Меню Рубрики

Анализ заболеваемости детей и подростков

Структура заболеваемости детей в разных возрастных группах неодинакова.

В раннем возрасте одно из первых мест занимают недоношенность, дефекты внутриутробного развития.

В последующем первое место во всех возрастных группах занимают воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, грипп, бронхиты, отиты, пневмонии, желудочно-кишечные расстройства. Эта заболеваемость снижается к 3-4 годам.

В школьном возрасте возрастает процент инфекционных заболеваний и травм, ревматизмы, хронического тонзиллита, туберкулезной интоксикации.

Значительное распространение среди детей школьного возраста имеет снижение остроты зрения. По мере обучения в школе процент таких детей возрастает.

Довольно часто у школьников выявляется нарушение осанки (начальные формы сколиозов, сутуловатость, асимметрия плеч и др.).

Уровень заболеваемости детей не везде одинаков. Он зависит от четкости организации и проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий, постановки физического воспитания и медицинского обслуживания детей.

В настоящее время наиболее актуальной проблемой гигиены детей и подростков является разработка действенных мер предупреждения развития близорукости у детей, нарушений опорно-двигательного аппарата, ожирения и др.

Тема: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Одной из ведущих проблем гигиены детей и подростков является проблема обучения и воспитания. Самые массовые учебно-воспитательные учреждения — общеобразовательные школы, в связи с этим вопросам гигиены учебных занятий должно уделяться серьезное внимание. Освоение учебного материала в школьном возрасте органов и систем ребенка. Следует иметь в виду, что 10 лет пребывания в школе — это период роста и развития, в течение которого организм ребенка очень восприимчив, как к благо­приятным, так и к неблагоприятным воздействиям. Кроме того, на школь­ные годы приходится два так называемых «возрастных» криза, когда организм ребенка оказывается наиболее уязвимым — это начало обу­чения в школе (6—7 лет) и пубертатный период.

Процесс обучения детей в современной школе характеризуется высоким уровнем трудности изучаемого материала, ускорением темпа обучения, использованием технических средств обучения.

Участие в учебно-воспитательном процессе приводит к увеличению нагрузки на центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат, зрительный и слуховой анализаторы детей.

Организму ребенка свойственны незавершенность развития важных для обучения органов и систем.

В то же время, умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных. Поэтому правильная организация режима занятий, строгое дозирование учебной нагрузки учащихся являются важнейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Допустимое количество учебных часов у школьников первых классов не должно превышать 20-22 часов в неделю, вторых – четвертых – 21-25 часов, пятого класса – 28-31 часа, шестого – 29-32 часов, седьмого – 31-34 часов, восьмого – девятого класса – 32-35 часов, и десятого – одиннадцатого классов – 33-36 часов в неделю.

Организацию учебного процесса необходимо строить с уче­том физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков. Дело в том, что работоспособность орга­низма во время учебной деятельности закономерно изменяется. На рисунке приведена типичная кривая работоспособности.

Вна­чале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой про­дуктивности) и постепенно снижается (период снижения рабо­тоспособности, или утомления). В периоде снижения работо­способности выделяются три зоны: неполной компенсации, ко­нечного прорыва и прогрессивного падения.

Далее должны следовать период отдыха, включающий фазу восстановления функций и фазу ее упрочнения.

Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четвер­ти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требо­вания к учащимся нужно предъявлять тогда, когда работоспособность достигла наи­более высокого уровня. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать конт­рольные работы. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прог­рессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо: при этом происходит исто­щение энергетических ресурсов организма, что может отри­цательно сказаться на состоянии здоровья школьника.

У детей длительность периода оптимальной (устойчивой) работоспособности определяется возрастом.

В возрасте 6-7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15 минут, 8-10 лет – 20 мин., в 11-12 лет – 25 мин., в 12-15 лет – 30 мин.

Физиологическая кривая работоспособности учащихся в течение недели, четверти, учебного года отражает указанные выше закономерности (иллюстрируется тем же рисунком).

Одной из основных задач школьной гигиены является правильное нормирование учебной нагрузки. Это достигается путем:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% — от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Тема: «Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе».

  1. Введение. . . . . . . . . 3
  2. Заболеваемость детей и подростков. . . . . 5
  3. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков10
  4. Проблемы и решения . . . . . . . 13
  5. Заключение . . . . . . . . 15
  6. Список использованной литературы . . . . 16

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% — от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что только в детском возрасте самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому проблема оздоровления детей не кампания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

К актуальным проблемам современной медицины и здравоохранения относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Сохранение и укрепление здоровья ребенка и женщины-матери, роль различных факторов в его оптимизации определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.

Здоровье детского населения определяется рядом факторов, среди которых ведущими являются образ жизни и наследственность, течение беременности и родов, место проживания и состояние внешней среды, качество оказания медицинской помощи и другие факторы. Современные социально-экономические условия, несмотря на осуществление мероприятий по модернизации системы здравоохранения, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье некоторой части населения, в первую очередь детей, поэтому первоочередной задачей здравоохранения является разработка лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на позитивное изменение показателей здоровья детей и подростков.

Анализ опубликованных материалов свидетельствует, что за период с 1990 по 2000г. рождаемость сократилась в 2 раза, достигнув минимальной величины в 2000г. последовавший за этим умеренный рост числа родившихся отчасти был связан с тем, что в фертильный возраст стали вступать более многочисленные поколения женщин, родившихся в 1980-е гг.

Несмотря на положительную динамику роста числа новорожденных начиная с 2005г., отмечено снижение удельного веса в общей структуре населения детского населения уже с 1990.: с 23,1% в 1990г до 15,3% в 2012г.

Заболеваемость детей и подростков.

Изучение и анализ заболеваемости детского населения приобретают большое значение, поскольку, зная уровень и структуру заболеваемости, можно не только объективизировать степень утраты здоровья, но и определить величину медико-социального и экономического ущерба, разработать приоритетные направления по улучшению здоровья анализируемой группы населения. Учитывая, что родители при заболевании ребенка почти всегда обращаются к врачу, изучение показателей заболеваемости позволяет получить наиболее полную информацию о здоровье прикрепленного контингента. В связи с этим при оценке здоровья детей и подростков внимание уделяется в первую очередь анализу показателей заболеваемости.

Установлено, что за период с 1995г по настоящее время на 25,7% увеличилось частота рождения детей, родившихся больными или заболевших в первые дни жизни, в 1,9 раза возросла частота рождения детей, у которых выявлена патология, возникающая в перинатальном периоде. При этом отмечено, что частота рождения детей с врожденными аномалиями и пороками развития сохраняется практически на одном уровне.

Анализ уровня заболеваемости детей на первом году жизни показал, что за период с 1990г по настоящее время наиболее высокий уровень отмечался в 2000г, который к 2011г снизился на 8,1%.

Структура заболеваемости является качественной характеристикой заболеваемости и позволяет определить лидирующую патологию для изучаемой группы населения, характер изменения патологии в динамике и нацелить внимание на выявление факторов риска возникновения той или иной патологии.

В структуре заболеваемости детей первого года лидируют болезни органов дыхания, на долю которых приходится 43,7% всей выявленной патологии. В целом на заболевания, занимающие первые пять мест, приходится 76,0% всей выявленной патологии.

Детальный анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни в динамике показал, что первые три места на протяжении последних 20 лет стабильно занимают болезни органов дыхания, состояния, возникающие в перинатальном периоде, и заболевания нервной системы. Однако если уровень болезней органов дыхания имеет тенденцию к сокращению, то уровень состояний, возникающих в перинатальном периоде увеличился в два раза.

В свою очередь, инфекционные и паразитарные болезни, занимавшие 4-е место в структуре заболеваемости в 1991г., переместились на 5-е место в 1995г., на 7-е в 2000г. и на 9-е место в 2011г. Отмечено, что болезни эндокринной системы, расстройство питания и нарушения обмена веществ, находившиеся в 1995г. на 4-м месте в структуре заболеваемости детей первого года жизни, постепенно сокращаются и переходят на 6-е место в 2000г. и на 8-е место в 2011г. Если в структуре заболеваемости детей первого года жизни болезням крови и кроветворных органов принадлежало 4-е место, то, начиная с 2005г. и по настоящее время, этот класс заболеваний находится на 5-м месте. Отмечено, что 4-е место стабильно занимают с 2005г. и по настоящее время болезни органов пищеварения, причем частота их распространения за это период времени находится практически на одном уровне. В целом на классы болезней, составляющие первые пять мест в структуре заболеваемости детей первого года жизни, приходится 76% всех выявленных заболеваний.

В число прочих заболеваний вошли болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы и отравления, болезни мочеполовой системы, уха и сосцевидного отростка.

Изучение заболеваемости детей и подростков показало, что ее уровень имеет стойкую тенденцию к росту. В целом за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%, а подростков – на 98,4%.

В структуре заболеваемости детского населения от 0 до 14 лет включительно 1-е место занимают болезни органов дыхания, 2-е место – травмы и отравления, 3-е место – болезни кожи и подкожной клетчатки, 4-е место – болезни органов пищеварения, 5-е место – инфекционные и паразитарные болезни.

Структура заболеваемости подростков практически идентична структуре заболеваемости детей. Первые четыре места занимают соответственно болезни органов дыхания, травмы и отправления, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни органов пищеварения. На 5-м месте вместо инфекционных заболеваний находятся болезни мочеполовой системы. На первые пять мест приходится 75,8% всей выявленной патологии.

Читайте также:  Анализ на асло у детей

Уровень всех перечисленных классов болезней имеет стойкую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет. Обращает на себя внимание рост среди детей и подростков уровня травматизма в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы в 4,8 раза, мочеполовой системы в 3,9 раза, органов пищеварения в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,9 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3%. Благоприятным моментом является снижение уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями на 22,6%.

Наиболее ранимой группой являются длительно и часто болеющие дети и подростки. Установлено, что удельный вес этой группы в зависимости от возраста колеблется от 15 до 30% от общего числа детей. За счет данной группы сохраняется высокий уровень заболеваемости детского населения и подростков. У таких детей чаще формируются хронические заболевания и поддерживается высокая распространенность хронической патологии. Наличие хронического процесса часто приводит к инвалидности, которая сохраняется на высоком уровне. Число детей-инвалидов возросло со 156 тыс. в 1990г. до 541 тыс. в настоящее время. По экспертным оценкам, число детей-инвалдов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм. Наиболее значимыми из них можно считать:

— ухудшение социального статуса большинства детей;

— изменение качества питания;

— воздействие экологических факторов: бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состояния здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания на 67%, пищеварения – на 77,6%, опорно-двигательного аппарата – на 21%, новообразований – на 15%;

— нарастание тяжести зобной эндемии: прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% доли подростков с нарушениями полового созревания;

— медикаментозную «агрессию»: все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии;

— введение новых форм обучения: реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5ч превысили допустимые нормы. С этой «антидетской» реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствуют тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей и подростков РФ характеризуется ростом уровня заболеваемости в целом и по отдельным класса болезней; увеличением удельного веса детей, страдающих хроническими заболеваниями; снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах.

источник

Демографические показатели и показатели здоровья российских детей и подростков сравниваются в динамике с аналогичными показателями в «новых-8» странах Евросоюза (ЕС) – близких к России по уровню экономического развития, т.е. имеющих сопоставимый валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) (рис. 1). Для более правильного сопоставления все рассматриваемые в статье показатели по «новым-8» странам ЕС берутся средневзвешенными, с учетом численности населения, «новые-8» страны ЕС включают Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию.

Рисунок 1. Валовой внутренний продукт на душу населения

На рис. 2 показана динамика коэффициента рождаемости (число родившихся живыми на 1 тыс. населения в год) в России и в странах ЕС. В нашей стране с 1987 по 1999 г. коэффициент рождаемости уменьшился более чем в 2 раза (с 17,2 до 8,3), однако затем начал постепенно расти и достиг в 2015 г. 13,3 родившихся на 1 тыс. населения, превысив данный показатель в странах ЕС. Во многом эта положительная динамика связана с демографической политикой и мероприятиями, реализованными в национальном проекте «Здоровье» в 2005–2009 гг., а не только с увеличением числа женщин детородного возраста (Вишневский А.Г., 2008). Однако наблюдаемый в последние годы положительный рост не позволяет достичь уровня 1980 г., когда коэффициент рождаемости в нашей стране составлял 15,9. Следует отметить, что по сравнению с 1980 г. число родившихся живыми на 1 тыс. населения в год в России сократилось на 16%, а в «новых-8» странах ЕС – на 43%, в «старых» странах ЕС – на 22%. На сегодняшний день коэффициент рождаемости в России в 1,3 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС.

Рисунок 2. Динамика общего коэффициента рождаемости в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.

Число родившихся живыми на 1 тыс. населения

Общий коэффициент фертильности (число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста) представлен на рис. 3. Этот коэффициент показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (т.е. от 15 до 50 лет) при сохранении повозрастной рождаемости на уровне того года, для которого вычисляется показатель.

В отличие от общего коэффициента рождаемости его величина не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данном календарном году. Из представленных данных следует, что с конца 1980-х гг. этот коэффициент в России постепенно снижался, а с 2000 г. наметилась положительная тенденция в увеличении данного показателя до значения 1,78. Начиная с 2005 г. коэффициент фертильности растет, и в 2015 г. он был на 28% выше, чем в «новых-8» странах ЕС. Однако в России пока еще не удалось достичь уровня 1980 г. – 1,89 (снижение на 6%). За этот же период в «новых-8» странах ЕС коэффициент фертильности сократился на 36%, в «старых» странах ЕС – на 9%. На сегодняшний день коэффициент фертильности в России в 1,3 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС.

Рисунок 3. Динамика общего коэффициента фертильности в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.

Среднее число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста (15–50 лет)

Чтобы обеспечить воспроизводство населения страны, коэффициент фертильности должен равняться 2,14. Снижение рождаемости в России связано с двумя факторами: с одной стороны, с распадом СССР и ухудшением социально-экономических условий для рождения второго и последующего детей, с другой – с поведенческим фактором семей, вызванным урбанизацией, ростом образовательного уровня женщин и т.д. Последний фактор имеет место в большинстве развитых стран и странах с переходной экономикой.

На рис. 4 представлена динамика коэффициента младенческой смертности – число умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми. Наименьшее значение коэффициента младенческой смертности в 2015г. было в «старых» странах ЕС – 3,3. По сравнению с 1980 г. коэффициент младенческой смертности снижается во всех странах: в России – на 70%, в «новых-8» странах ЕС – на 80%, в «старых» странах ЕС – на 73%.

Рисунок 4. Динамика коэффициента младенческой смертности в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.

Число умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми

Однако в 2015 г. в России он был в 1,6 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС. В структуре причин младенческой смертности более 2/3 случаев смерти приходится на перинатальный период и врожденные аномалии, т.е. на заболевания, связанные со здоровьем матери (рис. 5).

Около 15% причин приходится на внешние причины, болезни органов дыхания и пищеварения, а также на инфекционные болезни.

В России с 1970 по 2015 г. младенческая смертность снижается по всем классам причин смертности (рис. 6). Рассматривая причины смертности в динамике можно отметить, что наименее интенсивно снижается младенческая смертность от отдельных состояний в перинатальном периоде. С 1970 г. младенческая смертность от болезней органов дыхания снизилась в 30,2 раза, а от болезней органов пищеварения – в 27,3 раза, от инфекционных болезней – в 4,6 раза.


Как уже было отмечено выше, более 50% случаев смерти в структуре причин младенческой смертности связаны с отдельными состояниями в перинатальный период. Перинатальная смертность включает случаи мертворождения, а также ранней младенческой смертности, т.е. до 7 полных суток от рождения, на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми. Динамика этого показателя в России, в «новых-8» и «старых» странах ЕС с 1980 г. представлена на рис. 7.

По сравнению с 1980 г. коэффициент перинатальной смертности снижается во всех странах: в России – на 47%, в «новых-8» странах ЕС – на 76%, в «старых» странах ЕС – на 48%. Однако в 2015 г. в России он был в 2,3 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС. На рис. 7 также виден скачок роста показателя в 2012г. Это связано с тем, что с 2012г. в России введены новые критерии, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, согласно которым в статистике перинатальной смертности учитываются все плоды массой от 500 г или сроком от 22 полных недель гестации, а также новорожденные до 7 дней.

Рисунок 7. Динамика коэффициента перинатальной смертности в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.

Число умерших на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми

В России за последние 25 лет коэффициенты смертности снижаются во всех группах детей и подростков (рис. 8). Наиболее интенсивное сокращение наблюдается в возрастных группах от 0 до 9 лет – в 2,4–2,5 раза, от 10 до 19 лет – в 1,3–1,4 раза.

Динамика структуры причин смертности детей (в возрасте 0–14 лет) в России показана на рис. 9. Она снижается по всем причинам смертности, кроме болезней системы кровообращения, которая выросла в 1,3 раза. Сократить смертность от болезней органов дыхания удалось в 3,9 раза, от инфекционных болезней – в 3,1 раза. В 2,2 раза снизился коэффициент смертности детей от новообразований, от внешних причин – в 2 раза.


Задача снижения смертности в возрасте до 5 лет включена в Цели развития тысячелетия. В России с 1990 по 2015 г. число умерших детей в возрасте до 5 лет снизилось более чем на 60% (рис. 10), в «новых-8» странах ЕС – на 71%, в «старых» странах ЕС – на 57%. Однако, значение данного показателя в 2015 г. в России было в 1,7 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС.

Рисунок 10. Динамика числа умерших детей в возрасте до 5 лет в России, в «новых» и «старых» странах ЕС с 1990г.

Число умерших в возрасте до 5 лет на 1 тыс. родившихся живыми

В России с 1980 по 2014 г. доля детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности, выросла в 4,2 раза (рис. 11). Число детей, родившихся недоношенными (темный столбик на рис. 11), за рассматриваемый период практически не изменилось. Однако в 1990-е гг. наблюдалось снижение числа детей, родившихся недоношенными, но с 2000 г. число таких детей увеличилось в 1,5 раза.


Первичная заболеваемость детей в России с 1990 по 2015 г. выросла практически по всем классам болезней (кроме инфекционных болезней и болезней нервной системы). Первичная заболеваемость от новообразований увеличилась в 4,6 раза, от врожденных аномалий – в 4,1 раза, от болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани – в 4 раза, от болезней системы кровообращения – в 3,8 раза и т.п. (рис. 12).

Читайте также:  Анализ на астму у детей

Число случаев на 100 тыс. детей соответствующего возраста

Структура общей заболеваемости детей в России в 2015 г. представлена на рис. 13. Наиболее распространенным случаем заболевания среди детей является общая заболеваемость от болезней органов дыхания (54,8%), болезни органов пищеварения – 5,9%, болезни глаза – 5,4%, внешние причины – 4,7%, болезни кожи – 4,4% и т.п.


Общая заболеваемость детей по классам болезней в России с 2005 по 2015 г. выросла на 1% (рис. 14). Наиболее интенсивный рост наблюдается от врожденных аномалий – на 27%, от болезней органов дыхания – на 12%. Также увеличилась общая заболеваемость от болезней нервной системы (на 10%), болезней уха (на 3%). С 2005 по 2015 г. общая заболеваемость сократилась по следующим классам болезней: отдельные состояния перинатального периода – на 32%, инфекционные болезни – на 17%, болезни органов пищеварения – на 15%, болезни эндокринной системы – на 10%.

Число случаев на 100 тыс. подростков соответствующего возраста

Структура общей заболеваемости подростков в России в 2015 г. представлена на рис.16. Так же, как и среди детей, у подростков наиболее распространенным заболеванием являются болезни органов дыхания – 33,8%. По 7–10% в структуре общей заболеваемости занимают болезни костно-мышечной системы, внешние причины, болезни органов пищеварения и болезни глаза. Примерно по 5% приходится на болезни мочеполовой системы, болезни кожи и болезни нервной системы.


Общая заболеваемость подростков по классам болезней в России с 2005 по 2015 г. выросла на 22% (рис. 17). Рост наблюдается по всем классам болезней, кроме инфекционных. Наиболее интенсивно возросла общая заболеваемость от новообразований – на 73%, внешних причин – на 42%, болезней уха – на 39%, болезней нервной системы – на 35% и т.п.

Число случаев на 100 тыс. населения соответствующего возраста

В структуре причин первичной детской инвалидности (0–17 лет) в России в 2015 г. преобладали психические расстройства (25,8%) и болезни нервной системы (23,9%) (рис.18).


Врожденные аномалии составили 17,7%, болезни эндокринной системы – 6,8%, болезни уха – 5,6%. Динамика первичной детской инвалидности (0–17 лет) в России по классам болезней представлена на рис.19.

Число заболеваний, обусловивших инвалидность, на 10 тыс. детей соответствующего возраста

С 2000 по 2014 г. наблюдается рост детской инвалидности от болезней эндокринной системы на 43%, от психических расстройств – на 30%, от болезней системы кровообращения – на 24%, от новообразований – на 19% и т.п. По некоторым классам болезней произошло снижение первичной детской инвалидности: внешние причины – на 60%, болезни мочеполовой системы – на 56%, болезни органов дыхания – на 52% и т.п.

На рис.20 показана динамика показателей обеспеченности детского населения педиатрическими койками и педиатрами (с аспирантами, клиническими ординаторами, интернами), а также врачами-педиатрами участковыми. Видно, что в России с 2000 по 2015 г. обеспеченность педиатрическими койками сократилась в 1,9 раза (с 35,5 до 19,1), педиатрами – в 1,3 раза (с 25,3 до 19,3).

С 2007 г. наблюдается снижение обеспеченности детского населения врачами-педиатрами участковыми на 13% (с 10,5 до 9,1) . Сегодня число врачей-педиатров участковых в России составляет 26 тыс. Расчеты показывают, что таких врачей необходимо 36,3 тыс. Расчет сделан следующим образом: численность прикрепленного детского населения от 0 до 17 лет на одном педиатрическом участке по нормативам составляет 800 чел. Тогда врачей-педиатров участковых необходимо 36,3 тыс. , где 29 млн – численность детского населения в возрасте от 0 до 17 лет. Таким образом, в России на сегодняшний день не хватает более 10 тыс. врачей-педиатров участковых. По прогнозам Росстата (средний вариант), к 2020 г. численность детей и подростков возрастет на 1,8 млн человек, или на 7%, что усугубит дефицит врачей-педиатров участковых.

Обеспеченность на 10 тыс. населения соответствующего возраста

1. В России с 1980 по 2015 г. показатель младенческой смертности снизился на 70%, перинатальной смертности – на 47%. Однако по сравнению с «новыми-8» странами ЕС в России коэффициент младенческой смертности в 1,6 раза выше, коэффициент перинатальной смертности – в 2,3 раза выше. Это говорит о наличии существенных резервов в улучшении данных показателей.

2. В России с 1990–1991 по 2015 г. показатели первичной заболеваемости детей и подростков резко возросли практически по всем классам болезней.

3. В структуре причин детской инвалидности (0–17 лет) преобладают психические расстройства (26%) и болезни нервной системы (24%). Эти причины являются предотвратимыми и управляемыми методами своевременной профилактики, лечения и реабилитации.

4. В России с 2000 по 2015 г. факторы, определяющие мощность педиатрической службы сократились: обеспеченность детского населения педиатрами – в 1,3 раза, педиатрическими койками – в 1,9 раза. С 2007 г. обеспеченность врачами-педиатрами участковыми сократилась на 13%. Сегодня их дефицит превысил 10 тыс. врачей от установленных нормативов

5. Для улучшения показателей здоровья детей и подростков необходимо предпринять меры по совершенствованию работы педиатрической службы – привести мощности педиатрической службы в соответствие с потребностями детского населения в профилактической и медицинской помощи.

источник

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ. ПОНЯТИЕ ШКОЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ. ПОНЯТИЕ ШКОЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.

Введение в проблему

Несмотря на многочисленные декларации о приоритетах интересов детей, в современной России (с начала 90-х гг.) здоровье детей прогрессивно ухудшается:

· растут показатели заболеваемости, инвалидности детей, стабильно высокими остаются показатели смертности в группе детей старшего возраста

· уровень младенческой смертности остается выше, чем в европейских экономически развитых странах

· отмечается рост хронической патологии в ранних возрастных группах (болезни ЖКТ, ССС, почек, онкология и др.)

· увеличивается распространенность функциональных расстройств (особенно у младших школьников)

· остается высоким уровень социально обусловленной патологии среди детей и подростков: туберкулеза, заболеваний, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, наркомании, токсикомании и др.

· ухудшается репродуктивное здоровье подростков.

· вследствие гипотрофии и нарушений физического и умственного развития снижается готовность к службе армии юношей

Определения

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ – ведущий показатель общественного здоровья, отражающий число случаев заболеваний за год в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей). Заболеваемость различают первичную (или собственно заболеваемость) и общую (распространенность, болезненность)

ПЕРВИЧНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬотражает число случаев заболеваний, впервые зарегистрированных в данном году в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей)

ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ отражает число всех случаев заболеваний независимо от срока их возникновения, но по поводу которых больной обратился в данном году в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей)

ОСТРАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ– совокупность всех случаев «острых» заболеваний за отчетный период, включая ОРЗ, детские инфекции, осложнения, травмы и хирургические вмешательства в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей).

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОРАЖЕННОСТЬотражает число случаев заболеваний и функциональных отклонений (диагнозов по МКБ), выявленных в процессе медицинских осмотров в расчете на 100, 1000 или 10000 осмотренных (детей).

ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ– удельный вес лиц, не болевших в отчетном году, % от числа обследованных

Методы изучения заболеваемости детей

1. По материалам обращаемости в медицинские учреждения (отчетные формы — № 12 и др.)

3. По сведениям об инвалидности и причинах смерти (косвенно)

Нозологическая структура (НС)

· Это структура заболеваемости по отдельным классам болезней согласно общепринятой Международной классификации болезней 10-го пересмотра

· НС изменяется в динамике десятилетий в одной стране, различается в разных странах и регионах одной страны

· НС зависит от многих факторов – возрастных, природно-климатических, социальных, средовых.

· Первое ранговое место в структуре заболеваемости по обращаемости обычно занимают болезни органов дыхания

Региональные особенности заболеваемости

Могут быть обусловлены эколого-гигиеническими условиями региона, особенностями водоснабжения и др.

Типичные примеры: йоддефицитные заболевания, экологически обусловленные заболевания детей и подростков, инфекционная патология

Школьная патология

Наряду с причинами социально-экономического характера и факторами окружающей среды в ухудшении состояния здоровья детей и подростков большую роль играет «школьный фактор», т.е. условия воспитания и обучения, не соответствующие гигиеническим нормативам и санитарным правилам.

Главными негативными факторами школьной среды считаются: 1) качество питания, 2) интенсификация учебного процесса, 3) снижение двигательной активности, 4) компьютер и другие технические средства обучения (ТСО).

Основными проявлениями школьной патологии считаются нарушения зрения, осанки, болезни пищеварительной системы.

2. ИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.

Определения

ИНВАЛИДНОСТЬ— состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

ИНВАЛИД— человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Инвалидность детей: основные понятия

· В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру.

· Установление статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплату пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности.

· В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья».

· Инвалидность детей так же, как и заболеваемость, может быть: первичная и общая, в разных возрастных группах, по разным классам болезней.

Основные понятия

В отличие от заболеваемости инвалидность структурируется не только по классам болезней МКБ, но и по классификациям нарушений и ограничений — это принципиальные отличия инвалидности от заболеваемости.

Важно не только заболевание и его тяжесть, а то, насколько индивид приспособлен к данной среде и насколько он может выполнять функции, свойственные в его группе.

Абсолютно важна в этом смысле среда, ее адаптация к нарушению здоровья, возможности реабилитации.

В дополнение к МКБ для оценки здоровья человека в ходе определения инвалидности и разработки путей реабилитации используется Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья – МКФ (рекомендована ВОЗ)

На основе МКФ возможно стандартизированное описание и измерение здоровья всех людей, не только инвалидов

МКФпо своей сути очень близка гигиене, т.к. позволяет узнать, как могут повести себя индивиды с определенным состоянием здоровья в реальных ситуациях и в своей повседневной жизненной среде

Понятия МКФ и гигиена:

Функции организма – это физиологические функции систем организма (включая психические функции).

Структуры организма – это анатомические части организма, такие как органы, конечности и их компоненты.

Нарушения – это проблемы, возникающие в функциях или структурах, такие как существенное отклонение или утрата.

Активность – это выполнение задачи или действия индивидом.

Участие– это вовлечение индивида в жизненную ситуацию.

Ограничение активности– это трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид.

Ограничение возможности участия – это проблемы, которые может испытывать индивид при вовлечении в жизненные ситуации.

Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, где люди живут и проводят свое время.

Методы изучения инвалидности

Общая инвалидность:

по данным здравоохранения (отчетная форма № 19)

по данным служб соцобеспечения (Пенсионный фонд и др.)

Первичная инвалидность: по данным МСЭ (отчетная форма № 7д)

Читайте также:  Анализ на аскаридоз у детей расшифровка

Способы получения информации о заболеваемости и инвалидности:

1. Опубликованные статистические отчетные данные (ф. 12, 19, 7д).

2. Межведомственное сотрудничество в рамках СГМ (закреплено юридически Постановлениями Правительства России) – от подразделений региональных министерств и управлений здравоохранения.

3. В ходе научных исследований.

ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ДАННЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА СГМ:

1. Медико-демографические показатели (численность детей до 1 года, 0-14 лет, подростков 15-17 лет; количество родившихся и умерших, в том числе до 1 года)

2. Здоровье населения, в частности, сведения о:

1) заболеваемости детей первого года жизни,

2) профилактических осмотрах детей и подростков-школьников и их результаты;

3) числе заболеваний с диагнозом, установленным впервые в жизни , в том числе детей и подростков,

4) первичной инвалидности детей и подростков в возрасте от 0 — 17 лет включительно,

5) заболеваниях злокачественными новообразованиями с впервые установленным диагнозом, в том числе в возрасте 0-14 лет;

6) заболеваемости, связанной с микронутриентной недостаточностью с впервые установленным диагнозом, в том числе у детей и подростков,

7) социальных болезнях населения с впервые установленным диагнозом в том числе у детей и подростков

3. НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В СЕМЬЕ.

ОСАНКА – привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо, без активного мышечного напряжения.

Осанка зависит от формы позвоночника, развития мускулатуры, некоторых возрастных и иных физиологических особенностей и навыков поддержания правильной позы.

Осанку нельзя изменить произвольно и в один момент.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ :

В САГИТТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ Сутулость Лордоз Кифоз Выпрямленная осанка ВО ФРОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ (СКОЛИОЗ)

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В СЕМЬЕ

Это система мер, ее основные направления:

· подбор мебели и организация рабочего места,

· рациональное освещение

· соблюдение режима дня – с ограничением учебной и иной малоподвижной деятельности в пользу движения, физической культуры, пребывания на свежем воздухе, сна

· рациональное питание (белок, микроэлементы)

· медицинский контроль :своевременная диагностика и коррекция.

· специфика физвоспитания – укрепление мышц спины, брюшного пресса

· ранцы с твердым основанием

4. БЛИЗОРУКОСТЬ: ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В СЕМЬЕ.

Причины и условия формирования близорукости у детей:

внутренние · Анатомо-функциональное несовершенство, по сравнению с взрослым, органа зрения ребенка: податливость стенок глазных яблок к внутриглазному давлению и способность его к удлинению в передне-заднем направлении · Продолжительная аккомодация и систематическое кровенаполнение глаз при значительном наклоне головы внешние · Значительная зрительная нагрузка (не имеющая аналогов в прежние годы, длительная и преждевременная, в семье и образовательных организациях) · Нерациональное освещение · Нерациональное использование ТСО и гаджетов: телевизор, компьютер, мобильный телефон, плейер · Нерациональный подбор мебели · Нерациональный подбор книг и наглядных пособий · Внеклассные занятия с гиподинамическим компонентом (рисование, музыка и проч.)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

Вследствие существенного ухудшения здоровья детей, в том числе вследствие роста школьной патологии роль оздоровительной работы в образовательных организациях (ОО) приобретает все большее значение.

Виды оздоровительной работы коллективов детей и подростков:

I. Летняя оздоровительная работа.

II. Оздоровление в образовательной организации во время учебного года, которое проводится согласно плану.

План оздоровительных мероприятий в образовательной организации:

II. Общие и специальные оздоровительные

III. Специальные лечебно-профилактические

IV. Оздоровление средовых факторов

Обучение детей-инвалидов

· В мире существует два основных способа обучения детей-инвалидов: 1) в коррекционных учреждениях (сегрегированное обучение) и в образовательных организациях общего типа (интегрированное обучение). Возможно обучение на дому.

· Европейские принципы гуманного отношения к инвалидам, в частности – это интегрированное обучение. Доказана высокая эффективность такого обучения и для больных и для здоровых детей.

В России действует 4 типа коррекционных учреждений для детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста:

I. для слепых и слабовидящих,

II. для глухих и слабослышащих,

III. для детей с двигательными нарушениями

IV. с психоневрологическими нарушениями

Медико-организационные аспекты обучения детей инвалидов в общеобразовательных организациях

· Обязательно наличие индивидуальной программы реабилитации (ИПР), в которой оговорен способ обучения ребенка и учреждение, даны основные рекомендации

· Программа составляется в Бюро МСЭ

Проблемы обучения детей инвалидов в ОО:

МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: почти полное отсутствие в ИПР гигиенических рекомендаций, для школьного врача и учителя – особенностей режима, учебной и трудовой деятельности, группы физического воспитания, рекомендаций по питанию и других аспектов, важных в отношении реабилитации ребенка, но не известных школьному врачу.

СРЕДОВЫЕ: отсутствие в школах лифтов, пандусов, подъемников, ряд других факторов создают непреодолимые трудности передвижения и интеграции в целом

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: сегрегация инвалидов – исключение их из социума здоровыми людьми, родителями

6. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ): ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ, УСЛОВИЯ, РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, МЕТОДЫ И КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – совокупность мер личности и государства, способствующая сохранению и укреплению здоровья человека и населения.

Государственный характер формирования здорового образа жизни регламентирован в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» (2011 г.)

Определение

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (ОБРАЗОВАНИЕ) – это комплекс мер государства, общества и личности по формированию знаний, навыков, умений и привычек, обеспечивающих гигиенически обоснованное поведение и потребность в здоровом образе жизни индивидуума и популяции в целом.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей:

…Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы, направленные на …… формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья … обеспечивается путем: … в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.

Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем … создания условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

Статья 79. Обязанности медицинских организаций .

Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи обязаны … проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.

Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь.

Первичная медико-санитарная помощь … включает в себя мероприятия по … формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Определения

МОТИВ (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

МОТИВА́ЦИЯ (от лат. movere) – побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, это способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация – есть совокупность мотивов.

Очень важно, во многом определяет успех.

Зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, специфики микросоциальной группы (детдом, город, село и проч.).

Виды мотивации

ВНЕШНЯЯ мотивация — обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. ВНУТРЕННЯЯ мотивация – связана с самим содержанием деятельности.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ и ОТРИЦАТЕЛЬНАЯмотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

УСТОЙЧИВАЯ и НЕУСТОЙЧИВАЯмотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Виды мотивов:

Мотив САМОУТВЕРЖДЕНИЯ — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.

ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек отождествляется с группой, живет ее проблемами, интересами и целями.

Мотив ИДЕНТИФИКАЦИИ С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ(особенно актуален для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей).

Мотив ВЛАСТИ — стремление индивида влиять на людей.

Мотив ДОСТИЖЕНИЯ — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности.

Мотив САМОРАЗВИТИЯ — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться, желание ощущать свою компетентность.

Внешние и внутренние мотивы

ВНУТРЕННИЕ (или процессуально-содержательные) мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

ВНЕШНИЕ мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности (стремление получить одобрение других людей, соображения престижа или избежание наказания). Без подкрепления внешних мотивов внутренними невозможно достичь максимального и/или длительного эффекта.

НЕГАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний в случае невыполнения, страх перед ними и стремление их избежать.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они «работают» только на период их действия.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ. ПОНЯТИЕ ШКОЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.

Введение в проблему

Несмотря на многочисленные декларации о приоритетах интересов детей, в современной России (с начала 90-х гг.) здоровье детей прогрессивно ухудшается:

· растут показатели заболеваемости, инвалидности детей, стабильно высокими остаются показатели смертности в группе детей старшего возраста

· уровень младенческой смертности остается выше, чем в европейских экономически развитых странах

· отмечается рост хронической патологии в ранних возрастных группах (болезни ЖКТ, ССС, почек, онкология и др.)

· увеличивается распространенность функциональных расстройств (особенно у младших школьников)

· остается высоким уровень социально обусловленной патологии среди детей и подростков: туберкулеза, заболеваний, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, наркомании, токсикомании и др.

· ухудшается репродуктивное здоровье подростков.

· вследствие гипотрофии и нарушений физического и умственного развития снижается готовность к службе армии юношей

Определения

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ – ведущий показатель общественного здоровья, отражающий число случаев заболеваний за год в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей). Заболеваемость различают первичную (или собственно заболеваемость) и общую (распространенность, болезненность)

ПЕРВИЧНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬотражает число случаев заболеваний, впервые зарегистрированных в данном году в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей)

ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ отражает число всех случаев заболеваний независимо от срока их возникновения, но по поводу которых больной обратился в данном году в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей)

ОСТРАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ– совокупность всех случаев «острых» заболеваний за отчетный период, включая ОРЗ, детские инфекции, осложнения, травмы и хирургические вмешательства в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей).

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОРАЖЕННОСТЬотражает число случаев заболеваний и функциональных отклонений (диагнозов по МКБ), выявленных в процессе медицинских осмотров в расчете на 100, 1000 или 10000 осмотренных (детей).

ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ– удельный вес лиц, не болевших в отчетном году, % от числа обследованных

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

источник