Меню Рубрики

Анализ состояния с соблюдением прав детей

Консультация предназначена для педагогов ДОУ и СОШ. Её целью является разъяснить педагогам права детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь, а также позицию педагога в случае, если к его воспитанникам были применены случаи насилия.

«Организация работы с детьми по проблеме охраны прав ребёнка»

Ребёнок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребёнок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

В дошкольном детстве соблюдение прав ребёнка имеет особое значение. Каждый педагог в каждом ДОУ должен внимательно прочитать и изучить следующие нормативные документы: Конвенцию о правах ребёнка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН, федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс РФ.

Каждый ребёнок, посещающий ДОУ, имеет право на:

Что касается права на охрану здоровья , то в результате исследования было выявлено, что наименее информированными о состоянии здоровья ребёнка являются родители; чуть большей информацией владеют педагоги; наиболее полными данными располагают врачи в детских поликлиниках. Отсутствие у родителей и педагогов полной информации о здоровье ребёнка крайне опасно, т.к. создаёт ложное впечатление о благополучии, которого нет. Дети не получают своевременную медицинскую помощь и для них не создаются необходимые условия в семье и ДОУ. А ведь анализ состояния здоровья детей показывает шокирующий результат: практически 100% детей имеют в анамнезе патологическое течение беременности и родов; 67% отягощены сердечно-сосудистыми, бронхо-легочными и онкологическими заболеваниями; у 50% наблюдается дисгармония физического развития за счёт дефицита или избытка массы тела, нарушение осанки; у детей плохо развита мускулатура, т.к. не развита мышечная ткань на уровне закладки; у 40% — плоскостопие; 50% детей можно отнести к категории часто болеющих; 72% детей находятся в преневратических состояниях (они постоянно грызут ногти, плохо спят, теребят одежду, выдёргивают волосы и т.д.). Эти отклонения не могут исчезнуть сами по себе, без проведения специальной работы со стороны педагогов, родителей, врачей, мед. персонала. Поэтому соблюдение прав каждого ребёнка на охрану здоровья предполагает выполнение системы оздоровительных мероприятий. Это – режим, правильное питание, разнообразные закаливающие процедуры, систематические занятия физкультурой с учётом индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья каждого ребёнка.

Право на образование гарантировано каждому ребёнку с самого раннего возраста. Он может:

— посещать образовательное учреждение;

— для него должны быть созданы условия для образовательной деятельности;

— содержание образования должно обеспечивать подготовку ребёнка к самостоятельной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия женщин и мужчин и дружбы между народами;

— отношения между участниками образовательного процесса должны быть основаны на уважении человеческого достоинства ребёнка.

В настоящее время ДОУ оказывают образовательные услуги для детей от 1 года до 7 лет в различных режимах: полнодневном, круглосуточном и неполном. Благодаря энтузиазму заведующих и педагогов создаются улучшенные условия для содержания детей – оборудуются физкультурные залы, комнаты психологической разгрузки и национальных традиций, игротеки, экологические залы, помещения для театрализованных представлений.

В настоящее время на территории РФ действуют 6 рекомендованных МО РФ отечественных комплексных программ дошкольного образования («Радуга», «Истоки», «Развитие», «Одарённый ребёнок», «Детство», «Кроха»), 3 отечественные комплексные программы непрерывного образования («Из детства – в отрочество», «Золотой ключик», «Преемственность») и программа «Сообщество». Существует также 16 парциальных программ («Синтез», «Открой себя», «Гармония», «ОБЖ» и др.). Все они направлены на обеспечение в ДОУ следующих прав ребёнка:

— права на игру, отдых и развлечения;

— права на занятия искусством;

— права на сохранение своей индивидуальности.

Анализ состояния дел на местах показал, что хуже всего обстоят дела с реализацией права ребёнка на защиту и помощь как в ДОУ, так и в семье.

Что касается ДОУ, то у многих руководителей и педагогов имеются весьма ограниченные представления о защите ребёнка. Ведь согласно Конвенции ребёнок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. В законе «Об образовании» чётко указано, что «к формам психического насилия относятся угрозы в адрес обучающегося, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребёнка, систематическая, необоснованная критика».

Если с учётом этого проанализировать деятельность воспитателей, то становится очевидным, что многие дети уже нуждаются в защите. Конечно, в последнее время в массовой практике детских садов появляется всё больше «проблемных» детей. Это и поведенческие нарушения (воровство, ложь, агрессивность), эмоционально-личностные расстройства (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность). Педагогам нужно учиться выявлять их, устанавливать причину и оказывать помощь таким детям. А причины зачастую лежат в семье, и защита прав ребёнка в семье – ещё одна острая проблема. Детей зачастую физически и психологически наказывают. А за что? Вот некоторые ответы родителей:

— делает назло, упрямится 17%;

— дерётся с детьми, обижает животных 14%;

— прочие ситуации: обманывает, капризничает, берёт пальцы в рот, что-то ломает, портит и т.д.

Как же родители наказывают своих детей? Это реальный опросник:

— бьют ремнём, шлёпают по попе, дают подзатыльники, ставят в угол;

— оставляют одного в комнате или в тёмном помещении;

— сажают на длительное время на стул, диван;

— привязывают к стулу, кровати;

— лишают сладостей, пищи, питья, прогулки;

— принуждают к продолжительным неудобным позам (стояние на 1 ноге, сидение на корточках с завязанными сзади руками);

— заставляют стоять на коленях на полу на рассыпанной крупе;

— допускают жестокие высказывания: «спущу в унитаз», «вырою яму и закопаю», «выгоню из дома», «зашью рот», «приколю язык» и т.д.;

— лишают своей любви, возможности просмотра телепередач, общения;

— заклеивают рот липкой лентой, пластырем.

При этом следы побоев тщательно скрываются. Поразительным фактом является то, что даже при наличии на теле следов побоев и гематом дети не обращаются за помощью к взрослым. Дети заявляют, что любят своих родителей. Из 150 детей только один мальчик в возрасте 5 лет 10 месяцев сказал, что «убьёт папку», который, будучи пьяным, бьёт его ремнём.

Педагогам нужно изучать такие семьи, проводить профилактическое анкетирование, тестирования, беседы и консультации, тесно работать с психологом.

По каким признакам можно определить, что к ребёнку применяется насилие?

— ребёнок плохо развивается физически и психически;

— ребёнок неухожен, неопрятен, он апатичен или агрессивен;

— ребёнок постоянно переходит от спокойного состояния к возбуждённому и наоборот;

— у ребёнка проблемы с обучением, с концентрацией внимания, усталостью, сном;

— ребёнок проявляет отрицательное отношение к своему телу, может намеренно причинить себе телесные повреждения;

— ребёнок отказывается раздеваться, скрывает синяки;

— ребёнок постоянно жалуется на недомогание – головную боль, боли в животе, внешние воспаления на внешних мочеполовых органах;

— ребёнок испытывает враждебность к отцу, матери, другому взрослому;

— ребёнок судорожно реагирует на поднятую руку, боится удара;

— чрезмерно стремится к одобрению, ласке, уходит от споров и конфликтов с детьми, гипертрофированно проявляет обо всех заботу;

— ребёнок интересуется не по возрасту вопросами секса, рассказывает о случаях сексуального насилия, которые произошли якобы с другими детьми;

— у ребёнка часто замечены случаи энуреза, боязни темноты.

Что делать воспитателю, если к нему всё же обратился ребёнок с жалобой на жестокое обращение?

  • Надо его похвалить. Ребёнку потребовалось немало мужества, чтобы решиться на этот шаг. Не травмируйте его, выражая сомнения в правдивости его слов.
  • Не показывайте ребёнку свои чувства гнева, испуга, отвращения, смятения.
  • Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребёнок его всё же любит и эмоционально к нему привязан.
  • Проявите понимание к возможному чувству вины и стыда ребёнка, но не укрепляйте в нём этих чувств сами.
  • Никогда не просите ребёнка сохранить в тайне ваш разговор. Но если он сам вас об этом попросит, отнеситесь с пониманием.
  • Объясните, что есть возможность прекратить случаи насилия с помощью других людей, и что это нужно сделать в интересах как самого ребёнка, так и человека, о котором идёт речь.
  • Можно предложить ребёнку вернуться к этому разговору через некоторое время, пообещав сохранить его в тайне.
  • Держите это обещание до тех пор, пока это не противоречит интересам ребёнка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Если ребёнок рассказал о насилии не вам, а другим детям, лучше занять следующую позицию:

— реагировать нейтрально, не проявлять своих чувств, не давать оценок;

— дать понять ребёнку, что его проблема ясна («Молодец, что рассказал, это очень важно»);

— оградить ребёнка от участия и реакции детей («Это сложная проблема, мы постараемся решить её вдвоём»);

— постараться уделить ребёнку максимум внимания.

Если насилие произошло со стороны незнакомого человека, нужно обращаться в милицию, юридическую консультацию, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, звонить на телефоны доверия, обращаться в специальные службы защиты от насилия.

источник

Российская Федерация признаёт детство важнейшим этапом в жизни человека и исходит, прежде всего, из принципа законодательного обеспечения прав ребёнка. Ребёнку от рождения принадлежат и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным Кодексом, Федеральными Законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации [1].

Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает следующие основные гарантии прав детей: «право на жизнь; право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу; право свободно выражать своё мнение; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний; право на пользование услугами здравоохранения; право на социальное обеспечение; право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; право на образование; право на отдых и досуг» [5].

Образовательные учреждения, школы, являются одним из важных субъектов обеспечения гражданских и социальных прав ребенка. Однако, как показывают данные различных исследований, именно социальные и образовательные права ребенка нарушаются чаще всего, и субъектом этих нарушений выступает именно школа.

Эта проблема носит не исключительный характер, наблюдения показывают, что в любом общеобразовательном учреждении, так или иначе, нарушаются права ребенка. Далеко не всегда это является следствием политики школы, чаще это следствие влияния объективных обстоятельств, в том числе и финансовых. Проведя предварительный анализ, мы выделили три группы проблем, касающихся соблюдения прав детей:

– нарушение конкретных прав ребенка, закрепленных Конвенцией о правах ребенка и федеральными нормативными документами;

– нарушение прав отдельных категорий детей;

– отсутствие четкого механизма реализации и защиты прав различных категорий детей.

На базе средних общеобразовательных школ № 1 и 2 г. Тисуль Кемеровской области было проведено исследование, позволившее рассмотреть существующую ситуацию в области защиты прав детей в сфере общего среднего образования, а также выявить наиболее часто встречающиеся нарушения в этой области и причины этих явлений.

Основная проблема заключается в том, что различные участники образовательно – воспитательного процесса (педагоги, родители, дети) слабо знакомы с основными правами учащихся, а также имеют различные представления о сущности и содержании основных прав детей. При этом они практически не знают региональное законодательство, хотя международные и федеральные законы знакомы более чем половине респондентов.

«Впервые услышали» во время опроса о существовании Закона «Об уполномоченном по правам ребенка при Губернаторе Кемеровской области» почти треть опрошенных, Законе «Об образовании в Кемеровской области» и Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка» – по четверти опрошенных. Наиболее высока потребность в знакомстве с Законом «Об уполномоченном по правам ребенка при Губернаторе Кемеровской области» – 13 % респондентов – родителей, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» – 10,1 % опрошенных и «Об образовании» – 8,9 % опрошенных.

Наиболее известные документы такие как: «Всеобщая декларация прав человека» – почти половины слышали о ней, треть – знакомы в общих чертах, и почти 8 % детально знакомы с содержанием; «Международная Конвенция о правах ребенка» – 40 % родителей слышали о ней, почти четверть знакомы в общих чертах, но пятая часть опрошенных родителей впервые слышит о ней; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» – слышали о нем – более трети, знакомы в общих чертах – пятая часть, и почти четверть опрошенных – впервые услышали о нем.

Из данных опроса выяснилось, что с Уставом школы знакомы менее половины опрошенных детей (47,9 %), несмотря на то, что право ознакомиться с Уставом школы является одним из основных прав для ребенка, а обязанность ознакомить его с Уставом – одна из основных обязанностей образовательного учреждения. Ребенок имеет право участвовать в управлении делами школы, о чем подавляющее большинство опрощенных детей только догадывается.

У значительной части опрошенных детей и родителей отмечается правовой нигилизм, недоверие к праву как инструменту регуляции общественных отношений, взрослые люди просто не верят, что правовые механизмы реально работают и учат этому своих детей. И педагоги, и родители, и дети слабо знакомы с основными правами ребенка в обществе, и не считают это знание обязательным.

Опираясь на результаты исследования можно выделить несколько причин нарушений прав ребенка на образование, которые не зависят непосредственно от местных органов:

Во-первых, это хроническое недофинансирование системы образования, несоответствие требуемых затрат на обеспечение безопасности, организацию учебного процесса тому реальному финансированию, которое есть. Из-за этого школы вынуждены собирать деньги с родителей, что является существенным нарушением права ребенка на образование [2].

Во-вторых, неблагоприятные социально-культурные условия жизни педагогов, их низкий культурный и профессиональный уровень, недоступность многих источников культурных ценностей.

В-третьих, бедность значительной части семей, которые не могут обеспечить своим детям достойные условия существования и возможность получения качественного образования.

В-четвертых, зачастую не принимаются в расчет и не используются те возможности по защите прав детей в образовании, которые могут быть осуществлены на местном уровне.

Эти меры можно разбить на три группы: в отношении педагогов, родителей и детей.

1. Постоянное информирование педагогов об изменениях в законодательстве по вопросам образования и защиты прав детей.

2. Создание условий для повышения культурного уровня педагогов.

3. Создание условий для продуктивного досуга педагогов – обеспечение санаторно-курортным лечением, отдыхом, развитие местного туризма, в том числе – образовательного.

Если в школе работает социальный педагог, то он может следующим образом участвовать в защите прав детей:

– организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям, связанным с реализацией прав учащихся;

– продумывать, инициировать разработку и реализацию в школе программ правового просвещения;

– выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования;

– выступать организатором детской инициативы, направленной на правовое просвещение, построение правового пространства в школе, создания правозащитных организаций[3].

1. Создание семейных клубов на уровне муниципальных образований, населенных пунктов, отдельных школ.

2. Введение в систему консультации школьных психологов и социальных педагогов для родителей по основным вопросам воспитания детей.

3. Организация родительского правового обучения, постоянного знакомства родителей с законодательством по основам прав семьи и детей в современном обществе.

1) правовое обучение – ведение уроков права, гражданского образования и т.д.;

2) работа детских общественных организаций, построение правового пространства школы, работа Уполномоченных по правам ребенка в школе, другие формы активизации общественности по защите прав детей;

3) проведение краевых олимпиад, конкурсов по правовым проблемам.

источник

В сентябре 1999 г. Комитетом ООН по правам ребенка рассмотрен периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993 — 1997 гг. В заключительных замечаниях Комитета на доклад особое внимание было уделено вопросам соблюдения прав детей и механизмам обеспечения независимого контроля в этой сфере.

Конституция Российской Федерации, закрепив соблюдение прав человека в качестве одного из важнейших приоритетов в деятельности российского государства, предоставила людям достаточно широкие возможности для самостоятельной защиты прав и свобод. Россия является участником ряда международных конвенций, предусматривающих различные механизмы защиты прав человека, ставшие теперь доступными и для граждан нашей страны. Обеспечение соблюдения прав детей является одним из направлений правозащитной деятельности, как государства, так и общественных объединений.

Читайте также:  Анализ воспитанности детей в семье

Россия, как ни одна страна в мире располагает разветвленной, сложившейся в течение длительного времени структурой органов, имеющих право контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных — органы образования, здравоохранения и пр., так и надведомственных — органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, институт уполномоченного по правам человека), компетенция которых в этой части закреплена в законах или иных нормативных правовых актах. Реальное положение дел свидетельствует о недостаточности и неэффективности такого контроля.

Наряду со структурами государственной власти, в компетенцию которых входят вопросы, касающиеся различных аспектов положения детей, в этой сфере начинают активно действовать другие субъекты гражданского общества, прежде всего неправительственные организации, которые все чаще поднимают вопрос о необходимости внедрения механизмов независимого контроля за положением детей и соблюдением их прав.

Специального внимания требует организация независимого контроля в отношении обеспечения прав таких категорий детей, как дезадаптированных детей, детей из малообеспеченных, неполных семей, беспризорников и т.д. Это те категории детей, чьи права могут быть ущемлены в наибольшей степени. Именно к такой категории относятся дети, находящиеся в стационарных учреждениях, реабилитационных центрах.

Независимый контроль может осуществляться и осуществляется как специализированными государственными органами, так и общественными объединениями. Причем имеются различные формы и методы данного контроля. Естественно, создание внешнего (по отношению к системе, в которую входят упомянутые стационарные учреждения) контроля вовсе не делает лишними внутренние (ведомственные) контрольные функции. Однако внешний контроль позволяет во многих случаях обнаруживать недостатки, незаметные изнутри ведомства, а также решать возникающие конфликты между детьми и учреждениями.

Одной из форм независимого контроля за соблюдением прав детей в мировой практике является учреждение поста уполномоченного (омбудсмена) по правам ребенка.

В 1998 году Министерство труда и социального развития совместно с субъектами Российской Федерации при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) приступило к реализации пилотного проекта по введению института уполномоченного по правам ребенка на региональном уровне.

Позитивная позиция ряда губернаторов, реально оценивающих положение дел в сфере соблюдения прав детей, и, прежде всего, права на защиту ребенка в кризисной ситуации, на защиту от насилия, дискриминации, право на уважение мнения ребенка, позволила приступить к реализации проекта по введению уполномоченного по правам ребенка в пяти регионах Российской Федерации (Волгоградской, Калужской, Новгородской областях, г. Санкт-Петербурге, г. Екатеринбурге).

Деятельность уполномоченных уже получила высокую оценку администрации регионов и населения. В результате учрежден пост уполномоченного по правам ребенка в Арзамасском районе Нижегородской области (для отработки модели его работы на муниципальном уровне), подготовлен для рассмотрения Московской городской Думой проект закона об уполномоченном по правам ребенка в г. Москве, ведется подбор кандидатуры регионального уполномоченного в Саратовской области, рассматривается вопрос о возможности введения поста уполномоченного по правам ребенка в Московской области.

В заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам обсуждения периодического доклада РФ о реализации Конвенции о правах ребенка приветствуется назначение уполномоченных по правам ребенка в регионах РФ, а также рекомендуется рассмотреть возможность создания на федеральном уровне должности независимого омбудсмена по вопросам детей, тесно связанного с аналогичными механизмами на региональном уровне. Пока такой должности на федеральном в Российской Федерации нет

Обобщим имеющиеся сведения о деятельности региональных уполномоченных по правам ребенка в РФ.

Уполномоченные по правам ребенка введены в 1998 году распоряжением губернатора (Санкт-Петербург), постановлением администрации (Волгоградская и Новгородская области), постановлением губернатора (Калужская область), решением городской Думы (г. Екатеринбург), распоряжением главы районной администрации (местного самоуправления) (Арзамасский район Нижегородской области) О положении детей в РФ. Государственный доклад 2000 год. М., 2000. с. 69. .

В соответствии с положениями об уполномоченных по правам ребенка, их основными задачами в регионах являются:

ь обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка. Развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка, во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;

ь всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

ь анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Для выполнения стоящих перед ними задач уполномоченные:

ь осуществляют прием граждан, в том числе детей, рассматривают заявления и обращения по поводу нарушения прав ребенка, жалобы на действия, бездействие или решения государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих права и свободы ребенка;

ь оказывают гражданам и организациям, защищающим права ребенка, бесплатную правовую помощь по вопросам, входящим в их компетенцию;

ь направляют предложения, рекомендации государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам, допускающим нарушение прав ребенка;

ь обращаются с заявлениями в прокуратуру;

ь осуществляют разъяснительную работу о правах законных интересах ребенка.

ь представляют ежегодные отчеты о своей работе и положении дел с соблюдением прав ребенка в регионе, а также специальные доклады по отдельным аспектам прав детей.

Для выполнения стоящих перед ними задач уполномоченные имеют право:

ь посещать государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности (особенно важно, что уполномоченные обладают правом беспрепятственного посещения детских интернатных учреждений);

ь проводить самостоятельно или с участием государственных и муниципальных органов проверки обстоятельств, связанных с нарушением прав ребенка;

ь при выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка обратится в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должности лиц, в действиях которых усматривается нарушения прав ребенка;

ь направлять государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации, относящихся к обеспечению прав ребенка и совершенствованию процедур, затрагивающих права ребенка;

ь готовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка;

ь привлекать к совместной работе квалифицированных специалистов и создавать экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекать к сотрудничеству неправительственные организации О положении детей в РФ. Государственный доклад 2000 г. М., 2000. с. 69. .

Основные результаты работы региональных уполномоченных по правам ребенка довольно значительны.

К примеру, в Волгоградской области уполномоченным осуществляется постоянный прием населения, в том числе детей. По факту каждого обращения проводится работа с административными учреждениями и прокуратурой области. В основном нарушаются права ребенка, в том числе выпускников интернатных учреждений, на жилье (наибольшее количество обращений), на выплату детских пособий и алиментов, поступают жалобы по фактам насилия в семье и конфликтам в образовательных учреждениях.

Ежедневно работает «телефон доверия» (щиты с социальной рекламой «телефона доверия» размещены на улицах города). Наиболее часты обращения детей по вопросам насилия со стороны родителей, одноклассников, по вопросам взаимоотношений с учителями и друзьями, трудоустройства, льгот детям-инвалидам. Поступают звонки от детей из малоимущих и социально неблагополучных семей.

Выпущены листовки и буклеты с кратким изложением статей Конвенции о правах ребенка и координатами уполномоченного, информацией о том, где можно получить необходимую помощь. Листовки и буклеты распространены по всем школам города и области. На областном телевидении создана информационно-правовая передача для детей и родителей «Стена», подготовлена передача о праве ребенка на жизнь в семье «Теплый дом».

На базе трех оздоровительных лагерей проведены «круглые столы» с участием детей и представителей областной администрации на тему «Мир твоих прав». Проведена акция «Свободный микрофон», конкурсы рисунков и «творческих дневников» на тему прав ребенка.

Уполномоченным обследованы: Муниципальный дом ребенка, Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, Красноармейский приют для детей и подростков, областной центр социальной помощи семье и детям, Октябрьская реабилитационная спецшкола, Калачевский дом милосердия для детей и подростков, областной наркологический диспансер, областной центр СПИД, областной центр психического развития детей и подростков, а также центр «Нейро». Везде прошли встречи не только с сотрудниками учреждений, но и непосредственно с детьми.

Совместно с Волгоградским педагогическим университетом проработан вопрос об открытии на кафедре «Экономика и право» новой специальности «Педагогика и ювенология» для подготовки специалистов для работы в приютах, СИЗО, воспитательных колониях для несовершеннолетних, специальных реабилитационных центрах, а также центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.

Разрабатывается творческая программа по правовому обучению детей, оказавшихся в кризисной ситуации.

В городе Екатеринбурге уполномоченный проводил прием не только детей, но и лиц, представляющих их интересы. Обращения чаще всего были по следующим вопросам:

— нарушение прав детей в семье, распространенность насилия;

— жалобы родителей и самих детей, обучающихся в образовательных учреждениях (от детских садов до вузов);

— нарушение прав детей сотрудниками ОВД в период задержания, ведения следствия, нахождения в СИЗО;

— нарушение имущественных прав детей;

— отсутствие работы и системы обеспечения подростка рабочими местами;

— задержка выплат государственных пособий семьям, имеющим детей и др.

За 2000 год в результате ряда проверок, к проведению которых уполномоченным привлекались компетентные службы Екатеринбурга, уволены два педагога и два руководителя образовательных учреждений: руководители — за нарушение прав детей в области образования и систематическое невыполнение своих обязанностей. Педагоги — за непедагогические меры воздействия, унижение чести и достоинства детей.

Проведено большое количество встреч с педагогическими коллективами, учащимися. По просьбе благотворительного Фонда «Дети Южного Урала» проведено три встречи в г. Челябинске, встречи с сотрудниками ГУВД Екатеринбурга по координации усилий в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью детей, выводу детей из кризисной ситуации.

Как мы видим, деятельность уполномоченного по правам ребенка (омбудсмена) в различных регионах различна. Тем не менее, их опыт позволяет вычленить главное и общее, что должно, по мнению уполномоченных, присутствовать в их работе на сегодняшний день. Это:

ь право беспрепятственного доступа к детям, в том числе, а может быть, и, прежде всего, к детям, находящимся в детских учреждениях, независимо от их ведомственной принадлежности, с целью выявления нарушений прав детей;

ь право на обращение в различные органы власти для устранения выявленных нарушений прав детей в сочетании с обязанностью этих органов немедленно отреагировать на обращение уполномоченного и принять меры к устранению нарушения прав детей или конкретного ребенка;

ь предоставление возможности самим детям обратиться к уполномоченному, что способствует наиболее полному учету интересов и потребностей детей;

ь пропаганда идей Конвенции о правах ребенка, информирование детей и взрослых о правах детей в соответствии с Конвенцией.

ь Подготовка предложений по улучшению положения в сфере соблюдения прав детей О положении детей в РФ. Государственный доклад 2000 г. М., 2000. с. 70. .

Очень важно, что работа уполномоченных способствует активизации усилий всех органов власти и административных структур, занимающихся различными вопросами обеспечения жизнедеятельности детей, объединению усилий государственных и общественных организаций, повышению правовой культуры в обществе, расширению детьми знаний своих прав. Также, несмотря на короткий период деятельности, работа уполномоченных позволила высветить ряд острых проблем в положении детей, которым ранее не уделялось внимание.

Описанный опыт работы региональных уполномоченных по правам ребенка чрезвычайно важен. Уполномоченный работает внутри исполнительной ветви власти, в силу чего может проще и эффективнее добиваться исполнения своих решений. В этом, безусловно, сильная сторона института административного уполномоченного.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости продолжения работы по выработке подходов к введению механизмов независимого контроля за соблюдением прав детей, экспериментальной отработке его различных организационно-правовых форм, привлечения к этой работе самого широкого круга участников, включая федеральные и региональные органы власти, специалистов, работающих с детьми, социальных работников и широкой общественности.

Как мы видим, в РФ проводится активная политика помощи детям в кризисной ситуации. Проводятся мероприятия для предотвращения кризисных ситуаций у детей.

Эту тенденцию следует сохранить. Ведь снижение кризисных ситуаций у детей позволит снять социальную напряженность в обществе.

источник

Елена Хамленко
Актуальность проблемы соблюдения прав детей в семье и ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Сказка» города Ртищево Саратовской области.

«Актуальность проблемы

соблюдения прав детей

в семье и ДОУ»

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев.

Актуальность правового воспитания в однозначна: общество нуждается в социально зрелых свободных личностях обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм исключающих нарушение прав, достоинств детей.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Судьба каждого человека неповторима, индивидуальна. Его жизнь наполнена разнообразными событиями. Но, несмотря на абсолютные различия, природа распорядилась таким образом, что людям предназначено прожить основные периоды детства, испытать возрастные кризисы. Детство — одно из самых незабываемых, ярких периодов жизни, оставляющее неизгладимые впечатления, события которого могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Период дошкольного детства является наиболее насыщенным, важным периодом, так как в это время ребенок воспринимает окружающую его действительность очень непосредственно, интенсивно развиваются все системы его организма, происходит процесс начального формирования, становления его личности. У детей дошкольного возраста происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, закладывается основа для высшей нервной системы. Педагоги, ученые определяют дошкольный период детства как критический в жизни человека. В этой связи взрослым необходимо особо бережно и трепетно относиться к детям этого возраста, проявлять заботу, тактичность в общении с ним.

Ребенок очень уязвим, он полностью зависит от взрослых и защитить себя самостоятельно не способен. Чаще всего наблюдается незащищенность детей в социальном плане, а именно они не застрахованы от наказаний, угроз, систематического проявления агрессии со стороны взрослых, что в свою очередь порождает в детях ответную агрессию или же вызывает состояние подавленности, отчужденности. Неадекватные проявления взрослых по отношению к детям встречаются как в семьях, так и на практике в ДОУ.

С целью профилактики нарушения прав дошкольников необходимо и целесообразно организовывать взаимодействие семьи и ДОУ, привлекая родителей к правовому воспитанию детей, педагоги должны формировать у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Это период, когда ребенок находится в полной зависимости от взрослых – родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к серьезным проблемам в будущем.

В последние годы в силу объективных и субъективных причин в семье произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны!

В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия социальных педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:

— улучшение семейного микроклимата;

— формирование положительных взаимоотношений в семье;

— повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

— формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ РЕБЕНКА НА ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ

Очевидно, что в настоящее время «нормативная» и реальная системы обеспечения прав детей существенно различаются.

С одной стороны, эти различия вызваны социально-экономическими трудностями, которые в настоящее время переживает Россия, а с другой — рядом серьезных недостатков в работе с детьми, связанных с институтом семьи. При этом в защите нуждаются как дети, семьи которых испытывают материальные трудности, так и дети из обеспеченных семей.

Нарушение прав детей связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Вместе с тем остро ощу­щается самодостаточность дошкольных образовательных учреждений в решении собственных задач, а также их нежелание и неумение устанавливать контакты с родителями и взаимодействовать с ними по вопросам, связанным с соблюдением прав ребенка. По ряду таких вопросов, которые являются нормативно-правовыми и обязательными для сотрудников дошкольного образовательного учреждения, работа с родителями ведется формально.

Читайте также:  Анализ воспитания детей дошкольного возраста

Очевидно, что решение задач, связанных с защитой прав детей, достаточно сложный процесс, требующий специальной работы с воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Назовем основные ее направления.

Во-первых, необходимо формирование ценностей ориентации педагога. Убежденность в том, что проведение с родителями разъяснительной, просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье не является не дополнительной нагрузкой в его работе с детьми, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Во-вторых, нужно проводить работу по повышению правовой и педагогической культуры. Для этого необходимы методические рекомендации по взаимодействию с родителями и практические материалы (в виде анкет, памяток и др.) для решения конкретных задач.

Очевидно, что в сложной и многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив дошкольного образовательного учреждения: руководитель ДОУ (заведующей, старший воспитатель, психолог и педагог. Их функции сводятся к следующему.

Заведующий выступает с инициативой в проведении работы по защите прав детей. Формирует мотивацию ответственного отношения к ее выполнению. Планирует, направляет и контролирует деятельность коллектива. Осуществляет взаимодействие со школой по вопросам организации передачи тех детей, которые подвергались или подвергаются жестокому обращению со стороны родителей или других взрослых. Проводит специальную работу по осведомленности общества в вопросах защиты прав детей с использованием средств массовой информации.

Старший воспитатель способствует появлению и становлению у педагогов ценностной мотивации. Организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности взаимодействия с родителями, осуществляет подбор литературы для самообразования, учит педагогов оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Создает условия для обмена и распространения опыта воспитателей. Участвует в заседаниях методических объединений, в создании банка общественных данных о жестоком обращении с детьми.

Педагог — психолог — организатор и непосредственный участник в работе по защите прав детей. Он проводит наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных. Осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями. Обучает педагогов.

Педагог — главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит как соблюдение прав детей в дошкольном образовательном учреждении, так и защита детей от жестокого обращения в семье. Осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями. Ориентирует, просвещает, а в случае необходимости и контролирует родителей.

Очевидно, что эффективность работы по защите прав детей в дошкольном образовательном учреждении во многом зависит от умения заведующей и методиста организовать эту работу, наполнить ее определенным содержанием, распределить обязанности между всеми исполнителями, обеспечить согласованность их действий и соответствующий контроль.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что вопрос защиты маленького ребенка от всех форм насилия является столь важным и значимым, что его нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие и потоке множества дел.

К сожалению, обиженные, страдающие и очень несчастные маленькие дети постоянно будут сменять в детском саду друг друга. Поэтому задача педагогического коллектива детского сада состоит не только в том, чтобы провести эту работу и добиться результата, но и в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

Если педагогу не удалось установить партнерских отношений с семьей ребенка, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга, то в работе по одному, даже очень хорошо методически подготовленному, вопросу не удается добиться нужного результата. Именно поэтому, когда речь идет об очень сложном, деликатном, но достаточно интимном вопросе — защите ребенка от всех форм насилия, необходима система работы с родителями, в рамках которой на фоне общего взаимодействия и сотрудничества становится возможным проведение профилактической, диагностической и коррекционной деятельности по данному направлению.

Каковы же те базовые родительские установки, которые позволяют реализовать любовные, уважительные и доверительные отношения с ребенком?

Психологи выделяют несколько таких установок:

* Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.

* Ваш ребенок не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

* Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

* Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него то, что он попросту не может вам дать — в силу особенностей возраста! или характера. Короче, не желали принимать его таким, какой он есть.

* Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. В лучшее, что в нем еще будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Именно эти пять принципов отношения к ребенку определяют воспитательный климат семьи и задают весь строй личности ребенка.

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие.

Однако традиционное убеждение значительной части родителей в том, что физические наказания не такое уж большое зло, а во многом даже и благо, довольно устойчиво. Устойчивость применения физических наказаний связана с достаточно сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а не только на маленького и беззащитного человека. Но эффективность данного вида воспитательного воздействия есть все-таки эффективность со знаком «минус». Почему?

Если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок, его языком и действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Нельзя применять физическое наказание еще и потому, что обычно эта форма воздействия выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии слабого сознательного контроля собственного поведения. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Маловероятно, что малыш может понять, что агрессия не есть лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются родители, пытаясь доказать ребенку его неправоту или добиваясь послушания.

Не следует прибегать к физическому наказанию еще и потому, что изменение поведения ребенка после него происходит, как правило, только в присутствии человека, который наказал ребенка. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение, способность к правильным поступкам только под воздействием собственного внутреннего контроля, без внешних ограничений.

Заметим, что речевая агрессия (ругань, оскорбления, так же как и физические наказания, малоэффективна и ведет лишь к аналогичным способам поведения ребенка со сверстниками в результате действия механизма подражания.

Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями (ребенок теряет привычную долю внимания, но вся забота о нем остается). Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно с крайней осторожностью и на очень короткое время. Нельзя допускать в адрес малыша угрозы, что мама уйдет из дома, оставит его одного, тем более применять такое наказание, как уход родителей из дома. Действенность этой формы наказания зависит от отношений до его применения. Если между ребенком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, любви и доверия, то такой метод может быть использован. Если же всего этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не даст: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять.

Запрет. Довольно часто в силу ограниченности собственного опыта ребенка родители вынуждены запрещать ему выполнять какие-то действия, прежде всего из соображений безопасности. Необходимо, чтобы запрет совпадал или опережал совершение неправильного поступка. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием: «Нельзя!», отказываясь при этом от развернутой аргументации запрета. Лучше показать свое неудовольствие мимикой, жестом, выражением лица. Тогда постепенно ребенок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие нет. Опережающий запрет должен быть лаконичным и точным.

Довольно распространенным наказанием в семье является наказание «естественными последствиями», состоящее в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т. п.). Такой метод может привести к успеху только в том случае, если ребенок воспринимает ограничение как справедливое, если в большей степени решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Понятно, что применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определенного возраста, когда ребе­нок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Поэтому целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку предполагаемого радостного для ребенка события, если он совершил тот или иной проступок. Применяя наказание по принципу «естественных последствий», нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного нормального развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания в семье принимает вид узаконенного и распространяемого на всех правила: намусорил — сам убери, испачкал — сам приведи в порядок и т. п.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Но следует помнить слова знаменитого Януша Корчака, который утверждал: «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше Поощрений, тем меньше наказаний».

Естественно, темы проводимых с родителями бесед могут значительно расширяться и отражать анализ психологических особенностей детей разного возраста, проблемы, связанные с воспитанием нравственных качеств (например, чувства ответственности, описание возможных установок ребенка по отношению к родителям и к самому себе, а также их связь со стилями семейного воспитания.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка.

Анализ текста Конвенции позволил ученым установить, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, из них были выделены права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения образования. К ним относятся:

ст. 19 — дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты;

ст. 6 — предусматривает обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка;

ст. 16 — защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

ст. 24 — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

ст. 27 — признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духов­ного, нравственного и социального развития;

ст. 34 — защиту ребенка от сексуального совращения;

ст. 37 — защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

ст. 39 — меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

ст. 106—136 — за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;

ст. 150—157 — за преступления против семьи и несовершеннолетних.

ст. 5 — утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»;

ст. 56 — предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

ст. 54 — утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства;

ст. 56 — право ребенка на защиту и обязанности органа Опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;

ст. 69 — предусматривает меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

ст. 77 — немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.

Закон РФ «О защите прав детей»:

ст. 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещено».

Проект «Правовое обеспечение в ДОУ» Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать зашита прав ребенка. Здесь имеется в виду, в первую очередь,.

День защиты детей В районе «Метрогородок» 31 мая 2013 года прошел праздник посвященный :»День защиты детей «. 1 июня — День защиты детей. Этот праздник.

источник

Изучение прав ребёнка, правовых норм общения, защиты прав детей на основе анализа разговора литературных героев. Формирование интереса к изучению права, развитие творческого мышления. Развитие интереса у учащихся в изучении законов по правам детей.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Направление право и правоохранительная деятельность

Кафедра правовых дисциплин

Конспект зачетного внеклассного мероприятия

проведённого в СОЛКД «Сосновая Роща»

Плотникова Ирина Руслановна

Директор СОЛКД «Сосновая Роща»

Пожидаева Елена Викторовна

Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка». Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству. Рассказать о защите прав детей.

1) образовательная — Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.

2) развивающая — формирование интереса к изучению права, развитие творческого мышления, продолжить формирование умения применять полученные знания на практике.

3) воспитательная — Воспитание интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.

* плакат «Знать законы, значит — защищать свои права»;

* плакат «Конвенция о правах ребёнка» (печатный текст);

* плакаты «Права человека», «Права ребенка», «Права ребенка на защиту»;

* раздаточный материал (текст о правах ребёнка на основании «Конвенции о правах ребёнка») — 15 шт.:

1. Вступительное слово ведущего.

Ведущий: Сегодня у нас презентация важного документа международного значения — «Конвенции о правах ребёнка».

— Вы познакомитесь с правами ребёнка, с защитой прав детей.

— Познакомитесь с законами РФ, где закреплены основные положения

«Конвенции о правах ребёнка».

«Знать законы, значит — защищать свои права».

2. Подготовительная работа к ознакомлению с «Конвенцией о правах ребёнка».

(это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).

Ведущий: Существует документ международного значения — «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.

(Принята 10 декабря 1948 г. ООН).

Цель ООН — борьба за мир и сотрудничество между государствами.

Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.

ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.

Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка».

(Принята 20 ноября 1989 г. ООН), в которой говорится, что

— все дети пользуются одинаковыми правами: имеют право общаться с обоими родителями и расти в семье.

— Дети, не живущие с родителями, имеют право на регулярные контакты с ними.

— Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Его мнение должно приниматься во внимание при решении любых вопросов, касающихся данного ребенка.

— Ребенок имеет право на защиту от вмешательства в его личную семейную и домашнюю жизнь.

— Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурно и творческой жизни.

20 ноября ежегодно отмечается как Всемирный день детей.

В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.

Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.

Читайте также:  Анализ воспитания детей в детских домах

Вы прекрасно знаете о «горячих точках» — это страны, где идут войны, совершаются террористические акты.

В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют.

В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:

1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства;

2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека — это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости.

У каждого человека есть права.

Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.

Они отличаются от прав взрослых:

1) меньшими возможностями защитить самого себя;

2) физической и психологической незрелостью;

4) зависимостью от опеки старших.

Поэтому и права его в чём-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого.

3. Ознакомление с «Декларацией прав ребенка».

Ведущий: В 1959 г. была принята «Декларация прав ребёнка».

В ней записано о правах ребёнка:

«Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющим семьи, и о детях, не имеющих достаточно средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям выдавались государственные или иные пособия на содержание детей».

«Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться всеми детьми без всяких исключений…Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство»

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

На сцену выходят дети, которые читают стихи:

Только ты на свет родился,

Правом с Мамой жить и с Папой

Но не смей мне делать больно

То позвать врача на помощь

Чтоб с наукой подружиться ,

С книжкой в маленькой руке

В школу ходят все детишки —

Я могу свой детский праздник

Будь ты слабым или сильным ,

Ты родился быть счастливым

(Последние слова чтецы говорят хором)

Дети поют песню «По секрету всему свету».

4. Работа с печатным материалом.

1) стр.2. «Сокращённый перечень прав ребёнка» — (приложение).

— Посмотрите, какие ещё не назвали права? Дополните (ст.8, 38, 40).

3) работа по «Конвенции о правах ребёнка» (54 статьи)

— называют «Мировой конституцией прав детей».

Ведущий: Это документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для всех государств, подписавших её.

В Конвенции права детей рассматриваются с 4-х аспектов: выживания, развития защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

— (Работа с печатным материалом) — (приложение).

б) перечислите основные аспекты, которые рассматриваются в «Конвенции о правах ребёнка»;

в) характеристика прав ребёнка по каждому аспекту (Какие права можно1назвать?).

1. Когда была принята Конвенция?

2. Почему «Конвенцию о правах ребёнка» называют «Мировой конституцией прав детей»?

5. Работа с законами РФ, в которых закреплены основные положения «Конвенции о правах ребёнка».

— Как Российское государство отнеслось к Конвенции?

Российское государство согласилась с Конвенцией. Значит, оно обязано принять такие законы, которые будут защищать права ребёнка.

Основные положения Конвенции закреплены в российских законах.

Глава II. «Права и свободы человека и гражданина». 47 статей.

(Перечислите права и взрослых и детей). «Лучший раздел» Конституции РФ (ст. 38) гласит:

«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забот о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. ».

Ведущий: Защита материнства и детства осуществляется в России путём принятия самых разнообразных законов, а также проведения различных мероприятий по охране здоровья женщин, по социальному обеспечению, предоставлению отпусков по уходу за ребёнком.

По Конституции нашей страны каждый ребёнок имеет право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается путём возложения на родителей равной обязанности по его воспитанию. Родительские права не должны противоречить интересам детей. ».

С правами несовершеннолетних вас познакомят участники нашего мероприятия, исполняющие роль представителей российского законодательства.

1) Права несовершеннолетних по гражданскому законодательству;

2) Права несовершеннолетних по семейному законодательству;

3) Права несовершеннолетних по уголовному законодательству;

— что является преступлением против несовершеннолетних;

4)1Права и обязанности учащихся школы №2.

— В каких законах РФ закреплены основные положения «Конвенции о правах ребёнка»?

Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.

Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым нормальным путём.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Вы имеете на это права.

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце. » («Солнечный круг»).

Подарком для учащихся является текст «Конвенции о правах ребёнка» — (см. приложение).

Приложение 1. Конвенция о правах ребенка

Принята 20 ноября 1989 г. ООН.

В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов:

Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

Выживание. Самое главное право детей — это неотъемлемое право на жизнь. Все государства должны обеспечить «в максимальной возможной степени выживаемость и развитие ребенка».

Также Конвенция признает право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и жилище), право на собственное имя и национальность.

Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать любую религию, право на свободу совести. Одно из положений Конвенции утверждает, что родители должны, с учетом возраста и зрелости ребенка, с уважением относиться к его взглядам.

Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка в разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных детей, детей беженцев, детей-сирот, детей, по тем или иным причинам расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно защищать от их собственных родителей.

Обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции записано, что все дети имеют право выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их мнение учитывалось при принятии решений, касающихся их жизни. Дети имеют право на личную жизнь, тайну корреспонденции и защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию.

Сокращенный перечень прав ребенка. ( из Конвенции о правах ребенка)

— У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.

— Право на имя при рождении, на получение гражданства.

— Право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.

— Право сохранять связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

— Право на общение с обоими родителями.

— Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и самостоятельно обращаться за помощью к государству в необходимых случаях.

— Право свободно выражать свои взгляды и мнение.

— Право на уважение человеческого достоинства и обеспечение интересов.

— Право на достойный уровень жизни.

— Право на защиту от жестокого обращения.

— Право на медицинскую помощь.

— Право на отдых, досуг и участие культурной и творческой жизни.

— Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.

— Право на защиту от всех форм насилия.

— Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу.

— Право исповедовать любую религию.

Приложение 2. Права ребенка

право ребёнок защита изучение

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.

3. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

4. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

5. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Право на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

6. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

7. У ребенка есть право на свободу мысли, совести и религии.

8. Ребенок имеет право на защиту закона от незаконного вмешательства в осуществление его прав.

9. У ребенка есть право на уровень жизни , необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. У ребенка есть право на образование.

10. За ребенком признается право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья.

Приложение 3. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями, а в случаях предусмотренных законом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Защита интересов ребенка государством.

Государства участники Конвенции по правам ребенка уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

4. Должностные лица и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

1. Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.

2. Никто не имеет права обижать другого человека , унижать его и жестоко наказывать!

3. Каждый человек имеет право на хорошие условия работы! Рабочий день не должен быть слишком длинным, а отпуск должен оплачиваться! За одинаковую работу люди должны получать равную плату! Каждый имеет право работать и выбирать работу по своим возможностям и желанию!

4. Никто не имеет права посадить человека в тюрьму, если он не виноват! Каждый имеет право на справедливый суд.

5. Каждый человек имеет право владеть имуществом, и никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи!

6. У каждого человека есть право иметь собственное мнение и говорить то, что он думает!

7. Каждый человек имеет право исповедовать свою религию!

8. Каждый человек имеет право искать защиту в суде! Законы должны быть одинаковыми для всех и защищать каждого!

9. Каждый человек может жить там, где ему хочется. Никто не имеет права выгнать человека из страны в которой он живет. Каждый человек имеет право уезжать из своей страны и возвращаться обратно! Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство

10. Каждый человек имеет право считаться невиновным пока его вина не будет доказана в суде.

11. Неважно, какой у тебя цвет кожи, какой ты национальности и на каком языке говоришь, неважно, какие у тебя политические взгляды, религия, и из какой ты семьи, неважно, богат ты или беден, мужчина или женщина, и в какой стране ты живешь — все права и свободы, указанные в Декларации принадлежат каждому человеку!

12. Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живет, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей!

Основные международные акты о защите прав детей. Положение детей в мире, в Российской Федерации. Основное содержание Конвенции о правах ребёнка. Поиск путей реализации ребёнка в общественном дошкольном воспитании. Опыт правового воспитания дошкольников.

контрольная работа [36,8 K], добавлен 12.05.2010

Показатели, характеризующие правовые основы работы социального педагога, связанные с защитой прав ребенка. Семейное законодательство, предоставляющее равные права и обязанности обоим родителям. Социально–педагогическая работа по защите прав детей.

контрольная работа [38,4 K], добавлен 22.07.2011

Влияние психических процессов на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Особенность здоровой психики ребёнка. Эффективность использования дидактических игр и игровых ситуаций. Пути воспитания интереса у дошкольников.

дипломная работа [109,2 K], добавлен 24.05.2015

Развитие познавательного интереса к изучению истории в школе. Повышение уровня усвоения учениками предмета. Психолого-педагогические подходы и мотивация учащихся. Формирование и воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию у подростков.

курсовая работа [341,0 K], добавлен 13.12.2014

Проблема формирования читательского интереса в отечественных психолого-педагогических исследованиях. Особенности восприятия детьми литературных произведений. Содержание и методика работы по формированию читательского интереса у старших дошкольников.

дипломная работа [1,6 M], добавлен 24.12.2017

Анализ специфики формирования познавательного интереса учащихся на уроках чтения. Особенности детской читательской деятельности. Методическая разработка по развитию интереса к чтению у младших школьников. Выбор книг для самостоятельного чтения детей.

дипломная работа [81,2 K], добавлен 13.11.2015

Источники познавательной активности ребенка. Методика воспитания интереса к миру животных у детей шестого года жизни. Развитие волевых качеств, логического мышления и высших нравственных чувств у старших подростков. Экологическое воспитание дошкольников.

дипломная работа [249,5 K], добавлен 24.12.2017

Права человека и гражданина. Гражданство в Древних Афинах. История создания Всеобщей декларации прав человека, ее значение. Развитие компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции.

разработка урока [31,7 K], добавлен 31.03.2013

Значимость интереса к музыке у детей в подростковом периоде. Особенности игры на классической гитаре. Развитие интереса к классической музыке у школьников. Главные результаты внедрения образовательной программы во внеклассную работу с подростками.

курсовая работа [393,6 K], добавлен 04.10.2015

Формирование правового сознания у детей. Организация работы по изучению Конвенции о правах ребенка. Разработка программы, знакомящей детей с основными правами ребенка. Идеи и принципы Конвенции по правам ребенка. Технология работы по охране прав детей.

курсовая работа [43,2 K], добавлен 28.06.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник