Меню Рубрики

Дети в клетке маршак анализ

Сборник «Книги — детям». — М.:
Детская литература, 1975. — С. 68-76.

Привалова вспоминает, что Маршак сказал однажды: «Если бы я преподавал детскую литературу, я бы взял темой первой лекции самое маленькое стихотворение для самого маленького ребенка» 1 .

Представляю себе, с каким блеском проанализировал бы Маршак «четыре строки для четырехлетнего ребенка» 2 , и хочу попытаться взять тоже как бы для первого разговора его собственные строчки.

Они входят в книжку, которой он дебютировал в детской поэзии, — «Детки в клетке», выдержавшую с 1923 года десятки изданий. Маршак потом многое в ней менял, совершенствовал от издания к изданию, но это маленькое стихотворение оставил в том виде, как оно было напечатано впервые.

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре.

Поначалу все строчки в этой книжке сочинялись как подписи к рисункам художника Сесиля Олдина, заимствованным из какой-то английской детской книги и замененным впоследствии рисунками Евгения Чарушина.

Книжки, в которых печатаются такие стихи, с давних пор называют книжками-картинками. Это самый распространенный и, наверное, один из самых привлекательных видов издания для трех-четырехлетних.

И другие стихи в книжке «Детки в клетке» совершенно в том же роде.

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.

Эй, не стойте слишком близко —
Я тигренок, а не киска!

Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра.

Связь подобных строчек с картинкой очевидна, и она даже подразумевается в самих стихах: «Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок», или: «Он сегодня съел с утра Только два таких ведра».

Без сомнения, искусство стихотворной подписи весьма непросто. Сюжетно она зависит от рисунка, и вместе с тем ей необходимо быть законченной, лаконичной и отточенной, чтобы запомниться сразу. Особенность стихотворной книжки-картинки и состоит в том, что, хотя в ней подпись и картинка перекликаются между собой, — ни подпись сама по себе, ни картинка не теряют отдельно своей эмоциональной и художественной ценности. Ибо, хотя они и дополняют друг друга, это все же не две половинки, составившие одно, а два целых, находящиеся в гармонии друг с другом.

Для ребенка смысл этого соединения в том, что, глядя на картинку (всякий последующий раз), он уже слышит знакомые стихи, а слушая стихи, уже видит знакомую картинку. То есть, конечно, он видит гораздо больше того, что нарисовано на картинке, потому что изображение для него не статично, а полнó движения и жизни, но он каждый раз хочет проверить себя и еще раз обрадоваться, отсюда его требовательное «покажи!», когда ему читают книжку вслух. А рассматривая картинку, он шепчет, повторяет про себя строчки подписи, самая музыка, ритм которой вовлекают его в действие, заставляют пережить изображаемое как происходящее на его глазах или даже с ним самим.

Твардовский однажды поделился сомнением, возникшим у него при мысли, что всем известные стихи Маршака будут собраны «под крышкой строго оформленного, приземистого тома». Не проиграют ли они в издании для взрослых? Все-таки мы привыкли их видеть рядом с картинкой, с иллюстрацией, которой во взрослой книге, в Собрании сочинений, естественно, не будет 3 .

Ответ тут очевиден: стихи должны быть подлинными стихами, чтобы не проиграть где бы их ни печатали.

Строчки о слоне как будто независимей от картинки, нежели их соседи по книжке, — скажем, тот же «Тигренок». Но самоценность их не в этом.

Прежде всего это стихи «без рассудочности, от всего сердца, от радости душевной», что Маршак считал первым условием поэзии для маленьких 4 .

Далее (и это второе его условие), их отличает «свежесть и чистота языка», «ясное чувство формы, цельность рисунка» 5 .

Тут по одним рифмам можно прочесть стихи. Удивление: «слону» — «одну»?! И как требованье: «пошире» — «четыре»!!

А как естественно развит сюжет в четырех строчках! Вам сообщают: «Дали туфельки слону. » И вот что из этого вышло: «Взял он туфельку одну /И сказал: — Нужны пошире, /И не две, а все четыре». Развернуть в четверостишии целый сюжет, не утратив при этом простоты, изящества и естественности, под силу только блистательному мастеру.

Почти каждая подпись в «Детках в клетке» тяготеет к эпиграмме. Зверята как бы сами представляются маленькому зрителю и с юмором демонстрируют свои типичные черточки.

Эй, не стойте слишком близко —
Я тигренок, а не киска!

Поэт весело фокусирует характер «детки», придавая ему в глазах ребенка особую привлекательность.

И, наконец, строчки о слоне «полны действия, игры, воображения», что отвечало у Маршака третьему основному требованью к стихам для маленьких 6 .

Несомненно, что любая подпись в этой книжке мыслится как отдельное стихотворение, недаром Маршак дает стихам заглавия, по имени зверя или птицы («Лебеденок», «Эскимосская собака» и т. п., — они как таблички на клетках).

И все-таки не в этих, безусловно важных, но как бы внешних, доступных глазу признаках заключается поэтическое значение разбираемых строк.

Существует ходячее: стихи для детей должны быть и для взрослых стихами. Все правильно, не виршами! И все же это мнение на редкость несправедливо, а вернее сказать, ложно.

Дело в том, что как бы мы ни рассматривали стихи о слоне с точки зрения взрослого, мы все равно не сможем оценить их в полной мере. Потому что-то поэтическое содержание, которое мы видим в этих строчках, неадекватно тому, что видит или, точнее, вкладывает в них ребенок. И в этом непреложный смысл поэзии для детей. Мы лишь можем догадываться о всех чувствах и ассоциациях, какие возникают у ребенка, когда он слышит эти строчки, но знать досконально все — нам не дано. Даже поэт скорее предчувствует их, нежели знает, и чем острее его интуиция (которая и есть составная таланта детского поэта), тем больше обеспечено восприятие его строчек у маленького ребенка.

В самом деле, для взрослого здесь весьма условная и наивная игра смысла, которую он оценивает лишь переключившись на детскую волну. Его восприятие поневоле схематично.

Другое дело — ребенок. Он превосходно ощущает юмор этих строчек, но при всем том и самый сюжет и стихи полны для него одному ему доступного очарования. Это потому, что элемент наивности не только не изъят из восприятия ребенка, но есть в некотором роде его главное читательское оружие.

Для взрослого здесь все просто и незанятно. Дали туфельки слону — ну и что? — а они ему не подошли. Вот и вся сказка. Для ребенка, напротив, здесь очень развернутый и интересный сюжет. (Буду фантазировать.) Жил-был слон. ну, еще слоненок. Он жил в зоопарке. Мы пошли в зоопарк с папой. И сразу пошли к слону. Он ходил по камешкам. У него туфелек не было. Я хотел дать ему свои, и вдруг. пришел дядя сторож. с туфельками. Слоненок взял одну туфельку, посмотрел. и т. д.

Пружину этого восприятия, именно данной маршаковской книжки, объяснила в свое время Марина Цветаева. Говоря, что «Детки в клетке» С. Маршака — из всех детских книг моя любимая», Цветаева далее пишет: «Начнем с названия. Не звери в клетке, а детки в клетке, те самые детки, которые на них смотрят. Дети смотрят на самих себя» 7 .

Подставлять себя на место почти всякого понравившегося ему персонажа очень свойственно маленькому ребенку. Но здесь, в строчках Маршака, этот путь к тому же прямо указан: «Дали туфельки слону. » Конечно cлону предложили детские туфельки. А кому такая идея могла прийти в голову? Само собой, ребенку. Раз слоненок не обут, — значит, ему нужны туфли. «А если ему дать мои. » Чувствуя веселую несообразность ситуации ребенок вместе с тем не откажет себе в удовольствии примерить собственные туфельки даже слону.

«Дети смотрят на самих себя». Смотрят на таких же деток, как они сами, только звериных. Почему бы не поиграть с ними?

Вы думаете, для малыша это всего только игра (уж если юмор не ускользает от него)? Нет, не только. Здесь присутствует полуосознаваемое желание соотнести таким образом себя, свои размеры с гигантскими, удивительными размерами слона. «Вот если бы я был маленький слоник. «

Поэт для детей и проходит по этой едва уловимой грани между реальностью (она снята юмором) и полуосознанным стремлением увидеть себя деткой в клетке («смотрят на самих себя»).

Невозможно определить, сколько ребенок извлекает из этого сравнения. Если до двухлетнего возраста ему полагается «различать величину предметов независимо от их формы», а позднее — «проверять свои определения на глаз. с помощью условных мерок» 8 , то, пожалуй, одного этого стихотворения достаточно, чтобы поэтически (а это сильней, чем логически) утвердиться в понятиях большой и маленький. Да, слон пока еще маленький, но уже какой большой! Взрослого эта параллель не занимает, но ребенок способен извлечь из нее поэтическое ощущение.

Четыре строчки — а в них весь слон! Маленький гигант, которому не то что туфельки, а неизвестно какая великанская обувь пришлась бы впору. Он не похож ни на одного зверя, его даже не с кем сравнить в мире животных — и вдруг сразу, благодаря четырем строчкам, он приближен к ребенку, приближен настолько, что хоть собственные туфельки ему предлагай. Образ очерчен одним контрастным мазком: гигант — и маленькие туфельки. Кажется, чтó еще может быть мельче в детском обиходе, чем туфельки?

Разумеется, слон для ребенка — существо поэтическое, и его образ он осмысливает через это сравнение именно поэтически.

Маршак избирает лучший способ постижения для маленьких — сказку. Разве вы не заметили, что это слон говорящий, сказочный (как, впрочем, и многие другие зверята в той же книжке)?

Но что значит сказочный для нас — и для ребенка?

Нас, взрослых, слон, когда мы его видим, поражает, — такой он большой и умный. Мы бы, кажется, не удивились, если б он вдруг заговорил. А дети — и подавно. Они знают, что слон может заговорить, потребовать себе что-нибудь. Они уверены, что таинственный служитель, который входит к нему, принес именно то, что слон попросил его принести, и они разговаривают между собой.

Маршак смотрит на слона детскими глазами. И дети смотрят на слона глазами Маршака. Потому что он воплотил в строчках детское мышление: взял и вылил его в идеальную форму.

. Пожалуй, нет в мире поэта, у которого бы не было своего «Зоопарка» (вспомните из русских: Хлебникова, Пастернака, Сашу Черного). Видимо, то обстоятельство, что рядом с нами, в городе, живет экзотический зверь или птица, которого мы можем в любой день увидеть и рассмотреть, для которого мы сами диковинные существа, толпящиеся у клетки, — занимает поэтическое воображение с детства. И, следовательно, зоопарк для поэта — безразлично, детский он или взрослый — тема лирическая, только освоенная по-разному.

Неизвестно, написал бы когда-нибудь Маршак еще и недетские стихи о зоопарке, — так сказать, для себя. Вопрос этот праздный, и не только потому, что как поэт природно-детский он в известной мере уже здесь выразил свое виденье. Не забудем, что «Детки в клетке» — едва ли не первая его книжка для детей и, значит, зоосад — одно из тех мест на земле, куда поэт раньше всего захотел повести ребенка и о котором хотел ему поведать. Причем, в отличие от традиционных циклов о зоопарке он рассказал ему не вообще о зверях и птицах, там обитающих, а лишь о звериных детках, найдя этот ракурс наиболее интересным.

Ребенку приятно, что на одну доску с ним становится сказочный слон. И ребенок сам становится сказочным, поднимается в сказку. Потому что такое бывает только во сне или в сказке, — когда он может протянуть ему туфельки. Это его веселит, радует необычайно.

Так Маршак легко и весело утверждает малыша в мысли, что слон и в самом деле зверь большой и необыкновенный.

Ребенок не упустит случая поиграть с экзотической деткой. Эту игру и передает сюжет.

В основе его, как я уже говорил, лежит истинно детское мышление. Но есть тут и знание, которое условно можно определить как взрослое. Условно потому, что ребенок уже приобщен к этому знанию. Он уже и сам понимает, что раз у слона четыре ноги, то ему нужны четыре туфли. Но детское мышление и знание еще спорят между собой, и как весело спорят! Для маленького ребенка этот спор сам по себе источник радости. Ибо ребенок уже знает, что никакие туфли слону не нужны.

Знает, и все же охотно включается в игру со счетом, которую предлагает ему поэт. Дали туфельки слону. «Одной» — мало! «Двух» — тоже. (Три само собой ни к чему.) «Четыре» — вот сколько нужно слону!

(Кстати, отличная считалка. Так и слышишь детский голосок, который скандирует перед игрой: «Дали/туфельки/слону. «)

Что же, в конце концов, создает тут поэзию? Сюжет — раз. Игра — два. Сказка, с близкой ребенку реалистической деталью (туфельки) — три. Счет — четыре. Разнообразие интонаций, в которых и лукавая ирония, и детская серьезность, и удивление — пять.

Но сколько бы и как бы подробно мы ни перечисляли, что, по нашим понятиям, извлекает четырехлетний ребенок из этого четырехстрочного стихотворения, нам не сказать, не исчерпать всего, чтó он по-настоящему извлечет. Потому что, помимо сюжета и других категорий, поддающихся взрослому логическому анализу, есть в этих строчках — а вернее, между ними — то, что и делает их поэзией. Особой поэзией, для детей.

1. Е. Привалова. У истоков. В сб. «Я думал, чувствовал, я жил. » (Воспоминания о С.Я. Маршаке). М., 1971, с. 160. ↑

4. Письмо поэту Вадиму Левину от 5 января 1963 года. (С.Маршак. Собрание сочинений в восьми томах, т. 8, М., 1972, с. 457). ↑

6. Письмо Вадиму Левину от 5 января 1963 года. (С. Маршак Собрание сочинений, т. 8, с. 457). ↑

7. Марина Цветаева. О новой русской детской книге. Публикация Виктории Швейцер. «Детская литература», 1966, № 6, с. 24. ↑

8. Программа воспитания в детском саду. Изд. 6. М., 1972, с. 45 и 156. ↑

источник

Книжные обзоры
Книги для самых маленьких

С. Я. Маршак
Цикл стихотворений «Детки в клетке»

Читайте также:  Симптомы туберкулеза у детей анализы

Стихотворения Маршака давно стали классикой детского чтения, они сопровождают маленького читателя едва ли не до подросткового возраста, постепенно открывая ему пёстрый мир во всём его многообразии. Но сегодня мы расскажем о книге, которая одной из первых входит в круг детского чтения и надолго остаётся одной из самых любимых. Это цикл стихотворений «Детки в клетке». Написанный в начале 20-х годов прошлого века, он не раз переиздавался, как отдельными изданиями, так и в составе больших сборников. В 70-е годы выходила отдельная книжечка с рисунками Е. Чарушина, сейчас «Детки в клетке» публикуются в основном вместе с другими стихами и сказками Маршака.

Итак, перед нами зоосад — так и называется первое стихотворение цикла. Оно строится вокруг сюжета — один день из жизни зоологического сада, с утра до вечера. Таких сюжетных стихотворений в цикле немного, в основном он состоит из коротеньких портретных зарисовок маленьких обитателей зоопарка. С одной стороны, они впервые знакомят читателя с разными животными и прежде всего это стихотворения-картинки, построенные на каком-то характерном признаке: у слона — величина, у зебры — полоски, у жирафа — рост:

    Рвать цветы легко и просто
    Детям маленького роста.
    Но тому, кто так высок,
    Нелегко сорвать цветок.

Каждая такая картинка — не просто статичный портет, это маленькая сценка из жизни героя стихотворения, наполненная движением. Вот, например, гусёнок:

    Отчего течёт вода
    С этого младенца?
    Он недавно из пруда.
    Дайте полотеце!

В четырёх строчках — живой образ взъерошенного птенца, не застывшее глянцевое изображение, а подвижный фрагмент жизни.

Или, например, «Львёнок» — одно из самых динамичных стихотворений:

    Нет, постой, постой, постой,
    Я разделаюсь с тобой!
    Мой отец одним прыжком
    Расправляется с быком.
    Будет стыдно, если я
    Не поймаю воробья.
    Эй, вернись, покуда цел!
    Мама! Мама! Улетел.

Возможно, именно благодаря этой удивительной точности и яркости «Детки в клетке» до сих пор, спустя многие десятилетия, остаются лучшими стихотворениями о животных и легко выдерживают конуренцию с многочисленными «зверинцами» современных авторов.

И всё-таки дело не только в несомненной художественной ценности этих стихов. «Детки в клетке» — не просто портретные зарисовки, это нечто большее. За решёткой в зоопарке не просто звери, а тоже детки, тоже живые существа, способные испытывать те же эмоции, что и маленькие дети. Лучше всего об этом сказала ещё Марина Цветаева в своём критическом обзоре «О новой русской детской книге»: «Не звери в клетке, а детки в клетке, те самые детки, которые на них смотрят. Дети смотрят на самих себя. Малолетние (дошкольные!) — слон, белый медведь, жирафа, лев, верблюд, кенгуру, шимпанзе, тигр, собака-волк, просто-волк — кого там нет! Все там будем.»

И в самом деле, обитатели зоосада испытывают типичные человеческие чувства: испуг, недоумение, растерянность, они тоскуют об утраченной свободе («За что сижу я клетке, / Я сам не знаю, детки!») и о далёкой родине («Мартышка вспоминает / Страну свою — Алжир / И утром принимает / Прохладный рыбий жир»). Так простенькие на первый взгляд стихотворения о животных становятся для маленького читателя и первым уроком сочувствия и сострадания: к тем, кто слабее, и вообще ко всему живому.

Остаётся только добавить, что по мере переиздания стихотворения цикла переживали и своеобразные превращения, и некоторые тексты первоначально звучали совсем иначе. Например, от стихотворения «Тигрёнок» до нас дошли лишь две последних строчки, а в первых изданиях оно выглядело так:

    Убирайтесь! Я сердит!
    Мне не нужен ваш бисквит.
    Что хорошего в бисквите?
    Вы мне мяса принесите.
    Я тигрёнок, хищный зверь!
    Понимаете теперь?
    Я с ума сойду от злости!
    Каждый день приходят гости,
    Беспокоят, пристают
    В клетку зонтики суют.
    Эй, не стойте слишком близко!
    Я тигрёнок, а не киска!

Обзор подготовила филолог Валерия Здир,
специально для детского портала «Солнышко».
Опубликовано 28 сентября 2005 г.

источник

Валентина Лукашева
Занятие по развитию речи. Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»

Тема: «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке».

Цель: познакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»;

Образовательная: вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений, учить понимать его содержание, обогащать словарь детей,

Развивающая: развивать эмоциональный отклик на произведение, развивать звуковую культуру речи; развивать активный и пассивный словарь на основе углубления представлений о животных, их деятельности и движениях, развивать речевое дыхание и речевой слух, развивать поэтический слух, память, внимание, любовь и интерес к литературе.

Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, воспитывать дружеские отношения между детьми.

Материал: стихотворения С. Маршака из цикла «Детки в клетке», игрушки животных, игрушка воробья, настольный театр к произведению «Детки в клетке»

Содержание организационной деятельности детей.

— Ребята, к нам сегодня в гости прилетел маленький гость. А кто это угадайте.

Влетает воробей. Дети здороваются.

— Откуда, воробей ты прилетел к нам?

Послушайте, что ответил воробей.

Звери в клетках там сидят,

— Ребята, а вы знаете что такое зоопарк? (ответы детей)

— Воробей, расскажи, что ты делал в зоопарке?

Чтение стихотворения «Где обедал воробей? С. Маршака., с использованием настольного театра.

Воспитатель читает стихотворение, при этом обращает внимание на изображения животных, указанных в стихотворении.

— Как хорошо воробей, что с тобой ни чего не случилось, и ты прилетел к нам в гости.

Кто чуть не проглотил воробья? Где побывал воробей?. У каких зверей и птиц обедал воробей?.

— Ребята, в зоопарке живут и другие животные. Воробей приглашает нас с вами посетить зоопарк. Хотите отправиться в зоопарк?.

Раз, два, три, вокруг себя повернись в зоопарке очутись.

Мы с вами повторим правила поведения в зоопарке:

НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.

НЕ бросайте ничего в животных.

НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ

Только дорога туда длинная. Все готовы? Тогда в путь! Сначала мы выполним небольшую зарядку:

Мы поскачем, словно зайка (прыжки на месте)

Щиплем травку как олень (наклоны вперед)

Мы за ними повторяем (рывки руками в стороны)

Тоже крыльями вращает (вращение согнутыми руками)

Тренирует свой живот (круговые движения тазом)

Землянику собирают (приседания)

Так ребятки и зверятки вместе сделали зарядку.

— Вот ребята мы и в зоопарке. Не забывайте соблюдать тишину.

Воспитатель подходит к вольерам. Читает стихотворения С. Маршака «Детки в клетке»

Вы разве не знаете папы-

Эй, не стойте слишком близко-

Рвать цветы легко и просто

Полосатые лошадки Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

— Ребята, зоопарк закрывается нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, вокруг себя повернись в детском саду очутись.

Дети садятся на стульчики.

— Вам понравилось наше путешествие. Где мы с вами были?. Каких зверей видели в зоопарке. (ответы детей). А кто больше всего запомнился?

Ребята, стихи которые мы сегодня услышали, написал детский поэт Самуил Маршак. А собраны они вот в этой книге. Называется она «Детки в клетке». Давайте поселим ее в нашем книжном уголке.

Дидактическая игра «Назови ласково» (Воспитатель показывает картинки с изображением животных, дети называют ласково (заяц – зайчик)

Фотоотчет. Нетрадиционная техника: рисование манкой и акварелью С. Я. Маршак «Детки в клетке» Фотоотчет. Нетрадиционная техника: рисование манкой и акварелью на тему: С. Я. Маршак «Детки в клетке» с детьми младшего дошкольного возраста.

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке» Тема: «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетки». Цель: познакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С. Я. Маршака.

Конспект по развитию речи в средней группе «Чтение и заучивание стихотворений о зиме» Программное содержание: Задачи: Образовательные: Продолжать учить детей приобщатся к поэзии; Учить детей запоминать стихотворения. Развивающие:.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» Тема: Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке».Программные задачи: — учить детей эмоционально воспринимать содержание стихов;.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение стихотворений о зиме Чтение стихотворений о зиме. Программные задачи: 1. Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. 2. развивать.

Памятка для заботливых родителей «Выразительное чтение стихотворений» Как по разному люди читают стихи! Один — монотонно, вяло. Другой — выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально.

Презентация «Детки в клетке». Ознакомление детей со стихотворением С. Маршака Тема занятия – Дошкольное образование. Развитие речи. С. Маршак «Детки в клетке» Возраст – Младший дошкольный возраст (3-4 года) Автор презентации.

Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе с использованием стихотворений об осени Уважаемые коллеги предлагаю Вашему вниманию презентацию к занятию Развитие речи детей старшей группы с использованием стихотворений об осени.

Занятие по развитию речи «Чтение произведения Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино» Программное содержание: — познакомить детей с произведением Э. Успенского «Трое из Простоквашино»; — учить детей понимать содержание произведения;.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Чтение мордовской народной сказки «Благодарный медведь» Тема: Чтение мордовской народной сказки «Благодарный медведь». Программное содержание: знакомить детей с мордовскими народными сказками;.

источник

Эй, не стойте слишком близко —
Я тигрёнок, а не киска!

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Взгляни на маленьких совят —
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.

На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Отчего течёт вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!

Я — страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.

Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку обезьяну
В подарок нам привёз.

Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролёт
И песенку такую
По-своему поёт:

«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».

Белые медведи

У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой.
Не задевай меня ногой!

Эскимосская собака

На прутике — записка:
«Не подходите близко!»

Записке ты не верь —
Я самый добрый зверь.

За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.

Собака динго

Нет, я не волк и не лиса.
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса —
Воинственного динго.

Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.

Она в кусты — и я за ней,
Она в ручей — и я в ручей,
Она быстрей — и я быстрей,
Неутомимый динго.

Она хитра, и я не прост,
С утра бежали мы до звёзд,
Но вот поймал её за хвост
Неумолимый динго.

Теперь у всех я на виду,
В зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду,
Неугомонный динго.

Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!

Где обедал воробей

— Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва
За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.
С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

Не смотря на то, что количество произведений для детей на сегодняшний день очень велико, в редком доме не окажется сборника стихов Маршака. Произведению Самуила Яковлевича «Детки в клетке» исполнилось без малого 100 лет, оно выдержало множество изданий и по-прежнему востребовано на рынке детской литературы. Непревзойденный талант писателя, его понимание мысли ребенка, и неизменное чувство юмора сделали серию «Детки в клетке» классикой и образцом детской поэзии.

Вместе со своими маленькими читателями автор прогуливается между клетками в зоопарке и предлагает взглянуть на его обитателей. Интересно и само название сборника — детки в клетке: простая рифма таит простор для воображения. Ребенок переносится в удивительный мир, в котором за решеткой не просто дикие животные, а такие же, как он, «детки». Весело и непринуждённо происходит знакомство с птицами и зверями, а в паре строк выделяются их отличительные черты.

Удивительно в цикле деткой прозы именно то, что автор не просто рисует образ животного, а создает эмоционально окрашенное художественное изображение. Пользуясь самыми простыми словами, С.Я. Маршак с точностью передает не только внешний вид, но и повадки животных. Читая строки про белых медведей «Мы от стены плывем к стене то на боку, то на спине» в воображении возникает образ степенных и больших животных, неторопливо плавающих в своем водоеме в летнюю жару. Ребёнка словно приглашают в занимательное путешествие, в шутливой форме рассказывая, обучая и даже предостерегая «Эй, не стойте слишком близко — я тигрёнок, а не киска!».

Видя картинку в книжке, ребенок вспоминает знакомые строки, и наоборот, слыша стихи, он представляет образ обитателя зоопарка -это тренирует память и образность мышления. Звери представляются своему маленькому читателю, удерживают внимание яркими деталями, фразами и предлагают продолжить путешествие дальше. Знакомство со слоном происходит всего в четырех строчках, но в них разворачивается целая история: у слона не было туфелек, кто-то (скорее всего ребенок) поделился своими туфельками, слон взял ее, осмотрел и удивился. Автор одними только рифмами передает и удивление: «слону» — «одну»? И требование: «пошире» — «четыре».

Читайте также:  Синдром ретта у детей анализ

Маршак смотрит на своих героев глазами ребенка, сохраняя детскую непосредственность и наивность. Перед читателем раскрывается сказка, в которой звери умеют говорить и рассуждать, слону можно протянуть свою туфельку, а веселый воробей расскажет об обеде у соседей. Автор воплотил детское мышление в идеальную форму и передал нам ее в цикле замечательного литературного произведения «Детки в клетке».

источник

«Ознакомление детей с произведением С.Маршака «Детки в клетке» с внедрением здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Конспект занятия

по ознакомлению с художественной литературой

по теме «Ознакомление детей с произведением С.Маршака

«Детки в клетке»

с внедрением здоровьесберегающих технологий

Вторая младшая группа

Цель: познакомить детей с произведением С. Маршака «Детки в клетке»

АНО ДО «Планета детства «Лада».

Детский сад № 68 «Серебряное копытце»

по ознакомлению с художественной литературой

по теме «Ознакомление детей с произведением С.Маршака

с внедрением здоровьесберегающих технологий

Воспитатель первой категории Мартыненко Наталья Владимировна

Цель : познакомить детей с произведением С. Маршака «Детки в клетке»

Образовательная : вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений, стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из произведения, учить понимать его содержание, обогащать словарь детей, развивать активный и пассивный словарь на основе углубления представлений о животных, их деятельности и движениях.

Развивающая: развивать эмоциональный отклик на произведение посредством сюжетно — отобразительной игры, развивать звуковую культуру речи; развивать речевое дыхание и речевой слух

Оздоровительная : обогащать двигательный опыт детей, развивать мелкую моторику, формировать правильную осанку, укреплять зрительную мускулатуру с помощью зрительной гимнастики. Формировать у дошкольников ценностное отношение к своему здоровью, через привитие навыка к закаливанию.

книга С. Маршака «Детки в клетке», массажные дорожки, емкости для холодной и теплой воды по количеству детей, шнуровка в

виде « кроссовок », иллюстрации в виде раскрытых страниц книги по произведению автора, корзинка, прищепки — крокодильчики.

1 Создание проблемной ситуации

Воспитатель подзывает к себе детей.

— Ребята, посмотрите, что у меня в корзинке?

-Знаете, наши крокодильчики очень любят играть. Они ползали, играли и незаметно потеряли свою маму. Возьмите их в руки. Посмотрите, как они жалобно открывают свои рты. (Дети берут в руки прищепки- крокодильчики) Как же мы сможем им помочь?

-Оставим у себя в группе, найдем маму.

-А где же мы будем её искать?

-В реке, в лесу, в болоте, в зоопарке.

-Да, ребята в зоопарке живут животные со всего света. Я думаю, что там мы точно найдем маму крокодильчиков.

Только дорога туда длинная. Все готовы? Тогда в путь. Идем по дорожке, поднимаемся в гору, спускаемся с горы. (Ходьба по массажным дорожкам).

А вот и зоопарк. И в первом вольере нас встречает тигренок.

2 Чтение стихотворения «Тигренок».

-Эй, не стойте слишком близко.

Ребята, тигренок хочет нас напугать. А вы его боитесь?

-Нет, он совсем не страшный.

-Но ведь тигренок ещё совсем маленький, а ему так хочется поскорее стать взрослым. Чтобы его все боялись. Давайте сделаем вид, что мы его испугались. Крепко — крепко закроем глаза и откроем. Еще раз закроем и снова откроем. А теперь посмотрим вверх, вниз — может быть тигрица

тигренок, уже машет нам своим хвостиком. Давайте с ним прощаться. Идем дальше, ведь маму для крокодильчиков мы еще не нашли. Идём дальше.

На столе страница книги с изображением дерева.

— Кто же за ним прячется? (дети предполагают). Давайте проверим, потянем за веревочку.

Дети тянут за веревочку и вытягивают — жирафа.

3 Чтение стихотворения «Жираф ».

Рвать цветы легко и просто

-А почему жирафу тяжело наклоняться?

-Потому, что у него шея и ноги длинные.

-Давайте ему нашу гимнастику покажем.

У жирафа пятна, пятна, пятна пятнышки везде

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

На носу, на животе, на коленях и локтях.

Дети хлопают себя ладошками, как бы рисуя пятнышки по всему телу

У слона есть складки, складки, складки — складочки везде.

У слона есть складки, складки, кладки — складочки везде.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях

На носу, на животе, на коленях и носках.

Дети пощипывают себя по всему телу, показывая складки.

-Ребята, мы и здесь не встретили мамы наших крокодильчиков. Идем дальше,

кто же нам еще встретится на пути? (подходят к следующему вольеру).

4 Чтение стихотворения «Слон».

И сказал: «Нужны пошире. И не две

-Ребята, а для чего слону так много туфелек?

-У него четыре ноги, на каждую ногу.

-А у меня есть кроссовки для слона, но только они не зашнурованы. Вы мне поможете?

Дети шнуруют кроссовки, прощаются со слоном. Проходят к следующему вольеру.

-Ребята, как вы думаете, кто живет здесь. (Дети предполагают) Давайте проверим (открываются дверцы, появляются белые медвежата).

5 Чтение стихотворения «Медвежата».

Мы с братом плаваем вдвоем

Мы от стены плывем к стене

-Ребята, а какую воду любят медвежата?

-А мы тоже с вами поиграем с водичкой. Опускайте свои ладошки в воду. Какая у вас водичка?

А теперь давайте поменяемся. (Дети меняются емкостями с водой).

Какая теперь у вас вода? Ребята, у нас руки были сухие, а стали мокрые. Давайте их снова сделаем сухими. Дети вытирают руки.

6 Воспитатель обращает внимание детей на дорожку .

-Ребята посмотрите, я, кажется, знаю, где живет мама крокодильчиков. Но для этого надо пройти по шаткому мостику через речку.

(дети проходят по дорожке, находят крокодила)

-А вот и наша мама. Давайте ей расскажем, где мы были, пока её искали.

Дети рассказывают. Оставляют крокодильчиков. Прощаются

Возвращаются по тем же дорожкам домой. Садятся на стульчики.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? А кто вам запомнился? Про каких животных вы бы еще хотели бы услышать стихотворение? (по желанию детей повторно читаются стихи). Ребята, стихи которые мы сегодня услышали, придумал детский поэт Самуил Маршак. А собраны они вот в этой книге. Называется она «Детки в клетке». Давайте поселим ее в нашем книжном уголке.

Ребята, а на память о нашем путешествии я бы хотела оставить вам фотографии животных. (Воспитатель дарит детям фотографии животных, у которых были дети).

Задачи:-Воспитывать у детей интерес к творчеству С.Я.Маршака.-Развивать память.-Развивать желание выразительно читать стихи.-Развивать творческие способности детей.-Обогащать и активизировать сл.

Конспект по теме «Ознакомление детей с произведением С.Маршака «Детки в клетке».

Комплексный досуг проводится с целью закрепления пройденного материиала.

Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие».

конспект занятия по художественной литературе в младшей группе.

Настольно – печатная дидактическая игра « Зоопарк ( по произведению С. Я. Маршака « Детки в клетке») для детей старшего возраста.Цель: Познакомиться с р.

Конспект разработан с использованием театрально-игровой и здоровьесберегающей технологий.

источник

Эй, не стойте слишком близко —
Я тигрёнок, а не киска!

Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Взгляни на маленьких совят —
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Отчего течёт вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!

Я — страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.

Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку обезьяну
В подарок нам привёз.

Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролёт
И песенку такую
По-своему поёт:
«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».

У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой.
Не задевай меня ногой!
Эскимосская собака
На прутике — записка:
«Не подходите близко!»

Записке ты не верь —
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.

Нет, я не волк и не лиса.
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса —
Воинственного динго.
Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.

Она в кусты — и я за ней,
Она в ручей — и я в ручей,
Она быстрей — и я быстрей,
Неутомимый динго.

Она хитра, и я не прост,
С утра бежали мы до звёзд,
Но вот поймал её за хвост
Неумолимый динго.
Теперь у всех я на виду,
В зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду,
Неугомонный динго.

Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!

Вы разве не знаете папы —
Большого, рыжего льва?
У него тяжёлые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит — басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосём молоко.

источник

Самуил Яковлевич Маршак (1887 — 1964), поэт, переводчик, драматург, оставил большое и разнообразное наследие: стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и пред­ставления, сатирические эпиграммы, переводы, критическую и мемуарную прозу. При этом главным делом его жизни была дет­ская литература.

Маршак и другие редакторы Детиздата превыше всего стави­ли хороший вкус, умение отличать высокую литературу от псев­долитературы.

Для Маршака в детской книге не было мелочей. Чем младше возраст читателя, тем суровее были требования поэта-редактора к книге, которую он воспринимал целиком: содержание, язык, оформление, шрифты и формат, качество печати.

Первые пьесы выросли из фольклора и напоминают веселые, подвижные игры. Их сюжеты намеренно просты, но разработаны с изяществом и юмором. Образы элементарны и вместе с тем пла­стичны. Реплики и монологи персонажей немногословны, но вы­разительны. Особенности этих пьес — повторяемость эпизодов, непрерывность в ходе действия, причудливое развитие фабулы.

Начав с маленьких одноактных пьес, Маршак постепенно при­ходит к многоактным драматическим произведениям: «Двенад­цать месяцев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи». Пьесы его насыщены музыкой, песнями, танцами, словесными турнирами — всем тем, чем богат народный театр.

За основу пьесы «Терем-Теремок» (1940) взята известная на­родная сказка. Маршак не просто инсценировал ее. Он внес в нее драматургический конфликт добра и зла, придал образам выпук­лость. Некоторые герои были заменены, добавлены новые — Злой Дед и Добрый Дед, которые играют роль ведущих, сказителей. Переработке подверглись сюжет и композиция: появились пролог и эпилог, новые мотивы (например, похищение петуха), изменилась концовка. Действие в пьесе движется драматическими об­стоятельствами (приход волка, умеющего только «ловить мышат, давить лягушат», подстрекательства со стороны лисы, нападение хищников на Теремок, «искушение» петуха и его похищение, расправа с лисой). Конфликт между добрыми обитателями Терем­ка и злыми хищниками разрешается в пользу первых при горячем одобрении зрителей.

«Кошкин дом» — пьеса-сказка, которую можно было бы на­звать на языке взрослой драматургии бытовой драмой. Как писал Маршак, она «родилась из нескольких строчек детской песенки, а сюжет к ней разработан самостоятельно». Песенка такая: «Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, Глаза выпучила. Бежит курица с ведром, Заливает кошкин дом».

Эти шесть строчек есть уже театральная сценка. Маршак сделал ее более развернутой, объяснил предыдущие события, дал завер­шение конфликта. Пьеса построена по принципу хоровода: герои и действие в ней сконцентрированы вокруг одного центра — дома. Множество героев не мешает восприятию пьесы благодаря их чет­кой расстановке и яркой характерности каждого. В последней ре­дакции Маршак ввел рассказчика и звучный многоголосный хор в начале и в конце. Хор — примета древнегреческого театра; в детской пьесе он выполняет две задачи: выражает эмоциональное отношение к происходящему и позволяет участвовать в постанов­ке тем, кому не достались отдельные роли.

Опирался Маршак в «Кошкином доме» и на традиции народ­ной сатирической сказки и литературной басни. Он создает сати­рическую картину взрослого мира, где царят неправда, глупость, зависть и лицемерие. Детское ощущение чистоты собственного мира находит подтверждение в образах котят. Дети требуют, чтобы доб­ро и зло были отделены одно от другого безо всяких оговорок, и они удовлетворяются тем, что в результате пожара это отделение наконец происходит. Бывшие друзья отворачиваются от несчаст­ной погорелицы Кошки, а котята, которых она когда-то прогна­ла, — эти незлопамятные дети — дают ей приют и делятся послед­ней коркой хлеба. Адресованный маленьким детям, «Кошкин дом» многое говорит и взрослым. Без сомнения, это лучшая пьеса Мар­шака. Как настоящее произведение искусства, она не теряет своей свежести, даже когда ее играют актеры-малыши, тем более перед зрителями-взрослыми.

Прозаическая пьеса «Двенадцать месяцев»(1943) написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередко выступают олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга. Бли­же всего к пьесе Маршака словацкая народная сказка «Двенад­цать месяцев», которую в 1857 году обработала и пересказала чеш­ская писательница Божена Немцова. Драматург взял за основу ситуацию ухода падчерицы в зимний ночной лес за весенними цветами, в остальном же его пьеса сильно отличается от словац­кой сказки. «Двенадцать месяцев» — лирическая комедия со ска­зочно-фантастическим сюжетом. Важно и сатирическое содержа­ние пьесы, связанное с изображением мачехи и дочки, королевы и ее окружения.

Драматургический конфликт довольно сложен, двуедин. Это конфликт между мачехой, дочкой, королевой и другими героя­ми, далекими от природы, — и силами природы, воплощенными в братьях-Месяцах; в то же время это конфликт социальный, по­рождающий столкновения между мачехой и падчерицей, короле­вой и падчерицей. Две главные героини, падчерица и королева, обладают характерами более сложными, чем их фольклорные про­тотипы. Такого, чтобы падчерица была способна отказаться от вы­полнения приказа, не бывает в народной сказке. Королеву немно­го жаль: она сирота, многого не понимает из-за плохого воспита­ния и неограниченной власти. Живая, непосредственная девочка, она способна быть лучше, чем позволяют ей дворцовые условия, что опять-таки не свойственно фольклорным королевам. В пьесе углублены характеры практически всех персонажей, усложнен кон­фликт — в соответствии с реальными жизненными противоречи­ями; тем самым пьесе-сказке придано реалистическое звучание.

Читайте также:  Сформированность у детей анализа речи

Поэзия для детей составляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых ма­леньких были написаны между 1922 и 1930 годами. Это «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Багаж», «Почта», «Пожар», «Вот какой рассеянный» и пр.

«Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеян­ный» — эти и подобные сказки и истории имеют анекдотический сюжет. Они немногочисленны, но их значение особенно велико для тех лет, когда чистое веселье было сомнительным — с пози­ции критиков-педологов. И до сих пор эти стихотворения воспи­тывают в детях чувство юмора.

«Сказка о глупом мышонке» похожа на басню и вместе с тем на спародированную колыбельную. Она отлично передает тонкие ню­ансы смешного. Повторяется одна и та же ситуация — приглаше­ние очередной няньки к капризному мышонку. Повторяется ситу­ация, но меняется голос няньки, меняются интонации просьб мышки-матери и отказов мышонка. Маршак прибегнул к сложно­му для малышей виду комического — иронии, требующей особой чувствительности к подтексту, к смыслу, заключенному «между строк». Маяковский любил цитировать: «Приходи к нам, тетя ло­шадь, / Нашу детку покачать».

В стихотворении «Вот какой рассеянный»Маршак смеется над своим персонажем уже открыто, почти каждая строфа — новое подтверждение смешной рассеянности. Герой — человек взрослый, и оттого он еще более смешон. Отчасти Маршак шаржировал свои черты, отчасти — черты одного известного профессора, о рассеян­ности которого рассказывались многочисленные истории.

В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разно­цветная книга», «Веселое путешествие от А до Я» познавательная информация растворена в лирической стихии. Поэт избегал в стихах прилагательных, тщательно следил за тем, чтобы слова не сливались, звучали по отдельности, застав­лял слово поспевать за темпом действия.

В цикле «Детки в клетке»важны даже не сами животные, а их восприятие лирическим героем, который как будто переходит от клетки к клетке. К юмору постоянно примешиваются печаль, со­чувствие, ироническое сомнение. Лирического героя поражает внешний вид слона, жирафа. Тигренок вдруг заставляет человека вспомнить о нраве дикого зверя («Эй, не стойте слишком близ­ко — / Я тигренок, а не киска!»). Затем внешние впечатления дают толчок чувствам противоречивым, сложным. Противоречив вид зебр, чьи полоски напоминают об африканских травах и. о школьных тетрадках. Страусенок умеет сердиться и бить ногой, «мозолистой и твердой», но не умеет летать и петь — он смешон и печален. Грустит смешная обезьяна, вспоминая о родине. А вот белые медведи, кажется, всем довольны, — только им тесно, плавают они от стены к стене, задевая друг друга. Трудно понять, чего больше в совятах — обаяния или скуки:

Особая заслуга Маршака — создание публицистической по­эзии для детей. Множество его стихотворений и поэм посвящено темам труда и гражданского воспитания. Наиболее известны «Война с Днепром», «Книжка про книжки», «Детям нашего двора», «Шко­ла на колесах», «Костер в снегу». Первый политический памфлет для дошкольников — «Мис­тер-Твистер» (1933). Тема столкновения двух миров — социализ­ма и капитализма. Переводы Маршака хорошо известны и взрослым, и детям. Особенно часто он обращался к английской поэзии: переводил старинные народные баллады Англии и Шотландии, сонеты Шекс­пира и Гейне, стихи и поэмы Блейка, Бёрнса, Колриджа, Ворд-сворта, Китса, Киплинга, Лира, Милна. В переводах Маршака часто нет буквального совпадения с текстом источника, что не мешает смыс­ловой точности перевода. Он владел особым мастерством созда­вать «портрет» языка оригинала.

Творчество С.Я. Маршака — поэта, драматурга, переводчика и редактора — до сих пор остается живой классикой детской лите­ратуры.

источник

Цикл стихотворений «Детки в клетке», написанный в начале 20-х годов прошлого века, до сих пор, спустя многие десятилетия, остаются лучшими стихотворениями о животных и легко выдерживают конуренцию с многочисленными «зверинцами» современных авторов. С одной стороны, это маленькие стихотворения-портреты, впервые знакомящие маленького читателя с разными животными, очень точные и динамичные зарисовки. А с другой стороны, это нечто большее. За решёткой в зоопарке не просто звери, а тоже детки, тоже живые существа, способные испытывать те же эмоции, что и маленькие дети. И простенькие на первый взгляд стихотворения о животных становятся для маленького читателя и первым уроком сочувствия и сострадания: к тем, кто слабее, и вообще ко всему живому.

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Эй, не стойте слишком близко
Я тигрёнок, а не киска!

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене
То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!

Взгляни на маленьких совят —
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.

Я — страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твёрдой.

Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.

На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!

Вы разве не знаете папы —
Большого, рыжего льва?
У него тяжёлые лапы
И косматая голова.

Он громко кричит — басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосём молоко.

Нет, я не волк и не лиса,
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса —
Воинственного динго.

Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.

Она в кусты — и я за ней,
Она в ручей — и я в ручей,
Она быстрей — и я быстрей,
Неутомимый динго.

Она хитра, и я не прост.
С утра бежали мы до звёзд,
Но вот поймал её за хвост
Неумолимый динго.

Теперь у всех я на виду
В зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду,
Неугомонный динго.

Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привёз.

Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролёт
И песенку такую
По-своему поёт:

«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».

Книги похожие на «Детки в клетке» читать онлайн бесплатно полные версии.

источник

С.Я. Маршак. Поэзия для детей. Многообразие тем, художественные и педагогические ценности (на примере произведений)

Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) оставил большое и разнообразное наследие: стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и представления, сатирические эпиграммы, переводы, критическую и мемуарную прозу. При этом главным делом его жизни была детская литература.

Для Маршака в детской книге не было мелочей. Чем младше возраст читателя, тем суровее были требования поэта-редактора к книге, которую он воспринимал целиком: содержание, язык, оформление, шрифты и формат, качество печати. Маршак не терпел «безработных» или стертых слов, штампов, вялых мыслей и ходульных эмоций. «Большая литература для маленьких» — так звучит его девиз.

Поэзия для детей составляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых маленьких были написаны между 1922 и 1930 годами. Это «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Багаж», «Почта», «Пожар», «Вот какой рассеянный» и пр. Темы и сюжеты стихотворений даже для трех- и четырехлетних детей всегда остро современны, затрагивают не только мирок детской комнаты, как это бывало в дореволюционной поэзии, а весь большой мир, с его смешными, драматическими и героическими сторонами. Все, что выходило из-под пера Маршака, полно разнообразного движения: идут, бегут, едут герои, вещи, постоянно совершаются какие-то происшествия, перемены. Максимум внимания Маршак уделял композиции стихотворения; не теряя цельности, оно разбивается на ряд маленьких стихотворений, легких для запоминания, законченных в своей выразительности. Особенно хороши у Маршака такие жанры, как стихотворный рассказ, анекдотическая история, цикл лирических миниатюр.

Классическими образцами стихотворных рассказов называют «Пожар», «Почту», «Почту военную», «Рассказ о неизвестном герое». Их отличают зримость деталей, достоверность образов, точные координаты действия. Все эти средства делают рассказ подобием взрослого документально-публицистического очерка. «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный» — эти и подобные сказки и истории имеют анекдотический сюжет. Они немногочисленны, но их значение особенно велико для тех лет, когда чистое веселье было сомнительным.

« Сказка о глупом мышонке» похожа на басню и вместе с тем на спародированную колыбельную. Она отлично передает тонкие нюансы смешного. Повторяется одна и та же ситуация — приглашение очередной няньки к капризному мышонку. Та же ирония пронизывает историю дамы, сдававшей в багаж «Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку» («Багаж»). Уже само это перечисление настраивает читателя иронически по отношению к даме и к ее дорожной неприятности.

В стихотворении «Вот какой рассеянный» Маршак смеется над своим персонажем уже открыто, почти каждая строфа — новое подтверждение смешной рассеянности. Герой — человек взрослый, и оттого он еще более смешон.

В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я» познавательная информация растворена в лирической стихии. Эти циклы — россыпь самых разных стихотворных форм, среди которых маленький читатель легко выберет строфу себе по вкусу.

В цикле «Детки в клетке» важны даже не сами животные, а их восприятие лирическим героем, который как будто переходит от клетки к клетке. К юмору постоянно примешиваются печать, сочувствие, ироническое сомнение. Лирического героя поражает внешний вид животных.

Особая заслуга Маршака — создание публицистической поэзии для детей. Множество его стихотворений и поэм посвящено темам труда и гражданского воспитания. Наиболее известны «Война с Днепром», «Книжка про книжки», «Детям нашего двора», «Школа на колесах», «Костер в снегу».

Первый политический памфлет для дошкольников — «Мистер-Твистер» (1933). Тема столкновения двух миров — социализма и капитализма — не была сама по себе новой в детской литературе, но под пером Маршака получила блестящее художественное решение.

«Двенадцать месяцев»

В 1943 году Маршак создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев. Она написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередко выступаю олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга. Ближе всего к пьесе Маршака словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев», которую в 1857 году обработала и пересказала чешская писательница Божена Немцова. Но Маршак не ограничился пересказом давно бытующего сюжета, а расширил и обогатил его. В пьесе-сказке Маршака вечный конфликт между трудолюбием и праздностью приобретает социальные черты благодаря разработке сюжетной линии, связанной с маленькой королевой и ее придворными. В то же время включение этой линии не нарушило связи пьесы с народной сказкой.

Композиция пьесы интересна тем, что действие то разворачивается в русском сказочном пространстве и с русскими героями (лес, изба; солдат, звери, мачеха и дочка), то перекидывается в пространство западных сказок (королевский дворец; «западные» королева, профессор, гофмейстерина, канцлер, послы, прокурор). Ввод в сказочную ситуацию начинается у Маршака с того момента, когда падчерица попадает в лес. И в самом лесе, и в его обитателях, и в двенадцати месяцах года автор выделяет лучшие, добрые начала, помогающие победе добра над злом. С помощью характеристики, которую дают девочке месяцы, автор подчеркивает трудолюбие своей героини, ее доброту, приветливость: «Мы, зимние месяцы, ее хорошо знаем. То у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она веселая, приветливая. » — так отзывается о девочке Январь. Он и остальные месяцы олицетворяют собой светлый, добрый мир. Атмосфера этого чудесного мира создается Маршаком на основе традиций фольклора.

Драматургический конфликт довольно сложен, двуедин. Это конфликт между мачехой, дочкой, королевой и другими героями, далекими от природы, — и силами природы, воплощенными в братьях-Месяцах; в то же время это конфликт социальный, порождающий столкновения между мачехой и падчерицей, королевой и падчерицей. В облике двенадцати месяцев сливаются воедино реальные и сказочные черты, сплетаются обыкновенное и чудесное, и это изображение на грани фантастического и действительного делает их образы романтизированными и лирическими. Когда же речь заходит о тех, кто противостоит добрым силам,— об противоположностях главной героини, автор применяет не лирические, а сатирические краски. Так, мачеха и ее дочка с их бессмысленной жадностью вызывают у читателя отвращение и протест, стремление активно бороться с носителями зла. Но если эти два персонажа изображены открыто сатирически, а придворные королевы даже карикатурно, то сложнее образ маленькой королевы. Она неглупа, разбирается в людях, умеет дать правильную оценку того отрицательного, что ее окружает, но, избалованная властью и безнаказанностью, привыкла к общему поклонению и безоговорочному исполнению всех своих прихотей. В обрисовке этого характера Маршак пользуется не только сатирическими, но и лирическими штрихами.

Две главные героини, падчерица и королева, обладают характерами более сложными, чем их фольклорные прототипы. Такого, чтобы падчерица была способна отказаться от выполнения приказа, не бывает в народной сказке. Королеву немного жаль: она сирота, многого не понимает из-за плохого воспитания и неограниченной власти. Живая, непосредственная девочка, она способна быть лучше, чем позволяют ей дворцовые условия, что опять-таки не свойственно фольклорным королевам. В пьесе углублены характеры практически всех персонажей, усложнен конфликт — в соответствии с реальными жизненными противоречиями; тем самым пьесе-сказке придано реалистическое звучание.

Так, пьеса «Двенадцать месяцев» в соответствии с гуманистическими традициями устного народного творчества воспитывает в детях нравственные качества, формирует жизненную позицию.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 5491 | Нарушение авторских прав

источник