Меню Рубрики

Анализ воспитания детей дошкольного возраста

Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст.

Анализ программных задач по направлению

трудового воспитания детей дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст

Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Показ, объяснение, помощь, напоминание

Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
_____________________

Теплая водичка
Умоет Тане личико,
Пальчики — Антошке,
Сашеньке — ладошки.
__________________

Хозяйственно бытовой труд

Побуждать детей к самостоятельному выполнению

элементарных поручений: готовить материалы к занятиям » — чети, доски для лепки и пр.),

после игры убирать наместо игрушки, строительный материал.

Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при

дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки, расставлять

хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).

Показ, объяснение, помощь, координирование работы, контроль, упражнение

Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными

в уголке природы и на участке.

Формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми

растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т.д.).

Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения,

растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со

Показ, объяснение, помощь, координирование работы, контроль, упражнение

Мы цветочки рвать не будем,

Пусть растут на радость людям!

Средний дошкольный возраст

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться.

Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в

порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть всегда аккуратными,

Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после

окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.).

Показ, объяснение, помощь, координирование работы, контроль, упражнение, напоминание, взаимооценка, словесное объяснение

Руки мой перед едой,
Грязные руки грозят бедой.

Хозяйственно бытовой труд

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал,

игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

В весенний и осенний периоды приучать детей вместе с воспитателем убирать на

участке мусор, в зимний период расчищать снег.

Формировать умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой:

аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы,

раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Показ, объяснение, помощь, координирование работы, контроль, оценка, распределение работы

Боишься — не делай, делаешь — не бойся.

Вот розан, герань, толстянка,

Закреплять умение поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду,

класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.

Привлекать к подкормке зимующих птиц.

Приучать детей к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).

Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в

трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

координирование работы, контроль, оценка, распределение работы

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Всем зверушкам, птичкам, рыбкам

Всех, друзья, вас очень любим.

Старший дошкольный возраст

Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и

раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости

мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Приучать относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.

Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично

сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к

занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Координирование работы, контроль, упражнение, напоминание, взаимооценка, словесное объяснение

Что такое чистым быть?
Руки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да постричь их поскорей.
Умываться по утрам
И еще по вечерам.
Чисто вымою я уши —
Будут уши лучше слушать.
Отчего блестят глаза?
С мылом умывался я.
Мне еще нужна сноровка,
Чтобы зубы чистить ловко.
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.
Ай, лады, ай, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

Хозяйственно бытовой труд.

Закреплять умение поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем

ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп).

Продолжать закреплять умение самостоятельно наводить порядок на участке детского

сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега; поливать песок в песочнице;

украшать участок к праздникам.

Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.

Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью

сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.

координирование работы, контроль, оценка, распределение работы, соревновательный, словесное объяснение

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.

Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в

уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить поч-. ьу. мыть кормушки, готовить

корм рыбам, птицам, морским свинкам и т. п.

Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию

луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта

Зимой привлекать к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию

зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов,

выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам.

Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву

семян (овощей, цветов), высадке рассады.

Летом привлекать к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок

Координирование работы, контроль, упражнение, напоминание, взаимооценка, словесное объяснение

Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

Бегать, прыгать и играть. Мы по городу гуляем, всё замечаем и наблюдаем!

Работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной,

квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре

бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-

физкультурник, клюющий петушок и др.).

Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка,

закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей

костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Учить детей

создавать объемные игрушки в технике оригами.

Работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок;

пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для

кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя

кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить

контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей,

животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов,

передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна»,

В процессе работы развивать фантазию, воображение. Закреплять умение аккуратно и

экономно использовать материалы.

Показ, объяснение, помощь, словесное объяснение координирование работы, контроль, упражнение

Душу вложишь — все сможешь.

Тот ничего не сделал, кто ничего не начал.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

источник

Анализ программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ

(Из детства – в отрочество:Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 — 7 лет/ , и др.)

Краткая аннотация программы:

Книга представляет собой первую попытку в современной медицинской и психолого-педагогической науке создать комплексную программу для родителей и педагогов, направленную на укрепление здоровья, развитие детей от 4 до 7 лет и подготовку их к школе.

Целостная характеристика программы:

Характеристика с точки зрения проявления индивидуального подхода, тактики, стратегии

§ Детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности.

§ Чувство доверия к миру и окружающим людям у ребенка возникает благодаря любви, заботе, эмоциональной близости главных людей в его жизни – родителей.

§ Родители оказывают большое влияние на личностное развитие ребенка.

§ Родители и воспитатели общими усилиямидолжны обеспечивать малышу двойную защиту, комфорт, содержательную жизнь дома и в ДОУ,отстаиватьинтересы ребенка,оказывать личную поддержку и прийти на помощь, с уважением и пониманием относиться друг к другу.

§ Последовательность планирования педагогом материала определяется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, независимо от уровня исходной подготовленности;

§ Ребенок – уникальная личность: недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого как он нет больше в мире, мы должны ценить его индивидуальность.

§ Взрослые должныовладеть искусством диалога с конкретным ребенком;

§ Важно проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком, восхищаться его инициативой и самостоятельностью,

§ Учитывать точку зрения самого ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции.

Основной акцент авторы делают на то, что, взрослые, воспитывающие ребенка и в детстве и в отрочестве (педагоги иродители), должны правильно построить взаимоотношения с малышом, сделать так, чтобы каждый ребенок смог довериться воспитателю, проникнуть в мир новых людей. Родители, в первую очередь, должны сопереживать малышу, помогать ему добиться нужного результата; должны участвовать в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду.

«Здоровье» – первое направление

I. Обоснование критериев здоровьяребенка 4-7 лет:

1. Наличие и отсутствие отклонений.

Родители и педагоги совместно оценивают здоровье каждого ребенка, выбирают тактику для его формирования. Учет семейного анамнеза для определения и предупреждения риска развития каких-либо отклонений конкретного ребенка – как протекала беременность и роды и др.;

2. Физическое развитие и степень его гармоничности

Упражнения подбираются как для девочек (движения танцевального характера), так и для мальчиков;

Возможность индивидуально судить о состоянии здоровья ребенка по ориентировочным показателям его нервно-психического развития;Проведение индивидуальных бесед с медработниками ДОУ с целью получения информации о своем ребенке, оказания ему своевременной помощи;

4. Степень инфекционной устойчивости организма

Подбор индивидуального темпа обучения, создание специальной индивидуальной программы оздоровления для конкретного ребенка;

5. Уровень функций (постоянство внутренней среды организма

Учет внутренней среды организма каждого ребенка (самочувствие и поведение) по результатам утреннего приема и анкетирования родителей и воспитателей.

1. Режим организуетсяв соответствии с особенностями биоритма («жаворонки», «совы»);

2. Стремление к полной реализации возможности в жизни каждого ребенка (достаточная индивидуальная умственная нагрузка и др.);

3. Длительность сна определяется индивидуальными проявлениямидеятельности мозга ребенка;

1) Следует придерживаться определенного алгоритма приема пищи, которому следуетребенок дома;

2) Учет вкусовых пристрастий, аппетита;

a) Специальное закаливание в условиях семьи для каждого индивидуально;

b) Необходимо тренировать терморегуляции.

Развитие природных потребностей ребенка в разных играх и упражнениях, не подавляя инициативы;

IV. Здоровье и готовность ребенка к обучению в школе.

Оформление карты медико-педагогической готовности на каждого ребенка.

Предлагаемые в данном разделекритерии, предоставляют полноту информации о здоровье ребенка, позволяют родителям разобраться в своем ребенке, помогают выделить неблагоприятныефакторы развития, связанные с проф. деятельностью конкретного родителя (наличие пыли и шума на работе), а также подобрать оптимальные способы оздоровления. Программы составляются в соответствии с состоянием здоровья ребенка.

Особое внимание уделяется вопросам питания и закаливания, где педагог должен учесть индивидуальные особенности конкретной семьи (распорядок дня, пристрастия, ограничения в продуктах питания традиции, и т. д.)

«Развитие» – второе направление

Нацелено на развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению).

· Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка (сострадать, ощущать единство и др.);

· Малейшие положительные сдвиги в игре (поведении, действиях) необходимо поощрять;

· Результат учебной деятельности незаметен – это, прежде всего, изменения в личности самого ученика;

· Умение занять игровую, а не «трагико-драматическую» позицию;

· Необходимо проявлять уважение к личности ребенка, играм, считаться с постепенностью становления игровой деятельности, не ускорять ее;

· В группе создавать условия для свободной самостоятельной игровой деятельности;

· Развивать самостоятельную поисковую деятельность;

· Способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (иметь свое мнение, выбирать друзей, иметь личные вещи, использовать личное время по своему усмотрению и т. д.).

Взрослый стремится создать такие условия для усвоения определенных знаний, которые бы подходили для конкретного ребенка (учавствовать в обсуждении, либо только кратко отвечать на вопросы и т. д.).

В игре давать роли по инициативе ребенка, не заставляя его выполнять не желаемые действия.

Таким образом, проанализировав программу «Из детства в отрочество», можно сделать следующие выводы:

В данной программе прослеживается принцип индивидуального подхода. В данном случае он раскрыт полно, содержательно. В каждом разделе программы мы можем проследить наличие данного принципа.

Понятие «индивидуальности» автор в своей программе не раскрывает подробно, не дает конкретного определения, но указывает на то, что малыш в конкретной семье является личностью, индивидуальностью. Каждый ребенок требует определенного подхода к себе. Поступая в ДОУ, педагог должен создать наиболее благоприятные условия, чтобы адаптационный период прошел без особых трудностей, а в дальнейшем и условия для полноценного развития. Важную роль в данном вопросе занимают родители, так как именно они наиболее близки своему ребенку, знают особенности поведения, предпочтения. Сотрудничество родителя с педагогами позволит лучше понять сущность каждого ребенку, наметить план мероприятий, построить добрые отношения.

Для учета особенностей развития ребенка педагог заполняет бланки учета, и др.

На мой взгляд, программа разработана в полном объёме, вносить дополнения, касающихся индивидуального подхода, не надо.

Преимущества и недостатки.

1. Согласованная работа педагогов ДОУ и родителей воспитанников, возможность обмена информацией о конкретном ребенке;

2. Наличие необходимых материалов, которве обеспечивают целостность пед. процесса;

3. Возможность глубже понять психологические особенности ребенка в данный возрастной период.

1. Большие затраты материальных средств на необходимый материал.

2. Большое количество времени родители должны затратить на сотрудничество с ДОУ;

3. Трудности в реализации индивидуального подхода при большой наполняемости группы.

4. Возможность глубже понять родителями психологические особенности ребенка в данный возрастной период.

источник

Анастасия Бабина
Анализ образовательных программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

I.»Юный эколог» Николаева С. Н.

Задача: формирование осознанно правильного отношения к природе.

1. Организация среды в ДОУ с обязательным учетом экологических особенностей содержания животных и растений;

Читайте также:  Сформированность у детей анализа речи

1. Неживая природа — среда жизни растений, животных, человека;

2. Многообразие растений, их связь со средой обитания;

3. Многообразие животных, их связь со средой;

4. Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания;

5. Жизнь растений и животных в сообществе;

6. Взаимодействие человека с природой

II.»Мы земляне» Вересов, для детей 5-7 лет

Задача: создание условий для выработки смысловых позиций, важнейшей из которых является позиция землянина, наследника, рачительного хозяина и защитника своего дома — Земли.

Особенности программы:

1. Содержание программы построено с учетом принципов развития и проблемного обучения;

2. Логика программы от общего к частному;

3. Принцип обратной связи;

III.»Паутинка» Ж. Л. Васякина — Новикова

Задача: развивать разумное отношение к миру и к себе как к жтелю Земли.

IV.»Надежда» Т. В. Потапова и др.

Задача: формировать потребность уважать свои права и права других живых существ.

V.»Семицветик» В. И. и С. Г. Ашиковы

Задача: культурно — экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности.

VI.»Природа и художник» для детей 4 — 6 лет.

Задача: формирование представления о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности.

Задача: развитие у детей естественно — научного представления и экологической культуры.

Решается с помощью цикла занятий «Мир нерукотворный».

VIII.»Чувство природы» И. А. Рюкбейль для детей 4-6 лет, воспитывающихся в учреждениях дополнительного образования.

Задача: развитие через эмоциональную сферу познавательного интереса к природе и желание общаться с ней.

Особенность: на каждом занятии дети «погружаются в природу» вместе с педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности.

IX.»Наш дом — природа» Рыжова Н. А. для детей 5-6 лет.

Задача: выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

9. Взаимодействие человека с природой

1. Включение в блок обучающего и воспитывающего компонента;

2. Преемственность со школой

Задача: воспитание эмоционально положительного отношения к природе которое должно проявляться в активной деятельности и поступках детей.

3. Домашние животные и дикие звери;

5. Маленькие обитатели планеты;

XI.»Мы» Кондратьева Н. Н. «Азбука экологии«

1. Растения, животные, человек;

2. Приспособление живых существ к среде обитания;

3. Рост, развитие, размножение;

4. Человек и природа, взаимосвязь живых организмов.

XII.»Радуга»,»Мир природы» Гризик Т. И. и др.

Задача: развивать познавательные процессы, формировать отношение к окружающему миру.

Материал разделен по возрастам.

XIII.»Кроха» ранний детский возраст, Е. Ф. Терентьева — автор раздела.

Задача: приобщение малышей к природе.

В программе даются рекомендации о том, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны.

XIV.»Истоки», познание окружающего мира — «Природа и ребенок».

Задача: развитие познавательного интереса к природе.

Имеет разделение по возрастам, поэтому задачи нет, она определена для каждого возраста.

Анализ программ дошкольного образования по воспитанию интереса к этнокультуре средствами народной педагогики В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определённые перемены: обновление содержания образования и воспитания.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Воспитатель: 1 кв. категории Путиловой М Е. «У ребенка необходимо.

Конспект прогулки в лес детей старшего дошкольного возраста Конспект прогулки в лес по экологии старшего дошкольного возраста. Цель: Закрепить знания о лесных богатствах. Учить отгадывать и загадывать.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зоопарк» Цель: • Систематизировать представления детей о многообразии животного мира нашей планеты. • Развивать умения классифицировать животных.

Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Знакомство с комнатным растением» Программное содержание: 1. Познакомить детей с новым растением каланхое, дать сведения о строении, размножении, пользе, уходе за ним. 2. Развивать.

Конспект ООД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Земля — наш общий дом» ООД по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста на тему «Земля — наш общий дом» Программное содержание: Формировать бережное.

Открытое занятие по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Открытое занятие по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста на тему : «Зимующие птицы» Актуальность занятия.

Положение о конкурсе образовательных программ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения конкурса в номинации «Лучшая образовательная программа» МБОУ ДОД.

Занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с Красной книгой природы» Занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Подготовила и провела воспитатель Охапкина Н. И. Тема: Знакомство.

источник

Программа «Детство» Логинова В.И.

Ребенок в мире художественной литературы.

Л.М. Гурович, Н.А. Курочкина, А.Г. Гогоберидзе, Г.В. Курило

Старший дошкольный возраст — качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями.

Отличие программы «Детство» от других программ в разделе художественная литература для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Характерным становится избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги, прочесть любимое стихотворение. Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах исполнительской деятельности.

Важнейшая задача воспитания детей — это поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению.

Для решения этой задачи следует воспитывать новые по сравнению с предшествующим периодом умения и способности, которые помогают детям старшего дошкольного возраста в понимании произведений литературы:

Познавательные и речевые умения. Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали и др.). Воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), давать оценку действиям и поступкам героев.

Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение и др.), осознавать некоторые виды комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.

Отношение к прочитанному у старших дошкольников внешне выражено не так ярко, как у малышей, но вместе с тем оно приобретает значительно большую осознанность, глубину и устойчивость. Эмоциональный отклик, вызываемый книгами, Обогащает духовный мир детей, готовит их к реальной жизни усиливая свойственный этому возрасту интерес к внутреннему миру людей, помогая видеть драматическое и комическое В жизни, с юмором относиться к Некоторым житейским ситуациям.

Литературный опыт активно используется детьми в их творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок, стихов, загадок, игр.

1. дети стремятся сохранить в творческих пересказах стилистические и жанровые особенности произведения;

2. использовать в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра:

при сочинении сказок, например, — традиционные зачины, концовки, постоянные характеристики героев: «лисичка-сестричка», «добрый молодец», «лягушка-квакушка» и др.

при создании загадки — сравнения, эпитеты, метафоры, ритмическое строение текста и т.д.), придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску, находить точное, выразительное слово.

В программе «Детство» представлены уровни, ее освоения, с помощью которых воспитатели и родители могут определить соответствующий каждому ребенку:

Низкий, ребенок предпочитает слушанию чтения другие занятия. При восприятии литературного произведения устанавливает связи между отдельными фактами без проникновения в подтекст. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Ребенок пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах художественной деятельности. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает.

Средний. Ребенок способен устанавливать наиболее существенные связи в текстах с динамичным содержанием, испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (познавательная книга, лирическое стихотворение, басня и др.). Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Охотно принимает участие в играх, драматизациях, литературных развлечениях как исполнитель, но не проявляет творческой инициативы.

Высокий. Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Верно осознает мотивы поступков героев, видит их переживания, мысли, чувства. Проявляет внимание к языку литературного произведения. Активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности, творчески активен.

Программа «Предшкольная пора» Виноградова Н.Ф.

Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение.

Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:

социальная цель-обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего «школьного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

развитие эмоционально-положительного отношение ребенка к школе, желания учиться;

формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен прежде всего определяться тем, что они — дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.

Авторы проекта обратили особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Исходя из этого, программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.

Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:

реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

учет потребностей данного возраста, опора на; игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;

сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе; к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;

развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

В нее входят: программа обучения и развития (для групп подготовки к школе детей с 5 лет); средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги), методические пособия и рекомендации для педагога по каждому разделу.

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»: Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»; Салмина Н.Г., Силънова О.В., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;

Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»; Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой»; Куликова Т.А. «Что, где, почему?»; Козлова С.А. «Отправляемся в путешествие».

Тематика научно — познавательной литературы: «Профессии», «Мебель», «Животные», «Насекомые», «Птицы» и др. Рассказы, сказки, считалочки.

Дидактический материал: предметные картинки с изображениями, мягкие игрушки, плакаты — схемы, наборы игрушек «Животные», «Насекомые», «Птицы» и др.

Программа «Из детства в отрочество» Гриценко З.А.

Программа «Из детства в отрочество» — комплексная и охватывает возраст от 4 до 7 лет. Создана для того чтобы воспитатели дошкольных образовательных учреждений могли взаимодействовать с родителями, и была создана программа «Из детства — в отрочество».

В программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и детского сада по двум направлениям — «Здоровье» и «Развитие».

Первое направление — «Здоровье» — обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие.

Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования.

Второе направление — «Развитие» — нацелено на:

развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению);

приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Каждое направление имеет вводную и основную части. Вводная часть носит публицистический характер. Ее цель — привлечь внимание родителей и педагогов к проблемам, связанным с воспитанием, здоровьем и развитием детей, и обосновать необходимость использования определенного содержания образования. В этой части программы как можно короче и доступнее будут изложены только те психолого-педагогические условия, которые необходимы для реализации непрерывного образования, т.е. плавного, безболезненного перехода ребенка из ДОУ в школу.

В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении, для того чтобы обеспечить формирование здоровья, воспитание и полноценное развитие ребенка на этапе дошкольного детства.

Для реализации программы создан комплект методических материалов для родителей и педагогов, обеспечивающий целостность педагогического процесса, позволяющий осуществить согласованный подход по всем направлениям взаимодействия взрослого с ребенком. В нем дано годовое планирование работы с детьми, но последовательность планирования педагогом материала определяется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их здоровья, интенсивности и темпа их продвижения, независимо от уровня исходной подготовленности.

В название программы авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами.

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Период отрочества закрепляет достижения детства и использует их. При этом педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых, воспитывающих ребенка и в детстве, и в отрочестве, в первую очередь зависит, как будет протекать его развитие в самом трудном подростковом возрасте. Правильно построить взаимоотношения с подростком трудно, а зачастую и невозможно, если они не сложились гораздо раньше — в детстве.

Читайте также:  Сделать сравнительный анализ игр детей разных поколений

Путь из детства в отрочество ребенок проходит с родителями, воспитателями и учителями начальной школы.

Критерии достижения положительного результата в работе по программе родителям и педагогам необходимо:

1. осознать, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться друг к другу;

2. помнить о том, что ребенок индивидуальная личность (индивидуальность);

3. знать, что в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;

4. родителям внушать ребенку доверие к педагогам и активно участвовать в делах группы;

5. педагогам учитывать пожелания и предложения родителей;

6. всем участникам педагогического процесса внимательно изучить программу и комплект пособий к ней.

Художественная литература, общение ребенка с книгой организовано как процесс, доставляющий удовольствие, вызывающий интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души. Развитие интереса к книге должно стать приоритетной задачей в системе образования дошкольников.

Согласно программе знакомство с детской литературой происходит на занятии (одно занятие в неделю) и ежедневно в свободной форме. Домашнее чтение имеет только свободную форму и также должно быть ежедневным.

Предлагаются четыре основных вида занятий:

1) тематическое, где предполагается приобщить дошкольников к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их, детской, жизни;

2) теоретическое, где происходит знакомство детей с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста;

3) творческое, основной целью которого является развитие творческого потенциала дошкольников;

4) аналитическое, где на доступном детям уровне анализируется текст с целью более глубокого проникновения в его смысл и художественную сущность.

Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению, как материалу для решения психолого-педагогических задач и воспринимать детскую литературу как самостоятельный специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов работы с текстом, кроме вдумчивого выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка прежде всего находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, театрализация, викторины, конкурсы и т.д.), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

Выводы. Делая анализ современных программ развития и воспитания детей в детском саду. Нами было выявлено по каждой программе в отдельности:

Программа «Детство» — является комплексной образовательной программой. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики.

В разделе «Ребенок и книга» т.е. художественная литература имеет задачу, умения с помощью которых она решается. В ней представлены уровни усвоения программы, при помощи которых родители и воспитатели могут определить уровень ее усвоения каждым ребенком. Имеет рекомендуемый список литературы и сборников для чтения детям. Направлена на совместную работу родителей и педагогов.

Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение.

Программа имеет: две цели, ряд задач, которые в ней решаются.

Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе принципов.

В нее входят: программа обучения и развития (для групп подготовки к школе детей с 5 лет); средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги), методические пособия и рекомендации для педагога по каждому разделу.

Программа «Из детства в отрочество» — комплексная и охватывает возраст от 4 до 7 лет.

В программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и детского сада по двум направлениям — «Здоровье» и «Развитие».

Каждое направление имеет определенную цель. В программе предусмотрен комплект методических материалов для родителей и педагогов. Дается определение «детство» и «период отрочества». Также имеет критерии достижения положительных результатов.

В разделе художественная литература деятельность с книгой организована, как процесс, который доставляет удовольствие детям в первую очередь.

Знакомство с детской литературой проходит через занятия, представлены виды основных занятий.

Положительное общее программ: в них предложены конспекты занятий по литературе. Расписаны цели и задачи воспитателей при приобщении детей к литературе. Даны рекомендации родителям, как вырастить грамотного читателя.

В этих программах продолжается работа по формированию у детей интереса к книге, к художественной литературе. Ежедневно дети должны иметь возможность в дошкольном учреждении, так и дома самостоятельно заниматься с книгой: рассматривать ее, пытаться читать, рисовать иллюстрации к известным текстам, приводить в порядок библиотечную зону или книжный уголок. Направлены на совместную, неотрывную деятельность родителей детского дошкольного учреждения. Даны рекомендации к эффективному достижению совместной работы педагогов и родителей.

Отрицательное программ «Детство», «Предшкольная пора», «Из детства в отрочество», заключается в том, что в них очень мало уделяется внимания разделу научно — познавательная литература. Работа по ознакомлению и приобщению детей к чтению этих книг, проходит только через занятия, они практически не введены в круг детского чтения. В этих программах все внимание принадлежит ознакомлению детей с художественной литературой и литературой вообще.

источник

Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ для дошкольного образовательного учреждения

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 1420 раз

Фролова Ю. Р. Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ для дошкольного образовательного учреждения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 62-65. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4576/ (дата обращения: 22.10.2019).

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных образовательных программ для обучения и воспитания детей. Методы и формы работ в процессе образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям.

Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой с целью их воспитания и развития освещается не в каждой программе. В основном авторы программ используют произведения детской литературы для определенных педагогических целей: умственного развития, воспитания коллективизма, экологического воспитания и др. При этом литература не всегда рассматривается как явление искусства, к которому надо приобщать дошкольников.

Наибольший интерес для нас представляют программы, предполагающие реализацию таких задач, которые связаны с воспитанием грамотного читателя и реализующие следующие цели:

— формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

— формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

— развитие литературной речи;

— приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

— развивать способность слушать литературные произведения разных жанров;

— принимать участие в рассказывании знакомых произведений;

— формировать потребность слушать чтение и рассказывание.

Каждая из программ, анализ которых будет представлен ниже, своеобразно подходит к литературному развитию дошкольников. Рассмотрим некоторые из них.

Раздел «Ребенок и книга» программы «Детство» (авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.), одной из главных задач которой является воспитание основ литературного развития детей, становления их как будущих читателей, достаточно глубоко и методически интересно освещает данную проблему. Содержание раздела направлено на воспитание у детей интереса и любви к книге, умение ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. На протяжении всего дошкольного детства воспитывается тяготение детей к постоянному общению с книгами, обучение их ориентировке в содержании и стиле произведений (сказочных, приключенческих, исторических, лирических, фантастических и др.) Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения литературы как искусства слова, развитием их художественно-речевой деятельности. Программа предлагает использовать следующие формы работы: ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок. При создании сказки используются ее специфические особенности, зачины, концовки; при сочинении загадок — выразительно-изобразительные средства: сравнения, эпитеты, метафоры; ритмическое строение текста. Практикуется совместное обсуждение прочитанного, пересказы детьми произведений.

В специальных методических пособиях, которые опубликованы авторским коллективом программы, раскрываются содержание и особенности работы с детьми всех возрастов по приобщению их к книге. Также можно познакомиться с рекомендациями для литературного образования ребенка в семье: подбор домашней библиотеки для ребенка, организация литературных игр и домашних спектаклей и т. д. В целом можно сказать, что программа «Детство» очень широко и открыто решает задачи воспитания грамотного читателя в дошкольном учреждении.

Выделяется из общего ряда программа «Развитие» (авторы А. А. Венгер и О. М. Дьяченко), основными целями которой являются: развитие умственных и художественных способностей ребенка; специфических дошкольных видов деятельности на основе обучения наглядному моделированию. Программа включает серьезную объяснительную записку и детальную характеристику работы.

В организации работы с детской книгой выделяются три направления: ознакомление с художественной литературой; освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; построение наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации.

При ознакомлении с художественной литературой предусматривается развитие эмоциональной сферы ребенка, усвоение им морально-этических норм, при работе с детской книгой: чтение стихов, сказок, рассказов; бесед о прочитанном; игровые драматизации.

Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности авторы предлагают через знакомство детей со средствами выразительности звуковой стороны речи: эпитетами, сравнениями и т. д. С этой целью рекомендуется проводить такие формы работы, как беседа о прочитанном, описание картинок, персонажей произведений причем, в старшем дошкольном возрасте предлагается отмечать наглядные признаки: форму, цвет, но и эмоциональные характеристики: грустный, веселый и др.; дидактические словесные игры, пересказы, выразительное чтение, заучивание, драматизация, сочинение новых сказок.

Для построения наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации рекомендуется отбирать материал из детских книг и хрестоматий в соответствии с принципами усложнения и соответствия временам года.

Следующая программа, в которой предполагается большая работа по приобщению к книге ичтению ребенка, программа «Радуга» (авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.). В разделе «Приобщение к книге» предлагается ежедневно читать детям произведения детской литературы. Одними из основных критериев отбора произведений для чтения является понятность и доступность т. е. содержание и поступки героев должны быть близки и понятны детям.

В программе обосновывается необходимость чтения детям произведений разных жанров: сказок — народных и авторских, малых форм фольклора, юмористических произведений, игровых и лирических стихотворений и т. д. и ставятся определенные педагогические задачи:

— извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей;

— при чтении стихотворений, при драматизациях совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жесты, мимика);

— развивать интерес детей к детской литературе;

— совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений;

— учить состраданию по отношению к персонажам, вызывать радость у детей от встречи с добрым и красивым миром детской книги;

— развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка;

— учить замечать жанровые особенности произведений сказки, рассказа, стихотворения.

Особое внимание в программе уделяется организации книжного уголка. Предлагается привлекать детей для отбора книг для рассматривания и слушания, вызывать их на разговор о содержании книжного уголка, учувствовать в подготовке выставок и т. д.

Комплексной программой для дошкольного образовательного учреждения является программа «Из детства в отрочество», над которой работал временный научный авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой. По мнению авторов, развитие у детей интереса к чтению начинается задолго до того, как ребенок сам научится читать. Необходимо систематическое чтение, и лучше всего начинать со сказок, поскольку им принадлежит особое место в развитии дошкольника: они эмоционально близки ребенку и составляют особый мир, который наиболее активно воспринимается детьми. В программе широко представлены разные виды и жанры литературных произведений. Ежедневно читать детям определенную программой литературу; стараться увлечь детей чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса; во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; организовать библиотеку, в которой можно брать книги для чтения детям дома; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой — так звучат задачи литературного образования детей.

Вызывают интерес советы родителям, а именно: относиться к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми; создавать в семье условия для слушания, не отвлекать ребенка; читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению; обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации. Пути реализации данных задач отражены в методических пособиях 3. А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго», «Положи твое сердце у чтения», «Ты детям сказку расскажи». Автор говорит о необходимости ежедневного чтения детям (не менее 30 минут в день) и предлагает не только план проведения еженедельного ознакомления с детской литературой, но и указывает общие задачи, предлагает содержание видов непосредственно образовательной деятельности: тематической (приобщение детей к ведущим темам детской литературы); теоретической (знакомство с доступными возрастным особенностям детей теоретическими понятиями); творческой (с целью развития литературного творчества детей); аналитической (анализ текста с целью глубокого проникновения в его смысл).

Автор напоминает, что такое эпитет, рифма, сказка, какие виды сказок существуют, при этом рекомендует соответствующую литературу, к которой можно обратиться, что в свою очередь, существенно облегчает работу педагога. Весьма разнообразны формы, методы и приемы работы: здесь и подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя, и пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте, и выразительное чтение воспитателя, и «письмо», якобы адресованное детям автором произведения. Также предлагаются игры: «Библиотека», «Книжкина больница», игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах деятельности — рисовании и лепке.

Для родителей советуют оформлять «информационные листки», в которых сообщается о том, что читали детям в детском саду и содержатся рекомендации к домашнему чтению.

Особенно хотелось бы отметить необычность программного подбора литературного материала: последовательно и логично представлена литература разных эпох. Интересны вопросы при анализе произведений: они обращены к душе ребенка, к его чувствам. Литературное образование происходит постепенно и незаметно. Ребенок ступенька за ступенькой постигает сложное творение — произведение искусства слова.

Таким образом, анализ образовательных программ для дошкольных учреждений по проблеме ознакомления дошкольников с художественной литературой выявляет не только особенности каждой программы, но и разнообразные подходы к организации педагогического процесса по проблеме в детском саду. Независимо их объединяет от индивидуальности каждой программы, не только желание раскрывать творческий потенциал ребенка, но и содействие становлению его как настоящего читателя.

Необходимо сказать, что главными условием осуществления эффективного руководства знакомством дошкольников с художественной литературой является прежде всего литературная образованность самого педагога. Не в меньшей степени значим и фактор образования родителей, который проявляется в покупке книг для детей, в формировании домашних библиотек. Очень точно подметил А. Токмаков, что «…детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!»

Читайте также:  Семья глазами ребенка анализ рисунка детей

1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

2. Образовательная программа «Развитие»/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др. М.: ГНОМ, 2000.

3. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. М.: Просвещение, 2010.

4. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет/ Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. И. Голубева и др. М.: Просвещение, 2006.

источник

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических. К числу таких комплексных программ относятся: «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Кроха», «Одарённый ребёнок», «Из детства — в отрочество», «Детский сад — дом радости», «Гармония развития», и др., и ряд парциальных экологических программ: «Мы», «Планета — наш дом», «Живая экология», «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду», «Мир вокруг нас», «Я — человек», «Жаворонок», «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Существующие программы содержат разделы, в рамках которых осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Сравнительный анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников нашёл отражение в таблице 1.

Сравнительный анализ программ по экологическому воспитанию и образованию дошкольников

Основные задачи программы

Приобщать детей к миру природы, содействуя появлению ярких, эмоциональных впечатлений, конкретных представлений: о растениях, о животных, о природных явлениях. Содействовать развитию у детей наглядно-действенных способов познания и опосредованных; замечать видимые зависимости в природе. Направлять детей на восприятие эстетического своеобразия объектов природы. Учить замечать состояние растений, настроение животных, вызывать желание не мешать, защитить, позаботиться. Побуждать детей к проявлению бережного заинтересованного отношения к природе разными способами: словом, мимикой, жестом, приобщать к соучастию в уходе за объектами природы.

Эта программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду, предусматривает и их экологическое воспитание. В разделе «Развитие ребёнка в общении с природой» автор даёт рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ как в помещении, из окна, так и на прогулках.

Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения. Помогать освоить навыки и умения по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы. Учить анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объект природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.

Эта программа с экологическим уклоном. Программа «Детство» станет особенно ценной, если в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», без ущерба для главной идеи экологического воспитания дошкольников, уменьшить количество обобщенных представлений. Следует иметь в виду также, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребенок познает конкретику мира и не стремится к обобщениям.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» — комплексная программа

Уточнять и углублять знания о растениях, животных и природных явлениях. Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, растений (питание, рост, развитие). Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса. Развивать гуманное эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру. Формировать потребности заботиться о чистоте своей группы. Познакомить с природными факторами, влияющими на здоровье человека. Формировать привычки рационально использовать воду. Выработать умения правильно взаимодействовать с окружающим миром. Развивать познавательный интерес к окружающему миру. Формировать эстетическое отношение к миру.

В программе предусмотрено максимальное содействие становлению ребёнка как личности, развитию активности детей в учебной и внеучебной деятельности. Программа составлена по возрастным группам и охватывает четыре периода (до 2 лет, от 2 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 7 лет). Экологическое воспитание осуществляется на занятиях, в процессе наблюдения, целевых экскурсий, чтения, игр, трудовой и продуктивной деятельности. В программе разработано содержание детских праздников, развлечений. Определены примерные уровни развития (результаты).

«Истоки» — комплексная программа

Психолого-педагогический коллектив исследователей Центра «Дошкольное детство»

Знакомить детей с многообразием живого мира (растения, животные). Развивать интерес и стремление к наблюдению за поведением животных. Формировать общее представление о насекомых, об их развитии. Формировать умение различать насекомых (бабочки, жуки, стрекозы, кузнечики и т. д.). Развивать представления о естественных причинах природных явлений и их связях. Формировать бережное и ответственное отношение ко всему живому.

Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Авторами программы показано, что познавательные возможности детей велики. Однако задачи развития в познании природы сформулированы неконкретно.

«Развитие» — комплексная программа

Помочь детям 4-5 лет понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе, познакомить с нормами и правилами поведения по отношению к животным и растениям. К 6 годам познакомить их с окружающей природой (ближайшей), помочь осознать первые простые закономерности: сменяемость времён года и изменения, происходящие в жизни растений и животных в зависимости от наступившего сезона. Детей 6-7 лет знакомить с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле. Учить сознательно относиться к природе, закладывать основу экологической культуры.

Программа «Развитие» имеет раздел «Ознакомление с природой» — является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей в природе. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям в природе, в старшей — растительному, а в подготовительной — животному миру. Таким образом, можно сказать, что в программе имеется тенденция к экологическому воспитанию дошкольников. [34, стр.59-60]

«Радуга» — комплексная программа

Развивать познавательные процессы. Формировать отношение к окружающему миру. Расширять представления о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Знакомить детей с «портретом» каждого месяца (сезонные наблюдения), с историей создания часов, календарей, глобуса. Учить детей созерцать природу, эмоционально откликаться на её состояние, осмысливать увиденное.

Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе, по замыслу Т.И.Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

«Мы» — парциальная программа

Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок

Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней. Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами. Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Ядром содержания программы «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях.

«Наш дом — природа» — парциальная программа

Обеспечить преемственность в экологическом воспитании дошкольников с начальной школой. Формировать целостный взгляд на природу и место человека в ней. Формировать первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью. Развивать представления о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Развивать личность ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Программа разработана в целях образования детей старшего дошкольного возраста. Обеспечивает преемственность с обучением в начальной школе по курсам «Окружающий мир» и «Природа». Программа «Наш дом — природа» состоит из десяти блоков. Программа имеет методическое обеспечение — разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом.

«Юный эколог» — парциальная программа,

программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном.

Формировать у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Дать детям элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ. Раскрывать взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Прослеживать роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. Раскрыть взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Показать разные формы взаимодействия человека с природой.

Программа включает две подпрограммы — программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых.

«Паутинка» — парциальная программа

Формировать у детей основы планетарного мышления. Воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля. Знакомить детей с разными формами взаимодействия двух систем — человека и животных (внутри них и между собой), показывать оптимальные пути их взаимопроникновения. Формировать у детей знания о структурах, входящих в понятие биосфера: литосфера (почва), гидросфера (вода), атмосфера (воздух), и влияние биогеоценоза на формирование этноса. Учить детей прослеживать временные изменения, происходящие в мире, упорядочивающие образ жизни людей на планете. Раскрывать взаимосвязи животного (фауна) и растительного мира (флора) со средой обитания.

Программа предлагает новую оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий. Представлена четырьмя блоками: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?». Через познание своего «Я», своих жизненных потребностей ребенок постигает многообразие взаимоотношений природы и людей. Предназначена для работы с детьми всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

«Семицветик» — парциальная программа.

Показать красоту и разнообразие четырёх царств природы, зависимость друг от друга и взаимодействие, что в них общего и в чём различие, каковы их основные свойства. Рассказать детям о небе, показать жизнь неба, без которого не может быть жизни на Земле, таким образом, формировать основу целостного восприятия мира, ощущения и осознания связи земли и неба, своей связи с единым миром. Окружить ребёнка красивыми образами Искусства; рассказать, как они создавались; учить замечать особые приметы красоты, ценить красивое и прекрасное и стремиться создать своими руками что-то красивое и полезное. Формировать в сознании ребёнка высокий образ Человека на примере людей, их жизни и подвигов (легенды, мифы, былины, сказания, жизнеописание великих Святых и Подвижников).

Программа нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают: от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке — его внутреннем мире и созидательных поступках.

«Мир вокруг нас» — парциальная программа.

Формировать системные представления об окружающем мире, роли и человека в нём. Приобщать детей к планетарному мышлению. Знакомить детей с культурными ценностями и культурными центрами. Подготовить к полихудожественным формам восприятия искусства, знакомить с языком изобразительного искусства, музыкой, хореографией, театром, литературой. Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям, нравственную оценку — отношениям, поступкам. Формировать навыки и умения вести беседу, выражать своё отношение к миру посредством искусства.

Идея программы — проявление многообразия форм жизни, целесообразности и красоты всего живого, взаимозависимость, взаимосвязь, целостность. Принципы программы: гармония и красота, сотрудничество и единство требований, интеграция, целостность, постепенность погружения в проблему. Состоит из трёх комплексов: «Мир вокруг нас» (6-8 лет), «Красота окружающего мира» (8-9 лет), «Земля- планета людей» (9-10 лет). Материал каждого комплекса разбит на три блока.

Анализ программ дает повод задуматься над их эффективностью, их реальным влиянием на практику воспитания детей в дошкольных учреждениях.

В последние годы появилась новая тенденция: воспитатель или методист по своему усмотрению выбирает наиболее для него понятные фрагменты из программ разных авторов и комбинирует их по собственному усмотрению. В результате такого подхода зачастую искажается первоначальный замысел автора дополнительной программы и ее цель, меняется логика изложения материала. В худшем случае в таких комбинированных программах обнаруживаются не только логические, но и фактические ошибки, кочующие из одного пособия в другое. Естественно, воспитатель должен иметь право выбора программы и ее адаптации к условиям конкретного региона и дошкольного учреждения (вариативная составляющая программы), однако в любой программе существует и инвариантная составляющая, которой следует придерживаться неукоснительно. При необходимости представляется возможным комбинирование разных программ, однако, на базе одной программы (одной идеи). В этом случае за основу выбирается оптимальная для данного коллектива программа, сохраняется логика изложения и подачи материала, ее структура, однако в качестве отдельных модулей могут быть включены соответствующие по содержанию фрагменты других программ [7].

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. В данном случае необходимым условием выступает непрерывное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

источник