Меню Рубрики

Анализ на вирусы у детей

Возбудителями многих болезней являются вирусы и бактерии. Во многом они имеют сходство, но различий гораздо больше. Очень важно знать, как отличить вирусную и бактериальную инфекции, поскольку вся суть – в разном подходе к их лечению. Анализы крови являются действенным методом диагностики и помогают точно определить причину заболевания.

Чтобы выяснить, как бактерии и вирусы воздействуют на организм, нужно определить их основные различия.

  • Бактерии – это одноклеточные организмы,
  • Вирусы имеют неклеточное строение.

Бактерии являют собой микроорганизмы, способные иметь различную форму:

  • круг («кокки» — пневмококк, стафилококк и другие);
  • продолговатая палочка (дизентерия и прочие заболевания со схожей клинической картиной);
  • овальные и другие встречаются гораздо реже.
  • Бактерии, в отличие от вирусов, могут развиваться самостоятельно.
  • В организме человека они находят подходящее место для питания и размножения.

Внутри тела человека и на его поверхности живёт несметное число бактерий, но при нормальной работе иммунной системы они не представляют опасности. Однако, при малейшем ослаблении иммунитета могут стать причиной развития заболевания.

  • Сама бактерия не наносит организму большого ущерба, опасны ядовитые продукты ее жизнедеятельности – токсины, (экзотоксины).
  • Самые опасные экзотоксины из всех известных, которые вызывают такие болезни, как столбняк, ботулизм, сибирская язва, дифтерия, газовая гангрена.
  • У большинства бактерий токсины вырабатываются в процессе их гибели и называются эндотоксинами.
  • Именно специфическим воздействием экзотоксинов и эндотоксинов на наш организм и объясняются симптомы каждой конкретной болезни.

Вирусы – это микроскопические частицы, пограничные между живыми и неживыми организмами.

  • Они содержат только один тип нуклеиновой кислоты, ДНК или РНК, и существуют только внутри человеческих клеток.
  • Клетка хозяина обрабатывает вирусную генетическую информацию, как свою собственную.
  • Вирусы не размножаются самостоятельно, они с огромной скоростью создают свои копии в живых клетках – хозяина.
  • Таким образом, в каждой зараженной клетке оказывается их несколько тысяч.
  • В результате чего клетки хозяина погибают или становятся неспособными выполнять свои функции, что и вызывает у человека определенные симптомы болезни.

Следует отметить избирательность вирусов: они захватывают только те клетки, которые смогут заставить работать на себя.

  • Например, вирус гепатита может размножаться только в клетках печени,
  • вирус гриппа выбирает слизистую оболочку бронхов или трахеи,
  • вирус энцефалита размножается в клетках головного мозга.
  • Не всегда вирусы проявляют себя сразу, иногда они активируются при ослабленном иммунитете.
  • Некоторым видам вирусов (ярким примером служит ВИЧ) иммунная система не может оказывать сопротивление.

Наиболее известным недугом является ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция), вызванная риновирусами, коронавирусами или вирусом гриппа. Самые распространённые заболевания включают:

  • Грипп (вирус гриппа).
  • Простуда, лихорадка, катар или воспаление верхних дыхательных путей (риновирусы, коронавирусы).
  • Герпес (вирус герпеса).
  • Краснуха (вирус краснухи).
  • Корь.
  • Полиомиелит (полиомиелит).
  • Эпидемический паротит.
  • Вирусный гепатит – «желтуха» (вирус гепатита А, В, С, D, E, F, G и H – речь идёт о различных вирусах, поражающих печень, наиболее распространёнными являются типы А, В и С, из которых тип B и С может вызвать рак печени).
  • Папиллома вирусная инфекция (бородавки, некоторые генотипы также являются причиной рака шейки матки).
  • Бешенство (вирус бешенства, если не подана вовремя антисыворотка, – 100% смертельный исход).
  • СПИД (ВИЧ, вирус иммунодефицита человека).
  • Оспа (вирус оспы).
  • Ветрянка (герпесвирусы, тип 3 вызывает опоясывающий лишай).
  • Лихорадка, инфекционный мононуклеоз (вирус Эпштейна-Барр, цитомегаловирус).
  • Геморрагическая лихорадка (Эбола, Марбург и другие).
  • Энцефалит.
  • Атипичная пневмония.
  • Гастроэнтерит.
  • Хламидиоз.

И на бактерию, и на ее токсины организм человека реагирует так же, как на вирусы, вырабатывая антитела.

  • Определить возбудителя заболевания, бактериальной или вирусной инфекции, можно по результатам анализов крови.
  • Характеристика крови у больного и здорового человека отличается по основным показателям.
  • Любые отклонения от нормы являются следствием определенных нарушений в организме. Специалист легко поймёт, что явилось истинной причиной этих отклонений.
  • Общий клинический анализ крови может показать, бактерия или вирус вызвали заболевание.
  • Одни из основных показателей – уровень лейкоцитов и лимфоцитов:
  • Лейкоциты повышаются при инфекции любой этиологии.
  • Но при бактериальной инфекции повышены именно нейтрофилы (это особый вид лейкоцитов).
  • Когда увеличено количество палочкоядерных нейтрофилов, то говорят об остром инфекционном заболевании.
  • Но если обнаруживаются метамиелоциты, миелоциты, то состояние больного характеризуется как опасное, и требует неотложной помощи медиков.
  • С помощью такой диагностики можно выявить характер и стадию болезни.
  • При вирусной инфекции лейкоциты могут быть повышены, но чаще всего они понижены (в том числе и нейтрофилы), например, при гриппе, вирусном гепатите, кори, краснухе, свинке, брюшном тифе обязательно лейкоциты ниже нормы).
  • Но при вирусной инфекции обязательно прослеживается увеличение числа лимфоцитов, а также может наблюдаться повышение моноцитов (при инфекционном мононуклеозе, например), поэтому оценивают результат общего анализа крови комплексно.

  1. Бактериологическое исследование биологической жидкости (отделяемого глаза, уха, пазух носа, ран или мокроты, например). Этот анализ выявит возбудителя бактериальной инфекции.
  2. Анализ мочи. Показывает, поражена ли мочевыделительная система бактериями, а также необходим для определения степени выраженности интоксикации.
  3. Бактериологическое исследование с антибиотикограммой. Для борьбы с бактериальной инфекцией придумано множество антибиотиков. Но у бактерий есть и еще одна уникальная особенность – они мутируют, приспосабливаясь к новым условиям и затрудняя процесс избавления от них. С помощью этого анализа определяется вид возбудителя инфекции, и каким лекарством его можно убить (определяется так называемая чувствительность возбудителя к антибиотикам). Эти факторы важны для назначения корректной терапии.
  1. Серологическое исследование. Основано на выявлении антител и антигенов, взаимодействующих специфическим образом. Для таких исследований берут венозную кровь. Этот метод эффективен, когда возбудителя выделить невозможно, но наличие специальных антигенов в крови на него укажет.
  2. Определение списка анализов производится специалистом в соответствии с обнаруженными симптомами.

Для уточнения результата в некоторых случаях требуются, дополнительные обследования: Рентген. КТ. МРТ. УЗИ или лапароскопия.

Сейчас имеется возможность различать бактериальные и вирусные инфекции с помощью лабораторного анализа крови на уровень прокальцитонина, чтобы правильно принимать решение о необходимости назначения антибиотиков.

Тест на прокальцитонин (procalcitonin test, PCT) применяется в Западной Европе с 2000 года и одобрен в США в 2005 году.

  • Концентрация прокальцитонина в плазме крови повышается пропорционально тяжести инфекционного процесса, достигая максимума в случае сепсиса (заражение крови).
  • Поскольку период полураспада прокальцитонина (время, за которое из крови удаляется половина вещества) составляет около 25–30 часов и практически не зависит от функции почек, его уровень позволяет следить за эффективностью лечения бактериальных инфекций.
  • При правильной антибиотикотерапии или после успешной операции уровень прокальцитонина в крови снижается на 30–50% за сутки. При сохраняющемся более 4 дней повышенном уровне прокальцитонина нужна коррекция лечения.

  1. Анализ крови на ПЦР (полимеразная цепная реакция) позволяет выявить в организме человека заболевания, которые были вызваны вирусами или возбудителями бактериальной природы. ПЦР диагностика позволяет выявить в организме наличие следующих инфекций:
  • ВИЧ;
  • Туберкулез;
  • вирус Эпштейна-Барра;
  • Токсоплазмоз;
  • Листериоз;
  • Опоясывающий лишай;
  • Цитомегаловирус;
  • Хламидиоз;
  • Клещевой энцефалит и многие другие.
  • Кроме того, при помощи полимеразной цепной реакции возможна диагностика гепатита С.

Результат проведенного исследования всегда однозначен: либо отрицателен, либо положителен.

  1. ИФА — Иммуноферментный анализ крови предназначен для диагностирования инфекционных, гематологических, первичных и вторичных иммунодефицитов. —
  • Метод ИФА имеет множество преимуществ в сравнении с другими способами диагностики:
  • высокая чувствительность;
  • стабильность при хранении ингредиентов;
  • скорость проведения диагностики;
  • можно применять небольшое количество исследуемого материала;
  • есть возможность автоматизации всех процессов;
  • можно выявить инфекцию на самых ранних стадиях.

Назначение корректного лечения, его эффективность и риск осложнений напрямую зависят от своевременной диагностики.

  • Обращаться к врачу следует при первых же тревожных симптомах – на приеме пациенту всегда назначают анализы.
  • Результаты анализов помогают определить вирусная или бактериальная инфекция и выбрать оптимальный курс лечения.
  • Следует помнить, что, если длительно держится температура, и состояние ухудшается после проведенного лечения, нужно обратиться к врачу и провести дополнительное обследование. Так как может быть осложнение, когда бактериальная инфекция присоединяется к вирусной и наоборот.
  • Похожим при любой инфекции является симптоматическое лечение: обеспечение полного покоя, соблюдение постельного режима и применение средств, влияющих на устранение симптомов болезни.

Вирусы вызывают большое число серьёзных инфекционных заболеваний.

  • Против многих из них существует эффективная вакцина, (грипп, гепатит B)
  • против других были разработаны препараты, целенаправленно блокирующие вирусный фермент, ( гепатит C, полиомиелит).
  • Но на вирусные заболевания не имеет ни малейшего влияния лечение антибиотиками.

Бактерии, способны вызвать не менее опасные болезни – бронхит, пневмонию или даже менингит.

  • Поэтому определение типа возбудителя заболевания следует доверить специалисту, который не только выявит возбудителя инфекции, но и назначит оптимально подходящий метод лечения.
  • Борьба с бактериями при помощи антибиотиков крайне необходима, чтобы не допустить тяжелого развития болезни.
  • Но помните, назначает эти лекарства только врач!

источник

Нам знакомо понятие кровь ещё из школьного курса биологии. Что же представляет собой анализ крови на вирусы? Если брать медицинский термин, то такой анализ называется либо общим, либо клиническим. С его помощью кровь разлагается на свои основные показатели, по которым определяют, здоров человек или болен. Под этими показателями понимают уровень гемоглобина, СОЭ (скорость оседания эритроцитов), сколько всего в крови присутствует эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

В современных медицинских клиниках различают три вида анализов крови на вирусы и бактерии это: серологический анализ, иммуноферментный и полимеразную цепную реакцию.

Иммуноферментный анализ крови позволяет выявить антигены и антитела в крови больного – это, так называемый, анализ на качество и сколько их присутствует в организме человека (определяется в медицине как количественный анализ). Данный вид исследования позволяет выявить уровень гормонов в крови и сделать, так называемое, биохимическое исследование.

Иммуноферментный анализ

Он применяется в случаях:

  • Если нужно диагностировать у пациента онкологию.
  • Присутствие гормонов в крови человека.
  • Для выявления иммунодефицита.
  • Для анализа крови на вирусы и инфекции, типа, герпеса, гепатита или Эпштейна-Барра.
  • Для установления наличия аллергии в крови.
  • Для определения есть ли в организме человека заболевания, передающиеся половым путём (хламидиоз, сифилис, уреаплазма и другие).

Серологический анализ крови может быть проведён и назначен в том случае, если необходимо выявить стадию заболевания. Основано это исследование на выявлении взаимовлияния антигенов и антител в крови больного. Также он позволяет анализировать вирусы обнаруженные в крови пациента.

Полимеразная цепная реакция используется с целью высокочастотной диагностики инфекционного заболевания. С помощью данного анализа крови на вирус определяется генетическая структура вируса. Для этого в кровь добавляют специальные ферменты, которые связываются с ДНК вируса и позволяют определить количество его в крови и стадию заболевания.

Анализ крови на вирусы у ребёнка берётся по этим технологиям и обычно проводится в школах и детских садах. Также такое исследование можно провести в любой детской больнице по направлению лечащего врача.

Сдаётся такой анализ крови на основании жалоб ребёнка на своё самочувствие или при выявлении какой-либо патологии при осмотре. Кровь сдают натощак, результаты готовы уже на следующий день.

Так называемый вирус Эпштейна-Барра это просто одна из разновидностей вируса обычного герпеса. Сначала происходит заражение, которое может наступить в результате попадание слюны заражённого на слизистые оболочки другого человека, в результате поцелуя, кашля или, если разные люди едят из общей посуды.

У людей с сильным иммунитетом этот вирус протекает в слабой форме в виде обыкновенной простуды или не появляется вообще в течение жизни (они являются носителями инфекции). Но у людей со слабым иммунитетом будет наблюдаться инфекционный мононуклеоз (это вид осложнения данного вируса в организме).

Классификация и морфология вирусов человека

Симптомы заболевания Эпштейна-Барра:

  • Сонливость и вялость.
  • Повышение температуры до 37,9.
  • Болит горло, воспалены миндалины.
  • Мелкая сыпь, которая наблюдается на всём теле.
  • Увеличение лимфоузлов. В основном в области шеи.
  • Признаки желтухи на коже.

Есть и вирус герпеса, проявляющийся как язвы на губах или на слизистых оболочках.

Различают два типа этого заболевания:

  • Вирус простого герпеса-1 (образуется на губах больного в виде небольшой язвочки).
  • Вирус простого герпеса-2 (образуется в основном в области гениталий).

Для выявления наличия данных заболеваний необходимо сдать анализ крови на вирусы, бактерии и инфекции у взрослых.

Расшифровка анализа крови на вирусы возможна только у специалиста, потому что, скорее всего, ничего не поймёте в результатах своих анализов, даже если вам выдадут их на руки.

Расшифровка анализа на вирус Эпштейна-Барра

Обычно диагностику исследований, проведённых в лаборатории производят врачи, которые путём глубокого анализа могут выявить различные патологии и отклонения от нормы.

С помощью результатов анализа крови на инфекции специалист сможет поставить вам верный диагноз и назначить необходимое лечение против вируса. Если всё-таки вы сомневаетесь в правильности диагноза, который поставил ваш лечащий врач. Что делать в таком случае?

Можно проконсультироваться у нескольких врачей и даже сделать исследование в платной клинике. В любом случае, вы всегда можете сравнить ваши результаты и решить, кому больше доверять. Но можно использовать и другой вариант диагностики. В интернете существует множество ресурсов, которые в режиме онлайн сделают расшифровку анализа крови по вашим данным, введённым в нужные поля сайта. Таким образом, вы можете выбрать способ наиболее удобный для вас, но помните, что лечение должно быть назначено врачом.

источник

Кровь является жидкой тканью организма. Она циркулирует по закрытой системе кровеносных сосудов и увлажняет ткани, а также все органы человека. В медицинской терминологии существует понятие анализа крови (общий анализ крови) – это установление ее составных частей, а также их количества и качества. Во многих случаях лаборатории проводят анализ крови на различные инфекции, поскольку в человеческий организм проникают различного рода бактерии, вирусы, микробы и другие организмы. Такое исследование крови помогает определить их количество в организме и, соответственно, вид.

Читайте также:  Анализ работы по оздоровлению детей

Медицинские лаборатории проводят несколько видов исследования крови на вирусы. К ним можно отнести иммуноферментный анализ крови, серологический анализ крови и полимеразную цепную реакцию.

Иммуноферментный анализ крови (ИФА) применяется при определении антигенов и (или) антител в ее составе. Выделяют качественный (устанавливает наличие антигенов или антител) и количественный (определяет количество антигенов или антител) метод исследования. Также иммуноферментный анализ крови выявляет уровень гормонов, иммунологических комплексов и других биологически активных веществ. В основном, иммуноферментный анализ крови используется в таких случаях:

  • исследование крови на вирусы гепатита, герпеса, Эпштейна-Барра и других;
  • анализ крови на инфекции, передающиеся половым путем (хламидиоз, гонорея, трихомонада, микоплазма, уреаплазма, сифилис);
  • определение уровня гормонов;
  • диагностика онкологических заболеваний;
  • диагностика иммунодефицита;
  • диагностика аллергий.

Используется для диагностики инфекционного заболевания, а также установления стадии процесса заражения. Данный метод основывается на взаимодействии антител и антигенов. Кроме того, он позволяет выявить наличие в анализе крови вирусов различных заболеваний.

Вирус Эпштейна-Барра(Epstein-Barr virus, Human Herpes Virus type 4) – это вирус семейства герпесвирусных. Один из самых известных и распространенных вирусов человека. Проявляется вирус Эпштейна-Барра в анализе крови в том случае, когда лимфомы Беркитта прогрессируют в культуре клеток, а также в головном мозге человека. Кроме того, инфекционный мононуклеоз свидетельствует о наличии вируса Эпштейна-Барра в анализе крови.

Инфицироваться вирусом Эпштейна-Барра можно через слюну, реже во время переливания крови и трансплантации костного мозга. Вирус имеет свойство выделяться во внешнюю среду через ротоглотку в течение 18 месяцев после заражения. Зачастую у взрослых при вирусе Эпштейна-Барра в анализе крови обнаруживают антитела, что свидетельствует о хроническом инфицировании.

Интерпритация исследования зависит от вида определяемого вируса, а также используемого метода анализа крови. Например, при гепатите С назначается анализ крови на вирус, а расшифровка анализа крови с вирусом этого вида не должна показывать уровня вирусной нагрузки.

Если, например, при расшифровке иммуноферментного анализа на вирус гепатита С выявлен иммуноглобулин G, это свидетельствует о том, что данный возбудитель в организме человека присутствовал раньше. К нему выработались антитела, и лечение не понадобится. Когда исследование установило присутствие антител и класса М, и класса G, это может означать, что хроническое заболевание проявляется в острой форме и требует лечения. Если при иммуноферментном анализе в крови присутствуют иммуноглобулины класса М, – это свидетельство первичной инфекции человека вирусом гепатита С. При расшифровке диагностики крови на данный тип вируса указывается количество найденных антител. Но для более детального разъяснения всех результатов необходима консультация врача.

При герпесе также проводится анализ крови, и расшифровка анализа крови на вирус такого вида может принимать следующие значения:

  • IgM-, IgG- (отсутствует иммунитет к вирусу и существует опасность первичной инфекции),
  • IgM-, IgG+ (риска к первичному заражению нет, но риск вторичного обострения зависит от состояния иммунной системы),
  • IgM+, IgG- (выявлено первичное инфицирование и необходимо лечение),
  • IgM+, IgG+ (обнаружено вторичное обострение).

Данный вид анализа проводится для определения вируса простого герпеса в крови человека. Заболевание протекает в виде маленьких болезнетворных язв, которые напоминают волдыри. Они появляются на коже и слизистой оболочке (поверхность носа, горла, рта, мочеиспускательного канала, прямой кишки, влагалища). Герпес может возникать в виде единичных высыпаний, но в большинстве случаев у человека проявляется несколько вспышек. Выделено два типа простого вируса герпеса:

  • вирус простого герпеса-1 – это герпетическая лихорадка, которая проявляется на губах. Передается через поцелуи и совместное использование столовых приборов (ложки, вилки, чашки). При данном виде герпеса язвочки могут высыпать и на половых органах человека;
  • вирус простого герпеса-2 – это генитальный герпес (к примеру, во влагалище или вокруг него). Данный вид инфекции может появиться у малышей, которые рождены естественным образом женщинами с положительным результатом диагностики крови на вирус герпеса. В большинстве случаев такой вид герпеса передается половым путем.

Анализ крови на вирус герпеса проводится только при инфекции гениталий. Для исследования обычно используют кровь, а также жидкость спинного мозга, мочу или слезы. При этом анализепроисходит выявление антител, которые вырабатываются иммунной системой для борьбы с заболеванием. Данный вид исследования проводится редко, так как результаты не всегда бывают точными. Кроме того, при анализе нельзя установить форму проявления заболевания (первичное или хроническое инфицирование). Для такого процесса требуется время на выработку антител после первого инфицирования, а у человека может не проявиться положительный результат при исследовании. По некоторым анализам крови на вирус герпеса можно определить тип заболевания (вирус простого герпеса-1 или вирус простого герпеса-2).

Считается, что инфекция герпеса неизлечима. Вирус постоянно присутствует в организме человека после заболевания. Он остается в определенных типах нервных клеток и вызывает образование множественных язв, а также высыпаний. Повторное инфицирование проявляется в случае пережитого стресса, переутомления, воздействия солнечного света или других инфекций, к примеру, простуды или гриппа.

Анализ крови на вирус герпеса проводят для того, чтобы выяснить:

  • действительно ли вирус простого герпеса вызывает сыпь вокруг рта или области гениталий;
  • какой тип вируса (вирус простого герпеса-1 или вирус простого герпеса-2) вызывает сыпь вокруг рта или области гениталий;
  • передалась ли инфекция партнеру пациента с генитальным герпесом;
  • есть ли инфекция у малыша, рожденного от матери с заболеванием генитального герпеса.

Результаты различных анализов на вирус герпеса получают через разные промежутки времени. Например, заключение экспресс-метода вирусной культуры можно узнать через два-три дня. Результаты стандартного метода можно получить в течение 14 дней. Результаты анализа на антигены готовы через день.

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Вирусы являются внутриклеточными патогенными микробами. Это означает, что любому вирусу для обеспечения собственной жизнедеятельности и размножения необходимо попасть внутрь клетки организма. В настоящее время идентифицировано, изучено и описано огромное количество различных вирусов, которые отличаются друг от друга строением, особенностями размножения, характером вызываемого инфекционно-воспалительного процесса и типом клеток, которые они поражают. Однако все без исключения вирусные инфекты обладают рядом сходных свойств, которые обеспечивают одинаковый общий алгоритм их поведения после проникновения в организм, и ряд однотипных влияний на ребенка или взрослого.

Итак, после попадания в организм ребенка вирус направляется к органу, к которому он обладает сродством. Например, эпителиотропные вирусы (например, риновирусы, вирус парагриппа, RS-вирус и т.д.) фиксируются на слизистых оболочках дыхательных путей и ЛОР-органов, вызывая респираторные инфекционно-воспалительные заболевания. Лимфотропные вирусы проникают в лимфатические узлы, вызывая инфекционно-воспалительный процесс сначала в них и окружающих тканях, откуда он может распространяться с током лимфы в другие органы. Соответственно, вирусы гепатита проникают в печень и т.д. В этот период ребенок может ощущать легкое недомогание, но симптомы инфекции еще отсутствуют.

В процессе проникновения к тропному органу вирус встречается с имеющимися в крови и на слизистых оболочках различных органов антителами, которые получают первичный сигнал о проникновении в организм патогенного микроба. С этого момента начинается иммунный ответ, в ходе которого происходит выработка различных веществ и активация клеток, способных уничтожить вирус. После проникновения вируса в тропный орган или ткань, он внедряется в его клетки, поникая через мембрану. Внутри клетки вирус начинает размножаться, истощая ее резервы, вследствие чего она погибает и из нее в кровь выходит большое количество новых вирусных частиц, которые будут инфицировать другие клетки.

Мембрана клетки, в которой размножается вирус, изменяется, и это фиксируется натуральными киллерами (NK-клетками). Натуральные киллеры одновременно уничтожают обнаруженную инфицированную клетку и передают сигнал об этом другим иммунокомпетентным клеткам, которые в ответ на него начинают интенсивно вырабатывать интерферон. Интерферон, в свою очередь, защищает нормальные клетки от заражения вирусами.

Циркулирующие вирусные частицы, не попавшие внутрь клеток, связываются уже наработанными антителами, и подвергаются уничтожению лейкоцитами в ходе фагоцитоза или системой комплемента. В итоге все вирусы уничтожаются, и наступает выздоровление. Если же некоторые вирусы остаются внутри клеток в спящем состоянии, то есть, не размножаются, то иммунная система их не распознает. В таком случае вирусная инфекция станет хронической, при которой периоды ремиссии чередуются в обострениями.

Исход вирусной инфекции (выздоровление или переход в хроническую) зависит от активности клеток иммунной системы, которые либо ограничивают пораженный участок тканей от остальных структур организма, либо полностью уничтожают зараженные клетки, тем самым, элиминируя патогенный микроорганизм. Кроме того, исход вирусной инфекции зависит от выраженности лихорадки (подъема температуры тела) и выработки интерферона.

Поскольку у детей активность частей иммунной системы, отвечающих за уничтожение инфицированных клеток и самих вирусов, развиты не полностью, то основными факторами, определяющими исход инфекционного заболевания, являются лихорадка и выработка интерферона. Именно поэтому при любой, даже самой простой вирусной инфекции у ребенка довольно значительно повышается температура тела. И поэтому для лечения вирусных инфекций у детей весьма эффективными средствами являются различные лекарственные препараты, содержащие интерфероны или стимулирующие их выработку.

Если лихорадка была недостаточной или температуру слишком усердно сбивали родители, пытаясь довести ее до нормальных значений, то вирусная инфекция у ребенка станет хронической, поскольку не все инфицированные клетки будут уничтожены. Однако постепенно незрелая иммунная система ребенка сможет наработать необходимые для уничтожения инфицированных вирусами клеток антитела и активировать макрофаги, лейкоциты и натуральных киллеров. В результате произойдет излечение от вирусной инфекции, но процесс этот продлится дольше, чем у взрослого человека или у ребенка, которому не сбивали температуру, не достигающую предельно допустимых значений (38,5 – 39,0 o ).

Такая незрелость клеточного звена иммунитета сохраняется у ребенка плоть до 6 – 7 лет. По достижении этого возраста клеточный иммунитет полностью сформировывается, и излечение вирусных инфекций уже не так сильно зависит от выработки интерферона и температурной реакции. Но до 6 – 7 лет именно ввиду созревания клеточного иммунитета ребенок будет подвержен частым вирусным инфекциям, и это изменить практически невозможно.

Основная опасность любой вирусной инфекции для организма ребенка заключается в том, что в ходе уничтожения вируса происходит выработка большого количества интерферонов, который подавляют синтез нейтрофильных лейкоцитов. А поскольку нейтрофилы составляют самую значительную фракцию лейкоцитов, то в течение всего периода течения вирусной инфекции отмечается снижение общего числа лейкоцитов в крови (лейкопения).

Вследствие лейкопении организм ребенка становится уязвимым для бактериальных инфекций, которые вызываются различными патогенными или условно-патогенными бактериями, поскольку именно лейкоциты обеспечивают защиту от данного вида микробов. А поскольку у ребенка вырабатывается большое количество интерферона, то нейтрофильных лейкоцитов становится очень мало, вследствие чего значительно повышается риск бактериальных осложнений вирусных инфекций. Собственно, именно бактериальными осложнениями и опасны вирусные инфекции у детей. Многим родителям знакома ситуация, когда у ребенка только появится насморк, так буквально на 2 – 3 день развивается осложнение в виде бронхита, ларингита, синусита, отита и т.д. Естественно, чем дольше продолжается вирусная инфекция у ребенка, тем длительнее период его подверженности различным бактериальным инфекциям, которые протекают значительно тяжелее, имеют смертельно опасные осложнения и лечатся исключительно антибиотиками.

Насколько выраженным будет течение вирусной инфекции у ребенка, зависит не только от лихорадки, но и от количества погибших инфицированных клеток и степени отравляющего действия продуктов их распада, а также токсичности самого вируса и индивидуальных реакций организма.

Так, чем больше будет погибших клеток, которые оказались инфицированы вирусом, тем тяжелее будет протекать заболевание. А поскольку здоровые клетки от инфицирования защищает интерферон, то для уменьшения количества тех, которые погибнут, необходимо давать ребенку препараты, содержащие данное вещество. То есть, ребенку, у которого только появилось недомогание, можно и нужно для профилактики давать средства, содержащие какие-либо разновидности интерферона. Это позволит защитить здоровые клетки и минимизировать количество инфицированных, вследствие чего они погибнут в небольшом количестве, и течение вирусной инфекции будет относительно легким. Например, если вирус успеет поразить клетки только носа, то вирусная инфекция будет протекать только с ринитом и повышением температуры. А если тот же вирус успеет инфицировать не только клетки слизистой оболочки носа, но и горла и трахеи, то инфекция уже будет протекать с ринитом, фарингитом, тонзиллитом и ларингитом.

Количество погибших клеток также определяет выраженность явлений интоксикации у ребенка. Так, максимальным токсическим действием обладают продукты распада умерших клеток, которые оказались инфицированы вирусами. Как только токсины разлагающихся клеток начинают поступать в кровоток, у ребенка повышается температура, активируется иммунный ответ и активизируется воспалительный процесс. Буквально через пару часов после подъема температуры у ребенка разовьется активное воспаление, которое проявится сильным покраснением, отеком и болью в пораженном органе. Эти явления интоксикации будет тем интенсивнее, чем большее количество клеток погибло.

Однако интоксикация зависит еще и от вирусных частиц. Сами вирусы не образуют различных токсических веществ, которые способны вызывать явления интоксикации (головная боль, недомогание, ломота в мышцах и суставах, температура, общая слабость и т.д.). Однако различные фрагменты погибших вирусов скапливаются в пораженном участке ткани, в котором протекают активные процессы воспаления, сменяющиеся репарацией и регенерацией. В ходе процесса регенерации тканей происходит восстановление их структуры, в нее прорастают кровеносные сосуды, в которые попадают частицы вирусов. После проникновения вирусных частиц в кровоток, они начинают оказывать токсическое действие, которое выражается в повышении температуры, потере аппетита, слабости, сонливости, головной, суставной и мышечной болях и т.д. Такие явления интоксикации обычно развиваются в виде второй волны ухудшения состояния ребенка, которая хорошо известна многим мамам.

Читайте также:  Анализ работы по устройству детей

То есть, чем больше будет вирусов и погибших клеток, тем выше будет температура у ребенка, и тем сильнее его будет мучить интоксикация.

Лихорадка является общим ответом всего организма ребенка на вирусную инфекцию, однако помимо нее имеется еще и местная реакция, протекающая на участке тканей, инфицированных вирусом. И этой местной реакцией является воспалительный процесс.

Сущность воспалительного процесса с точки зрения влияния вируса на организм ребенка заключается в развитии инфильтрации макрофагами пораженного участка ткани. Макрофаги начинают активно поглощать и уничтожать инфицированные клетки и продукты их распада, параллельно синтезируя и выбрасывая в кровь особые вещества, привлекающие другие клетки, которые будут производить репарацию и регенерацию ткани. По мере того, как макрофаги уничтожают пораженные клетки и продукты их распада, а другие клетки осуществляют репарацию ткани, происходит постепенное уменьшение выраженности воспалительного процесса, то есть, краснота и отек сходят, а болезненность снижается или исчезает.

Описанное воздействие на организм ребенка оказывает вирус при острой инфекции, протекающей с гибелью пораженных клеток. Если же вирусная инфекция хроническая, при которой вирус просто живет внутри клеток и не размножается, тем самым не вызывая их быструю и массированную гибель, то воздействие микроба на организм ребенка будет несколько иным. В такой ситуации гибель клеток будет медленной и постепенной, в результате чего ребенок может в целом чувствовать себя нормально, но в некоторые моменты у него будет необъяснимо повышаться температура и появляться симптомы интоксикации. Эти проявления гибели клеток будут периодическими.

Кроме того, некоторые вирусы могут сочетаться с антигенами клеток организма ребенка. В этом случае образуются антитела, которые будут «узнавать» и уничтожать не только вирусные частицы, но и собственные клетки различных органов и систем. А поскольку в течение вирусной инфекции таких антител в организме ребенка может вырабатываться очень много с целью компенсировать неполноценность клеточного звена иммунитета, то они образуют комплексы с вирусами и длительное время циркулируют в крови. Такие циркулирующие иммунные комплексы могут повреждать различные органы ребенка, поскольку обладают способностью их «узнавать». В результате осложнением вирусных инфекций у ребенка могут стать тяжелые аутоиммунные заболевания, такие, как гломерулонефрит, васкулиты, системная красная волчанка и т.д.

Также при развитии противовирусного иммунного ответа с интенсивным синтезом антител и выбросом интерферонов сильно повреждаются кровеносные сосуды, что сопровождается покраснением кожных покровов или появлением сыпей. Однако выраженные повреждения сосудов с формированием сыпи развиваются только при некоторых инфекциях, таких как краснуха, менингоэнцефалит и др. Остальные вирусные инфекции провоцируют только покраснение кожного покрова.

Каждый вирус вызывает у ребенка специфические и общие симптомы. При этом специфические симптомы характерны только для данного конкретного вируса, а общие развиваются при любой вирусной инфекции.

У детей все вирусные инфекции проявляются следующими общими симптомами:

  • Повышение температуры тела;
  • Покраснение кожного покрова (ребенок будто немного сгорел на солнце);
  • Симптомы интоксикации (головная боль, мышечная и суставная боль, потеря аппетита, недомогание, общая слабость);
  • Боль в области пораженного органа;
  • Слизистые выделения с поверхности пораженных органов.

Помимо указанных общих симптомов каждая вирусная инфекция проявляется и рядом специфических признаков.

Для выявления различных вирусов у детей применяется два вида анализов. Первый вид – это ИФА (иммуноферментный анализ), при помощи которого определяют наличие антител к какому-либо вирусу в крови. В зависимости от концентрации и вида выявленных антител делают вывод о наличии, а также характере течения инфекции (например, инфекция была перенесена когда-то в прошлом, или существует в настоящее время в хронической форме и т.д.).

Второй вид анализов для выявления вирусов у детей – это ПЦР (полимеразная цепная реакция). При помощи ПЦР определяют наличие вирусов в крови. Соответственно, если вирусы в крови обнаружены, то ребенок инфицирован.

Защитить ребенка от вирусов практически невозможно, поскольку они передаются воздушно-капельным, контактным или орально-фекальным путями. То есть, для того, чтобы надежно уберечь малыша от вирусов, необходимо полностью изолировать его от окружающих и поместить в стерильную и закрытую палату. Естественно, это невозможно, и поэтому можно только минимизировать риск заражения.

Для этого следует в периоды сезонных эпидемий профилактически использовать различные противовирусные средства, такие как, Оксолиновая или Бонафтоновая мазь и другие. По возможности необходимо избегать мест большого скопления людей. Также следует объяснить ребенку, что на улице и в любых учреждениях (школе, детском саду) не следует прикасаться к лицу и глазам руками и тянуть их в рот. Также ребенка следует приучить всегда мыть руки перед едой, после прихода с улицы, после общения с другими людьми и просто так для профилактики через каждые 2 – 3 часа. Объясните малышу важность и необходимость ежедневного промывания носовой полости подсоленной водой и делайте это вместе с ним. В периоды особенно интенсивного распространения сезонных вирусных эпидемий можно носить маску, закрывающую рот и нос.

Отлично минимизирует риск заражения вирусными инфекциями благоприятный режим в помещениях, где находится ребенок. Этот режим заключается в поддержании прохладной температуры в помещении (18 – 22 o С), частых проветриваниях и увлажнении воздуха. Как известно, во влажном и прохладном воздухе, который постоянно движется, вирусы практически не живут, поскольку они удаляются или погибают. Кроме того, такой режим создает наиболее благоприятные условия для нормальной выработки слизи в носоглотке, которая содержит лизоцим – вещество, эффективно уничтожающее случайно попавшие вирусы. Если же температура высокая (более 22 o С), а воздух стоячий и сухой, то слизь в носоглотке засыхает, и случайно попавшие вирусы не уничтожаются лизоцимом, а получают возможность внедриться в клетки тканей и вызвать заболевание.

Аллергических реакций на вирусы ни у детей, ни у взрослых людей не существует. Отек и спазм гортани и трахеи, который часто пытаются снимать антигистаминными препаратами, а также частота их возникновения при вирусных инфекциях наталкивают родителей на мысль, что у ребенка аллергия на вирусы. Однако такого вида аллергии не существует.

Спазм и отек бронхов и гортани при вирусной инфекции у ребенка возникают потому, что у него такие возрастные физиологические особенности, а не из-за аллергии. И даже если каждое ОРВИ у него сопровождается обструктивным бронхитом, то речь идет о бактериальном осложнении, а не аллергии. В таком случае рекомендуется принимать иммуномодуляторы, снижающие риск бактериальных осложнений вирусных инфекций, такие, как Рибомунил или Бронхо-Мунал, а не лечить ребенка от несуществующей аллергии. Прием Рибомунила или Бронхо-Мунала не уменьшит частоту ОРВИ, но ребенок будет переносить болезнь легче, и осложнения в форме обструктивных бронхитов, ларингитов и ларинготрахеитов практически исчезнут, и не станут сопровождать каждую вирусную инфекцию.

Антигистаминные средства при обструкции применяют потому, что они эффективно снимают воспалительный отек и помогают немного расширить просвет дыхательных путей ребенка. Однако, строго говоря, при вирусных инфекциях для устранения бронхо-или ларингоспазма показаны к применению бронхолитики (например, Изопреналин, Фенотерол, Ипратропия бромид, Эуфиллин и т.д.), а не антигистаминные средства. Но некоторые врачи назначают детям антигистаминные средства и для уменьшения спазма дыхательных путей, и для уменьшения выработки слизи, и облегчения общего состояния.

Автор: Наседкина А.К. Специалист по проведению исследований медико-биологических проблем.

источник

Организм человека может подвергаться атакам многих агрессивных агентов, причем поражение некоторыми из них протекает без специфической симптоматики. На сегодняшний день в лаборатории есть возможность выявить присутствие вирусов в крови, в том числе и у детей.

Существует несколько методик определения вирусов в крови:

  • Обычный общий анализ крови. Такое исследование позволяет понять, что в организме активно происходит воспалительный процесс – заболевание. Внимательно изучив результаты исследования и сравнив их с данными нормы, можно определить, чем именно вызван недуг – вирусами или бактериями. Благодаря этому появляется возможность подобрать наиболее оптимальное лечение, в частности, сделать вывод о необходимости использования антибиотиков.
  • Иммуноферментный анализ (также известен под наименованием ИФА). Такое исследование позволяет выявить наличие в крови антигены и антитела, подсчитать их количество и соотношение. Благодаря данной методике можно диагностировать много вирусных недугов, представленных герпесом, гепатитом, ВИЧ, а также определить, болел ли пациент когда-то в прошлом определенными инфекционными болезнями, и есть ли у него к ним иммунитет (это касается краснухи, ветрянки, кори и пр.).

Выяснить, какое исследование может быть необходимо в каждом конкретном случае, может только лечащий врач. Он также подскажет, как сдавать анализы крови на вирусы ребенку.

Сдать анализы ребенка для выявления вирусных инфекций можно в обыкновенной поликлинике либо в специализированных лабораториях. Чаще всего необходимость таких исследований возникает при затянувшейся простуде, когда родители подозревают присоединение бактериальной инфекции. Чтобы прояснить картину, нужно отправиться с ребенком в лабораторию и сдать обычный анализ крови из пальца.

Такое исследование рекомендуется проводить натощак. Малышу можно давать с утра лишь воду, от чистки зубов и перекусов лучше отказаться.

Для вирусных инфекций в результатах клинического исследования крови типично:

Если инфекция носит бактериальный характер, для нее характерно:

  • Увеличение количества лейкоцитов.
  • Рост нейтрофилов (в основном палочкоядерных).
  • Процентное снижение лимфоцитов.
  • Повышение СОЭ.

Грамотно расшифровать анализы на вирусы у детей под силу квалифицированному педиатру. На основании обыкновенного общего исследования специалист может без труда сделать выводы о необходимости корректировки терапии.

В детском возрасте могут развиваться и другие более специфические вирусные заболевания, к примеру, спровоцированные вирусами:

  • Эпштейн-Барра.
  • Герпеса.
  • Кори, краснухи и пр.

При подозрении на развитие определенной болезни врач может отправить малыша на более специфический анализ на вирус методом ИФА или ПЦР. Такие методы диагностики помогут в точности определить причину недомогания.

Для выполнения ИФА исследования необходимо сдавать кровь из вены. При этом врачи и лаборанты настаивают на:

Что касается ПЦР-диагностики, то она не требует какой-то особенной подготовки. Материал для исследования могут забирать в любое время суток, без привязки ко времени трапезы.

Любые исследования крови на вирусы у детей не могут осуществляться вскоре после вакцинации. В противном случае картина анализа будет смазана – он будет совершенно недостоверным.

Интерпретация каждого отдельного иммуноферментного анализа своя. Однако есть определенные закономерности:

Качественный ИФА дает информацию о наличии искомого вируса в образце либо его отсутствии. Количественный анализ дает информацию о стадии заболевания или об иммунитете к возбудителю.

Результаты иммуноферментного исследования могут выглядеть как таблица, в которой перечислены данные о найденных антителах либо антигенах. О положительной или же отрицательной реакции могут информировать пометки в бланке, также результат может определяться в количественном значении и быть отрицательным, слабоположительным, положительным либо резкоположительным. Кроме того, в лаборатории могут подсчитать уровень антител в забранном образце.

В точности расшифровать результаты анализа на вирусы под силу только опытному педиатру или инфекционисту. Попытки самодиагностики могут дать недостоверный результат.

Расшифровать результаты ПЦР проще простого – такое исследование может быть либо положительным, либо отрицательным. При отрицательном результате можно сделать вывод о том, что агрессивные ДНК в образце не обнаружены, соответственно, пациент здоров. А при положительном – о том, что человек нуждается в лечении.

Достаточно часто бывает, что ПЦР исследование дает информацию о наличии агрессивных возбудителей в организме, однако симптомы болезни не наблюдаются. Подобная ситуация возможна, если заболевание находится на ранней стадии развития. Врач при этом может порекомендовать проведение дополнительных диагностических исследований или проведение терапии.

ПЦР-диагностика инфекционных агентов считается очень точным анализом, так как дает возможность отыскать даже минимальные следы вируса. Определить необходимость проведения терапии под силу только врачу.

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Вирусы являются внутриклеточными патогенными микробами. Это означает, что любому вирусу для обеспечения собственной жизнедеятельности и размножения необходимо попасть внутрь клетки организма. В настоящее время идентифицировано, изучено и описано огромное количество различных вирусов, которые отличаются друг от друга строением, особенностями размножения, характером вызываемого инфекционно-воспалительного процесса и типом клеток, которые они поражают. Однако все без исключения вирусные инфекты обладают рядом сходных свойств, которые обеспечивают одинаковый общий алгоритм их поведения после проникновения в организм, и ряд однотипных влияний на ребенка или взрослого.

Итак, после попадания в организм ребенка вирус направляется к органу, к которому он обладает сродством. Например, эпителиотропные вирусы (например, риновирусы, вирус парагриппа, RS-вирус и т.д.) фиксируются на слизистых оболочках дыхательных путей и ЛОР-органов, вызывая респираторные инфекционно-воспалительные заболевания. Лимфотропные вирусы проникают в лимфатические узлы, вызывая инфекционно-воспалительный процесс сначала в них и окружающих тканях, откуда он может распространяться с током лимфы в другие органы. Соответственно, вирусы гепатита проникают в печень и т.д. В этот период ребенок может ощущать легкое недомогание, но симптомы инфекции еще отсутствуют.

В процессе проникновения к тропному органу вирус встречается с имеющимися в крови и на слизистых оболочках различных органов антителами, которые получают первичный сигнал о проникновении в организм патогенного микроба. С этого момента начинается иммунный ответ, в ходе которого происходит выработка различных веществ и активация клеток, способных уничтожить вирус. После проникновения вируса в тропный орган или ткань, он внедряется в его клетки, поникая через мембрану. Внутри клетки вирус начинает размножаться, истощая ее резервы, вследствие чего она погибает и из нее в кровь выходит большое количество новых вирусных частиц, которые будут инфицировать другие клетки.

Читайте также:  Анализ работы по социальной защите детей

Мембрана клетки, в которой размножается вирус, изменяется, и это фиксируется натуральными киллерами (NK-клетками). Натуральные киллеры одновременно уничтожают обнаруженную инфицированную клетку и передают сигнал об этом другим иммунокомпетентным клеткам, которые в ответ на него начинают интенсивно вырабатывать интерферон. Интерферон, в свою очередь, защищает нормальные клетки от заражения вирусами.

Циркулирующие вирусные частицы, не попавшие внутрь клеток, связываются уже наработанными антителами, и подвергаются уничтожению лейкоцитами в ходе фагоцитоза или системой комплемента. В итоге все вирусы уничтожаются, и наступает выздоровление. Если же некоторые вирусы остаются внутри клеток в спящем состоянии, то есть, не размножаются, то иммунная система их не распознает. В таком случае вирусная инфекция станет хронической, при которой периоды ремиссии чередуются в обострениями.

Исход вирусной инфекции (выздоровление или переход в хроническую) зависит от активности клеток иммунной системы, которые либо ограничивают пораженный участок тканей от остальных структур организма, либо полностью уничтожают зараженные клетки, тем самым, элиминируя патогенный микроорганизм. Кроме того, исход вирусной инфекции зависит от выраженности лихорадки (подъема температуры тела) и выработки интерферона.

Поскольку у детей активность частей иммунной системы, отвечающих за уничтожение инфицированных клеток и самих вирусов, развиты не полностью, то основными факторами, определяющими исход инфекционного заболевания, являются лихорадка и выработка интерферона. Именно поэтому при любой, даже самой простой вирусной инфекции у ребенка довольно значительно повышается температура тела. И поэтому для лечения вирусных инфекций у детей весьма эффективными средствами являются различные лекарственные препараты, содержащие интерфероны или стимулирующие их выработку.

Если лихорадка была недостаточной или температуру слишком усердно сбивали родители, пытаясь довести ее до нормальных значений, то вирусная инфекция у ребенка станет хронической, поскольку не все инфицированные клетки будут уничтожены. Однако постепенно незрелая иммунная система ребенка сможет наработать необходимые для уничтожения инфицированных вирусами клеток антитела и активировать макрофаги, лейкоциты и натуральных киллеров. В результате произойдет излечение от вирусной инфекции, но процесс этот продлится дольше, чем у взрослого человека или у ребенка, которому не сбивали температуру, не достигающую предельно допустимых значений (38,5 – 39,0 o ).

Такая незрелость клеточного звена иммунитета сохраняется у ребенка плоть до 6 – 7 лет. По достижении этого возраста клеточный иммунитет полностью сформировывается, и излечение вирусных инфекций уже не так сильно зависит от выработки интерферона и температурной реакции. Но до 6 – 7 лет именно ввиду созревания клеточного иммунитета ребенок будет подвержен частым вирусным инфекциям, и это изменить практически невозможно.

Основная опасность любой вирусной инфекции для организма ребенка заключается в том, что в ходе уничтожения вируса происходит выработка большого количества интерферонов, который подавляют синтез нейтрофильных лейкоцитов. А поскольку нейтрофилы составляют самую значительную фракцию лейкоцитов, то в течение всего периода течения вирусной инфекции отмечается снижение общего числа лейкоцитов в крови (лейкопения).

Вследствие лейкопении организм ребенка становится уязвимым для бактериальных инфекций, которые вызываются различными патогенными или условно-патогенными бактериями, поскольку именно лейкоциты обеспечивают защиту от данного вида микробов. А поскольку у ребенка вырабатывается большое количество интерферона, то нейтрофильных лейкоцитов становится очень мало, вследствие чего значительно повышается риск бактериальных осложнений вирусных инфекций. Собственно, именно бактериальными осложнениями и опасны вирусные инфекции у детей. Многим родителям знакома ситуация, когда у ребенка только появится насморк, так буквально на 2 – 3 день развивается осложнение в виде бронхита, ларингита, синусита, отита и т.д. Естественно, чем дольше продолжается вирусная инфекция у ребенка, тем длительнее период его подверженности различным бактериальным инфекциям, которые протекают значительно тяжелее, имеют смертельно опасные осложнения и лечатся исключительно антибиотиками.

Насколько выраженным будет течение вирусной инфекции у ребенка, зависит не только от лихорадки, но и от количества погибших инфицированных клеток и степени отравляющего действия продуктов их распада, а также токсичности самого вируса и индивидуальных реакций организма.

Так, чем больше будет погибших клеток, которые оказались инфицированы вирусом, тем тяжелее будет протекать заболевание. А поскольку здоровые клетки от инфицирования защищает интерферон, то для уменьшения количества тех, которые погибнут, необходимо давать ребенку препараты, содержащие данное вещество. То есть, ребенку, у которого только появилось недомогание, можно и нужно для профилактики давать средства, содержащие какие-либо разновидности интерферона. Это позволит защитить здоровые клетки и минимизировать количество инфицированных, вследствие чего они погибнут в небольшом количестве, и течение вирусной инфекции будет относительно легким. Например, если вирус успеет поразить клетки только носа, то вирусная инфекция будет протекать только с ринитом и повышением температуры. А если тот же вирус успеет инфицировать не только клетки слизистой оболочки носа, но и горла и трахеи, то инфекция уже будет протекать с ринитом, фарингитом, тонзиллитом и ларингитом.

Количество погибших клеток также определяет выраженность явлений интоксикации у ребенка. Так, максимальным токсическим действием обладают продукты распада умерших клеток, которые оказались инфицированы вирусами. Как только токсины разлагающихся клеток начинают поступать в кровоток, у ребенка повышается температура, активируется иммунный ответ и активизируется воспалительный процесс. Буквально через пару часов после подъема температуры у ребенка разовьется активное воспаление, которое проявится сильным покраснением, отеком и болью в пораженном органе. Эти явления интоксикации будет тем интенсивнее, чем большее количество клеток погибло.

Однако интоксикация зависит еще и от вирусных частиц. Сами вирусы не образуют различных токсических веществ, которые способны вызывать явления интоксикации (головная боль, недомогание, ломота в мышцах и суставах, температура, общая слабость и т.д.). Однако различные фрагменты погибших вирусов скапливаются в пораженном участке ткани, в котором протекают активные процессы воспаления, сменяющиеся репарацией и регенерацией. В ходе процесса регенерации тканей происходит восстановление их структуры, в нее прорастают кровеносные сосуды, в которые попадают частицы вирусов. После проникновения вирусных частиц в кровоток, они начинают оказывать токсическое действие, которое выражается в повышении температуры, потере аппетита, слабости, сонливости, головной, суставной и мышечной болях и т.д. Такие явления интоксикации обычно развиваются в виде второй волны ухудшения состояния ребенка, которая хорошо известна многим мамам.

То есть, чем больше будет вирусов и погибших клеток, тем выше будет температура у ребенка, и тем сильнее его будет мучить интоксикация.

Лихорадка является общим ответом всего организма ребенка на вирусную инфекцию, однако помимо нее имеется еще и местная реакция, протекающая на участке тканей, инфицированных вирусом. И этой местной реакцией является воспалительный процесс.

Сущность воспалительного процесса с точки зрения влияния вируса на организм ребенка заключается в развитии инфильтрации макрофагами пораженного участка ткани. Макрофаги начинают активно поглощать и уничтожать инфицированные клетки и продукты их распада, параллельно синтезируя и выбрасывая в кровь особые вещества, привлекающие другие клетки, которые будут производить репарацию и регенерацию ткани. По мере того, как макрофаги уничтожают пораженные клетки и продукты их распада, а другие клетки осуществляют репарацию ткани, происходит постепенное уменьшение выраженности воспалительного процесса, то есть, краснота и отек сходят, а болезненность снижается или исчезает.

Описанное воздействие на организм ребенка оказывает вирус при острой инфекции, протекающей с гибелью пораженных клеток. Если же вирусная инфекция хроническая, при которой вирус просто живет внутри клеток и не размножается, тем самым не вызывая их быструю и массированную гибель, то воздействие микроба на организм ребенка будет несколько иным. В такой ситуации гибель клеток будет медленной и постепенной, в результате чего ребенок может в целом чувствовать себя нормально, но в некоторые моменты у него будет необъяснимо повышаться температура и появляться симптомы интоксикации. Эти проявления гибели клеток будут периодическими.

Кроме того, некоторые вирусы могут сочетаться с антигенами клеток организма ребенка. В этом случае образуются антитела, которые будут «узнавать» и уничтожать не только вирусные частицы, но и собственные клетки различных органов и систем. А поскольку в течение вирусной инфекции таких антител в организме ребенка может вырабатываться очень много с целью компенсировать неполноценность клеточного звена иммунитета, то они образуют комплексы с вирусами и длительное время циркулируют в крови. Такие циркулирующие иммунные комплексы могут повреждать различные органы ребенка, поскольку обладают способностью их «узнавать». В результате осложнением вирусных инфекций у ребенка могут стать тяжелые аутоиммунные заболевания, такие, как гломерулонефрит, васкулиты, системная красная волчанка и т.д.

Также при развитии противовирусного иммунного ответа с интенсивным синтезом антител и выбросом интерферонов сильно повреждаются кровеносные сосуды, что сопровождается покраснением кожных покровов или появлением сыпей. Однако выраженные повреждения сосудов с формированием сыпи развиваются только при некоторых инфекциях, таких как краснуха, менингоэнцефалит и др. Остальные вирусные инфекции провоцируют только покраснение кожного покрова.

Каждый вирус вызывает у ребенка специфические и общие симптомы. При этом специфические симптомы характерны только для данного конкретного вируса, а общие развиваются при любой вирусной инфекции.

У детей все вирусные инфекции проявляются следующими общими симптомами:

  • Повышение температуры тела;
  • Покраснение кожного покрова (ребенок будто немного сгорел на солнце);
  • Симптомы интоксикации (головная боль, мышечная и суставная боль, потеря аппетита, недомогание, общая слабость);
  • Боль в области пораженного органа;
  • Слизистые выделения с поверхности пораженных органов.

Помимо указанных общих симптомов каждая вирусная инфекция проявляется и рядом специфических признаков.

Для выявления различных вирусов у детей применяется два вида анализов. Первый вид – это ИФА (иммуноферментный анализ), при помощи которого определяют наличие антител к какому-либо вирусу в крови. В зависимости от концентрации и вида выявленных антител делают вывод о наличии, а также характере течения инфекции (например, инфекция была перенесена когда-то в прошлом, или существует в настоящее время в хронической форме и т.д.).

Второй вид анализов для выявления вирусов у детей – это ПЦР (полимеразная цепная реакция). При помощи ПЦР определяют наличие вирусов в крови. Соответственно, если вирусы в крови обнаружены, то ребенок инфицирован.

Защитить ребенка от вирусов практически невозможно, поскольку они передаются воздушно-капельным, контактным или орально-фекальным путями. То есть, для того, чтобы надежно уберечь малыша от вирусов, необходимо полностью изолировать его от окружающих и поместить в стерильную и закрытую палату. Естественно, это невозможно, и поэтому можно только минимизировать риск заражения.

Для этого следует в периоды сезонных эпидемий профилактически использовать различные противовирусные средства, такие как, Оксолиновая или Бонафтоновая мазь и другие. По возможности необходимо избегать мест большого скопления людей. Также следует объяснить ребенку, что на улице и в любых учреждениях (школе, детском саду) не следует прикасаться к лицу и глазам руками и тянуть их в рот. Также ребенка следует приучить всегда мыть руки перед едой, после прихода с улицы, после общения с другими людьми и просто так для профилактики через каждые 2 – 3 часа. Объясните малышу важность и необходимость ежедневного промывания носовой полости подсоленной водой и делайте это вместе с ним. В периоды особенно интенсивного распространения сезонных вирусных эпидемий можно носить маску, закрывающую рот и нос.

Отлично минимизирует риск заражения вирусными инфекциями благоприятный режим в помещениях, где находится ребенок. Этот режим заключается в поддержании прохладной температуры в помещении (18 – 22 o С), частых проветриваниях и увлажнении воздуха. Как известно, во влажном и прохладном воздухе, который постоянно движется, вирусы практически не живут, поскольку они удаляются или погибают. Кроме того, такой режим создает наиболее благоприятные условия для нормальной выработки слизи в носоглотке, которая содержит лизоцим – вещество, эффективно уничтожающее случайно попавшие вирусы. Если же температура высокая (более 22 o С), а воздух стоячий и сухой, то слизь в носоглотке засыхает, и случайно попавшие вирусы не уничтожаются лизоцимом, а получают возможность внедриться в клетки тканей и вызвать заболевание.

Аллергических реакций на вирусы ни у детей, ни у взрослых людей не существует. Отек и спазм гортани и трахеи, который часто пытаются снимать антигистаминными препаратами, а также частота их возникновения при вирусных инфекциях наталкивают родителей на мысль, что у ребенка аллергия на вирусы. Однако такого вида аллергии не существует.

Спазм и отек бронхов и гортани при вирусной инфекции у ребенка возникают потому, что у него такие возрастные физиологические особенности, а не из-за аллергии. И даже если каждое ОРВИ у него сопровождается обструктивным бронхитом, то речь идет о бактериальном осложнении, а не аллергии. В таком случае рекомендуется принимать иммуномодуляторы, снижающие риск бактериальных осложнений вирусных инфекций, такие, как Рибомунил или Бронхо-Мунал, а не лечить ребенка от несуществующей аллергии. Прием Рибомунила или Бронхо-Мунала не уменьшит частоту ОРВИ, но ребенок будет переносить болезнь легче, и осложнения в форме обструктивных бронхитов, ларингитов и ларинготрахеитов практически исчезнут, и не станут сопровождать каждую вирусную инфекцию.

Антигистаминные средства при обструкции применяют потому, что они эффективно снимают воспалительный отек и помогают немного расширить просвет дыхательных путей ребенка. Однако, строго говоря, при вирусных инфекциях для устранения бронхо-или ларингоспазма показаны к применению бронхолитики (например, Изопреналин, Фенотерол, Ипратропия бромид, Эуфиллин и т.д.), а не антигистаминные средства. Но некоторые врачи назначают детям антигистаминные средства и для уменьшения спазма дыхательных путей, и для уменьшения выработки слизи, и облегчения общего состояния.

Автор: Наседкина А.К. Специалист по проведению исследований медико-биологических проблем.

источник