Меню Рубрики

Изучение особенностей восприятия детей анализ методик

Тест «Коробка форм».

Тест направлен на исследование уровня развития действий восприятия и степень их интериоризации, а также на проверку наличия и степени обобщенности сенсорных эталонов. Используется для диагностики детей с 2,5 до 3,5—4 лет.

Стимулъный материалэтого теста представляет собой деревянную или пластмассовую коробку (в настоящее время появились не только коробки, но и мячики), в крышке которой прорезаны отверстия по форме основных геометрических фигур — круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т. д. В наборе имеются и трехмерные фигуры (деревянные или пластмассовые), в основании которых те же геометрические фигуры, т.е. шар, куб, параллелепипед и т.д.

Инструкция:«Посмотри на коробочку, давай поиграем, как будто это почтовый ящик, в который тебе нужно опустить письма (показываются геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое его можно опустить. Поэтому смотри внимательно на фигурку-письмо и найди то отверстие, которое для нег предназначено».

Проведение теста.Фигурки кладутся перед ребенком рядом с коробочкой. В процессе работы взрослый может обратить внимание ребенка информативные точки в том случае, если сам ребенок не старается исследовать фигуру, но пытается силой впихнуть ее в другое отверстие. В таком случае детям показывается, что у данной фигурки, например, есть три острых угла, а отверстие круглое, поэтому она туда не войдет и надо найти такое отверстие, в котором также есть три угла. Затем совместно с ребенком такое отверстие отыскивается и демонстрируется, как легко входит : него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми 1—3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно, обучаясь правильной ориентировке, либо тестирование прекращается. В том случае, если вы хотите проверить, насколько хорошо ребенок владеет эталонами формы, можно дать дополнительное задание — разложить фигурки по форме, сложив вместе все кубы, шары, трапеции.

Анализ результатов.При интерпретации полученных данных прежде всего обращают внимание на характер деятельности детей — наличие ориентировки, степень ее интериоризованности. Для детей 2,5—3 лет в норме еще не характерно выделение ориентировочной фазы деятельности, они стараются засунуть фигурку в любое отверстие, не разглядывая их и не соотнося их друг с другом. Поэтому помощь взрослого в данном случае представляет из себя обучение, которое формирует у детей и ориентировку, и действия восприятия одновременно. Большое значение здесь имеет обучаемость детей, так как более способные быстрее схватывают новый материал и уже после показа способа действия с одной — двумя фигурами начинают действовать самостоятельно. В норме ориентировка, как самостоятельный этап деятельности, появляется в 3-3,5 года (хотя у импульсивных детей может появиться значительно позднее, к 4—4,5 годам). Поэтому в 3— 4 года дети уже должны осматривать фигурки прежде чем начать их засовывать в коробку. Однако эта ориентировка может быть еще внешней, т.е. ребенок помогает себе пальчиками, ощупывает фигурки, поворачивает их в разные стороны, пытаясь засунуть в коробку. В этом случае также допустима помощь взрослого, который помогает детям перейти к зрительной ориентировке, которая в норме должна появиться к концу третьего года жизни. В это время попытка ощупать фигурку и, тем более, силой втиснуть ее в неподходящее отверстие считается уже грубой ошибкой, свидетельствующей о нарушениях в интеллектуальном развитии. В этом случае особенно важно проверить обучаемость ребенка, так как хорошая обучаемость помогает быстро скорректировать это отставание, пока оно не отразилось на развитии мышления ребенка.

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 837 | Нарушение авторских прав

источник

Методические рекомендации:

1. Провести диагностическое исследование по методике Р.С. Немова «Чего не хватает»

Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 ри­сунков, на каждом из которых не хватает чего-то!очень важного.

инструкция: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику, с помощью секун­домера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

2. Результаты диагностического исследования детей занести в таблицу. № 4

«Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста»

Ф.И.ребенка Ответы на вопросы (длительность поиска ответов)
1 картинка картинка 3 картинка 4 картинка 5 картинка картинка картинка

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:

10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 се­кунд;

8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;

6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;

4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 се­кунд;

2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 се­кунд;

0—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.

3. Сделайте выводы об уровне развития внимания ребенка по следующим критериям

Задание № 6 Использование методики Немова Р.С. для диагностирования уровня развития внимания у дошкольников

Методические рекомендации:

1. Проведите диагностическое исследование по методике Немова Р.С.: «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

2. Результаты исследования занесите в таблицу № 5

3 . На основании диагностических исследований, проведенных по двум методикам, попытайтесь сформулировать рекомендации по развитию внимания у детей данного возраста.

Ребенку представляется несколько рисунков, которых как бы спрятаны предметы, которые хорошо ему известны.

Время выполнения задания ограничено 1 минутой

Последовательно представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только после того, как он нашел все предметы на предыдущей картинке.

10 баллов— названы 14 предметов, время — 20 сек.;

8—9 баллов — названы все предметы за 21— 30 сек.;

6—7 баллов — названы все предметы за 31— 40 сек.;

4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за 41—50 сек.;

2—3 балла— ребенок справился с задачей за 51- 60 сек.;

0—1 балл — за время большее 60 сек. Ребенок не смог решить задачу по поиску

и названию всех 14 предметов.

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

10 баллов — очень высокий уровень;

Задание № 7 Диагностика уровня развития зрительной памяти дошкольников.

Методические рекомендации:

1. Проведите диагностическое исследование, используя методику Д. Векслера

2.Результаты занесите в таблицу № 6

3. Сделайте выводы о сформированности зрительной памяти у детей данной возрастной группы.

Использование методики Д. Векслера (1945) по­зволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагается 43 рисунка

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

«Диагностика уровня развития зрительной памяти»

Ответы детей
Ф.И. ребенка 1 картинка 2 картинка 3 картинка 4 картинка

Результаты опыта:

1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;

правильно расположенные флажки — 1 балл;

правильный угол пересечения линий — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 3 балла.

2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;

четыре точки в квадратах — 1 балл;

точность в пропорциях — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;

маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.

4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;

фигура правильная за исключением одного неправильно воспроиз­веденного угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Максимальный результат — 14 баллов.

О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов,

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9270 — | 7277 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Индивидуальность человека основывается на рядах различных психологических и физических качествах. Его сознание строится как раз на совмещение этих двух понятий. Точно так же, как и понимание самого себя (осознание себя человеком, высоким, маленьким, красивым, или каким-либо еще) также ощущает и окружающую его действительность. Он воспринимает ее как физически, так и психологически. Тактильное восприятие можно описывать весьма долго, и в статье ниже оно тоже будет иметь место. Но не прямое. Речь пойдет о психологическом восприятии действительности.

Мир контактирует с человеком разными способами, и то, как он его понимает – напрямую влияет на человеческое развитие, интересы, творчество и так далее. Взаимоотношения с миром влияют на человека по двум направлениям:

  • Рецепторное восприятие мира (обоняние, слух, зрение, тактильность)
  • Эмоциональное восприятие

Эти два направления описывают в полной мере тот опыт, которые человек получает и осознает от контактов с любым окружением. Дифференциация этих понятий с возрастом меняется. С раннего детства, ребенок начинает «ощупывать» окружающий мир. Это называется наглядно-образным мышлением – это процесс, который захватывает также и восприятие. Причина и следствие в результате каких-либо действий, указывает на то, какой мир вокруг. Прикосновение к чему-то горячему приносит боль. По тактильным ощущениям, ребенок понимает – что это плохо. И потом, видя тот же предмет, он будет контактировать с ним осторожнее, вспоминая ощущения (физические) от прошлого опыта взаимодействия.

Потом такой накопленный опыт напрямую влияет на мышление человека. Он начинает понимать, что горячим может быть не только вода, или сковорода. А любые другие предметы, и просто учиться переносить одни характеристики на все остальные предметы и объекты. Например, горячей может быть не только сковорода, но и миска, и так далее. Теперь преобладают эмоции в плане познания мира.

Механизм такого развития характерен для всей жизни человека, но эмоциональная сторона – приуменьшается, оставляя место рационализму и суждениям. Когда природа изменений становится понятной, нужно уточнить несколько направлений и способов, чтобы подобрать ряд способов диагностик нынешнего уровня восприятия, а также подбора способов дальнейшего развития.

Чтобы максимально точно подобрать методику для развития или диагностирования восприятия, то стоит определиться с тем, на каком этапе роста ребенка его лучше использовать. Тут важно понимать, что более ранний возраст (младшие классы, например) лучше поддаются изменениям. Это плюс для хорошего педагога, и детское восприятие он может направить в необходимое русло. Сфокусировать его на получаемых знаниях, любопытстве и пытливости. Но есть и иная сторона. Ребенок и сам справляется с этой задачей в непроизвольном направлении.

То есть, восприятие развивается в двух направлениях: внутри ребенка (его опыт, анализ своих же действий, причинно-следственные связи, и так далее), и с влиянием на него окружающей среды. Отталкиваясь от этих направлений, нужно подбирать определенную методику.

Выбор методики основывается на ряде необходимых правил:

  • Возраст ребенка
  • Его заинтересованность

На основе этих достаточно простых правил, можно выбрать путь диагностики школьников. Конечно, можно выделить еще ряд специфических (относящихся к конкретному классу) причин и способов проверки уровня восприятия. Но это отдельно взятые случаи. Для начала работы с восприятием детей, нужно сформулировать общее понятие. Учитывать при выборе упражнений нужно и то, что восприятие является сложным психологическим процессом. Оно основывается на двух человеческих «ощущениях»: восприятие органами чувств, и восприятие мозгом и мышлением.

Поэтому человек больше уделяет времени тому, что ему нравится, пропуская мимо себя неприятную информацию. Лучше запоминает знакомые, привычные события, усваивает интересную (именно для него) информацию, и так далее. Это важно учитывать при подборе методик. Кроме того, этот психологический процесс сложен тем, что у ребенка появляются понятия о том, что не имеет каких-либо аналогов и измерений в ощущениях физических. К примеру, холод, запах, или что-то горячее, все это можно почувствовать. Но классифицировать размер объекта, отношение к нему – это уже дело личное.

Поэтому восприятие может быть ошибочным. Человек поддается социальному фактору, пережитому опыту, на основе чего и строит дальнейшие выводы даже о вещах, с которыми сталкивается впервые. Это значит, что недостаток опыта, или умения проанализировать, может привести к неправильному восприятию окружающей среды, что в будущем – напрямую повлияет на получение нового опыта, и выводов, которые будут строиться уже на нем. Поэтому детский возраст (младшие классы) должно очень часто диагностироваться на уровень восприятия, развивать умения и понимания мира, делать правильные выводы.

В первую очередь нужно показывать школьнику, что мышление – путь к правильному и полезному восприятию. Кроме того, методика как развития, так и диагностики восприятия, должна учитывать основные свойства восприятия.

  • Предметность
  • Целостность
  • Константность
  • Обобщенность
Читайте также:  Показатели анализа на дисбактериозу детей

Эти свойства указывают на путь, который проходит восприятие с самого начала. Именно они могут описать все, как видит мир человек, и как его ощущает. К примеру, размер объектов. В раннем детстве, ребенок не имеет постоянной концентрации и фокусировки на размере объекта. Поэтому, когда он отдаляется, он не становится дальше – в привычном для взрослого понимании – он будто уменьшается. Понимание этого приходит чуть раньше, чем полное ощущение.

Ближе к десяти возрастному периоду, ребенок уже четко все это понимает, и создает, почему именно так. Это называется «константность» — объект, в независимости от среды, в которой человек его воспринимает, остается одинаковым. Целостность же описывает детали объекта, как частички цельной формы. Человек видит каждую деталь отдельно, но понимает – что это целостный предмет. Обобщенность – это своего рода стериотипизация восприятия. Это свойство заключается в том, что человек, познавая новые объекты, относит их (в своем понимании) к другим, таким же, как он или похожим.

К младшему школьному возрасту, ребенок уже относительно хорошо все воспринимает. Конечно, бывают какие-то неприятности (путают буквы, проглатывают слова, забывают детали, и так далее), но умение осознавать и ощущать все детали предмета, его характеристики, вес, размер и все остальное, уже достаточно высоки. Но чтобы ошибок и неправильного понимания действительности не было, нужно проводить ряд упражнений на развитие восприятия окружающей среды и ее объектов.

Деткам в 1-2 классах нужно давать много упражнений на формы, детали и размеры объектов. Их проблемы с восприятием как раз и заключаются в некоторых проблемах с разделением на составные части отдельных объектов. Это же касается и запоминания в целом. Школьники могут выделять для себя какие-то мелкие детали информации, но целостная картина будет неправильная или вообще упущенная. Поэтому методика должна учитывать именно это.

Также нужно делать акценты на том, чтобы детки разделяли объекты на разные типы. «твердое-мягкое», «большое-маленькое», детская игра «съедобное-несъедобное», и так далее. Обычно, уровень такого восприятия достаточно высок, но все же его нужно как минимум проверить. Заодно это станет расслабляющий игрой перед прохождением тестов, и дети младших классов настроятся оптимистично, и в игровом ключе смогут более правильно выполнять задачи учителя.

Ключ у успешной диагностики лежит в правильном подборе методики. Эталоны, к которым школьник будет относить различные объекты, как упоминалось в упражнениях выше, имеют важную роль в развитии. Созданые социальными нормами, эталоны с годами охарактеризовали все объекты, даже те, которых пока нет. Умение приписывать эталонные характеристики объектам – это одна из ключевых методик по восприятию. Такие умения позволят ребенку характеризовать для себя незнакомы предметы, понимать, что они собой представляют, а также поможет в социальном развитии и взаимоотношениях с людьми разных ситуациях.

Рациональным применением различных методик относительно детского восприятия заключается в совмещение развития с диагностированием. Поэтому грамотно подобранные тесты и игры смогут сделать диагностику многогранной, полезной не только для диагноста, но и для младших школьников. Поэтому хорошо в выбранных методиках совмещать развитие с тренировкой каких-то навыков и использования предметов. К примеру, геометрические упражнения.

Суть методики «Геометрических упражнений» (или «фигур») в том, чтобы посмотреть на определенные фигуры, а затем – сравнить их с другим списком. Там будут фигуры, дорисованные не до конца. Школьник должен дорисовать их, чтобы они были идентичные.

Полезно брать такие фигуры, чтобы он тренировался использовать линейку. Это будет развивать также моторику, и сделает методику еще более полезной. Также использование линейки позволит логично вписать такие упражнения в урочный план. Для диагностики восприятия — это упражнение тоже очень полезное. Оно указывает на то, как школьник умеет видеть целостность картины, обобщенно воспринимать предметы (про обобщенность говорилось выше). Это очень важно. Такая черта помогает не только в учебе, но и в творчестве, и даже в социальной жизни.

Такую же методику можно усложнить. К примеру, нужно будет штриховать какую-то часть фигуры, сравнивая ее с оригиналом. Но непросто так, а чтобы была какая-то последовательность. Например, фигуры, идущие в ряд, должны штриховаться так: первая – штриховка в нижней части, вторая – в верхней, третья – снова в нижней, и так по всему ряду.

Такая дополнительная сложность поможет более точно диагностировать уровень восприятия ученика младшего класса. Вообще, дети такого возраста любят разные игры. Удобно, что школьная программа построена как раз таким образом, что подобные развивающие игры легко вписываются в учебный процесс. Для учителя такие методики очень хорошо помогают как воспитывать, так и узнавать своих учеников. Для школьников же – это хороший способ проводить время на уроках, и ощущать учебный процесс, как приятный и интересный.

Другая методика, которая направлена на ту же диагностику, что и первый вариант, но применяется немного иначе. Можно использовать настоящие предметы (не нарисованные), и ученик должен указать на их схематические чертежи. Так школьник учится находить схожести в предметах, видеть общее и выделять основные характеристики. Схематические рисунки не должны быть очень похожи на оригинал. В них должны быть только яркие характеристики (например, у кружки – это ручка, у книги – страницы, и так далее), остальное же изображение должны быть просто контурным, и напоминать лишь форму объекта. В противном случае методика не сработает.

Такие упражнения могут усложняться и видоизменяться так, чтобы ученикам младших классов было интересно и увлекательно. Тогда учитель сможет правильно проводить диагностику уровня восприятия. Ученик не должен бояться таких методик, поэтому не нужно ставить никаких оценок. Наказывать за неправильные решения или неохотное участие в тестах – ни в коем случае нельзя. Ученик должен быть максимально естественным, и только тогда методика сможет правильно сработать.

Для этого нужно учеников заинтересовывать, давать какие-то призы, хвалить за их попытки учится, проявленный интерес к чему-то новому. Так методика будет давать высокие результаты, а диагностика их способностей станет точной и правильной.

источник

Восприятие- это система процесса приёма и преобразования информации, обеспечивающая ор-му отражение объектив реальности и ориентировку в окружающем мире. Диагностируемые виды: (по ведущему анализатору) зрительн, слух, тактильн, вкусов, восприятие схемы тела.

По восприятию объекта: восприятие цвета, пространства, времени, формы, движения. Диагностируемые параметры: целостность, осмысленность, апперцепция (зависимость восприятие от жизнен опыта), константность.

1. Узнай, покажи и назови (Узнавание реалистических изображений) (Семаго)

Ребенку предъявляются реалистические изображения бытовых предметов. Ребенка просят назвать предъявляемые изображения и отдельные части этих предметов (активный словарь). Для исследования пассивного словаря просят показать предмет, или его часть по названию.

2. Узнавание перечеркнутых изображений) (Семаго)

Ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Анализируемые показатели: возможность узнавания перечеркнутых изображений; возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость зрительного образа предмета); стратегия направления обзора (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно).

3. Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора) (Семаго)

Ребенку предлагают узнать все изображения наложенных друг на друга кон­туров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название. На листе приводятся две наиболее известные классические «фигуры Поппельрейто­ра»: ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, мис­ка, граненый стакан. Анализируемые показатели: доступность выполнения задания; наличие фрагментарности восприятия; возможность выделения целостной фигуры; наличие парагнозий; стратегия выделения изображений.

4. Узнавание недорисованных изображений (Семаго)

Ребенку предлагается узнать недорисованные предметы и дать им название. Предметы расположены на листе в следующем порядке (слева направо): верхний ряд — ведро, лампочка, клещи; нижний ряд — чайник, сабля (меч), английская булавка. При этом учитывается вероятностный характер узнавания. Анализируемые показатели: сохранность зрительного образа объекта; возможность образного «дорисовывания» изображения; характер ошибок восприятия в зависимости от того, правая или левая часть изображения не дорисована; наличие фрагментарности восприятия; анализ ошибок узнавания с точки зрения проекции.

5. Узнай букву» (Буквенный гнозис) (Семаго)

Ребенку предлагается назвать различным образом расположенные буквы и выделить правильно, неправильно, сложно расположенные (зеркальные и наложенные) буквы. В зависимости от возраста и обучаемости ребенка оцениваются разные параметры выполнения. Анализируемые показатели: узнавание букв в различных шрифтах; узнавание букв в зеркальном изображении; узнавание наложенных и перечеркнутых букв.

Методики исследования особенностей внимания.

Внимание — это св-во/ ос-ть психической дея-ти чел-ка, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при отвлечении от др. Диагностируемые виды: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Диагностируемые параметры: объём, концентрация, устойчивость, переключение, распределение, рассеянность.

Методы изучения вним: 1. Наблюдение 2. Корректурная проба.

Цель: может варьироваться — изучение устойчивости/ концентрации произвольного внимания (если зачёркивается 1 буква)+ переключение и распределение (если 2 буквы), испытуемому предлагают просматривать ряд за рядом, вычёркивать 1 буквы (подчёркивая другую), засекается определён время (от 1до 3 мин.) Интерпретация рез-ов осуществляется по спец формулам и строится график (кривая работоспособности) Существуют разные модификации кор-ных проб: наличие сенсорных шумов (звуковой- нейтральная беседа, зрительная- заштрихованность); дет вариант (вместо букв изображ предметы); кольца Ландольта.

Таблицы Шульте, методика Рыбакова, табл. Горбова,метод Крепелина.

1. Запомни и расставь точки» (Немов «Психология» книга 3)

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

2. Методика Пьерона — Рузера (Семаго)

Данная методика используется для исследования устойчивости внимания, переключения и распределения. В верхней части бланка геометрические фигуры помечаются условными обо­значениями (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен рас­ставить в предлагаемом бланке. Инструкция: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в тре­угольнике — вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ниче­го в нем не нарисую, а в ромбе — вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (сле­дует еще раз повторить, где и что нарисовать, — устно). После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, поставленных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 ми­нуты),— отмечает точкой или черточкой прямо на бланке. Методика может применятся в работе с детьми, начиная с 5,5-летнего воз­раста до 8-9 лет.

Цель: Определение продуктивности и устойчивости внимания

Оборудование: Ребенку показывают рисунок

Для детей 3-4 лет- рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок, елочка, звездочка (Рис.1)

Для детей 4-6 лет- рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звездочка, полукруг (Рис.2)

Для детей старше 6 лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта

Инструкция «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение кото­рых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание ис­кать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной ли­нией, а домик — горизонтальной.

Методика применяется начиная с 7-8-летнего возраста. Ребенку предлагается показать числа от 1 до 25, называя их вслух. Сравнивается время, затрачиваемое ребенком на поиск цифр от 1 до 12 и от 12 до 25. Сравнивается время, затрачиваемое на выполнение каждой таблицы. Можно отмечать количество чисел, найденное за 30 сек. Анализируемые показатели: время, затраченное на каждую таблицу; параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение); количество цифр, найденных ребенком за определенный промежуток времени (15 сек, 30 сек); ошибки узнавания и нахождения цифр, сходных по оптическому или про­странственному признаку (например, цифры 6 и 9, 12 и 21), ошибки по типу пропусков определенных цифр.

5. Исследование особенностей распределения внимания у младших школьников (методика Т.Е. Рыбакова) Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер. Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Читайте также:  Показатели анализов детей 6 лет

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 383 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Проблема познавательных процессов – одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов школьников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности

1. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Выводы об уровне развития

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

источник

Карина Пушкина
Методика развития восприятия

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие — это

основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,

ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого

человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в

обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения меж-

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды

восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным

видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более

простым видам относятся восприятие величины, формы предметов, их цвета.

Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.

Развитие познавательных способностей дошкольников

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его

лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа

Последовательность данного процесса можно представить следующим,

а) выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и

вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;

б) поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем

сравнение с ним воспринятого предмета;

в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит

подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.

Особенности восприятия детей дошкольного возраста

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер.

Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анали-

зировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные

признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне

других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально

исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка

формируется способность мысленно

расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.

Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру

предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста

получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны,

воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими

материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать

воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эта-

лонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при

восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами —

первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами

предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений

рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к

перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития

этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное.

Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать

свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие

между ними связи и отношения.

Предлагаемые нами задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие

ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным. А

это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно творческих способностей каждого ребенка. Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для

развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные

мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик,

шарик, конфету, ручку, ластик и др.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре уча-

ствуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описывать каждый

предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных)

угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

Игра «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ» Для развития восприятия ребенка 3—5-летнего

возраста. Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка

предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона.

ЗАДАНИЕ 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху

пирамиду по готовому эталону.

ЗАДАНИЕ 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть

собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.

Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить и следующие

а) по образцу построить из кубиков такое же строение:

б) по образцу нарисовать узоры:

Повторять упражнения можно с более усложненными фигурами из кубиков, с

в) по образцу построить такое же строение:

г) по образцу нарисовать такие же узоры:

Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 4—5-летнего

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не

бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав

какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать,

какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать

вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, игрушку, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

Направлена на развитие восприятия у детей 3— 5-летнего возраста. Возьмите

пару простых картинок с изображением яблока, огурца, матрешки. Одна

картинка целая, а другую разрежьте на 3 части.

В приложении (с. 99—101) даны как целые карточки, так и те карточки,

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: по образцу собрать разрезанную картинку.

Для детей 5—6 лет можно предложить следующее задание:

а) собрать более сложные картинки;

б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а

другую разрезать на 4—5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

в) для ребенка 5—6 лет можно усложнить задание, попросив складывать

картинку по памяти, без эталона.

Направлена на развитие восприятия формы предметов у детей 3—5-летнего

возраста, а также развитие мелкой моторики рук.

На листе бумаги (приложение, с. 95—97) нарисованы фигуры, часть закрашена

зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема

задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение.

ЗАДАНИЕ: Вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрыть

ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном располо

жении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

Для детей 5 лет задание можно несколько усложнить, поместив наклеенные на

листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребенка на

ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зеленую

Игра «КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ»

Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4—6 лет.

Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста

Методика «Чего не хватает?» (Немое Р. С.)

Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых

не хватает чего-то очень важного.

ИНСТРУКЦИЯ: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали,

посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки

часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 се-

8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30

6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35

4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 се-

2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 сек. кунд;

О—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше чем 45сек.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немое Р. С.)

Ребенку представляется несколько рисунков, ;

которых как бы спрятаны предметы, которые хорони

Время выполнения задания ограничено 1 минутой Последовательно

представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только

после того, как он нашел все предметы на предыдущей

10 баллов — названы 14 предметов, время —

8—9 баллов — названы все предметы за 21—

6—7 баллов — названы все предметы за 31—

4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за

2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51—|

О—1 балл — за время большее 60 сек. ребенок не смог решить задачу по

поиску и названию всех 14 предметов.

10 баллов — очень высокий уровень;

Методика для диагностики уровня развития наблюдательности у детей

Надо приготовить две картинки, несложные по сюжету и количеству деталей.

Картинки эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 5—10

деталей-различий (для ребенка дошкольного возраста 5—7 различий в

Ребенок рассматривает 1—2 минуты обе картинки, затем он должен рассказать о найденных им отличиях. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитывается количество правильно отмеченных Различий, из них

вычитаются указанные ошибочно. Разность делится на число фактически

имеющихся Различий. Чем ближе результат к 1, тем выше Уровень наблюдательность ребенка.

Методика физического развития дошкольников с учетом индивидуальных физических особенностей ТЕМА: Методика физического развития дошкольников с учетом индивидуальных физических особенностей. Воспитатель: ШЕВЧЕНКО АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА.

Методика использования игрушки-забавы в процессе сенсорного восприятия окружающего мира детей от 1,5 до 2-х лет 1)Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Гогонова М. Р., воспитатель группы раннего возраста МБДОУ «Д\ с № 2», представляю вашему вниманию тему.

Методика развития речи 1. Методика ознакомления с книгой. 1. Формы работы с книгой в детском саду. 2. Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию.

Методика развития словаря детей дошкольного возраста 2 слайд: Методика включает в себя методы и приёмы. И делится на две группы методов: -методы накопления содержания детской речи; — методы,.

Читайте также:  Подробный анализ глав отцы и дети

Консультация «Методика развития речи детей» Развитие речи детей дошкольного возраста была и остается одной из наиболее актуальных и важных проблем. Важность и значимость данной проблемы.

Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Развитие связной речи у Дошкольников» Подготовила воспитатель: Мартынова Елена Николаевна Балашиха 2018.

Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Слушают все, слышат пока немногие. Чтобы просто слушать, нужно.

Упражнения для развития фонематического восприятия Упражнения для развития фонематического восприятия. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой.

Упражнения для развития восприятия «Игрушки» Детям выдаются конверты, в которых лежит разрезанная на 4 части картинка игрушки, Задача детей — собрать картинку и сказать что это? Педагог.

Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика» Введение элементов математики в детском саду носит пропедевтический характер. Изложение первых геометрических сведений не копирует собой.

источник

Период с трех до шести (семи) лет в возрастной периодизации называют периодом дошкольного детства.

Дошкольное детство — один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.

В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития составляет восприятие.

В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.

Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.

Сенсорное восприятие у детей младшего возраста

Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может — еще не умеет.

Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.

Познание мира ребенком начинается с восприятия

  • активной двигательной и игровой деятельностью, позволяющей взаимодействовать с предметами и познавать их свойства;
  • началом использования речи и ее активным развитием.

Все это служит катализатором для развития всех процессов познания, и, в частности, восприятия.

  • Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов. Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон.
  • Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.

Особенности восприятия у дошкольников

  1. Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений.
  2. Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей.
  3. Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности.
  4. Развитие восприятия формы и цвета предметов.
  5. Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.

Обратите внимание: На протяжении всего дошкольного периода основным видом деятельности ребенка является игра, она и должна стать основой развивающей работы.

  • развитию умения объединять предметы по наличию у них общего признака (цвета);
  • развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук.

Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.

Посади зайчика в вагон по цвету — игра

Инструкция: просим детей собрать кружочки-капельки в аналогичного цвета стакан.

  • умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма);
  • восприятие формы и цвета.

Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре.

Создание игровой ситуации:

  1. «В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?»
  2. Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики».
  3. «Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики — под зеленый, треугольнички — под синий».

Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.

Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:

  • легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • знают и хорошо различают 7 основных цветов;
  • имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный;
  • знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки;
  • разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.

Виды и свойства восприятия

К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».

Игра на ориентирование в пространстве «верх-низ, вправо-влево»

Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.

Ориентировка во времени — сложная задача для 4-5 лет

По этой же причине ребенок 4-5 лет пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр.

В течение дошкольного периода все дети — творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество — способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.

Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.

Восприятие детьми сверстников зависимо от популярности ребенка в детском обществе (группе) и его оценки другими детьми. На это мы можем повлиять косвенно.

Совет: Проявляйте похвалу за достижения вашего чада дома. Таким образом, уже с раннего детства можно заложить важную основу уверенности в себе, что станет хорошим подспорьем при общении в группе.

Игра способствует развитию:

  • умения узнавать предметы по их основным признакам;
  • на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.

Игра «Угадайка» или «Что в мешочке»

Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.

Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.

  • слуховое восприятие;
  • способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).

Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.

Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.

Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.

Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.

  • развитие обоняния как формы восприятия;
  • закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).

Игра «Угадай по запаху» с закрытыми гразами

Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.

Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.

Обратите внимание: Большинство детей дошкольного возраста много и с удовольствием рисуют и это можно и нужно использовать как один из способов развития восприятия. Например, игру «Угадай по запаху» можно завершить, предложив детям выбрать понравившийся запах и изобразить его на бумаге с помощью карандашей или красок.

  1. Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают.
  2. Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
  3. Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни. Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз — «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».

Развивающие кубики-конструктор для детей 5-7 лет

Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха. С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.

  1. В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны. В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.
  2. Новообразованием возраста является появление произвольности. Шести, семилетний ребенок в состоянии ставить себе задачи и осознанно стремиться к ее выполнению. Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.
  3. Еще одно важное приобретение этого возраста — появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовность ребенка к началу нового, не менее значимого, этапа в его развитии, к обучению в школе.

Карточки «Назови, что нарисовано» для детей 6 лет

Готовясь к столь ответственному переходу, нужно подвести итоги: оценить развитие восприятия. Помогут в этом методики, предложенные психологами.

Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.

Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.

Тест «Назови предметы» для 6-7 лет

Количество баллов Затраченное время

об уровне развития восприятия

10 менее 20 Очень высокий
8-9 21-30 Высокий
6-7 31-40 Средний* (верхняя граница нормы)
4-5 41-50 Средний (нижняя граница номы)
2-3 51-60 Низкий

*Средний уровень соответствует возрастной норме.

Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали. Секундомер.

Тест «Что забыл художник» для детей 6-7 лет

Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее. Результат засчитывается в том случае, если названы недостающие детали на всех картинках.

Количество баллов Затраченное время (сек) Вывод

об уровне развития восприятия

10 менее 25 Очень высокий
8-9 26-30 Высокий
6-7 31-35 Средний (верхняя граница нормы)
4-5 36-40 Средний (нижняя граница номы)
2-3 41-45 Низкий
0-1 45 и более Очень низкий

источник