Меню Рубрики

Виды экономического анализа какой прогноз

Типология видов экономического анализа определяется, в первую очередь, его целями, методами, объектами и субъектами анализа, а также широтой информационного обеспечения экономического анализа. Наиболее часто встречающиеся в литературе классификационные признаки и соответственно группировка видов экономического анализа по ним в систематизированном виде представлена на рис. 1. Они включают следующую классификацию видов экономического анализа.

  • 1. В зависимости от масштаба проведения аналитических процедур выделяют:
    • — макроэкономический анализ, объектом изучения которого является изучение экономических процессов страны или отдельного региона;
    • — микроэкономический анализ, предполагающий изучение деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
  • 2. По объектам анализа различают анализ:
    • — деятельности предприятия в целом;
    • — деятельности структурных подразделений предприятия (в т. ч. отдела, цеха, рабочего места и т. д.);
    • — деятельности объединения предприятий и организаций.
  • 3. По аспектам исследования можно выделить:
    • — финансово-экономический анализ, изучающий динамику финансовых показателей деятельности организации, в основном исходя из информации, содержащейся в формах отчетности;
    • — технико-экономический анализ, для которого характерно изучение, осуществляемое в трех взаимосвязанных направлениях: экономический анализ уровня производства, анализ организации производства труда и управления, анализ технического уровня выпускаемой продукции. Целью технико-экономического анализа является оценка достижений уровня качества выпускаемых изделий. Такой анализ, который обычно рассматривают в качестве детализации финансово-экономического, наиболее эффективен на раннем этапе производства, т. е. при его проектировании или освоении. Информация, используемая в процессе технико-экономического анализа, — это конструкционные параметры изделий, параметры технологии производства, параметры государственных отраслевых стандартов. Основными методами технико-экономического анализа являются экономико-математические методы. Субъектами технико-экономического анализа являются работники технических и экономических служб организации.

Финансово-экономический анализ и технико-экономический анализ обычно используются для оценки эффективности технических решений и подготовке прогнозов внедрения новой техники;

  • — функционально-стоимостной (ФСА) — это экономическая проработка каждой функции предлагаемого новшества или конкретного изделия, т. е. ФСА представляет собой метод выявления резервов (в связи с чем его еще относят к группе видов экономического анализа, выделяемых по преобладающему методу выявления резервов), нацеленный на выявление и предупреждение лишних затрат за счет ликвидации нерациональных узлов, деталей, производственных функций и операций, упрощения технологической линии, но при одновременном сохранении потребительских свойств продукции, ее качества.
  • 4. В зависимости от источников информации или в зависимости от анализируемой подсистемы организации экономический анализ можно представить как систему, включающую два взаимосвязанных элемента: это управленческий и финансовый анализ. Такое разделение вызвано сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета, служащей информационной основой экономического анализа, на управленческий учет и финансовый учет.

Рис. 1. Классификация видов экономического анализа

Таким образом, основными подходами к проведению функционально-стоимостного анализа являются конструкционный и функциональный.

Управленческий анализ изучает результаты производственно-хозяйственной деятельности организаций и средства их достижения. Он осуществляется на базе внутренней информации предприятия и используется его руководством для выявления скрытых резервов стабилизации. Особенностями управленческого анализа являются следующие:

  • — ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;
  • — использование всех источников информации для анализа.

В рамках финансового анализа изучаются финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятий, отражаемые в публичной бухгалтерской отчетности на момент проведения анализа, а также дается оценка будущего финансового потенциала предприятия. Финансовый анализ — это анализ эффективности инвестирования капитала и анализ способов привлечения капитала. При этом финансовый анализ проводится в основном только по данным бухгалтерской отчетности.

  • 5. По характеру принимаемых решений различают:
    • — оперативный анализ, который проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткий временной период (рабочий день, смена, неделя или декада), получил в экономической литературе еще одно название — ситуационный анализ. Цель такого анализа — оперативно выявлять недостатки в хозяйственных процессах и воздействовать на их устранение. Оперативный анализ проводится обычно по следующим группам экономических показателей:
      • а) поступление сырья, материалов и товаров;
      • б) реализация товаров;
      • в) производство и отгрузка продукции;
      • г) использование производственного оборудования, рабочей силы;
      • д) себестоимость и расходы на продажу;
      • е) прибыль и рентабельность;
      • ж) платежеспособность и платежная дисциплина.

Источниками информации для проведения такого анализа являются главным образом первичная документация и материалы личных наблюдений. Чаще всего экономические показатели в ходе такого анализа используются в натуральном выражении. Исследование именно натуральных показателей — отличительная особенность оперативного анализа:

  • — ретроспективный (текущий, тактический), главной целью которого является объективная оценка результатов деятельности организации за определенный период функционирования (месяц, квартал, полугодие, год), имеет следующую особенность — фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитических периодов (в ходе общего анализа). Отклонения от базы сравнения расшифровываются по экономическим факторам, определяющими эти отклонения (в ходе факторного анализа), устанавливаются причины отклонений и ответственные лица либо службы, намечаются меры ликвидации недостатков в работе. Исходя из этого, данный вид экономического анализа считается наиболее полным и вбирает в себя результаты оперативного анализа, а также служит базой перспективного анализа, однако текущий экономический анализ содержит в себе серьезный недостаток: выявленные в ходе этого анализа резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности деятельности предприятия в анализируемом периоде;
  • — перспективный (стратегический) анализ — это анализ результатов деятельности организации с целью определения их возможных значений в будущем.
  • 6. По методике изучения объекта в зависимости от стоящих аналитических задач выделяют:
    • — общий (направлен на оценку динамики и распределения во времени и пространстве результатов финансово-хозяйственной деятельности организации). Сущность и методы общего экономического анализа будут рассмотрены нами в теме 3 настоящего учебного пособия. Здесь же следует отметить, что в экономической литературе их еще классифицируют на стандартные методы чтения бухгалтерской отчетности, к которым относят: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ и коэффициентный анализ.

Целью горизонтального анализа является сопоставление абсолютных показателей бухгалтерской отчетности и выявление их изменений за анализируемый период. Таким образом, в рамках горизонтального анализа реализуется такой универсальный прием общего анализа, как «сравнение».

Вертикальный анализ позволяет отобразить структуру обобщающего финансового показателя в виде относительных величин, в качестве которых выступают «удельные веса». С помощью показателей структуры в финансовом анализе, например, дается обоснованная оценка изменений в составе финансовых ресурсов и имущества, сформированного с их помощью. Кроме того, относительные величины структуры сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Целью трендового анализа является определение основной тенденции изменения показателей в динамике. В ходе трендового анализа рассчитываются относительные величины динамики (базисные и цепные) — темпы роста. Темп роста рассчитывается как отношение абсолютного значения

Коэффициентный анализ представлен расчетом относительных показателей интенсивности и координации.

Помимо перечисленных, к стандартным методам анализа также относят факторный и сравнительный анализ;

  • — факторный экономический анализ (изучает причинно-следственные взаимосвязи и формирует количественную оценку причин изменения результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций);
  • — сравнительный анализ (бенчмаркинг), в основе которого лежит сравнение деятельности не только предприятий-конкурентов, но передовых фирм отрасли или структурных подразделений одной. Задачи сравнительного анализа:
    • 1) определить размеры и причины различий в использовании ресурсов и эффективности хозяйствования на однотипных предприятиях;
    • 2) создание возможностей для мобилизации резервов сравниваемых предприятий;
    • 3) рейтинговая оценка итогов работы анализируемых предприятий.

Выбор показателей при сравнительной оценке будет тем шире, чем выше степень однотипности сравниваемых предприятий. В качестве критериев отбора предприятий по однотипности выступают: отрасль деятельности, объем и структура товарооборота, применяемая технология торговли, территориальное расположение и т. д.

Помимо вышеперечисленных видов анализа по методике изучения объекта в зависимости от стоящих аналитических задач, также выделяют:

  • — функционально-стоимостной;
  • — маржинальный анализ (анализ безубыточности, CVP-анализ) — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно-следственных связей объема продаж, затрат и прибыли с учетом деления затрат на условно-переменные и условно-постоянные;
  • — анализ рисков — нацелен на количественное измерение уровня неопределенности и риска хозяйственных ситуаций посредством статистических и эвристических методов анализа.
  • 7. По признаку времени экономический анализ подразделяется следующим образом:
    • — предварительный, который проводится до проведения хозяйственной операции с целью обоснования ее экономической эффективности (к нему относят, например, инвестиционный анализ), а также с целью прогнозирования будущих тенденций развития организации (его еще называют перспективным);
    • — последующий, проводимый после совершения хозяйственной операции с целью определения не использованных резервов роста эффективности. Такой анализ в зависимости от временного признака подразделяется на ретроспективный и оперативный.
  • 8. По объектам управления анализ можно разделить на финансово-экономический, технико-экономический, а также:
    • — аудиторский — экспертная диагностика финансового здоровья организации, проводимая аудиторами или аудиторскими фирмами;
    • — социально-экономический — изучает взаимосвязь социальных и экономических условий производственного процесса, взаимного их влияния на результаты деятельности организации;
    • — экономико-статистический — применяется для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях управления: и микро, и макро;
    • — экономико-экологический — исследует взаимодействие экономических процессов на предприятии, а также регионов с экологической средой их функционирования;
    • — маркетинговый — предназначен для изучения внешней среды хозяйствования организаций, выбора наиболее эффективных методов их продвижения и позиционирования на рынке, изучения рынка сбыта и товароснабжения, формирования товарного предложения, ценовой политики.
  • 9. По степени охвата изучаемого объекта:
    • — комплексный — этот анализ охватывает изучение всех сторон деятельности конкретного объекта;
    • — тематический — предполагает глубокое изучение одной стороны хозяйственной деятельности объекта исследования.
  • 10. По кругу изучаемых вопросов выделяют:
    • — сплошной — проводится по всем подразделениям анализируемого предприятия;
    • — выборочный — проводится по ряду отдельных подразделений, выбор которых обусловлен целью анализа.
  • 11. По периодичности и времени проведения выделяют:
    • — единовременный анализ, который носит разовый характер, например, при смене руководства, и проводится по программе, разработанной применительно к каждой конкретной ситуации.
    • — периодический анализ — проводится постоянно через определенный промежуток времени по более или менее устойчивым программам и, свою очередь, подразделяется на: а) оперативный, б) ретроспективный, в) перспективный.
  • 12. По субъектам анализа, т. е. в зависимости от потребителей его результатов анализ подразделяется на внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ представляет собой составную часть управленческого учета, т. е. информационно-аналитического обеспечения руководства организации на основе данных аналитического и синтетического учета. Внешний анализ — составная часть финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации о деятельности предприятия на основе публичной бухгалтерской отчетности.

Следует отметить, что каждый из вышеназванных видов экономического анализа, являясь своеобразным по содержанию, организации и методике проведения, тесно взаимосвязан с другими, дополняя их.

Таблица 1 Особенности содержания внешнего и внутреннего анализа

Финансовый (внешний) анализ

Управленческий (внутренний) анализ

Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли, прогнозирование доходов и потоков денежных средств, выявление дивидендной политики осуществляемой руководством предприятия.

Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей.

Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение.

Различные аспекты производственно финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта.

3. Субъекты анализа (исполнители)

Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии, кредитные агентства и др.)

Различные организационные структуры внутри хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы).

4. Организация анализа (периодичность проведения)

Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию — ежеквартально в статистическое управление — ежеквартально и т.д.)

Проводится по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.

5. Информационная база анализа

Бухгалтерская отчетность (формы № 1, 2, 4, 5).

Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа.

Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности.

Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.

Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты, ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения социальной защиты населения.

Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.

8. Использование систем учета

Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности.

Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели.

Преимущественно стоимостные измерители.

Любые измерители: стоимостные, натуральные» трудовые и условно-натуральные.

10. Использование методов анализа

Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа.

Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.

11. Направленность анализа

Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты.

Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство.

12. Свобода выбора в проведении анализа

Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности.

Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий — пригодность, результативность.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных.

Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений.

Внешний, ретроспективный, тематический.

Внутренний, оперативный, текущий, комплексный.

Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками.

Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита.

16. Место принятия решений по результатам анализа

За пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсифицированных предприятиями, представляющим отчетность для обнародования в целях избежания, например, чрезмерного налогообложения и т.п.

Менеджерами и директорами предприятии, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим предприятием.

источник

В основе классификации видов экономического анализа ле­жат функции управления, поскольку экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой.

По аналогии с бухгалтерским учетом экономический анализ разделяют на внутренний управленческий анализ – составная часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитическогo обеспе­чения руководства предприятия и финансовый анализ – составная часть финансового учета, обеспечивающем внешних пользователей информацией о предприятии, выступающем самостоятельным субъектом эконо­мического анализа по данным публичной финан­совой отчетности.

В зависимости от масштабов и сложности производства в субъектах хозяйствования функции управления могут детализироваться, а вместе с этим процессом появляется необходимость соответствующей детализации видов анализа.

— перспективный (прогнозный, предварительный) анализ (производится до осуществления хозяйственных операций, необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана);

— ретроспективный (оценочный, последующий) (производится после совершения хозяйственных актов, используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов): оперативный (ситуационный) анализ (его цель – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы) и итоговый (заключительный) анализ (проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год)).

Такая классификация экономического анализа соответствует содержанию основных функций, отражающих временные этапы управления: этап предварительного управления (функция планирования); этап оперативного управления (функция организации управления); заключительный этап управления (функция контроля). Все три вида анализа присутствуют в процессах управления хозяйственными объектами.

— отраслевую структуру народного хозяйства;

— уровни общественного производства и управления. В экономическом анализе хозяйственной деятельности особое внимание уделяется уровням управления в отраслях народного хозяйства. В промышленности, как правило, два главных уровня управления (соответственно и в других отраслях): ведомство (высшее звено) и предприятие (первичное звено). В первичном звене для анализа выделяют самостоятельные производственные единицы (цехи и отделы, участки и рабочие места);

— стадии воспроизводственного процесса – выбор и проектирование (НИР) будущего производства, подготовка производства, производство, обмен, распределение и потребление продукции (услуг);

— составные элементы производства (трудовые и материальные ресурсы) и отдельные составные части производственных отношений (например, финансовые, кредитные).

технико-экономический анализ, которым занимаются тех­нические службы предприятия (главного инженера, главного тех­нолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их вли­яния на экономические результаты деятельности предприятия;

финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное вни­мание уделяет финансовым результатам деятельности предпри­ятия: выполнению финансового плана, эффективности исполь­зования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

— управленческий анализ проводят все службы предприя­тия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер, его результаты – коммерческая тайна;

социально-экономический анализ (экономические служ­бы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов;

экономико-статистический анализ (статистические орга­ны) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

— экономико-экологический анализ (связанный с охраной окружающей среды);

— экономико-правовой анализ (изучаются правовые аспекты);

— маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разра­ботки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

источник

Организация аналитической работы на предприятии.

Аналитическая работа предприятия начинает с планирование. Различают общий план аналитической работы на предприятии и план (программу) конкретных аналитических работ. Общий план работы (комплексный) составляется на год с разбивкой за кварталами. Включает 6 пунктов: вопросы, которые необходимо проанализировать, источники информации, срок, к которому необходимо представить результаты анализа, исполнители, период, за который необходимо провести анализ, пользователи.
В планах отдельных работ или рабочей программе (составляется исполнителем) составляются соответственно общему плану аналитической работы, включаются: показатели, которые необходимо проанализировать, срок, к котором необходимо представить результаты анализа, должен быть разрыв с комплексным планом на 6-10 дней, исполнители, остальное смотреть общий план. Организация проведения отдельных аналитических работ включают такие вопросы:· назначение руководителя работы; · подбор квалифицированных исполнителей; · составление плана работы; · обеспечение необходимым инструктивным материалом; · обеспечение техническими и другими средствами; · контроль работы и реализация предложений аналитиков и др. Аналитическая работа на предприятии представляет собой изучение и оценку использования всех видов хозяйственных ресурсов и результатов работы предприятия или организации с целью повышения ее эффективности. В процессе аналитической работы раскрываются экономические и социальные факторы, влияющие на эффективность производства, что служит основой для выбора и обоснования управленческих решений. Результативность аналитической работы во многом зависит от ее правильной организации. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса. Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого менеджера, принимающего управленческие решения. Отсюда важным принципом в ее организации является четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями. Оттого, насколько рационально распределены обязанности, зависит, с одной стороны, полнота анализа, а с другой — предупреждается дублирование одной и той же работы различными службами, более эффективно используется служебное время различных специалистов. Одним из принципов организации аналитической работы на предприятиях является обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса, т.е. выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение. С этой целью при его проведении должны широко использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки информации, рациональные методы сбора и хранения данных. Важным принципом в организации аналитической работы на предприятии является ее регламентация и унификация. Регламентация предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация) анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость, сводимость результатов анализа на более высоком уровне управления, повышает объективность оценки деятельности внутрихозяйственных подразделений, уменьшает затраты времени на анализ и в итоге способствует повышению его эффективности. Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы: 1. Определение субъектов и объектов аналитической работы, выбор организационных форм анализа и распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями. 2. Планирование аналитической работы. 3. Информационное и методическое обеспечение аналитической работы. 4. Оформление результатов анализа. 5. Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа. Организация анализа хозяйственной деятельности на предприятии должна соответствовать ряду требований:
* научный характер анализа, т.е. анализ должен основываться на новейших достижениях науки передового опыта, строить с учетом действия экономических законов в рамках конкретного предприятия и проводиться с использованием научно-обоснованных методик; * обоснованное распределение обязанностей по проведению АХД между отдельными исполнителями, т.е. проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, руководителя, который имеет отношение к принятию управленческих решений; * аналитическое исследование должно быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны быть наименьшими при оптимальной глубине анализа и его комплексности.

Виды экономического анализа.

В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления, поскольку экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции. До настоящего времени теоретические и методические аспекты отдельных видов экономического анализа характеризуются неравномерным развитием. Наиболее детально разработана система анализа на уровне предприятий. Одним из общих группировочных признаков анализа является время анализируемого периода. По этому признаку можно выделить следующие виды анализа: оперативный, текущий и перспективный. К оперативному относится анализ за следующие промежутки времени в течение месяца: смену, сутки, неделю, декаду и периоды времени с начала месяца. Такое определение вполне соотносится с видами планирования, где под оперативным понимается планирование в пределах месяца. Кроме того, к оперативному анализу следует отнести анализ по производственным операциям и законченным технологическим циклам. Текущий анализ проводится за квартал, полугодие и год и за минимальную временную единицу — месяц. Перспективный анализ, являющийся базой для разработки соответствующих планов на пять, десять и более лет, имеет минимальную временную единицу — год. Перспективный анализ еще называют предварительным анализом. Вторым общим группировочным признаком является объем анализа. По объему анализ бывает частичным, по участкам и комплексным. Объект анализа, как правило, регулирует и его объем. Поэтому целесообразно группировать анализ по его объектам: анализ работы агрегатов, производственных участков, цехов и предприятия в целом. Третьим группировочным признаком видов анализа является его назначение. Этот признак находит отражение в формулировках цели, задач и содержания анализа. Назначение анализа может быть сформулировано как выявление резервов увеличения объемов производства, повышения качества продукции, а также снижения издержек производства и экономии капитальных затрат. Виды анализа «по назначению» могут быть по рассматриваемому периоду времени оперативными, текущими и перспективными. При этом анализом могут быть охвачены по объектам и объему либо основные агрегаты и производственные участки, либо цеха и предприятие в целом. Одновременное проведение анализа по всем указанным направлениям позволяет обеспечить его комплексность. По способам сравнения данных выделяются такие виды анализа, при которых ведется сравнение с плановыми показателями, с результатами работы передовых отечественных и зарубежных предприятий, с показателями работы анализируемого объекта за соответствующий предшествующий период. По широте сравнений экономический анализ делится на внутризаводской и межзаводской (внутриотраслевой, межотраслевой). По периодичности или повторяемости экономический анализ подразделяют на периодический и разовый. Периодами анализа могут быть несколько лет (пятилетка), год, квартал, месяц, декада, день, смена. По времени проведения относительно планового периода экономический анализ можно подразделить на ретроспективный, оперативный, предварительный. Ретроспективный анализ экономической деятельности предприятия, осуществляемый на основе месячной, квартальной и годовой отчетности, вскрывает недостатки производства и служит для определения тенденций развития анализируемого объекта. Сменный, ежесуточный, недельный, подекадный оперативный анализ состоит в том, чтобы на основе первичных документов, а также оперативных данных, экономически правильно отражающих действительное положение дел, систематически сигнализировать об отклонениях от плановых заданий и нормативных показателей, вскрывать неиспользованные резервы. Оперативный экономический анализ имеет и такие отличительные черты, как срочность, действенность, достоверность, массовость, целенаправленность. Содержание предварительного анализа заключается в том, чтобы изучить тенденции, оценить варианты, найти лучшее решение, выявить или предупредить недостатки, потери и непроизводительные расходы. По содержанию экономический анализ подразделяется на полный (комплексный) и тематический (локальный). Полный (комплексный) анализ предполагает улучшение всех сторон деятельности предприятия или подразделения в их взаимосвязи. Он охватывает все стадии подготовки производства — конструирование изделий, разработку технологии их производства, а также все последовательные этапы процесса производства и обращения продукции: материально-техническое снабжение, производство, сбыт продукции, финансово-распределительные и кредитно-расчетные отношения. Тематический анализ ограничивается изучением какой-либо темы, отдельного вопроса. В полном (комплексном) анализе все показатели изучаются во взаимосвязи и взаимообусловленности, рассчитывается влияние отдельных показателей на другие, более общие. Тематический анализ в ряде случаев можно рассматривать как часть комплексного, его дальнейшее углубление. По степени охвата анализируемого объекта экономический анализ подразделяется на сплошной и выборочный. Для выявления сверхнормативных и ненужных запасов товарно-материальных ценностей на складах предприятий обычно проводится их сплошная инвентаризация. Для анализа использования времени работы оборудования проводятся, как правило, выборочные наблюдения. Экономический анализ бывает автоматизированным, механизированным и немеханизированным (производимым вручную). Развитие производительных сил и производственных отношений, усложнение задач и функций управления объективно обусловили процесс дифференциации экономического анализа по формам и направлениям. В зависимости от формы изучаемых производственных отношений и объектов, содержания, функций, целей, конкретной методики и других признаков различают технико-экономический и общеэкономический анализ. Общеэкономический анализ отличается от технико-экономического формой изучаемых производственных отношений, степенью детализации и кругом исследуемых вопросов, глубиной и аспектом их рассмотрения, аналитическим аппаратом, местом проведения, содержанием и источниками. В том случае, когда вышестоящие органы периодически осуществляют экономический анализ, в задачи которого входит общий контроль деятельности предприятий и объединений, оценка экономичности и оптимальности использования закрепленных ресурсов, целенаправленности и целесообразности этого использования, а также оценка всей хозяйственной деятельности предприятий, он базируется на плановых и отчетных данных. В зависимости от круга рассматриваемых вопросов, аспекта их освещения и цели, общеэкономический анализ подразделяется на финансово-экономический и статистико-экономический. Финансово-экономический анализ осуществляется финансовыми и кредитными органами. В процессе статистико-экономического анализа изучают массовые явления, делают оценку развития экономики и производят обобщения, выявляя тенденции этого развития.Основная задача технико-экономического анализа — обеспечение оптимального режима эксплуатации наличной техники исходя из установленных производственных заданий предприятия. На базе данных технико-экономического анализа определяются предельные производственные возможности имеющихся мощностей, уровень их использования, решаются задачи загрузки оборудования, возможность и целесообразность изменения режима его работы, определяются направление, способ повышения производственной мощности предприятия — техническое перевооружение, реконструкция, расширение. Следовательно, технико-экономический — это в основном внутрихозяйственный анализ. В процессе технико-экономического анализа исследуется деятельность всех структурных подразделений предприятий: служб, цехов, участков, бригад и отдельных рабочих мест. При использовании данных внутренней отчетности и учета технико-экономический анализ проводится ежедневно, а также за месяц, квартал и год. В настоящее время значение технико-экономического анализа возросло, так как основные показатели, характеризующие эффективность мероприятий по внедрению новой техники, технологии, организации производства, рассчитываются и планируются предприятиями. Отсюда вытекает необходимость тщательного обоснования и анализа технико-экономических показателей. В самостоятельный вид анализа по признаку применяемых приемов, методов выделился функционально-стоимостной анализ (ФСА), занимающий в настоящее время важное место в экономическом анализе. Его возникновение связано с необходимостью решения проблемы более полного, целесообразного использования ресурсов. Функционально-стоимостной анализ основан на постоянном поиске путей снижения материалоемкости, энерго- и трудоемкости выпускаемой продукции за счет изменения конструкции изделий, совершенствования способов изготовления деталей и узлов. Функционально-стоимостной анализ исходит из того, что затраты на производство любого изделия состоят из минимума издержек, абсолютно необходимых для выполнения им своих функций, и «дополнительных», или «излишних» издержек. Последние связаны с несовершенством конструкции и технологии, использованием неэффективных материалов.Таким образом, функционально-стоимостной анализ, или анализ затрат на основе потребительной стоимости, — это метод изучения возможностей сокращения затрат на производство продукции, работ или услуг обязательно при неизменных и улучшенных их свойствах.

Читайте также:  Какие анализы сдавать при выскабливании

3. Информационное обеспечение анализа.
Все источники данных для АХД делятся на: плановые, учетные и внеучетные.
К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, проектные задания. Источники информации учетного характера — все данные, которые содержатся в документах бухгалтерского, статистического, оперативного учета, а также все виды отчетности. К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность: — официальные документы, которыми обязаны пользоваться предприятия в своей деятельности (законы, указы), акты ревизий и проверок, прогнозы и распоряжения руководителя, — хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитражного суда, рекламации, — решения общего собрания коллектива, — материалы изучения передового опыта, — техническая и технологическая документация, — устная информация, полученная во время встреч с членами коллектива.
Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимизации управленческих решений. К организации информационного обеспечения экономического анализа предъявляется ряд требований:
1) аналитичность (способность инфотмации независимо от источников поступления соответствовать потребностям экономического анализа);
2) объективность (достоверное отражение исследуемых явлений и процессов);
3) оперативность (своевременное поступление информации);
4) единство (отсутствие дублирования источников информации);
5) рациональность (минимальные затраты на сбор, хранение и использование данных);
6) сопоставимость по предмету, объекту исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и другим признакам.
Информация делится: 1) по отношению к предмету исследования – основную, вспомогательную; 2) по периодичности поступления – регулярную и эпизодическую (формируется по мере надобности, например информация о новом конкуренте);
3) по отношению к процессу обработки информации – первичную (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичную (отчетность, конъюнктурные обзоры);
4) по отношению к объекту – внутреннюю (данные бухгалтерского учета, нормативные документы, разработанные для организации) и внешнюю (данные статистических сборников, конференций). Главный этап информационного обеспечения экономического анализа – подготовка информации, которая включает проверку данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение информации. Информация, собранная для анализа, должна быть проверена. Проверка проводится с двух сторон:
1) полнота информации, правильность оформления, арифметических подсчетов, сопоставимость показателей. Данная проверка носит технический характер;
2) проверка данных по существу (насколько информация соответствует действительности). Средства проверки – логическое осмысление данных, проверка взаимосогласованности, обоснованности показателей. Способы обработки экономической информации: Способ сравнения. Применяется наиболее часто. Основными видами являются: -сравнение фактических отчетных данных с плановыми;

-сравнение показателей в динамике; — сравнение показателей анализируемого ПП со средними показателями по отрасли;- сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческого решения. Различают: 1. Горизонтальный сравнительный анализ – применяют для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня показателей от базового; 2. Вертикальный – для изучения структуры экономических явлений и процессов путем расчета удельных весов; 3. Трендовый – при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года (при исследовании рядов динамики); 4. Одномерный – сопоставляется один или несколько показателей одного объекта или несколько объектов по одному показателю; 5. Многомерный – сопоставление результатов деятельности нескольких ПП по нескольким показателям. Группировка. Предполагает определенную классификацию процессов, причин и факторов, их обусловивших. Группировочный признак должен быть основным. Например, при анализе издержек группировка статей идет по признаку зависимости их от объема производства. Результатом группировки является построение группировочных таблиц. Балансовый способ. В качестве основного балансовый способ используется при изучении показателей, находящихся в балансовой зависимости (при анализе баланса, при анализе обеспечения ПП сырьем и материалами). Как вспомогательный балансовый способ используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный показатель. Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

источник

Классификация видов экономического анализа имеет значение для правильного понимания его цели, задач, содержания, способов проведения.

В основе классификации лежат различные признаки в зависимости от подхода к анализу, объектов анализа, задач, целей и т.д.

I. По отраслевому признаку различают:

1. Межотраслевой анализ – теория экономического анализа, являющаяся теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики;

2. Отраслевой экономический анализ – экономический анализ в отраслях (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, торговле и т.д.), методика которого учитывает специфику отраслей.

Объективная необходимость отраслевого анализа хозяйственной деятельности обусловлена спецификой разных отраслей производства. Однако все отрасли общественного производства тесно связаны между собой и имеют много общего. Это и вызвало объективную необходимость наличия межотраслевого анализа (теории экономического анализа).

Теория экономического анализа раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности анализа хозяйственной деятельности.

II. По функциональному признаку, роли и задачам которые экономический анализ выполняет выделяют:

1. Финансовый анализ – это внутрихозяйственный и внешний анализ, проводимый с целью оценки финансового состояния предприятия и финансовых результатов его деятельности на основе как конфиденциальной информации (в основном данных бухгалтерского учета и отчетности), так и открытой информации (в основном данных публичной бухгалтерской отчетности.

На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, поставщиками ресурсов, покупателями продукции, аудиторами, инвесторами, налоговыми органами и т.д.

2. Управленческий анализ – это внутрихозяйственный производственный и внутрихозяйственный финансовый анализ, проводимый всеми службами предприятия на основе внутренней (конфиденциальной, закрытой) информации, с целью предоставления руководству данных, необходимых для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

3. Технико-экономический анализ – это составная часть управленческого анализа, его проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.) в целях изучения взаимосвязи и взаимодействия технических и экономических и установления их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.

4. Аудиторский анализ – это, как правило, финансовый анализ, проводимый аудиторскими фирмами, это экспертиза, диагностика финансового здоровья предприятия (его финансового состояния).

5. Социальноэкономический анализ заключается в изучении взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.

6. Экономикоправовой анализ – проводят юридические службы предприятий и объединений.

7. Экономикостатистический анализ проводят статистические органы для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

8. Экономикоэкологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

9. Маркетинговый анализ проводят службы маркетинга предприятий или объединений для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, её конкурентноспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, ценовой политики, разработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности.

10. Инвестиционный анализ проводится для оценки инвестиционной привлекательности инвестиционного проекта, оценки эффективности инвестиционной деятельности субъекта хозяйствования.

11. Функционально-стоимостной анализ исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

II.По признаку времени различают:

1. Перспективный (предварительный) анализ проводимый до осуществления хозяйственных операций с прогнозными целями.

2. Ретроспективный (последующий, исторический) анализ проводимый после совершения хозяйственных операций.

Эти два вида анализа тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

Важнейшими задачами предварительного анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов.

Наиболее типичные случаи прогнозного анализа:

а) анализ проводят перед составлением плана в интересах подготовки исходной информации для планирования;

б) анализ проводят одновременно с разработкой плана для проведения вариантных расчетов;

в) проведение анализа после разработки плана, чтобы определить вероятность его выполнения, соответствие его реальным условиям и возможностям предприятия.

Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на:

Ø Краткосрочный прогнозный анализ (охватывает период до одного года);

Ø Долгосрочный прогнозный анализ (охватывает период свыше одного года).

Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй подвид анализа менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше.

Ретроспективный анализ используется для контроля за ходом хозяйственной деятельности предприятия, выполнением планов, для выявления неиспользованных резервов, для объективной оценки результатов деятельности предприятия.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:

Ø Оперативный (ситуационный) анализ, проводимый сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (час, смену, сутки, декаду) с целью оперативного выявления недостатков и воздействия на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичность ситуаций в производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, во внешней среде. Поэтому в условиях рынка значение оперативного анализа повышается.

Ø Итоговый (заключительный) анализ проводимый за отчетный период времени (месяц, квартал, год) для всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия.

III. По пространственному признаку выделяют:

1. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений;

2. Межфирменный анализ изучает деятельность ряда предприятий (двух и более), что позволяет дать более обоснованную оценку их работе.

IY.По методике изучения объектов анализа различают:

1. Количественный анализ – основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных фактов в количественном измерении (денежном, натуральном, относительном);

2. Качественный анализ — основан на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых процессов и явлений;

3. Факторный (причинный) анализ — это анализ направленный на измерение воздействия факторов на величину результативного показателя.

4. Сравнительный анализ – это анализ основанный на сравнении анализируемых (отчетных, прогнозных) экономических показателей с соответствующими показателями плана, донными прошлых периодов, конкурентов, передовых предприятий, средними данными в отрасли. В его рамках выделяют горизонтальный, вертикальный, трендовый анализы.

5. Диагностический анализ (экспресс-анализ) – основан на установлении характера нарушения нормального хода работы экономического механизма по типичным признакам характерным для данного нарушения.

К примеру, если коэффициент текущей ликвидности значительно больше двух, то это говорит о низкой инвестиционной активности предприятия; или если темпы роста объема выпуска товарной продукции выше темпов роста объема реализованной продукции, то это признак затоваривания (работы на склад).

Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов , не производя дорогостоящих фундаментальных исследований.

6. Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явление и процессов с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.

7. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании исследования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж (производства), себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Y. По субъектам (пользователям анализа различают:

1. Внутренний анализ проводится непосредственно на хозяйствующем субъекте для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;

2. Внешний анализ проводится на основании финансовой (бухгалтерской) и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, контрагентами предприятия, инвесторами, акционерами, финансовыми органами.

YI. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на:

1. Сплошной анализ заключающийся в исследовании всех без исключения объектов;

2. Выборочный анализ заключающийся в исследовании только части объектов, что ускоряет аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

YII.По содержанию программ анализ может быть:

1. Комплексным анализом – анализом объединенным единой целью, при котором деятельность предприятия изучается всесторонне;

2. Локальным анализом – при котором изучается деятельность отдельных подразделений предприятия;

3. Тематическим анализом – при котором анализируются отдельные стороны деятельности предприятия.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

YIII. По периодичности проведения анализ делится на:

1. Периодический анализ (годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10522 — | 7942 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Вид анализа — это основная структурная единица систематики экономического анализа, группа анализов с общими признаками, способная к раскрытию деятельности организации для решения определенных задач управления организацией.

В процессе аналитической работы проводятся различные виды анализа или, иначе говоря, экономический анализ может быть подразделен на различные виды в соответствии с определенными признаками.

Виды анализа обусловлены функциями управления, объектами исследования, исполнителями, объемом изучаемой информации, временем проведения анализа и другими классификационными признаками.

Как правило, все виды экономического анализа взаимосвязаны и оказывают влияние на деятельность организации. В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления, поскольку экономический анализ является необходимым элементом выполнения функции управления экономикой.

Экономический анализ может подразделяться также по объектам изучения на микроэкономический и макроэкономический. Микроэкономический анализ изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц. Его можно подразделить на три основных вида: внутрицеховой, цеховой и заводской анализ.

Макроэкономический анализ может быть отраслевым, т.е. изучать функционирование определенной отрасли экономики или отрасли промышленности; территориальным, который анализирует экономику отдельных регионов; и, наконец, межотраслевым, исследующим функционирование экономики в целом.

В зависимости от того, кто является пользователем результатов экономического анализа, различают:

  • — финансовый анализ;
  • — управленческий анализ.

Финансовый анализ, в свою очередь, может быть подразделен на внутренний и внешний.

Результаты внутреннего финансового анализа использует общее собрание собственников организации, высшее руководство организации, которые но результатам анализа определяют инвестиционную политику, оценивают перспективы финансово-хозяйственной деятельности организации, ее эффективность, структуры капитала организации, определяют основные направления дивидендной политики, оценивают предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих периодов, возможности слияния с другими организациями или их приобретения, структурной реорганизации и др. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных управленческих решений, способствующих улучшению финансовых показателей деятельности организации.

Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Его результатами пользуются налоговые органы, кредиторы, поставщики, статистические органы, покупатели, инвесторы, акционеры, аудиторские фирмы и др.

Управленческий анализ предназначен для информационно-аналитического обеспечения среднего звена руководства предприятия. Он направлен на совершенствование хозяйственной деятельности организации на определенных участках хозяйственной деятельности, например по центрам финансовой ответственности и т.п.

В зависимости от объема исследуемой информации анализ может быть:

  • — комплексным (сплошным), охватывающим все стороны деятельности организации;
  • — частным (тематическим, локальным), изучающим отдельные стороны хозяйственного процесса, отдельные показатели, деятельность отдельных подразделений организации, отдельных рабочих мест.

По времени проведения экономический анализ подразделяют:

  • — на итоговый (последующий или ретроспективный);
  • — текущий (оперативный);
  • — предварительный (перспективный);
  • — стратегический.

Последующий анализ используется в настоящее время в большей степени, так как его результаты служат основой принятия решения управленческих решений на следующие периоды. В процессе его проведения изучается хозяйственно-финансовая деятельность организации за прошлые, иначе говоря, отчетные периоды работы и позволяет оценить работу организации, ее структурных подразделений за декаду, месяц, квартал, год. Он изучает эффективность хозяйственной деятельности организаций за уже истекшие периоды. Главная задача этого вида анализа — объективная оценка результатов деятельности организации, комплексное выявление неиспользованных резервов, а главное, выявление недочетов в работе и их виновников. Серьезным недостатком итогового анализа является то, что выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности деятельности, так как они относятся к прошедшему периоду. Важно выявить не только виновников недочетов в работе, а главное — причины этих недочетов, с тем чтобы не допустить их в будущем.

Важную роль в осуществлении хозяйственно-финансовой деятельности играет текущий (оперативный) анализ, так как с его помощью осуществляется постоянный контроль над функционированием и развитием организации, за выполнением плановых заданий, процессами производства и реализации продукции. Он позволяет своевременно выявлять и использовать текущие внутрипроизводственные резервы с целью достижения плановых показателей и соблюдения нормативов. Это обусловлено тем, что текущий анализ приближен во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он позволяет исследовать текущую деятельность на основе данных учета (оперативного, бухгалтерского и статистического) и непосредственного наблюдения за хозяйственной деятельностью. Поэтому с его помощью легче вскрывать причины недостатков в работе и находить их конкретных виновников, выявлять резервы и своевременно принимать соответствующие меры.

Перспективный анализ применяется для определения ожидаемых результатов в предстоящем периоде. Этот вид анализа изучает возможные варианты развития организации и намечает пути достижения оптимальных результатов. Предварительным (перспективным) анализом называют анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. Особенность данного вида анализа заключается в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущего, т.е. перспективы развития, с точки зрения проекции элементов прошлого и настоящего хозяйственной деятельности в элементы будущего. Перспективный анализ обеспечивает органы управления организацией исходной информацией для решения задач и достижения целей стратегического управления. Это дает возможность управления факторами развития организации и получения в перспективе желаемого результата хозяйственной деятельности. Перспективный анализ во многом основывается на результатах исследования возможных сценариев развития хозяйственной деятельности в будущем с учетом влияния внешних факторов на развитие организации.

Важнейшими задачами перспективного анализа являются:

  • — анализ и оценка возможных вариантов развития хозяйственной деятельности;
  • — научное обоснование прогнозов и планов;
  • — оценка ожидаемых результатов деятельности к концу планового периода.

Особенностью перспективного анализа является то, что невозможно в полной мере учесть все условия и факторы, определяющие развитие хозяйственной деятельности. В то же время именно этот вид анализа позволяет вскрыть новые производственные резервы и обращает внимание руководства организации на целесообразность использования возможностей, которые образуются вследствие научно-технического прогресса.

Стратегический анализ применяется для исследования условий, в которых будет осуществляться хозяйственно-финансовая деятельность организации в будущем, для выявления факторов внешней и внутренней предпринимательской среды, которые могут оказать влияние на способность организации достичь целей предпринимательской деятельности. Он не связан с оценкой конкретных показателей хозяйственной деятельности в приближенном будущем. Наоборот, целью стратегического анализа является предоставление менеджменту организации информации о возможностях и сценариях ее развития в зависимости от изменения предпринимательской среды. В процессе стратегического анализа изучается идеологическая основа организации (определение миссии, конкретизация видения организации в будущем и постановка целей), возможности повышения ее внешней и внутренней эффективности, способность руководства организации к формулированию и реализации стратегии, направленной на достижение целей собственников организации, и др.

Таким образом, последующий, текущий, перспективный и стратегический анализы тесно взаимосвязаны между собой. Текущий анализ является основой перспективного анализа, в то же время он учитывает результаты оперативного экономического анализа.

В зависимости от используемой методики исследования объектов экономический анализ подразделяется на следующие виды:

  • — количественный;
  • — качественный;
  • — экспресс-анализ;
  • — фундаментальный;
  • — маржинальный;
  • — экономико-математический.

Количественный (иначе факторный) анализ имеет в своей основе количественные сопоставления, измерение, сравнение показателей и изучение влияния отдельных факторов на экономические показатели. Он использует качественные сравнительные оценки, характеристики, а также экспертные оценки анализируемых экономических явлений.

Качественный (описательный) экономический анализ применяется при изучении тех явлений, процессов, которые по тем или иным причинам не могут быть оценены количественно. Этот анализ формализован в меньшей степени и, как правило, является интуитивным, основное внимание сосредоточено на словесном описании, интерпретации, истолковании и объяснении свойств изучаемого экономического объекта. Основной задачей при этом является достижение понимания сущности исследуемых качеств объекта анализа, а также их необходимая логическая интерпретация.

Цель экспресс-анализа наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта, способ оценки экономико-финансового состояния организации на базе определенных признаков, выражающих те или иные экономические явления. Сущность экспресс-анализа — отбор небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей и постоянный контроль над их динамикой.

Фундаментальный анализ это комплекс приемов, основанный на изучении различных факторов, которые влияют на товары, ценные бумаги, компании и экономику страны в целом. Целью фундаментального анализа является прогнозирование тенденций для получения выгоды из ожидаемого изменения цены. Для проведения фундаментального анализа используется ряд специализированных методов. Анализ проводится с учетом таких аспектов, как инфляция, курс валют, ВПП и уровень безработицы.

Маржинальный анализ исследует пути оптимизации величины прибыли, получаемой в результате продаж продукции, работ, услуг.

Экономико-математический анализ базируется на использовании сложного математического аппарата, с помощью которого устанавливается оптимальный вариант решения какой-либо экономико-математической модели.

По характеру экономический анализ можно подразделить на два вида: динамический и статический. Первый вид анализа основывается на исследовании экономических показателей, взятых в их динамике, т.е. в процессе их изменения, развития с течением времени, за несколько отчетных периодов. В процессе динамического анализа определяются и анализируются показатели абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения одного процента прироста, а также осуществляются построение динамических рядов и их анализ. Ста?пический же анализ предполагает, что изучаемые экономические показатели являются статичными, т.е. неизменными.

По пространственному признаку экономический анализ может быть подразделен на следующие два вида: внутренний (внутрихозяйственный) и межхозяйствениый (сравнительный). Первый изучает деятельность данной организации и ее структурных подразделений. При втором виде осуществляется сравнение экономических показателей двух и более организаций (анализируемой организации с другими).

По методам изучения объекта анализа он делится на следующие виды: комплексный, системный анализ, сплошной анализ, выборочный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ и др. Важнейшее значение имеет комплексный итоговый анализ деятельности организаций, всесторонне изучающий их работу за отчетный период; результаты этого анализа используются для прогнозирования как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

В зависимости от характера объектов управления принята следующая классификация видов анализа, отражающих:

  • — отраслевую структуру экономики;
  • — уровни управления (рабочее место, участок, отдел, цех, предприятие, объединение);
  • — составные элементы производства (трудовые и материальные ресурсы) и отдельные составные части производственных отношений (например, трудовые, финансовые, кредитные).

Различают также виды анализа:

  • 1) по субъектам, проводящим анализ (экономические службы, менеджеры, собственники организации, поставщики, покупатели, аудиторские фирмы, кредитные, финансовые органы);
  • 2) по периодичности (периодический годовой, квартальный, месячный, декадный, ежедневный, сменный анализ и разовый, непериодический анализ);
  • 3) но методам изучения объекта (комплексный, системный, функционально-стоимостной, сравнительный, сплошной и выборочный, корреляционный и т.д.);
  • 4) по степени механизации и автоматизации вычислительных работ (анализ в условиях электронной обработки данных, обработки с помощью калькуляторов и т.д.).

Важное значение имеет классификация экономического анализа по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

  • — финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности предприятия;
  • — технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием являются изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;
  • — социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;
  • — экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;
  • — аудиторский (бухгалтерский) анализ — это экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
  • — экономико-правовой анализ (юридические службы предприятий и объединений);
  • — экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды, затратами на экологию;
  • — маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По пространственному признаку экономический анализ может быть подразделен на следующие два вида: внутренний (внутрихозяйственный) и межхозяйственный (сравнительный). Первый изучает деятельность дайной организации и ее структурных подразделений. При втором виде осуществляется сравнение экономических показателей двух и более организаций (анализируемой организации с другими).

На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде проводятся редко. На каждом уровне управления каждодневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства является текущий анализ, для которого характерным является исследование конкретных хозяйственных ситуаций, применение стандартных решений. Для более высоких уровней управленческой иерархии более характерно стратегическое управление, связанное с прогнозированием хозяйственно-финансовой деятельности. Для решения задач стратегического управления, как правило, применяется итоговый комплексный экономический анализ отдельных предприятий, всесторонний анализ экономической перспективы их развития.

источник