Меню Рубрики

Анализ заболеваемости детей 1 года жизни

Здоровье населения является показателем внешнего и внутреннего социального благополучия, а также косвенным показателем национальной безопасности [2]. Состояние здоровья детей отражает уровень реализации биологического потенциала нации и является «зеркалом» происходящих в обществе процессов [10]. По мнению академика А. А. Баранова с соавт., режим воспроизводства населения во многих регионах Российской Федерации близок к критическому состоянию. Снижение уровня жизни, ухудшение общедоступности медицинской помощи проявилось в низких показателях рождаемости, стабилизации высоких показателей младенческой и детской смертности, отрицательном естественном приросте населения на большинстве территорий России, ухудшении качественных показателей здоровья детского населения [10]. На протяжении более чем 25-летнего периода сохраняются стойкие неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков в России. По данным Росстата, за 12 лет (2000–2011 гг.) первичная заболеваемость детей в возрасте 0–15 лет увеличилась на 32 % (с 146235,6 до 193 189,9 на 100 тыс. детского населения) [3,5,7]. Анализ детской заболеваемости позволяет объективно оценивать ситуацию в регионе, что способствует разработке современных подходов к их профилактике. Исходя из этого, целью настоящего исследования явилось изучение динамики показателей физического развития и распространенности заболеваний по данным обращаемости детей первого года жизни в амбулаторно-поликлиническом звене.

Материал и методы. Проведено изучение состояния здоровья детей первого года жизни, находившихся под наблюдением на базе ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №3» (г. Самара) за период 2012–2014 гг. Заболеваемость детей изучали по обращаемости в детскую поликлинику и путем клинического наблюдения в ходе исследования. Комплексная оценка состояния здоровья базировалась на заключениях специалистов по амбулаторной документации, на выписках из историй болезни стационаров, данных лабораторного и инструментального обследования. Для оценки основных тенденций в состоянии здоровья детей первого года использовали данные о распределении по группам здоровья на начало и конец учетного года, охвате грудным вскармливанием, заболеваемости.

Сравнительный анализ возрастной структуры детского населения на педиатрическом участке показал устойчивую тенденцию к повышению количества детей за период 2012–2014 гг. (с 815 до 835 человек). Обращают на себя внимание существенные различия динамики показателей: в 2014 г. в сравнении с 2012 и 2013 гг. количество детей первого года жизни увеличилось на 15 % (Рисунок 1).

Рис. 1. Возрастная структура детского населения на педиатрическом участке за период 2012–2014 гг.

Сравнительная оценка распределения новорожденных детей по группам риска выявила значительный рост количества новорожденных с риском развития патологии ЦНС и с риском внутриутробного инфицирования за период 2012–2014 гг., что связано с увеличением распространённости инфекционно-воспалительных заболеваний у женщин репродуктивного возраста, в том числе урогенитальной сферы. Согласно литературным источникам, заболеваемость новорожденных в раннем неонатальном периоде при наличии у матерей урогенитальной инфекции колеблется в пределах 50–100 % [4, 6]; в нашем исследовании – 85–95 %. Выявлен незначительный рост новорожденных с риском развития врожденных пороков органов и систем и наследственно обусловленных заболеваний с 40 % до 45 % (Таблица 1).

Распределение новорожденных детей по группам риска за период 2012–2014 гг.

источник

Состояние здоровья детского населения в настоящее время является важнейшим показателем качества работы здравоохранения и критерием оценки благополучия общества в целом [3, 5]. Несмотря на внедрение новых перинатальных технологий, которые способствовали снижению перинатальной и младенческой смертности, распространенность хронической патологии у детей, а также уровень детской инвалидности остаются практически неизменными [1, 2, 4, 6].
Совершенствование форм и методов охраны здоровья детского населения невозможно без углубленного и постоянного анализа информации о закономерностях формирования здоровья детей, оценки медико- демографических показателей, связанных с воспроизводством населения и качеством его здоровья в настоящем и будущем [7]. При этом учет региональных особенностей является необходимым условием рациональной организации деятельности системы здравоохранения на конкретной территории [8].
Целью настоящей работы стало изучение структуры заболеваемости детей первого года жизни в Кабардино-Балкарской республике (КБР).
Для реализации поставленной цели были изучены показатели заболеваемости детей первого года жизни по данным годовой отчетности формы №31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам» государственного учреждения здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр» Министерства здравоохранения КБР за период 2002-2012 гг. Проведен статистический анализ изученных показателей.
Результаты и их обсуждение.
Анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни за десятилетний период выявил стабильное преобладание болезней органов дыхания над остальной патологией. На этот класс болезней приходится 31,7- 39,2% от всех заболеваний. Удельный вес болезней органов дыхания в нозологической структуре за исследуемый период увеличился на 7,5% (Табл.1).
Таблица 1

Структура заболеваемости детей первого года жизни в КБР за 2002-2012 гг.

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Болезни глаза и его придаточного аппарата

Болезни уха и сосцевидного отростка

Болезни органов пищеварения

Болезни мочеполовой системы

Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде

Врожденные аномалии (пороки развития)

Травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин

Одной из характерных особенностей данного класса является то, что в его структуре основную долю занимают острые инфекции верхних дыхательных путей, грипп, пневмония, концентрация которых в течение исследуемого периода постепенно уменьшалась (98,7% в 2002 г. и 64,5% в 2012 г.).
На второй позиции в структуре заболеваемости детей первого года жизни находятся отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде. Их вклад за 10 лет уменьшился в 1,5 раза, составив в 2012 г. 17,6%, что является индикатором, отражающим совершенствование перинатальной и педиатрической помощи в республике.
Третье ранговое место в структуре заболеваемости детей первого года жизни занимают болезни нервной системы, составляя 9,8-11,3%.
Таким образом, доля трех рейтинговых классов болезней в нозологической структуре детей первого года жизни составляла 2/3 всей патологии.
Следует отметить, что в структуре болезней крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм, частота которых за 10 лет имела тенденцию к снижению, анемии занимают основную долю (97,6% в 2002г., 95,1% в 2007 г., 99,4% в 2012 г.).
Среди болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ лидирующие позиции занимает рахит. Вклад данной патологии за 10 лет увеличился на 10,6%, составив в 2012 г. 62,6%.
Выводы.
• В структуре заболеваемости детей первого года жизни за период 2002-2012 гг. первые ранговые места занимали болезни органов дыхания, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, болезни нервной системы, составив суммарно в 2012 г. 66,6% всей патологии.
• Частота болезней органов дыхания как ведущего класса за 10 лет увеличилась на 7,5%, что свидетельствует о необходимости совершенствования лечебно-профилактической работы у детей с данной патологией.
• В течение анализируемого периода увеличилась доля анемии в структуре болезней крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм, достигнув в 2012 году 99,4%.
• Рахит занимает лидирующие позиции среди болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, увеличив свой вклад за десятилетний период на 10,6%. Это диктует необходимость улучшения мер направленных на борьбу с анемией и рахитом у детей первого года жизни.

1. Анаева Л.А., Жетишев Р.А. Медико-социальный анализ демографических показателей Кабардино- Балкарии в XXI веке // Врач-аспирант. – 2012. – № 4.3 (53). – С. 411-416.
2. Анаева Л.А., Архестова Д.Р. Показатель общей инвалидности детей Кабардино-Балкарии // Перспектива – 2014: материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Т.II. – Нальчик: Каб-Балк. ун-т, 2014. – С. 249-252.
3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Основные тенденции здоровья детского населения России. – М.: Союз педиатров России, 2011. – 116 с.
4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Модестов А.А. Заболеваемость детского населения России. – М.: ПедиатрЪ, 2013. – 280 с.
5. Валиулина С.А., Винярская И.В. Состояние здоровья детей с позиции качества жизни // Вопросы современной педиатрии. – 2006. –Т.5. –С. 18-21.
6. Ермолаев Д.О. Медико-демографические проблемы формирования здоровья детского населения: дис. … докт. мед наук. – СПб. – 2004. – 446 с.
7. Михайлова Ю.В., Шестаков М.Г., Мирошникова Ю.В. и др. Предотвратимые потери здоровья населения как объект анализа // Экономика здравоохранения. – 2008. – №2. – С. 37-42.
8. Сеченева Л.В. Современные тенденции состояния здоровья детей и пути его улучшения на региональном уровне (на примере Новгородской области): Автореф. дис. … канд мед наук. – СПб. – 2007. – 18 с.

источник

Первого года жизни

Грудное вскармливание детей

Состояние здоровья новорожденных

Состояние здоровья детей

Использование средств контрацепции

Численность женщин, применявших внутриматочные спирали
всего, человек
на 1000 женщин 15-49 лет 94,8 91,3 89,4 82,7 85,2
Численность женщин, применявших гормональную контрацепцию
всего, человек
на 1000 женщин 15-49 лет 78,5 89,0 90,8 94,8 102,7
Родилось детей больными или заболели (массой тела 1000 г и более):
всего, человек
в процентах от числа родившихся живыми 26,0 25,3 25,4 23,7 23,4
в том числе с заболеваниями:
врожденные аномалии
всего, человек
в процентах от числа родившихся живыми 2,2 1,9 1,8 1,7 1,8
отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде
всего, человек
в процентах от числа родившихся живыми 28,5 29,4 35,9 33,8 33,1
Из общего числа детей, родившихся живыми – недоношенные:
всего, человек
в процентах от числа родившихся живыми 3,9 3,5 4,1 4,2 3,8

(численность детей, находившихся на грудном вскармливании)

От 3 до 6 месяцев От 6 месяцев до 1 года
Всего, человек в % к числу детей, достигших в отчетном году возраста 1 год Всего, человек в % к числу детей, достигших в отчетном году возраста 1 год
39,7 22,7
39,3 23,4
42,2 22,9
28,4 18,1
41,0 22,4

по основным классам и группам болезней

Всего, человек
Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни
в том числе:
инфекционные и паразитарные болезни
в том числе кишечные инфекции
болезни эндокринной системы расстройства питания, нарушения обмена веществ
в том числе рахит
болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
в том числе анемия
болезни нервной системы
в том числе детский церебральный паралич
болезни глаза и его придаточного аппарата
болезни уха и сосцевидного отростка
болезни органов дыхания
болезни органов пищеварения
болезни мочеполовой системы
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения
отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде
травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 500 ; Нарушение авторских прав? ;

источник

Проведено исследование по формам 112у детей , рождённых в 2013 и 2014 году. Проведена оценка физического развития по центельным таблицам в возрасте первого года и заболеваемость этих детей по листу диспансеризации на первом году в зависимости от видов вскармливания. Полученные данные приведены ниже.

Заб-ия органов пищеварения

Заб-ия мочеполовой системы

Из таблицы видно, что в структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (ОРВИ). В число других заболеваний входит железодефицитная анемия. Железодефицитной анемией чаще всего болеют дети после 6 месяцев, здесь соотношение детей находящихся на грудном и искусственном вскармливании 1:1, так как после 6 месяцев материнское молоко полностью не удовлетворяет потребность организма в железе.

После выхода «Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни» в Российской Федерации 2011год, в поликлинике и на участке активизировалась работа по поощрению грудного вскармливания, регулярно проводятся конференции со средними медицинскими работниками, выпускаются санбюллетени, проводятся беседы в КЗР (кабинете здорового ребёнка) для родителей. Я решила выяснить, насколько эффективно и активно внедряется национальная программа в практику здравоохранения на примере педиатрического участка.

Я провела анализ Историй развития ребенка (Форма112-у) детей участка, родившихся в 20013 — 2014 г.г.

Цель исследования историй развития ребенка (по форме 112у): установить зависимость показателей физического развития и заболеваемости от вида вскармливания.

За 2 года на участке родилось 180 детей, из них:

  • — в 2013 году — 93
  • — в 2014 году — 87.

Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается снижение рождаемости.

Все дети были распределены по видам вскармливания.

Рис.2. Структура распределения детей первого года жизни по видам вскармливания в процентах

Анализируя данные, представленные на диаграммах, можно сказать, что не отмечено значительного роста числа детей, получающих грудь матери не менее 6 месяцев по сравнению с 2013 годом, однако снизился показатель детей, не получавших грудное молоко до 3 месяцев.

Отмечен рост после выхода приказа числа детей, получающих грудное молоко не менее 3 месяцев, что может свидетельствовать о целенаправленной работе, проводимой в родильных домах и в период новорожденности на педиатрическом участке по поддержке грудного вскармливания.

Рис.3. Сравнительная характеристика видов грудного вскармливания в 2014 году в процентах

Изучив динамику видов вскармливания на участке, я попыталась проанализировать зависимость между характером вскармливания на первом году жизни и показателями физического развития.

Мною были оценены показатели физического развития:

По центильным таблицам, данным, которые были зафиксированы в Историях развития ребенка (Форма 112-у) в возрасте 12 месяцев жизни.

Анализируя данные центильных таблиц, я распределила всех детей в 3 группы:

  • — среднее развитие (4 коридор)
  • — выше среднего (5,6,7 коридор)
  • — ниже среднего (1,2,3 коридор)

Полученные данные представлены в диаграммах:

Рис.4. Распределение детей по уровню развития (масса тела) в зависимости от вида вскармливания

Полученные данные свидетельствуют о высоком проценте детей, находящихся на грудном вскармливании, имеющих средние показатели нарастания массы тела, а на искусственном вскармливании больше детей имеют показатели ниже среднего (50%).

Рис. 5. Распределение детей по уровню развития (длина тела) в зависимости от вида вскармливания

Рис.6. Распределение детей по уровню развития (окружность груди) в зависимости от вида вскармливания

Полученные данные свидетельствуют о том, что на грудном вскармливании показатели роста имеют среднее развитие (68,4%), 33% детей на искусственном вскармливании имеют показатели роста выше среднего, что соответствует литературным данным.

Нарастание показателей окружности груди менее всего зависит от характера вскармливания. Определение уровня физического развития по отдельным показателям антропометрии оказалось более информативным, чем определение соматотипа, поскольку при определении соматотипа суммируются три показателя и в итоге у меня более 80% детей имели мезосоматотип на разных видах вскармливания. Поэтому я решила провести анализ по отдельным показателям антропометрии.

Анализируя гармоничность развития, мне удалось установить, что дети на искусственном вскармливании в 62% имеют дисгармоничное развитие, на грудном вскармливании дисгармоничное развитие наблюдается у 28% детей.

Рис. 7. Распределение детей по гармоничности развития на разных видах вскармливания

Следующим этапом анализа Историй развития ребенка, стало выявление уровня заболеваемости детей первого года жизни на участке в зависимости от вида вскармливания.

Индекс здоровья составил 24%. Средний показатель по городу Омску за 2014 год составляет 20%. У детей на искусственном вскармливании он составил 22,5%, а у детей на грудном вскармливании составил в среднем 24,5 %. Анализ полученных данных показал, что 42% детей, находящихся на грудном вскармливании страдают аллергическими заболеваниями (чаще всего атопический дерматит).

Читайте также:  Анализ воспитания детей раннего возраста

Считаю, что этот показатель можно снизить, если при проведении дородовых патронажей к беременным, новорожденным и детям грудного возраста более тщательно собирать анамнез, научить маму вести пищевой дневник, ознакомить с продуктами — облигатными аллергенами. У 16% детей на участке выявлен дисбактериоз, четкой зависимости от характера грудного вскармливания не прослеживается.

А вот кишечные инфекции и острые расстройства пищеварения у детей, которые находились на грудном вскармливании не менее 6 месяцев, встречаются в 2 раза реже, чем на искусственном вскармливании и у детей, получающих грудь матери только до 3 месяцев. Считаю, что в данных семьях необходимо больше внимания уделять при беседах вопросам:

  • — санитарного эпидемического режима
  • — правилам приготовления и хранения смесей
  • — правилам кормления продуктами детского консервированного питания
  • — правилам обработки бутылочек и сосок

Заболеваемость ОРВИ и отитом практически одинаково часто встречается у детей на грудном и искусственном вскармливании. При анализе заболеваемости железодефицитной анемией прослеживается четкая зависимость от характера вскармливания. Как видно из рисунка № 8, железодефицитная анемия (ЖДА) встречается почти в 2 раза чаще у детей на искусственном вскармливании и при раннем переводе на искусственное вскармливание.

Рис. 8. Заболеваемость на разных видах вскармливания (на сто детей)

Действительно, у детей, которые находились на грудном вскармливании, значительно реже встречаются аллергические заболевания.

источник

Состояние здоровья детей первого года жизни и профилактика болезней на амбулаторном этапе Райкова Наталья Михайловна

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Райкова Наталья Михайловна. Состояние здоровья детей первого года жизни и профилактика болезней на амбулаторном этапе : диссертация . кандидата медицинских наук : 14.00.09 / Райкова Наталья Михайловна; [Место защиты: ГОУВПО «Самарский государственный медицинский университет»].- Самара, 2005.- 156 с.: ил.

ГЛАВА 1. Профилактическая работа с детьми раннего возраста на амбулаторном этапе. факторы, определяющие здоровье детей (обзор литературы) 9

1.1 Актуальность проблемы общественного здоровья, формирования здоровья в антенатальный период и в первый год жизни ребенка 9

1.2 Представление о здоровье и здоровом ребенке. Группы здоровья, группы направленного риска детей первого года. Факторы, влияющие на здоровье детей 14

1.3 Организация лечебно-профилактической помощи детям раннего возраста в системе амбулаторной практики 25

1.4 Пренатальное образование будущих родителей — новая ступень развития профилактической медицины в условиях детской поликлиники 35

ГЛАВА 2. Методы исследования 39

2.1 Методы, используемые входе исследования 39

2.2 Клиническая характеристика групп, вошедших в исследование 45

2.3 Программа и методика пренатального образования в школе позитивного материнства «Современные родители» 57

2.4 Статистическая обработка полученных результатов 61

ГЛАВА 3. Формирование здоровья детей первого года жизни, в зависимости от способа медицинского сопровождения диады «мать и ребенок» в условиях детской поликлиники (собственные исследования) 65

3.1 Сравнение показателей здоровья детей в возрасте одного года в трех группах исследования, имевших различно организованное профилактическое наблюдение 65

3.2 Анализ грудного вскармливания в исследовании 75

3.3 Анализ заболеваемости и госпитализации детей в течение первого года жизни. 81

3.4 Анализ формирования отношений врач-мать — пациент в зависимости от способа медицинского сопровождения диады «Мать и ребенок. 85

Глава 4. Эффективность новой модели медицинского сопровождения диады «мать и ребенок»

Профилактического направления в детской поликлинике. Формирование неонатологической службы на амбулаторном этапе . 98

Во все времена’здоровье нации определялось здоровьем подрастающего поколения. Улучшение показателей здоровья детского населения всегда оставалось одной из актуальных проблем медицины (Вельтищев Ю.Е., 1998). Охрана здоровья матери и ребенка, предупреждение и снижение материнской, младенческой и детской заболеваемости, инвалидности и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами общества и государства (Шабалов Н.П., 2002, Савельева Г.М., 2003). В то же время, очевидно, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей. Кроме того, в последние годы крайне недостаточен уровень финансирования профилактических направлений системы охраны материнства и детства. Этим определяется необходимость внедрения имеющихся и разработки новых эффективных комплексных медицинских, психолого-педагогических и социальных технологий профилактики оздоровления, лечения и реабилитации детей (Баранов А.А., 2003). Необходимость разработки профилактической программы наблюдения за ребенком первого года жизни на амбулаторном этапе в условиях ограниченного финансирования делает настоящую работу актуальной.

Целью настоящей работы является улучшение показателей здоровья детей раннего возраста, формирование правильных детско-родительских отношений.

1. Изучить влияние социальных, биологических факторов риска беременной, а также ее психологической готовности к материнству на показатели здоровья ребенка первого года жизни.

Изучить и обосновать значение пренатального образования беременных для формирования здоровья ребенка на амбулаторном этапе детской поликлиники.

Разработать и внедрить новые организационные методы профилактического направления в работе с беременными и детьми первого года жизни в условиях детской поликлиники.

Разработать и внедрить профилактическую программу наблюдения и развития детей на первом году жизни на амбулаторном этапе.

Дать оценку эффективности предложенной профилактической программы наблюдения за ребенком раннего возраста в условиях детской поликлиники.

Впервые предложено усовершенствование оказания неонатологической помощи в условиях педиатрического отделения городской поликлиники путем усиления преемственности медицинского наблюдения за беременными и новорожденными, усовершенствования пакета документов по дородовому патронажу беременных женщин, расширения обязанностей неонатолога.

Впервые представлена эффективная модель взаимодействия врача с ребенком первого года жизни и его матерью, в которой пассивная позиция родителей в формировании здоровья ребенка переведена в активную.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Основными факторами, положительно влиявшими на показатели здоровья новорожденных II группы здоровья при достижении ими годовалого возраста, являлись благополучные отношения родителей в семье, высокий образовательный уровень матерей, эффективная образовательная программа родителей до и после рождения ребенка и усиление профилактического раздела работы с детьми раннего возраста.

2. Улучшение неонатологической помощи в условиях педиатрического отделения поликлиники включало усовершенствование пакета документов по дородовому наблюдению за беременными, мониторингу наблюдения за беременными и новорожденными, расширению функциональных обязанностей неонатолога, внедрение образовательной программы для будущих родителей.

Полученные результаты, подтверждающие основные факторы формирования здоровья детей раннего возраста, позволяют направить основные усилия педиатрической службы на углубление профилактического раздела работы, а социальным службам на укрепление семьи.

Разработанная образовательная программа для родителей до и после рождения ребенка позволяет результативно влиять на показатели здоровья ребенка первого года жизни, так как повышает уровень знаний родителей по вопросам ухода, питания и развития ребенка, способствует формированию правильных детско-родительских отношений и может быть внедрена в практику педиатрического отделения поликлиники.

Предложенное улучшение неонатологической помощи на амбулаторном этапе повышает эффективность работы педиатрического отделения поликлиники с детьми раннего возраста и может быть использовано в деятельности амбулаторного звена лечебно-профилактического учреждения. ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Проведено улучшение и оптимизация неонатологической помощи в условиях педиатрического отделения ММУ городской поликлиники № 1 Промышленного района города Самары (главный врач, кандидат медицинских наук Бальзамова Лидия Алексеевна).

Внедрена программа пренатального образования «Современные родители» для беременных женщин педиатрическим отделением ММУ городской поликлиники № 1.

Внедрены новые формы медицинской документации: дородовый патронаж № 1, дородовый патронаж № 2, первичный осмотр неонатологом новорожденного (оформлены рационализаторские предложения № 397, № 398, №399 от 5 апреля 2004 года).

Материалы диссертации используются в учебном процессе при проведении семинаров и чтении лекций на кафедре педиатрии ИПО СамГМУ.

Материалы диссертации обсуждались и докладывались на VIII

8 введения, обзора литературы, собственных исследований, включающих три главы, заключения, выводов, практических рекомендаций. Указатель литературы включает 322 источника, из которых 228 работ отечественных авторов и 94 иностранных.

Актуальность проблемы общественного здоровья, формирования здоровья в антенатальный период и в первый год жизни ребенка

Вопросы здоровья нации являются основополагающими в деятельности организации здравоохранения нашей страны (Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин. А.Г., 2003; Баранов А.А., Лапин Ю.Е., 2003).

В современных социально-экономических условиях России актуальной задачей является создание оптимальных условий для здорового материнства, обеспечения рождения и развития здорового ребенка (Савельева Г.М., 1997; Шабалов Н.П., 1997; Вельтищев Ю.Е., 1998; Баранов А.А., 2003). В тоже время, экономические трудности последних десятилетий 20 века, снижение внимания со стороны государства к социальным проблемам, усложнение экологической ситуации, резкое ограничение финансирования здравоохранения и медицинской науки привели к значительному уменьшению числа здоровых детей — в разных регионах оно колеблется от 4% до 10% (Баранов А.А., 2003).

В настоящее время не более 30% детей новорожденных можно считать здоровыми, 12% детей родившихся живыми, являются недоношенными или имеют недостаточную массу тела (до 2,5 кг), почти 9% — рождаются с избыточной массой тела (4 и более кг). Общая заболеваемость растет среди детей всех возрастных групп. (Стрижакова А.Н, и соавторы, 2002; Фролова. О.Г., Николаева. Е.И., 2003; Вельтищев Ю.Е., 1998).

Охрана здоровья матери и ребенка, предупреждение и снижение материнской, младенческой и детской заболеваемости, инвалидности и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами общества и государства (Савельева Г.М., 2004; Баранов А.А., 2003; Вельтищев Ю.Е., 2003; Janus Ludwig, 2003; Inge Krens, 2003). В то же время, очевидно, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей (Eden Т., 2000, Barton S., 2000). Кроме того, в последние годы крайне недостаточен уровень финансирования профилактических направлений системы охраны материнства и детства. Этим определяется необходимость внедрения имеющихся и разработки новых эффективных комплексных медицинских, психолого-педагогических и социальных технологий профилактики оздоровления, лечения и реабилитации детей (Баранов А.А., 2003; Peart N., 2000).

Учитывая это, в 1998 г. Научным центром здоровья детей РАМН совместно с другими научными коллективами и Минздравом России началась разработка программы «Здоровый ребенок». Проект был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. №732 в качестве подпрограммы «Здоровый ребенок» федеральной целевой программы «Дети России» на 2004-2010 годы.

Подпрограмма «Здоровый ребенок» сформирована с учетом первоочередных задач по сохранению и укреплению здоровья детей, стоящих перед практической педиатрией и медицинской педиатрической наукой. Ее целью является создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской, в том числе младенческой смертности, сохранение и укрепления здоровья детей и подростков на всех этапах развития.

Осуществление подпрограммы, как ожидается, позволит повлиять на сложившиеся устойчивые негативные тенденции динамики состояния здоровья детей. Однако недостаточный объем финансирования и отсутствие ряда важнейших мероприятий в разделах «Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка» и «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» не позволят в полной мере решить проблемы здоровья детей, снижения заболеваемости, инвалидности и смертности. Требуется безотлагательное внедрение ряда эффективных профилактических, лечебных и реабилитационных технологий, в том числе: . многоуровневая система просвещения в области здоровья (здоровое питание, школы по формированию здорового образа жизни). . современные организационные технологии медицинской помощи детям на амбулаторно-поликлиническом уровне. (Баранов А.А., 2003; Федорович Л.А., Пуртов И.И., 2003).

Растущая осведомленность о сложном характере показателей здоровья привела к появлению нового подхода к его укреплению, основанному на многофакторной концепции здравоохранения. Этот подход был четко изложен в основополагающем докладе канадского правительства 1974 года под названием «Новый взгляд на здоровье канадцев». В этом исследовании, часто называемом в честь его руководителя докладом Лейлонда, излагается концепция «поля здоровья», согласно которой состояние здоровья рассматривается как продукт образа жизни, влияния окружающей среды, биологии человека и здравоохранения. Этот подход положен также в основу общей стратегии европейского здравоохранения, принятой ВОЗ десять лет спустя, в 1984 году, а также Оттавской хартии здравоохранения, принятой в 1986 году, в которой указываются пять направлений деятельности: разработка общественной политики укрепления здоровья, создание благоприятной окружающей среды, усиление общественной активности, развитие личных умений и знаний, переориентация служб здравоохранения.

Эти принципы служат укреплению роли охраны общественного здоровья и могут быть использованы в развитии профилактической педиатрической службы медицины. (Солтман Р.Б., Фигейрас Д.Н., 2000; Langley J.M., Halperin S.A., Mills E.L., 1998).

Представление о здоровье и здоровом ребенке. Группы здоровья, группы направленного риска детей первого года. Факторы, влияющие на здоровье детей

Существует большое количество определений здоровья и понятия «здоровый ребенок». О здоровье человека Сократ сказал: «Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто». В настоящее время рекомендуется использование определения здоровья в интерпретации ВОЗ и ведущих отечественных педиатров Ю.Е. Вельтищева, Н.П. Шабалова, И.Н. Усова, А.А. Баранова.

Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье — свойство человека выполнять свои био-социальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов (Баранов А.А., Щеплягина Л.А., 2000; Адо А.Д., 1985; Макаренко Ю.А., 1989; Анохин П.К., 1975). Здоровье применительно к детству должно включать в себя и наличие условий для обеспечения последующего оптимального развития ребенка (Paula M.S. Ingalls, USA, 2001). Главная особенность в определении здоровья ребенка — оценивать его с учетом развития организма (Halt. D. 1991; Усов И.Н., 1984; Маковецкая Г.А., Захарова Л.И., Стуколова Т.И., 1997).

Здоровый ребенок — это оптимальный уровень физического, психического, интеллектуального развития для каждого возраста, это способность к адаптации и адаптированию, способность сопротивляться, приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Здоровье — это адаптивная норма (Шабалов Н.П., 1997; Вельтищев Ю.Е., 1998; Баранов А.А., 2003).

Коллективное здоровье принято характеризовать не по показателям общего развития, выносливости, тренированности или одаренности, а по заболеваемости и болезненности детей. При индивидуальной оценке здоровья ребенка учитываются рост и физическое развитие, гармоничность физического и психического развития, показатели полового развития, устойчивость метаболизма, адаптационные возможности и другие параметры. Предлагается анализировать индекс заболеваемости ребенка в течение года для оценки его резистентности (Юрьев В.В., и соавт., 2003; Судаков К.В., 2001; Шабалов Н.П., Пальчик А.Б., 2000).

Здоровье определяется совокупностью факторов. К ним относятся биологические, генетические, этнические, социально-гигиенические факторы, включая микросреду обитания; характер питания, социально-экономические условия, включая долю затрат общества на здравоохранение в валовом продукте и доступность медицинской помощи; экологические факторы, оказывающие воздействие на организм развивающегося ребенка (Стуколова Т.Н., Гусарова Г.И., Маковецкая Г.А., 2000; Lejeune С, Flochudal С, Montamat 1997).

Под нормой или здоровьем понимают такую форму жизнедеятельности организма, которая обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность и адекватные условия существования (Петленко В.П., 1977).

Норма, как и здоровье, не представляет собой ничего абсолютного, застывшего и неизменного для каждой отдельной популяции и каждого отдельного человеческого индивидуума. Норма изменяется вследствие изменчивости видов и популяций, она различна для отдельных индивидуумов внутри вида, популяции, возраста и пола. Она детерминирована генетически и в тоже время существенно зависит от окружающей среды, то есть норма — не только генотип, но и фенотип в самом широком смысле этого слова (Адо А.Д., 1985; Jon RG., TroyaG.N., Turner 2001).

Читайте также:  Анализ воспитанности детей в семье

В нормально функционирующем организме действует универсальное правило: общая сумма механизмов, восстанавливающих отклоненный от оптимального уровня результат, с избытком преобладает над отклоняющими механизмами (Судаков К.В., 1987; Field Т., 1990).

Обсуждая проблему здоровья и его нарушения, В. Г. Филимонов и И.С. Цыбульская (1999) ввели понятие «жизненного коридора». Адаптационные реакции, укладывающиеся в пределы гомеостатических параметров, характеризуют «жизненный коридор», по иному — здоровье. При недостаточности адаптационных механизмов развиваются пограничные состояния, промежуточные между здоровьем и болезнью. Болезнь — это исход дезадаптации, ухудшение приспособительных возможностей. Из этого состояния возможен возврат в «жизненный коридор» или дальнейшее развитие болезни. В каждом возрасте пределы жизненного коридора различны. Наименьшими они считаются в раннем неонатальном периоде, на первом году жизни, в 15 лет и при старости. В это время расширяется поле пограничных состояний, труднее осуществляется «выход из болезни», легче идет хронизация патологического процесса.

Для характеристики состояния здоровья детей принято их делить на группы, которые представляют собой «договоренность внутри врачебной корпорации» (Румянцев А. Т., 1999). Критерии оценки здоровья и деление их на группы подробно разработаны С. М. Громбахом, дополнены Ю. Е. Вельтищевым (1994). Они включают в себя следующие показатели: отсутствие или наличие хронического заболевания, гармоническое физическое и психическое развитие, состояние реактивности, нормальное функционирование органов и систем, уровень резистентности. По данным критериям, все дети условно делятся на 5 групп здоровья. Приводим группы здоровья детей с разделением их на подгруппы по СМ. Громбаху с дополнениями Ю.Е. Вельтищева.

Дети во всех трех группах были подобраны идентично. В нашем исследовании все дети были рождены в семьях со средним уровнем достатка, исключались семьи с высоким уровнем достатка, асоциальные семьи, исключались недоношенные новорожденные, дети, имевшие при рождении оценку по Апгар меньше 6, все новорожденные имели группу здоровья II А или II Б.

Идентично сформированные три группы пациентов имели основное различие в способе медицинского сопровождения диады «Мать и ребенок». Сравнение методики лечебно-профилактического, медико-психологического наблюдения за пациентами, вошедшими в наше исследование, представлено в таблице. Как видно из представленных данных, способ профилактического наблюдения основной группы отличался от контрольных групп ранним началом взаимодействия врача-неонатолога с диадой «Мать и ребенок» (во время беременности с женщинами, посещавшими занятия школы «Современные родители»). Профилактические осмотры детей в основной и контрольной группе I продолжались в течение первого года жизни ребенка, а обследование детей в контрольной группе II проводилось однократно в годовалом возрасте ребенка. Все дети параллельно наблюдались участковыми врачами детской поликлиники. В течение исследования шло выбывание участников. В основной группе до конца исследования осталось 45 детей, 94%, в контрольной группе 1-39 человек, 65%.

Сравнение различных характеристик женщин, влиявших на показатели здоровья детей. Средний возраст женщин основой группы составил 24,8±4,6 с индивидуальными колебаниями от 19 до 38.

Средний возраст женщин контрольной группы I составил 24,79±4,5 с индивидуальными колебаниями от 19 до 34.

Средний возраст женщин контрольной группы II составил 25,9±5,4 с индивидуальными колебаниями от 17 до 44.

Характеристика женщин в трех группах исследования проводилась с использованием сравнения социального статуса, включавшего полноту семьи, уровня образования матерей.

Статистически значимо оказалось отличие основной группы от обеих контрольных по количеству зарегистрированных браков. Если принять показатель официальной регистрации отношений супругов как признак, характеризующий благополучные отношения в семье, то мы отметили, что в основной группе таких случаев было достоверно больше.

Зарегистрированный брак свидетельствовал о более доверительных отношениях между будущими родителями, что отражалось в их отношении к беременности и в возникновении потребности в пренатальном образовании.

Одним из важных показателей социального статуса являлся образовательный уровень будущих матерей. Мы обнаружили, что женщин с высшим и незаконченным высшим образованием в основной группе было достоверно больше, чем в обеих контрольных группах (таблица 3). Более высокий образовательный уровень беременных женщин способствовал повышенному интересу к пренатальному образованию и стремлению углубить знания по уходу, развитию и воспитанию детей.

Анализ акушерского анамнеза, осложнений в течение беременности, уровня заболеваемости экстрагенитальной патологией проводился на основании заключений акушеров-геникологов, терапевтов и узких специалистов, а также лабораторно-диагностического обследования, которые регистрировались в обменных картах беременных, сигнальных листах женской консультации, выписках из стационаров при госпитализации, результатах скрининга пренатального центра.

Изучение акушерского анамнеза показало, что по-прежнему сохраняются тенденции иметь в семье одного ребенка, в нашем исследовании в 3,8 раза больше было первородящих женщин по сравнению с повторнородящими. Среди первородящих в 20,7±3,б% случаев в анамнезе был аборт, выкидыш или неразвивающаяся беременность.

Сравнение показателей здоровья детей в возрасте одного года в трех группах исследования, имевших различно организованное профилактическое наблюдение

В возрасте одного года всем детям проводилась комплексная оценка состояния здоровья с определением группы здоровья (таблица 13).

В основной группе появление III группы здоровья было обусловлено диагностикой врожденной патологии, которая была диагностирована в разном возрасте детей в течение первого года жизни (два случая врожденных пороков сердца и врожденный гепатит с минимальной степенью активности).

Для оценки динамики состояния здоровья детей мы использовали методику анализа показателей здоровья, предложенную Осиным А.Я. (1988) и дополненную Ашаниной Н.М. и Полуниной Н.В. (1993), в соответствии с которой определялись средние группы здоровья (СГЗ). Для более глубокого анализа мониторинга состояния здоровья детей мы изучили изменение группы здоровья в течение первого года жизни ребенка с выделением положительной динамики группы здоровья, стабильного состояния здоровья, отрицательной динамики группы здоровья. Показатель СГЗ для однородных групп определялся, как частное от деления суммы произведений группы здоровья и соответствующего числа лиц каждой группы на общее количество обследованных по следующей формуле: СГЗ = [(1 х N1) + (2 х N2) + (3 х N3) + (4 х N4)] / En. где 1-1-я группа здоровья, 2 — 2-я группа здоровья, 3 — 3-я группа здоровья, 4 — 4-я группа здоровья. N 1 -число лиц 1-ой группы здоровья, N 2-число лиц 2-ой группы здоровья, N 3-число лиц 3-ей группы здоровья, N 4-число лиц 4-ой группы здоровья. En. — общее число обследованных детей. Если величина показателей находится в пределах от 1,6 до 1,9, то он оценивается как средний, иными словами удовлетворительный, при величине показателя ниже 1,6 уровень здоровья характеризуется как высокий, в том случае, если показатель выше 1,9, уровень здоровья оценивается, как неудовлетворительный. Для детей в возрасте от 0 до 1 года показатель СГЗ = 1,74 ± 0,03 считается удовлетворительным. В нашем исследовании этот показатель в основной группе равнялся 1,60, в контрольной группе I — 1,64, в контрольной группе II — 1,69.

Таким образом, мониторинг здоровья детей показал значимое различие в основной и контрольной группе II. В основной группе достоверно больше детей улучшило свое здоровье, чем в контрольной группе II. Контрольная группа I заняла промежуточное положение, статистически достоверного отличия от других групп мы не обнаружили.

При оценке физического развития детей использовалась методика оценки и стандарты физического развития детей г. Самары и Самарской области 1998 года. Наиболее значимо для оценки физического развития соотношение показателей длины тела и массы. Оно позволяет косвенно судить о состоянии питания ребенка. Если масса находится в том же центильном коридоре, что и длина тела — можно говорить о пропорциональности физического развития. Если номера коридоров отличаются — о диспропорциональности, причем указывается, чем обусловлена диспропорциональность — избытком или дефицитом массы. В МКБ 10 болезни эндокринной системы, расстройство питания и обмена объединены в один IY класс, сюда же входит дефицит витамина D, поэтому мы сравнили не только физическое развитие, но и общий уровень заболеваемости по данному классу болезней. Такой подход полнее отражал состояние физического здоровья детей. Мы обнаружили, что достоверно лучше физически развиты были дети в основной группе по сравнению с контрольной группой I, и отмечалась тенденция улучшения показателей физического развития этой группы детей в сравнении с детьми контрольной II (при Pi,2 0,05 и %»- критерий Пирсона ==5,00, при pi 3 0,05).

Следующим критерием эффективности профилактической программы являлось сравнение нервно-психического развития детей в возрасте одного года в трех группах исследования.

Объективная оценка нервно-психического развития ребенка представляла собой сложную и трудоемкую задачу. Она включала рутинное исследование неврологического статуса, оценку нервно-психического развития по разработанным методикам (в нашем исследовании шкала Гриффитса, Фрухт, Журбы), использование диагностических игр (Кат/Кламс), результатов наблюдения за взаимоотношениями родителей с ребенком во время игры, итогов наблюдения за взаимоотношениями ребенка с врачом в процессе выполнения тестовых или нетестовых заданий, анализ лабораторных и инструментальных исследований. Для объективности результатов учитывалась также оценка активности, ритмичности психосоматических проявлений, степени адаптивности, реагирования на новизну, порогового уровня раздражителей, интенсивности реакций, качества настроения, отвлекаемости и объема внимания. Кроме того, необходимо было принимать во внимание формирующиеся детско-родительские отношения (материнскую привязанность, взаимоотношения в семье между родителями), педагогические способности матери.

Исследование нервно-психического развития с использованием шкалы Гриффитса, Кат/Кламс проводилось с раздельной оценкой двигательной активности (моторики), речевого развития, игровой деятельности ребенка.

Оценка двигательных навыков детей в возрасте одного года в трех группах показала достоверно значимое различие между основной и контрольной группой II. Отставания в формировании двигательных навыков в основной группе было меньше, чем в контрольной группе II, контрольная группа I заняла промежуточное положение (таблица 17).

источник

ирина кормакова
Анализ заболеваемости за 2015 год

Состояние здоровья детей оценивалось согласно приказу Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.92 № 186 / 272.

За счет эффективных методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми и оздоровительных мероприятий, замены бактерицидных ламп в групповых помещениях с 2010 года часто болеющих детей в Детском саду не стало.

Сравнительная таблица групп здоровья

Из данной таблицы видно, что уровень состояния здоровья детей стало улучшаться в сравнении с прошлым годом. Уменьшилось количество детей с 1 группой здоровья (на 1,17%). Количество детей с 2 группой здоровья увеличилось на 3,75%, а с 3 и 4 группой здоровья нет.

Анализ данных по посещаемости

Год Посещаемость (на 1 ребенка) Общие пропуски (на 1 ребенка) Пропуски по болезни (в случаях, в днях)

Таким образом, за последнее время наблюдается уменьшение процента посещаемости детьми детского сада и уменьшается число пропусков по болезни, но остается по-прежнему много пропусков по прочим причинам

Сравнительная таблица групп для занятий физической культурой

Диаграмма «Группы для занятий физической культурой»

Из данной таблицы видно, что количество детей с основной группой увеличилось (на 3,1%, с подготовительной и специальной группой здоровья нет

Перечень имеющихся патологий у детей.

тубинфицированные 21 12 10

Заболевания крови — — —

онкозаболевания — — —

Анализ таблицы позволил выявить тенденцию уменьшения количества детей с заболеваниями органов зрения, нервная система, виражные, тубинфицированные.

Таблица соматической заболеваемости

ясли сад ясли сад всего всего ясли сад всего

Количество детей 97 95 102

Общая 21 127 83 147 230 148 78 142 220

1 ОРЗ 11 66 64 90 154 77 42 85 137

5 Отит, коньюктивит 2 8 2 6 8 10 2 5 7

6 бронхит 1 11 4 9 13 12 4 1 5

7 прочее 7 36 12 37 49 43 15 32 47

10 ветрянка 3 — — — 3 5 19 24

В результате анализа заболеваемости в сравнении с прошлым годом уменьшилось количество заболеваний ОРЗ (на 17 случаев, бронхит (на 7 случаев). А на 1000 человек показатель общей заболеваемости уменьшился –2156, по сравнению с прошлым годом – 2371; и показатель острой заболеваемости уменьшился -1343, по сравнению с прошлым годом – 1587.

Физическое развитие детей

Количество детей 96 97 102

Гармоничное развитие 96 97 —

В т. ч. с недостаточ. массой — — —

Низкое физическое развитие — — —

Анализ физического развития детей показал, что количество детей с гармоничным физическим развитием выросло на протяжении 3 последних лет. Случаев травматизма в детском саду за последние 3 года не было.

Вывод: повышению роста физического развития детей Детского сада способствуют:

1. Использование разнообразных форм (активных, интерактивных) по взаимодействию с семьей по вопросам физического развития детей.

2. Систематическое проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий.

3. Улучшение материальной базы Детского сада.

Анализ деятельности МАДОУ за 2015–2016 учебный год I. Общая характеристика учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Буратино» г. Гая Оренбургской.

Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015–2016 годы Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015-2016гг. Учитель-логопед Старосельцева Л. В. ЦЕЛЬ: Своевременное оказание коррекционной помощи.

Анализ работы детского сада за 2015–2016 учебный год 1.1. Анализ работы по годовым задачам. В 2015-2016учебном году детский сад работал по основной образовательной программе дошкольного образования.

Анализ работы МКДОУ за 2015–2016 учебный год В 2015-2016 учебном году МКДОУ «Куртамышский детский сад №8» продолжал работать в режиме создания условий для перехода на новую образовательную.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (начало) Продолжение Стратегия ОУ Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Успешная работа воспитателя – это комплексный.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (продолжение) Начало Большое значение в работе педагога имеет их участие в различных конкурсах. Про-шедший год показал положительную динамику в данном.

Анализ работы педагога-психолога за 2015 2016 учебный год Работа велась по намеченному рабочему плану на 2015 /2016 учебный год. МБДОУ ДС «Алёнка» Баяшкина Оксана Николаевна В текущем учебном.

Анализ работы подготовительной группы за 2014–2015 год Общая характеристика группы «Рябинка В группе 23 человека, из них 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст детей от 5 до 7 лет. 11 детей нашей.

Анализ работы за 2015–2016 учебный год Анализ работы МБДОУ «Детский сад №___» за 2015-2016 учебный годОсновными направлениями деятельности коллектива МБДОУ в 2015/16уч. г. были:.

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2015–2016 г. УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН.

источник

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.09) на тему: Состояние здоровья детей первого года жизни и профилактика болезней на амбулаторном этапе

Автореферат диссертации по медицине на тему Состояние здоровья детей первого года жизни и профилактика болезней на амбулаторном этапе

Райкова Наталья Михайловна

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

кандидат медицинских наук Сапункова Ю.А.

Ведущая организация: ГУ Научный центр здоровья детей РАМН, г. Москва

Защита диссертации состоится 2 0,05.

Оценка нервно-психического развития пациентов показала, что задержки формирования двигательных навыков в основной группе было меньше (4±2,9%), чем в контрольной группе II (20±5,9%), различие значимо при р=0,049 (критерий Фишера).

Читайте также:  Анализ воспитания детей в приемных семьях

У детей основной группы лучше развивалась речь: различие в отставании формирования речевых навыков в основной (11±4,7%) и контрольной группе П (30±6,7%) значимо при р=0,038 (критерий Фишера). В основной группе было меньше детей с отставанием и больше с опережением речевого развития, чем в контрольной П, мы отметили достоверное различие в опережении речевого развития детей основной (22±6,2%) и контрольной группы II (7±3,4%) критерий Пирсона=4,22 при р1^ 3 Райкова, Наталья Михайловна :: 2005 :: Самара

ГЛАВА 1. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ).

здоровья в антенатальный период и в первый год жизни ребенка .9

1.2 Представление о здоровье и здоровом ребенке. Группы здоровья, группы направленного риска детей первого года. Факторы, влияющие на здоровье детей.14

1.3 Организация лечебно-профилактической помощи детям раннего возраста в системе амбулаторной практики.25

1.4 Пренатальное образование будущих родителей — новая ступень развития профилактической медицины в условиях детской поликлиники.35

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.39

2.1 Методы, используемые в ходе исследования.39

2.2 Клиническая характеристика групп, вошедших в исследование 45

2.3 Программа и методика пренатального образования в школе позитивного материнства «Современные родители».57

2.4 Статистическая обработка полученных результатов.61

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА МЕДИЦИНСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИАДЫ «МАТЬ И РЕБЕНОК» В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ (СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ).65

3.1 Сравнение показателей здоровья детей в возрасте одного года в трех группах исследования, имевших различно организованное профилактическое наблюдение.65

3.2 Анализ грудного вскармливания в исследовании.75

3.3 Анализ заболеваемости и госпитализации детей в течение первого года жизни.81

3.4 Анализ формирования отношений врач-мать — пациент в зависимости от способа медицинского сопровождения диады

Глава 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИАДЫ «МАТЬ И РЕБЕНОК»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОНАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.Ошибка! Закладка не определена.

Во все времена’здоровье нации определялось здоровьем подрастающего поколения. Улучшение показателей здоровья детского населения всегда оставалось одной из актуальных проблем медицины (Вельтищев Ю.Е., 1998). Охрана здоровья матери и ребенка, предупреждение и снижение материнской, младенческой и детской заболеваемости, инвалидности и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами общества и государства (Шабалов Н.П., 2002, Савельева Г.М., 2003). В то же время, очевидно, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей. Кроме того, в последние годы крайне недостаточен уровень финансирования профилактических направлений системы охраны материнства и детства. Этим определяется необходимость внедрения имеющихся и разработки новых эффективных комплексных медицинских, психолого-педагогических и социальных технологий профилактики оздоровления, лечения и реабилитации детей (Баранов А.А., 2003). Необходимость разработки профилактической программы наблюдения за ребенком первого года жизни на амбулаторном этапе в условиях ограниченного финансирования делает настоящую работу актуальной.

Целью настоящей работы является улучшение показателей здоровья детей раннего возраста, формирование правильных детско-родительских отношений.

1. Изучить влияние социальных, биологических факторов риска беременной, а также ее психологической готовности к материнству на показатели здоровья ребенка первого года жизни.

2. Изучить и обосновать значение пренатального образования беременных для формирования здоровья ребенка на амбулаторном этапе детской поликлиники.

3. Разработать и внедрить новые организационные методы профилактического направления в работе с беременными и детьми первого года жизни в условиях детской поликлиники.

4. Разработать и внедрить профилактическую программу наблюдения и развития детей на первом году жизни на амбулаторном этапе.

5. Дать оценку эффективности предложенной профилактической программы наблюдения за ребенком раннего возраста в условиях детской поликлиники.

Впервые предложено усовершенствование оказания неонатологической помощи в условиях педиатрического отделения городской поликлиники путем усиления преемственности медицинского наблюдения за беременными и новорожденными, усовершенствования пакета документов по дородовому патронажу беременных женщин, расширения обязанностей неонатолога.

Впервые представлена эффективная модель взаимодействия врача с ребенком первого года жизни и его матерью, в которой пассивная позиция родителей в формировании здоровья ребенка переведена в активную.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Основными факторами, положительно влиявшими на показатели здоровья новорожденных II группы здоровья при достижении ими годовалого возраста, являлись благополучные отношения родителей в семье, высокий образовательный уровень матерей, эффективная образовательная программа родителей до и после рождения ребенка и усиление профилактического раздела работы с детьми раннего возраста.

2. Улучшение неонатологической помощи в условиях педиатрического отделения поликлиники включало усовершенствование пакета документов по дородовому наблюдению за беременными, мониторингу наблюдения за беременными и новорожденными, расширению функциональных обязанностей неонатолога, внедрение образовательной программы для будущих родителей.

Полученные результаты, подтверждающие основные факторы формирования здоровья детей раннего возраста, позволяют направить основные усилия педиатрической службы на углубление профилактического раздела работы, а социальным службам на укрепление семьи.

Разработанная образовательная программа для родителей до и после рождения ребенка позволяет результативно влиять на показатели здоровья ребенка первого года жизни, так как повышает уровень знаний родителей по вопросам ухода, питания и развития ребенка, способствует формированию правильных детско-родительских отношений и может быть внедрена в практику педиатрического отделения поликлиники.

Предложенное улучшение неонатологической помощи на амбулаторном этапе повышает эффективность работы педиатрического отделения поликлиники с детьми раннего возраста и может быть использовано в деятельности амбулаторного звена лечебно-профилактического учреждения.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведено улучшение и оптимизация неонатологической помощи в условиях педиатрического отделения ММУ городской поликлиники № 1 Промышленного района города Самары (главный врач, кандидат медицинских наук Бальзамова Лидия Алексеевна).

Внедрена программа пренатального образования «Современные родители» для беременных женщин педиатрическим отделением ММУ городской поликлиники № 1.

Внедрены новые формы медицинской документации: дородовый патронаж № 1, дородовый патронаж № 2, первичный осмотр неонатологом новорожденного (оформлены рационализаторские предложения № 397, № 398, №399 от 5 апреля 2004 года).

Материалы диссертации используются в учебном процессе при проведении семинаров и чтении лекций на кафедре педиатрии ИПО СамГМУ.

Материалы диссертации обсуждались и докладывались на VIII Международном Всероссийском конгрессе «Актуальные проблемы экологии человека» (Самара, 2002г), межкафедральном заседании кафедр детской стоматологии и педиатрии ИПО СГМУ «Ранняя профилактика кариеса среди детей и новые направления организации профилактической медицины в амбулаторных условиях детей раннего возраста» (май 2004г), на конференциях Городского Центра Профилактики г. Самары «Поддержка грудного вскармливания» (февраль 2004г), «Современные представления о питании детей первого года жизни» (апрель 2005г), на тренинге специалистов, работающих в школах позитивного материнства (сентябрь 2004г), на V международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию со дня открытия Детской городской клинической больницы №1 города Самары «Партнерство во имя здоровья детей» (июнь 2005).

По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ (из них четыре в центральной печати), разработаны и оформлены 3 рационализаторских предложения, подана заявка на патент изобретения «Способ проведения лечебно-профилактической работы с беременной и ребенком первого года жизни» № 2003123196 от 22 июля 2003 года.

ОБЬЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация изложена на 165 страницах машинописного текста, иллюстрирована 31 таблицей, 10 рисунками, 3 схемами. Работа состоит из введения, обзора литературы, собственных исследований, включающих три главы, заключения, выводов, практических рекомендаций. Указатель литературы включает 322 источника, из которых 228 работ отечественных авторов и 94 иностранных.

Заключение диссертационного исследования на тему «Состояние здоровья детей первого года жизни и профилактика болезней на амбулаторном этапе»

1. Основными факторами, положительно влиявшими на формирование здоровья детей раннего возраста, являлись благополучные внутрисемейные отношения, высокий образовательный уровень и психологическая готовность матери, специальная образовательная подготовка родителей и отсутствие выраженной экстрагенитальной патологии матери (ОШ 3,1; 72,3% р=0,025).

2. Установлено, что показатели здоровья детей первого года жизни выше, если мать прошла дородовую образовательную подготовку в условиях педиатрического отделения поликлиники (положительная динамика в показателях здоровья детей в течение года в основной группе отмечалась в 25% случаев, в контрольной группе II в 7%, при р по медицине, диссертация 2005 года, Райкова, Наталья Михайловна

1. Абрамченко В.В. Клиническая перинатология. СПб.: Наука, 1996.240 с.

2. Абросимова М.Ю. Медико-социальная характеристика семьи современного подростка // Современные проблемы профилактической педиатрии. Материалы VIII Конгресса педиатров России. — М., 2003. С. 3.

3. Адо А. Д. Вопросы общей нозологии. -М.: Медицина, 1985. 240 с.

4. Айвазян Е.Б., Павлова А.В. Психологическая помощь женщине в период беременности. Теоретический аспект // Медико-психологические аспекты современной перинатологии. IV Всероссийский конгресс по пренатальной и перинатальной психологии. -М., 2003. С. 76-79.

5. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Знание, 1986. — 164 с.

6. Андреева Н.Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец (о развитии и воспитании ребенка первого года жизни). СПб.: Лань, 1999. — 224 с.

7. Андреева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве //Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 3-12.

8. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Медицина, 1971.-61 с.

9. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975. 324 с.

10. Ахмерова Ф.Г., Зотов А.Н. Роль медико-психологической службы в сохранении репродуктивного потенциала детей и подростков // Современныепроблемы профилактической педиатрии. Материалы VIII Конгресса педиатров России. -М., 2003. С. 16.

11. Ахмерова Ф.Г., Путина Ф.Г. Дородовая педагогика в условиях работ детских поликлиник // Сборник материалов 1 Всероссийской научно-практической конференции по пренатальному воспитанию. — М., 1999. С. 8788.

12. Ахмина Н.И. Программа первичной профилактики заболеваемости детей раннего возраста // Педиатрия 1998. — № 5. — С. 104-110.

13. Балашов А.Д., Орел В.И. Роль социальных факторов в проблеме железодефицитной анемии у детей // Материалы VIII Конгресса педиатров России.-М., 2003. С. 23.

14. Балыкина Т.Д. Пути укрепления здоровья детей раннего возраста, рожденных от матерей разной степени риска перинатальной патологии: Автореф. дис. . канд. мед. наук. Москва, 1990. -21с.

15. Баль Л. В. Новый подход к формированию здорового образа жизни — совместное творчество детей родителей и педагогов // Материалы VIII Конгресса педиатров России. М., 2003. — С. 24-25.

16. Баль Л.В., Михайлов А.Н. «Обучающее исследование» новый подход к изучению реальных знаний детей о здоровом образе жизни и его формированию // Материалы VIII Конгресса педиатров России. — М., 2003. — С. 25.

17. Баль Л.В., Михайлов А.Н. Образ жизни семей, имеющих детей в возрасте до 9 лет // Материалы VIII Конгресса педиатров России. М., 2003. -С. 25.

18. Балыгин М.М. Факторы риска в формировании здоровья детей раннего возраста // Здравоохранение Российской Федерации. 1990.- № 12. — С. 23-27.

19. Баранов А.А., Щеплягига Л.А., Ильин.А.Г. Подпрограмма «Здоровый ребенок» Федеральной программы «Дети России». Права ребенка //

20. Междисциплинарный научно-практический журнал.- 2003. № 1. — С. 5-9.

21. Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Принципы государственной политики по охране здоровья детей // Материалы VIII Конгресса педиатров России. М., 2003.-С. 27.

22. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы и пути решения // Российский педиатрический журнал. -1998.-№ 1.-С. 5-8.

23. Баранов А.А., Цыбульская И.С., Альбицкая В.Ю. Здоровье детей России. М.: Медицинская книга, 1999. — 273 с.

24. Барашнев Ю.И. Принципы реабилитационной терапии перинатальных поражений нервной системы у новорожденных и детей первого года жизни // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1999 — № 1 С. 7-13.

25. Баринова Г.В., Нагорнова Н.М. Создание модели работы с семьей и детьми раннего возраста. Медико-психологические аспекты современной перинатологии // IV Всероссийский конгресс по пренатальной и перинатальной психологии. — Москва, 2003. С. 162.

26. Батуев А.С., Кощавцев А.Г., Сафронова Н.М., Бирюкова С.О. Психофизиологическое развитие годовалых младенцев различных групп пренатального риска // Педиатрия. 1998. — № 5. — С. 35-37.

27. Беверли Стоукс. Удивительные малыши. Минск: «Белорусский дом печати», 2004. — 288 с.

28. Белоусова Е.Д., Никанорова. М.Ю., Николаева Е.А. Наследственные болезни обмена веществ, проявляющиеся в период новорожденности // Российский вестник перинатологии и педиатрии,- 2000. № 6 — С. 13-19.

29. Белоусова Е.Д., Пивоварова A.M., Горчханова З.Х. Синдром повышенного внутричерепного давления у детей // Российский вестник перитнатологии и педиатрии. — 2003. № 4. — С. 22-27.

30. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенныхвозможностях. СПб: МНПО «Жизнь», 1992. — 32 с.

31. Бойко А.А., Грибанова Т.И., Телешева Т.Ю. Актуальные вопросы статистики здравоохранения. Екатеринбург: Феникс, 2000. — 283 с.

32. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие тонкой моторики). СПб: Паритет, 2003. — 140 с.

33. Брехман Г.И. Перинатальная психология и новая парадигма в эмбриологии и акушерстве // IV Всероссийский Конгресс по пренатальной и перинатальной психологии психотерапии и перинатологии. Москва, 2003. -С. 27.

34. Брусиловский А. И. Жизнь до рождения. М.: Знание, 1991. — 224 с.

35. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. — №6. — С.38-48.

36. Бубнова Н. И., Сорокина 3. X. Значение морфологического исследования последа в диагностике врожденных инфекций у новорожденных детей // Материалы 3 Российского форума «Мать и дитя». Тезисы докладов. — Москва, 2001. С. 546-547.

37. Бычков В.И., Образцова Е.Е., Шамарин С.В. Диагностика и лечение хронической фетоплацентарной недостаточности // Акушерство и гинекология.- 1999.-№6.-С. 3-5.

38. Вахлова И.В., Санникова Н.Е., Долматова Ю.В. Железодефицитные состояния у детей первого года жизни и кормящих матерей // Материалы VIII Конгресса педиатров России. Москва, 2003. — С. 58.

39. Вартапетова Н. В., Инна Саччи, Рашад Массуд Проект «Мать и дитя». Руководство по внедрению эффективной помощи в области охраны здоровья женщин и детей 1-го года жизни. — Москва: Медицинское информационное агентство, 2003. 54 с.

40. Васильева В.В. Психопрофилактическая работа с беременными в системе акушерского мониторинга // IV Всероссийский Конгресс по пренатальной и перинатальной психологии психотерапии и перинатологии. — Москва, 2003. С. 52.

41. Вейцман В.В. Детский массаж. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Университетская книга, 2001. — 128 с.

42. Вельтищев Ю. Е., Дементьева Г.Н. Профилактика нарушений адаптации и болезней новорожденных // Российский Вестник перинатологии и педиатрии. 1998. — №4. — С. 74.

43. Вельтищев Ю. Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция. М.: Медицина, 1998. — 78 с

44. Вельтищев Ю.Е., Казанцева Л.З., Семячкина А.Н. Наследственные болезни обмена. Наследственная патология человека. Под общей редакцией Вельтищева Ю.Е. М.: Медицина, 1992. — С. 41-101.

45. Вельтищев Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней // Российский вестник перинатологии и педиатрии

источник