Меню Рубрики

Особые дети прикладной анализ поведения

Моё знакомство с прикладным анализом поведения ( Aba-терапия)

Наблюдаю сцену: мама с корзиной продуктов, малыш лет 4, очередь в магазине. Мальчик то и дело тянет маму за руку в разные стороны, хватает висящие яркие упаковки, на все замечания реагирует сильным плачем, и, кажется, он ни разу не произнёс ни слова. Видно, что мама устала, и немного стесняется того, как себя ведёт мальчик.

Конечно, ведь вся очередь косится, а кое-кто даже шикает: «Какая безалаберная мамаша! Не может пацана успокоить! Ужасно балованный мальчик!» «У вас особый ребенок?, говорю я. Мама ответила: «Вы правы. Ещё какой особенный…» Я с пониманием смотрю на женщину-героиню: «Низкий Вам поклон…». Очередь притихла, люди начали отводить взгляд, и только неуемная старушка пробурчала: «Особенный! Чего вытащила его на люди! Дома бы сидел»

Так сложилось, что в нашей стране к особым детям сформировался не совсем особый менталитет – вот это вот «Дома бы сидел».Причём, данное высказывание касается практически всех структур, начиная от государственных и заканчивая частными. Если детей с категорией ребёнок-инвалид по зрению, ДЦП, слуху ещё Государство старается, создаёт условия, тратит сотни тысяч на оборудование для одного ребенка, то для детей с другими отклонениями в развитии, на самом деле, сделано недостаточно. Нет ни по-настоящему инклюзивных классов, не хватает специалистов, кто бы работал с детьми, у которых часто страдает поведение и понижен порог сенсорной чувствительности, и такой ребенок просто-напросто может «сорвать» уроки в классе на целый день, крича, бегая по кругу, зажимая уши. И это печально… Ведь каждый ребёнок достоин общества и общения в нём и, собственно, жизни.

Почему так происходит? Всё идет из советских глубин, когда люди совершенно не знали, как себя вести с теми, кто требует к себе особенного подхода. Я очень рада, что сейчас ситуация стала несколько меняться. На самом деле, что существуют Мамы, которые создают движения, фонды, которые рассказывают всей стране о том, КАКИЕ могут быть дети – особые, и что это – тоже дети, которые хотят любить и быть любимыми, играть. Однако, не всегда могут выразить свои желания. Как им в этом помочь? Как помочь кружащемуся на месте мальчику, или ни слова не говорящей девочке, или, прячущемуся от шума малышу или смотрящему вникуда, раскладывающему предметы в определенном порядке.

Существует много методик. Много хороших, качественных, апробированных. Отечественных и зарубежных. Психологических и реабилитационных, медицинских и неврологических и прочая, прочая. Как же мне, педагогу-психологу, клиницисту, было выбрать здесь ту, которая будет подходящей, на мой взгляд и опыт? Так вот, в поисках методики, которая более ценная, более эффективная пришлось потратить не один год И, наконец, остановилась на АВА-терапии (Эй-би-эй терапии). Чем же мне понравился этот метод? Самое главное – в этом методе НЕТ места наказанию. Обучение через похвалу, поощрение , с использованием игровых методик и прикладного анализа поведения.

Когда первый раз, более 8 месяцев назад, ко мне пришла мама с девочкой, неговорящей, неинтересующейся занятиями, не смотрящей в глаза но такой замечательной (я думаю, вы уже догадались, что у девочки врачи поставили аутистический спектр) – когда мы начали первые шаги в рамках Aba-терапии ВМЕСТЕ, сообща, и занятие за занятием двигались всё дальше, и малышка начинала заниматься, складывать паззлы, фигурки, рисовать солнышко и человечка, всё лучше и лучше взаимодействуя. Я была в профессиональном восторге.

Мне никогда не забыть тот взгляд, когда мы играли в «бибику» на полу (я катала девочку на болле и внезапно остановилась) — кроха посмотрела мне в глаза – «мол, тётя, ещё!» И я сказала себе: «Да! Вот оно!»

Дети очень ждут, когда придёт тётя-терапист, и начнёт с ними заниматься, играть, делать с ними интересные вещи и давать вкусности. Родители стараются выполнять все задания, чтобы мы шли вперёд. Супервизоры работают на каждого ребенка индивидуально.

Вот так и началось моё знакомство с этим чудесным методом, которому сейчас я посвящаю очень много времени, с которым связываю успехи детей, имеющими неутешительный когда-то диагноз: «Расстройство аутистического спектра».

А что же наш герой, о котором шла речь в начале статьи?
Нам удалось завязать с мамой разговор, мы проговорили на детской площадке два часа… поделились успехами – как мама и как специалист, неудачами, сомнениями. Я с упоением рассказывала об Aba-терапии, с таким восторгом делилась результатами, мы поиграли с парнишкой в пару пальчиковых игр и даже покатались на качелях (он меня почему-то принял, будто мы были знакомы уже давно).

Римская Татьяна, психолог 1 категории, специалист по работе с детьми с особыми потребностями.
@Tatkana

*в статье использованы фото из личного архива и интернет-изображения

источник

Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции поблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ос

Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором под­робно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): уси­ления, ослабления и гашения поведения. Данные принципы применяются в кор­рекции проблемного поведения и формировании социально приемлемого поведе­ния. Книга также описывает стратегии обучения навыкам ребенка с особенностя­ми развития: метод блоков, пошаговый анализ заданий, обучение в натуральной среде, шейпинг.

Книга будет полезна педагогам, дефектологам, логопедам и родителям, вос­питывающим и обучающим особого ребенка (аутизм, умственная отсталость, за­держки в развитии, проблемное поведение).

I. О чем эта книга и почему мы ее написали. 6

И. Терминология нашей книги. 8

Часть 1. Основополагающие понятия прикладного анализа поведения

Глава 1. Что такое прикладной анализ поведения. 13

Глава 2. Что такое поведение. 16

Глава 3. Как формируется поведение. 19

Глава 4. Что такое окружающая среда. 21

Глава 5. Предшествующие факторы. 23

Глава 6. Последствия поведения. 27

Глава 7. Что мы узнали из первой части книги. 29

Часть 2. Принципы поведения

Глава 1. Принципы поведения. 33

Глава 2. Принцип усиления поведения. 36

Глава 3. Основные характеристики процесса усиления поведения. 40

Глава 4. Виды усилителей. 42

Глава 5. Факторы, влияющие на эффективность усилителя. 44

Глава 6. Режимы усиления поведения. 46

Глава 7. Свойства режимов усиления поведения. 49

Глава 8. Принцип ослабления поведения. 54

Глава 9. Основополагающие характеристики принципа ослабления поведе­
ния. 58

Глава 10. Принцип гашения поведения. 61

Глава 11. Факторы, затрудняющие гашение поведения. 66

Глава 12. Типы поведенческих функций. 67

Глава 13. Что мы узнали из второй части книги. 73

Часть 3. Поведенческий инструментарий

Глава 1. Основные методы поведенческого анализа. 77

Глава 2. Тестирование предпочтений как метод поиска усилителей. 79

Метод «Одиночный стимул». 80

Метод «Попарная оценка предпочтений», или метод Фишера. 80

Метод «Множественный выбор без замещения». 82

Глава 3. Безошибочное обучение с использованием подсказок. 85

Моделирование правильного ответа. 87

Задержка во времени предъявления подсказки. 91

Критерий перехода с одного уровня подсказки на другой. 95

Как определить, какой тип подсказки подходит моему ребенку. 96

Глава 4. Использование визуальных стимулов в процессе обучения. 99

Следование распорядку дня. . 102

Обучение навыкам самообслуживания. 103

Глава 5. Формирование нового поведения. 111

Глава 6. Метод случайного обучения. 115

Подготовка окружающей обстановки. 115

Ожидание проявления инициативы ребенка. 117

Формирование более сложной коммуникационной реакции. 117

Глава 7. Метод пошагового обучения. 120

Глава 8. Процедура обучения навыкам с помощью метода пошагового обу­
чения. 123

Определение базового уровня развития навыка. 123

Способы обучения навыку. 125

Глава 9. Отслеживание прогресса в освоении навыков во время использо­
вания метода пошагового обучения. 130

Глава 10. Метод блоков. 132

Глава 11. Процедура обучения с помощью метода блоков. 135

Определение базового уровня развития навыка. 135

Предъявление инструкции. 136

Последствия правильного и неправильного ответа. 137

Критерий перехода с одного уровня интенсивности подсказки на другой 138
Глава 12. Протокол программы и измерение прогресса в освоении навы­
ков при обучении с помощью метода блоков . 140

Глава 13. Что мы узнали из третьей части книги. 143

Часть 4. Практическое применение прикладного анализа поведения

Глава 1. Как определить начальный уровень развития ребенка. . 147

Глава 2. Выбор целей обучения. 151

Программа для ребенка с глубокой задержкой развития. . 152

Программа для ребенка со средней задержкой развития. . 155

Программа для ребенка с отдельными сложностями в развитии. 156

Глава 3. Как корректировать поведение. 158

Глава 4. Оперативное определение поведения. 161

Глава 5. Способы измерения поведения. 164

Глава 6. Визуальная интерпретация прогресса. 169

Глава 7. Что мы узнали из четвертой части книги. 178

Заключение. 180

Приложение 1. Попарная оценка предпочтений. 185

Приложение 2. Таблица для записи данных в процессе пошагового обуче­-
ния навыку . 187

Приложение 3. Обучение навыку «Складывать полотенце» с помощью пря­
мого способа пошагового обучения . 188

Приложение 4. Обучение навыку «Мыть тарелки» с помощью обратного

способа пошагового обучения. 189

Приложение 5. Обучение навыку «Готовить бутерброд» с помощью тоталь­
ного способа пошагового обучения. 190

Приложение 6. Протокол обучения блоками. 191

Приложение 7. Таблица записи для обучения с помощью метода блоков . 193

Приложение 8. Таблица для построения графика частоты возникновения

Приложение 9. Таблица для построения графика длительности возникно­
вения поведения . 195

Приложение 10. Таблица для построения процента интервалов, в течение

которых возникает поведение. 196

Приложение 11. Таблица для построения графика процента правильных
ответов. 197

Словарь терминов. 198

Список литературы. 205

источник

Методика АВА (Applied behavior analysis) — это интенсивная программа по коррекции аутизма, которая основывается на поведенческих технологиях и методах научения. Эта методика опирается на идею, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

Методика АВА применяется в тех случаях, когда поведение ребенка:

  • не поддаётся контролю со стороны родителей
  • ребенок не реагирует на просьбы и запреты,
  • не выполняет инструкции
  • не откликается на имя,
  • не стремится к коммуникации,
  • не имеет речи или речь развита очень слабо.

Данная методика помогает снизить число стереотипий, особенно двигательных при коррекции ребёнка с аутизмом, а также, если ребёнок агрессивен или склонен к самоагрессии. Процесс научения можно описать формулой: предшествующий фактор – поведение – последствие.

Поведение в данном случае понимается довольно широко. Это может быть любое взаимодействие ребенка с окружающим миром (игра, чтение, речь, ходьба и тд). Последствия – это все, что происходит в окружающей среде после проявления поведения.
Последствия могут быть представлены в двух формах: поощрение и наказание. Эффективность поощрения и наказания зависит от того, насколько они важны для ребенка. Если, например, за плохое поведение ребенка лишают того, что ему не очень нужно, то эффективность наказания будет невелика.
Предшествующий стимул – это то, что присутствует в окружении ребенка до поведения.

Для формирования различных навыков в прикладном анализе используют подсказки. Подсказка может являться предшествующим фактором, который помогает контролировать поведение ребенка. Например, ребенка учат отвечать на вопрос: «Как тебя зовут?». После данного вопроса (на который в будущем ребенок должен отвечать), дается подсказка: «Скажи, Саша» или «Саша». После того, как ребенок повторит сказанное взрослым (подсказку), его поощряют (допустим, гладят по голове). Подсказки бывают разными: это могут быть вербальные (слова, инструкции, команды, просьбы), невербальные (жесты, мимика), зрительные (знаки, карточки, картинки), физические (взрослый берет за руку ребенка) и т.д.

Следующий пример поможет понять данную формулу:

Специалист дает инструкцию ребенку: «Дотронься до носа». Далее следует подсказка: психолог показывает на свой нос. Ребенок демонстрирует навык, касаясь своего носа. После специалист подкрепляет поведение ребенка поощрением: гладит его по голове.

Прикладной анализ исходит из того, что манипулируя факторами в окружающей среде, можно изменять поведение ребенка. Важной составляющей данной методики является то, что взрослый полностью контролирует поведение ребенка, управляет его деятельностью. Например, у ребенка есть тяга к стереотипному постукиванию по столу руками. В данном случае, взрослый контролирует это негативное поведение ребенка – фиксирует его руки в момент появления данной стереотипии.

Некоторые методы обучения, используемые в прикладном анализе поведения

  • методика подкрепления нужного поведения. Например, при обучении навыку поднятия рук вверх, сначала подкрепляются любые действия ребенка руками (допустим, вытягивание рук перед собой, вытягивание одной руки наверх и тд), а затем после нескольких тренировок подкрепляются лишь те движения, которые максимально приближены к требуемому результату.
  • методика обучения различения стимулов. Чтобы начать контролировать поведение ребенка, ему необходимо различать стимулы. Например, чтобы ребенок правильно выполнял инструкцию: «катай мяч» — «кидай мяч», он должен понимать, что значит «катать», а что значит «кидать».
  • метод обучения цепочек поведения. Образец разделяется на несколько звеньев, каждое из которых формируется по отдельности, а затем все звенья связываются в единый акт. Например, обучение ребенка хлопать в ладоши и поднимать руки. Психолог дает инструкцию ребенку: «Сделай, как я» и поднимает руки. Затем ребенку дается подсказка, например, специалист сам может поднять его руки. Дальше психолог поощряет ребенка за действие. После нескольких попыток повторения этого действия, специалист делает попытку без подсказки. В случае, если ребенок смог без подсказки выполнить действие, его поощряют (его хвалят, гладят, дают что-нибудь вкусное, отпускают играть). Если ребенок дает неправильный ответ или ничего не делает, тренировка с подсказками продолжается. Упражнение заканчивается, когда ребенок в большинстве случаев (80-90%) делает правильные действия и повторяет за специалистом без подсказки. Сразу после этого вводится новое задание: похлопать в ладоши. Оба этих действия ребенок должен выполнять без ошибок и без подсказок, только тогда их объединяют и показывают вместе. Задания считается обученным тогда, когда ребенок в 80-90% делает все правильно.
Читайте также:  Анализы на гормон ттг у детей

Устранение нежелательных форм поведения

Нежелательное поведение – это поведение, повторение которого от ребенка не хотелось бы видеть при аналогичных обстоятельствах. Это такие поведенческие реакции, как крик, агрессия (попытки ударить или укусить, отталкивания, пинки и т.д), аутоагрессия (попытки ребенка нанести удары самому себе), и другие формы поведения, препятствующие обучению. Родители, специалисты должны различать, когда ребенок ведет себя неприемлемо, и делать так, чтобы это поведение не получало подкрепления.

Выделяют следующие виды поощрений:

социальное положительное поощрение — внимание. После нежелательного поведения ребенок получает внимание со стороны других людей.

социальное отрицательное поощрение. Например, если ребенок начинает себя плохо вести, его удаляют из класса, таким образом, он избегает неприятных для себя занятий.

материальное положительное подкрепление – нежелательное поведение усиливается из-за того, что взрослый выполняет требование ребенка. Например, родитель разговаривает по телефону, а ребенок требует внимания при помощи крика. Если ранее ребенок уже получал внимание родителей при помощи этого метода, он, скорее всего, будет и дальше кричать, каждый раз, когда захочет, чтобы родитель положил трубку.

автоматическое поощрение – некоторые формы поведения, несвязанные с действиями других людей. Например, сосание ребенком пальца может подкрепляться тем, что ему это нравится.

Для создания программы, нацеленной на устранение нежелательного поведения ребенка, используются методы без применения наказания:

  • прекращение подкрепления нежелательного поведения, которое ранее подкреплялось (гашение)
  • подкрепление другой формы поведения. Например, научение ребенка выражать свои реакции при помощи слов, жестов, картинок может снизить частоту возникновение нежелательного поведения (допустим, крик ребенка).
  • подкрепление отсутствия нежелательного поведения. Если ребенок в течение какого-то определенного времени вел себя приемлемо, то он получает поощрение.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди которых выделяют следующие: невербальная и вербальная имитация, случайное обучение, понимание языка, называние предметов, классификация предметов и т.д. Программа должна быть интенсивной (30-40 часов в неделю) и составляется индивидуально под каждого ребенка. В Детском Диагностическом Центре проводятся коррекционные занятия по методике АВА-терапии.

источник

АлекSашка писал(а):
Девочки, срочно куплю книжку: Мелешкевич и Эрнц. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА)

Прям срочно-срочно? На Озоне она есть, привезут за неделю.
Natashik78

Цитата:
Ну и обращу внимание, что в статье говорится, что своими стимами ребенок не должен мешать другим, ну и стимы эти не должны быть уж совсем эдакими (типа головой об стол)

ну да, я про это тоже подумала. он когда вокализирует, к примеру. мне-то мешает))) а что говорить о работе в классе. так что мы поощряем за тишину во время урока)

Ну это говорят про старую АВА, про то, как было много лет назад. Сейчас, конечно же, никто с такими стимами не борется. В более приемлемые рамки могут двигать, но совсем убирать — нет. Например жевание одежды переносить на жевание специальной «жевалки» и т.д. Ну и обращу внимание, что в статье говорится, что своими стимами ребенок не должен мешать другим, ну и стимы эти не должны быть уж совсем эдакими (типа головой об стол)

Добавлено спустя 57 секунд:

Знаете, если посмотреть старые ролики Ловааса, то можно сильно удивиться, насколько изменились методы.

Sunday

Цитата:
Он более внимателен не от того, что не вокализирует, а от того, что в эти моменты (когда нет вокализаций) отсутствует или ослаблена причина, их вызывающая (боль/страх/тревога/некие. неведомые. ощущения). (ИМХО)

неа. конкретно в нашем случае более внимательным становится, когда просишь перестать вокализовать и обратить внимание на то, чем занимаемся. если просто обращаешь внимание, а вокализации не прекращаются — хуже концентрируется.

Цитата:
Я полностью согласна с автором, только не поняла, почему именно всвязи с АВА проблема упомянута. Детей наших всеми способами стараются загнать в рамки правил, а они героически расширяют для нас границы дозволенного. Smile

тоже не поняла. В АВА вроде наоборот говорят о том, что нет смысла избавляться от всех стереотипий. это скорее к нашим дефектологам, и то уже не всем
Сказка

Цитата:
Вроде как в принципе это не должно мешать. Но я прекрасно вижу, что когда этого нет — он более внимателен.

Он более внимателен не от того, что не вокализирует, а от того, что в эти моменты (когда нет вокализаций) отсутствует или ослаблена причина, их вызывающая (боль/страх/тревога/некие. неведомые. ощущения). (ИМХО)
Я полностью согласна с автором, только не поняла, почему именно всвязи с АВА проблема упомянута. Детей наших всеми способами стараются загнать в рамки правил, а они героически расширяют для нас границы дозволенного.

Decadans писал(а):
В защиту стереотипий

во, статья прям для меня сегодня вышла, очень согласна с автором. Всегда нужно помнить — то, что АВА-терапия — это не глас Господний, там тоже куратор может ошибаться в каких-то моментах и то, что 5 лет назад упорно считали, что нужно убирать стереотипы для формирования учебного поведения и руки красиво — это крайне важно — сейчас эта догма подвержена сомнению и вполне обосновано по-моему

так вроде об этом и говорят специалисты, никто не стремится от всех стереотипий избавиться. все равно новые вылезут, может еще хуже.
другое дело (это я уже не по статье, это я так, рассуждаю) что надо по ребенку смотреть. вот у нас, к примеру, может ребенок во время занятий постоянно «песню петь», звуки растягивать. Вроде как в принципе это не должно мешать. Но я прекрасно вижу, что когда этого нет — он более внимателен. Не знаю, я пока не вижу у нас стереотипий, которые помогали бы учиться.
хотя в целом я никогда не стремилась от всех стереотипий избавиться, я же вижу, что многие из них помогают снизить тревожность.

во, статья прям для меня сегодня вышла, очень согласна с автором. Всегда нужно помнить — то, что АВА-терапия — это не глас Господний, там тоже куратор может ошибаться в каких-то моментах и то, что 5 лет назад упорно считали, что нужно убирать стереотипы для формирования учебного поведения и руки красиво — это крайне важно — сейчас эта догма подвержена сомнению и вполне обосновано по-моему

Дорогие мамы!
19-21 ноября в Томске состоится базовый практический тренинг специалистов по применению процедур Прикладного анализа поведения (АВА-терапии).
К участию в тренинге приглашаются выпускники очных и дистанционных курсов, родители детей с особенностями развития, логопеды, дефектологи. Количество мест ограничено.
Основная цель работы — интенсивный тренинг участников в применении поведенческих методов обучения.

Тренинг ведет сертифицированный аналитик поведения (BCBA), член Международной ассоциации профессиональных аналитиков (APBA), преподаватель курсов в рамках проекта «Аутизм: коррекционная работа на основе поведенческого анализа-АВА» Жесткова Екатерина Борисовна.
http://www.aba-samara.info/

Количество мест ограничено, предварительная регистрация обязательна.
Продолжительность тренинга 24 часа, 8 часов в течение 3 рабочих дней.

Стоимость участия 4500 рублей, по вопросам регистрации и участия обращайтесь по тел. 8 923 405 85 70 (Анна).

В ходе тренинга мы будем отрабатывать на практике применение следующих процедур и методик:
—установление первоначального контакта с ребенком;
—изучение мотивации ребенка, построение иерархии мотивационных стимулов;
— элементы установления руководящего контроля взрослого;
— введение системы поощрения жетонами;
— для неговорящих детей введение первого этапа альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS;
— правильная подача инструкций и использование подсказок;
— техника применение метода DTT (обучение отдельными блоками).

Количество участников тренинга ограничено, в тренинге работают 4 команды по 5-6 человек. Каждая команда в течение тренинга работает с одним ребенком, испытывающим сложности развития. В ходе работы команда проводит тестирование мотивационных стимулов, ввод жетонов, работает над навыками коммуникации или академическими навыками по заданию преподавателя.
Еще есть 3 места:)

источник

Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, ослабления и гашения поведения. Данные принципы применяются в коррекции проблемного поведения и формировании социально приемлемого поведения. Книга также описывает стратегии обучения навыкам ребенка с особенностями развития: метод блоков, пошаговый анализ заданий, обучение в натуральной среде, шейпинг.

Книга будет полезна педагогам, дефектологам, логопедам и родителям, воспитывающим и обучающим особого ребенка (аутизм, умственная отсталость, задержки в развитии, проблемное поведение).

I. О чем эта книга и почему мы ее написали
П. Терминология нашей книги
Часть 1. Основополагающие понятия прикладного
анализа поведения
Глава 1. Что такое прикладной анализ поведения?
Глава 2. Что такое поведение?
Глава 3. Как формируется поведение?
Глава 4. Что такое окружающая среда?
Глава 5. Предшествующие факторы
Глава 6. Последствия поведения
Глава 7. Что мы узнали из первой части книги
Часть 2. Принципы поведения
Глава 1. Принципы поведения
Глава 2. Принцип усиления поведения
Глава 3. Основные характеристики процесса
усиления поведения
Глава 4. Виды усилителей
Глава 5. Факторы, влияющие на эффективность
усилителя
Глава 6. Режимы усиления поведения
Глава 7. Свойства режимов усиления поведения
Глава 8. Принцип ослабления поведения
Глава 9. Основополагающие характеристики
принципа ослабления поведения
Глава 10. Принцип гашения поведения
Глава 11. Факторы, затрудняющие гашение
поведения
Глава 12. Типы поведенческих функций
Глава 13. Что мы узнали из второй части книги
Часть 3. Поведенческий инструментарий

Глава 1. Основные методы поведенческого анализа
Глава 2. Тестирование предпочтений как метод
поиска усилителей
Метод “Одиночный стимул”
Метод “Попарная оценка предпочтений”, или метод
Фишера
Метод “Множественный выбор без замещения”
Глава 3. Безошибочное обучение с использованием
подсказок
Виды подсказок
Физическая подсказка
Указательный жест
Моделирование правильного ответа
Речевая подсказка
Визуальная подсказка
Задержка во времени предъявления подсказки
Критерий перехода с одного уровня подсказки на
другой
Как определить, какой тип подсказки подходит
моему ребенку?
Глава 4. Использование визуальных стимулов в
процессе обучения
Следование правилам
Следование распорядку дня
Обучение общению
Обучение навыкам самообслуживания
Глава 5. Формирование нового поведения
Глава 6. Метод случайного обучения
Подготовка окружающей обстановки
Ожидание проявления инициативы ребенка

Формирование более сложной коммуникационной
реакции
Глава 7. Метод пошагового обучения
Глава 8. Процедура обучения навыкам с помощью
метода пошагового обучения
Определение базового уровня развития навыка
Способы обучения навыку
Выбор подсказки
Коррекция ошибок
Глава 9. Отслеживание прогресса в освоении
навыков во время использования метода
пошагового обучения
Глава 10. Метод блоков
Глава 11. Процедура обучения с помощью метода
блоков
Определение базового уровня развития навыка
Предъявление инструкции
Последствия правильного и неправильного ответа
Подсказка
Критерий перехода с одного уровня интенсивности
подсказки на другой
Глава 12. Протокол программы и измерение
прогресса в освоении навыков при обучении с
помощью метода блоков
Глава 13. Что мы узнали из третьей части книги
Часть 4. Практическое применение прикладного
анализа поведения
Глава 1. Как определить начальный уровень
развития ребенка?
Глава 2. Выбор целей обучения

Программа для ребенка с глубокой задержкой
развития
Программа для ребенка со средней задержкой
развития
Программа для ребенка с отдельными сложностями
в развитии
Глава 3. Как корректировать поведение?
Глава 4. Оперативное определение поведения
Глава 5. Способы измерения поведения
Глава 6. Визуальная интерпретация прогресса
Глава 7. Что мы узнали из четвертой части книги
Заключение
Приложения
Приложение 1. Попарная оценка предпочтений
Приложение 2. Таблица для записи данных в
процессе пошагового обучения навыку
Приложение 3. Обучение навыку “Складывать
полотенце” с помощью прямого способа пошагового
обучения
Приложение 4. Обучение навыку “Мыть тарелки” с
помощью обратного способа пошагового обучения
Приложение 5. Обучение навыку “Готовить
бутерброд” с помощью тотального способа
пошагового обучения
Приложение 6. Протокол обучения блоками
Приложение 7. Таблица записи для обучения с
помощью метода блоков
Приложение 8. Таблица для построения графика
частоты возникновения поведения
Приложение 9. Таблица для построения графика длительности возникновения поведения
Приложение 10. Таблица для построения процента
интервалов, в течение которых возникает
поведение
Приложение 11. Таблица для построения графика
процента правильных ответов
Словарь терминов
Список литературы
Благодарность

источник

Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения

Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, ослабления и гашения поведения. Данные принципы применяются в коррекции проблемного поведения и формировании социально приемлемого поведения. Книга также описывает стратегии обучения навыкам ребенка с особенностями развития: метод блоков, пошаговый анализ заданий, обучение в натуральной среде, шейпинг. Книга будет полезна педагогам, дефектологам, логопедам и родителям, воспитывающим и обучающим особого ребенка (аутизм, умственная отсталость, задержки в развитии, проблемное поведение).

Читайте также:  Анализы на госпитализацию для детей

Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства– VB-MAPP

VB-MAPP (на русском языке) является инструментом для тестирования и оценки начальных навыков детей с аутизмом или другими отклонениями в развитии. VB-MAPP основан на анализе речевого поведения Скиннера, и является основой для выделения целей обучения в программе АВА, выбора методов обучения и мониторинга прогресса.

Система общения при помощи обмена карточками (The PictureExchange Communication System; сокращенно – PECS), Теревинф, 2002.

В книге (на русском языке) представлены подробные инструкции по применению системы общения при помощи обмена карточками. Руководство начинается с описания принципа пирамиды в обучении, на основе которого разработаны все занятия PECS. Описание каждого из шести этапов обучения целенаправленному общению включает обоснование, шаги обучения, ответы на часто задаваемые вопросы, полезные советы и образцы таблиц для записи данных.

Детский аутизм и АВА. ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. Рама Паблишинг, 2013 г.

Настоящее издание (на русском языке) рассказывает о прикладном анализе поведения и позволяет читателям познакомиться с одним из наиболее эффективных его направлений — анализом вербального поведения.

За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера (2014)

Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» представляет книгу Стивена Шора «За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера», которая была издана специально к 2 апреля 2014, всемирному дню распространения информации о проблемах аутизма. Стивен Шор – один из самых ярких представителей сообщества взрослых людей с аутизмом. Этот уникальный человек прошел путь от ребенка с диагнозом «аутизм» до университетского профессора. Он работает с детьми, выступает за лучшее качество жизни для людей с аутизмом, путешествует с докладами и лекциями. Много лет Стивен Шор является членом попечительского совета Американского общества аутизма. Автобиографическая книга «За стеной», описывающая его жизненный путь, стала бестселлером, переведенным на множество языков. На русский язык было переведено второе издание книги, вышедшее в 2003 году.

Functional Behavioral Assessment, Diagnosis, and Treatment: A Complete System for Education and Mental Health Settings, Springer Publishing Company, 2 edition.(2010).

Данное руководство содержит методы проведения оценки и коррекции нежелательного поведения, такого как агрессия, членовредительство, стереотипное поведение, истерики, и др. Данный учебник показывает, каким образом с помощью коррекционных методов, применяемых на основе функции поведения можно эффективно уменьшить нежелательное поведение.

Bringing ABA into Your Inclusive Classroom: A Guide to Improving Outcomes for Students With Autism Spectrum Disorders. Paul H Brookes Pub Co, 1 edition. (2010).

Данное руководство содержит наиболее современные методы инклюзии детей с аутизмом, основанные на Прикладном Анализе Поведения.

Behavior Analysis for Lasting Change. Sloan Educational Publishing; 2 edition. (2011).

Данный учебник (на английском языке) является пособием для подготовки к сертификационному экзамену. В учебнике содержатся практические примеры применения принципов и концепций Прикладного анализа поведения, а также дополнительные темы, необходимые для изучения

Strategies and Tactics of Behavioral Research. Routledge; 3 edition (2008).

Данное руководство (на английском языке) содержит описание стратегий постоения эксперимента с одним участником и описание методов и процедур, применяемых исследователями для проведения поведенческого эксперимента.

Applied behavior analysis, 2nd ed. Upper Saddle River, N.J. Pearson Prentice Hall. (2007).

Данный учебник (на английском языке) является основным пособием для подготовки к сертификационному экзамену. Учебник построен на основе Перечня задач поведенческого аналитика, 3-е издание — BCBA® BCaBA® Behavior Analyst Task List – Third Edition, и содержит все темы, которые включены в сертификационный экзамен от ВАСВ. Учебник содержит более 1400 ссылок на основные источники поведенческой литературы, в том числе на классические и современные исследования, глоссарий из более 400 технических терминов и понятий, более 100 графиков, отображающих исходные данные из экспертных исследований, подробные описания процедур сбора данных, процедур терапевтического вмешательства и анализа эффективности.

Ethics for Behavior Analysts. Nahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc, BEHAVIOR ANALYST (2005).

Данное пособие (на английском языке) содержит все основополагающие этические принципы и нормы дисциплины Прикладного Анализа Поведения. Учебник содержит описание руководящих этических принципов, а также описание клинических случаев и вопросов, возникающих в процессе практики в АВА. Знание этических принципов является обязательным для прохождения сертификационного экзамена BCBA® BCaBA®

2-й Рощинский проезд,дом 8, строение 4 115419 Москва, Российская Федерация

+7 (495) 231-46-79 +7 (495) 780-00-98 +7 (495) 723-72-95

Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения Бахрах-М Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, ослабления и гашения поведения. Данные принципы применяются в коррекции проблемного поведения и формировании социально приемлемого поведения. Книга также описывает стратегии обучения навыкам ребенка с особенностями развития: метод блоков, пошаговый анализ заданий, обучение в натуральной среде, шейпинг. Книга будет полезна педагогам, дефектологам, логопедам и родителям, воспитывающим и обучающим особого ребенка (аутизм, умственная отсталость, задержки в развитии, проблемное поведение).

Автор(ы) Мелешкевич Ольга,Эрц Юлия Редактор(ы) Кинжалеева М. Издательство Бахрах-М ISBN 978-5-946-48-109-0 Количество страниц 208 Упаковка обл — мягкий переплет (крепление скрепкой или клеем) Иллюстрации Черно-белые Масса 278 Размеры 245x170x15

Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения Мелешкевич Ольга,Эрц Юлия Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, о

С трепетом и удовольствием который день изучаю эту книгу. Про ABA до этого слышала только. К моему удивлению, в этой книге про прикладной анализ поведения говорится очень простым, понятным языком. Главы — короткие, по существу, без лишней воды и разглагольствований.

Не могу оценить эту работу с профессиональной точки зрения и до конца еще не дочитала. Но в процессе чтения ощущение появляется, будто тебе пелену с глаз снимают.

Например, оказывается, непоследовательность действий родителей.

С трепетом и удовольствием который день изучаю эту книгу. Про ABA до этого слышала только. К моему удивлению, в этой книге про прикладной анализ поведения говорится очень простым, понятным языком. Главы — короткие, по существу, без лишней воды и разглагольствований.

Не могу оценить эту работу с профессиональной точки зрения и до конца еще не дочитала. Но в процессе чтения ощущение появляется, будто тебе пелену с глаз снимают.

Например, оказывается, непоследовательность действий родителей в ситуации попыток отучить ребенка засыпать только вместе с мамой (один день легли вместе, другой день — ждали 20 минут, пока не перестанет плакать и не сдались, на третий день ждали 30 минут, на четвертый сразу решили спать вместе) — это не что иное, как варьирующийся режим усиления поведения. Т.е. родители сами себе роют яму, даже не подозревая об этом, т.к. подкрепление желаний ребенка в режиме варьирующегося интервала чрезвычайно сложно ослабить.

Мне кажется, эту книгу обязательно (!) нужно читать ВСЕМ родителям, а не только родителям детей с особенностями. Многих ошибок удалось бы избежать Скрыть

Где купить эту книгу? В обычном магазине или через Интернет? Заказывайте в Лабиринте ! У нас Вы можете купить книгу дешевле. а получить быстрее, чем где бы то ни было. Сделать правильный выбор Вам помогут рецензии покупателей, а также дополнительные материалы: отрывки. фото и иллюстрации .

Внимание!
Если Вы обнаружили ошибку в описании книги Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (авторы Ольга Мелешкевич. Юлия Эрц ). пишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!

Любимый книжный
теперь под рукой:

Следите за акциями и спецпредложениями,
участвуйте в викторинах, опросах и коллективных скидках,
получайте призы!

Скидка 5% уже
на второй заказ

Вход и регистрация в Лабиринт

Авторизируясь в Лабиринте, я подтверждаю, что я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта и даю добровольное согласие на обработку своих персональных данных

Мы пришлем вам письмо с постоянным кодом скидки для входа на сайт, регистрироваться для покупок необязательно

Вы получаете его после первой покупки и в каждом письме от нас. По этому номеру мы узнаем вас и расскажем о ваших скидках и персональных спецпредложениях!

Войти через профиль в соцсетях

Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов (отрывок из книги, что смогли перевести)
http://www.childneurologyinfo.com/education-text-Beha..

Шрамм Роберт. Детский аутизм и АВА. ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения.
http://www.labirint.ru/books/374195/

Мелешкевич, Эрц: Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения
http://www.labirint.ru/books/426924/

Барбера Мэри Линч
Детский аутизм и вербально-поведенческий подход
http://www.labirint.ru/books/427917/

Морозова Светлана Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах
http://vk.com/doc44021504_156093064?hash=c226980426ae..

МакКланнахан. Патрисия Крантц. Расписания для детей с аутизмом

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ( ОСНОВАНО НА РАБОТЕ ИВАРА ЛОВААСА)
http://sockart.ru/upload/iblock/0c0/mflzbovqelagzkpd.

Джулия Варгас: Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости.
http://operant.ru/shop/Julija-vargas-analiz-dejatelno..

Лиф Р. Макекэн Д. Идёт работа Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме .
https://vk.com/club117958206
http://www.идётработа.дети

Шоплер Э. Ланзинд М. Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH
http://pedlib.ru/Books/1/0445/1_0445-9.shtml

Розитта Зюмалла. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН. Перевод с немецкого: А. Ладисов, О. Игольников
http://pedlib.ru/Books/6/0042/6_0042-1.shtml

Сара Ньюмен: Игры и занятия с особым ребенком: Руководство для родителей
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/102048/

Ольга Рудик
Как помочь аутичному ребенку. Книга для родителей. Методическое пособие
http://www.labirint.ru/books/448396/

Ольга Рудик:
Коррекционная работа с аутичным ребенком. Книга для педагогов. Методическое пособие
http://www.labirint.ru/books/448397/

Хельга Зиннхубер
Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения
http://www.labirint.ru/books/193885/

Ромена Августова
В начале было слово. Авторский метод по обучению речи детей с трудностями развития
http://www.labirint.ru/books/477626/

Лариса Нуриева: Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки
http://www.labirint.ru/books/102046/

Екатерина Климонтович: Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5-4 лет
http://www.labirint.ru/books/352535/

Грэндин, Скариано: Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма
http://www.labirint.ru/books/324466/

Наоки Хигасида
Почему я прыгаю. Внутренний мир 13-летнего мальчика с аутизмом
http://www.labirint.ru/books/440331/

Донна Уильямс: Никто нигде: удивительная автобиография аутичной девочки
http://www.labirint.ru/books/387698/

Елизавета Мэмми-Заварзина
Приключения другого мальчика. Аутизм и не только
http://www.labirint.ru/books/451505/

Морис Кэтрин: Услышать голос твой. История Триумфа Одной Семьи Над Аутизмом
http://www.childneurologyinfo.com/education-text-let_..

Пол Коллинз: Даже не ошибка. Отцовское путешествие в таинственную историю аутизма
http://www.labirint.ru/books/367499/

Франческа Аппе: Введение в психологическую теорию аутизма
http://www.labirint.ru/books/116002/

Эллен Нотбом: 10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребенок с аутизмом
http://www.labirint.ru/books/335124/

Патрик Сансон: Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми
http://www.labirint.ru/books/116004/

Т.П. Медведева: Творческая мастерская для детей и родителей: Социально-психологическая адаптация семьи
http://www.labirint.ru/books/116003/

Алвин, Уорик: Музыкальная терапия для детей с аутизмом
http://www.labirint.ru/books/102038/

Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач
http://pedlib.ru/books.php?part=Booksdir=6/0095..

Посицельская, Константинова, Бондарь: Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
http://www.labirint.ru/books/299124/

источник

* предоплата принимается через ЕРИП

Оплатить товары ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА» Вы можете через систему ”Расчет“ (ЕРИП), в любом удобном для Вас месте, в удобное для Вас время, в удобном для Вас пункте банковского обслуживания – интернет-банке, с помощью мобильного банкинга, инфокиоске, кассе банков, банкомате и т.д.
Совершить оплату можно с использованием наличных денежных средств, электронных денег и банковских платежных карточек в пунктах банковского обслуживания банков, которые оказывают услуги по приему платежей, а также посредством инструментов дистанционного банковского обслуживания.

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАТЕЖА НЕОБХОДИМО:
1. Выбрать
• Пункт “Система “Расчет” (ЕРИП)
• Интернет-магазины/сервисы
• M
2. Media.by
3. Для оплаты товара ввести номер заказа.
4. Ввести сумму платежа (если не указана)
5. Проверить корректность информации
6. Совершить платеж.

Если Вы осуществляете платеж в кассе банка, пожалуйста, сообщите кассиру о необходимости проведения платежа через систему ”Расчет“ (ЕРИП).

Сначала надо поместить понравившиеся товары в корзину. Для этого достаточно нажать на кнопку «Положить в корзину» рядом с выбранными Вами товарами.

Далее переходите на страницу «Корзина». Для этого достаточно нажать на кнопку «Корзина». Она есть на каждой странице сайта в правом верхнем углу.

В корзине справа Вы увидите окна для внесения личных данных, выбора способа доставки и оплаты. Последовательно заполните их (или выбирайте из ранее внесенных) и нажмите «Подтвердить и оформить заказ».
Указывайте достоверные, полные данные, это поможет нам точно и быстро выполнить Ваш заказ.

Сроки исполнения заказов:

После получения заказа мы перезвоним Вам в течение рабочего дня (заказы полученные ночью, в выходные и праздничные дни мы обрабатываем в ближайшее трудовое время).

Читайте также:  Анализы на грибковые инфекции у детей

Если книги, которые Вы заказали есть в наличии, мы доставим Вам их по Минску в течении 2-х дней или отправим почтой по Беларуси (срок доставки 3-5 дней). Также Вы можете самостоятельно забрать Ваш заказ у нас в офисе в любое удобное для Вас (и рабочее для нас) время.

Доставка курьером по Минску
Заказ будет доставлен Вам курьером. Стоимость доставки заказа курьером – 4 руб. 80 коп. Срок доставки – 1-2 дня.

Почтой по Беларуси
Заказ высылается почтовым отправлением по территории Беларуси, возможен наложенный платеж (оплата по факту получения товара). Время доставки заказа по Беларуси определяется правилами и сроками доставки почтовых отправлений операторами почтовой связи (РУП «Белпочта») и, как правило, не превышает 3-5 дней. Стоимость доставки наложенным платежом — согласно тарифам операторов почтовой связи.

Самовывоз
Самостоятельно Вы можете забрать свой заказ у нас в офисе (предварительно согласовав по телефону 8 (029) 652-38-87), который располагается по адресу: г. Минск, ул. Нарочанская, 11-2 (второй этаж).

*Период заказа 10/14/20/30 дней — это период, который предусматривает исчисление срока в рабочих, (не календарных днях, то есть выходные и праздничные дни при исчислении срока не учитываются) за который планируется поставить книгу, при условии, что на издание не окончен тираж.

ПЕРЕЧЕНЬ
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА,
НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБМЕНУ И ВОЗВРАТУ
(в ред. постановлений Совмина от 14.01.2009 N 26,
от 25.05.2010 N 779, от 20.12.2013 N 1113)
Печатные издания

источник

Лилия Колпакова, один из редких в нашей стране экспертов по прикладному анализу поведения и мама 9-летней Насти, которой диагноз «аутизм» не помешал учиться в школе, — о методе коррекции аутизма

В нашем недавнем материале об отцах особых детей Игорь Громов поделился мечтой – рано или поздно таблетку от аутизма должны придумать, и тогда его десятилетняя дочь Катя заговорит и расскажет, каким видит мир.

Прикладной Анализ Поведения (ПАП) совсем не похож на волшебную таблетку, но благодаря этому методу коррекции поведения дети с аутизмом уже сегодня обучаются говорить и общаться, самостоятельно одеваться и пользоваться туалетом, играть со сверстниками, кататься на велосипеде, читать и учиться в школе.

Всем ли детям подходит ПАП-терапия, как понять, если что-то идет не так, отличить настоящего специалиста от мошенника, и где проходит граница между опасным для ребенка и неудобным для его родителей поведением? На эти вопросы отвечает Лилия Колпакова, клинический супервизор Центра «Белая ворона» и разработчик курса магистратуры по прикладному поведенческому анализу МГПУ. Врач по профессии, Лилия открыла для себя ПАП, когда искала, как облегчить состояние маленькой дочери Насти, которой был поставлен диагноз «аутизм».

— Всем ли детям подходит поведенческая терапия?

Прикладной анализ поведения — прежде всего наука, которая разрабатывает прикладные методики, опираясь на законы нашего поведения. Эти законы универсальны — нет человека на планете Земля, который жил бы по другим законам, нежели те, которые описывает прикладной анализ поведения. Все просто и банально: в нашем поведении есть определенные функции, их не так много. Это привлечение внимания, доступ к желаемому, избегание неприятных факторов и аутостимуляции.

По сути, ПАП подходит любому ребенку. Нет ребенка с аутизмом или с ментальными или поведенческими сложностями, которому ПАП не помог бы. Терапия подходит абсолютно всем — и взрослым, и детям.

— Есть разные методики для помощи ребенку с аутизмом, в том числе Floortime, PECS и другие подходы. Что конкретно делает ПАП? Какие запросы ребенка и какие родительские задачи он может решить?

— Про «запрос» ребенка говорить довольно сложно. К поведенческим аналитикам приходят родители детей, которым, как правило, уже много где отказали. Они обращались к психологам, дефектологам, логопедам и другим специалистам, и очень часто получали прямой или завуалированный ответ: «Сначала научите его сидеть за столом, а потом приходите», «Пусть она у вас сначала заговорит, а после этого мы начнем корректировать проблемы с речью». Именно эти задачи позволяет решить ПАП. Перед тем как обучать чему-либо ребенка, нам нужно решить поведенческие проблемы. Если ребенок кричит, вырывается и убегает от человека, с которым предполагаются занятия, обучать его или ее не очень продуктивно.

Для начала необходимо сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя комфортно в обществе педагога, чтобы он увидел в нем друга, чтобы установилось взаимное уважение и появилось желание сотрудничать. Очень важно, чтобы поведенческий педагог уважал своего маленького клиента и видел в нем личность. Кроме того, на первом этапе мы говорим об установлении руководящего контроля и сотрудничества. Когда я обучаю специалиста, я всегда транслирую мысль: главное в работе с ребенком – стать для него другом и партнером.

— Для чего все это нужно?

— Чтобы у ребенка была мотивация приходить на занятия. К другу ребенок придет с удовольствием. Для меня показатель хорошо и грамотно построенной программы — если я вижу, что ребенок бежит на занятие. Только после установления этого контакта можно говорить об обучении навыкам. У детей 10-12 лет уже сформирован определенный комплекс форм поведения и реакций на нежелательные факторы. То есть ребенок приходит к нам с уже сформированным нежелательным поведением: кто-то кричит, кто-то падает на пол, кусается, бьет себя, а кто-то, получив новую инструкцию, начинает обнимать другого человека, что тоже не способствует обучению. Для того, чтобы компенсировать те или иные дефициты у ребенка, нужно сначала избавиться от нежелательного поведения.

Настя, дочь Лилии Колпаковой, на занятии с тьютором. Фото: facebook.com

— То есть ПАП в первую очередь направлен именно на преодоление нежелательного поведения?

— Да. Это одна из основных задач. Часто поведенческие сложности обусловлены тем, что по-другому он себя вести не может, не умеет в этой ситуации. Пример: если у ребенка без вербальной речи, с отсутствующими навыками коммуникации что-то болит, то как он об этом скажет? Или как ему сообщить, что ему неприятна кофта, которая сейчас на нем? Именно поэтому очень большое внимание уделяется развитию навыков коммуникации. Уровень нежелательного поведения снижается по мере освоения коммуникации. Если ребенок не умеет попросить игрушку у другого ребенка, то он просто подойдет и отнимет. Задача аналитика: помочь ему достичь того же результата, но социально приемлемым способом.

— Насколько в это должна быть вовлечена семья?

— Проблема вовлечения семьи в абилитацию ребенка с аутизмом — краеугольный камень. Нужно помнить, что специалист проводит с ребенком очень мало времени — от получаса до 1-3 часов, у всех по-разному. Но какой бы ни была интенсивность занятий, дома в семье ребенок обычно проводит больше времени: с бабушками, нянями, родителями. Если в семье обучаемые навыки не поддерживаются, то процесс обучения очень сильно затрудняется. Родители — важнейшая часть команды при работе с ребенком с аутизмом. Их необходимо обучать и консультировать. Родитель всегда должен быть в курсе того, что происходит с ребенком. Не говоря уже о том, что ни одно поведенческое вмешательство без запроса семьи проводиться не может.

— А если включается не вся семья? То все пропало?

— Не вижу причин, почему не вся семья включается. Если мы в рамках ПАП научили ребенка просить предметы, то даже папа, который относился к идее скептически, видит результат. Если мы доступно и эффективно объясняем родителям, что именно мы делаем с ребенком и почему это необходимо, то родители включатся в процесс. Если родитель видит результат, то родитель включается.

— Как правило, рекомендуется заниматься по методу ПАП не менее 30-40 часов в неделю. Кажется, у ребенка ни на что другое не остается времени. А как же игра?

— Если мы говорим о младших дошкольниках 2-4 лет, естественно, такого ребенка сажать за стол на 40 часов в неделю никто не будет. Цель обучения ребенка должна соответствовать его возрасту. Развитие навыков коммуникации для детей в этом возрасте будет строиться в игровой форме. Ребенок от этого уставать не должен — если мы обучаем правильно и в соответствии с его возрастными потребностями и особенностями. По сути, он делает то же, что и сверстники, только под руководством опытного терапевта. Более 30-40 часов в неделю может включать и выполнение программы в домашней среде, освоение бытовых навыков, социального взаимодействия.

— Вы часто повторяете фразу «если все делать правильно». Как понять, что что-то идет не так?

— Терапевт начинает вводить ребенку навык альтернативной коммуникации и у дочери или сына появляется больше просьб к родителям. Я всегда прошу родителей записывать количество просьб в течение дня, чтобы понять, как это поддерживается в семье, нужна ли помощь и корректировка. В некоторых случаях число просьб в какой-то момент либо уменьшается, либо они вообще сходят на нет. Оказывается, ребенок, освоивший коммуникацию, перестает быть удобным. Раньше он сидел в своей комнате, ставил в ряд машинки, а сейчас постоянно спрашивает что-то. Если родители устают, очень часто они считают, что что-то не так.

— Где проходит грань между разрушительным, опасным поведением ребенка, которое необходимо устранить, так как это вопрос безопасности, и тем, что устраняется так называемое нежелательное поведение, то есть такое, которое доставляет неудобство родителям или окружающим?

— Очень острый вопрос. Нежелательное поведение – прежде всего, социально неприемлемое поведение. К нему относится проявление агрессии и аутоагрессии, социально неприемлемые формы коммуникации (например, когда четырнадцатилетний подросток знакомится со сверстницей, начиная ее обнимать) и многие другие нарушения поведения. Грань здесь — возрастные нормы.

Например, если ребенок в два года не умеет ждать в очереди в Макдональдсе больше двух минут, и родители приходят с запросом научить его стоять спокойно 15 минут, скорее всего, мы над этим работать не будем — ни один нейротипичный маленький ребенок так долго ждать не умеет, это не соответствует его физиологическому статусу. В то же время, есть поступки, которые могут выглядеть как социально приемлемые, но быть опасными для жизни и здоровья самого ребенка. Например, привычка сидеть на подоконнике в случае взрослого человека не является социально неприемлемой. Однако для ребенка с аутизмом, у которого чаще всего отсутствует чувство опасности, такое поведение может угрожать жизни, и мы с ним начинаем работать.

Кабинет для занятий ПАП-терапией в центре «Белая ворона». Фото с сайта aba-centre.com

— Насколько ПАП-терапия доступна сейчас для родителей детей с аутизмом?

— К сожалению, терапия в рамках ПАП по-прежнему остается очень дорогостоящей и проводится в основном на базе коммерческих центров. Однако в этом вопросе на сегодня есть некий прогресс, когда на базах детских садов и школ организуются ресурсные группы и классы, работающие в парадигме ПАП. Например, в школах Москвы, Воронежа, Белгорода, Санкт-Петербурга.

— Когда речь идет о ребенке с аутизмом, с чего мы начинаем?

Скорее всего, мы начинаем с диагностики, не только медицинской, которая важна сама по себе. Необходимо также провести диагностику, которая требуется для ПАП. Для того, чтобы начинать терапию в рамках прикладного анализа поведения, нам совершенно неважно, поставлен ли ребенку официально диагноз «аутизм». Родителям нужно в первую очередь осознать: если они видят что-то тревожное в поведении ребенка, в том, как он или она осваивает навыки, замечают регресс навыков, возникновение проблем в общении, утрату глазного контакта, то нужно обратиться к специалисту, чтобы провести первичную диагностику.

У нас в стране сегодня существует ряд диагностических инструментов, которые позволяют выявить текущие дефициты ребенка, определить актуальный уровень его развития и достаточно полно выстроить программу для индивидуального плана развития с учетом его или ее сильных сторон. Необходимо компенсировать текущие дефициты, опираясь именно на сильные стороны.

— Кто владеет этими диагностическими инструментами? К кому обращаться?

На сегодняшний день, к сожалению, такими инструментами владеют только поведенческие аналитики, которых не так много у нас в РФ. Благодаря тому, что сфера ПАП развивается, все больше людей обучаются работе с этими инструментами. Практикующий поведенческий аналитик, который прошел должное обучение, как правило, располагает этими инструментами.

— Какой уровень образования должен иметь специалист? Какие документы и сертификаты поведенческого терапевта сейчас действительны в России? Кто сейчас в РФ занимается аккредитацией и сертификацией?

— Крайне желательно, чтобы у специалиста, работающего с ребенком, было профильное образование, кроме того, такой специалист должен пройти обучение в рамках ПАП. На сегодня в России есть сертифицированные курсы по ПАП, а также курсы, проводимые специалистами центров под супервизиями сертифицированных специалистов. Пока в основном специалисты получают сертификаты BACB — Американской ассоциации поведенческих аналитиков. Мы очень надеемся, что по мере принятия профстандарта поведенческого аналитика в России будет создана своя сертификационная комиссия.

источник