Меню Рубрики

Анализ организации и проведение отдыха детей

Анализ организации летнего отдыха, оздоровления и занятости обучающихся МБОУ «Степановская сош» в 2017 году

Анализ организации летнего отдыха, оздоровления и занятости обучающихся

МБОУ «Степановская СОШ» в 2017 году

Организация летнего отдыха — один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Необходимая информация об организации летней оздоровительной смены в школе была доведена до родителей на родительских собраниях, через школьный сайт и информационный стенд.

Летом 2017 года в нашей школе летняя оздоровительная кампания была организована совместными усилиями администрации, родителей обучающихся, спортинструктора поселения, работников Дома культуры, поселковой библиотеки и старшеклассников.

С 30 мая по 23 июня с режимом работы с 8.30 до 14.30 для ребят работали лагеря дневного пребывания «Солнышко», «Территория чуда», «Чемпион». Интересная программа, веселые, добрые воспитатели и вожатые — все это было подготовлено для 21 дня радости и увлекательных мероприятий для ребят от 7 до 17 лет.

Лагерь дневного пребывания в нашей школе является частью социальной среды, пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной деятельности в свободное время. Организация отдыха и занятости детей в лагере находилась под постоянным контролем администрации школы и начальников лагерей дневного пребывания , ,

Для обеспечения безопасного и полноценного отдыха обучающихся в МБОУ «Степановская СОШ» была подготовлена необходимая нормативная и материальная база, подготовлены помещения для отрядов и занятий спортом. Лагеря дневного пребывания укомплектованы необходимыми кадрами, которые своевременно прошли медицинский осмотр.

Содержание работы в лагерях дневного пребывания определили программы «Путешествие вокруг света за 21 день», «Смена юных мастеров», «Юные друзья пожарных и спасателей», в тематическом планировании которой нашли место различные по форме и способу организации мероприятия.

Особенность планирования в лагерях – это наличие «изюминки» на каждый день. Каждый день – новая тема: «День знакомств», Страна «Детство», «День сказки», «День взаимопонимания» и многие другие. В рамках тематических дней прошли профилактические мероприятия, подвижные игры, патриотические конкурсы и выставки, развлекательные конкурсы.

Особое внимание уделялось совместному сотрудничеству вожатых, в роли которых были обучающиеся 7-10-х классов, и младших школьников. Ребята, являясь активными членами вожатского отряда «ЗМЕИ» и Совета старшеклассников, своим энтузиазмом и активностью, а также личным примером способствовали развитию у младших школьников самостоятельности, желания проявлять инициативу, повышая тем самым культуру общения и взаимоотношений.

Были оформлены уголки отрядов, уголки здоровья, стенды по правилам дорожного движения и пожарной безопасности. Выполнены планы мероприятий по ППБ и ПДД.

В рамках реализации программы были организованы ежедневные утренние зарядки, спортивные конкурсы, игры и эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе. Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводились на спортивной площадке с использованием спортивного инвентаря — мячей, скакалок, обручей.

Ребята хорошо отдохнули, получили заряд бодрости, расширили свой кругозор, укрепили и сохранили своё физическое здоровье, а также нашли друзей.

Анализ деятельности лагерей дневного пребывания детей показал, что выполнены все поставленные задачи, охват обучающихся от запланированного – 100%, смена в лагерях прошла без травм и происшествий.

Достигнута главная цель – сотрудниками лагеря в целом были созданы условия для раскрытия творческих способностей обучающихся и укрепления здоровья детей через комплекс оздоровительных мероприятий и организацию спортивной и досуговой деятельности.

По окончании смен среди обучающихся, посещающих лагеря дневного пребывания, было проведено анкетирование, которое показало, что 92 % детей оценивают свое пребывание в лагере дневного пребывания как полезное и интересное.

Общая численность детей, отдохнувших в пришкольных лагерях, составила 112 человек/ 49% от общего количества обучающихся школы, в прошлом году — 105 человек/ 48% соответственно.

Информация об обучающихся, отдохнувших в лагерях дневного пребывания на базе МБОУ «Степановская СОШ» в июне 2017 г.

Количество детей из семей работающих граждан

(если хотя бы один родитель работает)

Из общей численности детей:

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети с ограниченными возможностями здоровья (имеющие недостатки в физическом или психическом развитии)

источник

Схема анализа физкультурного досуга

Подготовительная работа (детей, воспитателя):

Содержание анализа физкультурного досуга

1. Варианты проведения физкультурного досуга:

использование знакомых подвижных игр и игровых упражнений;

использование элементов одной из спортивных игр;

использование одного из спортивных упражнений или основных движений (лыжный досуг, досуг в плавательном бассейне, с метанием, на велосипедах и т.д.);

спортивно-музыкальный (дети соревнуются в качественном выпол­нении движений под музыку) досуг.

2. Участие детей в выполнении заданий (фронтальные формы органи­зации, подгруппами, индивидуальные).

3. Разнообразие предложенных двигательных заданий (с бегом, с прыжками и т.п.).

4. Оценка деятельности детей, учет их индивидуальных особенностей.

5. Участие воспитателя в проведении досуга:

помогает тем, кто не может организовать свои действия;

подводит итог с учетом особенностей команды или группы и т.д.

6. Атрибутика досуга, его эстетическая, практическая и воспитатель­ная ценность.

7. Использование музыкального сопровождения.

8. Регулирование физической нагрузки в процессе проведения досуга.

9. Длительность физкультурного досуга.

10.Эмоциональная нагрузка в процессе проведения досуга.

11.Задачи физкультурного досуга и их реализация воспитателем.

НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ

Дата: «____» _____________ 2017 г.

Возрастная группа ______________________________________________________

Количество детей _______________________________________________________

ПРИЁМ ДЕТЕЙ

1. Где проводится прием — в помещении, на участке? _________________________

2. Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание? ______

3. Как воспитатель распределяет внимание на всех детей? ______________________

4. Чем дети заняты утром? Предлагает ли воспитатель какие-либо виды деятельности детям, или дети предоставлены сами себе? ___________________________________

5. Какие методы и приёмы используются для организации детей на утреннюю гимнастику? ____________________________________________________________

6. Как организует переход к умыванию? ____________________________________

7. Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку? ______

1. Как происходит умывание детей? Дети заходят умываться все вместе или поочередно?

2. Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, организованно и правильно? ______

3. Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы? ______

4. Какие методы и приёмы используются при умывании?_______________________

1. Время начала приема пищи в соответствии с режимом _______________________

2. Сервировка стола _____________________________________________________

3. Приемы воспитания культуры еды _______________________________________

4. Сколько длится завтрак, обед, полдник? ___________________________________

1. Продолжительность, соответствие режиму, организация перерыва _____________

2. Какие приемы организации отдыха использованы? Успевают ли дети отдохнуть? (Да, нет, почему)

СБОР НА ПРОГУЛКУ

1. Создание условий для одевания

2. Методы и приёмы, используемые при одевании _____________________________

3. Навыки детей в одевании, соответствие их возрасту _________________________

4. Воспитывается ли у детей чувство взаимопомощи, бережное отношение к одежде? Как? ______

1. Продолжительность прогулки, соответствие программе ______________________

2. Осуществление контроля за внешним видом детей ___________________________

ОРГАНИЗАЦИЯ СНА

1. Как организован переход от бодрствования ко сну? _________________________

2. Как дети складывают вещи? Прививает ли воспитатель аккуратность, бережное отношение к одежде при подготовке детей ко сну? ____________________________

3. Гигиеническая подготовка спальни ко сну _________________________________

4. Методы и приёмы, используемые при подготовке ко сну _____________________

НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ

Дата: «____» _____________ 2017 г.

Возрастная группа ______________________________________________________

Количество детей _______________________________________________________

1. Как организован переход от сна к бодрствованию? _ ______________________________

2. Как дети одеваются? Прививает ли воспитатель аккуратность, бережное отношение к одежде при одевании? ___________________________________________________

3. Методы и приёмы, используемые при одевании ___________________________________________________________

1. Как происходит умывание детей? Дети заходят умываться все вместе или поочередно? ___________________________________________________

2. Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, организованно и правильно? ______

3. Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы? ______________________________________________________________________ _____________—————______________________

4. Какие методы и приёмы используются при умывании?_______________________________________________

1. Время начала приема пищи в соответствии с режимом ____________________________________________________

3. Приемы воспитания культуры еды ___________________________________________________________

4. Сколько длится полдник, ужин? ___________________________________________________

СБОР НА ПРОГУЛКУ

1. Создание условий для одевания ________________________________________________________

2. Методы и приёмы, используемые при одевании _________________________

3. Навыки детей в одевании, соответствие их возрасту ___________________________________________________

4. Воспитывается ли у детей чувство взаимопомощи, бережное отношение к одежде? Как?_______________________________________________________

1. Продолжительность прогулки, соответствие программе ______________________

2. Осуществление контроля за внешним видом детей ___________________________

НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

Дата: «____» _____________ 2017 г.

1. Количество детей, возраст, группа ________________________________

2. Гигиенические условия для проведения утренней гимнастики: одежда, обувь детей, проветривание помещения, влажная уборка, одежда воспитателя _________

3. Длительность утренней гимнастики, ее соответствие возрасту детей _____

4. Сколько упражнений включено в разные части занятия, соответствует ли это возрасту детей?__________________________________________________________

5. Какие приемы использовал воспитатель? Соответствуют ли приемы обучения упражнениям возрасту детей и почему? Достаточно ли кратки и четки объяснения воспитателя, указания, распоряжения? Как вы оцениваете показ физических упражнений, в чем их особенность? ____________________________________________

6. Использовались ли пособия? Как производилась раздача и сбор пособий? Для чего использованы пособия на УГ? _____________________________________

7. Насколько качественно дети выполняли упражнения, как этого добивался воспитатель? С помощью каких приемов воспитатель реагировала на ошибки детей? Исправляла их?

8. Соответствует ли темп утренней гимнастики возрасту детей? __________

9. Какие дыхательные упражнения использованы в заключительной части?

10. В чем выразилось внимание воспитателя на формирование правильной осанки и стопы?

НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Дата: «____» _____________ 2017 г.

1.Количество детей, возраст, группа ________________________________

2.Гигиенические условия, время проведения гигиенической гимнастики после сна, ее продолжительность ______________________________________________

3.Организация детей_________________________________ ____________

4.Подбор упражнений для гигиенической гимнастики после сна: их количество, последовательность, повторность, темп выполнения __________

5.Контроль за качеством движений во время выполнения упражнений детьми ________________________________________________________________

6.Индивидуальный подход к детям _________________________________

1. Эмоциональный микроклимат ___________________________________

2. Воспитательные моменты при проведении гигиенической гимнастики после сна

3. Закаливающие мероприятия, их оздоровительная направленность ______

НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ

Дата: «____» _____________ 2017 г.

Количество детей, возраст, группа__________________________________

Название игры __________________________________________________

Длительность игры ______________________________________________

Цель игры ______________________________________________________

Методы и приемы________________________________________________

Содержание анализа подвижной игры

1.Подготовка воспитателя к игре, атрибуты, место_____________________

2.Сбор детей на игру, создание интереса к игре________________________

3.Подготовленность детей к игре____________________________________

4.Объяснение правил игры, соблюдение детьми правил игры ____________

5.Как осуществлялось распределение ролей___________________________

6.Руководство воспитателем игрой__________________________________

7.Воспитательные моменты ______________________

8.Окончание игры, подведение итога __________________________________ _______________________________________________________________

9.Деятельность детей в игре: качество выполнения движений, выполнение правил, взаимоотношения детей в игре______________________________________

10.Затруднения, возникшие при проведении игры, их причины, пути устранения

11.Выводы и предложения обучающихся

НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОСУГА

Дата: «____» _____________ 2017 г.

Подготовительная работа (детей, воспитателя)

Содержание анализа физкультурного досуга

1. Варианты проведения физкультурного досуга (отметить необходимое):

— использование знакомых подвижных игр и игровых упражнений;

— использование элементов одной из спортивных игр;

— использование одного из спортивных упражнений или основных движений (лыжный досуг, досуг в плавательном бассейне, с метанием, на велосипедах и т.д.);

— спортивно-музыкальный (дети соревнуются в качественном выпол­нении движений под музыку) досуг.

2. Участие детей в выполнении заданий (фронтальные формы органи­зации, подгруппами, индивидуальные) ________________________________________________

3. Разнообразие предложенных двигательных заданий (с бегом, с прыж­ками и т.п.) _____________________________________________________________________

4. Оценка деятельности детей, учет их индивидуальных особенностей _____

5. Участие воспитателя в проведении досуга (отметить необходимое):

— помогает тем, кто не может организовать свои действия;

— подводит итог с учетом особенностей команды или группы и т.д.

6. Атрибутика досуга, его эстетическая, практическая и воспитатель­ная ценность ________________________________________________________________________

7. Использование музыкального сопровождения ______________________

8. Регулирование физической нагрузки в процессе проведения досуга _____

9. Длительность физкультурного досуга _____________________________

10. Эмоциональная нагрузка в процессе проведения досуга _____________

11. Задачи физкультурного досуга и их реализация воспитателем_______________________________________________________________

НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ

Дата: «____» _____________ 2017 г.

1. Соответствие программного материала возрасту детей. Сочетание оздоровительных, образовательных, воспитательных задач _____________________________

2. Используемое оборудование, целесообразность его размещения в зале или наплощадке________________________________________________________

3. Анализ вводно-подготовительной части занятия:

— построение детей для приветствия (приемы, используемые для этого) ___

Читайте также:  Презентация анализ отцы и дети

— виды строевых упражнений (построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты)

— использование основных движений, знакомых детям, с целью разминки (ходьба, ее разновидности; бег, его разновидности; чередование бега с ходьбой; прыжки, упражнения для восстановления дыхания и др.) ______________________

— наличие упражнений на внимание_________________________________

— способы раздачи пособий (если используются при выполнении ОРУ) ___

— перестроение для выполнения ОРУ (техника) _______________________

— выполнение ОРУ: соответствие количества упражнений возрасту детей, разнообразие исходных положений, последовательность распределения нагрузки на все группы мышц, подбор упражнений (соблюдение принципа «сверху-вниз»), приемы, используемые при показе ОРУ, а также при их выполнении; контроль за дыханием, роль воспитателя

— длительность вводно-подготовительной части _______________________

— способы организации детей для выполнения основных видов движений (ОВД), их целесообразность. Количество ОВД. Показ движений. Страховка. Рациональность расстановки оборудования ________________________________________

— подбор подвижной игры, ее соответствие изученным на занятии основным движениям, степень подвижности. Объяснение правил игры, интерес детей к игре____________________________________

— длительность основной части ____________________________________

5.Анализ заключительной части:

— как осуществлен переход от подвижной игры к спокойному состоянию? Использовалась ли спокойная ходьба, игра малой подвижности, упражнения для восстановления дыхания, какие? _________________________________________________________

— как воспитатель провел итог занятия ______________________________

— длительность занятия, соответствие гигиеническим требованиям _______

Критерии оценивания

За каждый анализ (письменный), обучающийся может получить до 5-ти баллов с учетом следующих критериев:

5 баллов — обладает данной компетенцией, которая постоянно проявляется в деятельности обучающегося;

4 балла — обладает данной компетенцией, но не в достаточной степени, проявление её на практике не устойчивое;

3 балла — компетенция проявляется слабо, возникают проблемы;

2 балла — компетенцией не обладает.

Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 3470 | Нарушение авторских прав

источник

Сафиуллина Динара Рафаэловна
Анализ организации летнего оздоровительного периода

Анализ организации летне- оздоровительного периода

Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. План летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении предусматривал организацию методической, профилактической, оздоровительной, воспитательно-образовательной работы, смотры-конкурсы и работу с родителями. Летним оздоровлением было охвачено 120 дошкольников, что составляет 100 % от общего количества воспитанников.

Организация работы с дошкольниками в летний оздоровительный период 2014 года была направлена на решение следующих задач:

создание комфортных условий для физического, психического, умственного, художественно-эстетического развития каждого ребенка;

организация здоровьесберегающего режима, предупреждение заболе-ваемости и травматизма;

обеспечение воспитательно-образовательного процесса соответствующим материалом и оборудованием.

Приоритетные направлениями работы на летний период :

физкультурно- оздоровительная работа;

-культурно- досуговая деятельность.

С целью эффективного использования организационно-правовых и нормативно-методических документов в ДОУ была сформирована папка по организации ЛОП, включающая сведения о нормативных документах, методи- ческой литературе, рекомендациях и разработках по вопросам летнего отдыха детей.

Работа проводилась в два этапа. Во время подготовительного этапа работ-никами дошкольного учреждения были изучены нормативные правовые доку-менты об охране жизни и здоровья детей, по соблюдению санэпидемрежима, по профилактике кишечных инфекций, по организации питания и выполнения питьевого режима.

На основном этапе работа по оздоровлению проводилась по следующим направлениям: организация двигательного режима, организация летнего оздоровления, лечебно-профилактическая и физкультурно-оздоровительная работа, система закаливания, работа с родителями.

Лечебно-профилактическая работа в летний период строилась на основе анализа здоровья дошкольников. Для более эффективного оздоровления детей распорядок дня на летний период был составлен с учётом максимального пребывания детей на свежем воздухе, увеличением продолжительности дневного сна. С целью профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста воспитателями групп проводилась корригирующая гимнастика.

Организация образовательного процесса проводилась в соответствии с нормативными требованиями. Режим дня дошкольников включал не только за-нятия, но и музыкальные праздники, физкультурные досуги, зрелищные меро-приятия, а также беседы по правилам безопасности.

В летний период проводились праздники и развлечения «День защиты детей», «Наша Родина — Россия», «Красный, жёлтый, зелёный», «Королевство волшебных мячей», «Мой веселый, звонкий мяч», «День Нептуна», «День Фантика-Бантика», «Светофор и все, все, все», «Овощи на грядке», «Лес чудес», «До свидания, лето», «День знаний» и т. д.

Правильная организация физкультурно- оздоровительной работы имеет большое значение для укрепления здоровья детей. На протяжении летнего пе-риода утренняя гимнастика и многие физкультурные занятия проводились на свежем воздухе.

Заведующая и старшая медсестра осуществляли строгий контроль за выполнением натуральных норм питания. В рацион постоянно включены свежие овощи, фрукты, соки.

При организации оздоровительной работы с дошкольниками важным связующим звеном является организация работы с родителями. В дошкольном учреждении были подготовлены памятки и рекомендации по организации летнего оздоровления в домашних условиях.

Для родителей были подготовлены консультации:

«Как правильно одевать ребёнка в летний период»;

«Оказание первой помощи детям в летний период»;

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников».

Для реализации профилактических мероприятий, с педагогами проведены инструктажи по организации жизни и здоровья детей, собеседование по органи-зации закаливающих процедур. Медицинской сестрой были оформлены стен-ды: «Оказание первой помощи детям в летний период», «Здоровый образ жизни».

Строгое соблюдение педагогами инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников, соблюдение оптимальной двигательной активности подтверж-дает факт отсутствия случаев травматизма воспитанников в летний оздорови-тельный период.

Согласно требованиям к организации питания воспитанников и дошкольного учреждения в оздоровительный период меню разрабатывалось с учетом летнего 10 – дневного меню.

Летом природа предоставляет богатые возможности для развития познавательных способностей дошкольников. Дети соприкасаются с природой, познают мир, получают яркие впечатления. Учитывая это, педагоги ДОУ организуют и проводят работу с детьми, создавая комфортные и педагогически целесообразные условия пребывания дошкольников на свежем воздухе. Деятельность ребенка на улице дает возможность свободного выбора деятельности, чередования их видов: игры, экскурсии, развлекательно- досуговая деятельность.

Таким образом, анализ летней оздоровительной работы показал, что:

необходимо пополнить предметно-развивающую среду прогулочных участков;

необходимо максимально использовать возможности психолого — педагогической службы в ЛОП;

медсестре усилить контроль за качеством приготовления пищи и за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований в летний период;

старшему воспитателю усилить контроль за соблюдением режима дня в группах;

подготовить для летнего оздоровления детей сборник методических разработок «Лето-2014».

Отчет о летней оздоровительной работе (01.06.2014 г. -15.08.2014 г.) Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться.

Организация летней оздоровительной работы в ДОУ Организация летне-оздоровительной работы группы «Малыши» детского сада №67 «Буратино» Задачи летне-оздоровительной работы Охрана и укрепление.

источник

Организация детского отдыха и его правовые основы. Рекреационные ресурсы Черноморского побережья Краснодарского края, используемые для оздоровления, тенденции развития детского туризма и отдыха в РФ. Эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кубанский социально-экономический институт

Факультет сервиса и туризма

Кафедра сервиса и туризма

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Специальность 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОТДЫХА (НА ПРИМЕРЕ ООО ПЦ «КАНИКУЛЫ»)

Работа 75 с., 12 табл. 1 рис., 40 источников, 7 прил.

ДЕТСКИЙ ОТДЫХ, ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ, ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА, ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА, ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ.

Цель данной дипломной работы: анализ современного состояния и проблем развития детского туризма и организации детского отдыха в России и в Краснодарском крае.

Объект исследования: процесс организации детского туризма и отдыха в России и в Краснодарском крае.

Предмет исследования: формы и методы организации детского отдыха и проведения образовательной, культурно-массовой, туристско-экскурсионной, физкультурно-оздоровительной и досуговой работы с детьми в ООО ПЦ «Каникулы», г.Краснодар.

В дипломном исследовании рассмотрены правовые основы, современное состояние, проблемы и перспективы развития детского отдыха и туризма в России и в Краснодарском крае. Проанализирована деятельность ООО ПЦ «Каникулы» по организации детского отдыха и туризма.

По результатам исследования разработаны рекомендации по совершенствованию организации детского отдыха и туризма в ООО ПЦ «Каникулы» и улучшению его деятельности в целом.

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ТУРИЗМА В РОССИИ И КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

1.1 Классификация видов детского отдыха и туризма и организаций, развивающих детский туризм

1.2 Организация детского отдыха и его правовые основы

1.3 Состояние санаторно-курортного комплекса и проблемы обеспечения санаторным лечением граждан России и их детей

1.4 Рекреационные ресурсы Черноморского побережья Краснодарского края, используемые для оздоровления детей, и тенденции развития детского туризма и отдыха в Российской Федерации

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ПЦ «КАНИКУЛЫ» ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ТУРИЗМА

2.1 Общая характеристика ООО ПЦ «Каникулы»

2.2 Анализ организации спортивно-оздоровительной работы с детьми в ООО ПЦ «Каникулы»

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ТУРИЗМА В ООО ПЦ «КАНИКУЛЫ»

3.1 Объекты и методика исследования

3.2 Анализ результатов исследования эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми в ООО ПЦ «Каникулы»

3.3 Предложения по совершенствованию организации детского отдыха в ООО ПЦ «Каникулы»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Дети — это будущее нации, а здоровые дети — здоровая нация. Эта аксиома не требует доказательств. В связи с этим оздоровление и рекреация детей являются одними из основных задач современного общества. Каждый родитель хочет, чтобы летние каникулы его ребенка были увлекательными и интересными. Кроме того, вполне обосновано желание взрослых, чтобы дети во время летних каникул не только хорошо отдохнули, но имели возможность поправить свое здоровье, снять стрессы и психологическое напряжение, полученное ими в период учебного года. В решении этих проблем большую роль играет рекреационная деятельность детских оздоровительных учреждений, так как именно здесь ребенок может получить полноценную необходимую ему помощь, основанную на использовании рекреационных ресурсов.

В этом отношении бесспорно значение детского рекреационного комплекса Черноморского побережья Краснодарского края, поскольку на территории этого курортного района находится огромное количество различных рекреационных ресурсов преимущественно природного и климатического характера. Климатические условия и природные ресурсы в совокупности с правильно организованной работой детских оздоровительных учреждений способствуют физическому и психологическому восстановлению детей.

Однако на сегодняшний день рынок детского рекреационного туризма и отдыха в России сталкивается со множеством проблем. Прежде всего, это разрушение системы организованного оздоровления, массовое перепрофилирование лагерей отдыха, постоянный рост цен — как на сами путевки, так и на переезд. Отечественные предприниматели сегодня часто создают летние лагеря на свой страх и риск, без какой либо поддержки со стороны властей, поскольку до сих пор не существует законодательной базы детского отдыха. Все эти проблемы в полной мере коснулись и нашего побережья. Все это приводит к понижению, как спроса, так и предложения на рынке детского рекреационного туризма и отдыха, как в масштабах Российской Федерации, так и на территории Черноморского побережья Краснодарского края, в частности. И все же в нашем крае имеется немало санаториев, пансионатов, детских лагерей и других учреждений детского отдыха где туристско-экскурсионная, спортивно-оздоровительная и досуговая работа с детьми налажена очень хорошо. Одним из таких учреждений является ООО ПЦ «Каникулы» г. Краснодара, изучению передового опыта деятельности которого посвящена данная работа.

Все выше сказанное и определяет объективную актуальность проведения настоящего дипломного исследования.

Объект исследования: процесс организации детского туризма и отдыха в России и в Краснодарском крае.

Предмет исследования: формы и методы организации детского отдыха и проведения образовательной, культурно-массовой, туристско-экскурсионной, физкультурно-оздоровительной и досуговой работы с детьми в ООО ПЦ «Каникулы» г. Краснодара.

Цель работы: анализ современного состояния и проблем развития детского туризма и организации детского отдыха в России и в Краснодарском крае.

Реализация этой цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:

— изучить правовые основы, современное состояние, проанализировать проблемы и определить перспективы развития детского отдыха и туризма в России и в Краснодарском крае;

— охарактеризовать рекреационные ресурсы Черноморского побережья Краснодарского края, используемые для отдыха и оздоровления детей;

— дать характеристику ООО ПЦ «Каникулы» и определить основные направления его деятельности;

— выявить и охарактеризовать основные направления туристско-экскурсионной и досуговой работы с детьми в ООО ПЦ «Каникулы»;

— охарактеризовать спортивно-оздоровительную работу с детьми в ООО ПЦ «Каникулы» и выявить методические особенности при ее проведении;

— разработать предложения по улучшению организации детского отдыха в ООО ПЦ «Каникулы» и улучшению его деятельности в целом.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики, методы сравнения и группировки, логический и экономико-статистический методы.

Читайте также:  Правильно сдать анализ копрограмму детей

Методической основой исследования послужили работы следующих авторов: Барчукова И.С. «Санаторно-курортное дело», Ветитнева А.М., Журавлева Л.Б. «Курортное дело», Кускова А.С., Лысиковой О.В. «Курортология и оздоровительный туризм» и др., а также нормативно-правовые акты РФ, касающиеся правового обеспечения детского отдыха и туризма.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации имеющегося материала по проблеме организации детского отдыха и туризма в России и на Черноморском побережье Краснодарского края.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы работниками санаториев, пансионатов, детских оздоровительных центров, детских лагерей, турфирм и других организаций санаторно-курортного комплекса России.

Структура и объем работы. Дипломная работа изложена на 74 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы, насчитывающего 40 источников, содержит 1 рисунок, 12 таблиц, 7 приложений. В первой главе работы изложены правовые основы, современное состояние, проблемы и перспективы развития детского отдыха и туризма в России и в Краснодарском крае. Во второй главе работы проанализирована деятельность ООО ПЦ «Каникулы» по организации детского отдыха и туризма. В третьей главе работы разработаны рекомендации по совершенствованию организации детского отдыха и туризма в ООО ПЦ «Каникулы» и улучшению его деятельности в целом.

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ТУРИЗМА В РОССИИ И КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

1.1 Классификация видов детского отдыха и туризма и организаций, развивающих детский туризм

В соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (в ред. от 30.05.2012 г.) туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [1, С.87].

Детский туризм подразумевает путешествия детей, в том числе школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.

По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

По способу организации туристские путешествия подразделяются на:

плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)

По продолжительности походов и путешествий различают:

По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:

— категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности) [25, C.34].

При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.

Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории — от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек

В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия. как сезонность. Выделяются:

— сезонный — каникулярный период (осень, зима, весна — 8-12 дней, лето — 3 месяца),

Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом [35, C.45].

Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:

спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования);

самодеятельные школьные обмены;

познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе;

оздоровление и отдых в детских лагерях.

организация международных безвалютных обменов;

образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.;

познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе;

выезды в международные детские центры (лагеря) [19, C.57].

Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.

Некоммерческая сфера представлена:

— государственными и муниципальными органами управления,

— государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования

— общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).

Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.

В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов [16, C.56].

Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.

Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.

Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.

К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных) [35, C.74].

К специализированным учреждениям можно отнести станции юных туристов, Центры детского туризма и аналогичные. В большинстве регионов России в настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др.

Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками.

Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования [28, C.75].

Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.

На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.

От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения [35, C.78].

В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки.

От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба — общественного объединения — отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба. В то же время такая форма регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, приобретение туристского оборудования, экипировки, снаряжения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.

Эти общественные объединения наряду с туристскими фирмами лицензируются как туристские операторы и туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями, что и коммерческие структуры.

Главная задача оздоровительного лагеря — это, прежде всего, организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере — возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере — реализация этих возможностей [17, C.88]. Решение задач организации жизни детей в оздоровительном лагере регламентируют «Конвенция о правах ребенка»(1989 г.), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.). Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей. Положительные тенденции современного развития сети лагерей для летнего детского отдыха это отказ от ненужного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети профильных детских центров; установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительного образования и летних детских центров; гуманизация деятельности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков [15, C.69].

Существует следующая классификация типов детских лагерей.

Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков (лагерь «Талант» в Ивановской области), организация активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря в Мурманской области), патриотическое воспитание (Пермская и Псковская области). Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов (Красноярский край), лагеря детских общественных организаций (скаутов), летние мастер-школы («Палехские каникулы» в Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья») [29, C.115].

Приведем примеры детских оздоровительных учреждений на территории России.

Подмосковье. Детские оздоровительные лагеря Подмосковья принимают на отдых детей в возрасте 7-14 лет. Они имеют все необходимое для организации полноценного и интересного отдыха: экскурсии по интересным историческим и культурным местам, туристические походы, спортивные олимпиады, фестивальные программы. Наиболее известны: детские оздоровительные лагеря «Вымпел», «Орленок», «Ласточка», «Метеор», санаторный лагерь «Заря» и др.

Черноморское побережье. Анапа — крупнейший детский и семейный курорт России федерального значения. Теплое неглубокое море, песчаные пляжи, сочетание лечебных факторов — традиционно создали курорту славу детской здравницы. В Анапе работают 178 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, общая вместимость которых в летние месяцы достигает 45 тыс. мест. Наиболее известны: детские оздоровительные лагеря «Лазурный берег», «Прибой», детские санатории «Вита», «Анапа», «Золотой берег», «Анапа-Нептун» и др. В последнее время большое значение в качестве детского курорта приобретает Геленджик. Здесь построены 2 аквапарка, парк развлечений «Адмирал Врунгель» с самыми современными аттракционами для детей и взрослых. В Геленджике постоянно работает дельфинарий. В городе и его окрестностях расположены такие детские оздоровительные лагеря, как «Сигнал», «Смена» и др. Прекрасные условия для отдыха детей созданы в здравницах Туапсе и Сочи. Детский оздоровительный комплекс «Дон» одновременно может принять 550 человек. Также известны ДОЛ «Орбита», ДОЛ Санаторий «Кавказ» [21, C.78].

1.2 Организация детского отдыха и его правовые основы

Читайте также:  Правила приема анализов у детей

детский отдых правовой туризм

Отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Организации отдыха детей и их оздоровления — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, структурные подразделения учреждений социального обслуживания, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (ФЗ № 170 от 21 декабря 2004 г «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»)

В 2007 г. ФГУП «Стандартинформ» была представлена окончательная редакция проекта национального стандарта «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления», в котором устанавливаются основные виды этих услуг, их состав и форму предоставления, порядок и условия предоставления.

Стандарт определяет основные понятия; устанавливает требования к обеспечению здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей в учреждениях отдыха и оздоровления; определяет условия обеспечения необходимого качества услуг; требования к документации, условиям размещения учреждения; укомплектованности учреждения необходимыми специалистами и их квалификации; техническому оснащению учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.), наличию системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг; устанавливает следующие основные виды услуг: услуги, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность детей; медицинские услуги; образовательные услуги; психологические услуги; правовые услуги; услуги по организации культурно-досуговой деятельности; услуги в сфере физической культуры и спорта; туристские и экскурсионные услуги; информационные услуги; транспортные услуги [16, C.72].

При предоставлении услуг в учреждениях отдыха и оздоровления должны обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья детей, соблюдаться все установленные нормы и правила противопожарной и санитарной безопасности, приниматься меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

При предоставлении услуг детям учреждения отдыха и оздоровления обеспечивают защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства. Учреждения отдыха и оздоровления детей строго соблюдают установленные федеральным законом и законами субъектов РФ нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, обеспечивая здоровье, физическую, интеллектуальную, нравственную и психическую безопасность детей [36, C.48].

При оказании услуг детям учреждения отдыха и оздоровления должны использовать настольные, компьютерные и иные игры, игрушки и игровые сооружения, прошедшие в порядке, определенном Правительством РФ, социальную, психологическую, педагогическую, санитарную экспертизу.

Объем и качество услуг детям в учреждениях отдыха и оздоровления подвергают внешнему контролю уполномоченных на то органов исполнительной власти и организаций, приобретающих путевки для оздоровления детей, а также оценке соответствия требованиям стандарта в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в установленном порядке.

Следующие основные условия должны соблюдаться для обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых детям учреждением отдыха и оздоровления: наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает учреждение; условия размещения учреждения; укомплектованность учреждения необходимыми специалистами и их квалификация; техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.); наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг. Учреждение должно иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию услуг на соответствие национальным стандартам, документации учреждения по вопросам объема и качества предоставляемых услуг [9, C.115].

В состав документации должны входить: устав учреждений или положение об учреждении, зарегистрированные в установленном порядке; штатное расписание; руководства, правила, инструкции, методики, планы и программы работы с детьми; заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной инспекции; документация на имеющиеся оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение; финансово-хозяйственная и медицинская документация; положение (приказ) о проведении внутреннего контроля [25, C.34].

Услуги, предоставляемые детям в учреждениях отдыха и оздоровления, разделяют на следующие основные виды:

— услуги, обеспечивающие нормальную и безопасную жизнедеятельность детей;

— медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;

— образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умения и навыков, развитие творческого потенциала;

— психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде жизнедеятельности;

— правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления;

— услуги по организации культурно — досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;

— услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;

— информационные услуги, направленные на предоставление достоверной информации о своем учреждении;

— транспортные услуги [15, C.89].

Туристские и экскурсионные услуги должны предоставляться в следующих составах и формах:

— обучение детей основам туристских навыков и умений, навыков поведения в экстремальных ситуациях, изучение с ними правил безопасности, которые необходимо соблюдать во время туристских походов и экскурсий;

— организация и проведение туристских походов по разработанным и утвержденным маршрутам, спортивно-оздоровительных мероприятий;

— организация и проведение различных экскурсий (городских, загородных, по маршрутам выходного дня и других) [34, C.88].

Предоставляемые детям туристские и экскурсионные услуги должны соответствовать требованиям следующих документов:

— ГОСТ Р 50644-94, ГОСТ Р 50690-2000 и ГОСТ Р 51185-98;

— Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 марта 2003 г.) введены в действие с 01.06.2003 г.;

— СанПиН 2.4.4.1204-03 — разработаны в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554);

— СанПиН 2.4.4.1204-03 — являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений, связанных с оздоровлением и отдыхом детей.

Надзор за выполнением настоящих санитарных правил и норм осуществляют учреждения госсанэпиднадзора. За нарушение санитарного законодательства руководитель загородного стационарного учреждения отдыха и оздоровления детей несет ответственность в порядке, установленном ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [30, C.47].

Санитарные правила и нормы распространяются на все действующие (кроме палаточных лагерей и оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, детских санаториев) загородные оздоровительные учреждения (ЗОУ) для детей и подростков независимо от их подчиненности и форм собственности. При организации на базе ЗОУ оздоровления детей в сезонных оздоровительных учреждениях санаторного типа (или санаторных сменах) необходимо дополнительно руководствоваться действующими документами и методическими рекомендациями по данному вопросу.

Открытие ЗОУ и заезд детей осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии оздоровительного учреждения санитарным правилам и медицинских документов о состоянии здоровья детей и обслуживающего персонала оздоровительного учреждения (в соответствии с представленным списком), а также сведений об отсутствии контактов их с инфекционными заболеваниями [15, C.87];

— СанПиН 2.4.4.1204-03 — устанавливают требования к участку загородного оздоровительного учреждения, зданиям и сооружениям, санитарно-техническому благоустройству, отделке помещений и оборудованию, содержанию помещений и участка ЗОУ; режиму дня, организации питания, физическому воспитанию и оздоровительным мероприятиям в ЗОУ; гигиеническим требованиям к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала, организации работы медицинского персонала в ЗОУ;

— СанПиН 2.4.4.1204-03 — содержат 21 приложение: «Рекомендуемый распорядок дня», «О порядке прохождения обязательных медицинских обследований лиц, при поступлении на работу в оздоровительные учреждения», «Примерный состав, количество и площади физкультурно-оздоровительных сооружений», «Рекомендуемый состав и площади помещений загородного оздоровительного учреждения», «Показатели и нормативы качества воды в воде бассейна», «Рекомендуемые обеззараживающие средства и дезинфицирующие препараты для обеззараживания воды плавательных бассейнов и дезинфекции ванн бассейна после слива воды», «Дезинфицирующие средства разрешенных к применению в зависимости от области применения», «Требования к производственному оборудованию и разделочному инвентарю пищеблоков загородных оздоровительных учреждений», «Требования к транспортировке пищевых продуктов», «Журнал бракеража продуктов и продовольственного сырья, поступающего на пищеблок», «Журнал бракеража готовой продукции», «Требования к условиям хранения продуктов», «Сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов», «Нормы питания детей в оздоровительных лагерях (граммов в день)», «Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков организованных коллективов», «Таблица замены продуктов по белкам и углеводам», «Рекомендуемая масса порций (в граммах) для детей различного возраста», «Требования к мытью столовой и кухонной посуды в загородных оздоровительных учреждениях», «Общие медицинские противопоказания к направлению детей в оздоровительные учреждения», «Перечень необходимого оборудования процедурного кабинета», «Примерный набор лекарственных средств для оказания неотложной помощи», «Примерный набор медикаментов и перевязочного материала из расчета на 100 детей в одну смену» [16, C.56];

— СанПиН 2.4.4.1204-03 содержит требования к прогулкам, пешеходным экскурсиям и туристским походам для различных возрастных групп детей.

Туристские походы проводят через 1-2 недели после заезда детей, не чаще 2-х раз в смену для каждого ребенка. Администрация оздоровительного учреждения должна быть ознакомлена с маршрутом похода; на проведение похода следует получить разрешение из местного центра госсанэпиднадзора (с учетом санитарно-эпидемиологического благополучия района в отношении инфекционных заболеваний, состояния источников водоснабжения, качества питьевой воды, мест для купания и др.). Врач за 1-2 дня до отправления в поход подписывает маршрутный лист. Все участники похода должны пройти медицинский осмотр и получить разрешение врача.

В СанПиН 2.4.4.1204-03 установлены требования для различных возрастных групп к протяженности, продолжительности похода, скорости передвижения, к численности группы, к весу рюкзака и снаряжению, к набору продуктов и т.п. [18, C.98];

— СП 2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов». Санитарные правила (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 31.03.2003) введены в действие с 01.06.2003. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм детей вредных факторов и условий, связанных с пребыванием в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров (вокзалов, станций) и в пути следования железнодорожным транспортом.

Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным для всех юридических и физических лиц, участвующих в перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов.

Контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических правил осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте [25, C.34].

СП 2.5.1277-03 устанавливают требования к организации перевозок железнодорожным транспортом детских коллективов; гигиенические требования к услугам, предоставляемым организованным детским коллективам в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров на станциях отправления и станциях прибытия, к экипировке пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов при перевозке организованных детских коллективов к услугам, предоставляемым организованным детским коллективам в пути следования. Санитарные правила содержат форму информационного документа о выезде железнодорожным транспортом организованных детских коллективов в оздоровительные учреждения, а также рекомендации для медработников, осуществляющих медицинское сопровождение при перевозках организованных детских коллективов железнодорожным транспортом [29, C.67].

1.3 Состояние санаторно-курортного комплекса и проблемы обеспечения санаторным лечением граждан России и их детей

Материальная база курортов за годы экономического кризиса пришла в упадок. Резко сократилось государственное финансирование, а число отдыхающих, особенно, во внесезонное время уменьшилось примерно в 10 раз. Система санаторно-курортной помощи в стране не имеет единой структуры и рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями и акционерными обществами, что определяет развитие санаторных учреждений с учетом интересов и возможностей собственника.

По данным Госкомстата России, сеть санаторно-курортных учреждений страны представлена в таблице 1 [15, C.19]

Таблица 1 — Сеть санаторно-курортных учреждений в России (тыс. коек):

источник