Меню Рубрики

Тургенев отцы и дети анализ презентация

•Публикация – 1862, издательство «Русский вестник».

И.С.Тургенев «Отцы и дети». История создания, жанр, сюжет, композиция

О романе Год написания – 1860-1861. Публикация – 1862, издательство «Русский вестник». Действие романа – лето 1859 года (накануне крестьянской реформы 1861 года).

История создания романа Замысел романа возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над романом продолжилась и в 1861 году в Париже. Главный герой настолько увлёк Тургенева, что он некоторое время вёл от его лица дневник.

Издание романа Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.

Работа над романом В письме П. В. Анненкову И.С.Тургенев извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово». Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки.

Жанр романа “ Отцы и дети” — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя — разночинца Базарова — и остальных персонажей. В столкновениях Базарова с другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды.

Особенности сюжета романа Сюжет романа представляет собой непрерывную цепь столкновений Базарова с другими героями романа. Сюжет романа не имеет завязки, т. е. в романе нет такого события, которое являлось бы причиной всех столкновений Базарова. Основное направление в развитии сюжета — углубление и расширение социального конфликта.

Сюжет романа С каждым новым столкновением увеличивается круг лиц, с которыми спорит Базаров: взаимная неприязнь Базарова и Павла Петровича, обнаружившаяся при первой же их встрече; спор Базарова с Павлом Петровичем о принципах; столкновение демократа Базарова с аристократкой Одинцовой; столкновение демократа Базарова с Кукшиной и Ситниковым, чуждыми ему; «столкновение» Базарова с родителями; новое столкновение с Павлом Петровичем (дуэль); столкновение с Аркадием и полный разрыв с ним.

Композиция романа Композиция романа –кольцевая. В основе композиции романа лежит принцип антитезы. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки -Марьино — город*** — Никольское — деревня родителей Базарова..

Завязка Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И вначале действие как будто движется по одному и тому же полукругу — сначала вперед, потом до конца в обратном направлении, потом снова до конца вперед: Марьино (поместье Кирсановых) — город *** — Никольское (поместье Одинцовой) — дом родителей Базарова — Никольское — город *** — Марьино — город *** — Никольское — дом родителей Базарова.

Особенности развития конфликта Особенностью развития конфликта романа : две противоположные позиции — Базарова и Кирсанова — во второй части начинают сходиться и оказываются сопоставимы по степени их отклонения от естественной нормы человеческой жизни.

Выводы Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.

Интеллект-карта разработана ученицей 10 класса «А» Пелымской Анастасией. Она дает возможность вспомнить всех основных героев произведения, прослеживает связь между ними, дает краткую характеристику пе.

Аннотация к мастер-классу по произведению И.С.Тургенева «Отцы и дети»: данный мастер-класс поможет учителю-словеснику развивать универсальные учебные действия, определённые Государственным стандартом.

В данном пособии представлен материал по темам: «Страницы жизни и творчества И.С.Тургенева», «Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы XIX века», «История создания и смысл названия.

План-конспект урока литературы.

Презентация посвящена роману «Отцы и дети».

источник

Вы можете бесплатно и без регистрации скачать любую из 779 презентаций на тему тургенев отцы и дети

Роман « Отцы и дети » Иван Сергеевич Тургенев Материалы к урокам литературы в 10 классе ( часть I I — ая )

Презентация: Роман « Отцы и дети » Иван Сергеевич Тургенев Материалы к урокам литературы в 10 классе ( часть I I — ая )

Роман « Отцы и дети » Иван Сергеевич Тургенев Материалы к урокам литературы . о слайд — фильме. Внешний – отцов и детей Внутренний – в душе нигилиста Базарова . Москва, ВАКО, 2002 3) « И. С. Тургенев « Отцы и дети ». Подробный комментарий. Учебный материал. .

Роман Тургенева « Отцы и дети» Роман Тургенева « Отцы и дети»

Роман Тургенева « Отцы и дети» Роман Тургенева « Отцы и дети» «Роман возник в ту эпоху, . смерти и страха смерти. И.С. Тургенев Любовь… сильнее смерти и страха смерти. И.С. Тургенев . Сильному не нужно счастья И.С. Тургенев .

«Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле.» Пятая заповедь Божия Тема семьи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Презентация: «Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на . Божия Тема семьи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

. батюшку-то моего, [Тургенев И. С.: Отцы и дети, С. 184 и далее.ЭБ, том 1 . батюшку-то моего, [Тургенев И. С.: Отцы и дети, С. 184 и далее.ЭБ, том 1 . . о. о. лубчика. [Тургенев И. С.: Отцы и дети, С. 185 и далее.ЭБ, том 1 .

Тургенев Иван Сергеевич. Урок литературы в 11 классе по Теме «Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Урок литературы в 11 классе по Теме «Жизнь.

. «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние . », 1860). Из романа «Отцы и дети» Из романа «Отцы и дети» В скитаниях В скитаниях . Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев .

Методическая разработка по теме: «Творчество И.С. Тургенева». Автор: Верьясова С.В. Учитель I категории.

Презентация: Методическая разработка по теме: «Творчество И.С. Тургенева». Автор: Верьясова С.В. Учитель I категории.

. . Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». – М., 1982. 5. Муратов А.Б. Тургенев – новелист . годы).- Л., 1985. 6. Тургенев И.С. «Отцы и дети» 7. Маркович В.М. Человек .

Автор презентации Голдова Ирина Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ Рымникской СОШ.

. Лутовинове Тургенев работал над созданием романов Рудин, Дворянское гнездо, Накануне, Отцы и дети, . которого она полюбила. — В «Отцах и детях» творчество Тургенева достигло своей кульминационной . представляю себе И.С.Тургенева» Читать роман «Отцы и дети» (гл. .

И.С.Тургенев. Обзор творчества. О чем он думал, прожив красивую жизнь и уходя с этой земли? О чем вспоминал, лёжа у окна виллы в Буживале близ Парижа,

. с историей создания романа «Отцы и дети»; начать сбор материала для . Лутовинове Тургенев работал над созданием романов Рудин, Дворянское гнездо, Накануне, Отцы и дети, . она полюбила. — В «Отцах и детях» творчество Тургенева достигло своей кульминационной .

Жизнь и творчество И.С.Тургенева (урок-семинар) Главное в нем – это его правдивость. Л.Толстой.

. . Тургенев на охоте. 1879 год, Н.Д.Дмитриев- Оренбургский. Роман «Отцы и дети» Начат . Тургенева после выхода романа «Отцы и дети» Карикатура на роман «Отцы и дети» в журнале «Искра .

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. Как общественно- политическая борьба в России 60-х годов XIX века повлияла на идейно- художественное своеобразие романа И.С.Тургенева.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. Как общественно- политическая борьба в . на идейно- художественное своеобразие романа И.С.Тургенева.

. потом получило название нигилизма» И.С.Тургенев И.С.Тургенев Тургенев знал их лично Политические . поводу отцов и детей» 1869 Цитата из статьи И.С.Тургенева « По поводу отцов и детей» 1869 .

Иван Сергеевич Тургенев Зачет 3. Вопросы зачета 1. Биография И.С.Тургенева 2. История создания романа «Отцы и дети» 3.Смысл заглавия романа 4.Сюжет романа.

Иван Сергеевич Тургенев Зачет 3. Вопросы зачета 1. Биография И.С.Тургенева 2 . . История создания романа «Отцы и дети» 3.Смысл заглавия романа 4 .

. переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в . названием «Записки охотника». В дальнейшем Тургенев пишет четыре крупнейших произведения: «Рудин . «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). С начала 1860-х .

Тургенев И. С. Биография. «Записки охотника». Выполнил: ученица 6 «Г» класса МАОУ «СОШ 33 с УИОП» Денисова Ирина Руководитель: Михнева А. М.

Тургенев И. С. Биография. «Записки охотника». Выполнил: ученица 6 «Г» класса МАОУ «СОШ 33 с УИОП» Денисова Ирина Руководитель: Михнева А. М.

. Тургенев работал над созданием романов Рудин, Дворянское гнездо, Накануне, Отцы и дети . Тургенев работал над созданием романов Рудин, Дворянское гнездо, Накануне, Отцы и дети . она полюбила. — В «Отцах и детях» творчество Тургенева достигло своей .

И.С. Тургенев ( 28.10.1818г – 22.08.1883г) Родился 28 октября 1818 г. в Орле. Судьбу писателя можно назвать непростой и даже трагической. С детства он.

И.С. Тургенев ( 28.10.1818г – 22.08.1883г) Родился 28 октября 1818 г. в Орле. Судьбу писателя можно назвать непростой и даже трагической. С детства он.

. «Накануне» (1860 г.) и «Отцы и дети» (1862 г.): болгарский . «Отцы и дети» Роман «Отцы и дети» насыщен демократической идейностью. В нем Тургенев изобразил . человека в многообразных и .

И ВАН С ЕРГЕЕВИЧ Т УРГЕНЕВ 1818-1883. писатель Дата рождения: 9 ноября 18189 ноября1818 Место рождения: Орёл, Российская ИмперияОрёлРоссийская Империя.

. смерти: Буживаль, ФранцияБуживальФранция Иван Тургенев Б ИОГРАФИЯ ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-83 . , скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается .

Тема 5. Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Академический колледж.

. своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Академический .

. романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Новаторство И.С.Тургенев . конфликт отцов и детей? По меткому выражению Луначарского, Тургенев хотел выпороть отцов, но и сына тоже .

Образ Базарова в романе И С Тургенева «Отцы и дети»

. романе И С Тургенева «Отцы и дети» В романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев знакомит . романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Базаров врач по образованию, . , идеологии и быта. В романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев знакомит нас .

История создания романа «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и лёгший в основу романа. История создания романа «Отцы.

. романа «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и лёгший в . основу романа. История создания романа «Отцы.

. 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»). Осенью . 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»). Итак .

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 — 1883) Отец Сергей Николаевич Тургенев Мать Варвара Петровна Тургенева Родители.

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 — 1883) Отец Сергей Николаевич Тургенев Мать Варвара Петровна Тургенева Родители.

. . Н. Страхова, которая называется И. С. Тургенев. Отцы и дети. Страхов убежден, что роман замечательное . , отрицание искусства. Список литературы Тургенев, Иотцы и дети Записки охотника. Отцы и дети :роман-М.: Дрофа .

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) В России, в стране всяческого, революционного и религиозного максимализма, стране самосожжений, стране самых неистовых.

. отцом … Неотразимый красавец-отец, холодный и неприступный даже для детей, жил собственной жизнью и . выхода в свет романа «Отцы и дети» (1862 г) Тургенев почувствовал, что теряет связь . гвардия 1990. 2)Тургенев И. С.Полное собрание сочинений и писем в 30 .

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 — 1883), русский писатель, член- корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал.

. , скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается . он почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами .

источник

Презентация используется на уроках литературы при изучении романа «Отцы и дети»

Можно выделить 3 этапа написания:

1860-1861г.-создание основного текста

1862г. «перепахивание романа»,внесение многочисленных поправок

1862г..февраль-сентябрь-подготовка романа к печати

История на страницах романа.

  • У власти Александр Второй.
  • Расцвет образованности и культуры.
  • Крепостной строй тормозит развитие страны.
  • В России развивается капита-листический строй
  • На арену политической борьбы выходят разночинцы.

  • Прямой
  • Переносный
  • Противостоя-

Смена поколений, отцы прередают опыт, дети принимают на-следство и переосмысли-вают его

ние двух сил, социальный конфликт либеральных дворян и разночинцев

Композиция романа- кольцевая

  • «ДЕТИ»
  • Е.В.Базаров
  • По сути «отцы», но подражают «детям»:
  • Аркадий
  • Ситников
  • Кукшина

Идейные споры «отцов» и «детей». Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам

  • Павел Петрович
  • Аристократия-главная общественная сила
  • Аристократия дала свободу Англии
  • В А. сильно развито самоуважение и чувство собственного
  • Базаров
  • От аристократов нет никому пользы, сидят «сложа руки»
  • Доводы П.П. о свободе Англии весьма сомнительны.
  • Аристократы заботятся только о себе, живут за чужой счет
  • Павел Петрович
  • Русский народ патриархален, не может жить без религии.
  • Умиляется отста-лостью народа.
  • Употребляет много иностранных слов.

жество народа вызывают в нем

* Гордится тем, что сам из народа.

*Язык Базарова прост, употребляет много пословиц.

О взглядах на искусство, любовь, природу.

  • Павел Петрович
  • Признает старое искусство
  • Отрицательно относится к новым художникам.
  • Сам является жертвой роковой любви.
  • Базаров
  • Отрицает любовь и искусство.
  • Пушкина не знает,
  • Но отрицает.
  • Природу не отрицает, но видит в ней по-ле человеческой деятельности.

Принципы деятельности нигилистов

  • Нигилисты действуют из принципа полезности для общества.
  • Отрицают общественный строй, религию.
  • Не верят в реформы (в том числе и реформу 1861 года)
  • Не считают нужным строить на разрушенном.
  • Не имеют программы дальнейших действий.

  • Соответству-

3. Нигилизм-»голое отрицание

всего, логически не оправдан-

И непреклонные, основанные на

отрицании всего предшествующего

Читайте также:  Анализ художественно эстетического развития детей

Опыта человеческой мысли, на

разрушении традиций и государст-

венных институтов. Философия

нигилизма не может быть пози-

тивной, так как отвергает все,

не предлагая ничего взамен…

Происходит это во все времена,

в переломные моменты. Как правило,

Это свойственно молодежи и быстро

  • Нигилизм-это убеждения,жесткие И непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего Опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государст- венных институтов. Философия нигилизма не может быть пози- тивной, так как отвергает все, не предлагая ничего взамен… Происходит это во все времена, в переломные моменты. Как правило, Это свойственно молодежи и быстро проходит. (Британика)
  • Нигилизм-это убеждения,жесткие И непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего Опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государст- венных институтов. Философия нигилизма не может быть пози- тивной, так как отвергает все, не предлагая ничего взамен… Происходит это во все времена, в переломные моменты. Как правило, Это свойственно молодежи и быстро проходит. (Британика)

Соответствуют ли взгляды Базарова принципам нигилизма?

  • Научные и философские взгляды:

1.«Есть науки, как есть ремесла, знания, а науки вообще не существует вовсе… Изучать отдельные личности не стоит труда.Все люди друг на друга похожи как телом так и душой; у каждого из нас есть мозг, селезенки, легкие одинаково устроены;

и так называемые моральные качества одни и те же у всех; небольшие видоизме-

нения ничего не значат. Достаточно одно-

го экземпляра, чтобы судить обо всех.

2.«…мы теперь над медициной вообще

смеемся и ни перед кем не преклоняемся».

3.»…я придерживаюсь отрицательного

направления в силу ошущения. Мне при-

ятно отрицать-мой мозг так устроен- и

баста! Отчего мне нравится химия?

Отчего ты любишь яблоки?-тоже в силу

Ощущения. Это все едино. Глубже этого

Люди никогда не проникнут.

  • «Русский человек только тем и хорош,

что сам о себе прескверного мнения».

  • «Аристократизм, либерализм, прогрес,подумаешь,

сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны.

  • «Мы увидали, что и умники наши,так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимамся вздором и пустяками, толкуем о каком-то искусстве, творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о хлебе насущном,когда грубейшее суеверие нас душит…

Эстетические взгляды Базарова

  • «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
  • «Природа не храм, а мастерская, и
  • «Рафаэль гроша медного не стоит».
  • «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть».
  • «Я нахожу, что говорить красиво-неприлично.

«Третьего дня, я смотрю,он Пушкина читает…

  • Растолкуй ты ему, пожалуйста, что это никуда не годится… Дай ему что-нибудь дельное почитать».

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Описание презентации по отдельным слайдам:

И.С.Тургенев Роман «Отцы и дети»

Выявить позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа и о прототипах главного героя – Базарова; выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом. Цель урока:

«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», — писал Белинский. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Позиция писателя в литературной и общественной жизни в период работы над романом «Отцы и дети» Тема формирования новых взглядов и убеждений среди молодёжи волновала Тургенева. Он был лично знаком и симпатизировал идеологам народничества: Станкевичу, Герцену, Бакунину, Чернышевскому и Белинскому.

Станкевич Николай Владимирович – глава «кружка Станкевича» Родился в 1813 г. в с. Удеревке, Острогожского уезда, Воронежской губернии, в богатой помещичьей семье. Окончил курс на словесном факультете Московского университета.

Предыстория… С 1855 по 1859 гг. И.С. Тургенев создаёт романы, в которых исследует новые тенденции общественной мысли в России. Это романы: «Рудин» 1855 ; «Дворянское гнездо» 1858; «Накануне» 1859

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“». И.С. Тургенев писал о Базарове:

Отправившись в конце июля 1860 года в городок Вентнор на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен «Формулярный список действующих лиц новой повести», где под рубрикой «Евгений Базаров» Тургенев набросал предварительный портрет главного героя: Роман «Отцы и дети»

Евгений Базаров «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает. Знает довольно много — энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности, бесплоднейший субъект — антипод Рудина — ибо без всякого энтузиазма и веры. Независимая душа и гордец первой руки».

Прототипы Евгения Базарова

В статье «По поводу „Отцов и детей“» читаем: „…в основании главной фигуры, Базарова, легла одна, поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось — на моих глазах-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма“» . В основе — черты нескольких «живых лиц»: Доктор Д. — уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (Тургенев). Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию. Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги. Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин (версия Н. Чернова). Черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова. Черты Белинского, которому посвящен роман.

ЯКУШКИН Виктор Иванович 1829-1872 Брат фольклориста П.И. Якушкина. Тип нигилиста ранней поры. Служил врачом в Орле и Мценском уезде.

Виссарион Григорьевич Белинский 1811 — 1848 Русский критик и публицист. Родился 11 июня (по старому стилю — 30 мая) 1811 в крепости Свеаборг (Финляндия), в семье флотского врача, а позднее — уездного лекаря. В.Г. Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью и глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического движения 40 – х годов.

Михаил Александрович Бакунин 1814-1876 Деятель российского и международного революционного движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н.В. Станкевича. В 1840 г. уехал в Германию для пополнения философского образования. За революционные убеждения выслан из Швейцарии, а в 1847 г. — из Франции. В 1848-1849 гг. один из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. В 1851 г. выдан австрийскими властями России, шесть лет провел в заключении. В 1857 г. отправлен на поселение в Сибирь, откуда в 1861 г. бежал через Японию и США в Лондон к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Организатор «Альянса социалистической демократии». С 1864 г. член 1-го Интернационала (в 1872 г. исключен за раскольническую деятельность). Пытался претворить анархистские планы во время восстаний в Лионе (1870 г.), Болонье (1874 г.). Умер в Швейцарии.

ГЕРЦЕН Александр Иванович 1812—1870 Замечательный публицист и один из самых талантливых мемуаристов мировой литературы, выдающийся политический деятель, основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, родоначальник русской политической эмиграции.

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович 1836-1861 Самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Был против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Одна из главных особенностей Добролюбова как мыслителя состояла в тесной увязке его взглядов с «отношением к русской действительности», с поисками путей обновления страны; движение от теоретических обобщений к практике и обратно постоянно прослеживается в его работах.

Чернышевский Николай Гаврилович Русский писатель, публицист, литературный критик, философ, революционный демократ. С лета 1861 по весну 1862 был идейным вдохновителем и советником революционной организации «Земля и воля». Сочинения Чернышевского оставались запрещенными в России вплоть до Революции 1905 — 1907. Среди произведений — статьи, рассказы, повести, романы, пьесы.

Писарев Дмитрий Иванович 1840 — 1868 Русский публицист и литературный критик, философ-материалист, революционный демократ. Д. И. Писарев принадлежит к числу выдающихся деятелей шестидесятых годов прошлого века — эпохи, сыгравшей важную роль в истории русской общественной жизни, в развитии науки, литературы и искусства нашей страны. В условиях острейшей борьбы классов, развернувшейся в эти годы, Писарев выступил как революционный демократ и материалист. Влияние его на демократическую молодежь было живым и сильным. Его произведения жадно читались, вызывали горячие споры, поражали смелостью выводов и яркостью аргументации, будили мысль.

Толстой Лев Николаевич 1828 — 1910 Граф, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Принадлежит к богатому и знатному роду, занимавшему высокое положение еще во времена Петра Великого. Будучи в цвете сил и здоровья, Толстой утратил всякую охоту наслаждаться достигнутым благополучием; ему стало «нечем жить», потому что он не мог себе уяснить цель и смысл жизни, он «почувствовал, что то, на чем он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет».

«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» — так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.

Роман «Отцы и дети» Смысл названия

В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50 –х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы. Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своём романе «имел гордую цель во временном указать вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идёт о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

Дмитрий Минаев 1835 — 1889 Уж много лет без утомленья Ведут войну два поколенья, Кровавую войну; И в наши дни в любой газете Вступают в бой «Отцы» и «Дети», Разят друг друга те и эти, Как прежде, в старину…

Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом „нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом…»

Идейно-художественное своеобразие романа Композиция романа «Отцы и дети» – многоцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Большое внимание уделяется речевой характеристике. Пейзаж в литературе.

«… Я, прочтя «Дворянское гнездо» и «Отцов и детей», перестал причислять Тургенева к обыкновенным смертным; он стал для меня своего рода героем»; моё воображение рисовало его в различных видах, но всегда окружённого ореолом, и мне приходилось сдерживать себя, если кто-нибудь в моём присутствии говорил, что ему не нравятся его произведения… Тургенев успел занять один из тех сокровенных уголков в моём сердце, куда редко проникают посторонние…» Бойесен Х.

Домашнее задание: 1.Чтение романа «Отцы и дети» 2. Подготовиться к анализу образов главных героев: подобрать материал из текста романа. 3. Анализ поведения Е.Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.

Презентацию приготовила Шеина Т.Н., учитель МОБУ «Буранная СОШ» Соль-Илецкого района Оренбургской области

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Цель: Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

Урок сопровождается показом презентации + Индивидуальные сообщения.

1. История создания романа

3. С тихотворение Дмитрия Минаева

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Цель: Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы.

Презентация к открытому уроку по роману Тургенева «Отцы и дети»

2. Вступительное слово учителя.

Слайд 3. — (Роман И.С.Тургенева
«Отцы и дети»)

«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», — писал Белинский.

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. Он сразу привлёк внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать несомненный интерес читателей остротой поставленных в нём вопросов, а так же своими художественными достоинствами

Тургеневу — великому художнику — удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские проблемы. запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х — начала 60-х годов XIX века.

А.В.Луначарский в статье «Литература 60-х годов» писал о романе «Отцы и дети» как об «одном из центральных явлений во всей русской жизни» того времени.

«Ни в одном из прежних романов Тургенева открытое, прямое столкновение противоположных точек зрения на все самые основные, остро злободневные вопросы общественной жизни, философии, науки, политики, общественного мировоззрения в самом широком смысле слова не играло столь важной, определяющей роли, как в «Отцах и детях» (История русского романа: В 2 т — М.; Л., 1962.)

Читайте также:  Анализ юмористических произведений для детей

В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе реформы 1861 года чётко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов-разночинцев. Революционные демократы Чернышевский и Добролюбов считали готовящуюся реформу крепостнической по характеру. Прибегая к эзоповскому языку, они писали о революционной ситуации в России, призывали русский народ к «решительному делу». Либералы, напротив возлагали на реформу большие надежды, считая её действенным и чуть ли не единственным средством разрешения крестьянского вопроса. Подобным образом смотрел на реформу и Тургенев.

По своим убеждения он был сторонником постепенного преобразования России. Противник всяких общественных взрывов, он не верил в перспективность идей революционной демократии. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы — большая сила, проявившая себя во многих областях общественной деятельности. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивность дворянских интеллигентов типа Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Такого нового героя — человека демократических убеждений, материалиста-естественника писатель поставил в центре романа «Отцы и дети» и стремился изобразить его существенные черты с предельной объективностью.

Учитель читает информацию со слайда 7

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».

и со слайда 8 Роман «Отцы и дети»

Отправившись в конце июля 1860 года в городок Вентнор на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен «Формулярный список действующих лиц новой повести», где под рубрикой «Евгений Базаров» Тургенев набросал предварительный портрет главного героя:

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает. Знает довольно много — энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности, бесплоднейший субъект — антипод Рудина — ибо без всякого энтузиазма и веры. Независимая душа и гордец первой руки».

III. Проверка домашнего задания . Индивидуальные сообщения.

1. История создания романа — Сергеюк Лиза

2. Прототипы. — Бекешова А, Калкатин Л, Есенова Г. — Показ слайдов с 10 по 19.

IV. Слово учителя — прочитать информацию со слайда 20

«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» — так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.

V. Роман «Отцы и дети». Смысл названия. Слайд 21

Учитель: Вы познакомились с первыми главами романа «Отцы и дети», как вы думаете, почему роман носит такое название? (обсуждение)

  • В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50 –х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы.
  • Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своём романе «имел гордую цель во временном указать вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идёт о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

Слайд 23 — стихотворение Дмитрия Минаева

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,

Разят друг друга те и эти,

Сквозь мглу и сквозь туман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Кто победил? кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

В речах, в приемах — такт и мера,

Ведь без духов, без несессера

А что за нравственность! О боги!

Он перед Феничкой, в тревоге,

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда, при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

«Du calme, du calme!» — твердит .

Садится в ванну, спать ложася,

Как лев на Брюлевской террасе

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

А в нигилисте мрачном этом,

С его лекарствами, с ланцетом,

Он в красоте лишь видит формы,

Готов уснуть при звуках «Нормы»,

Он ест и пьет, как все мы тоже,

С Петром беседует в прихожей,

И даже с горничной, о боже!

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де-Одинцовой

И даже — дерзость ведь какая, —

Гостеприимства прав не зная,

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фесок и кальянов,

Иль он, друг черни и базаров,

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам —

Кто нам милей — отцы иль дети?

V. Эпоха в романе «Отцы и дети»

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению.

^ Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры.

Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С.Тургенева .

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тургенева считала «Живое отношение к современности». Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева — художника проступает и в романе «Отцы и дети», написанном в 1861г.

^ Как же роман связан с эпохой?

Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте ещё раз обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

— Что еще вы знаете об этой эпохе?

– Время действия романа — 1855-1861 гг. — период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования.

Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли.

В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности.

Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям.

Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

– В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне наконец получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью.

В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием.

На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, — писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, — так-таки не выберемся из него».

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам.

Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

Расслоение общества на противоборствующие группировки.

Проблема крепостного права.

Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Зачем И.С.Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

Какое время года совпадает с началом романа?

Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля — разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына.

Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону:

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести?

Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».

«Выпущенным мною словом нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом…»

VI. Идейно-художественное своеобразие романа — Слайд 26

  • Композиция романа «Отцы и дети» – многоцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
  • Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний.
  • Большое внимание уделяется речевой характеристике.
  • Пейзаж в литературе.

Работа с текстом романа «Отцы и дети»

— Какое значение имеет пейзаж, данный автором во 2 главе, определите его характер?

— Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

Глазами приятеля Базарова — Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце:«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами» («деревеньки», «избенки» — сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: «как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, «исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички -«обтеханные на плохих клячонках». Хозяйство крестьян скудное, нищенское: «покривившиеся молотильные сарайчики», «опустелые гумна».

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

— Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

Дворовые не встречают старого и молодого барина ( вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем- везде толпа дворовых, крепостных)

Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак не т-с, не видать».

Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам.

Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг( Савельичей, Захаров) теперь мало.

Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет. небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. но как их исполнить, как приступить. »

— Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет. небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа?

— Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть?

— Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными героями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страницах, в экспозиции.

Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели приносить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душенном складе его героев.

Читайте также:  Анализ юмористические рассказы для детей

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный , но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом ( места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей : либералов и революционеров-демократов.

«… Я, прочтя «Дворянское гнездо» и «Отцов и детей», перестал причислять Тургенева к обыкновенным смертным; он стал для меня своего рода героем»; моё воображение рисовало его в различных видах, но всегда окружённого ореолом, и мне приходилось сдерживать себя, если кто-нибудь в моём присутствии говорил, что ему не нравятся его произведения… Тургенев успел занять один из тех сокровенных уголков в моём сердце, куда редко проникают посторонние…»

Бойесен Х. — американский литературовед

VIII. Домашнее задание: Слайд 28

  • 1.Чтение романа «Отцы и дети»
  • 2. Подготовиться к анализу образов главных героев: подобрать материал из текста романа.
  • 3. Анализ поведения Е.Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.
  • Оценки за урок.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Отцы и дети». Вечные темы в романе. И.С.Тургенев

Цель: формирование личностного отношения к проблемам романа, дать нравственную оценку духовной и физической деятельности Базарова, его отношению к людям, миру.

Эпиграфы к диспуту: “Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя”. Сократ (470-399гг. до н.э.)

“Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают от себя их и невольно приучают к скрытости и лживости.” В.Г.Белинский

Диспут — (от латинского глагола disputare «рассуждать, спорить») — публичный спор на научную или общественно важную тему.

Правила проведения диспута Диспут – это мирный спор. Критикуй не человека, а идею. Выслушивай мнение собеседника до конца. Отстаивай свое мнение, говоря ясно, четко, аргументировано. Изменяй свое мнение, если оно оказалось ошибочным, под воздействием убедительных фактов и аргументов.

Вопросы для обсуждения: 1. Актуален сегодня роман И. Тургенева “Отцы и дети”? Почему? 2. Проблема «отцов» и «детей» в зеркале двух столетий. «Кто нам милей – отцы иль дети?». По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей». 3. Женщины в жизни мужчины. Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Ваше отношение к любви. 4. Кто ты, Е.Базаров? Ваше мнение о Евгении Базарове. В чём прав и в чём не прав Базаров? Как решается эта проблема в наше время? 5. Смерть. Зачем И.Тургенев убивает Е.Базарова?

1. Как по-вашему, актуален сегодня роман И. Тургенева “Отцы и дети”? Почему? Современный исследователь Ю. В. Лебедев пишет, что «Отцы и дети» — это не только роман, знакомящий читателя с общественной жизнью 60-х годов ХIХ века. Это и роман о необходимости любви — любви сыновней и отцовской, любви человека к своему народу». Чем вы можете подтвердить или опровергнуть это мнение?

Д. Писарев Роман «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о «новых людях». Как Вы понимаете высказывание критика, Д.Писарева?

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» обозначает «вечные» проблемы ответственности человека перед Родиной и народом, смысле и цели жизни, добра и зла, верности слову, доброты, чуткости, чести, достоинства.

2. Проблема «отцов» и «детей» в зеркале двух столетий. «Кто нам милей – отцы иль дети?». По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей».

Конфли́кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Тренинг “Семейные трудности.” В течение 2 минут необходимо перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. В число этих затруднений можно включать все, что, на ваш взгляд, мешает нормальной семейной жизни. Перечень семейных затруднений записываете в столбик. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы с каждым “затруднением” можно было поставить балл от 1 до 10, по степени значимости, по вашему мнению.

В результате этого упражнения мы очертили круг проблем, из-за которых нарушается мир в нашей семье. — Как вы думаете, как решать эти проблемы? — Можно ли решить проблему поколений? — Какие вопросы сложно решать детям и родителям? Почему? — Какова роль семьи в развитии и воспитании ребенка?

Особенности романа «Отцы и дети» В основе острый социальный конфликт разночинца, «нового человека» с миром либеральных помещиков. Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» — социально-психологический роман.

Либералы Либералы — представители идейного и общественно-политического течения, объединяющего сторонников представительного правления и свободы личности, а в экономике — свободы предпринимательства. Либерализм зародился в Западной Европе в эпоху борьбы противабсолютизма и господства Католическо церкви (16- 18 вв.). Основа идеологии была заложена в период европейского Просвещения (Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Вольтер). Либералы — (от лат. liberalis касающийся свободы, свободный) в первоначальном значении свободомыслящие, вольнодумцы; иногда люди, склонные к излишней снисходительности.

2. Проблема «отцов» и «детей» в зеркале двух столетий. «Кто нам милей – отцы иль дети?». По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей».

Кирсановы Павел Петрович Аристократизм Изысканность вкусов Стремление к франтовству Желчность характера Архаичность и бессмысленность аристократизма Преувеличенное внимание к одежде Николай Петрович Демократичность Доброта Робость Стремление не отстать от века

Евгений Базаров – представитель молодого поколения, нигилист. Базаров –человек дела. Ему чужды условности и аристократический этикет. Он отрицает все авторитеты как и полезность искусства. Его подход к природе : «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Спор Кирсановых с Базаровым Споры этих персонажей раскрывают основную мысль романа и передают вечное движение общества к прогрессу. Темы споров: О роли дворянства О нигилизме О взглядах на русский народ Об отношении к искусству и природе

Дуэль Павла Петровича Кирсанова с Базаровым Автор изобразил дуэль сатирически, подчеркнув ее нелепость. Смешно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как «отцы». В финале погибают оба: Базаров физически, Павел Петрович духовно.

«Все противоположно в этих людях…» Описание внешности Базарова и П.П.Кирсанова построено по принципу контраста: франт, следивший за своим костюмом, и Базаров, одетый в «длинный балахон с кистями» Прическа. Манера вести себя, держаться, говорить. Через небольшие реалистические детали, портрет героев автор показывает, как между Павлом Петровичем и Базаровым возникает острая неприязнь с первого знакомства.

3. Женщины в жизни мужчины. Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Ваше отношение к любви.

«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев)

Любовные линии в романе «Отцы и дети»: Базаров Одинцова; Николай Петрович Фенечка; Павел Петрович Княгиня Р.; Аркадий Катя

Базаров — Одинцова Любовь — страсть

Базаров и Одинцова. Испытание любовью. Одинцова – умный и необычный для Базарова оппонент. Базаров оценил ум и силу характера этой женщины. Но ее цель – комфорт и покой, которые Базаров может легко разрушить. В отношениях с Анной Сергеевной раскрывается в Базарове умение любить. Герой проявляет цельность своей натуры, силу воли и чувство собственного достоинства. Тургенев показал, что герой успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, но писатель не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и гражданского духа.

Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение. Аркадий и Катя – земная любовь. Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

Мужские образы в романе Любовь сломала Павла Петровича. Любовь Николая Петровича к Фенечке, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно. Все лучшие стороны Аркадия раскрывают отношения с Катей.

Художественное своеобразие романа «Отцы и дети» В романе социальная заостренность сочетается с глубоким психологизмом, мастерством создания человеческих характеров. Тургенев был сторонником «тайной психологии», считая, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев.

4. Кто ты, Е.Базаров? Ваше мнение о Евгении Базарове. В чём прав и в чём не прав Базаров? Как решается эта проблема в наше время?

Евгений Базаров – главный герой романа «Отцы и дети».

Прототипы. Происхождение героя.. Базаров — собирательный образ. Прототипы: Добролюбов, Писарев, Чернышевский, Белинский… Базаров- разночинец- демократ ( сын дворянки и полкового лекаря), студент — медик, естественник.

Личностные качества, взгляды Самостоятельность. Широкая образованность. Материалистические взгляд на природу; атеизм. Нигилистическое отношение к искусству; любви, природе. Насмешливо- негативные отношение к дворянству. Гордость. Цинизм .

«Новый человек» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Умный, самобытный и незаурядный человек, Базаров увлечен естественными науками. Его политические взгляды сводятся к резкой критике существующего положения в стране: «исправьте общество, и болезней не будет». Созидание не считает целью: «Сначала нужно место расчистить». Этому посвятил всю свою жизнь. Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто.

Образ главного героя Базаров противопоставлен всем действующим лицам. Он человек иной среды, и это проявляется в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с другом, любимой, родителями. Перед нами человек дела, труда, не считающий нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском быту.

Детали, создающие образ Базарова Красная, обнаженная рука. Свое имя он произносит, как человек из народа: «Евгений Васильевич», тогда как Николай Петрович его называет «Любезнейший Евгений Васильевич». Создавая портретную зарисовку, Тургенев обращает внимание на выражение глаз: если у Павла Петровича они «особенно хороши», то у Базарова «большие, зеленоватые глаза выражали самоуверенность и ум».

«…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели» И.С.Тургенев

5. Смерть. Зачем И.Тургенев убивает Е.Базарова?

«Я хотел сделать из него лицо трагическое…» И.С.Тургенев «… мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки, обреченная на гибель.» И.С.Тургенев

« умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг». Д.И.Писарев «Базаров не изменят себе: приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье.» Д.И.Писарев

Отношение Тургенева к Базарову Образ Базарова открывает галерею «новых людей» в русской литературе. Смерть героя показывает, что появление такой фигуры, как Базаров, на арене социально-политической борьбы преждевременно. Симпатизирует герою, признаёт его силу, незаурядность, но считает воззрения своего героя нелепыми, показывает абсурдность его убеждений.

Вывод: Разрыв связи отцов и детей ведет к неизбежным утратам, ошибкам, трагедии, связь поколений вечна как в природе, так и в обществе.

Рефлексия -Сегодня я понял, что.. -Сегодня я имел возможность… -Сегодня мне было трудно, потому что.. -Сегодня я взял для себя…

Да будет ночь, звезда, свеча И переполненность неспетым; Рука да будет горяча, Да будет утро, но с рассветом. Да будет солнце сквозь листву, Да будет дождь, летящий косо, Да будет мир, и знак вопроса В конце строки: Зачем живу?

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник