Меню Рубрики

Для детей в лесу анализ

Тема: «В зимнем лесу».
Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Воспитатель: Орлова Наталья Витальевна
Дата проведения: 20 мая 2011 год

Характеристика программных задач.
Воспитатель выполнил поставленные задачи, которые соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню развития детей данной группы. Объём программного содержания достаточный для усвоения, формулировки программного содержания конкретны, материалы и оборудование соответствуют гигиеническим требованиям и возрастным особенностям детей.
Занятие игровое. Имеет развивающий и обучающий характер, направлено на формирование различных психических процессов (внимание, мышление, речь, эмоциональное, этическое воспитание), способствует развитию познавательных интересов.

Характеристика деятельности воспитателя.
Цель, поставленная на занятии перед детьми конкретна, доступна. Воспитатель на занятии использовал нетрадиционные формы работы, индивидуальную работу и работу по подгруппам, используя дифференцированный подход. Воспитатель на занятии использовал различные методы и приёмы для решения поставленных задач: игровой, наглядный, демонстрационный показ, художественное слово, музыкальное сопровождение. Выбранные приёмы соответствуют возрасту детей, требованиям методики данной программы, способствуют привлечению и сосредоточению внимания детей, использовала метод постановки проблемы. Владеет методикой проведения занятий, рационально использовано время на занятии, смена видов деятельности.

Характеристика деятельности детей.
Дети на занятии активны, внимательны, заинтересованы происходящим, реагируют на различные приёмы активизации. Детьми достигнута дидактическая цель, освоили материал, предложенный воспитателем на занятии.
·

Психологическая оценка занятия.
На занятии прослеживается активная позиция детей. Воспитатель, используя игровые организационные и сюрпризные моменты, сумел настроить позитивно детей по отношению к себе и к происходящему.
Стиль управления деятельностью детей, характер педагогического общения и взаимодействия с детьми личностно-ориентированный, диалог между воспитателем и детьми. Воспитатель при подборе методов и приёмов учитывал их психофизические особенности. Психологическая дистанция между воспитателем и детьми – «рядом, вместе». Педагог сумел установить контакт с группой и каждым ребёнком. Речь воспитателя доступна, логична, эмоциональна, использует различные жесты, мимику. Дети ощущали себя комфортно и раскрепощено на занятии.

Характеристика условий проведения занятия.
Занятие соответствует требованиям санитарно-гигиенических и материально-технических условий, использовано различное оборудование, наглядный и игровой материал. Оборудование и материалы для изготовления поделки из бумаги так же соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.

Рекомендации: Очевидна систематическая работа воспитателя с детьми, выбраны правильные формы и методы работы с коллективом детей данного возраста.
Воспитателю Орловой Н.В. обратить внимание на развитие диалогической и монологической речи детей.
Продолжать работу над формированием активного словаря детей и развитию речи, развитию мелкой моторики.

Проверяющие:
Заведующая МДОУ Д/с №7 ___________Головатых Е.В.
Заместитель заведующей ___________Бородинова М.С.

  • analiz_zanyatiya_v_zimnem_lesu
    Размер файла: 34 kB Загрузок: 1

источник

самоанализ НОД на тему — Путешествие в сказочный лес.
учебно-методический материал по обж (старшая группа) на тему

самоанализ НОД на тему — путешествие в сказочный лес.

НОД в старшей группе воспитателя

Шалобода Евгении Николаевны

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС: познавательное, социально- коммуникативное, речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие.

Тема: «Путешествие в сказочный лес…»

Краткая характеристика группы . Дети 5-6 лет, старшей группы.

Виды детской деятельности : игровая, художественная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цель : закрепление ранее полученных знаний

Закрепить знания дорожных знаков, значение сигналов светофора, правил дорожного движения

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.

Закрепить умение действовать в опасных ситуациях, закрепить знание номеров экстренных служб.

Развивать память, внимание, связную речь.

Формировать инициативность, активность, навыки сотрудничества.

Воспитывать у детей осознанное и ответственное отношение к своей безопасности.

• Рассматривание плакатов по пожарной безопасности, и ПДД

• Чтение художественных произведений,

• Беседы о профессии пожарного, полицейского, врача, спасателя.

• Тренировочные занятия по пожарной эвакуации,

  • Экскурсии по селу, для ознакомления с дорожными знаками и пешеходным переходом.

Материал к НОД : огнетушители, воздушные красные шары, дорожные знаки, светофор, костюмы (светофор, полицейский, пожарный), мольберт, ноутбук, интерактивная доска, проектор, музыкальный центр.

Первая часть (вступительная).

Способствовали созданию психологической комфортности. Настроили детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создали заинтересованность предстоящей деятельностью.

Вторая часть (Введение в игровую ситуацию, ознакомление детей с темой НОД).

Использовала введение сказочного персонажа, как средство активизации имеющихся знаний о том, как важно соблюдать правила безопасного поведения, и объяснили это Бабе Яге. Это стимулировало принятие элементов учебной задачи, создавало интерес, игровую мотивацию к содержанию работы.

Третья часть (совместная продуктивная деятельность).

Совместная продуктивная деятельность, 1 часть

Создала проблемную ситуацию (Объясним Бабе Яге правила дорожного движения) Во время игр, обучающей ситуации, беседы, нестандартного рисования, ребята познакомили Бабу Ягу с правилами дорожного движения, рассказали, что такое светофор, какие дорожные знаки они знают, ем самым активизировали имеющиеся знания.

Была проведена физкультминутка «Фиксики».

С целью профилактики утомления, предотвращения нарушения осанки и психоэмоциональной разрядки.

Совместная продуктивная деятельность, 2 часть

Создала вторую проблемную ситуацию (объясним Бабе Яге правила пожарной безопасности). В результате перешли к игровой деятельности,

В совместной продуктивной деятельности закрепляли правила обращения с электроприборами, правила пожарной безопасности, вспомнили номера экстренных служб.

Четвертая часть (заключительная).

В заключительной части НОД использовала художественное слово для подведения итогов. Были сюрпризные моменты (Подарок Бабушке Яге). Закрепила положительные результаты словесным поощрением, рефлексией.

В ходе всей НОД совершенствовала грамматический строй речи, развивала связную речь. Добивалась ответа полными предложениями.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Учитывались их возрастные особенности. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности и рефлексия.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Каждая часть НОД направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание соответствовало поставленной цели и задачам.

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;

2. Наглядно-демонстрационный (эскизы рыб, осьминога) ;

3. Практический (рисование, действие в опасных ситуациях)

4. Игровой (игра «Дорожные знаки, «Электроприбор», «Огнетушитель», игра с использование ИКТ «Лабиринт», физминутка) ;

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности) .

В процессе НОД применялись следующие технологии:

-обучение в диалоге со взрослым;

-технология развивающего обучения;

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировалась УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС). Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигла.

Конспект занятия по математике в средней группе на тему «Путешествие в сказочный лес» Коррекционно-образовательные цели. развивать устойчивую связь между образом свойства и словами.

Комплексное занятие предназначено для детей подготовительного возраста с задержкой психического развития, возраст детей 6-7 лет. В процессе данного занятия реализуются коррекционно-образовательн.

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный лес» I. Программное содержание:Обучающие з.

Педагогическая цель: знакомство детей с правильным выполнением аппликации.Задачи:Развивающие: формировать интерес к аппликации, любознательность, развивать у детей способность к творчеству, воображени.

АНО ДО «Планета детства «Лада»Детский сад № 160 «Дубравушка»г.о.Тольятти Конспект интегрированной непосредственно образовательной деяте.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему «Путешествие в сказочный лес».

НОД: Художественно-эстетическое развитие (рисование)Интеграция: Физическое развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие.Цель: Формировать умение детей передавать в рисунке образ дерева, соблюда.

источник

Анна Савина
Фотоотчет о проведенном занятии по экологии «Путешествие в весенний лес». Анализ занятия

Занятие начинается с приветствия, которое должно настроить детей, создать дружескую и доверительную атмосферу. К тому же, если вы проводите открытый урок, вам необходимо отвлечь детей от гостей, находящихся в группе и помочь им справиться с волнением. Вводная часть отвечает этим требованиям.

Далее в НОД включается сюрпризный момент. В данном занятии это персонаж Айболит. Введение героя активизирует внимание детей, интерес к персонажу способствует концентрации на цели и учебной задаче занятия. Герой расспрашивает детей о приметах весны. Отвечать им помогают опорные модели, размещенные на мольберте. Так, в начале занятия происходит закрепление пройденного материала.

Затем идет основная часть занятия. Дети отправляются в лес на волшебном поезде, чтобы помочь зайцу. Во время «поездки» дети делают гимнастику, сопровождаемую речевыми упражнениями.

Прибыв на место дети садятся в круг, закрывают глаза и тогда звучит музыка леса. Воспитатель спокойным голосом рассказывает детям о красоте весеннего леса, описывая звучащую мелодию.

Дети открывают глаза и оказываются на полянке. Воспитатель эмоционально описывает все происходящее вокруг.

По дороге к заюшкиному дому дети встречают и следы зверей, и ежа, и бабочек, и находят цветочную поляну. Педагог пытается спровоцировать детей совершить неправильный поступок: сорвать цветы или словить бабочку, чтобы унести домой. Дети должны сами решить. хочется ли им так поступить. В ходе прогулки закрепляются правила поведения в лесу.

Дойдя до дома зайчика, дети обнаруживают его расстроенным (кто-то вырвал лук на его грядке) и сразу вызываются ему помочь.

Настало время для наработки навыка посадки растений. Под руководством воспитателя дети сажают лук. Каждый ребенок вносит вклад в общее доброе дело, каждый помогает зайке. Во время посадки дети закрепляют условия, необходимые для жизни растений.

После посадки лука, работа отдается зайцу. Дети чувствуют, что сделали хорошее дело. Понятная и близкая детям цель занятия помогает лучшему усвоению знаний. Это важно учитывать при разработке занятия.

В конце занятия дети отправляются из весеннего леса обратно в детский сад также, как и попали в него. Они садятся в круг, закрывают глаза, звучит музыка, сопровождаемая текстом воспитателя. Дети оказываются в своей группе.

В заключении, проводится рефлексия. Воспитатель спрашивает детей о том, чему они научились, что запомнили, что понравилось им в путешествии. Происходит закрепление. Также педагог может сделать вывод о результативности проведенного занятия, опираясь на ответы детей.

Конспект занятия «Путешествие в весенний лес» Конспект «Познавательное развитие» Группа общей развивающей направленности для детей 4 – 5 лет Приоритетное направление (образовательная.

Фотоотчет о занятии по художественному творчеству «Путешествие ёжика в осенний лес» В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую современные технологии: проектный метод, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Фотоотчет о весеннем развлечении «Путешествие в весенний лес» Праздники и развлечения в детском саду являются красочным, ярким моментом в повседневной жизни детского сада. Они вносят много радости,.

Интегрированное занятие по экологии во второй младшей группе «Путешествие в весенний лес» Интегрированное занятие по экологии во второй младшей группе «Путешествие в весенний лес» Тема: «Путешествие в весенний лес» Интеграция.

Конспект НОД по экологии в младшей группе «Путешествие в весенний лес» Светлана КочеваткинаКонспект НОД по экологии в младшей группе «Путешествие в весенний лес» Интеграция образовательных областей: «Познание»,.

Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес» Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес» Воспитатель Назарова С. С. Цель: Формирование понятий о правилах.

Конспект занятия по экологии «Прогулка в весенний лес» (средняя группа) Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию Городское методическое объединение воспитателей средних групп Конспект.

Открытое комплексное занятие в средней группе по экологии «Путешествие в весенний лес» Открытое комплексное занятие в средней группе по экологии «Путешествие в весенний лес»Цели: Закрепить знания детей о весенних изменениях.

Фотоотчет о занятии «Путешествие в сказочный лес пластилиновых животных» Сегодня мы с ребятами путешествовали в сказочную страну. Помог нам перенестись в сказку мультфильм «Пластилиновая ворона» и, конечно, волшебное.

Фотоотчет развлечения во второй младшей группе «Путешествие в весенний лес» БДОУ г. Омска «Детский сад12/2 комбинированного вида». Воспитатели: Комарова Татьяна Николаевна, Филатова Наталья Михайловна. Музыкальный.

источник

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым — экологическим -взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.

Экологическое мировоззрение — это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду.

Ведущий отечественный эколог Н.Ф.Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении «экологии» (Природопользование: Словарь-справочник. — М., 1990. -С. 592). Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи: 1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология); 2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология); 3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная пред-ставленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.’

Самым подходящим является раздел аутэкологии — дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций — в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями. Итак, первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики, это понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.

Читайте также:  Анализ на гормон у детей

Следующее важное понятие из раздела аутэкологии — морфо-функциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания — по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому и, в целом, знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что можно делать внешними органами (частями тела) в таких условиях. Маленького ребенка также привлекает динамичность поведения животных: быстрая смена образов легко сосредотачивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений.

Конкретизацией первого понятия является понятие среды обитания. Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необходимо для жизни растения или животного (субстрат1, вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими предметами, материалами они окружены, какими свойствами они обладают.

Названные понятия выражают первую — и главную

экологическую идею: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника. Рассмотрим пример:
— Белка — лесной зверек, сведения о котором дети получают в дошкольном возрасте. Как живое существо, она имеет потребности в пище, воздухе, тепле и др., которые может удовлетворить лишь в своей среде обитания — смешанном или хвойном лесу. Среда обитания белки — это:
> твердый субстрат деревьев и крупных веток, растущих друг от друга на некотором расстоянии;
> разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами — летом, голое и в снегу — зимой;
> растения, служащие кормом зверьку (орехи лещины, желуди, семена ели, грибы и пр.);
> другие животные леса, среди которых и хищники — враги белки;
> o сезонно меняющиеся температурные условия.

Субстрат — опорный экологический компонент — твердая основа (почва, камни, дерево и т. д.).

\Белка обладает хорошей морфофункциональной приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособительным внешним признакам строения и поведения белки, значимым для нашего обсуждения, относятся следующие:
> острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;
> сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;
> длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;
> острые, самозатачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;
> линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.

Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов, делать гнездо и выращивать потомство, оставаться оседлым животным, несмотря на сезонные перепады температуры. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.

Данное экологическое представление может быть постепенно сформировано за дошкольный период, в результате к шести-семи годам ребенок не только усвоит конкретные факты жизни белки в лесу, но и поймет приспособительную взаимосвязь животного со своей средой обитания.

Из второго раздела биоэкологии — демэкологии — в настоящее время, ввиду недостаточности исследований, использовать какие-либо понятия для построения методики экологического воспитания дошкольников не представляется возможным. Популяция, по определению Н.Ф.Реймерса, это совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенное пространство. Каждая популяция имеет сложную структуру (по полу, возрасту, пространственным и близкородственным объединениям особей) и свою эволюционную судьбу. С детьми-дошкольниками невозможно наглядно проследить жизнь какой-либо популяции, а усвоение словесных знаний о ней предполагает развитое логическое мышление. При построении методики для дошкольников вполне можно обойтись без знаний из области демэкологии.

Третий раздел биоэкологии (синэкология), рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников. Главное понятие синэкологии — экосистема — определяется Н.Ф.Реймерсом как «сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами» (Природопользование. — С. 599).

Имеется три уровня экосистем: микроэкосистемы (например, трухлявый пень), мезоэкосистемы (например, лес, пруд, луг), макроэкосистемы (например, океан, континент). Нет сомнения, что, гуляя с взрослыми в лесу и на лугу, возле пруда или речки, дети дошкольного возраста под их руководством могут узнать главных обитателей этих экосистем, их взаимосвязь между собой и со средой обитания.

Подчиненным понятию «экосистема» является понятие цепи (сети) питания, которое обозначает пищевую взаимосвязь представителей экосистемы. Через такие цепи в каждом природном сообществе происходит биологический круговорот (энергии и вещества). В самом общем виде цепь питания включает следующие звенья (на примере леса): комплекс факторов неживой природы (особенности климата, почвы и др.) определяет состав деревьев и других растений, которые служат кормом различным растительноядным животным (жукам, гусеницам, птицам, грызунам, копытным). Растительноядные обитатели леса в свою очередь являются пищей для мелких и крупных хищников. Последним звеном, замыкающим круг, являются организмы (в основном бактерии и грибы), превращающие все органические остатки (опавшие листья, трупы погибших животных) в неорганические вещества (минералы), которые поступают в почву и усваиваются растениями.

Важными характеристиками экосистемы являются состояние равновесия и его частое нарушение. В развитой экосистеме все звенья пищевых цепей относительно уравновешены и приблизительно постоянны. Тем не менее нарушение равновесия, его колебания в разные стороны происходят довольно часто. Причиной этого являются погодно климатические колебания, интродукции (появление и распространение в экосистеме новых видов растений и животных), разнообразные воздействия человека. Особо значимой является последняя причина — быстрый рост численности населения планеты, его интенсивная производственная деятельность очень серьезно поколебали глобальное равновесие биосферы.

Для построения методики можно выделить специальное экологическое понятие «взаимодействие человека с природой», с помощью которого легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья. Общеизвестны такие факты; истребление волков (т.е. сведение звена хищников в цепи питания лесной экосистемы до минимума) резко увеличивает количество растительноядных животных (ненормально разрастается предыдущее звено), в результате чего уничтожается большое количество растений и нарушается вся экосистема; все помнят историю с кроликами, завезенными в Австралию с американского континента (пример интродукции): при отсутствии хищника, который регулировал бы их численность, в благоприятных условиях ушастых зверьков расплодилось немыслимое количество — они стали злом для фермеров, фактически нарушили экосистему австралийской саванны.

Любая экосистема — это очень сложное образование, глубинное познание которого доступно лишь специалистам. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослый может показать связь двух, трех, четырех звеньев в биогеоценозе, т.е. в экосистеме. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома» — сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом.

Таким образом, названные понятия биоэкологии, адаптированные к уровню познавательных возможностей детей дошкольного возраста, составляют содержательную основу новой методики -экологического воспитания дошкольников.
«Кроме понятий в построении педагогического процесса могут быть использованы некоторые экологические закономерности или явления закономерного характера, существующие в природе. Критериями отбора этих закономерностей, как и отбора понятий и фактического материала, становятся их доступность детям и возможность их познания. Можно выделить три области закономерных явлений:

1. Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Эта закономерность проявляется в любых видах растительного и животного мира и во всех сферах жизни каждой особи. Задача педагога — показать ее на примере тех^ живых существ, которые имеются рядом с дошкольниками или являются программными. Например, знакомя детей с белкой, воспитатель раскрывает перед ними ее приспособленность в сферах передвижения, питания, защиты от врагов, выращивания потомства, демонстрирует приспособленность образа жизни зверька в разные сезоны. ^Воспитатель также показывает приспособленность древесных и травянистых растений, произрастающих на участке детского сада, к сезонно меняющимся условиям жизни. Аквариум с водными обитателями, зимующие птицы, комнатные растения — все это объекты, позволяющие продемонстрировать обозначенную закономерность, центром которой является отдельно взятое живое существо.

2. Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве. Это закономерное явление, повсеместно существующее в природе, называется конвергенцией. Н.Ф.Реймерс дает такое определение конвергенции: «Возникновение у различных по происхождению видов и биотических сообществ сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды (например, форма тела у акулы и дельфина, облик лиственных лесов северной части Евразии и Северной Америки)» (Природопользование. — С. 240). Эта закономерность целиком отвечает познавательным возможностям дошкольников, так как опирается на внешнее сходство явлений, доступное наблюдению и наглядно-образному мышлению детей. С помощью этой закономерности у них можно сформировать не только конкретные представления о приспособленности отдельных живых существ к среде обитания, но и обобщенные представления о группах живых существ, находящихся в одинаковой среде обитания.

Например, в группу летающих (или наземно-воздушных) животных, которых могут наблюдать дети, входят бабочки, комары, мухи, самые разные птицы. Все они имеют крылья, чтобы передвигаться в воздушной среде, и ноги для передвижения по твердому субстрату; кроме того, они одновременно могут попасть в поле зрения ребенка. Водные, быстро плавающие животные также имеют много одинаковых или сходных признаков; вытянутое, мало расчлененное тело, гладкую, скользкую поверхность, специальные органы для плавания в воде (ласты, плавники, перепонки на пальцах) и пр. Следовательно, в одну группу можно объединить рыб, лягушек, уток, живущих в водно-прибрежном пространстве какого-либо пруда или озера.
Познание детьми конвергентного сходства разных живых существ, живущих в одинаковой среде, позволяет упорядочить их знания и представления о многообразии растений и животных еще до того, как они начнут изучать научные основы экологии в школе.

3. Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития. В дошкольном учреждении воспитатель вместе с детьми выращивает самые разные растения (цветы, комнатные растения, овощные культуры); нередко у декоративных птиц, хомяков и других животных, которых содержат в уголках природы, появляется потомство. Поэтому дошкольникам можно показать, что на разных стадиях роста и развития организм по-разному связан со средой обитания. Например, на первоначальной стадии развитие зародыша птицы происходит за счет питательных веществ, имеющихся в яйце, и внешнего тепла, которое дает сидящая на яйцах самка или инкубатор. После того как птенец появился на свет (т.е. на следующей стадии онтогенетического развития птицы), основную средо-образующую функцию выполняют его родители: они обогревают, кормят, защищают потомство — являются главным фактором, обеспечивающим его выживание.

Итак, целый ряд понятий биоэкологии и некоторые экологические закономерности живой природы служат научной основой содержания методики экологического воспитания дошкольников.

Помимо обозначенных явлений в методику можно ввести факты, отражающие связь человека (как представителя вида, живого существа) со средой обитания, зависимость его жизни и здоровья от внешних факторов (воздух, вода, тепло, пища и др.). Этот материал имеет прямое отношение к экологии человека, социальной экологии. Предметом внимания дошкольников можно сделать тему сохранения здоровья, его поддержания путем создания благоприятных условий жизни в детском саду и семье, здоровым образом жизни.

1. Какая наука является научной основой методики экологического воспитания дошкольников? Чем объяснить ее широкое распространение в настоящее время?
2. Что такое биоэкология? Каковы ее основные разделы и понятия?
3. Какое содержание биоэкологии — и почему — может быть адаптировано к дошкольному возрасту?
4. Какие экологические закономерности и закономерные явления используются в содержании новой методики?
5. Что такое конвергенция? Почему это понятие может быть использовано в ознакомлении детей с природой?
Задания
1. Найдите материал о круглогодичной жизни зайца-беляка в лесу. Проанализируйте все понятия биоэкологии на примере этого животного.
2. Проанализируйте факторы и качество среды обитания человека на примере своего пребывания в педагогическом колледже и дома. Установите, что и как влияет на ваше здоровье, что можно изменить и улучшить в этих условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Лес таит в себе массу загадок. Живая природа манит человека, а дети, больше, чем мы, тянутся ко всему тому, что неизвестно, прекрасно и естественно. Природа может быть не только дружелюбной, но и опасной. Именно поэтому так важно перед походом объяснить детям правила поведения в лесу.

Подробная памятка безопасного поведения в лесу для детей школьного возраста:

Поход в лес для детей это не просто радостное, увлекательное приключение. Это те самые моменты, которые остаются в памяти навсегда. А наша задача, как взрослых, сделать так, чтобы детские воспоминания ничто не омрачало. Правильная организация похода, предварительный инструктаж и контроль со стороны взрослых обеспечит безопасность детей и массу положительных эмоций от общения с лесом

Дети – создания любопытные и непосредственные. Как бы хорошо они ни учили правила поведения в лесу – оказавшись «на месте» они могут просто забыться, растеряться или увлечься новым опытом. Поэтому вся ответственность ложится на плечи взрослых. Безопасность в лесу зависит не только от правил поведения, но и от организации похода. К этому взрослым стоит подойти со всей серьезностью, не упустив ни одной важной детали:

  1. Выбор места. Никаких «неизведанных троп», место похода должно быть безопасным, неоднократно пройденным и известным взрослым, сопровождающим детей. Не стоит заходить в глубь леса, даже если вы хорошо знаете эти места. Дикая природа – непредсказуема.
  2. Время похода. Выбирайте первую половину дня для похода в лес. Не забывайте, что в лесу темнеет раньше, чем в городе. Наступившие сумерки могут мешать вам сориентироваться.
  3. Провизия. Отправляясь в поход в лес, позаботьтесь о перекусе. Никакого сырого мяса – разводить костер в лесной зоне – запрещено и опасно. Пусть это будет хлеб, салаты, консервы, колбасы и сыры. Не забывайте о питьевой воде. Ее должно быть достаточно, равно, как и еды.
  4. Защита от насекомых. Все знают, что в лесу всякого рода жучков и комаров гораздо больше, чем в городе. Поэтому в рюкзаке должны быть мази, спреи от насекомых, а на голове у детей (а так же у вас) косынки, панамки и кепки.
  5. Соотношение взрослых на количество детей. Взрослых должно быть много. Даже если один – два педагога легко справляются с целым классом в театре и в музее – отправляясь в лес, заручитесь поддержкой со стороны родителей и других педагогов. Даже самые послушные дети на природе, расслабляясь, ведут себя более активно. Любопытство толкает детей на нарушение даже самых строгих запретов, поэтому за ними нужно ежеминутно наблюдать. Чем младше дети – тем больше сопровождающих должно быть. Для группы дошкольников – соотношение в идеале должно быть «1 взрослый на 5 детей».
Читайте также:  Анализ на иммунный статус для детей

Помимо этого, у вас должны быть под рукой все необходимые предметы:

  • Нож;
  • Спички;
  • Компас;
  • Телефон с полной зарядкой и портативный аккумулятор, если есть;
  • Фонарик;
  • Аптечка для оказания первой помощи.

После того, как вы тщательно подготовились сами, вам нужно проинструктировать детей по поводу их безопасного поведения в походе. К лесному приключению детей начинают готовить заранее, рассказывая и объясняя, что можно делать, а что категорически нельзя. Все ваши «нельзя» должны быть понятными и ясными для детей. Просто слово «нельзя» некоторые дети воспринимают как «если никто не видит, то можно» . Поэтому очень важно не просто запретить, а объяснить детям все то, что может случиться с ними (и с лесом), если они нарушат запрет. Если вы планируете сбор грибов и ягод, то необходимо прежде познакомить детей с названиями грибов, научить их отличать съедобные грибы (ягоды) от несъедобных.

  1. Для детей среднего и старшего школьного возраста достаточно провести беседу и раздать памятку или буклеты. Изучаются специальные знаки, используемые лесниками и пожарными для безопасности человека и дикой природы;
  2. Для детей младшего возраста беседа должна быть повторной и эмоционально окрашенной, буклеты более красочными. Не лишним станет просмотр фильма и проведение классного часа на тему «бережем природу»;
  3. Дети дошкольного возраста более эмоциональные, более послушные, но они же и более любопытны, чем их старшие товарищи. Запомнить правила поведения для них гораздо сложнее, поэтому и подготовка к походу требует более длительного периода. Памятку заменяют картинки, которые родитель или воспитатель поясняет в подробностях. Как средства инструктажа дошкольников, используют обучающие мультфильмы, сказки, дидактическую игру «Правила поведения в лесу».

Категорически НЕЛЬЗЯ! отделяться от группы, удаляться от взрослых;
уходить в глубь леса;
что либо есть, без разрешения взрослых;
трогать руками детенышей животных, забирать их с собой;
шуметь в лесу, слушать громкую музыку;
дразнить диких животных, если они вам встретятся;
убивать пауков, рвать паутину;
ловить незнакомых вам насекомых. Их укусы могут быть опасны;
ломать ветки кустов и деревьев;
разводить огонь;
рвать цветы и растения с корнем, ведь они больше не вырастут;
оставлять надписи на коре деревьев;
разрушать муравейники, они являются санитарами леса;
трогать гнезда птиц, уносить с собой птенцов;
сжигать сухую траву, ветки и листья.
МОЖНО собирать лекарственные травы под присмотром взрослых;
собирать съедобные грибы (под присмотром взрослых), срезая их ножиком;
собирать лесную землянику;
собирать мусор, оставленный нерадивыми туристами;
Если вы потерялись оставаться на месте, не бежать, так можно еще больше заблудиться;
с мобильного телефона звонить товарищам, родственникам или учителю;
в случае если связи нет, набрать номер службы спасения – 112 (доступно всегда);
громко кричать, оставаясь на месте, периодически прислушиваясь, ожидая ответ. Если вы слышите, что вас зовут – не идите на голоса, просто продолжайте звать на помощь;
Если вас не нашли прислушайтесь к голосам и звукам. Услышав звуки цивилизации (голоса, музыка, шум машин) – идите в их сторону, ориентируясь на громкость (чем громче звуки, тем вы ближе);
продвигаясь вперед, оставляйте заломы, зарубки, а лучшие всего веревочки или вещи, чтобы те, кто будут вас искать, могли знать о вашем направлении;
попробуйте вспомнить, откуда вы вошли в лес и в каком направлении двигались;
если вы нашли ручей, двигайтесь в его направлении – он приведет вас к реке, а там очень вероятно, что могут быть люди;
оглядитесь, не видите ли вы натянутые электрические провода? Если да, то следуйте вдоль них, они всегда идут в сторону населенных пунктов.

Лес – волшебный, манящий и доброжелательный. Чтобы ваше знакомство прошло с пользой и позитивом – помни о правилах поведения, нарушать которые категорически НЕЛЬЗЯ.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

источник

Сюжет хромает на обе ноги. Каким образом Вылупки и Остатки могут быть одного возраста? Если Вылупки появились уже после взрыва бомбы? Таких ляпов очень много.
Начиналось все неплохо, но со второй половины пошла жуткая неправдоподобная тягомотина, пришлось пролистывать целые страницы.

Постапокалипсис — уже не новый жанр, но тут вся суть в оттенках и психологической достоверности. Рассказываю об этой отличной фантастике на видео

В первую очередь хочу сообщить вам, что это подростковая антиутопия.
В мире, описанном в книге, происходит взрыв, которые несет в себе огромные разрушения. Многие взрослые погибают и остается большое количество беспризорных детей. Знаете что с ними сделали. Поместили в лагерь, где давали лекарства, стирающее всё человеческое, а также память, в детях, тем самым провоцируя отупение. Детки делятся на Вылупков (пробирочные, врослых то мало, а дети — наше будущее) и Остатаков (выжившие). Можно провести слабую параллель с «О дивным новым миром», когда касаешься конкретно детей и какими они были.. Жесткий контроль со стороны взрослых, ничего человечного, как роботы сидят себе в лагере и деградируют до того момента, пока не нашли книжку со сказками и не начали её читать.
Мое мнение.
Сюжет получился очень интересным, хотя читать было несколько тяжело психологически. После того, как дети нашли книгу и отправились в лес практиковать обыденные вещи, начинаешь задумываться о том, что мы-то народ крутой и для нас (я надеюсь) помогать ближнему или испытывать счастье, когда тебя обнимают — нормально. Это действительно радует.

Достаточно неплохая антиутопия для подростков. После глобальной катастрофы осталось много бесхозных детей, относящиеся к двум категориям: Остатаки(т.е.выжившие, имеющие некоторые осколки памяти, которую стараются блокировать посредством лекарств) и Вылупки(появившиеся из пробирки уже после катастрофы), они согнаны в резервации — Сгустки, где идет борьба за выживание, а дети медленно деградируют. Главный герой находит книгу со сказками, и эти сказки меняют отношение к жизни детей из Сгустка №13, они убегают в лес и некоторое время живут там, учась таким вещам, которые кажутся нам совершенно естественными: помогать друг другу, заботиться друг о друге, чувствовать радость от того, что кто-то тебя обнимает. А с базы двое взрослых, наблюдая за ними, тоже чему-то учатся, возможно, добру и человечности. Конец бестолковый, показался мне притянутым за уши. Повторюсь, книжка неплохая, но за издание с мягким переплетом и без иллюстраций цена, однозначно, высоковата.

Кто любит антиутопии, но опасается всех этих вот «Голодных игр» и иже с ними — тот я. «Самокату» доверяю, поэтому взяла эту книгу. Пока что не разочаровывает, посмотрим, как будет дальше.

Психологически тяжелое произведение, которое подтвердило мои мысли о том, что разрушения и войны не приносят хороших результатов. Потом приходится все восстанавливать.
Взорвалась бомба из-за которой разрушился практически весь мир. Немногие выжившие в специальном Лагере. Дети до 13 лет в Лагере и за ними через камеры присматривают взрослые. Взрослых мало, после катастрофы персонала физически не хватает. Дети плохо питаются, выживают как умеют в условиях природы. Их развитие не поддерживается, шансы выжить и то слабые, но они есть.
В одной компании главная девочка Хана, которая кажется жестокой, хотя она просто агрессивна и обижена на жизнь. Мальчик Том находит случайно книгу сказок и жизнь меняется.
Дети начинают читать, рассматривать книгу, задавать вопросы, вспоминать то, что с ними было до катастрофы.
Книга сказок дает веру в перемены к лучшему и надежду на спасение. В лесу, в который сбегают дети, встречается Собак. Странное, но дружелюбное животное. Жизнь становится еще интереснее.
Заканчивается книга хорошо, но в то же время так, что можно и самим читателям додумать полную концовку сюжета.
Книга скорее всего будет интересна тем кто интересуется человеческой психологией и психологией властью.
Взрослых, которые растят домашних деток ограждая их от бед и суровости, эта книга может даже напугать, а детей, привыкших к комфорту, удивить.
Не думаю, что каждый поймет все что написано в этом произведении. Временами интересное и очень философское, оно вряд ли оставит кого-то равнодушным.

источник

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Расширить знания детей о лесе и его обитателях.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Познакомить детей с понятиями «темный» и «светлый».
Продолжать учить детей слушать музыкальное произведение.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, геометрических фигурах, количестве, величине, положении в пространстве.
Учить детей выполнять коллективную работу, не мешая товарищам.
Совершенствовать навыки лепки, нетрадиционного рисования (пальчиками и зубными щетками).
Упражнять в аккуратном наклеивании деталей изображения.
Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, мышление, мелкую и общую моторику.

Картинка-фон с изображением лесной опушки с вписанными в изображение геометрическими фигурами зеленого и коричневого цветов.
Квадраты темно-зеленого и светло-зеленого цветов.
Изображение дерева без листьев на большом листе бумаги, флексика: листья светло- и темно-зеленые.
Картинка-фон с изображением дерева с тенями-геометрическими фигурами, цветные изображения сов в виде этих геометрических фигур.
Картинка с изображением трех деревьев и одного гриба.
Заготовка для рисования «ива», зеленая гуашь, зубные щетки.
Картинка-фон с изображением леса (высокое и низкое дерево, ель, два облака, пенек, озеро, три лилии), силуэтные картинки (птица, 2 гриба, 3 цветка, змея, лягушка, солнце, утка).
Игра «Кто живет в лесу»: картинка-фон «лес», цветные силуэтные картинки зверей.
Игра «Чей хвост?»: картинка с изображением животных без хвостов, цветные силуэтные хвосты этих животных.
Картинка с изображением деревьев с дуплами трех величин, силуэтные картинки белок, листьев и желудей трех соответствующих величин.
Картинка-заготовка с изображением куста, пластилин коричневого цвета.
Лесные орехи. Шишки, корзина, блюдца из кукольной посуды.
Картинка-фон для аппликации, кроны деревьев, вырезанные из цветной бумаги, клей, пальчиковые краски.
Оборудование для динамической паузы: пеньки, искусственная елка, скамейка, «ручеек».
Аудиозаписи: «Утро в лесу» Э. Григ, «В лесу» Железнова, «Шум леса» Ференс Лист.

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

— Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Давайте построим из стульев автобус и отправимся в путь. (Можно использовать «Песенку друзей»).

— Выложите геометрические фигуры на свои места. Покажите узкую тропинку, широкую тропинку. Какого цвета круг, овал и треугольник? Зеленого цвета. Какого цвета квадрат и прямоугольник? Коричневого цвета.

— Перед вами квадраты. Какого они цвета? Зеленого. И этот цвет зеленый и тот цвет зеленый, но они разные. Вот этот зеленый — светлый, а этот зеленый — темный.
Покажите светло-зеленый цвет, темно-зеленый цвет.

— Сейчас мы наклеим на это дерево листочки светло-зеленые и темно-зеленые.

— Рассадите сов на дереве. Каждую сову посадите на ее тень, подходящую по форме.

— Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что на ней лишнее? Лишний гриб, потому что все остальные — деревья.

— У дерева ивы веточки опущены вниз, нарисуйте зеленые ветки с листьями. Для рисования используйте зубные щетки.

Дети ходят по комнате под слова песни «В лесу» Железновой. Затем произносят «ау».

Дети выкладывают мелкие цветные силуэтные изображения на картинку-фон.

— Перед вами картинка, на которой нарисован лес. Давайте дополним эту красивую картинку.
Пусть на самом высоком дереве сидит птица. А под низким деревом вырастет два гриба.
А вокруг пенька расцвели три цветка. На пенек залезла змея. На елке выросли шишки. На небе ярко светит солнце. Возле озера сидит лягушка, а по озеру плывет утка. Сосчитайте, сколько кувшинок расцвело в озере? Сколько облаков на небе?

— Давайте разложим на картинке жителей леса и назовем каждого из них.

— Помогите каждой белке найти свое дупло. Угостите белку желудем. Подбирайте дупло и желудь по размеру каждой белке. А теперь попробуйте угадать, с какого дерева упали эти листья.

— На ореховом кусте поспели орехи. Давайте сделаем их из пластилина. Какого цвета пластилин? Коричневого цвета. Отрывайте кусочки пластилина, скатывайте из них шарики-орехи, прикладывайте к кусту и придавливайте пальчиком.

Дети ходят по пенькам, обходят вокруг елки, перепрыгивают через ручеек, проходят по скамейке. (Воспроизводится аудиозапись «Шум леса» Ференса Листа).

— Помогите зверям найти свои хвосты.

— Приложите листву к стволам деревьев. Вот какие деревья в лесу! Наклейте их. А листочки на березке нарисуйте пальчиком.

Сосчитай шишки, забрось шишку в корзину, не урони шишку (пронеси на блюдце).

На прощание лес приготовил для нас подарок — лесные орехи. Попробуйте их.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

источник

Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие в осенний лес юных помощников по охране порядка в лесу»

«Как беречь природу в лесу. Путешествие в осенний лес юных помощников по охране порядка в лесу»

Михальченко Наталья Сергеевна

  • Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом.
  • Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
  • Учить бережному и доброму отношению к природе.
  • Развивать речь, творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, мелкую моторику, мышление, воображение;
  • Умение делать умозаключения.
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому, уважительное отношение к обитателям леса.
  • Соблюдать правила поведения в лесу.

Оборудование:

Игрушечный еж, Лунтик, Шрек; прищепки; письмо от Ежа; макет леса; индивидуальные зеркала; корзинка с «билетами — листьями»; предметные картинки по правилам поведения в лесу; макет мусора; мелодии песен: «Звуки леса », « Паровоза » .

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ЛОГОПЕД: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес. Я предлагаю вам отправиться в лес, для этого давайте закроем глаза и перенесемся в лес (звучат мелодии «Звуки леса»).

ЛОГОПЕД: Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались?

ЛОГОПЕД: Давайте вспомним однокоренные слова к слову «лес»?

ДЕТИ: Лесной, лесник, лесок, лесничество, перелесок, лесничий.

Читайте также:  Анализ на грипп у детей

ЛОГОПЕД: Какие вы молодцы! А вот я знаю, что наши язычки знают зарядку про «Осень в лесу». Предлагаю вам ее выполнить. ( выполнение артикуляционной зарядки: « Осень в лесу»).

ЛОГОПЕД: Скажите, ребята, о каком времени года была зарядка? Назовите признаки осени. В зарядке мы пели с вами звуковую дорожку. Какие звуки мы произносили? ( А, О, У- гласные, потому что их можно петь, тянуть, кричать — нитка не обрывается). Да, вы правы. А когда подошли к ручейку, какой звук произносили ? ( [ С ] – согласный, его нельзя петь, тянуть, кричать — нитка обрывается, встречаются преграды : губы, язык, зубы).

ЛОГОПЕД: Отлично. Тогда давайте вспомним скороговорку со звуком [ С ] :

« Су- су- су- увидели в лесу лису».

« Осенью у Сени сени в сене».

ЛОГОПЕД: Ой, ребята, посмотрите к нам пришло письмо! Давайте, узнаем кто нам пишет: « Здравствуйте ребята. Пишет вам Ежик. Живу я в лесу. Я очень люблю свой лес и всех его обитателей. Я- маленький спасатель леса. Я накалываю весь мусор в лесу и собираю все в одном месте. В этом нелегком деле мне помогает мой друг Лунтик. Но сегодня мы поссорились со Шреком. Мы не можем Шрека приучить к чистоте в лесу. Он сорит в лесу и не бережет его. Поэтому я прошу вас о помощи!»

ЛОГОПЕД: Ребята, поможем? ( Да).

ЛОГОПЕД: Чтобы добраться до полянки, нам необходимо сесть в поезДети Для того, чтобы поезд наш тронулся, нам необходимы билетики. Чтобы их получить, нужно выполнить задание: назовите свои имена ласкаво

ДЕТИ: Машенька, Артемушка, Максимочка, Семочка, Машуличка.

ЛОГОПЕД: Молодцы! Вот вы и получили свои «билетики – листочки». Предлагаю назвать у кого какой попался лист- билетик?

ДЕТИ: Кленовый, березовый, каштановый, дубовый, рябиновый.

ЛОГОПЕД: Дети, скажите, а какой это лес, хвойный или лиственный?

ЛОГОПЕД: А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

ДЕТИ: «Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет».

ЛОГОПЕД: Отлично, теперь мы можем добраться до полянки, где нас ждут Ежик и Лунтик. Нам необходимо занять свои места в поезде согласно вашим «билетам- листочкам». Подойдите к партам и сядьте каждый к своему дереву. Но для того, чтобы поезд тронулся нам нужно сделать звуковой анализ слов — названий своих деревьев.

ЛОГОПЕД: Хорошо, с этим заданием мы справились. Но поезд не едет. Нам с вами нужно правильно прицепить вагоны поезда. Для этого мы определим количество слогов в слове и прикрепим с нужный вагончик с правильным количеством окошек.

ЛОГОПЕД: Замечательно, мы с вами молодцы! Поезд тронулся! ( играет музыка « Мы едем- едем»).

ЛОГОПЕД: Ребята, что-то мы с вами немного устали ехать в поезде, давайте сделаем зарядку.

( Физ. минутка с «билетиками- листочками» ).

ЛОГОПЕД: Отлично мы с вами отдохнули! Дети, посмотрите, мы добрались до полянки, где живут : Лунтик, Еж и Шрек.

ЛОГОПЕД: Ребята, посмотрите, какой беспорядок на полянке! Скажите, Шрек бережет свой лес?

ДЕТИ: Потому, что нельзя рвать первоцветы, разрушать гнезда, забирать птенцов из гнезда, ломать ветви деревьев, играть спичками, разводить костры, оставлять за собой мусор, загрязнять речку.

ЛОГОПЕД: Да, ребята, вы правы. Так относиться к природе нельзя! Беречь природу — наша главная задача! Ежик приготовил Шреку задание. Ему нужно и найти те карточки с нарушениями правил поведения в лесу и отложить в сторону. Шрек не уверен, что справиться с заданием, поможем ему? (дети выполняют задание, делят карточки на две колонки: как правильно вести себя в лесу и что нельзя делать в лесу; отвечают на вопросы и показывают картинку с данным ответом).

ЛОГОПЕД: Дети, а можно ли разводить костер?

ДЕТИ: Нет, чтоб не возник пожар в лесу – засыпай костер землей;

— Нельзя разорят гнезда — а можно строить скворечники;

— Не сорить, а забирать мусор с собой;

-Не рвать первоцветы, а также не рвать цветы по ненадобности.

ЛОГОПЕД: Ребята, а вода для чего нужна?

ДЕТИ: Для того, чтобы пить, рыбам — чтобы жить.

ЛОГОПЕД: Для чего нужно беречь лес, деревья?

ДЕТИ: Людям деревья нужны для очищения воздуха. А лес беречь нужно для животных, птиц и насекомых – это их дом!

ЛОГОПЕД: Отлично! Вот вы и научили правилам поведения в лесу Шрека.

ЛОГОПЕД: Лунтик и Еж очень рады, что с вашей помощью Шрек научился вести себя в лесу. А, сейчас нужно собрать весь мусор на полянке, чтобы лес, в котором мы находимся снова стал чистым и уютным домом для всех его обитателей. Давайте при помощи прищепок прикрепим к Ежу на спину этот мусор.

ЛОГОПЕД: Отлично! Мы в лесу побывали, нам природа дорога, будем мы беречь ее всегда. И за то, что мы сегодня научили Шрека правилам поведения, Еж вас благодарит и назначает вас своими помощниками по охране порядка в лесу. Вот он вам передал свои подарки ( маски) .

ЛОГОПЕД: Ребята, вы сегодня отлично справились со всеми заданиями! Жаль, что нам необходимо отправляться в наш детский сад.

Для этого закроем свои глаза (звучит спокойная музыка). Мы снова вернулись в наш детский сад! Мне очень понравилось наше с вами путешествие. А вам? Что узнали нового? Что больше всего понравилось? Какой урок можно извлечь из нашего путешествия? Вы все – молодцы! До свидания!

источник

Фронтальное занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «В гостях у Лесовичка». Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить, активизировать словарь по теме «Дикие животные наших лесов»;
  • учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы;
  • продолжать учить составлять описательные рассказы;
  • совершенствовать навык чтения слогов.

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять детей в отгадывании загадок;
  • упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;
  • учить согласовывать существительные с числительными в предложениях;
  • развивать фонематическое восприятие, мышление, общую и пальчиковую моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у каждого ребенка умение слушать ответы других детей;
  • формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.

Оборудование: презентация; картинки с изображением детёнышей диких животных и их матерей; звёздочки голубого и чёрного цветов (плоскостные изображения); конспект занятия; грамзапись марша (на выбор педагога); гимнастические палки, верёвка.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением диких животных и их детёнышей, чтение произведений: Т.А. Шорыгина, «Какие звери в лесу?!»; Л.Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Маленький Лесовичок по лесам и рощам ходит.
Он без дела не сидит и занятие находит,
Помогает тут и там зайцам, белкам, барсукам,
Приглашает в гости тех, кто животных любит всех.

Логопед. Как вы думаете, а нас пригласит к себе в гости Лесовичок?

Дети. Пригласит, п.ч. мы любим животных.

Логопед. Да, Лесовичок приглашает нас к себе в гости, где мы узнаем много нового о диких животных наших лесов.

Логопед. А волшебный клубочек покажет нам дорогу и поможет найти Лесовичка.

Ты катись, клубочек, по тропинкам узким,
По лугам зелёным, по горам и спускам.
За тобой пойдём мы, не боясь дороги,
Пусть нам будет трудно, и устанут ноги.

Звучит марш. Дети идут за «клубочком», преодолевая различные препятствия: перешагивают через гимнастические палки, идут по верёвке приставным шагом, подлезают под натянутую верёвку и т.д.

1. Д/И «Отгадай загадки»

Логопед. На лесной полянке нас встречает Лесовичок. Ему не терпится загадать нам загадки.

На лесной полянке слушаем загадки,
Будем все внимательными,
Дружными, старательными.

Логопед. Послушайте первую загадку:

У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора? (Заяц)

Логопед. Как вы догадались, что эта загадка о зайце?

Дети. У зайца нет домика. Он любит грызть кору. Он убегает от врагов.

Логопед. Послушайте вторую загадку:

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом. (Белка)

Логопед. Как вы догадались, что эта загадка о белке?

Дети. Белка носит рыжую шубку летом, а зимой у неё серенькая шубка.

Логопед. Послушайте следующую загадку Лесовичка:

На собаку он похож,
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Логопед. Почему вы так решили, что это волк?

Дети. Волк похож на собаку. У него острые зубы. Он может напасть на овцу.

Логопед. Послушайте последнюю загадку Лесовичка:

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

Логопед. Почему вы решили, что это медведь?

Дети. Медведи спят зимой в берлогах. Просыпаются они весной.

2. Беседа о диких животных.

Логопед. Почему белку, лису, волка, медведя, зайца, ежа называют дикими животными?

Дети. Они живут в лесу, сами добывают себе корм, сами о себе заботятся.

Логопед. Чем дикие животные отличаются друг от друга?

Дети. Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.

Дети. Они живут в лесу, сами себе добывают корм. У них у всех есть туловище, голова, глаза и т.д. Их тела покрыты мехом. А у ежа тело покрыто иглами.

3. Д/И «Кто где живёт?»

Есть у каждого свой дом:
Он у рыбки под водой,
У слона — в саванне знойной,
У коровы — в тёплом стойле,
У тюленя он на льдине,
У кита дом в море синем.

Логопед. А вот наши животные не могут найти свои домики. Что делать?

Дети. Нужно им помочь найти домики.

Логопед. Для этого, нужно рассказать, где живёт лиса, волк, белка и медведь?

Дети. Лиса живёт в норе. Волк живёт в логове. Белка живёт в дупле. Медведь живёт в берлоге.

Логопед. Молодцы! Вы помогли животным найти их домики.

4. Д/И «Где, чья мама?»

Отгадали мы загадки,
Кажется, что всё в порядке,
Но не всё в лесу так славно —
Кто-то плачет очень странно:
Мы поможем тем бедняжкам,
Что рыдают у овражка.

Логопед. Посмотрите на несчастных детёнышей. Они забыли, как зовут их мам. Даже Лесовичок не может им помочь. Как нам поступить?

Дети. Нужно помочь детёнышам диких животных вспомнить имена их мам.

Логопед. Расскажите, как зовут их мам.

Дети. У лисёнка мама — лисица. У медвежонка мама — медведица и т.д.

Логопед. Посмотрите, как обрадовались детёныши и их мамы. Прочитайте, что сказали радостные звери.

5. Физминутка

Логопед. Лесовичок превращает вас в детёнышей животных. (Дети получают картинки с изображением детёнышей животных). Пока будет звучать бубен, «детёныши» будут резвиться на лесной полянке. А когда прекратится звучание бубна, каждый «детёныш» станет возле своей «мамы» (картинки с изображением волчицы, лисицы и т.д.). У каждой «мамы» будет несколько «детёнышей». Кто вы и как зовут вашу маму?

Дети. Мы волчата, наша мама — волчица.

6. Д/И «Посчитай»

Логопед: Лесовичок приготовил для животных подарки, но не знает, хватит ли их на всех. Что делать?

Дети. Животных нужно посчитать.

По тропинкам бродят звери,
Их так много, как узнать,
Сколько белок и зайчишек?
Нужно их всех посчитать!

(Дети считают животных, а затем проверяют правильность выполнения задания)

7. Д/У «Чтение слогов»

Логопед: Посмотрите, какие интересные подарки Лесовичок приготовил для своих друзей — животных. Но как их не перепутать?

Дети. Нужно прочитать слоги, которые написаны на подарках. Сразу станет понятно, для кого подарки приготовлены.

(Дети читают слоги и проверяют правильность выполнения задания)

8. Пальчиковая гимнастика «Разговор с ежом»

Логопед: Посмотрите, какой колючий ёж встречает нас на полянке. Давайте, с ним поговорим.

Что ж ты, ёж Кулачок правой руки прижать к ладони правой руки.
Такой колючий? Большие пальцы обеих рук соединить. Остальные пальцы левой руки раздвинуть.
Это я на всякий случай Меняют руки.
Знаешь, кто мои соседи? Сжимают и разжимают сплетённые пальцы рук
Лисы, волки и медведи!

Б. Заходер

Средний, безымянный и большой пальцы Вытянуть вперёд и соединить их кончики.

Указательный и мизинец поднять вверх, затем имитируют движения медведя.

9. Составление описательных рассказов.

Логопед: Давайте и мы сделаем подарки для животных — составим о них рассказы. А поможет нам в этом схема.

Рассматривание схемы.

  • Как называется это животное?
  • Назовите части тела?
  • Какое оно, домашнее или дикое?
  • Где живёт?
  • Чем питается этот зверь?
  • Как называют его детёнышей?
  • Как голос подаёт?
  • Какую пользу приносит человеку?

Составление детьми описательных рассказов о диких животных.

10. Д/У «Разгадай схему»

Ах, дождёмся мы беды
Потерялись вдруг следы.
«Как найти нам их в лесу?» —
Спрашивает лось лису.
А лиса в ответ скорбя:
«Нужно нам спросить ребят».

Логопед: Что же делать? Как найти следы лося и лисы? (Схемы слов)

Дети. В слове «лиса» четыре звука. Первый звук — [ль], он согласный мягкий, обозначается зелёным квадратом. Второй — [и], гласный, обозначается красным квадратом. Третий звук — [с], согласный твёрдый, обозначается, синим квадратом. Четвёртый звук — [а], гласный, обозначается красным квадратом.

Дети находят нужную звуковую схему.

Аналогично проводится звуковой анализ слова «лось». Проверяется правильность выполнения задания. Удаляется лишняя схема.

III. Заключительная часть.

Логопед. Вот и подошла к концу наша прогулка в лес. О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали о диких животных? Какое задание Лесовичка вам понравилось больше всего?

IV. Рефлексия

Логопед: Лесовичок дарит вам на память разноцветные звёздочки.

Логопед: Ребята, возьмите звёздочку того цвета, которая отражает ваше настроение, и поместите её на магнитную доску. Вот какое прекрасное созвездие у нас получилось!

Дети берут со стола звёздочку нужного цвета и помещают её на магнитную доску, затем прощаются с Лесовичком.

Литература.

  1. Васильева С.А. Тематический словарь в картинках: Мир животных: В 4 кн. Кн. 1. Домашние и дикие животные средней полосы. (Программа «Я — человек». / С.А. Васильева, В.И.Мирясова. — М.: Школьная пресса, 2004. — 32 с, ил.
  2. Гаврина С.В. Обучающая игра. Где чья мама? / С.В. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. — М.: ООО Издательство «Росмэн-Пресс», 2004
  3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. / Н.Г. Метельская. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. — (Логопед в ДОУ).

источник