Меню Рубрики

Анализ водоема сброс сточных вод

Сточные воды это отходы промышленных предприятий, а также выпавшие осадки на территорию организаций и продукты жизнедеятельности людей.

Все предприятия могут сбрасывать сточные воды в канализационные системы, либо в водоёмы, только при наличии соответственного разрешения. Оно выдаётся органами местного управления по месту расположения предприятия. Также необходимо заключить договор с Водоканалом на приём сточных вод.

Обязателен контроль со стороны организации, которая и осуществляет водоотведение. Прежде всего, проверяется состав на загрязняющие вещества, а также различные микроорганизмы. Идёт сверка с данными декларации, которую предоставляет каждое предприятие по наличию вредных веществ.

Работа по контролю включает в себя несколько пунктов:

  • Отбор на предприятии стоков.
  • Проведение анализа.

Все плановые работы по контролю (отбору) стоков проводится не чаще 1 раза в три месяца, но не реже 1 раза в год. Но в некоторых случаях может проводиться внеплановая проверка, если обнаружены:

  • Несоответствия с данными внесёнными в декларацию о составе и содержанию, а также выявлены запрещённые вещества.
  • Возникновение аварии, нарушения всей системы водоотведения.
  • Если выявлены нарушения при сбросе, в том числе без применения очистительных систем.
  • Если в ходе проверок были обнаружены нарушения, которые было предписано устранить.

Если стоки предприятий имеют специфические загрязнения, то их сброс ограничивается следующими требованиями: они не должны пагубно влиять на работу сетей, а также на материал труб (не откладываться на стенках) и всех очистительных сооружений.

В составе должно быть не более 500 мг/л взвешенных и всплывающих веществ. Температура не должна быть выше 40 градусов, а РН должен быть нейтральным 6,5 и не превышать 9.

Ни в коем случае не должны сбрасываться воды, имеющие в составе вещества, которые могут образовывать взрывоопасные смеси, ядовитые газы, а также вредные примеси, мешающие биологической очистке стоков. Если стоки имеют вредные вещества, то они предварительно в обязательном порядке должны очищаться.

Допустимые нормы (вещества, не указанные в таблице, сбрасывать запрещено).

Название вещества Допустимая концентрация (мг/л)
Взвешенные вещества 134,17
Хлориды 5302,85
Сульфаты 3303,5
Нефтепродукты 0,47
Фенолы 0,0047
Алкилсульфаты 6,107
Алкинсульфанаты 6,48
Хром 3 вал. 9,28
Хром 6 вал. 0,704
Никель 1,03
Цинк 18,75
Железо 3,10
Нитраты 36,94
Капролактам 5,67
Биохимическое потребл. кислор. 1007,34
Растворённый кислород 46,07

Если вблизи организации или предприятия нет никаких водоёмов, то остаётся сбрасывать сточные воды на рельеф. Они должны быть очищенными, сброс неочищенных стоков на рельеф запрещён. Нужно получить соответствующее разрешение, проводить обязательное обеззараживание. В данном случае необходимо с органами местного управления и Роспотребнадзором согласовать точку, куда будет производиться выброс, вне зависимости от того, насколько будут очищены стоки. После очищения вода должна соответствовать ГОСТу. Допустимые нормы и качество стоков в данном случае, приравниваются к нормам сброса в водоёмы.

Для того чтобы узнать объём сбросов на рельеф, нужно провести следующие мероприятия:

  • Обязательный приезд специалистов на место.
  • Взятие проб.
  • Их консервация.
  • Правильное оформление документов.
  • Проведение анализа взятых проб.
  • Выдача документа, в котором подробно будет описан количественные показатели всех химических веществ.
  • Определение объёма производимых сбросов.

Допустим при условии соблюдение всех гигиенических требований. Обязательно получение разрешения, проведение контрольных заборов на качество воды, а также сбрасываемых объёмов. Предъявляемые требования будут напрямую зависеть от водоёма и его использования. Запрещается любой сброс на территории хозяйств бытового водоснабжения, а также рыбоохранной зоны, заповедных зон и т.д.

Существуют запреты по сбросу воды, которая:

  • Может быть использовано повторно, после соответствующей очистки, либо для других городских нужд.
  • Содержат бактерии вирусных и бактериальных, паразитарных заболеваний.
  • Содержат вещества, которые не имеют норм по допустимой концентрации.
  • Имеет в своём составе недопустимые чрезмерно опасные вещества.

Для того чтобы спустить уже очищенную воду в водоёмы применяют несколько выпусков: береговые и русловые. Береговые также можно разделить на две группы: затопленные и незатопленные. Для затопленных выпусков делают специальные колодцы, которые имеют выход в водоём. Соответственно незатопленные выпуски это сооружения, которые соединяют потоки под определённым углом.

Русловые выпуски обычно находятся на некотором расстоянии от береговой зоны. Их также можно подразделить: сосредоточенные и рассеивающие, а также эжекторные. На выбор метода влияет:

  • Требования санитарных служб.
  • Необходимостью разбавления стоков.
  • От уровня воды в колодце.
  • От уровня воды самого водоёма.

Сосредоточенные выпуски необходимы в основном для разбавления основного стока воды (подача воды из водоёма насосами), либо по следованию основного потока будет подаваться вода до определённой отметки, где уровень загрязняющих веществ будет соответствовать нормам.

Если необходимо произвести сброс в реку, необходимо применить рассеивающий выпуск. При плотности воды в стоке большей, чем в водоёме, необходимо применить высоконапорные распределители.

Глубоководный вид выпуска может обеспечить сброс большого объёма. Он позволит отнести точку выбраса далеко от берега.

На видео ниже приведен пример выпуска воды в реку Дойбица:

Сброс неочищенных стоков категорически запрещён. Предприятия должны иметь локальные очистительные сооружения. Все стоки должны пройти очистку, она может быть сделана различными методами.

Биологическая состоит из физического и биологического очищения водоёмов. Существуют несколько очистительных систем: аэротенки, биологические фильтры, специальные пруды. Основная задача — полностью удалить органические вещества, все фосфорно-азотные соединения.

Механическая очистка включает в себя удаление всех механических примесей через фильтрацию и отстаивание. Для того чтобы уловить грубодисперсные частицы, на очистительные сооружения устанавливают специальные сита и отстойники, всё это позволяет вывести более 60% нерастворимых веществ и примесей.

Если выбран способ физико-химический, то сточные воды очищаются реагентами, которые после вступления в реакцию с примесями, вызывает осадок, который не растворяется.

Химический метод позволяет очистить на 90%, а также он позволяет выделить все тонкодисперсные микрочастицы.

После очистительных мероприятий стоки должны соответствовать установлено-допустимым нормам.

Все предприятия, в том числе и промышленные, обязаны получить разрешение на сброс сточных вод. Для только что открывшегося предприятия необходимо получить в Водоканале разрешение, которое выдаётся на основании согласования. Если предприятие действующее, то у него должен быть паспорт водного хозяйства. В данном документе должны быть указанны объёмы стоков, а также их нормы, это относится к сбросу в канализацию.

Для того чтобы получить разрешение на сброс вод в водоёмы, необходимо получить:

  • Разрешение организации, которая занимается природными водными ресурсами, в каждом субъекте имеются данные органы. Она вправе приостановить действие такого разрешения, а также может вновь его возобновить.
  • Разрешение от организации по охране окружающей среды, на территории которой находится само предприятие.

Для его получения необходимо написать заявление, в котором нужно указать: реквизиты, а также госрегистрацию; местонахождение трубопровода для стока; максимальную норму сброса; расход сточных вод за год.

Разрешение может быть выдано, либо будет отказано в его получении с обязательным указанием причины. Они выдаются по инструкции, которая включает в себя все нормы отходов, которые могут находиться в сточных водах. Именно в данной инструкции указаны лимиты сброса вод, они определяются по мощности и объёмам работ данного предприятия.

Для того чтобы получить разрешение на сброс необходимо представить документы и акты:

  • Акт по приёмке работ, связанных с возведением колодцев.
  • Акт, в котором принимается трубопровод.
  • Акт, в котором принят фундамент и его изоляция.
  • Имеющиеся документы на материалы, оборудование, которые были использованы при работах.
  • Акты испытаний бетонных конструкций, а также трубопровода, испытаний сварных швов.
  • Чертежи всей канализационной системы.
  • Акты приёмки канализационной и очистительной системы.
  • Выявление факты отступления от проекта, а также, если есть изменения.
  • Справка, в которой должны быть указанны адрес предприятия, а также номер по реестру.

С предприятием Водоканал заключается договор. В случае не заключения данного соглашения и использованием, как централизованной водой, так и канализационными стоками, может быть наложен на предприятие штраф.

Понравилась статья? Следите за обновлениями в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Twitter, Google+ или подпишись на рассылку!

источник

Сообщение Татьяна Ш. » 17 мар 2009, 01:33

Сообщение jeny » 17 мар 2009, 01:33

Сообщение vlv811 » 17 мар 2009, 01:34

Сообщение Mirabella » 17 мар 2009, 01:34

Сообщение mont-blanc » 17 мар 2009, 01:34

Сообщение RFNZ » 17 мар 2009, 01:34

Сообщение ilmira » 17 мар 2009, 01:34

Сообщение Nikafriend » 14 апр 2010, 15:34

Сообщение ГлебыЧ » 15 апр 2010, 08:40

Проект НДС нужен и разрабатывается для получения разрешения на сброс в окружающую среду. В том случае, если имеется сброс в окружающую среду.
Ваш сброс — в существующую сеть, имеющую собственные очистные сооружения. В качестве разрешающей документации используется договор с владельцем сети.
Платежи за загрязнения ОС не платятся, вместо них — плата по договору. Если сеть не имеет собственных ОС, то НДС разрабатывается конечно.
Требование экспертизы неправомерно. Пусть его правомерность пытаются доказать они. У них и приказ Росстроя есть — каждое замечание должно содержать ссылку на пункт РД. Если этого не делают, пишите официальное письмо с просьбой дать разьяснения.

Р.С.: Скорее всего, это неопытный эксперт чудит. Таких учить надо, в хорошем смысле.

Сообщение К_Татьяна » 16 апр 2010, 08:33

Здравствуйте, уважаемые экологи! Прошу вашей помощи в следующем вопросе.

Планирую строительство Индивидуального жилого дома, площадью 60 кв.м. Земельный участок (ИЖС) находится в водоохранной зоне реки Кума (Ставропольский край). В выдаче.

Да вообще, наверное, пример неудачный. Посмотрел на сайте ООПТ России, там это природный парк.
Но вот Ваш пример удачный — река Яуза — водный объект, который находится в границах национального парка Лосиный остров.

Форум «Форум для экологов» является общедоступным для всех зарегистрированных пользователей и осуществляет свою деятельность с соблюдением действующего законодательства РФ.
Администрация форума не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на форуме «Форум для экологов» информацию.
Вместе с тем, Администрация форума резко отрицательно относится к нарушению авторских прав на территории «Форум для экологов».
Поэтому, если Вы являетесь обладателем исключительных имущественных прав, включая:

— исключительное право на воспроизведение;
— исключительное право на распространение;
— исключительное право на публичный показ;
— исключительное право на доведение до всеобщего сведения

и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного форума, мы просим незамедлительно сообщать нам по электронной почте.
Ваше сообщение в обязательном порядке будет рассмотрено. Вам поступит сообщение о результатах проведенных действий, относительно предполагаемого нарушения исключительных прав.
При получении Вашего сообщения с корректно и максимально полно заполненными данными жалоба будет рассмотрена в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.

ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.

источник

Очищенные на станциях аэрации сточные воды из-за неполноты очистки требуют разбавления чистой водой, причём кратность разбавления определяется в основном остаточным содержанием веществ, не полностью разрушенных в процессе очистки. По мере роста водопотребления положение с разбавлением очищенных сточных вод будет очень напряжённым. В городах и районах с дефицитными водными источниками придётся применять более совершенные методы очистки сточных вод, или подавать воду для разбавления из другой речной системы.

В таких условиях большое значение приобретает внедрение на предприятиях оборотного водоснабжения, повторное использование очищенных сточных вод и рационализация технологии производства в направлении снижения водопотребления, количества и концентрации сточных вод.

Правилами охраны поверхностных вод от загрязнений сточными водами установлены нормы качества воды по основным санитарным показателям для водоёмов двух видов водопользования:

— к первому виду относятся участки водоёмов, используемые в качестве источников централизованного или нецентрализованного питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности;

— ко второму виду относятся участки водоёмов, используемые для спорта, купания и отдыха населения, а также водоёмы в черте населённых пунктов.

Ближайшие к месту выпуска сточных вод пункты водопользования на водоёмах первого и второго вида устанавливаются органами Государственного надзора с учётом перспектив использования водоёма. Состав и свойства воды должны соответствовать нормативам воды в створе, расположенном на проточных водоёмах в 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования, а на непроточных водоёмах – озёрах и водохранилищах – в 1 км в обе стороны от пункта водопользования.

При спуске сточных вод в черте города (или любого населённого пункта) первым пунктом водопользования является этот город или населённый пункт. В этих случаях требования к составу и свойствам воды водоёма нужно относить и к сточным водам, так как нельзя рассчитывать практически на разбавление и самоочищение.

К основным нормативам качества воды относятся следующие:

Содержание взвешенных веществ в воде после спуска сточных вод не должно увеличиваться больше, чем на 0,25 мг/л для водоёма первого вида и на 0,75 мг/л для водоёма второго вида. Для водоёмов, содержащих в межень более 30 мг/л природных минеральных взвесей, допускается увеличение концентрации взвешенных веществ в воде до 5%.

На поверхности водоема не должно быть плавающих плёнок, пятен минеральных масел и скопления других примесей.

Вода не должна приобретать запахов и привкусов интенсивностью более 2 баллов, обнаруживаемых в водоёмах первого вида непосредственно или при хлорировании и в водоёмах второго вида непосредственно

Окраска не должна обнаруживаться в столбике воды высотой 20 и 10 см для водоёмов первого и второго видов.

Летняя температура воды в результате спуска сточных вод не должна повышаться более чем на 3 о С.

(рН) воды водоёма после смешения со сточными водами не должна выходить за пределы 6,5-8,5.

Для водоёмов первого вида не должен превышать по плотному остатку 1000 мг/л, в том числе хлоридов – 350 мг/л и сульфатов 500 мг/л; для водоёмов второго вида минеральный состав нормируется по показателю «Привкусы».

В воде водоёма после смещения со сточными водами количество растворённого кислорода не должно быть менее 4 мг/л в любой период года в пробе, взятой до 12 часов дня.

· Биохимическая потребность в кислороде.

Полная потребность воды в кислороде при 20 о С не должна превышать 3 и 6 мг/л для водоёмов первого и второго видов.

Читайте также:  Анализ дистиллированной воды в ростове

Возбудители заболеваний не должны содержаться в воде. Методы предварительной очистки и обеззараживания сточных вод согласовываются в каждом отдельном случае с органами Государственного санитарного надзора.

Не должны находиться в концентрациях, которые могут оказать прямое или косвенное вредное действие на здоровье людей.

Нормативные качества воды для водоёмов рыбохозяйственного значения устанавливают применительно к двум видам их использования:

— Водоёмы, используемые для воспроизводства и сохранения ценных сортов рыбы;

— Водоёмы, используемые для всех других рыбохозяйственных целей.

Вид водоёма определяется органами Рыбоохраны с учётом перспективного развития рыбного хозяйства. Нормативы состава и свойства воды в зависимости от местных условий могут относиться или к району выпуска сточных вод при осуществлении их быстрого смещения с водой водоёма, или к районам ниже спуска сточных вод с учётом возможной степени их смещения и разбавления в водоёме от места выпуска до ближайшей границы рыбохозяйственного участка водоёма. На участках массового нереста и нагула рыб спуск сточных вод не разрешается.

При выпуске сточных вод в рыбохозяйственные водоёмы к составу и свойствам воды предъявляются более высокие требования по сравнению с изложенными выше.

Растворённый кислород. В зимний период количество растворенного кислорода не должно быть ниже 6 и 4 мг/л для водоемов соответственно первого и второго видов; в летний период во всех водоёмах – не ниже 6 мг/л в пробе, взятой до 12 часов дня.

Биохимическая потребность в кислороде. Величина БПК5 при 20 о С не должна превышать 2 мг/л в водоёмах обоих видов. Если содержание кислорода в зимний период ниже на 40% нормального насыщения, то допускается сброс только тех сточных вод, которые не изменяют БПК воды водоёма.

Если в зимний период содержание растворённого кислорода в воде водоёма первого вида снижается до 6 мг/л, а в водоёме второго вида – до 4 мг/л, то можно допустить сброс в них только тех сточных вод, которые не изменяют БПК воды.

Ядовитые вещества. Не должны содержаться в концентрациях, прямо или косвенно влияющих на рыб и организмы, служащие кормом для рыб.

Величина предельно допустимых концентраций каждого вещества, входящего в комплекс с одинаково лимитирующими показателями вредности, должна быть уменьшена во столько раз, сколько вредных веществ предполагается спустить в водоём.

Выполнение требований Правил охраны водоёмов возможно только в том случае, если со сточными водами поступает строго определённое количество загрязнений, соответствующее самоочищающей способности водоёма.

Необходимое уменьшение в сточных водах загрязнений для приведения их количества в соответствие с требованиями к составу и свойствам воды в расчётном пункте водопользования можно производить любым проверенным на практике методом очистки и обезвреживания сточных вод.

Улучшение качества воды и восстановление ее чистоты происходит под влиянием разбавления (перемешивания загрязнённой струи со всей массой воды) и минерализации органических веществ с отмиранием внесённых в реку чуждых ей бактерий – собственно самоочищения.

Учёт процессов естественного самоочищения водоёмов от поступивших в них загрязнений возможен, если этот процесс ярко выражен и закономерности его развития во времени достаточно изучены.

Для производственных сточных вод, содержащих разнообразные специфические загрязнения, зачастую с неустановленным режимом распада, основным способом очистки остаётся разбавление, протекающее наиболее быстро и полно в проточных водоёмах. Превращение рек в каскады водохранилищ с изменённым гидрологическим режимом делает необходимым применение более эффективных способов очистки сточных вод для уменьшения количества загрязнений, вносимых в водоёмы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9265 — | 7276 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Если на участке недостаточно места для строительства очистного сооружения автономной канализации или уровень грунтовых вод не позволяет их соорудить, приходится решать проблему иным путём. Как правило, в этом случае сброс сточных вод осуществляется на пониженную территорию, находящуюся недалеко от дома, в водоемы или в дренажную канаву. Однако для выполнения такого отведения стоков нужно получить разрешение в соответствующих органах, а для этого необходимо разработать проект. Для его выполнения по всем правилам следует знать нормы для сброса стоков. Так, строжайше запрещено сливать на рельеф или в водоемы стоки, которые содержат бактериальные и органические загрязнители, соединения фосфора и азота. Все эти вещества могут нанести серьёзный вред санитарному и экологическому состоянию региона.

Конечно, вы можете использовать типовой проект для получения разрешения на сброс. Но в любом случае вам полезно будет знать нормы сброса стоков в водоемы и на рельеф:

  1. Сброс сточных вод должен выполняться на определённом расстоянии от жилых домов на соседних участках и оголовка скважины. Так, вы защитите соседей от неприятного запаха стоков. В противном случае дело может закончиться судебным разбирательством.
  2. Перед сбросом стоков они должны пройти предварительную очистку в аэробном реакторе, который должен быть в состоянии переработать именно такое количество сточных вод, которое образуется от конкретного дома. Могут использоваться и другие виды очистных сооружений (метантенки, аэротенки, септики и т.п.).
  3. Если используемый тип очистного сооружения обладает производительностью не больше 700 кубометров стоков в сутки, то вокруг места сброса делается охранная зона с радиусом не меньше 50 м. Это должно быть указано в проекте.
  4. Сброс очищенных сточных вод на рельеф или в водоем должен выполняться из утеплённой трубы. Также важен уклон оголовка, то есть конец трубопровода должен находиться выше дренажной канавы или водоема для предотвращения обледенения выходного отверстия.
  5. Обычно отведение очищенных стоков выполняется самотёком. Если организовать такой слив невозможно, используется дренажный насос.

Обычно используется общий проект сброса сточных вод на рельеф. При этом промышленные и бытовые стоки должны пройти процесс предварительной очистки в специальном очистном сооружении. Обычно используется две метода очистки:

Существуют разные виды стоков: бытовые, промышленные и поверхностные (ливневые). В зависимости от типа сточных вод предъявляются определённые требования к степени их очистки перед сбросом на рельеф или в водоем.

Как правило, поверхностные сточные воды подвергаются только механической очистке, а их сброс осуществляется в определённую точку. При разработке проекта должны учитываться нормативы на предельную концентрацию тех или иных загрязняющих веществ в очищенных водах. Эти нормы действуют как при сбросе на рельеф, так и при сливе в водоемы.

Важно: нормы для поверхностных стоков устанавливаются в зависимости от условий приёма вод в конкретном приёмнике.

Другие типы сточных вод (бытовые и промышленные) обязательно помимо механической очистки должны пройти стадию биологического очищения. При выполнении проекта необходимо определить объём сбрасываемых стоков. Для этого нужно пройти процедуру производственно-экологического контроля, в которую входят следующие мероприятия:

  1. Для начала на объект нужно вызвать специалиста.
  2. Он должен взять и законсервировать пробы сточных вод.
  3. Заполняется необходимая документация.
  4. Проводится анализ взятых проб.
  5. По результатам анализов составляет протокол, в котором указывается химический состав стоков, а также количественные показатели. Подготовленный протокол выдаётся заказчику.
  6. В заключение определяются объёмы сточных вод.

Важно: предварительно необходимо согласовать с Роспотребнадзором или органами местного управления точку слива очищенных вод. Сброс неочищенных стоков строго запрещён. Перед этим должно обязательно выполняться обеззараживание.

Проект сброса стоков в водоемы предусматривает обязательное получение соответствующего разрешения и выполнение контрольных заборов для определения качества воды. Также нужно знать объёмы сбрасываемых стоков.

Требования, которые предъявляются к стокам, сливаемым в водоем, зависят от его назначения и разновидности. Определённые виды стоков (бытовые и промышленные) строжайше запрещено сбрасывать в водоёмы на территории хозяйств, которые обслуживают нужды бытового водоснабжения, в рыбоохранной зоне, а также на территории заповедников.

Выпуск сточных вод в водные объекты запрещён в таком случае:

  • Если очищенная вода может быть использована для других технических нужд или полива.
  • Стоки, содержащие вирусы, болезнетворные бактерии и паразиты.
  • Если после очистки в воде присутствуют не нормируемые по концентрации вещества.
  • При превышении количественных показателей по тем или иным компонентам в составе воды.

Для всех предприятий существуют определённые условия сброса сточных вод, которые они должны соблюдать. Организация должна выполнять регулярный контроль состава стоков на загрязняющие компоненты и наличие различных микроорганизмов. После этого выполняется сверка с данными, которые оговорены в декларации.

Важно: регулярные проверки по контролю состава стоков обычно проводятся не чаще раза в три месяца, но не реже одного раза в год.

Однако может выполняться и внеплановая проверка. Основания для её проведения следующие:

  1. Если в составе стоков обнаружены запрещённые вещества.
  2. Несоответствие данных, полученных в ходе плановой проверки, тем нормам, которые оговорены в декларации.
  3. Аварийные ситуации в системе водоотведения.
  4. Сброс без выполнения очистительных мероприятий или обнаружение нарушений в ходе выполнения очистных процедур.
  5. Если ранее были даны рекомендации по устранению выявленного нарушения.

Требования к очищенным сточным водам от предприятий:

  1. В их составе не должно быть более 500 мг на литр взвешенных примесей.
  2. Температура стоков не должна превышать 40°С.
  3. Кислотность среды должна быть нейтральной – в пределах 6,5-9.
  4. В составе стоков не должно быть взрывоопасных смесей, вредных примесей, мешающих процессу биологической очистки, ядовитых газов.

Чтобы слить очищенные воды в водоём, используется одни из двух видов выпуска:

Береговой выпуск в свою очередь делится на затопленный и незатопленный. Для первой разновидности выпуска делается специальный колодец, имеющий выход в водоём. Незатопленные выпуски позволяют объединять потоки под определённым углом.

Русловой выпуск обычно находится на некотором удалении от береговой зоны. Он делится на три типа:

На выбор той или иной разновидности влияют следующие факторы:

  • Требования, которые предъявляют санитарные службы по очистке стоков перед их сбросом в водоём.
  • Необходимость выполнения разбавления сточных вод.
  • Также определённое влияние оказывает уровень воды в колодце.
  • Расположение водного зеркала водоёма.

Сосредоточенный выпуск обычно используется когда, необходимо разбавить основной сток водой, подаваемой из водоёма при помощи насосного оборудования. Также вода может подаваться по течению основного потока до определённого уровня, пока концентрация загрязняющих веществ не будет соответствовать нормам.

Рассеивающий выпуск используется, если нужно выполнить сброс в реку. Если плотность воды в потоке выше, чем в водном объекте, используются высоконапорные распылители.

Если необходимо произвести сброс больших объёмов воды, используется глубоководный выпуск. Его использование помогает отнести точку сброса подальше от береговой линии.

Для выдачи разрешения на сброс воды в водоёмы нужно получить следующие документы:

  1. Разрешение от органов, занимающихся природными водными объектами.
  2. Разрешение от организаций, отвечающих за охрану окружающей среды на территории, где планируется произвести сброс.

Также вам нужно представить следующие документы:

  • Акт о приёмке работ по возведению колодцев.
  • Акт о приёмке канализационного трубопровода.
  • Такой же документ на приёмку фундамента и выполнения его изоляции.
  • Чертежи канализационной системы.
  • Документы, подтверждающие проведение испытаний сварных швов и бетонных конструкций.

Помогите нам стать лучше, оцените подачу материала и труд автора

источник

Ежегодно количество воды, используемое человеком в бытовой и хозяйственной деятельности, растет. Соответственно увеличивается и количество загрязненных стоков, которые должны быть отведены от места проживания и жизнедеятельности людей. Природоохранное законодательство Российской Федерации строго запрещает сброс сточных вод без разработки соответствующего проекта и получения разрешения от государственных органов. Эта мера обеспечивает защиту окружающей среды, а также жизни и здоровья населения от вредного воздействия загрязняющих веществ.

Сброс сточных вод – это отведение загрязненной в результате бытовой, хозяйственной или промышленной деятельности человека, воды от места деятельности людей. Сброс сточных вод может производиться в канализационные системы, в водоемы различного назначения и непосредственно на рельеф. При этом, естественно, страдает экология, что недопустимо в соответствии с природоохранным законодательством нашей страны.

В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Водным кодексом РФ № 74-ФЗ, перед организацией сброса сточных вод в окружающую среду, должен быть проведен комплекс мер по их очищению и контролю химического состава. Законный сброс может проводиться только в том случае, если концентрация опасных химических веществ в воде не превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами государства. Для контроля этих показателей и недопущения загрязнения водоемов и рельефа, для официального сброса сточных вод необходимо обязательно получить соответствующее разрешение в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Оформление разрешения на сброс сточных вод – необходимая мера в процессе разработки проектной документации для любого объекта, деятельность которого связана с негативным воздействием на окружающую природную среду (промышленные предприятия, сельскохозяйственные организации и т.д.). Даже для объектов жилищного строительства предусмотрена необходимость согласования точки сброса с Росприроднадзором.

Меры по необходимости получения разрешительной документации на сброс сточных вод направлены на сохранение экологического благополучия региона и защиту жизни и здоровья населения. Достигается эта цель путем запрета на сброс неочищенных сточных вод и требований по установке и применению очистительных сооружений.

Для решения природоохранной задачи, все сточные воды делят на три группы:

  • бытовые;
  • промышленные;
  • поверхностные (ливневые).

Добиться полного устранения или снижения негативного воздействия сточных вод на окружающую среду, можно посредством механического и биологического очищения воды перед отводом. Меры очищения должны разрабатываться индивидуально, в зависимости от типа сточных вод, концентрации загрязняющих веществ и особенностей точки сброса.

Изначально, право граждан на проживание в благоприятной экологической среде, устанавливается Конституцией РФ. Конкретные нормы и правила по вопросам сохранения экологии определяются Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Сброс сточных вод регламентируется отдельным сводом законов — Водным кодексом РФ. Важнейшим нормативно-документальным актом, определяющим порядок получения разрешения на сброс сточных вод, является Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2.

В соответствии с перечисленными выше законодательными актами, можно выделить ряд норм и правил, выполнение которых обязательно для законного сброса сточных вод в окружающую среду:

  • Производить сброс сточных вод можно только на определенном расстоянии от жилых домов и объектов общественного пользования. Эта норма направлена не только на защиту жизни и здоровья населения, но и на предотвращение распространения неприятного запаха в местах жизни и работы людей.
  • Стоки могут быть сброшены в канализацию, водоем или на рельеф только после прохождения через фильтр, мощность, конструкция и тип которого определяется уровнем загрязнения сточных вод. Для жилых домов обычно достаточно прохождения сточных вод через аэробный реактор, что позволяет получить воду, с концентрацией загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Для промышленных предприятий используются более мощные очистительные сооружения, многоуровневой механической и биологической системы очистки воды (метантенки, аэротенки, септики и т.п.).
  • Если очистные сооружения обладают высокой мощностью, для их установки требуется разработка соответствующего проекта с расчетом санитарно-защитной зоны, размер которой достигает 50 метров. В этой зоне не запрещено жилое строительство и размещать объекты общественного пользования.
  • Отведение сточных вод должно проводиться посредством утепленной трубы. Также определенные требования предъявляются к параметрам уклона оголовка – конец трубы должен обязательно располагаться выше локализации дренажной канавы.
  • Приоритетным способом отведения сточных вод считается ее слив самотеком. Если реализовать такую технологию отведения воды на деле невозможно, необходимо использовать дренажный насос.
Читайте также:  Анализ для определение нефти в воде

В соответствии с действующим законодательством сточные воды от жилых домовладений, коммерческих предприятий, промышленных и сельскохозяйственных объектов может отводиться либо в канализационную систему, либо непосредственно в окружающую среду.

  • Сброс сточных вод в канализацию. Приоритетный способ отведения сточных вод в городских условиях — сброс в центральную или локальную канализационную систему. Главное преимущество этого способа – канализация оснащена всеми очистительными системами и эффективно выполняет функцию сбора и транспортировки большого объема сточных вод. При этом перед сбросом стоков в канализационную систему, их также очищают до установленных законом уровней загрязнения.
  • Сброс сточных вод на рельеф. Если отведение сточных вод в канализационную систему невозможно, сброс может быть организован непосредственно на рельеф. Особенно часто такая система отвода применяется для ливневых вод, которые перед сбросом достаточно очистить механическим способом. Если речь идет о бытовых и промышленных стоках, производить их сброс на рельеф допускается только после согласования конкретной точки сброса с территориальными органами Росприроднадзора. Бытовые и промышленные стоки перед отводом на рельеф обязательно должны пройти механическое и биологическое очищение и лабораторное исследование образцов. Сброс на рельеф допускается только после официального подтверждения того факта, что концентрация загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Это необходимо в рамках защиты экологического состояния почвы и водных резервуаров.
  • Сброс сточных вод в водоемы. В современных условиях, промышленными предприятиями очень часто используется способ сброса сточных вод в близлежащие водоемы. Для осуществления этого метода может использоваться береговой и русловой способ сброса сточных вод. Для получения разрешения на сброс сточных вод в водоем необходимо разработать подробный проект, который направляется на дальнейшее согласование и утверждение в органы Росприроднадзора. Комиссия при этом оценивает не только уровень загрязнения стоков, но и назначение конкретного водоема для сброса. Категорически недопустим отвод сточных вод в водоемы, вода из которых используется для технических нужд, полива сельскохозяйственных угодий и бытовых нужд. Также нельзя сбрасывать в водоемы стоки, содержащие болезнетворные бактерии и паразитов.

Получение разрешения на сброс сточных вод предполагает последовательное проведение таких этапов:

  1. Этап №1 – Привлечение специалистов и проведение исследований. Для получения разрешения на сброс сточных вод, в первую очередь необходимо привлечь компетентных сотрудников аккредитованной лаборатории, которые произведут заборы образцов сточных вод, законсервируют их и проведут необходимые лабораторные исследования. По результатам этих исследований заказчику выдается протокол с таблицей по содержанию загрязняющих веществ в образцах. При этом на анализ стоки должны поступать после прохождения очистительных сооружений и установок. Если по результатам исследований концентрация вредоносных химических примесей ниже предельно допустимых уровней, указанных в нормативах, заказчик может рассчитывать на положительное решение Росприроднадзора по выдаче разрешения на сброс. Также на этом этапе оценивается количество стоков, подлежащих отведению от объекта за определенную единицу времени.
  2. Этап №2 – Разработка плана мероприятий по снижению концентрации загрязняющих веществ в стоках и уменьшению их объемов. Далее составляется список мероприятий, которые могут быть реализованы заказчиком с целью снижения негативного воздействия стоков на окружающую среду. Сюда могут входить и технологии модернизации очистных систем, и технологическое совершенствование технологий работы объекта.
  3. Этап №3 –Согласование точки сброса сточных вод с органамиРосприроднадзора. Далее необходимо обратиться в территориальное отделение Росприроднадзора для определения оптимальной точки сброса сточных вод. Для получения согласования в эти органы необходимо предоставить протоколы исследований стоков, схемы отвода и разработанный ранее перечень мероприятий по снижению загрязняющего действия сточных вод.
  4. Этап №4 –Составление отчета о выполнении разработанного природоохранного плана. На основании реализации разработанных ранее мер по снижению негативного воздействия стоков на окружающую среду, составляется соответствующий отчет.
  5. Этап №5 –Обращение в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения. Все документы, собранные на предыдущих этапах, совместно с заявлением, подаются в Федеральную службу по экологическому надзору, на которую возложены функции по выдаче разрешения на сброс сточных вод.

Специалисты компании «Экобезопасность» возьмут на себя все хлопоты по разработке и согласованию проекта отведения стоков, и получению разрешения на сброс сточных вод. Наши услуги предполагают проведение такого комплекса мероприятий.

Мероприятия Описание
Анализ деятельности объекта сброса и инвентаризация документации Свою работу наши сотрудники начинают с комплексного анализа процесса образования стоков и изучения всей имеющейся технологической документации. Это позволяет максимально грамотно составить документальные подтверждения безопасности сброса сточных вод для окружающей среды.
Организация лабораторных исследований Далее наши сотрудники привлекут компетентных специалистов для забора и консервации образцов стоков, с дальнейшим проведением лабораторных исследований. Дальнейшие действия специалистов компании «Экобезопасность» полностью определяются полученными результатами лабораторных исследований образцов.
Разработка и реализация плана по снижению загрязненности стоков Если проведенные исследования показали, что концентрация вредных химических веществ в стоках превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами, специалисты разрабатывают план снижения токсичности. На этом этапе наши сотрудники предлагают заказчику варианты технологической модернизации или установки необходимых очистительных приборов. Это позволяет довести загрязненность сточных вод до приемлемой и безопасной границы.
Согласование точки сброса сточных вод Если исследования показывают, что концентрация загрязнений в стоках соответствует предельно допустимой, сотрудники «Экобезопасность» грамотно оформят всю необходимую документацию, обратятся в территориальное отделение Росприроднадзора и согласуют точку сброса сточных вод.
Получение разрешения на сброс сточных вод в Федеральной службе по экологическому надзору По результатам согласования с территориальными органами Росприроднадзора наши специалисты оформят все необходимые документы для обращения в Федеральную службу по экологическому надзору и получения соответствующего разрешения на сброс сточных вод.

Стоимость услуги по согласованию точки сброса сточных вод в канализацию, водоем или непосредственно на рельеф и получения разрешения на сброс в нашей компании составляет _________ (нет данных). В эту цену входят следующие преимущества сотрудничества с нашей компанией:

  • профессионализм и грамотность наших специалистов в области природоохранного законодательства;
  • кратчайшие сроки выполнения всего спектра услуг;
  • привлечение компетентных специалистов, работающих в аккредитованных государством лабораториях;
  • большой опыт работы в области разработки и реализации природоохранных мероприятий, направленных на снижение загрязненности сточных вод;
  • низкие цены на профессиональные услуги.

Подготовка документов для получения разрешения на сброс сточных вод в нашей компании занимает от 10 дней. При этом на рассмотрение и выдачу разрешения Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору законодательно предоставляется срок до 30 рабочих дней.

При оформлении разрешения на сброс сточных вод в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо предоставить такой перечень документальных свидетельств:

  • заявление по установленной форме;
  • согласование точки сброса стоков с органами Росприроднадзора;
  • план снижения сбросов сточных вод;
  • отчет о выполнении плана, с приложением протоколов лабораторных исследований;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.

Отведение сточных вод от жилых домовладений – процесс несложный и обычно быстро решаемый. Значительно более сложная и длительная процедура – получение разрешения на сброс большого количества сточных вод, образующихся на промышленном предприятии. С целью предотвращения аварийных ситуаций и нарушения природоохранного законодательства, после получения разрешения на сброс сточных вод, надзорные органы обязаны проводить регулярные проверки. Такие проверки проводятся не чаще одного раза в три месяца и не реже одного раза в год.

Основанием для внеплановой проверки может служить аварийная ситуация на предприятии, выявление фактов сброса сточных вод в окружающую среду без предварительного очищения и наличие в составе стоков запрещенных веществ. Также особенное внимание надзорных служб привлекают предприятия, которые ранее получали рекомендации и предписания по изменению режима сброса стоков.

Нарушение природоохранного законодательства в области сброса сточных вод, наказывается статьями 8.13 и 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях — «Нарушение правил охраны водных объектов». В соответствии с этими статьями нарушителю грозит штраф в размере от 500 рублей до 1 тысячи для граждан, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц и от 80 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

Компания «Экобезопасность» — ваш надежный помощник в сфере соблюдения норм природоохранного законодательства и грамотного оформления разрешения на сброс сточных вод.

источник

Информация из ПСС «Техэксперт: Экология»

Куда предприятию сбрасывать очищенные сточные воды, при отсутствии вблизи водного объекта?
На водосборную площадь сбрасывать нельзя, до водного объекта несколько километров.
Можно ли выкопать на своей территории пруд-накопитель/испаритель или пожарный водоем и сбрасывать очищенный ливневые сточные воды в него?

Какие требования при таком варианте нам нужно соблюдать? Какие еще есть варианты?

В данном случае осуществлять сброс очищенных сточных вод можно с использованием локальных гидротехнических сооружений (пруд-накопитель/испаритель).
Да, можно выкопать на своей территории пруд-накопитель/испаритель или пожарный водоем и сбрасывать очищенные ливневые сточные воды в пруд-накопитель или пожарный водоем. Требования и варианты решения приведены в обосновании.

Согласно ст.1 Водного кодекса РФ (далее — ВК РФ):

  • водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
  • водный режим — изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;
  • сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от (п.2 ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ)):

  • водной и ветровой эрозии,
  • селей,
  • подтопления,
  • заболачивания,
  • вторичного засоления, иссушения.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается (ч.6 ст.60 ВК РФ):

  • осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);
  • осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Росприроднадзор не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (на рельеф местности) (Письмо Росприроднадзора от 18.11.2014 г. N СМ-08-02-32/18383 «О сбросе сточных вод на водосборные площади» (далее — Письмо Росприроднадзора от 18.11.2014 г. N СМ-08-02-32/18383)).
На сегодняшний день законодательством урегулирован сброс в водный объект (даже маловодный, либо сосредоточение вод в котором несет сезонный характер) или сброс в центральную систему водоотведения (Письмо Росприроднадзора от 18.11.2014 г. N СМ-08-02-32/18383).
Сброс сточных вод на водосборную площадь является нарушением требований действующего законодательства, ответственность за которое предусмотрена главой 8 КоАП РФ (Письмо Росприроднадзора от 18.11.2014 г. N СМ-08-02-32/18383).
При проектировании сооружений дождевой канализации населенных мест и промышленных площадок необходимо рассматривать вариант использования очищенных сточных вод для производственного водоснабжения, обводнения или орошения (п.4.14 СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» (далее — СП 32.13330.2012)).
Сооружения аэробной биологической очистки (незатопленные и затопленные биофильтры, аэротенки, циклические реакторы, биореакторы других типов, биологические пруды, искусственные болотные экосистемы) следует применять как основные для очистки сточных вод от органических загрязнений, поддающихся биохимическому разложению, соединений азота. Также рекомендуется использовать их для удаления фосфора (п.9.2.5.1 СП 32.13330.2012).
Допускается применение естественных методов очистки сточных вод (полей орошения, полей подземной фильтрации, фильтрующих колодцев и траншей, биологических прудов и т.п.) от объектов, при соответствующем обосновании: благоприятных грунтовых условиях, низком уровне стояния грунтовых вод, надежности защиты подземных вод и водоисточников от загрязнения, удовлетворительных климатических условиях (п.9.2.13.2 СП 32.13330.2012).
Таким образом, сброс очищенных сточных вод в окружающую среду урегулирован природоохранным законодательством, но только в части сброса в водный объект. Сброс очищенных сточных вод на водосборную площадь и на рельеф местности природоохранным законодательством не урегулирован.
Вариантами решения данной проблемы может послужить использования очищенных сточных вод:

  • для производственного водоснабжения,
  • обводнения или орошения.

Ещё одним из вариантов может послужить создание искусственного водного объекта и осуществлять сброс очищенных ливневых вод в данный водный объект, но при этом необходимо соблюдать требования по охране водных объектов (ч.6 ст.60 ВК РФ).
Рекомендации по проектированию прудов утверждены Приказом Союзводпроекта от 06.06.1981 г. N 78.
Также рекомендуем Вам обратиться в уполномоченные органы (Минприроды России, Росприроднадзор) в частности в Центральный аппарат Росприроднадзора за разъяснениями по данному вопросу, а также по поводу возможности сброса очищенных сточных вод на водосборную площадь или на рельеф местности.

источник

Каким образом необходимо учитывать количество загрязняющих веществ в забранной воде водного объекта при сбросе сточных вод в этот водоем?

В соответствии с пунктом 6.14 «Инструкции о порядке составления статистического отчета об использовании воды по форме № 2-тп (водхоз)», утвержденной Центральным статистическим управлением СССР 24 июля 1985 года № 42/4, в случаях забора воды из того же объекта, в который сбрасываются сточные воды, а также забора воды одновременно из нескольких источников водоснабжения, включая приемник сточных вод, общее количество загрязняющего вещества, сброшенного со сточными водами за отчетный период, уменьшается на количество одноименного вещества, содержащегося в объеме воды, забранной за тот же период из водного объекта, являющегося одновременно приемником сточных вод.

Каким органом выдаются разрешения на сброс сточных вод в водный объект и утверждаются нормативы ПДС?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2006 г. № 33 нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты утверждаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с бассейновыми и другими территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Читайте также:  Анализ биологической очистки сточных вод

На каком расстоянии от места выпуска сточных вод в водный объект должны соблюдаться нормативы качества поверхностных вод?

В соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» нормативы ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска.

В каких случаях разрабатываются нормативы предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на подземные водные объекты?

В соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов ПДВВ на водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты к основным видам хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на подземные водные объекты, относится, в числе прочих: эксплуатация зданий и сооружений, промплощадок, водонесущих коммуникаций, котлованов, тоннелей, накопителей сточных вод и пульп промышленных и коммунальных предприятий, накопителей для хранения нефти и нефтепродуктов, полигонов складирования твердых отходов, полей фильтрации, нефтепроводов и т.д.

В каких случаях требуется разработка плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов?

Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатываются для разливов нефти и нефтепродуктов, которые классифицируются как чрезвычайные ситуации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 № 240) в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

  • локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
  • муниципального значения — разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
  • территориального значения — разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
  • регионального значения — разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
  • федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

  • локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
  • регионального значения — разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
  • федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов определяется в соответствии с «Указаниями по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», утвержденными приказом МПР России от 03.03.2003 № 156.

Что следует понимать под контрольным створом в задачах установления нормативов ПДС?

Под контрольным створом в задачах установления нормативов ПДС следует понимать поперечное сечение водного потока, в котором контролируются показатели качества воды.

Что может являться основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект?

Основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект может являться наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимого сбросов (ПДС) в настоящее время.

Что понимается под временно согласованным сбросом (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект?

Под временно согласованным сбросом (ВСС) следует понимать временный лимит сброса вредного (загрязняющего) вещества в водный объект в единицу времени, который устанавливается для действующих источников сброса (выпусков) сточных вод с учетом качества вод водного объекта и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного норматива предельно допустимого сброса.

Каково назначение нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС)?

Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) используются при:

  • выдаче лицензий на водопользование,
  • осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов,
  • установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами,
  • наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства,
  • оценке эффективности водоохранных мероприятий.

Что понимается под нормативом предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водный объект?

Под предельно допустимым сбросом загрязняющих веществ в водный объект понимается:

(а) Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования).

(б) Масса вещества в возвратной воде, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или недопущения ухудшения сформировавшегося качества воды, если оно хуже нормативного.

Каково назначение «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты»?

«Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», являющееся неотъемлемой частью «Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ», устанавливает нормативы предельно допустимых сбросов и лимиты временно согласованных сбросов и дает право предприятию осуществлять сброс образующихся загрязняющих веществ в водные объекты.

На каком основании предприятие-природопользователь получает возможность осуществлять сбросы загрязняющих веществ в водные объекты?

Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Москве таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.

Где можно найти информацию о предельно допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ в воде водоемов?

Информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воде водоемов можно найти в следующих материалах:

  • Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов.
  • Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06. 2000 г.
  • Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. Москва, Роскомрыболовство. 1995 г.
  • ГН.2.1.5.558-96. «ПДК и ОДУ вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

Какие основные нормативные документы определяют самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты?

К числу основных нормативных документов, определяющих самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты, следует отнести:

Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.

Водный кодекс Российской Федерации. От 16.11.1995 г. № 167- ФЗ

Какие проводятся мероприятия по сохранению и содержанию водных объектов г. Москвы и Московской области?

В комплекс мероприятий по охране, оздоровлению и благоустройству водных объектов г. Москвы и прилегающих территорий входят:

  • Анализ современного санитарного состояния р. Москвы и ее притоков в черте города, обоснование, разработка и согласование временных региональных норм (ПДК) по требованиям к качеству воды водных объектов на территории города Москвы.
  • Меры по улучшению качества воды городских водных объектов и стабилизации работы системы отведения поверхностного стока с территории города.
  • Инвентаризация и анализ работы всех действующих очистных сооружений поверхностного стока, водовыпусков и сетей ливневой канализации города.
  • Анализ количества и состава загрязнений снега с учетом мест сбора и противоледных мероприятий.
  • Уборка акваторий водных объектов города и береговой полосы от плавающего мусора.
  • Проведение противоэрозионных мероприятий.
  • Укрепление береговой линии.
  • Очистка и дноуглубительные работы.
  • Ликвидация навалов строительного мусора, металлолома, ж/б конструкций на прибрежных территориях.
  • Вывоз брошенного автотранспорта с береговых откосов.
  • Капитальный ремонт щитовых заграждений на реках.
  • Восстановление и облицовка несущих стен набережных.
  • Проведение по очистке дна массового отдыха на воде и баз-стоянок маломерных плавательных средств.
  • Строительство берегоукрепительных сооружений на реке.

Каков перечень мероприятий, засчитываемых в счет экоплатежей за загрязнение водных объектов?

Согласно Приложению 2 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» перечень природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет экоплатежей за загрязнение водных объектов:

  • Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки.
  • Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов.
  • Осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающие побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны.
  • Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод, и переработкой жидких отходов и кубовых остатков.
  • Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.
  • Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.

Какие материалы предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными, ливневыми, дренажными и фильтрационными водами?

Для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными, ливневыми, дренажными и фильтрационными водами предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве следующие материалы:

1. Заявку предприятия-природопользователя об утверждении норматива ПДС.

2. Проект нормативов ПДС загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами предприятия-природопользователя.

3. Приложения к Разрешению на сброс сточных вод в водные объекты:

№ 1 — «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод)»,

№ 2 — «Показатели качества сточных вод»,

№ 3 — «Характеристика осадка сточных вод»,

№ 4 — «Сведения о контроле качества сбрасываемых сточных вод (в том числе ливневых, дренажных, фильтрационных) вод»,

№ 5 — «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод) и показатели качества по неорганизованным выпускам сточных вод».

Каков срок действия Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты?

При действующих нормативах ПДС Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты подлежит ежегодному переоформлению с предоставлением Технического отчета по продлению нормативов ПДС.

Поясните, пожалуйста, порядок выдачи разрешений на сброс сточных вод. И как выдается разрешение при отсутствии у предприятия проекта ПДС (проект находится на утверждении)?

Водным кодексом РФ предусмотрено, что пользование водными объектами должно осуществляться на основании соответствующих лицензий на водопользование.

Постановление Правительства РФ от 03.04.97 №383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» определяет порядок оформления лицензии на водопользование, заявитель представляет в орган лицензирования характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности и предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране, а также обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых и (или) дренажных вод.

Установление лимитов водопользования производится территориальными органами в области охраны окружающей среды при оформлении налогоплательщиками в установленном порядке лицензий (разрешений) на водопользование.

При отсутствии у налогоплательщиков лицензии (разрешений) на водопользование и соответственно установленных лимитов по каждому водному объекту, виду водопользования, использованию забираемых вод весь объем водопользования в этом случае рассматривается как безлицензионный.

В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона « О плате за пользование водными объектами» при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Необходима ли лицензия на водопользование предприятию, которое сбрасывает сточные воды в систему канализации?

Лицензирование водопользования осуществляется в соответствии с Водным кодексом РФ,

Ст. 86 Водного кодекса устанавливает деление водопользования на общее и специальное. В ч.1 данной статьи указано, что использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. В ч. 2 определено, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

В соответствии с Приложением 1 к приказу МПР РФ от 23 октября 1998 г. №232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами» — Перечнем видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам), к специальному водопользованию относится, в том числе пользования водными объектами или их частью для сброса сточных вод, если указанные виды водопользования производятся с применением определенных сооружений, технических средств и устройств.

Пользователем водного объекта является организация, которая сбрасывает сточные воды непосредственно в водный объект. Предприятие, которое заключило договор о сбросе сточных вод в систему канализации, пользователем водного объекта не является. Следует отметить, что обязанность осуществлять плату за загрязнение окружающей среды лежит на организации, которая принимает сточные воды от абонентов в свою систему канализации и сбрасывает их в водный объект.

В том случае, если предприятие не осуществляет вышеуказанные виды специального водопользования, лицензию на водопользование получать не следует.

источник