Меню Рубрики

Презентация анализ работы одаренные дети

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Вложение Размер
odarennye_deti_i_osobennosti_raboty_s_nimi.doc 50.5 КБ
odarennye_deti_i_osobennosti_raboty_s_nimi.ppt 1.69 МБ

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Сегодня мы часто будем обращаться к таким словам как «одарённость, одарённый ребёнок, креативность».

Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости..)

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:

— у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

— .работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

— необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:

• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,

• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

ОД – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе

Одна из важнейших целей при работе с ОД — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД

1. Создать систему выявления ОД:

— психолого-педагогическое исследование первоклассников;

— системное наблюдение за детьми из класса в класс,

— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,

— системное диагностирование психологом.

2. Организация учебного процесса:

— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,

— работа с дополнительной литературой,

— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,

— предпрофильное и профильное обучение,

— выставка творческих работ

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету

— организация исследовательской работы учащихся,

— опережающие задания творческого плана,

— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,

— обеспечение базового дополнительного образования:

(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),

— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,

4. Общеразвивающие мероприятия

— традиционные мероприятия в школе

Предлагаю коллегам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников.Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.

4. Выбивающийся из общего темпа.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело.

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, “на лету” схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!

* Работа с ОД диктует определенные требования к личности педагога:

— желание работать нестандартно;

— поисковая активность, любознательность;

— знание психологии подростка и психологии одаренных детей;

— готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Уровень сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.

Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

* Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей школе. По окончанию учебного года руководители предметных МО определяют сроки декад и 1–2 крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план работы. Многие, но далеко не все мероприятия проводятся на высоком уровне. Поэтому не надо работать на количество, лучше стремиться к качеству. С кем работает учитель-предметник, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным, надёжным, творческим. В чём сложность – выбор среди детей – небольшой, поэтому приходиться учителям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские способности.

* Большую работу проводят наставники, помогая учащимся освоить азы написания исследовательских работ, с которыми они выступают на школьных, а затем и городских, и окружных конференциях .

1. Активизация интеллектуальной деятельности учителей и учащихся через исследовательские работы.

2. Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества:

создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности. 3. Как учить? — находить необычные нестандартные решения.

Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нуж¬но как можно раньше. Как? Вводите ТРИЗ (отдельные элементы теории и методики решения изобретательных задач).

*Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.

Предлагаю в качестве разминки задачку:

Дается шоколадная конфета в виде бутылочки, наполненная густым малиновым сиропом. Как она изготавливается?

1-й ответ. Сначала делают шоколадную бутылку, а потом заливают сироп.

Учитель. Сироп должен быть густым, иначе конфета будет непрочная. А густой сироп трудно залить в бутылочку.

2-й ответ. Можно его нагреть, и он станет жидким.

Учитель. Но вот беда — горячий сироп расплавит шоколадную бутылочку. Нужно сделать наоборот: не сироп заливать в бутылочку, а шоколадом покрыть сироп.

Но как покрыть шоколадом жидкий сироп? Пусть будет жидким шоколад, а сироп твердым. Сироп замораживают в виде бутылочки и окунают в жидкий шоколад. Шоколад застынет, а сироп растает. Конфета готова.

Читайте также:  Что означают анализы у детей

4. Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Варгашинская средняя общеобразовательная школа № 3» Отчет по работе экспериментальной площадки «Одаренные дети» Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров

Сроки реализации проекта 2008 – 2011 годы I этап — Проектирование условий реализации проекта 2008 год II этап — Первичная апробация результатов 2009 – 2010 год III этап — Стабильное функционирование данного проекта – отслеживание результатов и обобщение нововведений. 2011 год. Сроки реализации программы экспериментальной площадки апрель2010- май 2015 г. (присвоение статуса в 30.03.2010г) I этап – диагностико-организационный 2010-2011 гг IIэтап – организационно-проектировочный 2011 – 2012гг III этап – экспериментальный 2012-2014 гг IV этап — рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический 2014-2015 г

Актуальность: В школе имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка в сфере логики, математики, информатики, физики, биологии, экологического образования, литературы, истории, физической культуры.

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей через различные формы и методы работы в урочное и внеурочное время в интересах личности, общества и государства.

Задачи : Создать систему работы с одаренными детьми в школе Подготовить педагогические кадры для работы с детьми, склонными к научно – исследовательской и творческой работе Провести психолого-педагогические исследования по проблемам одаренности Организовать работу научного общества учащихся (НОУ). Разработать и внедрить методические рекомендации.

Предмет исследования: Организация деятельности и расширение возможности одаренных учащихся в процессе обучения и вопитания

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей учащихся . Нормативное и методическое обеспечение учителей, работающих с одаренными детьми. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, увеличение доли учителей, использующих разные виды новых технологии Положительная динамика участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня и занимающих призовые места. Укрепление методической базы школы. Совершенствование системы работы с одаренными детьми

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Возрастные предпосылки способностей:

Мероприятия по реализации программы Диагностика одаренности педагогом – психологом:

Корректировка информационного банка данных по одаренным детям («Образование», «Искусство, «Спорт») Проведение педсовета по организации работы с одаренными детьми в школе ( Проведение заседаний МО (составление и реализация планов работы) Проведение методического совета

Консультативно – методическая помощь Практикум «Обобщение опытом» Консультации Выпуск методических бюллетеней Аналитическая деятельность Тренинг Круглый стол Педагогическая конференция Семинар Индивидуальные беседы

Систематическое повышение квалификации педагогов —

Внедрение новых педагогических технологий, способствующих интенсивному развитию творческих способностей обучающихся. Открытие профильных групп в 10 классе Организация посещений одаренными детьми «Дней открытых дверей» в лицеях, техникумах, вузах и т.д.

Формы работы с одаренными учащимися Проведение Всероссийской олимпиады школьников Наименование мероприятия 2010-2011 гг 2011-2012 гг 2012-2013 гг 2013-2014 гг Школьный этап I — 28 II-18 III-26 I-32 II-15 III-7 I-19 II- 10 III- 13 Муниципальный этап I — 7 II- 6 III- 3 I-5 II-1 III-3 I- 3 II- 5 III-1 Региональный этап III-2 II-1 Призовое -1

Участие во Всероссийских конкурсах Наименование мероприятий 2010-2011 гг 2011-2012 гг 2012-2013 гг 2013-2014 гг «ЭМУ» II-1 I-3 II-5 III-3 I-3 II-3 III-3 I-3 II-3 III-4 «Русский медвежонок» В школе I-7 II-6 III- 5 В области I — 1 II — 1 III — 1 «Эрудит» I-3 II-1 III-1 I- 2 II-3 III-3 «КИТ» В школе I-5 II- 2 III- 3 В области I- 5 II- 2 III-3 Интернет – олимпиада по избирательному праву Район III-1

Проведение уроков творчества для одаренных детей Предметная неделя (декада) Научно – практическая конференция КВН «Поле чудес» Интеллектуальный марафон Урок – дискуссия Урок – игра Конкурсы Индивидуальные творческие задания Групповые занятия Курсы по выбору Факультативы

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИТОГИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Система работы с одаренными детьми

ШМО учителей русского и крымскотатарского языков

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого —

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать

Взаимодействие педагога и ребенка должно строиться на основе следующего принципа:

“ Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”

Цели работы: 1.Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки гуманитарно одарённых детей.

2. Обеспечение развития способностей

учащихся в области гуманитарных знаний.

3. Воспитание личности активной,

творческой, гармонично развитой.

Причины актуальности развития одарённости:

  • сейчас необходимы люди, мыслящие нешаблонно,
  • умеющие искать новые пути решения предложенных задач,
  • находить выход из проблемной ситуации.

Первое условие развития творческих способностей – раннее начало.

  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными.
  • Обобщение результатов научной, исследовательской, творческой деятельности одаренных детей за период 2015- 2016 учебный год
  • Создание банка данных одаренных детях и их педагогах .

При работе с одаренными детьми педагоги МО::

  • стимулируют познавательные способности учащихся;
  • работают дифференцированно, осуществляют индивидуальный подход и консультирование учащихся;
  • анализируют свою учебно-воспитательную деятельность и деятельность классов, в которых они преподают;
  • отбирают и готовят материалы для выявления и развития одаренности у учащихся.

В урочной и внеурочной деятельности педагоги МО используют:

— разноуровневые творческие задания;

  • анализа и синтеза;
  • творческий.
  • игры, конкурсы, викторины;

В урочной деятельности применяются:

  • проблемно-развивающее обучение,
  • проектно-исследовательские технологии,
  • игровые технологии (деловые игры и путешествия),
  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
  • творческие и нестандартные задания.

Алгоритм работы с одаренным учащимся:

  • выявление ребёнка в классном коллективе (наблюдение, мотивация участия и активности и др.);
  • составление примерного плана работы с одарённым ребёнком;
  • согласование действий с учеником, администрацией школы, родителями ученика;
  • подведение итогов работы.

За период с 1 сентября 2015г. по 25 марта 2016 г учителя ШМО приняли участие в 22 муниципальных конкурсах.

Приняла участие в 8 муниципальных конкурсах.

источник

К душе ребёнка нежной
Ты прикоснись легонько,
Чтоб искорки таланта,
Тотчас же в нём зажглись.
Система работы с одарёнными детьми
Выполнила: Калайтанова
Н.В.,учитель русского языка и
литературы МКОУ СОШ с.п.п.
Звёздный Чегемского района КБР

подобрать,
Чтоб смог он целый мир
разрисовать.
Увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать
зимний
лес,
Смотреть на радугу-наследницу
дождя
И в этой радуге увидеть вдруг…
себя!
в
Как сделать так, чтобы талант
имел возможность развиваться?
Задача выявления и обучения
талантливой
молодежи
приоритетна
современном
образовании. Одаренность – это
системное,
в
течение жизни качество психики,
которое определяет возможность
достижения человеком более
высоких
(необычных,
незаурядных) результатов по
развивающееся
Одаренные дети
нашей
Обладая
составляют
бесценное
национальное
достояние
страны.
высокими
способностями, они в
скором времени во
многом
будут
определять
содержание и темпы
социального
и
экономического
прогресса,
займут
ключевые позиции в
экономике,

Одаренный ребенок – это
ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда
выдающимися
достижениями
внутренние
(или
предпосылки
таких
достижений) в том или ином
виде деятельности.
имеет
для
не
Единой точки зрения на природу
способностей
существует.
Платон считал, что способности
биологически
обусловлены,
зависят
от
унаследованного
фонда, а обучение и воспитание
могут лишь изменять скорость их
факты
проявления,
Одарённый ребёнок – это…
индивидуальных
в
детском возрасте.
различий
Г
Гельвеций считал,
что
посредством
воспитания можно
сформировать
гениальность.
Сегодня
общепризнано, что
роль
природных
предпосылок
в
развитии
способностей
ребенка
нельзя.
отрицать

Интеллектуальная
Академическая
Лидерская
Виды
одаренности
Творческая
Психомоторная
Художественно –
исполнительская

— способностью быстро схватывать
принципов,
смысл
понятий,
сосредоточиваться
на
интересующих их материалах,
подмечать,
рассуждать,
выдвигать объяснения;
— необычайной познавательной
активностью;
— потребностью в деятельности;

увлечением
определенными
видами деятельности;
— творческими достижениями в
раннем возрасте;
­ получением удовольствия от
деятельности.
Общая интеллектуальная
на
одаренность
трех основных составляющих:
базируется
1. Интеллект
2. Одаренность
3. Высокая познавательная
и
их
Одарённые дети
Следовательно, при
работе с одаренными
детьми
необходимо:
отличаются:
— постоянно
стимулировать
познавательную
активность
познавательную
мотивацию;
— развивать
креативность
мышления, стремиться
придавать
познавательному
процессу
характер;
— ориентируясь
тип
интеллекта
выбирать
творческой,
познавательной
деятельности,
которых
на
направленности
ученика,
виды
в
ребенок
творческий
те

Критерии оценки одарённости

Оценка
возможностей
Прогнозирование
Рассудительность
Словарный запас
Целеустремлённость

Изобретательность
Требовательность к себе

В работе с одарёнными детьми следует
Учитывая высокий уровень познавательной
активности одаренных детей, в своей работе с
ними следует:
— поощрять или организовывать знакомство с
материалом, который обычно не включается
в стандартный учебный план;
— поощрять глубокую проработку выбранной
— стремиться осуществлять учебный процесс в
соответствии
познавательными
потребностями, а не заранее установленной
жесткой последовательностью;
с
— актуализировать
более
темы;
сложные
требующие
виды
деятельности,
владения
абстрактными понятиями и мыслительными
процессами высокого уровня;
большую
отношении
мыслительную
испольуемых
гибкость
материалов, времени и ресурсов;
— формировать
— предъявлять более высокие требования к
в

в
Одаренные дети – это
самообучающиеся дети.
Обучение заключается в
создании
проблемных
ситуаций, в осознании и
этих
разрешении
ситуации
ходе
совместной
деятельности
обучающихся
учителя,
оптимальной
самостоятельности
учеников и под общим
направляющим
руководством учителя,
а также в овладении
учащимися в процессе
такой
деятельности
знаниями
общими
и
Главная задача современности
решения
принципами
задач
проблемных
(процесс обучения
с
и
при
во
года
организация
системной
работы – одна из главных
задач современной школы и
образовательной практики в
модернизации
условиях
российской
системы
образования. С сентября

всех
2011
образовательных
учреждениях нашей страны
введён
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
(ФГОС). В основе ФГОС лежит
системно
— деятельностный
подход,
среди
который,
планируемых
множества
предполагает:
результатов,
воспитание
и
развитие
качеств
личности,
отвечающих
требованиям
современного общества; учёт
индивидуальных
особенностей
учащихся;

Одним из условий
реализация
быть
является
индивидуальности
личности обучающихся. В
реализации
своей
индивидуальности ребенок
должен
главным,
рассматриваться как самый
заинтересованный
участник этого процесса. С
этих
педагогических
следует
позиций
рассматривать
проблему
способностей
развития
как
одаренных
детей
реализацию
их
индивидуальности.
Реализация
индивидуальности,
каждого
возможностей
одаренного
ребенка
зависит от его самооценки,
мотивации.
в
Поэтому
развивать
виды
деятельности
Реализация индивидуальности
позволяют поддерживать
и
их
способности и таланты.
одаренных
Обучение
детей
условиях
общеобразовательной
школы осуществляться на
принципов
основе
дифференциации:
на
ступени
старшей
для
ребят
организованы
факультативы,
элективные курсы; с 2011-
2012 года ученики 10-11
классов
углубленно
и
изучают
обществознание.

Читайте также:  Что означает анализ mchc у детей

Ежегодно ученики нашей
школы
принимают
участие в олимпиадах,
очных
заочных
конкурсах, конференциях.
Всё
вносит
историю
это

План работы с одарёнными детьми
Психологическое тестирование, выявление уровня
развития познава-тельной, мотивационной сфер
учащихся, степени одаренности уч- ся.
Проведение мониторинга общеучебных умений
учащихся
Проведение
мониторинга
развития
интеллектуальных способностей учащихся на
основе авторских тестов (навыки сравнения,
анализа, синтеза, классификации).
уровня
Выявление одарённых детей по результатам
мониторинга.
Использование вариативных домашних заданий
повышенного уровня сложности, творческих
заданий.
Обучение работе со справочной, дополнительной
литературой, Интернет- ресурсами.
Организация
участия детей
в школьных,
районных олимпиадах по русскому языку и
литературе.
Организация
участия детей
российских
в

Создание условий для реализации творческих способностей
одарённых детей:
Создание
условий для реализации
творческих
способностей одарённых детей:
— проведение конкурсов сочинений, юных поэтов;
— проведение выставки иллюстраций произведений;
— организация развлекательно- познавательных игр;
­ участие во Всероссийских конкурсах,
­ республиканских научно-практических конференциях;

лингвистического
материала на уроках русского языка и литературы как
средства повышения интереса к предмету;
занимательного
использование
— проведение Недели русского языка и литературы;
­ участие в международном проекте «Грамотей+»
— формирование высокой мотивации изучения русского
языка и литературы.
— подготовка их к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому
языку и литературе с учетом их интеллектуальных
способностей.
— анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в

В
нашей школе
система
самореализации
создана
школьников.
Цели программы
с.п.п.Звёздный
«Одарённые дети».
Учителями-словесниками
созданы
для
и саморазвития учащихся,
талантливых
поддержки
условия
МКОУ
разработана
«СОШ»
программа
— создание системы деятельности по развитию
интеллектуальных и творческих способностей
детей, развитию одаренности;
— достижение максимального уровня развития
— выявление и выращивание интеллектуального
способностей детей;
потенциала учащихся
школы.
Ожидаемые результаты работы по данной
программе.
— Развитие потребности в исследовательской и
позволит
активности,
поисковой
которая

Задачи программы
— организация разнообразной творческой и научной деятельности,
способствующей самореализации личности школьника,
совершенствование практического мышления;
— реализация принципа личностно-ориентированного подхода в
обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости, активизация их
интеллектуальных качеств в целях гармонического развития
человека как субъекта творческой деятельности;
— внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм
творческой самореализации, нестандартности научного и
художественного мышления учащихся;
— выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала
каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
— интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
— организация проектной деятельности;
— создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития
одаренных детей; укрепления и сохранении физического и
психического здоровья учащихся;
— ,сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как
базисной способности саморазвития;
— использование инновационных педагогических и информационных
технологий на уроках русского языка и литературы с целью
достижения максимального уровня развития детей;
— создание банка данных «Одарённые дети», включающего информацию

Методы и формы работы
Формы работы:
МЕТОДЫ РАБОТЫ
1. Исследовательский
2. Частично­поисковый
3. Проблемный
4. Проектный.
1. КЛАССНО­УРОЧНАЯ;
2. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ;
3. ПРЕДМЕТНЫЕ КОНКУРСЫ
И ОЛИМПИАДЫ;
4. ПРЕДМЕТНЫЕ НЕДЕЛИ;
5. ДИСКУССИЯ;
6. ИГРЫ.

Тестирование на языковое чутьё
• Высокий
• Такой человек
• является не просто
• носителем языка-
• Он еще и его двигатель,
• который развивает
• и обогащает язык.

НОРМАЛЬНЫЙ
НОРМАЛЬНЫЙ
ИСПЫТУЕМЫЙ И
НАЧИТАН, И ТОЧНО
ВЫРАЖАЕТ СВОИ
МЫСЛИ. ДЛЯ НЕГО
РУССКИЙ ЯЗЫК И
ДРУГ, И ВАЖНЫЙ
ИНСТРУМЕНТ.
ПОСРЕДСТВЕННЫЙ
При общении
возникают барьеры.
Таким детям можно
порекомендовать
больше читать
классической
литературы и писать
разного рода
сочинения.

Звёздный
создания
Выявление одаренных
и талантливых детей:
Основной
идеей
работы МКОУ «СОШ»
— анализ особых успехов и достижений
с.п.п.
с
одарёнными
детьми
является
объединение
усилий
педагогов, родителей,
общественности
с целью
благоприятных
условий
для реализации
творческого
потенциала
обучающихся.
ученика;
— создание банка данных по талантливым
и одаренным детям;
— диагностика потенциальных
возможностей детей ;
— преемственность между начальным и
основным образованием.
Помощь одаренным учащимся
в самореализации их творческой
направленности:
Система деятельности
по выявлению
одарённых детей
— создание для ученика ситуации успеха
и уверенности через индивидуальное
обучение и воспитание;
— включение в учебный план школы
расширенного изучения предметов
школьной программы;
— формирование и развитие сети
дополнительного образования;
— организация научно-исследовательской

ребенка
В основе деятельности ОУ
по вопросу
развития
одаренности
лежат
принципы активного созидания
среды для раскрытия творческих
талантливых
способностей
и одаренных детей,
принцип
всестороннего
комплексного,
подхода
к решению
стратегических
проблем
развития одаренности у детей.
Поощрение одаренных детей:
— публикации в СМИ, на сайте школы;
— торжественное публичное
Работа с родителями
одаренных детей:
­ психологическое сопровождение
награждение победителей и
призёров грамотами и
благодарностями;
­ благодарность родителям
одарённых детей
с педагогами:

семинары
по вопросу работы
с одаренными
детьми;

повышение
профессиональног
о
мастерства
через
курсовую
подготовку
и аттестацию;
— стимулирование
работы
с
одарёнными
детьми
Взаимодействие
ОУ с
структурами
социума
для создания
благоприятных
условий развития
одаренности.

Система поощрений
п р и з ы
д е н е ж н ы е п р е м и и (
п р о б л е м а т и ч н о )
публикация лучших творческих работ
грамоты

грамотой
Жашуева Елена,
11класса,
ученица
награждена

Министерства образования и
науки КБР и медалью «За
доброту и порядочность»в
Межрегиональном
общественном
движении
«Чистые сердца».
Трамова Диана,

ученица 10 класса , заняла II
место в районном конкурсе на
премии
соискание
главы
Местной
администрации
Чегемского
района
талантливым и одарённым
года».
детям
Награждена
и
денежной премией.
Достойные награды
грамотой

Основные направления по развитию
одарённости

создание
микроклимата
престижности одаренности.
— раннее выявление способных и
одаренных детей (ежегодные
школьные олимпиады),
— организация их обучения на
разных ступенях образования,
— индивидуальная поддержка
одаренных детей,
уроков
— внедрение в учебный процесс
и
способствующих
специальных
методик,
развитию
одаренности(развивающее
обучение, ИКТ,
деятельность),
проектная
— работа научного общества
Работа
с
одаренными детьми
и
обучаемыми,
позитивно
мотивированными на
учебу, традиционно
ведется
всем
предметам.
по

для
указанием
Педагоги используют

индивидуальные и групповые
задания
обучения,
ориентируют школьников на
дополнительную литературу
с
источника
информации.
получения
Индивидуальная,
групповая
предполагает
работа
практические
задания,
проектную
деятельность,
работу с дополнительным
материалом,
решение
исследовательских

Развитие творческих способностей

большое
литературе
уделяется
внимание
творческих
развитию
выполнение
способностей,
заданий
творческих
сочинений,
(написание
самостоятельное чтение, не
предусмотренное
программным материалом,
произведений
с
последующим
обсуждением). Подготовка и

проводимых
и
Ученики
Обучающиеся нашей школы с
принимают
огромным желанием
участие в различных олимпиадах и
конкурсах,
на
Всероссийском
региональном
уровне.
активны
и
любознательны,
в
участвуют
марафонах,
интеллектуальных
театрализованных
участвуют
в
представлениях
уроках
литературы и классных часах, пишут
сочинения
по
предложенной
тематике, многие
прекрасно рисуют иллюстрации к
произведениям,
на
уроках литературы, пишут стихи,
изучаемым
на
на
конкурс

Цель: развитие творческих способностей учащихся и создание
условий для индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Задачи:
­ воспитывать чуткость к красоте и выразительности родной
речи;
­ прививать любовь русскому языку;
­ прививать интерес к изобразительным возможностям русского
языка в разных его проявлениях;
­ совершенствовать важнейшие речевые умения;
­ углублять сведения по фонетике, интонации, лексике и
синтаксису;
­ развивать навыки лингвистического анализа и выразительного
чтения художественных произведений;
Направления
работы
­ ознакомить с основами стихосложения;
­ реализовать идею межпредметных связей курса русского языка
и литературы;
­ научить работать над исследовательскими проектами;
­ готовить к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
в
НОУ
Подготовка
к:
1)
интернет-олимпиадам;
2) предметным олимпиадам;
3) всероссийским конкурсам;
4)
научно-практическим
конференциям;
5)
участие
работе
школьного
«Поиск»;
6) «Тропинка к Парнасу»
(проба пера в поэзии, прозе;
основы
стихосложения);
слова»
7)
«Искусство
(изобразительные
средства
языка, ораторское мастерство,
выразительное
чтение);
8) подготовка одаренных
детей к итоговой аттестации и
ЕГЭ

р
ё
з
п
и
и
р
м
и
а
л
7 к
о
н
е
о
) , Г
7 к
(
В э
а
р
у
т
й
т
(
ч
с
у п
д
о
м г
л
й о
о
о
н
н

5
о
я
с
х
а щ и
д
з
и У
л
а
а
л
к
5
Л ю б
о
в
с
с
ь
с
и
м
а
д ы д
а
в
о
с
в М а
б
у
л
с
а
л
е
с
г
л
я
о
в
) .
м
а
д
е
В этом учебном году
отмечается
значительный
рост качества работы с
одаренными
детьми,
которая
носит
систематизированный
характер и строится на
всестороннем раскрытии и
использовании
интеллектуального
творческого
учащихся:
система
конкурсов, конференций.
и
потенциала
расширилась
олимпиад,
Участие конкурсах
расширению
и
росту
помогает
способствует
кругозора
интеллектуальному
учащихся,
профессиональному
самоопределению
старшеклассников.
Удовольствие
выполнения
заданий
от
и

в
личности.
когда
о
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ

Принимая участие во
всероссийских конкурсах и
олимпиадах,
учащиеся
получают шанс заявить о себе,
как
талантливой,
образованной и всесторонне
развитой
Как
здорово,
есть
возможность принять участие
котором
в
твоими
будут
сверстники со всей страны.
Задача таких мероприятий ­
пробудить интерес к предмету,
к познанию, к творчеству, а
девиз – каждый может стать
успешным.
соперниками
состязании,
в
целом
хороший способ углубить
свои знания по русскому
языку и литературе, но и
возможность
проявить
себя
как
ученика.
способного
Каждому участнику по
мере подведения итогов
организаторы
отправляют
свидетельства,
сертификаты, дипломы
победителей и призёров,
которые
становятся
отличным дополнением к
характеристике
и
аттестату
. В основе
каждого конкурса лежит
стремление выявить и
поддержать личностные
и
индивидуальные
способности
каждого
участника. Этому служит
и непременное наличие в

Исследовательская
деятельность в школе
ведется через научное
общество «Поиск»
Целью работы НОУ является:
непрерывное
восходящее
потенциала и
познавательного
учащихся школы.
развитие
интереса
для

НОУ
осуществляет
следующие задачи:
­ создание
условий
развития творческих и
интеллектуальных
способностей учащихся
разных возрастов;
­ диагностика
детей и подростков,
одаренности
осуществление их поддержки в
рамках учебного
«Поиск»
Научное общество учащихся
Работа в НОУ ведется в
разных формах: через
индивидуальную
деятельность
с
учащимися, групповую
(совместная
исследовательская
работа учащихся) и
массовую
(конференции,
олимпиады).
секций
На
НОУ учащиеся решают
нестандартные
и
олимпиадные задачи,
знакомятся
с
новинками литературы
по
предметам,
готовятся к участию в
школьных,
муниципальных,
региональных
занятиях
и

учеников
­ шаг
Каждый год в школе проводится
школьная научно­практическая
конференция
НОУ «Поиск»
«Мы – будущее ХХI века.
Участие
в
конференции
к
самостоятельной жизни, поиск
своего места
обществе,
активное включение в процесс
самообразования и повышения
уровня
знаний. Школьная
конференция является важным
этапом
исследовательской
деятельности учащихся.
в
Школьная научно­практическая
конференция НОУ «Поиск»
разных
научно­практической
Проведение
выявить
помогает
конференции
детей,
развивает
одаренных
самостоятельность, индивидуальные
творческие интересы и способности
учащихся
возрастов,
сформирует чувство ответственности
за
помогает
осознать практическую значимость
проделанной работы и убедиться в ее
востребованности,
открывает
интеллектуального
перспективу
роста школьника.
порученное
дело,

Конференция направлена также на
популяризацию
научно­
исследовательской
деятельности
среди старшеклассников. Тематика
конференции
призвана
содействовать более осмысленной и
качественной
подготовке
старшеклассников к предстоящему
поступлению в вуз, к сдаче ЕГЭ. В
конференции
процессе
будут
вопросы
широкого
научных
затрагивающих
направлений,
наиболее острые проблемы
рассмотрены
спектра
работы
конференции
Цель

стимулирование творческой и
научно­исследовательской
активности
учащихся,
привлечение их
к решению
актуальных
и
фундаментальных
задач
развития
современной науки,
сохранение и развитие единого
научно­образовательного
выявление
пространства,
высокой
школьников
культурой,
инновационной
обобщение
обсуждение
результатов
научных
исследований, новых проектов и
идей,
опыта
выступлений.
публичных
приобретение
прикладных

Читайте также:  Целостный анализ отцы и дети

учащимися
Таким образом, главная цель учителей
русского языка и литературы в работе с
одарёнными
в
формировании
развитой
личности школьника, его теоретического
мышления,
и
культурой
способностей,
речевого общения.
языковой
в
заключается
всесторонне
овладении
интуиции
Цените в своих детях щедрость,
готовность помочь, терпение,
ответственность, надежность,
целенаправленность, чувство юмора. И
тогда в вашем ребенке раскроются все
таланты, которые со временем
принесут свои замечательные плоды.
Ты для них будешь самым правильным,
И иным ты не смеешь быть,

источник

Работа с одарёнными детьми. Подготовила Дэр Валентина Павловна,Учитель МОУ «СОШ им. Г.И. Успенского», д. Сябреницы.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ — интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности — способности, относительно слабо связанные взаимно.При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.

ОДАРЕННОСТЬ РАННЯЯ — одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем — в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.

Методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный;

Формы работы: 1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;2. консультирование по возникшей проблеме;3. научные кружки, общества4. дискуссия;5 ТРИЗ;6. игры.

Очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; игра «Научно — исследовательская лаборатория»; ролевые игры; индивидуальные творческие задания;

Проблемы одаренных детей. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Учителю-предметнику в работе необходимо: 1.Составить план занятий с ребенком, учитывая склонности (гуманитарные, математические, естественно — научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка. 2. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени. 3. Ребенку предоставить: название темы.план изучения темы основные вопросы понятия и термины, которые он должен усвоить практические работы список необходимой литературы формы контроля задания для самопроверки

Для анализа результатов работы оформить таблицу: предмет дата и время консультаций главные рассматриваемые вопросы время работы с темой по программе фактическое затраченное время дополнительные вопросы, не предусмотренные программой невыясненные вопросы причины отклонений от сроков.

Этапы работы с одарёнными детьми по естественнонаучному сопровождению Выявление детей, интересующихся предметом, путём наблюдений.Привлечение этих учащихся к выполнению творческих заданий на уроке.Вовлечение во внеурочную деятельность биологического, экологического характера.Работа над экологическими проектами.Участие детей в предметных олимпиадах.Ориентация на профессии биологической направленности.Подготовка к экзаменам по предметам естественнонаучного цикла.

Результат работы с одарёнными детьми за последние 3 года. 2008 год. Попова Ольга участвовала в районной (2 место) и областной экологической конференции. ГИА. Первый раз сдавали экзамен в новой форме. В районе только наши учащиеся сдавали химию и биологию (Амбарцумян Анна и Чернышева Дарья).ГИА в 9 классе выбрали химию 3 человека из 11, географию 2 человека. 2009 год. В районной экологической олимпиаде призовые места у Тишкиной Марины и Калининой Зарины.2010 год. ЕГЭ по биологии сдавали Амбарцумян Анна, Чернышева Дарья, Леонов Андрей, Агафонов Евгений. Результат выше районного. Поступила в НовГУ на факультеты: медицинский, биологический; Университет им. Герцена на физвоспитание.Берзух Антон участвовал в районной (2 место) и областной экологической конференции.Тишкина Марина заняла 1 место в районной олимпиаде по биологии и участвовала в областной.К экзамену по биологии готовятся 4 человека из 11.

Планирование дальнейшей работы. Изучить особенности работы с одарёнными детьми. Перейти в работе от интуиций к системе.Провести диагностику для выявления способностей у детей.Составить программу развития одарённых детей и поэтапного отслеживания результатов их достижений.

Литература. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83. Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, 1993. – 40 с. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П. 1997.- 35 с. Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. — 1988. — №4. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. — 1996.- №3.- с.34. Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. — 1996.- №1.- с.97.

источник

Как работать содарёнными детьми ? Никто не знает, как работать содарёнными детьми, но все ищут и этот опыт востребован.

  • « В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения »

Интеллект – общий термин для обозначения способностей, необходимых для выполнения широкого спектра заданий; способность извлекать пользу из своего прошлого опыта; способность усваивать новую информацию и приспосабливаться к новым ситуациям.

Креативность – способность придумывать нечто новое, представляющее определенную ценность, способность преодолевать традиционные представления и стереотипы и создавать продукты и идеи, опережающие свое время.

  • Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

1. Одар ё нных детей много, но далеко не всегда они хорошо успевают по всем предметам .

2. О ни не представляют идеал в поведении .

3. Одар ё нность очень разно о бразна .

4. Универсальной системы обучения одаренных детей нет .

5. Ни один тип школы не может решить полностью проблему их обучения, а запрос намного превышает предложение .

  • 1. Одар ё нных детей много, но далеко не всегда они хорошо успевают по всем предметам . 2. О ни не представляют идеал в поведении . 3. Одар ё нность очень разно о бразна . 4. Универсальной системы обучения одаренных детей нет . 5. Ни один тип школы не может решить полностью проблему их обучения, а запрос намного превышает предложение .

Когда речь идет о работе с одаренными детьми, задача родителей и педагога «сдвигается от обучения» к «созданию условий».

« Педагогическая поддержка » – это особая тактика по отношению к конкретному ребенку.

  • Создание условий для их выявления, поддержки и развития.
  • Приёмы проблемного обучения
  • Организация и проведение предметных олимпиад
  • Организация и проведение интеллектуальных игр и праздников
  • Организация и проведение интеллектуальных конкурсов, соревнований

Основные направления деятельности педагога в работе с интеллектуально одаренными детьми

Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М., 2001.-С.6 (1.1. Анализ современных тенденций в начальном образовании)

Организация экскурсий, экспедиций, походов

  • Организация деятельности научного общества

Творческие задания развивающего характера

  • Простая форма «беседа»: консультирование по возникшей проблеме
  • Простая форма «зачет» и «экзамен»: индивидуальные и групповые творческие задания, проекты по различной тематике
  • Простые формы — предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны;
  • Составная форма «урок» : интерактивный подход (работа в парах, в малых группах), разно-уровневые задания, творческие задания, словесные игры и забавы
  • Составная форма «конференция»: дискуссия
  • Комплексная формасочетание всех форм ролевые игры, различные конкурсы и викторины

Эти формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.

Математик Л.Л. Терстоун выявил, что если человек обладает высоким интеллектом в одной сфере, это не обязательно означает, что он будет обладать высоким интеллектом во всех других областях.

На основе этого утверждения психолог Гиолфорд выделил около 150 видов интеллекта.

Можно условно выделить несколько групп детей с учётом уровня и характера их мотивации. Это помогает в выборе приемов педагогической поддержки.

1)»Мотивация на результат» (такие дети не умеют радоваться успехам других, болезненно переживают свои неудачи и готовы «расталкивать всех локтями» для достижения цели; здесь необходима индивидуальная работа психолога)

2)»Мотивация на самоутверждение» (их психологическая защита строится на тезисе «скучно, неинтересно», они также не любят успехов других, но они способны признавать высокий профессионализм педагога; основной прием поддержки в данной ситуации «косвенная аналогия», создание ситуаций, где ученик смог бы увидеть себя)

3)»Мотивация на творчество» (такие дети не любят фактической стороны учения, но могут выдавать нестандартные идеи и мысли; для подобных детей необходимо обучение самоконтролю, самоорганизации)

4)»Мотивация на познание» (такие дети требуют индивидуальной программы обучения; задача педагога-наставника не «культивировать» свой предмет, а помочь ученику увидеть и понять картину мира, понять значимость интегрального знания

Никто не знает, как работать с одарёнными детьми, но все ищут, и этот опыт востребован…

Педагог-психолог МБОУ сош №44 : Ильясова Г.Ф.

Педагог- психологМБОУ сош№44 : Сутормина В.В.

1. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д.Бабаева, Н.А. Лейтис. М., 1996. 408с. 2. Куровская, С.Н. Одаренный ребенок и семья / С.Н.Куровская, В.П.Тарантей. Мозырь 2006. 157с. 3. Малахова, И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А.Малахова. Мн.,2002. 157с. 4. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования / Н.А.Сакович. Мн.2003. 57с. 5. Семененя, И.И. Психологические основы взаимодействия учителя с одаренными детьми / И.И.Семененя. Мозырь 2997. 72с.

источник