Меню Рубрики

Анализ физической подготовленности детей результаты тестирования

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

Таким образом, ведущей идеей дошкольных образовательных учреждений является формирование здорового ребёнка и на этой базе развитие его духовного потенциала и широкого спектра творческих способностей.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Это даёт ключевые позиции обновления детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка. Укрепление преемственных связей между дошкольным и начальным образованием имеет важное значение для развития всей системы образования в целом. Концепция непрерывного образования рекомендует рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данной ступени образования.

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника и младшего школьника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей.

Существует множество методик диагностики для определения физической подготовленности детей. Работая в прогимназии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, мы столкнулись с тем, что нет единой системы определения физической подготовленности, по которым можно проследить уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка с 3 до 10 лет. В диагностических методиках не учитывается принцип преемственности в определении физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. А. Рунова в своей книге “Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7 лет” предлагает для определения физического развития ребёнка-дошкольника 15 диагностических тестов. Г.Н. Сердюковская (1995 г.) — 5 тестов. В.Н. Шебеко (1996 г.) и другие — по 9 тестов. В начальной же школе из всех этих тестов берутся во внимание только 6. Всё остальное проходит через изучение техники выполнения элементов. Нет преемственности и в последовательности нормативов одних и тех же тестов у дошкольников и младших школьников. В тестах нет единой системы определения норм и результатов.

Резкие контрасты условий детского сада и школы приводят к ослаблению здоровья, психологическим травмам детей, что ведёт к более длительному адаптационному периоду, так как организм и психика ребёнка ещё не приспособлены к условиям школы.

В условиях прогимназии, в едином образовательном пространстве с детьми дошкольного и младшего школьного возраста работает один специалист. Поэтому проблема проведения диагностических тестов, определение качественной оценки физической подготовленности, развития и достижений детей, отсутствие единой программы , по которой можно определить динамику физического развития каждого ребёнка перед нами встала особенно остро.

Работая над этой проблемой, мы поставили перед собой цель: опираясь на “Комплексную программу физического воспитания 1-11 классов” (Авторский коллектив В.А. Лях, Л.Б. Кофман), на диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста М.А.Руновой, Г.Н.Сердюковской, разработать единую систему физической подготовленности детей для нашего учреждения, где будет прослеживаться развитие ребёнка с 3 до 10 лет.

На основании оценки физической подготовленности изучаются особенности моторного развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Всё это даёт возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях данного учреждения.

При определении уровня физической подготовленности ребёнка следует ориентироваться на следующие факторы:

  • степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
  • умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;
  • развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;
  • общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

Начиная со второй младшей группы и до третьего класса, нами разработана единая диагностика, что позволяет выявить динамику физической подготовленности по идентичным показателям (приложение 1). При этом не нарушается структура основных образовательных программ детского сада и школы.

Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Предлагается перечень тестов общих для дошкольников и школьников.

1. Тест на определение скоростных качеств:

Быстрота — способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

2. Тест на определение координационных способностей:

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

3. Тест на определение выносливости:

Выносливость — способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость — определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

5. Тест на определение гибкости:

Гибкость — морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.

Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.

Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины — перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

6. Тест на определение силовых способностей:

Сила — способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.

Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

Метание мешочка правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”. Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок.

При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования:

  • прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
  • перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
  • гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
  • беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.

Всё оборудование имеется в нашем учреждении и в любом другом учебном учреждении города и республики, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности в любом учреждение дошкольного и младшего школьного возраста.

При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.

Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшая медицинская сестра.

Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.

Во время тестирования важно учитывать:

  1. индивидуальные возможности ребёнка;
  2. особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.

Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования (приложение 2). В протокол записываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также результаты записываются в индивидуальную карту физической подготовленности ребёнка (приложение 3). По индивидуальной карте прослеживается физическое развитие ребёнка с 3 до 10 лет и корректно сообщается родителям каждого ребёнка , подводится итог в конце каждого года.

Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний. Как показали наблюдения (М.А. Рунова), большая часть детей дошкольного возраста (60%) постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников, Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к педагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие дети (10%) остаются пассивными и инертными.

Работая по данной системе, мы достигли следующих результатов:

  • по разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовленности ребёнка с 3 до 10 лет.
  • в процессе работы по данной системе, увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности. Так как уменьшилось количество тестов, поэтому основное внимание мы уделяем технике выполнения упражнений. При правильной технике всегда улучшается результат (приложение 4).
  • тесты позволяют выявить уровень развития движений и физических качеств у детей с 3 до 10 лет, а так же определить степень его соответствия возрастным нормам.
  • мы можем определить способности и возможности каждого ребёнка и индивидуально обсудить это родителями.
  • тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоение программы каждого ребёнка.

Исходя из всего сказанного, мы пришли к выводу, что назрела необходимость в выработке единого подхода и единых нормативов для определения физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в нашем регионе.

ЛИТЕРАТУРА:

    М.А. Рунова, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.
  1. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.
  2. Г.И. Погадаев, “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.
  3. И.А. Чаленко, “Современные уроки физкультуры в начальной школе”- Ростов Н/Д.: Феникс, 2003-256с.
  4. Б.Н. Минаев, “Основы методики физического воспитания школьников”: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Просвещение, 1989-222с.
  5. Журналы “Спорт в школе”, 1996.

источник

Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
материал по физкультуре на тему

Какие показатели, выявляющие состояние здоровья, предполагает про­грамма комплексной оценки физических возможностей дошкольников? Наличием каких двигательных навыков и физических качеств у детей характеризуется их физическая подготовленность?

Читайте также:  Зимнее утро анализ для детей

Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в до­школьном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются дви­жения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией про­граммы физического воспитания на основе анализа результатов диа­гностики физического состояния воспитанников.

Показатели, выявляющие состояние здоровья.

Программа комплексной оценки физических возможностей до­школьников предполагает анализ показателей, позволяющих опреде­лить состояние здоровья:

· основные функциональные параметры;

· развитие двигательной сферы.

Комплексное изучение данных показателей позволяет осущест­влять целостный подход к вопросу гармоничного физического разви­тия детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями фи­зического развития, развития двигательной сферы и функциональны­ми возможностями организма ребенка.

Базовые критерии оценки состояния здоровья детей

Оценка состояния здоровья детей основывается на четырех базовых критериях:

· наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний;

· уровень функционального состояния основных систем орга­низма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и мышечной системы и пр.);

· степень сопротивляемости организма неблагоприятным вне­шним воздействиям;

· уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

В ходе медицинского обследования определяются масса и длина тела, окружность грудной клетки, гармоничность телосложения, сила левой и правой кисти руки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), а также артериальное давление (АД) и частота сердечных сокращений в покое (ЧСС). Измерения параметров состояния здоровья и физического развития и их оценка проводятся специалистами органов здравоохра­нения.

Помимо состояния здоровья, росто-весовых показателей и неко­торых функциональных данных для наиболее полной характеристики физического состояния дошкольников важно определение их физи­ческой подготовленности. Уровень физической подготовленности отражает в первую очередь эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения программ, здоровье-сберегающих технологий и инноваций. Вопросу контроля над дина­микой физической подготовленности детей старший воспитатель дол­жен уделять в своей работе самое пристальное внимание.

Физические качества и двигательные навыки у детей.

Физическая подготовленность детей характеризуется совокуп­ностью сформированных двигательных навыков и основных физиче­ских качеств.

Физическими (двигательными) качествами называются отдель­ные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных дейст­виях — основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, мета­нии), игровых, спортивных занятиях.

Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений поз­воляет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковремен­ные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при мета­нии предметов.

Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигатель­ных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития дви­гательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закрепле­нию неправильных навыков выполнения движения.

Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнооб­разие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.

Уровень физической подготовленности во многом отражает воз­можности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоцио­нальном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движе­ний и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.

Объективность оценки физической подготовленности во много определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувст­вительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организме. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развития дви­гательных навыков и физических качеств.

Характеристика основных физических качеств.

К числу основных физических качеств относят гибкость, различ­ные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоро­стные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качест­ва), ловкость, а также координационные способности.

Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательно­го аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность вы­полнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетель­ствует о хорошем физическом состоянии человека. Показателем гиб­кости служит наибольшая амплитуда движения.

Быстрота — способность человека совершать двигательные дейс­твия в максимально короткий отрезок времени. Она относится к чис­лу консервативных, т. е. трудно развиваемых, качеств человека. Раз­витие быстроты во многом зависит от природных данных, часто пере­даваемых по наследству.

Выносливость является одним из важнейших физических ка­честв человека, характеризующих его физическое состояние. Она тесно связана с уровнем развития кардиореспираторной системы организма и уровнем общей работоспособности. Это качество обес­печивает длительность выполнения работы без снижения ее интен­сивности и эффективности. Различают два вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость — способность долго выполнять физическую работу с участием большинства мышечных групп. Спе­циальная выносливость — способность долго выполнять физическую работу, направленную на определенную двигательную деятельность, с участием определенной группы мышц.

Сила — взаимодействие психико-физиологических процессов организма человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротив­ление за счет мышечных усилий. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей. Различают собственно-силовые способности (статическая сила), которые проявляется при статиче­ской работе (мышцы при этом не изменяют свою длину), и скоростно-силовые способности.

Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и совершен­ствование ранее разученных упражнений, является координация Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся усло­виях, выполнять движения точно и рационально.

Ловкость — более общее по сравнению с координацией понятие. Это комплексное качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение движений в меняющихся условиях.

Критерии и методы оценки физической подготовленности детей

Оценку физической подготовленности следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, орга­нически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физиче­ской подготовленности.

Текущие наблюдения проводятся воспитателем групп и воспита­телем по физической культуре под руководством старшего воспита­теля. Важность наблюдений за двигательной деятельностью детей как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы объясняется тем, что они позволяют отметить разно­образие видов и способов выполнения движений, учитывать особен­ности эмоционально-мотивационной и познавательной сфер развития.

Особенно важно наблюдение за детьми малоподвижными, замкнутыми, отстаю­щими в физическом развитии, и, наобо­рот, за гиперактивными детьми, с повы­шенной возбудимостью. Этот анализ даст достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отде­льных детей и группы в целом, но и о ру­ководстве воспитателя процессом физи­ческого развития.

Текущие педагогические наблюде­ния — это лишь часть комплексной диа­гностики физической подготовленности. Проведенный анализ научно-методиче­ской литературы и обобщение опыта ра­боты с детьми дошкольного возраста по­казывают, что в практике физического воспитания детей-дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по ре­зультатам выполнения которых оценива­ются различные стороны физической подготовленности детей от 4 до 7 лет.

Быстрота определяется временем пробегания отрезков дистанции 10 м с ходу (с), 30 м — с высокого старта, час­тотой движений.

Об уровне развития скоростно-силовых способностей у дошкольников су­дят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др.

В практике работы с дошкольниками для оценки общей выносливости, как правило, используются две группы двигательных заданий: преодоление разных по длительности дистанций (90-150 м) и функци­ональные пробы (20 приседаний за 30 с).

Для определения силы применяют методику ручной динамомет­рии (кг); становой динамометрии (кг); подтягивание на перекладине (количество раз); бросок набивного мяча из-за головы, сидя ноги врозь (м); вис на согнутых руках (с, мин).

Из всех двигательных заданий, характеризующих динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди.

Ловкость выявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция — 30 м), и беге змейкой между предметами (дистанция бега — 10м). Челночный бег — многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью.

Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке, поднимание туловища из положения лежа на спине и др. Двигательное задание на определение подвижности суставов не может являться интегральным показателем гибкости, так как подвижность в одном суставе не всегда коррелирует с подвижностью в другом.

Оценка функции равновесия производится по выполнению раз­ных заданий. Статическое равновесие можно определить по продол­жительности стояния в пределах 3 мин в положении «носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно рас­пределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед». Фиксируются длительность стояния в секундах, а также не­которые качественные показатели выполнения задания: расположе­ние ног, характер балансирования.

Для оценки функции статического равновесия предлагаются и другие задания: удерживать позу, стоя на одной ноге; устоять на нос­ках с закрытыми глазами в течение 10 с и др. Для оценки динамиче­ского равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).

Во многих образовательных программах для оценки физической подготовленности дошкольников содержится достаточно вариативная система показателей развития двигательных навыков и основых фи­зических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. В приложении представлены показатели физического развития, пред­лагаемые в ряде утвержденных образовательных программ для оцен­ки физической подготовленности детей старшего дошкольного воз­раста.

Общероссийская система мониторинга.

В настоящее время в дошкольных учреждениях различных горо­дов России (Москва, Санкт-Петербург, Нальчик, Иркутск, Казань, Мурманск, Тула и др.) проводится оценка физической подготовлен­ности детей по программе общероссийской системы мониторинга.

Мониторинг представляет собой систему меро­приятий по наблюдению, анализу, оценке и прогно­зу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени. Как непрерывный процесс наблюдения за детьми, мониторинг позволяет фиксировать раз­личные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оцени­вать характер их изменений, осуществлять про­гноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей.

В отличие от текущего педагогического кон­троля система мониторинга имеет четко заданный для всех типов и видов образовательных учрежде­ний единый набор тестовых упражнений и форм отчетной документации, что позволяет проводить массовое обследование дошкольников в опреде­ленные сроки.

В таблице 1 приведены тесты общероссий­ской системы мониторинга в части, исполняемой воспитателями по физическому воспитанию.

Учреждения образования, участвующие в столичном мониторинге, организуют тестирова­ние дошкольников по программе, представленной в табл. 2.

Отличительной особенностью мониторинга в учреждениях дошкольного образования Моск­вы является полный переход на автоматизиро­ванные формы обработки и сдачи результатов тестирования.

Проведенный в начале 2006 г. анализ резуль­татов тестирования физической подготовленности детей в Москве показал, что среди обследованных детей обоего пола (1858 человек) численность груп­пы «риска» на различных возрастных ступенях уменьшилась до 24-20%. Наибольшие затруднения при выполнении тестов выявлены у мальчиков и девочек лишь в тесте «бег на 30 м» (быстрота, скорость). С этим тестом не справились соответственно 25% мальчиков и 22% девочек.

Тестирование уровня физической подготовленности детей

Представляется, что наиболее объективными и интегральными пока­зателями уровня развития физической подготовленности детей явля­ются количественные и качественные результаты выполнения опре­деленных двигательных заданий:

· прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновре­менно. Это самый популярный тест для исследования скоростно-силовых способностей мышц ног. Результаты выполне­ния прыжка обладают высокой информативностью, что де­лает его приемлемым для проведения массового обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста

  • бросок мяча весом 1 кг (медбола) вдаль двумя руками изположе­ниястоя. Выполнение этого движения из положения стоя свя­зано с активным включением в работу группы крупных мышц туловища. Как показывает практика, выполнение теста вызывает затруднения у детей 4-5 лет, хотя 6-7-летние дети в основа справляются с этим заданием без посторонней помощи;
  • бег по прямой с высокого старта на 30 м (для оценки быст­роты);
  • бег змейкой между предметами, расположенными на рассто­янии между собой в 1 м, общая дистанция бега — 10 м (для оценки ловкости);
  • сохранение статического равновесия, стоя на линии — пятка
    одной ноги примыкает к носку другой ноги (от 15-20 с);
  • подбрасывание и ловля мяча двумя руками (15 раз, диаметр мяча 15-20 см);* метание вдаль мешочков с песком весом 150—200 г удобной рукой (5-8 м);
  • наклон вперед из положения сидя (5-7 см за линию пяток).

В качестве дополнительных тестов можно рекомендовать:

· исследование мышечной силы правой и левой кисти;

· непрерывный бег в медленном темпе в течение 3 мин;

· подъем туловища в сед за 30 с (8—10 раз).

Данные тесты прошли широкую апробацию в ДОУ различного вида; утверждены Министерством образования РФ; полностью соот­ветствуют анатомо-физиологическим особенностям дошкольников; имеют минимум медицинских противопоказаний; не требуют больших временных затрат; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

Для обеспечения объективности результатов обследования необ­ходимо знать определенную последовательность выполняемых дейст­вий по организации и проведению тестирования. Строгая регламен­тации процесса оптимизирует достижение основных задач диагнос­тики, а именно:

· определение исходного уровня двигательных умений и физи­ческих качеств каждого ребенка и группы в целом («зоны бли­жайшего развития»);

· изучение динамики состояния развития двигательных навы­ков и качеств детей;

· разработка программы физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий.

В соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада тестирование физической подготовленности детей проводит инструктор по физической культуре. Методист или старший воспита­тель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп ока­зывают необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

Для проведения в одной возрастной группе необходимо присут­ствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой — объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.

Читайте также:  Живы дети только дети анализ

Организация и проведение программы тестирования невозмож­ны без ряда согласований, в частности, с руководителем образователь­ного учреждения. Целью данного взаимодействия является составле­ние расписания обследования дошкольников по группам, уточнение списков, распределение обязанностей педагогического коллектива и медицинского персонала (сопровождение детей, регистрация ре­зультатов и пр.).

Необходимо учитывать, что инструктор по физической культуре должен в совершенстве овладеть методикой тестирования до начала основного обследования. Старшему воспитателю целесообразно про­верить степень готовности педагога и в случае необходимости про­вести консультации на эту тему.

Для определения исходного уровня физической подготовленно­сти детей оптимальным считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тести­рование следует проводить два раза в год: в начале учебного года — в сентябре, когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года — в апреле —мае.

Тестирование можно осуществлять как в рамках занятий по физи­ческой культуре, так и в процессе физкультурно-оздоровительных ме­роприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливаю­щие упражнения. Ребенку следует давать одну-две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В прото­колы вносится лучший результат.

Целесообразно разделить показа­тели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием возраста (месяц, год) и пола детей (маль­чики и девочки).

Для получения объективных дан­ных первичное и повторное обследова­ния должны осуществляться в одинако­вых условиях. Если скорость бега в пер­вый раз измерялась на участке, то вто­ричное обследование бега проходит там же. Обследование происходит в утрен­нее время во время занятий по физиче­ской культуре и на прогулке.

Необходимым требованием долж­ны отвечать и условия, в которых вы­полняются обследования: наличие спе­циального оборудования, ямы для прыж­ков, грунтовой дорожки для бега.

Обязательно следует четко соблю­дать методику тестирования. Заранее отрабатывается единая методика подачи команд.

Результат теста засчитывается, ес­ли ребенок справился с заданием в со­ответствии с методикой.

Во время выполнения тестовых заданий недопустимы коммента­рии и разбор ошибок детей со стороны педагогов. Они должны рас­сматриваться в процессе обучения.

  • доступность двигательных задании для детей различного уровня физического развития;
  • соответствие тестов возрастным особенностям физичес­кого развития детей;
  • использование тех движений, которые не требуют пред­варительного обучения и которыми дети достаточно сво­бодно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.);
  • простота методики проведения обследования (не требу­ет больших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования;
  • соответствие двигательных заданий основополагающим критериям — надежности, объективности, информативности;
  • возможность использования приемов, позволяющих сти­мулировать проявление положительных эмоций и нагляд­но оценивать достигнутый результат;
  • повторяемость двигательных заданий для воспитанников разных возрастных групп, что позволяет проводить «сквоз­ное» тестирование, отслеживая динамику показателей физической подготовленности каждого ребенка и детей от 4 до 7 лет;
  • использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интерес­ной и увлекательной.

Необходимые условия при выборе тестов для оценки физических способностей

Требования по безопасности тестирования.

Необходимо остановиться на требованиях по безопасности тес­тирования.

Все тесты должны соответствовать возрастным особенностям детей с учетом их состояния здоровья и развития. В ДОУ можно ис­пользовать тесты, официально утвержденные не только органами образования, но и здравоохранения. Нельзя допускать автоматиче­ского переноса школьных методик в ДОУ. В полной мере должен дей­ствовать принцип «не навреди».

Тестирование физической подготовленности детей проводится по достижении ими 3 лет б месяцев. К обследованию допускаются дети, не имеющие противопоказаний к выполнению контрольных тестов по состоянию здоровья (в соответствии с заключением врача дошкольного образовательного учреждения). Дошкольники 2-й ме­дицинской группы освобождаются от тестов, которые им противо­показаны. При нарушенной функции зрения или при выраженной форме плоскостопия они могут быть освобождены, например, от бега на 30 м. Тест «прыжок в длину» для них допускается только на мягком покрытии (гимнастический мат, ковер). При пупочной грыже и гры­же белой линии живота дети освобождаются от теста «подъем в сед» и т. п. Дошкольники 3-й и 4-й медицинских групп и дети, имеющие врожденные пороки развития органов или систем, от тестирования по обязательной программе освобождаются полностью, в протоколе фиксируется только их медицинская группа или делается отметка «ЛФК», если они занимаются по программе лечебной физической культуры.

Тестирование не проводится в течение месяца с детьми, перенес­шими острое заболевание, обострение хронического заболевания. Всю необходимую информацию о состоянии здоровья детей медицинская сестра предоставляет воспитателю по физической культуре в начале учебного года.

В связи с тем что у большинства детей отмечается слабость связочно-мышечного аппарата и возникает риск получения серьезной травмы, не рекомендуются использовать в качестве тестов «висы», элементы акробатики («мостик», кувырки), перебрасывание друг дру­гу утяжеленного мяча. Необходимо строго дозировать упражнения на силовую выносливость — подъем туловища в сед из положения лежа. Анализ состояния здоровья современных детей выявил, что многим детям не показан бег в максимальном темпе на длинные дистанции (на 90 м — до 5 лет, на 300 м — с 5 лет).

Особое внимание следует уделять детям с повышенной возбуди­мостью и двигательной расторможенностью. Такие дошкольники нуж­даются в постоянном контроле со стороны воспитателя и медицинской сестры.

Перед тестированием воспитателю желательно провести сбор дополнительной информации:

■ характер последнего заболевания (диагноз, продолжитель­ность в днях, наличие выраженных осложнений);

■ параметры сна накануне (продолжительность, спокойный или тревожный);

■ настроение (хорошее, нормальное, бодрое, вялое, подавлен­ное, раздражительное);

■ наличие у ребенка жалоб на плохое самочувствие.
Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после принятия пищи. Целесообразно проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности — с 9 до 13 ч, перед тестированием необ­ходимо организовать небольшую разминку для подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке.

Участок или физкультурный зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное обо­рудование должно быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т. д.).

Обязательна страховка детей при выполнении двигательных за­даний, особенно это важно для беговых упражнений, прыжков, уп­ражнений на выносливость.

К выполнению двигательных тестов дети допускаются в соответ­ствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий.

Анализ и обработка полученных данных тестирования

Оценка полученных результатов — сложная задача. Старший воспи­татель обязан владеть основными способами правильного анализа исследуемых показателей.

При оценке двигательных умений и физических качеств исполь­зуются количественные и качественные показатели.

Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности — это сопоставление средних показателей по груп­пе с данными оценочных таблиц по возрастно-половым показателям физической подготовленности детей, разработанных на основе стан­дартов, как правило, для определенного географического региона.

В результате анализа принято выделять детей со средним, высо­ким и низким уровнем физической подготовленности. Уровень опре­деляется по большинству показателей, которые подпадают под соот­ветствующую градацию. Например, высокая физическая подготов­ленность предполагает большинство показателей выше средних и отсутствие низкого результата; наличие большинства показателей ниже среднего свидетельствует о низкой подготовленности.

Необходимо также выделить и качественные показатели, которые дают представление об уровне овладения техникой движений у детей. Критерии оценки качества подлежат переводу в определенную сис­тему баллов, например 3- или 5-балльную шкалу.

Не следует рассматривать данные оценочных таблиц в качестве строгих нормативов (эталонов) и подгонять к ним результаты анализа тестирования дошкольников. Сопоставительная норма характеризует лишь место испытуемого среди обследованных детей. Важнее просле­дить динамику индивидуальных показателей развития каждого ребен­ка. В этой связи наиболее эффективным методом оценки служит при­рост показателей двигательных навыков и физических качеств. Напри­мер, двигательное развитие ребенка оценивается по таблицам как высокое, однако существенных изменений в результатах выполнения заданий в течение года не произошло. И наоборот, у ребенка могут быть низкие показатели тестирования в сравнении со средними зна­чениями при высоких темах личного роста результатов.

Для оценки темпов прироста индивидуальных показателей физи­ческих качеств в течение года можно использовать следующую шкалу:

■ до 8% — неудовлетворительно;

я свыше 15% — отлично (данные В.И. Усакова).

Анализ и оценка динамики норм индивидуального продвижения очень важны для своевременного внесения коррекций в образователь­ный процесс с целью осуществления индивидуально-дифференциро­ванного подхода.

Оценка групповых показателей прироста включает средний ре­зультат по группе и коэффициент вариации. Если коэффициент вари­ации уменьшается, то это положительная тенденция в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку.

источник

Елена Березовская
Аналитическая справка по результатам обследования развития физических качеств

Аналитическая справка

по результатам мониторингового обследования развития физических качеств и овладение основными культурно-гигиеническими навыками

на сентябрь месяц 2016 учебного года

мониторинг провела инструктор по физической культуре Березовская Е. В.

Цель исследования: разработать методическое обоснование эффективности процесса развития физических качеств детей дошкольного возраста, на физкультурных занятиях.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующий задачи исследования: выявить уровень развития физических качеств и овладение основными культурно-гигиеническими навыками.

Мониторинг развития физических качеств во всех возрастных группах, кроме младшего возраста, на период проведения мониторинга проходила адаптация и тестирование на сентябрь 2016 года дети не проходили.

Всего обследовано 132 воспитанника (23 детей отсутствовали по объективным причинам) показал следующие результаты:

• На стадии формирования 91 (68%)

• Не сформирован — отсутствует (0 %)

Мониторинг проводился в соответствии с утвержденным Положением с помощью карт наблюдения. В ходе мониторинга применялся комплекс методов мониторирования–контрольных заданий, упражнения и тестов в игровой форме. Их применение позволяет преподавателям определить развития физических качеств и других показателей, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности применяемого метода развития физических качеств детей. Данные результатов заносились в специальные карты развития детей.

Мониторинг проводился по нескольким показателям. Так в средних группах «Гномики», «Звездочки», а также дети среднего возраста из оздоровительной группы «Айболитики» их было восемнадцать.

Наиболее высокие результаты в упражнении прыжок в длину с места и в броске набивного мяча из-за головы. Несколько ниже результаты по статическому равновесию, метанию мешочка вдаль, челночный бег. Овладение основными движениями в соответствии с возрастом, увлечены процессом, но не всегда обращают внимание на результат, в играх — активны.

По остальным показателям дети показали средний уровень развития (мониторинг прилагается).

В старшей группе «Почемучки», подгруппа детей из групп «Колокольчики» и «Айболитики», результаты тестировались по четырнадцати параметрам. Наиболее высокие результаты показаны детьми по статическому равновесию, подбрасыванию и ловле мяча, прыжки в длину с места. Несколько ниже результаты по метанию мешочка вдаль, бег (мониторинг прилагается).

Владеют главными элементами техники большинства движений. Способны самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.

В подготовительных группах «Непоседы», «Солнышко», подгруппа группа детей из группы «Колокольчики» результаты тестировались так же по шестнадцати параметрам. Наиболее высокие результаты среди детей подготовительных групп показала группа «Непоседы» 40% уровень детей по физическому развитию на стадии формирования и у 60% детей уровень сформирован. Дети показали хороший результат в таких видах движений, как бег, прыжки в длину с места, прыжки в высоту с места. Затруднения вызвали метание на дальность. Несколько ниже результаты в группе «Солнышко» 63 % уровень детей по физическому развитию на стадии формирования и у 37% детей уровень сформирован (мониторинг прилагается).

Выполняют основные движения, общеразвивающие упражнения, соблюдают направление, основную форму и последовательность действий, действуют в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе, с желанием включаются и осваивают новые разнообразные движения, соблюдают правила в подвижных играх.

Результаты показали, что дети справляются с тестами для измерения динамической силы мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места, для измерения скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища (подъем туловища в сед за 30 сек). Тест для измерения скоростных качеств детей (бег на 30 метров) выполнен на среднем уровне. Я думаю, что это связано с тем, что большую часть времени занятия проводятся в физкультурном зале, и ограниченная площадь не позволяет тренировать быстроту и скорость.

Однако в течение учебного года необходимо уделить внимание развитию основных физических качеств (бег, упражнения на статическое и динамическое равновесие в среднем и старшем возрасте, гибкость в подготовительных группах)

Для роста физической подготовленности детей в будущем году необходимо:

• Пополнение инвентаря и спортивных снарядов;

• Активизация работы с родителями, воспитателями и мед. сестрой;

• Планомерное и всестороннее проведение физкультурной работы, включая праздники и информационную работу.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» Левокумского муниципального района Ставропольского края.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей. На 2. 09.2015 г. по результатам анкетирования: Отлично – 76.3% Хорошо – 16.1%.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей по ПДД «Осторожно, дорога» АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ по ПДД «Осторожно дорога». Цель: определить эффективность воспитательно образовательной.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей второй группы раннего возраста на тему Какое место занимает физ Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей второй группы раннего возраста на тему «Какое место занимает физическая культура.

Аналитическая справка по результатам диагностики коррекционной группы ПМПК в МБДОУ №207 В коррекционной группе в феврале 2014года была проведена диагностика уровня развития речи детей. По итогам диагностики было.

Аналитическая справка по результатам мониторинга в младшей группе №4 за 2015–2016 уч. г В конце 2015 – 2016 учебного года в младшей группе была проведена психолого – педагогическая диагностика освоения детьми основной общеобразовательной.

Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй группе раннего возраста на конец 2015–2016 года Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй группе раннего возраста 2 за 2015–2016 учебный год. В конце 2015.

Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками второй младшей группы материала по программе «Детство» Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками 2 младшей группы материала по программе «Детство» на конец 2015 – 2016 уч.

Аналитическая записка по результатам анкетирования Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей Количественные результаты по ответам родителей в % Вопросы анкеты: С удовольствием.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Двигательная активность как условие развития основных движений и физических качеств» Мастер – класс «Двигательная активность как условие развития основных движений» Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов.

источник

Оценка физического развития на первом этапе проводилась медицинской сестрой ДОУ в присутствии воспитателя группы по общепринятым методикам (В. В. Бунак) [9]. Измерялся рост, вес. Результаты сведены в таблицу (таблица 1).

Результаты измерения физических параметров дошкольников

Из данных таблицы видно, что в целом наблюдаемая группа физически развита. Рост дошкольников 4-5 лет колеблется от 95 до 104 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 16,5 до 23 кг. В группе 54% практически здоровых детей и 46% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 23% детей есть нарушение осанки. Наиболее распространенными заболеваниями являются: инфекции дыхательных путей и желудочно-кишечные расстройства. Также в результате наблюдения отмечено, что у Вити К. и Тани М. есть нарушение зрения.

Для тестирования физических качеств дошкольников использовались контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

1. Бег. С дошкольниками проводили бег на дистанцию 30м, при этом фиксировали время пробегания дистанции (как одного из показателей общей физической подготовленности ) и отмечали качественные особенности бега у каждого из детей. По команде «Марш!» дети с высокого старта пробегали до флажка или ленты, которые размещался на 2-3м дальше финишной линии.

С началом движения ребёнка включался секундомер. Останавливался он после пересечения ребёнком линии финиша. Все дети пробегали дистанцию поочередно. Затем была вторая попытка, в которой дети пробегали в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксировалось время бега в каждой из попыток, а также записывались качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, «полёта», прямолинейность бега у каждого из детей.

Нормы для дошкольников 4 лет: девочки — 8-10,7 с..; мальчики — 8-10,5 с.; для дошкольников 5 лет: девочки — 8,3-9,8с..; мальчики — 7,9-9,2с. Результаты тестирования приведены в таблице (таблица 2).

Результаты по бегу (30 м) среди испытуемых 4-5 лет

Уровень физической подготовленности

Таким образом, видим, что по результатам бега физическую подготовленность на высоком уровне показали 30 % дошкольников, на среднем уровне — 35%, и низкий уровень по бегу показали 35% дошкольников.

2. Метание на дальность. Обследование дальности метания производилось на асфальтовой дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Предварительно она была размечена (мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На концах линии с обеих сторон дорожки были поставлены порядковые цифры, отражающие число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания.

Предварительно всем детям полностью объяснялось задание, показывалось, как нужно выполнять. Дети производили три броска каждой рукой, замер осуществлялся после каждого броска. Мешочки весом 200г. Нормы для дошкольников 4 лет: девочки (правая) — 2,4-3,3; девочки (левая)- 1,8-2,8; мальчики (правая)-2,5-4,1, мальчики (левая) — 2,0-3,4. Для дошкольников 5 лет: девочки (правая)-3,0-4,4, девочки (левая) -2,5-3,5; мальчики (правая)-3,9-5,7, мальчики (левая)- 2,4-4,2. Результаты тестирования представлены в таблице (таблица 3).

Результаты метание мешочка с песком (200 г) вдаль (м)

Уровень физической подготовленности

Таким образом, видим, что по метанию высокий уровень физический подготовленности показали 25% дошкольников, средний уровень показали 40% дошкольников, и низкий уровень — 35% дошкольников.

3. Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков положили мат и сделали вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместили три флажка и предложили детям прыгнуть до самого дальнего из них. Замерялись результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполнялся три раза, фиксировалась лучшая из попыток.

Прыжок выполнялся в заполненную песком яму на взрыхлённый грунт. Дети выполняли прыжок по очереди. Каждый выполнял три прыжка подряд без интервалов. Измерение длины прыжка производилось от линии отталкивания до места приземления пятки с точностью до 1см. В протокол заносили результаты всех трёх попыток, в обработку брали лучший результат.

Качественные показатели прыжка в длину с места фиксировались по основным элементам движения: подготовка к прыжку — туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание — энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет — в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление — мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия. Нормы для дошкольников 4 лет: девочки — 55-93см, мальчики 60-90см; для 5-летних дошкольников: девочки -95-104 см, мальчики — 100-110 см. Результаты представлены в таблице (таблица 4).

источник

Представляется, что наиболее объективными и интегральными показателями уровня развития физической подготовленности детей являются количественные и качественные результаты выполнения определенных двигательных заданий:

  • — прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно. Это самый популярный тест для исследования скоростносиловых способностей мышц ног. Результаты выполнения прыжка обладают высокой информативностью, что делает его приемлемым для проведения массового обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • — бросок мяча весом 1 кг (медбола) вдаль двумя руками из положения стоя. Выполнение этого движения из положения стоя связано с активным включением в работу группы крупных мышц туловища. Как показывает практика, выполнение теста вызывает затруднения у детей 4-5 лет, хотя 6-7летние дети в основном справляются с этим заданием без посторонней помощи;
  • — бег по прямой с высокого старта на 30 м (для оценки быстроты);
  • — бег змейкой между предметами, расположенными на расстоянии между собой в 1 м, общая дистанция бега — 10 м (для оценки ловкости);
  • — сохранение статического равновесия, стоя на линии — пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги (от 15-20 с);
  • — подбрасывание и ловля мяча двумя руками (15 раз, диаметр мяча 15-20 см);
  • — метание вдаль мешочков с песком весом 150-200 г удобной рукой (5-8 м);
  • — наклон вперед из положения сидя (5-7 см за линию пяток).

В качестве дополнительных тестов можно рекомендовать:

  • — исследование мышечной силы правой и левой кисти;
  • — непрерывный бег в медленном темпе в течение 3 мин;
  • — подъем туловища в сед за 30 с (8-10 раз).

Данные тесты прошли широкую апробацию в ДОУ различного вида; утверждены Министерством образования РФ; полностью соответствуют анатомофизиологическим особенностям дошкольников; имеют минимум медицинских противопоказаний; не требуют больших временных затрат; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

Для обеспечения объективности результатов обследования необходимо знать определенную последовательность выполняемых действий по организации и проведению тестирования. Строгая регламентации процесса оптимизирует достижение основных задач диагностики, а именно:

  • — определение исходного уровня двигательных умений и физических качеств каждого ребенка и группы в целом (“зоны ближайшего развития”);
  • — изучение динамики состояния развития двигательных навыков и качеств детей;
  • — разработка программы физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий.

В соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада тестирование физической подготовленности детей проводит инструктор по физической культуре. Методист или старший воспитатель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

Для проведения в одной возрастной группе необходимо присутствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой — объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования. Организация и проведение программы тестирования невозможны без ряда согласований, в частности, с руководителем образовательного учреждения. Целью данного взаимодействия является составление расписания обследования дошкольников по группам, уточнение списков, распределение обязанностей педагогического коллектива и медицинского персонала (сопровождение детей, регистрация результатов и пр.).

Необходимо учитывать, что инструктор по физической культуре должен в совершенстве овладеть методикой тестирования до начала основного обследования. Старшему воспитателю целесообразно проверить степень готовности педагога и в случае необходимости провести консультации на эту тему. Для определения исходного уровня физической подготовленности детей оптимальным считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тестирование следует проводить два раза в год: в начале учебного года — в сентябре, когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года — в апреле-мае.

Тестирование можно осуществлять как в рамках занятий по физической культуре, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку следует давать одну-две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат. Необходимые условия при выборе тестов для оценки физических качеств:

  • — доступность двигательных заданий для детей различного уровня физического развития;
  • — соответствие тестов возрастным особенностям физического развития детей;
  • — использование тех движений, которые не требуют предварительного обучения и которыми дети достаточно свободно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.);
  • — простота методики проведения обследования (не требует больших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования;
  • — соответствие двигательных заданий основополагающим критериям — надежности, объективности, информативности;
  • — возможность использования приемов, позволяющих стимулировать проявление положительных эмоций и наглядно оценивать достигнутый результат;
  • — повторяемость двигательных заданий для воспитанников разных возрастных групп, что позволяет проводить “сквозное” тестирование, отслеживая динамику показателей физической подготовленности каждого ребенка и детей от 4 до 7 лет;
  • — использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интересной и увлекательной.

Целесообразно разделить показатели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием возраста (месяц, год) и пола детей (мальчики и девочки). Для получения объективных данных первичное и повторное обследования должны осуществляться в одинаковых условиях. Если скорость бега в первый раз измерялась на участке, то вторичное обследование бега проходит там же. Обследование происходит в утреннее время во время занятий по физической культуре и на прогулке.

Необходимо остановиться на требованиях по безопасности тестирования. Все тесты должны соответствовать возрастным особенностям детей с учетом их состояния здоровья и развития. В дошкольном образовательном учреждении можно использовать тесты, официально утвержденные не только органами образования, но и здравоохранения. Нельзя допускать автоматического переноса школьных методик в дошкольном образовательном учреждении. В полной мере должен действовать принцип “не навреди”.

Тестирование физической подготовленности детей проводится по достижении ими 3 лет 6 месяцев. К обследованию допускаются дети, не имеющие противопоказаний к выполнению контрольных тестов по состоянию здоровья (в соответствии с заключением врача дошкольного образовательного учреждения). Дошкольники 2й медицинской группы освобождаются от тестов, которые им противопоказаны. При нарушенной функции зрения или при выраженной форме плоскостопия они могут быть освобождены, например, от бега на 30 м. Тест “прыжок в длину” для них допускается только на мягком покрытии (гимнастический мат, ковер). При пупочной грыже и грыже белой линии живота дети освобождаются от теста “подъем в сед” и т. п. Дошкольники 3й и 4-й медицинских групп и дети, имеющие врожденные пороки развития органов или систем, от тестирования по обязательной программе освобождаются полностью, в протоколе фиксируется только их медицинская группа или делается отметка “ЛФК”, если они занимаются по программе лечебной физической культуры.

Тестирование не проводится в течение месяца с детьми, перенесшими острое заболевание, обострение хронического заболевания. Всю необходимую информацию о состоянии здоровья детей медицинская сестра предоставляет воспитателю по физической культуре в начале учебного года.

В связи с тем, что у большинства детей отмечается слабость связочномышечного аппарата и возникает риск получения серьезной травмы, не рекомендуются использовать в качестве тестов “висы”, элементы акробатики (“мостик”, кувырки), перебрасывание друг другу утяжеленного мяча. Необходимо строго дозировать упражнения на силовую выносливость — подъем туловища в сед из положения лежа. Анализ состояния здоровья современных детей выявил, что многим детям не показан бег в максимальном темпе на длинные дистанции (на 90 м — до 5 лет, на 300 м — с 5 лет).

Особое внимание следует уделять детям с повышенной возбудимостью и двигательной расторможенностью. Такие дошкольники нуждаются в постоянном контроле со стороны воспитателя и медицинской сестры.

Перед тестированием воспитателю желательно провести сбор дополнительной информации:

  • — характер последнего заболевания (диагноз, продолжительность в днях, наличие выраженных осложнений);
  • — параметры сна накануне (продолжительность, спокойный или тревожный);
  • — настроение (хорошее, нормальное, бодрое, вялое, подавленное, раздражительное);
  • — наличие у ребенка жалоб на плохое самочувствие.

Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после принятия пищи. Целесообразно проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности — с 9 до 13 ч, перед тестированием необходимо организовать небольшую разминку для подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке. Участок или физкультурный зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное оборудование должно быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т. д.).

Обязательна страховка детей при выполнении двигательных заданий, особенно это важно для беговых упражнений, прыжков, упражнений на выносливость. К выполнению двигательных тестов дети допускаются в соответствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий.

Оценка полученных результатов — сложная задача. Старший воспитатель обязан владеть основными способами правильного анализа исследуемых показателей. При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности — это сопоставление средних показателей по группе с данными оценочных таблиц по возрастно-половым показателям физической подготовленности детей, разработанных на основе стандартов, как правило, для определенного географического региона.

В результате анализа принято выделять детей со средним, высоким и низким уровнем физической подготовленности. Уровень определяется по большинству показателей, которые подпадают под соответствующую градацию. Например, высокая физическая подготовленность предполагает большинство показателей выше средних и отсутствие низкого результата; наличие большинства показателей ниже среднего свидетельствует о низкой подготовленности.

Необходимо также выделить и качественные показатели, которые дают представление об уровне овладения техникой движений у детей. Критерии оценки качества подлежат переводу в определенную систему баллов, например 3 или 5балльную шкалу.

Не следует рассматривать данные оценочных таблиц в качестве строгих нормативов (эталонов) и подгонять к ним результаты анализа тестирования дошкольников. Сопоставительная норма характеризует лишь место испытуемого среди обследованных детей. Важнее проследить динамику индивидуальных показателей развития каждого ребенка. В этой связи наиболее эффективным методом оценки служит прирост показателей двигательных навыков и физических качеств. Например, двигательное развитие ребенка оценивается по таблицам как высокое, однако существенных изменений в результатах выполнения заданий в течение года не произошло. И наоборот, у ребенка могут быть низкие показатели тестирования в сравнении со средними значениями при высоких темах личного роста результатов.

Для оценки темпов прироста индивидуальных показателей физических качеств в течение года можно использовать следующую шкалу:

до 8% — неудовлетворительно;

  • 8-10% — удовлетворительно;
  • 10-15% — хорошо;

Анализ и оценка динамики норм индивидуального продвижения очень важны для своевременного внесения коррекций в образовательный процесс с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода.

Оценка групповых показателей прироста включает средний результат по группе и коэффициент вариации. Если коэффициент вариации уменьшается, то это положительная тенденция в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку.

источник