Меню Рубрики

Анализ сенсорного развития детей раннего возраста

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, цвет, величину, положение в пространстве.

Диагностика сенсорного воспитания детей группы раннего возраста №1

Сенсорное развитие в раннем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального

развития детей младшего дошкольного возраста. Основная задача сенсорного развития детей раннего возраста заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.

1. деревянная доска с тремя (четырьмя) прорезями –

круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. пластмассовая коробка с шестью прорезями — круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики — пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

По каждому заданию фиксировалось:

— Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

— Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

— Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:

— высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (2 ребёнка);

— средний уровень – 3 выполненных задания (8 детей).

В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:

1. Опережение возрастной нормы – 2 детей.

2. Соответствие возрастной норме – 8 детей.

3. Отставание от возрастной нормы – 0.

4. Значительное отставание от возрастной нормы – 0.

1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет — с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

2. Выявление интересов и знаний родителей воспитанников.

С целью анализа профессиональной деятельности по теме «Сенсорное воспитание детей» и выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития была разработана анкета, которая позволила сделать следующие выводы:

— большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;

— все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.

В приложении 2 представлена консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста». Данная консультация позволит родителям получить необходимую информацию для самостоятельных занятий с детьми, детально понять механизм сенсорного развития ребенка и его важность в процессе обучения.

В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов — величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств .

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

источник

Констатирующий этап

С целью изучения воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста на базе МДОУ № 4 проводилось исследование в период с сентября 2012г. по февраль 2013г.. В исследовании принимали участие дети раннего дошкольного возраста от 2 до 3 лет в количестве 10 человек.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (приложение 1)

Результаты диагностики занесены в таблицу 1.

Ф.И.О. 1 зад. 2 зад. 3 зад. 4 зад. 5 зад.
1. Никита А. + + _
2. Денис Б. _ _ + _
3. Катя В. + + + +
4. Оля Г. _ + _ _ +
5. Стас Д. _ +
6. Галя К. _ _ + _ +
7. Кирилл К. _ _ + + +
8. Ира И. _ _ _
9. Максим Я. _ _ _
10. Саша Ю. _ + +

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
— высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
— средний уровень – 2- 3 выполненных задания;
— низкий уровень – 1 выполненное задание.

Диаграмма1. Результаты сенсорного развития детей

Итак, основываясь на результатах диагностики показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей раннего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний.

Формирующий этап

Целью второго этапа (формирующего) была целенаправленная работа по формированию сенсорной культуры у детей раннего возраста.
Ознакомление детей раннего возраста со свойствами предметов начинается с их непосредственного обследования, в процессе которого малыши учатся различать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, цвет. Знакомясь с основными свойствами и их словесными обозначениями ребенок легче ориентируется в окружающем мире.
Накопление сенсорного опыта происходит на систематических занятиях, которые построены на использовании дидактических игр и упражнений.
Нужно отметить, что, овладевая эталонной системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.
Нам предстояло выяснить когда, как и в какой последовательности начинают дети различать свойства предметов? Зависит ли практическая ориентировка в качествах предметов от их словесного обозначения, прежде всего от слов-названий величины, формы, цвета; от характера деятельности ребенка с этими предметами?
Основываясь на результатах диагностики, показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития детей, и большое количество детей с низким уровнем развития, в экспериментальной группе детей, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей раннего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний о свойствах предметов. Ценность дидактической игры заключается ещё и в том, что благодаря заложенному в ней элементу самоконтроля, она позволяет организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.
В ходе данной работы выяснилось, что запоминание названий цвета протекает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета, так же как и формы предметов, зависят в значительной степени от возраста детей и ассоциативных связей из личного опыта ребенка.
Если говорить об особенностях восприятия формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для детей сложнее, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств.
Итак, для развития сенсорной культуры детей раннего возраста, нами была проведена систематическая работа с помощью следующих дидактических игр в экспериментальной группе детей от 2-х до 3-х лет (см. Приложение 2):

Читайте также:  Скорая помощь для детей с анализами

1)Игра «Найди цветок для бабочки»
Цель: учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями:

«одинакового цвета», «такого же цвета».
2) Игра «Спрячь мышку»
Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых

цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение);

упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть

эти цвета.
3) Игра «Чудо – паровоз»
Цель: учить детей конструировать с учетом цвета; выделять и называть

части паровоза: колеса, вагоны; развивать мелкую моторику.
4)Игра «Сложи картинку»
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с

опорой на цвет; учить анализировать элементарную контрольную схему:

развивать пространственное мышление, волю, усидчивость.
5) Игра « Пирамидка»
Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности:

учить анализировать результат; развивать усидчивость,настойчивость.
6) Игра «Найди друга»
Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по

звуковому сигналу, развивать внимание.
7) Игра-упражнение ««Узкая и широкая дорожка»
Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к

другу, распределяя постройку по поверхности.
Так же с детьми проводилась запланированная работа практического

характера: осуществлялись занятия по продуктивной деятельности — таких как лепка, конструирование, рисование, а так же игры и упражнения в свободное время.

На родительском собрании родителям было предложено заполнить анкету:

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам

сенсорного развития и воспитания дошкольников». После анализа анкетных данных родителям на собрании была дана консультация по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.
В процессе практического исследования мы убедились, что дидактические

игры содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию у детей умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя признаки предметов.
В результате использования дидактических игр сенсорного характера

было замечено, что многие малыши научились распознавать цвета предметов, выделять их характерные признаки.
Также было отмечено, что в результате проведенной работы с детьми раннего возраста повысилась сенсорная культура детей: малыши стали более сосредоточеннее относиться к выполнению заданий и стараться анализировать свои практические действия.
Использование дидактических игр стимулировало и развитие психических процессов: многие дети стали более наблюдательными и внимательными.

Контрольный этап

На заключительном этапе исследования была проведена повторная диагностика с целью изучения динамики формирующей работы по развитию сенсорной культуры детей раннего возраста в экспериментальной группе детей.
Цель данного (третьего) этапа — подведение итогов формирующей работы.

Ф.И.О. 1 зад. 2 зад. 3 зад. 4 зад. 5 зад.
1. Никита А. + + + +
2. Денис Б. + + + +
3. Катя В. + + + + +
4. Оля Г. + + + _ +
5. Стас Д. + + + +
6. Галя К. + + + + +
7. Кирилл К. + + + + +
8. Ира И. + + + + +
9. Максим Я. + + + + +
10. Саша Ю. + + + +

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
— высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
— средний уровень – 2-3 выполненных задания;
— низкий уровень – 1 выполненное задание.

Диаграмма №2. Повторная диагностика

Итак, в результате контрольной диагностики уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста экспериментальной группы были выделены следующие показатели, которые представлены в диаграмме №3

Диаграмма №3. Сравнительная диаграмма.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста проходит успешно при использовании системы дидактических игр и упражнений.

В результате исследования были изучены особенности процесса воспитания и формирования сенсорной культуры детей раннего возраста.

В ходе констатирующего этапа была проведена диагностика уровня развития сенсорной культуры детей раннего возраста. Данные диагностики выявили необходимость проведения специальной работы по формированию у детей представлений о свойствах предметов: величине, цвете, форме. Формирование представлений эталонной системы у малышей экспериментальной группы проводилось с использованием дидактических игр.

В ходе исследования была отмечена высокая познавательная активность детей, интерес к изучению свойств предметов.
На третьем этапе была проведена контрольная диагностика и подведены итоги проведенной работы.
В ходе контрольной диагностики была отмечена положительная динамика в развитии представлений у детей экспериментальной группы раннего возраста о цвете, форме, величине благодаря использованию специально подобранных дидактических игр.

Заключение.
В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.
Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов — величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.
Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.
В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.
В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.
В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

В процессе данного исследования был изучен процесс использования дидактических игр в сенсорном образовании детей раннего возраста.
В теоретической части была дана общая характеристика проблемы воспитания сенсорной культуры, изучено значение дидактической игры в развитии ребенка раннего возраста, определена возможность решения задач сенсорного воспитания при использовании дидактических игр.
Дидактические игры необходимы для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д.). Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Организация и проведение таких игр осуществляется под руководством педагога.
В практической части данного исследования мы убедились, что дидактическая игра способствует развитию представлений у малышей о свойствах предметов.
Современная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети.
Поэтому задача сенсорного воспитания — своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Список использованной литературы

1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его орга­низации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 2005.
2. Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. — №12. – 2006.
3. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.
4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 2008.
5. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008.
6. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно от­сталых детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошко­льных учреждений. – М., 2007.
7. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Козлова С.А., Куликова Т.А./ Издательский центр Академия. – М., 2008.
8. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Антонова, А.Г. Арушанова и др.2-е изд.испр.и доп. – М., 2004.
9. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. – М., 2006. — №11.
10. Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори – группе// Дошкольное воспитание. – М., 2008.
11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Учеб. пособие для уч. пед. учлилищ по спец. 03.08 «Дошк. восп.». /Т.С.Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др./ Под ред. Т.С. Комаровой, 3-е изд., доп. раб. – М.: Просвещение, 2001.
12. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 2007.
13. Психология ощущений и восприятия: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЧеРо, 2009.
14. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина. – М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2006.
15. Сорокина М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. — М., Издательский центр « Академия». – М., 2003.
16. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание. – М., 2002. — №10.
17. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
18. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 2001.
19. Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.

20. Корепанова М.В., Икрянникова Т.Н., Улитина В.В. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста»- Волгоград: Перемена , 2006

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста.

Оборудование:
1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями –
круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями — круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;
5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;
6. цветные кубики — пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;
7.одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;
8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.
Основные задания для детей 2,5-3 лет.
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3.Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Педагог предлагал ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Обучение.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, взрослый демонстрировал соответствующее действие, а затем просил ребёнка воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то с учётом величины колец; складывал разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.
Оценка действий ребёнка.
По каждому заданию фиксировалось:
использовался метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка вставлял фигуры в соответствующие прорези; собирал пирамидку — Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
— Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
— Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие

Читайте также:  Сказки толстого для детей анализ

Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании.
Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.
Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.
Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:
1. Опережение возрастной нормы – 1ребенок.
2. Соответствие возрастной норме – 4 детей.
3. Отставание от возрастной нормы – 3 детей.
4. Значительное отставание от возрастной нормы – 2 ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Содержание обучения Средства обучения Материал Деятельность детей
  1. Ознакомление детей

с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.

Эталоны шести цветов спектра Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка, «домик». Квадраты тех же цве­тов — «дверцы . Тот же мате­риал меньшего размера на каж­дого ребенка Дидактическая игра «Спрячь мыш­ку!» Дети прячут мышек от кош­ки, подбирая к разноцветным до­микам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было вид­но. Сначала они делают это вме­сте с воспитателем, потом са­мостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра
  1. Закрепление знания основных цветов. Обу­чение выделению цвета с отвлечением от дру­гих признаков предме­тов
Большие листы бумаги шести цветов — «комнаты». Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка. Куклы -Иван-царевич и Марья-царев­на «Разноцветные комнаты». Дети рассматривают разноцветные ком­наты (большие листы бумаги 6 цветов), называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети расклады­вают игрушки и предметы по «комнатам» подходящего цвета
  1. —————-
6 карт лото с расположенными в разном порядке изображени­ями 6 предметов основных цве­тов. Маленькие карты с теми же изображениями Лото «Цвет». Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (вос­питатель) , и закрывают такие же картинки на своей карте. Выигры­вает тот, кто первый правильно закрыл все картинки на своей карте

ТИПЫ ОБУЧАЩИХ ЗАДАНИЙ ФОРМА

Содержание обучения Средства обучения Материал Деятельность детей
  1. .Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приему об­следования формы -обведению пальцем контура фигуры
Эталоны 3-х геоме­трических форм: Большие круг, квадрат, тре­угольник с нарисованными лицами» — «фигурки-чело­вечки» По 2-3 круга, квадрата, тре­угольника разного цвета на каждого ребенка Дидактическая игра «В цаостве «фи­гурок-человечков». Дети вместе с воспитателем поочередно рассматри­вают круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальчиком и «ри­суя» их в воздухе; узнают, как зо­вут каждого из этих человечков. Затем дети играют: Фигурки-чело­вечки поочередно обходят всех де­тей и собирают в корзинки пече­нья (испеченные для них) той же формы, что сами фигурки (для кру­га — печенья круглой формы и т.д.). В игре дети повторяют названия геометрических форм
Большие «человечки-фигур­ки», ‘квадратные листы бу­маги, по одному кругу, квадрату, треугольнику разного цвета на каждого ребенка. Клей, кисточки, салфетки, клеенки Аппликация «Платочки для фигурок-человечков». Дети вспоминают име­на фигурок-человечков (круг, квад­рат, треугольник), рассматривают их, как в предыдущем занятии. За­тем под руководством воспитателя выполняют аппликацию платочков: . дарят каждой из фигурок свой платочек (для круга — платочек с кру­жочком, для квадрата — с квадра­тиком и т.д.).
  1. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обуче­ние приему обследо­вания формы — обве­дению пальцем кон­тура фигуры
Эталоны 3-х геометрических форм: Большие треугольники, овал, прямоугольник с нарисованными «лицами»- «фигурки человечки». Квадратные ли­сты бумаги, по одному треугольнику, овалу, прямо­угольнику разного цвета на каждого ребенка. Клей, кисточки, салфетки, клеен­ки Аппликация «Салфеточки для фи­гурок-человечков». Дети выпол­няют аппликацию салфеточек для фигурок-человечков,»наклеивая треугольник, овал или прямо­угольник на каждый листок бума­ги. Затем дарят эти салфеточки той фигурке, для кого она сде­лана. Занятие проводится ана­логично занятию 2
  1. Ознакомление детей с 5-ю геометриче-скимиформами и их названиями. Фор­мирование действия подбора по образцу
Эталоны пяти геометрических форм: Большие круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник («фигурки-человечки»); те же фигурки меньших раз­меров с «лицами», по одному, набору на каждого ребенка; карточки с контурными изображениями тех же фигурок той же величины (их кроватки») на каждо­го ребенка:

Дидактическая игра «Кто где спит». Дети вспог-нают названия знакомых фигурок- зловечков (круг, квадрат, треугольник): знакомят­ся с новыми фигурами (прямоуголь­ником, овалом): определяют, на кого они похожи, обводят их кон­туры пальчиком, «рисуют» их в воздухе. Затем дети играют с ма­ленькими фигурками-человечками, укладывая их спать в кроватки (дети накладывают вырезанные из бумаги фигуры на контурные изо­бражения тех же фигур на кар­точках)
Содержание обучения Средства обучения Материал Деятельность детей
  1. Обучение соотне­сению по величи­не трех предметов
Эталоны трех градаций- ве­личины: боль­шой, средний, маленький Мячи трех размеров Игра с мячами. Дети рассматривают ‘ мячи, располагая их по величине: большой, средний (поменьше), самый маленький; учатся обозначать величи­ну мячей соответствующими словами. Затем играют с мячами: сначала с большим (чтобы его поймать, руки на­до расставить потире), затем — со средним (руки расставлены не так ши­роко), затем — с маленьким (руки надо держать близко друг к другу)
2. Куклы, мишки трех размеров «Куклы и медведи». Дети рассматрива­ют трех кукол различной величин, располагая их по порядку от самой большой до самой маленькой (рассажи­вают на стульчики, расположенные в ряд). Так же располагают дети и трех медведей разной величины. Затем дети играют, выполняя поручения: «Уложи большую куклу спать», «Принеси малень­кому мишке бочонок меда» и т.д.
  1. Обучение способам соотнесения пред­метов по величине (наложение и при­ложение)
Сериационный ряд из трех объектов ФланелеграФ, три квад­рата разной величины к нему. Тот же материал меньшего размера на каждого ребенка «Три квадрата». Дети рассматривают квадраты: большой, поменьше, самый маленький; учат выбирать самый боль­шой, затем больший из оставшихся пу­тем наложения; строят вместе с вос­питателем башню из квадратов. Затем дети самостоятельно строят такие же башни на своих фланелеграфах, соблю­дая последовательность отбора квад­ратов путем наложения их друг на дру­га при сравнении
  1. Обучение пониманию отношений по величи­не между объемными и плоскими предме­тами Обучение со­отнесении двух-трех рядов величин между собой
Сериационный ряд из трех объектов Картинки с изображени­ем зверей: медведь, ли­са, мышка. 3 куба и 3 квадрата разной величи­ны; фланелеграфы и по 3 квадрата разной ве­личины к нему на каждо­го ребенка Дети рассматривают изображенных зве­рей (медведь, лиса, мышка), распола­гая их по-порядку: самый большой, поменьше (средний), самый маленький» Далее дети вместе с воспитателем строят башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величи­ной их «квартир» (кубов). Затем де­ти самостоятельно строят башни для зверей на фланелеграфах из картон­ных квадратов, используя способ на­ложения
Сериационный ряд из пяти объектов Картинки с изображени­ем зверей: медведь, волк, лиса, заяц, мыш­ка. 5 кубов и 5 квадра­тов разной величины; фланелеграфы и по 5 квадратов разной вели­чины к нему на каждого ребенка «Построим башню». Занятие проводит­ся так же, как и предыдущее, но с большим количеством картинок, кубов и квадратов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Программное содержание. Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20×15 см), посередине белый квадрат (8×8 см), на котором нарисована мыш­ка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов — дверцы (10×10 см), игрушка — кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего раз­мера — цветные листы (10×8 см), белые квадраты на них (5×5 см), цветные квадраты (6х6 см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.

Ход занятия. Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мыш­ку!». Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместес воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.

Дети усваивают названия шести цветов спектра.

План занятия N 2. (В царстве фигурок-человечков)

Программное содержание. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры..

Материал. Демонстрационный: большие картонные круг,- квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» — фигурки-человечки. Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника меньшего размера раз­ного цвета на каждого ребенка,

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем, дает названия этих фигур. Затем проводится игра: фигурки – человечки поочередно обходят всех: детой и собирают в корзинку печенье (разноцветные круги, квадраты, треугольники. Каждая фигурка берет печенье такой же формы, как и она сама.

Примечание. В более «сильной» подгруппе у детей по 3 фигуры каждой формы, в более «слабой» — по 2 фигуры каждой формы.

источник

В первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств. Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.

Читайте также:  Собрать мокроту на анализ у детей

Сенсорные ощущения классифицируются на:

  • визуальные (зрительные);
  • осязательные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

Основными задачами сенсорного развития детей являются:

  • формирование правильных сенсорных эталонов;
  • формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
  • приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).
  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
  • умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
  • умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.

  • разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме;
  • разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим кроху повторить ваши действия;
  • прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения;
  • продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом «добрый». Сделайте гримасу злого человека, назвав ее «злой». Попросите малыша повторить вашу мимику;
  • если ребенок знает, как выглядят овощи и фрукты, соберите набор из них и положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.
  • начните учить с ребенком буквы алфавита. Прописывая или показывая ему литеры, попросите называть их. В такую же игру можно играть и с цифрами;
  • насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием;
  • расскажите и покажите ребенку, как собираются пазлы. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку;
  • заинтересуйте кроху ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима (холодно, снег, мороз), ночь (сон, темно, поздно), лимон (желтый, кислый, овальный и др.).

Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.

источник

Оксана Шац
Сенсорное развитие детей раннего возраста

1сл. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

2сл. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

3сл. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus»«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.

4л. Ранний возраст — период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее малыша, вызывает исследовательский интерес.

5сл. В ходе практического знакомства с ними совершенствуется восприятие, развивается мышление, подкрепляющееся вопросами познавательного характера. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их: малыши охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.

6сл. Анализ научной литературы показал, что полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

7сл. Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в интеграции образовательных областей

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

8сл. Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала.

Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.

9сл. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева).

10сл. Задачи возраста: • учить различать четыре цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, пять геометрических фигур (круг, квадрат, прямо- угольник, треугольник, овал, три фигуры (куб, шар, призма, три градации величины (большой, поменьше, маленький); • развивать действия по использованию сенсорных эталонов; • формировать умение выделять в объектах цвет, форму, вели- чину; • учить пользоваться приёмом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме; • формировать способность группировать однородные предметы по одному из трёх признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой же, используя опредмеченные слова-названия (пред эталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко»).

Фотоотчёт «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»Подготовила воспитатель 1 категории: Козлова Т. И. Сенсорное воспитание.

Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Видео В 2014-2015 учебном году я продолжила тему по самообразованию: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Развитие сенсорных способностей.

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно.

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр». Цель проекта- эффективность использования.

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Боханский детский сад №2» Самообразование Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста.

Семинар-практикум для педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района». Семинар-практикум для педагогов.

Сенсорное развитие детей группы раннего возраста В нашей группе раннего возраста мы особое значение уделяем сенсорному развитию детей. Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов,.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие лежит в основе эстетического, физического, и умственного развития ребенка. Цель состоит в формировании сенсорных эталонов.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр СЛАЙД 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены аттестационной комиссии. Хочу представить вашему вниманию мой проект на тему: «Сенсорное.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством самодельных дидактических игр Сенсорное развитие у детей раннего возраста посредством самодельных дидактических игр. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия.

источник