Меню Рубрики

Анализ игры детей в младшей группе

Наталья Кнурова
Самоанализ сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кантемировский детский сад №1

Кантемировского муниципального района

Самоанализ сюжетно-ролевой игры: «Лесная больница»

(2младшая группа №1)

Самоанализ сюжетно-ролевой игры: «Лесная больница»

Тема сюжетно-ролевой игры: «Больница»

Вашему вниманию была представлена сюжетно-ролевая игра «Лесная больниц», участниками которой были дети 2 младшей группы №1, в количестве 8 человек.

В процессе игры решались такие цели и задачи.

Цель: развитие коммуникативных умений у детей младшего возраста, средствами сюжетно – ролевой игры.

Образовательная: формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и правильно называть их.

Развивающая: развить интерес к сюжетно — ролевой игре, обогатить словарный запас детей, способствовать возникновению ролевого диалога.

Воспитательная: воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость; воспитывать чувство ответственности за выбранную роль.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая.

Предварительная работа: беседа с медсестрой, чтение художественной литературы К. Чуковский «Ай болит», рассматривание сюжетных иллюстраций.

Оборудование: сорока; игрушки: мишка, зайка, кошка, лиса, волк, и др. ; шапочки, халаты детские; комплекты игры «Доктор»: градусники, шприцы, бинты, вата, фонендоскоп.

В ходе сюжетно — ролевой игры приоритетными являлись задачи, связанные с социально-коммуникативным развитием. Также в игре были задействованы такие образовательные области как познавательное и речевое развитие.

-игровая (сюжетно-ролевая игра);

-коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие со

взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения).

В игровой деятельности были использованы следующие методы: словесные (беседа, словесно-дидактическое упражнение); практические (игра). Приемы – создание игровой ситуации, вопросы, сюрпризный момент, показ образца действия).

Игровую ситуацию я построила следующим образом.

В организационном моменте поставила перед детьми проблемную ситуацию, (сорока сообщила о том, что все звери заболели, нужно им помочь.) и с помощью д/и «Собери сундучок для Айболита» я подвела детей к развитию сюжета игры. Сюжет в игре — это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Я попыталась создать такой сюжет, чтобы играя, ребенок посмотрел на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти.

Для игры я выбрала простой сюжет, где в главной роли выступаю сама я, далее даю возможность детям самостоятельно играть, а сама наблюдаю со стороны, помогаю, подсказываю. Так я формировала у детей начальные навыки ролевого поведения. Ведь в этом возрасте дети не могут ещё сами быть инициаторами игры. Воспитатель должен руководить процессом игры, что я и сделала в сюжетно – ролевой игре.

Игра – это путь познания окружающего мира, отражение ребенком мира взрослых. В сюжетно-ролевой игре дети играют роль взрослого. Считаю, что у детей был устойчивый интерес к игре благодаря созданным условиям, предварительным беседам, подготовке атрибутов совместными усилиями детей, воспитателя и родителей.

О познавательной активности моих детей можно сказать следующее: дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими, где-то и стеснение. Дети показали хорошие знания по данной теме.

Особое внимание при подготовке к сюжетно-ролевой игре уделила предметно-развивающей среде. Для игры выбрала определённое место-уголок, где весь сюжет игры и проходил. Оборудование, которое я использовала в игре, соответствует эстетическим требованиям. Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении.

Я как воспитатель порой испытывала затруднения в руководстве процессом игры. Но все же старалась формировать у детей умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов; использовать разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей.

В целом, психологический климат сюжетно-ролевой игры положительный. Дети были активны, эмоциональны. Я думаю, что с поставленными целями и задачами и дети и я как воспитатель справилась.

Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Больница» во второй младшей группе Фотоотчёт сюжетно-ролевой игры «Больница» во второй младшей группе Любовь Майорова Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую.

Конспект сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «Больница для игрушек» Программное содержание: Образовательные задачи: — учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников, помогать играть рядом,.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница для игрушек» во второй младшей группе Задачи : 1) познакомить детей с работой больницы, формировать у детей представления о профессии врача и медицинской сестры, развивать интерес.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» в подготовительной группе Программное содержание: Образовательные: 1. Расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры. Прививать детям чувство.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» в подготовительной группе Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница». в подготовительной группе. Воспитатель: Храмкова Анжелика Александровна высшая квалификационная.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» в средней группе Задачи: Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» во второй младшей группе Цель: формирование игровых умений, создание условий для сюжетно-ролевой игры. Задачи: 1. Формировать умение принимать на себя игровую роль.

Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Больница» «Больница» ЗАДАЧИ: Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время.

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Больница» Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» Автор: Гулова Наиля Сабировна, младший воспитатель МБДОУ «ДС № 6 «Теремок» г. Мамадыш» Описание.

Конспект организации сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «Больница» Сюжетно-ролевая игра Во 2 младшей группе «Больница» Задачи: 2 МЛАДШАЯ Формировать умения: 1. Принимать на себя роль и обозначать ее для.

источник

Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности.

При анализе игры ответить на вопросы: по чьей инициативе возникла игра?

Планировали ли дети заранее её ход? Сколько детей участвовало в игре? Какие роли и как распределялись? Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями? Чему отдавали предпочтение во время игры (действия с предметами или взаимоотношения между людьми)? Какие новые игровые ситуации придуманы в ходе игры? Сколько времени она продолжалась? Связанна ли данная игра с другими играми? Как окончилась игра (организованно или неожиданно)? Обсуждали ли дети ход игры после её окончания? Самостоятельны ли в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? Соответствует ли игра возрасту детей? Каков уровень развития их игровой деятельности? Как вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

Анализ записей сюжетно-ролевой игры: оценка сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений.

Игровые взаимоотношения возникают в ходе исполнения ролей (мама заботится о дочке, врач дает указания медсестре, командир отдает приказ солдатам, и они подчиняются ему и т.п.)

Реальные связаны с организацией игры, по ним определяются дети-лидеры, организаторы игры. Они договариваются о начале игры, распределяют роли, принимают или не принимают других в игру, оценивают выполнение установленных ими правил, исключают из игры детей за нарушение правил и др. Дети-лидеры, как правило, выбирают главную роль, как бы руководят игрой.

Анализируется, сколько детей участвовало в игре в начале, сколько включилось по её ходу, кто решал вопрос о приеме в игру, выходили ли дети из игры и если да, то почему, возникали ли конфликты в процессе распределения ролей, кем и как они устранялись, кто был лидером в игре, оставались ли пассивными дети, которые полностью подчинялись воле других, возникали ли конфликты в ходе игры, из-за чего, кем и как устранялись, как спланировать работу воспитателя по формированию взаимоотношений в игре.

Возможные варианты развития игры:

  • введение новых ролей,
  • игровых действий,
  • ситуаций,
  • оборудования.

Анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми.

  1. Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр;
  2. Какое время отведено им в режиме дня;
  3. Есть ли специальное место для игр в группе и на участке;
  4. Как оборудованы игры;
  5. Руководит ли ими воспитатель;
  6. По чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция);
  7. Способствовал ли взрослый развитию игры, каким образом;
  8. Предлагал ли новые роли, игровые действия, ситуации;
  9. Расширял ли знания детей для развития игры;
  10. Вносил ли дополнительное оборудование, изготовлял ли его вместе с детьми;
  11. Способствовал ли формированию коллективистических взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты);
  12. Способствовал ли взрослый укреплению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным поступкам действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами);
  13. Принимал ли сам воспитатель участие в игре;
  14. Помогал ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой;
  15. Как оцениваете руководство воспитателя данной игрой;
  16. На основании чего делаете такой вывод;
  17. Как бы вы руководили игрой.

Можно развивать следующие стороны игровой деятельности:

  • Разнообразие ролей и игровых ситуаций;
  • Увеличение продолжительности игры;
  • Степень охвата детей.

Можно внести следующие изменения в содержание игр:

  • Введение другой тематики;
  • Отражение в игре положительных явлений и положительных взаимоотношений между персонажами игры.

Можно внести следующие изменения в организацию игровой деятельности:

  • Привлечение детей к предварительному совместному планированию игры;
  • Привлечение к продуманному отбору игрового оборудования, изготовлению его ими самими;
  • Умение организованно распределять роли, заканчивать игру и переходить к следующему виду деятельности, заранее обсудив дальнейшее течение игры и подведя итоги.

Схема анализа сюжетно-ролевой игры.

1.Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1. Как возникает замысел игры? (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.)

2. Обсуждает ли ребенок с партнерами замысел игры, учитывает ли их точку зрения?

3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребенок перспективу игры?

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры? Насколько часто наблюдаются импровизации в игре?

5. Умеет ли ребенок сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям?

2. Замысел игры.

1. Что составляет основное содержание игры? (Действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми.)

2. Насколько разнообразно содержание игры? Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием? Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?

3. Сюжет игры.

1. Насколько разнообразны сюжеты игр? (Указать их название и количество.)

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. следует ли ребенок одному сюжету?

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет?

4. Насколько развернут сюжет? Представляет ли он собой цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет?

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры?

6. Каковы источники сюжетов игры? (Кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т. д.)

4. Исполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1. Обозначает ли исполняемую роль словом? Когда это делает? (До или во время игры.)

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнерами по игре? (Ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика.)

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога?

4. Передает ли и как передает характерные особенности персонажа?

5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей? Какие роли чаще исполняет – главные или второстепенные? Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли?

6. Что предпочитает – играть один или входить в игровое объединение? (Дать характеристику объединения: численность играющих, устойчивость и характер взаимоотношений.)

7. Есть ли у ребенка любимые роли? Сколько ролей он может исполнять в разных играх?

5. Игровые действия и игровые предметы.

1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие? По какому принципу выбирает и преобразует их для использования в игре?

2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям? Насколько легко это делает?

3. Кто – сам ребенок или взрослый – является инициатором выбора предмета-заместителя? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру?

4. Использует ли в игре образные игрушки? Как часто? Есть ли любимые игрушки?

5. Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию? Понимает ли ее условность? Играет ли с воображаемыми предметами?

6. Игровые правила.

1. Выполняет ли функцию регулятора игры? Осознает ли правило?

2. Как соотносит выполнение правила со взятой на себя ролью?

3. следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре?

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?

7.Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре?

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом?

3. Какими средствами достигается реализация замысла?

8.Особенности конфликтов в игре.

1. По поводу чего чаще возникают конфликты? (Распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

2. Каковы способы разрешения конфликтов?

9. Игровая среда.

1. готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры?

Читайте также:  Анализ воспитателем о адаптации детей

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка)? Как?

10. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры? По поводу чего? Как часто?

2. Предлагает ли принять взрослого в игру?

11. Специфика игр детей в конкретной возрастной группе..

1. Умеют ли дети найти себе игру, занятие без помощи взрослого?

2. Характер детских игр (одиночные, игры рядом), их содержание.

3. Взаимоотношения между играющими: умеют ли пользоваться общими игрушками? Охотно ли принимают сверстников в игру? Есть ли дети, которые ведут себя агрессивно (ссорятся, отнимают игрушки, разрушают постройки)? Причины такого поведения

4. Умеют ли дети пользоваться игрушками? Убирают ли их после игры на место?

Руководство воспитателя играми детей. Анализ.

Предлагает ли воспитатель сюжеты детских игр? В какой форме? Как предлагает развернуть и продолжить начатую игру? Имеет ли место совместная игра воспитателя с детьми? Какую роль при этом играет воспитатель? Методы и приемы педагога по формированию правильных взаимоотношений детей.

Самостоятельны ли дети в выборе игрушек? партнера? Умеют ли спокойно, сосредоточенно играть? Характер взаимоотношений детей во время игры. Как часто обращаются к воспитателю? По какому поводу?

Методы и приемы для формирования игровой деятельности детей. Использует ли воспитатель поведение детей в игре? Какие методы и приемы использует для формирования положительных взаимоотношений детей в игре?

Сюжеты детских игр, их содержание. В какие игры дети играют самостоятельно7 Уровень самостоятельности детей в играх (умеют ли выбирать тему игры, организовать обстановку, сговариваться). Играют ли совместно? На чем основано объединение в совместных играх? Характер общения между детьми. Причины такого общения. Есть ли неиграющие дети?

В чем суть деятельности воспитателя по формированию у детей умения играть? Какие методы и приемы использует при руководстве детскими самодеятельными группами? (Советы по выбору игровых партнеров; помощь в создании игровой обстановки, в распределении ролей, составлении плана сюжета). Как воспитатель управляет детскими взаимоотношениями в игре? (Видит возникающие разногласия, всегда ли правильно разрешает их.) Приемы включения в игру робких и застенчивых детей. Как педагог помогает им преодолеть нерешительность?

Количество играющих подгрупп. По чьей инициативе возникли игры в подгруппах? Тематика и содержание игр. Устойчивость и взаимоотношения различных играющих группировок (по содержанию игр). Что объединяет детей в группировках? (Интерес к игрушке, деятельности.) Имеют ли место одиночные игры? Их вид, тема, содержание. Уровень проявления самодеятельности детей в играх (знание правил, умение организовать обстановку для игры, распределять и исполнять роли, подчиняться правилам, согласовывать свои действия друг с другом, разрешать конфликты). Возникают ли конфликты и по какому поводу? (При определении темы игры, ролей, при использовании игрушек, выполнении правил игры и т.д.) Какие способы дети используют чаще для разрешения конфликтов? (Стараются изменить тему игры, переходя к другой игре или другому виду деятельности, вводят правила, очередность, подчинение меньшинства большинству, дерутся, жалуются и т.д.)

Подготовительная к школе группа.

Принимает ли воспитатель непосредственное участие в играх детей? Необходимость его участия в этих играх. Характер руководства воспитателем играми детей. Учитываются ли индивидуальные особенности детей при руководстве играми7

Тематика и содержание игр. Численность детских самодеятельных игровых группировок в сюжетно-ролевых играх, играх с правилами (подвижные, дидактические, настольно-печатные). Самоорганизация детей (умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание деятельности, распределять роли, подбирать нужный для игры материал). Соответствуют ли игровые приемы программе воспитания в детском саду? Характер реальных взаимоотношений детей в игре.

Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности.

При анализе игры ответить на вопросы: по чьей инициативе возникла игра?

Планировали ли дети заранее её ход? Сколько детей участвовало в игре? Какие роли и как распределялись? Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями? Чему отдавали предпочтение во время игры ( действия с предметами или взаимоотношения между людьми )? Какие новые игровые ситуации придуманы в ходе игры? Сколько времени она продолжалась? Связанна ли данная игра с другими играми? Как окончилась игра (организованно или неожиданно)? Обсуждали ли дети ход игры после её окончания? Самостоятельны ли в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? Соответствует ли игра возрасту детей? Каков уровень развития их игровой деятельности? Как вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

Анализ записей сюжетно-ролевой игры: оценка сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений.

Игровые взаимоотношения возникают в ходе исполнения ролей (мама заботится о дочке, врач дает указания медсестре, командир отдает приказ солдатам, и они подчиняются ему и т.п.)

Реальные связаны с организацией игры, по ним определяются дети-лидеры, организаторы игры. Они договариваются о начале игры, распределяют роли, принимают или не принимают других в игру, оценивают выполнение установленных ими правил, исключают из игры детей за нарушение правил и др. Дети-лидеры, как правило, выбирают главную роль, как бы руководят игрой.

Анализируется, сколько детей участвовало в игре в начале, сколько включилось по её ходу, кто решал вопрос о приеме в игру, выходили ли дети из игры и если да, то почему, возникали ли конфликты в процессе распределения ролей, кем и как они устранялись, кто был лидером в игре, оставались ли пассивными дети, которые полностью подчинялись воле других, возникали ли конфликты в ходе игры, из-за чего, кем и как устранялись, как спланировать работу воспитателя по формированию взаимоотношений в игре.

Возможные варианты развития игры:

  • введение новых ролей,
  • игровых действий,
  • ситуаций,
  • оборудования.

Анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми.

  1. Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр;
  2. Какое время отведено им в режиме дня;
  3. Есть ли специальное место для игр в группе и на участке;
  4. Как оборудованы игры;
  5. Руководит ли ими воспитатель;
  6. По чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция );
  7. Способствовал ли взрослый развитию игры, каким образом;
  8. Предлагал ли новые роли, игровые действия, ситуации;
  9. Расширял ли знания детей для развития игры;
  10. Вносил ли дополнительное оборудование, изготовлял ли его вместе с детьми;
  11. Способствовал ли формированию коллективистических взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты );
  12. Способствовал ли взрослый укреплению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным поступкам действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами);
  13. Принимал ли сам воспитатель участие в игре;
  14. Помогал ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой;
  15. Как оцениваете руководство воспитателя данной игрой;
  16. На основании чего делаете такой вывод;
  17. Как бы вы руководили игрой.

Можно развивать следующие стороны игровой деятельности:

  • Разнообразие ролей и игровых ситуаций;
  • Увеличение продолжительности игры;
  • Степень охвата детей.

Можно внести следующие изменения в содержание игр:

  • Введение другой тематики;
  • Отражение в игре положительных явлений и положительных взаимоотношений между персонажами игры.

Можно внести следующие изменения в организацию игровой деятельности:

  • Привлечение детей к предварительному совместному планированию игры;
  • Привлечение к продуманному отбору игрового оборудования, изготовлению его ими самими;
  • Умение организованно распределять роли, заканчивать игру и переходить к следующему виду деятельности, заранее обсудив дальнейшее течение игры и подведя итоги.

Схема анализа сюжетно-ролевой игры.

1 . Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1. Как возникает замысел игры? ( определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д .)

2. Обсуждает ли ребенок с партнерами замысел игры, учитывает ли их точку зрения?

3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребенок перспективу игры?

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры? Насколько часто наблюдаются импровизации в игре?

5. Умеет ли ребенок сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям?

1. Что составляет основное содержание игры? ( Действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми. )

2. Насколько разнообразно содержание игры? Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием? Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?

1. Насколько разнообразны сюжеты игр? (Указать их название и количество.)

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. следует ли ребенок одному сюжету?

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет?

4. Насколько развернут сюжет? Представляет ли он собой цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет?

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры?

6. Каковы источники сюжетов игры? (Кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т. д.)

4. Исполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1. Обозначает ли исполняемую роль словом? Когда это делает? ( До или во время игры.)

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнерами по игре? (Ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика.)

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога?

4. Передает ли и как передает характерные особенности персонажа?

5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей? Какие роли чаще исполняет – главные или второстепенные? Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли?

6. Что предпочитает – играть один или входить в игровое объединение? (Дать характеристику объединения: численность играющих, устойчивость и характер взаимоотношений.)

7. Есть ли у ребенка любимые роли? Сколько ролей он может исполнять в разных играх?

5. Игровые действия и игровые предметы.

1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие? По какому принципу выбирает и преобразует их для использования в игре?

2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям? Насколько легко это делает?

3. Кто – сам ребенок или взрослый – является инициатором выбора предмета-заместителя? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру?

4. Использует ли в игре образные игрушки? Как часто? Есть ли любимые игрушки?

5. Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию? Понимает ли ее условность? Играет ли с воображаемыми предметами?

1. Выполняет ли функцию регулятора игры? Осознает ли правило?

2. Как соотносит выполнение правила со взятой на себя ролью?

3. следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре?

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?

7.Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре?

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом?

3. Какими средствами достигается реализация замысла?

8.Особенности конфликтов в игре.

1. По поводу чего чаще возникают конфликты? (Распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

2. Каковы способы разрешения конфликтов?

1. готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры?

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка)? Как?

10. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры? По поводу чего? Как часто?

2. Предлагает ли принять взрослого в игру?

11. Специфика игр детей в конкретной возрастной группе..

1. Умеют ли дети найти себе игру, занятие без помощи взрослого?

2. Характер детских игр (одиночные, игры рядом), их содержание.

3. Взаимоотношения между играющими: умеют ли пользоваться общими игрушками? Охотно ли принимают сверстников в игру? Есть ли дети, которые ведут себя агрессивно (ссорятся, отнимают игрушки, разрушают постройки)? Причины такого поведения

4. Умеют ли дети пользоваться игрушками? Убирают ли их после игры на место?

Руководство воспитателя играми детей. Анализ.

Предлагает ли воспитатель сюжеты детских игр? В какой форме? Как предлагает развернуть и продолжить начатую игру? Имеет ли место совместная игра воспитателя с детьми? Какую роль при этом играет воспитатель? Методы и приемы педагога по формированию правильных взаимоотношений детей.

Самостоятельны ли дети в выборе игрушек? партнера? Умеют ли спокойно, сосредоточенно играть? Характер взаимоотношений детей во время игры. Как часто обращаются к воспитателю? По какому поводу?

Методы и приемы для формирования игровой деятельности детей. Использует ли воспитатель поведение детей в игре? Какие методы и приемы использует для формирования положительных взаимоотношений детей в игре?

Сюжеты детских игр, их содержание. В какие игры дети играют самостоятельно7 Уровень самостоятельности детей в играх (умеют ли выбирать тему игры, организовать обстановку, сговариваться). Играют ли совместно? На чем основано объединение в совместных играх? Характер общения между детьми. Причины такого общения. Есть ли неиграющие дети?

В чем суть деятельности воспитателя по формированию у детей умения играть? Какие методы и приемы использует при руководстве детскими самодеятельными группами? (Советы по выбору игровых партнеров; помощь в создании игровой обстановки, в распределении ролей, составлении плана сюжета). Как воспитатель управляет детскими взаимоотношениями в игре? (Видит возникающие разногласия, всегда ли правильно разрешает их.) Приемы включения в игру робких и застенчивых детей. Как педагог помогает им преодолеть нерешительность?

Количество играющих подгрупп. По чьей инициативе возникли игры в подгруппах? Тематика и содержание игр. Устойчивость и взаимоотношения различных играющих группировок (по содержанию игр). Что объединяет детей в группировках? (Интерес к игрушке, деятельности .) Имеют ли место одиночные игры? Их вид, тема, содержание. Уровень проявления самодеятельности детей в играх (знание правил, умение организовать обстановку для игры, распределять и исполнять роли, подчиняться правилам, согласовывать свои действия друг с другом, разрешать конфликты). Возникают ли конфликты и по какому поводу? (При определении темы игры, ролей, при использовании игрушек, выполнении правил игры и т.д.) Какие способы дети используют чаще для разрешения конфликтов? (Стараются изменить тему игры, переходя к другой игре или другому виду деятельности, вводят правила, очередность, подчинение меньшинства большинству, дерутся, жалуются и т.д.)

Читайте также:  Анализ воспитания детей раннего возраста

Подготовительная к школе группа.

Принимает ли воспитатель непосредственное участие в играх детей? Необходимость его участия в этих играх. Характер руководства воспитателем играми детей. Учитываются ли индивидуальные особенности детей при руководстве играми7

Тематика и содержание игр. Численность детских самодеятельных игровых группировок в сюжетно-ролевых играх, играх с правилами (подвижные, дидактические, настольно-печатные). Самоорганизация детей (умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание деятельности, распределять роли, подбирать нужный для игры материал). Соответствуют ли игровые приемы программе воспитания в детском саду? Характер реальных взаимоотношений детей в игре.

источник

справка по итогам тематического контроля«Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп».
статья на тему

. Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.

В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре.

Справка по результатам тематического контроля.

Тема: «Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп»».

Цель: анализировать работу педагогического коллектива по усвоению инновационных направлений в содержании и практике руководства игровой деятельностью детей.

Возрастные группы: 1 младшая, 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная.

Отбор содержания контроля:

  • Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.
  • Анализ игровых умений детей.
  • Анализ самостоятельной игровой деятельности детей.
  • Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.
  • Анализ состояния игровой предметно-развивающей среды.

Сроки контроля : 15 – 20 ноября 2018 года.

Методы: анализ, наблюдение, выводы.

Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ с целью использования воспитателями новых подходов к организации сюжетно-ролевой игры.

В ходе контроля были выявлены следующие результаты.

В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше все зависит от взрослых: если он много играет с малышом его игры становятся все более сложными и интересными. Если же взрослый мало играет с ребенком развитие игровой деятельности обычно останавливается на одной из ранних стадий. Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.

В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатели меняют свое положение в игре: выполняют сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателями детской игры, в любое время способными прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету.

Так, например, в 1 младшей группе дети подражают увиденным действиям взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями, что соответствует возрасту детей. Дети играют в такие игры как «укачивание малыша», «вождение машины», «накладывание еды в тарелку». В играх этого возраста еще нет ролевого взаимодействия. Воспитатель 1 младшей группы Ачкасова Т.В., организуя игру «Накормим Катю», постепенно вовлекла детей в игру, предлагая им покормить Катю, поесть самим, помыть посуду. В ходе игры воспитатель показывает детям новые действия с игрушками. Дети самостоятельно играют в дидактические игры: соберем пирамидку, спрячем мышку.

Дети во 2 младшей группе уже освоили простые ролевые игры «дочки-матери», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине». Дети самостоятельно создают простую игровую ситуацию и берут на себя роли. Мальчики начали возить строительный материал, на этом игра могла бы закончиться, но воспитатель предложила построить из строительного материала «Зоопарк» с двумя отделениями для диких и домашних животных. В результате сюжетно-ролевая игра плавно перешла в дидактическую. Далее Валентина Николаевна берет на себя роль мамы и предлагает детям новые действия с предметами заместителями. Например, постирать белье. После двух ролевых взаимодействия «мама – дочка (сынок)»», воспитатель предложила принять основную роль мамы ребёнку, а сама приняла на себя роль члена семьи. Затем дети выполняли роль: и папы, и мамы, и дочки. Тем самым педагог учила детей принимать и обозначать разную игровую роль, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно продолжили играть в «Семью» самостоятельно, используя атрибуты и игрушки.

В средней группе дети играют в сюжетно-ролевые игры с четким прослеживающимся сюжетом. Начав игру, « семья» дети готовят обед, идут за продуктами в магазин и т.д. Дети самостоятельно распределяют роли и выстраивают сюжет. В этом возрасте дети учатся выстраивать деловые отношения, но не всегда все получается, поэтому воспитатель всегда готова прийти на помощь. Также дети в данной группе любят игры – драматизации.

Наблюдая за игрой в старшей группе необходимо отметить усложнение поставленных целей, ролевых взаимоотношений между партнёрами, включение большего количества ролей в игре. Воспитатель Бабанина Е.А. поставила цель провести игру «Магазин». Но для этого возраста можно было усложнить игру. Открыть ещё один отдел магазина и принять вторую роль продавца ещё одним ребёнком. При этом игра детей приняла бы более активный характер. Предложив основную роль продавца ребёнку, воспитатель не приняла и не обозначила для детей свою дополнительную роль покупателя. В результате так хорошо начавшаяся игра закончилась, не завершившись. Постепенно развернулась игра «Больница», в которой участвовали девочки. Замысел игры был интересен. Дети самостоятельно организовали игру, но игра не получила развития так как игровые действия были однообразными детям не хватило знаний.

Дети в группе самостоятельно умеют организовать игру. Играют дружно. Умеют договариваться, находят для себя свободное игровое пространство, не мешают друг другу. В играх используют предметы для ряжания. При наблюдении за игрой не была выражена роль воспитателя. Елена Ивановна участвовала как наблюдатель, никоим образом не влияя на процесс развития игры, поэтому действия детей и диалоги были однообразными.

Наблюдение за игровой деятельностью в подготовительной группе происходило на прогулке. Дети умеют самостоятельно организовывать, придумывать сюжет и играть. Но, несмотря на это воспитатель Соболева Л.А. постоянно контролирует процесс игры и ненавязчиво предлагает новую сюжетную линию. Например, девочки от нечего делать начали раскапывать снег и обнаружили под ним замерзшие следы. Лариса Валерьевна сказала им, «как будто» они археологи или палеонтологи и раскапывают следы первобытных животных. В результате к девочкам подключились мальчики, и все вместе сообща они откопали целую вереницу следов, а затем они сравнивали эти следы со своими следами.

Необходимо отметить заинтересованность воспитателей 1 младшей, 2 младшей и средне группах научить играть детей и самому научиться использовать новые подходы к организации сюжетно-ролевой игры. Воспитатели используют художественное слово в игре, музыку.

Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы. Тематика игр разнообразная, при планировании учитывается интерес детей, но не отражено появление в окружающей жизни новых понятий: супермаркет, президент и т.д. При анализе планов работы за октябрь 2018 года было отмечено незначительное усложнение задач, мало использовалось новых методов и приёмов.

В каждой группе создана предметно-развивающая среда для организации свободной игровой деятельности детей. Воспитатели систематически обновляют атрибуты для игры, используя при этом как готовые предметы, купленные в магазине, так и сделанные своими руками из бросового материала. В группах детского сада слабо прослеживается система работы с родителями по организации игры.

Таким образом, следует сделать выводы: сюжетно-ролевая игра в детском саду организуется, дети владеют навыками игры. Воспитатели в системе планируют игровую деятельность, пополняют предметно-развивающую среду, изучают методическую литературу по организации игры, участвуют в семинарах-практикумах, повышают свое мастерство в вопросах организации сюжетно-ролевой игры.

  1. Воспитателям систематизировать планирование сюжетно-ролевых игр с постепенным усложнением задач, использование методов и приёмов и планирование необходимых для игр атрибутов.
  2. Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.
  3. Составить картотеки сюжетно-ролевых игр в группах в срок до 1 сентября 2019 года.

источник

Название игры: «Хитрая лиса»Анализ проведения подвижной игры.

Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников.

Анализ проведения подвижной игры.

Количество детей: 25 детей.

Название игры: «Хитрая лиса»

Воспитатель (И.Ф.О): Игнатьева Наталья Сергеевна.

Д стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, воспитатель обозначает дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой.

Воспитатель: Дети, а теперь я вам предлагаю открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, выяснить, кто из вас хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь?

Дети: (хором три раза с небольшими промежутками спрашивает) «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?»

При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» — будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит ….

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2—3 детей…

Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-нибудь из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.

Анализ игровой деятельности

Цели игры, их соответствие возрасту и подготовке детей

Развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.

Количество играющих детей

Кто является инициатором игры

Создание интереса к игре у детей

Воспитатель проводит предварительную работу с детьми: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.

Объяснение новой игре воспитателем (повторение правил знакомой игры)

Воспитатель раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.

Понимание и принятие детьми правил игры, их выполнение, причины нарушения правил

Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Распределение ролей в игре

Водящего воспитатель может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим

Уровень выполнения детьми движений в игре

Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.

Уровень физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость)

Показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

Выполнение этических норм поведения во время игры

Дети доброжелательны, отзывчивы, проявляют взаимопомощь по отношению к друг другу, сопереживают, если не получается что либо сделать, умеют договариваться, но и судят по справедливости.

Присутствие отрицательных качеств

Некоторые желают быть первым, спорят между собой.

Воспитатель наблюдает за игрой детей, их поведением, помогает советами, часто принимает наблюдательную позицию, выбор ведущего осуществляется считалкой.

Окончание игры, подведение итогов

После завершения игры воспитатель спокойным голосом объявляет окончание игры. Воспитатель отмечает, как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделяет наиболее удачно отличившихся детей в действиях.

Читайте также:  Анализ воспитания детей в приемных семьях

источник

Только поступившие в дошкольное образовательное учреждение дети требуют повышенного внимания не только к развитию их физических способностей, но и социализации, формированию умения взаимодействовать в коллективе. Наиболее доступным средством для этого выступают игры. В частности, подвижные забавы как самый доступный способ увлечь и заинтересовать малышей познанием себя и окружающего мира. Для их подготовки и проведения от педагога требуется методически грамотно осмыслить теоретические и практические тонкости подвижной игровой деятельности.

В первой младшей группе особое внимание уделяется играм, требующим разной степени подвижности малышей. Такие забавы являются основной формой выполнения миссии образовательного процесса, заключающейся в:

  • обеспечении разностороннего развития детей (физического, эмоционально-волевого, духовного);
  • укреплении здоровья;
  • развитии навыка следовать правилам игры;
  • стимулировании желания играть с товарищами, взрослыми;
  • воспитании потребности быть частью коллектива.

Подвижные игры — это коллективный вид работы, воспитывающий в малышах дух сотрудничества

Реализация поставленных целей в первой младшей группе возможна при систематическом и последовательном решении задач проведения игр подвижного типа:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • освоение навыка выполнять вместе с воспитателем и сверстниками несложные двигательные упражнения, сопровождающиеся простым сюжетом;
  • совершенствование базовых движений (бега, ходьбы в разном темпе, бросания и катания мяча, прыжков);
  • обучение выразительности движений через имитацию (прыгать, как зайчики, пить водичку, как цыплята и пр.);
  • тренировка умения не терять ориентацию в игровом пространстве;
  • отрабатывать навык двигаться друг за другом и завершать движение по определённому сигналу ведущего (педагога);
  • воспитание навыка согласовывать свои действия с правилами игры и другими участниками;
  • поощрение самостоятельности.

Разнообразие задач проведения этого типа забав обуславливает необходимость систематизации подвижных игр по видам, а именно:

  • на развитие умения бегать и прыгать (младшим дошкольникам сложно координировать свои движения, в частности, двигаться в одном направлении);
  • на ориентирование в пространстве;
  • на развитие равновесия (к примеру, в забавах на ходьбу по ограниченной поверхности под ритмичные строки);
  • на укрепление мышц туловища, спины, позвоночника, свода стопы;
  • на подражание;

По месту в образовательном процессе игры для детей 1,5–3 лет можно разделить на четыре вида:

  • забавы на прогулке (проводятся на улице);
  • физкультпаузы (организуются в процессе занятий для релаксации и смены видов деятельности);
  • досуговая активность (для времяпрепровождения вне занятий — на прогулке, на утренниках, в процессе самостоятельно деятельности);

В тёплое время года подвижные игры — основной вид деятельности на прогулке

Исходя из видов, можно сделать вывод о том, что подвижные забавы проводятся на каждом занятии не только в форме физкультпаузы, но и на отдельных уроках: физкультуре, хореографии (если эта дисциплина включена в программу ДОУ), музыкальном занятии.

Для успешного проведения подвижной игры используется комбинация трёх групп приёмов.

Несмотря на то что в 1,5–5 года ещё не все дети разговаривают, воспитатель должен как можно больше внимания уделять именно словесному объяснению. Во-первых, дети обогащают словарный запас (пусть пока пассивный), во-вторых, взрослый представляется речевой моделью, побуждающей малышей на собственные речевые акты, в-третьих, воспитанники учатся выполнять словесные инструкции. Среди словесных приёмов особенно продуктивными являются два.

  1. Объяснение. Единственно подходящий приём в течение первого полугодия, когда дети только вникают в новую роль воспитанников детского сада, получают первые представления о роли взрослого в новом коллективе, а также привыкают друг к другу.
  2. Загадки. Их использование возможно со второго полугодия, когда дети накопят не только знания, но и словарный запас. При этом желательно подбирать загадки с договорками, чтобы ребятам было легче подбирать ответы под рифму и ритм строк. Например, перед игрой «Кот и воробушки» воспитатель загадывает загадки: «Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьёт, Ну конечно, это – … (кот)» и «Эта птичка не шагает, Призывает: «Не робей!» Забияка самый главный — Серо-бурый … (воробей)».

Загадки используются в качестве мотивационного приёма перед началом игры

Зрительное восприятие для детей, почти не владеющих речью, является необходимым средством для понимания поставленной задачи. Для подвижных игр используются:

  • картинки (изображающие героев игры — кошек, собачек и др., играющих детей);
  • игрушки, от лица которых забава проводится;
  • демонстрация (участие педагога во всех забавах — обязательное условие игровой деятельности в первой младшей группе, поэтому воспитатель сначала показывает действия всех участников сам, а затем уже ребята их повторяют).

К этой группе приёмов относятся собственно игровые действия, которые малыши выполняют вместе со взрослым.

Это интересно. Для развития самостоятельности с каждым последующим повтором игры воспитатель оставляет за собой всё меньше игровых действий. Так, если первые несколько раз взрослый берёт на себя функции ведущего, то при повторах забавы эта роль переходит к детям.

  1. Подвижные игры проводятся каждый день.
  2. В первой младшей группе игра не должна длиться дольше 6–8 минут.
  3. В один приём проводится 1–2 подвижные игры, причём одна, требующая более активных движений (например, с бегом), а вторая менее (с ориентированием в пространстве).
  4. При проведении забав в помещении, комнату необходимо проветрить, провести влажную уборку.
  5. Игры проводятся со всеми детьми вместе или в малых группах, чтобы каждый малыш смог поучаствовать.
  6. На прогулке подвижные забавы организуются сразу после выхода.
  7. Нельзя настаивать на участии малыша в игре, если он не хочет. При этом необходимо выяснить причину отказа (возможно, малыш стесняется ошибиться или боится упасть, ушибиться, в этом случае помогут терапевтические сказки по теме, подходящие по проблеме мультфильмы).
  8. Если в первой половине дня есть занятия физкультурой (хореографией, музыкой), то на улице проводится более спокойная игра, а после сна организуются забавы разной подвижности.
  9. В процессе игры педагог оказывает помощь каждому малышу (помогает ловить мяч, крутить обруч). При этом сам остаётся на позиции руководителя, направляющего и показывающего малышам, как нужно играть.
  10. Для сюжета забавы подбираются хорошо знакомые детям персонажи: зайчики, коты, птички. Важно, чтобы персонаж был представлен наглядно: картинкой, игрушкой.
  11. В играх применяются только простые задания: позвонить в колокольчик, догнать мячик, принести кегли и пр.
  12. В сюжет забав включаются не только новые, но и хорошо отработанные упражнения. Например, осваивая движение паровозиком в игре «Поезд», малыши выходят из «вагончиков» и гуляют по «полянке», а затем переходят через «мостик», то есть выполняют хорошо знакомое движение на равновесие.
  13. Перед проведением игры малышей нужно познакомить с правилами, выделяя те сигналы, по которым детям придётся менять характер движения (например, услышав звон колокольчика, присесть, или на хлопок в ладоши ведущего остановиться). А также продемонстрировать атрибуты, которые потребуются для игры (мяч, игрушка, хула-хуп).

После того, как педагог представил малышам атрибуты игры, нужно дать детям несколько секунд попробовать это оснащение в деле

Педагог должен следить за тем, чтобы дети не переутомлялись в процессе игры

В отличие от дидактических игр, планирование которых идёт в соответствии с изучаемой лексической темой, подвижные забавы могут группироваться по трём принципам:

  • по отработке того или иного физического навыка;
  • комплексно, когда в одном блоке реализуется сразу несколько задач (то есть игры берутся разных видов);
  • тематически (забавы подбираются под лексические темы).

Последний принцип группировки игр менее продуктивный, так как сюжеты забав для первой младшей группы настолько незамысловаты, что поменять героев не представляет большого труда. Например, игра на развитие навыков бегать и прыгать «Птички в гнёздышках» (дети стоят на возвышении, по сигналу взрослого, «разлетаются», а затем на слова «Дождь пошёл!» возвращаются обратно) может превратиться в забаву «Кот и мышки» или «Цыплята и лиса».

Самым удобным способом составления картотеки игр является следование принципу отрабатываемого умения.

  1. «Солнышко и дождик» (варианты «Дождик», «Солнечные зайчики»). Задачами проведения таких забав является тренировка малышей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом при этом. А также ходить, приседать по сигналу педагога. Условия: педагог обозначает черту, за которой дети приседают. Когда водящий говорит, что на небе ни тучки и можно пойти прогуляться, малыши бегают по комнате. После слов: «Дождик собирается», снова бегут за черту и присаживаются.
  2. Русская народная игра «Кот и мыши» (по этому же принципу организуется игра «Кот и воробушки»). Задачи: стимулировать двигательную активность малышей. Условия: кот обитает в домике на стуле, у мышей тоже есть домики-стулья. Кот красуется, пока мышки в домиках. Звучит колыбельная песенка, и кот засыпает в доме. Мыши выходят из норок со словами: «Тише, мыши, кот услышит», двигаются по направлению к дому кота. Под громкий звук бубна кот пробуждается и бежит за мышами. Те разбегаются, а кто не успел, становится котом.
  3. «Самолёты». Задачи: отрабатывать умение бегать в разных направлениях, не сталкиваться друг с другом, приучать чётко следовать инструкциям водящего. Условия: педагог показывает, как заводится мотор самолёта (махи руками под звук «р-р-р»), как самолёт летит (руки в стороны) и как садится (присаживаемся на скамейку). Далее воспитатель командует: «Приготовились! Проверяем готовность моторов!», «Полетели!», «На посадку!»
  4. «Бегите ко мне!» Задачи: тренировать умение бегать прямо всем вместе одновременно. Дети и педагог стоят в разных концах площадки. Взрослый говорит: «Бегите ко мне!». Малыши бросаются к нему, а взрослый пытается всех обнять. Потом уходит в противоположный конец комнаты и снова повторяет: «Бегите ко мне!».

Усложнить задание можно условием не только подбежать к воспитателю, а ещё и поднять с земли вертушку, например

  1. «Поезд». Задачи: учить малышей согласованности действий, двигаться строем, менять темп движения по условному знаку. Условия: дети становятся в затылок друг другу, при этом не касаются впереди стоящих руками. Первый ребёнок — паровозик, остальные — вагончики. По условному сигналу педагога паровоз с вагонами начинает двигаться. После слов: «Поезд приближается к станции», дети начинают передвигаться чуть медленнее. Воспитатель предлагает участникам погулять, походить вокруг. По условному знаку нужно как можно быстрее восстановить последовательность вагонов.
  2. «Автомобили». Задачи: учить сохранять направленность движений, не толкаться, развивать внимание. Условия: педагог обозначает черту, за которой находится «гараж». «Автомобили»-дети выезжают на площадку, ездят, соблюдая элементарные правила (например, не толкаться, объезжать, давая сигнал). После слов: «Автомобили, в гараж!», малыши возвращаются за черту.
  3. «Листочки» («Листопад»). Задачи: обучать детей двигаться под рифмованный текст. Малыши берут листья и выполняют следующие действия: машут листочками, меняя направленность движений, кружатся и приседают, кладут листья под ноги.
  1. «Карусель». Задачи: развивать у детей равновесие, умение менять темп бега. Условия: педагог надевает хула-хуп, на котором привязаны ленточки. Малыши берутся за эти ленты и по инструкции взрослого то убыстряют, то замедляют темп движения.

Вместо хула-хупа в игре Карусель можно использовать зонт

  1. «Пузырь». Задачи: учить детей действовать по ходу словесной инструкции, развивать подражание, а также согласованность движений. Условия: педагог и дети становятся в хоровод. Воспитатель 2–3 раза повторяет фразу: «Надувайся пузырь, надувайся пузырь да не лопайся». Дети расходятся, не размыкая рук. На слова: «Вот и лопнул пузырь!» малыши расходятся и произносят звук: «Ш-ш-ш».
  2. «Петушок». Задачи те же, что и в предыдущей игре. Условия: в центре круга стоит «петушок», дети ходят вокруг него, а когда он произносит: «Кукареку», разбегаются, и он их ловит.
  1. «Курица и цыплятки» (по такому же принципу организуется игра «Кролики»). Задачи: обучать малышей подлезать под натянутую преграду, быть осторожными, действовать по условному знаку, помогать друг другу, не толкаться. Условия: между стульями натягивается лента на высоте 30–40 см от пола. По одну сторону — «курица» с «цыплятами» (дети), по другую — «орёл» (педагог). Дети перелазят на территорию «птицы» в поисках корма, по сигналу: «Орёл» пролазят под лентой в дом.

Чтобы сделать игры ещё интереснее, стоит подыскать подходящие шапочки, маски

Это игры, связанные с упражнениями на гимнастической стенке. В первой младшей группе малыши выполняют задание «Обезьянки», в котором они должны взобраться на 3–4 ступеньки стенки. Остальные участники наблюдают. Выполняют задание по очереди.

  1. «Догони мяч». Задачи: обучать малышей ловить мячи двумя руками, стимулировать самостоятельность, развивать внимание. Условия: педагог подзывает малышей по 2–3 человека и в разные стороны раскатывает им мячики. По просьбе взрослого дети несут именно те мячи, что были обозначены для них.
  2. «Флажок». Задачи: отрабатывать навык выполнения действий под словесную инструкцию, тренировать внимательность. Дети стоят по кругу, в центре которого — флажок. Педагог называет малыша, он поднимает флажок, машет им и кладёт в круг. И так по очереди.

Как отмечалось выше, длительность подвижной игры в первой младшей группе — 6–8 минут. В этот временной промежуток педагог с детьми прорабатывает 5 этапов.

  1. Начало игры, то есть введение в игровую ситуацию, пробуждение интереса к забаве (полминуты). Воспитатель говорит название и основные действия («В этой игре мы будем бегать/прыгать/приседать» и пр.).
  2. Знакомство с правилами (1 минута). Взрослый детально описывает правила игры и показывает действия, которые предстоит выполнять детям.

Автор — Романченко Н.В., воспитатель МБДОУ Маньковский детский сад, с. Маньково-Калитвенское, Ростовская область.

источник