Меню Рубрики

Анализ работы по речевому развитию детей

Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе, а также предусматривает воспитание определенных качеств личности. Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду», в целом построена на научных основах. Прежде всего, всем своим содержанием она направлена на всестороннее развитие личности ребенка.

Кроме того, в основу программы положены данные психологии в смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности, что определяет объем и последовательность требований к детям на разных возрастных ступенях.

Программа построена также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал имеет сложную структуру, так как соотнесен с различными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.). И, наконец, необходимо сказать, что программа развития речи создана с учетом, главных дидактических принципов — систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; в ней прослеживается концентричность в формировании у детей речевых умений (т. е. прохождение на каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением и углублением их содержания).

Итак, цель программы по речевому развитию детей раннего возраста [6, c. 25]: обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формирование понятийной и активной речи.

Задачи развития речи детей от 1 — 1, 6 лет:

  • — Обеспечить положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.
  • — Развивать понятийную сторону речи. Расширять пассивный словарь детей путем ввода новых слов, обозначающих предметы, их функции и некоторые признаки, местоположение предметов (там).
  • — Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»).
  • — Формировать представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя. Учить действовать по разрешению (можно) и останавливаться по запрету (нельзя).
  • — Учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где кукла Ляля», «Покажи, где машина: би — би», «Покажи, где барабан: бам — бам» и т.п.).

Учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием («ав — ав» — собака, «мяу — мяу» — кошка, «ку — ка — ре — ку» — петушок, «га — га» — гусь, «ко — ко» — курочка и т.п.).

  • — Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала два слова с опорой на картинки (бусы — бант; мишка — мышка). Учить дифференцировать звукоподражание (выбор из двух предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок или курочка?»).
  • — Учить понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.
  • — Развивать активную речь. Поддерживать детей в стремлении выражать словами, жестами, звукоподражанием свои стремления, проявления интереса. Побуждать заменять звукоподражание на слова. Ближе к двум годам упражнять ребенка в умении строить короткие фразы, состоящие из 2-3 слов.
  • — Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами свои и чужие действия); поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы. Побуждать использовать в речи прилагательные и наречия (большой, маленький, высоко, низко) наряду с существительными и глаголами.
  • — Способствовать развитию речевого слуха: указывать объекты и предметы по звукоподражанию взрослых (ко-ко-ко; му — му — му; тук — тук — тук и пр.); обозначать средствами звукоподражания знакомые предметы и объекты (тик — так; ту — ту -ту; мяу — мяу; ав — ав — ав).
  • — Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении с взрослыми и другими детьми. Учить здороваться, отвечать на приветствия взрослого, благодарить.

Задачи развития речи детей 2 — 3 лет.

  • — Продолжать формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет (раздевалку, спальню)», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик», «Отнеси в мойку», «Спрячь в коробку»).
  • — Целенаправленно обогащать словарь детей. Упражнять в умение называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях. Расширять словарь, обозначающий отдельные части объектов и предметов (у кошки — голова, ушки, носик, усы; спинка, лапки, хвостик; у чайника — ручка, носик; у машины — кузов, колеса и т.п.).
  • — Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в умение соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает?» — девочка прыгает, мальчик сидит, птичка летает и пр.).
  • — Учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий);
  • — Начать вводить слова, обозначающие состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (плачет, смеется; грустный, веселый и пр.).
  • — Поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы.
  • — Способствовать развитию грамматического строя речи. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, под, рядом, сзади).
  • — Следить за правильным изменением слов (по числам, падежам, временам). Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательные наименования (машинка, ключик, уточка и т.п.).
  • — Развивать произносительную сторону речи. Учить говорить внятно, не торопясь.
  • — Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина — мишка — мышка). Продолжать учить дифференцировать звукоподражание (выбор из трех — четырех предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь)?»). Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания («ку — ку» — «ко — ко», «ту — ту» — «тук — тук», «ку — А — ре — ку» — «ку — ку» и т.п.).
  • — Способствовать развитию речевого слуха. Обозначать средствами звукоподражания и слов знакомые предметы и объекты (часы — тик — так; поезд — ту — ту -ту; машина — би — би; кошка — мяу — мяу; курочка — ко-ко-ко; корова — му — му — му;молоток — тук — тук — тук; собака — ав — ав — ав и пр.).
  • — Начать подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков родного языка. Развивать речевое дыхание.
  • — Упражнять в правильном произнесении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных).
  • — Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении с взрослыми и другими детьми. Упражнять в умение обращаться с просьбой и предложениями (дать что-либо, поменяться игрушками) к взрослому и другому ребенку.
  • — Создавать условия, позволяющие употреблять развернутые высказывания; отвечать на вопросы, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров (плоскостной, настольный, бибабо) (6, c.28).

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Чтобы обеспечить ознакомление ребенка с окружающим миром и развитие активной речи, необходима совместная деятельность с воспитателем. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

  • 1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
  • 2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
  • 3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть (6, c.134):

  • — во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
  • — во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
  • — в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

  • — наблюдение и элементарный труд в природе;
  • — сценарии активизирующего общения;
  • — игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  • — слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
  • — инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
  • — игры на развитие мелкой моторики рук;
  • — дидактические игры и упражнения;
  • — бытовые и игровые ситуации;
  • — элементарное экспериментирование.

Рассмотрим наиболее интересные формы занятий — это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения.

1). Наблюдение и элементарный труд в природе.

Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?» С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

Один из приёмов активизации речи ребёнка — мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае — с комнатными растениями. «Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

2). Сценарий активизирующего общения [6, c.138].

Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий — результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может «включиться» или «выключиться» в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время — от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.

Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы «перетекают» с места на место — они занимают позицию то «внутри» играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

На основании данной главы можно сделать вывод, что:

  • 1. Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном. Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
  • 2. Цель программы по речевому развитию детей раннего возраста в ДОУ: обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формирование понятийной и активной речи.
  • 3. Для выявления уровня развития речи детей раннего возраста необходимо провести экспериментальное исследование, направленное на: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимания речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение уровня активного словарного запаса детей.
  • 4. Предлагаемая нами программа по развитию активной речи детей раннего дошкольного возраста, имеющих низкий уровень речевого развития направлена на:
    • — совершенствования предметного и глагольного словаря;
    • — совершенствование активного и пассивного словаря, обогащение словаря прилагательных, местоимений, наречий, предлогов;
    • — умение составлять простые, элементарные фразы;
    • — активное развитие диалогической речи.
Читайте также:  Анализ воспитанности детей дошкольного возраста

источник

Выполняя задания, каждый ребенок набрал определенное количество баллов. Результаты диагностики детей 4 года жизни по методике О.С. Ушаковой представлены в таблице №1.

Таблица №1. «Уровень развития словаря детей 4 года жизни»

Фамилия, имя Номера заданий Сумма баллов Уровни
Синякова Маша I
Щеглов Дима II
Павлов Илья II
Романюк Вика II
Тальман Кирилл II
Сахаров Никита III
Лусс Дима III
Шутилина Вика III
Заверач Катя I
Берсанова Эля II

«Уровень развития словаря детей 4 года жизни в % соотношении»

Название уровня Диагностический этап в %
Высокий 20 %
Средний 50%
Низкий 30%

Показания таблицы говорят о том, что речь детей младшего дошкольного возраста оставляет желать лучшего. По данным нашего исследования, 30 % детей показали низкий уровень,50 % детей — средний,20% детей — высокий уровень. Приступим к более подробному анализу развития речи детей младшего возраста.

Анализируя данные диагностики, можно отметить, что высокий уровень развития речи был выявлен двух детей – Маши С.и Кати З. что составило 20 %

Речь этих девочек четкая, развернутая. Они использует предложения, в которых встречаются все части речи. Безошибочно, самостоятельно употребляет имена существительные в единственном и множественном числе. Отвечают на вопросы: Кто это? Что это? Умело составляет предложения с однородными членами. Без помощи взрослого подбирают слова, обозначающие признаки предметов и их качество (прилагательные). Отвечают на вопросы, Какой? Какая?.Безошибочно подбирают слова обозначающие действия предмета (глаголы), отвечающие на вопрос Что делает? Что можно с ним сделать? При определении значения слова они ориентируются на существенные признаки и действия предмета. В соответствии с контекстом правильно употребляют слова и словосочетания, свободно пользуется словами, и связывают их по смыслу. Они без труда могут обобщать слова, называя их одним словом. Девочки заинтересованы, c удовольствием идут на контакт.

Средний уровень был выявлен у 5 детей, что составило 50%.

В речи они используют простые предложения, в которых встречаются все части речи. Допускают неточности в употреблении слов, отвечающих на вопросы: Кто? Что? (существительные)- обозначающие предмет. Признаки и качества предметов, выраженные прилагательными, обозначают с помощью взрослого. С помощью воспитателя называют и действия предметов, обозначающих глаголы, и отвечающие на вопросы: Что делает? Что может сделать?

Имеют затруднения в обобщении слов.

Общение чаще всего происходит по инициативе взрослого; при ответах детей необходимы незначительные подсказки.

3 ребенка — 30%, показали низкий уровень. Нами было отмечено, что эти дети не умеют соотносить ответы с вопросами педагога, испытывают трудности в понимании задания. Они не называют слова, обозначающие предмет ( выраженные существительными, отвечающими на вопросы : Кто? Что? Не умеют обозначать признаки и качества предметов, выраженных прилагательным, отвечающим на вопросы: Какой? Какая? Имеют затруднения в назывании действия предмета (глагола), отвечающего на вопрос: Что делает? Что мы с ним можем сделать? Не умеет употреблять обобщающие слова.

Словарь их ограничен. Не сформированность словаря, действий и грамматического строя речи. Часто пропускали предлоги, смешивали падежные формы. Наблюдались многочисленные искажения, заменяли и смешивали звуки. При общении с воспитателем они не проявляли никакой инициативы. Выполнение задания им было затруднительно.

Данные диагностики показали, что речь детей находится, не на должном уровне, и отстает от тех показателей, которые должны быть в данном возрасте. Необходимо было разработать специальную коррекционную программу, которая позволила бы всесторонне развить речь ребенка четвертого года жизни.

По нашим предположениям — использование в работе с детьми четвертого года жизни малых фольклорных произведений должно обогатить словарный запас детей. Прежде чем приступить к формирующему этапу, мы провели беседу с родителями и воспитателями исследуемой группы. Необходимо было выяснить: используются ли фольклорные произведения в работе с детьми в детском саду и дома, какие произведения и с какой целью. Опрошено было девятнадцать родителей и два педагога. Результаты беседы показали, что родители практически не используют с младшими дошкольниками малые формы фольклора. Молодые родители практически не знают ни одной колыбельной песни. Утратили свою былую значимость произведения устного народного творчества. В репертуаре родителей имеется всего несколько поговорок, считалок и загадок, а о потешках, и говорить не приходится.

Анализ работы воспитателей говорит о том, что все-таки они стараются использовать малые фольклорные жанры немного шире. Применяются различные считалки в подвижных играх. С целью поддержания интереса детей, применяются загадки на занятиях. Для развития мелкой моторики рук – пальчиковые игры и игры забавы. А использование колыбельных, потешек и прибауток, по их словам, надо использовать только в раннем возрасте. Развивая речь младших дошкольников, достаточно использовать скороговорки, считают они. Соответственно, когда мы проводили беседу с детьми о знании фольклорных произведений, мы заметили, что дети знают всего несколько колыбельных песен, потешек, сказок. Им трудно было определить, к какому жанру относится то или иное произведение.

Исходя из этого, нами были сделаны выводы, что работа по использованию малых фольклорных форм с младшими дошкольниками недостаточно организована, так как воспитатели и родители не полностью используют их развивающий потенциал для обогащения словарного запаса.

Основываясь на результатах констатирующего этапа, нами был проведен формирующий этап.

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей младших дошкольников средствами фольклорных произведений.

Обогащение словаря ребенка – это сложный нервно-психический процесс, происходящий в результате общения ребенка с взрослыми и окружающей средой. Начиная с раннего возраста, ребенок учится говорить, строит первые предложения.

А помочь малышу в этом могут малые фольклорные произведения, которые являются прекрасным средством для обогащения словаря. Такие научные деятели, как Разенкова Ю.А и Баенская Н.Н. доказали, что дети, в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки, практически не имеют отставаний в речевом развитии. Речь таких детишек выразительная, богатая, у них хорошо развито мышление, память.[52]

Разрабатывая экспериментальную программу по обогащению словаря младшего дошкольника средствами фольклора, за основу мы брали работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, Усовой, О. Ушаковой.

Для решения этого вопроса, нами были поставлены цели и задачи.

-Способствовать эмоциональному и речевому развитию детей 4 года жизни, используя в работе малые фольклорные произведения.

— Сформировать у детей правильную и красивую речь через использование малых фольклорных форм.

— Стимулирование желания малыша в обогащении и расширении словаря.

-Сформировать у детей потребность в общении с взрослыми и сверстниками и желание высказывать свои суждения, представления в речи.

— Обогатить словарь детей новыми словами, выражениями, их значением. — Разучивание произведений малых фольклорных жанров: потешек, стихов, поговорок, считалок. Расширить и обогатить словарь детей за счет использования разных фольклорных жанров.

-индивидуальный подход к каждому ребенку,

-проведение работы с учетом возрастных особенностей детей,

-работа должна проводиться в системе,

— необходимо привлекать к активности всех детей,

-всестороннее развитие детей.[53]

Работа по формированию речевых навыков средствами фольклорных произведений велась не только на занятиях, а так же и в режимных процессах. Уточнялся и расширялся словарный запас, активизировалась речь детей, обобщался и систематизировался речевой материал. В своей работе мы использовали различные средства, такие как: игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подключая к ним малые фольклорные жанры. Дети активно отгадывали загадки, хором произносили стихи, рифмы, потешки, чистоговорки и скороговорки.

Проводя работу по развитию артикуляционного аппарата, речевого слуха, дыхания, использовались различные игры на звукоподражание — «Кто как кричит», «Кто позвал» и др. Имитация шума ветра, жужжания пчелы, рокот самолета и т.д. Дети активно включались в работу.

Фольклорные произведения использовались и повседневной жизни:

Например, используя стихотворение, хвалили ребенка:

Малыши очень любят, когда в стихотворениях встречаются их имена, они с удовольствием подключались к чтению, тем самым знакомясь с широтой устного народного творчества:

Фольклорные произведения позволяют воспитывать у детей не только любовь и заботу к животным, а так же знакомят с их повадками, предназначением, образом жизни, местом обитания, внешним видом.

четыре лапки, пятый хвостик.

Во время прогулки также использовали фольклорные жанры, что позволяло ярче раскрыть детям знания о природных явлениях, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей.

Незаменимы были пословицы и поговорки в режимных моментах, относящихся к приему пищи:

Кашка масленая, ложка крашенная,

Мы ребяток никогда не упрашиваем.

Отход детей ко сну сопровождался следующими пословицами:

Пора спать, коли некого ждать.

Всем известно, что игра – это основной вид деятельности ребенка. Именно поэтому мы использовали игру в интересах обогащения словаря детей. Нами были подобраны игры, которые имеют литературный текст, в котором прописано то или иное игровое действие: «Лохматый пес», «Два мороза», «Зайка серый умывается» и т.д. Начиная игру, воспитатель знакомила детей со стихотворным текстом. При неоднократном прочтении его, дети быстро запоминали, а затем сами играли в игру, используя содержание текста.[56]

Никому не секрет, что дети очень любят праздники. Учитывая это, с малышами проводились различные мероприятия использованием фольклорных произведений: развлечения («Как у нашего кота», «В гостях у бабушки Варварушки»); утренники («Весняночка», «8 Марта»); праздники («Осенины», «Веселые посиделки») и т.д

Работа проводилась не только с детьми, но и с родителями. С каждым из родителей в течение года были проведены индивидуальные встречи беседы, где они получали необходимую методическую консультацию о том, какую работу необходимо вести для успешного обогащения и развития словаря ребенка. Родителям предлагался перечень тех фольклорных произведений, которые соответствуют данному возрасту детей. На родительском собрании были подведены итоги совместной работы по данному вопросу, где малыши с большим удовольствием продемонстрировали знания малых форм фольклора, выступив перед родителями с целой концертной программой.

Педагогами были оформлены папки — передвижки — «Говорят дети», «Роль фольклорных произведений в развитии речи малыша». Родители совместно со своими детьми изготавливали коллажи на тему — «Мои любимые потешки», из которых была сделана выставка в комнате «Творчества».

На семинарах педагоги знакомили родителей с теми играми, в которые можно поиграть с детьми дома: это и пальчиковые игры, и различные игры со сказкой. В дальнейшем родители с удовольствием делились своим, уже накопленным опытом.

Активно привлекали родителей и в речевых традициях группы. Примером тому служит «Копилка нежных слов», работа которой направлена на обогащение и активизацию словаря детей. Дети вместе с родителями подбирали дома для именинника добрые и ласковые слова.[57]

Проанализировав проделанную нами работу совместно с родителями, было замечено, что в детях произошли определенные изменения, результаты которых отражены в диагностики.

источник

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).

Анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы показывает, что не все дети одинаково успешно овладевают в раннем детстве фонетической, лексической и грамматической сторонами речи, поэтому далеко не у всех дошкольников развито умение связно выражать свои мысли.

Из сказанного следует, что проблема развития речи интересовала и интересует многих исследователей, методистов, учителей, воспитателей, которые придавали ей огромное значение. Все исследователи единодушно подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии речи детей дошкольного возраста. Только специальная речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню владения речью. Углубленная, обогащенная по содержанию работа по развитию речи детей, которая начинается с младшего возраста, дает в конце воспитания и обучения в детском саду большой эффект. Таким образом, актуальность выбранной темы значима в дошкольном воспитании.

При работе над проблемой «Развитие речи детей путем формирования лексико-грамматических навыков» установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, что дети вовлекаются в активную речевую работу не только на занятиях по развитию речи, но и в игре, театральной деятельности, ознакомлению с окружающим, чтении художественной литературы. Тем самым мы даем значительное увеличение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка.

В связи с этим для решения проблемы разработали систему мероприятий, которая, на наш взгляд, способствует развитию всех компонентов устной речи, определили основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи.

Читайте также:  Анализ волос на микроэлементы детей

Помня о том, что нам надо научить детей использовать богатство языка во всей его полноте, мы должны предъявлять высокие требования к своей речи: высокая звуковая культура речи, богатство словаря, грамматическая правильность, интонационная выразительность речи. Для совершенствования речи педагогов в детском саду работает «Школа речевых наук», в рамках которой проводится практический семинар «Профессиональная речь педагога», деловая игра «Знатоки русского языка» и «Как ваше слово отзовется», мастер-классы для педагогов ДОУ «Выразительность речи педагога», «Как скучное сделать интересным».

Таким образом, повышая профессиональную компетентность педагогов в вопросах речевого развития детей, мы способствуем формированию правильной речи у дошкольников.

Работу с детьми начали с проведения мониторинга уровня развития речи детей, используя методы наблюдения по возрастным нормативам речевого развития: уровня их словарного запаса, лексико-грамматических категорий и связной речи, с учетом индивидуальных особенностей. Уровень развития речи детей младшей группы показал: высокий уровень развития речи имеют 15% детей, средний уровень – 50% и низкий уровень – 35% детей. Это позволило определить задачи по решению данной проблемы и выстроить образовательный процесс. Средствами мониторинга мы оценили степень освоения дошкольником образовательной программы.

Для обогащения и совершенствования детской речи создали благоприятную речевую среду, где особая роль принадлежит взрослому, который во время наблюдений, игры, труда и учебных занятий пробуждает ребенка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску, развивает умение спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения. Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи ребенка, она ее обогащает и активизирует: у ребенка есть, что сказать, и ему хочется поделиться тем, что его глубоко затронуло. Известно, что в игровой форме сам процесс протекает быстрее, активнее, потому что игра – вид деятельности, присущий ребенку-дошкольнику.

Чтобы ребенок имел возможность развивать свою речь вне занятий, помогаем организовать самостоятельную детскую деятельность через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность. Все игры сопровождаются речью: дети договариваются между собой об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. В игре идет развитие диалогической и монологической связной речи.

Самостоятельная творческая деятельность детей дает возможность обогатить и активизировать словарь ребенка. В процессе драматизации происходит усвоение детьми всех лексико-грамматических форм, развивается связная речь.

Оформленный уголок «Умной книги» в группе направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг. Приобщая детей к книге, используем в своей работе художественное слово, знакомим детей с новыми словами, привлекаем их внимание к выразительным средствам, развиваем умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткость к поэтическому слову. Речь развивается в лучших образцах родного языка, происходит формирование способности постигать художественные образы, созданные писателями, и применять на практике.

Использование малых форм фольклора (потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички) позволило раскрыть детям метафорическое богатство русского языка. Считалки со сложным словарным составом закрепляют умения строить предложения грамматически правильно. Знакомство с небылицами помогает нам закреплять знания о синонимах и антонимах.

А сказка – это питательный хлеб для обогащения словаря ребенка, именно сказка способствовала познанию ребенком мира добра и зла, глупости и жадности.

Для формирования лексико-грамматических навыков нами был собран материал и составлено практическое пособие для педагогов «Учимся говорить правильно». Использование этого пособия помогает разнообразить занятия по развитию речи, сделать их интересными, занимательными, насыщенными. Его можно использовать во всех возрастных группах, как для коллективной, так и для индивидуальной работы.

Повышая качество речи каждого ребенка через использование физминуток, пальчиковой гимнастики, речевых подвижных игр, способствуем раскрытию творческого потенциала, умению перевоплощаться, самореализовываться, развитию памяти, воображения, выразительности речи, концентрации внимания, речевого и умственного развития.

Многофункциональные дидактические игры «Лучистое солнышко», «Муфточка ощущений», «Сундучок запахов» использовались для закрепления обобщающих понятий и прилагательных в активном словаре детей, помогали работать с глагольной лексикой. При этом у детей задействовано мышление, воображение, память, осязание, выстраивается целый ассоциативный ряд. Также мы задействуем и обоняние для определения качеств. Дети – народ любознательный, им хочется сунуть нос везде, все хочется знать. Эти игры заставляют догадываться, рассуждать, спорить, находить истину.

Образование притяжательных прилагательных мы закрепляли в игре «Кто, кто в домике живет?», предложные конструкции мы закрепляем в дидактических играх «Во саду ли, в огороде…», «Кто где спрятался?».

При использовании в работе по развитию речи дошкольников технологии и методики известных научных исследователей Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой разработано «Тематическое планирование по развитию речи с детьми 4-7 лет». Тематический принцип подбора материала обеспечивает тесную взаимосвязь в учебном процессе. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная лексическая «замкнутость» позволяет формировать у детей обобщенные понятия, детально проработать каждую тему, пополнить словарь, развить лексико-грамматические навыки.

Обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами. Вводя новые лексические единицы, учитывали индивидуальные особенности организации словаря ребенка. Используя приемы работы с новой лексикой:

— подбирали слова, обозначающие предметы, их действия и качества;

— обогащали адъективный слой лексики – понимание и употребление синонимов и антонимов;

— знакомили с промежуточным понятием «средний»;

— узнавали, что словообразовательные единицы меняют основное значение слова – медведь, медвежонок, медведюшко;

— знакомили с формами образования глаголов от звукоподражаний;

— знакомили с многозначными словами.

Углубленная словарная работа, в частности над смысловой стороной слова, привела к существенным сдвигам в развитии связной речи. Умение оперировать словами, сопоставлять их, оценивать и отбирать повысило уровень произвольности устной речи. В процессе формирования активного словаря дошкольника добились таких качеств речи, как точность, правильность, выразительность. Используя в своей работе дидактические игры «Контрасты», «Один-много назови», «Собери цветок», «Кто что умеет делать?» и другие.

Словарная работа была направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, активному поиску правильной формы речи, т.е. грамматическому строю речи.

Грамматическое значение в слове существует вместе с его лексическим значением, в предложении – вместе с семантической структурой. Мы учим детей согласовывать слова в роде, числе, падеже, учим строить как простые предложения, так и сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные. Ребенок слышит грамматически правильную речь воспитателя, воспитатель исправляет ошибки в речи детей, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы русского языка.

При обучении детей составлению рассказов мы используем тематические схемы-описания, которые помогают активизировать употребление в речи детей сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, что способствовало развитию связной речи. Нами использовался прием составления «коллективного письма» в ситуации «письменной речи», где рассказ ребенка записывался. Применяя этот прием, достигли значительных результатов в развитии связной устной речи ребенка, поскольку речь строилась на уровне развернутости и произвольности. После проведения таких занятий, оформлялись газеты «По секрету всему свету я о маме расскажу», «Ласковые бабушкины руки», выпускались сборники рассказов «Творческие рассказы детей».

Для формирования у дошкольников интерес к развитию речи применяли разнообразные формы занятий: занятия-тренинги «Что случилось со словами», занятия-интервью «Интервью у Весеннего леса», занятие-путешествие «Страна Вымышляндия», «Сочиняйка», занятие-игра «Удивительное дело», «В гостях у бабушки Забавушки», игры-импровизации «Где это видано, где это слыхано?», «По дороге со словами». Применение в работе разных форм занятий позволило сформировать у детей стойкий интерес к обогащению и развитию связной речи.

Использование в работе разнообразных методов и приемов, средств обучения показало положительную динамику развития речи у выпускников. Уровень речевых умений у дошкольников повысился и показал результат: высокий – 50%, средний – 40% и низкий – 10%.

С целью повышения эффективности вся наша работа проходила в тесном контакте с родителями воспитанников. Формируя у родителей дошкольников компетентное представление о способах и приемах развития речевых навыков, на родительских собраниях специально заострялось внимание на необходимости специальных занятий по развитию речи и на роли этих занятий в умственном развитии ребенка. Многих родителей пришлось в этом убеждать, их волновали только недостатки звукопроизношения и отсутствие коммуникативных навыков. Приглашали родителей на открытые занятия по развитию речи, где родители еще раз убеждались в необходимости занятий с детьми.

Наши беседы, консультации помогли им понять, насколько речевое развитие ребенка зависит от общения с родителями, их интереса к совместной с детьми деятельности. Проведенное анкетирование родителей позволило скорректировать индивидуальную работу с каждым ребенком.

У каждого ребенка в группе была аудиокассета, где мы записывали речь детей, собирали стихи, рассказы, давали прослушать «произведения детей» родителям и они убеждались в том, что речь ребенка необходимо развивать, а на выпускном вечере мы подарили аудиокассеты как результат совместной работы детей, родителей и воспитателей.

Создавая в группе «Познавательно-игровой мини-центр», мы приглашали родителей поиграть в группе в любимые игры своего ребенка, тем самым родители еще больше вовлекались в образовательный процесс.

Мы рекомендовали родителям заучивать с детьми стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, скороговорки, советовали, какую художественную литературу прочитать детям.

Провели практикум «Игры для развития лексико-грамматических категорий», «Формируем активный словарь ребенка», «Игры, способствующие развитию связной речи дошкольников». В процессе практикумов для родителей составили каталог «Упражнения для развития речи», многие родители сделали его своей настольной книгой. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых нами в работе по развитию связной речи, несомненно помогает им в организации речевых занятий дома.

Большинство родителей стали нашими помощниками, постоянно возрастало их желание узнать о речевых достижениях и недостатках ребенка. Активное участие принимают родители в изготовлении дидактических и настольных игр, театров, принимают участие в праздниках: «Новоселье», «Мамин праздник», «В гости пап мы пригласили», «Бабушкины сказки». Совместно с родителями и детьми к праздникам выпускаем газеты с рассказами детей и фотографиями об интересных событиях в жизни детей.

Мы шли за своими малышами: учились они – учились и мы. С их помощью открыли удивительный и волшебный мир слова, научились красиво и правильно говорить, удивляться и радоваться новым словам, речевым оборотам. Ребенку так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи, а счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

Можно сделать вывод, что в результате целенаправленной и систематической работы по формированию у детей лексико-грамматических навыков, расширился словарный запас детей, обогатилась речь, появилось умение грамматически верно строить предложения, связная речь стала более правильной.

У детей сформирована высокая культура речи и тенденция ее саморазвития, она стала более точной и выразительной. Дети чувствуют красоту русского языка, могут выражаться образно, используя в своей речи литературные тексты.

Автор: Третьякова Юлия Андреевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Детский сад №3»
Месторасположение: Кемеровская область, г. Полысаево

источник

«Состояние работы по р азвитию связной речи, индивидуальных

способностей дошкольников к речевой деятельности через

ознакомление с детской художественной литературой»

Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом много аспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи детей наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего, в постепенности процесса.

К моменту поступления в школу дети овладевают правильным звукопроизношением, четко и ясно говорят, имеют определенный словарный запас, в основном, грамматически правильную речь.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

При анализе любого литературного текста мы должны соблюдать чувство меры, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

Культура речи – явление много аспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Читайте также:  Анализ воспитанности детей в семье

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств.

Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

Формирование образности речи проводится в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в соответственных сочинениях.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой мы осуществляем с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте мы учим детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети запоминают текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе мы продолжаем ознакомление детей с художественной литературой, фиксируя внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок мы учим детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

После чтения произведения правильно формулируем вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений выделяем ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, что развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

В старшей группе детей учим при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста более глубоко осмысливают содержание литературного произведения и осознают некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они различают жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки мы проводим так, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями помогаем ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, раскрываем перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращаем их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, выявляют понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Мы проводим такой анализ литературных произведений, при которых дети учатся различать жанры, понимают их специфические особенности, чувствуют образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Методика развития речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка. Если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который мешает ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он понятно выражает свои мысли, желания, советуется со сверстниками, родителями, педагогами.

Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Художественное слово, в котором глубокая человечность, пре­дельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно и учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его эстетические представления.

Анализ работы по р азвитию связной речи, индивидуальных способностей дошкольников к речевой деятельности через ознакомление с детской художественной литературой в нашем д/с показывает, что перспективные и тематические планы имеются, своевременно разрабатываются технологические карты, разнообразие педагогического процесса достаточно во всех группах, имеются уголки театрализованной деятельности.

источник

по итогам тематического контроля

в МКДОУ детский сад «Березка»

Тема: «Развитие связной речи детей в различных видах деятельности»

На основании плана методической работы МКДОУ детский сад «Березка» и приказа № от 10.01.2017 г. с 10.01 по 16.02.2017г. была проведена тематическая проверка, с целью оценки состояния организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи.

В тематической проверке приняло участие 7 групп, 7 педагогов.

Основные формы и методы контроля:

Анализ календарного планирования воспитателей.

Наблюдение и анализ совместной деятельности воспитателя и детей.

Анализ условий, созданных в группах для развития речи детей.

Взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей.

Рабочий материал для осуществления тематического контроля:

График проведения контроля;

Карта анализа планирования работы с детьми;

Протокол обследования РППС для речевого развития дошкольников;

При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют Основную образовательную программу МКДОУ д/с «Березка» и учебно-методическое пособие В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду».

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

Воспитателями возрастных групп созданы картотеки прогулок, где подробно расписаны наблюдения в утренний и вечерний отрезки времени, труд, подвижные и дидактические игры.

В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. В группах имеются дидактические и настольно-печатные игры. Картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы; картотеки артикуляционных и пальчиковых гимнастик; есть пособия для развития мелкой моторики рук: прописи, шнуровки, пальчиковые игры. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски для постановок сказок, создан кукольный театр. В группах имеются ширмы для обыгрывания и показа театральных постановок.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.

Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрационного материала, подборка книг в уголках случайна.

Оценка эффективности занятий по развитию речи :

В ходе контроля было организовано посещение НОД во всех возрастных группах. Было установлено, что программное содержание НОД по речевому развитию соответствует возрасту детей. Созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. НОД организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается мотивация детей на предстоящую деятельность. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В 1 младшей группе дети 2-го и 3-го года жизни проявляли интерес к стихотворному тексту, повторяли за воспитателем разговор животных. Во 2 младшей группе дети 4-го года жизни уверенно отвечали на вопросы воспитателя, последовательно описывали игрушку, опираясь на наглядность. В средней группе дети показали умение отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по серии картин. Дети старшей группы продемонстрировали умения пересказывать рассказ по схеме, умения отвечать на вопросы по содержанию картин, придумывать название картины. По времени занятия выдержаны в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна.

Развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям Программы и ФГОС ДО. Уровень развития связной речи детей удовлетворительный.

Однако речевая плотность ННОД в средней группе не на достаточном уровне. Высказываются лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагог побуждают детей к ответам словосочетаниями.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. В НОД и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Используют средства ИКТ.

Работа с родителями. Педагоги планируют индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформляется наглядная информация в родительском уголке. Организуется взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников. Однако это взаимодействие в большинстве случаев носит не регулярный, не целенаправленный характер.

Вывод : Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей на удовлетворительном уровне.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Педагоги возрастных групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии (ИКТ, развивающие программы, здоровьесберегающие технологии), стараются привлекать к участию в различных мероприятиях родителей.

Однако анализ результата показывает, что проводимая работа не достаточно эффективна: имеют место проблемы с развитием связной речи. Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей не носит целенаправленного характера.

Рекомендации:

1. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, больше внимания уделять рассказыванию по картине, используя новые формы и методы работы.

Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

Ответственные: воспитатели групп

2. Продумывать планирование игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и другие), связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Ответственные: воспитатели групп

3.Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам).

Ответственные: воспитатели старших, подготовительной групп.

4. Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение речевых уголков дидактическим материалом.

Ответственные : воспитатели групп

5. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

Ответственные : воспитатели групп

Составил: _________________ старший воспитатель Фуринова Т.В.

источник