Сборник «Книги — детям». — М.:
Детская литература, 1975. — С. 68-76.
Привалова вспоминает, что Маршак сказал однажды: «Если бы я преподавал детскую литературу, я бы взял темой первой лекции самое маленькое стихотворение для самого маленького ребенка» 1 .
Представляю себе, с каким блеском проанализировал бы Маршак «четыре строки для четырехлетнего ребенка» 2 , и хочу попытаться взять тоже как бы для первого разговора его собственные строчки.
Они входят в книжку, которой он дебютировал в детской поэзии, — «Детки в клетке», выдержавшую с 1923 года десятки изданий. Маршак потом многое в ней менял, совершенствовал от издания к изданию, но это маленькое стихотворение оставил в том виде, как оно было напечатано впервые.
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре.
Поначалу все строчки в этой книжке сочинялись как подписи к рисункам художника Сесиля Олдина, заимствованным из какой-то английской детской книги и замененным впоследствии рисунками Евгения Чарушина.
Книжки, в которых печатаются такие стихи, с давних пор называют книжками-картинками. Это самый распространенный и, наверное, один из самых привлекательных видов издания для трех-четырехлетних.
И другие стихи в книжке «Детки в клетке» совершенно в том же роде.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
Эй, не стойте слишком близко —
Я тигренок, а не киска!
Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра.
Связь подобных строчек с картинкой очевидна, и она даже подразумевается в самих стихах: «Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок», или: «Он сегодня съел с утра Только два таких ведра».
Без сомнения, искусство стихотворной подписи весьма непросто. Сюжетно она зависит от рисунка, и вместе с тем ей необходимо быть законченной, лаконичной и отточенной, чтобы запомниться сразу. Особенность стихотворной книжки-картинки и состоит в том, что, хотя в ней подпись и картинка перекликаются между собой, — ни подпись сама по себе, ни картинка не теряют отдельно своей эмоциональной и художественной ценности. Ибо, хотя они и дополняют друг друга, это все же не две половинки, составившие одно, а два целых, находящиеся в гармонии друг с другом.
Для ребенка смысл этого соединения в том, что, глядя на картинку (всякий последующий раз), он уже слышит знакомые стихи, а слушая стихи, уже видит знакомую картинку. То есть, конечно, он видит гораздо больше того, что нарисовано на картинке, потому что изображение для него не статично, а полнó движения и жизни, но он каждый раз хочет проверить себя и еще раз обрадоваться, отсюда его требовательное «покажи!», когда ему читают книжку вслух. А рассматривая картинку, он шепчет, повторяет про себя строчки подписи, самая музыка, ритм которой вовлекают его в действие, заставляют пережить изображаемое как происходящее на его глазах или даже с ним самим.
Твардовский однажды поделился сомнением, возникшим у него при мысли, что всем известные стихи Маршака будут собраны «под крышкой строго оформленного, приземистого тома». Не проиграют ли они в издании для взрослых? Все-таки мы привыкли их видеть рядом с картинкой, с иллюстрацией, которой во взрослой книге, в Собрании сочинений, естественно, не будет 3 .
Ответ тут очевиден: стихи должны быть подлинными стихами, чтобы не проиграть где бы их ни печатали.
Строчки о слоне как будто независимей от картинки, нежели их соседи по книжке, — скажем, тот же «Тигренок». Но самоценность их не в этом.
Прежде всего это стихи «без рассудочности, от всего сердца, от радости душевной», что Маршак считал первым условием поэзии для маленьких 4 .
Далее (и это второе его условие), их отличает «свежесть и чистота языка», «ясное чувство формы, цельность рисунка» 5 .
Тут по одним рифмам можно прочесть стихи. Удивление: «слону» — «одну»?! И как требованье: «пошире» — «четыре»!!
А как естественно развит сюжет в четырех строчках! Вам сообщают: «Дали туфельки слону. » И вот что из этого вышло: «Взял он туфельку одну /И сказал: — Нужны пошире, /И не две, а все четыре». Развернуть в четверостишии целый сюжет, не утратив при этом простоты, изящества и естественности, под силу только блистательному мастеру.
Почти каждая подпись в «Детках в клетке» тяготеет к эпиграмме. Зверята как бы сами представляются маленькому зрителю и с юмором демонстрируют свои типичные черточки.
Эй, не стойте слишком близко —
Я тигренок, а не киска!
Поэт весело фокусирует характер «детки», придавая ему в глазах ребенка особую привлекательность.
И, наконец, строчки о слоне «полны действия, игры, воображения», что отвечало у Маршака третьему основному требованью к стихам для маленьких 6 .
Несомненно, что любая подпись в этой книжке мыслится как отдельное стихотворение, недаром Маршак дает стихам заглавия, по имени зверя или птицы («Лебеденок», «Эскимосская собака» и т. п., — они как таблички на клетках).
И все-таки не в этих, безусловно важных, но как бы внешних, доступных глазу признаках заключается поэтическое значение разбираемых строк.
Существует ходячее: стихи для детей должны быть и для взрослых стихами. Все правильно, не виршами! И все же это мнение на редкость несправедливо, а вернее сказать, ложно.
Дело в том, что как бы мы ни рассматривали стихи о слоне с точки зрения взрослого, мы все равно не сможем оценить их в полной мере. Потому что-то поэтическое содержание, которое мы видим в этих строчках, неадекватно тому, что видит или, точнее, вкладывает в них ребенок. И в этом непреложный смысл поэзии для детей. Мы лишь можем догадываться о всех чувствах и ассоциациях, какие возникают у ребенка, когда он слышит эти строчки, но знать досконально все — нам не дано. Даже поэт скорее предчувствует их, нежели знает, и чем острее его интуиция (которая и есть составная таланта детского поэта), тем больше обеспечено восприятие его строчек у маленького ребенка.
В самом деле, для взрослого здесь весьма условная и наивная игра смысла, которую он оценивает лишь переключившись на детскую волну. Его восприятие поневоле схематично.
Другое дело — ребенок. Он превосходно ощущает юмор этих строчек, но при всем том и самый сюжет и стихи полны для него одному ему доступного очарования. Это потому, что элемент наивности не только не изъят из восприятия ребенка, но есть в некотором роде его главное читательское оружие.
Для взрослого здесь все просто и незанятно. Дали туфельки слону — ну и что? — а они ему не подошли. Вот и вся сказка. Для ребенка, напротив, здесь очень развернутый и интересный сюжет. (Буду фантазировать.) Жил-был слон. ну, еще слоненок. Он жил в зоопарке. Мы пошли в зоопарк с папой. И сразу пошли к слону. Он ходил по камешкам. У него туфелек не было. Я хотел дать ему свои, и вдруг. пришел дядя сторож. с туфельками. Слоненок взял одну туфельку, посмотрел. и т. д.
Пружину этого восприятия, именно данной маршаковской книжки, объяснила в свое время Марина Цветаева. Говоря, что «Детки в клетке» С. Маршака — из всех детских книг моя любимая», Цветаева далее пишет: «Начнем с названия. Не звери в клетке, а детки в клетке, те самые детки, которые на них смотрят. Дети смотрят на самих себя» 7 .
Подставлять себя на место почти всякого понравившегося ему персонажа очень свойственно маленькому ребенку. Но здесь, в строчках Маршака, этот путь к тому же прямо указан: «Дали туфельки слону. » Конечно cлону предложили детские туфельки. А кому такая идея могла прийти в голову? Само собой, ребенку. Раз слоненок не обут, — значит, ему нужны туфли. «А если ему дать мои. » Чувствуя веселую несообразность ситуации ребенок вместе с тем не откажет себе в удовольствии примерить собственные туфельки даже слону.
«Дети смотрят на самих себя». Смотрят на таких же деток, как они сами, только звериных. Почему бы не поиграть с ними?
Вы думаете, для малыша это всего только игра (уж если юмор не ускользает от него)? Нет, не только. Здесь присутствует полуосознаваемое желание соотнести таким образом себя, свои размеры с гигантскими, удивительными размерами слона. «Вот если бы я был маленький слоник. «
Поэт для детей и проходит по этой едва уловимой грани между реальностью (она снята юмором) и полуосознанным стремлением увидеть себя деткой в клетке («смотрят на самих себя»).
Невозможно определить, сколько ребенок извлекает из этого сравнения. Если до двухлетнего возраста ему полагается «различать величину предметов независимо от их формы», а позднее — «проверять свои определения на глаз. с помощью условных мерок» 8 , то, пожалуй, одного этого стихотворения достаточно, чтобы поэтически (а это сильней, чем логически) утвердиться в понятиях большой и маленький. Да, слон пока еще маленький, но уже какой большой! Взрослого эта параллель не занимает, но ребенок способен извлечь из нее поэтическое ощущение.
Четыре строчки — а в них весь слон! Маленький гигант, которому не то что туфельки, а неизвестно какая великанская обувь пришлась бы впору. Он не похож ни на одного зверя, его даже не с кем сравнить в мире животных — и вдруг сразу, благодаря четырем строчкам, он приближен к ребенку, приближен настолько, что хоть собственные туфельки ему предлагай. Образ очерчен одним контрастным мазком: гигант — и маленькие туфельки. Кажется, чтó еще может быть мельче в детском обиходе, чем туфельки?
Разумеется, слон для ребенка — существо поэтическое, и его образ он осмысливает через это сравнение именно поэтически.
Маршак избирает лучший способ постижения для маленьких — сказку. Разве вы не заметили, что это слон говорящий, сказочный (как, впрочем, и многие другие зверята в той же книжке)?
Но что значит сказочный для нас — и для ребенка?
Нас, взрослых, слон, когда мы его видим, поражает, — такой он большой и умный. Мы бы, кажется, не удивились, если б он вдруг заговорил. А дети — и подавно. Они знают, что слон может заговорить, потребовать себе что-нибудь. Они уверены, что таинственный служитель, который входит к нему, принес именно то, что слон попросил его принести, и они разговаривают между собой.
Маршак смотрит на слона детскими глазами. И дети смотрят на слона глазами Маршака. Потому что он воплотил в строчках детское мышление: взял и вылил его в идеальную форму.
. Пожалуй, нет в мире поэта, у которого бы не было своего «Зоопарка» (вспомните из русских: Хлебникова, Пастернака, Сашу Черного). Видимо, то обстоятельство, что рядом с нами, в городе, живет экзотический зверь или птица, которого мы можем в любой день увидеть и рассмотреть, для которого мы сами диковинные существа, толпящиеся у клетки, — занимает поэтическое воображение с детства. И, следовательно, зоопарк для поэта — безразлично, детский он или взрослый — тема лирическая, только освоенная по-разному.
Неизвестно, написал бы когда-нибудь Маршак еще и недетские стихи о зоопарке, — так сказать, для себя. Вопрос этот праздный, и не только потому, что как поэт природно-детский он в известной мере уже здесь выразил свое виденье. Не забудем, что «Детки в клетке» — едва ли не первая его книжка для детей и, значит, зоосад — одно из тех мест на земле, куда поэт раньше всего захотел повести ребенка и о котором хотел ему поведать. Причем, в отличие от традиционных циклов о зоопарке он рассказал ему не вообще о зверях и птицах, там обитающих, а лишь о звериных детках, найдя этот ракурс наиболее интересным.
Ребенку приятно, что на одну доску с ним становится сказочный слон. И ребенок сам становится сказочным, поднимается в сказку. Потому что такое бывает только во сне или в сказке, — когда он может протянуть ему туфельки. Это его веселит, радует необычайно.
Так Маршак легко и весело утверждает малыша в мысли, что слон и в самом деле зверь большой и необыкновенный.
Ребенок не упустит случая поиграть с экзотической деткой. Эту игру и передает сюжет.
В основе его, как я уже говорил, лежит истинно детское мышление. Но есть тут и знание, которое условно можно определить как взрослое. Условно потому, что ребенок уже приобщен к этому знанию. Он уже и сам понимает, что раз у слона четыре ноги, то ему нужны четыре туфли. Но детское мышление и знание еще спорят между собой, и как весело спорят! Для маленького ребенка этот спор сам по себе источник радости. Ибо ребенок уже знает, что никакие туфли слону не нужны.
Знает, и все же охотно включается в игру со счетом, которую предлагает ему поэт. Дали туфельки слону. «Одной» — мало! «Двух» — тоже. (Три само собой ни к чему.) «Четыре» — вот сколько нужно слону!
(Кстати, отличная считалка. Так и слышишь детский голосок, который скандирует перед игрой: «Дали/туфельки/слону. «)
Что же, в конце концов, создает тут поэзию? Сюжет — раз. Игра — два. Сказка, с близкой ребенку реалистической деталью (туфельки) — три. Счет — четыре. Разнообразие интонаций, в которых и лукавая ирония, и детская серьезность, и удивление — пять.
Но сколько бы и как бы подробно мы ни перечисляли, что, по нашим понятиям, извлекает четырехлетний ребенок из этого четырехстрочного стихотворения, нам не сказать, не исчерпать всего, чтó он по-настоящему извлечет. Потому что, помимо сюжета и других категорий, поддающихся взрослому логическому анализу, есть в этих строчках — а вернее, между ними — то, что и делает их поэзией. Особой поэзией, для детей.
1. Е. Привалова. У истоков. В сб. «Я думал, чувствовал, я жил. » (Воспоминания о С.Я. Маршаке). М., 1971, с. 160. ↑
4. Письмо поэту Вадиму Левину от 5 января 1963 года. (С.Маршак. Собрание сочинений в восьми томах, т. 8, М., 1972, с. 457). ↑
6. Письмо Вадиму Левину от 5 января 1963 года. (С. Маршак Собрание сочинений, т. 8, с. 457). ↑
7. Марина Цветаева. О новой русской детской книге. Публикация Виктории Швейцер. «Детская литература», 1966, № 6, с. 24. ↑
8. Программа воспитания в детском саду. Изд. 6. М., 1972, с. 45 и 156. ↑
источник
Книжные обзоры
Книги для самых маленьких
С. Я. Маршак
Цикл стихотворений «Детки в клетке»
Стихотворения Маршака давно стали классикой детского чтения, они сопровождают маленького читателя едва ли не до подросткового возраста, постепенно открывая ему пёстрый мир во всём его многообразии. Но сегодня мы расскажем о книге, которая одной из первых входит в круг детского чтения и надолго остаётся одной из самых любимых. Это цикл стихотворений «Детки в клетке». Написанный в начале 20-х годов прошлого века, он не раз переиздавался, как отдельными изданиями, так и в составе больших сборников. В 70-е годы выходила отдельная книжечка с рисунками Е. Чарушина, сейчас «Детки в клетке» публикуются в основном вместе с другими стихами и сказками Маршака.
Итак, перед нами зоосад — так и называется первое стихотворение цикла. Оно строится вокруг сюжета — один день из жизни зоологического сада, с утра до вечера. Таких сюжетных стихотворений в цикле немного, в основном он состоит из коротеньких портретных зарисовок маленьких обитателей зоопарка. С одной стороны, они впервые знакомят читателя с разными животными и прежде всего это стихотворения-картинки, построенные на каком-то характерном признаке: у слона — величина, у зебры — полоски, у жирафа — рост:
- Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
Каждая такая картинка — не просто статичный портет, это маленькая сценка из жизни героя стихотворения, наполненная движением. Вот, например, гусёнок:
- Отчего течёт вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда.
Дайте полотеце!
В четырёх строчках — живой образ взъерошенного птенца, не застывшее глянцевое изображение, а подвижный фрагмент жизни.
Или, например, «Львёнок» — одно из самых динамичных стихотворений:
- Нет, постой, постой, постой,
Я разделаюсь с тобой!
Мой отец одним прыжком
Расправляется с быком.
Будет стыдно, если я
Не поймаю воробья.
Эй, вернись, покуда цел!
Мама! Мама! Улетел.
Возможно, именно благодаря этой удивительной точности и яркости «Детки в клетке» до сих пор, спустя многие десятилетия, остаются лучшими стихотворениями о животных и легко выдерживают конуренцию с многочисленными «зверинцами» современных авторов.
И всё-таки дело не только в несомненной художественной ценности этих стихов. «Детки в клетке» — не просто портретные зарисовки, это нечто большее. За решёткой в зоопарке не просто звери, а тоже детки, тоже живые существа, способные испытывать те же эмоции, что и маленькие дети. Лучше всего об этом сказала ещё Марина Цветаева в своём критическом обзоре «О новой русской детской книге»: «Не звери в клетке, а детки в клетке, те самые детки, которые на них смотрят. Дети смотрят на самих себя. Малолетние (дошкольные!) — слон, белый медведь, жирафа, лев, верблюд, кенгуру, шимпанзе, тигр, собака-волк, просто-волк — кого там нет! Все там будем.»
И в самом деле, обитатели зоосада испытывают типичные человеческие чувства: испуг, недоумение, растерянность, они тоскуют об утраченной свободе («За что сижу я клетке, / Я сам не знаю, детки!») и о далёкой родине («Мартышка вспоминает / Страну свою — Алжир / И утром принимает / Прохладный рыбий жир»). Так простенькие на первый взгляд стихотворения о животных становятся для маленького читателя и первым уроком сочувствия и сострадания: к тем, кто слабее, и вообще ко всему живому.
Остаётся только добавить, что по мере переиздания стихотворения цикла переживали и своеобразные превращения, и некоторые тексты первоначально звучали совсем иначе. Например, от стихотворения «Тигрёнок» до нас дошли лишь две последних строчки, а в первых изданиях оно выглядело так:
- Убирайтесь! Я сердит!
Мне не нужен ваш бисквит.
Что хорошего в бисквите?
Вы мне мяса принесите.
Я тигрёнок, хищный зверь!
Понимаете теперь?
Я с ума сойду от злости!
Каждый день приходят гости,
Беспокоят, пристают
В клетку зонтики суют.
Эй, не стойте слишком близко!
Я тигрёнок, а не киска!
Обзор подготовила филолог Валерия Здир,
специально для детского портала «Солнышко».
Опубликовано 28 сентября 2005 г.
источник
Валентина Лукашева
Занятие по развитию речи. Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»
Тема: «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке».
Цель: познакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»;
Образовательная: вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений, учить понимать его содержание, обогащать словарь детей,
Развивающая: развивать эмоциональный отклик на произведение, развивать звуковую культуру речи; развивать активный и пассивный словарь на основе углубления представлений о животных, их деятельности и движениях, развивать речевое дыхание и речевой слух, развивать поэтический слух, память, внимание, любовь и интерес к литературе.
Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, воспитывать дружеские отношения между детьми.
Материал: стихотворения С. Маршака из цикла «Детки в клетке», игрушки животных, игрушка воробья, настольный театр к произведению «Детки в клетке»
Содержание организационной деятельности детей.
— Ребята, к нам сегодня в гости прилетел маленький гость. А кто это угадайте.
Влетает воробей. Дети здороваются.
— Откуда, воробей ты прилетел к нам?
Послушайте, что ответил воробей.
Звери в клетках там сидят,
— Ребята, а вы знаете что такое зоопарк? (ответы детей)
— Воробей, расскажи, что ты делал в зоопарке?
Чтение стихотворения «Где обедал воробей? С. Маршака., с использованием настольного театра.
Воспитатель читает стихотворение, при этом обращает внимание на изображения животных, указанных в стихотворении.
— Как хорошо воробей, что с тобой ни чего не случилось, и ты прилетел к нам в гости.
Кто чуть не проглотил воробья? Где побывал воробей?. У каких зверей и птиц обедал воробей?.
— Ребята, в зоопарке живут и другие животные. Воробей приглашает нас с вами посетить зоопарк. Хотите отправиться в зоопарк?.
Раз, два, три, вокруг себя повернись в зоопарке очутись.
Мы с вами повторим правила поведения в зоопарке:
НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.
НЕ бросайте ничего в животных.
НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.
Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ
Только дорога туда длинная. Все готовы? Тогда в путь! Сначала мы выполним небольшую зарядку:
Мы поскачем, словно зайка (прыжки на месте)
Щиплем травку как олень (наклоны вперед)
Мы за ними повторяем (рывки руками в стороны)
Тоже крыльями вращает (вращение согнутыми руками)
Тренирует свой живот (круговые движения тазом)
Землянику собирают (приседания)
Так ребятки и зверятки вместе сделали зарядку.
— Вот ребята мы и в зоопарке. Не забывайте соблюдать тишину.
Воспитатель подходит к вольерам. Читает стихотворения С. Маршака «Детки в клетке»
Вы разве не знаете папы-
Эй, не стойте слишком близко-
Рвать цветы легко и просто
Полосатые лошадки Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
— Ребята, зоопарк закрывается нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, вокруг себя повернись в детском саду очутись.
Дети садятся на стульчики.
— Вам понравилось наше путешествие. Где мы с вами были?. Каких зверей видели в зоопарке. (ответы детей). А кто больше всего запомнился?
Ребята, стихи которые мы сегодня услышали, написал детский поэт Самуил Маршак. А собраны они вот в этой книге. Называется она «Детки в клетке». Давайте поселим ее в нашем книжном уголке.
Дидактическая игра «Назови ласково» (Воспитатель показывает картинки с изображением животных, дети называют ласково (заяц – зайчик)
Фотоотчет. Нетрадиционная техника: рисование манкой и акварелью С. Я. Маршак «Детки в клетке» Фотоотчет. Нетрадиционная техника: рисование манкой и акварелью на тему: С. Я. Маршак «Детки в клетке» с детьми младшего дошкольного возраста.
Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке» Тема: «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетки». Цель: познакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С. Я. Маршака.
Конспект по развитию речи в средней группе «Чтение и заучивание стихотворений о зиме» Программное содержание: Задачи: Образовательные: Продолжать учить детей приобщатся к поэзии; Учить детей запоминать стихотворения. Развивающие:.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» Тема: Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке».Программные задачи: — учить детей эмоционально воспринимать содержание стихов;.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение стихотворений о зиме Чтение стихотворений о зиме. Программные задачи: 1. Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. 2. развивать.
Памятка для заботливых родителей «Выразительное чтение стихотворений» Как по разному люди читают стихи! Один — монотонно, вяло. Другой — выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально.
Презентация «Детки в клетке». Ознакомление детей со стихотворением С. Маршака Тема занятия – Дошкольное образование. Развитие речи. С. Маршак «Детки в клетке» Возраст – Младший дошкольный возраст (3-4 года) Автор презентации.
Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе с использованием стихотворений об осени Уважаемые коллеги предлагаю Вашему вниманию презентацию к занятию Развитие речи детей старшей группы с использованием стихотворений об осени.
Занятие по развитию речи «Чтение произведения Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино» Программное содержание: — познакомить детей с произведением Э. Успенского «Трое из Простоквашино»; — учить детей понимать содержание произведения;.
Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Чтение мордовской народной сказки «Благодарный медведь» Тема: Чтение мордовской народной сказки «Благодарный медведь». Программное содержание: знакомить детей с мордовскими народными сказками;.
источник
Эй, не стойте слишком близко —
Я тигрёнок, а не киска!
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Взгляни на маленьких совят —
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
Отчего течёт вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!
Я — страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку обезьяну
В подарок нам привёз.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролёт
И песенку такую
По-своему поёт:
«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».
Белые медведи
У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой.
Не задевай меня ногой!
Эскимосская собака
На прутике — записка:
«Не подходите близко!»
Записке ты не верь —
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.
Собака динго
Нет, я не волк и не лиса.
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса —
Воинственного динго.
Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.
Она в кусты — и я за ней,
Она в ручей — и я в ручей,
Она быстрей — и я быстрей,
Неутомимый динго.
Она хитра, и я не прост,
С утра бежали мы до звёзд,
Но вот поймал её за хвост
Неумолимый динго.
Теперь у всех я на виду,
В зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду,
Неугомонный динго.
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Где обедал воробей
— Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлём поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Не смотря на то, что количество произведений для детей на сегодняшний день очень велико, в редком доме не окажется сборника стихов Маршака. Произведению Самуила Яковлевича «Детки в клетке» исполнилось без малого 100 лет, оно выдержало множество изданий и по-прежнему востребовано на рынке детской литературы. Непревзойденный талант писателя, его понимание мысли ребенка, и неизменное чувство юмора сделали серию «Детки в клетке» классикой и образцом детской поэзии.
Вместе со своими маленькими читателями автор прогуливается между клетками в зоопарке и предлагает взглянуть на его обитателей. Интересно и само название сборника — детки в клетке: простая рифма таит простор для воображения. Ребенок переносится в удивительный мир, в котором за решеткой не просто дикие животные, а такие же, как он, «детки». Весело и непринуждённо происходит знакомство с птицами и зверями, а в паре строк выделяются их отличительные черты.
Удивительно в цикле деткой прозы именно то, что автор не просто рисует образ животного, а создает эмоционально окрашенное художественное изображение. Пользуясь самыми простыми словами, С.Я. Маршак с точностью передает не только внешний вид, но и повадки животных. Читая строки про белых медведей «Мы от стены плывем к стене то на боку, то на спине» в воображении возникает образ степенных и больших животных, неторопливо плавающих в своем водоеме в летнюю жару. Ребёнка словно приглашают в занимательное путешествие, в шутливой форме рассказывая, обучая и даже предостерегая «Эй, не стойте слишком близко — я тигрёнок, а не киска!».
Видя картинку в книжке, ребенок вспоминает знакомые строки, и наоборот, слыша стихи, он представляет образ обитателя зоопарка -это тренирует память и образность мышления. Звери представляются своему маленькому читателю, удерживают внимание яркими деталями, фразами и предлагают продолжить путешествие дальше. Знакомство со слоном происходит всего в четырех строчках, но в них разворачивается целая история: у слона не было туфелек, кто-то (скорее всего ребенок) поделился своими туфельками, слон взял ее, осмотрел и удивился. Автор одними только рифмами передает и удивление: «слону» — «одну»? И требование: «пошире» — «четыре».
Маршак смотрит на своих героев глазами ребенка, сохраняя детскую непосредственность и наивность. Перед читателем раскрывается сказка, в которой звери умеют говорить и рассуждать, слону можно протянуть свою туфельку, а веселый воробей расскажет об обеде у соседей. Автор воплотил детское мышление в идеальную форму и передал нам ее в цикле замечательного литературного произведения «Детки в клетке».
источник
«Ознакомление детей с произведением С.Маршака «Детки в клетке» с внедрением здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме
Конспект занятия
по ознакомлению с художественной литературой
по теме «Ознакомление детей с произведением С.Маршака
«Детки в клетке»
с внедрением здоровьесберегающих технологий
Вторая младшая группа
Цель: познакомить детей с произведением С. Маршака «Детки в клетке»
АНО ДО «Планета детства «Лада».
Детский сад № 68 «Серебряное копытце»
по ознакомлению с художественной литературой
по теме «Ознакомление детей с произведением С.Маршака
с внедрением здоровьесберегающих технологий
Воспитатель первой категории Мартыненко Наталья Владимировна
Цель : познакомить детей с произведением С. Маршака «Детки в клетке»
Образовательная : вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений, стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из произведения, учить понимать его содержание, обогащать словарь детей, развивать активный и пассивный словарь на основе углубления представлений о животных, их деятельности и движениях.
Развивающая: развивать эмоциональный отклик на произведение посредством сюжетно — отобразительной игры, развивать звуковую культуру речи; развивать речевое дыхание и речевой слух
Оздоровительная : обогащать двигательный опыт детей, развивать мелкую моторику, формировать правильную осанку, укреплять зрительную мускулатуру с помощью зрительной гимнастики. Формировать у дошкольников ценностное отношение к своему здоровью, через привитие навыка к закаливанию.
книга С. Маршака «Детки в клетке», массажные дорожки, емкости для холодной и теплой воды по количеству детей, шнуровка в
виде « кроссовок », иллюстрации в виде раскрытых страниц книги по произведению автора, корзинка, прищепки — крокодильчики.
1 Создание проблемной ситуации
Воспитатель подзывает к себе детей.
— Ребята, посмотрите, что у меня в корзинке?
-Знаете, наши крокодильчики очень любят играть. Они ползали, играли и незаметно потеряли свою маму. Возьмите их в руки. Посмотрите, как они жалобно открывают свои рты. (Дети берут в руки прищепки- крокодильчики) Как же мы сможем им помочь?
-Оставим у себя в группе, найдем маму.
-А где же мы будем её искать?
-В реке, в лесу, в болоте, в зоопарке.
-Да, ребята в зоопарке живут животные со всего света. Я думаю, что там мы точно найдем маму крокодильчиков.
Только дорога туда длинная. Все готовы? Тогда в путь. Идем по дорожке, поднимаемся в гору, спускаемся с горы. (Ходьба по массажным дорожкам).
А вот и зоопарк. И в первом вольере нас встречает тигренок.
2 Чтение стихотворения «Тигренок».
-Эй, не стойте слишком близко.
Ребята, тигренок хочет нас напугать. А вы его боитесь?
-Нет, он совсем не страшный.
-Но ведь тигренок ещё совсем маленький, а ему так хочется поскорее стать взрослым. Чтобы его все боялись. Давайте сделаем вид, что мы его испугались. Крепко — крепко закроем глаза и откроем. Еще раз закроем и снова откроем. А теперь посмотрим вверх, вниз — может быть тигрица
тигренок, уже машет нам своим хвостиком. Давайте с ним прощаться. Идем дальше, ведь маму для крокодильчиков мы еще не нашли. Идём дальше.
На столе страница книги с изображением дерева.
— Кто же за ним прячется? (дети предполагают). Давайте проверим, потянем за веревочку.
Дети тянут за веревочку и вытягивают — жирафа.
3 Чтение стихотворения «Жираф ».
Рвать цветы легко и просто
-А почему жирафу тяжело наклоняться?
-Потому, что у него шея и ноги длинные.
-Давайте ему нашу гимнастику покажем.
У жирафа пятна, пятна, пятна пятнышки везде
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и локтях.
Дети хлопают себя ладошками, как бы рисуя пятнышки по всему телу
У слона есть складки, складки, складки — складочки везде.
У слона есть складки, складки, кладки — складочки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях
На носу, на животе, на коленях и носках.
Дети пощипывают себя по всему телу, показывая складки.
-Ребята, мы и здесь не встретили мамы наших крокодильчиков. Идем дальше,
кто же нам еще встретится на пути? (подходят к следующему вольеру).
4 Чтение стихотворения «Слон».
И сказал: «Нужны пошире. И не две
-Ребята, а для чего слону так много туфелек?
-У него четыре ноги, на каждую ногу.
-А у меня есть кроссовки для слона, но только они не зашнурованы. Вы мне поможете?
Дети шнуруют кроссовки, прощаются со слоном. Проходят к следующему вольеру.
-Ребята, как вы думаете, кто живет здесь. (Дети предполагают) Давайте проверим (открываются дверцы, появляются белые медвежата).
5 Чтение стихотворения «Медвежата».
Мы с братом плаваем вдвоем
Мы от стены плывем к стене
-Ребята, а какую воду любят медвежата?
-А мы тоже с вами поиграем с водичкой. Опускайте свои ладошки в воду. Какая у вас водичка?
А теперь давайте поменяемся. (Дети меняются емкостями с водой).
Какая теперь у вас вода? Ребята, у нас руки были сухие, а стали мокрые. Давайте их снова сделаем сухими. Дети вытирают руки.
6 Воспитатель обращает внимание детей на дорожку .
-Ребята посмотрите, я, кажется, знаю, где живет мама крокодильчиков. Но для этого надо пройти по шаткому мостику через речку.
(дети проходят по дорожке, находят крокодила)
-А вот и наша мама. Давайте ей расскажем, где мы были, пока её искали.
Дети рассказывают. Оставляют крокодильчиков. Прощаются
Возвращаются по тем же дорожкам домой. Садятся на стульчики.
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? А кто вам запомнился? Про каких животных вы бы еще хотели бы услышать стихотворение? (по желанию детей повторно читаются стихи). Ребята, стихи которые мы сегодня услышали, придумал детский поэт Самуил Маршак. А собраны они вот в этой книге. Называется она «Детки в клетке». Давайте поселим ее в нашем книжном уголке.
Ребята, а на память о нашем путешествии я бы хотела оставить вам фотографии животных. (Воспитатель дарит детям фотографии животных, у которых были дети).
Задачи:-Воспитывать у детей интерес к творчеству С.Я.Маршака.-Развивать память.-Развивать желание выразительно читать стихи.-Развивать творческие способности детей.-Обогащать и активизировать сл.
Конспект по теме «Ознакомление детей с произведением С.Маршака «Детки в клетке».
Комплексный досуг проводится с целью закрепления пройденного материиала.
Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие».
конспект занятия по художественной литературе в младшей группе.
Настольно – печатная дидактическая игра « Зоопарк ( по произведению С. Я. Маршака « Детки в клетке») для детей старшего возраста.Цель: Познакомиться с р.
Конспект разработан с использованием театрально-игровой и здоровьесберегающей технологий.
источник
Эй, не стойте слишком близко —
Я тигрёнок, а не киска!
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Взгляни на маленьких совят —
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
Отчего течёт вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!
Я — страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку обезьяну
В подарок нам привёз.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролёт
И песенку такую
По-своему поёт:
«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».
У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой.
Не задевай меня ногой!
Эскимосская собака
На прутике — записка:
«Не подходите близко!»
Записке ты не верь —
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.
Нет, я не волк и не лиса.
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса —
Воинственного динго.
Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.
Она в кусты — и я за ней,
Она в ручей — и я в ручей,
Она быстрей — и я быстрей,
Неутомимый динго.
Она хитра, и я не прост,
С утра бежали мы до звёзд,
Но вот поймал её за хвост
Неумолимый динго.
Теперь у всех я на виду,
В зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду,
Неугомонный динго.
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Вы разве не знаете папы —
Большого, рыжего льва?
У него тяжёлые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит — басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосём молоко.
источник
Самуил Яковлевич Маршак (1887 — 1964), поэт, переводчик, драматург, оставил большое и разнообразное наследие: стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и представления, сатирические эпиграммы, переводы, критическую и мемуарную прозу. При этом главным делом его жизни была детская литература.
Маршак и другие редакторы Детиздата превыше всего ставили хороший вкус, умение отличать высокую литературу от псевдолитературы.
Для Маршака в детской книге не было мелочей. Чем младше возраст читателя, тем суровее были требования поэта-редактора к книге, которую он воспринимал целиком: содержание, язык, оформление, шрифты и формат, качество печати.
Первые пьесы выросли из фольклора и напоминают веселые, подвижные игры. Их сюжеты намеренно просты, но разработаны с изяществом и юмором. Образы элементарны и вместе с тем пластичны. Реплики и монологи персонажей немногословны, но выразительны. Особенности этих пьес — повторяемость эпизодов, непрерывность в ходе действия, причудливое развитие фабулы.
Начав с маленьких одноактных пьес, Маршак постепенно приходит к многоактным драматическим произведениям: «Двенадцать месяцев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи». Пьесы его насыщены музыкой, песнями, танцами, словесными турнирами — всем тем, чем богат народный театр.
За основу пьесы «Терем-Теремок» (1940) взята известная народная сказка. Маршак не просто инсценировал ее. Он внес в нее драматургический конфликт добра и зла, придал образам выпуклость. Некоторые герои были заменены, добавлены новые — Злой Дед и Добрый Дед, которые играют роль ведущих, сказителей. Переработке подверглись сюжет и композиция: появились пролог и эпилог, новые мотивы (например, похищение петуха), изменилась концовка. Действие в пьесе движется драматическими обстоятельствами (приход волка, умеющего только «ловить мышат, давить лягушат», подстрекательства со стороны лисы, нападение хищников на Теремок, «искушение» петуха и его похищение, расправа с лисой). Конфликт между добрыми обитателями Теремка и злыми хищниками разрешается в пользу первых при горячем одобрении зрителей.
«Кошкин дом» — пьеса-сказка, которую можно было бы назвать на языке взрослой драматургии бытовой драмой. Как писал Маршак, она «родилась из нескольких строчек детской песенки, а сюжет к ней разработан самостоятельно». Песенка такая: «Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, Глаза выпучила. Бежит курица с ведром, Заливает кошкин дом».
Эти шесть строчек есть уже театральная сценка. Маршак сделал ее более развернутой, объяснил предыдущие события, дал завершение конфликта. Пьеса построена по принципу хоровода: герои и действие в ней сконцентрированы вокруг одного центра — дома. Множество героев не мешает восприятию пьесы благодаря их четкой расстановке и яркой характерности каждого. В последней редакции Маршак ввел рассказчика и звучный многоголосный хор в начале и в конце. Хор — примета древнегреческого театра; в детской пьесе он выполняет две задачи: выражает эмоциональное отношение к происходящему и позволяет участвовать в постановке тем, кому не достались отдельные роли.
Опирался Маршак в «Кошкином доме» и на традиции народной сатирической сказки и литературной басни. Он создает сатирическую картину взрослого мира, где царят неправда, глупость, зависть и лицемерие. Детское ощущение чистоты собственного мира находит подтверждение в образах котят. Дети требуют, чтобы добро и зло были отделены одно от другого безо всяких оговорок, и они удовлетворяются тем, что в результате пожара это отделение наконец происходит. Бывшие друзья отворачиваются от несчастной погорелицы Кошки, а котята, которых она когда-то прогнала, — эти незлопамятные дети — дают ей приют и делятся последней коркой хлеба. Адресованный маленьким детям, «Кошкин дом» многое говорит и взрослым. Без сомнения, это лучшая пьеса Маршака. Как настоящее произведение искусства, она не теряет своей свежести, даже когда ее играют актеры-малыши, тем более перед зрителями-взрослыми.
Прозаическая пьеса «Двенадцать месяцев»(1943) написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередко выступают олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга. Ближе всего к пьесе Маршака словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев», которую в 1857 году обработала и пересказала чешская писательница Божена Немцова. Драматург взял за основу ситуацию ухода падчерицы в зимний ночной лес за весенними цветами, в остальном же его пьеса сильно отличается от словацкой сказки. «Двенадцать месяцев» — лирическая комедия со сказочно-фантастическим сюжетом. Важно и сатирическое содержание пьесы, связанное с изображением мачехи и дочки, королевы и ее окружения.
Драматургический конфликт довольно сложен, двуедин. Это конфликт между мачехой, дочкой, королевой и другими героями, далекими от природы, — и силами природы, воплощенными в братьях-Месяцах; в то же время это конфликт социальный, порождающий столкновения между мачехой и падчерицей, королевой и падчерицей. Две главные героини, падчерица и королева, обладают характерами более сложными, чем их фольклорные прототипы. Такого, чтобы падчерица была способна отказаться от выполнения приказа, не бывает в народной сказке. Королеву немного жаль: она сирота, многого не понимает из-за плохого воспитания и неограниченной власти. Живая, непосредственная девочка, она способна быть лучше, чем позволяют ей дворцовые условия, что опять-таки не свойственно фольклорным королевам. В пьесе углублены характеры практически всех персонажей, усложнен конфликт — в соответствии с реальными жизненными противоречиями; тем самым пьесе-сказке придано реалистическое звучание.
Поэзия для детей составляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых маленьких были написаны между 1922 и 1930 годами. Это «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Багаж», «Почта», «Пожар», «Вот какой рассеянный» и пр.
«Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный» — эти и подобные сказки и истории имеют анекдотический сюжет. Они немногочисленны, но их значение особенно велико для тех лет, когда чистое веселье было сомнительным — с позиции критиков-педологов. И до сих пор эти стихотворения воспитывают в детях чувство юмора.
«Сказка о глупом мышонке» похожа на басню и вместе с тем на спародированную колыбельную. Она отлично передает тонкие нюансы смешного. Повторяется одна и та же ситуация — приглашение очередной няньки к капризному мышонку. Повторяется ситуация, но меняется голос няньки, меняются интонации просьб мышки-матери и отказов мышонка. Маршак прибегнул к сложному для малышей виду комического — иронии, требующей особой чувствительности к подтексту, к смыслу, заключенному «между строк». Маяковский любил цитировать: «Приходи к нам, тетя лошадь, / Нашу детку покачать».
В стихотворении «Вот какой рассеянный»Маршак смеется над своим персонажем уже открыто, почти каждая строфа — новое подтверждение смешной рассеянности. Герой — человек взрослый, и оттого он еще более смешон. Отчасти Маршак шаржировал свои черты, отчасти — черты одного известного профессора, о рассеянности которого рассказывались многочисленные истории.
В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я» познавательная информация растворена в лирической стихии. Поэт избегал в стихах прилагательных, тщательно следил за тем, чтобы слова не сливались, звучали по отдельности, заставлял слово поспевать за темпом действия.
В цикле «Детки в клетке»важны даже не сами животные, а их восприятие лирическим героем, который как будто переходит от клетки к клетке. К юмору постоянно примешиваются печаль, сочувствие, ироническое сомнение. Лирического героя поражает внешний вид слона, жирафа. Тигренок вдруг заставляет человека вспомнить о нраве дикого зверя («Эй, не стойте слишком близко — / Я тигренок, а не киска!»). Затем внешние впечатления дают толчок чувствам противоречивым, сложным. Противоречив вид зебр, чьи полоски напоминают об африканских травах и. о школьных тетрадках. Страусенок умеет сердиться и бить ногой, «мозолистой и твердой», но не умеет летать и петь — он смешон и печален. Грустит смешная обезьяна, вспоминая о родине. А вот белые медведи, кажется, всем довольны, — только им тесно, плавают они от стены к стене, задевая друг друга. Трудно понять, чего больше в совятах — обаяния или скуки:
Особая заслуга Маршака — создание публицистической поэзии для детей. Множество его стихотворений и поэм посвящено темам труда и гражданского воспитания. Наиболее известны «Война с Днепром», «Книжка про книжки», «Детям нашего двора», «Школа на колесах», «Костер в снегу». Первый политический памфлет для дошкольников — «Мистер-Твистер» (1933). Тема столкновения двух миров — социализма и капитализма. Переводы Маршака хорошо известны и взрослым, и детям. Особенно часто он обращался к английской поэзии: переводил старинные народные баллады Англии и Шотландии, сонеты Шекспира и Гейне, стихи и поэмы Блейка, Бёрнса, Колриджа, Ворд-сворта, Китса, Киплинга, Лира, Милна. В переводах Маршака часто нет буквального совпадения с текстом источника, что не мешает смысловой точности перевода. Он владел особым мастерством создавать «портрет» языка оригинала.
Творчество С.Я. Маршака — поэта, драматурга, переводчика и редактора — до сих пор остается живой классикой детской литературы.
источник
Цикл стихотворений «Детки в клетке», написанный в начале 20-х годов прошлого века, до сих пор, спустя многие десятилетия, остаются лучшими стихотворениями о животных и легко выдерживают конуренцию с многочисленными «зверинцами» современных авторов. С одной стороны, это маленькие стихотворения-портреты, впервые знакомящие маленького читателя с разными животными, очень точные и динамичные зарисовки. А с другой стороны, это нечто большее. За решёткой в зоопарке не просто звери, а тоже детки, тоже живые существа, способные испытывать те же эмоции, что и маленькие дети. И простенькие на первый взгляд стихотворения о животных становятся для маленького читателя и первым уроком сочувствия и сострадания: к тем, кто слабее, и вообще ко всему живому.
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Эй, не стойте слишком близко
Я тигрёнок, а не киска!
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывём к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
Взгляни на маленьких совят —
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
Я — страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твёрдой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Вы разве не знаете папы —
Большого, рыжего льва?
У него тяжёлые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит — басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосём молоко.
Нет, я не волк и не лиса,
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса —
Воинственного динго.
Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.
Она в кусты — и я за ней,
Она в ручей — и я в ручей,
Она быстрей — и я быстрей,
Неутомимый динго.
Она хитра, и я не прост.
С утра бежали мы до звёзд,
Но вот поймал её за хвост
Неумолимый динго.
Теперь у всех я на виду
В зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду,
Неугомонный динго.
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привёз.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролёт
И песенку такую
По-своему поёт:
«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».
Книги похожие на «Детки в клетке» читать онлайн бесплатно полные версии.
источник
С.Я. Маршак. Поэзия для детей. Многообразие тем, художественные и педагогические ценности (на примере произведений)
Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) оставил большое и разнообразное наследие: стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и представления, сатирические эпиграммы, переводы, критическую и мемуарную прозу. При этом главным делом его жизни была детская литература.
Для Маршака в детской книге не было мелочей. Чем младше возраст читателя, тем суровее были требования поэта-редактора к книге, которую он воспринимал целиком: содержание, язык, оформление, шрифты и формат, качество печати. Маршак не терпел «безработных» или стертых слов, штампов, вялых мыслей и ходульных эмоций. «Большая литература для маленьких» — так звучит его девиз.
Поэзия для детей составляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых маленьких были написаны между 1922 и 1930 годами. Это «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Багаж», «Почта», «Пожар», «Вот какой рассеянный» и пр. Темы и сюжеты стихотворений даже для трех- и четырехлетних детей всегда остро современны, затрагивают не только мирок детской комнаты, как это бывало в дореволюционной поэзии, а весь большой мир, с его смешными, драматическими и героическими сторонами. Все, что выходило из-под пера Маршака, полно разнообразного движения: идут, бегут, едут герои, вещи, постоянно совершаются какие-то происшествия, перемены. Максимум внимания Маршак уделял композиции стихотворения; не теряя цельности, оно разбивается на ряд маленьких стихотворений, легких для запоминания, законченных в своей выразительности. Особенно хороши у Маршака такие жанры, как стихотворный рассказ, анекдотическая история, цикл лирических миниатюр.
Классическими образцами стихотворных рассказов называют «Пожар», «Почту», «Почту военную», «Рассказ о неизвестном герое». Их отличают зримость деталей, достоверность образов, точные координаты действия. Все эти средства делают рассказ подобием взрослого документально-публицистического очерка. «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный» — эти и подобные сказки и истории имеют анекдотический сюжет. Они немногочисленны, но их значение особенно велико для тех лет, когда чистое веселье было сомнительным.
« Сказка о глупом мышонке» похожа на басню и вместе с тем на спародированную колыбельную. Она отлично передает тонкие нюансы смешного. Повторяется одна и та же ситуация — приглашение очередной няньки к капризному мышонку. Та же ирония пронизывает историю дамы, сдававшей в багаж «Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку» («Багаж»). Уже само это перечисление настраивает читателя иронически по отношению к даме и к ее дорожной неприятности.
В стихотворении «Вот какой рассеянный» Маршак смеется над своим персонажем уже открыто, почти каждая строфа — новое подтверждение смешной рассеянности. Герой — человек взрослый, и оттого он еще более смешон.
В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я» познавательная информация растворена в лирической стихии. Эти циклы — россыпь самых разных стихотворных форм, среди которых маленький читатель легко выберет строфу себе по вкусу.
В цикле «Детки в клетке» важны даже не сами животные, а их восприятие лирическим героем, который как будто переходит от клетки к клетке. К юмору постоянно примешиваются печать, сочувствие, ироническое сомнение. Лирического героя поражает внешний вид животных.
Особая заслуга Маршака — создание публицистической поэзии для детей. Множество его стихотворений и поэм посвящено темам труда и гражданского воспитания. Наиболее известны «Война с Днепром», «Книжка про книжки», «Детям нашего двора», «Школа на колесах», «Костер в снегу».
Первый политический памфлет для дошкольников — «Мистер-Твистер» (1933). Тема столкновения двух миров — социализма и капитализма — не была сама по себе новой в детской литературе, но под пером Маршака получила блестящее художественное решение.
«Двенадцать месяцев»
В 1943 году Маршак создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев. Она написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередко выступаю олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга. Ближе всего к пьесе Маршака словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев», которую в 1857 году обработала и пересказала чешская писательница Божена Немцова. Но Маршак не ограничился пересказом давно бытующего сюжета, а расширил и обогатил его. В пьесе-сказке Маршака вечный конфликт между трудолюбием и праздностью приобретает социальные черты благодаря разработке сюжетной линии, связанной с маленькой королевой и ее придворными. В то же время включение этой линии не нарушило связи пьесы с народной сказкой.
Композиция пьесы интересна тем, что действие то разворачивается в русском сказочном пространстве и с русскими героями (лес, изба; солдат, звери, мачеха и дочка), то перекидывается в пространство западных сказок (королевский дворец; «западные» королева, профессор, гофмейстерина, канцлер, послы, прокурор). Ввод в сказочную ситуацию начинается у Маршака с того момента, когда падчерица попадает в лес. И в самом лесе, и в его обитателях, и в двенадцати месяцах года автор выделяет лучшие, добрые начала, помогающие победе добра над злом. С помощью характеристики, которую дают девочке месяцы, автор подчеркивает трудолюбие своей героини, ее доброту, приветливость: «Мы, зимние месяцы, ее хорошо знаем. То у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она веселая, приветливая. » — так отзывается о девочке Январь. Он и остальные месяцы олицетворяют собой светлый, добрый мир. Атмосфера этого чудесного мира создается Маршаком на основе традиций фольклора.
Драматургический конфликт довольно сложен, двуедин. Это конфликт между мачехой, дочкой, королевой и другими героями, далекими от природы, — и силами природы, воплощенными в братьях-Месяцах; в то же время это конфликт социальный, порождающий столкновения между мачехой и падчерицей, королевой и падчерицей. В облике двенадцати месяцев сливаются воедино реальные и сказочные черты, сплетаются обыкновенное и чудесное, и это изображение на грани фантастического и действительного делает их образы романтизированными и лирическими. Когда же речь заходит о тех, кто противостоит добрым силам,— об противоположностях главной героини, автор применяет не лирические, а сатирические краски. Так, мачеха и ее дочка с их бессмысленной жадностью вызывают у читателя отвращение и протест, стремление активно бороться с носителями зла. Но если эти два персонажа изображены открыто сатирически, а придворные королевы даже карикатурно, то сложнее образ маленькой королевы. Она неглупа, разбирается в людях, умеет дать правильную оценку того отрицательного, что ее окружает, но, избалованная властью и безнаказанностью, привыкла к общему поклонению и безоговорочному исполнению всех своих прихотей. В обрисовке этого характера Маршак пользуется не только сатирическими, но и лирическими штрихами.
Две главные героини, падчерица и королева, обладают характерами более сложными, чем их фольклорные прототипы. Такого, чтобы падчерица была способна отказаться от выполнения приказа, не бывает в народной сказке. Королеву немного жаль: она сирота, многого не понимает из-за плохого воспитания и неограниченной власти. Живая, непосредственная девочка, она способна быть лучше, чем позволяют ей дворцовые условия, что опять-таки не свойственно фольклорным королевам. В пьесе углублены характеры практически всех персонажей, усложнен конфликт — в соответствии с реальными жизненными противоречиями; тем самым пьесе-сказке придано реалистическое звучание.
Так, пьеса «Двенадцать месяцев» в соответствии с гуманистическими традициями устного народного творчества воспитывает в детях нравственные качества, формирует жизненную позицию.
Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 5491 | Нарушение авторских прав
источник