Самостоятельная деятельность детей раннего возраста, ее виды и условия развития разных видов самостоятельной деятельности
На 2-ом г.ж. наблюдаются определенные виды самостоятельной игровой деятельности детей К ним относятся:
1. Игры, связанные с движениями: с мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка, каталка), влезание на горку и слезание с нее.
2. Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша. Она проявляется в рассматривании окружающего, затем наблюдении, рассматривании картинок, книг.
3. Действия с предметами – следующий вид самостоятельной деятельности ребенка(пирамидками, вкладышами, бочонками и т.д.)
4. Во втором полугодии 2-го г.ж. у ребенка наблюдается предметно-игровые условные действия с игрушками– куклой, собачкой, зайчонком и т.д.
5. Во время сам. дея-ти малыши по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослыми.
6. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру, практическая деятельности (действия ребенка в процессе кормления, туалета, одевания).
Воспитатель должен добиваться, чтобы в течение бодрствования каждый ребенок был занят разнообразной деятельностью, своевременно переключать их с одного вида деятельности на другой, не допуская переутомления, педагогически правильно руководить как всей группой, так и деятельностью каждого ребенка.
Чтобы правильно организовать сам. дея-ть детей, необходимо продумать и создать в группе условия для всех ее видов.
Условия, необходимыедля осуществления самостоятельной деятельности детей.
Правильный подбор игрушек, пособий и правильное распределение их по площади игровой комнаты.В группе должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребенка, по 3-4 одинаковых во избежание конфликтов между детьми. Игрушки расставляются комплектами, что подсказывает детям, как с ними играть. Детей постепенно приучают запоминать место хранения игрушек, поэтому все игрушки располагаются на полках, стеллажах на виду у детей, на расстоянии, чтобы ребенок самостоятельно мог взять и поставить игрушки. Для развития движений прежде всего необходим простор, т.е. достаточное место для движений. Во втором полугодии следует для организации игровой деятельности располагать игрушки в различных местах комнаты, чтобы дети не собирались на одном месте и не мешали друг другу. Дети любят переносить предметы, действовать с ними на ходу. Для этого должны быть корзиночки, ситцевые сумочки, ведерки, в которых они могут переносить кубики, шарики и т.д. Игра с крупным строительным материалом должна проходить на коврике, который не допускает переохлаждения и снимает излишний шум. В группе должен быть материал для рассматривания предметов окружающего мира, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняется. Должны создаваться подсказывающие игровые ситуации(тарелка рядом с собачкой и т.д.. С целью развития отобразительных игр оборудуется кукольный уголок. В игровом уголке размещаются пособия для обучения застегиванию, завязыванию, шнуровке.
В самостоятельной деятельности большое место занимают предметные действия с игрушками. Руководство воспитателя направлено на формирование игры как деятельности. Зворыгина Е.В. предлагает комплексный метод руководства, который включает следующие компоненты: 1. Ознакомление с окружающим при активной деятельности детей (дети приобретают опыт использования предметов, осознают смысл действий людей, их отношение к вещам.) 2. Использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей (Взрослый помогает: организует показы-инсценировки с игрушками(кормление, укладывание спать и т.д). 3. Организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реалистические, условные, игрушки-заместители).
4. При формировании взаимоотношений в игре задача вос-ля заключается в предупреждении конфликтов, в привитии положительных форм общения. Возможность конфликтов обусловлена особенностями возраста: недостаточно развита речь, дети не всегда могут объяснить свое желание; игрушка в руках сверстника всегда привлекательна; иногда проявляется интерес к внешности сверстника. В-ль учит детей играть рядом, заниматься с игрушкой и не мешать сверстнику, который рядом, игрушки отнимать нельзя. Для формирования положительных взаимоотношений между детьми в игровой деятельности необходимо: спокойный, ласковый, приветливый тон взрослых по отношению к малышам; разнообразный игровой материал в достаточном количестве; введение правил (не мешать когда играет другой). Большое внимание педагог уделяет формированию положительных взаимоотношений между детьми. Ребенок учится выполнять определенные требования: собирать игрушки и раскладывать по местам, возвратить отобранный у другого ребенка предмет. Дети должны хорошо усвоить значение слов «нельзя», «можно».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
источник
Анна Анатольевна Винокурова
Организация самостоятельной деятельности с детьми раннего возраста
Винокурова Анна Анатольевна
Воспитатель, 1 кв. категория
Организация самостоятельной деятельности детей раннего возраста.
В самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста наблюдаются определенные виды игр с предметами. Как правило, это игры, связанные с движениями: с мячом, игрушками-двигателями (машинка, тележка, каталка, влезание на горку и спуск с нее, на улице зимой катание на санках, горке и тому подобное.
Дети раннего возраста многое познают с помощью различных предметов – играют со строительным материалом, с дидактическими игрушками, с простым конструктором, складывают картинки и играют со шнуровками, забивают палочки-гвозди с помощью деревянного молоточка, прокатывают мячи и машины.
Активно формируются предметно-игровые условные действия с игрушками – куклами, кошечкой, белочкой и другими, при этом дети уже не только воспроизводят разученные действия с предметами, но и отображают то, что сами часто видят в повседневной жизни.
Во время самостоятельной деятельности малыши по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослым и включение взрослого в игру доставляет детям большую радость. Ребенок становится наблюдателем действий взрослого и в последующем действует по его примеру, обращается ко взрослому, демонстрируя результаты своей деятельности.
Одним из обязательных условий, от которого зависит развитие игровой деятельности ребенка, является правильный выбор игровых дидактических пособий и игрушек.
Для развития движений, прежде всего, необходим простор. Из крупногабаритных материалов, стимулирующих двигательную активность, в группе необходимо иметь горку со скатом, стол-барьер вокруг которого малыши не только хорошо двигаются, но и играют с дидактическими игрушками. Пригодятся также мячи разных размеров, коляски, тележки, машины, обручи.
Групповое пространство должно содержать материалы для рассматривания предметов окружающего мира, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняют:
• Настенные картины с понятными детям сюжетами;
• Макеты и панно на тематику близкую детям;
• Альбомы для рассматривания;
Развивающая среда для детей раннего возраста обязательно должна содержать такие компоненты как:
• Место для дидактических игр;
• Сектор для игр со строительным материалом и крупными игрушками (машинами, животными);
• Разнообразная игрушечная мебель на прочной основе, позволяющая выдержать не только куклу или мягкую игрушку, но и вес ребенка;
• Игровые зоны для организации игр с предметами-заместителями: игрушечный умывальник, около которого разыгрываются такие действия, как мытье посуды, наливание из крана воды, купание кукол и др. При этом малыши используют кубики как мыло. Более мелкие игрушки – игрушечные ножницы, шприц, расчески (пластмассовые) – обогащают игры детей и выдаются им под контролем взрослого. Эти игрушки могут храниться на верхних полках, чтобы дети их видели, но взять могли только с помощью взрослого.
Во время самостоятельной деятельности ребенка взрослый, встает на позицию помощника ребенка в игре: подсказывает каким образом выполнять правила игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на полу, у окна, воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место.
В руководстве самостоятельной игрой детей можно использовать следующие приемы и методы:
• В присутствии малышей полить цветы, пришить пуговицу, на улице расчистить дорожки от снега, вызывая при этом у них интерес к своей работе;
• Понаблюдать на прогулке за игрой более старших детей, за действиями взрослых. Специальные показы тех или других действий обогащают опыт ребенка: он самостоятельно купает куклу, кормит ее, укладывает спать;
• Разыграть различные игровые сюжеты: зайка заболел, кошка обожгла лапку, ее надо полечить, лиса унесла петушка и др.
Предметно-развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности — игре. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.
Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
1. Ганеева А. С. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/24/717/
2. Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012г.
Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей раннего возраста «Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей» Занятия одна из форм организации, в которой осуществляется обучение детей,.
Консультация «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома» Дорогие родители все дети любят рисовать, лепить, вырезать, мастерить. И делают это самозабвенно и искренне. Хотя конечно, детские работы.
Организация дидактических игр экологического содержания с детьми раннего возраста Игра является не только развлечением, но и методом, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. В дидактических.
Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности.
Организация исследовательской деятельности детей раннего дошкольного возраста Организация исследовательской деятельности детей раннего дошкольного возраста. Слайд 2 Ранний возраст является ценным возрастным этапом.
Организация исследовательской работы с детьми второй группы раннего возраста по экологическому воспитанию В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым.
Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.
Организация работы дошкольников по использованию объёмной бумагопластики в организованной и самостоятельной деятельности Список литературы: 1. «Объёмная аппликация» — Петрова И. М., Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2007 г. 2. «100.
источник
Любовь Владимировна Суханова
Игра и другие виды самостоятельной деятельности детей раннего возраста
Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша.
Для нас организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, мы должны, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность мы сможет лишь в том случае, если мы хорошо знаем не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым мы работаем, но и особенности развития детей всей группы.
Чтобы правильно организовать самостоятельную деятельность детей, мы стараемся продумать и создать в группе условия для всех ее видов.
В нашей группе руками воспитателей и родителями созданы разнообразные варианты развивающей среды. Что делает их полезными для всестороннего развития детей.
Вот уже несколько лет мы создаём уют в группе. Каждый уголок продумываем, оформляем, чтобы детям было уютно и комфортно. Многое было сделано своими руками, что — то приобретено родителями.
С детьми мы стараемся поддерживать порядок, чистоту, уют и хорошее настроение. Группа очень просторная, светлая и уютная.
В нашей групповой комнате выделены игровые зоны. Игровой материал в этих зонах систематически обновляется и усложняется. Каждый вид игрушек и пособий мы храним в определенном месте. Это приучает детей к организованности, порядку и самостоятельности.
Большая площадь группы позволяет в достаточной степени проявить малышам свою двигательную активность. В зоне физического развития для свободного пользования предоставлены мячи, обручи, кегли, мягкие кубики и другие пособия, стимулирующие самостоятельную безопасную деятельность детей. Дети катают и бросают мячи, расставляют кегли, подбрасывают вверх мягкие кубики и мешочки.
Спокойное место в группе отведено для игр с дидактическими игрушками. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, на которых играют дети: «Разрезные картинки», «Мозаика», «Пазлы». Более сложные дидактические пособия, а также игрушки-забавы лежат на полке немного выше роста ребенка, чтобы взрослый мог помочь взять игрушку и вместе с тем проследить за игрой. Организовывая смену деятельности детей, мы выкладываем на каждый стол разные дидактические пособия, дети распределяются по местам и под наблюдением взрослого производят самостоятельные действия, в соответствии с предложенным материалом. Одни – расстегивают пуговицы, другие – собирают пирамидку, третьим – достается шнуровка. На ковре предлагаем ребятам напольную мозаику. Возле доски – магнитный конструктор.
В познавательной зоне у нас расположен дидактический стол, наполненный дидактическими игрушками и пособиями, где дети самостоятельно играют, закрепляют знания, полученные на занятия. Даже неосознанные простые действия и манипуляции с предложенными предметами и пособиями, способствуют развитию мелкой моторики. Передвигая цветные колечки, перебирая костяшки деревянных счет, вытаскивая и вставляя вкладыши, малыши в процессе самостоятельных предметных действий формируют точные двигательные способности рук. Дети в процессе действий с предметами и материалами на дидактическом столе имеют возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки, вновь составить и т. д.
Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, пластилин и др.) хранятся в закрытом шкафу, так как не все дети самостоятельно еще не умеют использовать эти предметы по назначению, но для приобщения к изобразительной деятельности в художественно — эстетической зоне расположен и доступный для самостоятельного использования материал. Дети самостоятельно «рисуют» цветными мелками на доске; восковыми и простыми карандашами на бумаге, используют трафареты.
Малышей очень привлекает речевая зона. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации и картинки, с удовольствием производят действия с персонажами настольного театра «Репка» и вязанного пальчикового театра «Теремок».
Сравнительно большая площадь в нашей группе отводится для игр с крупной кукольной мебелью и сюжетно-образными и транспортными игрушками. В социально – коммуникативной зоне расположены разнообразные игрушки для детей с учётом гендерного воспитания. Наборы кухонной посуды, одежда для кукол, резиновые и пластмассовые игрушки, машины, инструменты и разнообразный конструктивный материал, наборы для сюжетно – ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».
Дети начинают объединяться в небольшие группы для совместных самостоятельных игровых действий: варят кашу, кормят кукол, делают постройки из конструктора, катают машины.
Но большинство детей чаще всего играют рядом. Мы учим их не мешать друг другу, формируем доброжелательные взаимоотношения и на этой основе постепенно приучаем малышей играть небольшими группами по 2-3 человека, согласовывать свои действия, радоваться совместным результатам.
Самостоятельная деятельность детей на третьем году жизни разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры; предметная деятельность, движения, ориентировочно — познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов труда в виде самообслуживания, выполнения практических поручений взрослого.
Для правильной организации самостоятельной детской деятельности мы соблюдаем ряд общих условий:
1. Выделяем достаточно времени для самостоятельной деятельности. Это может быть достигнуто только при условии методически правильной организации режимных процессов, если четко соблюдается принцип постепенности. При этом высвобождается больше времени для самостоятельной деятельности ребенка.
2. Создаем достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности.
3. Обеспечиваем подбор материала для детей третьего года жизни по всем видам деятельности. Игровой материал время от времени меняем, что повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию. Например, видим, что дети перестали играть с крупным строителем или пирамидками, эти игрушки на некоторое время убираем.
4. Правильно располагаем игровой материал в групповой комнате. Для каждого вида деятельности выделяем определенное место: дети хорошо знают, где хранится тот или иной материал, где взять нужную игрушку и куда положить ее после игры. Однако это совершенно не означает, что малыши должны играть только в тех местах групповой комнаты, где находится данный материал. Взяв игрушку, дети могут действовать с нею в любом месте, но мы следим, чтобы ребенку было удобно играть, чтобы ему не мешали другие дети, и чтобы это место было удобно для данного вида деятельности. Если малыш взял мелкий строительный материал и стал заниматься с ним на полу, где играют другие дети с крупными игрушками, предлагаем ему поиграть за столом, но, попросим после игры все убрать на отведенное место. Это приучает малыша к порядку.
5. Во время деятельности мы используем индивидуальное общение с ребенком; при этом стараемся использовать такие приемы воздействия, которые больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.
6. Обеспечиваем правильное руководство всеми видами деятельности.
Руководя самостоятельной деятельностью детей, мы направляем свое внимание, прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. В зависимости от их поведения и настроения определяем, с кем из детей и чем именно целесообразно в данный момент заняться. Особенно важно направлять деятельность тех, которые занимаются с недостаточным интересом, играют примитивно для своего возраста, однообразно или неустойчиво. В активном участии нуждаются и дети, которые хотя и могут играть с интересом, но им требуются помощь, совет, указание взрослого. Например, ребенок начал строить что-то, делает перекрытие, а оно не получается. Мы показываем, как лучше поставить кубики и какую форму выбрать для перекрытия, стараемся побудить малыша выполнить знакомое действие, сообразить, как работать быстрее и качественнее.
Проводя анализ организации самостоятельной деятельности детей, мы ссылались на определенные показатели:
преобладающее настроение детей в группе;
умение самостоятельно выбрать себе игру, уровень развития той деятельности, которой занят ребенок, ее длительность;
взаимоотношения малыша с окружающими взрослыми и другими детьми; частота и характер речевых реакций ребенка.
Создание условий для всех видов деятельности, правильное руководство воспитателя самостоятельными детскими играми способствуют умственному развитию и формированию личности ребенка.
Консультация «Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста» I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах, в.
Доклад «Подвижная игра на свежем воздухе как форма организации двигательной деятельности детей раннего возраста» Свое выступление я хочу начать с высказывания Волошиной Л. Н. о том, что (2слайд) «Подвижная игра является средством гармонического развития.
Игры для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Игра для младшего дошкольного возраста»Барабан и погремушка» Цель: Развивать тембровое восприятие (звучание барабана и погремушки) Оснащение:.
Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в условиях модернизации образования Консультация для педагогов: «Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в условиях модернизации образования. » Виды музыкальной.
Консультация для родителей «Организация ребенка в самостоятельной деятельности. Игра» Игры и игрушки… Они входят в жизнь человека очень рано и остаются верными друзьями на долгие годы. Погремушки, пирамидки, кубики — с этих.
Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей Самостоятельная деятельность в дошкольной педагогике определяется как связанные элементы действий, с имеющихся у детей знаний и опыта, умений,.
Планирование и организация самостоятельной деятельности детей Планирование и организация самостоятельной деятельности детей Сл. № 1. C 1 января 2014г. вступил в силу приказ Мин. Обр. науки Российской.
Подготовка детей к самостоятельной деятельности Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных и специальных умений. Организационные.
Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Одной из задач образовательной.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в технике коллажа Приоритетной является самостоятельная поисковая деятельность ребенка в русле педагогики сопровождения. Эта деятельность направлена на добывание.
источник
Название: Роль раннего возраста для последующего развития ребенка Раздел: Рефераты по педагогике Тип: отчет по практике Добавлен 06:22:33 07 мая 2011 Похожие работы Просмотров: 7744 Комментариев: 11 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид самостоятельной деятельности | Варианты реализации |
Двигательная активность и подвижные игры |
|
Спокойные игры | Ребята самостоятельно разыгрывают простые сюжеты из сказок или бытовые ситуации при помощи игрушек. К старшему дошкольному возрасту наблюдается разграничение в тематике игр у мальчиков и у девочек: мальчики играют в машинки, солдатиков, роботов, строят из конструктора крепости и корабли; девочки предпочитают играть с куклами, посудкой, плюшевыми игрушками. Игровая деятельность детей часто носит подражательный характер профессиям людей и общественно-бытовым мероприятиям:
|
Художественная деятельность | Накопленный на занятиях художественно-эстетической направленности опыт проявляется в разыгрывании ребятами театрализованных сценок, диалогах. Дети с удовольствием примеряют костюмы сказочных персонажей и пробуют исполнить роль. Самостоятельно воспитанники играют в кукольный и пальчиковый театр. С совершенствованием музыкального слуха и развитием памяти дети воспроизводят мелодии, услышанные на занятиях и дома, напевают песни. Дети-фантазёры сопровождают игровую деятельность песенками собственного сочинения. По мере овладения навыками построения устной речи ребята пересказывают друг другу полюбившиеся литературные и сказочные истории, содержание мультфильмов. У некоторых дошкольников проявляется желание имитировать речь персонажей (не только интонационно, но и стилистически), рифмовать строки. |
Продуктивная художественная деятельность | Создание зрительных образов при помощи красок, бумаги, пластилина, природных материалов. Первые творческие работы малышей отражают первоначальные представления о предметах. Овладевая техникой рисования карандашами и красками, лепки и аппликации, ребёнок начинает ощущать желание не просто показать, а сделать красиво. Дошкольники очень любят рисовать в свободное время. Их рисунки — это видение объектов и отношение к ним одновременно. То, что вызвало яркие, положительные эмоции, ребёнок старается передать красочно, позитивно. В уголках развивающей деятельности непременно должны содержаться разнообразные материалы для детских поделок, украшения готовых работ:
|
Исследовательская деятельность | В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания. У младших дошкольников желание исследовать какой-нибудь объект возникает стихийно, поэтому задача воспитателя — подмечать возникновение интереса и подсказывать способ изучения предмета. Средние и старшие дошкольники участвуют в исследованиях осознанно. Они проводят наблюдения в уголке природы, центре науки, во время прогулки и ставят опыты в мини-лаборатории. Присутствие воспитателя во время самостоятельного экспериментирования детьми с веществами и приборами обязательно, он следит за соблюдением правил техники безопасности и отвечает на возникающие вопросы ребят. |
Самообслуживание | Самообслуживание заключается в освоении ребёнком норм гигиены и способов их соблюдения (умывание, мытьё рук после прогулки и перед приёмом пищи, чистка зубов, принятие душа), овладении навыка одевания и раздевания, культуре приёма пищи и правил поведения за обеденным столом. Формирование навыков самообслуживания в раннем возрасте готовит ребёнка к адаптации в мире взрослых. Педагогу не нужно делать за ребёнка то, что в состоянии сделать сам. Воспитатель может давать устные указания, что детям нужно сделать, чтобы собраться на прогулку, например. Использовать показ, если у малышей возникают трудности (с завязыванием шнурков, надеванием перчаток). Воспитатель должен быть терпелив, учитывать и относится с пониманием к индивидуальному ритму, в котором ребята действуют. Самообслуживание считается основным видом трудовой деятельности дошкольников, позволяет детям почувствовать независимость от взрослого. |
Как было сказано выше, предметно-пространственная среда играет важную роль в становлении самостоятельности детей на разных уровнях. Это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. Предметно-пространственная среда состоит из центров активности детей с различной направленностью:
- познавательно-исследовательской: центр науки, мини-лаборатория, опытная мастерская, тематические уголки («Космическая станция», «Окно в эпоху динозавров»);
Оформление уголка исследовательской деятельности включает различные материалы для проведения экспериментов
Игровые центры привлекают дошкольников яркими и разнообразными составляющими
Физическое развитие важно для детей любого возраста
В экологическом уголке ребята учатся ухаживать за растениями
В центре творчества малыши рисуют, изготавливают поделки и разыгрывают сценки
Для поддержания душевного здоровья важно, чтобы у ребёнка в группе была возможность уединиться, расслабиться, восстановить силы, помечтать.
Формирование навыков самообслуживания начинается с первой младшей (ясельной) группы детского сада. Пока мелкая моторика и общая координация движений у малышей недостаточно развиты, воспитатель во многом помогает им, но всегда сначала предоставляет возможность попробовать сделать что-либо самому. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание).
Во время приёма пищи малыши овладевают навыками самообслуживания
Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. Дошкольникам 2–4 лет (первая и вторая младшие группы) необходимо давать игровые задания на выполнение действий пальчиками. Это игры с куклами («Одень Машеньку на прогулку», «Приготовь Буратино ко сну»), сюжетно-ролевые игры с посудкой («Готовим обед», «Накрываем праздничный стол», «Мама кормит малыша кашкой»). В центре игровой деятельности в ясельной группе можно разместить бизиборды (специальные доски с закреплённым функциональными объектами) с пуговицами, молниями, бельевыми крючками, завязками, шнурками, курточными кнопками.
Игровая деятельность с куклами помогает развивать мелкую моторику малышей и повторить правила сбора на прогулку
Обучение культурному приёму пиши, одеванию, гигиеническим процедурам осуществляется приёмами прямого показа воспитателем правильных действий, просмотра познавательных мультфильмов по этой тематике. Во время досуга воспитатель читает стихотворения, рассказы и педагогические сказки:
- К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,
- А. Барто «Девочка чумазая»,
- А. Якимов «Неумейка»,
- «Сказка про страну нерях»,
- «Ваня и новые ботинки»,
- «Сказка про Юлю-грязнулю».
На основе прослушанных текстов выстраивается беседа, обсуждаются иллюстрации к произведениям: «Зачем нужно умываться по утрам?», «Почему от Федоры ушла вся посуда?», «Для чего на одежде застёжки, а на обуви — шнурки?».
Воспитатель показывает ребятам на кукле последовательность надевания предметов одежды
Наряду с прямым показом в младших группах результативно применяется игровой метод. Воспитатель предлагает устроить игру, в которой куклы/игрушки должны будут вести себя как сообразительные, воспитанные дети. Повторение в игровой форме правил одновременно выполняется развлекательную задачу, предупреждает переутомляемость детей, и развивает способность произвольного запоминания. Примеры игр для закрепления навыков самообслуживания:
- «На обеде у Мальвины»,
- «Чаепитие с матрёшками»,
- «Собираемся на прогулку в парк» (ребята выполняют роль родителей, куклы — их деток),
- «Спокойной ночи, малыши!» (чтобы кукла могла лечь в кровать, она должна выполнить все необходимые гигиенические процедуры перед сном),
- «Доброе утро!» (повторение с игрушкой порядка действий после пробуждения: совершить утренний туалет, причесаться, заправить и застелить кровать, одеться, позавтракать).
В игре дошкольники повторяют правила поведения за столом и приёма пищи
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Убери за собой посуду и приведи в порядок столик», «Пожалуйста, выверни налицо водолазку и повесь её сушиться», «Вова, у тебя развязался шнурок, присядь на скамейку и завяжи бантик», «Катя, перед танцевальным занятием надо собрать волосы резинкой/заплести косичку». Первые инструкции по самообслуживанию должны быть представлены наглядно, например, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме.
У каждого ребёнка — индивидуальный темп деятельности
В старшей и подготовительной группе можно составить график дежурств с целью формирования у ребят умения накрывать на стол, следить за соблюдением чистоты в обеденной зоне и спальне.
Организация системы дежурств является одним из приёмов развития самостоятельности у дошкольников
Формирование и развитие навыков самообслуживания включается в цели образовательных занятий. Организация видов деятельности и выбор обучающих приёмов осуществляется с учётом возрастных особенностей дошкольников и их познавательных интересов.
Формирование умения самостоятельно чинить одежду пригодится каждому ребёнку, независимо от пола
Тема по самообслуживанию | Воспитательные и обучающие задачи |
«Приём пищи» |
|
«Одевание и раздевание» |
|
«Соблюдение правил гигиены» |
|
«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места» |
|
Обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых определяется нормами СанПиН для возрастных групп:
- младшая группа — 15 минут;
- средняя группа — 20 минут;
- старшая группа — 25 минут;
- подготовительная группа — 30 минут.
Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости.
Формирование навыков соблюдения гигиенических норм осуществляется в игровой форме с персонажем произведения К. Чуковского
Тема занятия по самообслуживанию, возрастная группа | Организационный момент | Мотивирующее начало | Развитие мыслительных способностей | Двигательная активность | Практическая работа | Подведение итогов |
«Зайка хочет быть чистюлей», средняя группа | 1 минута. | Создание игровой ситуации. Воспитатель говорит от лица игрушки-зайки о том, что над ним смеются другие зайцы: у него уши грязные, лицо неумытое, лапки липкие. Зайка просит научить его правилам личной гигиены. В корзинке сидят друзья персонажа — зайчата, дети становятся их наставниками. 2 минуты. | Познавательная беседа о правилах гигиены и важности их соблюдения. 2–3 минуты. | Подвижная игра «Зайка беленький сидит». 3–4 минуты. | Воспитанники закрепляют навык соблюдать правила гигиены в играх с игрушками. 9 минут. | 1 минута. |
«Алгоритм одевания на прогулку», старшая группа | 1 минута. | Создание проблемного момента. В группу прибегает плачущий Буратино (в роли персонажа воспитанник подготовительной группы). Он жалуется, что Мальвина, Пьеро и Артемон ушли гулять, а его с собой не взяли. Буратино не знал, как правильно одеться на прогулку. Ребята решают помочь Буратино. 2 минуты. | Отгадывание загадок и решение дидактических заданий от Мальвины. 4 минуты. | Физкультминутка «Буратино потянулся». 3 минуты. | Закрепление навыков самостоятельного одевания в правильной последовательности в форме игры «Зеркало»: дети показывают без помощи вспомогательных предметов каждый этап одевания, Буратино должен угадать, что они надевают. 13 минут. | 1–2 минуты. |
«Каждой вещи — своё место», подготовительная группа | 1 минута. | Проведение беседы по предварительно прочитанному произведению Л. Воронковой «Маша-растеряша». 4 минуты. | Дидактические игры:
|
4 минуты.
13–15 минут.
Автор | Фёдорова Н., воспитатель ГБСУ СО МО Сергиево-Посадский ДДИ для умственно отсталых детей «Берёзка» |
Тема | «Застёгивание пуговиц» |
Цели и задачи |
|
Демонстрационный материал |
|
Ход занятия | Организационный момент. В.: Дети, сегодня у нас много гостей. Все пришли посмотреть, что мы умеем, оценить нашу работу. Поэтому давайте сядем правильно, ножки вместе, спинка прямая, ручки положили на стол. Молодцы. Все внимательно меня слушаем. Я вам прочитаю загадку, а вы мне ответите, какое это время года.
|
Правильно, дети, зима. Зимой на улице лежит снег, холодно. И когда мы идём на прогулку, мы надеваем тёплую одежду. А на курточках мы должны застегнуть пуговицы.
Основная часть.
В.: Итак, дети, тема нашего занятия застёгивание пуговиц. Мы будем учиться застёгивать пуговицы. На прошлом уроке я вас познакомила с некоторыми видами застёжек. Сегодня мы выбрали пуговицы. Чтобы застегнуть на одежде пуговицы, надо соединить две половинки одежды. На одной половинке у нас пришиты пуговицы, а на другой половинке одежды у нас расположены петельки. Петельки — это такие дырочки, в которые заходят пуговицы. При этом работают пальчики двух рук.
Воспитатель на наглядном материале демонстрирует детям технику протаскивания пуговицы через петельку-дырочку. Дети самостоятельно выполняют это задание.
В.: Мы сегодня осваиваем застёжку пуговицы, но у нас ещё есть и другие варианты застёгивания одежды.
Все смотрят на наглядный стенд, где собраны несколько видов застёжек.
В.: Дети, а на что похож наш стенд? (На цветок). А где растут цветы? (На полянке). Правильно, на полянке. И у нас есть такая полянка, где растут цветы. Но вот беда, на нашей полянке идёт дождь. Вы видите эту тучу, которая нависла над полянкой? А во время дождя все цветочки закрываются. Но вот взошло солнышко, и наши цветочки стали раскрываться и тянуть свои лепестки к солнцу. Давайте мы им поможем. У меня есть красивые цветочки с дырочкой посередине — это петельки. Наша задача состоит в том, чтобы каждый из вас взял свой цветочек и прикрепил его к пуговице, пришитой на полянке.
Дети самостоятельно пристёгивают цветочки на панно полянки.
В.: Дети, посмотрите, какая у нас получилось яркая солнечная полянка. Над нашими цветами закружились бабочки. Сейчас вы все выходите на нашу полянку, где мы будем веселиться и прыгать.
Физкультминутка.
- Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире.
Будем с солнышком играть, на полянке танцевать.
Наши алые цветы распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
На зелёной на полянке, бабочки летают
И с цветочка на цветок весело порхают.
Хлопать ручками умеем, вот так, вот так,
Своих ручек не жалеем, вот так, вот так.
Ножки громче застучали, вот так, вот так.
Чтобы все нас услыхали, вот так, вот так.
А теперь мы в пляс пойдём, вот так, вот так,
Дружно приседать начнём, вот так, вот так.
Самостоятельная деятельность воспитанников,
В.: А сейчас все садятся на свои места. Вы видите, что на ваших столах лежат рубашки с застёгнутой верхней пуговицей. Ваше задание — это самостоятельно застегнуть все остальные пуговицы на рубашке, используя свои навыки, умения, усидчивость, старание.
Итог занятия.
Пуговицы на рубашках застёгнуты. Дети справились с заданием. Подводя итог занятия, воспитатель благодарит каждого ребёнка за усердие, выдержку, мастерство, внимательность, усидчивость.
В.: Я очень вами довольна. Вы хорошо потрудились, порадовали своими успехами всех гостей. Молодцы! Наш урок окончен. Всем спасибо!
Практическое задание по формированию навыка застёгивания пуговиц проводится в игровой форме: ребята должны украсить поляну цветами
Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности дошкольников в различных режимных моментах.
источник