Меню Рубрики

Матушка кураж ее дети анализ

Бертольд Брехт был выдающимся реформатором западного театра, он создал новый тип драмы и новую теорию, которую назвал «эпичной».

В чем же состояла суть теории Брехта? По задумке автора, это должна была быть драма, в которой главная роль отводилась не действию, которое лежало в основе «классического» театра, а рассказ (отсюда и название «эпичный»). В процессе такого рассказа сцена должна была оставаться именно сценой, а не «правдоподобной» имитацией жизни, персонаж – ролью, которую исполняет актер (в отличие от традиционной практики «перевоплощения» актера в героя), изображаемое – исключительно сценической зарисовкой, специальной избавленной от иллюзии «подобия» жизни.

Стремясь воссоздать «рассказ», Брехт заменил классическое разделение драмы на действия и акты, хроникальной композицией, по которой сюжет пьесы создавали хронологически связанные между собой картины. Кроме того в «эпичную драму» вводились разнообразные комментарии, которые так же приближали ее к «рассказу»: заголовки, которые описывали содержание картин; песни («зонги»), которые дополнительно объясняли происходящее на сцене; обращения актеров к публике; надписи спроектированные на экран и пр.

Одним из наиярчайших художественных открытий был «эффект отчуждения». Его суть состояла в том, что будничное явление подавалось в новом свете и представлялось теперь как удивительное, вырванное из обыденного плана жизни, «чуждое». Это также подталкивало зрителя к анализу того, что показывалось на кону. «Эффект отчуждения» был стержнем, который пронизывал все уровни «эпичной драмы»: сюжет, систему образов, художественные детали, язык и пр., вплоть до декораций, особенностей актерской техники и сценического освещения.

Мамаша Кураж и ее дети, анализ

Пьеса построена в виде цепочки картин, которые обрисовывают отдельные эпизоды из жизни маркитантки второго финского полка. Маркитантами называли торговцев, которые сопровождали войска в походах. Мамаша Кураж не имеет никаких иллюзий касательно идейной подоплеки войны и относится к ней крайне прагматично – как к способу обогащения. Ей совершенно безразлично, под каким флагом торговать в своем дорожном магазинчике, главное, — что бы торговля была удачной. Кураж также приучает к коммерции и своих детей, которые выросли в условиях бесконечной войны. Как любая заботливая мать, она заботится о том, что бы война их не зацепила. Однако, против ее воли, война неумолимо забирает у нее двух сыновей и дочь. Но, даже потеряв всех детей, маркитантка в своей жизни ничего не меняет. Как и в начале драмы, в финале она уперто тащит свой магазинчик.

Старший сын – Эйлиф, воплощает храбрость, младший сын Швейцеркас – честность, немая дочь Катрин – доброту. И каждого из них губят их лучшие черты. Таким образом, Брехт подводит зрителя к выводу, что в условиях войны, человеческие добродетели приводят к гибели их носителей. Картина расстрела Катрин – одна из самых сильных в пьесе.

На примере судьбы детей Кураж, драматург показывает «изнанку» человеческих достоинств, которая открывается в условиях войны. Когда Эйлиф забирает у людей скот, становится видно, что храбрость превратилась в жестокость. Когда Швейцеркас прячет деньги за собственной жизнью, невозможно не удивиться его глупости. Немота Катрин воспринимается, как аллегория беспомощной доброты. Драматург подталкивает задуматься над тем, что в современном мире, добродетели должны измениться.

Идею трагичной обреченности детей Кураж в пьесе обобщает иронический «зонг» о легендарных личностях человеческой истории, которые, якобы, также стали жертвами собственных достоинств.

Большую часть вины за сломанные судьбы Эйлифа, Швейцеркаса и Катрин, автор возлагает на их мать. Не случайно в драме их гибель монтируется с коммерческими делами Кураж. Пытаясь, как «деловой человек» выиграть в деньгах, она каждый раз теряет детей. Тем не менее, было бы ошибкой считать, что Кураж жаждет лишь наживы. Она весьма колоритная личность, даже привлекательная в чем-то. Цинизм, характерный для ранних произведений Брехта, соединился в ней с духом неповиновения, прагматизм – со смекалкой и «куражом», торговый азарт – с силой материнской любви.

Главная ее ошибка состоит в «коммерческом» избавленном от моральных чувств подходе к войне. Маркитантка надеется прокормиться войной, а получается, что, по словам фельдфебеля, сама кормит войну своим «приплодом». Глубокий символический смысл содержит сцена ворожбы (первая картина), когда героиня, своими руками рисует на клочках пергамента черные кресты для собственных детей, а после перемешивает эти клочки в шлеме (еще один эффект «отчуждения»), шутливо сравнивая его с материнским чревом.

Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» — одно из самых важных достижений «эпического театра» Брехта. Мамаша Кураж выступает как символ искалеченной Германии. Однако, содержание пьесы выходит далеко за рамки немецкой истории ХХ в.: судьба мамаши Кураж и воплощенное в ее образе строгое предостережение касается не только немцев конца 30-х гг. – начала 40-х гг., но и всех кто смотрит на войну как на коммерцию.

источник

Теория эпического театра Бертольта Брехта, оказавшая огромное влияние на драматургию и театр XX века, представляет собой очень сложный материал для студентов. Проведение практического занятия по пьесе «Мамаша Кураж и ее дети» (1939) поможет сделать этот материал доступным для усвоения.

Теория эпического театра начала складываться в эстетике Брехта еще в 1920-х годах, в период, когда писатель был близок к левому экспрессионизму. Первой, еще наивной, идеей было предложение Брехта сблизить театр со спортом. «Театр без публики — это нонсенс»,— писал он в статье «Больше хорошего спорта!»[14].

В 1926 г. Брехт закончил работу над пьесой «Что тот солдат, что этот», которую он позже считал первым образцом эпического театра. Элизабет Гауптман вспоминает: «После постановки пьесы «Что тот солдат, что этот» Брехт приобретает книги о социализме и марксизме. Несколько позднее, находясь в отпуске, он пишет: «Я по уши в «Капитале». Мне теперь необходимо все это точно знать. »[15].

Театральная система Брехта складывается одновременно и в неразрывной связи с формированием в его творчестве метода социалистического реализма. Основа системы — «эффект очуждения» — есть эстетическая форма знаменитого положения К. Маркса из «Тезисов о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»[16].

Первым произведением, глубоко воплотившим такое понимание отчуждения, была пьеса «Мать» (1931) по мотивам романа А. М. Горького.

Характеризуя свою систему, Брехт пользовался то термином «неаристотелевский театр», то — «эпический театр». Между этими терминами есть некоторая разница. Термин «неаристотелевский театр» связан прежде всего с отрицанием старых систем, «эпический театр» — с утверждением новой.

В основе «неаристотелевского» театра лежит критика центрального понятия, составляющего, согласно Аристотелю, суть трагедии,— катарсиса. Общественный смысл этого протеста объяснен Брехтом в статье «О театральности фашизма» (1939): «Самое замечательное свойство человека — это его способность к критике. Тот же, кто вживается в образ другого человека, и притом без остатка, тем самым отказывается от критического отношения к нему и к самому себе. Поэтому метод театральной игры, взятый на вооружение фашизмом, не может рассматриваться как положительный образец для театра, если ждать от него картин, которые дадут в руки зрителей ключ к разрешению проблем общественной жизни» (Кн. 2. С. 337).

И Брехт связывает свой эпический театр с обращением к разуму, не отрицая при этом чувства. Еще в 1927 г. в статье «Размышления о трудностях эпического театра» он разъяснял: «Существенное. в эпическом театре заключается, вероятно, в том, что он апеллирует не столько к чувству, сколько к разуму зрителя. Зритель должен не сопереживать, а спорить. При этом было бы совершенно неверно отторгать от этого театра чувство» (Кн. 2. С. 41).

Эпический театр Брехта есть воплощение метода социалистического реализма, стремление сорвать с действительности мистические покровы, выявить подлинные законы общественной жизни во имя ее революционного изменения (см. статьи Б. Брехта «О социалистическом реализме», «Социалистический реализм в театре»).

Среди идей эпического театра мы рекомендуем остановиться на четырех главных положениях: «театр должен быть философским», «театр должен быть эпическим», «театр должен быть феноменальным», «театр должен давать очужденную картину действительности» — и проанализировать их реализацию в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети».

Философская сторона пьесы раскрывается в особенностях ее идейного содержания. Брехт использует принцип параболы («повествование удаляется от современного автору мира, иногда вообще от конкретного времени, конкретной обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к оставленному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку. »[17].

Таким образом, пьеса-парабола имеет два плана. Первый — это размышления Б. Брехта над современной действительностью, над разгорающимся пламенем Второй мировой войны. Драматург так сформулировал идею пьесы, выражающую этот план: «Что в первую очередь должна показать постановка «Мамаши Кураж»? Что большие дела в войнах делают не маленькие люди. Что война, являющаяся продолжением деловой жизни другими средствами, делает лучшие человеческие качества гибельными для их обладателей. Что борьба против войны стоит любых жертв» (Кн. 1. С. 386). Таким образом, «Мамаша Кураж» — это не историческая хроника, а пьеса-предостережение, она обращена не в далекое прошлое, а в ближайшее будущее.

Историческая хроника составляет второй (параболический) план пьесы. Брехт обратился к роману писателя XVII века X. Гриммельсхаузена «Простаку наперекор, сиречь диковинное описание прожженной обманщицы и побродяжки Кураж» (1670). В романе на фоне событий Тридцатилетней войны (1618–1648) изображались похождения маркитантки Кураж (т. е. смелой, храброй), подруги Симплиция Симплициссимуса (знаменитого героя из романа Гриммельсхаузена «Симплициссимус»). В хронике Брехта представлены 12 лет жизни (1624–1636) Анны Фирлинг, прозванной мамашей Кураж, ее путешествия по Польше, Моравии, Баварии, Италии, Саксонии. «Сопоставление начального эпизода, в котором Кураж с тремя детьми отправляется на войну, не ожидая худого, с верой в барыш и удачу,— с заключительным эпизодом, в котором потерявшая на войне своих детей, по существу все уже потерявшая в жизни маркитантка с тупым упорством тянет свой фургон по проторенной дороге в мрак и пустоту,— это сопоставление содержит в себе параболически выраженную общую идею пьесы о несовместимости материнства (и шире: жизни, радости, счастья) с военной коммерцией»[18]. Нужно при этом отметить, что изображаемый период — лишь фрагмент в Тридцатилетней войне, начало и конец которой теряются в потоке лет.

Образ войны является одним из центральных философски насыщенных образов пьесы.

Анализируя текст, студенты должны раскрыть причины войны, необходимость войны для дельцов, понимание войны как «порядка», используя при этом текст пьесы. С войной связана вся жизнь мамаши Кураж, она дала ей это имя, детей, достаток (см. картину 1). Кураж избрала «великий компромисс» как способ существования на войне. Но компромисс не может скрыть внутреннего конфликта между матерью и маркитанткой (мамаша — Кураж).

Другая сторона войны раскрывается в образах детей Кураж. Все трое гибнут: Швейцарец из-за своей честности (картина 3), Эйлиф — «потому что совершил на один подвиг больше, чем требовалось» (картина 8), Катрин — предупреждая город Галле о нападении врагов (картина 11). Добродетели человеческие или извращаются в ходе войны, или приводят добрых и честных к гибели. Так возникает грандиозный трагический образ войны как «мира наоборот».

Раскрывая эпические черты пьесы, необходимо обратиться к структуре произведения. Студенты должны изучить не только текст, но и принципы брехтовской постановки. Для этого они должны познакомиться с работой Брехта «Модель «Кураж». Примечания к постановке 1949 г.» (Кн. 1. С. 382—443). «Что касается эпического начала в постановке Немецкого театра, то оно сказалось и в мизансценах, и в рисунке образов, и в тщательной отделке деталей, и в непрерывности действия»,— писал Брехт (Кн. 1. С. 439). Эпическими элементами также являются: изложение содержания в начале каждой картины, введение зонгов, комментирующих действие, широкое использование рассказа (можно с этой точки зрения проанализировать одну из самых динамичных картин — третью, в которой идет торг за жизнь Швейцарца). К средствам эпического театра относится также монтаж, т. е. соединение частей, эпизодов без их слияния, без стремления скрыть стык, а наоборот, с тенденцией его выделить, вызвав тем самым поток ассоциаций у зрителя. Брехт в статье «Театр удовольствия или театр поучения?» (1936) пишет: «Эпический автор Деблин дал превосходное определение эпосу, сказав, что, в отличие от драматического произведения, произведение эпическое можно, условно говоря, разрезать на куски, причем каждый кусок сохранит свою жизнеспособность» (Кн. 2. С. 66).

Если студенты усвоят принцип эпизации, они смогут привести целый ряд конкретных примеров из пьесы Брехта.

Принцип «феноменального театра» может быть проанализирован только при использовании работы Брехта «Модель «Кураж». В чем суть феноменальности, смысл которой писатель раскрыл в работе «Покупка меди»? В старом, «аристотелевском» театре подлинно художественным явлением была только игра актера. Остальные компоненты как бы подыгрывали ему, дублировали его творчество. В эпическом театре каждый компонент спектакля (не только работа актера и режиссера, но и свет, музыка, оформление) должен быть художественным явлением (феноменом), каждый должен иметь самостоятельную роль в раскрытии философского содержания произведения, а не дублировать другие компоненты.

В «Модели «Кураж» Брехт раскрывает использование музыки на основе принципа феноменальности (см.: Кн. 1. С. 383–384), то же касается и декорации. Со сцены убирается все лишнее, воспроизводится не копия мира, а его образ. Для этого используются немногочисленные, но достоверные детали. «Если в большом допускается некая приблизительность, то в малом она недопустима. Для реалистического изображения важна тщательная разработка деталей костюмов и реквизита, ибо тут фантазия зрителя ничего не может прибавить»,— писал Брехт (Кн. 1. С. 386).

Эффект очуждения как бы объединяет все основные черты эпического театра, придает им целенаправленность. Образная основа очуждения — метафора. Очуждение — одна из форм театральной условности, принятие условий игры без иллюзии правдоподобия. Эффект очуждения призван выделить образ, показать его с необычной стороны. При этом актер не должен сливаться со своим героем. Так, Брехт предупреждает, что в картине 4 (в которой мамаша Кураж поет «Песню о великом смирении») игра без очуждения «таит в себе социальную опасность, если исполнительница роли Кураж, гипнотизируя зрителя своей игрой, призывает его вжиться в эту героиню. Красоты и притягательной силы социальной проблемы он не сумеет почувствовать» (Кн. 1. С. 411).

Используя эффект очуждения с иной, чем у Б. Брехта, целью, модернисты изобразили на сцене абсурдный мир, в котором царит смерть. Брехт же с помощью очуждения стремился так показать мир, чтобы у зрителя возникло желание изменить его.

Вокруг финала пьесы велись большие споры (см. диалог Брехта с Ф. Вольфом. — Кн. 1. С. 443–447). Брехт отвечал Вольфу: «В этой пьесе, как Вы правильно заметили, показано, что Кураж ничему не научили постигшие ее катастрофы. Дорогой Фридрих Вольф, именно Вы подтверждаете, что автор был реалистом. Если даже Кураж ничему не научилась, публика может, по-моему, все же чему-то научиться, глядя на нее» (Кн. 1. С. 447).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Действие пьесы происходит в 1624 году во время военных действий английской армии на территории Польши. Молодые военнослужащие катят повозку мамаши Кураж, которая обращается к командиру второго Финляндского полка с просьбой поберечь своих солдат.

Свое прозвище женщина получила за то, что она никогда в бою не оставляла без присмотра свой фургон. У нее было двое сыновей и дочь Катрин, немая с рождения. Все они были от разных солдат, которых давно уже не было в живых. Интерес к ее взрослым детям проявляет вербовщик, однако мать не желает, чтобы они погибли под пулями, как их отцы, и устраивает гадание. Юноши выбираю бумажку со страшным предзнаменованием — знаком смерти. И это сбывается. Самого старшего сына забирают на фронт. Кураж хочет поторговаться с фельдфебелем ,но ей надо торопиться идти дальше с полком.

Целый год женщина с детьми бродит вместе со шведскими солдатами по Польше. Однажды, в палатке у главнокомандующего она видит Эйлифа. Тот хвалил юношу за подвиг. Эйлиф отбил быков у противника. Мать и сын поют песню о том, насколько важно и нужно совершать подвиг, рискуя жизнью. Через три года военных событий императорские войска наступают, и Кураж оказывается в плену у противника. Однако, она сумела быстро на своей повозке повесить знамя неприятеля, а священник меняет одежду на помощника маркитантки. Однако, солдатам удается схватить нерасторопного младшего сына Кураж. Они хотят, чтобы он отдал им казну полка. Но добропорядочный юноша не мог этого сделать, и его приговорили к расстрелу. Мать пыталась сторговаться с солдатами за жизнь Швейцеркаса. Но слишком поздно она решилась продать все содержимое фургона. Ее сына казнили, и принесли на опознание женщине. Но в целях сохранения фургона она не говорит, что он — ее родное дитя. Проходит еще несколько лет, и война все еще длится. Она достигает итальянские, баварские земли. И везде мы видим мамашу Кураж. Так, в одном из боев, ей пришлось пожертвовать четырьмя мужскими сорочками, для того, чтобы дочь изготовила бинты для раненых.

Читайте также:  Анализ адаптации детей младшей группы

В Баварии состоялись похороны предводителя войск императора. Здесь же мародеры нападают на дочь Кураж и наносят ей побои. Вскоре бизнес женщины процветает. Она продает много товара, и денег теперь у нее столько, что она может досыта накормить своих детей.

После гибели короля Швеции и объявления мира у Кураж начинаются непростые времена. И если Эйлиф, громивший крестьянские угодья погиб как просто какой-то разбойник, то его мать продолжает продавать товар солдатам, так как вновь начинаются военные действия. Проходит 16 лет, и в ходе долгой войны жители Германии вынуждены терпеть разруху и голод. Кураж также находится в бедственном положении. Зимой в 1636 году войска императора осаждают город Галле. Воспользовавшись такой ситуацией. Кураж пытается произвести обмен ценных вещей на продукты у жителей. Тут солдаты прокрались в город с целью устройства беспорядков. Катрин, увидев, как неприятель пробирается ночью к домам горожанам, дает знак об опасности, в результате чего, ее убивают. Но женское население и их дети спаслись от погибели. Кураж же причитает над телом дочери. Вот она, проклятая война, забрала всех ее детей.

Произведение учит нас быть милосердными и великодушными, никогда не прятаться за спины чужих людей в трудной ситуации, а самим выпутываться из нее.

Пьеса Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» повествует о военном времени, о том, как во время войны за веру выживали обычные люди, которые трудились в тылу. Мамаша Кураж обычная женщина, у которой трое детей. Старший сын Швейцеркас, средний сын Эйлиф и немая дочь Катрин. Они путешествуют по разным землям следом за армией на своем фургоне. Мамаша Кураж проедает солдатам еду и водку. Дети являются ее помощниками.

Однажды на дороге они встречают фельдфебеля с вербовщиком. Вербощик хочет забрать у Кураж сыновей, чтобы они стали солдатами армии. Но Кураж не хочет отдавать сыновей, потому что знает, что они могут погибнуть на войне и ей их по-матерински жалко. Сначала фельфебель и вербовщик уговаривают старшего сына Швейцеркаса. Он трусит идти на войну. Мамаша Кураж разными способами отговаривает вербовщика забирать сына. Но тут идти на войну вызывается средний сын – Эйлиф. Он смелый и горячий и готов повоевать. Тогда фельфебель отвлекает Кураж и вербовщик уводит Эйлифа. Таким образом, свое дальнейшее путешествие мамаша Кураж продолжает с двумя детьми. Но в последствии и Швейцеркаса забирают на войну.

Сыновья Кураж неплохо чувствуют себя на войне. Эйлиф становится правой рукой командующего. Мамаша кураж встречает его случайно, спустя два года, в палатке повара, которому она хочет продать каплуна. Эйлиф бравый и крепкий солдат. С командующим у него хорошие отношения, потому что Эйлиф зарезал несколько голов скота врага. Теперь командующий хочет его хорошенько накормить в знак благодарности.

Затем, мама Кураж встречает и старшего сына, Швейцеркаса, он становится казначеем армии. Ему доверяют шкатулку с деньги, которыми платят жалованье солдатам. Кураж гордится обоими своими сыновьями, рада, что они живы.

Путешествуя с фургоном и немой Катрин, с мамашей Кураж остается полковой священник. Он выполняет мужскую работу: колит дрова, ходит за товаром вместе с Кураж в город, а она взамен этого кормит его. Так они путешествуют все вместе на протяжении почти всей войны. Война за веру длилась более шестнадцати лет.

Однажды Швейцеркаса убивают за то, что он не отдал шкатулку с деньгами. Эйлиф погибает за то, что продолжает разорять людей, убивая скот, в почти мирное время. Немая Катрин становится уродиной из-за того, что ее ранят солдаты, когда она ходила в город за товаром. Тогда мамаша Кураж и ее дочь почти без всякой надежды продолжают свой путь дальше с войском.

Но война унесла не только жизнь сыновей мамаши Кураж, но и Катрин погибает. Во время жуткого голода, когда все поля и почти вся земля были сожжены солдатами, мамаша Кураж и немая Катрин приходят к дому крестьянина. На них нападают солдаты, требуя молодого крестьянина показать дорогу в город, чтобы атаковать его. Тогда Катрин взбирается на крышу дома и начинает бить в барабан, чтобы жители города проснулись. Ее убивают. Но бой барабана все-таки доносится до граждан города, и они готовятся к сражению. Мамаша Кураж тем временем была в городе. Когда она вернулась, ей пришлось оставить тело своей дочери. Кураж дает крестьянам денег на похороны, а сама впрягается в фургон и следует за войском, продолжая свое путешествие. «Война меня кормит», — так говорила мамаша Кураж. Поэтому ей ничего не остается, как продолжать везти свой фургон и поить солдат водкой.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

У старика со старухой было двое детей. После их смерти старшая дочь Алёнушка стала заботиться о младшем брате, которого звали Иванушкой. Однажды собралась сестрица в поле. Младшего брата побоялась одного оставить дома, взяла с собой.

Этот роман – первый из двадцати, рассказывающий о том, как возникла и разрасталась семья Ругон- Маккаров. Описывая эту семью, автор анализирует хорошие и дурные черты характера, которые переходят по наследству.

Рассказ начинается с описания переполоха, который устроила младшая дочь Рудневых, Тиночка. Вот – вот начнется новый год, а хозяева забыли пригласить в дом музыканта. Тину первый раз допустили на взрослую елку,

В рассказе повествуется о гусиной семье, которая прилетела из далеких краев. Пролетая над Енисеем они увидели полынью и приземлились в неё. На зло судьбе мама с гусятами попала в ловушку.

Джузеппе Верди написал «Аиду» на заказ для египетского паши. Ее впервые представили в Каирском оперном театре. Опера повествует о событиях, происходивших в Мемфисе и в городе Фивы во времена правления фараонов.

источник

Пьеса построена в виде цепочки картин, которые обрисовывают отдельные эпизоды из жизни маркитантки второго финского полка. Маркитантами называли торговцев, которые сопровождали войска в походах. Мамаша Кураж не имеет никаких иллюзий касательно идейной подоплеки войны и относится к ней крайне прагматично – как к способу обогащения. Ей совершенно безразлично, под каким флагом торговать в своем дорожном магазинчике, главное, – что бы торговля была удачной.

Кураж также приучает к коммерции и своих детей, которые выросли в условиях бесконечной войны. Как любая заботливая мать, она заботится о том, что бы война их не зацепила. Однако, против ее воли, война неумолимо забирает у нее двух сыновей и дочь.

Но, даже потеряв всех детей, маркитантка в своей жизни ничего не меняет. Как и в начале драмы, в финале она уперто тащит свой магазинчик.

Старший сын – Эйлиф, воплощает храбрость, младший сын Швейцеркас – честность, немая дочь Катрин – доброту. И каждого из них губят их лучшие черты. Таким образом, Брехт подводит зрителя к выводу, что в условиях войны, человеческие добродетели приводят к гибели их носителей.

Картина расстрела Катрин – одна из самых сильных в пьесе.

На примере судьбы детей Кураж, драматург показывает “изнанку” человеческих достоинств, которая открывается в условиях войны. Когда Эйлиф забирает у людей скот, становится видно, что храбрость превратилась в жестокость. Когда Швейцеркас прячет деньги за собственной жизнью, невозможно не удивиться его глупости.

Немота Катрин воспринимается, как аллегория беспомощной доброты. Драматург подталкивает задуматься над тем, что в современном мире, добродетели должны измениться.

Идею трагичной обреченности детей Кураж в пьесе обобщает иронический “зонг” о легендарных личностях человеческой истории, которые, якобы, также стали жертвами собственных достоинств.

Большую часть вины за сломанные судьбы Эйлифа, Швейцеркаса и Катрин, автор возлагает на их мать. Не случайно в драме их гибель монтируется с коммерческими делами Кураж. Пытаясь, как “деловой человек” выиграть в деньгах, она каждый раз теряет детей. Тем не менее, было бы ошибкой считать, что Кураж жаждет лишь наживы.

Она весьма колоритная личность, даже привлекательная в чем-то. Цинизм, характерный для ранних произведений Брехта, соединился в ней с духом неповиновения, прагматизм – со смекалкой и “куражом”, торговый азарт – с силой материнской любви.

Главная ее ошибка состоит в “коммерческом” избавленном от моральных чувств подходе к войне. Маркитантка надеется прокормиться войной, а получается, что, по словам фельдфебеля, сама кормит войну своим “приплодом”. Глубокий символический смысл содержит сцена ворожбы (первая картина), когда героиня, своими руками рисует на клочках пергамента черные кресты для собственных детей, а после перемешивает эти клочки в шлеме (еще один эффект “отчуждения”), шутливо сравнивая его с материнским чревом.

Пьеса “Мамаша Кураж и ее дети” – одно из самых важных достижений “эпического театра” Брехта. Мамаша Кураж выступает как символ искалеченной Германии. Однако, содержание пьесы выходит далеко за рамки немецкой истории ХХ в.: судьба мамаши Кураж и воплощенное в ее образе строгое предостережение касается не только немцев конца 30-х гг. – начала 40-х гг., но и всех кто смотрит на войну как на коммерцию.

Анализ пьесы “Мамаша Кураж и ее дети”Война – захватывающий бизнес! Здесь все – всерьез. Она портит людей, делает их жестокими и скупыми, особенно если война длится больше десяти лет. Я думаю, что Брехт не случайно обратился именно к образу женщины, служащей войне. Женщина и война несовместимы, особенно если у женщины есть дети. Ни талант, ни смекалка не помогают мамаше Кураж спасти […].

Советы по изучению пьесы “Мамаша Кураж и ее дети”Пьеса “Мамаша Кураж и ее дети” написана Брехтом осенью 1939 года в Швеции, куда писатель эмигрировал, спасаясь от фашизма. Только что началась вторая мировая война, и драматург обратился к своим соотечественникам-немцам с горячим призывом не поддерживать Гитлера, не воевать! К сожалению, его голос не мог тогда быть услышан на родине из-за цензуры, а если бы […].

Героиня пьесы Б. Брехта “Мамаша Кураж и ее дети”События, происходящие в пьесе, относятся ко времени Тридцатилетней войны и продолжаются около двенадцати лет: с весны 1624 по январь 1636 года. Маркитантка Анна Фирлинг, прозванная мамашей Кураж за бойкость и ловкость, колесит по дорогам войны на своей повозке, набитой самыми разными товарами: от еды и кожи до шелковых рубашек и пуговиц. Везут повозку на себе […].

Мамаша Кураж и ее детиНЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Бертольд Брехт (Bertoldt Brecht) Мамаша Кураж и ее дети (Mutter Courage und ihre Kinder) Хроника из времен Тридцатилетней войны (1939) 1. Весна 1624 г. Армия шведского короля собирает солдат для похода на Польшу. Фельдфебель и вербовщик признают только войну учредителем общественного порядка и цивилизации. Где нет войны, какая там мораль: каждый бредет куда […].

Краткое содержание Мамаша Кураж и ее детиБертольт Брехт Мамаша Кураж и ее дети 1 Весна 1624 г. Армия шведского короля собирает солдат для похода на Польшу. Фельдфебель и вербовщик признают только войну учредителем общественного порядка и цивилизации. Где нет войны, какая там мораль: каждый бредет куда хочет, говорит что хочет, ест что хочет – ни приказа, ни пайка, ни учета! Два […].

Мамаша Кураж и ее дети краткое содержаниеБрехт Б. 1 Весна 1624 г. Армия шведского короля собирает солдат для похода на Польшу. Фельдфебель и вербовщик признают только войну учредителем общественного порядка и цивилизации. Где нет войны, какая там мораль: каждый бредет куда хочет, говорит что хочет, ест что хочет – ни приказа, ни пайка, ни учета! Два парня вкатывают фургон матушки Кураж, […].

Краткое содержание пьесы Брехта “Мамаша Кураж и ее дети”1 Весна 1624 г. Армия шведского короля собирает солдат для похода на Польшу. Фельдфебель и вербовщик признают только войну учредителем общественного порядка и цивилизации. Где нет войны, какая там мораль: каждый бредет куда хочет, говорит что хочет, ест что хочет – ни приказа, ни пайка, ни учета! Два парня вкатывают фургон матушки Кураж, маркитантки Второго […].

Хроника из времен Тридцатилетней войны: “Мамаша Кураж и ее дети”1. Весна 1624 г. Армия шведского короля собирает солдат для похода на Польшу. Фельдфебель и вербовщик признают только войну учредителем общественного порядка и цивилизации. Где нет войны, какая там мораль: каждый бредет куда хочет, говорит что хочет, ест что хочет – ни приказа, ни пайка, ни учета! Два парня вкатывают фургон матушки Кураж, маркитантки Второго […].

Краткое содержание пьесы “Мамаша Кураж и ее дети” Брехта БВесна 1624 г. Армия шведского короля собирает солдат для похода на Польшу. Фельдфебель и вербовщик признают только войну учредителем общественного порядка и цивилизации. Где нет войны, какая там мораль: каждый бредет куда хочет, говорит что хочет, ест что хочет – ни приказа, ни пайка, ни учета! Два парня вкатывают фургон матушки Кураж, маркитантки Второго Финляндского […].

Сущность теории “эпического театра” в связи с пьесой “Мамаша Кураж и ее дети”Теоретическое комментирование сочетается в ней с пониманием Брехта сущности реализма. Через реализм драматург искал путь воздействия на зрителей, которых он сталкивает с неприкрашенными конфликтами мира. Но вместе с тем, будучи новатором, Брехт пришел к мысли, что изображение органической ненадуманной сущности жизни может вызвать у зрителей фатальное отношение к конфликтам. Недаром теоретики критического реализма возводили эстетику […].

Ради по вивченню п’єси “Мамаша Кураж і її діти”П’єса “Мамаша Кураж і її діти” написана Брехтом восени 1939 року у Швеції, куди письменник емігрував, рятуючись від фашизму. Тільки що почалася друга світова війна, і драматург звернувся до своїх співвітчизників-німцям з гарячим закликом не підтримувати Гітлера, не воювати! На жаль, його голос не міг тоді бути почутий на батьківщині через цензуру, а якби він […].

Воплощение в образах детей Кураж трагической судьбы человечества в условиях войныЗавязка действия – мысль о войне. Еще до того как действие начинается, мы слышим диалог вербовщика с фельдфебелем. И последний говорит, что мир – это беспорядок, основа аморальности общества, “только войны создают порядок”. Война для него увлекательная игра, в которой игроки начинают бояться мир, так как тогда придется подсчитывать, сколько они проиграли. Войны не бывает […].

Образ Кураж – пророческая метафора будущего ГерманииСочинение по произведению Бертольда Брехта “Матушка Кураж и ее дети”. К теме войны в XX века обращалось много писателей. Среди тех, кто осуждал войну в своем творчестве, есть немало знаменитых имен, но в Бертольда Брехта антивоенные мотивы занимают особое место. Из его биографии известно, что к антивоенной тематике он обратился… еще когда учился в гимназии. […].

Пророча метафора майбутнього Німеччини у п’єсі Бертольда Брехта “Матінка Кураж та її діти”П’єса “Матуся Кураж та її діти” була написана у Швеції восени 1939 року, коли, друга світова війна вже почалась. Пізніше Брехт зізнався: “Коли я писав, мені здавалося, що зі сцен великих театрів люди почують попередження драматурга, попередження про те, що людина, яка сіла снідати з чортом, повинна мати довгу ложку. Може, я був наївний, але […].

Бертольт Брехт “Матінка Кураж та її діти”1. Які визначення дав своєму новому театрові Бертольт Брехт? Відповідь: “Епічний”, “раціональний”, “‘неаристотелівський” та ін. 2. Назвіть найяскравіше художнє відкриття “епічного театру” Бертольта Брехта. Відповідь: “Ефект очуження”. 3. Відомо, що класична аристотелівська драма була спрямована на почуття глядачів, навіюючи їм певні емоційні стани, “очищуючи” їх мистецтвом. На що направлена “брехтівська п’єса, “епічний театр”? Відповідь: На […].

Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова Н. ААнализ стихотворения Крестьянские дети Мир, изображенный Некрасовым в стихотворении “Крестьянские дети”, полон света, тепла и доброты. Автор любит, понимает и хорошо знает крестьянскую жизнь. Быт народа всегда находится в гармонии с природой, которую автор рисует бережно и с любовью. В начале стихотворения перед нами предстает спокойная и счастливая жизнь, которая может быть у поэта только […].

Читайте также:  Анализ адаптации детей детском саду

Анализ стихотворения Некрасова “Крестьянские дети”Свое детство Николай Некрасов провел в родовом имении, где рос вместе с детьми крепостных крестьян. Позже поэт вспоминал, что его друзья относились к нему не как к молодому барину, а как к обычному мальчишке, с которым можно ходить в лес за грибами, плавать в реке и устраивать кулачные бои. Именно в этот период своей жизни […].

Анализ стихотворения Мережковского “Дети ночи”Дмитрий Мережковский является одним из ярких представителей русского символизма, у которого было много последователей. Этот поэт умел остро чувствовать время и предвосхищать события, став, по сути, пророком для своего поколения. И примером этому служит стихотворение “Дети ночи”, написанное в 1895 году и посвященное революции, о которой в то время никто и не догадывался. Впрочем, называть […].

Анализ стихотворения Некрасова “Крестьянские дети”, сочинениеСтихотворение Н. А. Некрасова “Крестьянские дети” впервые было опубликовано в 1861 году в журнале “Время”. По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя “Мороз, Красный нос” (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу. Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в […].

НОВАТОРСТВО “ЭПИЧЕСКОГО ТЕАТРА” Б. БРЕХТАКаждый выдающийся драматург ХХ столетия был еще и теоретиком театра, который старался разработать принципиально новые способы сценического воплощения жизни. Чехов и Ибсен, Беккет и Йонеска не только яркие художники, но и тонкие критики, которые прекрасно умели не только создавать, но и “объяснять” свои произведения. Выдающийся немецкий драматург Б. Брехт вошел в историю литературы как теоретик […].

Анализ текста – Последняя глава романа “Отцы и дети”Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать своеобразный эпилог – 28-ю главу? Во-первых, внимательно приглядимся к ее композиции. Главу обрамляют два пейзажа. Открывает дивный, чисто русский, зимний: “Стояла белая зима с жестокою […].

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова “Крестьянские дети”Я уверен, что во все времена и у всех народов дети, в отличие от взрослых, похожи между собой. Ребятишки, глядящие на нас со страниц стихотворения Н. А. Некрасова “Крестьянские дети”, не слишком отличаются от нас: они такие же озорные, любопытные, искренние, веселые, непоседливые. Деревня, лес, речка, свобода – да для них каждый день был бы […].

Анализ романа “Отцы и дети” И. С. ТургеневаСвязь романа с эпохой (50-е годы 19 века) – недавнее поражение в войне с Турцией, смена царствования. Появляется лагерь разночинцев, которые провозглашают необходимость получить профессию для возможности иметь средства к существованию и приносить реальную пользу людям. Выбор естественных наук. Развитие капиталистических отношений. Крестьянский вопрос. Споры либералов и демократов в 60-е годы 19 века. Многоплановость названия. […].

Сочинение на тему: “Дети войны”Любая война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах, а особенно в крошечных сердечках детей. Маленькие человечки очень нежные и трогательные создания. Они в сотни раз тяжелее переносят разные сражения. В годы войны очень тяжело….но детям в особенности. Ведь детство – это пора беззаботного веселья…голубого неба над головой. И каково ребятам, когда в любую […].

Сочинение на тему: ОТЦЫ И ДЕТИ В РАССКАЗЕ В. Г. КОРОЛЕНКО “ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ”Извечная проблема отцов и детей, которую пыта­ются решать писатели во все времена, в “Детях подзе­мелья” В. Г. Короленко звучит особенно остро. Вася, сын окружного судьи, уважаемого в городе чело­века за его справедливость и неподкупность, чувствует се­бя необыкновенно одиноким и никому не нужным. Отец не повышает на Васю голоса, никогда не бьет его, и все равно […].

Анализ эпизода 18-ой главы романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”Роман “Отцы и дети” был написан в 1861 году. Его жанр можно определить как социально-психологический роман. В этом произведении рассматриваются важные социальные проблемы второй половины 19 века, волновавшие Тургенева. В центр своего романа писатель ставит нигилиста Базарова и на его примере рассматривает, что есть нигилизм, каковы его последователи. Кроме того, Тургенев открыто высказывает свою точку […].

Сочинение на тему: Отцы и дети в романе Тургенева “Отцы и дети”Отцы и дети в романе Тургенева “Отцы и дети” Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей. Такой период наблюдался в России в середине XIX века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. Именно эта проблема […].

Кто такие “дети” в романе Тургенева “Отцы и дети”?Из тех “детей”, которые выведены в романе, только один Базаров представляется человеком самостоятельным и неглупым; под какими влияниями сложился характер Базарова, из романа не видно, неизвестно также, откуда он заимствовал свои убеждения и какие условия благоприятствовали развитию его образа мыслей. Как бы то ни было, мысли Базарова самостоятельны, они принадлежат ему, его собственной деятельности ума; […].

Брехтовское осуждение Галилея и войныВ “Мамаше Кураж…” (1939) автор размышляет о причинах поражения Испанской республики и реальной опасности возникновения мировой войны. Отчасти и потому эта мать – в отличие от Пелагеи Власовой и Тересы Каррар – не способна делать правильные выводы из переживаемых ею жизненных потрясений. Персонаж этот, однако, не является ни отрицательным, ни положительным – мамаша Кураж неспособна […].

Анализ романа Отцы и дети Тургенева И. САнализ романа 1. Введение. Сложно анализировать роман Тургенева “Отцы и дети”, не зная исторической, общественно-политической ситуации, сложившейся в России к 1862 году. Русское общество находилось в крайне нестабильном положении, в ожидании реформ дворяне, разночинцы выдвигали самые разные проекты переустройства России. Многие помещики разорялись, жизнь становилась все сложнее, и постепенно вошло в моду критиковать русские порядки, […].

Почему дети так рано повзрослели во время войны? По тексту Э. Шима Часто мне вспоминается время, когда нас, школьников, увезли из осажденного (ЕГЭ по русскому)Текст Эдуарда Шима заставляет задуматься над проблемой детей войны. Мирному населению в грозные годы довелось пережить голод, тяготы и лишения. Но именно с малолетними война обошлась жесточайшим образом, лишив их даже маленьких радостей детства. На долю детей войны лег тяжкий груз ответственности, им приходилось заниматься домашними хозяйством, трудиться в поле или на производстве. Вспоминая собственное […].

Дети и война“Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете.” А. Т. Твардовский. Война – одно из самых страшных слов, одна из героических и трагических страниц в истории нашей Родины. Дети войны – это наши бабушки и дедушки. Во время Великой Отечественной им пришлось трудно. Их лучшие детские годы пришлись на время горя […].

Сочинение доклад о драматурге. Бертольд БрехтВыдающийся немецкий драматург, основатель и теоретик “эпического театра” Бертольд Брехт родился 10 ноября в городе Аугсбурге (Германия) в семье директора бумажной фабрики. После окончания реальной гимназии вступает в Мюнхенский университет, где изучает литературу, философию и медицину. Вот как он вспоминает свое детство и юношеские года: “В народной школе я провел четыре года. Во время моего […].

Бертольд Брехт – краткая биографияБертольд Брехт – немецкий драматург, основатель “эпического театра”, режиссер. Отстаивал концепцию новой интеллектуальной драмы, призванной активно вторгаться в общественную жизнь. Принадлежал к политически ангажированным творцам, которые связывали свои творческие поиски с идеями социальной революции. Вершинами его драматургии стали: “Добрый человек из Сычуани” (1938-1940), “Мамаша Кураж и ее дети” (1939), “Жизнь Галилея” (1938-1946). Он родился 10 […].

Тургенев, Анализ произведения Отцы и дети, ПланАнализ произведения Характер конфликта в романе основан прежде всего не на возрастных, а на общественных противоречиях. В 60-е годы XIX века в общественной жизни России появилось два направле­ния: демократы-разночинцы и либералы. Характер борьбы этих течений и отражен в произведении. Роман имеет особую композицию: он построен в форме диало­га, политических споров. Всего здесь 28 глав, причем […].

Анализ романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, планХарактер конфликта в романе основан прежде всего не на возрастных, а на общественных противоречиях. В 60-е годы XIX века в общественной жизни России появилось два направления: демократы-разночинцы и либералы. Характер борьбы этих течений и отражен в произведении. Роман (бессмертное произведение) имеет особую композицию: он построен в форме диалога, политических споров. Всего здесь 28 глав, причем […].

Анализ эпизода смерти Базарова по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети” невозможно сделать без представления, кто такой Базаров, каков его характер и отношение к тому, что его окружает. Начнем с того, что Базаров является главным персонажем данного произведения. Автор описывает его, как циничного самоуверенного мужчину, который отрицает любые сформировавшиеся в обществе принципы. Этот человек убежден в […].

Анализ персонажей по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)Павел Петрович Кирсанов был хорошо воспитанным человеком. Его манеры, привычки, поведение указывали на благородное происхождение. Даже проживая в деревне он вел себя так, как будто находился в высшем обществе. Николай Петрович Кирсанов очень отличался от брата. Он был человеком с более мягким характером, в нем было добродушие. Он очень любил своего брата и сыновей с […].

Анализ рассказа “Дети подземелья” краткоРассказ Короленко “Дети подземелья” в своем полном варианте назывался “В дурном обществе”. В нем изображена жизнь городских бедняков, обездоленных, ведущих тяжелую и несправедливую жизнь. Некоторые нашли приют в могильном склепе, часто бывают голодными. Писатель рассказал о страшной детской жизни, бездомных маленьких бродяг, не имеющих родной крыши. Он пишет о них с такой теплотой и нежностью, […].

Анализ рассказа “Дети подземелья” В. КороленкоИсполненный трагизма и философской оценки правильности поступков рассказ Владимира Короленко “Дети подземелья” по праву можно считать образцом настоящей дружбы и милосердия. Основной тематикой произведения является нищета, как материальная, так и духовная. Будучи писателем-гуманистом, Короленко большое внимание уделяет этой социальной проблеме в произведении, заставляя задуматься над собственными приоритетами в данном вопросе. Сюжет разворачивается […].

источник

Пьеса построена в виде цепочки картин, которые обрисовывают отдельные эпизоды из жизни маркитантки второго финского полка. Маркитантами называли торговцев, которые сопровождали войска в походах. Мамаша Кураж не имеет никаких иллюзий касательно идейной подоплеки войны и относится к ней крайне прагматично – как к способу обогащения. Ей совершенно безразлично, под каким флагом торговать в своем дорожном магазинчике, главное, — что бы торговля была удачной. Кураж также приучает к коммерции и своих детей, которые выросли в условиях бесконечной войны. Как любая заботливая мать, она заботится о том, что бы война их не зацепила. Однако, против ее воли, война неумолимо забирает у нее двух сыновей и дочь. Но, даже потеряв всех детей, маркитантка в своей жизни ничего не меняет. Как и в начале драмы, в финале она уперто тащит свой магазинчик.

Старший сын – Эйлиф, воплощает храбрость, младший сын Швейцеркас – честность, немая дочь Катрин – доброту. И каждого из них губят их лучшие черты. Таким образом, Брехт подводит зрителя к выводу, что в условиях войны, человеческие добродетели приводят к гибели их носителей. Картина расстрела Катрин – одна из самых сильных в пьесе.

На примере судьбы детей Кураж, драматург показывает «изнанку» человеческих достоинств, которая открывается в условиях войны. Когда Эйлиф забирает у людей скот, становится видно, что храбрость превратилась в жестокость. Когда Швейцеркас прячет деньги за собственной жизнью, невозможно не удивиться его глупости. Немота Катрин воспринимается, как аллегория беспомощной доброты. Драматург подталкивает задуматься над тем, что в современном мире, добродетели должны измениться.

Идею трагичной обреченности детей Кураж в пьесе обобщает иронический «зонг» о легендарных личностях человеческой истории, которые, якобы, также стали жертвами собственных достоинств.

Большую часть вины за сломанные судьбы Эйлифа, Швейцеркаса и Катрин, автор возлагает на их мать. Не случайно в драме их гибель монтируется с коммерческими делами Кураж. Пытаясь, как «деловой человек» выиграть в деньгах, она каждый раз теряет детей. Тем не менее, было бы ошибкой считать, что Кураж жаждет лишь наживы. Она весьма колоритная личность, даже привлекательная в чем-то. Цинизм, характерный для ранних произведений Брехта, соединился в ней с духом неповиновения, прагматизм – со смекалкой и «куражом», торговый азарт – с силой материнской любви.

Главная ее ошибка состоит в «коммерческом» избавленном от моральных чувств подходе к войне. Маркитантка надеется прокормиться войной, а получается, что, по словам фельдфебеля, сама кормит войну своим «приплодом». Глубокий символический смысл содержит сцена ворожбы (первая картина), когда героиня, своими руками рисует на клочках пергамента черные кресты для собственных детей, а после перемешивает эти клочки в шлеме (еще один эффект «отчуждения»), шутливо сравнивая его с материнским чревом.

Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» — одно из самых важных достижений «эпического театра» Брехта . Мамаша Кураж выступает как символ искалеченной Германии. Однако, содержание пьесы выходит далеко за рамки немецкой истории ХХ в.: судьба мамаши Кураж и воплощенное в ее образе строгое предостережение касается не только немцев конца 30-х гг. – начала 40-х гг., но и всех кто смотрит на войну как на коммерцию.

Мамаша Кураж и ее дети (Перевод Б Заходера и Вс Розанова)

(Перевод Б.Заходера и Вс.Розанова)

Хроника времен Тридцатилетней войны

Швейцарец — ее младший сын.

Весна 1624 года. Военачальник Оксеншерна набирает в Даларне войско для похода на Польшу. У маркитантки Анны Фирлинг, известной под именем мамаши

Кураж, уводят в солдаты сына.

Тракт у городской заставы. Фельдфебель и вербовщик.

Вербовщик. Ну, где тут войско наберешь? Удавиться впору, ей-богу! Белено к двенадцатому представить четыре эскадрона полного состава. Самого командующего приказ! Да ведь народ здесь до того лукавый, что я сна лишился. Уж без разбора берешь — и припадочных, и с цыплячьей грудью. Подцепил одного такого — ну, кажется, все чин чином: подпоил его, он подписку дал, я за водку заплатил. а чую недоброе. До ветру выйдет, я и то за ним. Только отвернулся — хвать. Ушел мой рекрут, как вошь из- под ногтя! Ни чести, ни совести у людей не осталось, присяги не исполняют, бога не боятся! Я тут веру в человечество потерял!

Фельдфебель. Давно в этих краях войны не было, вот что я скажу. Оттого мораль в упадок пришла. Мир долго стоял — вот и распустились. Где ж порядку быть, коли войны нет? В мирные времена народ что бурьян растет. Человек ли, скотина ли — только даром хлеб жрет! Да добро бы один хлеб, а то на хлеб сыру, да сверху сала кус! Взять хоть этот городишко: сколько в нем строевых коней, сколько рекрутов, небось и не считали никогда. Был я в такой стороне, где лет семьдесят войны не бывало, там ни у кого и фамилии не оказалось. Никто не знал, кто он такой есть! А где война — шалишь! Там, брат, всему свое место! На все реестр: сапоги — на склад, зерно — в провиантскую, люди по порядку номеров, скотина — на бойню, и пошел! Война порядок любит.

Фельдфебель. Оно конечно, лиха беда начало. Пока война наладится попотеешь. Но уж зато потом все как по маслу пойдет. Сами будут бояться, как бы замирения не вышло. Это все одно как в карты: только сядь, а там уж тебя не оттащишь. Бросать боязно: расплачиваться неохота! А поначалу они, чудаки, войны боятся. Дело-то хорошее, а им, видишь, в диковинку!

Вербовщик. Фельдфебель, глянь, фургон! Две бабы. а двое, никак, парни! Ты заговори старухе зубы, пока я с парнем займусь. Уж если сейчас не выйдет, я греться пойду, чего зря мерзнуть на ветру!

Читайте также:  Анализ 8 главы отец и дети

Слышатся звуки губной гармоники. Появляется фургон, его тащат два молодых

парня, в фургоне — мамаша Кураж и ее немая дочь Катрин.

Мамаша Кураж. Доброго здоровья, господин фельдфебель.

Фельдфебель (загораживает дорогу). Здорово, здорово! Вы что за народ?

Мамаша Кураж. Народ торговый. (Поет.)

Эй, командир, дай знак привала,

Вот мой фургон. Пусть для начала

И вшей кормить под гул орудий,

И жить, и превращаться в прах

Вставайте! Всем пора в поход,

Когда поест, попьет военный,

Ему не страшен злейший враг.

Какой дурак в огне геенны

Спят мертвецы в могильной мгле.

Вставайте! Всем пора в поход,

Фельдфебель. Стой, стой, обозные! Какого полка?

Старший сын. Второго финского.

Фельдфебель. Покажи бумаги!

Младший сын. Да это ж мамаша Кураж!

Фельдфебель. Ничего не знаю! Какой там еще кураж?

Мамаша Кураж. Вам ли не знать, господин фельдфебель? Та самая мамаша Кураж, что прямо под ядрами нашим на позиции хлеб привезла. Под Ригой. Не слыхали разве? Поневоле будет кураж, как свое добро пропадает. Ведь пятьдесят хлебов в фургоне было, и все уже плесенью взялись!

Фельдфебель. Ты мне зубы не заговаривай, давай бумаги!

Мамаша Кураж (пошарив в жестяной банке, достает кучу бумаг и слезает с козел). Бумаги? Все тут, глядите! Целая Библия: это. — как огурцы солить, а это — ландкарта Моравии; даст бог, побываем там, а то на черта ее и возить. А тут, погляди, даже печать приложена, что у моей кобылы ящура нет. Одно горе — и самой кобылы давно в помине нет. Верных пятнадцать гульденов стоила животина, славу богу, хоть даром досталась. Бумаг хватает!

Фельфебель. Ты хвостом-то не верти, не на такого напала! Предъяви патент!

Мамаша Кураж. Я с вами как с порядочным, а вы мне — «хвостом не верти»! Это при детях! Охальник

– выдающийся драматург 20 века. Он писал самостоятельные произведения, которые впоследствии получали воплощение на театральных подмостках. Практик и теоретик, Брехт разрабатывал идею, центром которой оказался эпический театр. По мнению драматурга, театр должен вещать, а не визуализировать, взывать к разуму, а не к человеческим чувствам. Этот посыл он отобразил в пьесах, ставших классикой мировой драматургии: «Добрый человек из Сезуана», «Ваал», «Господин Пунтила и его слуга», «Визит старой дамы».

Режиссеру Брехту принадлежит идея «эффекта отчуждения», предполагающего создание стены между зрителем и актером, который в ходе действия становится сценическим персонажем. Автор теории предлагал предъявлять публике неожиданные типажи и описывать непредсказуемые события, провоцируя интеллектуальную работу, появление собственной позиции и способности к аналитическому восприятию. Он противопоставлял это классическому состраданию, возникновение которого у зрителя, по мнению классиков, является главной целью показа спектакля. Книга «Теория эпического театра» описывает идеи Брехта на этот счет.

Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» написана Брехтом в 1939 году, на пороге Второй Мировой войны. Премьера спектакля состоялась в 1941 году в Цюрихе. Затем постановка была организована автором литературной основы на сцене созданного им «Берлинер Ансамбля». Принципы эпического театра, провозглашаемые в качестве альтернативы классике, были воссозданы в спектакле. Реформатор и революционер, Брехт воспринимал театральное искусство как путь к формированию классового сознания.

Пьеса «Мамаша Кураж» описывала события периода Тридцатилетней войны, случившейся в 17 веке. Драматург использовал известные события для создания сюжета, чтобы предостеречь зрителя от повторения кровопролитных побоищ. Считая, что молчание и лояльность в отношении политики современной власти – удел «маленького» человека, Брехт пропагандировал стоическую гражданскую позицию, призывая забыть о равнодушии, чтобы пресечь социальные катастрофы.

Главным действующим лицом пьесы стала женщина по имени Анна Фирлинг. Маркитантка носила прозвище «мамаша Кураж» и путешествовала по военным тропам в фургоне, полном товаров первой необходимости. Компанию ей составляли дети: два сына и немая дочь. Брехт преподнес женский образ в неожиданном ключе. Анна выступала зажиточной персоной, пытающейся получить выгоду в военное время. Для нее не важны были людские страдания, голод и нищета. Все, о чем она заботилась, – возможность нажиться.

Сцена из пьесы «Мамаша Кураж»

Сюжет пьесы затрагивает долгие 12 лет, в течение которых жизнь главной героини бесповоротно изменилась. Война забрала детей, она постарела, изменилась внешне, но не потеряла былого энтузиазма. Прославляя войну за то, что та дает ей кусок хлеба, мамаша Кураж без посторонней помощи катит свой фургон с товарами.

Брехт уделил внимание тщательной проработке образа главной героини. Положительные женские образы, освещенные материнством и радостью жизни, несовместимы с коммерческой жилкой, особенно цинично выглядящей в военное время. Главная героиня обсуждалась критиками и искусствоведами, как новое явление в немецкой литературе и драматургии. Посредством этого персонажа Брехт хотел донести до зрителя идею о прозрении, оставляя судьбу героини в ее собственных руках.

Критики упрекали драматурга за создание двусмысленного образа, выстроенного на пессимистических мотивах. Пытающаяся выжить за счет войны, мамаша Кураж приносит ей в жертву детей.

«Мамаша Кураж и ее дети» – произведение, ставшее примером классической современной драматургии. Зачастую ее ставят режиссеры, пропагандирующие революционную политику, не боящиеся бросить вызов публике и театральным канонам. Самой знаменитой исполнительницей главной женской роли в спектаклях по литературной основе была Елена Вайгель, супруга Бертольта Брехта. Пьеса была востребована в России в послевоенный период и часто появлялась в театральном репертуаре в советское время.

Впервые в Москве на постановку по произведению Брехта решился Николай Охлопков, трудившийся в Московском театре имени . В 1960 году состоялась премьера спектакля, главную роль в котором исполнила Юдифь Глизер. Спектакль называли грубым и мрачным, что совпадало с поэтикой произведений немецкого драматурга.

Большинство постановок по пьесе не было наполнено духом, свойственным автору. В них было мало откровения, вызова и обличающего настроя. Выдающейся стала работа в московском Театре Сатиры, где в образе мамаши Кураж выступила .

Современные режиссеры часто обращаются к творчеству Брехта. Среди знаменитых постановщиков, работавших над воплощением на пьесы, которая стала ярким примером эпического театра Брехта: Александр Морфов, Юрий Бутусов и Валерий Фокин.

Действие в произведении разворачивается во время Тридцатилетней войны, в ходе которой Германия долго терпела унижения, приведшие к национальной катастрофе. В 1642 году было собрано войско, которое отправили с атакой на Польшу. Вербовщики, с которыми публику знакомит автор, представляют зрителям главных героев. Мамаша Кураж вместе с детьми скитается по дорогам, продавая нехитрый скарб. Один из новых знакомых уговаривает сына примкнуть к армии, и парень по имени Эйлиф покидает фургон маркитантки.

Встреча парня с семьей происходит спустя два года. Сын мамаши Кураж возмужал и гордится военными заслугами, которые сопровождались кровопролитием и агрессией. Спустя три года второй сын мамаши Кураж становится казначеем в Финском полку, а она неплохо устроилась при нем. В одну из атак католиков, наступающих на землю, где стоял полк, лютеранка Кураж оказывается в своем фургоне, защищая полковую казну от врага.

Ее второго сына Швейцеркаса берут в плен католики. Спасая ребенка, Кураж готова пожертвовать полковой казной, но та безвозвратно утрачена: солдат выбросил ее в ручей, когда заметил начинавшуюся погоню. Швейцеркаса казнят, а Кураж вновь отправляется в странствие по Европе. Спустя еще пару лет под Лютценом убили шведского короля, и на некоторое время вокруг воцарилось перемирие. Несмотря на то, что дела пошли на спад, Кураж рада, что не потеряла других детей.

Мир приносит ее семье беды не меньшие, чем война. Старый проступок сына Эйлифа в спокойные дни посчитали преступлением, и недавний подвиг привел к расстрелу. Вновь начинается война. Кураж, в неведении о смерти второго сына, продолжает путешествие в старом походном фургоне.

Сцена из спектакля «Мамаша Кураж и ее Дети»

Спустя 16 лет война исчерпала все финансовые и человеческие ресурсы. Кураж и повар, ее спутник, бедствуют. Внезапно сожителю мамаши Кураж приходит письмо о том, что у него появилось небольшое наследство в виде трактира. Герой зовет женщину с собой, но с условием, что та оставит дочь. Кураж отказывается и вместе с дочерью Катрин путешествует по Германии в войсковой повозке. На одной из остановок Катрин, подслушав план врагов, неосторожно поднимает панику, и ее убивают. Мамаша Кураж вновь пускается в дорогу.

«И вшей кормить под гул орудий,

«Полковой священник (с неудовольствием снимает куртку, готовясь колоть дрова):

— Я, собственно, наставник душ, а не дровосек.

— Души у меня нет. А вот дрова мне нужны».

«Не подходите ко мне с топором. Это были бы уж слишком близкие отношения».

Основное действие произведения разворачивается в период тридцатилетней войны. Войны, которая стала национальной трагедией для Германии, войны без победителей.

Весной 1624 года главнокомандующий шведской армии Аксель Оксеншерн решает совершить поход в Польщу, для чего начинает вербовку солдат в свое войско. Набор проходил очень вяло. В один из дней, Вербовщик и Фельдфебель встретили на дороге фургон Анны Фирлинг. Прозвище у нее было Мамаша Кураж. Она ездила по воюющей Европе со своими сыновьями Эйлифом и Швейцеркасом, дочкой Катрин, которая была немой, промышляя торговлей. И пока Фельдфебель разговаривал с Мамашей Кураж, Вербовщик заманил Эйлифа на службу в войско.

Через два года Мамашу Кураж и Эйлиф встретились в Польще в лагере шведского главнокомандующего. Эйлиф был горд собой, ведь совсем недавно совершил подвиг: убил четырех крестьян и забрал их скот.

Через еще три года Швейцеркас был назначен на должность казначея Финского полка. К этому полку прибилась и Мамаша Кураж со своей торговой повозкой. Дела у Фирлинг идут просто замечательно, торговля процветает.

В это время католики пошли в наступление, и армии лютеран пришлось в спешке отступать. Как оказалось, Швейцеркас не успел отойти с основными войсками, и чтобы спрятать полковую казну пришел к матери. Казну поместили в торговый фургон.

Швейцеркаса мучит совесть, ведь из-за него солдаты не получат жалование. Он решает пробираться к своему полку вместе с казной. Но по дороге его схватывают католики, которые уже давно охотятся за казначеем Финского полка. Мамаша Кураж хочет спасти сына от смертной казни и решает заложить свою торговую палатку. Кураж получает у бывшей проститутки Иветты в залог палатки 200 гульденом. Покрыть долг и выкупить торговую палатку Фирлинг рассчитывала в счет полковой казны, но узнав, что Швейцеркас выбросил золотые, и что выкупить палатку будет не за что, начинает торговаться за освобождение сына за 120 гульденов. За 80 гульденов она рассчитывала возобновить свою торговлю. В конечном итоге, Швейцеркаса все же казнили.

Через несколько лет Мамаша Кураж объездила почти всю Европу. Война продолжалась, а значит, торговля тоже процветала. В битве под Лютценом был убит король Швеции Густав Адольф. На этом фоне, воюющие стороны решили подписать мирное соглашение. Для Мамаши Кураж – это полный крах, теперь ей не с кем торговать. Единственной радостью для нее стала мысль о том, что теперь Эйлифа не убьют на войне. В то время, когда Кураж пыталась продать остатки своего товара, Эйлифа казнят за аналогичный военный «подвиг». Он, как и тогда ограбил крестьян, при этом зарезав хозяйку. Единственным отличаем стало то, что свое деяние Эйлиф повторил в мирное время.

Кураж не знает о случившемся, до нее доносится новая весть – война снова возобновилась, а значит нужно наполнять повозку и отправляться в дорогу. С собой она берет полкового повара.

Со временем им приелось постоянно быть в дороге, да и война уже шла шестнадцать лет, истощив всех и вся. Торговли не было, люди не могли заплатить за товар.

В один из дней повар узнает, что ему в наследство от матери, которая умерла от холеры, остался не большой трактир. Он зовет Фирлинг с собой. Единственное условие – оставить Катрину. Кураж не соглашается на это.

Еще два года мать и дочь странствуют по городам Германии. Однажды ночью Картин услышала, как католики выпытывают у крестьян дорогу, чтобы напасть на войско протестантов. Девушка ценой собственной жизни подняла тревогу, чем спасла жителей городка Галле. Мамаша Кураж оплакав свое дитя, опять собирает фургон и отправляется налаживать торговлю.

Германия вступает в разрушительную Тридцатилетнюю войну. Конфликт тянется так долго, что многие уже не помнят о мирном времени. Мамаша Кураж — так зовет себя баварка Анна Фирлинг. Следуя за солдатскими обозами, маркитантка прижила троих детей от разных отцов. Она гордится своей преданностью войску и тем, что никогда не оставляла своего обоза, даже под канонадой орудий.

Ее сыновья Эйлиф и Швейцеркас — рослые дюжие парни, которым как раз поспел срок идти в солдаты. Их присматривает вербовщик, который набирает войско для похода на Польшу. Мамаша Кураж пытается вырвать старшего из когтей чиновника, пророчит сыну несчастья и скорую гибель, но его уводят, не обращая внимания на ее протесты.

В 1626, два года спустя, Эйлиф возвращается к матери как герой: он зарубил четырех крестьян, пока отбивал у них скот для войска. Священник полка благословляет солдата за его храбрость.

Швейцеркас становится в Финском полку казначеем. Мамаша Кураж и ее немая дочь Катрин присоединяются к жизни этого подразделения. Внезапно начинается атака противника, солдаты отступают, а обоз мамаши Кураж остается в руках неприятеля. Они ловят Швейцеркаса и требуют, чтобы он отдал полковую казну, но тот отказывается. Пытаясь спасти сына, Кураж хочет взять денег взаймы под залог своего фургона, а потом возместить сумму из казны, но оказывается, что Швейцеркас выбросил ларец с казной. Пока идут торги за жизнь казначея, его расстреливают.

Спустя несколько лет война подходит к концу. Для мамаши Кураж начинаются не самые удачные времена, она теряет свою работу. Но мысль о том, что теперь она увидит своего старшего сына, греет сердце женщины. В большом городе она уходит на базар, чтобы сбыть остатки товара, в это время к ее фургону подводят Эйлифа. Он совершил свой «подвиг» опять — прирезал хозяйку, чтобы забрать ее добро, но в мирное время за такой поступок полагается смертная казнь. Ничего не подозревающая Кураж возвращается с вестью о том, что война объявлена опять. Она снова может промышлять своим дело. Сына она не застает.

К 1634 году бродячая жизнь утомляет всех. Повар, путешествовавший в фургоне с мамашей Кураж, зовет ее с собой держать маленький трактир в сельской местности. Недавно скончалась его мать, оставив заведение ему. Однако на немую Катрин приглашение не распространяется, и Кураж отказывается.

Через два года Катрин погибает. Она поднимает ночью тревогу, чтобы спасти мирных поселян от насилия войск. Ее расстреливают, когда она бьет в барабан. Похоронив дочь, мамаша Кураж снова отправляется в путь.

В образе мамаши Кураж Бертольт Брехт отобразил образ самой великой Германии, которая ведет уничтожительные войны, разоряя себя и всех вокруг, не вынося никаких уроков из прошлых трагедий.

Данное произведение Шмелева можно назвать автобиографичным. В нем автор повествует читателям о том, каким образом взял свое начало его дар писателя. Причем вся эта информация представляется совершенно ненавязчиво в форме рассказа

Краткое содержание Чуковский Мойдодыр (сказка)

Действие сказки происходит в Петербурге. Правда точного указания на город нет, но есть упоминание Садовой, Сенной, Таврического сада и реки Мойки. Рассказчиком является мальчик — грязнуля

Краткое содержание Бедные люди Достоевского

Этот роман Федора Михайловича состоит из писем двух его главных героев – Варвары Доброселовой и Макара Девушкина. Они доводятся друг другу дальними родственникам

Краткое содержание Островский Таланты и поклонники

Саша Негина – девушка молодая и очень красивая. Вообще, по профессии она является актрисой. Ей отлично удается играть разные роли, и на сцене она прекрасно держится. Ее считают хорошей актрисой, так как она справляется со всеми поставленными целями.

Краткое содержание Коллеги Аксенов

Три товарища только закончили медицинский институт в Ленинграде. Друзья были дружны, несмотря на разный темперамент и характер. Алексей Максимов – ироничный, резкий и ранимый

источник