Меню Рубрики

Анализ сказки морозко для детей

Новогодняя сказка Морозко знакома нам с детства. В ней речь идет о девушке, которая живет с родным отцом, мачехой и ее дочкой. Героев сказки можно разделить на положительных и отрицательных. Вот только не понятно, куда отнести отца девушки. Он бесправный, так же как и его дочь. Никогда не перечит своей жене, хотя в душе жалеет свою дочь.

Наступает самое подходящее время, когда можно избавиться от надоевшей падчерицы. Пошла в лес за хворостом, да и сгинула. Никто искать не кинется сироту. Отец трусливый, будет молчать. То ли он равнодушный настолько к судьбе дочери, то ли настолько любит жену что, молча, повинуется и совершает преступление. Благодаря равнодушию и трусливости окружающих происходят в жизни самые страшные трагедии и предательства.

Сразу понятно, что не сладко сиротке. От своего сиротства много умеет и может делать девушка. Это еще сильнее злит мачеху. Завидные женихи смотрят на нее, а на ее родную дочь нет.

Бедной девушке приходится всю грязную и тяжелую работу выполнять по дому. А в благодарность получает только недовольные высказывания мачехи. Заступиться за нее никто не может и не хочет. Даже в тот момент, когда мачеха посылает мужа отвезти родную дочь в лес, а на дворе зима, он ни слова не говоря, выполняет поручение. Падчерица понимает, зачем ее отправили в лес. Ни у нее, ни у отца нет выбора. И она безропотно остается в лесной глуши.

Сказка есть сказка зло будет наказано. Это чувствуется уже в середине повествования, когда падчерица встречается с Морозко. Сначала он немного поморозил девушку, но потом сжалился над ней. В жизни бы у нее практически не было бы шанса на спасение. За свой кроткий нрав получает она щедрые дары от Морозко и возвращается домой живая, и невредимая, да еще и с подарками.

Этого мачеха и ее дочь никак не ожидали. Завистливые и жадные они решают, что мачехина дочь ничем не хуже и старик отвозит старухину дочь в лес. Ленивая и жадная, как и мать к тому же не умеющая разговаривать со старшими почтенно она разгневала Морозко. Его все уважают, а тут с ним обходятся по-хамски, да еще и требуют подарков. От такого отношения он поднимает снежную бурю и старухина дочь замерзает в снегу. Наконец нашлась сила, которая смогла заступиться за падчерицу.

Любая сказка основана на реальных событиях, только приукрашена. Читая сказки, дети учатся отличать добро и зло, учатся, как надо поступать в различных ситуациях, как разговаривать со старшими.

В сказке добро побеждает и щедро награждается.

Жила-была дружная семья. Мать-красавица, отец-трудяга и любимица дочка. Родители очень любили свою девочку, и она отвечала им тем же. Но вот в их семью пришло горе: заболела и вскоре умерла мама. Это случилось внезапно и стало большой потерей для их дружной семьи. Но что тут поделать, стали они жить вдвоем. Одному мужчине было тяжело управляться с большим хозяйством. Вскоре он привел в дом чужую женщину. Она имела властный характер и была сварлива, однако она быстро освоилась в доме и твердой рукой вела хозяйство. Но была одна проблема- она почему-то невзлюбила падчерицу. А девочка от природы обладая легким нравом и не хотела сориться с мачехой. Она исполняла все её поручения, убираясь в доме или работая по хозяйству. Но у мачехи имелась собственная дочь, в которой она души не чаяла. Вот уж кого она любила и баловала! Но вот в чем парадокс: чем больше любви доставалось родной дочке, тем больше она ненавидела падчерицу. Отец девочки обладал покладистым характером и вскоре вовсе попал под каблук сварливой жены. Его мнение нигде не учитывалось и никого не интересовало. Каково было девочке расти в таких условиях? Она и дальше продолжала молча исполнять все поручения, хотя обида и копилась у нее на душе. Отец также, как и раньше любил свою девочку, но пожалеть ее мог лишь когда жена не видит.

Но вот в один прекрасный момент мачеха решила, что падчерице не место в ее доме. Каково было отцу услышать подобное? Но под натиском жены ему пришлось сделать то, что ему приказали- увезти свою девочку в лес и там оставить. Что в этот момент творилось в душе отца, когда он, уезжая из леса оставлял родного ребенка на верную смерть?

Но тут девушку повстречал Морозко. Понравилась ему умная и ласковая девица и пригласил он ее к себе в гости. Покорила она сердце старика своим трудолюбием и добротой. Одарил он ее подарками и домой отправил. А мачеха как увидела падчерицу живую, здоровую, да еще с подарками, то позеленела от зависти. Решила она и свою дочь туда же отправить, чтобы та еще больше всяких подарков привезла. Ну сказано-сделано. Загрузил дед бабину дочку в сани и отвез в лес. Встретила и она Морозка. Но вместо приветствия и ласковых речей услышал он грубость и злые слова. Разозлила его девица он рассердился и заморозил ее в лесу.

Основной целью сказки является идея показать, что трудолюбие и уважение к старшим помогут в любых жизненных ситуациях.

Один из героев произведения Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы» – Ваня Малявин, проживающий на Урженском озере, обратился к ветеринару с просьбой вылечить зайца.

При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале.

Другими словами недостижимый идеал называют утопией. К примеру, если говорить простыми словами и примерами, недостижимым идеалом может морковь, которую вешают перед лицом ишака, для того чтобы он шел вперед и не останавливался.

На улице пурга, холод. Ветер кидает снежные комья в окно, стучит ставнями, громко и страшно воет в трубе. В это время хорошо сидеть дома и греться у печки. На улице снега намело столько, что ни пройти, ни проехать

Ипполит Курагин – средний сын князя Василия Курагина, уважаемого царедворца, занимающего высокое положение в обществе.

источник

Анализ русской народной сказки «Морозко» предназначен для учителей начальной школы как дополнительный материал к занятию. Это поможет вам донести смысл сказки до учеников. Материал разрабатывался совместно с педагогом по детской литературе!

Сдесь представлены: иллюстрации, определения, описание главных героев сказки, сравнение между двумя сказками «Морозко» и «Мороз Иванович», особенности народной сказки, раскрывается трагический финал сказки.

Известная нам с детства сказка “ Морозко ” – русская народная волшебная сказка. Ее причисляют к новогодним, рождественским или просто зимним сказкам. Сюжет сказки “Морозко” – вариация на тему о невинно гонимом положительном герое (падчерица), которому приходит на выручку чудесный помощник ( Морозко ) и вознаграждает героя за кротость, смирение, доброту и трудолюбие.

Главная героиня сказки – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая – “социально ущемленный персонаж” в доме мачехи: “Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита…” Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе.

По канону волшебных сказок героиня покидает дом, прежде чем найти свое счастье. Причина – выгоняет герой-вредитель (мачеха): “Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз”.

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу.

И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки – Морозко – испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз.

За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Богатства в награда – характерный прием народных сказок.

Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь (антигероиня) на тоже место в лес. Основная причина такой зависти понятна из слов собачки: “Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут”.

Именно за приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

1. Падчерица и родная дочь.

1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья.

2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее.

2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама.

3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу.

3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность.

4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо.

4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность.

5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо

5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость.

6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает.

6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.

Общее между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?

  • Волшебный персонаж – Морозко и Мороз Иванович;
  • Героини – резко противопоставляются по характеру;
  • Финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается .

В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

  • Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
  • Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
  • Характерами героинь . Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
  • Волшебным персонажем ; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
  • Концовкой , гуманной и нравоучительной.

Таким трагическим финалом народная сказка “Морозко” показывает читателю насколько жестоко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. Поведение отрицательных героев сказки, мачехи и ее родной дочери, вызывает отторжение злобы и несправедливости в детской душе. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается юным читателем как торжество справедливости.

Любопытно, что сегодня русская сказка “Морозко” вызывает довольно много дискуссий о своем толковании. Сказку упрекают в кровожадности, в утверждении сомнительных идеалов (кротость вместо напористости, акцент на ценности материальных благ). Высказываются предложения оградить современного ребенка от излишней жестокости путем отказа от чтения народных сказок.

источник

Русская народная сказка «Морозко» знакома всем с юных лет. Впервые она опубликована русским собирателем сказок А.Н. Афанасьевым в 1873 году и имеет две интерпретации (сказка №95 и 96).

Известно много схожих по сюжету сказок у других народов, а также у немецких сказочников братьев Гримм.

В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», который снят по мотивам русских народных сказок и более поздних обработок сказки, в т. ч. В. Ф. Одоевского, А. Н. Толстого. Отметим, что фильм не сильно отклонился от инвариантного сюжета, а смысловая структура соблюдена. Удивительно, но множество добавленных персонажей, в том числе бабы-яги, главного героя Ивана, старичка-боровичка, разбойников и прочие не испортили и не исказили нравственную подоплеку сказки. Но есть отдельные моменты, о которых мы упомянем в конце статьи.

С самого начала повествования сказки перед нами изображается образ злой мачехи, которая во всем угождает родной дочери, а падчерицу (дочку мужа от предыдущего брака) всячески обижает. Естественно, мачеха желает добра дочери и проявляет любовь к ней на основании своего мировоззрения в силу воспитания и нравственности. Любовь проявляется в желании оградить свое чадо от лишней работы, от каких-то других житейских забот и хлопот. Другими словами, любовь выражается в чрезмерной опеке. Именно это в сказке порицается и высмеивается.

В ситуации с подчерицей мачеха не проявляет заботу из-за отсутствия любви к приемной дочери. А свою злобу и ненависть к «стариковой дочке» она проявляет в том, что по ее мировоззренческому восприятию является самым унизительным, трудным и неприятным, а именно в принуждении к работе.

Но парадокс в том, что именно работа оказывается благоприятной средой для развития добрых качеств в человеке, а «любовь» в виде заботы и ограждения от житейских препятствий оказывается гибельной.

Вот как об этом говорится в сказке «Морозко» (под номером № 95 в сборнике Афанасьева):

Старшую дочь старуха не любила (она была ей падчерица), почасту её журила, рано будила и всю работу на неё свалила. Девушка скотину поила-кормила, дрова и водицу в избу носила, печку топила, обряды творила, избу мела и всё убирала ещё до́ свету; но старуха и тут была недовольна и на Марфушу ворчала:

— Экая ленивица, экая неряха! И голик-то не у места, и не так-то стоит, и сорно-то в избе.

А вот отношение мачехи к родной дочери (сказка под номером № 96 в сборнике Афанасьева):

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все её гладят по головке да приговаривают:

Так как все знакомы с текстом сказки, нетрудно догадаться, что мачеха оказала «медвежью услугу» своей родной дочери таким воспитанием, породила в ней страшные пороки, такие как лень, хамство, жадность, обжорство, зависть, – в общем, все те пороки, которыми мачеха обладала сама.

Падчерица избежала этого, т. к. вместо «заботы» ей доставались оскорбления и наказания к работе.

Главным отрицательным персонажем в сказке «Морозко» является мачеха. Почему в сказке изображена фигура именно мачехи, а, не скажем просто матери? Желая подчеркнуть хорошее отношение к одной дочке и плохое к другой, авторами часто используется такой простой прием для восприятия, как отношение между родными и неродными. В данном случае, падчерица не является родной дочерью для мачехи, что обосновывает нелюбовь последней. Согласитесь, повествователю трудно было правильно донести смысл сказки, если главной героиней выступала мать и две родные дочери, появились бы лишние вопросы: почему одну любит, а другую нет? Да и вспомните, мачеха отправила падчерицу на верную смерть – замерзать в лес. Вряд ли родная мать смогла бы так поступить с собственным ребенком.

В общеизвестной версии сказки (№96 сказок Афанасьева) мачеха из-за одной только нелюбви к падчерице готова взять на себя смертный грех убийства. В другой версии сказки (№95 сказок Афанасьева) образ мачехи раскрыт более полно, что является обоснованием ее тягчайшего поступка. Так, в описании сказано следующее:

Сам был хил, старуха ворчунья, а дочки её ленивицы и упрямицы.

Ворчливые люди, как правило, всегда чем-то недовольны, всегда осуждают других и всегда злы. У таких людей нет мира внутри. Вот и получается, что живет такой человек не по правде, а по кривде, т. к. понятия совести и нравственности всегда будут претерпевать искажения от внутреннего состояния человека. Это отразилось на воспитании родной дочери (или дочерей как в сказке № 95), которые изображены ленивицами и упрямицами.

Злое в мачехи подчеркивается тем, что она постоянно употребляет бранные слова. В первой версии сказки (№95) вы можете найти много ругательных слов, которые вылетают из уст мачехи и ее родных дочек. Здесь трудно сказать точно, что является причиной, а что следствием: является ли злой характер героинь следствием употребления бранных слов или наоборот, такие слова являются обязательным атрибутом злого человека как внешний выход его внутреннего несовершенного мира. Нередко сквернословие называют молитвой сатане. В те времена считалось, что ругательная брань – это язык преступников, злодеев и людей вообще опустившихся. Поэтому в обеих версиях сказки (в сказке № 95 в большей степени), для подчеркивания внутренней нечистоты и падшего нравственного состояния, в уста отрицательных персонажей вложена ругательная брань.

Читайте также:  Анализ на асло у детей

В сказке № 95 у мачехи две родные дочери. Если посмотреть диалоги дочерей между собой, то можно заметить, что они недалеко ушли от матери и постоянно бранятся между собой.

Еще одной чертой, характеризующей мачеху и дочерей – это упоминание злых сил. В сочинениях русских писателей и сказочников, как правило, упоминание «черта» приводит к плохим последствиям для говорящего (это хорошо заметно в романах Достоевского). Так и в сказке «Морозко», – когда дочки оказались в лесу, первым делом они призвали именно «его» (сказка № 95):

Старик тем же путём оставил девок под сосною. Наши де́вицы сидят да посмеиваются:

— Что это у матушки выдумано — вдруг обеих замуж отдавать? Разве в нашей деревне нет и ребят! Неровен чёрт приедет, и не знаешь какой!

Отношение родной дочки (дочерей) мачехи к Морозко преднамеренно грубое и хамское. С одной стороны, она выполняла волю мачехи, которая позавидовала падчерице и захотела дорогих подарков и для своей дочери, но с другой – в диалогах с Морозко проявилась вся внутренняя сущность дочки, которая в ней заложена неумной заботою скверной мачехи.

Могла ли дочка обмануть Морозко, убедив его, что заслуживает подарков? Наверное, нет. Для этого в сказке введен внешний усиливающийся фактор – мороз. А как известно, внутренний мир человека раскрывается в том, как он преодолевает препятствия. Плохой (точнее, несовершенный) человек в критической ситуации может подвести, струсить, солгать, разгневаться и прочее, а если человек внутренне чист и стяжает духовный мир, то такого человека вряд ли может вывести из себя внешняя угроза, а только укрепит его.

Так и мороз: для родной дочки явился непреодолимым препятствием, на фоне которого она проявила себя злой, ограниченной, грубой и себялюбивой, а для падчерицы послужил раскрытию ее добродетели и внутреннего совершенства.

Образ падчерицы складывается из двух факторов: внешний – воздействие мачехи и внутренний – состояние духовного мира.

Казалось бы, что видит перед собой падчерица (в сказке №95 — Марфуша, в сказке № 96 — просто старикова дочка, в фильме – Настенька)? Одна грубость, хамство, упреки. Иной человек мог бы и озлобиться, стать еще злее и грубее, чем его воспитатели. Но в образе падчерицы создается образ нравственно совершенного человека, для которого внешние негативные факторы не являются поводом к саморазрушению. Почему так происходит? Наверное, потому что она имеет правильное внутреннее устроение, зная что главное, а что второстепенное. Падчерица, по сути, является тем человеком, который исполнил не только ветхозаветные заповеди о любви к Богу и ближним (не убей не укради, почитай отца и мать своих…), но и исполнила заповеди блаженства, которые под силу только совершенным людям. Она и кротка, и миротворица, и плачущая, и поносима и чистая сердцем…

Нижеприведенная цитата из сказки № 95 дает пример как нужно сносить несправедливости:

Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям её услужить; но сёстры, глядя на мать, Марфушу во всём обижали, с нею вздорили и плакать заставляли: то им и любо было!

Дальше образ еще больше раскрывается (сказка № 95):

…была послушная да работящая, никогда не упрямилась, что заставят, то и делала, и ни в чём слова не перекорила

А вот так нужно относиться ко всему приходящему в нашей жизни:

Добрая Марфуша рада была такому счастью, что увезут её в гости, и сладко спала всю ночку; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, всё собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка — хоть куды невеста!

Из этих деталей образа становится понятно, что падчерица, с ее кротостью, жизнерадостностью, терпеливостью и незлопамятством сможет преодолеть любое препятствие. Вот ее диалог с Морозко:

— Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!

Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощёлкивать. Мороз спросил де́вицу:

— Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная?

Де́вица чуть дух переводит, но ещё говорит:

— Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!

Мороз пуще затрещал и сильнее защёлка́л и де́вице сказал:

— Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?

Де́вица окостеневала и чуть слышно сказала:

— Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился, окутал де́вицу шубами и отогрел одеялами.

» w >

Вспомните, если дочери мачехи начали «чертыхаться» когда приехали в лес, то падчерица, наоборот, всегда помнит Бога:

в сказке № 95: «…поутру рано встала, умылась, Богу помолилась».

в сказке №96: «Осталась бедненькая, трясётся и тихонько молитву творит».

Что на первом месте у падчерицы? Конечно же, Бог, на него уповает и по его заповедям живет. Тем самым можно сделать вывод о том, что образ падчерицы – это идеальный образ христианской девушки, которая претерпевает гонения от злой мачехе и сестер, но при этом незлопамятная, всепрощающая и кроткая. По своему внутреннему содержанию она предстает зрелым человеком, что проявляется в свободе от грехов, чего нельзя сказать о мачехи с дочкой.

Падчерица выполняла всю работу по дому, т. е. постоянно была занята и без работы не ходила. В сказке Одоевского «Мороз Иванович», которая написана по мотивам сказки «Морозко», образ трудолюбивой падчерицы еще более усилен. Когда девочка попала в дом Мороза Ивановича, именно умение трудиться спасло ее. Кстати, даже имя у падчерицы в этой сказке говорящее – Рукодельница (у родной дочки – Ленивица).

Таким образом, можно сформулировать те коннотационные смыслы, которые заложены в образе падчерицы для усвоения слушателем или читателем. Во-первых, это христианское понимание мира, что подразумевает Бога на первом месте в своей жизни, а по отношению к близким – всепрощение, незлопамятство, кротость. Во-вторых, трудолюбие есть спутник и воспитатель добродетельного человека. В-третьих, направленность на внутреннее саморазвитие и духовное делание.

Не стоит недооценивать роль старика – отца падчерицы. В сказке он изображен смирившимся со своей второстепенной ролью в семье. Главой семьи является мачеха. На это не двусмысленно намекают повелительные фразы в адрес старика. Стоит заметить, что этот факт не говорит о том, что он не любил падчерицу (свою родную дочку), но страх и угодничество перед мачехой пересилили в нем отцовские чувства (страсть оказалась сильнее духа). Получается что его любовь не жертвенна. Он, не думая, повез падчерицу на верную смерть, хотя это ему было неприятно. Можно сказать, что своим малодушием он разделил смертный грех мачехи, которая отправила падчерицу в лес.

Таким образом, образ отца является ключевым для понимания сказки. Избалованность дочки и безумство мачехи объясняется тем, что роль отца сведена в семьи до исполнительных функций. Старик не отвечает роли главы семьи, эти права он своим угодничеством и малодушием передал жене, что оказалось пагубным для нее и воспитываемой дочки.

Нельзя не упомянуть о том, что тема того, к чему приводит искаженность роли главы семьи, нередко изображается в сказках и произведениях русских писателей. Сразу приходит на ум «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в которой старик изображен именно с точки зрения управляемого мужа. Но в отличие от старика в сказке «Морозко», рыбак пытается возражать старухе, тогда как «наш» старик выполняет все беспрекословно. Можно еще упомянуть пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль» , в которой госпожа Простакова тоже руководит семьей и воспитывает подобного родной дочки мачехи недоросля Митрофанушку.

Как уже было упомянуто в начале статьи, фильм «Морозко» является достойной экранизацией сказки. Однако стоит иметь в виду, что образ Настеньки (падчерицы) не совсем полный. Идеологические требования того времени «убрали» из сказки Того, на кого уповает падчерица-Настенька – Бога. Соответственно, опущен главный и базовый элемент образа главной героини. Поэтому зрителю может быть не совсем понятно откуда Настенька черпает духовные силы. Может сложиться впечатление она сама по себе просто хорошая девушка, но тогда сказка теряет свой поучительный нравственный смысл.

Злые силы в фильме никуда не исчезли, а, наоборот, добавились в виде бабы-яги и разбойников. Хорошие сказочные персонажи представлены добрым волшебником Морозко и старичком-боровичком, которые, впрочем, не несут в себе какой-то нравственно-духовный смысл, а скорее, представлены как антиподы злым персонажам.

В фильме появился персонаж хорошо знакомый по русским сказкам, но которого нет в оригинальной сказке. Стоит отдать должное, что создатели картины хорошо вписали историю Иванушки в общий сюжет сказки.

В начале фильма Иван изображен самовлюбленным и праздным юношей. В ходе сказки он очищает свое горделивое сердце, но не просто добрым делом, этого оказалось недостаточно, чтобы он вновь принял человеческий вид. Лишь внутреннее преображение, когда он перестает видеть только себя и действительно делает доброе дело от чистого сердца, превращает его в человека. Уже преображенным он спасает Настеньку от колдовских чар. Можно сказать, что п рототип Иванушки – это покаявшийся грешник.

Однако может возникнуть мысль, что именно Иван является спасителем Настеньки, что в принципе заложено в концепт фильма. Наверное, в этом главная искаженность инвариантного сюжета сказки. Конечно, убрав Бога, создателям фильма пришлось придумывать и обосновывать спасение Настеньки. Напомним, что в оригинальной сказке, падчерица награждается Морозко, а мачеха с дочкою наказываются, что является логичным завершением если рассматривать сказку с позиции раскрытия духовно-нравственного смысла и промысла Бога о человеке. Ввиду того, что в фильме линия промысла о человеке убрана, произошло редуцированное замещение онного на более простое и понятное спасение человека другим человеком, что весьма хорошо вписывалось в материалистическую идеологию того времени. Иван в конце фильма спасает Настеньку, тем самым переключает на себя образ главного героя сказки. Получается, что Настенька награждается за свою добродетель женихом и на большее не претендует. Однако и здесь можно привести аллюзию на то, что жених земной есть образ Жениха небесного.

Конечно же, нельзя не сказать как раскрывается промысел Божий в отношении главных героев. Падчерица являет собой образ чистоты помыслов и дел. За свое терпение, кротость и доброту она получает награду. Это важный нравственный аспект сказки, показывающий, что праведный человек не только стяжает будущих благ, но и награждается уже здесь на земле.

Если говорить о мачехе с дочкой, которые являются образом всего мерзкого и противного что может быть в человеке, то для них конец повествования оказывается печальным. По сути, они получили то, к чему стремились своей скверной жизнью. В сказке можно уловить мысль, что нравственно-темный человек не видит будущих последствий своей греховной жизни. В отношении таких людей следует наказание, которое, по сути, человек сам себе готовит, закрывая дорогу промыслу Божьему. Для таких людей Бог попускает то, к чему они стремились, не замечая свою греховность.

Делая вывод, можно сказать, что сказка «Морозко» богата поучительным и духовно-нравственным наполнением. Важные посылы содержатся как для детей, так и для взрослых. Родителям важно понять, что всеохватывающая забота о ребенке не является фактором хорошего воспитания. Образ мачехи дает понять, что воспитание ребенка начинается с родителя. В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека. Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок.

источник

1. Русскую народную сказку «Морозко» причисляют к новогодним, рождественским зимним сказкам. Сказка «Морозко» относится к волшебно-фантастическим сказкам, так как один из героев волшебный персонаж. В таких сказках положительному герою всегда помогают волшебные персонажи, чтобы добро и правда победили зло и ложь.

В деревне жили старик со старухой, а с ними жили родная дочка старухи и родная дочка старика. Старуха невзлюбила падчерицу, заставляла ее делать всю работу по хозяйству, которую девушка безропотно выполняла лучшим образом. Но мачехе невозможно было угодить и однажды она решила девушку со свету сжить, приказав старику падчерицу в зимний лес отвезти и оставить. Старик, плача, отвез дочку в лес и оставил под елью, где девушка встретилась с Морозко, который, испытав ее нрав, одарил дорогими подарками. Тогда мачеха отправила в лес свою глупую и ленивую дочь, надеясь увидеть ее с дарами, но ее дочь не прошла испытаний Морозко, и старик привез ее из леса замерзшей.

Поучительная сказка «Морозко» порицает человеческую зависть и жадность, а так же говорит о том, как важно быть добрым, и трудолюбивыми. Сказка — это народная мудрость (Не рой другому яму, попадешь в нее сам!), которая изложена в понятной и доступной для детей форме. Поведение отрицательных героев сказки (мачехи и ее родной дочери) вызывает отторжение злобы и несправедливости. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается читателем, как торжество справедливости. Трагический финал сказки отражает насколько менталитет русского народа отвергает злобу, угнетение беззащитного и слабого (падчерицы) и каким бывает возмездие за зло.

Положительный женский образ сказки «Морозко» — это главная героиня, падчерица — девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая. Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда Морозко испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз, за это Морозко жалеет и щедро одаривает девушку.

Положительный мужской образ в сказке — это старик, отец главной героини. Он добрый и кроткий, но слаб перед злой и напористой старухой. Старик молча смотрит на несправедливость по отношению к его дочке и ничего не может возразить.

Отрицательные образы в сказке «Морозко» только женские — это мачеха и ее дочь — властные, злобные, жадные и завистливые, они только и делают, что угнетают главную героиню. Заставляя падчерицу работать целый день, они никогда не бывают довольны ее работой.

Единственным волшебным образом в сказке является Морозко — это одновременно суровый и добрый волшебник, который по традиции сначала испытывает героев, а потом награждает или наказывает их по справедливости.

2. Зачин сказки «Морозко» изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. Сказка начинается так: «Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка».

В развитии действия намечается завязка сказки: «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз».

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки — Морозко — испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. За приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Кульминационный момент наступает, когда ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, за что она поплатилась.

Развязка наступает тогда, когда Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода. Таким трагическим финалом народная сказка «Морозко» показывает читателю насколько жестко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается как торжество справедливости.

В сказке «Морозко» нет красивой концовки, которой обычно заканчиваются волшебные сказки со счастливым концом. Здесь мы видим традиционное для сказок торжество добра над злом и поучительный конец сказки.

3. В сказке «Морозко» основные действия происходят в зимнем лесу, но описание леса очень краткое: большие сугробы и елки от мороза потрескивают. Это ледяное царство Морозко. Здесь, под большой елью старик оставил свою дочку, а потом и дочь старухи. Здесь дважды происходят встречи девушек с Морозко.

Читайте также:  Анализ на аскарид у детей

В завязке сказки происходит первый монолог старухи:

— Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

На этот монолог старик, ничего не ответив жене, покорно везет родную дочь в лес на мороз.

Далее в лесу разворачивается диалог девушки и Морозко:

  • — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
  • — Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

За свой кроткий нрав девушка не погибает, а обогащается с помощью Морозко и возвращается домой.

Позже старуха отправляет и свою дочь в лес, но уже с другой целью. Снова звучит приказ для старика (монолог старухи):

— Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

В лесу снова происходит диалог Морозко и девушки, но он отличается от первого:

  • — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
  • — Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

«Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела» — это единственная гипербола сказки. Гиперболы имеют эмонациональный характер и создают экспрессивный тон сказочного повествования.

В сказке «Морозко» видно несколько сравнений:

  • — властная, завистливая и жадная мачеха — кроткий, мягкий и исполнительный старик;
  • — ленивая, глупая и злая дочь старухи — трудолюбивая, услужливая и кроткая падчерица. Эти сравнения четко показывают где отрицательный, а где положительный персонаж, где добро, а где зло. Такие примеры учат детей сравнивать.

В сказке всегда два плана: внешний — сюжетный и метафорический — подтекстный, в ней содержится мудрость, бережно переданная нам нашими предками, превращенная в сказку. В виде метафоры важная идея легче просачивается через все двери сознания и попадает в самые глубины души, позволяет задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями, рассуждать о возможных последствиях того или иного поведения и дает возможность взглянуть на себя со стороны.

В сказке «Морозко» нет явных волшебных превращений. Морозко волшебным образом одаривает падчерицу за ее человеческие качества и спасает от смерти, вопреки всем ожиданиям.

4. Сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. В сказке «Морозко» такой прием используется во время встреч с Морозко в лесу, когда он трижды спрашивает у каждой девушки: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» После каждого ответа девушки мороз все усиливается. Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. Чаще такой прием применяется, чтобы показать на сколько велика тяжесть испытания, через которое проходит главный герой сказки.

В эту сказку вписаны народные выражения, взятые из жизни простого народа, как и сама идея сказки:

«Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница».

«Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется».

  • 5. Русская народная сказка «Морозко» написана лаконичным и предельно точным языком. Но все же в сказке встречаются уменьшительно-ласкательные слова, которые употребляют только падчерица и Морозко при встрече в лесу, чем еще больше выделяется положительность этих героев для примера детям.
  • 6. Сказка важна не только в познании окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказке есть предостережение, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения (ценность вежливости, доброго отношения к людям, уважения к старшим, трудолюбия). Дети учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять — что хорошо, что плохо. Так же обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Ребенок учится мыслить образами. Способность наделять предметы и явления сверхъестественными свойствами, верить в одушевленность неживой природы — характерная черта детской психики. За внешне неправдоподобными сказочными сюжетами ясно видится реальная история жизни русского народа. Но сказки не были бы сказками, если бы в них отсутствовала занимательность.

Сказка «Морозко», как и большинство русских народных сказок, подходит для детей всех возрастов. Сказка баюкает, погружает в атмосферу волшебства и чуда. Она учит взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, указывает на их недостатки, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины. Таким образом, обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации в жизни.

источник

«Морозко» — одна из самых поэтичных волшебных сказок русского народа. В ней рассказывается о тяжелой доле скромной, трудолюбивой падчерицы, вознагражденной Морозкой за ее приветливость, скромность и доброту. Основная идея сказки — торжество справедливости, утверждение добра. Повествование построено на противопоставлении: добрая падчерица и злая дочь старухи; завистливая, коварная мачеха и справедливый великодушный Морозко. Героиня сказки наделена высокими моральными качествами, которые вызывают сочувствие волшебного существа – Морозки и сострадание чудесной собачки, говорящей человеческим голосом. Задача рассказчика- вызвать у детей симпатию к падчерице, осудить злую мачеху и ее дочь, показать торжество справедливости, передать оптимизм сказки, дать почувствовать красоту и поэтичность сказочного языка.

Повествование начинается с описания тяжелой жизни падчерицы у мачехи. Здесь можно возбудить у детей положительное отношение к падчерице. Показать безответственность и трудолюбие девушки, которая и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету. Фразу-‘ Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо надо произнести возмущенно, выделив слова ничем, все не так, все худо, чтобы дети почувствовали несправедливость старухи. Не­обходимо показать разницу в отношении мачехи к падчерице и родной дочери. Фразу Все знают, как за мачехой жить, пере­вернешься— бита и не довернешься — бита сказать сокрушенно, обращаясь непосредственно к детям, как бы ища их сочувствия. Во фразе А родная дочь что ни сделает — за все по головке гладит должно прозвучать неодобрение, слово умница надо про­читать с иронией, насмешливо, без похвалы, чтобы дети поняли несправедливость мачехи и почувствовали жалость к бедной падчерице. Слова придумала падчерицу со свету сжить сле­дует выделить голосом, так как они содержат важное для раз­вития сюжета сообщение о коварном замысле мачехи. В обра­щении старухи к старику: Вези, вези ее, старик — надо пере­дать приказ, показать власть мачехи над мужем. Воспроиз­водить же голос старухи, говорить крикливо не следует. Доста­точно сказать решительно, выделив слова в лес, на трескучий мороз, чтобы отметить жестокость старухи и вызвать тревогу за судьбу падчерицы.

Раскрывая образ старика, надо оттенить его жалость к дочери и вместе с тем показать безволие, полную покорность злой жене. С ударением следует произнести слова затужил, заплакал, а обращение к дочери: садись, милая дочь, в сани — сказать тепло, горестно, безнадежно, чтобы было ясно, что ни­чем помочь он ей не может.

Особого внимания требует от читающего сцена в лесу, где падчерица встречается с Морозко. В лесу холодно, сурово. Де­вушка сидит под елью одна, дрожит, озноб ее пробирает. В го­лосе рассказчика звучит волнение за нее. В описании встречи Морозко с падчерицей используется прием трехкратного повто­рения. Увидев девушку, Морозко трижды обращается к ней с вопросом: Тепло ли тебе, девица? — и только после третьего от­вета падчерицы награждает ее. Морозко, сказочный хозяин зи­мы, изображен ярко, поэтично. Он по елкам потрескивает, с ел­ки на елку подскакивает, пощелкивает. К падчерице обраща­ется уверенно, сначала сурово, а затем, тронутый ее добротой, ласково и вместе с тем выжидательно, как бы испытывая ее. Поэтому после каждого вопроса необходимо делать паузу, что­бы дети смогли пережить перемену в настроении Морозко. Трехкратно повторенное обращение отражает настроение на­пряжения, которое надо передать голосом, выделив слова, осо­бенно ярко рисующие это напряжение: ниже, пуще, сильнее.

В рассказе о награде должна прозвучать радость, выражаю­щая удовлетворение решением Морозко, который сжалился над девицей.

Важная роль в сказке отведена говорящей собачке. Она не помогает падчерице, но зато выражает симпатию к ней и пред­сказывает развитие событий. Передавать ее речь надо убежден­но, уверенно, делая паузу после восклицания Тяф, тяф!, звуча­щего как своеобразное подражание лаю собаки, что всегда привлекает детей и доставляет им удовольствие.

Описание возвращения падчерицы начиная со слов Вдруг заскрипели ворота. следует прочитать замедленно, несколько удивленно, чтобы ярче передать недоумение старухи и ее за­висть.

Обращение мачехи к мужу: Запрягай, старый хрыч, другую лошадь — требует от рассказчика повелительных интонаций и более быстрого темпа, так как старуха, обозленная благопо­лучием падчерицы, торопится добиться того же и для своей дочери.

О встрече Морозко с дочерью старухи надо читать так, чтобы дети ясно почувствовали разницу между ее ответами Морозко и ответами падчерицы и восприняли гибель старухи­ной дочери как заслуженное наказание за ее неуважение, гру­бость и злость. В вопросах Морозко слышится нарастающая суровость, а в ответах дочери старухи — раздражение, недо­вольство, резкость.

Последние слова сказки: Заголосила старуха, да поздно —- не должны вызывать жалости. Произнеся их, рассказчик как бы подводит итог повествованию и выражает уверенность в не­избежной гибели зла и торжестве добра.

Примерный план подготовки к выразительному рассказыванию

Идея: неизбежность торжества добра над злом.

Образы: трудолюбивая, добрая падчерица; грубая, лени­вая и злая дочь старухи; вероломная и завистливая мачеха; суровый, справедливый и великодушный Морозко; робкий, без­ответный, забитый старик; говорящая собачка.

Сюжет: рассказ о судьбе падчерицы.

завязка: «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить»;

кульминация: «Сгинь, пропади, проклятый Морозко»; развязка: «Заголосила старуха, да поздно».

Задача чтения: осудить злую мачеху и ее дочь, вызвать уважение к скромной, трудолюбивой падчерице, показать поэ­тичность сказки.

1. Произведите анализ сказки «Семь Симеонов» (III класс) для подготовки ее к выразительному чтению.

2. Составьте примерный план анализа сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница» (III класс) для подготовки ее к чтению и выразительно прочитайте текст.

3. Прослушайте, как читает ваш товарищ подготовленную им (по выбору) сказку, и оцените чтение.

Наибольшую трудность для учителей начальных классов представляет чтение стихотворений. Объясняется это в основном незнанием теории стихосложения и недооценкой серьез­ности этого вида работы.

Содержание любого стихотворения неразрывно связано со звуковой организацией стихотворной речи. Создавая произведе­ние, поэт использует определенные художественные приемы ко­торые дают ему возможность наиболее точно, выпукло и

иом незнанием теории стихосложения и недооценкой серьез­ности этого вида работы.

Содержание любого стихотворения неразрывно связано со звуковой организацией стихотворной речи. Создавая произведе­ние, поэт использует определенные художественные приемы, ко­торые дают ему возможность наиболее точно, выпукло и эмо­ционально выразить свои мысли, чувства, настроение. Поэтому учитель, помимо верной передачи основной идеи, поэтических образов, раскрытия внутреннего мира автора, его чувств, пе­реживаний, должен дать почувствовать детям ритмичность и музыкальность исполняемого стиха. Этого можно достигнуть только при условии знания теории стихосложения, закономер­ностей стихотворной речи. Даже одаренные учителя, но не зна­комые с принципами организации стихотворной речи, читают стихотворения монотонно, неверно, часто искажая их содержа­ние. Они или сливают стихотворные строки, когда между ними нет знаков препинания, сбиваясь на прозу, или произносят каждую из них отрывочно, разрывая смысловую связь слов в фразе; нажимают на последнее слово в строке, не обращая внимания на ее синтаксическое построение, не видят образов. Знание теории стихосложения — необходимое условие овладе­ния техникой выразительного чтения стихотворных произве­дений.

Строение стиха отличается от строения прозы. Это отличие имеется не только во внутренней, но и во внешней организации речи. Для прозы характерно свободное расположение слов, свойственное разговорной речи. Стихотворная речь ритмически организована. Для нее характерно деление на определенные ритмические отрезки, которые называются стихом или стихот­ворной строкой. Правильное их чтение наглядно показывает звуковое отличие стихотворений от прозы.

Независимо от того, совпадает или нет стихотворная стро­ка с окончанием предложения, в конце ее обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. В противном случае стихот­ворение будет звучать, как проза. Роль ритмической паузы ни в коем случае нельзя сводить к механическому разделению сти­хотворных строк. Она помогает раскрыть содержание и способ­ствует передаче различных оттенков чувств. Длина паузы за­висит от смысла читаемой фразы. Если мысль не завершена, в конце строки следует повысить голос, чтобы слушателю было ясно, что надо ждать продолжения, и сделать непродолжитель­ную паузу, если же конец фразы совпадает с окончанием стро­ки, то голос надо понизить и сделать более продолжительную паузу.

Для усиления ритмико-мелодического звучания стиха дела­ется иногда дополнительная пауза — цезура, которая делит стихотворную строку на два полустишия.

Старший / — умный был детина,/

Средний сын / — и так и сяк,/

Младший / — вовсе был дурак.//»

Как и любое средство речевой выразительности, цезура должна быть внутренне оправдана. Так, постановка цезуры между словами у старинушки и три сына делает их более вы­пуклыми, яркими, эмоциональными. Пауза после слов старший, средний сын и младший фиксирует внимание слушателя на смысловом содержании слов умный, так и сяк, вовсе был ду­рак, чем способствует более образному представлению каждого сына старика.

Ритмическая пауза и цезура (при совпадении с логической и психологической паузой) не связаны с дыханием. Сопровож­дение их вдохом или добором воздуха нарушило бы целостное восприятие смысла предложения.

Стихотворные строчки, как правило, объединяются рифмой. Рифма — это звуковой повтор в конце стихотворных строк. Она имеет большое значение для правильного выразительного чте­ния стихотворных произведений. Во многих случаях рифмуют слова, которые имеют главное смысловое значение. Рифма объединяет стихотворные строки, «. возвращает вас к предыду­щей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе». Поэтому риф­му необходимо сохранить при чтении. Однако не следует делать нажим на рифмующиеся слова, если они не имеют важного смыслового значения. Такое выделение вырвет эти слова из контекста и затруднит их восприятие, а стихотворение утра­тит свою музыкальность, каждая строка будет звучать отры­вочно, невыразительно. Процитируем для примера отрывок из стихотворения Ф. Тютчева «Весна».

Если в этом поэтическом отрывке произнести подчеркнуто рифмующиеся слова злится, стучится, пора, двора, смысл его утратится. Рубленые строки нарушат мерность стихотворной речи, ее плавность и благозвучность.

В том случае, когда рифмой выделяется слово важное, глав­ное, его необходимо при чтении выдвинуть на первый план.

Характер стоп определяется замыслом поэта, его намере­ниями воспроизвести то или иное настроение, переживание, дей­ствие. Так, рисуя сказочную обстановку во вступлении к поэме «Руслан и Людмила», А. Пушкин употребляет ямбическую сто­пу, так как ямб придает определенную ритмичность и плав­ность стиху, соответствующую мерному движению ученого кота, неторопливо рассказывающего сказки.

И днем, и ночью кот ученый

Стихотворные строки посредством чередования рифм объе­диняются в единообразные группы — строфы. «Строфой назы­вается составляющая, как правило, синтаксическое целое, вы­ражающее какую-либо законченную мысль, со свойственной этой группе стихов системой рифмовки и общностью интона­ций»’. Строфа как бы делит стихотворение на отдельные ло­гически завершенные части, что способствует четкому восприя­тию как каждой части, так и всего стихотворения в целом. По­этому при чтении необходимо отделять одну строфу от другой паузой.

«Полюбуйся, весна наступает,

В ярком золоте день утопает,

Скоро гости к тебе соберутся.

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари».

(И. Никитин. Полюбуйся, весна наступает. )

Стихотворение И. Никитина воссоздает яркие картины на­ступления весны. Оно пронизано чувством любви к родной рус­ской природе. Каждая строка полна радостным ощущением близости весны. Слов в стихотворении мало, но каждая их группа рисует целую картину, имеет глубокий идейно-эмоциональныи смысл. Задача учителя — передать красоту прибли­жающейся весны, вызвать чувство радостного ожидания ее прихода, заставить любоваться нарисованными автором карти­нами.

Стихотворение написано в форме обращения автора к слу­шателю. Поэтому читать его следует тепло, ласково, живо ес­тественно передавая радость, волнение поэта. Общение со слу­шателем будет очень тесным. Строки, содержащие непосредственное обращение (Полюбуйся, весна наступает. сколько гнезд понавьют, посмотри!), прозвучат задушевно, интимно.

Стихотворение состоит из двух строф. В первой обрисова­но самое начало весны, когда еще только прилетают журавли и ручьи по оврагам шумят. Задача учителя — зримо, весомо, взволнованно передать приближение весны. Слушатели долж­ны как бы услышать шум ручья, увидеть блеск солнца, прилет каравана журавлей. Чтецу следует стремиться вызвать у них чувство восхищения, любования пробуждающейся природой, на первый план выдвинуть слова полюбуйся, весна, журавли, ручьи.

Читайте также:  Анализ на аскаридоз у детей

Вторая строфа передает восторг автора наступлением вес­ны, когда все оживает, птицы вьют гнезда и поют день-день­ской от зари до зари. Чтец должен заразить слушателя вол­нением, связанным с ожиданием весны, вызвать у него вос­торг от пробуждения природы. Под ударением будут слова, воссоздающие яркую картину весны: гости, гнезд, звуки, пес­ни. Чтение второй строфы, как и первой, прозвучит естествен­но, очень тепло, радостно. Поскольку обе стопы рисуют хотя и близкие по смыслу, но самостоятельные картины, они должны отделяться друг от друга более длительной паузой.

Особенностью стихотворных произведений является исполь­зование аллитерации (повторение одинаковых согласных) и ас­сонанса (повторение одинаковых гласных) для более яркого воспроизведения того или иного образа, явления, действия Например:

Поскольку и ассонанс и аллитерация являются средствами раскрытия идейного содержания, поэтических образов, их на­до уметь передать при чтении: выделять те звуки, которые по­могают зарисовке картины, явления, действия. Однако не сле­дует чрезмерно увлекаться звуковой стороной стиха и перехо­ду 1 ’ к звукоподражанию. Это повлечет за собой формализм, Р ведет к ненужному обыгрыванию слова и нанесет ущерб передаче идейного смысла стихотворения. Большое внимание надо обратить на заключительную строку. Она может выражать завершенную и незавершенную мысль.

«Он с детских лет мечтал о том,

(С. Михалков. В Музее В. И. Ленина.)

Особенность заключительной строки необходимо уметь пе­редать при чтении соответствующей интонацией, понижая или повышая голос в зависимости от смысла предложения. Так, в первом случае («Весна») мысль закончена, поэтому голос сле­дует понизить, во втором («В Музее В. И. Ленина») мысль не завершена, голос надо повысить, чтобы слушатель почувство­вал некоторую недоговоренность, которую поэт передает в стихе.

Стихотворные строчки короче строк прозаического произве­дения. Поэт пользуется только теми словами, которые помо­гают ему наиболее ярко и конкретно передать мысль. Это увеличивает значимость каждого слова в поэтическом произве­дении. При чтении стихов надо постоянно помнить об этой осо­бенности стихотворной речи. Каждое слово стиха требует от чтеца повышенного внимания и глубокого осмысления.

Примерный анализ стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Главная мысль стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» раскрывается в самом заглавии. Ясно, что поэт в нем хочет сообщить о сущности хорошего и плохого. Поэтому, читая заглавие, учитель уже должен гото­вить детей к восприятию тех положительных и отрицательных явлений, о которых предстоит им услышать. Наибольшую смысловую нагрузку несут слова хорошо и плохо. Они выделе­ны автором не только в отдельную строку, но и разрядкой 1 . Поэтому при чтении их следует выдвинуть на первый план, по­ставить на них логическое ударение.

Основная идея стихотворения воспитательная: надо совер­шать только хорошие поступки. Задача чтения — показать де­тям положительное и отрицательное в жизни и вызвать у них желание делать хорошо и не делать плохо.

Центральные образы стихотворения — отец и сын. Отец — человек доброжелательный и знающий жизнь. Он охотно соглашается ответить на вопрос сына и на конкретных фактах: убедительно показывает ему, что хорошо и что плохо. Приводи­мые им примеры просты, жизненны, доступны пониманию ре­бенка, часто хорошо ему знакомы.

Рассказ отца занимает в произведении центральное место. Его передача потребует от учителя живых, естественных раз­говорных интонаций, в которых проявляется теплое, доброжела­тельное отношение к ребенку, желание пробудить в нем отри­цательное отношение ко всему плохому и вызвать стремление подражать тому, кто поступает хорошо. Рассказ отца носит ди­дактический характер. Мораль вытекает естественно, из кон­кретных жизненных случаев. Поэтому читать слова отца сле­дует неторопливо, убедительно, чтобы дать детям понять и по­чувствовать,что хорошо ичто плохо, доказать им необходи­мость хороших поступков. Дурное поведение, плохие поступки, трусоеть, лень должны быть преподнесены так, чтобы они были правильно восприняты детьми и вызвали бы у них недоволь­ство, осуждение, гнев, возмущение. Так, читая строфу:

Второй герой стихотворения — крошка-сын. Поэт почти ни­чего не сообщает о нем. Но и то немногое, что сказано, дает возможность ясно представить себе его образ. Это маленький мальчик, кроха, как ласково называет его автор, любознатель­ный, умный. Он хочет знать, что такое хорошо и что такое пло­хо. Он внимательно слушает рассказ отца и приходит к твердо­му убеждению:

Упоминание о сыне поэтом сделано дважды: в начале и в конце стихотворения. Сначала В. Маяковский описывает приход ребенка к отцу. Эти строки надо прочитать тепло, задушевно, нежно, выделив слова крошка, кроха, чтобы вызвать у детей симпатию к мальчику, пробудить в них интерес к вопросу, который он задал отцу.

Вывод, к которому приходит сын после рассказа отца, име­ет большое воспитательное значение: в нем содержится реше­ние поступать только хорошо. Поэтому конец стихотворения читать надо убедительно, замедленно, с сильными логическими ударениями, паузами и вместе с тем живо, так как мальчик радостный пошел, удовлетворенный ответом отца, надо, чтобы дети почувствовали решительность крохи, разделили его чувст­ва, согласились с ним и последовали его примеру.

В стихотворении можно выделить три части:

1. «Крошка-сын к отцу пришел».

3. «Буду делать хорошо И не буду — плохо».

Каждая часть содержит законченную мысль, рисует опре­деленную картину, поэтому при чтении должна отделяться от предыдущей длительной паузой. Соблюдение ритмических пауз при чтении стихотворения обязательно, так как они выполняют определенную задачу в раскрытии смысла стиха:

Постановка ритмических пауз после каждой строки делает слова особенно значимыми, а исполнение— эмоциональным. Чтение текста без соблюдения этих пауз лишит стих того ярко выраженного одобрительного оттенка, который помогает детям острее воспринять положительные явления.

Готовя произведение к выразительному чтению, надо обра­тить внимание и на эмоциональное значение звуковой органи­зации поэтической речи В. Маяковского: рифму, аллитерацию. В стихотворении они тесно связаны с содержанием. Так, на­чиная рассказ отца, поэт прибегает к многократному повторе­нию звука р, что усиливает впечатление разбушевавшейся бури:

1. Прочитайте отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» — «Не ветер бушует над бором. » («Родная речь», II класс). Произведите его анализ для подготовки к вы­разительному чтению. Составьте план анализа и выразительно прочитайте текст вслух, соблюдая паузы, размер и рифму стиха.

2. Подготовьте к выразительному чтению стихотворение А. Майкова «Осень» («Родная речь», III класс), прочтите его и запишите на магнитофон, затем прослушайте запись и напи­шите отзыв.

3. Прослушайте, как ваш товарищ читает стихотворение В. Маяковского «Кем быть?» («Родная речь», III класс), и оце­ните его исполнение.

4. Прослушайте одно из стихотворений в исполнении масте­ра художественного слова; сопоставьте прослушанное с тем, как вы (или ваш товарищ) читаете тот же текст. Затем со­ставьте сравнительный отзыв.

В программе начальных классов большое место отведено чтению басен. Басня занимает особое место среди литератур­ных жанров. Это короткое аллегорическое произведение по­учительного характера, чаще стихотворной формы. Как пра­вило, она состоит из двух частей: изображение событий или рассказа о них и нравоучения (морали). Мораль может быть и в конце, и в начале басни, а иногда нравоучение вытекает не­посредственно из содержания (И. Крылов. «Любопытный»). Изображение действия, событий дается в форме повествования, рассказа, беседы, большое место занимает диалог — разговор между, героями. Каждая басня обязательно включает элементы комизма, юмор.

Соответственно содержанию, построению и языку басню читают как простой рассказ, приближающийся к обыденной речи, естественность и убежденность — непременные условия чтения. Повествование нужно вести так, как будто излагаемые сооытия происходили в действительности. И чтец выступает как собеседник, рассказывающий своим слушателям поучительный случай, о котором он слышал или свидетелем которого был сам. Правдивость рассказа особенно важна при чтении басни детям. Поверив исполнителю, они отчетливо представляют себе все, о чем говорится в басне, ярко воспримут и остро переживут со­держание ее. Учитель должен постоянно обращаться к детям, следить за тем, чтобы его интонация, жесты, мимика вызывали у них интерес к описываемым действиям и героям.

Особое внимание надо обращать на мораль. Поскольку она раскрывает основной замысел автора, чтецу необходимо четко понимать свою исполнительскую задачу, ясно представлять, для чего он рассказывает басню, что хочет обличить и как воз­действовать на слушателей. Назидание должно быть прочита­но так, чтобы дети задумались над ним. Однако мораль никог­да не следует навязывать, читать нарочито серьезно, она должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию.

Очень важно при чтении басни сохранить речевое богатство произведения. Речь автора — веселого рассказчика, собеседника, повествующего о каком либо забавном и вместе с тем поучительном случае, излагается с естественными разговорными интонациями. Причем баснописец не только передает события, но и выражает свое отношение к ним. Для этого чтецу следует хорошо усвоить идею басни, понять мысли, намерения автора. Так, рассказывая о Лисе («Ворона и Лисица» И. Крылова), автор особо отмечает ее хитрость, плутовство (он дважды на­зывает ее «плутовкой»), выражая этим свое отношение к ее поступкам. Эти чувства автора и надо передать при чтении: слово плутовка произнести с лукавой интонацией и в последней фразе перед ним сделать паузу, чтобы обратить внимание де­тей на это главное качество Лисы, которое так ярко проявляет­ся в ее поведении.

Речь героев читается со строгим учетом их индивидуальных особенностей, внешнего облика, характера, поступков. Однако не следует прибегать к игре, нужно пересказать, процитировать речь каждого действующего лица, не перевоплощаясь в переда­ваемый образ.

«. У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер, — писал В. Белинский, — и проказница-мартышка. ; и лисица у него везде хитрая, уклончивая, бессовестная. ; лев — грозно могучий, величественно страшный». Это облег­чает представление читающим каждого действующего лица, а следовательно, и его выражение. Однако, используя для пере­дачи басенных образов общеизвестные свойства характера от­дельных животных, чтец не должен подходить упрощенно к по­ниманию и воспроизведению действующих лиц басни. Верность их изображения будет зависеть прежде всего от того, насколь­ко ясно он представляет себе идею произведения и цель своего чтения.

Так, идея басни И. Крылова «Ворона и Лисица» — осуж­дение лести и осмеяние тех, кто ей поддается. Цель чтения — заклеймить льстеца и осудить глупца. Чтец особый упор дела­ет на те характерные черты Лисы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия идеи, а именно на лесть, хитрость, так как в басне Лиса лестью добивается намеченной цели, и автор в равной степени высмеивает и льстивую Лису, и глу­пую Ворону, податливую на лесть.

Басни, как правило, имеют стихотворную форму. Построе­ние стиха И. Крылова всегда строго оправдано содержанием, желанием автора выделить особо важное, значимое. Поэтому к стихотворной строке, ритмической паузе в его произведениях надо относиться очень внимательно и не ломать стихотворной строки.

В баснях И. Крылова иногда наблюдается постановка уда­рений, несвойственных современным нормам литературного про­изношения. Например, И щуку бросили в реку. («Щука»). Эту особенность следует соблюдать, так как в противном слу­чае будет нарушена рифма и стих утратит свою поэтическую стройность.

В школьной практике часто встречается чтение басен по ролям. В этом случае чтец является не рассказчиком, а персонажем он перевоплощается в героя и обращается уже не к слушателям, а к партнерам, беседует с ними, воздействует на их Рассказчиком остается только тот, кто читает от автора. Он комментирует события, подает реплики, подводит итог рассказу. Воздействие на слушателя осуществляется чтением всей басни в целом.

Примерный разбор басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» для подготовки ее к выразительному чтению

Основная идея басни — воспитание дружбы, взаимопомощи, слаженности в работе. Задача чтеца — осудить разобщенность героев и убедить слушателей в том, что только коллективный труд дает положительные результаты.

В басне три действующих лица — Лебедь, Щука и Рак. Ав­тор не дает им характеристики, не раскрывает их внутренний мир, а просто сообщает об их поведении и очень убедительно показывает сущность их «взаимосвязи», отношение друг к дру­гу, подчеркивая нежелание и неумение делать общее дело со­обща. Взявшись везти с поклажей воз, они не могут согласо­вать свои действия, и каждый поступает по своему усмотрению: Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. В результате их действия не достигают желаемой цель, воз и ныне там.

Басня начинается с морали, в которой заключена основная ее идея, — когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Мораль надо прочитать не быстро, передать имеющееся в ней поучение, выделив слова согласья нет, на лад, не пойдет, чтобы сосредоточить внимание слушателей на главном. Поуче­ние от повествования необходимо отделить паузой, что даст возможность слушателям глубже осознать замысел автора и психологически подготовить их к осмыслению рассказа о неза­дачливых героях, поведение которых служит яркой иллюстра­цией к тому положению, которое выдвинуто автором вначале.

Первая фраза басенного рассказа — Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись — является завязкой. Прочитать ее надо не быстро, после слова однажды сделать психологическую паузу, чтобы насторожить ребят, повысить их интерес к тому, о чем пойдет речь. Слова Лебедь, Рак, Щука поставить под ударение, так как в них содержится сообщение героях басни, от действий которых будет зависеть результат начатого дела. С целью правильной передачи идеи главный упор при чтении следует сделать на те места, в которых раскрывается причина несостоятельности героев осуществить за­думанное: каждый из них действует в одиночку, по своему ус­мотрению, не согласуя свое поведение с товарищем. На эту несогласованность необходимо обратить внимание слушателей, так как ее следствием является развязка басни: дело остается несделанным. При чтении надо подчеркнуть слова рвется в облака, пятится назад, тянет в воду, которые особенно ярко характеризуют несогласованные действия героев.

Особого внимания потребует развязка: а воз и ныне там. В ней подведен итог действий героев. Она наглядно иллюстри­рует основную мысль басни. Поэтому читать ее надо несколь­ко замедленно. После слова воз можно сделать короткую пси­хологическую паузу, чтобы заставить ребят внимательно сле­дить за результатом усилий Лебедя, Рака и Щуки. Фразу а воз и ныне там следует произнести так, чтобы слушатели убеди­лись в бесполезности несогласованных действий, поняли, что только дружно, сообща можно выполнить задуманное дело.

Примерный разбор басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» для подготовки ее к выразительному чтению

Основная идея басни «Стрекоза и Муравей» — осмеяние без­делья, праздности и воспитание уважения к труду. Задача вос­питателя — раскрыть идею басни, осудить легкомысленную Стрекозу и похвалить трудолюбивого Муравья. Чтобы верно передать идею басни, необходимо ясно представить действую­щих лиц, их внешность, характер, поступки, язык.

В басне два действующих лица — Стрекоза и Муравей. Опи­сания их внешности не дано, но они хорошо известны каждому. Крылов останавливается на внутренних свойствах характера своих героев, которые определяют их поведение и поступки.

Выразительность чтения басни зависит от того, насколько четко исполнитель представляет себе ее построение.

Басню «Стрекоза и Муравей» можно разделить на две части.

Часть первая — «Попрыгунья Стрекоза». Басня начи­нается с картины суровой зимы, когда «помертвело чисто поле» и когда трудно стало легкомысленной попрыгунье Стрекозе. Эту часть следует тщательно продумать. Ее нельзя читать живо, ве­село, легко, быстро. Такое чтение, не отвечающее смыслу басни, не дойдет до сознания слушателей и не произведет на них ни­какого впечатления. Нельзя эту часть произносить драматиче­ски, делая упор на тяжелые условия зимы, так как это вызовет жалость к Стрекозе. Чтец все время должен помнить о своей исполнительской задаче — показать безделье Стрекозы, осудить ее за легкомыслие и отметить, к чему это привело. Поэтому сло­ва, относящиеся к Стрекозе, надо читать легко, иронично, опи­сание зимы — повествовательно, несколько замедленно, чтобы воспроизвести перед слушателями суровую картину русской зимы. Фразу /К Муравью ползет она, содержащую начало действия, следует выделить, чтобы заставить детей ждать продолжения.

Часть вторая — «Расплата за безделье». Эту часть нужно исполнять так, чтобы дети ясно почувствовали живость и красочность разговорной речи, многообразие ее интонаций. Интерес к развитию событий должен нарастать. Взволнованность и напряженность интонаций чтеца достигает предела в фразе:

Дата добавления: 2016-12-31 ; просмотров: 4310 | Нарушение авторских прав

источник