Сафиуллина Динара Рафаэловна
Анализ организации летнего оздоровительного периода
Анализ организации летне- оздоровительного периода
Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. План летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении предусматривал организацию методической, профилактической, оздоровительной, воспитательно-образовательной работы, смотры-конкурсы и работу с родителями. Летним оздоровлением было охвачено 120 дошкольников, что составляет 100 % от общего количества воспитанников.
Организация работы с дошкольниками в летний оздоровительный период 2014 года была направлена на решение следующих задач:
создание комфортных условий для физического, психического, умственного, художественно-эстетического развития каждого ребенка;
организация здоровьесберегающего режима, предупреждение заболе-ваемости и травматизма;
обеспечение воспитательно-образовательного процесса соответствующим материалом и оборудованием.
Приоритетные направлениями работы на летний период :
физкультурно- оздоровительная работа;
-культурно- досуговая деятельность.
С целью эффективного использования организационно-правовых и нормативно-методических документов в ДОУ была сформирована папка по организации ЛОП, включающая сведения о нормативных документах, методи- ческой литературе, рекомендациях и разработках по вопросам летнего отдыха детей.
Работа проводилась в два этапа. Во время подготовительного этапа работ-никами дошкольного учреждения были изучены нормативные правовые доку-менты об охране жизни и здоровья детей, по соблюдению санэпидемрежима, по профилактике кишечных инфекций, по организации питания и выполнения питьевого режима.
На основном этапе работа по оздоровлению проводилась по следующим направлениям: организация двигательного режима, организация летнего оздоровления, лечебно-профилактическая и физкультурно-оздоровительная работа, система закаливания, работа с родителями.
Лечебно-профилактическая работа в летний период строилась на основе анализа здоровья дошкольников. Для более эффективного оздоровления детей распорядок дня на летний период был составлен с учётом максимального пребывания детей на свежем воздухе, увеличением продолжительности дневного сна. С целью профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста воспитателями групп проводилась корригирующая гимнастика.
Организация образовательного процесса проводилась в соответствии с нормативными требованиями. Режим дня дошкольников включал не только за-нятия, но и музыкальные праздники, физкультурные досуги, зрелищные меро-приятия, а также беседы по правилам безопасности.
В летний период проводились праздники и развлечения «День защиты детей», «Наша Родина — Россия», «Красный, жёлтый, зелёный», «Королевство волшебных мячей», «Мой веселый, звонкий мяч», «День Нептуна», «День Фантика-Бантика», «Светофор и все, все, все», «Овощи на грядке», «Лес чудес», «До свидания, лето», «День знаний» и т. д.
Правильная организация физкультурно- оздоровительной работы имеет большое значение для укрепления здоровья детей. На протяжении летнего пе-риода утренняя гимнастика и многие физкультурные занятия проводились на свежем воздухе.
Заведующая и старшая медсестра осуществляли строгий контроль за выполнением натуральных норм питания. В рацион постоянно включены свежие овощи, фрукты, соки.
При организации оздоровительной работы с дошкольниками важным связующим звеном является организация работы с родителями. В дошкольном учреждении были подготовлены памятки и рекомендации по организации летнего оздоровления в домашних условиях.
Для родителей были подготовлены консультации:
«Как правильно одевать ребёнка в летний период»;
«Оказание первой помощи детям в летний период»;
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников».
Для реализации профилактических мероприятий, с педагогами проведены инструктажи по организации жизни и здоровья детей, собеседование по органи-зации закаливающих процедур. Медицинской сестрой были оформлены стен-ды: «Оказание первой помощи детям в летний период», «Здоровый образ жизни».
Строгое соблюдение педагогами инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников, соблюдение оптимальной двигательной активности подтверж-дает факт отсутствия случаев травматизма воспитанников в летний оздорови-тельный период.
Согласно требованиям к организации питания воспитанников и дошкольного учреждения в оздоровительный период меню разрабатывалось с учетом летнего 10 – дневного меню.
Летом природа предоставляет богатые возможности для развития познавательных способностей дошкольников. Дети соприкасаются с природой, познают мир, получают яркие впечатления. Учитывая это, педагоги ДОУ организуют и проводят работу с детьми, создавая комфортные и педагогически целесообразные условия пребывания дошкольников на свежем воздухе. Деятельность ребенка на улице дает возможность свободного выбора деятельности, чередования их видов: игры, экскурсии, развлекательно- досуговая деятельность.
Таким образом, анализ летней оздоровительной работы показал, что:
необходимо пополнить предметно-развивающую среду прогулочных участков;
необходимо максимально использовать возможности психолого — педагогической службы в ЛОП;
медсестре усилить контроль за качеством приготовления пищи и за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований в летний период;
старшему воспитателю усилить контроль за соблюдением режима дня в группах;
подготовить для летнего оздоровления детей сборник методических разработок «Лето-2014».
Отчет о летней оздоровительной работе (01.06.2014 г. -15.08.2014 г.) Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться.
Организация летней оздоровительной работы в ДОУ Организация летне-оздоровительной работы группы «Малыши» детского сада №67 «Буратино» Задачи летне-оздоровительной работы Охрана и укрепление.
источник
Анализ организации летнего отдыха, оздоровления и занятости обучающихся МБОУ «Степановская сош» в 2017 году
Анализ организации летнего отдыха, оздоровления и занятости обучающихся
МБОУ «Степановская СОШ» в 2017 году
Организация летнего отдыха — один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Необходимая информация об организации летней оздоровительной смены в школе была доведена до родителей на родительских собраниях, через школьный сайт и информационный стенд.
Летом 2017 года в нашей школе летняя оздоровительная кампания была организована совместными усилиями администрации, родителей обучающихся, спортинструктора поселения, работников Дома культуры, поселковой библиотеки и старшеклассников.
С 30 мая по 23 июня с режимом работы с 8.30 до 14.30 для ребят работали лагеря дневного пребывания «Солнышко», «Территория чуда», «Чемпион». Интересная программа, веселые, добрые воспитатели и вожатые — все это было подготовлено для 21 дня радости и увлекательных мероприятий для ребят от 7 до 17 лет.
Лагерь дневного пребывания в нашей школе является частью социальной среды, пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной деятельности в свободное время. Организация отдыха и занятости детей в лагере находилась под постоянным контролем администрации школы и начальников лагерей дневного пребывания , ,
Для обеспечения безопасного и полноценного отдыха обучающихся в МБОУ «Степановская СОШ» была подготовлена необходимая нормативная и материальная база, подготовлены помещения для отрядов и занятий спортом. Лагеря дневного пребывания укомплектованы необходимыми кадрами, которые своевременно прошли медицинский осмотр.
Содержание работы в лагерях дневного пребывания определили программы «Путешествие вокруг света за 21 день», «Смена юных мастеров», «Юные друзья пожарных и спасателей», в тематическом планировании которой нашли место различные по форме и способу организации мероприятия.
Особенность планирования в лагерях – это наличие «изюминки» на каждый день. Каждый день – новая тема: «День знакомств», Страна «Детство», «День сказки», «День взаимопонимания» и многие другие. В рамках тематических дней прошли профилактические мероприятия, подвижные игры, патриотические конкурсы и выставки, развлекательные конкурсы.
Особое внимание уделялось совместному сотрудничеству вожатых, в роли которых были обучающиеся 7-10-х классов, и младших школьников. Ребята, являясь активными членами вожатского отряда «ЗМЕИ» и Совета старшеклассников, своим энтузиазмом и активностью, а также личным примером способствовали развитию у младших школьников самостоятельности, желания проявлять инициативу, повышая тем самым культуру общения и взаимоотношений.
Были оформлены уголки отрядов, уголки здоровья, стенды по правилам дорожного движения и пожарной безопасности. Выполнены планы мероприятий по ППБ и ПДД.
В рамках реализации программы были организованы ежедневные утренние зарядки, спортивные конкурсы, игры и эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе. Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводились на спортивной площадке с использованием спортивного инвентаря — мячей, скакалок, обручей.
Ребята хорошо отдохнули, получили заряд бодрости, расширили свой кругозор, укрепили и сохранили своё физическое здоровье, а также нашли друзей.
Анализ деятельности лагерей дневного пребывания детей показал, что выполнены все поставленные задачи, охват обучающихся от запланированного – 100%, смена в лагерях прошла без травм и происшествий.
Достигнута главная цель – сотрудниками лагеря в целом были созданы условия для раскрытия творческих способностей обучающихся и укрепления здоровья детей через комплекс оздоровительных мероприятий и организацию спортивной и досуговой деятельности.
По окончании смен среди обучающихся, посещающих лагеря дневного пребывания, было проведено анкетирование, которое показало, что 92 % детей оценивают свое пребывание в лагере дневного пребывания как полезное и интересное.
Общая численность детей, отдохнувших в пришкольных лагерях, составила 112 человек/ 49% от общего количества обучающихся школы, в прошлом году — 105 человек/ 48% соответственно.
Информация об обучающихся, отдохнувших в лагерях дневного пребывания на базе МБОУ «Степановская СОШ» в июне 2017 г.
Количество детей из семей работающих граждан
(если хотя бы один родитель работает)
Из общей численности детей:
Дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети с ограниченными возможностями здоровья (имеющие недостатки в физическом или психическом развитии)
источник
реализации комплексной программы организации
оздоровления, отдыха и занятости детей «Возрождение»
Лето – благодатная пора для социализации и интеграции ребенка, которая может вестись множеством способов. В этом направлении работают различные специалисты: психологи, педагоги, и т.д. Но никакая работа взрослых не заменит нормального полноценного общения со сверстниками, совместной деятельности, споров и ссор.
Работа образовательного учреждения по организации занятости детей в каникулярное время — это неотъемлемая часть работы воспитательной системы.
Ребенок — по своей природе деятель, именно летом у него идет активный познавательный процесс, поэтому, планируя воспитательную работу, мы даем возможность ребенку выступить для себя в новой роли, попробовать себя в новом качестве через органы самоуправления, различные формы работы и виды деятельности. Именно летний лагерь предоставляет уникальную возможность развития ребенка во взаимодействии с окружающим миром. А главное — это научиться прекрасному человеческому общению.
Уже пятый год организация оздоровления, отдыха и занятости детей в летний период в МБОУ средней общеобразовательной школе №60 осуществляется через реализацию комплексной программы «Возрождение», которая состоит из четырех подпрограмм:
Программа деятельности детского оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием (для детей от 7-12 лет, 5 лет); проект реализуется через сюжетно – ролевую игру
Программа деятельности оздоровительного профильного лагеря «Мой Нижний Новгород» (для детей старше 15 лет, 5 лет); проект реализуется через игру, волонтерскую и журналистскую деятельность способную пробудить детскую любознательность. Замысел проекта в том, что дети, играя, работая на исторических объектах города и описывая свои впечатление в школьной газете «Маленькая страна» знакомятся с историей родного края;
Программа деятельности ЛТО «Фортуна» (для детей 15-17 лет, 1 год); в программе предусмотрены ремонтно-строительные работы в школе, а так же работы по благоустройству района и школьной территории, спортивно-оздоровительные мероприятия, экскурсии, психологические тренинги.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА — система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В комплексной программе представлены цели программы, пути и средства решения программной проблемы.
Создание необходимых условий для полноценного отдыха, оздоровления и занятости, жизнетворчества, развития личности, реализации прав детей подростков в каникулярный период.
Задачи программы в 2014 году
создание условий для развития личности ребёнка, широкое включение обучающихся в творческую, социальную и научно-исследовательскую деятельность;
обеспечение качества дополнительного образования ;
последовательное обновление содержания образовательной и культурно-досуговой деятельности;
повышение значимости воспитательных функций школы, их осмысление и развитие;
формирование нравственных ориентиров обучающихся;
включение детей в изучение, сохранение и развитие национальной культуры России, возрождение народных традиций, формирование на их основе базовых ценностей и социальных норм;
поддержка творческого поиска педагогов, создание условий педагогического и профессионального роста.
Программа создана педагогами школы под руководством заместителя директора по УВР Тарасовой Л.И.. В её основу положены основные программы, реализуемые в ОУ, как основополагающие воспитательной системы школы:
Занятость обучающихся в летний период 2014 года:
это адаптация ребенка к жизни в обществе (приобретения полезных умений и навыков),
сотрудничество и сотворчество,
формирование самостоятельной и творческой личности,
приобщение к здоровому образу жизни,
воспитание осознанной любви к Родине.
С целью повышения эффективности реализации программы для педагогичско-важатского отряда во время весенних каникулы проводилась «Школа педагогического мастерства», а также семинары по вопросам организации оздоровления, отдыха и занятости детей в каникулярное время. В 2011 на базе школы проходил районный семинар «Краски лета», а в 2012 мы представляли результаты работы лагеря на городском фестивале «Радуга лета».
В осенние каникулы проводилась смена лагеря актива «ТЭМП», где проходили учебные сборы вожатского состава лагеря из числа учащихся. Для ребят проводятся тренинги, семинары, большие психологические игры, мастер-классы. Обучение в лагере проходит под руководством опытных специалистов: педагог-психолог школы, педагоги ЦРК «Исток», методисты ЦРТ Ленинского района.
Таким образом, работа по подготовке очередной лагерной смены не прекращалась в течение всего учебного года. Методический материал постоянно пополняется педагогами и самими ребятами через пополнение методической копилки, которая создана в социальных сетях: на сайте школы, в контакте, на социальном сайте работников образования.
В течение всего учебного года проводилась работа по укреплению материальной базы, приобретены: ноутбуки, планшетный компьютер для работы на выезде, УФС, спортивный инвентарь. В 2012 году школа стала участником Федеральной программы «Доступная среда» по организации инклюзивного обучения, по которой были проведены ремонтные работы, а так же приобретено оборудование для сенсорной комнаты.
Большое внимание уделялось созданию имиджа лагеря. Во-первых, на основе документов и сведений, собранных участниками смены лагеря «Мой Нижний Новгород» 2012 года, был открыт музей истории школы; во-вторых, постоянно ведется работа по рекламе работы лагерей: созданы буклеты, презентации для учащихся и родителей, информация о работе лагеря размещается на сайте школы, в школьной газете, выносится на обсуждение педагогического совета, общешкольных родительских собраний, в конце смены каждый участник получает диск с фотоотчетом по смене. В-третьих, в течение смены продолжает работу система дополнительного образования:
кружок «Нижегородская Отчина»
кружок «Основы публицистики»
секция «Атлетическая гимнастика»
секция «Ритмическая гимнастика»
Для более эффективной работы лагерей педагогами, совместно с педагогом — психологом школы, разработана программа мониторинга эффективности воспитательной среды. Результаты исследований по оценке степенью удовлетворенности организации смены среди учащихся, их родителей и педагогов показывают стабильно высокий результат.
Новизна программы заключалась в следующем:
программа является долгосрочной и может корректироваться в зависимости от результатов каждого этапа реализации;
организация реального разновозрастного сотрудничества (подростки всех возрастов, родители, педагоги);
расширение для учащихся образовательного пространства за счёт разноплановость деятельности и новых сфер прикладной деятельности;
создание условий для самореализации подростка и поиска им дальнейших путей своего развития;
использование краеведческого туризма и волонтерской деятельности, как способа деятельности, позволяющей подростку увидеть мир во всем многообразии;
создание в условиях лагерной смены перехода от одного вида деятельности к другому;
практическое применение знаний, полученных в течении учебного года на занятиях в кружках дополнительного образования (клуб «Щит и меч», «Нижегородская отчина», «Юный экскурсовод», «Музей Нижегородской старины», «Журналистика»).
Каждая из программ имеет свое направление работы, свои цели и задачи, при этом все лагеря работают в тесном контакте друг с другом:
Все проекты объединены тематическими днями:
Для участников лагеря «Солнышко» и «Мой Нижний Новгород» проводились совместные большие психологические игры;
Ребята из лагеря «Мой Нижний Новгород» проводят экскурсии для детей из лагеря «Солнышко» и ЛТО «Фортуна»;
Ребята из всех лагерей принимают участие в акциях «Дети детям», «Праздник на дом», «Праздник нашего двора» и т.д.
В течении смены происходит постоянное взаимодействие с социумом:
Газета «Нижегородский рабочий»
Школьная газета «Маленькая страна»
УГИБДД по Нижегородской области;
ГБУЗ «Детская городская поликлиника №18»
ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №32 Ленинского района»
Проведение профилактических осмотров и бесед в соответствии с планом работы лагерей
Музей завода Красное Сормово
Музей художественных промыслов Нижегородской области
Экскурсия по Кремлёвской стене
Работа по распространению флаеров музея «Покровка-8»
Мастер-класс по изготовлению жестовской свистульки в Музее художественных промыслов
Встреча с ветеранами в музее юнг
Матч по волейболу со лицеем№ 180
Работа в соответствии с планом
Работа в соответствии с планом
Отдел культуры, спорта и молодежной политики
Проведение митинга «День Памяти», Проведение межшкольных спортивных мероприятий
Детская областная библиотека
Электронная выставка о профессиях
Веселые старты по страницам произведений А.С. Пушкина
Акция «Ребята нашего двора»
При реализации программы обеспечивается психологическое сопровождение детей и подростков. Педагог-психолог выполняет следующие виды работы:
психологическое сопровождение детей во время лагерной смены;
индивидуальное консультирование детей;
индивидуальное консультирование педагогического состава;
проведение больших психологических игр
Разработана программа психологической поддержки ребенка в разные периоды смены, а так же мониторинг эффективности работы смены:
Входное анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.
Методика «Выбор» (выявление степени удовлетворенности детей работой лагеря)
Итоговое анкетирование детей, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
Степень сформированности коллектива по Лутошкину
Результаты анкетирования детей. В опроснике ребята должны были ответить на ряд вопросов. Вот наиболее часть встречающие ответы детей на вопрос «Твои ожидания от смены»:
Оздоровительный профильный лагерь «Мой Нижний Новгород»
Основной вид деятельности — игра
Детский оздоровительный лагерь «Солнышко»
Основной вид деятельности – творческая, исследовательская
Основной вид деятельности – творческая, трудовая, спортивная
По итогам анкетирования на вопрос, что тебе запомнилось больше всего, многие ответили: различные игры (с перечнем игр), конкурсы. На следующем месте у детей стоят все спортивные игры, соревнования. Далее отметили, что им понравилось всё.
Некоторые дети отметили, что нашли много друзей, что в лагере им понравились хорошие учителя. Анкетирование родителей показало, что их дети посещали ДОЛ с желанием. Всех родителей устраивает режим работы лагеря. Высказали свои пожелания: увеличить количество познавательных экскурсий
Анализируя работу лагеря, мы считаем, что смена прошла очень удачно. Дети отдохнули, нашли много новых друзей. В лагере была создана благоприятная эмоциональная атмосфера. Наши педагоги постарались организовать интересный, полноценный, незабываемый отдых детей.
Заместитель директора Л.И. Тарасова
источник
Дипломная работа: Особенности организации деятельности детей и подростков в детских оздоровительных лагерях (на примере Центра социального обслуживания населения и Дома детского творчества)
Название: Особенности организации деятельности детей и подростков в детских оздоровительных лагерях (на примере Центра социального обслуживания населения и Дома детского творчества) Раздел: Рефераты по социологии Тип: дипломная работа Добавлен 23:58:18 28 октября 2010 Похожие работы Просмотров: 29285 Комментариев: 16 Оценило: 5 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | |
директор ДДТ | |
старший воспитатель | методист ДДТ |
воспитатели на отрядах | педагоги дополнительного образования ДДТ |
вожатые на отрядах | из числа привлеченных работников |
руководители творческих мастерских | педагоги дополнительного образования |
Для определения уровня реализации культурно-досуговой программы в течение лагерной смены с детьми проведено анкетирование.
Анализ анкеты «Ожидание детей от пребывания в лагере» [приложение № 12], которая была проведена в начале смены, показал, что большинство детей приходят в лагерь, чтобы найти новых друзей, интересно провести время.
Большинство детей активно участвуют в мероприятиях лагеря, предпочитая праздники и экскурсии. При лагере действуют различные кружки, творческие мастерские, наиболее популярными из которых являются кружок бисероплетения, вязания крючком, туристический кружок. Что говорит о том, что основная функция лагеря это отдых детей, создание условий для общения и взаимодействия детей в каникулярное время.
Таковы данные анкетирования детей, проведенного в начале смены. Для сопоставления в конце смены также было проведено анкетирование «Подведение итогов работы смены» [приложение № 13], которое показало, что ожидания большинства детей от пребывания в лагере полностью оправдались.
Из всех мероприятий, проведенных в рамках программы «Город мастеров, приоритеты были расставлены детьми следующим образом: наивысшую оценку получили экскурсии — 64%, кружки – 54%, конкурсы – 46%, праздники – 44% и спортивные мероприятия – 36% [приложение № 14].
Большинство мероприятий, проводимых с детьми, получили высокие оценки [приложение № 15]:
Данные показатели, говорят о том, что большинство мероприятий, проводимых работниками лагеря, интересны детям.
Также нами было проведено анкетирование работников лагеря на базе дома детского творчества с целью определения отношения к работе [приложение № 16]. Анализ показал, что почти все работники (87%) имеют большой опыт работы с детьми, довольны выбранной профессией 64%, материально-техническое оснащение лагеря устраивает большинство работников 78%, учитывают в своей работе особенности детей 82%, по мнению 48 % лагерь на баз дома детского творчества отличается от лагеря на базе центра социального обслуживания населения тем, что дети пребывают в лагере на платной основе и проводятся занятия педагогической направленности, остальные затрудняются выделить отличительные особенности. Все работники применяют такие формы как: конкурсы, игры, занятия в творческих мастерских, экскурсии, викторины, выставки детских работ, концертно-развлекательные программы.
Анализируя программу «В городе наших мастеров» можем сделать следующий вывод: программа имеет педагогическую направленность, т.е. включает в себя нравственно-эстетическое и трудовое воспитание и обучение, спортивную и творческую деятельность. От ребят были получены положительные отзывы о проведенной смене. В ходе смены дети принимали участие в экскурсиях, различных конкурсах, мероприятиях, праздничных концертах, играх.
Для сравнения мы разработали программу социальной профилактики детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря [приложение № 11]. Данная программа была реализована в лагере «Сказка» в период летней смены с 02.07.2007 г. по 25.07.2007 г.
Так как деятельность лагеря направлена на оказание помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, то соответственно категории детей посещающих лагерь чаще всего из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Дети второй смены из следующих категорий семей:
Эти данные говорят о том, что в семьях детей неблагополучное социальное положение. Чаще всего в одной семье кроме низкого достатка наблюдается алкоголизм родителей, либо это одинокая мать, зачастую безработная. Семьи с низким материальным достатком посещают лагерь бесплатно. Несомненно, это большая помощь таким семьям, ведь помимо интересного, активного отдыха для детей организовано полноценное трехразовое питание.
Квалификация и опыт сотрудников имеют важное значение для успешной деятельности лагеря. Чтобы выявить отношение специалистов к своей профессии мы составили и провели анкету [приложение № 17]. Выборка маленькая, т.к. всего работников ДОЛ 5 чел.
Анализ анкетирования показал, что 60% имеют большой опыт работы с детьми (в прошлом педагоги), довольны выбранной профессией 80%, материально-техническое оснащение лагеря устраивает 60%, учитывают в своей работе особенности детей 100%, по мнению 80 % лагерь на базе ЦСОН отличается от лагеря на базе ДДТ тем, что дети комплекс мероприятий, направленный на реабилитацию детей, профилактику отклоняющегося поведения, с детьми проводится индивидуальная работа, как психолога, так и других специалистов; детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию оказывается поддержка; виды услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-экономические и др.); дети пребывают в лагере почти все на бесплатной основе и в своей работе применяют различные формы и методы социальной работы, виды терапии, такие например как трудотерапия, сказкотерапия, туротерапия, музыкотерапия и др.
В детском оздоровительном лагере при центре социального обслуживания населения с детьми и подростками работает следующий кадровый состав из числа работников отделения дневного пребывания детей и подростков:
начальник лагеря | заведующий отделением |
старший воспитатель | специалист по социальной работе |
вожатые | социальные педагоги |
психолог | Психолог |
медсестра | Медсестра |
Специалистов отличает высокий уровень профессионализма и конечно любовь к детям.
Для реализации программы в первый день смены мы провели анкетирование «Ожидание детей от пребывания в лагере» [приложение № 18], которое показало: в ожидании детей можно проследить желание провести время с пользой для себя: на первом месте стремление интересно провести время (63%), затем – найти новых друзей (36%) и показать свои способности или как-то занять свободное время (1%).
Изъявили желание заниматься в кружках 40% детей. Интерес в организации досуга для детей представляли следующие мероприятия: интересовали конкурсы, ждали праздников, хотели бы побывать на экскурсиях, проведение спортивных мероприятий.
Для сопоставления в конце смены также мы провели анкетирование «Подведение итогов работы смены», которое показало, что ожидания детей оправдались у 96% детей и только у 4% ожидания оправдались частично.
Дети из неблагополучных семей требуют к себе особого внимания и часто индивидуальной работы, поэтому каждый из специалистов имеет и психолого-педагогические знания. Особенно такие знания необходимы при работе с детьми, имеющими склонность к девиантному поведению. С детьми была проведена диагностика склонности к отклоняющемуся поведению [приложение № 19]. Результаты следующие:
Именно категорией детей обусловлена работа лагеря по программе социальной профилактики детей и подростков. В программе помимо традиционных спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности большое внимание уделяется психолого-педагогической коррекции, социально-педагогической профилактике отклоняющегося поведения.
Специалистами используются различные формы и методы работы с детьми: это и спортивные игры, викторины, конкурсы, коллективно-творческие дела, экскурсии, походы. Но, также, учитывая специфику детей для реализации социально-профилактического блока, используются различные виды терапии (музыкотерапия, изотерапия, трудотерапия, сказкотерапия и т.д.), также одной из форм работы являются социально-педагогические тренинги, которые направлены на сплочение коллектива, создание доброжелательного микроклимата в лагере. Положительно влияют на восстановление личности детей физкультурно-оздоровительные мероприятия, пробуждающие активность, дух соперничества. В целях развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня организуются посещение библиотеки, поездки-экскурсии в музеи, к памятным местам.
Во время работы лагеря вожатые «отслеживали» настроение детей. Дети сравнивали свое внутреннее самочувствие с одним из предложенных цветов [приложение № 20].
На особом контроле мы держали детей из неблагополучных семей.
В начале смены большое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми. Ребята, которые знали друг друга, сразу же создавали маленькие группы, не желая вливаться в жизнь коллектива. Но к концу первой недели большая часть детского коллектива уже принимала активное участие в мероприятиях лагеря.
Примечательно, что наравне со спортивно-оздоровительным блоком популярностью у детей пользовались мероприятия социально-профилактической направленности. Чаще всего эти занятия выходили за рамки выбранной темы и отведенного времени. Очень заинтересовали ребят проблемы одиночества не только подростков, но и людей старшего поколения. Они сами рассказывали истории о своих друзьях и знакомых столкнувшихся с этой проблемой, предлагали пути решения.
Большой интерес вызвало занятие по теме «Защита против жестокого обращения». К сожалению после занятия дети подходили и делились своими личными примерами жестокого обращения.
Активно дети обсуждали тему «Мы и наркотики» и влияние вредных привычек на здоровье человека. Дети делились знаниями по данным темам, а некоторые даже подготовили целое выступление о вреде курения и алкоголизма. Очень часто ребят (особенно старшего возраста) интересовали вопросы выбора друзей, и даже кто такой преступник и в каких случаях человек может оказаться таким.
Во время работы лагеря мы выделили группу детей из пяти человек, которым было рекомендовано отделением по работе с семьей и детьми посетить ДОЛ «Сказка» при ЦСОН. Семьи этих детей уже длительное время находятся в социально — опасном положении и состоят на учете в этом отделении.
Три семьи: неполные, малообеспеченные, матерям из-за большой занятости на работе сложно уделять своим детям достаточно внимания. Дети часто живут у знакомых и родственников. Наблюдались случаи ухода из дома. Один из мальчиков был замечен в воровстве. Сами матери не злоупотребляют алкоголем, но и воспитанием детей не занимаются. Двое из них живут совместно с сожителем, которые зачастую выпивают и внимания ребенку не оказывают. Мальчики К., С., учатся в пятом классе, а девочка М. в седьмом классе.
Две семьи: полные, родители официально нигде не работают, на учете в Центре занятости не состоят.
В семье Ф. отец работает на пилораме, но большую часть заработанного пропивают вместе с женой. В доме постоянно пьяные посторонние люди, наблюдаются случаи жестокого обращения отца по отношению к дочери В. Девочка живет с бабушкой, которая часто болеет, поэтому ребенок вынужден ночевать у знакомых или родственников, часто не доедая. В. слабо учится в шестом классе.
В семье Ш. трое детей. Старший сын служит в армии, младший посещает детский сад и проживает у бабушки, а средний сын А. учиться в шестом классе. А. прогуливает уроки, не справляется с домашним заданием.
Родители ведут асоциальный образ жизни, воспитанием детей не занимаются. Мальчик часто бродяжничает, попрошайничает, состоит на учете в детской комнате милиции.
Для определения психологических особенностей и склонностей было проведено диагностирование: 1) «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» [приложение № 19], 2) тест «Я в круге» [приложение № 21], 3) рисуночный тест «Несуществующее животное» [приложение № 22].
В ходе диагностирования мы выявили:
Диагностика отклоняющегося поведения | Имеет склонность к саморазрушающему поведению. |
Тест «Я в круге» | Отметил себя на границе круга, т.е. практически не ассоциировал себя с отрядом, держался в стороне от всех детей. |
Тест «Несуществующее животное» | У мальчика заниженная самооценка, пессимизм, подавленность, наблюдается устойчивая тенденция к деятельности, ярко выражена вербальная агрессия. основанность, обдуманность действий при принятии решений, тщательно следит за своими рассуждениями, и в тоже время недовольство собой, сомнения по поводу собственных выводов и поведения. Ребенок ищет защиту у вышестоящих лиц, имеющих возможность наложить запреты ограничения. Ярко выражена тревожность. |
Диагностика отклоняющегося поведения | Имеет склонность к агрессии. И в действительности в начале смены девочка вела себя грубо по отношению, как к детям, так и к вожатым. |
Тест «Я в круге» | Ярко ассоциирует себя с детским коллективом, наблюдаются явные лидерские качества. С первых дней проявляла себя как хороший организатор и творческая личность. Но грубость и зачастую насильственные действия по отношению к младшим детям мешали ей проявить себя. |
Тест «Несуществующее животное» | У девочки адекватная самооценка, выражен эгоцентризм, рациональность мысли и действия. Ярко выражена агрессия и желание защититься, присутствует вербальная агрессия. Обоснованность, обдуманность при принятии решений. Характер линий говорит о скрытых страхах и тревожности. |
Диагностика отклоняющегося поведения | Не имеет склонности к девиантному поведению. |
Тест «Я в круге» | В круге отметил себя близко к границе, что говорит о том, что ребенок ассоциирует себя с коллективом, но полностью не принимает его правила. |
Тест «Несуществующее животное» | Самооценка адекватная, выражен эгоцентризм, ценность рационального начала. Имеет заинтересованность в информации о себе. Наблюдается вербальная агрессия, рациональность действий при принятии решений, опора на факты и значимую информацию, комфортность суждений и установок в принятии решений их стандартность, банальность. Присутствует уверенность, рефлексия действий по отношению к своему поведению, слабо выражены страхи и тревога. Готовность к самозащите от вышестоящих лиц, (родителей, педагогов) способных запретить что-либо, защита от насилия, осуждений. Наблюдается тенденция к скрытности, замкнутости. Ребенок хоть и принимал участие в мероприятиях коллектива, но старался играть в стороне от остальных детей. |
Диагностика отклоняющегося поведения | Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. |
Тест «Я в круге» | Отнесла себя за границу круга, что говорит о том, что девочка совершенно не может находиться в детском коллективе. И на самом деле сторонилась детей, уходила подальше, часто разговаривала сама с собой и пела. |
Тест «Несуществующее животное» | Показал, что у В. завышенная самооценка, ярко выражен эгоцентризм, девочка заинтересована в информации о себе, ярко выражены страхи, обоснованность действий при принятии решений, слабый контроль за своими рассуждениями, недовольство собой, сомнения по поводу собственных выводов и поведения. Ярко выражена тревожность. Чтобы утвердиться, девочка прыгала с высоты, перебегала дорогу, не реагировала на замечания. |
Диагностика отклоняющегося поведения | Имеет склонность к аддиктивному поведению (потреблению алкоголя). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тест «Я в круге» | Мальчик поставил себя на границе отряда, т.е. практически не ассоциирует себя с детским коллективом. Ребенок нервный, не сразу реагирует на обратившегося к нему человека, иногда бывает груб, но чаще просто уходит, не желая разговаривать с кем-либо. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тест «Несуществующее животное» |
I | в центре круга | 10% детей |
близко к границе | 72% детей | |
на границе | 8% детей | |
за кругом | 4% детей. | |
II | в центре круга | 34% детей |
близко к границе | 50% детей | |
на границе | 12% детей | |
за кругом | 4% детей. | |
III | в центре круга | 48% детей |
близко к границе | 40% детей | |
на границе | 12% детей | |
за кругом | — |
Конечно, за одну смену результат социально-профилактической программы наблюдать невозможно. Но мероприятия в данном направлении проводятся регулярно как вовремя лагерных смен, так и во время работы групп дневного пребывания детей и подростков, специалисты не теряют связь с детьми после окончания лагеря. Работа лагеря является частью одного из основных направлений работы с семьей и детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию: реабилитация, социально-педагогическая коррекция поведения, социализация детей из семей группы социального риска.
Подводя итоги работы этой смены можно с уверенностью говорить о том, что программы ДОЛ социально-профилактической направленности имеют большое значение в становлении и развитии социально здоровой личности.
Таким образом, мы определили следующие особенности работы детского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения:
-следует отметить, что основная цель деятельности ДОЛ – социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация;
-специфика лагеря проявляется в категориях детей, приходящих в лагерь. Это дети из малообеспеченных, неполных, многодетных и других социально уязвимых категорий семей;
-в лагере на базе ЦСОН работают не только вожатые и воспитатели, но и социальные педагоги, психологи, медработники, специалисты по социальной работе и работе с семьей и детьми;
-лагерь осуществляет свою деятельность в соответствии с программой, которая разрабатываются с учетом категорий семей, акцент делается на социально-профилактическое направление;
-работа детского оздоровительного лагеря при ЦСОН является частью работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении.
2.3 Сравнительная характеристика воспитательно-оздоровительного процесса детей на базе дома детского творчества и на базе центра социального обслуживания населения
Говоря о воспитательно-оздоровительном процессе в детском оздоровительном лагере, мы в первую очередь имеем ввиду оздоровление и отдых детей во время каникул. Естественно, лагерь играет большую роль в летней жизни ребенка: это и отдых, новые знакомства, новые люди, новая обстановка. Важно отметить, что, приходя в лагерь, ребенок рассчитывает в первую очередь отдохнуть. Именно в этом заключается главная функция любого лагеря. Основное отличие лагеря при доме детского творчества от лагеря при центре социального обслуживания населения в первую очередь направления работы. Если главной задачей лагеря при ДДТ является организация досуга ребенка, то задачей лагеря при ЦСОН является профилактика отклоняющегося поведения ребенка, социальная защита и поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Так же можно выделить несколько основных особенностей, которые отличают один лагерь от другого:
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков на базе центра социального обслуживания населения | Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков на базе дома детского творчества |
различия | |
социальная направленность: социальная профилактика, коррекция поведения, реабилитация, оказание помощи в адаптации | педагогическая направленность, включает в себя нравственно-эстетическое и трудовое воспитание и обучение, спортивную и творческую деятельность |
условия оплаты в зависимости от категории детей: полная, частичная, бесплатно | дети пребывают в лагере на платной основе |
дети 6-15 лет из группы риска | 7-14 лет из благополучных семей |
для более эффективной организации смен детского оздоровительного лагеря возрастной состав группы подбирается примерно одинаковый. В одну смену один отряд, который состоит из 25 человек. | в одну смену несколько отрядов (может быть 50-75 человек), в которых детей распределяют по возрастным группам |
особенности подготовки специалистов: социально-профилактические и реабилитационные методы и формы | особенности подготовки специалистов: педагогические, развитие творческих способностей |
кадровый состав: в состав лагеря при ЦСОН входят специалисты Центра – социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог | кадровый состав: работники с педагогическим образованием, педагоги дополнительного образования |
смена лагеря может проходить как часть целой системы работы с неблагополучными семьями и семьями группы риска | смена лагеря проходит как отдельный процесс работы с детьми |
категории детей посещающих лагерь – это в основном дети из семей группы риска | дети различных категорий, чаще всего из благополучных семей |
одним из наиболее важных направлений является профилактика и коррекция отклоняющего поведения, формирование навыков здорового образа жизни, формирование у ребенка устойчивой самооценки, социальная реабилитация | главной целью является отдых, разнообразная досуговая деятельность, воспитание чувства патриотизма, эстетической культуры ребенка |
Сходство | |
в основе работы лагерей лежит одна цель – оздоровление и отдых детей | |
в лагерях организовано питание детей | |
в основном используются одни формы проведения досуговых мероприятий: игры, конкурсы, экскурсии, праздники, эстафеты, детские дискотеки |
Таким образом, можно сказать, что основным отличием детского оздоровительного лагеря при центре социального обслуживания населения и лагеря при доме детского творчества – это социальная направленность деятельности лагеря при ЦСОН. Ведь в основе работы обоих лагерей лежат одинаковые принципы, и главным является создать благоприятные условия для отдыха детей. Существенным отличием является также то, что при работе лагеря при ЦСОН специалисты взаимодействуют с другими структурными подразделениями, главным образом, с отделением по работе с семьей и детьми, отделением срочного социального обслуживания. Поэтому работа лагеря в данном случае может выступать как часть целого комплекса мер, направленных на социальную профилактику, коррекцию и реабилитацию. Немаловажно так же то, что работу можно проводить не только с ребенком, но и с семьей в целом. Поэтому такое воздействие является наиболее полным.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Поэтому лето для них – это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в лично значимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий.
В связи с изменениями социально-экономических условий жизни возросла проблема беспризорности детей и подростков. Многие семьи не только не выполняют свои функции, но и стали фактором, деформирующем социальное и индивидуальное развитие детей. Пренебрежение интересами и потребностями детей они создают реальную угрозу их психофизическому здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию. Предоставленные сами себе они отдают все время уличным компаниям, бесцельному время провождению, приобретают опыт правонарушений. И мы выяснили, что одним из приоритетных направлений деятельности центра социального обслуживания населения является организация оздоровительных кампаний в каникулярный период для детей и подростков группы социального риска. Они относятся к самым незащищенным слоям населения, т.к. деятельность всех обычных лагерей направлена на организацию оздоровительных кампаний, в основном охватывающих детей из благополучных семей.
Таким образом, исходя из проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки из семей социального риска, на базе ЦСОН создается детский лагерь, целью которого является укрепление их здоровья, организация активного отдыха, трудовой реабилитации, реализации программ, обеспечивающих социальную защиту детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, их нравственное воспитание, развитие разносторонних способностей и интересов в различных видах деятельности.
Следовательно, можно сказать, что такая эффективная форма работы, как детские оздоровительные лагеря на базе ЦСОН будут продолжать развиваться, это позволит соединять принципы оздоровления с методами социальной реабилитации и адаптации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В данной работе мы предприняли попытку показать специфику организации работы детского оздоровительного лагеря на базе ЦСОН.
Изучая материал по данной теме, мы отметили, что в литературе этот вопрос все же рассматривается не достаточно широко.
Поэтому мы провели исследование на базе дома детского творчества и центра социального обслуживания населения с.им. Бабушкина. Для проведения исследования нами были разработаны и реализованы две программы работы лагеря. Программа «В городе наших мастеров», целью которой являлась создание условий для разнообразного познавательного отдыха детей, которая была реализована на базе дома детского творчества. Программа социальной профилактики детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря была реализована на базе центра социального обслуживания населения.
Мы пришли к выводу, что цель нашей работы достигнута, нами выделены основные особенности детского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения в сравнении с лагерем при доме детского творчества. Гипотезу можно считать доказанной, если учитывать условия реализации программ. За короткий промежуток времени, т.е. за период одной лагерной смены 21 день не возможно выявить яркую динамику в поведении ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность детского оздоровительного лагеря в центре социального обслуживания населения и доме детского творчества имеют различия в организации воспитательно-оздоровительного процесса.
1.Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160 с.
2.Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005 – 160 с.
3.В помощь организатору детского оздоровительного лагеря/Под ред. М.Е. Сысоевой. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. – 120 с.
4.Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004 – 80 с.
5.Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педагогическое общество России, 202. – 238 с.
6.Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с.
7.Кипарис – 7. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.
8.Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. – М.: НИИ семьи, 1998. – 136 с.
9.Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников: Пособие для руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с. – (Библиотека вожатого).
10.Малафий Л.Н., Зимнухова А.В., Васенева Л.П. Организация деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков на базе учреждения социального обслуживания семьи и детей. Журнал «Беспризорник». № 3, — М.: 2007.
11.Машокова Г.В. Нормативно-методические материалы по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Вологда, 2006 – 47 с.
12.Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный Закон от 3 июля 1998 года//Народное образование. – 2006.- №3 – с.245-251.
13.Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 .
14.Организация летнего отдыха и занятости детей/ Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с. (Административное управление образованием).
15.Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с. (Серия «Правовая библиотека образования»).
16.Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений (Методические рекомендации)/Под ред. В.И.Бондаря. – М., 1997. – 149 с.
17.Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М., 2000. – 368 с.
18.Семейный кодекс РФ: Полный сборник кодексов РФ. ООО «Дом Славянской книги», 2006. – 864 с.
19.Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. Е.И. Холостовой – М.: Изд. Юрист, 2002 – 472 с.
20.Социальная работа: теория и практика: Уч. пособие/Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001.
21.Технологии социальной работы: Учебник/Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М., 2004. – 400 с. – (Высшее образование).
22.Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. И.Г.Зайнышева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. -240с.
23.Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. -438с.
24.Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье/Л.С.Алексеева, Е.В.Бурмистрова, Н.Н.Чупракова, Л.А.Косолапова. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. – 192 с.
25.Фришман И.Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции//Народное образование.-2003.-N3.-С.33-41
26.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. – (Педагогика. Управление).
27.Целищева Н.У семи нянек. дети под присмотром//Народное образование.-2003.-N3.-С.43-49.
28.Центр социальной помощи семье и детям. Организация работы с семьей в трудной жизненной ситуации/Центр социальной помощи семье и детям/Под редакцией Н.Н. Воронцовой. – Калининград, 2004. – 152 с.
29. Энциклопедия социальной работы. ВЗТ/ пер. с англ. — М., 1993-1994.
30.Юзафавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.
31.Янкова З.А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей: Метод. пособие в помощь организаторам лет. отдыха детей/З. А. Янкова, И. А. Чаброва; Науч.-исслед. ин-т семьи. — М.: НИИ семьи, 1998. — 124 с.
источник