Меню Рубрики

Анализ подготовка детей к школе психолога

Целью нашего исследования было изучение особенностей психологической готовности детей к школе. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ‹‹Средняя общеобразовательная школа № 20›› г. Белгорода.

В исследовании приняли участие учащиеся первого «А» класса. Общее количество испытуемых составило 22 человека. При проведении были получены следующие результаты:

Результаты проведения методики «Бусы»

Итог методики, предполагающей выявить количество условий, которые может удержать ребенок при выполнении заданий на слух, показал, что 67% справились с заданием на хорошем уровне, и 34% испытывали затруднения.

Результаты проведения методики «Домик»

Ориентирование на образец, его копирование, развитие произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в достаточной степени развиты у 66,5% детей. 33% тестируемых детей требуется коррекция и развитие данных умений.

Результаты проведения методики «Узор»

Высокий показатель умения сразу учитывать несколько правил сформирован у 8 % учащихся класса. У 6 человек (50%) умение действовать по правилам сформировано не до конца, могут удерживать при работе ориентацию только на одно правило.

У 3 (25%) человек выявлен низкий уровень умения действовать по правилу, постоянно сбивались и нарушали правило, хотя и старались на него ориентироваться. 2 человека (16,5%) вообще не обладают умением действовать по правилу.

Результаты проведения методики «Графический диктант»

Данная методика позволила выявить, что высоким уровнем развития произвольной сферы ребенка, а также высокими возможностями в области перцептивной и моторной организации пространства обладают 2 человека (16,5%), хорошим ? 6 человек (50%), 2 человека (16,5%) — средними и 2 человека (16,5%) являются обладателями низкого уровня развития произвольной сферы.

Проведенная диагностика психологической готовности ребенка к школе выявила необходимость в коррекции и развитии.

Задачи коррекционной и развивающей работы:

  • 1. развить способность самоконтроля в обучающей деятельности;
  • 2. развивать творческие способности и воображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес к познавательной деятельности;
  • 3. развивать интеллектуальные способности.

Развитие самоконтроля: Самоконтроль — составная часть любого вида деятельности человека. Самоконтроль предупреждает возможные или обнаруживает уже совершенные ошибки[20].Контролируя, человек осознает правильность своих действий, будь то игровой, учебный или трудовой процесс.

Для развития навыков самоконтроля у дошкольников мы использовали следующие упражнения:

Упражнение №1. Ученикам раздаются карточки с нарисованными цветными кольцами разных размеров.

Дети должны надеть кольца по образцу, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу. Потом задание усложняется, теперь уже кружочки не закрашены [23].

Ученики должны их раскрасить, ориентируясь на образец:

  • 5 — красный
  • 4 — синий
  • 3 — желтый
  • 2 — коричневый
  • 1 — черный

Результаты своей работы дети сверяют с образцом.

Упражнение № 2. «Сохрани слово в секрете». Учитель называет слова, ребенок их должен отчетливо повторять. Но есть одно условие ? названия цветов ? это наш секрет, их повторять нельзя.

Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Цель упражнения научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, что позволит развивать навыки произвольности и саморегуляции [21]. Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил.

  • 1. нельзя повторять названия рыб, надо отмечать их одним хлопком;
  • 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих квадратную форму (синий цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Можно устроить соревнования (за ошибки ? одно штрафное очко). Результаты упражнения фиксируются и сравниваются с предыдущими. Тестируемый должен знать, что чем дольше он играет, соблюдая правила, тем лучше у него получается.

Формирование интереса к познавательной деятельности: Для формирования интереса к познавательной деятельности мы прибегли к развитию воображения, творческих способностей.

В основе воображения лежат образы.

Образы воображения опираются на образы памяти, но имеют отличия.

Образы памяти ? это неизменяемые, образы прошлого.

Образы воображения изменяются и отличаются от реальных образов.

Приемы развития воображения разнообразны. Для коррекционной работы мы взяли следующие задания для развития воображения:

  • 1) Нарисуй, птиц с другой планеты;
  • 2) Сказка наоборот (сказка «Колобок»);
  • 3) Соедини в связный рассказ эти два предложения. «Мама купила в магазине рыбу, поэтому, вечером пришлось зажигать свечи» [11].

Развитие интеллектуальных способностей: Для развития интеллектуальных способностей мы использовали такие игры как:

1. «Сходство и различие». Ребенку необходимо определить сходство и различие следующих пар слов:

Книга ? тетрадь День — ночь

Лошадь ? корова Дерево — куст

Телефон ? радио Помидор — огурец

Самолет ? ракета Стол — стул

2. «Поиск противоположного объекта». Называя какой-либо предмет (например, соль), надо назвать как можно больше других, противоположных данному.

При этом ребенку необходимо уметь определить противоположные объекты по функциям «съедобное — несъедобное», «полезное — вредное» и другие примеры и по другим критериям (по признакам, по размеру, форме, состоянию и т.д.).

  • 3. «Испорченный телефон». Эта игра на преодоление детьми речевого несовершенства. Дети не видят друг друга. Задача одного ребенка описать приятелю, какая у него в руках картинка или предмет. Называть предмет нельзя, можно лишь перечислять его размеры, форму, цвет и другие признаки предмета.
  • 4. Другой ребенок должен угадать предмет и воспроизвести его копию из любого материала (пластилин, мозаика и т.д.)[23].При полной иллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Через некоторое время дети сами приходят к той социальной форме речи, которая понятна окружающим.

После проведения коррекции и развития вновь провели диагностику, используя те же методики, и получили следующие результаты:

источник

Виктория Васильевна Иванченко
Образец анализа готовности детей подготовительных групп ДОО к обучению в школе

АНАЛИЗ

готовности к школьному обучению детей подготовительных групп

В период с ___ по ___ в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога проходило итоговое обследование детей подготовительных групп к обучению в школе, в котором приняли участие 74 дошкольника.

Уровень готовности детей к школьному обучению выявлялся с помощью тестовых методик программы Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».

Обследование проводилось в индивидуальной форме.

Цель: определение уровня школьной зрелости детей подготовительных групп.

По итогам были получены следующие результаты: Г — 52 чел. (70,3%, УГ — 21 чел. (28,4%, УНГ — 1 чел. (1,3%, Н — 0 чел. (0%).

В диагностике не приняли участие 7 детей в связи с непосещением ДОУ по семейным обстоятельствам и по заявлениям.

Таким образом, из 74 обследованных выпускников 70,3% детей готовы к обучению в школе, они усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности. Условно готовы 28,4% выпускников — у этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов. Условная неготовность к началу регулярного обучения выявлена у одного ребенка, который нуждается в помощи школьного психолога и должен быть обследован с целью выявления компенсаторных возможностей, путей помощи.

В целом, результаты проводимой работы с детьми по коррекции и развитию психических процессов имеют положительную динамику.

Педагог-психолог МБДОУ ___

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Физкультурное развлечение «Спортивный огород» для детей старших и подготовительных к школе групп) Физкультурное развлечение «Спортивный огород » (подготовительная и старшая группы) ГККП «Ясли – сад №16» г. Аксу Физкультурное.

Консультация для родителей подготовительных к школе групп «Готовность к школе — что это?» Готовность к школе. 1 Слайд Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое «готовность к обучению в школе»?.

Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия.

Проект по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Звездочка в ладошке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Колосок» муниципального образования город-курорт Анапа.

Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе. Развитие речи, обучение детей дошкольного возраста родному языку становится особенно актуальной проблемой в связи с целенаправленной, углубленной.

Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительных к школе групп ДОУ с большим количеством сказочных персонажей СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП ДОУ «СКАЗОЧНЫЙ КАРНАВАЛ» Подготовила музыкальный руководитель Левченко.

Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Золотая осень в Ростове-на-Дону Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Подготовила музыкальный.

Спортивно-познавательный досуг «В гостях у Светофора» для детей старших и подготовительных к школе групп Спортивно – познавательный досуг «В гостях у Светофора» для детей старших и подготовительных к школе групп. Составили: инструктор по физической.

Военно-спортивный турнир «Зарничка» для детей подготовительных к школе групп В преддверии 9 мая в нашем детском саду «Ёлочка» прошли спортивные соревнования «Зарничка». дети подготовительных групп показали свои умения.

источник

Евгения Быкова
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

Цель: определить уровень психологической готовности ребёнка подготовительной группы к обучению в школе.

— протокол исследования для фиксации результатов;

— образец узора из точек, образец письменных букв, чистый лист для рисования фигуры человека (Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Иерасика);

— карточки «Прогрессивные матрицы» Равена;

— опросник Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной;

— бланк для выполнения теста Пьерона-Рузера;

— простой карандаш, цветные карандаши.

В процессе занятия и после занятия психолог фиксирует данные исследования в протоколе, занимается анализом и обработкой результатов и намечает план коррекционно-развивающей работы с ребенком, если она необходима.

1. Подготовительный этап.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

2. Диагностика моторно-зрительной готовности.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Иерасека.

Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти.

— Нарисуй, пожалуйста, человека. Так, как умеешь.

Второе — срисовывание письменных букв.

— Перед тобой узор из письменных букв. Попробуй срисовать его так, чтобы было похоже.

Третье — срисовывание группы точек.

— Рассмотри узор из точек. Попробуй срисовать его так, чтобы было похоже. (См. Приложение №1)

Ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 — высший бал; 5 — низший бал, а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Дети, которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

3. Диагностика интеллектуальной готовности.

Прогрессивные матрицы Равена.

Каждая задача теста заключается в том, чтобы в ограниченное для всего теста время на место пробела в правом нижнем углу основного рисунка („матрицы“, представляющего собой геометрический узор, вставить один из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Тест имеет 5 серий, по 12 матриц в каждой, с увеличением порядкового номера сложность задания растет.

— Перед тобой волшебный коврик с узором. Но кто-то взял и вырезал из него кусочек. Посмотри на эти части и скажи, какую из них нужно вставить в коврик, чтобы он стал целым.

Методика позволяет оценить способность ребенка к установлению тождества в простых рисунках, установлению тождества в сложных рисунках, решению задач на простую аналогию.

Дети, относимые к 1 уровню успешности, решают задачи всех типов. Они самостоятельно анализируют простую наглядную ситуацию, выделяют в ней существенные признаки и осуществляют их мысленный синтез. При этом отмечаются внимательное выслушивание инструкции, целенаправленная мыслительная деятельность, самоконтроль.

Ребята, относимые ко 2 уровню, также справляются со всеми типами задач, однако для успешного выполнения задач третьего типа (выявление простых аналогий) им требуется помощь. В дальнейшем они усваивают принцип решения и действуют уже безошибочно.

Дети, выполняющие задание частично, относятся к 3 уровню успешности. Наибольшие трудности вызывают у них задания третьего типа. Задания второго типа решаются с переменным успехом. Ошибки, на которые обращают внимание, тут же исправляются. Задания первого типа выполняются самостоятельно и быстро.

К 4 уровню относят детей, которые справляются только с первым заданием. Выполняя задания второго и третьего типа они просто хаотично перечисляют возможные варианты, избегая интеллектуального усилия.

Четвертый лишний: мебель, овощи, транспорт, школьные принадлежности.

— Поиграем в игру «4 лишний». Я буду называть слова, ты внимательно слушай, а потом скажешь, какое одно слово лишнее, отличается от всех остальных, не подходит ко всем остальным.

Капуста, морковь, яблоко, картошка

Автомобиль, автобус, велосипед, самолет

Часы, ручка, пенал, карандаш

Игра позволяет выявить способность ребенка находить общие признаки и различия, обобщать, классифицировать.

4. Диагностика волевой готовности

Для работы нужен простой карандаш и бланк с изображением геометрических фигур (4 типа, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10/10. Экспериментатор рисует на доске образец заполнения фигур. Условные обозначения (символы: точка, плюс, вертикальная линия и т. п.) ставятся в трех фигурах. Четвертая фигура всегда остается «пустой». Образец остается до конца работы.

— Заполни фигуры так, как я сделала это на образце.

Тест используется для изучения произвольной регуляции деятельности (программирования ребенком собственных действий и их контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков) используется. Тест дает возможность проанализировать целенаправленность деятельности, способность удержать инструкцию, определить общее время работы, а также число фигур, заполненных за каждую минуту (динамику изменения темпа деятельности, и подсчитать количество ошибок.

5. Диагностика мотивационной готовности.

Сформированность «внутренней позиции дошкольника» (по Л. И. Божович, а также развитие мотивационно-потребностной сферы выявляются в свободной беседе с использованием опросника Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной:

1. Ты хочешь идти в школу? Почему?

2. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома?

3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

Читайте также:  Таблицы норм показателей анализов у детей

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь её?

8. Тебе нравятся школьные принадлежности?

9. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему?

10. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?

11. В игре в школу тебе хотелось бы, чтобы длиннее был урок или перемена?

Ответы ребенка фиксируются.

Считается, что у детей высокий уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т. п. Таких детей относят к 1 уровню готовности. В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы». При этом содержание игры они сводят к реальной учебной деятельности (чтение, письмо, решение примеров и т. п.).

Ко 2 уровню относят детей, также выражающих идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят днем», «в школе интересные переменки», «все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя: «учителем быть интереснее», «задания не хочу выполнять, а хочу говорить» и т. п.

К 3 уровню готовности относят ребят, демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т. п.

К 4 уровню относят детей, активно не желающих идти в школу. В большинстве случаев они объясняют это нежелание «негативным» опытом знакомых школьников («в школе трудно», «родители ругают за плохие оценки» и т. д., в игре в школу предпочитают роль учителя: «хочу быть главным».

Инструкция: Я буду выкладывать картинки, а ты называй, что на них изображено.

10 предметных картинок: автомобиль, автобус, рубашка, платье, собака, петух, чайник, виноград, стол, стул.

После ребенка психолог называет все картинки ещё раз, затем закрывает картинки и говорит: Назови картинки, которые ты запомнил.

Затем 2 попытка: Посмотри на картинки ещё раз. Запомни их. Если хочешь, назови вслух.

Опять закрываем. Фиксируем результаты обеих попыток.

Сейчас я назову тебе несколько слов, ты внимательно слушай, запоминай.

Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд.

Произносим слова четко, в среднем темпе.

Затем говорим: Назови слова, которые ты запомнил.

7. Исследование уровня пространственных представлений

Инструкция: Я буду говорить, что где рисовать, а ты рисуй.

В правом верхнем углу листа рисуем – солнце.

В левом верхнем – птичку. Наверху посередине – облако. Внизу посередине, отступив немного от края, рисуем дом. Справа от дома – скамейку. Слева от дома – мяч. Справа от скамейки – дерево. Слева от мяча – куст. Под домом – цветы. Над домом — бабочку.

Отмечаем умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, понимание предлогов.

В ходе всего обследования можно выявить уровень общих знаний ребенка, задавая вопросы:

Какого цвета эти карандаши? Посчитай, сколько карандашей.

Какие ты знаешь времена года?

Ты знаешь, какая это буква? (например, печатные А, О, М)

В конце занятия психолог пишет рекомендации, т. е. направление дальнейшей работы в зависимости от того, какие показатели оказались низкими в результате обследования.

Психолог подмечает успехи ребенка и прощается с ним.

«На пути к школьному старту». Диагностика психологической готовности детей к школе Цель моей презентации: показать важность своевременной диагностической работы с детьми дошкольного возраста, преемственность детского сада.

Скоро в школу (мини-проект) Цели: содействие развитию интеллектуального потенциала детей и их готовности к школе; вовлечение родителей в совместный творческий процесс.

источник

Выступление «Итоги диагностической работы педагога- психолога по готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе»

По каким критериям можно оценивать готовность ребенка к школе?

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоционально- волевая зрелость — умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладение такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Хотя моя основная работа — это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь — они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.

Для составления общего представления об уровне развития готовности детей к школьному обучению использовалась «Экспресс — диагностика готовности к школе» » (Вархотова Е.К, Дятко Н. В, Сазонова Е.В.).

Данная методика состояла из 11 заданий:

1 субтест «Нелепицы». Цели: установление эмоционального контакта с ребенком; выявление понимания детьми нелепости изображенного; выявление запаса общих сведений об окружающем, а также наличие чувства юмора.

2 субтест «Пространственно – арифметический диктант». Цели: диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и наглядно – образного мышления (ориентировка в пространстве). Педагогический аспект – диагностика сформированности навыков счета в пределах 10.

3 субтест «Последовательные картинки». Цели: выявление умения устанавливать причинно- следственные связи; умение делать обощение; диагностика уровня речевого развития детей.

4 субтест «Геометрические фигуры». Цели: диагностика уровня развития наглядно – схематического мышления и умения действовать по образцу; выявление знаний детей названий основных геометрических фигур.

5 субтест «Аналогии». Цели: диагностика сформированности основ понятийного мышления.

6 субтест «Логопедический». Цели: диагностика звукопроизношения и фонетического слуха.

7 субтест «Запрещенные слова». Цели: диагностика произвольности в общении со взрослыми и умения действовать по правилам.

8 субтест «Ключи». Цели: диагностика умения устанавливать и использовать закономерности.

9 субтест «Чтение». Цели: выявление знаний букв; состояние навыков чтения; выяснение понимания детьми прочитанного и способность пересказать прочитанное.

10 субтест «Рисунок человека». Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у детей; уровень развития тонкой моторики; выяснение общего представления об интеллекте детей в целом.

11 субтест «Составление слов». Цели: выявление уровня общей осведомленности, творческих задатков.

В исследовании приняли участие дети старших и подготовительной групп. Ниже приведена таблица № 1 о количестве обследованных детей.

Таблица № 1. Количество обследованных детей

источник

Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера личности.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности».

Л.М. Безруких считает, что готовность ребенка к интеллектуальному обучению в школе – это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Л.А. Венгер трактует понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию).

Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И.Божович, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Л.М. Фридман, М.М.Безруких Е.Е.Кравцова и многие другие.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Авторами дается не только анализ необходимых знаний, умений, навыков ребенка при переходе из детского сада в школу, но и предлагается комплекс диагностических методик, позволяющих выявить готовность дошкольника к школе.

Актуальность данной проблемы определила тему исследования – «Психолого-педагогические аспекты подготовки детей к школе».

Цель исследования заключается в изучении психолого-педагогических аспектов подготовки детей к школе.

Объект исследования: процесс подготовки детей к школьному обучению.

Предмет: психолого-педагогические условия организации подготовки дошкольников к школе.

1. изучение и анализ литературы по теме исследования;

2. выделение психолого-педагогических аспектов подготовки детей к школе;

3. исследование уровня подготовленности детей к школе;

4. разработка рекомендаций по подготовке детей к обучению в школе.

Методы исследования: анализ научной, философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, диагностические методики.

Практическая значимость заключается в исследовании процесса подготовки детей в условиях подготовительной группы в детском саду, разработка рекомендаций для педагогов и воспитателей, которые в дальнейшем помогут детям избежать негативных последствий в процессе адаптации.

Ребенок учится в школе 11 лет. За это время вырастает целое поколение. И важно, чтобы все эти годы ребенок был счастлив. Во многом это зависит от его готовности к школе – желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способность решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности [4, 37]

В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьных учителей, практическими психологами, социальными педагогами. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети.

В теоретическом плане проблемой психологической готовности к обучению в школе в последние десятилетия психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры, как нашей стране, так и за рубежом, единого и четкого определения понятия «психологическая готовность к школе» пока нет, ровно как до конца не установлены наиболее информативные критерии этой готовности к систематическому школьному обучению.

Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости, синоним психологической готовности, как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении или как «овладение знаниями, умениями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьные программы, поведенческие характеристики.

Первое определение носит общий характер, в частности, не ясно, что представляет собой «способность принимать участие в обучении». Второе определение также неудовлетворительно, так как в нем смешаны компоненты психологической готовности (мотивационная, поведенческие характеристики) и педагогическая подготовленности (умения, знания). Формальный уровень таких умений и навыков, как чтение, письмо, счет — и есть признаки психологической готовности к школе. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности, позволяющих усваивать школьные программы.

Психологическая готовность к школе – особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько. Он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.[13, 29]

При решении вопроса готовности к школьному обучению Я.Ийрасек отмечает, что сочетаются теоретические построения с одной стороны, практический опыт с другой. Особенность его исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия, других психических процессах.

По мнению А.Керна, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

К умственной области относится способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению.

Под эмоциональной зрелостью понимается эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детского коллектива, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.[15, 69]

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С.Выготского. Его заниматели классики детской психологии Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А.Венгер, Н.И.Гуткина, И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина и другие.

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.[5, 47]

Российские психологи под готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в зону ближайшего развития ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, то его зона ближайшего развития требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок становится психологическим неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.[13, 35]

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.[33, 98]

Д.Б.Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым.[7, 62]

Л.А.Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются, сформированы сами школьные качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему усвоению.[10, 13]

Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И.Божович назвала внутренней позицией школьника, считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.

Таким образом, высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема готовности детей к обучению в школе получают особое значение, так как от ее решения зависит успешность обучения детей в школе.

Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе разные авторы: Л.И.Божович, И.В.Дубровина, А.В.Запорожец, Е.Е Кравцова, Н.Г.Салмина, Г.Витцлак, Й.Шванцара и другие предлагают различные ее структуры.[13, 79]

Читайте также:  Тема крестьянских детей некрасов анализ

Готовность к школе включает ряд взаимных компонентов. Так известный чешский психолог Й.Шванцара выделяет умственные социальные и эмоциональные компоненты психологической готовности.

Немецкий психолог Г.Витцлак относит к таким компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливости, определенные уровни стремления к достижениям, развитие интересов, способностей к обучению, а также социального поведения.

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего, из того, что она многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И.Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность образования в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Эту точку зрения разделял А.В.Запорожец, включивший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной и аналико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

Н.Г.Салмина выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности знаковой функции как характеристики, включающие особенности общения, умение совместно действовать для решения поставленных задач, развитие эмоциональной сферы.

Таким образом, психологическая готовность – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Существуют и другие подходы к определению структуры психологической готовности детей к школе. Например, Е.Е.Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет 3 сферы: отношение к взрослому, к сверстникам и к самому себе. [26, 172]

Обобщая точки зрения авторов, к числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести:

Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы успешная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения. [5, 137]

Под психомоторной (функциональной) готовностью понимают соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки. К психомоторной готовности следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:

1. Возрастное, на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способности формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;

2. Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координаций – создает основу для овладения действиями письма;

3. Совершенствование механизма функциональной ассиметрии мозга, активизирует становление речи как средства познания и вербально-логического мышления [13, 39].

Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях. Ребенок, поступающий в школу должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

В интеллектуальную готовность включается:

1.запас знаний об окружающем мире, важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность).

2.представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящиеся к разным областям действительности.

3.достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания.

4.определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов.

а) сформированность сенсорных эталонов.

б) качество восприятия – умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.

в) качество мышления – умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.

г) определенная степень децентрации мышления

д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно- схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности. Служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе.

5. начало формирования произвольности психических процессов.

Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями навыками: грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Эмоционально-волевая готовность. Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы – важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же придя в первый класс включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем [11,56].

Эмоционально- волевая готовность включает в себя:

1. произвольность поведения, рождается в ролевой игре, позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития.

Д.Б.Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив следующие параметры:

– умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определенному способу действия.

– умение ориентироваться на заданную систему требований.

– умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

– умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

2. формирование основных элементов волевого действия, постановка цели, принятие решения, построение плана действия, его выполнение, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия.

3. начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств.

3. новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранним возрастом. Повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний. Ребенок учится управлять своим настроением, а иногда маскировать его, становится более уравновешенным. Разворачиваются процессы эмоциональной децентрации, которые реализуются по двум линиям: расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, опосредование идентификации и соучастия социальными принципами и правилами.

4. позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе[13,24].

Личностная готовность – является стержнеобразующим компонентом. Она включает в себя:

1. Формирование готовности к принятию новой социальной позиции положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, выражается в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

В итоге у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И.Божович отмечает, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни – портфель, пеналы, ручки. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановки, желание приобретать новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки.

2. мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общих и моральных мотивов.

Большое место в формировании мотивационной готовности к школьному обучению Л.И.Божович уделяла развитию познавательной потребности. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания. Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению – произвольность поведения и деятельности, то есть возникновение у ребенка такой сферы потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания, сознательно поставленным целям.

В качестве важнейших мотивационных новообразований дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии, а также появление новых по своему строению опосредованных мотивов. Эти новообразования – важнейшая предпосылка школьного обучения. В качестве важного новообразования дошкольного возраста Д.Б.Эльконин и Л.И.Божович указывают на возникновение моральных качеств, чувства долга.

3. начало формирования самосознания и самооценки. Ребенка отличают глобальное переживание собственной ценности, вера в возможность быта еще лучше, то есть возможность самосовершенствоваться.

Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Если самооценка школьника завышена и недифференцирована, нельзя говорить о личностной готовности к обучению[27,109].

Социально-психологическая (коммуникативная готовность) к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. По мере взросления старшего дошкольника все больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей. Он пытается проникнуть в смысл человеческих отношений, тех норм, которые их регулируют. Следование социально приемлемым нормам поведения становится для ребенка значимым, особенно если оно подкрепляется положительным окликом со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребенка с ними.

Поэтому коммуникативная готовность очень важна со взрослыми в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возраста форм общения:

1. внеситуативно-личностное общение с взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив стараются исправить ошибку.

2. общение с детьми, специфические отношения с ними. Учебная деятельность по сути своей – коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия необходимо для общения с одноклассниками, помогают войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность – общие мотивы поведения, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение установить и поддерживать взаимоотношения со сверстниками – формируется в совместной деятельности дошкольников.

Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе.

Это и создает основу для формирования у ребенка ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития позитивных сторон его личности [6,22].

В современном дошкольном образовательном учреждении используется достаточно большое количество программ, позволяющих наряду с развитием основных качеств и свойств ребенка в качестве активной личности одновременно подготавливать его к школьному обучению. Мы отразим некоторые из основных положений отдельных программ.

В качестве такой программы подготовки детей к обучению в школе может использоваться программа «Преемственность. Подготовка к обучению» (составитель Н. А. Федосова).

Существенным и важным является то, что программа «Преемственность..» за короткий промежуток времени позволяет, не дублируя школьной программы, подготовить детей к обучению в школе. Мы уверены, что дети в дальнейшем успешно овладеют школьной программой, так как программа обеспечивает преемственность дошкольного и начального школьного образования ещё и благодаря тому, что в её разработке принимали участие и педагоги-дошкольники, и специалисты по начальной школе, которые учитывали при разработке программы возрастные особенности ребенка дошкольного возраста.

В программе заявлена цель работы, выделены основные задачи, охарактеризованы разделы, по которым осуществляется подготовка детей к обучению в школе. Автор предлагает возрастную и психологическую характеристику детей5-6 лет, что позволяет сориентироваться в специфике растущего организма детей. Автор-составитель предлагает варианты использования этой программы в условиях ДОУ, на базе школы или семейной подготовки.

Существенным и важным является то, что программа «Преемственность..» за короткий промежуток времени позволяет, не дублируя школьной программы, подготовить детей к обучению в школе. Мы уверены, что дети в дальнейшем успешно овладеют школьной программой, так как программа обеспечивает преемственность дошкольного и начального школьного образования ещё и благодаря тому, что в её разработке принимали участие и педагоги-дошкольники, и специалисты по начальной школе, которые учитывали при разработке программы возрастные особенности ребенка дошкольного возраста[3,11].

Комплексная программа развития и воспитания дошкольников
в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»). Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова.

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100».

Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Реализация цели предполагает решение ряда задач:

1. Разработка содержания, обеспечивающего – воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка; – развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи); – развитие эмоциональной сферы;
– цельность детского мировоззрения.

2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.

3. Формирование опыта самопознания.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.

Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника: 1) формирование произвольного поведения, 2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, 3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека), 4) мотивационная готовность. Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования.

При разработке предлагаемой программы был учтен накопленный позитивный опыт современного дошкольного образования, а также новые подходы в данной области.

Программа не претендует на универсальность. Однако, по убеждению авторов, она, во-первых, поможет преодолению негативной тенденции упрощенного понимания содержания образования в период дошкольного детства, использования неспецифических для него форм. Поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка-дошкольника. Во-вторых, обеспечит непрерывное и поступательное развитие личности ребенка на всех последующих этапах образования в условиях единой образовательной системы.
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» реализована в конкретных пособиях, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и методических рекомендациях для педагогов (см. список литературы в конце). Продолжение непрерывных курсов по всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов [7,89].

Читайте также:  Теоретический анализ проблемы сенсорного воспитания детей

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. В соответствии с этой целью в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать проявлений школьной дезадаптации.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого — педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

В соответствии с программой эксперимента нами, совместно с психологом МДОУ №___ была проведена диагностика уровня готовности детей к школьному обучению в январе 2009 года.

В соответствии с темой курсовой работы мы приводим результаты по психологической готовности данных детей, где буквами обозначены уровни: В – высокий, С — средний, Н – низкий.

Подробно данные представлены в таблице 1.

Результаты диагностики психологической готовности дошкольников

Ф.И. ребенка Мотивационная готовность Интеллектуальная готовность Познавательная готовность Личностная готовность Общий уровень психологической готовности
Наташа К. В В В В В
Ирина И. В С В С ВС
Олеся Г. В С В В Н
Оксана Д. С Н Н С С
Тамара Н. С С С В С
Никита Р. Н Н С С НС
Марк Е. Н Н Н Н Н
Олеся К. С Н Н Н Н
Ирина П. В С С С С
Ирина Г. С С С С С
Данила Т. В В С С ВС
Аня Е. С С С С С
Оля Т. С С С С С
Данил Р. Н С Н Н Н
Максим О. Н Н Н Н Н

Анализ полученных данных позволяет разделить детей на 5 групп: дошкольники с высоким уровнем психологической готовности (6,6%), дошкольники с уровнем выше среднего (13,2%), дошкольники со средним уровнем подготовленности (40%), с уровнем ниже среднего (6,6%), и с низким уровнем психологической готовности (33,3%). Наглядно данные представлены на диаграмме 1.

Полученные данные говорят о недостаточном уровне сформированности психологической готовности детей дошкольного возраста, т.к. до момента поступления в школу остается не так много времени, а степень сформированности значимых и необходимых признаков низкая.

В соответствии с темой работы, целями и задачами, нами были предложены рекомендации по организации деятельности педагога, направленной на формирование готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.

При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделить ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьной, а в дошкольной форме. Оно должно быть непосредственным, эмоциональным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения. Это может привести к проявлению стойкого отрицательного отношения к школе, учителю, учению. Необходимо дождаться пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего положения и вытекающих из него требований к поведению.

Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятие каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми.

Не надо стараться «натренировать» ребенка на выполнение в понимание заданий типа тех, которые приведены в методиках. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любым новым для него заданием он окажется также бесполноценным, как раньше.

При «низком» уровне развития мышления и речи необходимо с самого начала обучения дополнительные индивидуальные задания, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объем пропедевтических знаний (особенно по математике). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.

Недостаточный уровень развития образных представлений — одна из частых причин трудностей в учебе не только 6-7 летний детей, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста.

Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать.

Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкций. Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель для конструктора и т.п. В подборе заданий можно опираться на «Программу воспитания в детском саду».

Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще хвалить его, не в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать как их исправить, чтобы улучшить результат.

Упражнения, предложенные в рекомендательной форме могут быть использованы как воспитателями (на занятиях), так и родителями в доомашних условиях.

Задачи внедрения рекомендаций:

– вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;

– целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;

– развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;

– научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

– развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);

– развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;

– развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

– развивать наглядно — образную, словесно-логическую и эмоциональную память;

– развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

– развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);

– интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

– развитие художественно-образного и логического мышления, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;

– по возможности, обогатить речь, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;

– развитие фонематического слуха;

– обогащение словаря, развитие их речи.

Вопросы, рассмотренные в главе 1, позволили сделать вывод о необходимости и значимости подготовки детей к школьному обучению, т.к. в этом случае во многом определяется уровень последующей адаптации детей к школьному обучению. Данное положение стало основой для исследовательской работы по изучению уровней готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Исследование проводилось на базе детского сада № 415 города Челябинска в подготовительной группе с детьми 6 – 7 лет. В исследовании принимало участие 15 детей. На основе анализа литературы были подобраны диагностические методики, позволяющие определить уровень готовности детей к школе. При проведении психологического исследования учитывались возрастные особенности детей, их индивидуальные черты личности.

Полученные данные говорят о недостаточном уровне сформированности психологической готовности детей дошкольного возраста, т.к. до момента поступления в школу остается не так много времени, а степень сформированности значимых и необходимых признаков низкая.

Для коррекционной работы, направленной на формирование готовности к к школьному обучению, были предложены упражнения, позволяющие, педагогам и родителям помогать ребенку в этом процессе.

Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны навыки речевого общения.

Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Характерными психологическими особенностями детей поступающих в школу, является:

— умение ориентироваться на заданную систему действий

— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

— умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу.

В работе мы рассмотрели только роль дошкольного образовательного учреждения в формировании готовности ребенка к школе, необходимо также отметить, что успешность адаптации ребенка в первом классе зависит и от других факторов: влияние семьи, наследственность, медицинских особенностей, взаимоотношениях с воспитателями, учителями и сверстниками.

  1. Бениаминова М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада. – М.: Медицина, 1991.
  2. Будницкая И.Г. Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей. – Волгоград, 1998
  3. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 240 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.
  5. Вьюнова Н.И.. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. / М.: 2003.- 121 стр.
  6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  7. Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно-методический журнал. №10, 2005. С.26.
  8. Дубровина И. В.. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ООО ТЦ «Сфера», 1997. – 528 стр. (123 – 125 стр.).
  9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп. и перераб. – М.: Логос, 2003. -384 с.
  10. Калинина, Р.Р.Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003. – 144с.
  11. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 382 с.
  12. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
  13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
  14. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. – 480с.: ил.
  15. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
  16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Издательство УРАО, 1999. – 176 с.
  17. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома.- М.: Социс, 1995.
  18. Мир детства. Дошкольник. — М.: Развитие, 1987.
  19. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология. – М.: Просвещение — Владос, 1994.
  20. Парамонова Л.А. Качество современного дошкольного образования. – М.: наука, 2008, с. 4-19.
  21. Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. – Ростов н/Дону: Феникс, 2000.
  22. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. – Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 1993.
  23. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 6, июнь/2008. . Подготовка ребенка к школе. – Томск, Пеленг, 1994.
  24. Подготовка ребенка к школе: работа воспитателя. – Минск: Школа, 1999.
  25. Подготовка ребенка к школе: психологический аспект. – Томск, Пеленг, 1996.
  26. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у 6 – летних детей. // Дошкольное воспитание.- 1989. — №3. (53 -57 стр.).
  27. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. Учеб. Заведений /Г.А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
  28. Усова А.Л. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение. 1998.
  29. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / Под ред. И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
  30. Шипицина, Л.М., Защиринская, О.В., Воронова, А.П., Нилова, Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – М.:«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1998. – 384 с.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

Игра 2. «Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Содержание: Учитель называет слово, дети — противоположное ему по значению: «День — ночь, сладкий — кислый» и др.

Игра 5. «Сказочные владения Радуги. Опиши»

Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.

Для совершенствования речевого аппарата могут быть использованы следующие скороговорки, четверостишия, рифмовки:

источник