Меню Рубрики

Анализ работ детей по рисованию

Хочу поделиться, как правильно сделать анализ детских работ по изобразительной деятельности. Часто дети рисуют, но не могут обьективно оценить свою работу. Тогда воспитатель приходит на помощь. Анализ должен строиться на основе выполнения програмного содержания занятия, реализации его основных целей. В электронном портфолио я привожу самые распостраненные формы анализа детских работ по ИЗО.

Анализ детских работ по ИЗО

Анализ должен строится на основе выполнения программного содержания занятия, реализации основных его целей.

Работы для анализа лучше разместить на заранее подготовленном месте. Вопросы которые будет задавать воспитатель, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

Не следует брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию.

При анализе важно подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования, а не только правильно или не правильно выполнено задание.

Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, воспитатель начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятий.

Если, например, перед детьми стояла цель передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения / форма, величина частей, строение, цвет /, образность, умение передавать разнообразные позы, движения и др.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление и т. д. При этом обязательно подчеркнуть разнообразие замыслов. В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределить работу. Затем уже рассматривать отдельные интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:

  1. Дать общую оценку занятия.
  2. Среди отобранных работ выделить две — три лучшие и объяснить, почему они отобраны.
  3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, в рисовании по

сказке « Колобок » первая работа — дед просит бабу испечь колобок, вторая — баба замешивает колобок и т. д. Также можно выяснить какого эпизода нет в рисунках, какая из 2 — 3 работ выполнена лучше.

4Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

5Предложить найти работу, похожую на образец.

6Рассказать о работе, указанной воспитателем.

7Сравнить работу с образцом.

9Найти похожие работы. Ю.Найти работу с ошибкой.

10.Найти работу с определенной ошибкой.

11.Найти работу, в которой проявлено творчество.

12.Найти работу, в которой проявлено творчество.

13.Найти незаконченную работу.

14.Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

15.Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.

16.Предложить найти натуру по работе / рисунок, лепка, апплик./

17.Выделить две три самые аккуратные работы.

18.Найти самый интересный рисунок.

19.0тобрать работы с красивым цветосочетанием.

20. Найти работу с самыми выразительными образцами / хитрая лиса, плачущий зайчик и др./

То далеко не весь перечепбь возможных форм анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания занятия. В календарном плане при раскрытии методических приемов следует указывать, сколько и каких работ будет взято для анализа и какие формы его можно рименить.

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГА.

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГА.

работа руководителя в современном детском саду.

Содержание:Анализ эффективности управления и руководстваАнализ кадрового обеспеченияАнализ программно-методического обеспеченияАнализ качества методической работы за 2013-2014 учебный годВведение ФГОС.

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани.

Деятельность педагогов, ее результаты.

Анализ методической работы по диссеминации инновационного опыта в «Детский сад комбинированного вида» за 2015-2016 учебном году.

источник

Анализ детских работ является очень важной и ответственной частью занятия по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания занятия, реализации его основных идей. В ходе занятия воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы. Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца или сделать композицию из 2-х, 3-х узоров или на основе этих же элементов придумать свой новый узор. К концу занятия воспитатель уже примерно знает, на какие работы надо обратить внимание. При анализе он покажет и выполненные точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Работы для анализа следует разместить на заранее подготовленном месте. Например, рисунки и аппликации можно разместить на доске – стенде (см. «Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду» под ред. Сакулиной), непросохшие рисунки и объемные работы (из глины, пластилина, природного и бросового материалов) разложить на столах или стендах. На стенде работы вывешиваются на тесьме.

Прежде чем приступить к анализу, воспитатель должен дать возможность рассмотреть все работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут в определении детского творчества.

Вопросы, которые воспитатель будет задавать, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

В некоторых случаях воспитатель предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, об использованных выразительных средствах, предлагает критически оценить работу, подобрать строки из стихотворения.

Не рекомендуется брать для анализа работы одних и тех же людей, т.к. это может привести к захваливанию ребенка; убедить детей в том, что они делают всегда лучше, чем на предыдущем занятии. Педагог должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

При анализе важно отметить не просто правильно или неправильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, педагог начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятия. Если, например, перед детьми стояла задача передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков педагог обращает внимание на правильность изображения (форма, цвет, пропорции, строение – на передачу выразительных средств).

В сюжетных работах педагог обращает внимание на передачу композиции, движения, как цветом ребенок передал свое отношение к рисунку, на относительную величину между предметами.

Анализ работ по замыслу рекомендуется начать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, оформления. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.

Анализ коллективных работ начинается с общей оценки: сказать, как дети справились с коллективной работой, подчеркнуть умение некоторых детей действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу. Затем уже рассматривать отдельные наиболее интересные работы. Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:

  1. Дать общую оценку занятия.
  2. Среди отобранных работ выбрать 2-3 лучшие и объяснить почему они отобраны.
  3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы (например, по сказке «3 медведя». Так можно выяснить, какого эпизода нет в рисунках, какая из 2-3 работ выполнена лучше.
  4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.
  5. Рассказать о работе, указанной воспитателем.
  6. Предложить найти работу, похожую на образец.
  7. Сравнить работу с образцом.
  8. Найти 2 разные работы.
  9. Найти похожие работы.
  10. Найти работу с ошибкой.
  11. Найти работу, в которой проявлено творчество.
  12. Найти незаконченную работу.
  13. Рассказать о своей работе.
  14. Предложить рассказать о работе друга.
  15. Найти натуру по работе.
  16. Выделить самые аккуратные работы.
  17. Найти самую интересную работу, обосновать почему.
  18. Найти работы с удачным цветовым сочетанием.
  19. Найти работы с самыми выразительными образами (плачущий заяц, хитрая лиса).
  20. На одном занятии можно придумать 2-3 варианта анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 115 ; Нарушение авторских прав

источник

Детский рисунок — это кладезь информации о его авторе. Он может указывать как на проблемы малыша, так и на общее моральное состояние, выявить сильные и слабые черты личности. Родителей ждут открытия!

При анализе детского рисунка нужно учитывать детали, которые иногда позволяют лучше «разглядеть» внутренний мир малыша. Всегда принимайте во внимание следующие моменты:
— возраст ребенка (норма для рисунков детей разного возраста различна как по цвету, так и по сюжету и технике рисования);
— условия рисования (где ребенок рисовал, сколько было времени на работу, было ли у него желание рисовать);
— реплики и комментарии ребенка (как в процессе рисования, так и в конце работы, при ответе на вопросы взрослого о рисунке; все высказывания малыша лучше фиксировать);
— события, предшествующие рисованию (рисунок часто отражает сиюминутное состояние малыша, его реакцию на события, и для определения устойчивых психических состояний ребенка необходимо рассматривать рисунок в контексте его других работ).

Каждое творение ребенка может указывать на важные моменты в его жизни, но если вы хотите получить более полную информацию о личности или восприятии ребенком собственной семьи, лучше посетить психолога.
Он попросит малыша нарисовать картинку на заданную тему: «Человек», «Дом, дерево, человек», «Семья». И даст профессиональную трактовку.

Рисунок девочки 5 лет очень жизнерадостный и богатый элементами. Благоприятное впечатление производит и палитра цветов: они светлые, разнообразные, что является признаком хорошего эмоционального состояния. Рисунок нестандартный (кошка на стволе, корона среди грибов), что говорит о развитой фантазии или желании выделиться.

Расположение основных фигур (девочки и дерева) по центру листа говорит о позитивном отношении автора к себе.
При общем довольно хорошем развитии моторики ребенка отмечается некоторая небрежность при раскрашивании деталей рисунка. Линии часто проскакивают мимо, не выдерживается форма (например, в шляпках грибов), что является признаком импульсивности, низкого моторного контроля.

Особое внимание стоит обратить на изображение человека — это проекция внутреннего мира ребенка. По умеренному размеру головы можно сказать, что девочка не склонна к излишним фантазиям, хорошо адаптирована к реальности, об этом же свидетельствуют и широко расставленные устойчивые ноги. Редуцированные черты лица, скорее всего, говорят об импульсивности автора (это подтверждается и недорисованными пальцами на правой руке). Наличие длинных волос с бантами, украшений, узоров, прорисованной области груди говорит о повышенной демонстративности девочки, желании быть замеченной.

В рисунке дерева можно выделить основательный ствол. Широкий длинный ствол говорит об уверенности ребенка в себе. Но отсутствие ветвей может быть признаком проблем с общением, недостатком контактов. Изображение кроны дерева, напоминающее схематичный цветок, свидетельствует об оптимизме автора. Пожалуй, в плане сюжета работа характерна скорее для ребенка младшего школьного возраста, что говорит о высоком уровне развития девочки.

Скорее всего, девочка хорошо развита — как физически, так и психически. Возможно, она даже выглядит старше своего возраста, выделяется «взрослой самостоятельностью», рациональностью. Наряду с хорошим общим развитием, широким кругозором, подготовленностью у ребенка отмечается некоторая импульсивность, порывистость, недостаточность моторного контроля, которая пока не является тревожным сигналом в связи с возрастом девочки. Можно сказать, что ребенок очень любит быть в центре внимания, выделяться (об этом символически говорит даже изображенная корона), что
достаточно типично для девочек.

Автор рисунка жизнерадостен, обладает достаточно сильной нервной системой, позитивным отношением к себе и окружающим. Девочка стремится к общению, но, возможно, в данный момент испытывает в этом некоторые трудности. Также стоит обратить внимание на то, как девочка воспринимает критику, готова ли прислушиваться к мнению других, не завышена ли ее самооценка.

источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ДЕТСКИХ РАБОТ
методическая разработка (рисование) по теме

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГАЕМОМ МАТЕРИАЛЕ, Я СДЕЛАЛА ПОДБОРКУ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ АНАЛИЗЕ ДЕТСКИХ РАБОТ.

Анализ детских работ входит в методику проведения занятия, как один из важнейших компонентов.

Анализ детских работ идет в первую очередь с позиции тех задач, которые были поставлены на занятии. При этом сохраняются требования целостного эстетического восприятия образа с последующим анализом успешности применения изобразительно-выразительных средств.

Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение.

Организация обсуждения анализа может быть различной.

Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии – обязательное условие для развития его творчества.

Похвала всегда радует, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание следует очень осторожно: если всё время хвалить ребенка, у него могут сформироваться самоуверенность и зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

Читайте также:  Задания на анализ и синтез детей

Очень важно правильно организовать коллективный просмотр работ в конце занятия: приучать детей быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили своё одобрение, отметили её. Но положительную оценку педагог даёт по заслугам, т.е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту.

Конечно, при этом не следует забывать о возможностях возраста.

Воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать её красивее, чтобы доставить радость другим – задача педагога.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогли вскрывать причины неудач и успехов.

Даже самые маленькие дети понимают, почему «колобок» скатился с нарисованной дорожки и заблудился в лесу — дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только понимают, что у них не получилось, но охотно повторяют изображение, исправляя ошибки.

В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить (рисовать) и какие они ошибки допустили.

Критические замечания, которые касаются техники, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме.

При анализе детских работ следует использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей, удачи и неудачи друг друга. Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. Процесс доброжелательного внимания к работам друг друга должен быть не формальным. Поэтому к просмотру и анализу детских работ следует возвращаться после занятия.

Обыгрывание готового изображения

  1. Петя-петушок, золотой гребешок
  2. Ку-ка-ре-ку
  3. Посмотри, какие лесенки нарисовали для тебя дети
  4. Ой, как мне нравятся такие высокие и ровные лесенки
  5. Заберусь я высоко-высоко по лесенке
  6. Высоко сижу, далеко гляжу, не идет ли Лиса, Лиса-Патрикеевна
  7. Спасибо Вам, дети
  1. Вот и все дети нарисовали травку
  2. Зайчик, какую травку ты хочешь попробовать? Почему? (она зеленая, сочная, густая)
  3. В какой травке зайчик захочет спрятаться? (густой и высокой)
  4. А на какой травке можно полежать и понаблюдать за птицами?

Оборудование: игрушка зайчик

Обыгрывание готового изобретения с использованием музыки

  1. Ой, какие проказливые котята
  2. Этот котенок с выгнутой спиной вылепил Андрей
  3. Сидящий котёнок у Оли
  4. Котёнка, лежащего с поджатыми лапками вылепил Азат
  5. Этот котёнок с круглой головой, с прищипнутыми ушками и хвостом сделал Сережа
  6. Я включу музыку, а вы поиграйте с ними. Пусть котята порадуются

2. Работы выставлены на подносе

  1. Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?
  2. Найдите работы, где все детали скреплены хорошо
  3. Почему эти медвежата такие крепенькие? (Дети должны сами сделать вывод и, таким образом, закрепить полученные умения и знания. Можно использовать игровую ситуацию. Приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту пришить лапу за столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках. Он полечит медвежонка на глазах у всех детей).
  4. Все медвежата здоровы
  5. Можно выставить работы в раздевалку для родителей

Старшая, подготовительная группа

Обыгрывание готового изображения с внесением легких игрушек

  1. Ребята, как вы думаете, в каком автобусе захочет поехать медведь?
  1. В каком автобусе ехать опасно?

В каких автобусах покатаем медвежат?

  1. Давайте рассмотрим их: ровные, колеса стоят на дороге, есть двери, окна одинаковые по величине и приклеены ровно.
  2. Берите медвежат и покатайте их

Оборудование: игрушки – медведь, медвежата

  1. Петрушка не хочет садиться в эту лодку. Почему? (кривой парус)
  2. Ремонтируй лодку и приглашай Петрушку в свою лодку.
  3. А что случилось с этим парусом? (наклонился, сейчас опрокинет лодку, тоже нужен ремонт)
  4. Петрушка, почему ты не хочешь садиться в эту лодку? Молчит
  5. Ребята, почему? Как вы думаете? (нос у прямоугольника срезан мало, лодка воду разрезать не будет, и будет стоять на месте)
  6. Петрушка, выбирай себе лодки
  7. Возьму себе прочные и быстрые лодки.

Оборудование: игрушка – Петрушка

3 . Грибы для белочки можно оставить на полянке

  1. А вот и белочка
  2. Спрячу в дупло самые здоровые, на крепкой ножке, с круглой шляпкой
  3. А этим грибам нужно подрасти
  4. Этот грибок похож на мухомора не буду прятать его в дупло – он не съедобный.

А у этих грибов почему-то не выросли шляпки

  1. Эти грибы нанижу на ветки и засушу
  2. А эти грибы возьму
  3. Дети, почему эти грибы не хочет брать белочка?

старшая, подготовительная группа

Обыгрывание готового изображения

  1. В твоем парке только березки растут?
  2. Давайте посмотрим на птиц
  3. Чем заняты воробьи
  1. Найдите, который обижен и сидит нахохлившись.
  2. Почему этот не может взлететь?

старшая, подготовительная группа

2. Клоуну дети рисовали цирковых собачек.

  1. Что умеет делать твоя собачка?
  2. Мне нужны умные и ловкие собачки
  1. Теперь подарите мне самых быстрых
  2. А эти собачки смешные, они тоже мне нужны на арене цирка

1. Увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает её

  1. Ты не замерзла без шапки? Тем самым неназойливо подсказывает малоинициативному ребенку и дает возможность развития замысла и выполнение более выразительного рисунка
  2. Если девочка пойдет в лес, она не замерзнет без рукавичек?

старшая, подготовительная группа

2. Разглядывая цыпленка, которого лепит ребенок, воспитатель жестом изображает, как сыплются зернышки, приговаривая при этом: «Цып-цып-цып» и удивляется, почему цыпленок не клюёт. Наконец, вместе с ребенком догадывается: трудно клевать-клюв тупой. Вместе думают, что же надо сделать.

Только успели исправить ошибку, как цыпленок начал весело клевать, даже нечайно клюнул воспитателя в палец.

Детей смешит эта ситуация и конечно, никто из детей не забудет применить правильный прием лепки.

Прием с ролевым поведением детей и взрослых

1. Дети подготовительной группы нарисовали украшенные узором силуэты блузок, юбок, платьев, а потом организовали их «продажу» в магазине «Одежда».

  1. Чтобы купить понравившееся платье (блузку и т.д.), надо не просто «заплатить деньги» , а так рассказать об узоре, чтобы всем сразу стало понятно, почему он красив. «Продавец» же должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель.

2. Дети – художники рисуют афиши по сказке или разным сказкам

Самые красивые и выразительные можно использовать для оформления игр – драматизаций, кукольного театра.

3. Художникам – мастерам предлагается рассказать о своей посуде.

Можно оценивать работу соседа.

  1. Давайте с вами решим, у кого работа выполнена, как у настоящих мастеров,
  2. У какого мастера вы бы хотели поучиться?

Сюжетно-ролевая ситуация по типу режиссерских игр

Дети вместе с Буратино путешествуют по нарисованному городу

(Буратино заблудился в городе, где живут дети, и ничего не успел увидеть. Дети ему помогают: рисуют интересные и любимые места в городе).

  1. Ребята, как много я узнал о вашем городе. Мне очень понравились ваши рисунки: они красочные, аккуратно выполнены, изображение расположено по всему месту.
  2. На этой полянке в парке мы можем отдохнуть, поиграть в игры, поводить хороводы.

старшая, подготовительная группа

  1. Расскажи о своей кошке
  2. Что умеет делать?
  3. Шерстка у неё какая?
  4. Как ты её нарисовал? (тычком) Расскажи
  5. Шерстка получилась густая и пушистая. Я её рисовал, как вы учили: краски набирал мало и рисовал не всем ворсом, кончиком

2. Сравни рисунок с натурой.

  1. Сколько листочков справа?
  2. Как сделан набросок карандашом? (тонкой линией)
  3. Соблюдены ли пропорции?
  4. Похоже ли изображение на натуру?
  5. Все ли детали нарисованы?
  6. Все у тебя получилось?
  7. Почему рисунок получился грязным? (набросок сделан не тонкой линией)
  1. Расскажи о своем настроении, когда ты рисовал по замыслу
  2. Что можно сказать, посмотрев на эту работу?
  1. Какие краски вы использовали, рисуя зиму, осень, весну, лето?
  1. Почему она тебе не нравится?
  2. А что можешь сказать ты о работе своего соседа?
  3. Нужно рассказывать о композиции, о подборе красок, об аккуратности выполнения работы

старшая, подготовительная группа

Рассматривание пейзажей с использованием музыки и художественного слова

1. Подумайте, какой из этих пейзажей вы подарите маме

  1. Почему этот, пейзаж понравился тебе больше всего.

2. Давайте прогуляемся по дорожкам, которые приведут нас в разные времена года.

3. Найдите картинку, которая подходит к этому стихотворению, музыке.

старшая, подготовительная группа

  1. Дети, много интересных рисунков получилось у нас
  2. Как жаль, что мы не успеваем все хорошо рассмотреть. Может быть, мы не будем убирать их со стенда? Полюбуемся еще, когда время будет.

Младшая, средняя, старшая, подготовительная группа

2. На следующий день можно пригласить малышей, если рисовали картинки для них.

Может быть, к следующему занятию (по развитию речи) предложить придумать сказки (рассказы), загадки по рисункам

3. Какие-то из них можно использовать в качестве декорации для настольного кукольного театра

4. Инсценирование сказки «Колобок» может идти на уроке нарисованного детьми леса с применением поделок – персонажей сказки, выполненных на занятиях по лепке.

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГА.

Методические рекомендации по проведению непосредственно организованной деятельности у дошкольников по английскому языку.

Вся утренняя гимнастика должна проводиться эмоционально, вызывать у детей хорошее, жизнерадостное настроение.Планирование утренней гимнастики тесно связано с планированием всего материала по развитию .

Данная методическая разработка составлена по организации ННОД по образовательной ситуации «Ознакомление с окружающим миром» в старшей разновозрастной группе по теме «Неве.

middot; воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиги советских людей;· познакомить детей .

Прогулка – один из режимных моментов, в процессе которого педагог решает образовательные задачи. Прежде всего, задачи образовательной области «Физическое развитие». Пребы.

ОПЫТ РАБОТЫ «Методические рекомендации по проведению дня открытых дверей «В мире дошкольного детства&raquo.

источник

Анализ детских работ по изобразительной деятельности

Консультация для педагогов

Анализ детских работ является очень важной частью занятия по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей.

В ходе непосредственной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но, главным образом, проявлять самостоятельность при выполнении работы.

Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух-трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор.

К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.

Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:

  1. Дать общую оценку деятельности детей.
  2. Среди отобранных работ выделить две — три лучшие и объяснить, почему они отобраны.
  3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, рисование по сказке «Колобок».
  4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе (но не своей)
  5. Рассказать о работе, указанной воспитателем.
  6. Предложить найти работу, похожую на образец.
  7. Сравнить работу с образцом.
  8. Найти две разные работы.
  9. Найти похожие работы.
  10. Найти работу с ошибкой.
  11. Найти работу, в которой проявлено творчество.
  12. Найти незаконченную работу.
  13. Рассказать о своей работе (самоанализ).
  14. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.
  15. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.
  16. Предложить найти натуру по работе.
  17. 17 Выделить две – три самые аккуратные работы.
  18. Найти самый интересный рисунок, объяснить свой выбор
  19. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.
  20. Найти работы с самыми выразительными образами.
Читайте также:  Занятия для детей и анализ их

Это еще не весь перечень возможных форм анализа. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.

Мониторинг достижений результатов продуктивной деятельности детей

Критерии анализа и оценки созданных детьми изображений

(по Т.С. Комаровой)

  1. Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации). Отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.
  2. Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или вовсе не удалась).
  3. Строение предмета: части предмета расположены верно, их место положение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).
  4. Передача пропорций предмета в изображении.
  5. Композиция: вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение.
  6. Ритмическое (неритмическое) изображение. Миниатюрное изображение или увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.
  7. Передача движения. Статическое изображение. Передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передача сложного движения достаточно четко и определенно.
  8. Цвет. Передача реальной окраски предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.
  9. Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или выходит за линии контура).
  10. Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).
  11. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликации): а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю; в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.
  12. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес;

б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своих и других детей;

в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы заданий (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение;

г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).

  1. Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.
  2. Творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.

Вариант анализа детских работ

  1. Указать имя и возраст ребенка.
  2. Сформулировать тему занятия, его программное содержание; определить вид занятия.
  3. Отметить выразительность, оригинальность работ в единстве с техникой.
  4. Отметить уровень представлений ребенка по данной теме и его подготовленность к передаче содержания; отношение детей к изображаемым явлениям, событиям, объектам; уровень изобразительных умений ребенка.
  5. Анализ детских работ.

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве

по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.

1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.

  1. Практические умения (владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.

З. Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты).

4.Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5.Декор адекватно теме (замыслу).

  1. Эстетические суждения и оценки.
  2. Художественный образ.
  3. Лепка.
  4. Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.
  5. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).
  6. Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).
  7. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)
  8. Эстетические суждения и оценки.
  9. Художественный образ.

III.Аппликация.

  1. Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.
  2. Практические умения: а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др.)

З. Содержание аппликации (предметы, растения,птицы, животные, человек, транспорт, одежда).

  1. Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
  2. Декор адекватно теме (замыслу).
  3. Эстетические суждения и оценки.
  4. художественный образ.
  5. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).
  6. Креативность (воображение).

VI.Эмоциональность.

VII. Общий показатель (результат диагностики).

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.

Высокий — ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

Средний — ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

Низкий — ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми

среднего и старшего дошкольного возраста

на занятиях по изобразительной деятельности.

(Автор Казакова Т. Г.)

  • Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?
  • Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?
  • Какие методы и приемы использует педагог( наглядные, словесные, практические)?
  • Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?
  • Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?
  • Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?
  • Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С.)

  • Характер линии.
  • Этот критерий включает четыре группы показателей:
  • а) характер линии: 3-слитная;
  • 2-линия прерывистая;
  • 1-дрожащая (жесткая, грубая);
  • б) нажим: 3-средний;
  • 2-сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу); 1-слабый иногда еле видный); в)раскрашивание (размах):
  • 3-мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
  • 2-крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:
  • 1-беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
  • г) регуляция силы нажима:
  • 3-регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура; 2-не всегда регулируется сила нажима и размах; 1-не регулируется сила нажима, выход за пределы контура.
  • 2 Регуляция деятельности.
  • а) отношение к оценке взрослого:
  • 3-адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
  • 2-эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале—радуется, темп
  • работы увеличивается, при замечании—сникает, деятельность замедляется
  • или вовсе прекращается);
  • 1- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
  • б) оценка ребенком созданного им изображения: 3-адекватна;
  • 2-неадеквагна (завышенная, заниженная);
  • 1-отсутствует;
  • в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится: 3-к предложенному заданию; 2-к процессу деятельности; 1-к продукту собственной деятельности.
  • Уровень самостоятельности:
  • 3- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • 2- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается
  • 1 — необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
  • Творчество:
  • а) самостоятельность замысла;
  • б) оригинальность изображения;
  • в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Анализ продукта деятельности (автор Комарова Т.С.)

  • Содержание изображения (полнота изображения образа). В этом критерии не выделены показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения
  • Передача Формы:
  • З-форма передана точно;
  • 2-естъ незначительные искажения;
  • 1- искажения значительные, форма не удалась.
  • Строение предмета: 3-части расположены верно; 2-есть незначительные искажения;
  • 1-части предмета расположены неверно.
  • Передача пропорции предмета в изображении: 3-пропорции предмета соблюдаются;
  • 2-есть незначительные искажения;
  • 1-пропорции предмета переданы неверно.
  • Композиция.
  • а) расположение изображений на листе: 3-по всему листу;
  • 2-на полосе листа;
  • 1-не продумана, носит случайный характер;
  • б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
  • 3-соблюдается пропорциональность в изображении предметов;
  • 2-есть незначительные искажения;
  • 1-пропорциональность разных предметов передана неверно.
  • Передача движения:
  • движение передано достаточно четко; движение передано неопределенно, неумело; изображение статичное.
  • Цвет В этом критерии выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:
  • а) цветовое решение изображения:
  • 3-передан реальный цвет предметов;
  • 2-есть отступления от реальной окраски;
  • 1-цвет предметов передан неверно;
  • б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
  • выразительности изображения:
  • 3-многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
  • 2-преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно,
  • 1-безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Вопросу изучения лепки посвятили свои исследования такие ученые, как А.В. А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова и др.
Наиболее весомый вклад в исследование этой проблемы внесла Н.Б. Халезова, в частности в методику обучения детей созданию лепного изображения, а так же разрабатывала вопрос правильного соотношении обучающих и творческих задач при планировании занятий.
При этом обучающие задачи следует подразделять на изобразительные (что изображать?) и технические (чем и как изображать?), которые постепенно, с возрастом детей, усложняются. Предполагается, что примерно в течение одного квартала в начале учебного года на занятиях у детей закрепляются навыки, сформированные в предыдущем году.
В младшей группе (ранний возраст) ставятся и решаются следующие задачи:
I. Изобразительные задачи (что лепить):

  1. Учить детей лепить простейшие предметы окружающей действительности, состоящие из округлых и цилиндрических форм, располагая их на дощечке.
  2. Учить детей соединять две одинаковые формы, но разной величины (матрешка, пирамидка), а к концу года — соединять две разные формы – цилиндр и диск (грибок).
  3. Учить узнавать и находить сходства своей лепной работы с предметами окружающей действительности.
  4. Технические задачи (чем и как лепить):
  5. Познакомить детей со свойствами глины.
  6. Учить отрывать комочки глины от целого куска.
  7. Учить техническим приемам

а) соединению концов столбика в виде кольца (баранки).
б) скатыванию глины кругообразными движениями.
в) соединению шариков (дети лепят матрешек, неваляшек).
г) сплющиванию, в результате которого получают диски (печение).
д) соединению цилиндра с шаром (погремушка); цилиндра с диском (гриб, зонтик).

Задачи обучения детей дошкольного возраста
лепной грамоте в мл. гр.

В младшей группе основным методом является сотворчество. Почему? Присутствует кризис трех лет «Я сам». Ребенок ограничен, с одной стороны, своими возможностями – не имеет технических навыков, а с другой стороны – он самостоятелен, он хочет делать сам. В этом возрасте у детей очень широкие возможности для развития творчества, в частности для развития самостоятельности, как его компонента. Поэтому воспитатель не может выполнять за ребенка задание, но он должен ему помочь используя прием сотворчества.
Речь ребенка интенсивно развивается, восприятие становится более дифференцированным. Он уже владеет определенными сенсорными эталонами. Как уже было замечено, в этом возрасте у ребенка появляется желание действовать самостоятельно, но координация движения рук слабо развита, внимание неустойчиво. Изменяется и отношение детей к окружающим, формируется умение работать в коллективе.
На занятиях по изобразительному творчеству в младшей группе закрепляются все навыки работы с глиной, те, что дети усвоили ранее. Наряду с этим появляются и новые задачи. Педагогу необходимо помнить о том, что уже наступает изобразительный период в деятельности.
I. Изобразительные задачи:

  1. Учить лепить простые предметы окружающей действительности; передавая форму, строение, располагая изделия на дощечке.
  2. Продолжать учить лепить предметы, состоящие из 2-3 частей, одинаковых по форме, но разных по величине, учить лепить разные по форме и по величине предметы (соединяется шар, цилиндр, диск, конус). Учить плотно соединять части (без примазывания).
  3. Учить лепить фигурки, передавая некоторые характерные признаки образа (замечать особенности формы клюва, ушей, хвоста у животных).
  4. Формировать умение участвовать в коллективной лепке.
  5. Формировать у детей умение задумывать тему изображения и выполнить ее (тему дает воспитатель).
  6. Технические задачи:
  7. Закрепить все технические приемы, усвоенные в первой младшей группе.
  8. Учить раскатывать конусообразную форму между ладонями (морковка).
  9. Учить украшать формы точками, насечками с помощью палочки (стеки).
  10. Учить защипывать края формы кончиками пальцев (клюв, плавник, хвостик, тарелочка, батон, пирожок).
  11. Учить аккуратно пользоваться глиной на дощечке, не разбрасывая ее и не пачкая дощечку.

Задачи обучения детей лепной грамоте в средней группе (с усложнением)

Особенности и достижения возраста:
В этом возрасте у детей появляется замысел, но он по-прежнему неустойчив. Теперь они должны лепить, используя не только тематику, над которой они работали, но и привносить элементы творчества в свою работу.
У детей формируются операции анализа, синтеза, обобщения. Совершенствуются психические процессы. Приоритетное значение, как и во второй младшей группе, остается за работой над техническими навыками лепки. (Приемы уточняются и закрепляются, дети овладевают некоторыми навыками). В основном лепка носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Н.Б. Халезова рекомендует во всех группах первое занятие проводить по замыслу, чтобы выявить умения детей, для того чтобы воспитателю знать, над чем работать, какие приемы лепки закреплять.
В качестве приемов в средней группе на занятиях по изобразительному творчеству используют полный и частичный показ в медленном темпе, закрепляя каждое движение словом (чуть–чуть, сильнее, покрепче, осторожно).
Анализ – в средней группе идет от оценки выразительности формы, образа в целом. Дети этого возраста элементарно анализируют работу, рассказывают о своей работе и о работе товарищей. Если в младшей группе анализ сводился лишь к оценка – нравится – не нравится, то в средней группе ребенок должен объяснить «почему?» и обратить внимание на выразительность образа (руки за спиной – спрятал сыр, лапы к морде – плачет).
I. Изобразительные задачи:

  1. Учить лепить, образно отражая действительность, правильно передавая форму, величину, строение, пропорции частей, относительно основной части, передавая отдельные характерные признаки предмета, располагая их на дощечке.
  2. Подводить к правильному изображению персонажей в действии, обращая внимание на позу (кошка лежит, сидит, птица пьет, поет, летит).
  3. Учить замечать выразительность формы и передавать это в лепке. (туловище не круглое, а в виде овала, у собаки есть морда, у яблока — углубление и.т.д.).
  4. учить работать с пластилином вне занятий.
  5. Технические задачи:
  6. Учить оттягивать детали от основной формы (клюв, хвост).
  7. Учить сглаживать поверхность формы пальцами, примазывая одну часть к другой.
  8. Учить лепить предметы овальной формы в виде овонда (овоид из шара или цилиндра оформляют пальцами).
  9. Учить приему вдавливания для получения полой формы (кружка), загибать края расплющенной и вдавленной формы.
  10. Учить лепить конусообразную форму, путем вытягивания одной из сторон пальчиками.
  11. Учить украшать поделку способом налепа, стекой, добиваясь выразительности образа (оперение, чешуя и.т.п.).
Читайте также:  Задержка роста у детей анализы

Старшая группа.

Особенности и достижения возраста:
В старшей группе дети хорошо видят форму, но с трудом определяют пропорции. В этом возрасте у ребенка начинается окостенение кисти руки, укрепились мелкие мышцы пальцев и мышцы руки. В связи с этим содержание лепки усложняется (птицы, животные, человек, несложные сюжеты, декоративная лепка и др.)
В старшей группе по программе вводится сюжетная лепка, лепка с натуры и по представлению.
В данной возрастной группе всего запланировано примерно 36 занятий в год. Из них 8 – предметные (4 – с натуры, 4 – по представлению), 8 сюжетная, 8 декоративная,12 – по замыслу.
В старшей группе дети лепят по представлению, что является для них не простой задачей. Следовательно, наблюдение, в процессе которого дети черпают впечатления для последующего воплощения их в художественные образы должно быть правильно организованно. Необходимо при этом четко обозначит детям цель наблюдения. Дети рассматривают много иллюстраций, картинок, скульптур и т. д.

Задачи обучения лепке в старшей группе (с усложнением)
I. Изобразительные задачи:

  1. Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, характерные признаки, правильно передавая форму, строение, величину, фактуру стекой, рельефом; учить передавать несложные движения.
  2. Учить детей лепить человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки — танцуют) и персонажей по типу дымковской барышни.
  3. Учить переносить выразительные средства со скульптуры малых форм при рассматривании на свои лепные работы (форма, пластика, фактура материала и т.п.).
  4. Учить планировать свою работу.
  5. Учить работать с пластилином на занятиях.
  6. Технические задачи:
  7. Учить лепить пластическим способом.
  8. Учить устанавливать фигуру в вертикальном положении и делать ее устойчивой (юбка у барышни).
  9. Учить новому способу скреплению частей – вставление одной части в другую.
  10. Учить самостоятельно выбирать способ лепки.
  11. Учить разрезать валик стекой для получения ног у человека, лап у животных.

Сюжетная лепка.
Учить передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке, используя доступные детям средства выразительности (композицию,форму, динамику). Передавать действенную связь между событиями и относительную величину предметов между собой – дочка не может быть больше, чем мама; и внешнюю характеристику ( как передать злость собаки – лает, пасть открыта).

Декоративная лепка.
Учить лепить птиц, человека, животных по типу народных игрушек (каргопольская, дымковская, богородская игрушки и т.д.), расписывая вылепленные изделия ангобом.

Задачи обучения детей лепке в подготовительной группе
(с усложнением)

  1. Изобразительные задачи (что?):
    1. Учить лепить однородные предметы, предавая их индивидуальные особенности (яблоко крымское – овальной формы, антоновское — круглое).
    2. Учить лепить животных жарких стран (лепка по представлению).
    3. Учить передавать движения персонажей пластическим способом(кусок глины разу ставится в основное положение).
    4. Учить лепить по мотивам народных игрушек.
    5. Учить детей лепить посуду различными способами, в том числе из колец, выбиранием глины стекой и др.
    6. Учить лепить декоративные пластины, создавая эскизы, оформляя их выпуклым рельефом.
  2. Технические задачи:
  3. Закреплять пластический способ лепки.
  4. Учить самостоятельно выбирать способ лепки (конструктивный, пластический, комбинированный).
  5. Учить придавать фигуркам устойчивое положение при помощи каркаса или при помощи третьей точки опоры (Дед Мороз с посохом, лыжник с палками).
  6. Закреплять умение создавать сюжеты в лепке на темы литературных произведений.
  7. Учить создавать коллективные лепные композиции на темы литературных произведений, на сюжеты из окружающей действительности.
  1. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирования художественных керамических изделий. М., Высшая школа, 1984.
  2. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. С-Пб. АО «Икар» 1993.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., 1999.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Метод. пособ. для воспит. и педагогов. М; Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986.
  6. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.: Просвещение, 1984.
  7. Е.С. Юрьева Керамика в детском саду. Метод. пособ. для воспитателей. Ижевск, 2005.

источник

«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию»

Татьяна Савинова
«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию»

Актуальность данной проблемы заключается в том, что для развития детей старшего дошкольного возраста оценка и анализ способствуют:

• развитию восприятия цвета, формы, пропорций; грамотности изображения;

обогащению сюжета детских работ;

• развитию рефлексии, самооценки, самосознания.

Но особенно обучение детей анализу и самооценки имеет значение для одготовки к школе. Оценка и анализ способствуют:

• развитию образного мышления и творческого воображения;

• развитию умственных способностей (ребенок сравнивает результаты, анализирует, делает выводы).

В своей работе использую следующий методический комплект: примерную общеобразовательную программу «Детство», с использованием методических пособий к ней и педагогической технологии Д. И. Воробьёвой «Гармония развития». Также в своей работе используем пособие Г. Г. Григорьевой «Изобразительная деятельность дошкольника».

Планируя и выстраивая занятия по изобразительной деятельности на основе этих программ, а также на основе накопленного опыта, я пришла к выводу, что отображая в своих рисунках мир, ребёнок воплощает в них свои чувства, эмоции, мысли. Он не только воспроизводит явления жизни на листе бумаги доступными ему способами и средствами, но и одновременно даёт им оценку, как бы объясняет их сущность и смысл. Таким образом он выражает своё понимание мира. Выражает, но часто не осознаёт, ведь сознание ребёнка только формируется. И я, как воспитатель студии, должна не только научить детей отображать мир, но и помочь осознать своё собственное творчество.

Именно поэтому на занятиях по изобразительной деятельности наряду с двумя основными частями занятия, вводной и исполнительской, такой же важной является 3 часть занятия, посвящённая анализу и оценке детских работ.

Рассмотрим структуру занятия по изобразительной деятельности. Она включает в себя следующие части:

• Вводная. Мотивация и замысливание.

• Исполнительская. Работа с художественными материалами. Создание образа.

Оценка и анализ. Осознание результата деятельности.

Г. Г. Григорьева выделяет следующие виды анализа:

В исполнительской части – промежуточный анализ;

В 3 части занятия – итоговый анализ.

О важности проведения аналитической части занятия пишет Г. Г. Григорьева:

«Педагогу важно своим поведением, эмоциональной речью показать свою заинтересованность работами детей. Тогда ребята начинают стремиться к оригинальности, выразительности работы. Важно продумать вопросы к дошкольникам, помогающие им осознать, чему они научились, какие ошибки допускали («не очень получилось», что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем».

При проведении занятий мы придерживаемся требований Г. Г. Григорьевой к оценке детских работ:

1. Оценивать только тот результат, который достигается усилиями самого ребёнка.

2. Нельзя сопоставлять результат деятельности с успехами других детей, нужно оценивать его достижения.

3. Оценку нужно построить так, чтобы дети были максимально активны.

4. по мере развития ребёнка оценка ставится более дифференцированной.

Стараемся не затягивать 1 и 2 часть занятия, применять индивидуальный подход, чтобы успеть проанализировать результаты работы с детьми. Мы должны помнить, что самосознание развивается в деятельности и не само по себе, а под целенаправленным руководством педагога.

Важное значение имеет промежуточный анализ работ направленный на предупреждение ошибок.

Иногда использую для промежуточного анализа игровой персонаж. Он по ходу работы задает детям поисковые или проблемные вопросы, помогающие им вовремя корректировать работу. Замечания персонажа принимаются детьми легче, чем от педагога.

Например, персонаж спрашивает:

— А почему в твоём лесу никто не живёт?»

И ребёнок без прямых указаний оценивал сюжет своего рисунка и дополнит его. Если по ходу работы дети исправляли свои ошибки, то и конечный результат получался значительно выше по качеству.

У меня бывали случаи, когда дети расстраивались из-за неудач в работе, в этих случаях я использовала такие фразы

«Художник умеет прятать свои ошибки»;

«Художник умеет превращать ошибки во что-нибудь интересное».

Таким образом я осуществляю индивидуальный подход к детям.

Дифференцированный подход осуществляется через:

-предоставление возможности выбора содержания работы и материалов;

-использование нетрадиционной техники (для детей с высоким уровнем);

-использование декоративных материалов (для детей среднего и низкого уровня).

Представляем последовательность проведения анализа работ по изобразительной деятельности, которая включает в себя:

• Целостное эмоциональное восприятие всех работ.

Анализ решения изобразительных задач.

• Итоговая оценка. Перспектива последующего использования работ.

Поскольку на занятиях по изобразительной деятельности ведущими являются задачи, направленные на формирование творческих художественных способностей и изобразительных навыков, то и педагогическая оценка и анализ должны быть тесно связны с изобразительными задачами конкретного занятия.

Я в своей работе стараюсь придерживаться этих принципов, а также подбирать методы и приёмы проведения анализа в соответствии со структурой этой части занятия.

Начинаю анализ тогда, когда готовы все детские работы. Это – проявление гуманистической позиции: каждый рисунок ценен, хорош по своему.

Заранее продумываю условия проведения анализа, готовлю место.

Варианты размещения детских работ для анализа:

• На специально оформленной выставке

• в приёмной группы на стендах

• на макете (работы по лепке)

Стараюсь, чтобы место размещения детских работ было красиво оформлено и хорошо освещено.

В структуре анализа работ можно выделить свои методы и приёмы. Остановимся на каждой структурной части в отдельности и рассмотрим их.

В начале анализа я провожу целостное эмоциональное восприятие всех работ. Внимание уделяю в первую очередь эмоционально-эстетической оценке, чтобы дети получили удовлетворение, радость от достигнутого результата.

В этом мне хорошо помогают игровые приёмы. В игровой ситуации дети учатся анализировать свои рисунки или поделки. Учитывая рекомендации Г. Г. Григорьевой, я использую постоянный игровой персонаж. В нашей изостудии – это домовёнок Кузя, который с удовольствием «прогуляется» и по улицам города и полюбуется красотой осеннего леса и «попробует» чай из ярко раскрашенной чашки.

Кроме игровых приёмов использую и проблемные ситуации, разрешение которых тоже отражается в анализе.

Если используется социальная мотивация, то она тоже отражается в этой части анализа: «Вот какая выставка портретов мам у нас получилась», «Как обрадуются малыши новым маскам» и т. д.

Во второй части после общей эмоционально-эстетической оценки я провожу анализ решения изобразительных задач, способов, методов и приёмов изображения, выразительности и оригинальности исполнения.

Оценка даётся опираясь на 3 кита изодеятельности:

В этой части анализа использую словесные методы и приёмы, активизирующие образное мышление и речь детей.

Это могут быть вопросы, продуманные заранее в соответствии с задачами занятия: вопросы об использовании выразительных средств, техники, материалов, вопросы о содержании и сюжете рисунка, вопросы на художественное восприятие:

— В каком рисунке выразительно изображена форма?

— В каком рисунке яркий или приглушённый колорит? и т. д.

В старшем дошкольном возрасте предлагаю детям рассказать о каком-то из понравившихся рисунков.

При составлении рассказов по рисункам хорошо решаются и воспитательные задачи. Стараюсь побуждать детей порадоваться успеху какого-то ребёнка или сопереживанию к неудачам товарищей:

-Посмотрите, какие тоненькие веточки сегодня получились у Милы!

-Как потрудился Вася: он нарисовал столько жителей подводного царства!

-А Алёна сегодня помогала Саше правильно смешать краски!

Итоговую часть анализа заканчиваю перспективой возвращения к этим работам или поделкам.

Иногда предлагаю детям вечером оформить рисунками макет для о лепки, украсить группу к празднику, можно пригласить детей из младшей группы на свою выставку, на занятиях по развитию речи сочинить сказки, загадки к рисункам, декоративные поделки использовать для кукольного спектакля.

Стремление ребёнка по собственной инициативе продолжить, изменить, дополнить или просто повторить свою работу — яркий показатель его личностного развития.

И побудить его к этому мне помогает бережное, внимательное отношение к результатам творчества. Красивая аккуратная выставка, кропотливая композиция из детских работ прививает детям чувство вкуса и гармонии.

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Набор «Сенсорные емкости» П ть емкостей с разными наполнителями: — способствуют развитию зрительного, аудиального, тактильного восприятия, обоняния; — способствуют.

источник