Меню Рубрики

Анализ как на руси жить хорошо

Поэзия всегда играла важную роль в русской литературе. Русские авторы внесли немалый вклад в мировое культурное наследие. Свою лепту внес и Николай Некрасов — пожалуй, один из самых значимых русских поэтов, чьё творчество глубоко отзывается в душе каждого человека. Его так и не завершённая поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала высшей точкой творческой жизни писателя. В неё он вложил все свои творческие силы и опыт, и сегодня большая часть людей знает о Некрасове именно благодаря его последнему творению. Многомудрый Литрекон советует Вам углубиться в детальный разбор этого произведения, чтобы увидеть все те богатства формы и содержания, которые поэт вложил в свою книгу.

Некрасов начал работать над этой поэмой в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Российская империя стояла на историческом перепутье, а в стране царило воодушевление и появилась жажда перемен.

Автору пришёл на ум по-настоящему эпический замысел: создать поэму из 6-8 частей, которая бы охватила все сферы жизни российского общества. Он начал работу в начале 60-х годов, и уже в 1865 году была готова первая часть книги. История написания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» представляет собой довольно интересные факты:

  1. Поэт опубликовал «Пролог» в своём журнале «Современник», и тут же столкнулся с цензурной травлей. Реакционные и проправительственные издания набросились на опубликованный фрагмент, а цензурные органы с удвоенным энтузиазмом принялись за редакцию произведения. Некрасов, будучи редактором, был вынужден щедро расплачиваться с чиновниками за то, чтобы выпустить своё творение в свет. Он организовывал обеды, охоту и другие мероприятия ха свой счёт, лишь бы проверяющие были лояльны и смотрели на его детище сквозь пальцы. Эти коррупционные уловки помогли ему «протащить» не одно сомнительное произведение.
  2. Несмотря на подобные ухищрения, публикация фрагментов из поэмы растянулась на 4 года. Писатель чувствовал себя все хуже и хуже. Масштабные планы стали казаться несбыточными. В 70-х годах он закончил ещё несколько частей, но понял, что это предел. Н. А. Некрасов был болен раком, и знал, что дни его сочтены. Чтобы придать своей работе смысловую законченность, он написал Эпилог в главе «Пир на весь мир». Там автор подробно описал образ единственного счастливца на Руси, семинариста Гриши Добросклонова. Однако семеро странников так и не нашли того, кого искали. Финал, задуманный поэтом, весьма символичен: поэма не закончена, путники не заметили своего счастливца, потому что народ только начал подстраиваться к новым реалиям и ещё не осознал, где его счастье.

Творческая история и публикация поэмы «Кому на Руси жить хорошо» лишний раз доказывают, что проблемы, о которых говорил Н.А. Некрасов, реально существовали.

  • Жанровая принадлежность произведения — эпическая поэма. Ее отличают такие признаки, как линейная композиция, сюжет, охватывающий целую эпоху, обилие героев и сюжетных линий, впечатляющий объём.
  • Направление, в рамках которого поэт развивал своё дарование, называется «реализм», однако в данном произведении очевидны фольклорные мотивы. Так, в первой части поэмы сконцентрированы сказочные и былинные символы: магические числа 7, 14, 3, говорящие животные, наделённые волшебными качествами, характерные совпадения места и времени (темная ночь в глухой чаще).Однако дальше герои сталкиваются только с явлениями из реального мира, и все, что напоминает о лесной волшбе, умещается на скатерти-самобранке. Описания деревенской жизни изображены настолько подробно и честно, что изящная поэзия едва ли сглаживает общее впечатление: пьяные до горячки мужчины валяются в яме, их примеру следуют и некоторые женщины, распевающие пахабные песни. В другой главе мальчика съедают свиньи. Словом, автор не скупится на реализм, его сколько угодно. Таким образом, направление, характерное для поэмы «Кому на Руси жить хорошо», точнее определить так — «мистический реализм». Это понятие сочетает в себе все упомянутые выше признаки: и фантастические народные мотивы, и детальное изображение реальной действительности, в нем есть и фантастика, и реализм.
  • Род поэмы «Кому на Руси жить хорошо» лирика и эпос. От поэмы в нём присутствует стихотворная форма, поэтические символы и авторские отступления. Но в тоже время в наличии чёткая сюжетная линия и множество персонажей, а действия героев представляются, как нечто влиятельное и масштабное, что роднит творение Некрасова с эпической литературой. В этом и заключается жанровое своеобразие произведения «Кому на Руси жить хорошо»: это не просто большое стихотворение, а лиро-эпическая поэма.
  • Поэма написана ямбом, автор старался придать ей простонародные черты с помощью особого ритма, языка, изобилующего народными словесными оборотами.

Проблема композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо» обусловлена её незаконченностью. Изначально произведение должно было быть в два раза больше итогового результата. Из-за близкой смерти Некрасов был вынужден сократить объём поэмы.

В результате основная часть получилась куда короче, чем планировалось, и занимает всего две части, кульминация наступает в третьей, а финал в четвёртой.

Структура «Кому на Руси жить хорошо» — это не следствие работы писателя, а выбор его друзей. Он ушел из жизни настолько внезапно, что даже не успел внести определенный порядок в рукописи. Но его близкие люди помнили, как важно было это творение для поэта, и собрали главы в единое произведение уже после смерти автора. Этим объясняется нелогичность и фрагментарность некоторых эпизодов. Между ними нет законченной и основательной связи.

Порядок глав детально изображен в кратком содержании по главам от Многомудрого Литрекона.

Семеро крестьян, случайно встретившихся на дороге, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Каждый мужик высказывает свою догадку. В список вошли почти все сословия, начиная с духовенства и заканчивая российским императором. Не сумев найти консенсуса, герои решают отправиться в путешествие и спросить ответ лично у представителя каждого сословия.

Во время своего путешествия они встречают и священника, и помещика – однако с удивлением узнают, что и сильные мира сего живут также плохо, как и остальные, а в их жизнях нет счастья. Однако основной упор делается на нелёгком быте и страданиях крестьян, прозябающих в нищете и невежестве.

В кульминации поэмы крестьяне сталкиваются с Григорием Добросклоновым – семинаристом, певцом и народным заступником. Этот молодой человек – символ зарождающегося народного самосознания, идейный борец, который готов отдать свою жизнь за счастье своего народа. Именно его Некрасов и считает самым счастливым человеком на Руси, ведь именно Григорию суждено изменить её. Более подробно о содержании поэмы Литрекон рассказал в кратком пересказе для читательского дневника.

Система образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делится на несколько типов героев:

  1. Холопы — крестьяне, для которых рабство стало смыслом жизни. Не представляют себя без барина.
  2. Странники-правдоискатели — семь мужиков, ищущих ответ на свой вопрос.
  3. Народные заступники — простые люди, которые осмелились на бунт против системы и на защиту себе подобных. Вот их краткая характеристика, там же полный список.
  4. Грешники — это герои, прошедшие через искус греха и соблазна. Им посвящена отдельная глава. Эти истории становятся поучительными притчами для простых людей.
  5. Угнетатели — это высшие сословия, которые наживаются на народном горе. Это помещики и высшая знать.
  6. Женские образы — это, как правило, мученицы из крестьянства, которые жертвуют собой ради семьи и детей.
  7. Остальные персонажи входят в категорию «народ». Подробнее…

Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.

Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:

герой тип героя характеристика
матрёна тимофеевна корчагина женские образы бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня.
семь мужиков правдоискатели группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы.
ермил гирин народный заступник крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике.
григорий добросклонов народный заступник сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее…
кудеяр грешник персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины.
савелий народный заступник крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа.
веретенников народный заступник путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам.
гавриил оболт-оболдуев угнетатель шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии.
яков холоп верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги.

В поэме еще много героев, и Многомудрый Литрекон охотно о них расскажет, если Вы напишите об этой надобности в комментариях.

Тематика в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является интересным поводом для размышлений современного человека:

  1. Счастье – Поиск и достижение счастья ставиться Некрасовым и его персонажами на первое место. Несмотря на все ужасы и несправедливости жизни, писатель верил, что рано или поздно русский народ сможет построить новый счастливый мир. Подробнее…
  2. Патриотизм – Любовь к родине Некрасова выражается в беззаветном служении простым людям. Только тот, кто ради счастья своего народа готов пожертвовать собой, является настоящем патриотом своей страны.
  3. Родина – Служение своему отечеству и народу – высшая добродетель, по мнению Некрасова. Русь нуждается в своих героях, и она достойна их помощи. Она богата и изобильна, щедра и покладиста, красива и величественна. На этой земле можно и нужно жить хорошо.
  4. Тема народа – Русские люди в поэме представлены бедными, усталыми, угнетаемыми и забитыми, однако в то же время народ сохранил в себе отзывчивость, стремление к справедливости и взаимопомощи. Некрасов верил, что русский народ находится в начале новой лучшей эпохи, где не будет угнетения и несправедливости.
  5. Тема дороги – Путешествие семи мужиков по дорогам России символизирует собой долгий путь, который ещё только предстоит пройти русскому народу, чтобы реализовать свой потенциал.
  6. Пейзаж – В поэме Некрасов тяготеет к пейзажам провинциальной крестьянской России. Бескрайние поля, тёмные леса и унылые деревеньки погружают нас в быт простых русских тружеников того времени. Природа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» становится верной подругой крестьян. Так, именно наедине с лесом и полем Матрена находила душевное равновесие и силы продолжать тяжелую жизнь.
  7. Великодушие – Русский крестьянин показан, как искренний великодушный человек, который готов прийти на помощь попавшему в беду и даже пожертвовать своим благополучием, чтобы помочь ближнему. Таков, например, эпизод, когда Павел Веретенников отдает Вавиле деньги на подарок внучке.
  8. Тема изгнания тоже нашла свое отражение в тексте. Так, именно изгнанием на каторгу наказываются народные заступники — Савелий и (в перспективе) Григорий. Это указывает на то, что самое большое горе для русского человека — это разлука с родной землей.

Нравственные уроки поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — это призыв к справедливости и гуманности, обращенный ко всем сословиям, но больше всего — к дворянам, которые близки к государю и могут повлиять на судьбу народа.

Социальная и нравственная проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» демонстрирует вечные вопросы, на которые русские люди до сих пор ищут ответы. Многие проблемы не имеют решения до сих пор.

  1. Социальная несправедливость – В поэме остро понимается вопрос социального неравенства в Российской империи. Мы видим, что большая часть населения страны, несмотря на отмену крепостного права продолжает жить рабской безрадостной жизнью.
  2. Рабство – По мнению Некрасова, крепостное право оставило глубочайший след в сознании Русского народа. Поэт показывает нам, как дезориентированных внезапной свободой крестьян, так и привилегированное меньшинство, которое противится переменам и хочет вернуть старую крепостную Россию. Поэт считал, что, только переборов свою природу, русский народ сможет обрести счастье.
  3. Тирания – Писатель демонстрирует не только ужасы тирании дворян над крепостными людьми, но и тиранию крестьян друг над другом. Например, он рассказывает историю о предателе, который согласился за вознаграждение наследника уничтожить завещание хозяина, чтобы не освобождать крестьян.
  4. Женская доля – На примере Корчагиной Некрасов рассказывает нам об угнетённом положении русских женщин в патриархально обществе. Они не освободились даже после отмены крепостного права и продолжают быть рабынями в собственных семьях, где от них требуют и работы, и ухода за детьми, и забот о хозяйстве.
  5. Невежество – Писатель очень негодует на необразованность русского народа. Только когда крестьяне начнут читать стоящие книги, развивать себя, учиться, российское общество измениться по-настоящему. А пока любой приказчик может обмануть неграмотных и глупых тружеников.
  6. Пьянство – Некрасов осуждает алкоголизм, распространённый среди крестьян, однако в то же время он оспаривает тезис о поголовном пьянстве русских. Писатель утверждает, что среди крестьян есть огромное количество непьющих, однако живут они ничуть не лучше пьющих. Некрасов считал, что, повысив благосостояние людей, можно будет навсегда истребить пьянство. Оно являлось следствием неизбывного горя.
  7. Бунт – Некрасов описывает недовольство, разрастающееся внутри русского крестьянства. Вчерашние крепостные уже не готовы терпеть дворян-паразитов. В то же время мужицкий бунт остаётся всё таким же бессмысленным и беспощадным.
  8. Реформа. Освобождение крестьян — благо для России, но поэт обращает внимание читателя и на отрицательные стороны реформы. Разорвавшись, вековая цель «ударила одним концом по барину, другим — по мужику». То есть ее необходимо корректировать и менять, ведь люди оказались не готовы к радикальным переменам.

В свой поэме Некрасов отобразил отмирание старого мира. И зарождение нового. Россия, находящаяся на границе двух эпох, становится на путь перемен.

С одной стороны, мы видим дворянские пережитки и следы крепостничества, которые уродуют русский народ, превращают его в аморфную массу невежественных рабов. С другой же, мы видим, как постепенно в мужиках проявляются зачатки самосознания, как появляются настоящие патриоты своей Родины, вроде Гирина и Добросклонова. Это и есть основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — показать глобальные изменения в России и вдохновить читателей на совершенствование страны.

Главная мысль и авторская позиция Некрасова заключается в том, что Россия войдёт в новую эпоху обновлённой и свободной, а её народ будет жить в мире и достатке. Но для этого людям надо сплотиться и осознать новый статус: она не подданные и не холопы, а именно граждане со своими правами и обязанностями.

Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу.

В повествование вплетено огромное количество народного юмора. Например, Некрасов описывает, как один странник на его памяти учил девушек пению, но лишь потом выяснилось, что он просто их «перепортил». А про смерть человека его герои рассказывают так:

В сюжет часто вклиниваются самые разные песни, загадки, пословицы, легенды и былины. Например, песня «Соленая», которую мама Гриши Добросклонова сочинила из-за недостатка соли.

«Кому на Руси жить хорошо» была бурно встречена читателями и критиками.

Литературный критик Буренин, заметив некоторую пошлость и анекдотичность, присущие поэме Некрасова, отмечал её выразительность и значимость. Особенно ему понравилось изображение отмирающего крепостничества.

Основную мысль творчества поэта критики выражали не раз:

Даже немногих строк, выписанных нами, достаточно для того, чтобы читатель мог видеть, как Некрасов в последнем своем произведении остался верен всегдашней своей идее: возбуждать сочувствие высших классов к простому люду, его нуждам и потребностям…» (М. Велинский, ««Кому на Руси жить хорошо» Некрасова», «Киевский телеграф», 1869 г., 19 мая, №57)

Другой критик – Авсеенко, обвинил писателя в устарелости. Публицист увидел в произведении лишь водевиль и анекдот. Он утверждал, что проблемы, описанные Некрасовым в поэме, уже давно неактуальны.

Читайте также:  Развитие как объект философского анализа

Также рецензенты осуждали чрезмерную растянутость произведения:

«Поэма эта несколько растянута, в ней вы встречаете многие сцены совершенно излишние, мешающие общему впечатлению, напрасно утомляющие читателя и тем немало вредящие цельности впечатления. Но при всем том поэма Некрасова имеет неотъемлемые достоинства; в ней столько чувства, столько глубокого понимания жизни, что как-то невольно забываются, изглаживаются все мелкие недостатки. Многие сцены этой поэмы прочувствованы и выражены так ярко и сильно, что невольно пробегаешь их по несколько раз и чем больше вчитываешься в них, тем прекраснее они кажутся…» («Новое время», 22 апреля 1870 г., №109)

И все же критики признавали, что книга Некрасова — это истинно народное произведение, в котором каждый русский человек узнает себя

Ни одна народная книга, написанная со специальной целью поучать народ, не будет ему так понятна, как «Коробейники» и «Кому на Руси жить хорошо». А все потому что каждый крестьянин найдет в них отголосок своих понятий и стремлений; все потому что он почует в них свое простое, безыскусственное, человеческое чувство, переданное характерным и родным ему языком; все потому что поэт научил народ наш и знает его, как никто.» (критик под псевдонимом А. С., «Новое время», 1873 г., №61)

Значение поэмы подчеркнул и современный критик Дмитрий Быков:

«Кому на Руси жить хорошо» – вовсе не сатирическая поэма, это нормальный народный эпос. Эпос странствия, русская «Одиссея», поделённая на семерых, потому что в одиночку в России странствовать невозможно. Мало того, что ты не выживешь, но тебе не с кем выпить, не с кем поговорить.

«Кому на Руси жить хорошо» считается одним из самых известных и значимых произведений русской литературы, знаковым в творчестве великого поэта Некрасова.

источник

Цитата: «. Эй, счастие мужицкое! / Дырявое с заплатами, / Горбатое с мозолями.».

Ещё в 1850-е годы Некрасову приходит идея создания эпического произведения, отражающего народную жизнь. Но реализовывать эту идею он начинает только в 1863-м, после земельной реформы и отмены крепостного права.

Над этой поэмой автор работал почти четырнадцать лет. По изначальному замыслу герои, выйдя из своих деревень, должны преодолеть долгий путь, побеседовать с представителями всех сословий и в результате дойти до самого царя.

К сожалению, болезнь не дала автору реализовать задуманное. Предчувствуя свою скорую гибель, Некрасов свернул повествование и оставил финал открытым (так и не сказано, кому на Руси жить хорошо).

Проблематика:

  • счастье народа;
  • счастье каждой отдельно взятой личности.

Смысл названия: для Некрасова очень важно было пробуждение народного самосознания. Уже сам факт того, что простой русский мужик задаётся вопросом «а кому же хорошо?», был для писателя очень важен. Некрасов сделал поэму «Кому на Руси жить хорошо» главным событием своей литературной жизни.

Так кому же хорошо? Изначальный замысел автора предполагал, что счастливого на Руси не будет. Потом Некрасов ввёл образ разночинца-демократа Гриши Добросклонова, который нашёл своё счастье в работе на благо народа. Понятно, что это решение было отчасти вынужденным — требование времени.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: в фольклоре легко обнаружить аналогичные мотивы — хождение по миру в поисках правды и/или счастья. В то же время поэма построена по эпическим законам: разбита на части и главы, связанные между собой сквозными персонажами и темой дороги, странничества.

Время и место действия: Некрасов нарочно не называет ни место, ни время (начинается поэма словами «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай»), но легко догадаться, что действие происходит в 60-е годы XIX в. А место действия вынесено в заглавие — на Руси.

Семеро странников, отправившихся искать, «кому живётся весело, вольготно на Руси»: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, старик Пахом, Пров.

Поп — первый претендент на роль счастливца. Жалуется на расходы и отсутствие покоя (нужно приходить к каждому больному, умирающему, женящемуся и рождающемуся).

Павлуша Веретенников — собиратель фольклора.

Ермил Гирин — также претендент на роль счастливца, справедливый бурмистр. На момент рассказа сидит в остроге из-за бунта мужиков, поэтому счастливым его назвать трудно.

Гаврила Оболт-Оболдуев — помещик, рассказывающий, как хорошо было до отмены крепостного права.

Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, также изначально причисленная к счастливцам и подробно рассказывающая, какое оно на самом деле — женское счастье на Руси.

Савелий — дед мужа Матрёны. Пример сильного и терпеливого русского крестьянина.

Поливанов — типичный крепостник, жестокий и распущенный самодур.

Яков — верный слуга Поливанова. Верный до поры до времени: когда, польстившись на невесту Гриши, племянника Якова, Поливанов отдаёт Гришу в солдаты, Яков мстит. Такая месть называлась в народе «тащить сухую беду»: Яков вешается на глазах Поливанова, чтобы того всю жизнь мучила совесть.

Князь Утятин (Последыш) — барин, который не верит в отмену крепостного права.

Ионушка — богомолец; рассказчик.

Гриша Добросклонов — семинарист, решивший посвятить свою жизнь народу.

Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.

Первый кандидат в счастливцы — поп (священник). На вопрос о счастье отвечает, что никакого счастья ему не отпущено: все средства уходят на обучение сына, а жизнь лишена покоя — всегда могут вызвать к умирающему, а смотреть на горюющих родственников несладко.

Ярмарка. Всеобщее веселье. Люди рады, что «барин» Павлуша Веретенников выручил мужика, пропившего все деньги, — купил ботиночки для его внучки.

Все смотрят комедию с Петрушкой, потом пьют с актёрами.

Ночь после ярмарки, все пьяные. Странники слышат, как в канаве спорят женщины: каждая доказывает, что у неё дома хуже, чем у других. Павлуша Веретенников говорит, что все беды у людей — от пьянства. Мужики с ним не соглашаются: было бы жить хорошо, так и пить незачем. Странники встречают женщину, которая рассказывает о своём ревнивом муже, следящем за ней даже ночью. Странники скучают по жёнам и хотят домой.

Странники заказывают у скатерти-самобранки ведро водки и обещают налить тому, кто докажет, что он в самом деле счастлив.

Дьякону, утверждающему, что счастье в вере, водки не дают. Не дают и бабке, которая счастлива от урожайности репы. Водки наливают солдату, который счастлив, что его ни в одном сражении не убили, и каменщику, добравшемуся домой после тяжёлой болезни.

Не достаётся водки мужчине, который гордится своим счастьем: при дворе облизывал тарелки господ и «заработал» благородную болезнь — подагру. Странники дают выпить человеку, спасшемуся от медведя.

Народ советует странникам обратиться к Ермиле Гирину: будучи бурмистром, Ермила всегда справедливо поступал. Однажды только проштрафился — вместо своего брата послал в солдаты другого парня. Но Ермила покаялся, и парня вернули (а Ермила до сих пор мучается чувством вины). Правда, Гирин сейчас в остроге за бунт крестьян, так что к счастливцам его отнести сложно.

Семеро искателей счастья встречают помещика Оболт-Оболдуева. Он со слезами на глазах рассказывает, как хорошо было до отмены крепостного права: пиры устраивались роскошные, крестьяне его любили. А теперь всё плохо, крестьяне обленились, всюду разбойники, а самого помещика заставляют учиться и работать, чего он совсем не хочет.

Мужики проходят мимо сенокоса, помогают косить. Тут появляется помещик, велит пересушить одну скирду. Мужикам рассказывают о помещике.

Узнав об отмене крепостного права, этот барин разъярился. И его сыновья, опасаясь, что их лишат наследства, уговорили крестьян делать вид, что крепостное право ещё в силе. Доходило до совсем уж глупых ситуаций, когда мужики делали вид, что их наказывают на конюшне, и кричали погромче, чтоб барин был доволен.

А когда барин умер, начались тяжбы за земли между его сыновьями и крестьянами.

Семь странников приходят в село Клин: по слухам, там живёт счастливая Матрёна Корчагина.

Матрёна Тимофеевна занята и говорить о своей жизни не хочет, но странники обещают помочь ей жать, и женщина рассказывает.

До замужества Матрёне жилось хорошо. А в семье мужа — как в аду. Муж, правда, хороший был: один раз только побил. Но другие члены семьи Матрёну ненавидели. Все, кроме деда Савелия.

Отдельно Матрёна рассказывает о Савелии. Деревня, в которой Савелий жил в молодости, находилась в глухом лесу, и платили крестьяне оброк три раза в год. Потом помещик потребовал, чтобы они сами возили к нему оброк. Крестьяне этого не хотели. Наконец прислали управляющего — немца. Оброк стали требовать регулярно, а кто не мог заплатить, должен был отрабатывать. Потом крестьяне поняли, что их работа заключается в строительстве дороги от их деревни к городу. А значит, вскоре появится сборщик подати.

В течение 18 лет крестьяне терпели немца, угнетавшего их, а потом, когда терпению пришёл конец, по призыву Савелия скинули немца в яму и закопали живым в землю. Мужиков отправили на каторгу, где дед Савелий провёл 20 лет.

Матрёна продолжает рассказывать о себе: когда у неё родился сын Дёмушка, женщина стала меньше работать. Свекровь велела отдать ребёнка деду Савелию, а дед недоглядел, и ребёнка съели свиньи. Приехала полиция и обвинила Матрёну в убийстве ребёнка.

Дед Савелий тяжело переживал смерть Дёмушки и ушёл в монастырь. У Матрёны каждый год рождается по ребёнку. Когда её сыну Федоту было восемь, его послали стеречь овец. Одну овцу украла волчица. Федот гнался за ней, овцу отобрал, но овца была уже мёртвая, а волчица тощая, и у неё волчата. Федот отдал овцу волчице. За это наказали Матрёну.

В голодные времена свекровь заявила, что во всём Матрёна виновата. Её мужа забрали в солдаты. Беременная Матрёна идёт к губернаторше. Отдав лакею все свои деньги, она входит в дом губернаторши, и у неё начинаются роды. У самой губернаторши детей нет, она ухаживает за ребёнком Матрёны и помогает вернуть мужа Матрёны из рекрутчины. Вот и всё счастье.

Странники спрашивают, всё ли Матрёна им рассказала. Она отвечает, что перечислять беды женские всей жизни не хватит.

В деревне пир, поминание барина Утятина. Приходит приходской дьяк, сыновья которого — Савва и Гриша Добросклоновы — очень хорошие ребята. Крестьяне вспоминают старые времена и рассказывают истории.

Одна из них — о том, как верный слуга Утятина, Яков, не смог простить барину, что тот отправил его племянника в солдаты (Утятин имел виды на невесту племянника). Яков повесился у барина на глазах.

Брат Ионушка рассказывает о разбойнике Кудеяре. Кудеяр и двенадцать разбойников вели жизнь окаянную, грабили и убивали людей. Но Кудеяру в какой-то момент начали мерещиться трупы убитых им. Он стал просить Бога отпустить ему грехи. Чтоб грехи были отпущены, Кудеяр должен был тем ножом, которым людей убивал, спилить дуб. Когда Кудеяр дуб пилил, приехал пан Глуховской, который мужиков пытал и вешал. Кудеяр разозлился и воткнул нож ему в сердце. Тут груз грехов Кудеяровых и пал.

По дороге домой Савва и Гриша Добросклоновы поют песни о свободе. Гриша поёт о будущем страны и, увидев бурлака, запевает песню «Русь», называет родную землю матушкой.

Назовите героя поэмы «Кому на Руси жить хорошо», который счастлив своим трудом на благо людей.

Ответ. Гриша Добросклонов.

Этот молодой человек учится в семинарии. Он решил посвятить всю свою жизнь служению народу.

К какому литературному направлению можно отнести поэму «Кому на Руси жить хорошо»?

источник

19 февраля 1861 года в России произошла долгожданная реформа – отмена крепостного права, сразу же всколыхнувшая все общество и вызвавшая волну новых проблем, главную из которых можно выразить строчкой из стихотворения Некрасова: «Народ освобожден, но счастлив ли народ. ». Певец народной жизни, Некрасов и в этот раз не остался в стороне – с 1863 г. начинает создаваться его поэма «Кому на Руси жить хорошо», повествующая о жизни в пореформенной Руси. Произведение считается вершинным в творчестве писателя и до сегодняшнего дня пользуется заслуженной любовью читателей. Одновременно, несмотря на свой кажущимся простым и стилизованный под сказочный сюжет, оно является очень непростым для восприятия. Поэтому проведем анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», чтобы глубже понять его смысл и проблематику.

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создавал с с 1863 по 1877 год, а отдельные замыслы, по свидетельству современников, возникли у поэта еще в 1850-х годах. Некрасов хотел изложить в одном произведении все, что, как он говорил, «я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его», накопленное «по словечку» за 20 лет жизни. К сожалению, из-за смерти автора поэма осталась неоконченной, вышло только четыре части поэмы и пролог.

После смерти автора издатели поэмы столкнулись со сложной задачей – определить, в какой последовательности публиковать разрозненные части произведения, т.к. Некрасов не успел соединить их в одно целое. Задача была разрешена К. Чуковским, который, опираясь на архивы писателя, принял решение печатать части в таком порядке, в каком они известны современному читателю: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».

Существует много различных жанровых определений «Кому на Руси жить хорошо» – о ней говорят, как о «поэме-путешествии», «Русской Одиссее», известно даже такое запутанное определение как «протокол своеобразного всероссийского крестьянского съезда, непревзойденная стенограмма прений по острому политическому вопросу». Тем не менее, имеется и авторское определение жанра, с которым соглашается большинство критиков: поэма-эпопея. Эпопея предполагает изображение жизни целого народа в какой-либо решающий для него момент истории, будь то война или иное социальное потрясение. Автор описывает происходящее глазами народа и зачастую обращается к фольклору как средству показать народное видение проблемы. Эпопея, как правило, не имеет одного героя – героев много, и они играют больше соединяющую, чем сюжетообразующую роль. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» подходит под все эти критерии и смело может быть названа эпопеей.

Сюжет поэмы прост: «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков, которые заспорили, кому лучше всего живется на Руси. Чтобы это выяснить, они отправляются в странствие. В связи с этим тему произведения можно определить как широкомасштабное повествование о жизни крестьян в России. Некрасов охватил почти все сферы жизни – за время своих странствий мужики познакомятся с разными людьми: попом, помещиком, нищими, пьяницами, торговцами, перед их глазами пройдет круговорот человеческих судеб – от израненного солдата до некогда всесильного князя. Ярмарка, острог, тяжелый труд на барина, смерть и рождение, праздники, свадьба, торги и выборы бургомистра – ничего не укрылось от пристального взгляда писателя.

Неоднозначным является вопрос о том, кого же считать главным героем поэмы. С одной стороны, формально она имеет семеро главных героев – мужиков, странствующих в поисках счастливого человека. Выделяется также образ Гриши Добросклонова, в лице которого автор изображает будущего народного спасителя и просветителя. Но помимо этого, в поэме явственно прослеживается образ народа как образ главного действующего лица произведения. Народ появляется как единое целое в сценах ярмарки, массовых гуляний («Пьяная ночь», «Пир на весь мир»), сенокоса. Всем миром принимаются различные решения – от помощи Ермила до выборов бургомистра, даже вздох облегчения после смерти помещика вырывается у всех одновременно. Не индивидуализированы и семь мужиков – они описаны максимально кратко, не имеют своих отдельных черт и характеров, преследуют одну и ту же цель и даже говорят, как правило, все вместе. Второстепенные персонажи (холоп Яков, сельский староста, Савелий) прописаны автором куда более детально, что позволяет говорить о специальном создании с помощью семи странников условно-аллегорического образа народа.

Жизни народа так или иначе касаются и все проблемы, подымаемые Некрасовым в поэме. Это проблема счастья, проблема пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения, а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины. Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному. Для попа, помещика и других наделенных властью персонажей счастье представляется в виде личного благосостояния, «почета и богатства». Мужицкое счастье состоит из различных несчастий – медведь пытался задрать, но не смог, на службе били, но до смерти не убили… Но есть и такие персонажи, для которых не существует своего, личного счастья отдельно от счастья народного. Таков Ермил Гирин, честный бургомистр, таков и появляющийся в последней главе семинарист Гриша Добросклонов. В его душе любовь к бедной матери переросла и слилась с любовью к такой же бедной родине, для счастья и просвещения которой и планирует жить Гриша.

Из Гришиного понимания счастья вырастает главная идея произведения: настоящее счастье возможно лишь для того, кто не думает о себе, и готов потратить всю свою жизнь для счастья всеобщего. Призыв любить свой народ таким, каким он есть, и бороться за его счастье, не оставаясь равнодушным к его проблемам, отчетливо звучит на протяжении всей поэмы, и в образе Гриши находит свое окончательное воплощение.

Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова не может считаться полным без рассмотрения средств художественной выразительности, использованных в поэме. В основном это использование устного народного творчества – одновременно и как объект изображения, для создания более достоверной картины крестьянской жизни, так и как объект изучения (для будущего народного заступника, Гриши Добросклонова).

Фольклор в текст вводится либо прямо, как стилизация: стилизация пролога под сказочный зачин (мифологическое число семь, скатерть-самобранка и другие детали красноречиво об этом говорят), либо же косвенно – цитаты из народных песен, отсылки к различным фольклорным сюжетам (чаще всего к былинам).

Стилизована под народно-песенную и сама речь поэмы. Обратим внимание на большое число диалектизмов, на уменьшительно-ласкательные суффиксы, многочисленные повторы и использование устойчивых конструкций в описаниях. Благодаря этому «Кому на Руси жить хорошо» может восприниматься как народное творчество, и это не случайно. В 1860-е годы как раз возник повышенный интерес к народному творчеству. Изучение фольклора воспринималось не только как научная деятельность, но и как открытый диалог интеллигенции с народом, что, безусловно, было Некрасову близко в идейном плане.

Читайте также:  Замершая беременность генетика какие анализы

Итак, рассмотрев произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», можно с уверенностью заключить, что, несмотря на то, что оно осталось неоконченным, оно все же представляет огромную литературную ценность. Поэма остается актуальной вплоть до сегодняшнего дня и может вызвать интерес не только у исследователей, но и у обычного читателя, интересующегося историей проблемами русской жизни. «Кому на Руси жить хорошо» неоднократно интерпретировалось и в других видах искусства – в виде сценической постановки, различных иллюстраций (Соколов, Герасимов, Щербакова), а также лубочной картинки на данный сюжет.

источник

История создания

Поэму Некрасов начал писать в конце 1850-х, а в 1962 г. после отмены крепостного права и других реформ замысел сложился окончательно. Как гражданский поэт, он не мог обойти вниманием эту тему. В 1866 году в журнале «Отечественные записки» был опубликован пролог, а затем и части «Последыш» и «Крестьянка». По изначальному замыслу, герои поэмы должны были поговорить с попом, крестьянкой, помещиком и в последней части дойти до Петербурга и задать вопрос самому царю. Но в 1877 году Некрасов скончался, не успев закончить произведение.

Жанр, род, направление.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написано в жанре поэмы. Это самый крупный стихотворный жанр. Поэма относится к лирике. В этом литературном роде автор делится своими личными переживаниями, выражает чувство и эмоции. Направление можно определить как гражданскую лирику. Ведь в поэме поднимаются важные социальные вопросы, представлена реакция Некрасова на социальные преобразования.

Поэма состоит из 3-х последовательных частей, объединенных общим сюжетом, и последней части «Пир на весь мир», в которой собраны отдельные зарисовки, крестьянские песни, лирические отступления.

В первой части представлены главные герои, рассказано откуда они, как начался спор и само путешествие. В ней они спрашивают о счастье попа и бывшего помещика.

Во второй части автор немного отступает от основного замысла поэмы и рассказывает о волжских крестьянах и их сумасшедшем барине, который не смог принять новую жизнь и сошел с ума.

Третья часть полностью посвящена судьбе русской крестьянки. Эта часть является уникальной, так как жизнь простой женщины в то время не была показана в литературе.

О чем поэма?

Изначально она задумывалась как поэма о счастье, но на самом деле она о жизни в стране, потрясенной коренными преобразованиями. Некрасов был ярым сторонником отмены крепостного права, но он не мог не видеть, как тяжело такие перемены сказались на жизни в целом, прежде всего, на жизни крестьян, которые оказались самым незащищенным слоем населения.

Главные герои и их характеристика

Главные герои — семь крестьян. Это простые русские мужики, которые, могли бы жить в любой деревне. Роман, Демьян, Иван, Митодор, Пахом, Пров, Лука — эти имена не сообщают ничего особенного. На их характеристику влияют названия деревень: Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Герелово, Неелово. Эти слова указывают на основную национальную черту — бедность. Как и Терпигорев уезд, и Пустопорожняя волость.

Крестьяне работящие, никогда не отказываются помочь тем, кто встречается им на пути, они честны, добродушны, простоваты. У них нет четкого понимания о том, что значит счастливая жизнь, но есть внутреннее чутье, которое всегда подсказывает, что истина еще не найдена.

Основная тема произведения становится понятна из названия. Есть ли на Руси хорошая жизнь? В стране, где никто не может сказать, что он живет счастливо. Реформы ударили по всем слоям населения, поэтому, после долгожданной отмены крепостного права, крестьянская тема стала еще более актуальной, чем до него.

Проблематика

Основной проблемой является, конечно социальная. То как строятся отношения в крестьянской общине, в которой все еще господствует самосуд, то как строятся новые отношения между бывшими господами и их крестьянами. Ведь изменения в обществе невозможны без изменений в душе каждого человека.

В каждой главе также есть своя ключевая проблема. Это проблема русского духовенства, проблема бывших помещиков, проблема положения женщины в обществе.

Идея произведения

Некрасов задумывал поэму, которая бы как зеркало народной жизни отражало бы все, что происходит в стране. Ведь душа у поэта болела за каждого жителя. Кто знает, возможно, если бы Некрасов успел закончить поэму, может быть, он и дал бы ответ на заглавный вопрос. А так он остается открытым, только напрашивается мысль о том, что за собственное счастье человек должен бороться сам. Но личное счастье невозможно без счастья гражданского.

Изначально задумывалось, что композиция будет кольцевая и осенью герои вернутся в свои деревни. Но последняя опубликованная часть снова переносит нас на Волгу, где вместе с Последышем, бывшим последним оплотом крепостного мира, поднимаются и бывшие проблемы, упоминаются и другие сословия, жизнь которых была ничуть не легче. В главе «Последыш» на пиру, устроенном после смерти старого помещика, поет Гриша Добросклонов и в своей песне, слова которой пришли ему утром на берегу реки, он выражает мысль о воплощении народного счастья. Это и можно считать логическим финалом, когда народное счастье может выразить в песне простой парень с открытым сердцем.

Некрасов трепетно и горячо любил свою страну. Он не мог оставаться в стороне от судеб крестьян, помещиков, попов, бурлаков. Многие из этих людей практически не имели права голоса, поэтому он хотел сказать за них. Герои поэмы так просты и искренни, что читатель сопереживает им с первых строк. Гражданская поэзия для Некрасова — способ сделать что-то на благо страны, от чистого сердца, от бескорыстной любви к своему народу.

Спустя два года после выхода указа об отмене крепостного права Н. А. Некрасов создает поэму «Кому на Руси жить хорошо». Произведение является центральным в творчестве писателя. Оно рассказывает о жизни в пореформенной Руси. Автору удалось задать вопрос, который актуален и по сей день.

В основе сюжета лежит спор семерых мужиков о том, кому же живется на Руси лучше всех. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, они отправляются в странствие, во время которого герои знакомятся с разными людьми.

В поэме выделяется образ народа. Это главное действующее лицо произведения. Даже семеро мужиков обобщены в один образ, это аллегория народа. Они не проявляют индивидуальный характер, в них выражены общие черты народного самосознания.

В произведении также поднимаются народные проблемы: пьянство, труд, свобода и несвобода, грех, бунт и терпение, счастье.

Проблема свободы в том, что русский крестьянин не знал, что делать с этой свободой. Он не мог приспособиться к новой действительности. Народ привык трудиться. Только труд способен возвысить нищих героев над порочностью знати. Значение каждого человека определяется не высоким положением, а вкладом в общее дело – процветание родины.

Русь в поэме бедна и измученна. Но Некрасов описывает ее как великую страну. Он жалеет отчизну. Патриотизм автора выражается в образах, живущих для Родины: сильная характером и терпеливая женщина, крестьянин-богатырь и другие герои.

Счастье для каждого персонажа разное. Для властителей это богатство и положение в обществе, а счастье простого мужика состоит из различных несчастий: били, но не убили.

Помещики в поэме представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. С некоторым сострадания Некрасов изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который хорошо относился к крестьянам, устраивал для них праздники. Однако с отменой крепостного права потерял все, так как привык к старой жизни. В контрасте с этим персонажам создан образ Последыша-Утятина, чьи родственники подговорили народ обманывать помещика. А когда последний умер, родственники обманули простой люд. Наивысшей точкой дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке.

Есть персонажи, чья судьба полностью взаимосвязана с народом. Таковы Ермил Гирин, Гриша Добросклонов. С помощью Гришиного понимания счастья можно понять основную идею произведения: счастлив тот, кто готов жить и работать для всеобщего счастья. Призыв любить свою Родину, а также бороться за свободу и счастье народа – вот главное на протяжении всего повествования, а в образе Гриши Добросклонова эта мысль окончательно воплощена.

В финале автор выражает свою точку зрения и подводит итоги поиска ответа на вопрос: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является представителем народа, способным сделать все ради народа.

Произведение занимает ключевое место в творчестве Некрасова. В ней поэт размышляет над проблемой народного счастья.

Действие поэмы происходит после отмены крепостной зависимости. Автор с помощью множества примеров показывает, что освобождение от непосредственной власти помещиков не решило всех проблем. Народ остался беден, невежественен, среди его представителей процветает пьянство и жестокость.

Главным героем произведения является народ, как таковой. Недаром образы семь мужичков, которые пошли искать обладателя счастья, того, кто на самом деле живет хорошо, изображены очень схематично. На это жэе указывает тот факт, что они действуют всегда вместе и их сравнительно большое число.

Некрасов разворачивает перед читателем разнообразные картины народной жизни, сложившиеся после крестьянской реформы. Странники – искатели счастливого человека, встречаются с представителями разных сословий, обладателями разного имущественного достатка, наделенных несхожими чертами характера. Истории, которые рассказаны мужичкам, показывают, что Жизнь устроена после реформы далеко не совершенно. Конечно, автор не желает возвращения к старому, цель его поэмы – побудить незамедлительно продолжить двигаться вперед.

Переустроить жизнь, по его мнению, могут выходцы из простонародья, которые, однако, получили образование и могут в своих размышлениях подняться выше своих собственных интересов и потребностей и посвятить всего себя служению общему благу. Таков Гриша Добросклонов, появляющийся ближе к концу произведения. Введя образ революционера из низов, Некрасов показал, что он не видит возможности дальнейших существенных улучшений жизни большинства путем проведения реформ сверху.

Поэма насыщена фольклорными мотивами. Само изложение несколько стилизовано под сказку. Одно количество мужичков-странников – семь, является числом, постоянно используемым в народном творчестве. Использование фольклорных мотивов помогает автору погрузить читателя в гущу народной жизни. Вызываемые ассоциации со слышанными каждым в детстве русским народными сказками, тянут за собой и воспоминания, связанные с общением с простыми крестьянами. Кроме того, стилизованность напоминает, что Некрасов сознательно представляет читателям обобщенные образы.

Поэму можно назвать эпопеей, рисующей перед читателем картины из жизни простого народа. При этом автор показывает какими он видит строителей новой жизни.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начинал писать за несколько лет до своей смерти. Будучи больным раком, он старался завершить его и найти ответ на вопрос: Кому на Руси живётся лучше всего? Но, к сожалению, его здоровье не смогло выдержать всех страданий, поэтому писатель умер, так и не закончив эту поэму. Стоит поблагодарить его верных друзей, собравших поэму буквально по крупицам. Тем не менее её основа была опубликована, хоть и без логичного конца. Но какой идейный смысл у этого произведения, что оно несёт в себе?

Главные герои представлены в виде семи странников, которые реши найти самого счастливого человека на Руси. По пути им встречаются самые разнообразные личности: общинный председатель – очень добрый и честный человек, который не пользуется своим служебным положением и работает на благо народа, крестьянка – сильная и трудолюбивая женщина, повидавшая за жизнь множество бед и несчастий, и интеллигент, добившийся всего в жизни своими собственными руками. Каждый герой располагает большими усилиями для достижения успеха. Но, к несчастью, каждый из них не испытывает полного удовлетворения в жизни. У каждого из них свои проблемы и недуги, но все они пытаются их преодолевать.

Во время путешествия семерых странников поднимаются важные общественные темы: условия жизни людей, достаток сословий, борьба с пережитками крепостничества. Некрасов пытается показать состояние общества того времени. В поэме повествуется о совершенно разных классах людей, отличающихся взглядами на жизнь, предпочтениями и желаниями. Автор пытается раскрыть характер каждого персонажа, показав большой разрыв в социальном расслоении. Некрасов призывает к социальному равенству всех людей.

К концу произведения Некрасов так и не даёт ответ на поставленный вопрос. Конечный вариант произведения лишь приходит к выводу, что всем живётся трудно. Возможно, если бы болезнь не сразила его, то мы бы узнали о самом счастливом человеке на Руси. Но нельзя откидывать тот факт, что он хотел, чтобы читатели сами ответили на этот вопрос с помощью предоставленной почвы для размышлений. Каждый сам для себя решить, кому на Руси жить хорошо.

С самого начала рассказа читатель чувствует оптимизм и жизнелюбие, которым наделен главный герой, с которым автор повествует о событиях. Сказочная история о неизвестном цветке, с трудом выживающем среди камней и глины

Данное произведение можно отнести к жанру комедия, а главным смыслом работы автора является то, что он исследует общество, как новое социальное образование. Пьеса представлена пятью действиями.

Тема природы очень важна, конечно, в творчестве Лермонтова. Почему? Просто все поэты – очень восприимчивые к красоте природы люди, таким был и Михаил Юрьевич. Но важно, что в его стихах природа полна страстей

Исторический роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» написан в виде мемуаров. Все действия происходят во время ужасного крестьянского бунта, который когда-то был на Руси

Афанасий Афанасьевич Фет, стихотворения которого заслуженно стоят в одном ряду с творениями Пушкина и Лермонтова, творил в девятнадцатом веке и превыше всего в поэзии ценил настоящую и чистую красоту

источник

Автор: Guru · Опубликовано 21.10.2016 · Обновлено 08.10.2017

Кому на Руси жить хорошо? Данный вопрос по-прежнему волнует многих людей, и этим фактом объясняется повышенное внимание к легендарной поэме Некрасова. Автор сумел поднять тему, которая стала вечной в России – тему подвижничества, добровольного самоотречения во имя спасения отчизны. Именно служение высокой цели делает русского человека счастливым, как доказал писатель на примере Гриши Добросклонова.

«Кому на Руси жить хорошо» — одно из последних произведений Некрасова. Когда он писал его, он был уже серьезно болен: его поразил рак. Именно поэтому оно не закончено. Его по крупицам собрали близкие друзья поэта и расположили фрагменты в произвольном порядке, едва улавливая спутанную логику творца, сломленного смертельным недугом и бесконечными болями. Он умирал в мучениях и все же смог ответить на поставленный в самом начале вопрос: Кому же хорошо живется на Руси? Счастливцем в широком смысле оказался он сам, ведь преданно и самозабвенно служил интересам народа. Это служение и поддерживало его в борьбе с роковым недугом. Таким образом, история поэмы началась в первую половину 60-х годов 19 века, примерно в 1863 году (крепостное право отменили в 1861), а первая часть была готова в 1865.

Книга публиковалась фрагментарно. Пролог издали уже в январском выпуске «Современника» в 1866 году. Позже выходили и другие главы. Все это время произведение приковывало внимание цензоров и нещадно критиковалось. В 70-х годах автор написал главные части поэмы: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Он планировал написать гораздо больше, но из-за стремительного развития болезни не смог и остановился на «Пире…», где выразил свою основную мысль относительно будущего России. Он верил, что такие святые люди, как Добросклонов, смогут помочь его родине, погрязшей в нищете и несправедливости. Несмотря на ожесточенные нападки рецензентов, он нашел в себе силы стоять за правое дело до конца.

Н.А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни» и был точен в своей формулировке: жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо?» — эпическая поэма. То есть, в основании книги уживается не один род литературы, а целых два: лирика и эпос:

    Эпическая составляющая. В истории развития русского общества в 1860-е годы был переломный момент, когда люди приучались жить в новых условиях после отмены крепостного права и других коренных преобразований привычного жизненного уклада. Этот тяжелый исторический период и описал литератор, отображая реалии того времени без прикрас и фальши. Кроме того, в поэме есть четкий линейный сюжет и множество самобытных героев, что говорит о масштабности произведения, сравнимого разве что с романом (эпическим жанром). Также книга вобрала в себя фольклорные элементы героических песен, повествующих о ратных походах героев на вражеские станы. Все это – родовые признаки эпоса.

Направление, в рамках которого была написана поэма «Кому на Руси жить хорошо», — это реализм. Однако автор существенно расширил его границы, добавив фантастические и фольклорные элементы (пролог, зачин, символика чисел, фрагменты и герои из народных преданий). Поэт избрал для своего замысла форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья, который осуществляет каждый из нас. Сюжетную структуру многие исследователи творчества Некрасова сравнивают со строением народного эпоса.

Законы жанра определили композицию и сюжет поэмы. Некрасов дописывал книгу в страшных мучениях, но все равно не успел закончить ее. Этим и объясняются сумбурная композиция и множество ответвлений от сюжета, ведь произведения формировали и восстанавливали по черновикам его друзья. Сам он в последние месяцы жизни был не в состоянии четко придерживаться первоначальной концепции творения. Таким образом, композиция «Кому на Руси жить хорошо?», сравнимая разве что с народным эпосом, уникальна. Она вырабатывалась в результате творческого освоения мировой литературы, а не прямого заимствования какого-то известного образца.

Семеро мужиков сошлись на дороге и заспорили о том, кому на Руси жить хорошо? Суть поэмы в том, что они искали ответ на этот вопрос в пути, разговаривая с представителями разных сословий. Откровение каждого из них – отдельный сюжет. Итак, герои пошли прогуляться, дабы решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Собеседники уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает людям, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Они находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но до тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться.

В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов хотел продолжить повествование, но не успел, зато дал своим героям шанс обрести веру в будущее России.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

О героях «Кому на Руси жить хорошо» можно с уверенностью сказать, что они представляют собой законченную систему образов, которая упорядочивает и структурирует текст. Например, в произведении подчеркнуто единство семи странников. Они не проявляют индивидуальность, характер, в них выражены общие для всех черты народного самосознания. Эти действующие лица – единое целое, их диалоги, на самом деле, — коллективная речь, которая берет свое начало из устного народного творчества. Эта черта роднит поэму Некрасова с русской фольклорной традицией.

  1. Семеро странников представляют собой бывших крепостных крестьян «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Все они выдвигают свои версии, кому на Руси жить хорошо: помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву или царю. В их характере выражено упорство: все они демонстрируют нежелание принимать чужую сторону. Сила, отвага и стремление к истине – вот, что их объединяет. Они пылкие, легко поддаются гневу, однако отходчивость компенсирует эти недостатки. Доброта и отзывчивость делают их приятными собеседниками, даже несмотря на некоторую дотошность. Их нрав суров и крут, но и жизнь не баловала их роскошью: бывшие крепостные все время гнули спину, работая на барина, а в после реформы никто не позаботился пристроить их подобающим образом. Так и скитались они на Руси в поисках истины и справедливости. Сам поиск характеризует их, как людей серьезных, вдумчивых и основательных. Символическое число «7» означает намек на удачу, что ожидала их в конце пути.
  2. Главный герой – Гриша Добросклонов, семинарист, сын дьячка. По натуре он мечтатель, романтик, любит слагать песни и радовать народ. В них он рассуждает о судьбе России, о ее несчастьях, и в то же время о ее могучей силе, которая когда-то выйдет и сокрушит несправедливость. Хоть он и идеалист, его характер тверд, как и его убеждения посвятить свою жизнь служению истине. Персонаж чувствует в себе призвание быть народным вождем и певцом Руси. Он счастлив принести себя в жертву высокой идее и помочь своей отчизне. Однако автор намекает, что его-то как раз ждет нелегкая доля: остроги, ссылки, каторги. Власть не хочет слышать голос народа, она попытается его заткнуть, и тогда Гриша будет обречен на мучения. Но Некрасов всеми силами дает понять, что счастье – состояние духовной эйфории, и познать его можно лишь, будучи вдохновленным высокой идеей.
  3. Матрена Тимофеевна Корчагина – главная героиня, крестьянка, которую соседи зовут счастливицей за то, что она отмолила у супруги военачальника своего супруга (его, единственного кормильца семьи, должны были забрать в рекруты на 25 лет). Однако история жизни женщины раскрывает не везение или удачу, а горе и унижения. Она познала потерю единственного ребенка, гнев свекрови, каждодневный, изматывающий труд. Подробная характеристика Матрены и ее судьба описана в эссе на нашем сайте, обязательно посмотрите.
  4. Савелий Корчагин – дедушка мужа Матрены, настоящий русский богатырь. В свое время он убил немца-управляющего, который нещадно издевался над доверенными ему крестьянами. За это сильный и гордый мужчина поплатился десятилетиями каторги. По возвращению он был уже ни на что не годен, года заключения растоптали его тело, но не сломили его волю, ведь, как и прежде, он горой стоял за справедливость. Про русского мужика герой всегда говорил: «И гнётся, да не ломится». Однако сам того не ведая, дедушка оказывается палачом собственного правнука. Он не углядел за ребенком, и того съели свиньи.
  5. Ермил Гирин – человек исключительной честности, бурмистр в вотчине князя Юрлова. Когда ему нужно было выкупить мельницу, он встал на площади и попросил людей скинуться ему в помощь. После того, как герой встал на ноги, он вернул все одолженные деньги народу. За это он заслужил уважение и почет. Но он несчастлив, ведь за авторитет расплатился свободой: после крестьянского бунта на него пало подозрение в его организации, и он был заключен в острог.
  6. Помещики в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. Например, народной благодетельницей предстает губернаторша Елена Александровна, которая помогла Матрене. Также с ноткой сострадания писатель изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который тоже сносно относился к крестьянам, даже устраивал для них праздники, и с отменой крепостного права лишился почвы под ногами: слишком уж он привык к старому порядку. В противовес этим персонажам создан образ Последыша-Утятина и его вероломное, расчетливое семейство. Родственники старого жестокосердного крепостника решили обманывать его и подговорили бывших рабов участвовать в спектакле взамен на выгодные территории. Однако когда старик скончался, богатые наследники нагло обманули простой люд и прогнали его ни с чем. Апогеем дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке. Таким образом, литератор далек от того, чтобы повсеместно очернять знать, он пытается показать обе стороны медали.
  7. Холоп Яков – показательная фигура крепостного крестьянина, антагонист богатыря Савелия. Яков впитал в себя всю рабскую сущность угнетенного сословия, забитого бесправием и невежеством. Когда барин бьет его и даже посылает его сына на верную смерть, слуга покорно и безропотно терпит обиду. Его месть была под стать этой покорности: он повесился в лесу прямо перед барином, который был калекой и не мог без его помощи добраться до дома.
  8. Иона Ляпушкин – божий странник, который поведал мужикам несколько историй о жизни людей на Руси. Он повествует о прозрении атамана Кудеяры, который решил замолить грехи убийством во благо, и о хитрости Глеба-старосты, который нарушил волю покойного барина и не отпустил крепостных по его приказу.
  9. Поп – представитель духовного сословия, который сетует на непростую жизнь священника. Постоянное столкновение с горем и нищетой печалит сердце, не говоря уже о народных остротах в адрес его сана.

Персонажи в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многообразны и позволяют составить картину нравов и быта того времени.

  • Основная тема произведения — свобода — упирается в проблему того, что русский крестьянин не знал, что с ней делать, и как адаптироваться к новым реалиям. Национальный характер тоже «проблемный»: люди-мыслители, люди-искатели правды все равно пьют, живут в забытье и пустопорожних разговорах. Они не способны выдавить из себя рабов, пока их нищета не приобретет хотя бы скромное достоинство бедности, пока они не перестанут жить пьяными иллюзиями, пока не осознают свою силу и гордость, попранные веками унизительного положения вещей, что были проданы, проиграны и куплены.
  • Тема счастья. Поэт считает, что высшее удовлетворение от жизни человек может получить, лишь помогая другим людям. Настоящая ценность бытия в том, чтобы чувствовать себя нужным обществу, приносить в мир добро, любовь и справедливость. Бескорыстное и самозабвенное служение благому делу наполняет каждый миг возвышенным смыслом, идеей, без которой время теряет цвет, становится тусклым от бездействия или эгоизма. Счастлив Гриша Добросклонов не богатством и не положением в свете, а тем, что ведет Россию и свой народ к светлому будущему.
  • Тема родины. Русь хоть и предстает в глазах читателей бедной и замученной, но все же прекрасной страной с великим будущим и героическим прошлым. Некрасов жалеет отчизну, посвятив всего себя ее исправлению и улучшению. Родина для него – это народ, народ – это его муза. Все эти понятия тесно переплелись в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Патриотизм автора особенно ярко выражается в финале книги, когда странники находят счастливца, живущего интересами общества. В сильной и терпеливой русской женщине, в справедливости и чести богатыря-крестьянина, в искренней добросердечности народного певца творец видит истинный облик своей державы, исполненный достоинства и одухотворенности.
  • Тема труда. Полезная деятельность возвышает нищих героев Некрасова над суетой и порочностью знати. Именно праздность губит русского барина, превращая его в самодовольное и надменное ничтожество. А вот простонародье обладает действительно важными для общества навыками и подлинной добродетелью, без него не будет России, а вот без знатных самодуров, гуляк и алчных искателей богатства страна обойдется. Так писатель приходит к выводу, что ценность каждого гражданина определяется лишь его вкладом в общее дело – процветание родины.
  • Мистический мотив. Фантастические элементы появляются уже в Прологе и погружают читателя в сказочную атмосферу былины, где надо следить за развитием идеи, а не за реалистичностью обстоятельств. Семь филинов на семи деревьях – магическое число 7, что сулит удачу. Молящийся черту ворон – очередная личина дьявола, ведь ворон символизирует смерть, могильный тлен и инфернальные силы. Ему противостоит добрая сила в образе птички-пеночки, которая снаряжает мужиков в дорогу. Скатерть-самобранка – поэтический символ счастья и довольства. «Широкая дороженька» — символ открытого финала поэмы и основа сюжета, ведь по обе стороны дороги путешественникам открывается многогранная и подлинная панорама русской жизни. Символичен образ неизвестной рыбы в неизвестных морях, которая поглотила «ключи от счастья женского». Плачущая волчица с окровавленными сосцами тоже наглядно демонстрирует нелегкую судьбу русской крестьянки. Одним из самых ярких образов реформы является «цепь великая», которая, порвавшись, «расскочилася одним концом по барину, вторым по мужику!». Семеро же странников – символ всего народа России, беспокойного, ждущего перемен и ищущего счастья.
  • В эпической поэме Некрасов затронул большое количество острых и злободневных вопросов того времени. Главная проблема в «Кому на Руси жить хорошо?» — проблема счастья, как в социальном, так и в философском плане. Она связана с социальной темой отмены крепостного права, которая сильно изменила (и не в лучшую сторону) традиционный уклад жизни всех слоев населения. Казалось бы, вот она, свобода, чего же еще надо людям? Это ли не счастье? Однако на деле получилось так, что народ, который в силу долгого рабства не знает, как жить независимо, оказался выброшенным на произвол судьбы. Поп, помещик, крестьянка, Гриша Добросклонов и семь мужиков — настоящие русские характеры и судьбы. Их автор описал, опираясь на богатый опыт общения с выходцами из простонародья. Проблемы произведения тоже взяты из жизни: неустроенность и растерянность после реформы по отмене крепостного права действительно коснулись всех сословий. Никто не организовал вчерашним холопам рабочих мест или хотя бы земельных наделов, никто не обеспечил помещика грамотными инструкциями и законами, регламентирующими его новые отношения с работниками.
  • Проблема алкоголизма. Странники приходят к малоприятному выводу: жизнь на Руси настолько тяжела, что без пьянства крестьянин и вовсе загнется. Забытье и туман необходимы ему для того, чтобы хоть как-то тянуть лямку безысходного существования и каторжного труда.
  • Проблема социального неравенства. Помещики годами безнаказанно истязают крестьян, а Савелию за убийство такого угнетателя исковеркали всю жизнь. За обман ничего не будет и родственникам Последыша, а их слуги вновь останутся ни с чем.
  • Философская проблема поиска истины, с которой встречается каждый из нас, иносказательно выражена в походе семи странников, которые понимают, что без этой находки их жизнь обесценивается.

Дорожная стычка мужиков – не бытовая ссора, а вечный, великий спор, в котором в той или иной степени фигурируют все слои русского общества того времени. Все его главные представители (поп, помещик, купец, чиновник, царь) призваны на мужицкий суд. Впервые мужики могут и имеют право судить. За все годы рабства и нищеты они ищут не возмездия, а ответа: как жить? В этом и выражается смысл поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — рост народного самосознания на руинах старой системы. Точку зрения автора выражает Гриша Добросклонов в своих песнях: «И ношу твою облегчила судьба, сопутница дней славянина! Еще ты в семействе — раба, но мать уже вольного сына. ». Несмотря на отрицательные последствия реформы 1861 года, творец верит в то, что за ней стоит счастливое будущее для отчизны. В начале перемен всегда тяжело, но этот труд воздастся сторицей.

Самым важным условием дальнейшего процветания является преодоление внутреннего рабства:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином

Несмотря на то, что поэма не закончена, главная мысль Некрасовым озвучена. Уже первая из песен «Пира во весь мир» дает ответ на поставленный в заглавие вопрос: «Доля народа, счастье его, свет и свобода, прежде всего!»

В финале автор выражает свою точку зрения на произошедшие в России перемены в связи с отменой крепостного права и, наконец, подводит итоги поиска: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является носителем мнения Некрасова, и в его песнях скрыто подлинное отношение Николая Алексеевича к тому, что он описал. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» заканчивается пиром на весь мир в прямом смысле слова: так называется последняя глава, где персонажи празднуют и радуются счастливому завершению поисков.

На Руси хорошо герою Некрасова Грише Добросклонову, так как он служит людям, а, значит, живет со смыслом. Гриша — борец за правду, прообраз революционера. Вывод, который можно сделать на основе произведения, прост: счастливец найден, Русь встает на путь реформ, народ через тернии тянется к званию гражданина. В этом светлом предзнаменовании и заключается великое значение поэмы. Она уже не первый век учит людей альтруизму, способности к служению высоким идеалам, а не пошлым и проходящим культам. С точки зрения литературного мастерства, книга тоже имеет огромное значение: она является по истине народным эпосом, отражающим противоречивую, сложную, и вместе с тем важнейшую историческую эпоху.

Конечно, поэма не была бы так ценна, если бы давала только уроки истории и литературы. Она дает жизненные уроки, и это самое главное ее свойство. Мораль произведения «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что необходимо трудиться во благо своей родины, не ругать ее, а помогать ей делом, ведь словом помыкать легче легкого, а реально что-то изменить может и хочет далеко не каждый. Вот оно, счастье – быть на своем месте, быть нужным не только себе, но и народу. Только вместе можно достичь весомого результата, только вместе можно преодолеть проблемы и тяготы этого преодоления. Гриша Добросклонов своими песнями пытался объединить, сплотить людей, чтобы они плечом к плечу встречали перемены. В этом его святое предназначение, и оно есть у каждого, важно не полениться выйти на дорогу и поискать его, как сделали это семь странников.

Рецензенты внимательно отнеслись к произведению Некрасова, ведь сам он был важной персоной в литературных кругах и имел огромный авторитет. Его феноменальной гражданской лирике посвящались целые монографии с подробнейшим анализом творческой методики и идейно-тематического своеобразия его поэзии. К примеру, вот, как о его стилистике отзывался писатель С.А. Андреевский:

Он извлек из забвения заброшенный на Олимпе анапест и на долгие годы сделал этот тяжеловатый, но покладистый метр таким же ходячим, каким со времени Пушкина до Некрасова оставался только воздушный и певучий ямб. Этот облюбованный поэтом ритм, напоминающий вращательное движение шарманки, позволял держаться на границах поэзии и прозы, балагурить с толпою, говорить складно и вульгарно, вставлять веселую и злую шутку, высказывать горькие истины и незаметно, замедляя такт, более торжественными словами, переходить в витийство.

О тщательной подготовке Николая Алексеевича к работе вдохновенно рассказывал Корней Чуковский, приводя этот пример писательского труда в качестве эталона:

Сам Некрасов постоянно «бывал в русских избах», благодаря чему и солдатская, и крестьянская речь стала с детства досконально известна ему: не только по книгам, но и на практике изучил он простонародный язык и смолоду стал большим знатоком народно-поэтических образов, народных форм мышления, народной эстетики.

Смерть поэта стала неожиданностью и ударом для многих его друзей и коллег. Как известно, на его похоронах выступил Ф.М. Достоевский с проникновенной речью, навеянной впечатлениями от прочитанной недавно поэмы. В частности, среди прочего он сказал:

Он, действительно, был в высшей степени своеобразен и, действительно, приходил с «новым словом».

«Новым словом», прежде всего, стала его поэма «Кому на Руси жить хорошо». Никто до него так глубоко не осознавал крестьянского, простого, житейского горя. Его коллега в своей речи отметил, что ему Некрасов был дорог именно тем, что преклонялся «перед народной правдой всем существом своим, о чем и засвидетельствовал в своих лучших созданиях». Однако его радикальные взгляды на переустройство России Федор Михайлович не поддерживал, впрочем, как и многие мыслители того времени. Поэтому критика отреагировала на публикацию бурно, а в некоторых случаях и агрессивно. В этой ситуации честь друга отстаивал известный рецензент, мастер слова Виссарион Белинский:

Н. Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям.

Довольно таки колко, припомнив, видимо, профессиональные разногласия, о произведении высказался И. С. Тургенев:

Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, — жгутся.

Писатель либерального толка не был сторонником своего бывшего редактора и открыто выражал свое сомнение в даровитости его, как художника:

В белыми нитками сшитых, всякими нелепостями приправленных, мучительно высиженных измышлениях скорбной музы г. Некрасова — ее-то, поэзии, нет и на грош”

Обласканный редактором (автор был редактором «Современника») Николай Чернышевский, напротив, восторженно отзывался о поэтическом даре покровителя и выше всего ставил его поэму:

Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И как поэт он, конечно, выше всех поэтов.

источник