Меню Рубрики

Анализ спора базарова отцы и дети

Название романа Тургенева «Отцы и дети» очень точно отражает основной конфликт произведения. Писатель поднимает пласт культурных, семейных, романтических, платонических и дружеских тем, но на первый план выходят отношения двух поколений − старшего и младшего. Спор Базарова и Кирсанова − яркий образец этого противостояния. Историческим фоном для идеологических конфликтов послужила середина 19 века, время перед отменой крепостного права в Российской империи. Тогда же либералы и революционные демократы столкнулись лоб в лоб. Детали и исход полемики рассмотрим на примере наших героев.

Ошибочно полагать, что суть произведения «Отцы и дети» сводится к одной лишь смене идеологии поколений, имеющей социально-политический подтекст. Этот роман Тургенев наделил глубоким психологизмом и многослойным сюжетом. При поверхностном чтении фокус читателя находится лишь на конфликте аристократии и разночинцев. Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор. Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий. И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.

Евгений Базаров оказывается в эпицентре конфликта отцов и детей, когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино. В доме товарища атмосфера сразу не заладилась. Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия. Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.

Евгений Базаров − представитель поколения «детей» в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают «отцы». Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно. Детали его портрета подчеркивают грубость и стихийность молодого человека: широкий лоб, красные руки, самоуверенное поведение. Базаров, в принципе, внешне непривлекателен, но обладает глубоким умом.

Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает. Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.

Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения «отцов». Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою «породу».

С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.

Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений. Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.

«Отцы и дети»: конфликт поколений

Небрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек.

Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.

Продвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов. Признает только то, что считает полезным для общества.

Придерживается либеральных взглядов. Главной ценностью считает личность и самоуважение.

Отношение к простому народу

Презирает простолюдинов, хотя и гордится дедом, который всю жизнь трудился на земле.

Вступает на защиту крестьянства, но держит дистанцию с ними.

Убежденный материалист. Не считает философию чем-то важным.

Верит в существование Бога.

Не имеет принципов, руководствуется ощущениями. Уважает людей, которых либо слушают, либо ненавидят.

Главным принципом считает аристократизм. А людей беспринципных приравнивает к душевной пустоте и безнравственности.

Отрицает эстетическую составляющую жизни. Не признает поэзию и любое другое проявление искусства.

Считает искусство важным, но сам им не интересуется. Человек сухой и неромантичный.

Добровольно отказывается от любви. Рассматривает ее только с точки зрения физиологии человека.

К женщинам относится трепетно, благоговейно, почтительно. В любви − настоящий рыцарь.

Идеи нигилизма ярко проявляются в противостоянии оппонентов, которыми являются Павел Кирсанов, Базаров. Спор обнажает бунтарский дух Евгения Базарова. Он не склоняется перед авторитетами, а это объединяет его с революционер-демократами. Герой подвергает сомнению и отрицает все, что видит в обществе. Именно эта черта свойственна нигилистам.

В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета. Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова. Таблица четко показывает противоречия между ними.

Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.

Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе «Отцы и дети». Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.

источник

Самый значительный роман И.С.Тургенева “Отцы и дети” впервые был напечатан в журнале “Русский вестник” в 1862 году, сразу вызвав много споров и нареканий со стороны критиков. В нем отразились радикальные изменения в общественной жизни России того времени, столкновения поколений, представлявших два разных класса, либералов и демократов.

Главное место в произведении занимает вечная тема отцов и детей. Самыми яркими представителями двух противоборствующих сторон выступают Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов. На первый взгляд, молодой разночинец нигилист и стареющий аристократ совершенно различны между собой. Протестующая внешность Базарова выражает его резкую оппозицию старому миру, к которому принадлежит Павел Петрович. Эта оппозиция ощущается в каждом базаровском слове, в каждом сознательном действии. Поэтому Павел Петрович постоянно чувствует к Базарову “тайное раздражение”, это сказывается уже при первой их встрече. И в десятой главе романа происходит главная словесная дуэль между адвокатом поколения “отцов” и молодым реалистом, отвергающим всякую романтику.

Базаров, убежденный в своей правоте, абсолютно спокоен. Он нехотя отвечает на вопросы Павла Петровича. Кирсанов намеренно вызывает его на спор, возмущаясь любыми мнениями противника и опускаясь до оскорблений. Их расхождение в философских, общественно-политических и нравственных взглядах очевидно.

Евгений Васильевич отрицательно относится к среде, в которой существует. Дружбы для него нет, родственные отношения — привычка, любовь — физиология. Кирсанов , привыкший к светскому обществу, на первое место ставит поэзию, музыку, любовь. Он также восхищается традициями простого народа, его религиозностью и патриархальностью. Базаров, напротив, скептически относится к русскому мужику с его предрассудками и долготерпением. Молодой человек считает пустыми разговоры об искусстве и не желает замечать красот природы, находя в ней лишь практический смысл.

Базаров стремится разрушать, ничего не строя. В этом его самое слабое место. Ему нелегко жить, так как все вокруг кажется ему скучным и бессмысленным.

Тургенев не согласен полностью ни с Кирсановым, ни с Базаровым, поэтому в данном споре нет победителя. Однако писатель признает силу личности последнего и отдает ему дань уважения. Он отчетливо понимает, что именно молодое племя выведет страну на прямую дорогу и укажет ей верный путь. Эта прекрасная мысль великого художника и гражданина — суть мощного по своей значительности романа “Отцы и дети”.

В основе романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социально-политических направлений того времени – дворянским либерализмом и революционной демократией в период отмены крепостничества.

Конфликт поколений возникает в случае несоответствия взглядов старшего поколения на жизнь представлениям о ней молодых людей. Со временем обстановка вокруг меняется. Новые обстоятельства оказывают значительное влияние на формирование характера человека, его отношение к жизни. Довольно часто люди старшего возраста оказываются неспособны воспринимать другую точку зрения, принимать другой образ жизни, или просто не желают этого делать.

Подобное непонимание нередко приводит к настоящей конфронтации между людьми разных поколений, как это произошло по сюжету романа. Представителем либерально настроенного дворянства выступает Павел Петрович, человек поистине достойный, умный, честный и благородный. В своих мыслях и поступках он руководствуется старыми принципами. Окружающие считали его в какой-то степени насмешливым и самоуверенным. Учитывая то, что в молодости Павел Петрович был очень успешным чиновником, которого любили и который мог позволить себе многие капризы и желания, то можно смело назвать его человеком, избалованным роскошью.

Базаров относится к революционно-демократическому направлению. Молодой человек хорошо образован, высоко интеллектуален и полон энергии. Главным его увлечением является изучение естественных наук. Он постоянно чем-то занят, так как безделье навевает на него ужасную скуку. Несмотря на то, что Базаров относится к разночинцам, своего происхождения он нисколько этого не стесняется.

Много раз они с Павлом Петровичем заводили беседу, но в каждом из этих случаев разговор заходил в тупик. Кирсанов человек принципиальный, и в людях ценит такое же качество. Базаров же, по своему убеждению, отрицает всякий авторитет и не признает принципов.

В своем отношении к простому народу герои также кардинально отличаются. Базаров презирает русский народ, поскольку тот, по его мнению, заслуживает подобного отношения. Кирсанов упрекает Базарова за такие слова. В то же время молодой человек неоднократно упоминает о своей связи с народом, рассказывая о том, что его дед всю жизнь работал в поле. Тем самым Базаров подчеркивает, что лучше других знает и понимает русский народ, в отличие от того же Кирсанова.

Между Базаровым и Павлом Петровичем были расхождения по очень многим вопросам, но главное, что стоит отметить: Базаров – это человек дела, а Кирсанов – человек слова. Именно такие люди, как наш главный герой, нужны для развития и процветания страны.

Роман «Отцы и дети» был написан Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1860 году. В своем творении автор поднимает множество проблем, главной из которых является проблема поколений. Это вечная тема, которая порождает собой конфликты. Время идет, поколения меняются и у каждого из них разные цели, интересы и взгляды. Вот и у Евгения Базарова и Павла Кирсанова завязывается спор.

Двух этих персонажей не связывают кровные узы, но при этом они относятся к разным поколениям.
Павел Петрович Кирсанов – аристократ, который когда – то был «светским львом». Он либерал и джентльмен, придерживается старых обычаев и не одобряет новых порядков. Павел воспитанный и вежливый человек, но порой бывает вспыльчивым и холодным.

Евгений Базаров – нигилист, человек, который отрицает все. Он умный, ироничный и насмешливый, будущий врач. Базаров не разговорчив, холоден и резок. В отличие от семейства Кирсановых он не аристократ. Евгений также активный и жесткий человек, который ни перед кем не преклоняется.

Как можно увидеть, Евгений Базаров и Павел Кирсанов совершенно разные люди. Именно поэтому на протяжении всего произведения у них неоднократно возникают конфликты. При этом Евгений и Павел спорят на разные темы: их мнения расходятся в отношении развития, музыки, литературы, природы и даже любви. Когда Базаров утверждает, что нигилисты отрицают все, Кирсанов приходит в ужас, ему сложно поверить в существование таких людей. Павел поистине наслаждается природой, а вот у Евгения лишь потребительское отношение к окружающей сребе: «…природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…». Кирсанов любит музыку и литературу, а Базаров говорит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Евгений вообще не видит смысла в искусстве, он утверждает, что Рафаэль гроша медного не стоит. Базаров и Кирсанов старший даже жителей Германии по–разному называют: немцы и германцы. Евгений не уважает женщин, а от таких понятий как любовь и брак его отделяют тысячи километров: «… ты придаешь еще значение браку; я от тебя этого не ожидал…». В то время как Павел Петрович признает существование чувств и даже сам однажды испытал их.

Базаров хочет создать что – то новое, но при этом только говорит и ничего не делает. А Павел Кирсанов даже не хочет ничего менять, его устраивает патриархальный строй, который только разделяет людей на бедных и богатых.

Подводя итог, можно сказать, что спор Базарова и Кирсанова старшего так ни к чему и не привел. Каждый остался при своем собственном мнении.

С первых строк автор проявляет истинное почтение к своему читателю, искренне используя обращение «уважаемый Ребёнок!». Он показывает такую важную черту человеческого характера, как терпимость

Швондер — главный антагонист ученого Преображенского в повести Булгакова Собачье Сердце. Этот герой управляет жилтовариществом жилища, в котором и проживает профессор

Хорь – человек полностью противоположный по характеру и мировоззрению Калинычу. Хорь привык полагаться на догматы ума и рассудительности

В начале романа перед нами предстаёт главный герой, Макар Девушкин. С первых строк нам становится известно, что он обычный житель Санкт-Петербурга, к тому же ещё и бедный. А работает он титулярным советником.

У меня, как и у каждого маленького ребенка, в детстве была любимая игрушка. Сказать честно, этот плюшевый мишка значит и сейчас для меня очень многое.

источник

В своем произведении «Отцы и дети» И.С. Тургенев показал по большей части не конфликт поколений, а противодействие либералов и демократов. Каждое из этих течений стремилось улучшить общество. Базаров и Кирсанов, спор которых проходит через весь роман, олицетворяют собой эти два направления. Автор очень наглядно отображает противостояние представителей двух разных культур.

Сам Тургенев о романе «Отцы и дети» говорит, что он направлен против представителей дворянства, аристократии.

Базаров и Кирсанов, спор которых разворачивается на страницах произведения – персонажи с отличными друг от друга взглядами. Это люди разного происхождения.

Основная причина противостояния двух героев – полная противоположность суждений по всем жизненно важным вопросам: нравственным, политическим, духовным.

Для того чтобы подчеркнуть противоположность своих героев, автор использует приемы, которые показывают их совершенное отличие друг от друга. Он добивается этого за счет описания внешнего облика персонажей, манеры одеваться, особенностей поведения. Мы легко можем представить себе Базарова: порывистого, резкого, быстрого, грубоватого, с красными руками, одетого в балахон. Он всегда говорит то, что думает.

Павел Петрович, напротив, изящен, строен, «породист». Жесты Кирсанова полны благородства, речь грамотна и образна. Руки его красивые, с розовыми ногтями.

Одним описанием внешности и манеры поведения писатель готовит нас к тому, что споры Базарова и Павла Кирсанова непременно будут иметь место.

Итак, отношение двух героев к разным моментам жизни принципиально отличны друг от друга.

Базаров и Кирсанов, споры которых составляют существенную часть романа, безусловно, по-разному относятся к дворянству.

Павел Петрович определяет аристократию как главную силу, способствующую развитию общества. В качестве действий, способствующих преобразованию жизни, Кирсанов выбирает либеральные реформы.

Евгений Базаров видит неспособность аристократии к активной деятельности. В его глазах дворяне не могут принести никакой пользы для общественного развития.

Спор между Базаровым и Кирсановым, безусловно, затрагивает тему нигилизма. Герои по-разному видят его роль в жизни общества. Для Павла Петровича нигилисты – это беспринципные нахалы и циники, которые не уважают общественные нормы и ценности. Базаров – настоящий нигилист. Для него важно только то, что приносит пользу, он считает необходимыми революционные преобразования. Никаких принципов для Евгения не существует.

Базаров и Кирсанов, споры которых пронизывают весь роман, по-разному воспринимают положение народа в обществе.

Павел Петрович, который не представляет того, как живет простой крестьянин, умиляется его патриархальности. Базаров находит народ невежественным, плохо осведомленным о собственных правах. Для Кирсанова жизнь крестьян, протекающая по тем же порядкам, что были установлены их далекими предками, совершенно естественна и правильна. Базаров видит темноту и невежество простого народа.

Такое разное мнение о жизни крестьян у героев сложилось неспроста. Евгений по своему происхождению – разночинец, труженик, он хорошо понимает простой народ. Павел Петрович – выходец из дворянской семьи, совершенно далекий от крестьянской жизни. Народную веру, которой так восхищается Кирсанов, Базаров определяет как суеверие.

Невозможность героев найти компромисс, постоянные противоречия привели к тому, что между ними состоялась дуэль.

Базаров и Кирсанов, споры которых не обходят стороной даже искусство, определяют его место в человеческой жизни по-разному. Базаров не видит смысла в чтении художественной литературы, природа для него — ресурс. Кирсанов, напротив, ценит искусство, природу воспринимает как его своеобразную составляющую.

Базаров и Кирсанов, споры которых являются неотъемлемой частью бессмертного произведения Тургенева, имеют определенную природу. Евгений считает Павла Петровича никчемным человеком, ведущим бесполезную жизнь. Честолюбие Кирсанова задето таким отношением, ведь он всегда считал себя благородным, деятельным человеком. За это Павел Петрович ненавидит Базарова. Скорее всего, именно благодаря этому сильному чувству герои спорят на протяжении всего произведения. Именно осознание бессмысленности собственного существования заставляет Кирсанова вступать в диалог с Евгением.

Споры между Базаровым и Кирсановым велись по самым различным вопросам, они касались и воспитания, и общественного долга, и религии. Базаров – противник отживших устоев и культуры. Он выступает за уничтожение прежних идеалов, за активные революционные действия. Кирсанов придерживается давно усвоенных им «принсипов».

Эти два героя совершенно противоположны друг другу. При отстаивании своих идей они впадают в крайности.

Базаров и Кирсанов спорят, но забывают об истине, которая может открыться, если хоть немного слушать своего оппонента. Смысл спора для них – в самом споре. Символично, что Базаров – олицетворение материализма, умирает в конце романа. Кирсанов во время болезни пересматривает собственные взгляды на жизнь.

источник

Три основных спора Базарова и П. П. Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.

1) тема дворянства, его роль в жизни. По мнению Кирсанова, аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — «английская свобода» (конституционная монархии), путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс). По мнению Е. Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

2) нигилизма и роли нигилистов в жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без принципов, считает их ненужными и бессильными: «Вас всего четыре с половиной человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Под отрицанием «всего» Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же их является народна польза.

3) взгляд обеих сторон на народ. Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежественен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм— проявление именно народного духа.

4) отношение спорящих к искусству и природе. Павел Петрович благословляет и прославляет искусство. Автор солидарен в этом с П. Кирсановым. Базаров же отрицает искусстве («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), к природе подходит сугубо материалистически: («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.)

Евгений Базаров и Анна Сергеевна Одинцова. Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?

любовь — это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть — это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.

В начале романа автор представляет своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм — это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления — надуманными и нелепыми. Таким образом, “. отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него — это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, — он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен — Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

8) Общая характеристика поэзии 2-ой половины XIX века (Н.А. Некрасов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев).Гражданская лирика и «чистое искусство». Чтение наизусть стихотворения одного из поэтов.

Нужно сказать, что к середине 50-х годов, после явного господства прозы, наступает расцвет лирической поэзии. Писатели XIX века — Н. А. Некрасов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев.

Поподробнее о каждом из них:

Особенности лирики Некрасова:

1) Некрасов заговорил языком простого народа (особая лексика, стилизированная под фольклор; особые синтаксические обороты; намеренные ошибки в произношении, написании слов);

2) Поэт пишет для высших слоёв общества, чтобы те лучше знали о жизни простого народа;

3) Звучность, напевность стихов;

4) Ясный сюжет, наличие (обычно) нескольких персонажей, рифмованный рассказ;

5) Некрасов сблизил поэзию с прозой.

Основные темы творчества Некрасова:

— Тема поэта и поэзии («Поэт и гражданин», «Элегия», «Вчерашний день часу в шестом. «);

— Тема страдания русского народа (Некрасов проявлял интерес к судьбе крестьянских детей, к русской крестьянке). Сюда относятся стихотворения «В дороге», «Тройка».

— Тема природы («Несжатая полоса»).

Ф. И. Тютчев — основные темы и особенности:

— Тема природы (считал, что вселенная — это живое духовное существо, которое развивается и растёт, устремляется к торжеству правды и добра. При нём исчезает барьер между природой и человеком. Тютчев испытывает сожаление, горечь к людям, которым природа чужда и непонятна). Стихотворения: «Весенняя гроза», «Полдень», «Весенние воды».

— Тема любви (Тютчев считал, что любовь выводит человека из духоты одиночества. Даёт глоток свежего воздуха. Любовь не может утолить все потребности человека. В итоге она ведёт человека к гибели. В любви нет благообразия и гармонии. Это разрушительная стихия.) Стихотворения: «Она сидела на полу», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Ещё томлюсь тоской желаний».

— Философская тема (мир природы и человека в восприятии Тютчева не завершен, он находится в состоянии мучительного творческого развития. Это развитие в философской лирике Тютчева протекает в борьбе двух универсальных состояний бытия — хаотического с космическим. Хаос воплощает стихию бунта и разрушения, космос — стихию примирения и гармонии. В хаосе преобладают демонические, в космосе — божественные энергии). Стихотворения: «День и ночь», «Silentium» («Молчание»).

Основные темы и особенности лирики А. А. Фета:

— Стихи о назначении поэзии (тема поэта и поэзии) (Фет считает, что истинный поэт должен освободить читателя от повседневных проблем, изменить его жизнь, подарить читателю другой мир, полный эмоций, впечатлений): «Одним толчком согнать ладью живую»;

— Тема любви (уделяет внимание к зарождению, началу чувств. Радостное состояние от первой влюблённости. Любовь — глубокое, стихийное чувство, несущее радость и боль. Ещё одной особенностью является отсутствие идеализированного образа героини): «Я пришёл к тебе с приветом», «Шёпот, робкое дыхание»;

— Тема природы (проявляет интерес к переходным состояниям природы. Природы слита воедино с душевными переживаниями человека): «Вечер», «Это утро, радость эта».

Ещё можно сравнить Тютчева с Фетом (чтобы уж наверняка):

Сходства у них в том, что они современники. Что обоим поэтам характерен глубокий анализ душевных переживаний человека. Что они оба представители «чистого искусства».

— Фет в своих стихотворениях описывает минутное мгновение. Его поэтическое пространство наполнено цветом, запахами. Масштаб же Тютчева — космический. Он редко рисует с натуры. У него тяга к хаосу.

— В стихотворениях о природе, Фет уделяет внимание к переходным состояниям природы. Природы — это естественная среда для человека, по его мнению. У Тютчева же стихи о природе содержат творческие раздумья о судьбе (поэт-философ). Он стремиться понять природу, включить её в систему взглядов.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1341 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Споры Базарова с Павлом Петровичем. Сложность и многоаспектность. А что же вечная тема – «отцы и дети»? И она есть в романе, но осложнена более, чем линия Александра и Петра Адуевых.

Уже во вступлении прозвучал вопрос: «Преобразования необходимы , но как их исполнить, как приступить. » Два героя притязают на знание ответа. И верят, что их идеи принесут России процветание. Помимо Базарова, это дядя Аркадия Кирсанова, Павел Петрович. Их «партийная» принадлежность заявлена уже в одежде и манерах. Читатель узнавал демократа-разночинца по «обнаженной красной руке», по крестьянской простоте речей («Васильев», вместо «Васильевич»), намеренной небрежности костюма – «длинный балахон с кистями». В свою очередь, Базаров моментально угадал в «изящном и породистом облике» дяди Аркадия «архаическое явление», присущее аристократизму. «Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай! ».

Особенность позиций «демократа» и «аристократа» подчеркнута символическими деталями. У Павла Петровича такой деталью становится реющий запах одеколона. Встречая племянника, он три раза прикоснулся «душистыми усами» к его щекам, в своей комнате «приказывал курить одеколоном», вступая в разговор с крестьянами, «морщится и нюхает одеколон». Пристрастие к изящному запаху выдает стремление брезгливо отстраниться от всего низкого, грязного, бытового, что только встречается в жизни. Уйти в мир, доступный немногим. Напротив, Базаров, в своем обыкновении «лягушек резать» демонстрирует желание проникнуть, завладеть малейшими секретами натуры, а вместе с тем – законами жизни. «…Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а та как мы те же лягушки , я и буду знать, что у нас внутри делается». Микроскоп – сильнейшее доказательство его правоты. В нем нигилист видит картину всеобщей борьбы; сильный неизбежно и без раскаяния пожирает слабого: «…Инфузория глотала зеленую пылинку и хлопотливо пережевывала ее».

Перед нами, таким образом, предстают герои-антагонисты, чье мировоззрение определяется непримиримыми принципиальными противоречиями. Столкновение между ними предрешено и неизбежно.

Противоречия социальные. Мы упоминали о том, как они проявлялись в одежде. Не менее разительно они проявляются в поведении. Прежде разночинец входил в дворянскую усадьбу на правах служащего – гувернера, врача, управителя. Иногда – гостя, которому оказали такую милость и могли в любой момент лишить – что и случилось с Рудиным, осмелившимся ухаживать за дочерью хозяйки. Павел Петрович возмущается приезжим, перечисляя признаки его социальной приниженности: «Он считал его гордецом, нахалом , плебеем». Но самое обидное для аристократа – «он подозревал, что Базаров не уважает его , едва не презирает его – его, Павла Кирсанова!» Гордости дворянской теперь противостоит гордость плебейская. Базарова уже нельзя выгнать с внешней вежливостью, как Рудина. Нельзя заставить подчиняться установленным правилам в одежде, манерах, поведении. Разночинец осознал свою силу. Бедность одежды, отсутствие светского лоска, незнание иностранных языков, неумение танцевать и т.д. – все, что отличало его от дворян и ставило в униженное положение, он начал старательно культивировать как выражение своей идеологической позиции.

Противоречия идеологические. Между Павлом Петровичем и Базаровым то и дело вспыхивают споры. Полемика, знакомая по «Обыкновенной истории». И здесь и там внутренние и личные побуждения становятся отражением грандиозных общественных перемен. «Злободневный роман Тургенева полон полемических намеков, не позволяющих забыть вулканическую обстановку в стране накануне реформы 1861года…»

Павел Петрович усмотрел в словах Базарова «дрянь, аристократишко» оскорбление не только лично себе. Но будущему пути России, как он его представляет. Павел Петрович предлагает брать пример с парламентской Великобритании: «Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее». Аристократия, таким образом, должна стать главной общественной силой: «…Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию». Базаров блестяще парирует: «…Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза. »

Напротив, Базаров видит во главе будущей России таких же демократов-нигилистов, как он сам. «Мой дед землю пахал», – с гордостью произносит он, и значит народ скорее ему поверит и «признает соотечественника», оценит его неутомимую деятельность.

Так выступает в романе ключевое понятие – народ. «Современное состояние народа этого требует , мы не должны предаваться удовлетворению личного эгоизма», – произносит восторженный ученик Базарова, Аркадий. Это утверждение отталкивает сурового учителя своей формой (напоминает пылкие речи Рудина), но оно верно по содержанию – Базаров «не почел за нужное опровергать своего молодого ученика». Предполагаемые реформы зависят от того, за кем пойдет народ. Единственный раз оппоненты совпадают в наблюдениях за народной жизнью. Оба согласны в том, что русский народ «свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…». Но для Базарова это «ничего не доказывает». Во имя светлого будущего народа можно и разрушить основы его мировоззрения («Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-порок в колеснице по небу разъезжает…Мне соглашаться с ним?»). Павел Петрович разоблачает в демократе Базарове не меньшее высокомерие по отношению к народу, чем в самом себе:

– Вы и говорить-то с ним (мужиком) не умеете (говорит Базаров).

– А вы говорите с ним и презираете его в то же время.

– Что ж, коли он заслуживает презрения!

Павел Петрович защищает вековые культурные ценности: «Нам дорога цивилизация, да-с , нам дороги ее плоды. И не говорите мне, что эти плоды ничтожны…» Но именно так считает Базаров. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы» и даже «логика истории» – всего лишь «иностранные слова», бесполезные и ненужные. Впрочем, как и понятия, которые они называют. Он решительно отметает культурный опыт человечества во имя нового, полезного направления. Как практик, он видит ближайшую осязаемую цель. Его поколению принадлежит промежуточная, но благородная миссия – «место расчистить»: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». Показателем их правоты должна стать та же борьба, естественный отбор. Либо нигилисты, вооруженные новейшей теорией, «сладят с народом» во имя его же интересов. Либо «раздавят» – «туда и дорога». Все, как в природе – естественный отбор. Но зато уж если победят эти немногие благородные личности («от копеечной свечки Москва горела») – разрушат все, вплоть до основ общественного миропорядка: «назовите хоть одно постановление в современном нашем быту , которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания». Базаров заявляет это «с невыразимым спокойствием», наслаждаясь ужасом Павла Петровича, которому «страшно вымолвить»: «Как? Не только искусство, поэзию… но и…»

Для Тургенева тема культуры настолько важна, что он уделяет ей самостоятельные эпизоды. Оппоненты обсуждают, что важнее, наука или искусство? Базаров с обычной прямотой заявляет, что «порядочный химик полезнее любого поэта». А на робкие реплики о необходимости искусства отвечает ерническим замечанием: «Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!» Впоследствии он объяснит Одинцовой, что искусство играет подсобную, дидактическую роль: «Рисунок (художественный) наглядно представит мне то, что в книге (научной) изложено на десяти страницах». Со своей стороны, Павел Петрович припоминает, как его поколение дорожило литературой, созданиями «…ну, там Шиллера, что ли, Гетте. ». Действительно, поколение сороковых годов, и среди них сам Тургенев преклонялись перед искусством. Но недаром писатель выделил слова героя курсивом. Хотя Павел Петрович считает должным заступиться за свои абстрактные «принсипы», для него самого вопросы изящной словесности не так уж важны. На протяжении романа мы видим в его руках лишь газету. Гораздо сложнее позиция Базарова – в его остроте чувствуется искренняя убежденность. О Павле Петровиче автор сообщает, что он в молодости «прочел всего пять-шесть французских книг», чтобы было чем блеснуть на вечерах «у госпожи Свечиной» и других светских дам. Базаров же читал и знает этих столь им презираемых романтиков. Реплика, предлагающая отослать в сумасшедший дом «Тоггенбурга со всеми его меннизингерами и трубадурами», выдает, что герой когда-то читал баллады Жуковского. И не просто читал, а выделил (пусть и со знаком минус) одну из лучших – о возвышенной любви – «Рыцарь Тоггнебург». Вдохновенную цитату «Как грустно мне твое явленье…» из уст Николая Петровича Базаров прерывает как-то удивительно «вовремя». Он, очевидно, помнит, что дальше последуют строки о горе, которое несет приход весны людям, много пережившим:

Быть может, в мысли нам приходит

И в трепет сердце нам приводит…

Того и гляди, Николай Петрович вспомнит о покойной жене, расчувствуется… Ну его! И Базаров решительно прерывает вдохновенный монолог прозаической просьбой о спичках. Литература – еще одна область, где герой «ломал себя», готовясь к великой миссии.

Тургенев почитал трагическими такие столкновения, при которых «обе стороны до известной степени правы». Прав Базаров, разоблачая бездействие Павла Петровича. («Еще бы Базаров не подавил собой «человека с душистыми усами», – замечал Тургенев). Писатель передал своему герою собственное убеждение в том, что нигилистическое отрицание «вызвано тем самым народным духом…», от имени которого он выступает. Но есть резоны и у его оппонента, когда он говорит о «сатанинской гордости» нигилистов, об их желании «сладить с целым народом», «презирая» мужика. Он задает своему антагонисту вопрос, который приходит на ум читателю: «Вы все отрицаете , вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить». Базаров уклоняется от ответа, не желая показаться идеалистом и болтуном. Дальше «уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».

Впоследствии, в разговоре с Одинцовой Базаров упомянул отчасти о своих планах будущего переустройства общества. Как естествоиспытатель, Базаров ставит знак равенства между болезнями физическими и нравственными. Разница «между добрым и злым» – «как между больным и здоровым». Те и другие недуги подлежат лечению извне, допускаются самые жесткие методы. «Исправьте общество, и болезней не будет». Подобной точки зрения, хотя и в более мягкой форме, придерживались тогда многие. Ее пропагандировал кумир молодежи, Н.Г.Чернышевский. «Самый закоснелый злодей,– утверждал критик,– все-таки человек, т.е. существо, по натуре своей, наклонное уважать и любить правду, добро , могущее нарушать законы добра и правды только по незнанию, заблуждению или под влиянием обстоятельств , но никогда не могущее предпочесть зло добру. Отстраните пагубные обстоятельства, и быстро просветлеет ум человека и облагородится его характер». Но было бы неверно искать у Базaрова реальный прототип. Писатель усилил и довел до логического конца те идеи, которые «носились в воздухе». В данном случае Тургенев выступил как гениальный провидец: «Читатель начала 60-х годов мог воспринять базаровское отрицание как резко утрированное, читатель нашего времени может увидеть здесь раннее предвестие экстремистского радикализма ХХ века…». Также неверно видеть в утверждениях Базарова взгляды лишь одной эпохи. Тургенев гениально выражает здесь сущность философии всех революционеров. И не только выражает, но предупреждает о страшной опасности, которую писатель-гуманист угадал в теориях, призванных улучшить жизнь человечества. Самое страшное в практике, и нам, вооруженным историческим опытом ХХ века, оно понятно. Для того, чтобы сделать всех равно счастливыми, надо обязать всех стать одинаковыми. Счастливые люди будущего должны отказаться от своей индивидуальности. В ответ на вопрос пораженной Анны Сергеевны: «…Когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?» – Базаров рисует картину прекрасного будущего: «…При правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр». А значит – «…изучать отдельные личности не стоит труда».

Соперники и собратья по судьбе. Чем дольше длится противостояние Базарова и Павла Петровича, тем яснее становится читателю, что, во враждебных убеждениях, по типу личности они парадоксально схожи. Оба по натуре лидеры, оба умны, талантливы и тщеславны. Павел Петрович, как и Базаров, невысоко ставит чувства. После яростного спора он вышел в сад, «задумался, и поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная душа…» Природа для Павла Петровича, если не мастерская, то уж явно – не храм. Подобно Базарову, Павел Петрович склонен объяснять духовные волнения чисто физиологическими причинами. «Что с тобой. ты бледен, как привиденье; ты нездоров. » – расспрашивает он брата, взволнованного красотой летнего вечера, потрясенного воспоминаниями. Узнав, что это «всего лишь» душевные переживания, он удаляется, успокоенный. Внезапные порывы и душевные излияния он если не полностью отвергает, то терпит снисходительно. Когда на следующий день по приезде Аркадий вновь бросается в объятья отца. «“Что это? Опять обнимаетесь?” – раздался сзади их голос Павла Петровича».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Пересказ содержания с цитатами из текста. Глава 10. Спор Павла Кирсанова и Базарова.

В Марьине всё шло своим чередом. К Базарову привыкли, хотя относились по-разному. Фенечка боялась, но обратилась за помощью, когда заболел ребёнок. Базаров несколько часов просидел у кроватки больного.

«Зато Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем.»

Николай Петрович «побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия; но он охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах.»

Даже слуги привязались к Базару, считая его «своим братом, не барином».

«…дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки.»

Не любил Базарова слуга Прокофьич, который и сам «по-своему, был аристократ не хуже Павла Петровича.»

Базаров целыми днями работал: занимался опытами, собирал травы, насекомых.

Однажды Базаров и Аркадий заговорили о Николае Петровиче. Базаров считал его «добрым малым», но человеком «отставным» (это Николай Петрович нечаянно подслушал),но осуждал за чтение по утрам Пушкина: «…пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.» Он посоветовал книгу Бюхнерово «Материя и сила».

Николая Петровича, видимо, обидели эти слова, он сказал об этом брату. Ведь он хотел «именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.»

Павел Петрович резко высказался о Базарове: «Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан». «И самолюбие какое противное».

Брат же считает, что Базаров «умён и знающ».

Николай Петрович: «….чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, — а они говорят, что песенка моя спета.»

Николай Петрович уверен: «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую.» В то же вечер начался спор.

СПОР Николая Петрович и Базарова.

Взгляды Николая Петровича. Взгляды Базарова.
Об аристократах.
Считает, что аристократы — движущая сила общественного развития. Идеал дворян — «английская свобода» (конституционная монархия), а путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс).

Его возмущает такое отношение к аристократам, говорит, что уважает их, что в них развиты чувства собственного достоинства и уважения к самим себе. «Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.»

«Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.»

«…аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди.»

Считает, что аристократы не способны к действию, и что никакой пользы от них нет. Полностью отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к светлому будущему.Назвал одного «дрянь, аристократишко».Петру Кирсанову : «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки»

«— Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.»

Не признаёт авторитетов: «— Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.»
«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.» «Сперва нужно место расчистить.»
О народе.
«…я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры…»Обвиняет в том, что Базаров презирает народ: «А вы говорите с ним и презираете его в то же время.» С этим Базаров соглашается.Говорит о неграмотности народа: «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.»Гордится своим происхождением, близостью к народу: «Мой дед землю пахал..» (Базаров по матери- дворянин, а по отцу – из народа).На обвинение в презрении к народу: «Что ж, коли он заслуживает презрения!»
Как меняется Базаров в течение спора: «Он начинал злиться, и лицо его приняло какой-то медный и грубый цвет.»
Об искусстве.
— Рафаэль гроша медного не стоит, да и они (современные художники) не лучше его.

Базаров говорит о многих пороках в обществе: « чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда…», в обществе недостаток в честных людях, да и свобода вряд пойдёт впрок народу, что «…мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.»

На вопрос Павла Петровича, что же тогда такие, как Базаров, решили предпринять, Базаров ответил, что ничего, подтвердив, что и это – «нигилизм».

П.П. возмущён: «Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть!» Народ, которого миллионы, не позволит «попирать ногами свои священнейшие верования», что народ раздавит их.

П.П.: «Вы не шутя думаете сладить, сладить с целым народом?»

Базаров: «От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела».

Базаров ушёл «лягушек резать».

Николай Петрович вспомнил, как он в молодости во многом не соглашался с матушкой, считая, что они- люди разных поколений. «Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения».

П.П. не согласен и говорит брату: «…мы с тобой гораздо правее этих господчиков».

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

источник

Перед вами – очередное сочинение по произведению «Отцы и Дети» И.С.Тургенева. Данное сочинение посвящено анализу споров Базарова, как представителя нового революционного мышления, и Кирсанова – представителя дворян либерального толка.

Сочинение идеально подойдет для 9,10 или 11 класса.

И. С. Тургеневу было присуще извечное желание разобраться во всем, что происходило в его стране. Это видно и в романе «Отцы и дети», отразившим целую эпоху в историческом развитии России второй половины XIX века. В книге писатель отразил не только противоречия разных поколений, но и, в большей степени, — борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века.

Сюжет романа построен на противопоставлении двух мировоззрений, двух политических направлений – дворян-либералов и революционеров-демократов. На фоне этого противоборства Тургенев поднимает важные вопросы развития общества: социально-экономические, нравственные, культурные и многие другие. Эти вопросы обсуждают в своих спорах герои романа.

Базаров — яркий представитель революционной демократии, выразитель новых мыслей, идей, рождённых новым временем. Он противопоставляется в романе либеральному дворянству, представ­ленному Павлом Петровичем Кирсановым. Их резкие расхождения во взглядах мы замечаем уже в первом споре героев.

Возмущаясь нигилизму Базарова, Павел Петрович аристократ и либерал, стремится доказать, что дворянство и аристократия, как лучшая его часть, являются движущей силой общественного развития. Именно здесь рождаются верные пути к прогрессу и идеалу — «английской свободе«, коей является конституционная монархия. Но за словами Кирсанова Базаров видит лишь веру в перемены и пассивную надежду, и потому считает аристократов неспособными к действию. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Павел Петрович, не усматривая за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи активного желания заменить веру знанием, а надежду — действием, не приемлет взгляды Евгения и резко осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без принципов и идеалов. Не соглашаясь со всеотрицанием нигилистов, Кирсанов считает их ненужными и бесполезными: «Вас всего четыре с половиной человека«. На это Базаров ему лаконично отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела«.

Под “отрицанием всего» Базаров прежде всего имеет в виду религию, самодержавно-­крепостнический строй, общепринятую мораль. Проповедуют же нигилисты, в первую очередь, необходимость революционных действий, критерием которых является народная польза.

Базаров утверждает, что народ по духу своему революционен, поэтому нигилизм — проявление именно народного духа. На что Кирсанов возражает ему, указывая на религиозность и патри­архальность русского мужика. Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семейный уклад жизни. Но споря с ним, Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, что он темен и невежественен. Базаров считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, Евгений непримиримо выступает против барства и рабства народа.

Еще один немаловажный вопрос, затрагиваемый в спорах «отцов и детей», — отношение к искусству и природе. Он считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа— не храм, а мастерская, и человек в ней работник», а «Рафаэль гроша медного не стоит». И в то же время, герой Тургенева — человек острого ума, крепкая, волевая, честная натура. Это человек, совершенно не способный притворяться и лицемерить.

Главный идейный противник Базарова в лагере «отцов» — Павел Петрович Кирсанов. Базаров называл его «уездным аристократом», потому что, даже живя в деревне, Павел Петрович сохранил всю строгую чопорность своих аристократических привычек.

На чьей стороне автор? По возрасту, характеру, образу жизни Тургенев был «отцом», но будучи либералом по убеждениям, он утверждал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса«. И все же герой в конце романа умирает. В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Смерть Базарова в художественном смысле оправдана. Не встретив единомышленников или «родственных элементов«, Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Тургенев создал «фигуру сумрачную, дикую,… сильную… и все-таки обреченную на погибель потому, что она все- таки стоит еще в преддверии будущего«.

Поместив в центр романа спор Базарова и Кирсанова, Тургенев недвусмысленно дал понять, кому из них принадлежит будущее. Базаров побеждает Кирсанова, тем самым доказывая превосходство нового над старым. «Это торжество демократизма над аристократией», — так оценивает Тургенев (в письмах) смысл изображенной им ситуации.

источник

Десятая глава романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» играет роль промежуточной кульминации столкновения отцов (в лице Павла Петровича Кирсанова) и детей (Евгений Базаров). На самом деле, в этом остром споре заключена завязка созревающего в душе Базарова внутреннего конфликта, который приведёт его к гибели.

Возникновение непримиримой вражды между старшим Кирсановым и учителем Аркадия – Евгением Базаровым – происходило постепенно, но зерно заложено ещё при первой встрече. В тот самый момент, когда Павел Петрович не подал свою «красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом» Базарову, рука которого была красная, по-видимому, от того, что перчаток последний не носил, и за ногтями не следил. Две недели жизни в Марьине только углубили этот едва наметившийся конфликт. Базаров с небрежностью критикует отца и дядю Аркадия, не учитывая возможных чувств у молодого человека по отношению к его родным. Про Николая Петровича он говорит, что его песенка спета, он человек отставной. А Павел Петрович, по его мнению, щеголеват, и вообще, оба брата – старенькие романтики, развившие в себе нервную систему до раздражения.

Поединок разгорелся за вечерним чаем. Столкновение происходило по нескольким направлениям. Сначала речь зашла об аристократии, сторонником которой является Павел Петрович. По его мнению, без аристократии нет никакого прочного основания общественному зданию. Он гордится тем, что находясь в глуши, уважает в себе человека. Базаров возражает вполне резонно: «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки». Он считает, что аристократизм, либерализм, прогресс, принципы – бесполезные слова. Удивительно, но предметом внезапной и страстной любви нигилиста скоро станет именно аристократка.

Далее спор переключается на русского мужика. Павел Петрович возвышенно говорит, что народ свято чтит предания, что он не может жить без веры. На этом, собственно, все взаимоотношения старшего Кирсанова с народом заканчиваются (не считая пепельницы в виде лаптя на столе в эпилоге). Базаров тоже громогласно утверждает, что его дед землю пахал, но почему-то презирает мужика, может, потому, что тот готов сам себя обокрасть, чтобы дурмана в кабаке напиться.

Волна негодования постепенно нарастает в сознании аристократа. И Павел Петрович впервые произносит не совсем уважительные слова в адрес молодёжи: «Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление». После этих слов Аркадий нахмурился и отвернулся. Базаров произносит уже слишком дерзкое: «Рафаэль гроша медного не стоит». Здесь аристократическая гордость изменила Кирсанову, и он косвенно обозвал Базарова «болваном».

На первый взгляд Базаров победил в споре с Кирсановым. Действительно, он сохранил ясность мысли, не оскорбил своего оппонента, был, кажется, убедительным. Но жизнь вскоре расставит всё по своим местам. Природа станет стимулятором того чувства, которое он испытает по отношению к Одинцовой. Звуки музыки взбудоражат его до крайней степени возбуждения. На романтические высказывания отца Евгений не сможет возразить: любовь и уважение к родному человеку станут причиной его толерантности. А перед смертью он сам превратится в романтика и разрешит матушке провести все церковные обряды, хотя не верит в Бога и считает себя атеистом. Более того, находящийся рядом с ним ученик Аркадий видит все изменения в своём учителе и постепенно осознаёт, что его друг не лишён чувств, душевных переживаний, смятений, а главное, в нём зреет отрицание собственных нравственных принципов, хотя он их, вроде бы, не имеет, потому что принципы – пустые слова! А ведь судьба подавала Базарову сигналы, но верящий исключительно в материальное, он эти символы не воспринимает. И история о любви Кирсанова, и дуэль с ним, и непонимание с мужиками, и пустота и пошлость «учеников» нигилиста – прошли мимо него. Он не извлёк из этих намёков никаких выводов. Самоломанность Евгения стала для него очевидна. Лишь в смерти раскрылся этот мужественный и достойный уважения человек.

источник

ИДЕЙНЫЕ СПОРЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ.

Столкновение Базарова и старшего Кирсанова оказалось неизбежным. Павел Петрович ждал только предлога, чтобы накинуться на врага. Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы. Но уклониться от схватки не мог.

В сцене, где изображено особенно острое столкновение уездного аристократа и нигилиста, герои ведут себя по-разному. Мастер диалога, Тургенев с помощью удачно найденного, выразительного слова, тонко подмеченной детали передает душевное состояние спорящих. Павел Петрович рвется в бой: он весь горел нетерпением; в особешю эстт)ьш момент Павел Петрович так и дрогнул, и, наконец, не выдержав, возопилГ Базаров, напротив, произносит свои реплики равнодушно, он возражает Павлу Петровичу, лениво отхлебывая глоток чаю. Самые страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с невыразимым спокойствием. Душевная сила, уверенность в своей правоте, глубокая убежденность звучат в самом голосе его, в кратких, отрывочных репликах.

Противоположные жизненные позиции отцов и детей находят воплощение в их речевой манере.

В словах Павла Петровича, так же как и в его образе жизни, поведении, одежде, чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа, утонченность его обращения даже с теми, кого он презирает. В сцене вызова на дуэль он говорит Базарову: чув-ствительно вам обязан, честь имею кланяться. Этот изысканный язык раздражает Базарова. Соблаговолите выбрать,- говорит Павел Петрович (речь идет о пистолетах). Соблаговоляю,- иронизирует Базаров.

Раздражает Базарова и обилие иностранных выражений, которыми злоупотребляет Павел- Петрович: Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы. Русскому человеку они даром не нужны.

Остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка и умение владеть им, наконец, афористичность и лаконизм — черты, характеризующие речь Базарова. Он говорит, как коренной русский, как истинный демократ, выходец из гущи народной. В его устах так органически, так естественно звучит просторечие (чай, ан нет, как бишь, плюхнуть И т. п.). Его афоризмы по своей меткости и краткости напоминают народные изречения. Часто употребляет он пословицы и поговорки. В речах Базарова проявляется свойственный ему чисто народный склад ума — трезвого, здравого, ясного. И конечно, не Павлу Петровичу справиться с ним. Даже Фе-нечка заметила это. Я и не знаю, о чем у вас спор идет, а вижу, что вы его и так вертите, и так. — говорит она Базарову.

В спорах господина нигилиста и феодала Кирсанова затронуты едва ли не все основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: речь идет о путях дальнейшего развития страны, о либеральном обличительстве и ниспровержении основ самодержавно-крепостнического строя, о материализме и идеализме, о значении науки, искусства, наконец, о народе.

1 Афоризм — краткое выразительное изречение, содержащее какую-либо обобщенную мысль; афористичность — насыщенность афоризмами, значительность и выразительность речи.

2 Эпилог — заключительное сообщение о событиях и героях произведения.

3 Славянофилы — представители консервативного течения русской общественной мысли, утверждавшие, что исторические судьбы России в корне отличны от судеб западноевропейских стран, ставших на путь капиталистического развития

Павел Петрович считает себя человеком либеральным и любящим прогресс. В его суждениях комически соединяются преклонение перед английской аристократией и показная любовь к патриархальному русскому народу. В эпилоге2 мы узнаем, что Кирсанов знается больше с англичанами и в то же время придерживается славянофильских3 воззрений. Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя.

Все принципы Павла Петровича сводятся в сущности к одному- защитить старый порядок. Принципы молодого нигилиста тоже сводятся в конечном счете к одному — уничтожить этот порядок.

Есть всего один пункт, в котором непримиримые противники как будто бы сходятся во взглядах. Когда спор зашел о народе, Павел Петрович воскликнул: Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры. — Я не стану против этого спорить,- перебил Базаров,- я даже готов согласиться, что в этом вы правы. Но если Кирсанов убежден в ценности и незыблемости этих качеств народа, то Базаров готов всю свою жизнь посвятить борьбе с ними. Взгляды Базарова на народ, высказанные в споре с Павлом Петровичем, близки взглядам вождей революционной демократии — Чернышевского и Добролюбова.

Отдавая свою жизнь служению родине, народу, они не идеализировали народ. Революционеры-демократы стремились пробудить его самосознание, они призывали Русь к топору и поэтому горячо выступали против покорности, долготерпения народа (об этом подробнее вы узнаете в главах о Чернышевском, Некрасове, Салтыкове-Щедрине).

Однако эстетические воззрения1 тургеневского героя отличаются крайностью, свойственной лишь некоторой части разночинной интеллигенции. Вспошятм насмешливое отношение Базарова к творчеству Пушкинаотрицание живописи, поэзии.

Автор полемизирует с такого рода взглядами своего героя, опровергая их не путем логических рассуждений, а языком искусства. Так, Базаров высмеивает Николая Петровича, на старости лет вздумавшего играть на виолончели, а Тургенев подчеркивает прелесть музыки: Медом разливалась по воздуху сладостная мелодия.

1 Эстетические воззрения — система взглядов на искусство, на прекрасное в жизни человека и природы.

Вспоминая о Базарове, Николай Петрович недоумевает: Но отвергать поэзию. не сочувствовать художеству, природе. И он посмотрел кругом, как бы желая нонять, как можно не сочувствовать природе. Пейзаж, который рисует далее писатель, исполнен лиризма и поэзии, он говорит о красоте, о тихой прелести русской природы. Все кажется прекрасным: и дальняя осиновая роща, озаренная теплым светом заходящего солнца, и неподвижные поля, и бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Как хорошо, боже мой!-думает Николай Петрович, и не только автор, но и читатель проникается тем же настроением. Как же может Базаров не чувствовать красоты и обаяния природы? — невольно думаем и мы.

Однако нельзя не заметить, что по-своему, как учеиыи-естест-воиспытатель, Базаров глубоко любит природу, Утверждая, что природа — не храм, а мастерская, он провозглашает необходимость ее изучения и восторженному созерцанию противопоставляет разумное вмешательство в жизнь природы. Его интересует редкий экземпляр жука, его радует, что разрослась березовая роща, он говорит любовно: Акация да сирень — ребята добрые. Стремление перестроить жизнь на разумных началах сказалось и в отношении нигилиста Базарова к миру природы.

Размышляя о том, в чем прав и в чем не прав герой романа, с нашей точки зрения, следует помнить, что писатель-реалист показал нам живой, ищущий ум, враждебный всяким догмам , проверяющий свои взгляды жизнью. А взгляды эти формировались в одну из сложнейших эпох, когда передовые люди страны мучительно искали теорию, способную объяснить мир и содействовать его изменению. Ломались старые представления, не сразу, нелегко складывались новые. И, как всегда в эпоху ломки, возникали порой крайние взгляды, ошибочные мнения.

До сих пор ведутся споры о том, как относится Тургенев к Базарову. Но вряд ли у кого-нибудь возникает сомнение насчет того, как писатель расценивает отцов. Вот слова самого Тургенева: Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность.

В романе обнажено духовное омертвение Павла Кирсанова. Но мы не можем не заметить и его благородного отношения к брату, к Фенечке, его постоянства в любви, честности. Тем более горько, что жизнь человека, обладающего несомненными достоинствами, проходит столь никчемно.

Несмотря на то что Николай Петрович обрел семейное счастье. Ведь все добрые начинания Николая Петровича — и желание устроить имение, и стремление не отстать от передовой молодежи, не отстать от жизни — кончаются крахом. Песенка его спета, он человек отставной. В эпилогеТургенев говорит с нескрываемой иронией о том, что существование Николая Кирсанова столь же бессмысленно, как и существование его брата.

1 Догма — положение, принимаемое за истину, неизменную при всех обстоятельствах.

К среде отцов принадлежат и родители Базарова. Бесхитростные, простые, добрые люди, они вызывают сочувствие и у автора, и у читателей. Страницы, рисующие стариков Базаровых, нельзя читать равнодушно. Трагедия родителей, потерявших духовную связь с сыном, их неутешное горе после его смерти изображены с потрясающей силой. Подчас и нам кажется жестоким Базаров, столь сурово и холодно обращающийся с ними, несмотря на то что он любит своих стариков. Но вдумаемся в базаровскую оценку их жизни: Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь отцы, кажется; чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет, тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними.

Мы чувствуем, что писатель любит простых и добрых старичков Базаровых. Но он понимает, что сыну их тесно и душно в родительском гнезде.

источник

Читайте также:  Для детей в лесу анализ