Меню Рубрики

Анализ нервно психического развития детей доу

Контроль за развитием детей — составляющая часть системы оздоровительно — воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, правильно организовать медико-воспитательную работу, а также создать условия для эмоционального комфорта и развития детей.

В результате отслеживания нервно-психического развития можно определить первоначальные отклонения в его развитии и своевременно скорректировать воспитательную работу, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста” основывается на системе контроля за развитием ребенка, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).

На 2-м году жизни проводится оценка развития понимания и активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры и действий с предметами, навыков самообслуживания.

На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения.

Основным методом оценки развития детей является наблюдение.

При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.

Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития” прошла успешную апробацию в дошкольных учреждениях города Владимира, работающих по программе “Сообщество”.

1. Восприятие речи

Запас понимаемых слов довольно, широкий — 3 балла.

Запас понимаемых слов достаточный, выполняет простые словесные поручения — 2 балла.

Небольшой запас понимаемых слов — 1 балл.

2. Активная речь

Произносит 5-10 слов — 2 балл.

Пользуется отдельными облегченными словами 1

Хорошо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей 3 см — 3 балла.

Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов ( типа кубиков) — 2 балла.

Плохо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов — 1 балл.

Хорошо ходит длительно, не присаживаясь до 12 м, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится — 3 балла.

Ходит с частыми присаживаниями, меняет положение тела — 2 балла.

Плохо ходит, часто падает ( неуверенность в ходьбе), меняет положение тела — 1 балл.

Хорошо воспроизводит в игре действия с предметами (кормит куклу, собирает пирамидки из 3–5 колец) — 3 балла.

Воспроизводит в игре действия с предметами — 2 балла.

Не воспроизводит в игре действия с предметами. Манипулирует ими — 1 балл.

Самостоятельно ест густую пищу, делает попытки одеваться — 3 балла.

Ест густую пищу ложкой с небольшой помощью взрослых — 2 балла.

Не умеет есть самостоятельно — 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

6–9 баллов — Зона неполной адаптации;

1–5 баллов — Зона дезадаптации.

1. Восприятие речи

Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 3 балла.

Частично обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 2 балла.

Не умеет обобщать предметы по существенным признакам понимаемой речи — 1 балл.

2. Активная речь

Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают принимать обобщенный характер — 3 балла.

Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов — 2 балла.

Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов — 1 балл.

Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах предметов ( шар, куб, кирпичик, призма) — 3 балла.

Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах предметов — 2 балла.

Плохо ориентируется в контрастных формах предметов — 1 балл.

Без труда входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 3 балла.

Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 2 балла.

С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 1 балл.

Действия с предметами носят целенаправленный характер, переносит знакомые действия на новые игрушки — 3 балл.

Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия — 2 балла.

Манипулирует предметами — 1 балл.

Самостоятельно ест любую пищу, обращает внимание на грязные лицо, руки, нос, частично снимает одежду — 3 балла.

Самостоятельно ест любую пищу с небольшой помощью взрослых, пытается снимать одежду — 2 балла.

Не умеет есть жидкую пищу ложкой — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10 – 15 баллов — Зона адаптации;

6- 9 баллов — Зона неполной адаптации;

1 – 5 баллов — Зона недоразвития.

1. Восприятие речи

Легко понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; легко понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 3 балла.

Частично понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; частично понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 2 балла.

Не понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; не понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 1 балл.

2. Активная речь

Начинает употреблять простые 3-4 словесные предложения — 3 балла.

Начинает употреблять простые 2-3 словесные предложения — 2 балла.

Употребляет в основном облегченные слова — 1 балл.

Самостоятельно умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см ( 4- 5 предметов), постепенно уменьшающихся; самостоятельно умеет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого (использует 4 основных цвета) — 3 балла.

Умеет различать предметы по величине (2-3 предмета), постепенно уменьшающихся; умет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого — 2 балла.

Только с помощью взрослого умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см, постепенно уменьшающихся; только с помощью взрослого умеет подбирать предметы по форме ( круглые, квадратные, прямоугольные) и по цвету — 1 балл.

Хорошо выполняет действия:
а) ходит по приподнятой лестнице (на 20-25 см от пола), наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 3 балла.

Выполняет действия при поддержке взрослого:
проходит по приподнятой (на 20-25 см от пола) наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 2 балла.

С трудом выполняет вышеуказанные действия — 1 балл.

Самостоятельно воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) — 3 балла.

Самостоятельно воспроизводит в игре отдельные действия, не связанные сюжетом — 2 балла.

Воспроизводит отдельные игровые действия по образцу взрослого — 1 балл.

Самостоятельно частично раздевается и одевается — 3 балла.

С помощью взрослого частично раздевается и одевается — 2 балла.

Пассивно ждет помощи взрослого при одевании и раздевании — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного ) развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

Говорит сложные предложения, хотя и не всегда правильно грамматически. Появляются вопросы: Где? Куда? Почему? — 3 балла.

Говорит односложные предложения — 2 балла.

Говорит отдельными словами — 1 балл.

По образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 3 балла.

С помощью взрослого по образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 2 балла.

Не умеет подбирать предметы — 1 балла.

Самостоятельно влезает и слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра; самостоятельно бросает малые мячи в горизонтально распо ложенную цель ( диаметр 40 см), с расстояния 80 – 100 см на уровне груди — 3 балла.

Влезает и слезает с помощью взрослых приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100см на уровне груди, не точно выполняя инструкцию взрослых — 2 балла.

Не влезает и не слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди — 1 балл.

Самостоятельно в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность действий — 3 балла.

С участием взрослого в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность 2-3-х действий — 2 балла.

Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные действия — 1 балл.

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их — 3 балла.

С участием взрослого делает простые сюжетные постройки и называет их — 2 балла.

Делает отдельные постройки, не называя их (манипулирует строительным материалом) — 1 балла.

Самостоятельно правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 3 балла.

С помощью взрослого правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; с помощью взрослого скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 2 балла.

Не умеет правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины прямыми, круговыми движениями — 1 балла.

Самостоятельно полностью одевается, но не застегивается; моет руки; ест самостоятельно и аккуратно, держит ложку в правой руке — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого одевается; моет руки; ест самостоятельно, но не аккуратно— 2 балла.

Одевается со значительной помощью взрослого; не сформирован навык умывания, ест с помощью взрослого — 1 балл.

Примечание: схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

15-21 баллов — Зона полного развития;

8-14 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;

1-7 баллов — Зона недоразвития.

Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; самостоятельно рассказывает о виденном 2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные предложения; большой словарный запас, в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия — 3 балла.

Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки; рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный запас — 2 балла.

Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас — 1 балл.

Самостоятельно правильно использует геометрические формы по назначению; самостоятельно называет 4 основных цвета; знает черный и белый цвет; умеет самостоятельно различать местоположение предметов в пространстве — 3 балла.

С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве — 2 балла.

Не умеет использовать геометрические формы по назначению, даже с помощью взрослого; знает; основных цвета, но не называет их; не умеет различать местоположение предметов в пространстве — 1 балл.

Самостоятельно бросает малые мячи в вертикально расположенную цель, находящуюся на расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100 см и ловит его — 3 балла.

Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его — 2 балла.

Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1 балл.

Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно пользуется игрушками; используются элементы ролевой игры — 3 балла.

Играет рядом с детьми, не умеет совместно пользоваться игрушками — 2 балла.

Играет один, выполняет 2-3 последовательных эпизода — 1 балл.

Самостоятельно выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 3 балла.

С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 2 балла.

Делает простые сюжетные постройки, называет их — 1 балла.

Самостоятельно делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 3 балла.

С помощью взрослого делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2 балла.

Не умеет выполнять рисунок по заранее задуманному плану, рисует каракули; не умеет соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1 балл.

Самостоятельно раздевается и одевается; всегда просится на горшок; аккуратно кушает, держа правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо, пользуется носовым платком — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого раздевается и одевается; пользуется горшком при напоминании взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно; моет руки и лицо, пользуется носовым платком по указанию — 2 балла.

С помощью взрослого выполняет следующие действия: раздевается и одевается; пользуется горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо; пользуется носовым платком — 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

источник

Систематический контроль позволяет выявить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании работы с детьми учесть не только программу воспитания, но и фактический уровень развития и поведения детей группы.

Опираясь на особенности психического развития детей раннего возраста, разработанные Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной, необходимо учитывать следующие аспекты.

1. Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни ребенок контролируется ежемесячно, на втором — один раз в квартал, на третьем — один раз в полгода.

2. У маленького ребенка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние его здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому контроль проводится одновременно за состоянием здоровья детей, их развитием, поведением и намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы с детьми.

3. Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, что сказывается на дальнейшем ходе развития ребенка. Это так называемые ведущие линии развития.

Так, на втором году жизни — четыре периода развития: 1 год 1 мес. — 1 год 3 мес.; 1 год 4 мес. — 1 год 6 мес.; 1 год 7 мес. — 1 год 9 мес.; 1 год 10 мес. — 2 года. В каждом периоде выделяются шесть основных линий развития:

4) игра в действия с предметами;

6) навыки самостоятельности.

На третьем году жизни — два периода развития: 2 года 1 мес. — 2 года 6 мес.; 2 года 7 мес. — 3 года. В каждом из них контролируются:

3) развитие игры и действий с предметами;

4) изобразительная деятельность;

5) конструктивная деятельность;

6) развитие общих движений;

7) формирование навыков самостоятельности.

Помимо психического развития необходимо контролировать также поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, индивидуальные особенности, черты личности ребенка.

Отклонения в поведении ребенка могут быть результатом неправильных педагогических мер со стороны воспитателей или симптомами заболеваний. В этом случае воспитателю необходимо проконсультироваться с врачом.

Воспитатели группы должны обсуждать приемы, используемые в работе с детьми, и своевременно рекомендовать их родителям.

Поведенческие моменты, на которые при проведении контроля следует обратить внимание

1. Настроение ребенка: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Спокойное — положительно относится к окружающим, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.

Раздражительное, возбужденное — эффективные вспышки возбуждения, может вступать в конфликт с окружающими, наблюдаются озлобленность, крик.

Подавленное — вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо и долго.

Неустойчивое — быстро переходит от одного настроения к другому, может быть весел, смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты и может быть замкнутым.

2. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность. Засыпание — быстрое, медленное (более 10—15 мин), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями. Характер сна — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный. Продолжительность сна — короткий, длительный, соответствующий возрасту.

Читайте также:  Хламидии и микоплазмы анализы у детей

3. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

4. Характер бодрствования: активный, малоактивный.

Малоактивный — не всегда занят, активная деятельность перемежается с бездеятельным состоянием.

Пассивный — преобладает бездеятельное состояние.

5. Индивидуальные особенности, черты личности ребенка: контактен, доброжелателен ко взрослым и детям, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и др.; познавательные способности: проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучается, проявляется достаточно устойчивое внимание; обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

В процессе контроля нервно-психического развития детей могут быть использованы следующие методы.

1. Беседа с матерью (при приеме ребенка в детское учреждение и в дальнейшем по мере посещения дошкольного учреждения).

2. Наблюдение за ребенком в группе (выявляет особенности поведения ребенка).

3. Диагностика психического развития (выявляет уровень нервно- психического развития ребенка). От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала, в определенной ситуации, которая максимально приближается к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребенком. Взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность, что он выполнит задание. Однако поведение взрослого при применении метода диагностики не совсем обычно: он должен не обучать ребенка, а только умело выявлять уже сформированные умения, не подсказывая. Ребенок, как правило, ждет оценки со стороны взрослого, и если он хорошо справился с заданием, нужно похвалить малыша.

Оценивая уровень нервно-психического развития на втором году: в 1 год 3 мес., 1 год 6 мес., 1 год 9 мес., 2 года, а на третьем году: в 2 года 6 мес. и 3 года — воспитатель выявляет уровень развития по всем линиям и заносит в карту развития ребенка. Если ребенок не справляется с заданием по какой-либо линии своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его развития по этой же линии, но на возрастной период ниже. При условии совпадения результатов данные проставляются в карте и отмечается, что тот ребенок задерживается в развитии по этой линии на один эпикризный срок.

Уровень развития движения определяется на занятиях по гимнастике, во время выполнения режимных процессов: еды, одевания, раздевания.

Помимо обычного повседневного наблюдения за поведением детей, которое воспитатель отмечает в дневнике группы при передаче дежурства, поведение детей фиксируется более тщательно в эпик- ризные сроки, и данные кратко заносятся в карту развития. Например: 1) настроение бодрое; 2) сон спокойный (3 ч); 3) аппетит неустойчивый; 4) характер бодрствования — активный; 5) индивидуальные особенности: подвижен, любознателен, контактен, доброжелателен, внимание неустойчивое.

С целью эффективного планирования оздоровительно-воспитательной работы, проведения индивидуальной работы с детьми необходима дифференцированная оценка уровня развития детей, т.е. определение группы развития. При этом учитываются степень опережения или задержки в развитии ребенка.

К первой группе относят детей с нормальным развитием. Когда все показатели соответствуют календарному возрасту или опережают его.

Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году отставание на 1 квартал, на третьем году — на полугодие).

В третью группу относят детей с более глубокой задержкой в развитии — на два эпикризных срока.

В четвертую — с еще большей задержкой — на три эпикризных срока.

Порядок определения групп развития.

1. Группу развития определяет линия с наибольшей задержкой в развитии.

2. Степень в группе развития определяется по количеству линий с задержкой при условии, если задержка равномерна (на один или два эпикризных срока).

3. В том случае, если задержка или опережение не одинаковы, не гармоничны, определяется степень негармоничности (верхнегармоничное, негармоничное, нижнегармоничное).

Примеры: ребенку 1 год 6 мес.

1. Понимание речи — 1 год 6 мес.

2. Активная речь — 1 год 3 мес.

4. Игра и действие с предметами — 1 год 6 мес.

При условии задержки у ребенка двух показателей на один эпикризный срок по уровню развития его относят ко второй группе. Два показателя задерживаются равномерно на один эпикризный срок. Следовательно, определяется первая степень задержки и отмечается кратко: вторая группа, первая степень.

Ребенок такого же возраста — 1 год 6 мес.

1. Понимание речи — 1 год 6 мес.

4. Игра и действие с предметами — 1 год 6 мес.

У ребенка также задерживаются в развитии два показателя. Самая глубокая задержка в активной речи, на два эпикризных срока, т.е. этот показатель говорит о третьей группе развития. Второй показатель (сенсорика) задерживается лишь на один эпикризный срок, следовательно, задержка неравномерна. Указывается негармоничное — нижнегармоничное развитие третьей группы.

Таким образом, первый ребенок может заниматься в своей возрастной группе, посещая специальные индивидуальные занятия по развитию речи и сенсорике, соответственно своему уровню. Кроме того, во время свободной деятельности ребенок требует индивидуального общения со взрослым.

Второй ребенок нуждается в специальных индивидуальных заданиях по развитию речи, а врач должен проконсультировать его у психоневролога и получить специальное заключение и назначения. Если ребенку исполнилось три года, его желательно проконсультировать у логопеда.

Воспитатель группы проводит диагностику нервно-психического развития под руководством и контролем старшего воспитателя, ведет наблюдение за поведением ребенка. Старший воспитатель анализирует нервно-психическое развитие детей раннего возраста по группам развития, совместно с воспитателем намечает индивидуальную работу с детьми. Врач дает общую оценку физическому состоянию ребенка, определяет его группу здоровья.

Результаты оценки уровня нервно-психического развития ребенка заносятся в карту. Заводится одна карта на второй и третий год, на одной стороне которой отмечается развитие и поведение ребенка второго года, на другой — третьего.

Для проведения диагностики нервно-психического развития детей старший воспитатель подбирает материал, который используется в повседневной жизни. Хранится он в методическом кабинете или группе и распределен по возрастам (1 год 3 мес., 1 год 6 мес., 1 год 9 мес., 2 года, 2 года 6 мес., 3 года).

Для удобства пользования этим материалом к нему прилагаются рекомендации, раскрывающие методику работы. В начале месяца намечаются сроки выявления уровня развития ребенка. Одновременно выявляется не более двух линий в развитии. Например, речь и сенсорика.

Проведя комплексную оценку состояния здоровья ребенка, врач и старший воспитатель передают свои назначения родителям и воспитателям группы, на основании чего составляется перспективный план воспитательно-оздоровительной работы в группе, календарный план занятий, индивидуальная работа с детьми.

Не менее одного раза в квартал следует проводить анализ динамики развития детей. Для этого фиксируется уровень развития ребенка на начало учебного года (в конце сентября), т.е. выявляются группы развития детей. Затем сравниваются уровни развития детей в текущем и предыдущем кварталах, планируется корригирующая работа в группе. В конечном счете, сравниваются уровни развития дошкольников на начало и конец учебного года. Условно количество всех детей принимается за 100%, и высчитывается в процентном отношении число детей I, II, III групп развития.

Правильно организованный контроль за развитием и поведением детей позволяет своевременно наметить план оздоровительно-воспитательных воздействий.

Понимает короткий рассказ взрослого о событиях, бывших в опыте ребенка.

Методика: ребенок может быть в группе с другими детьми, все сидят полукругом, взрослый — напротив. Он сначала рассказывает одну часть истории, задает детям два вопроса, затем продолжает рассказ и снова задает два вопроса. Например: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять, надела шапку, падьто, ботинки, спустилась по лесенке и вышла на улицу». Вопрос воспитателя: «Кто пошел на улицу гулять? Что Машенька надела?»

Ребенок должен ответить на вопросы взрослого.

Таким образом детям читается весь рассказ до конца.

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Методика: ситуация естественная, игра, режимные процессы.

Подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета на однородных предметах.

Материал: три пары варежек (красного, синего и зеленого цвета).

Методика: взрослый кладет перед ребенком варежки в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, красная, зеленая, синяя, затем дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти ей пару.

Ребенок должен правильно по образцу подобрать все три цвета.

Игра и действие с предметами

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).

Материал: кукла-голыш, губка, полотенце, кирпичик (вместо мыла), ванночка.

Методика: взрослый кладет перед ребенком игрушки и говорит: «Кукла грязная, вот мыло, ванночка, полотенце». Ребенок последовательно производит действие с куклой: сажает ее в ванну, берет кирпичик, трет губкой, моет части тела, вытирает полотенцем, т.е. все предметы должны использоваться по назначению.

Перешагивает через препятствие чередующимся шагом.

Материал: две палки длиной 40 см.

Методика: на расстоянии 20 см перед ребенком положены палки. Взрослый предлагает перешагнуть через них. Если малыш не понимает задания, взрослый показывает движения.

Частично надевает одежду (туфли, шапку). Ситуация естественная: во время одевания на прогулку ребенку предлагают самостоятельно, без помощи взрослого, надеть ботинки, шапку.

2 года 6 мес.

Говорит предложениями (более грех слов). Появляются вопросы: «Где? Куда?»

Методика: ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему. Важно, чтобы ребенок хотя бы один раз употребил предложение из трех и более слов.

Методика: взрослый наблюдает за проявлением речевых реакций у детей во время режимных процессов, в самостоятельной деятельности. Задает вопросы: «Где? Куда?»

Подбирает по образцу объемные геометрические формы. Подбирает к образцу-эталону по цвету разнообразные предметы четырех основных цветов.

Материал: два комплекта геометрических форм (куб, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) одного цвета.

Методика: один комплект форм дается ребенку, другой находится у взрослого. Взрослый показывает малышу одну из форм и просит показать такую же.

Материал: цветное лото, в котором четыре карточки, окрашенные в основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), и восемь карточек с изображением знакомых предметов (зеленый листочек, огурец, или красный флажок, мак). Цветовая окраска предметов должна соответствовать основным цветам на четырех карточках.

Методика: взрослый раздает ребенку карточки четырех цветов, показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в те же цвета (цвет чередует), и спрашивает, на какой фон эту картинку надо наложить.

Ребенок должен правильно подобрать по две картинки каждого цвета.

Игра носит сюжетный характер, отображает разные сюжеты из жизни окружающих, в которых есть взаимосвязь и последовательность действий.

Материал: игрушки и атрибуты для игры в доктора, парикмахера, магазин и т.д.

Методика: в игровой комнате подобраны и расположены произвольно игрушки для нескольких сюжетных игр. Ребенок играет. Желательно, чтобы он показал в игре взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. Например, гараж, дом, стул, стол.

Материал: строительный материал, в набор которого входят различные геометрические формы (10—14 шт. по 2—3 шт. каждой).

Методика: взрослый просит ребенка построить что-нибудь. Ребенок делает одну-две простые сюжетные постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть похожа на эти предметы.

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую на 20—28 см.

Материал: палка или веревка 1,5—2 м.

Методика: взрослый предлагает перешагнуть через палку или веревку, приподнятую на 20—28 см. Ребенок должен легко перешагнуть через препятствие, не задев его.

Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно.

Проверка проводится в естественных для ребенка условиях (во время одевания на прогулку, после сна). Малыш самостоятельно надевает штаны, рубашку, колготки, шапку. Во время еды ест аккуратно (не пачкает одежды, не разбрасывает пищу по столу).

Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы: «Почему? Когда?»

Методика: взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую тему близкую ему. Важно, чтобы ребенок хотя бы раз употребил в своей речи придаточное предложение.

Методика: взрослый наблюдает за проявлением речевых реакций у ребенка во время кормления, одевания, самостоятельной деятельности. Необходимо, чтобы ребенок хотя бы раз употребил вопрос: «Почему?» или «Когда?»

Подбирает по образцу плоскостные геометрические формы и воспроизводит предмет. Называет четыре основных цвета.

Материал: плоскостная геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых лежат основные геометрические формы одного цвета.

Методика: взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает составить соответствующий предмет, накладывая мозаику на образец.

Материал: восемь разнообразных предметов, по два одного цвета (например, красный кубик, красная чашка, желтый цыпленок, желтый шар и др.).

Методика: взрослый показывает ребенку поочередно один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шар?» Малыш должен правильно назвать четыре основных цвета.

Появляются элементы ролевой игры.

Материал: разнообразные сюжетные игрушки.

Методика: в игровой комнате подобраны атрибуты для нескольких сюжетных игр. Взрослый в течение 20—30 мин наблюдает за игрой ребенка. Ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль и определяет ее словом.

Появляются сложные сюжетные постройки.

Материал: строительный материал, в набор которого входят различные геометрические формы (10—14 шт., по 2—3 шт. каждой). Величина материала зависит от места игры ребенка (за столом или на полу). Можно дать дополнительно машину, мелкие игрушки.

Методика: взрослый дает ребенку строительный материал и предлагает построить, что он хочет. Малыш делает сюжетную постройку (например, гараж, дорогу к нему), играет с ней.

С помощью пластилина, карандаша, красок изображает простые предметы и называет их.

Материал: кусок пластилина цилиндрической формы длиной 4— 6 см, диаметром 1,5—2 см.

Методика: взрослый предлагает ребенку что-нибудь слепить. Ребенок лепит предмет и обязательно называет, что слепил. При этом работа должна иметь сходство с названным предметом.

Материал: лист бумаги размером с тетрадный, карандаши или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).

Методика: взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать. Малыш рисует предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с предметом.

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую на 30—35 см.

Материал: палка или веревка 1,5—2 м, горизонтально приподнятая на 30—35 см.

Методика: взрослый предлагает перешагнуть через палку или веревку, приподнятую на 30—35 см.

Ребенок должен легко перешагнуть через препятствие, не задев его.

Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Ест аккуратно. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания.

Проверка проводится в естественных для ребенка условиях (во время выполнения режимных процессов).

источник

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показаниям, отражающим особенности социальных контрактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов.

Мышление и речь — характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие — характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память — характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты — характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

Большинство показателей нервно-психического развития определяется по «Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет», кроме определения развития мышления к речи и общей моторики. При необходимости развитие ручной моторики также может быть проверено медицинской сестрой или врачом.

При наличии отклонений в разделе «Нервно-психическое развитие» напротив соответствующего показателя делается запись: «с отклонением». Медицинской сестрой и врачом определяются только отклонения в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) дается специалистом психоневрологом.

1Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Психомоторное развитиеЗакладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС.Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде.Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7-10 годам

Читайте также:  Хламидия пневмония у детей расшифровка анализа

Прикорм, сроки введения, гипокалактияВ качестве обучающего прикорма можно использовать 50–20 г тертого яблока или фруктового пюре. Наиболее подходящий возраст – между 16– 24-й неделей жизни, длительность этого прикорма – 2–3 недели.Показанием к введению основного (или энергетически значимого прикорма) является явное проявление неудовлетворенности ребенка получаемом объемом молока при таком состоянии его физиологической зрелости, когда эта неудовлетворенность уже может быть компенсирована именно густым прикормом. Условия введения прикорма:1) возраст более 5–6 месяцев;2) сложившаяся адаптация к продвижению и глотанию густой пищи при использовании обучающего прикорма;3) состоявшееся или текущее прорезывание части зубов;4) уверенное сидение и владение головкой;5) зрелость функций желудочно-кишечного тракта.Сначала вводится пробная доза прикорма – 1–2 ч. л. и затем при хорошей переносимости происходит быстрое наращивание до 100–150 мл пюре из фруктов или овощей или каши без соли и сахара на основе гречневой крупы или риса.Этапы расширения прикорма:1) обучающий прикорм;2) одно овощное пюре (из картофеля, моркови, капусты) или фруктовое пюре (из бананов, яблок). Лучше использовать продукты, выпущенные производством;3) каши безглютеновые (из рисовой, кукурузной, гречневой круп);4) дополнение овощного пюре мясным фаршем, рыбой или мясом птицы из мясных консервов для детского питания, расширение овощей и фруктов, кроме цитрусовых. Срок адаптации – 1–1,5 месяца;5) каши на пшеничной муке;6) заменители коровьего молока для детского питания, неадаптированные молочные продукты (молоко, кефир, йогурт, творог), цитрусовые и их соки, яичный желток вкрутую;7) начало «кусочкового» кормления: печенье, кусочки хлеба, нарезанные фрукты, паровые котлеты.

1-физиологические особенности системы дыханияПравое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с делением легких на доли большое значение имеет знание сегментарного строения легких. Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов.После разделения трахеи на правый и левый бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого.Запасы кислорода в организме очень ограничены, и их хватает на 5–6 мин. Обеспечение организма кислородом осуществляется процессом дыхания.В зависимости от выполняемой функции различают две основные части легкого: проводящую часть для подачи воздуха в альвеолы и выведения его наружу и дыхательную часть, где происходит газообмен между воздухом и кровью. К проводящей части относятся гортань, трахея, бронхи, т. е. бронхиальное дерево, а к собственно дыхательной – ацинусы, состоящие из приводящей бронхиолы, альвеолярных ходов и альвеол.Под внешним дыханием подразумевается обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких.Он осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы давления кислорода во вдыхаемом (атмосферном) воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка.Оценка функции внешнего дыхания проводится по таким группам показателей, как:1) легочная вентиляция (частота (f), глубина (Vt), минутный объем дыхания (V), ритм, объем альвеолярной вентиляции, распределение вдыхаемого воздуха);2) легочные объемы (жизненная емкость легких (ЖЕЛ, Vc), общая емкость легких, резервный объем вдоха (РОвд, IRV), резервный объем выдоха (РОвыд, ERV), функциональная остаточная емкость (ФОE), остаточный объем (OO));3) механика дыхания (максимальная вентиляция легких (МВЛ, Vmax), или предел дыхания, резерв дыхания, форсированная жизненная емкость легких (FEV) и ее отношение к ЖЕЛ (индекс Тиффно), бронхиальное сопротивление, объемная скорость вдоха и выдоха при спокойном и форсированном дыхании);4) легочный газообмен (величина потребления кислорода и выделения углекислого газа в 1 мин, состав альвеолярного воздуха, коэффициент использования кислорода (КИО2));5) газовый состав артериальной крови (давление кислорода ^O2) и углекислоты (рСЭ2), содержание оксигемоглобина в крови и артериовенозной разницы по НЬ и окси-НЬ).ЖЕЛ и максимальная вентиляция легких у детей значительно меньше, чем увзрослых.Все эти анатомические и функциональные особенности системы органов дыхания создают предпосылки к более легкомунарушению дыхания

2Семиотика поражения выделительной системы. Синдромы Исследование мочи.Химическое исследование мочи заключается в определении в ней содержания белка, желчных пигментов, желчных кислот, уробилина, сахара, ацетона и др.Олигурия – уменьшение суточного количества мочи – наблюдается при недостаточном введении жидкости, лихорадочных заболеваниях, рвоте и поносе, сердечно-сосудистой недостаточностиАнурия – это когда суточный диурез менее 1/15 нормы. При почечной недостаточности (особенно она характерна для острой формы).Полиурия – увеличение диуреза в 2 раза по сравнению с нормой.Никтурия.Количество выделенной мочи ночью превышает количество дневной мочи.Гипостенурия – низкая плотность мочи (1002–1005). При обильном питье, в период схождения отеков, при несахарном диабете в конечных стадиях хронического нефритаИзостенуриейсчитается плотность мочи, равная плотности плазмы крови (1010–1012). Это указывает на тяжелую форму почечной недостаточности.Инструментальные методы исследования.Обзорный рентгеновский снимокопределит положение, величину и форму почек, а также рентгеноконтрастные камни.Экскреторная урографияпозволяет оценить рентгеноанатомическое и функциональное состояние мочевых путей.Радиоизотопные методы исследования:радиоизотопная ренография, сканирование почек, динамическая нефросцинтиграфия.Цистоскопия – метод исследования мочеточников и мочевого пузыря при помощи цистоскопа.Почечная ангиография – инструментальный метод исследования сосудистой системы почек и состояния их кровоснабжения.Биопсия почекопределяет морфологию почечной паренхимы.Основные синдромы при заболеваниях почек и мочевыводящих путейПротеинурия.В нормальной моче встречаются следы белка (0,002-0,006 г/л). При патологических состояниях происходит изменение клубочковой проницаемости, почка начинает выделять сывороточные белки (альбумины и глобулины).Пиурия.В норме при обычном микроскопическом исследовании в моче содержится не более 5–6 лейкоцитов у мальчиков и до 10 – удевочек.Гематурия.В норме при обычной микроскопии в моче могут встречаться единичные эритроциты в препарате. При исследовании по методу Аддиса– Каковского в сутки выделяется до 1 млн эритроцитов или до 700 в мин.Цилиндрурия.Цилиндры при обычной микроскопии не определяются, но при исследовании в суточной моче выделяется до 2000 гиалиновых цилиндров

3Синдромы поражения органов пищеваренияЭтот симптомокомплекс возникает при повреждениях и острых заболеваниях органов брюшной полости и забрюшинного пространства, при которых требуется срочная медицинская (чаще хирургическая) помощь.Ведущим симптомом острого живота является боль в животе, которая может сопровождаться шоком, частой рвотой, задержкой стула и отхождения газов, реже поносом, меленой.Положение больного обычно малоподвижное, часто в определенной позе (с приведенными ногами к животу). Живот втянут (реже вздут). Как правило, выражены симптомы интоксикации и обезвоживания. Пальпация живота резко болезненная, мышцы передней брюшной стенки напряжены, имеется симптом Щеткина-Блюмберга.Синдром мальабсорбциипроявляется поносом с полифекалией, нарастающим истощением больного. При осмотре обнаруживается увеличенный в объеме живот вследствие скопления пищевого химуса в просвете кишечника, метеоризма.Чаще синдром мальабсорбции наблюдается при ферментопатиях, но может возникнуть после операций на кишечнике, при тяжелых формах панкреатита, болезни Крона.Синдром желтухи.Желтуха – окрашивание в желтый цвет слизистых оболочек, склер и кожи. Раньше всего прокрашиваются склеры, нижняя поверхность языка, небо, кожа лица.Синдром недостаточности печени.Под этим синдромом понимаются глубокие нарушения многочисленных и крайне важных функций печени.Обычно печеночная недостаточность развивается при 75–80 % поражении паренхимы. Различают острую и хроническую формы.Острая форма развивается чаще у детей раннего возраста при сывороточном гепатите В, отравлениях гепатотропными ядами (например, грибами – бледной поганкой, строчками, мухоморами и др.).Хроническая печеночная недостаточность является как бы терминальным исходом хронических заболеваний печени (например, цирроза печени) и, в отличие от острой, развивается постепенно.Клинически печеночная недостаточность проявляется изменениями поведения больного в виде адинамии, апатии, сонливости, реже, наоборот, возбуждения, беспокойства.Нарастает желтуха, развивается геморрагический синдром в виде кровотечений из слизистых оболочек и кровоизлияний в кожу. По мере развития этого синдрома при отсутствии эффекта от лечения больной впадает в коматозное состояние.В детском возрасте нарастает гликогенная емкость печени (в течении первых 3-х месяцев жизни. Кишечник новорожденных как бы компенсирует недостаточность тех оргшанов, которые обеспечивают дистантное пищеварение. Панкреатическая секреция поджелудочной железы быстро нарастает, особенно после прикорма. Более быстро происходит увеличение активности трипшна, хиснотрииспна, линазы, фосфолиназы. Ферменты энтероцитов и панкреатические ферменты обеспечивают мембранное пищеварение.

Закладка сердца начинается на 2й неделе внутриутробной жизни. В течение 3 недель из пластинки, расположенной на гра нице головы и туловища, происходит формирование сердца со всеми его отделами. В первые 6 недель сердце состоит из трех камер, затем образуются четыре за счет разделения предсердий. В это время происходит процесс разделения сердца на правую и левую половины, формирование клапанов сердца. Образование основных артериальных стволов начинается со 2й недели жизни. Очень рано формируется проводящая система сердца.

2. Долевое и сегментарное строение легких. Синдром бронхообструкции.

В правом легком различают три доли и десять сегментов, в левом — две доли и девять, иногда десять, сегментов. Доли легких разделены листками междолевой плевры. Между отдельными сегментами располагаются соединительнотканные прослойки, не видимые на компьютерных томограммах.

Верхнюю долю от нижней (или средней справа) разделяет косая междолевая щель. На прямом снимке начинается на уровне остистого отростка Th3 (3-й грудной позвонок).

Горизонтально проходит по наружной части 4-го ребра.

Затем направляется к высшей точке диафрагмы в проекции ее средней части.

На боковом снимке горизонтальная плевра начинается сверху от Th3.

Проходит через корень легкого.

Заканчивается в высшей точке диафрагмы.

Горизонтальная междолевая щель отделяет верхнюю долю от средней в правом легком. Она проходит:

На прямой рентгенограмме по наружному краю 4-го ребра – по направлению к корню.

В боковой проекции начинается от корня и направляется горизонтально к грудине.

Топография сегментов легких:

верхушечный (S1) проходит по 2-му ребру до лопаточной ости;

задний – от середины лопатки до ее верхнего края;

передний – спереди между 2-м и 4-м ребрами;

латеральный (верхний язычковый) – между 4-м и 6-м ребрами по передней подмышечной линии;

медиальный (нижний язычковый) – между 4-м и 6-м ребрами ближе к грудине;

верхний базальный (S6) – от середины лопатки до нижнего угла по паравертебральной области;

медиальный базальный – от 6-го ребра до диафрагмы между среднеключичной линией и грудиной;

передний базальный (S8) – между междолевой щелью спереди и подмышечной линий сзади;

латеральный базальный (S9) проецируется между серединой лопаточной кости и задней подмышечной линией;

задний базальный (S10) – от нижнего угла лопатки до диафрагмы между лопаточной и околопозвоночной линиями.

Слева сегментарное строение несущественно отличается.

Бронхообструктивный синдром (БОС) или синдром бронхиальной обструкции – это симптомокомплекс, связанный с нарушением бронхиальной проходимости функционального или органического происхождения. Клинические проявления БОС складываются из удлинения выдоха, появления экспираторного шума (свистящее, шумное дыхание), приступов удушья, участия вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, часто развивается малопродуктивный кашель. При выраженной обструкции может появиться шумный выдох, увеличение частоты дыхания, развитие усталости дыхательных мышц и снижение РаО2.

4. Задача пмр: 1 год (соответствует)

5. Режим 9 мес на иск.вскармливании

1Анатомо-физиологические особенности системы дыханияПравое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с делением легких на доли большое значение имеет знание сегментарного строения легких. Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов.После разделения трахеи на правый и левый бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого.Запасы кислорода в организме очень ограничены, и их хватает на 5–6 мин. Обеспечение организма кислородом осуществляется процессом дыхания.В зависимости от выполняемой функции различают две основные части легкого: проводящую часть для подачи воздуха в альвеолы и выведения его наружу и дыхательную часть, где происходит газообмен между воздухом и кровью. К проводящей части относятся гортань, трахея, бронхи, т. е. бронхиальное дерево, а к собственно дыхательной – ацинусы, состоящие из приводящей бронхиолы, альвеолярных ходов и альвеол.Под внешним дыханием подразумевается обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких.Он осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы давления кислорода во вдыхаемом (атмосферном) воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка.Оценка функции внешнего дыхания проводится по таким группам показателей, как:1) легочная вентиляция (частота (f), глубина (Vt), минутный объем дыхания (V), ритм, объем альвеолярной вентиляции, распределение вдыхаемого воздуха);2) легочные объемы (жизненная емкость легких (ЖЕЛ, Vc), общая емкость легких, резервный объем вдоха (РОвд, IRV), резервный объем выдоха (РОвыд, ERV), функциональная остаточная емкость (ФОE), остаточный объем (OO));3) механика дыхания (максимальная вентиляция легких (МВЛ, Vmax), или предел дыхания, резерв дыхания, форсированная жизненная емкость легких (FEV) и ее отношение к ЖЕЛ (индекс Тиффно), бронхиальное сопротивление, объемная скорость вдоха и выдоха при спокойном и форсированном дыхании);4) легочный газообмен (величина потребления кислорода и выделения углекислого газа в 1 мин, состав альвеолярного воздуха, коэффициент использования кислорода (КИО2));5) газовый состав артериальной крови (давление кислорода ^O2) и углекислоты (рСЭ2), содержание оксигемоглобина в крови и артериовенозной разницы по НЬ и окси-НЬ).ЖЕЛ и максимальная вентиляция легких у детей значительно меньше, чем увзрослых.Все эти анатомические и функциональные особенности системы органов дыхания создают предпосылки к более легкомунарушению дыхания

2)Дискинетические расстройства желчного пузыря и желчевыводящих путей занимают ведущее место среди хронической патологии пищеварительной системы у детей и представляют собой функциональное заболевание, при котором нарушается отток желчи в двенадцатиперстную кишку в результате несогласованных сокращений желчного пузыря, пузырных протоков и сфинктерного аппарата. Основными клиническими симптомами дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП) являются боли в животе с локализацией в правом подреберье Если дискинезия имеет гипертоническую форму, то симптомы такие: часто появляется жидкий стул, рвота, тошнота. На языке виден налет желтого цвета. Дети теряют аппетит, тяжело переносят физические нагрузки, очень быстро утомляются. Часто возникает головная боль, общая слабость, после употребления сладостей или после волнения в кишечнике чувствуется жжение. При смешанном виде дискинезии бывают запоры, во рту чувствуется горечь. На теле и на лице появляются отеки, аппетит снижается, в правом подреберье чувствуется тяжесть и покалывание. Если снизить уровень потребления пищи, то произойдет увеличение массы тела, отрыжка с запахом тухлого яйца. Гипотоническая форма дискинезии встречается очень редко в детском возрасте. Она проявляется понижением активности мышц желчного пузыря, а так же двенадцатиперстной кишки. У детей с данным заболеванием почти нет аппетита, масса тела сильно снижается, под правым ребром чувствуется слабость, так как желчный пузырь растянут. У младенцев можно прощупать желчный пузырь через брюшную полость, так как тонус мышц снижается. Желчный пузырь больше обычного. У детей грудного возраста могут возникать проблемы со стулом, детки могут быть вялыми и плохо набирают вес. Они очень возбуждены, часто подживают к животику ножки, чтобы хоть как-то уменьшить болевые ощущения. Если дети старшего возраста, то они могут сообщить о таком симптоме, как горечь во рту.

Читайте также:  Хламидийная инфекция у детей анализы

Если у детей возникла дискинезия, то в организме происходит следующее:

Возможно возникновения камней;

Пища не может должным образом перевариться;

В желчном пузыре застаивается желчь;

Возникают симптомы расстройства пищеварительной системы.

Одним из самых доступных и достоверных методов диагностики состояния путей выведения желчи является УЗИ. Ультразвуковую диагностику проводят на голодный желудок. Если никаких отклонений нет, то желчный пузырь должен быть округлой формы, грушевидной или овальной. В норме толщина его стенки составляет не больше четырех мм. Структура стенки обязательно должна быть однородной, а просвет желчного – эхонегативным. Размеры пузыря не зависят от возраста, у каждого человека он может быть разных размеров. Встречается такое, что у младенца он может быть 7 см, а у подростка – 4 см. Допустимы такие размеры желчного пузыря: длинна – 4-7 см, ширина – 1,2-2,4 см.

3Геморрагический синдромпредполагает повышенную кровоточивость: кровотечения из слизистых оболочек носа, кровоизлияния в кожу и суставы, желудочно-кишечные кровотечения

1. Гематомный тип характерный для гемофилии А, В (дефицит VIII, IX факторов). Клинически выявляются обширные кровоизлияния в подкожную клетчатку, под апоневрозы, в серозные оболочки, мышцы, суставы с развитием деформирующих артрозов, и пр.

2. Петехиально-пятнистый тип наблюдается при тромбоцитопениях, тромбоцитопатиях, при гипо– и дисфибриногенемии, дефиците X, V, II факторов. Клинически характеризуется петехиями, экхимозами на коже и слизистых оболочках, спонтанными или возникающими при малейшей травме кровотечениями: носовыми, десневыми, маточными, почечными.

3. Смешанный (микроциркуляторно-гематомный тип) отмечается при болезни Виллебранда и синдроме Виллибранда—Юргенса, так как дефицит коагуляционной активности плазменных факторов (VIII, IX, VIII + V, XIII) может сочетаться с дисфункцией тромбоцитов. Из приобретенных форм может быть вызван синдромом внутрисосудистого свертывания крови, передозировкой антикоагулянтов.

4. Васкулитно-пурпурный тип является результатом экссудативно-воспалительных изменений в микрососудах на фоне иммуноаллергических и инфекционно-токсических нарушений. Наиболее часто среди этой группы заболеваний встречается геморрагический васкулит (синдром Шенлейна—Геноха), при котором геморрагический синдром представлен симметрично расположенными (преимущественно на конечностях в области крупных суставов) элементами

5. Ангиоматозный тип характерен для различных форм телеангиоэктазий, наиболее часто – болезни Рандю—Ослера. Клинически нет спонтанных и посттравматических кровоизлияний, но имеются повторные кровотечения из участков ангиоматозно измененных сосудов – носовое, кишечное кровотечения, реже гематурия и легочное кровотечение.

1. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системыЗакладка и образование костной ткани происходит на 5-й неделе внутриутробного развития.Череп к моменту рождения ребенка представлен большим числом костей. Стреловидный, венечный и затылочный швы открыты и начинают закрываться только с 3-4-месячного возраста. У доношенных детей боковые роднички обычно закрыты.Задний, или малый, родничок, расположенный на уровне затылочных углов теменных костей, открыт у 25 % новорожденных и закрывается не позднее 4-8-й недели после рождения. Передний, или большой, родничок, расположенный в месте соединения венечного и продольного швов, может иметь различные размеры. При измерении по расстоянию между средними точками противостоящих краев они составляют от 3 х 3 см до 1,5 х 2 см. В норме закрытие большого родничка происходит к 1–1,5 годам, однако в последние годы оно нередко наблюдается к 9-10 месяцам.Позвоночник новорожденного лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6–7 месяцев жизни, когда ребенок самостоятельно сидит, а окончательно он закрепляется только в 6–7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9-12 месяцев, окончательно формируется в школьные годы.Грудная клетка новорожденного широкая и короткая с горизонтально расположенными ребрами.В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, опускаются передние концы ребер, интенсивно растет поперечный диаметр.Кости таза относительно малы у детей раннего возраста. Рост костей таза относительно интенсивно происходит до 6 лет. С 6 до 12 лет имеет место относительная стабилизация размера таза, а в последующем у девочек – наиболее интенсивное его развитие, у юношей – умеренный рост.Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей.Распределение мышечной ткани у новорожденного отличается от детей других возрастных групп и взрослых. Основная ее масса приходится на мышцы туловища, в то время как в другие периоды – на мышцы конечностей.В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее – мышцы кисти рук. До 6 лет тонкая работа пальцами детям не удается. В возрасте 6–7 лет ребенок может уже успешно заниматься такими работами, как плетение, лепка и др. В этом возрасте возможно постепенное обучение детей письму. Однако упражнения в письме должны быть кратковременными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук.С 8–9 лет у детей уже укрепляются связки, усиливается мышечное развитие, отмечается значительный прирост объема мышц. В конце периода полового созревания идет прирост мышц не только рук, но и мышц спины, плечевого пояса и ног.После 15 лет интенсивно развиваются и мелкие мышцы, совершенствуются точность и координация мелких движений.

2 Тетрада Фалло (ТФ) — самый частый синий порок сердца. ТФ характеризуется большим дефектом межжелудочковой перегородки, расположением аорты над местом дефекта, гипертрофией правого желудочка и стенозом легочной артерии.

Вследствие больших размеров ДМЖП систолическое давление одинаково в обоих желудочках и аорте. Степень обструкции правого желудочка определяет направление и объем сброса крови. В большинстве случаев он достаточно велик, чтобы преодолеть системное сопротивление и вызвать сброс справа налево и развитие цианоза. Размеры ДМЖП имеют второстепенное значение, так как его диаметр в основном равен диаметру устья аорты.

Различаются две основные формы ТФ. При крайнем варианте тетрады Фалло по типу общего ложного артериального ствола легочный ствол не работает, состояние ребенка тяжелое, наблюдается выраженное нарушение гемодинамики. Дети рано синеют, в 80 % случаев погибают на первом месяце жизни без оперативного вмешательства.

При классическом варианте тетрады Фалло имеются стеноз легочной артерии (чаще клапанный и выхода из правого желудочка), дефект межжелудочковой перегородки (мембранозная часть), декстрапозиция аорты (аорта над дефектом межжелудочковой перегородки), вторичная гипертрофия правого желудочка. Цианоз у этих детей чаще возникает в 2—3-месячном возрасте, что обусловлено особенностями гемодинамики малого круга кровообращения. В то же время с рождения четко выслушивается систолический шум, обусловленный дефектом межжелудочковой перегородки, рано появляется одышка, часто у таких детей неправильно диагностируют дефект межжелудочковой перегородки и назначают дигоксин, который не показан при данном пороке.

Дети отстают в физическом развитии, для них характерны одышка (при кормлении или движении ребенка), цианоз, деформация пальцев рук и ног («барабанные палочки»). Приступы усиливающегося цианоза с углублением дыхания — одышечно-цианотические — развиваются у детей до года и у детей младшего возраста. Границы сердца остаются нормальными или незначительно расширены влево. Вдоль левого края грудины выслушивается грубый систолический шум, II тон на легочной артерии ослаблен. У детей с ТФ могут наблюдаться тяжелая полици-темия или относительная анемия. Обструкция выносящего тракта правого желудочка прогрессирует. Прогноз неблагоприятный вследствие развития осложнений цианоза и полицитемии, таких как инсульт и абсцесс головного мозга. Часто развивается инфекционный эндокардит.

Рентгенологически сосудистый рисунок легких обеднен, сердце небольших размеров, часто в форме «сапожка» с выраженной талией и приподнятой верхушкой. На ЭКГ выявляются смещение ЭОС вправо, гипертрофия правого желудочка и предсердия, часто блокада правой ножки пучка Гиса. Диагноз подтверждается данными эхокардиографии (возможна визуализация всех структурных компонентов тетрады Фалло, включая уровень обструкции выносящего тракта правого желудочка, цветное доп-плеровское исследование помогает установить направление сброса крови через дефект межжелудочковой перегородки), катетеризации сердца и ангиографии.

3 имеется симптом Щеткина-Блюмберга.Синдром мальабсорбциипроявляется поносом с полифекалией, нарастающим истощением больного. При осмотре обнаруживается увеличенный в объеме живот вследствие скопления пищевого химуса в просвете кишечника, метеоризма.Чаще синдром мальабсорбции наблюдается при ферментопатиях, но может возникнуть после операций на кишечнике, при тяжелых формах панкреатита, болезни Крона.

Синдром мальабсорбции — нарушение всасывания из тонкой кишки пищевых веществ, приводящее к выраженному расстройству питания больного. Выделяют мальдигестию (нарушение переваривания пищи до необходимых для всасывания составных частей, вследствие чего нарушается всасывание в кишечнике) и собственно мальабсорбцию — нарушение самого механизма всасывания в тонкой кишке.

1 Пищевод у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму. Длина его у новорожденных составляет 10 см, с возрастом она увеличивается, при этом диаметр пищевода становится больше. В возрасте до года слабо выражены физиологические сужения пищевода, особенно в области кардиального отдела желудка, что способствует частому срыгиванию пищи у детей 1-го года жизни.

Желудок у детей грудного возраста расположен горизонтально, дно его и кардиальный отдел развиты слабо, что объясняет склонность детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте. По мере того как ребенок начинает ходить, ось желудка становится более вертикальной, и к 7-11 годам он расположен так же, как у взрослого. Емкость желудка у новорожденного составляет 30- 35 мл, к году увеличивается до 250-300 мл, к 8 годам достигает 1000 мл. Секреторный аппарат желудка у детей 1-го года жизни развит недостаточно, в слизистой оболочке желудка у них меньше желез, чем у взрослых, и функциональные способности их низкие. Хотя состав желудочного сока у детей такой же, как у взрослых (соляная кислота, молочная кислота, пепсин, сычужный фермент, липаза), но кислотность и ферментативная активность более низкие, что определяет низкую барьерную функцию желудка и рН желудочного сока (4-5, у взрослых 1,5-2,2). В связи с этим белки недостаточно расщепляются в желудке пепсином, они расщепляются в основном катепсинами и гастриксином, вырабатываемыми слизистой оболочкой желудка, оптимум действия их — при рН 4-5. Липаза желудка (вырабатываемая пилорическим отделом желудка) расщепляет в кислой среде вместе с липазой женского молока до половины жиров женского молока. Эти особенности необходимо учитывать при назначении различных видов питания ребенку. С возрастом секреторная деятельность желудка увеличивается. Моторика желудка у детей первых месяцев жизни замедлена, перистальтика вялая. Сроки эвакуации пищи из желудка зависят от характера вскармливания. Женское молоко задерживается в желудке 2-3 ч, коровье — 3- 4 ч, что свидетельствует о трудностях переваривания последнего.

Систолическое артериальное давление (СД) у детей в возрасте до 1 года равно:

У детей в возрасте старше года артериальное давление равно:

Диастолическое артериальное давление (ДД) составляет:

у детей до года — от 2/3 до 1/2 максимального СД,

у детей старше года — 60 + n (n — число лет).

3 Эзофагит — поражение слизистой оболочки пищевода воспалительного характера. Проявлениями эзофагита могут служить жгучая боль за грудиной, нарушения глотания, изжога, повышенная саливация. Осложнением эзофагита могут явиться пептическая язва, стеноз, перфорация пищевода, болезнь Барретта. Диагностический минимум состоит из проведения эзофагоскопии, эндоскопической биопсии и рентгенографии пищевода. Лечение назначается с учетом этиологии эзофагита; включает диету, медикаментозную терапию, физиотерапию; при необходимости – хирургическое лечение сужения пищевода (бужирование, рассечение рубцовых стриктур и др.).

1 Лечебная деятельность М. С. Маслова характеризовалась индивидуальным подходом к больному ребенку, учитывая особенности его конституции и реактивности. Разработанные М. С. Масловым новые методы лечения, в частности токсической диспепсии, успешно внедрялись в повседневную практическую деятельность педиатрических лечебных учреждений города и страны. Широкое использование этих методов позволило существенно снизить показатели летальности. М. С. Маслов был первым отечественным педиатром, начавшим совместно с хирургами (акад. АМН СССР Петр Андреевич Куприянов) разрабатывать проблему диагностики и хирургического лечения врожденных пороков сердца и нагноений легких у детей. Учебники и монографии М. С. Маслова («Учение об аномалиях конституции», «Детские болезни», «Лекции по факультетской педиатрии», «Диагноз и прогноз» и др.) на протяжении нескольких десятилетий были настольными книгами для отечественных педиатров, переведены на многие иностранные языки: болгарский, сербский, корейский, китайский, румынский и албанский. Среди учеников академика М. С. Маслова более двадцати профессоров-педиатров.

Тур Александр Федорович (1894 — 1974) ученик А. Н. Шкарина и М. С. Маслова, профессор, академик АМН СССР, лауреат Ленинской премии, с 1925 г. заведовал рядом кафедр в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. А. Ф. Тур является одним из основоположников таких разделов отечественной педиатрии, как детские гематология и эндокринология, неонатология, диететика, использование массажа и гимнастики, закаливания в рациональном воспитании детей раннего возраста. Книги А. Ф. Тура «Пропедевтика детских болезней» (издана 6 раз), «Справочник по диететике детей раннего возраста» (издан 7 раз), «Физиология и патология детей периода новорожденности» (издана 4 раза), «Гематология детского возраста» (издана 3 раза), «Рахит» (издан 2 раза) и другие были на протяжении десятилетий настольными руководствами для отечественных педиатров. А. Ф. Тур был главным педиатром Ленинграда в тяжелые годы его блокады во время Великой Отечественной войны. Большинство ведущих педиатров Санкт-Петербурга в настоящее время — ученики А. Ф. Тура и М. С. Маслова

2Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы. Половое развитие Гипофиз – объединяет в единое целое всю эндокринную систему.Гормоны гипофиза:1) АКТГ (адренокотрикотропный гормон).Влияет на кору надпочечников, стимулирует синтез и секрецию глюкокортикоидов;2) ТТГ (тиреотропный гормон). Стимулирует рост и функцию щитовидной железы, повышает ее секреторную функцию, аккумуляцию железой йода, синтез и выделение ее гормонов;3) СТГ (соматотропный гормон) – гормон роста. Повышает синтез белка и снижает распад аминокислот, вызывает задержку азота в организме, повышает гликемию, вызывает задержку фосфора, натрия, калия, кальция, одновременно увеличивает распад жира, это все приводит к ускорению роста;4) гонадотропные гормоны. Стимулируют функцию гонад;5) вазопрессин – антидиуретический гормон. Вызывает задержку воды в организме путем ее реаб-сорбции из дистальных канальцев почек;6) окситоцин. Вызывает сокращение гладкой мускулатуры, стимулирует лактацию, усиливает диурез.Щитовидная железатироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин, определяет нормальный рост, созревание скелета (костный возраст), дифференциров-ку головного мозга и интеллектуальное развитие, нормальное развитие структур кожи и ее придатков, увеличение потребления кислорода тканями, ускорение использования углеводов и аминокислот в тканях.Паращитовидные железывыделяют паратиреоидный гормон, который играет важную роль в регуляции обмена кальция.Надпочечникивырабатывают кортикостероид-ные гормоны (глюкокортикоиды), минералокортикоиды, андрогены, катехоламины (адреналин, норад-реналин, допамин).Поджелудочная железасекретирует инсулин, глюкагон, соматостатин. Инсулин снижает уровень глюкозы в крови, регулирует углеводный обмен. Со-матостатин подавляет секрецию СТГ и ТТГ, гипофиза, инсулина и глюкагона.

3Эндокардит – воспаление внутренней оболочки сердца. Наиболее частыми формами поражения эндокарда являются ревматический и инфекционный (бактериальный, или септический) эндокардиты. Ревматический эндокардит возникает после перенесенной ребенком острой стрептококковой инфекции (ангины) или обострения хронического тонзиллита.

1) Формулы ФР на первом году жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник