Меню Рубрики

Анализ сказки курочка ряба для детей

Екатерина Сапежинская
«Курочка Ряба»: в чем мораль сказки?

1. Сказку о Курочке Рябе знает каждый, но читатель порой и не подозревает, что у неё есть автор — Ушинский Константин Дмитриевич. Он взял для букваря лишь канву- идею из русской народной сказки. Назвал курочку-рябушечку Рябой, придумал уникальную историю с золотым яйцом и радостным окончанием.

2. Над содержанием сказки и её смыслом уже более 150 лет ломают голову, пытаясь ответить на противоречивые вопросы (не в колодце, а в роднике истина, сравнивают яйцо с Солнцем и Луной, с планетой Земля и т. д.

Наша цель — попытаться раскрыть и понять многослойность содержания сказки «Курочка Ряба».

3. Владимир Яковлевич Пропп видел в композиции сказки вообще и сказки про курочку Рябу в частности комическую природу. Учёный говорил о ничтожности событий, стоящих в начале сказки. «Ничтожность этих событий иногда стоит в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой (начало — разбилось яичко, конец — сгорает вся деревня)».

4. Сказочный сюжет «Курочка Ряба» известен в восточнославянском фольклоре, в фольклоре поляков, румын, литовцев и латышей. В румынских и части литовских вариантов причина горя не связана с яйцом.

5. Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой.

Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом мифологического представления.

6. По Людмиле Григорьевне Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхний мир — золотое космическое яйцо. Двойственность переживания, характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном.

7. Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом».

8. Марина Евгеньевна Вигдорчик в статье «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений» пишет: «Золотое яйцо, снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. […] Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая «мышка» достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха, которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них «Курочке Рябе«

Фотоотчет об инсценировке сказки «Курочка Ряба» Фотоотчет об инсценировке сказки «Курочка Ряба» Цель: Развитие творческого потенциала в период самого раннего детства Создание благоприятных.

Фотоотчёт об инсценировке сказки «Курочка Ряба» Дорогие коллеги! Сказку мы инсценировали в 2014 году, но возможность поделиться с вами появилась только сейчас. Инсценировки всегда приносят.

Фотоотчёт о театральной постановке сказки «Курочка Ряба» Постановка сказки «Курочка Ряба» детьми средней группы в рамках Театральной недели в Детском саду. Проведение Театральных недель стало уже.

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» на новый лад в старшей группе ДОУ Инсценировка сказки «Курочка Ряба»(на новый лад) Ведущая Дед Бабка Курочка Ряба Мышка Здравствуйте ребята!. Сейчас мы с вами послушаем.

Конспект занятия по театральной деятельности в форме инсценировки сказки «Курочка Ряба» Конспект занятия по театральной деятельности Инсценировка сказки «Курочка Ряба» Цель: Учить детей из несложных действий создавать сюжет,.

Рассказывание сказки с использованием настольного театра «Курочка Ряба» Цели: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте (виде) и в обычном пересказе. — Воспитывать интерес к народным сказкам. — Развивать.

Сценарий сказки «Курочка Ряба» сценарий сказки » Курочка ряба» в подготовительной группе Цель: Показать театральное мастерство, яркость эмоций, актёрские навыки детей,.

Театрализованное представление по сказки «курочка ряба» автор Толстой А. Н. Все дети от мала до велика любят народные сказки не только слушать но и смотреть, и мы с музыкальным преподавателем Голубенко Т. Н., Масловой.

«Угостим курочку зёрнышком» театрализованный показ русской народной сказки «Курочка Ряба» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, восприятие.

Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» (первая младшая группа) Электронное пособие –рассказывание русской народной сказки «Курочка ряба» (Первая младшая группа)воспитатель ГБОУ ООШ№21, структурного подразделения.

источник

  • Кулинария (7694)
  • выпечка сладкая (2184)
  • Салаты, закуски (1382)
  • Выпечка несладкая (1254)
  • Горячее. Мясо, птица (809)
  • Десерты (790)
  • Заготовки, консервация (680)
  • Околокулинарное (496)
  • Горячее. Сложносочиненное (474)
  • Горячее. Овощи, грибы (461)
  • Напитки (405)
  • Супы (333)
  • Горячее. Рыба, морепродукты (332)
  • Крупы. Каши. Макароны (263)
  • Соусы, приправы (262)
  • Обрядовая кулинария (221)
  • Просто и со вкусом (175)
  • Кулинарное украшательство (143)
  • Лаваш (111)
  • Мультиварка (61)
  • Микроволновка (4)
  • Вязание (5210)
  • Узоры крючком (2421)
  • Одежда, обувь, аксессуары (1843)
  • Узоры спицами (1767)
  • Для домашнего уюта (964)
  • Книги, журналы (593)
  • Игрушки (582)
  • Полезности для вязания (467)
  • Ирландское кружево (228)
  • Рукоделие (3369)
  • Ткань (1073)
  • Нитки, ленты, тесьма, шнур, шерсть (596)
  • Вышивка разная (485)
  • Бумага (469)
  • Разное (422)
  • Бисер (373)
  • Коробочки, шкатулки, рамки, вазочки (313)
  • Мыло, соли, свечи, косметика (129)
  • Лепка (121)
  • Журналы, книги, ссылки (99)
  • Оформление подарков (97)
  • Про тело (3235)
  • здоровье (1766)
  • красота (786)
  • похудейка (477)
  • фитнес (464)
  • всяко-разно (366)
  • не стареть (295)
  • массаж (179)
  • эротично (11)
  • Вышивка (3148)
  • Интересно! (1786)
  • Красиво! (1640)
  • Хозяйские секреты (1460)
  • Дача (459)
  • Чистим, моем, убираем (362)
  • Полезности (355)
  • Домашнее озеленение (183)
  • Одежда (150)
  • Домашнее украшательство (135)
  • Домашний праздник (67)
  • Вещехранилище (45)
  • Магия (1295)
  • Про душу и мозги (886)
  • Игрушки (753)
  • Кошки (687)
  • Котоматрицы (328)
  • Кото- фото, живопись, скульптура (117)
  • Про котов и кошек (105)
  • Кото- рукоделие (58)
  • Красиво сказано о кошках (48)
  • Кото-видео (42)
  • Кошачья магия (18)
  • Про комп (547)
  • лечение, полезности (231)
  • программы (121)
  • поиски, сайты (113)
  • разности (98)
  • фотошоп (60)
  • фотредакторы, генераторы он-лайн (36)
  • обменники (19)
  • Юмор (545)
  • Музыка (517)
  • Про блог (440)
  • Про ЛиРу и блог (135)
  • Делаем пост (133)
  • Картинки, смайлики (114)
  • Разделители, рамки, фоны (64)
  • Заработок на блоге (10)
  • Афоризмы, цитаты (276)
  • Видео (144)
  • Мои хвастушки (2)

Давно интересовал смысл сказки «Курочка Ряба», а он оказывается есть .

Известная детская сказка:

Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое».

Знакомая сказка?

А теперь проверим себя:

— Дед и Баба хотели разбить яйцо?

— Если хотели, то почему плакали, когда оно разбилось?

— Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?

— Что было в яичке, когда оно разбилось?

— Как часто Вы задумывались над ситуацией сказки, когда рассказывали её ребёнку?

— Зачем Вы рассказываете те или иные сказки, если они всегда полны противоречий?

— Чего Вы ожидаете от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребёнком, мы не задумываемся о том, что реально делаем. А потом удивляемся, почему он растёт такой, когда мы его воспитывали совершенно по-другому. Особенно аккуратными надо быть именно со сказками. Нет ни одной сказки, которая не несла бы в себе чрезвычайно МОЩНЫЙ психологический смысл (чаще всего в сказке бывает даже не одно «второе дно», а три — четыре). Причём информация, заложенная в сказках, несет в себе послания, имеющие гораздо большее влияние, чем все слова, сказанные ребёнку прямо. Как Вы думаете, почему даже существует такое направление в психологии, как сказкотерапия? Именно потому, что сказка способна оказывать на развитие, установки и мировоззрение ребёнка колоссальное влияние. А Вы знакомы со смыслом и «посланием» тех сказок, которые Вы рассказываете ребёнку?

« Итак, про Рябу.

Сказка — всегда метафорическая модель Космоса (не Космоса в прямом смысле, а в смысле Жизни, Мироздания). Она несёт в себе знания о том, как устроен мир и как себя надо в нем вести — опять же в метафоричной форме.

Перейдём к анализу Рябы.

Дед и Баба — модель семейных отношений, но не с информацией о взаимоотношении полов (тогда была бы молодая семья), а с информацией о Всех Людях, Живущих Вместе. У них есть некоторые ресурсы, опыт, знания. В частности, у них есть курица. Они вполне ожидают от неё предсказуемых действий: она должна нести яйца. Но вдруг курица несёт не простое яйцо, а золотое. Что это означает? Во-первых, жизнь сама решает, когда и какие сюрпризы нам преподносить. И это не зависит ни от статуса, ни от суеверий, ни от человека. В жизни есть место случайностям. Золотое яйцо здесь — как шанс, как возможность, как Событие. Но старики, будучи боязливыми, ПЕРВОЕ, ЧТО ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ С НЕИЗВЕСТНЫМ — УНИЧТОЖИТЬ. Потому что новое — всегда страшное. (Ведь можно было бы отложить яичко и посмотреть, что из него вылупится, например). И тут появляется Мышь. Очень часто в сказах мышь символизирует Случай, Руку Бога, Судьбу. Мышь отбирает у стариков (Всех Людей) то, чем они не умеют пользоваться. Поэтому Дед и Баба начинают плакать.

Но что на это им отвечает Жизнь? Не плачьте — ну, упустили вы сейчас Шанс, (яичко золотое), но я снесу вам простое (то есть хоть Вы сейчас и не готовы к новому, то те ресурсы, которые у вас были, никуда не делись, конец света с потерей шанса не наступил).

Кроме всего прочего, в оригинальном варианте этой сказки есть продолжение, в котором сообщается, что когда эту историю услышали одни — пятые — десятые родственники, кто-то от неожиданности бадью разбил, воду разлил, и так далее. Это говорит о том, что события у одного человека влияют на всё окружение.

А теперь обобщим: сколько же в пяти строчка сказки скрыто информации О ЖИЗНИ? И это я сейчас толкьо поверхностный анализ провела, по основному сценарию. А при тщательном обычно выделяется ещё три — четыре темы. «

Olia2010: Меня очень сильно этот вопрос интересовал в своё время, сразу после рождения дочери, потому что я ей с самого начала сказки рассказывала. И в частности эту сказку. Но тогда такого глубокого смысла в ней я точно не видела. А тут такая статья интересная попалась. Вот и решила поделиться. Может быть ещё кого-то этот вопрос интересует )))

А у вас есть мнение на счет этой сказки?

Lena-zelena На самом деле смысл в сказках гораздо глубже. Вот посмотрите тут и про колобка и про курочку Рябу : Скрытый смысл русских сказок , Истинная трактовка некоторых русских народных сказок

Гефеста1 «Психоанализ Рябы». Вот сказка детская про Рябу, про мышку, деда, яйца, бабу. На первый взгляд, полнейший бред, но, что сказал бы Зигмунд Фрейд. У деда был яйца некроз, косая грыжа и фимоз. А бабку мучило желанье, хотелось секса в подсознаньи. И попросила бабка Рябу:»Пойми меня, как баба бабу. Чтоб дед ко мне ночами лез, снеси ему яйца протез. Из силикона чтоб, как груша, а то пойдешь на ножки Буша!» С протезом Ряба намудрила, из золота яйцо родила. Короче полная фигня: дед ходит яйцами звеня! Из норки выглянула мышь:» Что ходишь старый и звенишь?» И чтобы этот звон заглох, хвостом хлестнула между ног. Клянут дед с бабкой мышь — заразу, что их лишила секса сразу. Мораль усвоили мы дружно: БЕРЕЧЬ МУЖЧИНАМ ЯЙЦА НУЖНО!

Lara_Liberty Эта сказка не так проста и примитивна как иногда представляется взрослым. В ней действительно отражена модель Вселенной. За давностью лет и так как сказку рассказывали совсем маленьким, неграмотные бабушки думали, что ЯИЧКО — это уменьшительное от ЯЙЦА. Изначально Курица снесла ЯЙЦО! И размер здесь ни причём, и страусиное яйцо, и перепелиное тоже яйцо. ЯИЧКИ — это принадлежность особей мужского пола, то есть самцов. То, что дети якобы не понимают, это не совсем так, через сказки ребёнок получает информацию на бессознательном уровне о своём роде, о своём народе, о своей Родине и т.д. на архитипическом уровне.

*********
Русская сказка «Курочка Ряба» – космический календарь
Академик РАН В.Н. Топоров относит сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой начало мира представлено в образе яйца, к наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции.

Чтобы правильно понять глубину сюжетной линии, заложенной многотысячелетней мудростью русского народа в эту сказку, рассмотрим её ключевые термины.

Термин «стар-» в словах «старик» и «старуха» – в русском языке обозначает древность событий, равную космической – звёздной. Поэтому star – букв. старая, то есть «звезда». Суффиксы -ик и -уха обозначают лиц мужского и женского пола, соответственно.

Термин «Курочка» – орнитоморфное воплощение богини Макоши, которая олицетворяет Вселенную и Время и осуществляет власть над ними.

Термин «Ряба» – образован при помощи суффикса -б(а) «имён существительных, обозначающих процесс движения (просьба, молотьба, дружба, женитьба, свадьба и др.), но в древнерусском языке этих слов было значительно больше, и они образовывались, главным образом, от имён существительных». Сюда же относится и слово «судьба», обозначающее одну из сфер, которыми управляет богиня Макошь. Судьба – от судить + -ба; ср. русск. посл. судьба рассудит. А первая часть слова «Ряба» происходит от древнего русского глагола «рять» (рясть, рятать), обозначающего множественность, обильность, яркость. Сравните русск. рясно «украшения, ожерелье», рясный «густой, висящий густыми гроздьями», ряса «ряд, низка, нитка ожерелья, бус», рясным-нарясно «видимо-невидимо», звёзды глядят вприпуск, ясно и рясно. Таким образом, Ряба – это космос, мерцающий-рябящий множеством своих звёзд. А полностью имя Курочка Ряба расшифровывается как «космос-Макошь, мерцающая множеством звёзд».

Яйцо – чрезвычайно распространённый и общеизвестный символ мира – его начала и конца.

Термин «мышь» – древнейший сакральный термин. Он известен практически во всех народах с незапамятных времён. О чём свидетельствует неизменность слова «мышь»: укр. миш, болг. миш, сербохорв. миш, словен. mм, род. п. mнi, чеш., слвц. mу, польск. mysz, в.-луж., н.-луж. mу. Индоевропейская основа на согласный: др.-инд. mьs- м. «мышь», нов.-перс. mь, греч. м. «мышь, мышца», лат. mьs, алб. mi «мышь», д.-в.-н. mыs – то же, арм. mukn «мышь, мышца»; др.-инд. mцsati, musati, musnдti «ворует».

От «мышь» произведено название Млечного пути – Мышиная тропка. Согласно народному поверью, Млечный путь – это, как и радуга, дорога, по которой душа отправляется на тот свет. Ср. лит. Paыkciu kлlias, Paыkciu tгkas «млечный путь», букв. «птичья дорога, тропа», нж.-нем. kаuраt – то же, собственно, «коровья тропа». Лингвист Трубачёв, комментируя словарь М. Фасмера, добавляет, что «скорее всего, это одно из древнейших индоевропейских табуистических названий животных – *mьs, собственно, «серая», – родственное словам муха, мох».

По древнерусским преданиям, Млечный путь был сформирован молоком, вытекающим из сосцов Коровы Земун (Макоши) и Козы Седунь (Сатаны). Макошь вообще имеет три своих измерения: первое – сама Макошь, как судья, как властительница вечности и Вселенной, космоса и времени. Второе – Макошь, равная Живой воде, Жива, Доля, Среча. Третье – Макошь, равная Мёртвой воде, Мара, Недоля, Несреча. В общем, влияние Макоши на мир следующее: в пределах Макоши-вечности Макошь-Жива рождает мир заново, а после цикла жизни Макошь-Мара принимает мир в лоно смерти.

Последняя сущность Макоши – смерть – и есть МЫШЬ. А хвостик, которым мышка взмахнула и разбила яйцо, – это конец периода (кода, эры и т.п.).

Из сказанного виден и смысл космической русской сказки, который простыми словами можно передать так: во власти Макоши находятся как рождение мира, так и его смерть; души русичей, присоединившиеся к звёздам, также находятся во власти Макоши и могут получить от неё себе новое воплощение – в виде простого яйца, то есть земной жизни.
*******
Вот вам и простая сказочка!

источник

Народная сказка про курочку Рябу известна всем с раннего детства. Она легко запоминается, дети ее очень любят.

Рассказывает она о том, как однажды курочка, жившая у деда и бабы, вдруг снесла золотое яичко. У деда и бабы разбить его никак не получалось, несмотря на многие попытки. Зато это случайно смогла сделать мышка. Ей стоило всего лишь махнуть хвостиком. Но вместо того чтобы обрадоваться, дед и баба почему-то очень огорчились. Курочка успокоила их и сказала, что будет им новое яичко, обычное, не золотое.

Однако эта история имеет несколько вариантов. В некоторых из них появляются новые действующие лица: поп и попадья.

Вот такая, на первый взгляд, простенькая история. Но в чем же смысл сказки про курочку Рябу? Этот вопрос интересен многим. Некоторые считают, что сказка вообще смысла не имеет. С этим утверждением вряд ли согласится большинство людей. Сказки ведь издавна рассказываются не только для интереса, но и для того чтобы научить чему-то хорошему. Со смыслом этой сказки предстоит разобраться.

Читайте также:  Анализы на наличие паразитов у детей

Главное противоречие сказки в том, что дед и бабка плачут оттого, что золотое яйцо разбилось. Но ведь они так этого хотели! Возможно, яйцо оказалось пустым, и бабку с дедом постигло разочарование. Может, они просто хотели поесть, а яйцо, разбитое мышкой случайно, растеклось по полу? Возможно, что и не золотое оно было, а просто с золотистой скорлупкой, старики же думали, что оно особенно вкусное.

Некоторые исследователи сказки посвятили много лет, чтобы найти связь ее с мифологией. Часто сказку связывают с древними мифами о Мировом яйце, из которого рождается либо вся Вселенная, либо часть мира, либо кто-то из богов. Образ мыши также символичен. В мифах многих народов говорится, что это животное родилось из земли. Таким образом, сказку связывают с мифами о сотворении и конце мира.

В некоторых более полных версиях сказки, после того как яйцо разбилось, со всеми, кто об этом узнал, случились какие-либо несчастья.

Существует мнение, что в сказке есть связь с языческими обрядами. При этом яйцо сравнивается с луной или солнцем. Яйцо золотое – солнце. Образ серой мышки – вечер. Разбитое золотое яйцо – закат. Простое яйцо – луна.

Интересна трактовка сказки у М. Е. Вигдорчика. Он считает, что золотое яйцо представляет собой символ ребенка. Попытки разбить яйцо – это символ воспитания ребенка. Но у деда с бабкой ничего не получается, а у мышки получилось. Мышка – символ легкомысленной снохи, которая для родителей мужа представляется в каком-то роде соперницей. Им обидно, что у нее получилось воспитать ребенка, а у них нет.

Детские истории являются собранием народной мудрости, пусть и не в форме поучения. Сказка про курочку Рябу не исключение. Однако времена меняются, появляются новые реалии. Многие авторы пробуют по-своему рассказать известную всем легенду. Весьма интересна сказка про курочку Рябу на новый лад Ольги Ахметовой. В ее трактовке мышь, увидев яйцо, захотела его украсть, она позавидовала тому, что дед и бабка «станут богачами», а ведь и она «достойна миллиона». Те, в свою очередь, слишком долго думали, что делать со свалившимся на голову богатством. В итоге яйцо разбилось и не досталось никому. Смысл этой сказки в том, что каждому в жизни может выпасть счастливый шанс, но нужно распорядиться им с умом.

Еще одна сказка про курочку Рябу повествует о том, что яичко оказалось не золотым, а всего лишь киндер-сюрпризом. В сказке Игоря Шандры Ряба снесла яйцо Фаберже. Его отнесли на хранение в банк, чтобы уж наверняка не разбилось. Но и в этой версии деда с бабкой ждали слезы. А виновата оказалась компьютерная мышь: «хвостиком махнула», и весь банк исчез. А Ряба утешила тем, что исчезла подделка, а настоящее яйцо в целости и сохранности.

Вот такие интересные истории, и это лишь малая часть. Все говорит о том, что и в наше время сказка про курочку Рябу вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.

Серьезные исследования сказки вызывают уважение, но вряд ли обычный человек будет искать скрытые смыслы. Но чему все-таки учит эта история? В чем мораль сказки про курочку Рябу?

Каждый может понимать ее по-своему. Есть мнение, что яйцо – символ любви, которую не смогли уберечь дед и бабка. Рябая курочка – символ Высшего разума, поэтому она и черно-белая, так как сочетает в себе и добро, и зло. Мышка – какая-нибудь сплетница. Если долго разбивать любовь, то отношениям может прийти конец из-за какой-нибудь мелочи вроде сплетни. А простое яйцо – не любовь, а привычка, которая появилась со временем. Мораль – надо дорожить отношениями, беречь любовь.

Кто-то считает, что сказка говорит о том, что не надо быть глупыми и завистливыми. Ведь дед и бабка даже не понимали, для чего они хотят разбить яйцо, а когда это сделала мышка, они просто позавидовали ей. Мораль – нужно обдумывать свои поступки и не быть завистливыми.

Возможно, золотое яйцо представляет собой символ богатства, к которому не надо так отчаянно стремиться. Дед и бабка долго бились над тем, чтобы достичь материальных благ, но тут мышка (случайность) показала им, разбив яйцо, что в нем нет ничего особенного. Простое яйцо, которое потом пообещала курочка, – символ вечных ценностей. Мораль — можно быть счастливым и без стремления к накопительству богатства.

Есть также версия, что сказка учит не планировать жизнь до мелочей. Всегда есть место для случайности.

Не просто так говорят, что устами младенца глаголет истина. Несмотря на множество интерпретаций, сказка про курочку Рябу все-таки является детским произведением.

Дед и баба, по мнению многих малышей, плачут оттого, что они сами не смогли разбить золотое яичко. Вот откуда столько переживаний.

Конечно, впоследствии родители могут предложить ребенку и свою версию о том, чему же учит эта сказка. Неплохая воспитательная беседа получится.

источник

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Русское слово»!

В предыдущей статье о сказках я писала о том, что рассказывание сказок – это старинный русский обычай.

Каждый из нас помнит свое детство, когда взрослые рассказывали сказки, а мы просили еще и еще новых сказок. Сказка погружает нас в фантастический мир, полный загадок и тайн. Все секретное, неведомое, непознанное всегда притягивает…

Но вот, что интересно. Знаете ли вы, что те сказки, которые мы любили слушать в детстве, и которые сейчас рассказываем своим детям, — это

На самом деле в русских народных неадаптированных сказках скрыты древние представления народа о жизни. Все неадаптированные сказки очень страшные. Прочитав такую сказку, неподготовленный человек в лучшем случае испытает шок, а в худшем — погрузится в глубокую депрессию.

Читая неадаптированную сказку нужно понимать, что создана она несколько тысяч лет тому назад. Поэтому нужно иметь хотя бы общее представление об обрядах и ритуалах древних славян.

Например, наши предки представляли себе жизнь бесконечной.

Издавна символом бесконечности жизни являлось яйцо. Яйцо — прообраз всей жизни на земле! Кстати, вспомнился вопрос, который всегда ставит меня в тупик: что было раньше — курица или яйцо. Тем не менее, в яйце всегда уже есть новая жизнь!

Всем известна «незатейливая» сказка о Курочке Рябе:

Признаюсь, я никогда не понимала смысл этой сказки! С чего это вдруг дед да баба начинают плакать, убиваться по разбитому яичку?! Они же сами хотели его разбить! И кстати, зачем они его хотели разбить?!

Смысл этой истории станет понятен, если прочитать неадаптированный текст сказки. Вот он:

Снесла она яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.

Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказала:

Какое на меня горе, какое на меня великое! Жили старик со старухой. И была у них курочка-рябушечка, стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. Хоть ты, попадья, покидай с горя пироги за окошко!

Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, попадья, делаешь?!» А она отвечает:

Какое на меня горюшко, какое на меня великое! Жили старик со старухой. И была у них курочка-рябушечка, стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!

Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять.

Вот какое яичко-то дорогое.

Есть еще и другая, еще более жуткая, версия этой истории, где внучка, узнав про то, что яичко разбилось, взяла и… повесилась! Ужас!

А смысл сказки в том, что разбитое яйцо, пусть и золотое, оказалось пустым!

Яйцо должно было быть полным! А оно пустое!

Вот курочка и успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое», т. е. жизнеспособное, из которого обязательно возродится жизнь. И ни к чему было плакать, убиваться, даже умирать и вешаться!

Сказка учит: не надо делать «из мухи слона» и заводить скандал на пустом месте! Вот, оказывается, в чем смысл сказки о курочке Рябе.

А как вы думаете, нужно ли рассказывать неадаптированный вариант этой сказки детям?

источник

Рассказываю полгода ребенку сказку про курочку Рябу на ночь, и каждый раз терзаюсь догадками, в чём же ее мораль.

Наконец, решила провести небольшое исследование на эту тему. И вот результат!

Во-первых, я узнала, что вариаций на тему сюжета сказки о курочке Рябе очень даже много. Вот примеры: http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B0

Попытки интерпретировать ее смысл также очень широки, от простых высказываний типа «что имеем — не храним, потерявши — плачем», «не жили богато, так и не чего начинать» или «старость – не радость: у них сил на двоих меньше осталось, чем у мышки» до целых притч, например, про любовь: «Лет 5 назад, когда я была студенткой, некая тетя-профессор рассказывала, что золотое яичко есть Любовь, которую дед с бабкой не уберегли. Дед бил– пил, гулял…, бабка била – гуляла, полы не мыла и рубашки не стирала. Мышка-де – это маленькая такая гадость типа сплетни или какой бытовой мелочи. Мол, если Любовь долго и старательно бить, то для того, чтоб ее окончательно расколошматить, достаточно мелочи. Ну, а простое яичко – привычка, которую дед с бабкой получили вместо любви. Курочка Ряба, соответственно, Судьба или Высший Разум. И Ряба она потому, что рябая, т.е. черно-белая, т.е. сочетает в себе и черные, и белые стороны жизни» или про экологический конец света: http://barmalei.livejournal.com/87435.html

Пожалуй, все эти интерпретации не лишены смысла, но самую правдоподобную расшифровку (как мне кажется) предлагает Е.Николаева в книге «111 баек для детских психологов« (если нет сил читать полностью, обратите внимание хотя бы на последние 5 абзацев):

«Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое».

Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал — то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов.

• Дед и Баба хотели разбить яйцо?
• Если хотели, то почему плакали?
• Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?
• Что было в яичке, когда оно разбилось?
• Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку?
• Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?
• Что мы ожидаем от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.

Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки. Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут?

Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора.

Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания.

Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители. Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление. Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений.

Но сказка — только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь, ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты — такой-то или такая-то. Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь». Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.

Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней.

Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.

Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились.

Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось?

Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг назвал архетипами — древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры. В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе.

Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, — символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь — только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой — Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип — заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип.

Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование. Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем. Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение.

Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе. Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: «С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий»».

Читайте также:  Анализы на онкомаркеры у детей

— Что вы чувствуете? — спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха). Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, — это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.

Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны. И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе. Это долгий путь — создание чуда, но весьма эффективный. Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано.»

А какая интерпретация этой сказки ближе всего Вам?

P.S. Вот еще несколько ссылок для самых вдумчивых и интересующихся:

АНАЛИЗ РУССКОЙ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА» В ТЕОРИИ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
символы, которые используются в сказке не являются случайными, а содержат знания о развитии народа в целом, и на информационном уровне соответствуют обрядам, обычаям, ритуалам . Их общее происхождение дает возможность расшифровать материал заложенный в сказке, понять основные переживания рассказывающего.

Русские намеки (к феноменологии русской сказки)
Чудо в этой сказке нужно только для того, чтобы деду и бабке было более понятно, что такое обыденность, насколько она ценна. Сказка рассказывается ребенку, чтобы объяснить ему, насколько ценно все, что нас окружает.

Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба.
Раз снесла курочка яичко да не простое, а золотое.
Дед бил-бил, не разбил.
Баба била-била, не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба, а курочка говорит им:
«Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое».

Думаю эта сказка предназначена для понимания в зрелом возрасте. В древние времена всё говорилось иносказательно, со скрытым смыслом, в расчете, что умный поймет, а дураку и не надо.

Во-первых у слова «снесла» есть несколько значений, во-вторых в сказке не сказано что дед и баба били именно яйцо, в-третьих фразу: «бил-бил, не разбил», можно записать и по-другому: «бил-бил, не раз бил» — произношение ведь одинаковое…

По поводу символизма:
Дед и баба — символ семьи, связь с предыдущими поколениями, предки, род…
Золотое яйцо — символ происхождения, потомства, возрождения, плодородия, бессмертия, чего-то очень ценного…
Курочка ряба — «была у деда с бабой», «куриные мозги», «пестрая/модная окраска», легкомысленное молодое поколение?…
Мышь — олицетворение зла, смерть, предательство, разрушения, войны… в древнегреческих драмах мыши — олицетворение чувственности и вожделения…
Простое яйцо — тоже символ жизни, потенциальная возможность, семя, начало, но это уже после утраты золотого яйца…

Мне очень понравились последние описания сказочных символов. Очень трудно провести аналогию сказки со всем миром. Гораздо проще сопоставить все образы с малой ячейкой общества — семьей. Дед и баба — предыдущее поколение, предки. Одинокая курочка ряба, родившая «золотого» первенца. И, конечно же, как происходит в современных семьях, она отдает своё золото на воспитание деду и бабке. Вместо того, чтобы высидеть и обогреть любовью, ребенка начинают калечить морально. Беда в такай дом долго себя ждать не заставит. И, вот она, мышь возможно олицетворение различных соблазнов для неискушенного детского сердца и, притом ещё, надломленного воспитанием ни матерью и отцом, а, абсолютно естественно, не понимающими его родственниками.

Старик со старухой — это Адам и Ева, курочка ряба Святой дух, золотое яичко -это рай, который был дан Адаму и Еве,но они захотели познать добро и зло и сорвали плод с древа жизни и вкусили его, т.е.стали бить золотое яичко, яичко разбилось, Адам и Ева были изгнаны из рая, но в утешение получили от Бога прстую, земную жизнь, т.е. курочка снесла им простое яичко.

Золото часто символ смерти.

Говорю ВСЕМ . СКАЗКА ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ НЕ ДЛЯ ГЛУПЫХ.
Сказка про Курочку Ряба НАПИСАНА (СОЧИНЕНА), В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ДЛЯ ДЕТЕЙ МАЛОГО ВОЗРАСТА(от 3 до 5 лет). КОГДА РЕБЕНОК НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО ЛОМАТЬ И РАЗБИВАТЬ ИГРУШКИ НЕЛЬЗЯ. СКАЗКА ОЧЕНЬ МУДРАЯ И ПРОСТАЯ .КАК РЕБЕНКУ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО В МИРЕ ЕСТЬ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ КАК КРАСОТА, ЧТО МИР ПРЕКРАСЕН, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ ЦЕННЫЕ КРАСИВЫЕ ВЕЩИ. МАМА МНЕ В 3 ГОДА СКАЗАЛА ТАК:-» НЕЛЬЗЯ КРАСОТОЙ ЗАБИВАТЬ ГВОЗДИ, БИТЬ КРАСОТУ ОБ СТОЛ, РАЗБИВАТЬ КРАСИВЫЕ ВЕЩИ. ЗОЛОТО С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН СЧИТАЛОСЬ КРАСИВЫМИ ДРАГОЦЕННЫМИ ВЕЩАМИ-«КРАСОТУ НЕЛЬЗЯ УНИЧТОЖАТЬ»…………….ну а дальше вы ВСЕ домыслите САМИ. И помните ;в первую очередь ребенку нужно донести именно эту простую МЫСЛЬ. РАЗРУШАТЬ НЕЛЬЗЯ.

Смысл сказок, прочитанных родителями или самой в детстве, доходил во взрослом уже возрасте.
Об этой сказке я как-то и не думала, хотя и видела ее бессмыслицу.

Сказку как и многие с детства наизусть помню. На подсознательном уровне всегда понимала, что простое яйцо лучше золотого. Мораль сказки проста: золотое яйцо, символ богатства. Не стоит БИТЬся над достижением материальных благ, нет в них счастья. (т.е. били-били, ничего не добились). А пришло время или случай (образ мыши) и увидели, что нет в яйце золотом того, что надеялись обнаружить. Пустое оно, яйцо золотое. Вот и плачут, обидно и горько, что время и силы напрасно потратили. А яйцо простое — символ ПРОСТЫХ , но вечных ценностей ( добро, честность, преданность и т п). Над простым яйцом биться надо, и прибудет! А еще, простое яйцо не только съесть самому можно и насытиться, но и попробовать цыпленка вырастить, курицу, она яйца нести будет. Можно добром этим и с ближним поделиться…. Рассматривать можно как на уровне отдельного человека, так и цивилизации в целом. Для всех когда-нибудь настанет момент понимания внутренней пустоты золотого яйца.

Это понимание начинает приходить люди просыпаются

источник

Курочка Ряба – ключевое произведение детства. Разбор сказки представляет Игорь Погодин. Привлекательная тема для статьи – анализ детских сказок. Тут таится целая кладовая для психолога, работа над анализом сказок просветляет и дает огромный ресурс для психики взрослых людей. Своего рода сливки, вторая производная, эссенция творчества

Очень интересная тема для статьи – анализ детских сказок. Разбор детской сказки влечет за собой интересное и захватывающее погружение в мифологию народа, познание народного характера. Наконец, облако архетипов, интересно же посмотреть, как архетипические цельности предстают в разных контекстах, например, в патриархальном контексте деревни 19 века и в современном городском окружении. Сказки-то детям читают одни и те же.

Немало детских писателей на сказках сделали себе имя и гонорары. Искусство собрать сказки в одну книгу, а потом рекомендовать их для определенного возраста. А как они повлияют на развитие ребенка? Сказкотерапевты знают, что самая запомнившаяся сказка чем-то характеризует клиента. Сценарием жизни, каким-то ключевым свойством личности, преломляющем причудливо стандартный сюжет… Какая у вас была любимая сказка? Как правило, Курочку Рябу как тотемное произведение назовут немногие, оно и понятно. Это сказка-мантра, сказка-заклинание, для очень малого, совсем начального детства.

Поэтому истинные фанаты Курочки Рябы скрывают свое пристрастие в кругу друзей, в кругу близких, не могут сказать о самых сильных впечатлениях детства. И признаются об этом пристрастии только на приеме у психолога или психотерапевта. Ну, допустим. А что ему делать? Какое заключение о личности клиента произвести? Что в блокнот записать, наконец? Что клиент – дебил? Но это никак не характеризует его личностные проблемы…

Анализом сказки Курочка Ряба прославился в определенных кругах философ Вадим Руднев, написал целую книгу, по поводу которой есть в сети прекрасные отзывы. Только самого текста анализа сказки Курочка Ряба – нет. Об этом позаботились издатели.

Игорь Погодин представляет свой вариант анализа, разбор Курочки Рябы по крылышкам, косточкам и яичкам, золотым и простым.

Что же таит в себе сказка, которая читается младенцам, которые еще не знают букв и читать не умеют? Как она отражается на нежной психике русского ребенка? Что означает мышиный хвостик и бессилие деда? Психоаналитический подход уже опробован, и полной картины, как я полагаю, не раскрыли. Остались тайны Курочки Рябы за семью печатями. А может и нет никаких тайн?

Игорь Погодин

Эссе посвящено культуральному и психологическому смыслу русской народной сказки «Курочка Ряба». Рассматривается гипотеза о профилактическом значении «Курочки» про отношению к эпидемиологии психических расстройств.

Вот уже на протяжении длительного времени русская народная сказка «Курочка Ряба» не перестает будоражить умы человечества, оставаясь неподвластной никакому анализу. Множество филологов, журналистов, философов, психологов, культурологов, психоаналитиков, даже экономистов и маркетологов на протяжении последних десятилетий написали и опубликовали тысячи статей, эссе, книг, монографий, стихов и сказок.

Создается ощущение, что бедная «Курочка» является тренажером для более или менее глубоких размышлений на философские темы, оттачивания остроумия и литературного стиля, развития собственных школ и подходов. Однако, нужно отметить, что «Курочке» это не всегда нравилось. Так, например, говорят, что еще в советское время в целях семантического анализа в школе Ю.Лотмана русских народных сказок было создано несколько научных коллективов, каждый из которых сосредоточил свои усилия на отдельной сказке (всего анализу подлежало 10 сказок). Все исследования, за исключением одного, завершились более или менее удачно.

Лишь анализ «Курочки Рябы» остался незавершенным по причине трагической гибели сотрудников научного коллектива. Повторенное исследование через несколько лет закончилось аналогичным образом. Предлагаемое вашему вниманию эссе посвящено не столько анализу сказки, сколько размышлениям на тему о том, почему этого не стоит делать.

Большая часть исследователей, работы которых мне довелось прочесть, сосредоточивали свои усилии на символике, имеющейся в сюжетной линии. Анализировались символы яйца (золотого и простого), мышки как хтонического существа или обладательницы фаллоса, пестрой раскраски курочки и т.д. Кроме того, в фокус работ неизменно помещалось поведение всех героев сказки. Как вы понимаете, каждый это делал с максимальным своеобразием, оставаясь все же приверженцем своего научного или философского подхода.

Некоторые исследования пытались исследовать «Курочку» на предмет возможности использования заложенной в ней «модели» в прикладных целях, например, в рекламе. По всей видимости, авторы исходили из идеи о наличии некоторых, более или менее глубоких (скорее глубоких, судя по множественности публикаций) смысла и логики в этом творении. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается основное заблуждение. «Курочка Ряба» не имеет никакого логического смысла, этот текст является олицетворением абсурда (возможно, даже средоточием абсурда народной культуры).

Любая народная сказка, которая приходила в голову по ходу работы над эссе, имела в своей основе логику сюжета и мотив поведения героев. Кроме, конечно же, «Курочки Рябы».
В течение двух недель мы с коллегами – гештальттерапевтами[1] пытались обнаружить хотя бы намек на логику в этом произведении. Все попытки оказались тщетными – в лучшем случае нам приходилось привлекать для объяснения и анализа дополнительную информацию из своих фантазий.

По ходу возникало все больше вопросов: Почему Курочка снесла золотое яйцо (появлялись гипотезы от нехватки кальция до специфического питания последней)? Зачем дед и баба пытались его разбить, и как они думали совершить запланированное (золото ведь не хрупкое)? В чем причина их переживаний (модальность слез так и осталась тайной) по поводу разбитого яйца, учитывая их недавние попытки сделать это самим? Почему Курочка решила успокоить деда и бабу обещаниями простого яйца? Как удалось мышке одним вилянием хвостика сделать то, что не удавалось в течение некоторого времени двум взрослым людям? Как дед и баба отнеслись после произошедшего к мышке? Какое значение имеет раскраска Курочки, которая вынесена даже в название сказки?

Спустя некоторое время обсуждения наш совместный дискурс неизменно начинал приобретать клинические черты шизофренического процесса. Ясности при этом, как вы понимаете, не наступало. Кроме того, выяснилось, что «Курочка Ряба» одна из первых сказок (для многих даже первая), которые мы слышали в детстве. Причем (что интересно), в детстве подобных вопросов мы не задавали – все было как-то просто и ясно. Более того, чтение этой сказки в детстве скорее успокаивает, чем тревожит.

Далее я хотел бы предложить гипотезу о значении «Курочки» для культуры. Думаю, что «Курочка» как фольклорное олицетворение абсурда имеет значение прививки безумия в таком же абсурдном и безумном мире. Прежде, чем человек окунется с головой и переживаниями в абсурдный и алогичный мир, в раннем детстве он получает некоторую дозу абсурда в виде сказки[2], что в некотором смысле оказывается профилактической процедурой в смысле возможного безумия в будущем как следствии расщепления при столкновении с парадоксальным и абсурдным миром[3].

Так же, как организм адаптируется к малым дозам вируса или инфекции, введенной в качестве вакцины, так и психика человека адаптируется к алогичности окружающего мира при введении абсурдного дискурса «Курочки». Особое значение эта профилактическая процедура имеет в нашу логичную и рационалистическую эпоху, поскольку в эпоху мифологического паралогического мышления необходимости в такой прививке просто не было, как, впрочем, не было и самого безумия, по крайней мере, в том виде и интерпретации, с которыми мы имеем дело сегодня [2, 3, 4].

Осложнения в этом процессе могут появиться лишь при попытке расщепить «культуральное ядро безумия» (я имею в виду «Курочку») в результате серьезного анализа, основанного на выверенных логических методах и инструментах[4]. Любая серьезная попытка расщепить ядро безумия может привести к высвобождению колоссальной энергии абсурда (наверное, здесь возможны аналогии с процессами, известными из ядерной физики), с которой не всегда может справиться человеческая психика[5].

Какова же природа «проклятья Курочки Рябы»? В чем его причина? Может быть «Курочка» является квинтэссенцией первичного дискурса, или самим первичным дискурсом в чистом виде, содержание которого недоступно для человечества? Помните: «И в начале было Слово. И Слово был Бог». Перспектива же познания имени Бога всегда выглядела небезопасной. Выполняя некую незаменимую и очень важную функцию для человечества, олицетворение первичного дискурса не позволяет себя препарировать и должно остаться непознанным. Может быть, в этом случае стоит принять неизбежную непознаваемость важного культурного феномена и, оставаясь благодарными, оставить «Курочку» в покое.

[1] Осуждение происходило во время летнего интенсива «Одиссея Гештальта» на Каролино-Бугазе в августе 2007 года. [2] Мифологическое же мышление, характеризующее сказки, обладает, как известно, свойством паралогичности (т.е. парадоксальным сочетанием противоположностей). [3] Например, по мнению, К.Витакера, психотик – это тот человек, который не смирился с условиями жизни в современном мире, ведущий постоянную борьбу за свою личность [1]. [4] К счастью, подавляющее большинство предпринятых аналитических попыток носят поверхностный или типичный характер – «Курочка» блюдет свою целомудрие, защищая не только себя, но и исследователей. [5] Думаю, именно с этим связаны трагические или просто странные случаи, зачастую сопровождающие анализ «Курочки». К ним относятся уже описанные выше. Кроме того, в ходе подготовки этого эссе ваш покорный слуга имел неприятность тонуть в неспокойных водах Черного моря в день написания первой страницы текста. После этого и родился подзаголовок работы «Оставьте Курочку в покое»
  1. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта
  2. Погодин И.А. Психопатология через призму философско-клинического анализа // Вестник гештальт-терапии. – Выпуск 3. – Минск, 2006. – С.7-17.
  3. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 576 с.
  4. Фуко М. Ненормальные: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году. – СПб.: Наука, 2005. – 432 с.

Погодин Игорь Александрович – кандидат психологических наук, доцент. Главный редактор «Вестника Гештальт-терапии». директор Белорусского Института Гештальта, ведущий тренер и член Профессионального Совета Московского Гештальт Института. Гештальт-терапевт (сертификат МГИ, Европейский Сертификат гештальт-терапевта), супервизор и преподаватель гештальт-терапии, специалист в области кризисной психотерапии. Полный член Европейской Ассоциации Гештальт-терапии (EAGT), Международной Федерации организаций, преподающих Гештальт (FORGE), Белорусской ассоциации психотерапевтов. Доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии БГПУ имени М.Танка, научный консультант отделения кризисной психологии социально-психологического центра БГПУ. Тел. 375296547665, e-mail: pogodpsy@rambler.ru.

Ключевые слова: семантический анализ, «культуральное ядро безумия», дискурс, паралогичность мышления.

источник

Очень меня зацепила тема сказок ещё из журнала Марины aksik , и вот в рамках собственной практики я готовила семинар по сказкам. Родителям понравился, надеюсь и вам будут интересны те куски, которые я выкладываю. =)

Задумаемся, почему в культуре воспитания ПРИНЯТО рассказывать истории. Почему эта традиция оказывается на редкость устойчивой. Для того чтобы традиция сохранялась сотни и тысячи лет, нужны серьёзные основания. Основания, связанные С НЕОБХОДИМОСТЬЮ ДЛЯ ЖИЗНИ.
Рассказывание сказок НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЖИЗНИ РЕБЁНКА, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в современном мире, для его последующей духовной самореализации.
Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания, которые охватывают все жизненные сферы человека:
o Область отношений между людьми,
o Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов,
o Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним,
o Рекомендации по противостоянию стрессу,
o Типологии людей и способы влияния на них,
o Духовное развитие человека,
o Мужская и женская психология.

Читайте также:  Анализы на онкологию для детей

Давайте вспомним всем известный вариант текста одной из самых коротких сказок – «Курочка Ряба».
«Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: — Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу я вам другое яичко, не золотое, а простое!»
Первое, что нам важно понимать, это принцип – «чем короче история, тем больше в ней скрытого смысла». Отталкиваясь от этой позиции, я познакомлю вас с той интерпретацией сказки, которая мне наиболее близка.

Закономерно, что ребёнок узнает эту сказку одной из первых. Следовательно, в ней зашифрована важнейшая, наиглавнейшая информация. То, что нужно заложить в сознание и подсознание, прежде всего. Что же мы должны сказать маленькому человеку в самом начале? Главный закон – ЖИЗНЬ САМА ПО СЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЛИЧАЙШИМ ПОДАРКОМ, К КОТОРОМУ НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ БЕРЕЖНО И ВНИМАТЕЛЬНО.
Во-первых, что есть яйцо? Символ жизни, это уже даже научно доказано и одним телефонным оператором использовано. Чем будет являться золотое яйцо? Величайшей ценностью. И это вселенское чудо подарено главным героям обыкновенной, рябенькой курочкой.
Во-вторых, удивительна и сама курочка, пёстрая курица — это ритуальный персонаж, связанный с загробным миром. Поэтому сказка про Курочку Рябу воспринимается как след давно ушедшего языческого ритуала. Курочка Ряба живёт с человеком, помогает ему, но в то же время представляет собой опасность. Страшные приметы, связанные с курицей — общее место в славянском фольклоре. Курица, кричащая петухом — приносит смерть.
Несколько упрощая, можно сказать, что в русском фольклоре рябой и пёстрый – это цвета Земли и Солнца, Жизни и Смерти, Счастья и Несчастья, Бога и Дьявола, Весны и Осени в их вполне непристойном симбиозе. Жизнь тоже представляется состоящей из разноцветных полос, и смерть – это чёрная полоса жизни. Рябой, пёстрый, пегий и полосатый – это именно цвета, но в то же время они удивительным образом не имеют определённого цвета, они — неизобразимы. В то же время пёстрые, рябые и полосатые персонажи русского фольклора – самые удивительные, фантастические и волшебные. Их символический статус говорит лишь о смене рядов восприятия, это идеальный пример полного отсутствия самой возможности определения цвета. Такой цвет пограничен, это цвет перехода из одного мира в другой, цвет земли и солнца, цвет некоего первоначала жизни, которое дало исток всем цветам и потому не может не быть рябым по своей сути. Как не может не быть рябой легко этимологизируемая пестрота данного письма. Она лишь провоцирует бумагу на окончательную утрату девственной белизны, на окончательное исчезновение какого-либо цветоподобия.
В-третьих, что стали делать с яйцом дед с бабой? БИТЬ! Кому-нибудь понятны их действия? Это абсурд! Не сомневаюсь, и детям понятно, что бить золото совершенно бесполезно, кроме того, какая цель – уничтожить? А может, стоило снести золотое яйцо в ломбард? Мне кажется, почти каждый взрослый при рассказывании сказки, в этот момент негодует. Но деда с бабой можно только пожалеть, ибо настолько они ограничены, что хоть и заметили необычность подарка, но что с ним делать не придумали. Их жизнь идёт по накатанной колее, на каждый знакомый предмет есть знакомое действие: яйца-бить. Наверное, если бы им попалось яйцо, работы Фаберже, его постигла та же участь. Дед и баба потеряли чуткость к происходящему и не прошли испытания на проницательность, не смогли воспользоваться шансом, подаренным им судьбой.
В-третьих, кто такая мышь? Нарочно ли она разбила золотое яйцо? Что она получила с этого?
Замечали ли вы, что многие наши желания реализуются? Причём иногда задуманное нами происходит благодаря действиям других. Мы называем это стечением обстоятельств, везением, совпадением, но это происходит. Итак, какое желание демонстрировали дед и баба, колотя по золотому яйцу? Желание разбить. Их желание привлекло некоторую «третью силу» — мышь. Так что мышь является «инструментом» реализации желания деда и бабы.
И, наконец, дед с бабой плачут, а курочка (которая за всю сказку не проронила ни слова) кудахчет, так, что люди её понимают. Кстати, считается что эта часть сказки дописана с введением христианства. Дед и баба осознали свою ошибку – покаялись и Господь (через курицу) даровал им прощение. Но обещает курочка яичко простое, взамен золотого. Простым яйцом можно насытить тело, но духовно они уже все потеряли, их жизнь всего-лишь существование.
Если перевести со «сказочного» языка, то получится примерно такое обращение: Чудо может случиться в любой момент, тогда когда ты не будешь его ждать. И источником чуда может являться самый обычный объект. Самое главное заметить и распознать это чудо. Если ты не будешь достаточно чуток, то можешь потерять что-то очень важное. Каждое твоё желание – твоя ответственность, потому что каждое твоё желание будет реализовано. Будь осторожен по отношению к своим желаниям и действиям. Если ты не оценишь жизнь, подаренную тебе, то она станет пресна, сера и не будет в ней больше золота и света. Нет важнее подарка, и чуда большего, чем жизнь! Чудеса случаются в твоей жизни!

Я не думаю, что не стоит этого говорить ребёнку, я думаю, что он не сможет этого понять. Даже не каждый взрослый сможет. Но в сказке эти установки зашифрованы, закодированы, и они ложатся в подсознание, закладывая основы бережного отношению к своей и чужой жизни.
Вы знаете, что вариантов одной и той же сказки существует множество, я приведу ещё два, из сборника Афанасьева.

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

***
Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко1,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи — хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом заку́рился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом заку́рился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою — ушат приломали!»
Попадья квашню месила —
Все тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь.
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом заку́рился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой —
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила —
Все тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать —
Всю по полу разметал!
Чем отличаются эти истории от ставшего привычным варианта? Прежде всего тем, что в сказках, собранных Афанасьевым нет и намека на то, что старики к яйцу «пестреному, востряному, костяному да мудреному» прикасались, а тем более били-били, да не разбили.
Золотое яйцо они только лишь увидеть смогли да оценить по достоинству. Сама курочка так положила яйцо, что оно стало легкой добычей «незадачливой» мышки. Старики лишь смогли эмоционально остро отреагировать на эту трагедию, что на их глазах разразилась. А то, что трагедия произошла не шуточная, свидетельствуют все последовательно разворачивающиеся события — в печи пылает, верх на избе шатается, внучка с горя с жизнью молодой расстается, священнослужители, о беде прознав, символы веры уничтожают (просви¬ры, колокола, книги). Во второй приведённой версии сказки строй стал плакать. А строй — это не кто иной, как нищий, калека, убогий — на Руси святой человек, которому многое из неведанного — ведано, а из веданого — неведано.
О чем предупреждает сказка? Не о такой ли беде великой, когда всей жизни на земле конец приходит? Почему кликушествуют юродивые, почему во все колокола бьют так, что колокола не выдерживают, по чему хлеба в печь не ставят, а уже испечённые раскидывают да изламывают?
Действительно, как ни печально, но при особом стечении непредвиденных обстоятельств», а точнее из-за человеческой халатности жизнь всего человечества оборваться может. Очень хрупкая вещь эта – жизнь! Современные события – техногенные катастрофы, террористические акты и природные катаклизмы свидетельствуют о неотвратимости расплаты за халатность по отношению к самой важной на свете ценности — жизни.
Итак, если прислушаться к сказке, первое, что мы должны понять, принять и донести до сознания ребёнка, — то, что жизнь твоя, моя и каждого жителя Земли — великий дар, особая ценность и обращаться с ней надо бережно, осторожно и уважительно.

1. Грабенко, Т.М. Зачем читать детям сказки? О курочке Рябе и Рождестве Зверей/ Т.М. Грабенко – М.: Речь, 2006. — 64с.
2. Материалы сайта: http://plutser.ru/articles/ryaboy

Приложение.
[1] Из энциклопедии «Мифы народов мира», выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1987-1988 годах:

Яйцо мировое, яйцо космическое, мифопоэтический символ. Во многих мифопоэтических традициях известен образ Я. м., из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург, иногда — род людской (сравни кит. Пань-гу, фольклорные мотивы рождения человека из яйца и превращения яйца в человека). Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок Я. м. (или из яйцеобразной хаотической массы) неба и земли или солнца (из желтка); во многих случаях Я. м. описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца. Согласно ведийской космогонии, из Я. м.-золотого зародыша (см. Хираньягарбха) возник творец Праджапати, из него же возникает Брахма (сравни также Брахманда); иногда творец Ишвара описывается живущим вЯ. м. на водах (Бхаг.-пур. III 20, 14, след.). У орфиков известен миф о возникновении из Я. м., плавающего в водах, Фанеса, божественного творца, сияющего, как солнце (сравни также синкретический образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса, см. в статьях Митра, Митра), или особого бесплотного божества с крыльями. В египетском мифе солнце возникает из Я. м., снесенного птицей «великий Гоготун». Я. м., снесенное птицей Фуфунда, дало начало небу у хауса. Согласно «Калевале» (I), «из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный…». В китайской традиции небо и земля слиты воедино как куриное яйцо. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает мир, на колено Вяйнямёйнена, единственного обитателя океана, или на холм среди океана (в русских сказках также известен мотив яйца, уроненного уткой в воду).
В мифах известны примеры, когда с образом Я. м. связывается временная структура целого (брахман находится в яйце в течение года), а с образами отдельных яиц — более частные членения времени (сравни русскую загадку о годе и его частях: лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят). Обычно начало творения связывается с тем, что Я. м. раскалывается, взрывается, брошенное в небо (сравни обычай свадебного разбивания яйца в северо-западной Африке, осознаваемый как символ взрыва Я. м.). В ряде случаев с темой раскалываемого яйца связан бог с функциями громовержца или его отец. Иногда из Я. м. рождаются разные воплощения злой силы, в частности змей, смерть. У племён северо-западной Африки известен мотив нахождения внутри звезды-яйца тройного змея. В отражающем орфические влияния греческом мифе Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца, укрываемые под землёй; из них рождается Тифон. Сравни распространённое поверье о рождении василиска из яйца. Характерен сказочный мотив о яйце, в котором спрятана Кощеева смерть. Космогоническая функция Я. м. соотносится с важной ролью яиц в ритуалах плодородия. Например, в пасхальной обрядности у восточных славян яйцо не только занимает центральное место в празднике, но и выступает как главный символ.

[2] Курочка Ряба: традиционалистский анализ русской народной сказки
Стаья взята с сайта: http://transmission.lenin.ru/Shekhovtsov-Ryaba.html
1. Жили-были дед да баба,
2. У них была курочка ряба.
3. Снесла курочка яичко:
4. Пестрó, вострó, костянó, мудренó, —
5. Посадила яичко в осиновое дупёлко,
6. В кут1 под лавку.
7. Мышка бежала, хвостом вернула,
8. Яичко приломала.
9. Об этом яичке дед стал плакать,
10. Бабка рыдать, вереи2 хохотать,
11. Курицы летать, ворота скрипеть,
12. Сор под порогом закýрился,
13. Двери побутусились3, тын4 рассыпался,
14. Верх на избе зашатался.
15. А курочка ряба им говорит:
16. — Дед не плачь, бабка не рыдай,
17. Куры не летайте,
18. Ворота не скрипите, сор под порогом
19. Не закуривайся,
20. Тын не рассыпайся,
21. Верх на избе не шатайся —
22. Снесу вам еще яичко:
23. Пестрó, вострó, костянó, мудренó,
24. Яичко не простое — золотое.

1. Кут — угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
2. Вереи — столбы, на которые навешивались ворота.
3. Побутусились — выпятились, выгнулись, распузатились.
4. Тын — деревянный сплошной забор, частокол.
Сказка Курочка Ряба является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и традиционалистской цикличностью эпох.
Строки 2-3, 5-8. Курочка Ряба откладывает яйцо. Мышь задевает его хвостом и разбивает
В древнегреческом пеласгическом мифе о сотворении мира Эвринома — богиня всего сущего — восстала из Хаоса и зачала от северного ветра Борея, представшего в образе змея Офиона. Эвринома, превратившись в утку, отложила Мировое яйцо на волны. По ее просьбе змей Офион обвился вокруг яйца семь раз и высиживал его до тех пор, пока оно не разбилось и из него не появилось все то, что только существует на свете 1.
Образ птицы, которая сносит Мировое яйцо (в частности на воду), довольно распространен в мировой мифологии. Приведем лишь несколько примеров. В Калевале описывается, как утка, дочь воздушного пространства , зачала от восточного ветра и снесла на колено матери воды Ильматар несколько яиц. Яйца, в конце концов, разбились и из их обломков родился мир2. Подобную космогоническую символику можно найти и в мифологии Коми.
В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого возник Брахма3, а в древнеиндийской мифологии золотой зародыш — Хираньягарбха — является первоначальной формой Праджапати, создателя Вселенной4.
В Ветхом Завете тоже присутствуют отголоски этого архаичного мифа: Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2). На это соответствие указывается и в Толковой Библии под редакцией профессора богословия Лопухина А.П.: Самое действие Св. Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своею теплотой для пробуждения в них жизни 5.
Связь птицы и мирового яйца можно также проследить и в древнеегипетской мифологии: в гермопольской космогонии белый гусь Великий Гоготун , воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра6.
В сказке Курочка Ряба яйцо разбивается мышью. Мышь — крайне символичный образ в мифологии. В странах Средиземноморья — Египте, Палестине, Греции — считалось, что мышь родилась из земли. Действительно, многие исследователи указывают на хтоническую символику мыши, которая находит свое подтверждение и в языке: крыса (русск.) — hruse (др.-англ. земля ) — кирза (русск. диал. верхний слой земли ), а также: geli- (индо-европейск. праязык мышь ) — qela (лидийск. земля ). Таким же символичным является и другое хтоническое животное — змея. В этом смысле мышь и змея уравниваются (Сравните: щур (русск. диал. крыса ) — червь (русск.), а также: sorex (лат. мышь ) — sauroz (греч. ящерица > змея )7.
Таким образом, сравнив начало анализируемой сказки и пеласгический миф творения, мы увидели идентичность логических построений:
Эвринома в образе голубки → Мировое Яйцо← Борей/Офион
Курочка Ряба → яйцо ← мышь
Это позволяет сделать нам вывод, что образ курочки Рябы, сносящей яйцо, разбиваемое затем хтоническим животным мышью, является ни чем иным, как упрощенным описанием космогонического мифа, сходного с пеласгическим.

источник