Меню Рубрики

Анализ деятельности детей в начальной школе

Начальная школа обязана научить детей не только осознанному чтению, письму и счету, правильной и полноценной речи, но и привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их интеллектуальных и творческих способностей. На 2007–2008 учебный год перед начальной школой были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать у учащихся интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, накапливая опыт коллективных творческих дел.
  2. Продолжить работу по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании, опираясь на результаты психолого– педагогических исследований; формировать у учащихся потребность в самоконтроле и самооценке.
  3. Интенсифицировать работу по поиску и широкому внедрению активных форм и методов работы на уроке с целью повышения уровней обученности и обучаемости.
  4. Обобщить опыт работы по вопросу реализации преемственности дошкольного и школьного образования.
  5. Обеспечить дальнейший рост профессионального мастерства учителей начальной школы.

Эти задачи решал коллектив учителей начальных классов в составе 13педагогов и учителей–предметников: иностранного языка, информатики, музыки, физической культуры, а также психолог и логопед.

В целях реализации задачи развития у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей посредством коллективных творческих дел младшие школьники приняли участие в международной математической олимпиаде “Кенгуренок”, где учащиеся нашей школы заняли несколько призовых мест.

Наблюдается рост количества учащихся участвующих в этой олимпиаде.

Кроме того, учащиеся начальной школы принимали активное участие в олимпиаде по русскому языку “Медвежонок”, а также принимали участие в школьных и городских мероприятиях. В городе ученица 3 “а” класса (учитель Дегтярева Е.Н.) заняла первое место в олимпиаде по русскому языку

Проблема индивидуализации обучения и воспитания была и есть всегда актуальной задачей. Развитие и индивидуализация контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников есть необходимое условие для построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Понимая сложность и актуальность проблемы и объективно анализируя и оценивая свою работу, необходимо сделать следующие выводы. Во– первых, педагогами начальной школы осознаны задачи обучения и воспитания: обеспечить условия, в которых каждый ребенок может проявить себя. Во–вторых, в начальной школе на данном этапе только создаются предпосылки для индивидуализации учебной деятельности, как-то: умение учащихся самостоятельно работать с текстом, письменно и устно выражать свое мнение, работать в позиции взрослого, самостоятельно выбирать шкалы оценивания и др.

Однако учителя не готовы пока к созданию индивидуальных образовательных маршрутов младших школьников. Не налажена система работы со способными детьми. Индивидуально-групповые занятия используются в основном для отработки и тренировки ранее полученных знаний и умений.

Индивидуальная психологическая поддержка учащихся недостаточна из-за загруженности психолога.

Решая задачу интенсификации учебной работы поиска и внедрения активных форм работы на уроке с целью повышения уровней обученности и обучаемости учащихся, на заседания М/О выносились такие проблемные вопросы, как организация групповой учебной работы, моделированию при решении текстовых задач, приемы грамотного списывания и др. Также на заседаниях М/О к обсуждению предлагались вопросы: обзор, изучение и анализ методической литературы, знакомство с педагогическими находками, психологические проблемы ребенка. Заседания М/О заканчивались конкретными рекомендациями и решениями.

Учебная программа начального звена по всем предметам инвариантной части учебного плана выполнена полностью.

источник

Оксана Заколодная
Анализ деятельности детей на занятиях

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствие программного содержания возрасту детей

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Выполнение гигиенических требований

4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

5 Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий

6 Своевременно ли подготовлены наглядные пособия, дидактический материал

7 Наличие у детей познавательного интереса

8 Разнообразие методов и приемов

9 Правильно ли выбраны педагогом методические приемы: вопросы, объяснения, образец

10 Грамматическая правильность речи детей (были ли грамматические ошибки)

11 Словарь детей (правильно ли употребляют слова)

12 Побуждают ли вопросы педагога в ответах детей раскрывать причинно-следственные связи?

13 Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи педагога

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствие программного содержания возрасту детей

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Выполнение гигиенических требований

4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

5 Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия

6 Правильное использование в речи математической терминологии

10 Знание геометрических фигур

11 Деление предмета на равные части

12 Заинтересованность детей на занятии

13 Ориентировка в пространстве, во времени

15 Качество выполнения задания

18 Умение работать в темпе

19 Умение действовать по словесной инструкции

20 Умение делать логические выводы

21 Умение пользоваться пособиями

22 Умение содержать рабочее место в порядке

23 Соблюдение норм и правил поведения

24 Четкая формулировка вопросов педагогом

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствие программного содержания возрасту детей

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Выполнение гигиенических требований

4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

5 Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия

6 Правильное использование в речи математической терминологии

7 Проведение дидактических игр и игровых упражнений для развития представлений:

— ориентировке в пространстве

8 Развитие у детей умений рассуждать, размышлять, делать выводы, умозаключения

9 Оцените индивидуальный подход педагога к детям

10 Заинтересованность детей на занятии

12 Качество выполнения задания

13 Умение пользоваться пособиями

14 Четкость, логичность речи педагога

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

НА ЗАНЯТИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Умение выделять первый звук в слове

2 Умение выделять и называть последний звук в слове

3 Умение проводить звуковой анализ слова

4 Умение определить ударение в слове

5 Умение образовывать слова путем замены одного звука другим

6 Умение проводить слоговый анализ слова

7 Умение различать понятия: звук – слог – слово – предложение

8 Умение различать гласные и согласные, мягкие и твердые звуки

9 Умение составлять и анализировать предложения

10 Заинтересованность детей на занятии

14 Умение работать в темпе

15 Качество выполнения задания

16 Умение пользоваться пособиями

17 Четкая формулировка вопросов педагога

КАРТА АНАЛИЗА РАЗВЛЕЧЕНИЯ (ПРАЗДНИКА)

Ф. И. О. анализирующего ___

Вопросы и критерии анализа Уровни оценки/ степень выполнен., использования

Высок. / да Ср. / частично Низк. / нет

I Организация предметно – пространственной среды:

1.2 Соблюдение: 1) гигиенических требований

1.3 Использование предметной среды как средства решения поставленных задач

Оборудование и атрибуты: 1) обоснованность подбора

3) качество и эстетичность

4) эффективность использования

2.1 Наличие триединой дидактической цели

Ее соответствие: 1) тематике развлечения

3) возможностям детей

2.3 Полнота реализации задач

III Деятельность педагога:

3.1 Простота и доступность изложения материала, заданий

3.2 Речевая компетентность педагога

Используемые методы и приемы: 1) их разнообразие

4) эффективность их использования

3.1 Умение: 1) обеспечить эмоциональный интерес

2) организовывать дет., поддерживать дисциплину

3) распределять внимание (на всех и каждого)

3.5 Взаимо-действие: 1) с детьми

4) с другими специалистами

3.6 Поведение ведущего: 1) уверенность в ведении досуга

3) соблюдение педагогического такта

3.7 Знание репертуара 1) музыкальным руководителем

3.8 Качество исполнения 1) музыкальным руководителем репертуара

IV Организация развлечения (праздника)

4.1 Продуманность организации развлечения

4.2 Целесообразность его построения

4.3 Наличие мотивации, ее соответствие возрасту детей

4.4 Разнообразие музыкального репертуара

Подбор репертуара, игр, упражнений: 1) с учетом умений, опыта детей

4.6 Наличие сюрпризного момента

4.7 Рациональность использования ТСО

4.8 Привлечение к участию в досуге (празднике) сверстников из других групп, школьников, родителей и др. (нужное подчерк.)

4.9 Привлечение детей, школьников, родителей, взрослых к испол-нению ролей (персонажей); его проведению (нужное подчерк.)

V Деятельность детей

5.3 Организованность и дисциплинированность

5.4 Умение действовать в соответствии с указаниями педагога

Качество исполнения 1) песен

6) игры на музыкальных инструментах

5.7 Положительный эмоциональный настрой

5.8 Задействованность всех детей в ходе развлечения

Ф. И. О. анализирующего___

Выводы и рекомендации: ___

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование)

2 Полнота осуществления задач:

3 Соответствие программного содержания возрасту детей

4 Применяются ли нетрадиционные формы занятия?

5 Соответствуют ли приемы, используемые на занятии, возрасту детей:

— наглядный показ взрослого

6 Поддерживается ли воспитателем интерес к занятию на протяжении всего занятия?

7 Показывает ли воспитатель разные варианты выполнения упражнений?

8 Проявляет ли ребенок инициативу в подготовке оборудования?

11 Активность выполнения ОРУ, ОД, подвижных игр (%)

12 Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание?

15 Качество выполнения упражнений, заданий

16 Умение пользоваться пособиями

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО РИСОВАНИЮ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствует ли программное содержание уровню развития детей

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Применяются ли нетрадиционные формы занятия?

4 Использует ли педагог в занятии:

5 Умение держать кисточку

6 Владеют ли дети различными техническими навыками рисования

7 Заинтересованы ли дети рисованием?

8 Умеют ли работать в коллективе рядом или с группой детей?

9 Четкая формулировка вопросов педагога

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствует ли программное содержание уровню развития детей?

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Умение детей принимать познавательную задачу

4 Стремление к разрешению возникших проблем, непонятных вопросов:

уходит от разрешения проблемы

5 Побуждают ли вопросы педагога детей раскрывать причинно-следственные связи?

6 Учитываются ли индивидуальные особенности детей?

7 Умеет ли ребенок обобщать, находить сходство, отличить существенное от несущественного?

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

Анализ занятия 3 Анализа занятия Вопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Соответствие программного содержания возрасту ребёнка 2. Наличие нового.

Контроль в ДОУ Схемы :«Анализ музыкального занятия», «Анализ занятия по РЭМП»,«Анализ предметно – развивающей среды по РЭМП»[cut=Читать далее. ] СХЕМА.

источник

В данной работе представлен полный отчет работы учителя начальных классов в сдвоенных классах по ФГОС.

Анализ работы учителя начальных классов Глущенко О. П.

«Реализация ФГОС в 1 и 2 классах»

Целью образования сегодня становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.

Таким образом, современный ученик не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

В начале 2015-2016 уч года целью моей работы было: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства , как важнейшее условие повышения качества знаний учащихся, а также обновление содержания, структуры и технологий обучения в свете требований ФГОС нового поколения.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Развитие у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, накапливая опыт коллективных творческих дел;

Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании;

Формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке;

Использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности учащихся;

Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.

Создание условий для самоопределения и самореализации личности младшего школьника, для формирования самоконтроля ученика.

Привлечение родителей к сотрудничеству при организации образовательного процесса.

Поставленные задачи выполнены частично, в следующем учебном году продолжу работу над поставленными задачами, так как они являются актуальными.

Перед классом была поставлена задача экспериментальными и инновационными методами реализовать основные позиции ФГОС.

В нашем сдвоенном классе 11 человек: 1 класс – 5 человек, из них 4 мальчика и 1 девочка, второй класс – 6 человек- 4 мальчика и 2 девочки.1 класс — безотметочное обучение,

во 2 классе 2015/2016 учебный год

Общий средний балл класса: 4,23

Общий % кач. зн. по предметам: 76,67

Общий СОУ по предметам (%): 74,27

Общий % успеваемости класса: 100

Общий % кач. зн. класса: 66,67

За основу выполнения учебного плана был взят УМК « Школа России». Я начала свою работу с составления рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности с указанием планируемых результатов, а также с указанием УУД, которые формируются при изучении каждой темы урока.

Разработаны программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, программа формирования УУД, планируемые результаты освоения обучающимися , программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни , система оценки планируемых результатов, программы внеурочных видов деятельности, программа воспитания и социализации обучающихся.

У нас в 1 и 2 классах по направлениям (отводится 10 часов) были следующие занятия:

Юный исследователь (проектная деятельность)

Урок здоровья Подвижные игры

В рамках интеграции основного и дополнительного образования для учащихся 1 и 2 классов завучем Серобабиной С М. было составлено расписание посещения кружков для каждого класса.

Понедельник, среда, пятница

Внеурочная деятельность была представлена мной работой кружков «Юный исследователь », «Краеведение».

Работа кружке «Краеведение» развила познавательный интерес к своей малой родине, способствовал развитию патриотизма. Экскурсии по родному краю, в музей вызвали интерес к истории села, истории своей семьи, фамилии. Помог приобщить уч-ся к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир истории родного края , умение делать нравственный выбор, отличать хорошее от плохого в сказке и жизни.

Кружок «Юный исследователь» научил уч-ся умению организовывать собственную деятельность, активно включаться в коллективную деятельность, находить общий язык со сверстниками, помогать друг другу, сопереживать, умению рассуждать, наблюдать, сравнивать, работать самостоятельно..

Читайте также:  Анализ рисования детей подготовительной группы

Реализовывался системно-деятельностный и дифференцированный подход в учебной и внеурочной деятельности. Ребенок получал определенный объем знаний через самостоятельный поиск информации, самостоятельное решение проблемных вопросов, подключая все возможные ресурсы (собственный опыт, информационные и коммуникативные технологии и т.п.).

Дифференцированный подход в обучении реализовался на нескольких уровнях:

на уровне материала — базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору;

по видам деятельности — поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная;

в проектной деятельности — по формам работы (индивидуальная, групповая, парная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной).

В этом учебном году продолжалась работа по изучению и внедрению передового педагогического опыта и новых технологий обучения.

Использовались следующие формы организации: посещение открытых уроков и внеурочных мероприятий как внутри школы (урок математики, 7 кл учитель- Глущенко Т И, урок физической культуры 1,2 классы- Астахова Р И), так и в рамках районных МО (учителя предоставили конспекты открытых уроков, фото и видео материалы) В этом учебном году я побывала на районном семинаре в с Поддубное, участник методического семинара издательства «Академкнига/Учебник» «Овладение приемами понимания прочитанного на уроках литературного чтения. Методические особенности преподавания литературного чтения в начальной школе» от 12 апреля 2016 г .

Я строила свою деятельность исходя из темы по самообразованию «Использование инновационных технологий деятельностного типа, как одно из средств повышения качества образования в условиях ФГОС НОО» Для практической реализации данной работы использовались : проведение урочных и внеурочных мероприятий с использованием ИКТ; следующие формы: Выступление на педсоветах и заседаниях МО , участвовала в районных, всероссийских вебинарах.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Новая система оценивания, как одно из необходимых условий реализации ФГОС. Текущий и итоговый контроль в начальной школе». Внеклассная работа. В прошедшем учебном году внеурочная работа в сдвоенных классах была направлена на: Развитие творческих способностей учащихся; Вовлечение в деятельность каждого учащегося и опора на его сильные личностные качества; Совершенствование коммуникативных навыков учеников и развитие толерантности и эмпатии каждого школьника; Сотрудничество с родителями – непосредственными участниками образовательного процесса; Использование ИКТ- технологий при проведении внеурочных мероприятий

В 2015/2016 учебном году проводился ряд мероприятий по формированию всестороннего развития личности: «Математический КВН», «Своя игра», «КВН по сказкам Пушкина», внеклассное мероприятие по окружающему миру «Путешествие по Природограду», «Праздник первой оценки», «Праздник «Мы школьниками стали», «Праздник Осени» , участвовали в «Новогоднем карнавале», конкурс рисунков «Наша армия сильна» «Мамочка моя»и др, принимали участие в осеннем и весеннем кроссах, « Веселые старты», «Прощание и 1 и со вторым классом»,»Праздник –Книга – первая моя», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»,защита проектов и многое другое. Участие в школьных и международных олимпиадах по математике, русскому языку и литературе, окружающему миру. Самыми активными были: Глущенко Д, Николенко Д, Кравцова М, Беланов Т и Ткаченко С

Реализуются дополнительные образовательные программы, включающие разные направления воспитания и социализации личности младшего школьника, в том числе и разные аспекты духовно-нравственного воспитания. Внеурочную деятельность составляет кружковая деятельность.

В начале учебного года провела родительское собрание и анкетирование родителей по вопросу ФГОС второго поколения.

По мнению родителей, учащимся нужны кружки и факультативы: спортивные, танцевальные, познавательные.

Главным аспектом работы остается проведение уроков на высоком профессиональном уровне. При организации уроков я использовала разнообразные формы проведения: групповые; парная работа на уроке; индивидуальная и фронтальная работа. Широко использовались мультимедийные средства, новое учебно- методическое оборудование, использовались презентации.

Новые формы проверки знаний. Системно-деятельностный подход при организации образовательного процесса требует внедрения новых форм проверки качества усвоения учебного материала. Наряду с традиционными проверочными работами были написаны так называемые «комплексные проверочные работы». Это работы, сочетающие в себе проверку знаний, умений и навыков сразу по нескольким предметам. В 2015/2016 учебном году проводились следующие виды контроля (в свете требований ФГОС): — стартовый контроль (проверка ЗУН по математике и русскому языку в форме традиционной проверочной работы на конец 1 четверти, а также проверка техники чтения); — промежуточный контроль (проверка ЗУН учащихся в форме традиционных проверочных работ на конец 1 полугодия); — итоговый контроль (проверка ЗУН по математике и русскому языку в форме традиционной проверочной работы на конец года и в форме комплексной проверочной работы по всем предметам ).Надо сказать, что при формировании содержания проверочных и комплексных работ я пользовалась пособиями: 1) С И Волкова . Контрольные работы 1 – 4 классы, В Н Рудницкая Тесты по математике , В Н Рудницкая Контрольные работы по математике, С И Волкова Проверочные работы.2) Русский язык: О Н Крылова Контрольные работы по русскому языку, Тесты Е М Тихомирова. Итоговая комплексная работа:1класс М А Танько и 2 й класс Е А Болотова, Т а Воронцова. В конце учебного года был проведен итоговый контроль по освоению учащимися программы и развития УУД. Цель работы – определение достижения учащимися уровня обязательной подготовки по курсу математики 1 и 2-го классов, а также сформированности некоторых общеучебных умений – анализ текста, работа со схемами, ориентации в информации, правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий по ходу выполнения задания. Цель работы по русскому языку – определение достижения учащимися 1 и 2-го классов уровня обязательной подготовки по русскому языку, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, умения работать самостоятельно, контролировать свои действия, осознавать способы и приемы действий при решении языковых задач. Осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять синтез как составление целого из частей. Цель работы по чтению – определение уровня осознанности чтения у учащихся в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – самостоятельной оценки правильности восприятия учебной задачи, планирования своих действий в соответствиии с поставленной целью, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.

Анализ контрольных итоговых работ и итоговой аттестации учащихся в 2015/2016 учебном году позволил сделать следующие выводы, которые помогают решить главную задачу: дать возможность учащимся получить качественное образование, которое поможет ориентироваться учащихся в постоянно меняющемся мире. При этом особое внимание уделяется развитию личности ребёнка, вооружению его необходимыми умениями и навыками при работе в информационном пространстве. Разумное сочетание разных методических форм и методов позволяет работать эффективно с учениками разного уровня подготовки.

Главными задачами в новом учебном году станут продолжение систематизации работы в соответствии с планом методического объединения, школы, района, активизация работы с детьми с разноуровневой подготовкой, организация обмена опытом работы в этом направлении, организация работы кружков и секций. Анализ работы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены.

Работу в 2015/2016 учебном году считаю удовлетворительной.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 1 и 2 КЛАССОВ за 2015/2016 учебный год

Результаты проверки техники чтения во 2-м классе

источник

Анализ работы начальной школы

выявить степень реализации поставленных перед коллективом задач;

осуществить рефлексию проблемных моментов в деятельности начальной школы и ее сильных сторон;

построить “зону ближайшего развития” педагогического коллектива.

Предмет анализа: учебная и методическая работа коллектива учителей начальных классов.

Целевая ориентация педагогического коллектива: сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления – модернизации образования в направлении повышения качества и роста его эффективности.

Предполагаемый результат: повышение эффективности и качества учебно-методической работы.

Методическая тема: «Обеспечение качественного обучения и воспитания младших школьников в свете ФГОС НОО».

1. Создавать условия для успешного овладения программным материалом и выполнения Госстандарта обучающимися:

Совершенствовать работу начальной школы по введению ФГОС в образовании.

Продолжить работу, направленную на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, активизировав внимание на работе с мотивированными детьми.

Продолжить изучение и внедрение в практику наиболее эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий преподавания предметов в начальной школе, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к развитию творческой деятельности учащихся.

Внедрить опыт творчески работающих учителей через мастер-классы, обучающие семинары.

Совершенствовать работу по повышению качества ведения документов педагогами.

2. Развивать творческую деятельность учащихся, как основополагающий фактор развития мыслительных и личностных способностей детей.

В 2015-2016 учебном году в начальной школе на начало года было 312 человек, 12 комплектов классов. Благодаря использованию различных форм организации учебного процесса и педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности детей, в работе с родителями по вопросам обучения и воспитания, на конец года сложилась следующая ситуация:

Количество учащихся на конец учебного года – 312 человек.

Количество классов – 12 классов.

Средняя наполняемость классов — 26 человек.

Переведены в следующий класс 312 обучающихся, из них:

а) на «4» и «5» — 101 — 33% обучающихся

б) отличники — 27 – 9% обучающийся

Оставленных на повторное обучение нет

Деятельность педагогического коллектива,

направленная на повышение качества образования

Цель: обеспечение личностно-ориенированный подхода в обучении, воспитании, развитии школьников.

Обеспечить учителя объективной информацией о степени обученности обучающихся.

Разработать меры для реализации комплексного подхода в развитии познавательных способностей обучающихся.

Организовать контроль над эффективностью образовательного процесса.

Для решения задачи — создание условий для успешного овладения программным материалом и выполнения Госстандарта обучающимися — были созданы следующие условия:

Достаточное кадровое обеспечение

Образовательный процесс в начальной школе осуществляют: 12 учителей начальных классов, 1 педагог-психолог, 1 учитель-логопед.

Среди учителей начальной школы:

100%-учителей имеют высшее образование

6 педагогов –высшая квалификационная категория;

4 педагога- первая квалификационная категория;

Обучение и повышение квалификации кадров осуществляется по нескольким направлениям. Систематическое прохождение аттестации, требующее курсовой подготовки, работа внутри МО (обмен опытом), самообразование (работа над методической темой). 100 % учителей начальных классов в этом учебном году прошили курсовую подготовку в ГАУ ДПО «ВГАПО» по дополнительной профессиональной программе «Формы и приёмы работы с текстом на уроках учебных дисциплин филологического цикла в условиях реализации ФГОС НОО» .

Анализируя деятельность педагогов начального звена по использованию информационных компьютерных технологий в образовательном процессе, следует отметить, что все используют данные знания и умения при подготовке документации и в учебном процессе и при работе в электронном дневнике.

в начальной школе имеется сложившийся коллектив опытных педагогов, способных успешно реализовать поставленные задачи;

сохраняются стабильные показатели численности детского населения, что говорит о конкурентоспособности школы.

Разработаны учебные программы, позволяющие обеспечить развитие познавательных процессов и мотивационно-потребностной сферы личности.

Обучение в школе ведется по государственным программам, обеспеченными УМК «Школа 2100».

В комплекты входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в них бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Учебный план и программы по предметам учитывают федеральные требования, передовой педагогический опыт; вариативный компонент плана обоснован, содержит описание воспитательных возможностей учебных занятий; детям предоставлена возможность выбирать занятия по интересам. Учебный план учитывает запросы родителей и ориентирован на развитие у детей коммуникативных, личностных УУД, а также духовно-нравственное воспитание младших школьников и формирование основ безопасного поведения в быту. Все учащиеся имеют возможность получить знания, предполагаемые государственным стандартом.

В параллели 4-х классов введен курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (34 часа по 1 часу в неделю) представленный модулем «Основы православной культуры» ( 4-в класс) и модулем «Основы светской этики» ( 4-а, 4-б классы), которые обеспечивает реализацию задач Программы духовно-нравственного воспитания младших школьников и изучение которых создает условия для формирования у детей коммуникативной компетенции, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества, толерантности и гражданской идентичности. Школа обеспечена учебно-методическими комплектами в соответствии с выбором родителей.

Вывод: учебный план создавал возможность реализовывать повышенное качество образования по отдельным образовательным областям и был направлен на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся. Контроль за выполнением как теоретической, так и практической части программы осуществлялся администрацией школы регулярно по окончанию каждой четверти и учебного года. Отставаний и невыполнения учебных программ не выявлено.

Составной частью учебно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность , которая исходя из условий, имеющихся В МОУ СШ № 48 осуществляется через рекомендуемую в письме Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» базовую модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения).

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя начальных классов, учителя-предметники, педагог-психолог).

В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения (педагог-психолог, логопед);

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Школа реализует пять направлений ВД в 1-4 классах:

Для организации ВД школа заключила договор о сотрудничестве с МОУ ДОД «Истоки», МОУ «Центр» Ворошиловского района Волгограда.

Оценка состояния и эффективности системы ВД в школе

источник

Пояснительная записка

Цель практики: обобщать и систематизировать теоретические знания, полученные при изучении педагогики, психологии, частных методик; познакомить студентов со своеобразием периода адаптации ребенка к новым условиям в первую неделю его пребывания в школе.

Программа деятельности обучающихся:

1. Знакомство с порядком приема детей в школу и методикой комплектования первых классов.

2. Планирование работы учителя в 1-ую неделю.

3. Изучение особенностей организационно-педагогической деятельности учителя в 1-ый день (прием детей, знакомство их с классом, школой, правилами поведения и режимом работы школы).

Читайте также:  Анализ рынка одежда для детей

4. Размещение детей в классе в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

5. Содержание, организация и методика проведения уроков в 1-ые дни обучения детей.

6. Организация учебной деятельности детей (правила обращения с карандашом, ручкой, тетрадями, учебниками, организация рабочего места).

7. Организация работы с родителями и проведение 1-ого родительского собрания.

8. Участие в проведении Дня Знаний.

9. Организация мероприятий (экскурсия по школе, прием и проводы детей домой, проведение перемен, физминуток).

10 Анализ учебных занятий (изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, подписывание тетрадей, прописей).

Исследовательская работа идет в направлении готовности ребенка к обучению в школе:

а) определение соматической готовности (рост, вес, уровень физического развития), изучение медицинской карты;

б) определение педагогической готовности (устный счет, навыки чтения, письма) через наблюдение, беседы с учителем, родителям, изучение тетрадей учащихся;

в) изучение психологической готовности (мотивация, эмоционально-волевая сфера, социальная зрелость) с помощью диагностических методик.

Отчетная документацияобучающихся:

1. Дневник педагогической практики (заполняется согласно тематическому плану)

Посещение и анализ дня знаний первоклассников.

Разработка первого родительского собрания.

Анализ предметной среды.

Беседа с учителем начальных классов.

Диагностика (диагностические материалы).

Анализ одного урока, проведённого в первую неделю сентября и такого же урока, проведенного во вторую неделю сентября. Написать выводы об изменениях. Конспекты прилагаются.

Выводы о своеобразии обучения первоклассников в первые дни учебного года.

9.Отчет «Условия успешной адаптации ребенка к школьному обучению»

Образец записи наблюдений в дневниках и портфолио.

Посетила день знаний у первоклассников.

Краткий анализ «Дня знаний»

— Школа №***, 1 Г класс, учитель Ф.И.О.

— Количество детей в классе — 25.

— На линейке дети вели себя спокойно, немного растерянно.

— Учительница встречала детей очень радушно. Подходила к детям, знакомилась.

— Дети практически не общались с другими сверстниками. Каждый придерживался родителей.

— В начале праздничной линейки, ученики старших классов показали танцевальный номер. Потом пошли поздравления директора школы Далее последовал еще один номер, после чего старшеклассник пронес первоклассницу со звонком. Каждый класс по очереди последовал в свой кабинет.

— В классе часть детей читали подготовленные стихотворения.

За своим местом дети вели себя по-разному. Некоторые сразу начали активно проявлять себя, другие были более спокойны и сдержаны.

Я заметила, что число мальчиков превышало число девочек в классе.

— Наталья Владимировна представила кабинет, как волшебную комнату.

После чего началось знакомство.

Как звали учительницу, дети уже запомнили, а вот между собой им предстояло знакомство.

«Давайте все дружно назовем своё имя» — говорит учитель.

«Давайте все шёпотом назовём свои имена» — (называют) Снова не получилось.

Тогда Наталья Владимировна предложила, чтобы каждый ученик представился своему соседу по парте.

— Учительница ориентировала детей на школьную жизнь с помощью игровой системы (стихов, загадок и т.д.)

Сначала она задала загадки, связанные со школьными принадлежностями. Дети достаточно активно себя вели.

Учитель провел физ. минутку.

С помощью загадок детей знакомят с такими предметами, как математика и литература.

Следом выступала мама ученика, прочитав познавательный стишок.

Далее дети, поднимая руку, отвечали, чему, по их мнению, они научились за этот школьный день.

— В конце учитель раздал детям подарки (открытки, брошюрки, флешки).

Первоклассники поздравили учительницу, подарили цветы.

И проследовали строем из класса для группового фото.

Краткий анализ посещения уроков:

Посетила урок «Обучение грамоте».

Тема: « Речь устная и письменная. Предложение».

Присутствовало: 25 человек.

Все дети следовали указаниям учителя. Дети ведут себя активно, поднимают руки, отвечают. Если учительница указывает на ошибку, они быстро ориентируются на правильный ответ. Все хорошо знают сказки, отвечают про них хором. Часть учеников разыгрывают сказку «Репка».

Дети отвечают на вопросы по сюжетной картинке. Учительница обращает внимание на всех детей, помогает. И к тому же не забывает поддерживать дисциплину.

В конце урока Наталья Владимировна провела маленькую проверочную работу из нескольких частей на знание букв. Одну часть сделали, остальные перенесли на следующий раз.

Мне урок показался очень увлекательным и наглядным. Очень хорошо чередовались и напряженные минутки, и время для отдыха. Детям было весело и интересно.

Тема: Пространственные представления «Вверху», «внизу». «Слева», «справа».

Присутствовало: 25 человек.

Детям немного сложнее настроиться на уроки после обеда. Заметно, что некоторым не хочется так сразу начинать урок. Но всё же немного успокоившись, урок начинается. Среди первоклассников выделяются любители именно этого урока. Заметила одного мальчика, который большую часть времени безразлично сидел на уроке, вёл себя раскованно и не собранно. Но, тем не менее, не мешал другим детям. Остальные же ведет себя хорошо, слушают учителя. Правда, немного расслабились. Задания выполняют все, кто-то сразу правильно, кого-то приходится поправлять.

Учительница дала указания, чтобы дети были готовы к уроку. Посередине урока проводится физ. минутка. По окончанию урока, учитель поинтересовался, что именно было самое интересное на уроке. Дети быстро начали собирать портфели. Мне кажется, что математика кому-то интересно и легко дается, кому-то нет. Очень хорошо, что в классе выделяются дети-любители математики. Ведь когда любишь предмет, то и устаешь меньше, с удовольствием преступаешь к делу, тем самым получаешь больше знаний.

Беседа с учителем. Вопросы.

1.Характерен ли интерес (желание) учиться для детей, поступающих в школу?

2.В чем, на ваш взгляд, заключается период адаптации первоклассника к школе?

3.Какова роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе?

4.В чем вы видите трудности адаптации к школе, их причины?

5.Существует ли познавательный барьер между детским садом и школой?

6.Адекватно ли дети переживают свои успехи и неудачи на уроках в первые дни обучения?

7.Как вы оцениваете уровень адаптации к школе у своих учеников?

8.Установлен ли контакт с семьей и ведется ли совместная работа по созданию условий для успешной адаптации первоклассников к школе?

Беседа с учителем (образец)

1.Характерен ли интерес (желание) учиться для детей, поступающих в школу?

Н.В.: У детей, поступающих в школу, есть желание учиться.

2.В чем, на ваш взгляд, заключается период адаптации первоклассника к школе?

Н.В.: Период адаптации первоклассника к школе – это привыкание к учителю, к одноклассникам, к новому режиму дня. Это новые отношения, новые обязанности.

3.Какова роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе?

Н.В.: Учитель должен с самого начала разъяснить детям, что от них требуется. Важно показать ученику отличие его новой позиции прав, обязанностей от того, что было до школы. Учитель для ученика – высший авторитет.

4.В чем вы видите трудности адаптации к школе, их причины?

Н.В.: Трудность адаптации к школе – это непослушание. Причина заключается в том, что ребенок не может принять ситуацию обучения (он может играть на уроке или выяснять отношения с одноклассником, не реагировать на замечания учителя).

5.Существует ли познавательный барьер между детским садом и школой?

Н.В.:Я думаю, что познавательный барьер между детским садом и школой не существует.

6.Адекватно ли дети переживают свои успехи и неудачи на уроках в первые дни обучения?

Н.В.: Не все дети адекватно переживают свои успехи и неудачи, это зависит от индивидуальных особенностей учащихся.

Например, ученик расстроился только из-за того, что учитель не взял его тетрадь, чтобы показать всему классу. А ему так хотелось!

7.Как вы оцениваете уровень адаптации к школе у своих учеников?

Н.В.:У большинства моих учеников адаптация проходит успешно.

8.Установлен ли контакт с семьей и ведется ли совместная работа по созданию условий для успешной адаптации первоклассников к школе?

Н.В.: Контакт с родителями установлен и ведется совместная работа по созданию условий для успешной адаптации.

Мелкие движения.

Крупные движения.

Итоговый уровень: недостаточный

III. Образные представления

Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик:

А) Собирание разрезных картинок

Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант) и дается инструкция: «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант.

Картинки должны быть размером не менее 10*15, цветные, с крупными деталями. Разрезаются они следующим образом:

Сложный вариант Упрощенный вариант

«+» — если ребенок выполнил сложный вариант

«+-» — если выполнил упрощенный вариант

«–» — если ребенок вообще не выполнил задание

Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится».

Оценивается рисунок по трем критериям:

1) наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки)

2) наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда)

3) способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой)

«+» — если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами

«–» — 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных

Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:

Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-»

Средний – все остальные варианты

IV. Анализ образца

На столе из спичек выкладывается фигурка человечка. Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка накрываем листом бумаги.

После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»

Образец:

Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок:

Высокий – если он сам исправил ошибки

Низкий – если никак не исправляет

Средний – если исправляет с помощью вопросов

V. Одномоментное восприятие количества

На стол выкладывается две кучки спичек: около ребенка и около себя.

Инструкция: «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать. После этого мы спрячем спички в кулачок, а на счет раз-два-три откроем ладошки». Сначала берется одна спичка, несколько секунд показывается ребенку, и ладонь сжимается в кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки ребенка не исправляются. Таким образом ребенку предъявляются до пяти спичек вразброс без повторений.

Высокий – если ребенок способен одномоментно воспринимать 4-5 спичек

Средний – если ребенок одномоментно воспринимает 3 спички

VI. Мелкие движения

Методика «Езда по дорожкам»

Материал: 2 варианта рисунка, карандаш

Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».

Вариант Б

Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;

Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;

Средний – все остальные варианты.

VII. Крупные движения

Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:

1. Пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;

2. Встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;

3. Ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).

Недостаточный – 1) неровная походка;

2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению;

3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик,

удержать его или кинуть обратно.

Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.

Учебный год.

1.Статистический анализ: всего детей, в том числе мальчиков, девочек; посещавших детский сад, моложе 7 лет; старше 7 лет; особенности.

2.Общие сведения о поведенческом характере классного объединения (эмоциональность, подвижность, собранность, аккуратность, внимательность, исполнительность).

3.Воспитанность детей класса: дисциплинированность, честность, самостоятельность, любознательность, коллективизм.

4.Отношение к учебе и труду (положительное, отрицательное), обязательность детей.

5.Уровень готовности к школе по всем 8 разделам диагностики.

6. Взаимоотношение детей в классе. Степень подчиненности.

Подпись составителя характеристики.

Учебный год (образец)

Пункт характеристики Сведения
Статистический анализ Всего детей
Мальчиков
Девочек
Посещали детский сад 22 (остальные 3 посетили подготовительный к школе класс)
Моложе 7 лет
Старше 7 лет
Особенности не имеет, полностью отвечает стандарту.
Общие сведения о поведенческом характере классного объединения Не смотря на то, что класс первый и дети видят друг друга в первый раз, они довольно эмоциональные, хорошо играют в игры и ведут себя на занятии собранно, с каждой школьной принадлежностью очень аккуратны и внимательны.хорошее отношение с учебниками и тетрадями, но еще для них трудно выполнять сложные задания, внимание часто рассеивается, исполняют задания все аккуратно, но медленно боясь допустить неточность.
Воспитанность детей класса дети довольно спокойные и дисциплинированные, но на уроках часто отвлекаются на некоторые детали класса, школьные принадлежности, учебники и форму. Ребята проявляют интерес к знаниям это выражается в постоянном готовом домашнем задании всех учеников класса. Самостоятельно готовятся к урокам, со второй недели одни ходят в туалет и играют в игры. Ученики уже стараются помогать друг другу на занятиях, отвечают вместе, слушая других.
Отношения к учебе и труду Отношение к учебе положительное, дети проявляют интерес к знаниям. Причиной этому могут быть внешние и внутренние факторы, дети спокойно и быстро выполняют поручения учителя. Обязанностей у учеников первых классов в начале учебного года по отношению к труду пока не имеется. Для них сейчас главное привыкнуть к учебе и ее системе, но уже с октября месяца у них вводятся дежурства в классах и коридорах.
Уровень готовности к школе Ориентировка в окружающем, запас знаний.
Отношение к школе.
Мышление и речь
Образные представления
Анализ образца.
Одномоментное восприятие количества.
Мелкие движения
Крупные движения
Взаимоотношение детей в классе Взаимоотношение детей между собой хорошее, хотя не совсем еще дружные, это связанно с малым общением детей между собой. Это можно заметить в играх на переменах, ученики не слушают друг друга. Что касается несомненно самих уроков там уже сплоченность коллектива выше уровнем. Так как учитель организует постоянную учебную деятельность всех детей. И в связи с тем, что дети мало друг друга знают сейчас говорить о «лидерах» и «отстающих» среди общения между собой самих детей в классе пока рано. Но на уроках выделяются 6 детей которые всегда стремятся ответить и держат руки поднятыми.
Вывод и рекомендации Ученики 1 «Д» класса к школе подготовлены хорошо. Явно заметно их умения и навыки, которые дети приобрели до посещения школы. Значительно выросли требования к ученикам по сравнению с предыдущими годами, но знания детей полностью соответствуют требованиям. Программа хорошо усваивается детьми. Хотелось бы, чтобы для детей готовили различные тренинги для знакомства и общения детей между собой. На наш взгляд это быстро поможет сплотить коллектив класса и тем самым уменьшит работу учителей и увеличит деятельность самих детей.
Читайте также:  Анализ рисунка человек у детей

8.Выводы о своеобразии обучения первоклассников в первые дни учебного года. (образец)

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания.

Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого. Они с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой). Дети хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке.

Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления.

В каждом классе есть дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первые уроки проходят нормально, все дети с удовольствие вступают в работу, отвечают, и пытаются активно себя проявлять. По истечению недели больших изменений не произошло, разве что дети потихоньку начали осваиваться к месту, к людям и ведут себя менее сдержанно. Отношение учителя к ученикам доброе, но справедливое. Как и на первых уроках, учительница поддерживает дисциплину, всё время отводит на детей, всегда работает вместе с ними.

Стали проявляться хулиганы класса и «серые мышки».

9.Отчет «Условия успешной адаптации ребенка к школьному обучению» (образец)

Дошкольное образование является неотъемлемой частью всей образовательной вертикали и необходимость тесного сотрудничества детского сада и начальной школы очевидна.

Работа школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, взаимный обмен опытом, формирования у детей интереса к занятиям и учебной деятельности.

Воснове разработки создания предметно-развивающей среды учитывают:

рациональность использования пространства;

взаимосвязь цветовой отделки и освещения;

целесообразность озеленения интерьера.

Целью психологической диагностики готовности детей к школе является выявление индивидуальных особенностей развития личности ребенка, разработка – в случае необходимости – системы приемов коррекции. К сожалению, традиционная система обучения не способна обеспечить соответствующий уровень развития детям с отличающимся от среднего уровня психическим развитием.

Ребенок считается готовым к школьному обучению, если он умеет планировать и контролировать свои действия, ориентируется на неявные свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, способен слушать другого человека и выполнять логические операции в форме словесных понятий.

Любое диагностическое обследование помогает определить конкретные объекты психологической коррекции каждого первоклассника, определить содержание коррекции.

Методика обучения первоклассников.

Цель: формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще не известных задач.

1.Совершенствование организации образовательного процесса, содержания образования и педагогических технологий.

2.Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг.

3.Оптимизация системы воспитательной работы.

4.Усовершенствование системы дополнительного образования и организованного досуга.

5.Повышение эффективности управления через развитие государственно-общественного управления.

6.Обеспечение безопасности пребывания детей в школе.

Профессионально-педагогическая компетентность — это способность учителя превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащихся с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется.

Основные показатели профессиональной компетентности:

— специально-профессиональные знания, их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки, техники, культуры. Конкретное содержание знаний будет зависеть от специальности, уровень их и объем — от категории: чем выше уровень профессионализма, тем обширнее и выше компетентность учителя, и наоборот, чем выше уровень компетентности, тем более эффективную деятельность он может осуществлять в своей профессиональной области;

— психолого-педагогические знания — это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др.;

— психолого-педагогические умения — способность психологически грамотно осуществлять воздействие на учащихся с целью достижения определенного педагогического результата, реализации знаний.

При этом качественная характеристика профессиональной компетентности учителя зависит не только от количества усвоенных им знаний и умений, но и от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творчества мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т.е. от уровня общего психического развития.

Формы и методы работы с семьей первоклассника.

1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

1) Психолого-педагогический лекторий:

психолого-педагогические проблемы адаптации ребенка к школе (1, 5 классы);

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

2) Родительские дни в школе.

3) Совместные творческие дела.

4) Помощь в укреплении материально-технической базы.

Участие родителей в управлении школой.

1)Общешкольный родительский комитет

3) Классные родительские комитеты.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематику родительских собраний разрабатывает администрация школы, если это общешкольное родительское собрание и классный руководитель, если собрание классное (в классе тематика обсуждается на родительском комитете и очередную тему собрания могут предлагать родители).

Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.

Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей.

Это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. Этот вид используется на классном родительском собрании

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д.

Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но и учителя-предметники прибегают к ней в своей работе.

Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника.

Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.

Индивидуальные тематические консультации.

Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, этим не следует пренебрегать.

Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Консультации полезны и для учителя и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.

Учителя, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого-то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий в помощь школьнику в учебе.

10.Выводы о проделанной на практике работе: (образец)

2. Посетила 1 урок физической культуры, обучение грамоте – 5 уроков, математики – 5 уроков, окружающий мир – 1 урок.

3. Использовала методику диагностики детей готовности к обучению:

«Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»

Методика предназначается для детей, поступающих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире и для выяснения запаса их бытовых знаний.

4. Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную, изменяется социальное окружение — появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе.

5. Проводила во время занятий физминутки «…..» , игры во время перемен «….».

6. Для меня были интересны все аспекты практики. Во время наблюдения за учителем и учениками открывается завеса тайны школьной жизни. Позиция ученицы на время меняется на позицию учителя – психолога. Я считаю, что 2 недели практики мало для получения полного комплекта знаний. После этих дней возникает на ряд больше вопросов.

7. Могу выделить, что за время практики было прочтено много учебной литературы по изучению детей поступающих в первый класс. На наглядном примере была возможность понаблюдать за детьми и применить методики диагностики готовности к обучению. Был некоторый страх перемены социальных ролей ученик – учитель, но по истечению практики он исчез.

8. Впечатления о практике остались хорошие. Очень понравилась преподавательница, как учитель и как человек. Она компетентна, добра и справедлива. Дети достаточно умны и общаются с учительницей спокойно и не конфликтно. Основная часть уже умела читать и считать, по — этому с ними не сложно было работать, с лёгкость вступают в контакт.

9. Родительское собрание провела бы …. .В работе с родителями использовала бы…..

10. Я полностью согласна с нынешним подходом обучения детей в первые школьные дни. Могу только добавить, что следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его стадию умственного развития. Можно даже мысленно разделить класс на группы, в зависимости от развития мышления. И работать с группами, чтобы более умные ученики не стояли на месте.

Примерная тематика творческих работ по итогам практики

1.Характеристика 7-летних детей (опыт педагогических зарисовок).

2.Моя подготовка к работе с первоклассниками (мысли, встречи, дела).

3.Наглядность на уроках первой недели.

4.Воспитательная работа в первые дни пребывания детей в школе.

5.Правила поведения детей в школе и работе над ними в первые дни.

6.Первое родительское собрание, особенности его проведения.

7.Подготовка учителя к работе с первоклассниками в первые дни.

8.Подготовка детей в детском саду к школе.

Пояснительная записка

Цель практики: обобщать и систематизировать теоретические знания, полученные при изучении педагогики, психологии, частных методик; познакомить студентов со своеобразием периода адаптации ребенка к новым условиям в первую неделю его пребывания в школе.

Программа деятельности обучающихся:

1. Знакомство с порядком приема детей в школу и методикой комплектования первых классов.

2. Планирование работы учителя в 1-ую неделю.

3. Изучение особенностей организационно-педагогической деятельности учителя в 1-ый день (прием детей, знакомство их с классом, школой, правилами поведения и режимом работы школы).

4. Размещение детей в классе в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

5. Содержание, организация и методика проведения уроков в 1-ые дни обучения детей.

6. Организация учебной деятельности детей (правила обращения с карандашом, ручкой, тетрадями, учебниками, организация рабочего места).

7. Организация работы с родителями и проведение 1-ого родительского собрания.

8. Участие в проведении Дня Знаний.

9. Организация мероприятий (экскурсия по школе, прием и проводы детей домой, проведение перемен, физминуток).

10 Анализ учебных занятий (изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, подписывание тетрадей, прописей).

Исследовательская работа идет в направлении готовности ребенка к обучению в школе:

а) определение соматической готовности (рост, вес, уровень физического развития), изучение медицинской карты;

б) определение педагогической готовности (устный счет, навыки чтения, письма) через наблюдение, беседы с учителем, родителям, изучение тетрадей учащихся;

в) изучение психологической готовности (мотивация, эмоционально-волевая сфера, социальная зрелость) с помощью диагностических методик.

Отчетная документацияобучающихся:

1. Дневник педагогической практики (заполняется согласно тематическому плану)

Посещение и анализ дня знаний первоклассников.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник