Меню Рубрики

Анализ заболеваемости детей до года

Здоровье населения является показателем внешнего и внутреннего социального благополучия, а также косвенным показателем национальной безопасности [2]. Состояние здоровья детей отражает уровень реализации биологического потенциала нации и является «зеркалом» происходящих в обществе процессов [10]. По мнению академика А. А. Баранова с соавт., режим воспроизводства населения во многих регионах Российской Федерации близок к критическому состоянию. Снижение уровня жизни, ухудшение общедоступности медицинской помощи проявилось в низких показателях рождаемости, стабилизации высоких показателей младенческой и детской смертности, отрицательном естественном приросте населения на большинстве территорий России, ухудшении качественных показателей здоровья детского населения [10]. На протяжении более чем 25-летнего периода сохраняются стойкие неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков в России. По данным Росстата, за 12 лет (2000–2011 гг.) первичная заболеваемость детей в возрасте 0–15 лет увеличилась на 32 % (с 146235,6 до 193 189,9 на 100 тыс. детского населения) [3,5,7]. Анализ детской заболеваемости позволяет объективно оценивать ситуацию в регионе, что способствует разработке современных подходов к их профилактике. Исходя из этого, целью настоящего исследования явилось изучение динамики показателей физического развития и распространенности заболеваний по данным обращаемости детей первого года жизни в амбулаторно-поликлиническом звене.

Материал и методы. Проведено изучение состояния здоровья детей первого года жизни, находившихся под наблюдением на базе ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №3» (г. Самара) за период 2012–2014 гг. Заболеваемость детей изучали по обращаемости в детскую поликлинику и путем клинического наблюдения в ходе исследования. Комплексная оценка состояния здоровья базировалась на заключениях специалистов по амбулаторной документации, на выписках из историй болезни стационаров, данных лабораторного и инструментального обследования. Для оценки основных тенденций в состоянии здоровья детей первого года использовали данные о распределении по группам здоровья на начало и конец учетного года, охвате грудным вскармливанием, заболеваемости.

Сравнительный анализ возрастной структуры детского населения на педиатрическом участке показал устойчивую тенденцию к повышению количества детей за период 2012–2014 гг. (с 815 до 835 человек). Обращают на себя внимание существенные различия динамики показателей: в 2014 г. в сравнении с 2012 и 2013 гг. количество детей первого года жизни увеличилось на 15 % (Рисунок 1).

Рис. 1. Возрастная структура детского населения на педиатрическом участке за период 2012–2014 гг.

Сравнительная оценка распределения новорожденных детей по группам риска выявила значительный рост количества новорожденных с риском развития патологии ЦНС и с риском внутриутробного инфицирования за период 2012–2014 гг., что связано с увеличением распространённости инфекционно-воспалительных заболеваний у женщин репродуктивного возраста, в том числе урогенитальной сферы. Согласно литературным источникам, заболеваемость новорожденных в раннем неонатальном периоде при наличии у матерей урогенитальной инфекции колеблется в пределах 50–100 % [4, 6]; в нашем исследовании – 85–95 %. Выявлен незначительный рост новорожденных с риском развития врожденных пороков органов и систем и наследственно обусловленных заболеваний с 40 % до 45 % (Таблица 1).

Распределение новорожденных детей по группам риска за период 2012–2014 гг.

источник

Состояние здоровья детского населения в настоящее время является важнейшим показателем качества работы здравоохранения и критерием оценки благополучия общества в целом [3, 5]. Несмотря на внедрение новых перинатальных технологий, которые способствовали снижению перинатальной и младенческой смертности, распространенность хронической патологии у детей, а также уровень детской инвалидности остаются практически неизменными [1, 2, 4, 6].
Совершенствование форм и методов охраны здоровья детского населения невозможно без углубленного и постоянного анализа информации о закономерностях формирования здоровья детей, оценки медико- демографических показателей, связанных с воспроизводством населения и качеством его здоровья в настоящем и будущем [7]. При этом учет региональных особенностей является необходимым условием рациональной организации деятельности системы здравоохранения на конкретной территории [8].
Целью настоящей работы стало изучение структуры заболеваемости детей первого года жизни в Кабардино-Балкарской республике (КБР).
Для реализации поставленной цели были изучены показатели заболеваемости детей первого года жизни по данным годовой отчетности формы №31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам» государственного учреждения здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр» Министерства здравоохранения КБР за период 2002-2012 гг. Проведен статистический анализ изученных показателей.
Результаты и их обсуждение.
Анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни за десятилетний период выявил стабильное преобладание болезней органов дыхания над остальной патологией. На этот класс болезней приходится 31,7- 39,2% от всех заболеваний. Удельный вес болезней органов дыхания в нозологической структуре за исследуемый период увеличился на 7,5% (Табл.1).
Таблица 1

Структура заболеваемости детей первого года жизни в КБР за 2002-2012 гг.

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Болезни глаза и его придаточного аппарата

Болезни уха и сосцевидного отростка

Болезни органов пищеварения

Болезни мочеполовой системы

Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде

Врожденные аномалии (пороки развития)

Травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин

Одной из характерных особенностей данного класса является то, что в его структуре основную долю занимают острые инфекции верхних дыхательных путей, грипп, пневмония, концентрация которых в течение исследуемого периода постепенно уменьшалась (98,7% в 2002 г. и 64,5% в 2012 г.).
На второй позиции в структуре заболеваемости детей первого года жизни находятся отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде. Их вклад за 10 лет уменьшился в 1,5 раза, составив в 2012 г. 17,6%, что является индикатором, отражающим совершенствование перинатальной и педиатрической помощи в республике.
Третье ранговое место в структуре заболеваемости детей первого года жизни занимают болезни нервной системы, составляя 9,8-11,3%.
Таким образом, доля трех рейтинговых классов болезней в нозологической структуре детей первого года жизни составляла 2/3 всей патологии.
Следует отметить, что в структуре болезней крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм, частота которых за 10 лет имела тенденцию к снижению, анемии занимают основную долю (97,6% в 2002г., 95,1% в 2007 г., 99,4% в 2012 г.).
Среди болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ лидирующие позиции занимает рахит. Вклад данной патологии за 10 лет увеличился на 10,6%, составив в 2012 г. 62,6%.
Выводы.
• В структуре заболеваемости детей первого года жизни за период 2002-2012 гг. первые ранговые места занимали болезни органов дыхания, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, болезни нервной системы, составив суммарно в 2012 г. 66,6% всей патологии.
• Частота болезней органов дыхания как ведущего класса за 10 лет увеличилась на 7,5%, что свидетельствует о необходимости совершенствования лечебно-профилактической работы у детей с данной патологией.
• В течение анализируемого периода увеличилась доля анемии в структуре болезней крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм, достигнув в 2012 году 99,4%.
• Рахит занимает лидирующие позиции среди болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, увеличив свой вклад за десятилетний период на 10,6%. Это диктует необходимость улучшения мер направленных на борьбу с анемией и рахитом у детей первого года жизни.

1. Анаева Л.А., Жетишев Р.А. Медико-социальный анализ демографических показателей Кабардино- Балкарии в XXI веке // Врач-аспирант. – 2012. – № 4.3 (53). – С. 411-416.
2. Анаева Л.А., Архестова Д.Р. Показатель общей инвалидности детей Кабардино-Балкарии // Перспектива – 2014: материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Т.II. – Нальчик: Каб-Балк. ун-т, 2014. – С. 249-252.
3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Основные тенденции здоровья детского населения России. – М.: Союз педиатров России, 2011. – 116 с.
4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Модестов А.А. Заболеваемость детского населения России. – М.: ПедиатрЪ, 2013. – 280 с.
5. Валиулина С.А., Винярская И.В. Состояние здоровья детей с позиции качества жизни // Вопросы современной педиатрии. – 2006. –Т.5. –С. 18-21.
6. Ермолаев Д.О. Медико-демографические проблемы формирования здоровья детского населения: дис. … докт. мед наук. – СПб. – 2004. – 446 с.
7. Михайлова Ю.В., Шестаков М.Г., Мирошникова Ю.В. и др. Предотвратимые потери здоровья населения как объект анализа // Экономика здравоохранения. – 2008. – №2. – С. 37-42.
8. Сеченева Л.В. Современные тенденции состояния здоровья детей и пути его улучшения на региональном уровне (на примере Новгородской области): Автореф. дис. … канд мед наук. – СПб. – 2007. – 18 с.

источник

Проведено исследование по формам 112у детей , рождённых в 2013 и 2014 году. Проведена оценка физического развития по центельным таблицам в возрасте первого года и заболеваемость этих детей по листу диспансеризации на первом году в зависимости от видов вскармливания. Полученные данные приведены ниже.

Заб-ия органов пищеварения

Заб-ия мочеполовой системы

Из таблицы видно, что в структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (ОРВИ). В число других заболеваний входит железодефицитная анемия. Железодефицитной анемией чаще всего болеют дети после 6 месяцев, здесь соотношение детей находящихся на грудном и искусственном вскармливании 1:1, так как после 6 месяцев материнское молоко полностью не удовлетворяет потребность организма в железе.

После выхода «Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни» в Российской Федерации 2011год, в поликлинике и на участке активизировалась работа по поощрению грудного вскармливания, регулярно проводятся конференции со средними медицинскими работниками, выпускаются санбюллетени, проводятся беседы в КЗР (кабинете здорового ребёнка) для родителей. Я решила выяснить, насколько эффективно и активно внедряется национальная программа в практику здравоохранения на примере педиатрического участка.

Я провела анализ Историй развития ребенка (Форма112-у) детей участка, родившихся в 20013 — 2014 г.г.

Цель исследования историй развития ребенка (по форме 112у): установить зависимость показателей физического развития и заболеваемости от вида вскармливания.

За 2 года на участке родилось 180 детей, из них:

  • — в 2013 году — 93
  • — в 2014 году — 87.

Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается снижение рождаемости.

Все дети были распределены по видам вскармливания.

Рис.2. Структура распределения детей первого года жизни по видам вскармливания в процентах

Анализируя данные, представленные на диаграммах, можно сказать, что не отмечено значительного роста числа детей, получающих грудь матери не менее 6 месяцев по сравнению с 2013 годом, однако снизился показатель детей, не получавших грудное молоко до 3 месяцев.

Отмечен рост после выхода приказа числа детей, получающих грудное молоко не менее 3 месяцев, что может свидетельствовать о целенаправленной работе, проводимой в родильных домах и в период новорожденности на педиатрическом участке по поддержке грудного вскармливания.

Рис.3. Сравнительная характеристика видов грудного вскармливания в 2014 году в процентах

Изучив динамику видов вскармливания на участке, я попыталась проанализировать зависимость между характером вскармливания на первом году жизни и показателями физического развития.

Мною были оценены показатели физического развития:

По центильным таблицам, данным, которые были зафиксированы в Историях развития ребенка (Форма 112-у) в возрасте 12 месяцев жизни.

Анализируя данные центильных таблиц, я распределила всех детей в 3 группы:

  • — среднее развитие (4 коридор)
  • — выше среднего (5,6,7 коридор)
  • — ниже среднего (1,2,3 коридор)

Полученные данные представлены в диаграммах:

Рис.4. Распределение детей по уровню развития (масса тела) в зависимости от вида вскармливания

Полученные данные свидетельствуют о высоком проценте детей, находящихся на грудном вскармливании, имеющих средние показатели нарастания массы тела, а на искусственном вскармливании больше детей имеют показатели ниже среднего (50%).

Рис. 5. Распределение детей по уровню развития (длина тела) в зависимости от вида вскармливания

Рис.6. Распределение детей по уровню развития (окружность груди) в зависимости от вида вскармливания

Полученные данные свидетельствуют о том, что на грудном вскармливании показатели роста имеют среднее развитие (68,4%), 33% детей на искусственном вскармливании имеют показатели роста выше среднего, что соответствует литературным данным.

Нарастание показателей окружности груди менее всего зависит от характера вскармливания. Определение уровня физического развития по отдельным показателям антропометрии оказалось более информативным, чем определение соматотипа, поскольку при определении соматотипа суммируются три показателя и в итоге у меня более 80% детей имели мезосоматотип на разных видах вскармливания. Поэтому я решила провести анализ по отдельным показателям антропометрии.

Анализируя гармоничность развития, мне удалось установить, что дети на искусственном вскармливании в 62% имеют дисгармоничное развитие, на грудном вскармливании дисгармоничное развитие наблюдается у 28% детей.

Рис. 7. Распределение детей по гармоничности развития на разных видах вскармливания

Следующим этапом анализа Историй развития ребенка, стало выявление уровня заболеваемости детей первого года жизни на участке в зависимости от вида вскармливания.

Индекс здоровья составил 24%. Средний показатель по городу Омску за 2014 год составляет 20%. У детей на искусственном вскармливании он составил 22,5%, а у детей на грудном вскармливании составил в среднем 24,5 %. Анализ полученных данных показал, что 42% детей, находящихся на грудном вскармливании страдают аллергическими заболеваниями (чаще всего атопический дерматит).

Считаю, что этот показатель можно снизить, если при проведении дородовых патронажей к беременным, новорожденным и детям грудного возраста более тщательно собирать анамнез, научить маму вести пищевой дневник, ознакомить с продуктами — облигатными аллергенами. У 16% детей на участке выявлен дисбактериоз, четкой зависимости от характера грудного вскармливания не прослеживается.

Читайте также:  Бак анализ расшифровка у детей

А вот кишечные инфекции и острые расстройства пищеварения у детей, которые находились на грудном вскармливании не менее 6 месяцев, встречаются в 2 раза реже, чем на искусственном вскармливании и у детей, получающих грудь матери только до 3 месяцев. Считаю, что в данных семьях необходимо больше внимания уделять при беседах вопросам:

  • — санитарного эпидемического режима
  • — правилам приготовления и хранения смесей
  • — правилам кормления продуктами детского консервированного питания
  • — правилам обработки бутылочек и сосок

Заболеваемость ОРВИ и отитом практически одинаково часто встречается у детей на грудном и искусственном вскармливании. При анализе заболеваемости железодефицитной анемией прослеживается четкая зависимость от характера вскармливания. Как видно из рисунка № 8, железодефицитная анемия (ЖДА) встречается почти в 2 раза чаще у детей на искусственном вскармливании и при раннем переводе на искусственное вскармливание.

Рис. 8. Заболеваемость на разных видах вскармливания (на сто детей)

Действительно, у детей, которые находились на грудном вскармливании, значительно реже встречаются аллергические заболевания.

источник

Пребывание ребенка в дошкольной образовательной организации, особенно на этапе адаптации, связано с повышенными рисками для здоровья, что обусловлено высокой контактностью дошкольников на фоне несовершенства иммунных реакций. Дети обмениваются бактериями и вирусами, и это является закономерным процессом, но при наслоении психологических проблем (эмоциональных переживаний, стресса от временного расставания с родными) или в периоды эпидемии высока вероятность возникновения карантинной опасности для всего коллектива. Систематический анализ детской заболеваемости в детском саду позволяет выявить эффективные варианты работы по направлению и улучшить показатели здоровья воспитанников.

В условиях нового времени, когда возрастное развитие ребенка затруднено множественными негативными факторами (пагубное воздействие окружающей среды, несоблюдение двигательного режима, несбалансированное питание, высокие эмоциональные риски), необходимость осуществления анализа заболеваемости и посещаемости детей в ДОУ за год и разработка соответствующих мер является острой необходимостью, способствующей повышению роли медицинского персонала и улучшение общего самочувствия воспитанников. Аналитическая работа по направлению предусматривает необходимость реализации нескольких организационных этапов:

  1. Воспитатели детских групп ежедневно фиксируют количество отсутствующих малышей, в том числе по болезни.
  2. Ежемесячно старшей медицинской сестрой (или ответственным сотрудником) ведется сбор учетно-отчетных данных по группам с обязательным выделением множественных показателей заболеваемости (количество заболевших, тип патологии, длительность диспансерного наблюдения).
  3. Результаты анализа и возможные причины недугов воспитанников систематически заслушиваются на медико-педагогическом совещании и обсуждаются на педсовете.

В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» вы найдете образец приказа и памятку для родителей

При анализе заболеваемости воспитанников детского сада следует принимать во внимание медицинские карты детей, контрольные карты диспансерного наблюдения, паспорт здравпункта и другие отчетные документы, составляемые на основании осуществляемого мониторинга. При определении цифровых показателей целесообразно применение сравнительного метода и корреляционного анализа, при этом при оценивании уровня детской заболеваемости учитываются:

  • общие показатели посещаемости в детском саду;
  • группы для занятий физкультурой;
  • перечень имеющихся патологий у воспитанников (анализ хронических заболеваний детей);
  • соматические заболевания;
  • заболеваемость по возрастам;
  • целевая деятельность профилактического характера по снижению заболеваемости детей ДОУ (и пропусков без причин);
  • система коррекционной работы по оздоровлению дошкольников.

При составлении аналитической справки посещаемости детей в детском саду, чтобы отследить эффективность реализуемых мер, стоит в обязательном порядке принимать во внимание аналогичные показатели за предыдущий отчетный период, что удобнее всего сделать на основании простой сравнительной таблицы, доступной для просмотра.

Не менее важно выделить список наиболее распространенных заболеваний дошкольников и перечень реализуемых профилактических мер — это поможет определить эффективность деятельности по направлению и возможности снижения рисков для здоровья воспитанников в период пребывания в детском саду и дома.

В рамках проведения комплексного анализа дополнительно необходимо акцентировать внимание на формулах расчета заболеваемости в детском саду, использование которых позволяет получить данные для целевых отчетов.

  1. План посещаемости (ПП) рассчитывается посредством умножения количества детей в детском саду по плану (КДП) на количество рабочих дней в месяце (РД). Таким образом, ПП = КДП*РД, например: при КПД 300 детей и 19 рабочим дням план посещаемости ДОУ на рассчитываемый месяц равен 5700 (300*19).
  2. Фактическая посещаемость детского сада (ФП) рассчитывается путем умножения количества детей, посещающих ДОУ (КДп), на количество рабочих дней (РД). Таким образом, ФП = КДп*РД, например: при условии посещения учреждение 270 детьми и 19 рабочих днях фактическая посещаемость составляет 5130 (270*19).
  3. Количество пропусков (КП) является разницей между показателям плана посещаемости и фактической посещаемости, а именно КП=ПП-ФП. В нашем примере количество пропусков составляет 570 (5700-5130).
  4. Число дней по заболеваемости (ЧДЗ) рассчитывается на основании справок о заболеваемости детей в ДОУ посредством простого исчисления пропущенных дней.
  5. Показатель заболеваемости на одного ребенка (ЗР) исчисляется посредством деления числа дней, пропущенных по заболеваемости (ЧДЗ), на количество детей в детском саду по плану (КДП), а именно: ЗР=ЧДЗ/КДП. Так, при 150 днях, пропущенных воспитанниками по болезни (что подтверждено справками), показатель заболеваемости составит 0,5 (150/300).
  6. Посещаемость детского сада ребенком (ПР) рассчитывается посредством деления показателя фактической посещаемости (ФП) на количество количества детей в детском саду по плану (КДП), а именно: ПР=ФП/КДП. Основываясь на ранее представленных расчетах, получаем посещаемость 17,1 (5130/300).
  7. Средний показатель посещаемости детьми ДОУ (СПД) рассчитывается посредством деления фактической посещаемости (ФП) на количество рабочих дней (РД). Таким образом, СПД =ФП/РД, в нашем случае — 270 (5130/19).

Данные формулы помогут не только в подготовке данных для тематического выступления на педсовете, но и при подготовке отчета о заболеваемости в детском саду за год, который должен быть дополнен данными о самых распространенных болезнях и комплексом соответствующих профилактических мер.

Одной из ключевых особенностей деятельности, осуществляемой в рамках анализа заболеваемости детей в детском саду, является составление сводной таблицы распространенных патологий, с которыми наиболее часто сталкиваются воспитанники и поиск возможностей для улучшения динамики. К числу часто фиксируемых детских патологий относятся следующие:

  1. ОРВИ и ОРЗ, первыми признаками проявления которых является озноб, ринит, кашель, повышение температуры тела, головная боль, слабость. Главной особенностью респираторных инфекций является высокая скорость передачи возбудителей, поэтому при появлении первых симптомов заболевшим малышам после оказания симптоматической помощи необходимо обеспечить диспансеризацию в медпункте до прихода родителей.
  2. Ветрянка, корь, краснуха, паротит. Для этих болезней (всех, кроме ветрянки) разработаны и успешно применяются вакцины. Прививки детям делают в поликлиниках, начиная с самого раннего возраста. Такие меры помогают не только снизить заболеваемость детей в ДОУ, но и свести к минимуму последствия, если ребенок все же заболевает. От ветрянки, самого часто встречающегося заболевания, до сих пор вакцины нет. Дети переносят этот недуг относительно легко, в редких случаях ребенка может беспокоить повышение температуры тела и слабость.
  3. Заболевания желудочно-кишечного тракта, занимающие особо значимое место в диаграмме заболеваемости детей в детском саду ввиду высоких рисков распространения и необходимости оперативного введения карантинного режима. Дошкольники преимущественно подвержены колитам и кишечным инфекциям. Последние очень опасны и переносятся детьми тяжело, требуют госпитализации в лечебное учреждение.
  4. Скарлатина, которая провоцируется стрептококковой инфекцией. Проводя анализ заболеваемости в детском саду, медики отмечают, что скарлатина также широко распространена. Болезнь проявляет себя остро: у ребенка поднимается температура до 40 градусов, появляется слабость, вялость, тошнота. На следующий день на теле дошкольника выступает сыпь характерного ярко-красного оттенка. Выздоровление наступает через 8-10 дней при должном уходе и соблюдении всех рекомендаций врача.
  5. Конъюнктивит — часто встречающееся заболевание среди воспитанников детского сада. Причина его банальна — грязные руки, пользование чужим полотенцем. Сопровождается покраснением глаз, жжением, гнойными выделениями.

Мониторинг посещаемости детей в ДОУ с последующим анализом медицинской документации позволяет выдвинуть эти болезни на первый план, однако педагогическому составу и руководителям не стоит забывать и про другие патологии, риски развития которых остаются особо актуальными на этапах раннего возрастного развития. Для большинства дошкольников сохраняются высокие риски развития плоскостопия, нарушения осанки, отита, ангины, гайморита, ларингита, а также комплексных костно-мышечных поражений, связанных с бытовым травматизмом и неаккуратностью, что обуславливает необходимость реализации обширного комплекса профилактической работы.

Проведение аналитической работы по выявлению уровня заболеваемости воспитанников призвано помочь педагогическому коллективу принять решение, как снизить заболеваемость в детском саду, реализуя комплекс мероприятий профилактического характера. Ключевая задача — выявить факторы, повышающие риски инфицирования детей, к числу которых первоочередно относятся следующие:

  1. Начало посещения детского сада (первичный адаптационный период или после длительного перерыва), когда в связи с множественными внешними возбудителями иммунные силы детского организма частично ослабевают, что в свою очередь на фоне физической или эмоциональной усталости может привести к заражению болезнями инфекционной этиологии или обострению хронических патологий.
  2. Ведение малоподвижного образа жизни в семье — у дошкольников, которые бесконтрольно используют гаджеты, наблюдается ухудшение зрения, первичные признаки сколиоза, низкие показатели физического развития.
  3. Слабый иммунитет, что обусловлено несбалансированным питанием, несоблюдением рекомендуемого режима активности и отдыха, отсутствием в ежедневном графике простейших элементов закаливания.
  4. Сезонные или ситуативные риски эпидемии.
  5. Несбалансированное питание в связи несоответствием содержания домашнего рациона меню детского сада.

Факторов, несущих риски для здоровья воспитанников, гораздо больше, поэтому анализ заболеваемости в детском саду с последующей разработкой комплекса мер для снижения тревожных показателей является обязательным направлением организационной работы. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста предусматривает выявление причин ухудшения здоровья воспитанников и разработки мер по их предупреждению, соблюдение санитарно-гигиенических требований, реализацию профилактических мероприятий, формирование у малышей навыков ведения здорового образа жизни и углублении знаний о состоянии здоровья.

Улучшению динамики состояния здоровья воспитанников способствует реализация следующих мероприятий:

  1. Обеспечение медико-педагогической поддержки воспитательного процесса (организация тематических бесед с родителями, оформление уголков здоровья, реализация эпидемиологических мер при возрастании карантинной угрозы).
  2. Поддержание оптимального микроклимата помещений (контроль температурного режима, кварцевание групп).
  3. Витаминизация блюд.
  4. Соблюдение режимных моментов (закаливание, прогулка, утренняя гимнастика).

Важным мероприятием по снижению заболеваемости в детском саду является повышение двигательной активности. От полноты реализации физиологической потребности дошкольника в движении зависит многое — развитие эмоций, мышление, восприятие, развитие памяти. Занимаясь оздоровительной работой, педагогам важно организовать режим дня детей. Следует избегать торопливости. Одно занятие в средней группе может длится 25 минут, а другое — 15 минут. Продолжительность зависит от сложности усвоения материала. Ориентироваться необходимо на работоспособность дошкольников, их заинтересованность в занятии.

С целью укрепления здоровья и активизации защитных сил детского организма в детских садах рекомендовано проведение:

  1. Физкультурных занятий в режимных моментах (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки).
  2. Целевых занятий физической культурой, включающих оздоровительный бег, корректирующие упражнения для профилактики сколиоза и плоскостопия.
  3. Закаливающих мероприятий (полоскание горла, мытье рук до локтя, хождение босиком по «дорожкам здоровья», контрастные воздушные ванны).
  4. Дней здоровья, спортивных праздников.

В ДОУ всегда присутствуют дети, болеющие чаще других. Для них с целью снижения заболеваемости организуется щадящий оздоровительный режим. Создается благоприятный психологический микроклимат, увеличивается продолжительность дневного сна, строго соблюдается режим чередования подвижных и спокойных игр, меняются сферы деятельности, в летнее время года максимальное пребывание на улице, на свежем воздухе.

Важное звено в системе физического воспитания дошкольников принадлежит закаливанию. Закаливание также способствует снижению заболеваемости детей в ДОУ и служит мерой профилактики. Хорошо приучать детей не просто к низким температурам, а к перепадам температурного режима, поочередно воздействуя то теплом, то холодом. Особенно полезен для дошкольников контрастный душ. Также закаливанию способствуют упражнения на свежем воздухе, ходьба босиком, одежда, соответствующая погодным условиям. Можно приучать воспитанников ходить босиком по дорожке до кровати перед дневным сном. Физкультурные занятия, утреннюю гимнастику лучше проводить босиком (сначала в носочках, потом снимать). Благодаря воздушным и водным процедурам можно снизить заболеваемость детей детского сада более чем на 40-45 %.

источник

Лазарева Л.А. 1 , Гордеева Е.В. 2

1 кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 2 старшая медицинская сестра гастроэнтерологического отделения ГБУЗ СО «Самарская городская детская клиническая больница № 1 им. Н.Н.Ивановой»

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ БОЛЕЗНЯМИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

В России состояние здоровья детей и подростков характеризуется тенденцией к росту заболеваемости по ряду нозологических форм, значительной распространенностью хронических заболеваний, снижением качества здоровья детей. Заболевания органов пищеварения у детей занимают ведущее место в структуре соматической патологии детского возраста. На основании статистических отчетов Самарской городской детской клинической больницы №1 им. Н.Н.Ивановой анализируется заболеваемость детей и подростков с патологией пищеварительной системы. Установлено, что в структуре заболеваний у детей ведущее место принадлежит функциональным расстройствам, у подростков – гастродуоденальной патологии. Выявлены гендерные различия, сезонность, определены факторы снижения заболеваемости.

Ключевые слова: заболеваемость, дети, подростки, органы пищеварения.

Lazareva L.A. 1 , Gordeeva E.V. 2

1 MD, assistant Professor of Department of nursing Samara state medical University, Samara, 2 head nurse, gastroenterology Department Samara city children clinical hospital №1 named after N.N.Ivanova

ANALYSIS OF DIGESTIVE APPARATUS DISEASE INCIDENCE AMONG CHILDREN AND ADOLESCENTS

In Russia, the state of health among children and adolescents is characterized by a tendency to increase as far as some chronic diseases are concerned, as well as by the deterioration in the quality of children’s health. Diseases of the digestive system take a leading place in the structure of somatic pathologies among childhood. On the basis of statistical reports of the Samara City Children’s Hospital №1 named after N.N.Ivanova, we analyzed the incidence of diseases among children and adolescents who suffer from disorders of the digestive system. It was found that the leading place in the structure of diseases among children belongs to functional disorders, among adolescents – to gastroduodenal pathologies. We discuss certain gender differences, seasonality, identify the factors that reduce the incidence of diseases.

Keywords: morbidity, children, adolescents, the digestive system.

Читайте также:  Басни михалкова для детей анализ

Важным показателем, характеризующим благополучие общества и государства, как в краткосрочной перспективе, так и в прогнозе на будущее, является состояние здоровья детей и подростков. В настоящее время все чаще публикуются данные об ухудшении здоровья подрастающего поколения.

Патология органов желудочно-кишечного тракта у детей – одна из составляющих серьезной проблемы здоровья подрастающего поколения России [1]. Приоритетными факторами риска болезней органов пищеварения в современных условиях определены наследственная отягощенность, алиментарный риск, риск стрессовых и конфликтных ситуаций в семье и в образовательном учреждении, курение и раннее употребление алкоголя среди детей и подростков, а также экологический риск. Частота заболеваний органов пищеварения за последние годы возросла с 8000 до 12 000 на 100 000 детского населения [3].

Целью работы явился анализ динамики основных показателей заболеваемости органов пищеварения у детей и подростков.

Исследование проводилось на базе гастроэнтерологического отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская детская клиническая больница № 1 им. Н.Н.Ивановой» (ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой»), в котором проходят лечение пациенты в возрасте от 3 месяцев до 18 лет. Материалами для изучения заболеваемости детей и подростков болезнями органов пищеварения послужили отчеты медицинской организации за 2014-2015 гг.: форма №14 «Сведения о деятельности стационара», форма №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении».

Анализ гендерного состава показал, что девочки составили 53,7%, мальчики – 46,3%. Обращаемость в медицинскую организацию девочек в 1,1 раза превосходила обращаемость мальчиков. В возрастной структуре госпитализированных больных отмечалось наличие детей до 3 лет, в процентном отношении их количество составило 13,2 % от общего числа больных. От 4 до 10 лет среди, направленных на лечение в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой», детей было 38,5%, подростков в возрастной группе от 11 до 18 лет наблюдалось 48,3%. Это подтверждает тот факт, что в возрастном аспекте формирование гастроэнтерологической патологии происходит в основном в 5-6 лет и в 9-12 лет в период наиболее интенсивных морфофункциональных изменений в детском организме. Ранний дебют многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, которые до недавнего времени являлись прерогативой взрослого населения, определяют и особенности их клинической картины, значительно отличающейся от таковой у детей более старшего возраста и взрослых пациентов. На смену манифестной картине заболеваний все чаще приходит их атипичное течение, что приводит к ошибкам в диагностике, несвоевременному выявлению патологии и назначению патогенетической терапии, а следовательно, к неизбежной хронизации процесса и раннему формированию осложнений [4].

В возрастной структуре до 3 лет преобладали мальчики (12,7%) над девочками (10,0%). В возрасте 4-10 лет болезни органов пищеварения встречались с одинаковой частотой среди представителей обоего пола (мальчики 34,5%, девочки 34,7%). В возрастной категории 11-18 лет удельный вес девушек превалировал (55,3%) над юношами (52,8%).

В гастроэнтерологическом отделении медицинскую помощь получают не только пациенты, поступившие из городских округов и сельских районов Самарской области (70,2%), но и приезжие дети и подростки из других регионов Приволжского федерального округа и стран ближнего зарубежья (29,8%), из них пациенты из Республики Казахстан составили 5,1%. Данный факт мы объясняем тем, что отделение в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им.Н.Н.Ивановой» функционирует с 1988 года и на базе отделения создан гастроэнтерологический центр. За этот период накоплен значительный опыт стационарного лечения болезней органов пищеварения с использованием принципов лечебного питания, медикаментозной терапии с учетом современных международных требований и стандартов лечения, широких возможностей физиотерапевтического лечения.

В структуре заболеваний органов пищеварения ведущее место занимали эрозивный гастрит – 34,5%. На втором месте по частоте госпитализаций были пациенты с дуоденитами и гастродуоденитами (26,3%). В Российской Федерации по распространенности болезней желудочно-кишечного тракта на первом месте также находятся гастриты и дуодениты. За ними с отрывом в 1,4 раза следовали больные, обратившиеся по поводу запоров (18,4%). Причиной госпитализации каждого восьмого ребенка была болезнь Крона (12,1%). Удельный вес пациентов с язвенной болезнью желудка и 12-ти перстной кишки составил 7,6%. 1,1% больных, поступивших в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой», страдали неинфекционным колитом (рис. 1).

Рис. 1 – Структура заболеваний органов пищеварения по данным обращаемости в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой» (в %)

Нами проанализирована заболеваемость болезнями органов пищеварения в возрастном аспекте. В составе поводов для оказания медицинской помощи детям лидировали запоры (30,1%). Более четверти времени работы ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой» тратилось на лечение эрозивного гастрита (26,4%). Третье и четвертое места в структуре поделили болезнь Крона (19,7%) и дуоденитами с гастродуоденитами (19,5%). Доля случаев лечения у детей язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки превышала 3,0%. 1,3% детей лечились в медицинской организации от неинфекционного колита. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области частота заболеваний органов пищеварения в 2005 году составляла 9595,9 на 100 тыс. детей, то в 2014 году она составила 9711,9 на 100 тыс. детей.

Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что заболеваемость детей в возрасте 15-17 лет по классу болезни органов пищеварения возросла с 5943,5 на 100 тыс. детей в 2005 году до 8064,4 на 100 тыс. детей в 2014 году [3]. Среди подростков, госпитализированных в ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой», превалировали страдающие эрозивными гастритами (41,2%). Каждый третий пациент поступал с дуоденитами и гастродуоденитами (31,8%). Каждый девятый подросток проходит курс лечения по поводу язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки (11,2%), в 1,3 раза ниже удельный вес пациентов с запорами (8,6%). У подростков 6,2% случаев приходилось на долю болезни Крона, 1,0% – на неинфекционный колит. Таким образом, структура заболеваемости подростков отличалась от детей.

Сезонная нагрузка по объему, обратившихся в гастроэнтерологическое отделение, за 2014-2015 годы не имела существенных различий. Суммируя долю обратившихся за медицинской помощью детей и подростков по месяцам одного года, можно отметить, что в зимний период поступало 25,5% всех пациентов, осенью – 33,4%, весной – 29,7%, летом – 11,4% от общего числа поступлений за год. Уменьшение количества пациентов в летний период связано с массовым отъездом детей и подростков в оздоровительные лагеря, санаторно-курортные организации, на летний отдых.

За период исследований увеличилась заболеваемость эрозивным гастритом с 31,1% до 37,2%, в 2 раза возросла обращаемость детей по поводу запоров (с 12,2% до 25,3%). В то же время отмечалось снижение обращаемости на стационарное лечение пациентов с язвенной болезнью желудка и 12-ти перстной кишки (с 8,6% до 6,3%). По остальным нозологическим формам гастроэнтерологическая заболеваемость практически не изменилась.

Динамика показателей заболеваемости органов пищеварения у детей и подростков на основании статистических отчетов ГБУЗ СО «СГДКБ №1 им. Н.Н.Ивановой» позволяет предположить наличие дефектов в организации и проведении диспансеризации данного контингента в амбулаторно-поликлинических учреждениях, а также низкой медицинской активности семей.

Приоритетами в снижении патологии желудочно-кишечного тракта среди детского населения являются: непрерывное наблюдение за детьми в возрасте от 0 до 18 лет, формирование у них позитивных ориентаций на здоровый образ жизни, своевременное выявление начальных симптомов заболевания, лечение рецидивов и предупреждение хронизации процесса, внедрение новых технологий в реабилитацию детей с гастроэнтерологической патологией.

Список литературы/ References

  1. Авдеева Т.Г. Детская гастроэнтерология: руководство (Серия «Библиотека врача-специалиста») /Т.Г. Авдеева, Ю.В. Рябухин, Л.П. Парменова, Н.Ю. Крутикова, Л.А. Жлобницкая. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 192 с.
  2. Здравоохранение в России. 2015. Стат.сб./Росстат. – М., 2015. – 174 с.
  3. Кильдиярова Р.Р. Наглядная детская гастроэнтерология и гепатология: учебное пособие /Р.Р.Кильдиярова, Ю.Ф. Лобанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 124 с.
  4. Цветкова Л.Н. Гастроэнтерологическая патология у детей: патоморфоз заболеваний и совершенствование методов диагностики на современном этапе /Л.Н.Цветкова, О.А.Горячева, П.М.Цветков, А.Н.Гуреев, Т.А.Малицына // Материалы XVIII Конгресса детских гастроэнтерологов. – М. – 2011. – С. 5–8.

Список литературы на английском языке / References in English

источник

ирина кормакова
Анализ заболеваемости за 2015 год

Состояние здоровья детей оценивалось согласно приказу Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.92 № 186 / 272.

За счет эффективных методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми и оздоровительных мероприятий, замены бактерицидных ламп в групповых помещениях с 2010 года часто болеющих детей в Детском саду не стало.

Сравнительная таблица групп здоровья

Из данной таблицы видно, что уровень состояния здоровья детей стало улучшаться в сравнении с прошлым годом. Уменьшилось количество детей с 1 группой здоровья (на 1,17%). Количество детей с 2 группой здоровья увеличилось на 3,75%, а с 3 и 4 группой здоровья нет.

Анализ данных по посещаемости

Год Посещаемость (на 1 ребенка) Общие пропуски (на 1 ребенка) Пропуски по болезни (в случаях, в днях)

Таким образом, за последнее время наблюдается уменьшение процента посещаемости детьми детского сада и уменьшается число пропусков по болезни, но остается по-прежнему много пропусков по прочим причинам

Сравнительная таблица групп для занятий физической культурой

Диаграмма «Группы для занятий физической культурой»

Из данной таблицы видно, что количество детей с основной группой увеличилось (на 3,1%, с подготовительной и специальной группой здоровья нет

Перечень имеющихся патологий у детей.

тубинфицированные 21 12 10

Заболевания крови — — —

онкозаболевания — — —

Анализ таблицы позволил выявить тенденцию уменьшения количества детей с заболеваниями органов зрения, нервная система, виражные, тубинфицированные.

Таблица соматической заболеваемости

ясли сад ясли сад всего всего ясли сад всего

Количество детей 97 95 102

Общая 21 127 83 147 230 148 78 142 220

1 ОРЗ 11 66 64 90 154 77 42 85 137

5 Отит, коньюктивит 2 8 2 6 8 10 2 5 7

6 бронхит 1 11 4 9 13 12 4 1 5

7 прочее 7 36 12 37 49 43 15 32 47

10 ветрянка 3 — — — 3 5 19 24

В результате анализа заболеваемости в сравнении с прошлым годом уменьшилось количество заболеваний ОРЗ (на 17 случаев, бронхит (на 7 случаев). А на 1000 человек показатель общей заболеваемости уменьшился –2156, по сравнению с прошлым годом – 2371; и показатель острой заболеваемости уменьшился -1343, по сравнению с прошлым годом – 1587.

Физическое развитие детей

Количество детей 96 97 102

Гармоничное развитие 96 97 —

В т. ч. с недостаточ. массой — — —

Низкое физическое развитие — — —

Анализ физического развития детей показал, что количество детей с гармоничным физическим развитием выросло на протяжении 3 последних лет. Случаев травматизма в детском саду за последние 3 года не было.

Вывод: повышению роста физического развития детей Детского сада способствуют:

1. Использование разнообразных форм (активных, интерактивных) по взаимодействию с семьей по вопросам физического развития детей.

2. Систематическое проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий.

3. Улучшение материальной базы Детского сада.

Анализ деятельности МАДОУ за 2015–2016 учебный год I. Общая характеристика учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Буратино» г. Гая Оренбургской.

Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015–2016 годы Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015-2016гг. Учитель-логопед Старосельцева Л. В. ЦЕЛЬ: Своевременное оказание коррекционной помощи.

Анализ работы детского сада за 2015–2016 учебный год 1.1. Анализ работы по годовым задачам. В 2015-2016учебном году детский сад работал по основной образовательной программе дошкольного образования.

Анализ работы МКДОУ за 2015–2016 учебный год В 2015-2016 учебном году МКДОУ «Куртамышский детский сад №8» продолжал работать в режиме создания условий для перехода на новую образовательную.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (начало) Продолжение Стратегия ОУ Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Успешная работа воспитателя – это комплексный.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (продолжение) Начало Большое значение в работе педагога имеет их участие в различных конкурсах. Про-шедший год показал положительную динамику в данном.

Анализ работы педагога-психолога за 2015 2016 учебный год Работа велась по намеченному рабочему плану на 2015 /2016 учебный год. МБДОУ ДС «Алёнка» Баяшкина Оксана Николаевна В текущем учебном.

Анализ работы подготовительной группы за 2014–2015 год Общая характеристика группы «Рябинка В группе 23 человека, из них 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст детей от 5 до 7 лет. 11 детей нашей.

Анализ работы за 2015–2016 учебный год Анализ работы МБДОУ «Детский сад №___» за 2015-2016 учебный годОсновными направлениями деятельности коллектива МБДОУ в 2015/16уч. г. были:.

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2015–2016 г. УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН.

источник

В детском саду «Улыбка» функционирует пять групп дошкольного возраста. Общее санитарное состояние учреждения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой, воздушный режим соответствует нормам.

Читайте также:  Берггольц пусть голосуют дети анализ

Ежемесячно старшей медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболевания детей заслушались на медико-педагогическом совещании и обсуждаются на педсовете.

В период с 1.08.16 по 31.12.2016года детский сад должны были посетить 12642 ребенка. Посетили 7277 детей. Не посетили 5363 ребенка. Пропустили по болезни 2225 детей. По другим причинам 3110 детей не посетили.

Дети болели в основном ОРЗ, ОРВИ, осложненными трахеитами, бронхитами. Четыре ребенка находятся в детском саду с диагнозом бронхиальная астма, обострение болезни происходит в период эпидемии.

Анализ заболеваемости воспитанников МКДОУ «Детский сад «Улыбка»

В детском саду «Улыбка» функционирует пять групп дошкольного возраста. Общее санитарное состояние учреждения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой, воздушный режим соответствует нормам.

Ежемесячно старшей медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболевания детей заслушались на медико-педагогическом совещании и обсуждаются на педсовете.

В период с 1.08.16 по 31.12.2016года детский сад должны были посетить 12642 ребенка. Посетили 7277 детей. Не посетили 5363 ребенка. Пропустили по болезни 2225 детей. По другим причинам 3110 детей не посетили.

Дети болели в основном ОРЗ, ОРВИ, осложненными трахеитами, бронхитами. Четыре ребенка находятся в детском саду с диагнозом бронхиальная астма, обострение болезни происходит в период эпидемии.

1.Всплеск заболеваемости связан с началом посещаемости ребенком детского учреждения , когда он вступает в контакт с большим числом потенциальных разносчиков инфекции.

2.Малоподвижный образ жизни в семье. Чаще всего родители занимают детей просмотром мультфильмов и компьютерными играми, не ограничивая их по времени.

3.Слабый иммунитет. Дети попросту не готовы эффективно противостоять инфекциям. Здоровый образ жизни и правильное питание – вот первые доступные шаги по укреплению иммунитета.

4.Эпидемии. Повышение заболеваемости в декабре месяце было связано с вспышкой ОРВИ в нашем городе.

5.Неправильное питание. Даже посещая детские дошкольные учреждения, в которых все продукты строго нормируются и их сбалансированность просчитывается, малыши всё равно попадают в группу риска. Причина – неправильное питание детей дома.

Причины пропусков без причины:

1.Отдаленность детского сада от места проживания детей.

2.При низкой температуре родители оставляют детей дома.

Проводимая работа по снижению заболеваемости и пропусков без причин:

1.Беседы с родителями. Консультации в уголок.

2. Проведение профилактических мероприятий во время эпидемиологического режима согласно плану учреждения.

4.Решена проблема по устранению температурного нарушения в группах учреждения (декабрь)

5.Ведение мониторинга теплового режима и утреннего приема детей.

6.Витаминизация (соки, фрукты, третье блюдо- аскорбинка)

8.Выполнение режимных моментов (закаливание, прогулка, утренняя гимнастика….

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудована группа для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы.

и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников

  1. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
  2. Комплексы по профилактике плоскостопия
  3. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
  4. Дыхательная гимнастика
  5. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
  6. Прогулки + динамический час
  7. Закаливание:
  • Сон без маек
  • Ходьба босиком
  • Обширное умывание

8. Оптимальный двигательный режим

Упражнения на коррекцию плоскостопия

Упражнения на коррекцию сколиоза

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок во все времена года
  • Занятия утренней гимнастикой и физкультурой

Обеспечение реализации основных направлений работы ДОУ

Модель стратегии и тактики работы инструктора по физической культуре с родителями

Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)

Выделения групп риска (по результатам исследования)

Наглядная агитация (стенды, памятки)

3 этап-работа с группой риска

Выявление проблемы (беседы, наблюдения, тесты, опросы)

Коррекция родительских установок (тренинги, беседы)

4этап — индивидуальная работа

Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания

Консультативная индивидуальная помощь

Выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения)

Совместные мероприятия, проекты

Дискуссии (совместное обсуждение проблем)

Совместное обсуждение планов на будущее

Для снижения заболеваемости и пропусков в детском саду мною были проведены консультации с родителями в группах, где часто болеют дети: «Здоровые дети- в здоровой семье », «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить», «Закаливание в домашних условиях» , «Зимние прогулки с детьми» и т.д. Родителям были предоставлены комплексы упражнений для закаливания, были показаны презентация «Ритмическая гимнастика в детском саду» и мастер-класс по ритмической гимнастике; презентация «Физкультура в детском саду» и показано занятие по физической культуре детей старшего дошкольного возраста. Разработала долгосрочный проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» в котором родители принимали активное участие, совместно с родителями мастерили тропинку здоровья и многое другое.

Опыт работы по снижению заболеваемости и оздоровительная работа МДОУ Детский сад «Родничок».

Содержание:Анализ эффективности управления и руководстваАнализ кадрового обеспеченияАнализ программно-методического обеспеченияАнализ качества методической работы за 2013-2014 учебный годВведение ФГОС.

Анализ удовлетворенности родителей МКДОУ детский сад «Березка» в 2013-2014 учебном году.

Приоритетное направление работы в МКДОУ Девицком детском саду «Улыбка» в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.Презентация и текст к презентации.

Основная образовательная программа Семилукского муниципального района разработана на основе программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. Она основы.

Анализ результатов педагогической деятельности воспитателей и узких специалистов МКДОУ «Золотой петушок» за 3 уч. года.

laquo;Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, и в этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.Поэтому это сотрудниче.

источник

Первого года жизни

Грудное вскармливание детей

Состояние здоровья новорожденных

Состояние здоровья детей

Использование средств контрацепции

Численность женщин, применявших внутриматочные спирали
всего, человек
на 1000 женщин 15-49 лет 94,8 91,3 89,4 82,7 85,2
Численность женщин, применявших гормональную контрацепцию
всего, человек
на 1000 женщин 15-49 лет 78,5 89,0 90,8 94,8 102,7
Родилось детей больными или заболели (массой тела 1000 г и более):
всего, человек
в процентах от числа родившихся живыми 26,0 25,3 25,4 23,7 23,4
в том числе с заболеваниями:
врожденные аномалии
всего, человек
в процентах от числа родившихся живыми 2,2 1,9 1,8 1,7 1,8
отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде
всего, человек
в процентах от числа родившихся живыми 28,5 29,4 35,9 33,8 33,1
Из общего числа детей, родившихся живыми – недоношенные:
всего, человек
в процентах от числа родившихся живыми 3,9 3,5 4,1 4,2 3,8

(численность детей, находившихся на грудном вскармливании)

От 3 до 6 месяцев От 6 месяцев до 1 года
Всего, человек в % к числу детей, достигших в отчетном году возраста 1 год Всего, человек в % к числу детей, достигших в отчетном году возраста 1 год
39,7 22,7
39,3 23,4
42,2 22,9
28,4 18,1
41,0 22,4

по основным классам и группам болезней

Всего, человек
Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни
в том числе:
инфекционные и паразитарные болезни
в том числе кишечные инфекции
болезни эндокринной системы расстройства питания, нарушения обмена веществ
в том числе рахит
болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
в том числе анемия
болезни нервной системы
в том числе детский церебральный паралич
болезни глаза и его придаточного аппарата
болезни уха и сосцевидного отростка
болезни органов дыхания
болезни органов пищеварения
болезни мочеполовой системы
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения
отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде
травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 498 ; Нарушение авторских прав? ;

источник

Анализ состояния здоровья, физического развития воспитанников и медицинского сопровождения образовательного процесса

Сравнительный анализ заболеваемости детей

Заболеваемость детей в случаях

Пропущено дней по болезни

Пропуски на 1 ребенка по болезни

Посещаемость детей (детодни)

Сравнительная таблица групп здоровья детей по учебным годам

Представленные цифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет соматические заболевания. Несмотря на понятные всем причины роста заболеваемости

детей (экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета и др.), которые носят объективный характер, необходимо:

  • укреплять здоровье наших воспитанников комплексными средствами оздоровления;
  • повышать уровень физической подготовленности детей;
  • снижать количество детей с отклонениями в психофизическом развитии и соматическими заболеваниями.

Сравнительный анализ степени тяжести адаптации вновь поступивших детей к условиям детского сада

В дошкольном учреждении создана система социальной адаптации вновь прибывших детей к условиям дошкольного образовательного учреж­дения, которая направлена на создание благоприятных психолого-педагоги­ческих условий, способствующих успешной адаптации детей к детскому саду.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап – подготовительный. (до прихода ребенка в ДОУ) На данном этапе, главная задача — помочь родителям посредством консультаций, информации на сайте ДОУ создать условия ребенку дома, которые помогут безболез­ненно адаптироваться ему в детскому саду.

II этап – основной. Главная задача – создание положительного образа вос­питателя. На данном этапе происходит становление доверительных отноше­ний (родитель – ребенок – педагог). Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отно­шения.

III этап – заключительный. Ребёнок начинает посещать детский сад.

Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла легко, педагоги делают следующее:

  • создают эмоционально благоприятную атмосферу в группе;
  • работают с родителями еще до поступления ребенка в детский сад;
  • правильно организуют в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок» и обязательно включают игры и уп­ражнения.

На каждого ребенка заполняется адаптационный лист. Результатом на­блюдения становится:

  • заключение о степени адаптации ребенка к МАДОУ Д/С «СКАЗКА» (легкая, средняя, тя­желая); даются рекомендации по организации помощи детям;
  • разработка индивидуального режима в период адаптации;
  • создание условий для благоприятного течения периода адаптации.

Оздоровительно-профилактическая cистема оздоровительной работы включает в себя 5 блоков:

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности детей в детском саду.
  2. Реализация системы оздоровительно-профилактической работы.
  3. Организация сбалансированного питания.
  4. Реализация системы физкультурно-оздоровительной работы.
  5. Пропаганда основ здорового образа жизни для всех участников образовательного процесса.

В детском саду разработан и реализуется комплекс оздоровительных мероприятий, позволяющих решать проблемы здоровья детей с учетом их возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей личности ребенка. В составе комплекса мероприятий:

  • оценка состояния здоровья детей при постоянном и ежедневном контроле;
  • проведение фильтров;
  • совместные обходы групп руководителями всех служб дошкольного образовательного учреждения;
  • обеспечение сбалансированного питания.

При организации образовательного процесса в детском саду соблюдается режим дня воспитанников, 2 раза в день проводятся прогулки, игры различной степени подвижности на свежем воздухе, выполняются требования к учебной нагрузке и организации двигательной активности с учетом группы здоровья ребенка.

Учитывая принцип здоровьесбережения образовательного процесса в условиях нашего детского сада, в течение дня предусматривается оздоровительные мероприятия: физкультминутки, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, закаливающие процедуры.

В летне-оздоровительный период проводится ежедневный утренний приём детей и зарядка на улице, увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе с соблюдением питьевого режима, принятие солнечных и воздушных ванн, хождение босиком и использование детских бассейнов, гигиеническое умывание и мытьё ног, дневной сон в режиме проветривания в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13.

МАДОУ д/с «Сказка» обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в дошкольном образовательном учреждении по нормам, установленным действующим законодательством.

В детском саду установлено 4-разовое питание детей по 10-дневному цикличному меню с учетом сезонного наличия и качества овощей и фруктов, разработанному технологом по питанию МКУ «Управление образования» в соответствии с натуральными нормами, рекомендованными СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. и согласованным специалистами Роспотребнадзора.

В учреждении проводится систематическая работа по укреплению иммунитета и оздоровлению детей:

Профилактические мероприятия

Паратитно-коревая – 36 детей

Витаминизация третьего блюда — весь год

Санация очагов инфекции в носоглотке (оксолиновая мазь) –февраль

Ревит, аскорбиновая кислота- ежедневно

Кислородный коктейль — октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель

Чеснок на столах в период повышения заболеваниями ОРВИ и гриппа

Полоскание полости рта морской солью, отваром трав – октябрь-ноябрь

Облучение групп бактерицидными лампами «Ариед»

Ежедневное использование массажных ковриков в группах

Ежедневное проведение профилактических осмотров на педикулёз в группах

Выводы: Уровень медицинского сопровождения образовательного процесса и оздоровительной деятельности на данном этапе можно оценить как достаточный, но необходимо совершенствовать систему профилактических мероприятий в ДОУ, активизировать работу с семьей по пропаганде здорового образа жизни.

источник