Меню Рубрики

Анализ воспитанности детей в семье

I. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли выполняет поручения родителей?

1. Постоянно проявляет неисполнительность и непо­слушание.

2. Часто непослушен и неисполнителен.

3. Не всегда исполнителен и послушен.

4. Всегда исполнителен и послушен.

II. Каково поведение ребенка дома?

1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается

2. Часто ведет себя плохо, на замечания не реагирует.

1 Степень проявления нравственных качеств в поведении детей оценивается по следующей шкале: от 1 до 1,5 — указанные качества не проявляются; от 1,5 — до 2,5 — проявляются слабо; от 2,5 до 3,5 — проявляются;от 3,5 до 4 — проявляются ярко. Чтобы получить эти цифры, номера ответов суммируют, а полу­ченную сумму делят на 10.

3. Позволяет шалости, по на замечания реагирует положительно.

III. Отношение к родителям и близким.

1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

2. Часто грубит, эгоистичен.

3. Не всегда отзывчивый и заботливый.

4. Отзывчивый, заботливый, добрый.

IV. Насколько ребенок трудолюбив?

1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.

3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.

4. Любит труд, постоянно помогает старшим.

V. Насколько прост и скромен в отношениях с род­ными и близкими?

1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, занос­чивость.

3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.

VI. Критичен ли по отношению к другим людям?

1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей.

2. Очень редко высказывает свои мнения, критиче­ские суждения.

3. Критикует, но при этом не всегда правильно и так­тично.

4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.

VII. Проявляет ли самокритичность? 1. Озлобленно воспринимает критику членов семьи, на замечания грубит.

2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.

3. Не всегда исправляется после критических заме­чаний.

4. Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.

VIII. Как относится к учению дома?

1. Уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

2. Ленится выполнять домашние задания, требует постоянного контроля.

З. Не всегда добросовестно готовит домашние зада­ния.

4. Ответственно и добросовестно готовит домашние

IX. Как относится к общественным поручениям?

1. Не любит общественную работу, не выполняет ее.

2. Чаще всего общественную работу выполняет бе­зответственно, требует постоянного контроля.

3. Не всегда проявляет желание выполнять поруче­ния.

4. Охотно выполняет общественные поручения.

X. Каково отношение ребенка к своему классу, шко­ле?

1. Не любит свой класс и школу, открыто выражает

свое отрицательное отношение к ним.

2. Равнодушен к делам класса, школы.

3. Любит класс и школу, но не всегда подкрепляет

4. Любит свой класс и школу и всегда подкрепляет

Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить родителей поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи.

Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только)способом более глубоко­го познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им- методами семейного воспитания.

Для родителей проводились лекции по педагогике и психологии, встречи с учителями за «круглым столом», вечера вопросов и ответов и др. В школах работали лек­тории педагогических знаний, где велись практические занятия с родителями, университет здоровья. Признан­ной формой пропаганды педагогических знаний стали школьные и районные конференции родителей, проводи­мые, например, по таким темам, как «Высокое звание — отец», «Роль школы и семьи в нравственном воспитании учащихся», «Место семьи в подготовке учащихся к труду и выбору профессии» и т. д..

Использовались самые разнообразные средства: кра­сочно оформленные приглашения с подробной програм­мой собрания или вечера, объявления на предприятиях,

посещение классными руководителями семей. Вошли в практику работы отчеты школы перед родительской общественностью. К ним, приурочиваются выставки детского творчества, выступления агитбригад, художест­венной самодеятельности. Такая форма работы с роди­телями при хорошей ее организации поднимает авторитет школы, сплачивает родителей, учителей и детей. Школа стала ориентироваться на индивидуальную работу с ро­дителями, учитывать их образовательный уровень, со­став семьи, степень ее влияния на школьника.

Классные руководители, внимательно изучив вос­питательные возможности каждой семьи, пришли к вы­воду, что всем родителям понятны общие конечные цели воспитания, но конкретные задачи по воспитанию своих детей на определенный отрезок времени осознают очень немногие» Знание воспитанности детей помогло им кон­кретизировать для родителей цели, задачи и методы воспитания. Формы обучения детей, проведение семей­ных праздников, контроль, поощрение и наказание— все это являлось предметом обсуждения на родитель­ских собраниях, в личных беседах с родителями. О не­дисциплинированности отдельных ребят, об их проступ­ках учителя предпочитали разговаривать наедине с роди­телями. На собраниях родителей знакомили с творче­скими работами учащихся, выставляли лучшие/тетради, дневники, альбомы, рисунки, а также различные подел­ки ребят. Вошло в традицию анализировать с родителями результаты выполнения воспитательного плана, обсуж­датьмероприятия, проводимые в классе и школе. Роди­тели узнавали, как их дети участвуют в тех или иных делах школы, что полезного они сделали,, каково их общественное лицо. Все это заставляло родителей инте­ресоваться общественными поручениями своих детей, их позицией в классных и общешкольных делах.

Большую роль в просвещении родителей, осмысле­нии ими правовых норм, требований и правил морали Играли лекции и беседы, на которых поднимались этиче­ские вопросы. Классные руководители предварительно обдумывали, как они построят беседу, какие вопросы за­дадут, какие цели поставят и т. д. Одной из главных задач было создание непринужденной обстановки, кото­рая помогла бы родителям «раскрыться», довериться учителю. Умелое использование в ходе бесед и лекций моральных коллизий, фактов из жизни класса, школы, требующих этического анализа, помогало родителям

лучше понять жизнь коллектива, в котором обучались и развивались их дети. Получая информацию по вопросам воспитания, родители одновременно устанавливали и более тесные контакты с учителями и другими родителя­ми.

Проблемы воспитания, требующие освещения специа­листами, раскрывались на вечерах вопросов и ответов. В вечерах принимали участие не только физиологи, психологи, педагоги, врачи, но и родители хорошо вос­питанных детей. К каждому вечеру готовились выставки литературы по педагогике и психологии, делался крат­кий письменный обзор наиболее интересных книг, статей. В результате такой работы у родителей выросла потреб­ность в нравственном самообразовании, повысился ин­терес к дискуссионным вопросам воспитания. Сложный мир детства, острые проблемы воспитания высоконравст­венного человека поднимаются в книге В. А. Сухомливского «Рождение гражданина». По этой книге была проведена родительская конференция. Родители пригото­вили фотовыставку, посвященную В. А. Сухомлинскому, подобрали книги самого автора и литературу о нем, выступили по конкретным вопросам. Обсуждение постав­ленных проблем никого не оставило равнодушным, за­ставило родителей задуматься о воспитании своего ре­бенка. Некоторые родители привели интересные аналогии с поступками и поведением своих детей, вскрыли объек­тивные и субъективные факторы проявления у них тех или иных качеств.

Вместе с тем общение с родителями показало, что большинство из них не умеют применять знания в кон­кретных случаях, видеть истинные причины поступков, а следовательно, и принимать правильные решения. В связи с этим стала практиковаться групповая работа с родителями в форме родительских совещаний-консилиу­мов, на которых решались конкретные вопросы воспита­ния. Их целью не являлось обсуждение или осуждение поведения детей. Родители постигали методику воспита­ния, учились не только проникать в суть того или иного поступка, но и предвосхищать его, анализировать кон­кретные ситуации. Важно было преодолеть пассивность родителей, их боязнь говорить, обсуждать вслух набо­левшие вопросы. Доверительность отношений невозмож­на при большой аудитории, поэтому собирались по мере необходимости группами не более десяти человек. Эта работа- требовала от классного руководителя терпения

и педагогического такта, умения вести беседу, знаний в области педагогики, психологии. Не допускалось ника­кой морализации. В дружеской атмосфере понимания и соучастия родители овладевали искусством проникнове­ния в нравственный мир своих детей, осваивали приемы семейного воспитания.

На консилиумах обсуждались различные ситуации из жизни класса, конкретные поступки подростков и ответ­ные действия родителей, влияние внутрисемейных от­ношений на нравственное становление детей, проблемы педагогического такта и авторитета родителей, возраст­ные особенности детей и т. д. Особое внимание обраща­лось на необходимость развития самоорганизации дея­тельности и поведения, моральной ответственности под­ростков.

Консилиумы учили родителей анализировать разви­тие личностных качеств детей, добывать знания и приме­нять их на практике.

Необходимость вовлекать родителей в разносторон­нюю деятельность, связанную с овладением методикой анализа и самоанализа воспитанности, потребовала дру­гого типа консилиумов — действенно-практических. Здесь родители включались в специально разработанные классными руководителями ситуации нравственного ха­рактера. Они рассматривали конкретную ситуацию и, применяя ранее полученные знания, выбирали соответст­вующее воспитательное действие, решение. При органи­зации этой работы учитывались уровень воспитанности учащихся и самих родителей, особенности общения де­тей, взаимоотношения классного руководителя с роди­телями. Поскольку сама нравственная ситуация и ее решение родителями требовали определенного времени, проведение таких консилиумов не ограничивалось сро­ками. Содержание консилиума зависело от конкретных ситуаций, которые складывались в классе и школе.

. Такой подход позволил классному руководителю наи­более целесообразно использовать особенности и воспи­тательные возможности родителей. Они стали реально оценивать воспитанность детей, аргументировать свои оценки. Таким образом, консилиумы как одна из группо­вых форм работы с родителями обеспечили единство и со­гласованность педагогических воздействий семьи и шко­лы в воспитании детей, позволили добиться лучших ре­зультатов в развитии их нравственных качеств. Немало­важное значение имело и педагогическое руководство

чтением художественной литературы и периодической печати в семье. Особую тревогу вызывало отсутствие у учащихся интереса к чтению периодической печати.

Большинство из них получали «Пионерскую правду», по два и более детских журнала, однако систематически их читали не многие. Этот факт можно объяснить как спецификой возраста, так и несформированностью инте­реса к общественно-политическим событиям. На форми­рование потребности читать периодику и была направ­лена общая работа семьи и школы.

Обдумывание родителями реально наблюдаемых дей­ствий и поступков своих детей, знание, как они могут поступить в будущем, являлись способами регуляции жизни и деятельности детей в семье. Они учили детей осмысливать содеянное с учетом общепринятых норм

Перед родителями была поставлена задача воплотить воспитательные цели в конкретную деятельность детей в школе и дома, создать доброжелательные отношения в семье, подавать личный пример активности и ответствен­ности, больше общаться с детьми, участвовать в жизни класса. Для этого использовались родительские собра­ния с участием детей, тематические вечера, пионерские сборы, классные часы, экскурсии,’спортивные игры, соревнования, субботники, выезды за город. Например, в V А классе школы № 98 (классный руководитель Т. В. Карпенко) в праздниках, играх, трудовых опера­циях вместе с детьми участвуют их родители. Учиты­вая возрастные особенности детей, классный руководи­тель организует соревнования так, чтобы вызвать пере­живание общего успеха, радость общения, гордость за коллектив. Критериями эффективности становятся не только объективные результаты деятельности, но и су­бъективные — нравственный рост коллектива и лично­сти школьника, усиление воспитательного влияния родителей.

Радость общения со сверстниками и родителями при­носят подросткам пионерские игры-путешествия, игра «Зарница». Игра-путешествие «В мир удивительных про­фессий» построена на интересе школьников к той или иной профессии. Все пионеры объединены в группы, каждую из которых возглавляют родители. У каждой группы есть маршрутный лист, где указываются продви­жение группы к профессии, нравственные качества,- не­обходимые для определенной профессии, и формирую­

щиеся у подростков трудовые навыки. Оказалось, что несколько учениц интересуются профессией воспитателя детского сада. Возглавила эту группу родительница, ра­ботающая методистом в детском саду. Под ее руководст­вом девочки разучивают с малышами игры для закрытого помещения и прогулок, готовятся к утренникам, помо­гают одевать и кормить малышей, т. е. практически знакомятся с работой воспитателя. Кроме того, они каж­дую субботу посещают при Дворце пионеров кружок мас­совиков-затейников. -Свою первую школьную практику эта группа учащихся проходила в пришкольном пионер­ском лагере в качестве пионеров-инструкторов. А на майском празднике девочки вместе со своим руководите­лем и родителями доказывали ребятам и жюри, что профессия воспитателя самая необходимая.

Встречи с папами или мамами на праздниках — это открытие детьми своих родителей. На таких встречах обязательно проводятся соревнования между родителя­ми и детьми. В IV классе — «Веселые старты» и сорев­нования в стрельбе, в V — КВН по правилам дорожного движения. Жюри, состоявшее из мам и пионеров, вру­чило 3 медали победителям: капитану команды пап, лучшему знатоку дорожного движения и самому весе­лому и остроумному участнику. Все согласились, что за улыбку, веселое и остроумное слово тоже нужно поощрять. Чувство юмора необходимо в общении с деть­ми, оно гасит ссоры, разряжает напряженную обстанов­ку, заставляет улыбнуться, а значит, стать добрее.

Празднику как форме воспитательной работы была обеспечена высокая функциональная нагрузка за счет использования разнообразных методов воспитания, учета возрастных интересов и возможностей подростков,

В итоге многогранной деятельности в этом коллективе такие его признаки, как движение к цели, общественные связи, самоуправление, поднялись на ступеньку выше. Ярко проявляются сотрудничество и согласованность подростков в работе, стремление к общению в свободное время, реализуется возможность творческого самовыра­жения каждого школьника. Родители увидели своих де­тей в коллективе, в конкретных делах. Общение вызвало и у учащихся и у родителей чувство сопереживания, сопричастности.

Можно сделать вывод, что взаимодействие школы и семьи в воспитании подростков выразилось в повышении педагогической культуры родителей; в приобретении ими

умений анализировать и адекватно оценивать поведение и деятельность своих детей; в включении их в специаль­но организованное общение с детьми и совместную с ни­ми деятельность. Внимание родителей акцентировалось на необходимости постепенно развивать самостоятель­ность и личную ответственность подростков, предупреж­дать излишнюю опеку, не регламентировать действия и поведение детей. Анализ родителями воспитанности сво­их детей позволил им определить меру своего руковод­ства и саморегуляции поведения и деятельности подро­стков. Взаимодействие школьников, родителей и классных руководителей в воспитательном процессе изменило вза­имоотношения в классе и дома, что позволило, в свою очередь, скорректировать самооценки нравственной воспитанности учащихся и оценки их родителей и класс­ного руководителя.

Родители предъявляли к подросткам единые с класс­ным руководителем требования высоконравственного поведения в классе и школе. Подростки принимали эти требования, поскольку адекватная самооценка направ­ляла их стремление к самовоспитанию, самоконтролю действий и поступков. Утверждались единые требования как к простейшим актам поведения, так и к более слож­ным формам деятельности. На основе дифференцирован­ного подхода к учащимся и их родителям возможна компенсация различий в уровне сформированности нрав­ственных качеств учащихся и их развитие.

Таким образом, один из важнейших аспектов страте­гии и тактики управления процессом воспитания нравственных качеств школьников состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие школы и семьи в повседневной воспитательной работе с детьми.

Чтобы выявить отношение родителей к перестройке школы, был проведен анализ их суждений по ряду важ­ных вопросов воспитания. Родители отвечали на анкету, разработанную нами вместе с родительским активом, администрацией школы и учащимися (см. приложение 1). К анализу результатов также были привлечены родите­ли и социологическая группа школьников. Обсуждение проблем перестройки на общешкольном собрании с ана­лизом результатов изучения привело к выработке по многим позициям единого подхода относительно правил поведения, свободного времени, школьной формы, ис­пользования девочками косметики и т. д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

С помощью этих простых вопросов вы можете оценить, насколько воспитвн ваш ребенок.

1. Послушен ли, и исполнителен ребенок в семье? Охотно выполняет поручения родителей?

  • Всегда исполнителен и послушен.
  • Не всегда исполнителен и послушен.
  • Часто непослушен и неисполнителен.
  • Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.

2. Насколько бережлив ребенок дома? Как относится к своим личным вещам? Книгам?

  • Всегда бережлив. Сам чинит свои вещи, приводит в порядок свои вещи, книги.
  • Не всегда бережлив. Часто проявляет расточительность и небрежность по отношению к вещам.
  • Всегда небережлив.
  • Аккуратен всегда и во всем.
  • Аккуратен, но не всегда.
  • Часто бывает неряшлив.
  • Постоянно неряшлив.
Читайте также:  Температура у детей анализы хорошие

4. Каково поведение ребенка дома?

  • Всегда хорошее.
  • Не всегда. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.
  • Часто ведет себя плохо. На замечания не реагирует.
  • Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т.д.

5. Насколько ребенок чутко и отзывчиво относится к родителям и близким?

  • Отзывчивый, заботливый, добрый.
  • Не всегда отзывчивый и заботливый.
  • Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм.
  • Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

6. Насколько ребенок трудолюбив?

  • Любит труд, постоянно сам помогает старшим.
  • Не всегда помогает, делает то, что поручают.
  • Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.
  • Постоянно уклоняется от труда, очень ленивый.

7. Насколько воспитаны простота и скромность в отношении к родным и близким?

  • Всегда прост и скромен.
  • Не всегда, иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.
  • Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.
  • Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

8. Проявляется ли критичность?

  • Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.
  • Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.
  • Очень редко высказывает свое мнение и критические суждения.
  • Не критичен, подстраивается к мнению других.

9. Проявляет ли самокритичность?

  • Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.
  • Не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний.
  • Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания.
  • Озлобленно воспринимает критику членов семьи, в ответ на замечания грубит.

10. Как относится к учению дома?

  • Ответственно, добросовестно готовит домашние задания.
  • Не всегда добросовестно готовит домашние задания.
  • Проявляет безответственное отношение к домашним заданиям, требует постоянного контроля.
  • Проявляет безответственность в учении, уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

11. Как относится к общественным поручениям?

  • Охотно выполняет общественные поручения, рассказывает о них дома.
  • Не всегда проявляет ответственность и желание выполнить общественное поручение.
  • Чаще всего относится безответственно к общественным поручениям, требует постоянного контроля родителей.
  • Не любит общественную работу, не выполняет ее.

12. Каково отношение к своему классу, к школе?

  • Любит свой класс и школу, защищает их честь делами, рассказывает об этом дома.
  • Любит школу и класс, но не всегда подкрепляет это хорошими делами.
  • Равнодушен к делам класса, школы.
  • Не любит свой класс и школу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.

Шкала оценки и самооценки:

  • 3 балла – максимально выражено качество;
  • 2 балла – средне;
  • 1 балл – слабо выражено;
  • 0 баллов – отсутствует данное качество.

Чем больше количество баллов, тем выше уровень воспитанности. Максимальное число показателя воспитанности – 36.

источник

Здравствуйте, дорогие друзья!

В прошлом номере газеты был опубликован опросник «Типы воспитания в семье», с помощью которого Вы могли определить — какой стиль воспитания применяете к своему ребенку.

Если по какой-то причине вы не прошли данную методику, то я настоятельно рекомендую Вам приобрести предыдущий номер «Балхашского рабочего» и пройти, так как считаю очень важным моментом анализ стиля воспитания в семье.

Многие родители, по ряду причин, не отдают себе отчета в том, что возможно что-то делают не правильно, причиняя большой вред своим детям. Именно этот опросник позволит Вам свои ошибки увидеть и искоренить (конечно, если Вы человек благоразумный и любящий своих детей).

В опроснике было предъявлено 110 утверждений и бланк ответов с 11 стилями воспитания. Сегодня же я спешу расшифровать полученные Вами результаты. В расшифровке есть важные моменты, на которые необходимо обратить внимание. Итак, начнем!

1. Количество обведенных цифр в каждой строке, помеченной римской цифрой, свидетельствует о силе проявления того или иного стиля воспитания. То есть, если в какой-то строке у вас всего два-три совпадения, то данный стиль проявляется Вами не всегда и не столь устойчиво. Если же у Вас в результате появилась строка, где шесть и более обведенных цифр, то это свидетельствует о том, что данный стиль воспитания проявляется к ребенку очень устойчиво, регулярно. Критической точкой является десять совпадений.

2. Если в ваших результатах явно выявилось несколько различных и противоположных типов воспитания, то это, скорее всего, свидетельствует о том, что ваши воспитательные методы слишком противоречивы, что так же вредит ребенку. Например – «Гипоопека + Кронпринц» или «Золушка + Гиперопека».

3. Обратите особое внимание, не являются ли эти типы наоборот СИНЕРГЕТИЧЕСКИМИ. То есть сочетающимися друг с другом и дающими усиливающий эффект. Вот несколько примерных вариантов сочетающихся типов:

  • Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы». (При абсолютном отсутствии эмоциональной поддержки и помощи отмечается тотальный контроль и жестокое отношение к ребенку);
  • «Кумир семьи» + Гиперопека + «Культ болезни». (Все силы направлены на лечение болезней (в основном мнимых или психосоматических), как средство демонстрации любви и заботы о ребенке);
  • Золушка + «Ежовые рукавицы» + повышенная моральная ответственность. (Отмечается явная неприязнь к ребенку, унижение, жесточайшие требования к поведению и выполнению обязанностей. Может проявляться со стороны мачехи (отчима), в результате рождения нежеланного ребенка, психологических отклонений у родителей) и т.д.

4. Вполне вероятно, что во время ответов мамы и папы была выявлена разница в ответах. Это свидетельствует о том, что Вы применяете к своим детям разные требования. В своих предыдущих статьях о влиянии матери и отца на становление личности ребенка я уже говорила о вреде различия взглядов на воспитание. Это может привести к личностной нестабильности. Если Вы выявили это при сравнении Ваших ответов, то у Вас появилась возможность хорошенько поработать над собой и в итоге прийти к единому мнению. Если Вы прошли опросник самостоятельно, то обязательно предложите его и супругу (всем, кто принимает активное участие в судьбе Вашего ребенка).

5. Может быть, Вы обратили внимание на то, что некоторые стили воспитания, предъявленные в данном опроснике, носят негативную окраску? Спешу Вас огорчить – ВСЕ стили имели такую окраску. Это действительно так! Поэтому, если в ваших результатах достаточно много совпадений, то это дает Вам возможность задуматься и пересмотреть свое отношение к ребенку, а я постараюсь Вам в этом помочь.

Если же Вам было трудно с чем-либо согласиться, Вы с натяжкой отметили всего несколько совпадений, то я спешу порадоваться за Вас и Ваших детей – воспитание идет вам всем на пользу, доставляет радость и обещает прекрасный результат в будущем!

А теперь перейдем к самим стилям воспитания:

1. КУМИР СЕМЬИ. Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Особенно часто это проявляется там, где ребенок один на множество взрослых или, например, родился долгожданный мальчик среди девочек. Игнорируются и не принимаются во внимание любые проступки ребенка. Все его желания оказываются в центре внимания и удовлетворения.

2. КРОНПРИНЦ. Так же, как и «Кумир семьи» является примером крайней степени проявления гиперопеки. Ребенок является центром семьи, заботу о нем возводят в ранг самого необходимого и жизнеобеспечивающего поведения. Только эта гиперопека искажена. Родители уделяют все свое время карьере или себе, компенсируя недостаток внимания подарками, дорогими поездками, репетиторами и другими благами, как бы покупая ребенка. В большинстве случаев это происходит в семьях с достатком. Примером можно назвать героя французского фильма «Игрушка» — мальчика Эрика Рамбаля-Коше. Такой избалованный наследный принц, на самом деле недолюбленный и несчастный ребенок.

3. ГИПЕРОПЕКА. Отмечается огромное стремление родных все предусмотреть и предугадать в жизни ребенка. Чтобы не заболел – его укутывают и обвязывают, чтобы не подавился – кормят с ложки протертой пищей и вынимают косточки из фруктов до 10 лет и т.д. «Стелют соломку» безо всякой на то необходимости, воспитывая несамостоятельного человека.

4. ГИПООПЕКА. Родители воспитывают ребенка, пользуясь девизом: «Жизнь научит всему сама». Они максимально рано и много возлагают на самоусмотрение и саморегуляцию своего дитя, к сожалению не учитывая особенностей возраста и ситуации. Например, некоторые отцы считают, что первоклассник сам должен делать уроки и собирать портфель, поэтому ребенок приходит в школу без необходимых принадлежностей и отстает в учебе. Конечно, такой подход даёт возможность ребенку воспитать собственные убеждения и мнение на все, но не стоит забывать, что детям в некоторых моментах очень нужны эмоциональная поддержка, четкие указания и помощь, чего в стиле гипоопеки нет.

5. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ. Это крайнее проявление гипоопеки. Родители совершенно не заинтересованы в воспитании и духовном развитии ребенка. Особенно часто это признак неблагополучия семьи, алкоголизма и других пороков.

6. ЗОЛУШКА. Родители видят в своем ребенке одни недостатки, постоянно противопоставляют их успехам других детей, сравнивают. Эти родители абсолютно уверены в том, что регулярно тыкая на ошибки они, тем самым, оказывают ребенку услугу, уменьшая их. На самом деле они получают обратный эффект – чем больше указывать на недостатки, тем сильнее их культивация и укрепление. Такие родители развивают в своих детях чувство неполноценности, комплексы и низкую самооценку. Мне их очень и очень жаль, не меньше, чем тех, кого гиперопекают или совершенно не замечают.

7. ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Данный стиль воспитания свидетельствует о наличии у родителей жестких моральных установок, четкое разграничение поведение ребенка на «черное» и «белое», без учета ситуации, возраста и многих других обстоятельств. В основном они требуют, чтобы их дитя всегда было «хорошим» (совершало только социально одобряемые поступки) – хорошо училось, здоровалось со всеми, аккуратно ело, учило языки, посещало кружки, во время ложилось спать и ни шагу в сторону! Такие родители не понимают (или не хотят понимать), что ребенок не может постоянно быть образцом поведения, критикуют его за «нехорошие» поступки, вызывая постоянное чувство вины и формируя комплекс неполноценности.

8. ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ. Характеризует крайнюю враждебность вышеуказанной позиции родителей, требующих просто беспрекословного повиновения и подчинения. Часто в таких семьях применяют моральное и физическое насилие. На моей практике встречался случай, где отец (крайне религиозный фанатик, не буду приводить какого толку, чтобы не рекламировать лишний раз это объединение) держал детей в такой строгости, что за тройку по предметам бил их ремнём определенное количество раз. Естественно за двойку тоже, да и за не выполнение обязанностей по дому. Боюсь он далеко не один в своих пристрастиях в воспитании. Да простит меня мое позитивное мировосприятие, в уме я желаю ему того же и там, во что он так искренне верит! Но я отвлеклась. У детей, подверженных такому деспотичному (крайне авторитарному) воспитанию, развивается либо протест, агрессия и конфликты с родителями либо полное безволие и подчинение.

9. КУЛЬТ БОЛЕЗНИ. Все внимание семьи сосредоточено на здоровье ребенка, а точнее на его болезнях – как реальных, так и (в основном) мнимых! Родители постоянно диагностируют ребенка, ищут все более профессиональных врачей и все более совершенные лекарства. Если их чадо вдруг какое-то время не болеет, то такие родители видят в этом симптом зарождения какого-либо нового и более опасного заболевания. Такие формы профилактики и оздоровления, как закаливание, прогулки на свежем воздухе, оптимальный подбор одежды под погодные условия, правильное питание, двигательная активность в счет не идут. Этим родителям необходим нетрадиционный подход, а главное – возведение болезни в культ семьи.

10. СМЕНА ОБРАЗЦОВ ВОСПИТАНИЯ. Данный стиль может проявиться в ситуации глобальных изменений в семье, например рождения другого ребенка, развода между супругами, снижении материального положения и пр. Характеризуется резкой сменой требований к ребенку, снижением внимания и любви или наоборот появлению излишнего контроля и запретов. Такой ситуация является очень травмирующей и вызывает у ребенка протест, ухудшение поведение, неприятие родителей.

11. ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ВОСПИТАНИЕ. Об этом я писала неоднократно, но писать не устану. Противоречие проявляется тогда, когда сами родители являются противоречивыми личностями или в воспитании участвуют люди (супруги, бабушки, дедушки, тети…), с различными взглядами на это самое воспитание. За один и тот же поступок одни поощряют, а другие выражают недовольство или один супруг что-то запрещает, а второй разрешает. Особенно плохо, когда такое противоречие проявляют мать и отец. Это чревато конфликтами, нерешительностью, манипуляциями, шантажом со стороны ребенка и многими другими психологическими проблемами в развитии.

Вот, в целом, и все НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ.

Если Вы выяснили, что демонстрируете один или несколько из них, пожалуйста, задумайтесь сейчас – не идете ли Вы по стопам своих родителей, применяя на практике то, что так обижало Вас в детстве?

Никогда не поздно остановиться и повернуться к своим детям лицом, познакомиться с ними по-настоящему, полюбить их здоровой любовью, то есть создать все необходимые условия для их счастливого взросления.

Есть время разбрасывать камни, но приходит время эти камни собирать. Старость неизбежна и какой «Ответ» Вы получите на свой «Привет» зависит только от Вас!

В заключение хочу привести аннотацию к книге замечательного современного психотерапевта Павла Эрзяйкина «Ваши дети – не Ваши дети»: «Воспитывая детей, мы предпочитаем избитые и популярные социальные модели и постулаты и следуем им, даже не задумываясь, хотя их абсурдность очевидна. Мы считаем, что это «правильно». Не обманывайте себя – ребенок не обязан соответствовать вашим ожиданиям. Ребенок – более живой, чем его родители, потому что в нем еще пока больше жизни. Родители, запомните, ребенок – не ваша собственность! Родители – это лишь условие для проявления новой жизни, и ваша задача – создать пространство для роста. Ребенок, только появившийся на свет, уже совершенен и красив, а совершенное и красивое не нуждается в улучшениях…»

И ни в коем случае не вздумайте эту чудесную книгу прочитать! 😉

Каждое Ваше «Спасибо » вдохновляет меня на написание более важных и полезных статей!

Есть мнение — пишите комментарий, с удовольствием пообщаемся!

источник

ПРОГРАММА АНАЛИЗА ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

1. Исполнителен и послушен ли в семье, охотно ли выполняет поручения родителей.

а) всегда исполняет и послушен;

б) не всегда исполнителен и послушен;

в) часто непослушен и неисполнителен;

г) постоянно проявляется неисполнительность и непослушание.

2. Насколько бережлив дома и как относится к своим личным вещам, книгам?

а) всегда бережлив. Сам чинит свои вещи, приводит в порядок книги, личное имущество;

в) часто проявляет расточительность и небережливость;

г) всегда небережлив и расточителен.

а) аккуратен всегда и во всем;

4. Каково поведение ребенка дома?

б) не всегда хорошее. Позволяет шалости, но на замечания реа­гирует положительно;

в) часто ведет себя плохо. На замечания не реагирует;

г) постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т. д.

5. Насколько чутко и отзывчиво относится к родителям и близким?

б) не всегда отзывчив, заботлив и добр;

в) часто проявляет грубость, черствость, эгоизм;

г) постоянно грубит, дерзит, раздражается по любому поводу.

6. Насколько ребенок трудолюбив?

а) любит труд, постоянно сам помогает старшим;

б) не всегда помогает, делает то, что поручают;

в) часто уклоняется от труда, трудится только под контролем;

г) постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

7. Насколько воспитаны простота и скромность в отношении к родным и близким?

б) не всегда, иногда проявляет хамство, высокомерие, зазнайство;

в) часто проявляет высокомерие, хамство, заносчивость.

г) очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

8. Проявляется ли критичность ребенка в семье?

а) критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично;

б) критикует, но при этом не всегда правильно и тактично;

в) очень редко высказывает свое мнение и критические сужде­ния;

г) не критичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей.

9. Проявляется ли при этом самокритичность?

а) самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания;

б) не всегда самокритичен, не всегда исправляется после кри­тических замечаний;

в) не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи;

Читайте также:  Тесты на анализ личности для детей

г) озлобленно воспринимает критику членов семьи, в ответ на замечания грубит.

10. Как относится к учению дома?

а) ответственно и добросовестно готовит домашние задания;

б) не всегда добросовестно готовит домашние задания;

в) проявляет безответственность к выполнению домашнего за­дания;

г) проявляет безответственность в учении, уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

11. Как относится к общественным поручениям?

а) охотно выполняет общественные поручения, рассказывает об их выполнении дома.

б) не всегда проявляет ответственность и желание выполнять общественные поручения;

в) чаще всего безответственно относится к общественным по­ручениям, требует постоянного контроля со стороны родителей.

г) не любит общественную работу, не выполняет ее.

12. Каково отношение ребенка к своему классу, школе?

а) любит свой класс, свою школу, защищает их честь делами, рассказывает об этом дома;

б) любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это хороши­ми делами;

в) равнодушен к делам класса и школы, открыто выражает свое отрицание;

г) не любит свой класс, свою школу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.

источник

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

Отношения детей и родителей, анализ семейного воспитания

Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

Для того чтобы лучше понять причины плохой успеваемости и недисциплинированности учащихся, необходимо узнать мнение родителей о поведении своего ребенка в семье, поэтому родителям и предлагается заполнить Анкету родителей из пакета психологических тестов «Отношения».

Анкета, заполняемая родителями, дает возможность охарактеризовать поведение ребенка в семье:

  • исполнительность и послушность,
  • выполнение поручений родителей,
  • поведение,
  • чуткость и отзывчивость к родителям и близким,
  • трудолюбие,
  • простота и скромность в отношениях к родным и близким,
  • критичность к другим людям,
  • самокритичность,
  • отношение к выполнению домашних заданий,
  • отношение к выполнению общественных поручений,
  • отношение ребенка к своему классу, школе.

Результаты анкетирования помогут анализировать поведение ребенка в семье, его отношение к учебе, причины его недисциплинированности и плохой успеваемости и даст возможность преподавателю и школьному психологу и родителям скорректировать у ребенка поведение и отношение к учебе.

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Опросник Родительское отношение из пакета «Отношения» предназначен для выявления отношения родителей, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и проблем общения с ними.

Результаты тестирования показывают интегральное эмоциональное отношение к ребенку со стороны родителей, как они его воспринимают (принимают или отвергают). Наилучшее отношение родителей к ребенку при кооперации с ребенком, в случае полного симбиоза с родителями, ребенку грозит судьба человека несамостоятельного и неуверенного в себе, авторитаризм родителя — это постоянный контроль за ребенком. Неудачник, по мнению родителей, инфантилен и несостоятелен.

Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

  • В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
  • Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
  • Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
  • Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

  • Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
  • Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
  • Несоответствие требований и ожиданий родителей.
  • Негибкость родителей.
  • Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
  • Непоследовательность в обращении с детьми.
  • Несогласованность отношений между родителями.
  • Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
  • Тревожность.
  • Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
  • Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
  • Недоверие к возможностям детей.
  • Нечуткость.
  • Противоречивость.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Опросник Семейное воспитание из пакета психологических тестов «Отношения» позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и их характер.

источник

Степень проявления нравственных качеств в поведении детей оценивается по следующей шкале: от 1 до 1, 5 – указанные качества не проявляются; от 1,5

до 2,5 проявляются слабо; от 2,5 до 3,5 – проявляются; от 3,5 до 4 – проявляются ярко. Чтобы получить эти цифры, номера ответов суммируются, а полученную сумму делят на 10.

I. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли выполняет поручения родителей?

1. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушаение.

2. Часто непослушен и неисполнителен.

3. Не всегда исполнителен и послушен.

4. Всегда исполнителен и послушен.

II. Каково поведение ребенка дома?

1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т.д.

2. Часто ведет себя плохо, на замечание не реагирует.

3. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.

III. Отношение к родителям и близким.

1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

2. Часто грубит, эгоистичен.

3. Не всегда отзывчивый и заботливый.

IV. Насколько ребенок трудолюбив?

1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.

3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.

4. Любит труд, постоянно помогает старшим.

V. Насколько прост и скромен в отношениях с родными и близкими?

1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.

3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.

VI. Критичен ли по отношению к другим людям?

1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи.

2. Очень редко высказывает свои мнения, критические суждения.

3. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.

4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.

VII. Проявляет ли самокритичность?

1. Озлобленно воспринимает критику членов семьи.

2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечание членов семьи.

3. Не всегда исправляется после критических замечаний.

4. Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.

VIII. Как относится к учению дома?

1. Уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

2. Ленится выполнять домашнее задание, требует постоянного контроля.

3. Не всегда добросовестно готовит домашнее задание.

4. Ответственно готовит домашнее задание.

IX. Как относится к общественным поручениям?

1. Не любит общественную работу, не выполняет ее.

2. Общественную работу выполняет безответственно.

3. Не всегда проявляет желание выполнить поручение.

4. Охотно выполняет общественные поручения.

X. Каково отношение ребенка к своему классу, школе?

1. Не любит свой класс и школу, открыто выражает отрицательное отношение.

2. Равнодушен к делам класса, школы.

3. Любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это делами.

4. Любит свой класс и школу и всегда подкрепляет это делами.

Абросимова Зинаида Филипповна

Методические указания к семинарским занятиям для студентов педагогического факультета

Подписано к печати Печать трафаретная Заказ

Редакционно-издательский центр КГУ

640669, г. Курган, ул. Гоголя, 25

Курганский государственный университет.

Материал взят из книги Семейная педагогика (Абросимова З.Ф.)

источник

2.16. Диагностики семьи и семейного воспитания.

Один из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения

Программа «Детство» предполагает реализацию совместных усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. На основе данной программы педагог может использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей.

В системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в социально-личностном развитии ребенка первичным компонентом выступает диагностика.

Первичная диагностика проводится в начале учебного года и направлена на изучении наиболее общих особенностей семейного воспитания детей группы, интересов и потребностей родителей в оказании психолого-педагогической помощи, выявлении трудностей семейного воспитания.

В дальнейшем воспитатель совместно со специалистами (психологом, старшим воспитателем) ДОУ реализует задачи психолого — педагогической диагностики, направленной на изучение семей проблемных дошкольников, особенностей взаимоотношения родителей и детей в таких семьях (промежуточная диагностика).

В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика, выявляющая интересы и потребности семей воспитанников детского сада, знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспитания предваряет создание образовательных педагогических программ для родителей, внесение изменений в различные аспекты педагогического процесса ДОУ, требующих участия и поддержки родителей.

Задачи и методы такой диагностики разнообразны и диктуются направлениями совместного с родителями воспитания детей в условиях конкретного дошкольного учреждения или отдельной группы. Примером такой диагностики может служить диагностика семейного воспитания старших дошкольников в системе психолого — педагогической поддержки семьи при подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе, представленная во второй части статьи.

В конце учебного года проводится итоговая педагогическая диагностика, цель которой определить эффективность проделанной работы, удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы, определение задач на будущее.

Диагностика, предваряющая взаимодействие педагога с семьей дошкольника направлена на:

Определение педагогических интересов родителей, их потребностей в сотрудничестве с педагогами ДОУ.

Изучение особенностей семейного воспитания, проблем конкретных родителей в воспитании детей.

Изучение благополучия детско-родительских отношений, основных проблем в воспитании дошкольников.

Первичная педагогическая диагностика представляет собой комплекс методов, включающий наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени, беседа с родителями «Мой ребенок» , беседа с родителями «Наша семья и ребенок», Беседа для родителей «Наша семья и ребенок за общением родителей и детей в утренний отрезок времени и вечером.

В ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезок времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели:

Эмоциональный настрой взрослого и ребенка на общение (ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно)

Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком- взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно

Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении — сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.

Особенности воспитательной тактики родителя — при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.

Типичная позиция, которую занимает каждый в общении — Лидер (указывает, направляет, заставляет, оценивает), Партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает), Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или др.

Возникающие трудности, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.

Эти проявления взрослого и ребенка может дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, поможет понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Лучшему осознанию особенностей понимания родителями своих детей, проблем семейного воспитания будут способствовать беседа и анкетирование родителей.

Беседа для родителей «Мой ребенок »

(Модифицированный вариант О.И.. Бочкаревой)

Цель выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые особенности семейного воспитания.

Методика проведения . В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка,

Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)

Считаете ли вы ребёнок ребёнка самостоятельным? Почему?

Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?

Насколько общителен с окружающими?

Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?

Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его вопросы?

Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?

Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?

Решаете ли вы с ним его проблемы?

Результаты беседы позволяют воспитателю увидеть, каким представляется дошкольник его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье.

Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать анкетирование родителей.

Анкетирование родителей «Семейное воспитание»

(автор Хоменко И.А. – модификация Ворониной О.И.)

Цель – изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании.

Методика проведения . Воспитатель предлагает родителям ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

б) специальные книги по педагогике;

в) беседы с друзьями и знакомыми;

3. Как вы считаете, какая проблема в воспитании ребенка стоит на первом месте?

Читайте также:  Таблицы норм показателей анализов у детей

б) нарушение поведения детьми;

в) отсутствие времени у родителей;

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5. Какие препятствия стоят на пути решения Ваших проблем? (Перечислите)

6. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

7. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка? Почему?

8. В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и развитии Вашего ребенка?

Полученные результаты данной методики позволят воспитателю, понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и обучении старших дошкольников.

Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»

Цель — выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку .

Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:

Как вы отмечаете семейные праздники?

Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?

Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?

Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?

Какие дела Вы можете ему доверить?

В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?

Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?

Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?

Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?

Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.

Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?

В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?

В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).

Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?

В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.

В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбираемых направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе первичной диагностики.

На следующем этапе диагностики (промежуточная диагностика) воспитатель подробнее исследует семьи тех детей, у которых наблюдаются поведенческие нарушения, проблемы взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень эмоционального благополучия в семье. Преодоление этих и многих других поведенческих проблем невозможно без изучения сферы детско-родительских отношений.

На этом этапе педагог совместно с психологом может использовать психолого-педагогические диагностики, позволяющие ему понять особенности детско-родительских отношений проблемных семей: и беседы с ребенком «Семейное интервью» (Захаров А.И.), «Родительское сочинение» (автор Столин В.В., адаптация Тащиевой А.И.), анализ детских рисунков на тему «Моя семья».

«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)

Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Методика проведения. В свободной беседе ребенку задаются следующие вопросы:

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.

3. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).

Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.

4. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)

Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.

5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?

6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?

Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.

Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей.

(автор — В.В. Столин, адаптация — А.И. Тащевой)

Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».

«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.

Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

— любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

— негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

— негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.

— высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

— указание в личности ребенка социально одобряемых черт;

— отношение к ребенку как к равному.

— отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

— указание на социально неодобряемые черты ребенка.

— ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т.д.);

— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);

— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

— взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых.

— отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

— взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

— описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;

— противопоставление «он» — «мы»;

— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

— постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит в дальнейшем воспитателю наладить контакт с семьей воспитанника.

Наряду с традиционными методами изучения особенностей семейного воспитания (наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и детьми) в ходе предварительной диагностики целесообразно использовать и сравнительно новые методы, некоторые из которых вошли в педагогическую практику из психологии и психотерапии. Это анализ детских рисунков на тему «Моя семья», Проективная беседа с детьми «Чтобы бы ты сделал» (модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»), диагностические игры «Семья» (автор — Т.И. Пухова, модификация В.И. Худяковой), «День рождения» М. Панфиловой и другие.

Анализ детских рисунков на тему «Моя семья»

Цель изучить переживания и восприятие ребёнком своего места в семье, отношение ребёнка к семье в целом и к отдельным её членам.

Стимульный материал . Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21*29 см), 6 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), стирательная резинка.

Методика проведения: детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется . После рисования может быть проведена беседа с ребенком.

После выполнения задания ребёнку задаются вопросы :

1. Скажи, кто тут нарисован?

5. Им весело или скучно? Почему?

6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

7. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи; что значат для него определённые детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). Нельзя настаивать на обязательном ответе, если ребёнок не хочет отвечать – он может не отвечать.

Анализ полученных результатов.

Обычно, ребёнок переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи — это эмоциональный конфликт. Варианты:

1. вообще не изображены люди;

2. изображены только не связанные с семьёй люди (травматические переживания, связанные с семьёй; чувство отверженности, покинутости; чувство небезопасности, большой уровень тревожности);

3. уменьшение состава семьи, «забывают» рисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения (ребёнок разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу, избегает негативных эмоций; конкуренция с братьями или сестрами, ребёнок «монополизирует» любовь и внимание родителей);

4. вместо реальных членов семьи ребёнок рисует маленьких зверушек, птиц (ребёнок идентифицирует зверей и птиц с братьями и сёстрами, чьё влияние в семье стремится уменьшить);

5. вместо реальной семьи рисует воображаемую семью (зверят, семью в волшебной стране, игрушки) — возможно ребёнок ощущает эмоционально отвержение в своей семье;

6. ребёнок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя (ребёнок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности; ребёнок чувствует отвержение);

7. увеличение состава семьи (дети часто включают в рисунок посторонних людей, дополнительно нарисован ребёнок того же возраста — выражение потребности в равноправных, кооперативных связях, дополнительно нарисованы взрослые или вместо родителей — поиск человека, способного удовлетворить потребность ребёнка в близких эмоциональных контактах, возможно символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности);

8. расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые особенности взаимоотношений в семье: сплочённость семьи (благополучие, восприятия целостности семьи, включённость в семью); разобщённость членов семьи (низкий уровень эмоциональных связей); ребёнок рисует себя отдалённо (чувство невключённости, отчуждённости); отделение другого члена семьи (негативное отношение ребёнка к нему, иногда наличие угрозы, исходящей от него);

9. выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.

Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.

Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров нарисованных фигур семьи- ребёнок старшего дошкольного возраста может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для ребёнка размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование.

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Большие, занимающие весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети.

Необходимо обратить внимание на выражение отношения ребенка к нарисованному члену семьи с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям.

Для того, чтобы полнее изучить особенности взаимоотношений старших дошкольников с близкими в семье может быть использована проективная беседа с ребенком.

Проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?»

(Модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»)

Цель – изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с близкими людьми.

Методика проведения : ребёнку предлагают обсудить по очереди 6 ситуаций

1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы и т.д.), и у тебя плохо получается. Кого ты позовёшь на помощь?

4. Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в семье испытуемого ребенка более значим, кому он доверяет.

(автор Т.И. Пухова, модификация И.В. Худяковой)

Цель — исследование семейного опыта дошкольника и некоторых личностных особенностей ребенка.

Стимульный материал : в игровой ситуации предлагается использовать шесть кукол (медведей), условно обозначающих членов семьи, и набор мебели или пластмассовый конструктор, оперируя которым дошкольник самостоятельно может выступать в качестве режиссера игры.

Сначала воспитатель предлагает ребенку поиграть в «семью». Для этого дошкольнику предъявляется набор персонажей (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка), пластмассовый конструктор, из которого предстоит построить дом, предметы мебели, обстановку для «семьи». Затем взрослый предлагает ребенку выбрать персонажей, которые будут являться членами его семьи.

На этом этапе фиксируется первичный выбор персонажа, наличие персонажа в игровой ситуации, продолжительность действия с ним. За первичный выбор персонажа насчитывается 1 балл, за наличие персонажа в игровой ситуации — 1 балл, за продолжительность действия с ним — тоже 1 балл. Таким образом, максимальная сумма баллов составляет 3 балла. Затем полученные баллы суммируются и данные вносятся в обобщающую таблицу (Условные обозначения: М. — мама, П. — папа, Р. — ребенок, Др. — другие) (см. табл. 1).

Таблица 1. Введение в игровую ситуацию (в процентном выражении)

источник