Меню Рубрики

Анализ работы по социальной защите детей

Анализ работы социального педагога 2011-2012 учебный год

работы социального педагога

Назначение социально-педагогической работы школы – социальная защита ребенка, оказание ему социальной и педагогической помощи, организация его обучения, реабилитация и адаптация ребенка в обществе.

На 2011-2012 учебный год были поставлены следующие задачи:

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении и систематически пропускающих занятия в школе без уважительных причин и принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

Выявление семей, находящихся в социально – опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Организация работы в школе общедоступных спортивных секций, кружков и привлечение к участию в них детей и подростков, особенно из многодетных, малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Оказание социально – педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонение в развитии или поведении, проблемы в обучении.

Осуществление мероприятий по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Основными направления работы школы по социальной работе обучающихся в 2011-2012 учебном году были:

  1. Учебно-воспитательная (учет посещаемости и успеваемости.
  2. Внешкольная и внеклассная работа (предупреждение и профилактика правонарушений, распространения наркотиков, табакокурения и употребления алкоголя, правовой всеобуч).
  3. Организация питания учащихся, помощь в оформлении документов на льготное питание.
  4. Оказание материальной помощи в обеспечении одежды, канцелярскими товарами (акция «Помоги учиться»).
  5. Организация проведения медицинского осмотра обучающихся, работа по предупреждению травматизма обучающихся.
  6. Работа Совета профилактики правонарушений обучающихся, волонтерская работа, «Наркопост».

Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:

  1. Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  2. Контролирует движение обучающихся и выполнение всеобуча;
  3. Предупреждает отсев обучающихся из школы;
  4. Поддерживает тесные связи с родителями;
  5. Изучает социальные проблемы учеников;
  6. Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  7. Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных, опекаемых, потерявших кормильца, неполных, малоимущих и т.д.
  8. Осуществляет меры по трудоустройству обучающихся;
  9. Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
  10. Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраниях, педсоветах и совещаниях;
  11. Осуществляет контроль за сохранением здоровья обучающихся и формирует у них культуру здоровья .

Социально-педагогическая работа в МБОУ «Приморская СОШ» ведется на уровне администрации школы, классных руководителей, социального педагога. Составление социальных паспортов в классах классными руководителями играет огромную роль. Оперативная и эффективная работа с обучающимися также способствует взаимодействию и информационному обмену классного руководителя и социального педагога, что позволяет комплексно и всесторонне работать с детьми.

источник

Данный анализ поможет начинающему соцпедагогу составить отчет о работе. В анализе содержатся основные направления и функции работы социального педагога в школе.

Анализ работы социального педагога

Предупредить возникновение проблемных жизненных ситуаций, отклонений в поведении подростков.

По защите и охране прав ребенка:

Выявить уровень социальной защищенности и адаптации к социальной среде.

Разрешить проблемы социальной жизни ребенка.

Выступать в роли наставника при общении с ребенком. Выявить интересы, потребности, трудности, проблемы учащихся. Пропагандировать ЗОЖ, социально – педагогические идеи.

Создать психологический комфорт и безопасность детей в школе, семье. Провести социальную диагностику семей. Дать консультативную помощь в воспитании детей. Привлечь детей и родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий и акций.

Выступать в роли посредника между ребенком и взрослым. Воспитывать уважение к закону, нормам коллективной жизни. Организовать целенаправленную работу по формированию правовой культуры учащихся. Разъяснить информацию о существующих законодательствах и нормативно- правовых актах по защите прав и интересов ребенка в семье.

Выступать в роли координатора. Разрешить проблемы социальной жизни ребенка. Координировать взаимодействия учителей, родителей специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи. Ходатайствовать в органы власти о лишении родительских прав и направление ребенка в воспитательное учреждение открытого и закрытого типа.

Повышение квалификации социального педагога.

Методическая работа — посещение проблемных семинаров и курсов при институте повышения квалификации работников образования.

Изучение новинок литературы по социальной защите и нормативных документов по защите прав детства.

Участие в проблемных семинарах, консультациях для социальных педагогов.

Работа методического районного объединения социальных педагогов.

Диагностика несовершеннолетнего и его семьи.

— увеличение числа школьников, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни;

— стабилизация, и в дальнейшем, снижение количества пропусков занятий по неуважительным причинам, снижение количества правонарушений среди школьников

Для реализации поставленных задач предполагалось выполнение следующих функций в работе социального педагога:

Диагностическая и аналитическая – формирует банк данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время

Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей предметников

Коррекционная – индивидуальная работа с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды

Социально-профилактическая – установление доверительных отношений с учащимися и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности

Профориентационная работа среди несовершеннолетних.

Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами.

В течение учебного года проводились заседания Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних с целью профилактики девиантного поведения обучающихся.

Поддерживалась связь со специалистами других учреждений и служб профилактики. По мере необходимости направлялась информация в отдел опеки и попечительства, органы ОМВД г. Нерчинска, ГУСО НКЦСОН «Гарант», УИИ, на КДН по вопросам отклоняющегося поведения детей и родителей группы риска. Большое внимание уделялось работе с семьями

Осуществлялся обмен необходимой информацией с педагогами, проводились выступления с соответствующими докладами на МО.

Социальный педагог школы 2 раза вызывался на судебные заседания в качестве свидетеля по оформлению учащегося в спецшколу и по жестокому обращению в отношении несовершеннолетнего.

Основана Школьная служба примирения.

Конец учебного года (за второе полугодие)

Из 47 обращений обучающихся по 43 достигнуто мирное урегулирование конфликта. По 4 случаям конфликты не могли разрешиться Службой примирения, т. к. связаны с правонарушениями детей или недостойным поведением их родителей (кража из квартиры, алкогольная зависимость родителей, безответственное отношение родителей и т. д.)

14 обращений педагогов связаны с тем, что некоторые школьники не знают правил приличия и всегда поддерживаются родителями. Есть родители, которые не идут в одном направлении со школой, их ребенку нельзя делать замечания, он всегда прав. По всем обращениям принято мирное решение.

11 обращений родителей связаны с конфликтами их детей, которые защитить пытались себя, но не справились. Приглашались родители и дети противоположной стороны, которые участвовали в драках, оскорбляли одноклассников. Примирение достигнуто.

Пропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и уголовной ответственности несовершеннолетних.

Оформление информационных стендов «Для Вас, родители», «Закон и подросток».

В регистрационном журнале приема посетителей за данный учебный год зарегистрировано 63 человека. С родителями и лицами их заменяющими в основном проводились беседы по вопросам детско-родительских взаимоотношений, успеваемости и посещаемости учебных занятий обучающимися.

С родителями и детьми, состоящими на ВШУ, работа построена согласно индивидуальному воспитательно-профилактическому плану, который включает в себя взаимодействие со специалистами, педагогами образовательного учреждения, учебно-воспитательную деятельность, деятельность со специалистами других учреждений и служб профилактики.

Среди родителей и опекунов проводилась диагностика. Анкеты и тесты помогали выявить детско-родительские взаимоотношения, уровень воспитанности ребенка.

Осуществлялись рейды по неблагополучным и опекаемым семьям с межведомственными организациями с целью обследования социально – бытовых условий проживания, контроля над семьей и учащимся.

С привлечением родителей и опекунов проводились заседания Советов по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, педагогических консилиумов.

Законные представители детей на основании представления школы приглашались на заседания КДН. Всего за учебный год составлено 5 представлений на КДН

В журнале учета индивидуальных бесед с учащимися зарегистрировано 78 случаев. Индивидуальные беседы, классные часы проводились на такие темы, как «Мобильные преступления», «Подросток и конфликт», «Мои права и права других людей», «Противодействие вымогательству», «Законы Забайкальского края об административных правонарушениях», «Алкоголь и наркотики-родные братья», «Если ты являешься подозреваемым или задержанным», «Права при общении с полицией». Проведена работа по вовлечению детей в кружковую, досуговую деятельность.

Ежедневноя контролировались опаздывающие и часто пропускающие учебные занятия дети. С целью контроля над несовершеннолетними группы риска заполнялась информационная таблица поведения, обучения и посещения занятий обучающимся. Таблица заверялась подписями учителей.

Социальным педагогом посещались уроки с целью наблюдений за учащимися группы риска.

Составлялись заявки в РУО на лечение детей в санаториях, списки из малообеспеченных семей на оказание социальной помощи вещами и обувью.

В течение учебного года проводилась корректировка банка данных детей, изучались индивидуальные особенности трудных обучающихся.

Введены дневники индивидуальной работы социального педагога по профилактике правонарушений. Дневник состоит из двух разделов: диагностирование несовершеннолетнего и профилактика правонарушений. К дневнику прилагается карта индивидуальной работы учащегося.

В школе работает самоуправление. В министерство «Интересных и добрых дел», куратором которого является социальный педагог, привлекались ребята не только группы риска. Обучающимися была проведена работа в школьной библиотеке под название «Книжкина больница». Всего отремонтировано 44 экземпляра книг. (прилагаются справки , заверенные подписью и печатью библиотекаря.) кроме ремонта книг руководители министерства в начальной школе провели лекции «Берегите книгу». Всего лекцию прослушали около 60 детей.

Научно — методическая работа.

В начале учебного года были приведены в порядок все документы, необходимые для успешной работы социального педагога. В первую очередь это нормативные документы, которые включают в себя международные документы: «Конвенция ООН о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и федеральные законы: «Конституция РФ», «Гражданский кодекс», Жилищный кодекс», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс», «Кодекс РФ «Об административных нарушениях», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Закон РФ «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Федеральный закон от 28.06.95 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

В течение учебного года была создана методическая копилка социального педагога. Проводился сбор материалов в помощь родителям, лицам их заменяющим, классным руководителям и обучающимся по различным вопросам. Для родителей, опекунов разрабатывались такие рекомендации как, « что делать, если ребенок взял чужую вещь», «что делать, если ребенок ленится», «что делать, если ребенок ворует», «4 шага к прекращению воровства». Родителям и лицам их заменяющим предлагались памятки в решении проблем семейного воспитания подростков. Раздавались буклеты на темы «как помочь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию», «как общаться с подростком», «как воспитывать подростка». Внимание педагогов уделялось советам по работе с детьми группы риска, способам реагирования на нарушение дисциплины, рекомендациям по устранению и профилактике агрессивного поведения у детей. Обучающиеся получали буклеты на темы: «Научись общаться и все получится», «Учись преодолевать жизненные трудности».

Разработана справочная информация социального педагога. Здесь фиксируются списки неуспевающих обучающихся по четвертям, статистические данные о трудных подростках за учебный год, таблица посещаемости семей, сведения об учреждении.

Систематизированы диагностические материалы. Сюда входят анкеты, опросники на выявление личности подростка, его социальных связей, интересов, потребностей, положения в социуме, тесты воспитанности детей в семье, детско-родительских взаимоотношений.

Отдельно скоплены отчеты, анализы, справки социального педагога по итогам работы, по посещаемости и успеваемости обучающихся, по работе социально-психологической службы.

В течение учебного года собраны расписки, заявления, объяснительные обучающихся и их родителей с целью пополнения личных дел для возможного представления данной информации в различные ведомства и службы.

источник

Обеспечение поддержки государством правоотношений, основанных на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи. Исследование системы социальной защиты, семьи, материнства и детства в Москве. Рассмотрение программ и мероприятий. Пути решения проблем.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Факультет Государственного управления и права

Направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Профиль/программа: Государственное и муниципальное управление

Кафедра государственного и муниципального управления

«Исследование социальной защиты семьи, материнства и детства в г. Москве»

Глава 1. Теоретические основы социальной защиты семьи, материнства и детства

1.1 Понятие и сущность социальной защиты семьи, материнства и детства

1.2 Направления развития социальной защиты семьи, материнства и детства

Глава 2. Исследование существующей системы социальной защиты, семьи, материнства и детства в Москве

2.1 Анализ программ и мероприятий, созданных для социальной защиты семьи, материнства и детства

2.2 Пути решения проблем в системе социальной защиты семьи, материнства и детства в Москве

Список нормативно-правовых, законодательных актов и литературы

Темой курсовой работы является исследование социальной защиты семьи, материнства и детства в Москве. Поддержка государства является важнейшим условием решения демографической проблемы в стране и отдельных её субъектах. Социологическая поддержка семьи, материнства и детства находиться под строгим контролем государства, потому как через заботу о здоровье и благосостоянии женщин и детей гарантируется прирост здорового населения страны. С 2005 года семейная политика регулируется Правительством Российской Федерации через национальные проекты, направленные на решение проблем семьи, материнства и детства. Можем выделить такие направления, как «доступное жильё», «современное здравоохранение», «качественное образование». 2008 год был объявлен годом семьи в России.

В связи с многолетними реформами и модернизацией здравоохранения в России сохраняется устойчивое состояние депопуляции. В это же время ухудшается здоровье населения в целом и женщин репродуктивного возраста. Болезни беременных, материнская и младенческая смертность, болезни новорождённых, являются одними из основных и важных проблем со здоровьем. В связи с этим общество несёт огромные потери. Количество женщин умерших от осложнений во время беременности и родов, превышает Европейский уровень более чем в два раза. Проблема численности населения увеличивается из-за недостатка финансирования национальной системы здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования.

Читайте также:  Анализ на гепатит в для детей

Целью курсовой работы является исследование социальной защиты семьи материнства и детства в Москве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятие, выявить сущность социальной защиты семьи, материнства и детства дав подобную характеристику им;

2. Дать характеристику различным направлениям социальной защиты семьи материнства и детства;

3. Дать оценку нормативной базы социальной защиты семьи, материнства и детства на современном этапе;

4. Обозначить основные проблемы и провести анализ программ и мероприятий по защите семьи, материнства и детства путём разработки направления развития социальной защиты.

Объектом исследования является семья, материнство и детство в Москве.

Предметом исследования является развитие системы социальной защиты семьи, материнства и детства.

Работа состоит из двух глав: 1. Теоретические основы социальной защиты семьи, материнства и детства, 2. Исследование существующей системы социальной защиты, семьи, материнства и детства в Москве. В которых подробно раскрывается понятие и сущность социальной защиты семьи материнства и детства, направления их развития, проведён подробный анализ программ и мероприятий, созданных для социальной защиты семьи материнства и детства, выявлены проблемы в системе защиты и найдены пути их решения. Материнство семья и детство представляют собой взаимосвязанную систему, социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества. Подробно рассмотрев и изучив связь материнства, семьи, детства можно сделать вывод о том, что эти на первый взгляд отдельные институты неразрывно связаны друг с другом. И представляют в своей совокупности взаимосвязанную систему, социальных факторов, в значимой степени определяющих состояние общества, и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и как следствие этого преемственность поколений. Подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина.

Глава 1. Теоретические основы социальной защиты семьи, материнства и детства

1.1 Понятие и сущность социальной защиты семьи, материнства и детства

В части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная поддержка семьи, материнства и детства. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 N 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации В части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации сказано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Этим обусловлено, что семья, брак, рождение детей являются не только личным делом участников правоотношений, но и имеют большое общественное значение. В настоящее время в Москве только 30% новорожденных можно признать здоровыми. Каждый третий ребёнок имеет, какие-либо нарушения здоровья и врождённые патологии. Заболеваемость новорожденных, в общем, увеличилось за пять лет. «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ПРИНЯТА РЕФЕРЕНДУМОМ 12.12.93) (РЕД. ОТ 30.12.2008) Этим обусловлено, что семья, брак, рождение детей являются не только личным делом участников правоотношений, но и имеют большое общественное значение. Каждый третий ребёнок имеет, какие-либо нарушения здоровья и врождённые патологии. Заболеваемость новорожденных, в общем, увеличилось за пять лет. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ 2016 Статистический сборник Москва 2016

В настоящее время характерно увеличилось число граждан, находящихся в особо неблагоприятных условиях: многодетные и неполные семьи, семьи с детьми инвалидами. Произошло резкое увеличение масштабов: социального сиротства, раннего алкоголизма, наркомании. Тысячи брошенных детей становятся объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к тяжёлому труду. Растёт число женщин и детей, ставших жертвами физического и психологического насилия в семье.

Всем известно, что предназначение женщины — быть матерью. Главным подтверждением этого является существование на земле человечества. Как показывает статистика в настоящее время, женщины всё реже стремятся заводить детей. Объяснение причин такого явления в стране не является целью приведённого исследования. Поэтому остановимся подробно на факте, подтверждённом множественными статистическими исследованиями — женщины, проживающие в городе Москва, да и в России в целом, рожают очень мало, в результате чего население страны с каждым годом уменьшается. Для того что бы исправить сложившуюся ситуацию, государство обязано принимать действенные меры, рассмотрению которых в том числе посвящена курсовая работа.

Для последовательности исследования необходимо дать понятия основных категорий.

Материнство — категория, определяющая исключительную принадлежность человечества к женскому полу — другими словами «материнство» — свойство только женщины. Действующее Российское законодательство не даёт чёткого определения женщины, но, однако конвенция МОТ № 103 об охране материнства в статье 2 закрепляет, что термин «женщина» обозначает любое лицо женского пола, независимо от возраста, религии, гражданского состояния. Определяющим признаком является набор биологически определённых первичных и вторичных признаков, полученных человеком от природы при рождении. Конвенция Международной Организации Труда № 103 об охране материнства (Женева, 28.06.52)

«Материнство» — реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства несводимо биологическим аспектам репродуктивной способности, его нельзя ограничивать отношениями между матерью и ребёнком непосредственно после родов и в первый год жизни. Оно охватывает родственную связь матери и детей в более старшем возрасте, осознание ею ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними. Из данного рассуждения следует вывод — материнство не сводится к биологической репродуктивной функции женщины — материнство это и отношения, связанные не только с рождением, но и воспитанием приёмных детей и пожизненным общением с ними.

Мать и отец имеют равные права и обязанности по отношению к детям, и поэтому выделение в статье 38 Конституции Российской Федерации только «материнства» — это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребёнка, но и в процессе вынашивания, родов и кормления. Не вызывает сомнений и тот факт, что социальное значение материнства и отцовства — то есть роли обоих родителей в семье и воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека. Статья 38 Конституции России Статья 38 Конституции России

Термин «ребёнок» относится к любому ребёнку, независимо от того состоят ли его родители в браке. Согласно статье 1 Конвенции о правах ребёнка «ребёнком» — является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия раньше. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Российское законодательство, а именно семейное право в первую очередь, даёт определение ребёнка как лица, не достигшего возраста 18 лет — совершеннолетия (пункт1 статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации). 18 лет — возраст гражданского совершеннолетия по Российскому законодательству — с этой даты лицо считается полностью дееспособным. Но в случае, когда ребёнок признан полностью дееспособным, до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации, это не влияет на возможность рассматривать его в качестве ребёнка. Период от рождения до достижения 18 лет можно с полной уверенностью называть периодом «детства». При использовании термина «дети» в законодательстве значение его может быть различным. Может использоваться как для обозначения близких родственных связей, так и не кровных связей, несовершенно летних, или наоборот трудоспособных, достигших 18 летнего возраста. Семейный кодекс, N 223-ФЗ | ст. 54 СК РФ Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

В основополагающей для данного исследования 38 статье Конституции Российской Федерации присутствует, ещё одно понятие, которое необходимо разобрать — «семья». Понятие «семья» является важнейшим, составляющим семейных правоотношений в целом. Законодатель не даёт точного определения семьи её значение и первостепенная важность проводиться абсолютно через все. Выдержки из Конституции Российской Федерации ред. от 20 апреля 2017

Положения Семейного Кодекса Российской Федерации. Понятие семьи долгое время оставалось в науке дискуссионным. Не уходя в глубь противоречий, можно заметить следующее. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017)29 декабря 1995 года N 223-ФЗ

Понятие семьи имеет социологический характер. Семья определяется как неприкосновенная, частная и первичная ячейка общества.

В правовых актах, а в частности в Семейном Кодексе Российской Федерации понятие семьи связанно с установлением круга членов семьи, образующих её состав.

Члены одной семьи связанны между собой семейными правоотношениями. Они возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными братьями сёстрами, отчимом (мачехой) пасынками (падчерицами), а также лицами, принявшими на воспитание детей и принятыми в их семьи детьми.

При этом соответствующие права и обязанности возникают в указанных в Семейном Кодексе Российской Федерации в случаях и при наличии, условий им установленных.

Семейные правоотношения — отношения, основывающиеся на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи. Семейное право регулирует особый вид общественных отношений — отношения между людьми со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Такой вывод следует из статьи 2 Семейного Кодекса Российской Федерации. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ

Семья, материнство и детство это связанная между собой система факторов, определяющих состояние общества и перспективу его быстрого развития, связь, преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.Большой юридический словарь В.Н. Додонов издательский дом Инфра М в 2016г. Исходя, из выше изложенного можно сделать вывод объясняющий, почему Конституция Российской Федерации объединяет требования защиты Государством этих институтов в рамках данной статьи.

Охрана семьи, материнства и детства — это создание государством условий, направленных на обеспечение необходимых условий для рождения, выживание и защиты детей, полноценного развития и реализации семьёй всех её функций в жизни общества.

Социальный статус материнства зависит от отношения к нему общества и государства. Последнее формируется под влиянием системы моральных ценностей, культуры общества, определяется степенью его развития. Культура и моральные ценности основываются на религиозных и культурных традициях.

Социальны статус — это положение индивида или социальной группы в социальной системе, формируется по ряду признаков, характерных для данной системы. В социально аспекте под термином «детство» принято понимать период жизни человека, в течение которого ребёнок созревает, становиться сознательным и достаточно подготовленным во всех отношениях гражданином своей страны. Следовательно, в широком смысле понимается, как период социализации человека. Согласно исследованиям Российского детского Фонда, детство определяется — как стадия жизненного цикла человека и особое социальной влияние, определяющую роль, место положения детей в государстве и обществе, уровень и состояние отношения государства, общества, взрослых к детям, создание достойных и комфортных условий для жизни и развития детей.

Дети — особая социально — демографическая группа с возрастными границами от рождения и до совершеннолетия, которая имеет свои специфические потребности, интересы и права, но не обладающая способностью их отстаивать и защищать их. Конвенция о правах ребенка // Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

Крайняя незащищённость ребёнка, наличие различных периодов развития от рождения до совершеннолетия предполагают введение дифференцированной защиты и охраны детства.

В поддержку этого тезиса существуют многочисленные нормы о защите и охране, поддержки различных этапов детства с указанием возраста, к которым государство пришло эмпирически.

Социальная защита семьи, материнства и детства — это помощь, предоставляемая государством, частными организациями нуждающимся в помощи категориям: многодетным семьям, матерям одиночкам, семьям социального риска, детям и родителям — инвалидам.

Социальная защита семьи, материнства и детства одно из главных направлений социальной политики государства, которое заключается в установлении и поддержании материального и социального положения всех членов общества.

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий и учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты семьи, материнства и детства поддержки уязвимых слоёв населения.

Она включает в себя: 1. Социальное обеспечение, которое возникло в России в 20 е годы означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживание семей за счёт общественных фондов потребления.

Эта категория применяется по отношению к рыночной экономике. К социальному обеспечению относятся пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребёнком в возрасте до года, помощь семьям в воспитании и содержании детей, бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, пионерские лагеря, содержание нетрудоспособных в специализированных учреждениях (домах престарелых), предоставление инвалидам средств передвижения, льготы семьям инвалидов, при переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, но многие её элементы вошли в современную систему защиты населения.

2. Социальные гарантии, которые определяют предоставления социальных благ и услуг гражданам без учёта трудового вклада и проверки нуждаемости. Социальные льготы — это система общественных гарантий, предоставляемых на основе выше указанных принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В городе Москва к социальным гарантиям относят:

-бесплатное медицинское обслуживание;

-общедоступное и бесплатное образование;

-социальная пенсия и минимальная оплата труда, и выплата пенсии;

-пособия при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком по достижению им возраста 1,5 лет и достижения 16 летнего возраста.

3. Социальное страхование — эта защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба.

Социальная помощь предоставляется социально уязвимым группам населения, неспособным по каким-либо причинам обеспечить себе доход. Помощь может осуществляться как путём денежных выплат, так и натуральных (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счёт общих налоговых поступлений. Социальная поддержка не ограничивается материальной помощью. Так же он включает меры в виде содействия и услуг, оказываемым отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных сложностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Читайте также:  Анализ на герпес у детей положительный

Такая работа, которая направлена на оказание помощи, поддержки и защиты людей, в первую очередь социально слабых слоёв общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы является люди, нуждающиеся в посторонней помощи: дети, подростки, неполные семьи.

К субъектам социальной работы — относятся организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов, работников. Это благотворительные организации и фонды такие, например, как Красный крест и Красный полумесяц.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает так же меры в виде содействия и услуг, оказываемые отдельными лицами или группами населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса адаптации в обществе.

С целью повышения уровня социальной политики в Москве необходимо разработать стратегию, ориентированную на социальную защиту семьи, материнства и детства.

Эта стратегия призвана создать условия для того, чтобы каждый ребёнок рос в семейном окружении, атмосфере счастья любви и взаимопонимания, что бы каждой семье были предоставлены необходимые защита и содействие в выполнении её обязанностей. Каждый молодой человек был полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе. Это является наиболее надёжным путём снижения социальной напряженности, сокращением разрыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых бедных семей.

Основные задачи стратегии —

1. Создание наилучших условий для рождения и здоровья детей, доступности высококвалифицированной медицинской помощи для каждого ребёнка и формирования здорового образа жизни как доминирующего стиля поведения Москвичей.

2. Безусловная реализация права каждого ребёнка и всесторонняя поддержка

семей с детьми — экономическая, социальная и культурно- социальная.

3. обеспечение прав, интересов и потребностей развития каждого ребёнка в столичной системе образования и культурной среде.

4. Эффективная социализация подрастающего поколения по средствам его включения в общественно значимую деятельность и процесс принятия решений относительно своего будущего, семьи и города.

Социальная поддержка, реабилитация и адаптация детей инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Цель стратегии — повысить уровень социальной защиты семьи, материнства и детства.

1.2 Направления развития социальной защиты семьи, материнства и детства

Система социальной защиты семьи, материнства и детства включает в себя меры финансовой и не финансовой поддержки.

Меры финансовой поддержки включают в себя:

-единую систему государственных пособий и выплат, в которую входят денежные пособия, выплаты, компенсации, выплачиваемые через системы обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения, личного страхования;

-политику доходов, восполняющую утраченный или недополученный, заработок семей с детьми через налоговые льготы;

-управление средствами материнского капитала;

Меры нефинансовой поддержки делятся на две группы и включают в себя:

1. затрагивающие финансовые и иные интересы всех семей с детьми:

-оказание медицинских услуг;

-меры стимулирования рождаемости и профилактике заболеваемости;

-предоставление отпусков согласно трудовому законодательству.

2. затрагивающие имущественные и иные интересы определённых категорий семей с детьми и детей сирот:

-особые формы социальной помощи разным категориям семей с детьми:

Многодетным семьям, малообеспеченным семьям, неполным, семьям при потере кормильца, семьям при усыновлении, установлении опеки и попечительства, принятие ребёнка в большую семью, а также детям сиротам, и детям — оставшимся без попечения родителей.

Проанализировав выше сказанное, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

1.Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы их реализации. Ведётся разработка программ на региональных и федеральных уровнях;

2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;

3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных, и иных обстоятельств в Москве и государстве в целом.

Глава 2. Исследование существующей системы социальной защиты, семьи, материнства и детства в Москве

2.1 Анализ программ и мероприятий, созданных для социальной защиты семьи, материнства и детства

В связи с рождением и воспитанием детей семьи сталкиваются с риском снижения среднедушевого семейного дохода. В настоящее время в Москве, да и в России в целом дети проживают в семьях с очень низкими доходами, особенно если эти семьи являются многодетными. Очень часто это приводит к несоответствию уровня жизни установленным социальным стандартам даже на уровне прожиточного минимума.

В ходе исследования выявлено то, что определяющую роль в решении задач, стоящих в области социальной защиты семьи, материнства и детства играют национальные проекты. В число этих задач входит:

-увеличение рождаемости для достижения прироста населения;

-поддержание состояния здоровья рождённых детей;

-снижение материнской и детской смертности;

-поддержание уровни жизни женщин и семей с детьми;

-формирование общественного мнения в пользу здорового образа жизни для сохранения жизни и здоровья будущих поколений.

Экономическое содержание социальной защиты семьи, материнства и детства заключается в перераспределении национального дохода в целях обеспечения условий для рождения здоровых детей и поддержания достигнутого уровня жизни семей, понижающегося с рождением детей.

Целью социальной защиты семьи, материнства и детства является защита материального уровня и качества жизни женщин в период материнства и семей с детьми и для сохранения здоровья.

Предметом социальной защиты семьи, материнства и детства являются экономические отношения по поводу сохранения, восстановления либо улучшения достигнутого материального уровня и качества жизни матерей и семей с детьми.

Субъектами социальной защиты семьи, материнства и детства, обеспечивающими эту защиту являются:

-государство в лице органов социальной защиты населения;

-политические и общественные объединения;

-коммерческие, благотворительные и религиозные организации.

-материнский семейный капитал — это средства, выделяемые матерям из средств Федерального бюджета при условии рождения второго и последующих детей. Нормативные акты: Материнский капитал Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»29 декабря 2006 года N 256-ФЗ

Так же прослеживается явный факт снижения среднедушевого дохода в семьях — это происходит в связи с рождением и воспитанием детей. Это происходит в связи с тем, что женщины — матери на определённый период теряют трудоспособность и заработок. Уровень жизни снижается и опускается в некоторых случаях ниже прожиточного минимума, чаще всего это происходит в многодетных семьях. Риск временной потери трудоспособности и утраты дохода является социальным и служит предметом управления системы социальной защиты населения. Беременность и роды традиционно принято относить к форме проявления социального риска, но прежде всего это исполнение важнейшей общественной функции женщины. Эти состояния носят неизбежный характер, ведь рождение новых членов семьи нельзя назвать риском. Но само по себе состояние беременности и родов сопровождаются опасностями и рисками. А социальные риски являются следствием наступления беременности. Следовательно, данные состояния требует мобилизации всех механизмов управления социальным риском в рамках всей системы социальной защиты населения, поскольку это касается как работающих, так и неработающих граждан.

Существует две группы риска первая группа, сопутствует беременности, родам и уходу за детьми. И делится на внутренние и внешние признаки.

Внутренние признаки это такие как:

-материнская и младенческая смертность в связи с различными заболеваниями и нарушениями состояния;

-осложнения и патологии во время беременности, родов и в после родовой период, вызванными хроническими заболеваниями, вследствие неблагоприятных условий труда беременной, несоблюдения санитарных норм на предприятии, родовыми травмами.

Внешние признаки — это такие как:

-повреждения и гибель в результате несчастных случаев (ожоги, бытовые травмы, аварии, катастрофы);

-повреждения и гибель в результате медицинского вмешательства (сепсиса, от осложнения анестезии, акушерской помощи).

Ко второй группе относятся риски потери или снижения дохода:

-утрата или снижение заработка для работающих женщин;

-затраты, связанные с рождение ребёнка;

-затраты, связанные с необходимостью дополнительных обследований, лечения;

-сокращение пенсионных прав женщины — матери связанных с уменьшением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исследуя современное состояние социальной защиты семьи, материнства и детства в Москве, следует обратить внимание на то, что оно характеризуется данными о состоянии здоровья матерей и детей. В Москве, да и в России в целом сохраняется устойчивая тенденция к повышению заболеваемости, от осложнений беременности, родов и после родового периода. Растёт распространённость бесплодия. Значительная часть родов осложнена заболеваниями, например, такими как: анемия, болезнями мочеполовой системы, системы кровообращения, поздним токсикозом, различными нарушениями родовой деятельности.

Система социальной защиты семьи, материнства и детства является составной частью системы социальной защиты населения и функционирует через механизмы управления социальными рисками. Эти механизмы призваны национальный доход с целью предотвращения или компенсации действия социальных рисков. Структура социальной защиты семьи, материнства подробна мною изложина в таблице, размещённой в приложении № 2.

К источникам финансирования системы относятся: Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, средства вне бюджетного Фонда социального страхования и Пенсионного Фонда социального страхования и Пенсионного Фонда Российской Федерации. Средства предприятий и граждан. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Статья 4. Средства на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей

Основным элементом системы социальной защиты семьи материнства и детства является обязательное социальное страхование, через механизм распределения рисков между участниками внебюджетных фондов. Система социального страхования обеспечивает выплату основных материнских и семейных пособий, оплату родовых сертификатов, компенсацию санаторно курортного лечения детей и беременных женщин. При этом финансовые ресурсы из внебюджетных страховых фондов используются на функции, не связанные со страхованием.

Дополняют государственное социальное обеспечение и социальное страхование, налоговые льготы семей с детьми. Налоговые вычеты как фискальный инструмент социальной — демографической политики являются ещё одной мерой в области стимулирования рождаемости. Государство осуществляет социальную защиту женщин и семей с детьми через возврат из бюджета ранее уплаченного подоходного налога с физических лиц.

Меры финансовой поддержки матерей и семей с детьми квалифицируют по следующим критериям:

-периодичность выплат (единовременные, периодичные, постоянные);

-формы выплат (денежная, натуральная, оплата социальных услуг);

-методы определения размеров выплат (фиксированные и расчётные). Электронный журнал научных публикаций «экономика государство и общество» Меры финансовой поддержки многодетных семей

2.2 Пути решения проблем в системе социальной защиты семьи, материнства и детства в Москве

Неблагоприятные тенденции демографического развития в Москве и России в целом, проявившаяся в первую очередь, в сокращении численности населения, предопределили важность решения проблем рождаемости и увеличения уровня жизни семей с детьми. Основным государственным приоритетом стало поощрение семей в рождении детей и повышении уровня рождаемости.

Доходы семей с детьми продолжают сохраняться на низком уровне. Следовательно, семьи с детьми имеют риск бедности. В Москве динамика демографических процессов последнего десятилетия отличается явной депопуляцией.

Снижение рождаемости происходит на фоне повышения среднего возраста матерей, и увеличения числа детей, родившихся вне брака. Негативной особенностью рождаемости является увеличение численности абортов как способа регулирования деторождения.

Проявления кризисных процессов в институте семьи способствовали ослаблению семейных связей, снижению ответственности у родителей за содержание и воспитание детей, результатом этого является беспризорность и безнадзорность детей, рост социального сиротства.

В период 2014-2017гг. в Москве численность детей в возрасте до 18 лет заметно сократилось, но увеличилось численность детей и подростков, лишённых попечения родителей. Отчёт Федеральной службы статистики РФ о численности населения за период с 2014-2015гг.

Демографический кризис — это одна из самых острых проблем, существующих в Москве и России в целом. Долгое время власть ни озвучила ни каких серьёзных проектов. Большой юридический словарь В.Н. Додонов издательский дом Инфра М в 2016г Но в 2006 году в ежегодном обращении Президента Российской Федерации Федеральному собранию впервые за 15 лет экономических реформ этот вопрос был назван ключевым, что вызвало огромный общественный резонанс. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ»ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ Для решения этой проблемы необходимо создать надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости, применять эффективные программы для поддержки семьи, материнства и детства.

Для того что бы приостановить сокращение численности населения, сохранить существующий численный капитал и увеличить вклад молодого поколения в социальное развитие и экономический рост. Необходимо увеличить безопасность, качество окружающей среды и здравоохранения. Превентивные меры в области охраны здоровья и стимулирования здорового образа жизни так же в значительной мере способствуют приостановки сокращения численности населения. Так же все эти меры способствуют сокращению численности детей, находящихся в государственных детских учреждениях, что в свою очередь благоприятно отражается на стабильности и благосостоянии населения.

Меры государственной политики, которые направлены на повышение уровня жизни с детьми, в первую очередь должны быть связаны с преодоление проблем, сложившихся на рынке труда: сокращение широкой распространенности низкой заработной платы и содействие в трудоустройстве тем, кто ищет работу.

Наряду с доходной обеспеченностью, жилищные условия являются так же важной составляющей уровня жизни, а именно плохие жилищные условия семей в Москве наиболее часто называют в качестве причины, по которой семьи отказываются от рождения детей. Подавляющие большинство семей с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий. Они испытывают потребность в дополнительных метрах площади, сталкиваются с отсутствием доступа к базовым коммунальным услугам.

Рассматривая вопрос выплаты пособий, можно говорить о том, что новое пособие по уходу за ребёнком, достигло уровня рассматриваемого значимым для принятия решения о рождении детей в случае наличия в семье материальных сложностей. В случае если рост пособия по уходу в возрасте до полутора лет не будет поддержан адекватными мерами, обеспечивающими социальную поддержку для малообеспеченных семей с детьми на более длительный период времени (до достижения детьми возраста пятнадцати — семнадцати лет), то позитивное влияние на рождаемость, обусловленное ростом пособия по уходу за ребёнком до полутора лет, может оказаться кратковременным. Существуют пути сохранения роста рождаемости. Например, такие как поднятие, бедным семьям с детьми в возрасте до шестнадцати — восемнадцати лет пособия до уровня, выплачиваемого по уходу за детьми до полутора лет, вследствие чего уровень бедности сократился бы в два раза. Двукратное снижение бедности среди детей является значимой целью, которая может быть достигнута при помощи государственных социальных программ. Стабильность в семье и институционализация детей. социальный защита материнство детство

Читайте также:  Анализ на гепатит у детей

Возвращаясь к жилищному вопросу. Можно отметить тот факт, что семьи с двумя и более детьми сталкиваются с проблемами гораздо большего масштаба, чем фиксируемые в среднем по всему населению. В неблагоустроенном или тесном жилье проживает 98,1 % семей, претендующих на участие в программе материнского капитала. Говоря о материнском капитале можно отметить, что — это достаточно дорогостоящая программа, 50% его получателей не сможет участвовать в схемах ипотечного кредитования, так как для большинства из них это единственный ресурс, не подкреплённый другими возможностями (доходы позволяющие, позволяющие возвращать кредит, развитый рынок жилья). Отчёт Федеральной службы статистики РФ о численности населения проживающих в неблагоприятных условиях Самым полезным использованием этого ресурса может стать улучшение благоустройства жилья, а практика реализации именно этой стратегии использования материнского капитала пока не определена, в законодательных актах, регулирующих данную социальную программу.

Меры политики, призванные обеспечить повышение уровня жизни для малообеспеченных детей, с детьми. Так же должны быть направлены на преодоление проблем, доминирующих на рынке труда. Речь идёт о низкооплачиваемой занятости и безработице, особенно среди молодёжи. Политика имеет положительного влияния на поддержку семей.

В настоящий момент в Москве к соответствию данным требованиям приближается только пособие по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет. По-прежнему проблема действенных и долгосрочных пособий остаётся актуальной для детей из бедных семей, поскольку решение родителей иметь несколько детей напрямую зависит от перспектив долгосрочной экономической стабильности семьи. Влияние пособий на уровень рождаемости, очевидно выше, если материнская поддержка сочетается с развитием сферы социальных услуг для семей с детьми и формирование гибкого рынка труда. Говоря об этих мерах в контексте повышения уровня и качества жизни семей с детьми, можно сделать некоторые стратегические рекомендации относительно потенциальных вариантов программы, которые могли бы повысить, эффективность в сфере рождаемости.

Несмотря на то, что материнский капитал — это достаточно дорогостоящая программа, в рамках обозначенных целей его использования, он не позволит существенно повысить благосостоянии получателей. Принципиален и тот вопрос, касающийся того, что большая половина адресной группы не сможет участвовать в схемамах ипотечного кредитования — так как для большинства из них — это единственный ресурс, неподкреплённый другими возможностями (доходы, позволяющие возвращать кредит). Использование только самого капитала на покупку нового жилья лучшего качества сопровождается большими издержками по продаже старого, и покупке нового. Рационально расширить возможности использования его в части капитального ремонта, имеющегося жилья, и повышения уровня его благоустройства.

В данное время материнский капитал направлен на удвоение потребностей в образовании, здравоохранении и улучшении жилищных условий. Вместе с этим, у малообеспеченных семей имеются проблемы более низкого порядка: они имеют белководефицитное питание, не обеспечены даже по минимальным стандартам одеждой и обувью.

Использование в качестве инструмента способного позитивно повлиять на рост рождаемости и социальной стабильности семей с детьми только пособий неправильно. Они должны дополняться комплексом мер «устойчивой поддержки» семьи в других сферах, прежде всего в сфере занятости женщин и создании дружественной общественной атмосферы для семей с детьми. Демоскоп Weekly № 549 — 550 Использование материнского капитала на текущее потребление — это подмена одного инструмента поддержки семей другим

Для улучшения защиты социального положения семьи материнства и детства требуется комплекс мер, с одной стороны, способствующих развитию стратегий самообеспечения для семей с детьми, с другой стороны повышающих для них доступность, программ государственной социальной поддержки в сфере занятости. Беря во внимание стратегическую цель создания высокопроизводительных рабочих мест, необходимо предпринимать меры, направленные на повышение качества оплаты труда и возможностей для репродуктивных намерений населения. В частности, речь идёт о политике повышения минимальной оплаты труда, расширении сферы услуг по уходу за детьми и развитии нестандартных занятости в рамках формальных экономических отношений. Включающий в себя следующие меры:

-объединение служб занятости и социальной защиты в трудоустройстве безработных из уязвимых групп.

-попадание многодетных и неполных семей в приоритетную группу при устройстве детей в детские дошкольные учреждения и на режим продлённого дня в школе.

Стратегия, ориентированная на социальную защиту семьи, материнства и детства призвана создать условия для того, чтобы каждый ребёнок рос в семейном окружении, атмосфере счастья любви и взаимопонимания, что бы каждой семье были предоставлены необходимые защита и содействие в выполнении её обязанностей. Каждый молодой человек был полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе. Это является наиболее надёжным путём снижения социальной напряженности, сокращением разрыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых бедных семей.

Основные задачи стратегии —

1. Создание наилучших условий для рождения и здоровья детей, доступности высококвалифицированной медицинской помощи для каждого ребёнка и формирования здорового образа жизни как доминирующего стиля поведения Москвичей.

2. Обеспечение прав, интересов и потребностей развития каждого ребёнка в столичной системе образования и культурной среде.

3. Эффективная социализация подрастающего поколения по средствам его включения в общественно значимую деятельность и процесс принятия решений относительно своего будущего, семьи и города.

4. Социальная поддержка, реабилитация и адаптация детей инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Которые проживают в социально неблагополучных семьях, подвергающихся насилию, сексуальной эксплуатации, беспризорных и безнадзорных, совершивших преступления.

Целью данной политики, является содействие в укреплении института семьи и брака, безусловному права каждого ребёнка на семью, повышению качества жизни семей с детьми, формированию в семьях морально — психологического климата, максимально способствующего гармоничному развитию детей.

Основными задачами данной политики являются:

-Обеспечение всесторонней социально — экономической поддержки семей с детьми посредствам:

1. системы денежных пособий и целевых субсидий;

2. содействия улучшений жилищных условий;

3. создания условий занятости обоих родителей;

4. расширения возможностей для занятости родителей при выполнении ими своих семейных обязанностей;

5. развития инфраструктуры временного содержания, ухода, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

6. развития инфраструктуры совместного отдыха, досуга, культурных и образовательных центров и мероприятий для семей с детьми;

7. обеспечение равного и приоритетного доступа к услугам в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и социальных услуг.

-Развитие системы социально-психологической и правовой помощи семье по средствам:

1. повышения качества и доступности социальных услуг для семей с детьми в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;

2. обеспечения для всех категорий семей доступа к услугам семейных консультаций, кризисных центров, служб правовой помощи;

3. повышения качества и доступности, расширения ассортимента социальных услуг семьям, имеющих детей инвалидов и детей с особыми потребностями;

4. социальной работы с семьями группы риска помощи родителям в лечении наркомании и алкоголизма, профилактики безнадзорности детей.

-Обеспечение информационно культурной поддержки семьи по средствам:

1. поддержки и развития семейных форм отдыха. Например, таких как, семейные объединения, клубы, экскурсионные программы;

2. поддержки и развития семейных форм образования детей;

3. формирования и развития программ родительской компетенции;

4. сокращение числа безнадзорных и беспризорных детей за счёт усиления профилактической работы с семьями «группы риска»;

-Обеспечения права на семью для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей обеспечиваются по средствам:

1. оптимизации процедур усыновления;

2. стимулирования усыновления и опеки, поддержки усыновителей и опекунов;

3. развития и поддержки приёмных и патронатных семей и других форм семейного устройства.

4. формирования общественного мнения;

-Повышение значимости семьи и семейного воспитания, укрепление супружеских связей и связей поколений по средствам:

1. развития и формирования семейных ценностей у молодых супругов;

2. создание условий для укрепления духовно-нравственных и культурных семейных традиций.

В ходе изучения и исследования задач и продвижения к цели, указанные выше, выявлены индикаторы эффективной реализации, такие как:

-повышение среднедушевого дохода Московских семей с детьми (включая зарплаты, пенсии и социальные пособия);

-снижение доли многодетных семей с результирующим доходом на члена семьи ниже прожиточного минимума;

-доведение ежемесячного пособия детям в возрасте до восемнадцати лет из малообеспеченных семей, до уровня, соответствующего минимальному размеру пособия по уходу за ребёнком с последующей индексацией;

-объём субсидий на оплату жилого помещения и коммунальные услуги отдельно взятым категориям граждан;

-увеличение числа молодых семей, проживающих в отдельных квартирах;

-снижения количества разводов;

-снижение количества семей, состоящих на учёте как социально неблагополучные;

-снижение доли детей, пропускающих школьные занятия без уважительных на то причин;

-сокращение доли родителей, лишённых своих родительских прав;

-сокращение времени пребывания в родовспомогательном учреждении детей от которых отказались родители при рождении;

-сокращение количества воспитанников специализированных учреждений для детей сирот;

-увеличение числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, помещённых в альтернативные семьи, в том числе под опеку и попечительство в приёмные семьи.

К основным мероприятиям по реализации данной политики относятся:

-создание системы информирования вступивших в брак о мерах социальной поддержки молодых семей, возможностях улучшения жилищных условий;

-повышение объёма предоставляемых семье Московских льгот по мере увеличения количества детей в семье в дополнение к пособиям, выплачиваемым на Федеральном уровне;

-введение, в дополнение к Федеральным, Московских механизмов оказания дополнительной помощи неполным семьям и многодетным семьям с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей оставшихся без попечения родителей, а также семей имеющих детей-инвалидов;

-развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального состояния семей;

-помощь в получении средне специально либо высшего образования молодым родителям дистанционно, в заочной форме, в учебных учреждениях, находящихся в территориальной доступности от места их проживания;

-формирование городской системы социальных служб доброжелательных к семье, например, таких как:

1. создание семейных психологических консультаций во всех административных округах города Москвы и обеспечении доступности предоставляемых ими услуг;

2. создание сети правовых центров поддержки семьи во всех административных округах города Москвы и обеспечении их доступности;

3. увеличение числа, повышения качества, эффективности и разнообразия услуг поддержки семьи и детей, направленных на раннее выявление кризисной ситуации в семье. Воссоединение и реабилитацию семей с помощью оказания социальной, экономической, психологической и юридической поддержки;

4. Дети инвалиды с особыми потребностями (политика адресной поддержки детей-инвалидов и их семей).

Цель данной политики заключается в обеспечении всех необходимых условий для жизни и развития в обществе каждого ребёнка-инвалида, недопущении дискриминации таких детей и их семей в различных социальных сферах.

К основным задачам данной политики относят:

-обеспечение достойного уровня каждой семье воспитывающего ребёнка-инвалида;

-профилактика отказов родителей от имеющих специфические особенности и содействие семейному устройству таких детей, от которых отказались родители;

-формирование гибких финансовых механизмов, эффективно направлять средства бюджета Москвы в организации, выбранные семьёй ребёнка-инвалида для оказания необходимых медицинских, реабилитационных и образовательных услуг;

-интеграция детей с особыми потребностями в систему общего образования и минимализация изолирующих форм получения образования;

-обеспечение условий для полноценного участия таких детей и их семей в социальной, культурной, спортивной жизни Москвы;

-создание системы профессионального (трудового) обучения каждому ребёнку- инвалиду (в соответствии с медицинскими показаниями);

-формирование без барьерной среды — городской технической инфраструктуры доброжелательной к людям с ограниченными возможностями (жилые дома, общественные места, транспорт);

Основными же мероприятиями по реализации данной политики являются:

-формирование гибкой системы Московских социальных пособий и иных мер финансовой помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями;

-выделение дополнительного ежемесячного пособия семьям, взявшим детей-инвалидов на воспитание;

-создание городской системы медико-социальных служб, доброжелательных к особенным детям и их семьям;

-разработка единых городских стандартов реабилитационной помощи детям-инвалидам. Внедрение новейших инновационных технологий работы с особенными детьми;

-обеспечение реабилитационным оборудованием учреждений социального обслуживания семьи и детей, имеющих отделения по работе с детьми-инвалидами;

-обеспечение за счёт бюджета Москвы детей-инвалидов специализированными средствами реабилитации по жизненным показаниям;

-разработка и принятие Положения об организации интегрированного (эксклюзивного) образования;

-разработка и принятие нового Положения о психологически — медико-педагогических комиссиях;

5. Ребёнок в трудной жизненной ситуации (политика поддержки адаптации).

Цель данной политики — состоит в создании условий для них социальной и психологической реабилитации и адаптации, устранении влияния криминальной либо асоциальной среды, возобновлении посещаемости образовательных учреждений, обеспечении условий для улучшения здоровья, и возвращении к нормально — социальной жизни.

Основными задачами данной политики выделяю:

-формирование системы своевременного выявления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации относящихся к «группам риска»;

-недопущение дискриминации и безусловное соблюдение прав всех категорий детей, попавших в сложную жизненную ситуацию;

-снижение уровня насилия в отношении детей;

-безусловное соблюдение права на образование всех ВИЧ инфицированных детей;

источник