Меню Рубрики

Анализ поддержки семей имеющих детей

До принятия закона о «материнском капитале, социальная поддержка семьи была на не высоком уровне. Существующие законы не могли выполнять функцию стимулирующих рождаемость и пропагандирующих семейный образ жизни. Поэтому появление закона о «материнском капитале» стало вполне логичным следствием в существующей ситуации. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года и одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года. Наиболее важные понятия, которые определяет данный закон:

— дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных законом;

— материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных законом;

— государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Главный недостаток закона заключается в том, что он рассчитан на второго и последующего детей, что изложено в части 1 статьи 3 данного закона — право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

мужчин, являющихся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в силу, начиная с 1 января 2007 года.

Таким образом, материнский капитал полагается только за второго и последующего детей.

Изначально, материнский капитал устанавливался в размере 250000 рублей. В данный момент он составляет около 365 698 рублей. В этом же законе установлено, что размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Пересмотр размера материнского капитала осуществляется до перечисления средств материнского капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полной объеме либо по частям по следующим направлениям:

улучшение жилищных условий;

получение образования ребенком (детьми);

формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального законам. Распоряжение средствами материнского (семейного капитала) может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениями, установленным настоящим Федеральным законом.

Согласно последним поправкам, часть средств в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, может быть выдана на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. Средства материнского капитала теперь могут использоваться на погашение ипотечного кредита. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении двух лет и шести месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Коротко о том, как можно использовать средства материнского капитала по трем вышеуказанным направлениям. Средства материнского капитала могут быть направлены на приобретение (строительство) жилого помещения. Это осуществляется путем перечисления указанных средств организации, которая осуществляет строительство, также средства материнского капитала могут быть направлены на улучшение уже имеющихся жилищных условий. При этом жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

Жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей и иных членов семьи (совместно проживающие в семье). «Жилищный вопрос» остается острым для многих молодых семей, поэтому возможность использовать средства материнского капитала на покупку жилья является очень существенным моментом. Но остается вопрос — на сколько эта помощь соответствует ценам на жилье в нашей стране? Именно поэтому необходимо увеличивать размер материнского капитала.

Средства материнского капитала могут направляться на получения ребенком образования в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказании соответствующих образовательных услуг, а именно:

на оплату платных образовательными услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию;

на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства материнского капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

Образование в нашей стране коммерциализируется, поэтому возможность потратить средства на получения ребенком образования является хорошей задумкой. Из всех направлений, по которым можно потратить средства материнского капитала, этот наиболее реалистичен, так как для покупки жилья средств материнского капитала недостаточно, а формирование накопительной части трудовой пенсии, направлено на социальную поддержку женщин-матерей, но не оказывает социальной поддержке детям.

Последнее направление по которому можно использовать средства материнского капитала — это формирование накопительной части трудовой пенсии. Женщины, которые выбрали это вариант, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии, вправе отказаться от использования средств по указанному направлению.

источник

1. Прямая гос.денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитаем детей

1.1 выплата гос денежных пособий, регулируется ФЗ РФ 1995 года «о гос пособиях гражданам имеющих детей»

· пособие по беременности и родам

· 100% среднего заработка (70 до и 70 после или 84 и 70)

· Максимальная выплата 36 563

· Ежемесячне пособие на период отпуска по уходу за реенком до достижение возраста 15, лет

· 40% от среднего зароботка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуск по беременности и родам

· Максимальный размер 14 625 рублей

· Мин 2 326 на первого ребенка, 4 651, 99 на второго и последующих

· единовременное пособие женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности

· 465 рублей 20 копеек+ районный уоэффицент

· единовременное пособие при рождении ребенка

· 12 тыс 425 рублей, 2 копейки + районный коэффицент

· ежемесячное пособие на ребенка до достижения возраста 16 лет (на учащегося общеобр уч-я до окончания уч-я) выплата определяется законодательства субъекта РФ, ЗКО «ежемесячном пособия на ребенка»

· выплачивается на ребенка семьям в которых средне прожиточный доход не превышает минимум

· сумма 159 рублей (с к 182,85)

· «единовременное пособие беременной жене военослужащего, проходящего военную службу по призыву»

19 645 рублей 12 копеек +рк

· «ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву» 8 419 рублей 34 коп + рк

1.2 компенсационные выплаты

1) родители детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют право на компенсацию части родительской оплаты за содержание детей в детском саду ) на 1ого ребенка 20% внесенной родительской платы, на второго 50%, на 3 и последующих детей – 70%

В городе Кирове предусмотрены ежемесячные компенсации одельным категориям родителей, имеющих детей от полутора до 3 лет, не посещающих дошеольное обр-е уч-е

Условие получения пособия:

1) среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в КО, наличие регистрации по месту жительства, или по месту пребывания на территории города Кирова, размер пособи я 2,5 тыс рублей на каждого ребенка, не посещающего

2) денежгые выплаты многодетным семьям ( ЗКО «О мерах соц поддержки многодетных семей»)

· ежемесячное пособие при рождении 3 и последующих детей (1000 рублей в течении года)

· ежемесячная денежная выплата на питание детей, обучающихся в общеобр уч-ях

· ежемесячные денежные выплаты на проезд в городском транспорте, пригородного сообщения, в сельской местности

· сумма на обеспеченье школьной формы

· ежегодная денежная выплата на приобретение твердого топлива, при наличии печного отопления

1.3 денежные ср-ва на содержание детей в приемных семьях

1.4 гос пенсии на детей по случаю потери кормильца и с учетом находящихся на иждивении детей.

2. Натуральная выдача семьям, имеющим детей

1) Бесплатное питание детей в возрасте до 3-х лет

2) Бесплатное питание для детей в возрасте до 3-х лет, проживающих в радиоактивной зоне

3) Бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях из многодетных семей

4) Бесплатное и льготное обеспечение лекарственными ср-ми при амбулаторном лечении для ряда категорий граждан

3. Трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные, оздоровительные и др гарантии и льготы компенсациии и субсидии гражданам, имеющих детей

· Трудовые гарантии и льготы

· Льготы в области пенсионного обеспечения для женщин

· Субсидии и льготы при оплате жилья и коммунальных услуг

4. Социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющих детей

Формы социального обслуживания семей с детьми

· Материальная помощь гражданам, находящимся в ТЖМ

· Консультативная помощь специалистов

· Социальное обсл-е на дому и в социальных уч-ях

· Временный приют в специализированных учреждениях соц обслуживания

· Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в ТЖС

5. Закон о дополнительных мерах гос поддержки семей, имеющих детей (материнский капитал)

· ФЗ 20 отк 2006 «о дополнительных мерах гос поддержки семей, имеющих детей»

· Право на получении материнского капитала при рождении(усыновление) 2 и последующих детей до 31 дек 2016 года

· Ср-ва федерального бюджета →пенсионный фонд

· Гос сертификат на право получения материнского капитала

· Материнский капитал может быть потрачен на след цели:

-получении образования ребенка (любого из детей до 25 лет)
-улучшение жилищных условий
-формирование накопительной части трудовой пенсии (мамы или папы, ст 12)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8762 — | 7494 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

В течение 2006 г. была завершена работа по организационному и правовому обеспечению мер обновленной демографической политики.

Распоряжением Правительства от 7 июня 2006 № 838-р был утвержден «Сводный план мероприятий по реализации основных положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 года», в котором была предусмотрена новая редакция Концепции демографического развития на период до 2015 года. Большая часть мер предполагала внесение изменений в федеральные законы, а также определение порядка и условий финансирования и расходования средств на новые меры поддержки семей с детьми.

Правительством РФ были разработаны проекты федеральных законов, необходимых для правового обеспечения новых мер демографической политики.

После принятия законов Государственной Думой, их одобрения Советом Федерации и подписания Президентом с 1 января 2007 г. вступили в силу следующие законы:

  • 1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5 декабря 2006 года № 207-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2007 г.:
    • -увеличены пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, установлены минимальный и максимальный размеры пособий;
    • -введены дифференцированные размеры пособия по уходу за первым и вторым ребенком;
    • -распространены права на пособие на неработающих женщин;
    • -установлен максимальный размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных дошкольного учреждениях;
    • -введена частичная компенсация родительской платы в процентах от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения: для первого ребенка — 20 %, для второго ребенка — 50 %, для третьего ребенка — 70 %.
  • 2. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2007 год» от 19 декабря 2006 № 234-ФЗ, согласно которому с 2007 г.:
    • -увеличен максимальный размер пособия по беременности и родам с 15 тыс. руб. до 16125 руб. за полный календарный месяц, в 2008 г. — 23 400 руб., в 2009 г. — 25390 руб.;

Фонд впервые осуществлял в 2007 г. финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» и перечисленных в Фонд в сумме 12928,2 млн. руб.

  • 3. Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, который определил:
    • -условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, устанавливает продолжительность выплаты пособия по беременности и родам и размер пособия;
    • -условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком или карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение.
  • 4. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ.

В соответствии с этим законом с 1 января 2007 г.:

  • -введен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право женщин (мужчин), родивших (усыновивших) второго ребенка на дополнительные меры государственной поддержки;
  • -определены условия и порядок возникновения у граждан РФ права на использование материнского капитала;
  • -установлен размер материнского (семейного) капитала, условия распоряжения им, направления и порядок расходования средств;
  • -определен порядок передачи средств федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ и период действия закона;
  • -создается Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и определяется содержащийся в регистре перечень информации о лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет: изменен принцип назначения, увеличены размеры пособия, расширен круг получателей.

В соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ в ст. 13 «Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком» — внесено существенное добавление — в число тех, кто имеет право на пособие включены лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию: «…матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком); другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав… и т.п.».

Главные изменения произошли в самом порядке определения размеров пособия. Раньше ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивалось в размере 700 руб., независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2002 года Федеральным законом от 28 декабря 2001 года № 181-ФЗ). Пособие до сих пор не зависело от количества детей, от очередности родившегося ребенка (по порядку рождения у матери).

В новой редакции закона изменила название, исчезло упоминание отпуска по уходу за ребенком, т.к. пособие теперь получают и неработающие матери, не находящиеся в отпуске.

Минимальный размер пособия с 2010 г. составил 2 060,4 руб. по уходу за первым ребенком и 4 120,8. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не превысит за полный календарный месяц 13 833,3 руб. При этом, в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Уточнены условия и порядок обеспечения женщин пособием по беременности и родам и установлен его новый максимум.

Новым является то, что узаконена сложившаяся практика установления федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год максимального размера пособия по беременности и родам.

Верхний предел выплаты пособия по беременности и родам установлен и действует с 2002 г. Так, пособие по беременности и родам не могло превышать в 2009 г. — 25390 руб. А с 2010 г. установлен максимальный годовой размер — 415 000 руб.

Единовременное пособие при рождении ребенка — размер на 2010 г. — 10988,84. Введены компенсации для оплаты услуг дошкольных учреждений.

В Послании Президента РФ на 2006 г. было предложено «…ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание. Для первого ребенка — на сумму, равную 20 %, для второго — 50 %, для третьего — 70 % от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения. При этом региональные и местные власти должны обеспечить потребности в детских садах и ясельных группах».

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ внес изменения и дополнения в ст. 52 Закона РФ «Об образовании», предусматривающее установление с 1 января 2007 г. максимального размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных дошкольного учреждениях и определяющие права родителей на частичную компенсацию, а именно: «…Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20% затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — 10 % указанных затрат…». При этом за содержание детей с отклонениями в развитии, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

Читайте также:  Герпесвирус 6 типа у детей анализы

В той же ст. 3 установлен размер компенсаций: «…В целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы (далее — компенсация) на первого ребенка в размере 20 % размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка — в размере 50 % и на третьего ребенка и последующих детей — в размере 70 % размера указанной родительской платы…».

Законом определено, что субъекты РФ финансируют расходы, связанные с предоставлением компенсации. При этом «. РФ обеспечивает софинансирование указанных расходов путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий».

Итак, введена новая мера поддержки семей с детьми, предусматривающая дифференцированный подход к определению размера компенсации расходов на оплату дошкольных учреждений. Принцип дифференциации отличается от того, который применен при определении минимальных размеров пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. При выплате пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет назначается 2 размера пособия, при этом пособие на второго и всех последующих детей вдвое выше, чем на первого. При выплате компенсации части родительской платы — 3 размера компенсации: на первого ребенка в размере 20 % родительской платы, на второго ребенка — в размере 50 % и на третьего ребенка и последующих детей — в размере 70 %.

Дефицит дошкольных учреждений растет (на начало 2000 г. — 193 тыс. человек, на начало 2005 г. — 805 тыс., на середину 2006 г. — более 900 тыс. человек), качество их работы не улучшается, а затраты семьи на дошкольные учреждения возрастают, что опять же влияет на принятие семьей решений о рождении детей.

Введение компенсаций при наличии огромного дефицита мест ставит в неравные условия семьи, в которых дети посещают дошкольные учреждения (их около 4 млн.) и те семьи, которые стоят в очереди на место в детсаду (их около 1 млн.) и могут не дождаться своей очереди (дети вырастут, пойдут в школу). Первым повезло — в этих семьях мама может работать и приносить в семью доход, и им же достанется компенсация (пусть небольшая). Вторые либо лишены материнского дохода, либо должны оплачивать услуги няни (несут дополнительные и немалые расходы), и, конечно, право на компенсацию они смогут реализовать, лишь дождавшись места в дошкольном учреждении.

Выход видится во введении дополнительного пособия на детей, не посещающих дошкольные учреждения (такое пособие было в Москве в конце 80-х — начале 90-х годов при мэре Г.Х. Попове, составляло 70 руб. и равнялось минимальной зарплате). Близкое по смыслу пособие есть во Франции (пособие для частичной оплаты услуг няни) и в Германии. Каким бы ни было пособие на детей, не посещающих детсады, оно заведомо будет ниже затрат, которые будет нести государство на оплату расходов по содержанию детей (в соответствии со ст. 3 Закона № 207-ФЗ родительская плата за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 % затрат на содержание ребенка).

Таким образом, несмотря на ряд нерешенных проблем в сфере материнства и детства, следует признать положительные сдвиги в результате мер осуществляемой Правительством РФ социальной политики.

источник

Дата публикации: 10.09.2018 2018-09-10

Статья просмотрена: 269 раз

Минушкина К. Э., Понкратова Е. А. Анализ эффективности системы социальной поддержки семей с детьми в г. Курске // Молодой ученый. — 2018. — №36. — С. 91-93. — URL https://moluch.ru/archive/222/52557/ (дата обращения: 22.10.2019).

Реализация государственной социальной политики в интересах семей и детей на муниципальном уровне помогает выполнять федеральные и региональные программы, направленные на социальную поддержку семьи в полном объеме, так как в данной ситуации власть находится наиболее близко к семье, и соответственно к ее проблемам.

Структурными элементами системы социальной поддержки семей с детьми в Курском регионе являются: сами семьи с детьми, как получатели определенных мер социальной поддержки; органы государственной власти, непосредственно осуществляющие функции по разработке и реализации региональной семейной политики и регулирующие деятельность отраслевых органов администрации в соответствующих секторах социальной сферы; учреждения социального обслуживания семьи и детей, а также общественные и социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющих меры социальной поддержки семьям с детьми.

Социальная поддержка семей с детьми реализуется по следующим основным направлениям:

– оказание адресной поддержки семей в материальной, натуральной и льготных формах;

– содействие в трудоустройстве;

– помощь семьям в решении жилищных проблем;

– укрепление репродуктивного здоровья, обеспечение доступности в качественном медицинском обслуживании и лекарственном обеспечении;

– моральное поощрение родителей;

– сокращение и профилактика социального неблагополучия семей методами социального сопровождения, вовлечения в социокультурную жизнь общества, пропаганды здорового образ жизни, проведения культурно-досуговых мероприятий.

Отметим, что, несмотря на хорошо проработанную нормативно-правовую базу, реализующиеся муниципальные программы, направленные на социальную поддержку и повешение качества жизни семей с детьми, удовлетворенность семей качеством и объемом таких мер остается низким.

Для изучения эффективности семейной политики в области социальной поддержки семей с детьми нами было проведено социологическое исследование с июня по сентябрь 2018 г. на тему: «Социальные проблемы семей с детьми г. Курска и способы их решения». В опросе приняло участие 357 человек, имеющих детей до 16 лет.

К наиболее существенной проблеме, от которой в целом зависит качество жизни семей, 96 % респондентов отнесли проблему материального благополучия. В настоящее время появление уже первого ребенка в семье повышает риск бедности, а многодетность делает ее бедной в подавляющем числе случаев [2]. По данным Курскстата [4] уровень жизни населения города достаточно высок, среднедушевые денежные доходы, увеличиваясь с каждых годом (в 2015 г. — 25801,4 руб.; в 2017 г. — 27141,5 руб.), превышают денежные расходы (в 2015 г. — 23844,9 руб.; в 2017 г. — 24810, 5 руб.). Мы не можем согласиться с цифрами официальной статистики, так как 69 % опрошенных респондентов относят себя к категории малообеспеченных, у 58 % из них ухудшилось материальное положение из-за большого роста цен. В наиболее уязвимом материальном положении находятся многодетные и неполные семьи, у всех респондентов, относящихся к данной категории семей (39 %), существует недостаток денежных средств на приобретение в полном объеме товаров первой необходимости. Пользоваться кредитными займами для приобретения продуктов питания, одежды и бытовой техники приходится 73 % респондентам, их расходы реально превышают доходы.

Согласно региональному законодательству, семейная политика г. Курска направлена на «достижение приоритетных целей — улучшение демографической ситуации, обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи. Значительный вклад в повышении качества жизни семей с детьми, увеличение рождаемости отводится государственным пособиям» [1]. На данный момент в г. Курске выплачивается 34 вида различных пособий и выплат семьям с детьми.

Исследование показало, что 41 % респондентов не в полной мере владеют информацией о действующем законодательстве и мерах социальной поддержке семьям с детьми. 74 % опрошенных респондентов, отметили, что не все виды пособий, предоставляемые семьям с детьми, могут повлиять на «экономическую устойчивость семьи». Только лишь льготные категории семей могут рассчитывать на выплаты, способные повлиять на данную «устойчивость», такие виды пособий имеют право получать семьи военнослужащих, многодетные и семьи, у которых появился первенец после января 2018 года. Без внимания властей остаются семьи, не менее нуждающиеся в социальной поддержке, например — пособие на ребенка из малообеспеченной семьи, рожденного до января 2018 года составляет 161 руб.18 коп., одинокой матери — 322 руб.36 коп. Так как все виды социальной поддержки в г. Курске осуществляются на основе заявительного принципа и требуют определенного времени в сборе документов, 15 % респондентов не изъявили законного желания получать любые виды материальной поддержки, считая, что затраченное время на сбор документов не оправдывает низкий уровень выплат по пособиям.

Ко второй наиболее острой проблеме респонденты относят трудности в улучшении своих жилищных условий. Лишь 17 % респондентов удовлетворены своими жилищными условиями, 46 % опрошенных имеют свое собственной жилье, 32 % — проживают с родителями, арендуют жилье 22 % респондентов. Для обеспечения комплексного подхода «к решению улучшения жилищных условий нуждающихся граждан, повышению уровня доступности жилья для населения, создания условий для улучшения демографической ситуации в городе, снижения социальной напряженности в обществе» [3] в Курском регионе разработана муниципальная программа «Обеспечение жильем граждан города Курска» на 2016–2020 годы». Исследование показало, что 11 % респондентов не владеют информацией о действующей региональной программе 15 % — являются ее участниками, 64 % — знают о действующей программе, но не могут претендовать на участие, так как по некоторым параметрам не подходят под ее условия, остальные 10 % респондентов не обращались в органы власти, так как считают работу местных властей недобросовестной и малоэффективной.

Результаты исследования показали, что на успешную жизнедеятельность современных семей, как отметили респонденты, большое влияние оказывает ряд факторов: социально-экономический 96 % (уровень доходов, условия жилья, трудовая занятость); социально-культурный 84 % (микроклимат семьи, условия воспитания детей), демографический 62 % (структура, состав семьи). Не удовлетворены своим социальным положением семьи 73 % респондентов, из них обращались за помощью в соответствующие органы 85 %, удовлетворены существующим уровнем социальной защищенности 64 % респондентов.

Таким образом, анализ проведенного исследования и состояния семейной политики в г. Курске показал, что многие фрагментарные меры социальной поддержки семей с детьми не могут повлиять на благополучие и экономическую устойчивость семьи, а некоторые привилегии остаются только «на бумаге» для многих семей. Социальная поддержка должна быть направлена не только на стимулирование рождаемости, но и на дальнейшую помощь семьям после достижении ребенком возраста 1,5 лет. Индексировать пособия необходимо в соответствии с уровнем цен на продукты детского питания. Следует рассмотреть возможность выбора замены натуральной формы помощи семьям с детьми на денежную форму. Необходимо развивать систему профилактики социального и физического неблагополучия семей с детьми. Реализация данных мер обеспечит повышение качества жизни семей с детьми, позволит им ощутить существенную поддержку региональной власти.

источник

Анализ современной семьи с детьми как субъекта общественных отношений: понятие семьи, её роли в обществе; семейная политика в России (цели и основные направления); нормативно-правовая база, деятельность государственных органов для поддержки семей в РФ.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Меры социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации

Глава I. Семья и семейная политика в Российской Федерации

1.1. Понятие семьи, ее социально-правовой статус и роль в обществе

1.2. Семейная политика в Российской Федерации: понятие, цели и основные направления

Глава II. Правовое обеспечение и реализация социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации

2.1. Нормативно-правовое обеспечение социальной поддержки семей с детьми

2.2. Меры социальной поддержки семьям с детьми

Список используемой литературы

В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом.

Семья — своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям.

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.

Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать, что их роль в уровне материального благосостояния, уровне социальной и экономической эффективности защиты семьи невелика. Уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не играют никакой роли в определении уровня их жизни.

Это подтверждает, что в сложившихся в переходный период условиях жизни проблема социальной защиты семей приобретает принципиально важное значение. Вместе с тем ее реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно новом подходе.

Формы социальной помощи, кроме традиционно сложившихся, обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Роль этих форм социальной помощи семье с детьми по мере становления рыночной экономики в стране, развития рынка жилья, страховой медицины и платных услуг здравоохранения, а также коммерциализации образования, будет возрастать.

Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства — не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи.

Поэтому объектом изучения курсовой работы является современная семья с детьми как субъект общественных отношений.

Предметом являются меры социальной поддержки семей с детьми.

Целью курсовой работы является изучение мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации. Для достижения поставлен ряд задач:

1. Раскрыть понятие семьи и её роль в обществе.

2. Изучить семейную политику в России: понятие, цели и основные направления.

3. Изучить нормативно-правовую базу, деятельность государственных органов и учреждений, направленных на социальную поддержку семей с детьми;

4. Ознакомиться с мерами социальной поддержки семьям с детьми.

Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованных источников литературы.

социальная поддержка семья дети

Глава 1. Семья и семейная политика в Российской Федерации

1.1 Понятие семьи, ее социально-правовой статус и роль в обществе

Семья — группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами [16, с. 655].

Семья — это главная ячейка общества, социальный институт и малая социальная группа.

Выражение «семья — ячейка общества» является более политизированным, она демонстрирует внимание к семье со стороны государства и общества. По сути, это выражение отражает, что семья является своего рода «клеткой в организме общества». Семья является основополагающей ячейкой общества еще и потому, что именно здесь складываются те модели отношений между людьми, которые, затем, переносятся в другие сферы жизни общества.

Семья — это сложное социальное образование, которое можно определить как исторически сложившуюся систему взаимоотношение между супругами, родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью 17, с.205.

С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

1. В зависимости от форм брака:

— моногамная семья — состоящая из двух партнёров;

— полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.

2. В зависимости от пола супругов:

— однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов;

3. В зависимости от количества детей:

— бездетная, или инфертильная семья;

4. В зависимости от состава:

— простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть: элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

o полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок;

o неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей;

o составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей.

— сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

5. В зависимости от места человека в семье:

— родительская — это семья, в которой человек рождается;

— репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

6. В зависимости от проживания семьи:

— матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены;

— патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

— неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей 18.

Можно выделить четыре вида замещающих семей: усыновление (удочерение), приемная семья, патронат и опека.

1. Усыновление — прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.

2. Опека — прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.

Читайте также:  Герпесная инфекция у детей анализ

3. Патронат — воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.

4. Приемная семья — воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.

Важно понимать, что семья в философско-этическом смысле является тем местом, где человек проявляет себя альтруистически, то есть готов идти на определенные уступки и брать на себя ответственность для обеспечения благополучия других людей.

Роль семьи в современном обществе определяется системой функций, которые этот социальный институт выполняет. Строгой классификации функций семьи нет, но большинство исследователей отмечают как наиболее важные следующие функции:

1. репродуктивная — биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

2. воспитательная — духовное воспроизводство населения, формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи;

3. хозяйственно-бытовая — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми, ведение домашнего хозяйства;

4. экономико-материальная — поддержание одних членов семьи другими;

5. организация досуга (рекреационная функция) — поддержание семьи как целостной системы, совместный отдых членов семьи;

6. функция социального контроля — ответственность семьи за поведение отдельных ее членов;

7. эмоциональная — удовлетворение ее членами потребностей в любви, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите;

8. сексуально-эротическая — удовлетворение сексуальных потребностей членов семьи (супругов), при этом очень важно, чтобы семья регулировала сексуальное поведение ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества [1].

В целом, функций у семьи столько же, сколько существует потребностей у ее членов, так как каждая потребность создает необходимость ее удовлетворения.

Функции семьи определяют ее важную роль как основного субъекта воспроизводства населения. Несмотря на альтернативные способы рождения детей (суррогатное материнство, клонирование и др.), семья не утратила своей определяющей для всего общественного развития роли, так как помимо непосредственного рождения новых людей, только семья может наделять их определенными социальными характеристиками и позволяет им в полной мере усваивать те ценности и установки, которые приняты в данном обществе.

Функции семьи и ее роль складывались в течение истории всего человечества. История эволюции семьи и брака — важная часть в исследовании института семьи в целом, и отдельных аспектов его функционирования.

В Семейном Кодексе термин «семья» устанавливается исходя из положений теории семейного права. Семья (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью. В данном определении не принимается во внимание факты совместного проживания и ведения общего хозяйства. «При появлении детей в семье родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия» говорится в статье 61 Семейного Кодекса РФ.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны обеспечить получение детьми общего образования. [2].

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, так как они являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий [2].

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Таким образом, семья это группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами. Функции семьи — репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономико-материальная, организация досуга, функция социального контроля, эмоциональная, сексуально-эротическая.

1.2 Семейная политика в Российской Федерации: понятие, цели и основные направления

Под семейной политикой понимают систему мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни семьи, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы.

Современная Россия является восприемницей советской социальной политики не столько в плане продолжения каких-то конкретных мер социальной защиты семей с детьми, хотя эти меры во многом воспроизведены — продолжены — восстановлены, сколько в плане идеологии. Если на преемственность в плане конкретных мерах социальной защиты семей с детьми уже указывали (хотя бы в силу их очевидности), то об идеологической преемственности этой политики в отношении семьи пока сказано не много.

Понятие семейной политики в истории российской государственности появилось лишь в 80-е гг. ХХ века, и определялось оно как практика социально-демографической политики. То есть, термин семейная политика, несмотря на широкое использование в международных и национальных документах в нашей стал использоваться и в отечественной научной литературе, и общественно-публицистических дискуссиях только в 80-е г. ХХ века.

Термин «семейная политика» был впервые использован в 1989 г., когда разрабатывалась программа «Семейная политика СССР в 90-е годы» [13, с. 56]. Надо отметить, что это был первый государственный документ, целиком и полностью посвященный семейной политике, до этого специальные государственные программы по семейной политике не принимались.

Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Основные направления государственной семейной политики в Российской Федерации разрабатываются исходя из: непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Объектом государственной семейной политики является семья. В целом цифры таковы: всего в России около 50 млн. семей, из них 65% семей имеют одного ребенка, 28% — двоих, всего 6,5% — троих и больше, целых 30% детей в России рождаются в неполных семьях (у матерей-одиночек) [20].

Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений. Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации, определяют соотнесение государственной семейной политики с положениями таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.

Основными направлениями государственной семейной политики являются:

1. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям, включая:

— меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей;

— усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд;

— поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства;

— обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно профессиональной подготовки с последующим трудоустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— обеспечение условий для установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;

— учет при совершенствовании налоговой политики в отношении физических лиц, оплаты труда, при государственном регулировании цен и тарифов для населения необходимости содержания семьи с нетрудоспособными членами за счет трудовых доходов и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, транспорта, коммунального хозяйства, культурных учреждений;

— дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента. Увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, которые уклоняются от уплаты алиментов. Увеличение размеров пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов. Обеспечение своевременной и полной выплаты семейных пособий, включая приоритетное финансирование и жесткий государственный контроль на федеральном уровне;

— повышение гарантий материального обеспечения ребенка путем усиления государственного контроля за своевременной и полной выплатой алиментов;

— расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов;

— укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма.

2. Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая:

— распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери;

— усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора, по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;

— введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;

— бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;

— обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство, ремонт и текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и устанавливать доступную для всех семей родительскую плату;

— развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью.

3. Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе:

— доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;

— бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет;

— профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;

— улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;

— развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство [15, с. 217].

Таким образом, семейная политика это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни семьи, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Глава 2. Правовое обеспечение и реализация социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации

2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной поддержки семей с детьми

К базовым конституционным законам, закрепляющим права семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации (1995), Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995), Федеральный закон «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации» (1995), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) и Трудовой кодекс Российской Федерации (2002), Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (2002), Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (2002).

До принятия Кодекса в законодательстве о браке и семье охрана прав детей как специальная задача не фигурировала. Сейчас ребенок вправе выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни, самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов, в том числе в суд.

Впервые в Кодексе оговариваются основы правовой защиты от насилия в семье. Введение этой нормы является законодательным ответом на усиление жестокости в семье.

Также впервые законодательно закреплен институт приемной семьи, усовершенствован институт усыновления, законодательно закреплен приоритет семейного воспитания детей, подробно регламентированы его формы: усыновление, опека и попечительство, приемная семья (которой не было ранее). Установлена более гибкая система определения размера алиментов. Суду предоставлена возможность, с учетом заслуживающих внимания обстоятельств, уменьшать или увеличивать установленный законом размер алиментов. Предусматривается возможность обращения взыскания на имущество плательщика и заключение соглашения о размере, условиях и порядке уплаты алиментов, а также имущественной ответственности за несвоевременную уплату.

Федеральный закон N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» вступил в действие с 19 мая 1995 года. Он впервые свел воедино и упорядочил на уровне федерального закона все многочисленные виды государственных пособий и компенсаций на детей и пособий в связи с рождением и воспитанием детей, ранее регламентировавшиеся различными нормативными документами (указами, постановлениями правительства, подведомственными актами). Это позволило существенно упростить и унифицировать законодательство, сделать его более понятным для населения и органов исполнительной власти.

Законами, определившими правовые и организационные условия оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, являются Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», принятый ноябре 1995 года, и Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года.

Важное значение в правовом обеспечении государственной семейной политики и защиты прав семьи и детей имеют соответствующие статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (1994), Трудового кодекса Российской Федерации (2002), Жилищного кодекса РСФСР с соответствующими изменениями и дополнениями, Уголовного кодекса Российской Федерации (1996), Уголовно-исполнительного кодекса (1997). Приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993), Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (1993), законы Российской Федерации «О беженцах» (1993), «О вынужденных переселенцах» (1993), «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (1993), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «О развитии государственной системы профилактики и правонарушений среди несовершеннолетних» (1997). Имеются также федеральные законы «Об образовании» (1996), «Об охране здоровья граждан» (1993), о социальном страховании, федеральные законы «Об актах гражданского состояния» (1997), «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об общественных объединениях» (1995), «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (1997) и многие другие.

Таким образом, законодательно гарантированы основные права семьи, супругов и детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям.

С 1 января 2007 года на территории Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов в поддержку материнства и детства, расширены социальные гарантии для граждан, имеющих детей.

Первым из числа, направленных на реализацию инициатив Президента РФ, явился Федеральный закон от 05.12.2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» и утвержденное от 30.12.2006 N 865 «Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Читайте также:  Глазное дно у детей анализ

Законом впервые установлено право на пособие по уходу за ребенком всем женщинам. Указанное пособие будут получать женщины по достижению ребенком возраста 1,5 лет, как подлежащие обязательному социальному страхованию (работающие), так и не подлежащие (не работающие). Матерям, имеющим право на отпуск по беременности и родам, в период после родов, предоставлено право выбора, со дня рождения ребенка получать пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Право на получение государственных пособий также теперь имеют временно проживающие на территории РФ и подлежащие обязательному социальному страхованию иностранные граждане и лица без гражданства.

Помимо 4 видов пособий, существовавших ранее, введен новый вид пособия — единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей). Право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

Важным законодательным актом является Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Согласно Закону с 1 января 2007 года предусмотрено предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, и женщинам, родившим (усыновившим) третьего или последующих детей (если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки). Дополнительные меры государственной поддержки — это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных принятым Законом.

На уровне Республики Коми, как субъекта Российской Федерации есть свои законы. Основными законами являются РЗ-№55 от 12.11.1994 года «О Социальной поддержке населения в Республике Коми» и РЗ-№57 от 12.11.1994 года «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей». Данные законы устанавливают правовые гарантии, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации, социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе. В рамках полномочий субъекта Российской Федерации устанавливает государственные гарантии в Республике Коми семьям, имеющим детей. В законе прописаны виды государственных гарантий и лица, имеющие право на получение государственных гарантий, размеры и условия предоставления государственных гарантий.

Таким образом, к базовым конституционным законам, закрепляющим права семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

2.2 Меры социальной поддержки семьям с детьми

Как уже было сказано выше, в Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества.

Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки:

1. Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей.

2. Натуральные выдачи семьям, имеющим детей.

3. Различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.).

4.Социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Федеральный закон №81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает основные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

— пособие по беременности и родам — выплачивается за период отпуска по беременности и родам (декретного отпуска) в размере 100% от среднего заработка;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) — 490,79 рублей;

— единовременное пособие при рождении ребенка — 13087,61 рублей;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — в размере 40% среднего заработка, но не более чем 16241,14 рублей и не менее для первого ребенка — 2453,93 рублей для второго и последующих детей — 4907,85 рублей;

— ежемесячное пособие на ребенка — выплачивается ежемесячно в размере 50 рублей на районный коэффициент;

— женщинам родившим (усыновившим) второго или третьего ребенка начиная с 1 января 2007 года, предоставляется «материнский капитал» — 408,900 рублей;

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью составляет 11 703,13 рублей, если несколько детей то на каждого;

— единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву составляет 20,725 рублей;

— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву — 8,882 рублей и выплачивается независимо от других детских пособий [21].

Выплата этих пособий производится за счет: федерального бюджета, бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальные бюджеты, внебюджетные источники.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» рассчитан на малообеспеченные семьи и одиноко проживающих граждан. Согласно этому закону, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов у соответствующих социально-демографических групп населения. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Социальная помощь назначается на основании письменного заявления гражданина в письменной форме или от имени своей семьи в органы социальной защиты по месту жительству или пребывания, в котором заявитель указывает сведения о составе семьи, доходах, принадлежащему ему (его семье) имуществу. Эти сведения могут подвергнуться проверке со стороны органа социальной защиты населения.

Размер государственной социальной помощи определяется государственными властями субъекта Российской Федерации. Социальная помощь оказывается как в виде денежных выплат (социальные трансферты), так и в виде натуральной помощи [21].

Особенностью формы государственной поддержки семьям, имеющим детей, является право на льготу, компенсацию или субсидию только определенных категорий семей с детьми и граждан, первоочередность их предоставления определенным категориям и предоставление бесплатно или за половину стоимости, что создает для этих категорий населения определенные льготы и привилегии. К этой форме государственной поддержки семей с детьми относятся:

— трудовые гарантии и льготы;

— льготы в области пенсионного обеспечения для женщин;

— транспортные льготы для семей и детей;

— субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг;

— безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья, а также бесплатное обеспечение жилой площадью;

— льготы по приему и содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;

— права и льготы в области охраны здоровья семей;

— налоговые льготы (либо освобождение от налогообложения определенных видов доходов, либо стандартные налоговые вычеты).

Социальное обслуживание различных категорий населения установлено в соответствии с Федеральным законом от 10.12.95 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В соответствии с указанным Законом предусмотрены такие формы социального обслуживания, как материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, консультативная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, реабилитационные услуги инвалидам. Особенностью социального обслуживания как самостоятельной формы социальной помощи населению, в том числе семьям, имеющим детей, является то, что все указанные виды социальной помощи населению оказываются специализированными учреждениями социального обслуживания населения и за исключением материальной помощи представляют собой социальные услуги. Социальное обслуживание включает: материальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; консультативную помощь клиентам государственных учреждений социального обслуживания населения; социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях; временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания; дневное пребывание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Социальное обслуживание населения государственными учреждениями социального обслуживания — это относительно новая форма социальной помощи населению. Начало ее формирования как целостной системы связано с процессами современной социально-экономической трансформации России, хотя государственные интернатные учреждения для детей, престарелых и инвалидов существуют уже давно, а первые центры дневного пребывания и социальные приюты для детей и взрослых появились еще в 80-е годы.

В 90-е годы в Российской Федерации государством создана новая социальная отрасль реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что является несомненным достижением.

Множество острых социальных проблем, стоящих перед семьей, определяют спектр направлений деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. Динамика развития центров социальной помощи семье и детям в последние годы свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении назревших, безотлагательных проблем семьи и детства. Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказывать действенную и комплексную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности, предупреждать многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций. В России много центов, которые предоставляют услуги помощи семье. Например: в Республике Коми «Центр социальной помощи семье и детям» в котором есть отделения: по профилактике безнадзорности, отделение помощи женщинам оказавшимся в трудной жизненной ситуации, отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными способностями, отделение помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей и замещающим семьям, отделение экстренной психологической помощи населению, а также есть центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения во всех районах республики [22].

В рамках полномочий субъекта Российской Федерации на территории Республике Коми также установлены государственные гарантии семьям, имеющим детей, в частности:

— Законом Республики Коми № 57-РЗ от 12.11.2004 «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей». В соответствии с законом семьям, имеющим детей, предоставляются следующие виды государственных гарантий:

1) ежемесячное пособие на ребенка;

2) доплата к ежемесячному пособию на ребенка;

3) ежемесячная социальная выплата матерям, воспитавшим 7 и более детей;

4) ежемесячная денежная выплата семьям при рождении в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей — до достижения ребенком возраста трех лет (далее — ежемесячная денежная выплата). применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением ребенка (детей) в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года [10].

— Законом Республики Коми № 45-РЗ от 29.04.2011 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми». Настоящий закон устанавливает на территории Республики Коми дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми), получения платных медицинских услуг ребенком (детьми).

Право на дополнительные меры социальной поддержки возникает при рождении ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми:

1) матерей, родивших начиная с 1 января 2011 года ребенка, который является третьим ребенком по счету с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона;

2) матерей, родивших начиная с 1 января 2011 года ребенка, который является четвертым или последующим ребенком по счету с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с пунктом 1 настоящей части.

При возникновении права на дополнительные меры социальной поддержки лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона:

1) учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) по 31 декабря 2010 года данными лицами;

2) не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право на дополнительные меры социальной поддержки возникает со дня рождения соответственно третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня рождения третьего ребенка или последующих детей.

Распоряжение средствами (частью средств) регионального семейного капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Законом [8].

Согласно ст. 5 Закона № 45-РЗ за счет средств регионального семейного капитала лица, получившие сертификат, ежегодно могут получить единовременную выплату в размере не более 25 000 рублей для компенсаций расходов по следующим направлениям:

1) на оплату занимаемого семьей жилого помещения и коммунальных услуг;

2) на оплату за содержание в государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях, а также иных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как родного (родных) ребенка (детей), так и усыновленного (усыновленных), в том числе первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей;

3) на уплату налогов семьи — налога на имущество физических лиц, земельного налога, налога с владельцев транспортных средств;

4) на страхование имущества семьи, на страхование жизни ребенка (детей) как родного (родных), так и усыновленного (усыновленных), в том числе первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей.

В Постановлении Правительства Республики Коми от 01.08.2011 № 324 (ред. от 16.07.2012) «О мерах по реализации статей 5 — 8 Закона Республики Коми «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми», можно ознакомиться с правилами:

— подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) регионального семейного капитала;

— перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами регионального семейного капитала,

— направления средств (части средств) регионального семейного капитала на улучшение жилищных условий

— направления средств (части средств) регионального семейного капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов

— направления средств (части средств) регионального семейного капитала на получение платных медицинских услуг ребенком (детьми)

— подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств регионального семейного капитала, перечнем документов, необходимых для получения единовременной выплаты, правилами ее осуществления [11].

Таким образом, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества. Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки: прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей, натуральные выдачи семьям, имеющим детей, различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.), социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Семья — это группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей, сплоченных общими интересами. Репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономико-материальная, организация досуга, социального контроля, эмоциональная, сексуально-эротическая — функции семьи.

В семье важную роль играет семейная политика, меры которой направлены на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни семьи, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

Социальная поддержка семьи, на сегодняшний момент, является основным направлением в молодой, еще формирующейся социальной политике нашей страны. Создаются центры социальной помощи семье и детям, которые опираются на такие законы как «О государственной социальной помощи», «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам имеющим детей» и многие другие законы. Динамика развития таких центров, в последние годы, свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении назревших, безотлагательных проблем семьи и детства.

Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки: прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей, натуральные выдачи семьям, имеющим детей, различные льготы, субсидии и компенсации семьям имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.), социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Социальная поддержка семьи, на сегодняшний момент, является основным направлением в молодой, еще формирующейся социальной политике нашей страны.

Социальные службы все еще ориентированы на такие категории населения как пожилые граждане, инвалиды, но не стоит забывать о молодежи, как о будущем нашей страны. Именно молодежь будет создавать инновационные технологии, управлять страной, добиваться высоких достижений в искусстве и спорте, именно от молодежи зависит воспроизводство населения, как физическое, так и социальное, и нравственное. Поэтому молодая семья нуждается в особой заботе, как государства, так и общества.

Не стоит забывать что семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества, поэтому важным моментом все-таки остается то, чтобы органы власти ответственные как за законотворческую деятельность, так и исполнительную власть, предпринимали шаги к новым способам помощи семьям с детьми.

источник