Меню Рубрики

Анализ воспитания детей в условиях семьи

Статья посвящена рассмотрению проблем семейного воспитания современного ребенка — ребенка XXI века. Отражены причины возникновения проблем в семейном воспитании. Представлены модели отношения родителя к своему ребенку. Затронута тема того, какие новые качества в воспитании ребенка требует современный социум и почему семья претерпевает кризисы.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Если проводить параллель, то можно сказать, что капля воды – это наше общество, частью которого является семья, а солнце – ребенок, который получает воспитание изначально в семье. Какие же возникают изменения и проблемы? Почему это происходит? Почему в современных условиях “лучи солнца” светят по-другому ?

Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Одна из главных функций семьи — воспитательная: воспитание детей, самореализация в детях [1]. Самореализация в детях – отражение своего Я в детях. Современные дети показывают, что изменились ценности взрослых. Основные изменения произошли в замене таких ценностей, как трудолюбие, послушание, аккуратность, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные блага, думать много о себе. Современное общество изменилось так, что утратило силу главенство отца в семье, роль матери в воспитании детей, подчинение детей родителям. Наблюдается равенство в общении с детьми. Например, я наблюдала следующее: мама задерживалась и не пришла, как обычно, после сна забрать ребенка, мальчик 4,5 года ее ждал и произносил такую фразу — “Ну где же моя мама? Ну придет, получит она у меня!” Дети руководствуются своими принципами, что приводит к спорам с родителями, к неуважению старших. Идет ориентация на воспитание таких качеств, как самостоятельность, активность и независимость. [2]. Вот реальный пример поведения современного ребенка (девочка 4,5 года и девочка 8 лет) в семье: ”Дочка (4,5 года) очень разборчивая во всем, она поступает так, как считает нужным, сама в нужное ей время берет еду в холодильнике, ест, что ей хочется (не всегда полезное), понятия завтрак, обед и ужин в семье не существует.” Мама идет на поводу у ребенка, понимая это, она не может ничего изменить. А когда повышает голос и ругается за неправильные поступки детей, то слышит такие фразы от дочки (8 лет): ”Папа, когда ты найдешь нам другую некрикливую маму?! ”. Разве могли мы во время XX века о таком подумать и так сказать?! На данном примере прослеживается проблема затруднения родителя в воспитании своего ребенка. Родители не имеют педагогического образования, им тяжело справляться с современными детьми.

Однако основная задача современного воспитания – подготовить ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни, той которую диктует нам общество. А оно требует ориентации на вышеуказанные новые качества – самостоятельность, независимость. Но надо их уметь направлять в нужное русло. Исследования показали,что гораздо легче адаптируются к сегодняшней жизни те дети, чье воспитание носило демократический характер и чьи родители стремились привить своим детям более современную систему ценностей. В связи с изменениями условий российская семья претерпевает кризисы: экономические и социальные. Экономические – потеря работы, низкий уровень оплаты труда и пособий, удорожание содержания ребенка в семье, медицинского обслуживания и пр. Среди социальных причин чаще встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень и негативный воспитательный потенциал семьи. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, у него формируются неадекватные стереотипы семейного и общественного поведения, отсутствуют образцы позитивного поведения членов семьи. [ 3 ].

Нельзя не затронуть проблему техносферы, в которой живет современное общество. Через CМИ (интернет, телевидение) идет большой объем информации. Зачастую информация агрессивная. Родители проводят время в социальных сетях и завлекают туда детей. Ведь ребенок воспитывается на примере своего родителя. Все время взрослых проходит у компьютера, и ребенок не имеет представления о том, что можно вместо сидения за компьютером шить, рисовать, печь и т.п. Культ “хозяек” уходит в прошлое. Медики рекомендуют проводить детям за компьютером от 10 до 20 минут в зависимости от возраста, а они сидят по 2,3 часа, а то и целыми днями. А ведь рисование, лепка и прочее, куда более полезно в дошкольном возрасте. Конечно, не надо исключать полностью общение ребенка с компьютером, планшетом – нам время диктует их использование, но надо направлять общение с техникой на саморазвитие ребенка. Например, использовать игры, мультики и прочее, которые направлены на развитие мышления, внимания, памяти, творческих способностей ребенка.

Зачем нужен родителю ребенок? Хочется рассмотреть такие современные варианты семейного воспитания и проблемы, которые возникают при этом:

  1. “Ребенок напоказ”. Все сказано этими строками:

“Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если вы наряжаете своих детей, как куколок, с целью ими любоваться или вызвать восторг от посторонних людей, если вы доставляете им удовольствия, несоответствованные их возрасту, вводите их в круг веселящихся взрослых людей, если вы ищете случая, где бы ваши дети могли отличаться перед другими, или услаждаетесь похвалами, расточаемыми им в их присутствии, то ваша любовь не бескорыстна: вы не замечаете, что здесь работает ваше тщеславие, которое воспитывает честолюбцев, людей поверхностных, не способных ни на какие движения без расчета на личные выгоды”. В.Я.Стоюнин

Родители такого ребенка ставят на первое место свои дела и потребности, а ребенка заинтересовывают телевизором, ограничивают его двигательную активность с раннего детства, делают все за него (одевают, раздевают, убирают игрушки), так как у них мало времени. Потом вырастает лодырь, неряха и лежебока.

“Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.” П.Ф.Лесгафт

Ребенок занимает в семье центральное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Родители его всегда оправдывают. И растет из такого ребенка эгоист и баловень, не имеющий представления о нормах и правилах поведения. Мне как-то было неудобно за маму девочки (6-7 лет), с которой я ехала в транспорте – дети громко разговаривали, веселились, прыгали, в транспорте ехали пожилые люди. И когда я сказал, что надо вести себя потише, что это общественный транспорт от мамы я услышала такие слова: “Да ладно, это же дети, им надо покричать, попрыгать…!” Вот этим и сказано все о воспитании этой семьи! Да, им надо попрыгать, покричать, выплеснуть эмоции! Но не в общественном же транспорте! Куда же девается культура поведения?

“Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными ” . Д.Дидро

Родители не являются педагогами, не видят себя со стороны. Из практики видно, что, чаще всего, они не задумываются о последствиях воспитания своих детей. Дошкольное образование в современных условиях является той важной ступенькой в развитии ребенка, где смогут направить родителя по нужному пути. Для решения проблем воспитания ребенка в семье необходимо создавать благоприятные условия в группе, атмосферу тепла и доброжелательности, чтобы каждый родитель хотел обратиться к воспитателю за консультацией. Необходимо проводить проектную деятельность, которая сплочает взаимодействие детей с родителями и детским садом. С помощью проектов можно решать разнообразные вопросы, направленные на семейное воспитание, причем родители даже об этом не догадываются. Они выражают радость от удовольствия, которое получают на презентации проекта. Позитивный и довольный родитель – это залог хорошей, спокойной атмосферы в семье. Что и является важным условием для воспитания гармонически развитой личности. Мы – работники детского сада поможем дать чистое отражение солнечных лучей, о которых говорил В.А Сухомлинский. Ведь воспитатель — это второй родитель для ребенка и друг семьи, который всегда придет на помощь в трудной ситуации.

Непрерывное обучение взрослых и детей не даст развиваться проблемам и исключит многие ошибки!

[1] — “ ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия” [2] — Сатир В. “Как строить себя и свою семью. Заметки психолога” [3]- “ Этика и психология семейной жизни”. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы

источник

Здравствуйте, дорогие друзья!

В прошлом номере газеты был опубликован опросник «Типы воспитания в семье», с помощью которого Вы могли определить — какой стиль воспитания применяете к своему ребенку.

Если по какой-то причине вы не прошли данную методику, то я настоятельно рекомендую Вам приобрести предыдущий номер «Балхашского рабочего» и пройти, так как считаю очень важным моментом анализ стиля воспитания в семье.

Многие родители, по ряду причин, не отдают себе отчета в том, что возможно что-то делают не правильно, причиняя большой вред своим детям. Именно этот опросник позволит Вам свои ошибки увидеть и искоренить (конечно, если Вы человек благоразумный и любящий своих детей).

В опроснике было предъявлено 110 утверждений и бланк ответов с 11 стилями воспитания. Сегодня же я спешу расшифровать полученные Вами результаты. В расшифровке есть важные моменты, на которые необходимо обратить внимание. Итак, начнем!

1. Количество обведенных цифр в каждой строке, помеченной римской цифрой, свидетельствует о силе проявления того или иного стиля воспитания. То есть, если в какой-то строке у вас всего два-три совпадения, то данный стиль проявляется Вами не всегда и не столь устойчиво. Если же у Вас в результате появилась строка, где шесть и более обведенных цифр, то это свидетельствует о том, что данный стиль воспитания проявляется к ребенку очень устойчиво, регулярно. Критической точкой является десять совпадений.

2. Если в ваших результатах явно выявилось несколько различных и противоположных типов воспитания, то это, скорее всего, свидетельствует о том, что ваши воспитательные методы слишком противоречивы, что так же вредит ребенку. Например – «Гипоопека + Кронпринц» или «Золушка + Гиперопека».

3. Обратите особое внимание, не являются ли эти типы наоборот СИНЕРГЕТИЧЕСКИМИ. То есть сочетающимися друг с другом и дающими усиливающий эффект. Вот несколько примерных вариантов сочетающихся типов:

  • Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы». (При абсолютном отсутствии эмоциональной поддержки и помощи отмечается тотальный контроль и жестокое отношение к ребенку);
  • «Кумир семьи» + Гиперопека + «Культ болезни». (Все силы направлены на лечение болезней (в основном мнимых или психосоматических), как средство демонстрации любви и заботы о ребенке);
  • Золушка + «Ежовые рукавицы» + повышенная моральная ответственность. (Отмечается явная неприязнь к ребенку, унижение, жесточайшие требования к поведению и выполнению обязанностей. Может проявляться со стороны мачехи (отчима), в результате рождения нежеланного ребенка, психологических отклонений у родителей) и т.д.

4. Вполне вероятно, что во время ответов мамы и папы была выявлена разница в ответах. Это свидетельствует о том, что Вы применяете к своим детям разные требования. В своих предыдущих статьях о влиянии матери и отца на становление личности ребенка я уже говорила о вреде различия взглядов на воспитание. Это может привести к личностной нестабильности. Если Вы выявили это при сравнении Ваших ответов, то у Вас появилась возможность хорошенько поработать над собой и в итоге прийти к единому мнению. Если Вы прошли опросник самостоятельно, то обязательно предложите его и супругу (всем, кто принимает активное участие в судьбе Вашего ребенка).

5. Может быть, Вы обратили внимание на то, что некоторые стили воспитания, предъявленные в данном опроснике, носят негативную окраску? Спешу Вас огорчить – ВСЕ стили имели такую окраску. Это действительно так! Поэтому, если в ваших результатах достаточно много совпадений, то это дает Вам возможность задуматься и пересмотреть свое отношение к ребенку, а я постараюсь Вам в этом помочь.

Если же Вам было трудно с чем-либо согласиться, Вы с натяжкой отметили всего несколько совпадений, то я спешу порадоваться за Вас и Ваших детей – воспитание идет вам всем на пользу, доставляет радость и обещает прекрасный результат в будущем!

А теперь перейдем к самим стилям воспитания:

1. КУМИР СЕМЬИ. Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Особенно часто это проявляется там, где ребенок один на множество взрослых или, например, родился долгожданный мальчик среди девочек. Игнорируются и не принимаются во внимание любые проступки ребенка. Все его желания оказываются в центре внимания и удовлетворения.

2. КРОНПРИНЦ. Так же, как и «Кумир семьи» является примером крайней степени проявления гиперопеки. Ребенок является центром семьи, заботу о нем возводят в ранг самого необходимого и жизнеобеспечивающего поведения. Только эта гиперопека искажена. Родители уделяют все свое время карьере или себе, компенсируя недостаток внимания подарками, дорогими поездками, репетиторами и другими благами, как бы покупая ребенка. В большинстве случаев это происходит в семьях с достатком. Примером можно назвать героя французского фильма «Игрушка» — мальчика Эрика Рамбаля-Коше. Такой избалованный наследный принц, на самом деле недолюбленный и несчастный ребенок.

3. ГИПЕРОПЕКА. Отмечается огромное стремление родных все предусмотреть и предугадать в жизни ребенка. Чтобы не заболел – его укутывают и обвязывают, чтобы не подавился – кормят с ложки протертой пищей и вынимают косточки из фруктов до 10 лет и т.д. «Стелют соломку» безо всякой на то необходимости, воспитывая несамостоятельного человека.

4. ГИПООПЕКА. Родители воспитывают ребенка, пользуясь девизом: «Жизнь научит всему сама». Они максимально рано и много возлагают на самоусмотрение и саморегуляцию своего дитя, к сожалению не учитывая особенностей возраста и ситуации. Например, некоторые отцы считают, что первоклассник сам должен делать уроки и собирать портфель, поэтому ребенок приходит в школу без необходимых принадлежностей и отстает в учебе. Конечно, такой подход даёт возможность ребенку воспитать собственные убеждения и мнение на все, но не стоит забывать, что детям в некоторых моментах очень нужны эмоциональная поддержка, четкие указания и помощь, чего в стиле гипоопеки нет.

Читайте также:  Анализы для детей в ростове

5. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ. Это крайнее проявление гипоопеки. Родители совершенно не заинтересованы в воспитании и духовном развитии ребенка. Особенно часто это признак неблагополучия семьи, алкоголизма и других пороков.

6. ЗОЛУШКА. Родители видят в своем ребенке одни недостатки, постоянно противопоставляют их успехам других детей, сравнивают. Эти родители абсолютно уверены в том, что регулярно тыкая на ошибки они, тем самым, оказывают ребенку услугу, уменьшая их. На самом деле они получают обратный эффект – чем больше указывать на недостатки, тем сильнее их культивация и укрепление. Такие родители развивают в своих детях чувство неполноценности, комплексы и низкую самооценку. Мне их очень и очень жаль, не меньше, чем тех, кого гиперопекают или совершенно не замечают.

7. ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Данный стиль воспитания свидетельствует о наличии у родителей жестких моральных установок, четкое разграничение поведение ребенка на «черное» и «белое», без учета ситуации, возраста и многих других обстоятельств. В основном они требуют, чтобы их дитя всегда было «хорошим» (совершало только социально одобряемые поступки) – хорошо училось, здоровалось со всеми, аккуратно ело, учило языки, посещало кружки, во время ложилось спать и ни шагу в сторону! Такие родители не понимают (или не хотят понимать), что ребенок не может постоянно быть образцом поведения, критикуют его за «нехорошие» поступки, вызывая постоянное чувство вины и формируя комплекс неполноценности.

8. ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ. Характеризует крайнюю враждебность вышеуказанной позиции родителей, требующих просто беспрекословного повиновения и подчинения. Часто в таких семьях применяют моральное и физическое насилие. На моей практике встречался случай, где отец (крайне религиозный фанатик, не буду приводить какого толку, чтобы не рекламировать лишний раз это объединение) держал детей в такой строгости, что за тройку по предметам бил их ремнём определенное количество раз. Естественно за двойку тоже, да и за не выполнение обязанностей по дому. Боюсь он далеко не один в своих пристрастиях в воспитании. Да простит меня мое позитивное мировосприятие, в уме я желаю ему того же и там, во что он так искренне верит! Но я отвлеклась. У детей, подверженных такому деспотичному (крайне авторитарному) воспитанию, развивается либо протест, агрессия и конфликты с родителями либо полное безволие и подчинение.

9. КУЛЬТ БОЛЕЗНИ. Все внимание семьи сосредоточено на здоровье ребенка, а точнее на его болезнях – как реальных, так и (в основном) мнимых! Родители постоянно диагностируют ребенка, ищут все более профессиональных врачей и все более совершенные лекарства. Если их чадо вдруг какое-то время не болеет, то такие родители видят в этом симптом зарождения какого-либо нового и более опасного заболевания. Такие формы профилактики и оздоровления, как закаливание, прогулки на свежем воздухе, оптимальный подбор одежды под погодные условия, правильное питание, двигательная активность в счет не идут. Этим родителям необходим нетрадиционный подход, а главное – возведение болезни в культ семьи.

10. СМЕНА ОБРАЗЦОВ ВОСПИТАНИЯ. Данный стиль может проявиться в ситуации глобальных изменений в семье, например рождения другого ребенка, развода между супругами, снижении материального положения и пр. Характеризуется резкой сменой требований к ребенку, снижением внимания и любви или наоборот появлению излишнего контроля и запретов. Такой ситуация является очень травмирующей и вызывает у ребенка протест, ухудшение поведение, неприятие родителей.

11. ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ВОСПИТАНИЕ. Об этом я писала неоднократно, но писать не устану. Противоречие проявляется тогда, когда сами родители являются противоречивыми личностями или в воспитании участвуют люди (супруги, бабушки, дедушки, тети…), с различными взглядами на это самое воспитание. За один и тот же поступок одни поощряют, а другие выражают недовольство или один супруг что-то запрещает, а второй разрешает. Особенно плохо, когда такое противоречие проявляют мать и отец. Это чревато конфликтами, нерешительностью, манипуляциями, шантажом со стороны ребенка и многими другими психологическими проблемами в развитии.

Вот, в целом, и все НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ.

Если Вы выяснили, что демонстрируете один или несколько из них, пожалуйста, задумайтесь сейчас – не идете ли Вы по стопам своих родителей, применяя на практике то, что так обижало Вас в детстве?

Никогда не поздно остановиться и повернуться к своим детям лицом, познакомиться с ними по-настоящему, полюбить их здоровой любовью, то есть создать все необходимые условия для их счастливого взросления.

Есть время разбрасывать камни, но приходит время эти камни собирать. Старость неизбежна и какой «Ответ» Вы получите на свой «Привет» зависит только от Вас!

В заключение хочу привести аннотацию к книге замечательного современного психотерапевта Павла Эрзяйкина «Ваши дети – не Ваши дети»: «Воспитывая детей, мы предпочитаем избитые и популярные социальные модели и постулаты и следуем им, даже не задумываясь, хотя их абсурдность очевидна. Мы считаем, что это «правильно». Не обманывайте себя – ребенок не обязан соответствовать вашим ожиданиям. Ребенок – более живой, чем его родители, потому что в нем еще пока больше жизни. Родители, запомните, ребенок – не ваша собственность! Родители – это лишь условие для проявления новой жизни, и ваша задача – создать пространство для роста. Ребенок, только появившийся на свет, уже совершенен и красив, а совершенное и красивое не нуждается в улучшениях…»

И ни в коем случае не вздумайте эту чудесную книгу прочитать! 😉

Каждое Ваше «Спасибо » вдохновляет меня на написание более важных и полезных статей!

Есть мнение — пишите комментарий, с удовольствием пообщаемся!

источник

Алена Муравьева
Проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста. Часть 1

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Часть1

Актуальность исследования состоит в том, что сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – ФГТ.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в ДОУ разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Особенности семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Объектом исследования являются воспитательный процесс детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является семейное воспитание детей дошкольного возраста.

Цель исследования: определить проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста.

Для подтверждения цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать научные подходы к изучению проблемы семейного воспитания.

2. Дать общую характеристику стилей воспитания.

3. Раскрыть формы и методы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями.

4. Разработать модель деятельности воспитателя ДОУ с родителями по семейному воспитанию.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы: теоретический анализ, синтез и анализ литературы, анализ документов, моделирование.

Практическая значимость заключается в том, что представленная модель организации работы воспитателя с родителями может быть использована педагогами ДОУ в практике работы с семьями детей дошкольного возраста для работы с родителями.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария.

Во введении обосновывается актуальность, параметры исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения проблемы семейного воспитания.

Во второй главе описаны практические основы организации работы воспитателя ДОУ с родителями.

В заключении приведены основные выводы.

Список использованной литературы содержит 23 источника.

Глоссарий содержит 10 терминов.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы семейного воспитания

1.1. Научные подходы к изучению проблемы семейного воспитания

В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств.

Известный социолог А. Г. Харчев считает, что «семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и моральном воспроизводстве населения…»

В истории отечественной науки обоснование цели, задач, содержания и методов семейного воспитания было дано П. Ф. Лесгафтом. Он разработал естественнонаучные и гигиенические основы семейного воспитания, дал обстоятельные характеристики типам поведения детей в семье. Лесгафт сформулировал и убедительно доказал гуманные принципы семейной педагогики: признание личности ребенка и её неприкосновенности, отсутствие произвола в действиях воспитателя, последовательность слова и дела, развитие детской инициативы, самостоятельности и творчества. Поэтому и целью семейного воспитания он считал «содействие развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью» .

Особое внимание ученый обращал на формирование социальной направленности личности, на единство целей и задач семейного воспитания и общественного. Отводя школе решающую роль в воспитании детей, П. Ф. Лесгафт показывает возможности и пути преодоления ею негативных влияний семьи, освещает проблему единства требований дисциплины и мер педагогического воздействия.

Крупнейший новатор в теории и практике социалистического воспитания А. С. Макаренко в книге «Лекции по воспитанию детей», «Книге для родителей» и в целом ряде статей обосновал теоретические основы семейного воспитания, разработал теорию воспитательного коллектива и некоторые важнейшие ее положения применительно к семье: раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного воздействия семьи на детей.

Большое внимание проблеме воспитания в семье уделяют также современные педагоги, психологи, физиологи: А. Г. Хрипкова, Ю. П. Азаров, С. В. Ковалев, С. Н. Урбанская и др.

Идеалом, к которому должны стремиться семья, школа и современное общество, является разносторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий трудиться в различных жизненных сферах. В связи с этим современные педагоги выделяют в семейном воспитании определенные задачи.

Одна из первоочередных задач семьи в воспитании детей – обеспечение физического развития ребенка, привитие санитарно-гигиенических навыков. Сюда входит забота родителей о нормальном питании ребенка, обеспечивающем его рост, развитие и правильное формирование его организма; уход за телом, закаливание организма; обеспечение достаточной нагрузки в физических упражнениях, бытовом труде и в труде по самообслуживанию. Решение этой задачи начинается со дня рождения ребенка и продолжается до тех пор, пока он сможет самостоятельно совершенствовать свои физические способности.

Накопление нравственного опыта ребенка происходит также с первых дней его жизни. Задачи нравственного воспитания предусматривают формирование в каждом ребенке гражданина, в детях должна быть воспитана любовь к своим родителям, своей Родине, стремление делать добрые дела для семьи и для других людей.

Уже с дошкольного возраста родители приучают ребенка к труду (прежде всего – самообслуживание и помощь семье, постепенно вырабатывают у него трудовые умения и навыки. Своевременное трудовое воспитание ребенка – залог его успешного гражданского становления, так как через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание, что каждый человек должен трудиться, что труд – необходимость и долг. Только в процессе труда у ребенка может появиться правильное, а не пренебрежительное отношение к труду, уважение к людям труда, понимание, что ценность человека в обществе определяется его отношением к труду, непосредственным участием в создании материальных и духовных ценностей общества.

Ю. П. Азаров советует родителям: «Чтобы избежать просчетов воспитания, необходимо как можно раньше приобщать детей к труду, к самостоятельности, к самостоятельному мышлению. Все, что может сделать ребенок сам, все, что ему посильно, он должен делать» .

Уже в дошкольном возрасте семья формирует у ребенка эстетические понятия о красоте в природе, человеческом общении, труде, вырабатываются навыки эстетического поведения. Задачами эстетического воспитания является воспитание умения радоваться красоте, понимать красивое, обязательно беречь и создавать это красивое в природе, в конкретных поступках, делах и мыслях.

С ростом ребенка постепенно усложняются и задачи умственного воспитания. С поступлением ребенка в школу семья поддерживает у него интерес к знаниям, стимулирует успешность его обучения, следит за тем, чтобы у ребенка отношение к учению формировалось через такие мотивы, как понимание ответственности за свой новый труд, постепенно переходящее в чувство долга перед семьей, классом, за добросовестное учение. Задачи родителей состоят также в том, чтобы создать в семье определенную эмоционально-интеллектуальную атмосферу жизни: взрослые и дети трудятся, книга у всех членов семьи является первым другом, есть своя домашняя библиотека, в семье есть совместные общие дела и увлечения.

Читайте также:  Анализы для диагностики диабета у детей

С самого раннего детства семья активно, сознательно и творчески осуществляет разностороннее развитие личности, которое характеризуется единством умственного, трудового и физического, нравственного и эстетического воспитания, высоким уровнем общего развития, психологической и практической подготовленности к труду, разносторонними духовными потребностями и творческими способностями.

Воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, их жизненных планов, идеалов, поступков, опыта социального общения, семейных традиций. Семья может способствовать или тормозить формирование разносторонне развитой личности. Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для эффективного воспитания ребенка в семье.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:

1. Принцип целенаправленности, который предполагает наличие объективных целей воспитания в любом социальном институте воспитания (семья, детский сад, школа и т. д.).

2. Принцип научности, который предполагает использование родителями в воспитании детей научной психолого-педагогической литературы и проявление интереса родителей к специальным знаниям по проблемам воспитания, развития детей.

3. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка, который заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на дынный момент его развития. А это не значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и детей и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

4. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности.

5. Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.

6. Принцип согласованности в воспитании. Процесс воспитания осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами. Важно, чтобы их действия в процессе воспитания маленького ребенка были согласованны – согласованны цели, методы, средства и содержания воспитания.

1.2. Общая характеристика стилей воспитания

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл «авторитетом подавления» и «авторитетом расстояния и чванства». Авторитет подавления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.

Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они тешились». Контакты с детьми v таких родителей – явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей, а получают обратное: начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А. С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

Э. Роу выделял следующие характеристики взаимодействия родителей с детьми (рис. 1):

Рис. 1. Характеристики взаимодействия родителей с детьми по Э. Роу.

Г. Б. Степанова выделяет также следующие стили воспитания :

Авторитарный стиль – родители исповедуют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии. Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны.

Разрешительно-попустительский стиль – родители не сдерживают детей, ни в каких проявлениях и действиях. Минимум дисциплины в семье может привести к социальной агрессии, к отвержению сверстниками.

Демократический стиль – родители направляют и контролируют деятельность детей в рациональной манере, используя обсуждение, убеждение и подкрепление. Детей этих родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. Они уверены в себе, могут контролировать своё поведение, социально компетентны. На основе собственного жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребёнок может прийти к разным внутренним позициям.

Г. Т. Хоментаускас выделил четыре обобщённые установки детей по отношению к родителям и к себе:

«Я нужен и любим, и я люблю Вас тоже» – эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим людям.

«Я нужен и любим, а Вы существуете ради меня» – ребёнок рано начинает понимать, как значим он для взрослых.

«Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к Вам» – таким детям не хватает понимания и эмоционального тепла.

«Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» – ребёнок теряет чувство собственной значимости, стремиться отгородиться от общения.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

— типы темпераментов родителей, их совместимость;

— традиции семей, в которых воспитывались сами родители;

— научно-педагогическая литература, которую читают родители;

— уровень образования родителей.

Проблемы художественно-эстетического воспитания «Проблемы художественно-эстетического развития ребёнка» «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести.

Проблемы выявления одарённости у детей дошкольного возраста (из личного опыта) Актуальность изучения проблемы одарённости обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной.

Актуальные проблемы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, — Родители пример ему… С. Брант Жизнь маленького ребёнка начинается в семье, и именно в семье.

Фестиваль семейного творчества для детей среднего дошкольного возраста Цель: показать достижения семей в различных видах совместной детско-родительской деятельности. Предварительная работа: 1. Проведение групповых.

Обобщение семейного опыта «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни, особенно для детей. Но что включается в это понятие, и как действовать.

Педагогическая деятельность воспитателей семейного детского сада по воспитанию детей раннего возраста (часть 3) Развитие предметных действий и умственное развитие ребенка в раннем детстве в условиях семейного детского сада По утверждению Д. Б. Эльконина.

Самообразование. «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Часть 1 Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 492» Структурное подразделение.

Самообразование. «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Часть 2 Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 492» Структурное подразделение.

Социально-педагогические проблемы семьи и семейного воспитания Социально-педагогические проблемы семьи и семейного воспитания Проблемы современной семьи Все множество проблем, связанных с современной.

Статья «К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста» А. А. Мосина, С. Д. Кириенко, г. Челябинск К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного.

источник

Концепция модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками, партнерами.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика и анализ семейного воспитания в деятельности образовательных организаций»

Характеристика и анализ семейного воспитания

в деятельности образовательных организаций

Социальный педагог Майорова Е.М.

Концепция модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками, партнерами.

Таким образом, одним из главных и актуальных направлений деятельности школы на современном этапе является организация сотрудничества педагогов школы с родителями учащихся с целью конструктивного воспитания детей. А конструктивным оно будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека. Ни одна семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной. творческой личности. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления личности.

В нашем обществе долго бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения, что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем, в данной ситуации именно семья была главным обвинителем в том случае, если результаты воспитания были плачевными. И на сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привели к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

Но какую бы информацию не давали нам разные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было конструктивным. Школа всегда стремится к тому, чтобы как можно активнее включить семью в воспитание детей.

Сегодня перед школой стоит актуальная задача перехода от состояния сосуществования с родителями к сотрудничеству и партнерству. И от того, как мы построим свою деятельность, будет зависеть дальнейшее формирование личности ребенка.

Воспитание начинается в семье и успех воспитания во многом зависит от образа жизни самих родителей; отношение детей в школе зависит от отношения к ней родителей. Следовательно, невозможно ни учитывать в этой связи и необходимость профилактической работы с семьей для предупреждения ее возможного неблагополучия и как следствия — правонарушений учащихся.

Теоретические и методические основы изучения данного вопроса

В нашей стране всегда существовал пристальный интерес к вопросам семьи и семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы. О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания усилий во взаимодействии семьи и школы говорили еще классики отечественной педагогики. Теория семейного воспитания, как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева. Они подчеркивали необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Семейное воспитание рассматривается ими либо как первейшая обязанность родителей, либо понимается как всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. В ходе развития общества процесс воспитания детей становился все более длительным и сложным. В 60-70-е годы ХХ века воспитательный потенциал взаимодействия школы и семьи рассматривался В.И. Андреевым, Б.З. Вульфовым, Т.П. Гавриловой, И.В. Гребенниковым, А.Б. Орловым, В.Д. Семеновым, А.С. Спиваковской. Разнообразные формы работы педагога с родителями изучали В.Г. Сенько, О.Н. Урбанская. Дифференцированный подход в работе с семьей с учетом ее типа описаны у Г.И. Куцебо, Е.Н. Наседкиной.

К 80-м годам XX века в нашей стране сложилась система содружества школы и семьи в воспитании детей. Такой союз отражал общность интересов государства и народа, был направлен на формирование высоконравственной личности. Применительно к проблеме взаимодействия семьи и школы такой подход предполагал органическое сочетание семейного и общественного воспитания, оказание школой педагогической помощи семье, активное участие родителей в общественном воспитании детей. Отечественные учёные акцентировали внимание на вопросе единства и целостности воспитательных усилий родителей и учителей. Целостность школьного и семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствования духовности человека. В 80-90-е годы ХХ века свой вклад в разработку концептуальных положений теории взаимодействия школы, семьи и общественности внесли Ш.А. Амонашвили, В.Г. Бочарова, В.В. Дружинин, Д.В. Колесов, М.М. Плоткин, В.А. Попов, А.Г. Хрипкова.

Сегодня, в начале XXI века, необходимо использование накопленного опыта в рамках систематической, дифференцированной работы школы с родителями по вооружению их педагогическими знаниями и умениями. и в этой связи интересны работы Васильковой Ю.В., Васильковой Т.А., Козловой А.В., мухиной В.С., Овчаровой Р.В. Солодянкиной О.В. Шакурова М.В. Макеева Г.А.

Анализ изучаемой проблемы

Анализ литературы, раскрывающей теорию и практику вопросов, связанных с семейным воспитанием в деятельности школы, позволил выделить основные моменты, с которыми приходится сталкиваться педагогам образовательных организаций в работе с учащимися и их родителями.

Читайте также:  Анализы для детей в роддоме

Семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:

неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

авторитаризм, либо “либерализм”, безнаказанность и всепрощенчество;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный и др.);

безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий и т.п.);

противоправное поведение взрослых.

Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие, основанное на сотрудничестве и партнерстве с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления воспитательного процесса и других школьных проблем. Поэтому вопросы: Как привлечь родителей в школу? Каким образом воздействовать на систему взаимоотношений в семье? – вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед школой стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса, создать единое воспитательное поле, единую социальную среду для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”.

Мероприятия и рекомендации по решению данной проблемы

Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

Взаимодействие с семьями учащихся в нашей гимназии осуществляется по 4 основным направлениям:

просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);

формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомство с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, у учащихся и родителей формируется культура принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);

диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые).

— профилактическая работа по предупреждению возможного

неблагополучия в семье, снижения правонарушений среди учащихся (педагогические лектории, диспуты, дискуссии, индивидуальные и групповые консультации, беседы, обследование условий семейного воспитания, конференции, лекции, проведение «круглых столов).

Каждый раз в преддверии нового учебного года в гимназии осуществляется планирование работы на год. Одним из блоков воспитательной работы является работа с семьями учащихся учебного заведения. План органично вытекает из опыта работы прошедшего учебного года и основывается на тесном сотрудничестве заместителя директора по ВР, классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога. Он органично включает разные формы и методы работы с семьей.

На первоначальном этапе работы проводится диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия:

анкетирование родителей (анкеты изучения семей учащихся, выявления пожеланий учащихся в организации совместных дел, изучении семей учащихся по составу и структуре семьи, материальной обеспеченности, жилищно-бытовым условиям, определенной воспитательной позиции семьи, характера взаимоотношений в семье; идет определение положения ребенка в коллективе сверстников по данным социометрии; выявление характера и особенностей ближайшего окружения и его положения в нем; выявление отношения ребенка к алкоголю, табакокурению, наркотическим веществам);

анкетирование учащихся (взаимоотношения в семье, эмоциональный комфорт).

2. Анализ результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества.

3. Планирование просветительской работы с родителями с целью влияния на становление взаимоотношений в семье и повышение уровня воспитательного потенциала.

4. Подготовка экрана настроения учащихся с целью контроля эмоционального комфорта.

5. Составление перспективного плана

1. Тематические консультации для родителей:

Трудности адаптации первоклассников в школе.

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Организация досуга детей и семьи.

2. Родительские чтения и лектории:

Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника, подростка.

Режим дня в жизни школьника.

3. Педагогические практикумы (анкеты и тесты для родителей) (в течение года)

4. Классные часы с участием родителей:

“Можно” и “нельзя” в нашей семье.

Презентация личных достижений ребенка.

Игровое занятие с элементами тренинга учащихся и родителей ( по проблемам: грубости и агрессивности поведения детей).

Итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”.

Конкурсные программы с участием семейных команд.

Спортивные состязания для пап и мальчиков.

Концертные программы для мам.

Линейки, посвященные Дню знаний — 1 сентября и окончанию гимназии: 9 и 11 классы;

«День труда». Чествование героев-тружеников учебного процесса и общественной жизни гимназии (Апрель).

Вопросы успеваемости и индивидуальная работа просматриваются при реализации всех этапах плана. По окончании учебного года проводится мониторинг работы с семьями и учащимися

В гимназии создаются все условия для совместной деятельности детей и родителей, в результате которой они раскрывают свои способности, тесно контактируют не только под руководством педагогов, но и в неформальной обстановке. Совместные дела, как известно, сплачивают.

Учебно-просветительская деятельность среди родителей осуществляется в ходе лекций, семинаров, родительских собраний, индивидуальных и групповых бесед в течение всего учебного года

В гимназии отводится достойное место профилактической работе с учащимися и их семьями по пропаганде здорового образа жизни:

Для этого используются следующие формы:

профилактическая беседа с учениками и родителями;

посещение уроков с целью наблюдения;

вовлечение детей в общественно-значимую деятельность (объединения дополнительного образования, кружки, секции);

привлечение педагога-психолога (консультации, индивидуальная и групповая коррекционная работа);

психолого-педагогическое просвещение родителей и учащихся по актуальным для гимназии темам: социально-педагогическое консультирование; классные часы, родительские собрания с привлечением работников школы; сайт школы на котором размещены рекомендации для родителей обучающихся; информационные стенды, где содержится информация о различных службах, учреждениях, рекомендации родителям и т.п.;

организация конкурсов рисунков «За здоровый образ жизни!»;

выпуск школьных газет и бюллетеней;

привлечение преподавателей физической культуры и педагога-организатора по физической культуре, преподавателей ОБЖ, биологии, обществознания к проведению тематических профилактических мероприятий;

привлечение специалистов, к проведению тематических профилактических мероприятий;

привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий, походов и поездок.

Основные нормативно-правовые документы

Вся работа с семьями в гимназии осуществляется на основе Конституции РФ; Семейного кодекса; Кодекса РФ «Об административных нарушениях»; ФЗ РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ РФ № 273 «Об образовании в РФ».

Воспитание в школе и семье — единый процесс. От согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Хорошо, если отношения в семье ребенка добрые, разумные, тогда он сам будет вносить в школу доброту и разумность. А если положение в семье далеко от нормы? Тогда школа может и должна компенсировать эту духовную ущербность, чтобы ребенок вопреки семейным отношениям вырос хорошим человеком. Для этого ей и необходимо наладить дружеские, партнерские отношения с родителями.

Гимназия сегодня находит такие формы взаимодействия, основанные на сотрудничестве и партнерстве с родителями ребёнка, которые помогают развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами, о чем говорит статическая отчетность.

источник

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

Отношения детей и родителей, анализ семейного воспитания

Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

Для того чтобы лучше понять причины плохой успеваемости и недисциплинированности учащихся, необходимо узнать мнение родителей о поведении своего ребенка в семье, поэтому родителям и предлагается заполнить Анкету родителей из пакета психологических тестов «Отношения».

Анкета, заполняемая родителями, дает возможность охарактеризовать поведение ребенка в семье:

  • исполнительность и послушность,
  • выполнение поручений родителей,
  • поведение,
  • чуткость и отзывчивость к родителям и близким,
  • трудолюбие,
  • простота и скромность в отношениях к родным и близким,
  • критичность к другим людям,
  • самокритичность,
  • отношение к выполнению домашних заданий,
  • отношение к выполнению общественных поручений,
  • отношение ребенка к своему классу, школе.

Результаты анкетирования помогут анализировать поведение ребенка в семье, его отношение к учебе, причины его недисциплинированности и плохой успеваемости и даст возможность преподавателю и школьному психологу и родителям скорректировать у ребенка поведение и отношение к учебе.

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Опросник Родительское отношение из пакета «Отношения» предназначен для выявления отношения родителей, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и проблем общения с ними.

Результаты тестирования показывают интегральное эмоциональное отношение к ребенку со стороны родителей, как они его воспринимают (принимают или отвергают). Наилучшее отношение родителей к ребенку при кооперации с ребенком, в случае полного симбиоза с родителями, ребенку грозит судьба человека несамостоятельного и неуверенного в себе, авторитаризм родителя — это постоянный контроль за ребенком. Неудачник, по мнению родителей, инфантилен и несостоятелен.

Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

  • В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
  • Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
  • Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
  • Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

  • Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
  • Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
  • Несоответствие требований и ожиданий родителей.
  • Негибкость родителей.
  • Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
  • Непоследовательность в обращении с детьми.
  • Несогласованность отношений между родителями.
  • Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
  • Тревожность.
  • Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
  • Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
  • Недоверие к возможностям детей.
  • Нечуткость.
  • Противоречивость.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Опросник Семейное воспитание из пакета психологических тестов «Отношения» позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и их характер.

источник