыроежка, а на пне расселись братья-опята. Так приятно находить этих красавцев, вдыхать их неповторимый запах, который царит в лесу. Особенный запах грибов напоминает запах чистоты. Ты идёшь дальше и дальше, уже счастливый, восторженный.
Кажется, что вдалеке, в трепете листьев и паутинок, мелькают длинные жёлтые одежды самой доброй и щедрой Осени. Она спешит обойти и украсить все свои владения, нарядиться самой в ореховые браслеты и рябиновые бусы, пока сияет ещё ласковое солнышко. Осени ведь не хочется прослыть хмурой и дождливой, она мечтает остаться у нас в памяти чудесной, очаровательной порой”.
(Хапаева Варя)

“Идёшь по лесу ранним осенним утром и глаз не можешь оторвать от прелестной, хотя и застенчивой красоты.
Листики весело перешёптываются, делятся свежими новостями, которые галки на хвосте принесли. Ой! Залюбовалась и чуть всю кропотливую работу терпеливого паучка не испортила. Что за прелесть эта паутинка! Такая изящная, а на ней ещё капельки росы поблёскивают. А паучок устал и в серединке улёгся.
Но тут лёгкий радостный ветерок пронёсся по счастливому лесу. Некоторые листики с деревьев сбросил — те немного обиделись. Зато ёжик обрадовался, в кучку листочков с тихим шуршанием закопался.
Где-то рядом заворковал голубок, заворчал на нелёгкую жизнь. Кто-то, кто подальше находился, ему в ответ заворковал, посочувствовал. Ещё немного поговорили, поговорили и тоже смолкли. И опять хрустальная тишина.
А вообще осень мне представляется сначала озорной, весёлой девчонкой, которая бегает везде. Но потом приходит её строгая матушка. Сердится на неё, отводит домой. А сама начинает стирать. А когда она из тазика воду выливает или выжимает тучки, идут дожди. И она всё время хмурится и на дочку сердится”.
(Заяшникова Алёна)

Прочитали о том, какая осень царит в стихотворениях Тютчева, Есенина, Бальмонта, Гумилёва, увидели, услышали это удивительное время года. Давайте вместе с учениками попробуем, какова ОСЕНЬ НА ВКУС.

“Осень представляется мне на вкус кисло-сладкой. Потому что всё жёлтого цвета, земля покрыта жёлтыми листьями. Погода кислая, часто льют дожди. А сладко потому, что очень красиво на улице”.
(Агамирова Марианна)

“Мне кажется, что осень на вкус похожа на торт с разными начинками: лазурное небо — глазурь, гроздья рябины — вишнёвая начинка, берёзы и дубы — молочные и шоколадные коржи. Листья как разноцветные крошки. А когда идёшь в лес подышать воздухом, то кажется, что пахнет вкусным тестом, и хочется похрустеть вкусной корочкой”.
(Зенкевич Катя)

“Осень имеет много вкусов. Тут и горький вкус кожуры цитрусовых, и кислый лимон, и сладкое мороженое, и вкус бабушкиного пирожка с капустой. Но поздняя осень похожа на стакан воды с выдавленным в него соком лимона, а золотая — на стакан апельсинового сока с конфетой”.
(Зазвонов Саша)

“Вот осень золотая — прекрасная пора.
На яблочко похожа, на пиццу иногда.
Когда уже ноябрь, она не так вкусна,
Она напоминает сосиску мне тогда.
А вот когда сентябрь, она прекрасней всех
И мне напоминает каштановый орех”. (Федюк Дима)

В процессе изучения лирики ребята коллекционируют свои находки, записывают наблюдения над стихотворениями разных поэтов в тетрадь в виде отдельных предложений, таблиц. Но настаёт момент, когда необходимо собрать всё воедино. Обычно это происходит перед письменной работой по анализу лирического стихотворения, к которой надо серьёзно готовиться.

Предложим ученикам сформулировать главные вопросы, на которые необходимо ответить, анализируя стихотворение (пусть они формулируют вопросы, не задумываясь о логике рассуждения):

1. О чём говорится в стихотворении?
2. Какое настроение в нём?
3. Каким представляется лирический герой? (Это понятие уже введено в 5-м классе.)
4. Как звучит стихотворение? (Ритм, звукопись, длина строк, количество строк в строфе, наличие рифмы.)
5. Какие приёмы использует автор в стихотворении?
6. Какие чувства и мысли хочет автор передать в своём стихотворении читателю?
7. Личное впечатление читателя.
8. Как построены в стихотворении предложения?
9. Есть ли деление на строфы?
10. Какие слова своим смыслом создают настроение?
11. Какие ассоциации возникают при чтении стихотворения?

Распределим вопросы на смысловые группы. (Значки, например Д, Е, Ж, вместо цифр позволяют избежать преждевременного решения, с ответов на вопросы какой группы лучше всего начать работу.) Вопросы 1, 2, 3, 6 — группа Ж; отвечая на них, мы говорим о своём впечатлении, которое возникает при первом чтении. Отвечая на вопросы группы Е (4, 5, 8, 9, 10), мы проверяем это впечатление, анализируя средства, которыми автор выражает свои мысли и чувства, создаёт образы. Ответы на вопросы группы Д (7, 11) помогают рассказать о том, какой отклик нашло стихотворение у читателя.

С какой же группы вопросов начать анализ? Лучше всего с группы Ж или Д, но очевидно, что вопросы группы Е будут занимать центральную часть работы — ответы на них помогут проверить правильность наших первоначальных впечатлений. Составим вместе с учениками таблицу «В помощь анализирующему стихотворение», в правой колонке которой запишем примерные “формулы”, подходящие для оформления наблюдений над текстом.

Вот работы учащихся 5-го класса гимназии № 1514, которым было предложено поразмышлять над стихотворением Давида Самойлова «Перед снегом» (абсолютно самостоятельная работа в классе в течение 45 минут).

“В стихотворении Давида Самойлова «Перед снегом» говорится о природе в тот момент, когда «вот-вот повалит первый снег». Поэт описывает красоту этой природы. В стихотворении царит настроение какой-то грусти, может быть, даже усталости: «Вода устала течь, устала петь, по корню подниматься, падать с неба». Да и сам лирический герой (через которого автор выражает свои мысли и чувства) устал, хотя это на него не давит, он просто утомился.
Мне кажется, стихотворение можно разделить на 3 части: первые 8 строчек, 6, а потом 5. В первой части говорится о том, что вода устала петь, течь, сиять, струиться, переливаться, по корню подниматься, падать с неба, то есть она устала жить. Ей хочется превратиться в лёд и умереть. Вторая часть о том же, но сказано об этом по-другому. А в третьей части описывается природа в настоящий момент. И потом, после слов «земля ещё черна», появляется надежда: «вот-вот повалит первый снег»”.
(Зазвонов Саша)

“В стихотворении «Перед снегом» Давид Самойлов описывает «усталость» воды, переход от «воды» к «снегу».
В этом стихотворении царит загадочное, задумчивое, «скрытное» настроение. Все слова говорят о настроении воды — тоскливом, хмуром настроении кого-то, кто отыграл свою роль в жизни, не имеет дальнейших целей, желает спокойно завершить свой век.
Для создания настроения автор использует эпитеты, постоянные повторы «мрачных» слов (уставать, тяжелей, тускло, броня), цветопись (тускло, земля ещё черна). Для передачи настроения воды используются в основном глаголы (быть, подниматься, падать, устать, заледенеть, утратить. ). В стихотворении автор использует контраст: бледные краски воды («усталая вода сияет тускло») и тёмное пятно покрывает фон стихотворения в самом конце («Но земля ещё черна»).
Данное стихотворение можно разделить на 3 части: в первой нарисована картина, когда вспоминаешь о «лице» воды, её характере, желании; во второй, наоборот, ждёшь чего-то нового, снега, новой поры.
Герой стихотворения представляется мне человеком, который обычно наблюдает за всем, одновременно чувствуя настроение, мысли того, за кем наблюдает, понимая его. Он во всём ищет лучшее, ожидает новое”.
(Нагапетян Лилит)

“В стихотворении Давида Самойлова царит тяжёлое, усталое настроение: «начинает уставать», «вода устала», «ей хочется утратить». Мне кажется, что слова «безлиственные прутья», «тяжелей свинца», «и уж не петь» — холодные. Они помогают автору более ярко выразить настроение и смысл этого стихотворения.
Стихотворение можно разделить на 2 части, потому что меняется время действия. В первой части всё только начинается («и начинает уставать вода») и ещё только будет («но предстоит ещё заледенеть»). А во второй части всё происходит сейчас, в данный момент. «Ну, а покуда. Торчат. Распутица кончается. »
Поэт даёт возможность увидеть пейзаж с помощью олицетворений («вода устала», «но предстоит ещё утратить чувства»), эпитетов («тяжелей свинца», «безлиственные прутья»). Автор часто повторяет слово «усталая». Оно даёт нам лучше почувствовать «нагруженность» этого стихотворения. Длина строф тоже имеет значение: в самой «тяжёлой» строфе больше всего строчек (8), а в самой короткой (5) есть немного, совсем чуть-чуть, но что-то радостное.
Лирический герой, вода, мне представляется дряхлой старушкой, которой всё надоело, которая устала от всего, даже от жизни. Она очень раздражительна”.
(Никитина Оля)

“В стихотворении Давида Самойлова говорится о конце осени и близости первого снега. Автор хочет передать неизбежность прихода зимы. В этом стихотворении царит скучное, молчаливое, грустное настроение. Это подчёркивает и отсутствие вопросительных и восклицательных знаков в конце предложений, а большое количество запятых словно замедляет события. В этом стихотворении много глаголов, которые не обозначают быстрых действий, они как бы тормозят события (большое количество глаголов в будущем времени, глаголы «устала, утратить, кончается, оставаться, торчат, заледенеть», прилагательные «безлиственные», «усталая», наречие «тускло»). Зима ещё не наступила — НО, НО, НО, НУ, А ПОКУДА.
В этом стихотворении много метафор и олицетворений: речь, песня воды, вода устала, небо тяжелей свинца. В стихотворении использована звукопись: слушая его, нельзя сказать, что оно звонкое и мелодичное.
Вода мне кажется усталым, ищущим смерти, дряхлым стариком, который хочет забыть прошлое и ожидает смерти. Но его утешает внучка”.
(Щёголев Ваня)

источник